Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие адаптационных возможностей учащихся в условиях сельской школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поташник, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий, Е. А. Ямбург и др.) — теоретические труды по философии образования, аксиологии, социологии, психологии, посвященные взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности миссии школы (в том числе и сельской) и развития общества (С.Г. Бра-нещук, В. И. Вербицкий, JI.C. Выготский, М. П. Гурьянова, Т. С. Горбунова, * Э. Д. Днепров, Ю. В. Крупнов, А. П… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Миссия сельской школы в современных условиях
    • 1. 1. Миссия педагога сельской школы
      • 1. 2. 0. собенности профессиональной деятельности учителя сельской школы
    • 1. 3. Особенности взаимодействия субъектов образовательной среды сельской школы
  • Выводы по I главе
  • Глава II. Теория и практика развития адаптационных возможностей ребенка сельской школы
    • 2. 1. Содержание категории «адаптационные возможности»
    • 2. 2. Организационно-педагогическая система, направленная на развитие адаптационных возможностей учащихся сельской школы
    • 2. 3. Организация деятельности школы, направленная на развитие адаптационных возможностей учащихся
  • Выводы по II главе
  • Глава III. Проверка эффективности организационно-педагогической системы, направленной на развитие адаптационных возможностей учащихся
    • 3. 1. Результаты поисково-констатирующего этапа опытнор экспериментальной работы
    • 3. 2. Результаты формирующего этапа опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по III главе

Развитие адаптационных возможностей учащихся в условиях сельской школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В числе приоритетных проблем, обострившихся на фоне глобальных перемен в обществе в последнее десятилетие, следует рассматривать стратегию развития села и направленность развития сельской школы.

В образовательном пространстве России сельская школа занимает значительное место. Это — 70,4% от числа общеобразовательных школ. В них обучается около половины учащихся, работает 41% педагогических кадров страны. Более того, в ряде областей России наметилась тенденция к росту сельского населения, а значит и сельских школ.

В современных условиях школа является эффективным механизмом построения новой сельской жизни, реального развития села, хранительницей духовно-нравственных ценностей народа. Новое сельское образование призвано обеспечить условия формирования личности, способной к выдвижению и реализации самостоятельных стратегий и политик развития села, региона, страны.

С другой стороны, сельские школы разных регионов существенно различаются. Современная сельская школа является элементом, составной частью более крупной социальной и образовательной системы. Характер развития сельской школы во многом определяется развитием экономики сельского хозяйства, социальной структуры села.

В современных условиях школа несет особую, жизнесберегающую миссию и выполняет роль хранительницы духовно-нравственных ценностей народа, очага культуры и основополагающего фактора российской деревни.

Для учащихся сельских школ обостряются многие проблемы, среди которых можно выделить, прежде всего, резкое удорожание стоимости получения профессиональных услуг, отсутствие необходимого количества профессиональных образовательных учреждений на селе, в связи с которыми актуализируется проблема самоопределения учащихся в их учебной, профессиональной деятельности.

Поэтому в сельском образовательном пространстве возник ряд противоречий, связанных с изменением уклада сельской действительности, ценностных ориентиров сельских жителей, между.

• социальным потенциалом образовательной среды села для развития творческой индивидуальности его субъектов и только частичным использованием этого потенциала в педагогической практике сельских учителей;

• целостностью и непрерывностью педагогического процесса и фрагментарностью, разрозненностью создаваемых в системе образования условий для развития творческой индивидуальности взрослых и детей сельской местности;

• прорастающими естественным образом в сельской среде основами образования новых видов — культурно-образовательных центров и отсутствием механизмов взаимодействия субъектов образовательного процесса;

• изменениями цели обучения и воспитания сельских школьников, модернизации сельского школьного образования на фоне новых социально-экономических условий и устаревшей материальной базы сельских школ;

• значительность реализации индивидуального потенциала личности учащегося школы и отсутствия механизмов развития адаптационных возможностей школьников;

• интенсификацией процесса обучения и резким ухудшением здоровья учащихся;

• необходимостью учета индивидуальных возможностей учащихся и не всегда достаточным для этого уровнем профессионализмом учителя.

Это определило постановку проблемы: обоснование условий для реализации индивидуальных психолого-социальных ресурсов личности в изменяющемся социально-экономическом укладе сельской жизни, а также для социализации личности и возможности ее самоопределения, самореализации. Одним из таких обоснований является создание условий для развития адаптационных возможностей ребенка сельской школы в соответствии с современной концепцией модернизации образования и развития общества, как признающей самоценной индивидуальность, самобытность каждого ученика и необходимость его самоактуализации.

Анализ сложившейся ситуации в сельском образовательном пространстве и наблюдения за развитием сельской школы в условиях критической ситуации в сельском хозяйстве подтверждает как наличие и актуализацию проблемы востребованности разработки модели современной школы и сельского образования, так и необходимость поиска новых организационно-педагогических, содержательных и инструментально-методических способов и форм обучения, воспитания и развития учащихся, их успешной социализации.

Цель исследования — теоретическое обоснование и практическая реализация организационно-педагогической системы, направленной на развитие адаптационных возможностей сельских школьников.

Объект исследования — образовательный процесс в сельской школе, направленный на развитие адаптационных возможностей школьников.

Предмет исследования — организационно-педагогические условия, обеспечивающие развитие адаптационных возможностей сельских школьников.

Гипотеза исследования. Если образовательный процесс в сельской школе будет строиться на основе поэтапно реализуемой организационно-педагогической системы, направленной на развитие адаптационных возможностей сельских школьников, включающей в себя следующие блоки: содер-жательно-деятельностный, потребностно-мотивационный, технологический, диагностический, социальный и реализующей принципы организации образовательных услуг, то можно ожидать позитивных изменений в потребност.

Э но-мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной сферах личности, составляющих основу развития адаптационных возможностей школьника.

Задачи исследования.

1. Выявить содержание понятия «адаптационные возможности» и их роль в самоопределении школьников на основе анализа философской, психолого-педагогической литературы.

2. Определить миссию сельской школы в современных условиях.

3. Определить миссию сельского учителя и особенности его профессиональной деятельности при развитии адаптационных возможностей школьников.

4. Разработать организационно-педагогическую систему, направленную на развитие адаптационных возможностей сельских школьников и проверить ее эффективность.

Теоретико-методологическую основу исследования определили исторический и аксиологический подходы к проектированию образовательных учреждений (Ш.А. Амонашвили, Р. У. Богданова, В. И. Загвязинский, М.М. А.

Поташник, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий, Е. А. Ямбург и др.) — теоретические труды по философии образования, аксиологии, социологии, психологии, посвященные взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности миссии школы (в том числе и сельской) и развития общества (С.Г. Бра-нещук, В. И. Вербицкий, JI.C. Выготский, М. П. Гурьянова, Т. С. Горбунова, * Э. Д. Днепров, Ю. В. Крупнов, А. П. Тряпицына, Н. В. Чекалева, З. А. Халюта и др.) — психолого-педагогические труды по проблеме адаптации (А.С. Белкин, В. В. Богорев, А. А. Макареня, В. А. Сластенин, Т. И. Шамова, Г. А. Цукерман и др.) — психолого-педагогические концепции многоаспектной профессиональной деятельности и профессионального развития педагога, творческой природы его деятельности (И.Ю. Алексашина, В. И. Загвязинский, И. А. Зимняя, В.А. Кан-Калик, В. А. Сластенин, Н. Н. Суртаева, А. П. Тряпицына и др.).

Решение поставленных задач осуществлялось с использованием теоретических и эмпирических методов исследования: анализ научной (философской, психологической, педагогической) литературыанализ и обобщение передового опыта и массовой практики по проектированию образовательных учрежденийопытно-экспериментальная работа, включающая комплекс методов, адекватных целям исследования: педагогическое наблюдение, тестирование, анкетирование, анализ продуктов творческой деятельности, педагогический консилиумсобеседование, методы математико-статистической обработки.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:

• уточнено содержание понятия «адаптационные возможности учащихся сельской школы» за счет философского, психолого-педагогического анализа понятий «возможность», «действительность»;

• разработаны концептуальные положения развития и реализации адаптационных возможностей школьников в сельской школе;

• определены подходы к понятиям «миссия сельской школы», «миссия педагога сельской школы» в аспекте развития и реализации адаптационных возможностей школьников;

• выделены и обоснованы этапы развития адаптационных возможностей школьников (потребностно-мотивационный, деятельностный, рефлексивный);

• разработана организационно-педагогическая система, направленная на развитие адаптационных возможностей школьников, включающая следующие блоки: потребностно-мотивационный, диагностический, содержа-тельно-деятельностный, технологический, социальный;

• обоснован механизм воздействия организационно-педагогической системы на развитие адаптационных возможностей школьников.

Теоретическая значимость исследования обусловлена:

• обоснованием адаптационных возможностей личности как существенной характеристикой потенциала личности;

• разработкой теоретических представлений о проблеме развития адаптационных возможностей сельских школьников;

• содержательным наполнением процесса развития адаптационных возможностей сельских школьников в условиях современного социума.

Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций для директоров школ при прогнозировании тенденций развития сельской школы, определении ее миссиидля педагогов — по развитию адаптационных возможностей школьников с учетом образовательной областидля родителей, проектирующих развитие своего ребенка, формирующих образовательную среду семьи, школы, села. щ Положения, выносимые на защиту:

• структура адаптационных возможностей школьников на основе выделенных потребностей, удовлетворяемых в процессе обучения;

• этапы развития и реализации адаптационных возможностей школьников: потребностно-мотивационный, деятельностный, рефлексивный;

• организационно-педагогическая система, направленная на развитие адаптационных возможностей школьников в сельской школе.

Первый этап (1997;1998 г. г.). Изучение и анализ философской, психологической, педагогической литературы, посвященной различным аспектам рассматриваемой проблемыосмысление передового и массового опыта образовательных учреждений по проблеме их проектирования, развития возможностей и способностей учащихся, в том числе и адаптационныхобоснование актуальности проблемы и разработки исходных теоретических положенийотбор методов исследованияопределение рабочей гипотезы, задач и построение программы исследования.

1 Второй этап (1999 -2000 г. г.). Проведение констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы с целью обобщения опыта в аспекте проектирования и развития сельских школ. Разработка и внедрение организационно-педагогической системы сельской школы, направленной на развитие адаптационных возможностей школьников. Отработка мониторинговых программ (комплексной и индивидуальной) для отслеживания получаемых результатов.

Третий этап (2000 -2002 г. г.). Организация формирующего этапа опытно-экспериментальной работы по созданию и апробации разработанной организационно-педагогической системы сельской школы. Формирование и проверка на практике результативности деятельности педколлектива по внедрению организационно-педагогической системы сельской школы, направленной на развитие и реализацию адаптационных возможностей школьников. Обобщение и теоретическое обоснование итогов опытно-экспериментальной работы.

Задачи исследования, логическая последовательность их решения определили содержание и структуру диссертации: введение, три главы, заключение, библиография, приложения.

Апробация результатов исследования осуществлялась.

• в период работы соискателя директором Червишевской сельской школы Тюменского района;

• в процессе разработки и реализации Программы развития школы, исследовательского проекта;

• путем передачи опыта работы во время проведения районных и областных семинаров, совещаний руководителей образовательных учреждений города и области;

• во время практических занятий на курсах повышения квалификации ^ руководителей образовательных учреждений;

• на конференциях разного уровня: международной научно-практической конференции «Антропоэкология — педагогика жизнедеятельности» (Тюмень, 2000) — Всероссийской конференции «Три века сибирской школы"(СПб.- Тюмень, 2001), межрегиональной межотраслевой научно-практической конференции «Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе» (СПб, 2001, 2002), Всероссийской научно-практической конференции «Семейное воспитание: история и современность» (СПб., 2003) и др.

Выводы по третьей главе.

1. Выявленное мнение учителей и родителей по проблеме развития адаптационных возможностей школьников убеждает в необходимости исследования влияния адаптационных возможностей на развитие личности учац? ЁаДш1. выявления эффективности организационно-педагогической системы, направленной на развитие адаптационных возможностей школьников, были отобраны психолого-педагогические диагностики, ракрывающие характеристики личности в ее потребностно-мотивационной, интеллектуальной и эмоциональной сферах.

3.Выявление направленности интересов и мотивов у учащихся сельской школы позволило определить основные сферы развития личности, отобрать эффективные способы и методы их развития с учетом их адаптационных возможностей.

4. Полученные данные свидетельствуют о том, что предложенная организационно-педагогическая система по развитию адаптационных возможностей сельских школьников обеспечивает формирование внутренних мотивов учебной деятельности, способствует усвоению знаний, умений и способов действий, позитивно влияет на эмоциональное состояние учащихся, приводит к достаточно высокому уровню адаптированности через удовлетворение потребностей. Все это свидетельствует об эффективности предложенной организационно-педагогической системы и подтверждает выдвинутую гипотезу.

Заключение

.

Проблема личности постепенно становится центральной в проблематике современных психолого-педагогических исследований. Изучая становление личности в процессе взаимодействия человеческого индивида со своим социальным, природным окружением и его социализацию, в течение последних десятилетий ученые обращают внимание на те аспекты активности личности, которые направлены на ее адаптацию к той социальной среде, в которой протекает эта активность.

Анализ психолого-педагогической, философской, социологической литературы, рассмотрение накопленных к настоящему времени фактов и идей, относящихся к проблеме адаптации, позволяет заключить, что многие частные вопросы проблемы социально-психической адаптации, касающиеся отдельных адаптивных механизмов, еще не решены. Недостаточно проработанным является и вопрос о том, каким образом в сложных ситуациях адаптивные механизмы сочетаются в комплексы и позволяют личности, преодолевая эти ситуации, прийти к адаптированному состоянию.

На сегодня не существует и четких критериев адаптированного состояния личности, ее социально-психологической адаптированности как состояния динамического взаимодействия со средой.

Предложенная организационно-педагогическая система, направленная на развитие адаптационных возможностей школьников, затрагивает, на наш взгляд, одно из важных направлений изучения механизма адаптации сельских школьников к социальной среде, рассматривая адаптацию как процесс, определяющий непрерывное развитие личности. Причем, необходимо отметить, что адаптация — это не развитие личности, а одно из условий, определяющих ее развитие, т. е.е адаптация является составляющей функцией развития личности, обязательной, но не единственной.

Большую значимость для развития адаптационных возможностей учащихся имеют формы, методы и способы организации учебной деятельности.

Считаем необходимым использовать ресурсы современных образовательных технологий в аспекте осуществления совместной деятельности ученика и учителя, формируя тем самым мотивацию к этой деятельности, вызывая интерес к получению новых знаний, формируя рефлексивные умения школьников.

Для широкого внедрения организационно-педагогической системы по развитию адаптационных возможностей необходима специальная подготовка педагогов.

Проведенное теоретическое и экспериментальное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Адаптационные возможности личности являются существенной составляющей ее потенциала и их реализация определяет тенденцию развития личности.

2. Поэтапное развитие адаптационных возможностей способствует положительным изменениям в потребностно-мотивационной, интеллектуальной и эмоциональной сферах ребенка.

3. Предложенная организационно-педагогическая система, направленная на развитие адаптационных возможностей личности, требует создания условий, обеспечивающих удовлетворение познавательных, социальных потребностей, а также потребностей достижения и самореализации личности учащегося.

4. Реализация организационно-педагогической системы, направленной на развитие адаптационных возможностей личности учащегося, в целом повышает эффективность образовательного процесса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке/Под ред. Д. В. Колесова.-М.гПедагогика, 1987.- 148 с
  2. Адаптация человека/Под ред. З. И. Барбашова.- JL: Наука, 1972.- 267 с.
  3. Адаптивные реакции организма школьников к физическим и умственным нагрузкам/Под ред. В. Я. Еремеева.- Пермь, ПГПИ, 1990.- 122 с.
  4. Ю.Я. Состояния психической адаптации и их компенсация.- М.: Медицина, 1976.- 272 с.
  5. И.Ю. Учитель и новые ориентации образования: Монография.- СПб, 1997.- 153 с.
  6. .Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних.- Свердловск: Ур. Ун-т, 1986.- 152 с.
  7. Альманах психологических тестов/С.А. Римская, P.P. Римский.- М.:КСП, 1995.-397 с.
  8. Ш. А. Школа жизни,— М.: Издательский дом Шалвы Амона-швили, 1998.- 138 с.
  9. А. Психологическое тестирование. Кн. 1,2.- М., 1982.- 264 с.
  10. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности.- Казань: Издательство КГУ, 1998.-318 с.
  11. П.Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс.Кн.1.- Казань: Изд-во Казанского университета, 1996.- 568с.
  12. В.Г. Мотивация поведения и формирования личности,— М.:Мысль, 1976.- 158 с.
  13. Ю.К. Оптимизация процесса обучения (общедидактический аспект).- М.: «Педагогика», 1977.- 256 с.
  14. JI.B., Чернявская А. П. Воспитание в сельской школе.-М.:Центр «Педагогический поиск», 2002.- 176 с.
  15. И.С., Мосина А. В., Тряпицына А.ГТ. Педагогическая диагностика в опытно-экспериментальной работе школы: Кн. для учителя.- СПб., 1993.- 135.С.
  16. А.С. Основы возрастной педагогики. В 2 ч.- Екатеринбург, 1992.4.1−73 с. Ч.2.-85 с.
  17. А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. Для учителя.-М.:Просвещение, 1991.- 176 с.
  18. А.И. Методика определения адаптации человека.-М., 1979.-32с.
  19. Бережнова J1.H. Предупреждение депривации в образовательном процессе. Монография.-СПб. :Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.- 240 с.
  20. Бим-Бад Д.М., Петровский А. В. Образование в контексте социализа-ции//Педагогика.- 1996.-№ 1.- С.3−8.
  21. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода.-М.: Наука, 1973.- 268 с.
  22. А.А., Столина В. В. Общая психодиагностика.- М., 1987.- 238 с.
  23. Л.И. К развитию аффективно-потребностной сферы челове-ка//Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии.- М., 1978.- С.67−83.
  24. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентирован-ного образования//Педагогика.- 1997.- № 4.- С. 11−17.
  25. А.А. Индивидуальный подход в обучении//Советская педагогика.- 1965.- № 7.- С.10−12.
  26. Л.В., Гусева Т. А., Джузенова Р. Б., Метельская Ю. С., Рыбакова В. И., Хуторная М. А. Школьные проблемы глазами психолога. Как оказать помощь дезадаптированному ребенку. М.: Российское психологическое общество, 1998.- 198с.
  27. Возможность и действительность/Парнюк М.А., Кирилюк JI.C. и др.-Киев:Наук. Думка, 1989.- 288с.
  28. Л.С. Проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте. Избр. психол. исслед.- М., 1956.- С.438−452.
  29. Ю.А. Акмеологические аспекты педагогического мастерства//Региональная акмеологическая служба в системе образования/ БПА. СПб: 1995.- С.97−129.
  30. П.Я., Талызина Н. Ф. Современная теория поэтапного формирования умственных действий.- М., 1979.- 185 с.
  31. А.Б. Эволюция адаптаций.- Л.: Наука, 1989.-187с.
  32. .С. Философия образования для XXI века//Мир образования.- 1996.-№ 4.- С.49−54.
  33. Ю.З. Методика отслеживания успеваемости и психического развития учащихся в общеобразовательной школе. — Киев: Перспектива, 1996. -38 с.
  34. Л.Н. Социальная адаптация в современных условиях// Социологические исследования.-1994.-№ 8.-С.9.
  35. Т.С. Методика реализации адаптационных возможностей лич-т ности учащегося в процессе обучения химии. Диссетрация на соиск. учен. степ, кандид. педагогич. наук.- Омск, 2000.- 177с.
  36. В.В. Межсубъектная педагогика: тенденции развития.- СПб.: ИОВ РАО, 2001.- 237 с.
  37. Гурьянова М. П. Сельская школа и социальная педагогика//Пособие дляпедагогов.- Мн.: Амалфея, 2000.- 448 с.
  38. Вл. Некоторые проблемы мотивации учебной деятельности уча-щихся//Вопросы психологии.- 1981.-№ 1.-С.55−58.
  39. В.В. Деятельность: теория, методология, проблемы.- М., 1990.-С.151.
  40. В.В. О понятии развивающего обучения// Педагогика, 1995. — С. 29−40.
  41. В.В., Маркова А. К., Шумилин E.JI. Психологические проблемы формирования у школьников потребности и мотивов учебной деятельности/Мотивы учебной и общественно-полезной деятельности школьников и студентов.- М., 1980.
  42. М. Качественные методы в социальных исследованиях: Фокус-группа. Барнаул, 1995.- 98 с.
  43. Ю.Г. Дети с трудностями адаптации к школе// Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. Материалы Всероссийской научно-практической конференции.- М., 1995.- С.41−42.
  44. Э. Модернизация образования — общенациональная задача: К итогам деятельности рабочей группы государственного Совета РФ по вопросам реформирования образования//первое сентября.- № 58, 25 августа.-2001.- С.2−3.
  45. В.И. Синдром «учебной неуспешности»//Журнал практического психолога.- 1998.- № 3.- С.3−8.
  46. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. — СПб.: Изд-воЛГУ, 1985.- 156 с.
  47. И.А. Адаптация и прогнозирование деятельности.- Казань, 1991.-254с.
  48. В.И. Педагогическое творчество учителя.- М.: Знание, 1980.- 128 с.
  49. Закон РФ «Об образовании».- СПб, 1996.- 64 с.
  50. В.П. О целях и ценностях образования//Педагогика.-1997.-№ 5.-С.23−28.
  51. Е.П. Мотивация и мотивы.- СПб: Изд-во «Питер, 2000.- 512 с.
  52. B.C. Формирование личности школьника.- М.: Педагогика, 1984.144 с.
  53. Э.В. Философия и культура.- М.:Политиздат, 1991.- 462 с.
  54. К. Педагогическая диагностика.- М., 1986.- 240 с.
  55. В.Н., Ирхина И. В. Валеологически обоснованный урок в современной школе: Учебное пособие.- Барнаул, 1998. 112 с.
  56. С.Б. О психологической классификации потребностей//Вопросы психологии.-1987.-№ 5 .-С21 -26.
  57. М.С. Человеческая деятельность: Опыт: системного анализа.-М. Политиздат, 1974.- 328 с.
  58. В.П. Современные аспекты адаптации.-Новосибирск, 1980.191 с.
  59. З.И. Проблемы преодоления неуспеваемости глазами психолога.- М.: Знание, 1982.- 96 с.
  60. М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта.-М.:Знание, 1989.-80с.
  61. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред, пед заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 176 с.
  62. Кон И. С. Открытие «Я», — М.: Политиздат, 1978.- 367 с.
  63. Кон И. С. Ребенок и общество.- М.: Наука, 1988.- 269 с.
  64. Кон И.С., Фельдштейн Д. И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного периода//В мире под-ростка.-М., 1980.
  65. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.- М.: МО РФ, 2001.- 32 с.
  66. Конвенция о правах ребенка. Принята 44−1 сессией Генеральной ассамблеи ООН (1989)//Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов.-М., 1990.- С.388 409.
  67. .И. Учение — процесс творческий: Кн. Для учителя: Из опыта работы.- 2-е изд., доп. и испр.- М.: Просвещение, 1989.- 159 с.
  68. Краткая философская энциклопедия.- М.:Изд. Группа Прогресс, 1904.-576с.
  69. С.В. Развивающее и развивающееся образование. Синергетиче-ские аспекты образования.- Новокузнецк: ИПК, 2000.- 198 с.
  70. Ю.В. Концепция развития сельской школы / Проблемы образовательной политики в Российской Федерации.- Тюмень, 2000.- 142 с. С. 80−113.
  71. П.С. Адаптация как функция развития личности.- Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1991.-76с.
  72. Г. Ф. Педагогические условия предупреждения школьной де-задаптации//Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. Материалы Всероссийской научно-практической конференции.- М., 1995.- С.21−23.
  73. Н.В. Педагогическая теория и школьная практика. Мн., Изд-во БГУ, 1978.-296 с.
  74. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике.-Таллин, Валгус, 1980.-334с.
  75. В. Проблемно-ориентированный анализ педагогической системы школы//Сельская школа.-2003.-№ 1.-С.4−10, № 2.-С.4−11, № 3.-C.3−8, № 4.-С.4−12.
  76. Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии.- Мурманск, 1997.
  77. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции.- М., 1972.- 228 с.
  78. А.Н. Проблемы развития психики.- М.: Мысль, 1965.- 572 с.
  79. А.Н. О некоторых психологических вопросах сознательности учения//Советская педагогика.- 1946.- № 1−2- Хрестоматия по педагогической психологии.- М., 1995.
  80. .Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей.-Самара, 1997.- 290 с.
  81. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды./ Составители Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская — СПб.: Изд-во Ин-та образования взрослых совместно с изд-вом «Тускарора», 1996. 175 с.
  82. A.M. Антропология мифа.- Екатеринбург, 1997.- С. 476.
  83. Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении.-М.: Фолиум, 1999.- 87 с.
  84. B.C. О взаимосвязи между значительностью потребностей личности и их удовлетворенностью//Вопросы психологии.-1978.-№ 5.-С.86−93.
  85. И.А. Социальность современного образования.- Омск: ОмГПУ, 2000.- 182 с.
  86. А.А., Кривых С. В. Педагогическая антропоэкология.Ч. 1. Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2000.- 191 с.
  87. А.А., Суртаева Н. Н. Интеграционные процессы в образовании как фактор развития интеллектуального и социокультурного потенциала регионов.- СПБ- Тюмень: ТОГИРРО, 2001.- 160 с.
  88. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте.-М. :Просвещение, 1990.-191с.
  89. А.К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников.-М.:Педагогика, 1983.- 65с.
  90. А. Мотивация и личность/пер с англ.-СПб:Евразия, 1999.-479с.
  91. Г. О роли психодиагностики в преодолении неуспеваемости школьников//Вопросы психологии.- 1981.- № 4.- С.152 154.
  92. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Изб.психол. тр./Ред. сост. и авт. ст. И. С. Якиманской.- М.: Педагогика, 1989.-219 с.
  93. Г. И., Чикова О. М. О некоторых особенностях рефлексии учителя/ЯТсихология учителя.- М., 1989.-C.33−36.
  94. В.А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую деятельность. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 268 с.
  95. Н.Г. Практика подготовки педагогов к работе с дезадаптированными детьми. Современные технологии. Ч.2.- СПб.: ИОВ РАО, 2002.128 с.
  96. О. технологическая подготовка сельских школьников//Сельская школа.-2003.-№ 2.-С.73−74.100.
  97. Л.И. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности учителя.-М.: Сентябрь, 1999.- 192 с.
  98. А. Программа развития школы: опыт разработки//Сельская школа.-2003.-№ 1 .-С. 10−14.
  99. Мотивация познавательной деятельности/Под ред. Ю. Н. Кулюткина и Г. С. Сухобской.-Л., 1972.
  100. А.В. Социальная педагогика.- М.: Академия, 1999.- 184 с.
  101. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений//Психологическая наука в СССР.- М.: Изд. АПН РСФСР, I960.- С.98−114.
  102. В.Н. Проблема способностей в советской психологии и ее ближайшие задачи/Проблемы способностей. М., 1972. — С. 7−8.
  103. Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволю-ции?//Педагогика.- 1997.- № 3.- С.20−27.
  104. Т.С. Проблемы педагогической эффективности средств обучения/Развитие учебно-материальной базы общеобразовательной школы/Под ред B.C. Леднева.- М.:Ротапринт НИИ ШОТСО АПН СССР, 1990.-С.98−119.
  105. А.А. Социально-психическая адаптация личности.-Ереван:Изд-во АН АРМССР, 1988.-262с.
  106. Национальная доктрина образования.- М.: ИПК МГУП, 2000.- 15 с.
  107. Образовательная политика России на современном этапе, Государственный Совет Российской Федерации//Управление школой.- № 29, август 2001.- С.1−8.
  108. Р.В. Справочная книга социального педагога,— М.: ТЦ «Сфера», 2001.- 480 с.
  109. А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики.- М., 1991.- С. 142.
  110. Основы социальной работы: Учебник/Отв. ред. П. Д. Павленок.- 2-е изд., испр. и доп.-М.:ИНФРА.- М., 2001.- 395 с.
  111. А., Скопин А. пути реализации концепции профильного обучения в сельской школе.-2003.-№ 4.-С. 18−26.
  112. В.Н. Классификация функций человека как субъекта обще-ния//Психологический журнал.- 1987.-№ 4.- С.51−60.
  113. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П. И. Пидкасистого.- М. Российское педагогическое агенство, 1996.- 603 с.
  114. В.А. Психология неадаптивной активности.-М., 1994.-224с.
  115. В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности.-Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.- 512 с.
  116. М.М. Организация опытно-экспериментальной работы в школе.- М.: РИПКРО МО РФ, 1991.- 126 с.
  117. Психология личности в трудах отечественных психологов /сост. Куликов Л. В. СПб.: «Питер», 2000. — 480 с.
  118. Психология человека от рождения до смерти//Под ред. А. А. Реана.-СПб: Прайм-Еврознак, 2001.- 656 с.
  119. Психологическое самообразование. — М.: Школа-Пресс, 1992. — 112 с.
  120. Рабочая книга школьного психолога/ И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др.- Под ред. И. В. Дубровиной.- М.: Международная педагогическая академия, 1995.- 376 с.
  121. А.А. Психология изучения личности: Учебное пособие.- СПб: Изд-во Милайлова В. А., 1999.- 228 с.
  122. Роджерс Карл Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека.- М.: Прогресс, Универс, 1994.- 480 с.
  123. Рубинштейн C. J1. Проблемы общей психологии.- М.: Педагогика, 1976.412 с.
  124. В.В. Совместная учебная деятельность: социальное взаимодействие и обучение//Вопросы психологии.- 1998.- № 5.- С.49−59.
  125. Е.В. Социальная психология: Курс лекций.- М.:ИНФРА-М.-Новосибирск: НГАЭ и У, «Сибирское соглашение, 2000.- 224.С.
  126. М.Н. Школа: социальный кризис и коммерциализация/Народное образование.- 2000.- № 8.- С.8−13.
  127. В.Н. Общая теория систем как категория.- М.: Наука, 1971.211 с.
  128. Г., Закатова И., Левина О. Технология самовоспитания школьников. Сделай сам себя//Сельская школа.-2003.-№ 1.-С.20−23, № 2.-С.21−28, № 3.-С.55−64, № 4.- С.32−39.
  129. Н.Л. Управление воспитательной системой школы: основные подходы/Директор школы.- 1997.- № 6.- С. 12−13.
  130. Сельская школа России в современных условиях/Под ред. В.Ф. Криво-шеева.- М.:"Альфа», 1994.- 136 с.
  131. В.Ф. Философские проблемы биологии человека.- Л.:Изд-во ЛГУ, 1990.- 205 с.
  132. В.В. Образования и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем.- М.: Издат. корпорация «Логос», 1999.- 272 с.
  133. В.А., Маралов В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/Под ред. В. А. Сластенина.- М.: Академия, 2000.- 216 с.
  134. Н. Как научиться «владеть классом»//Сельская школа.-2003 .-№ 1 .-С.89−94.
  135. В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика. -М.: Школа-Пресс, 2000. 512 с.
  136. В.А. Отчетный доклад «Международная академия педагогического образования: состояние, тенденции и перспективы разви-тия"//Педагогическое образование и наука.- 2001.- № 1.- С.5−11.
  137. В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях.-М., Педагогическое общество России, 1999.-416 с.
  138. Л.Ф., Павличкова Г. Л. Функционирование законов педагогических систем в образовательном пространстве//Мир образования — образование в мире.- 2001.- № 1.- С.28−32.
  139. Стратегия модернизации содержания общего образования.- М.: МО РФ- Национальный фонд подготовки кадров, 2001.- 101 с.
  140. А.И. Гуманизация российского общества.- М.: Исслед. центр, 1995.- 156 с.
  141. А.И. Системологические основы образовательных систем. Ч.1и 11.-М., 1994.- 605 с.
  142. Н.Н. Нетрадиционные образовательные технологии.- Новокузнецк: ИПК, 2000.- 63 с.
  143. Н.Н. Педагогические технологии: технология естественного обучения//Химия в школе.-1998.-№ 7.-С.З.
  144. Н.Н. Педагогические технологии в реализации гуманистической концепции образования//химия в школе.- 1997.- № 7.- С. 17−22.
  145. Н.Н. Проектирование педагогических технологий в профессиональной подготовке учителя. Автореф. дис. на соиск. учен. степ, доктора пед. наук. (13.00.01).- М.: РАО, 1995.- 40 с.
  146. Профессиональной подготовке учителя: Автореф. дисс. .докт. пед. наук.-М., 1995.-40 с.
  147. Н.Н. Технология индивидуальных образовательных траекторий.- СПб: УМЦ, 2000.- 38 с.
  148. В.В., Богоявленский Ю. Л. Формы взаимоотношений между живыми организмами.- М.:МГУ, 1996.- 142 с.
  149. Л.Г. Проблемы адаптации учителей в новой парадигме в сб.: Личностно-ориентированное обучение в системе повышения квалификации работников образования- Тез. докладов Всерос. научн. практич. конф. МОРФ РИПКРО. М., 1992. — С. 9−12.
  150. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-563 с.
  151. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии// Постановление правительства РФ 1997 г. № 288.
  152. O.K. О видах познавательной деятельности и процессов управления/Из сб. теоретические проблемы управления познавательной деятельности человека.- М.:Университет, 1975.- С.183−192.
  153. П.И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе: практико-ориентированная монография/под ред. П. И. Третьякова. М.: Новая школа, 1997. — 352 с.
  154. П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента.- М.: Новая школа, 1997.- 284 с.
  155. А.П. Взаимосвязь вариативности организации обучения возрастных особенностей учащихся в процессе обучения.//Гуманитаризация образования.-Л.: ЛГПИ, 1990.-С. 133−135.
  156. А.П. О формировании механизмов творческой, познавательной деятельности подростков в учебном процессе/В сб. Актуализация учебно-познавательной деятельности учащихся.- JL, 1985, — С.92−97.
  157. Ю. Отчуждение в образовании//Директор школы.- 1996.-№ 5.- С. 35.
  158. А.В. О критериях и уровнях сформированности познавательных умений у учащихся//Советская педагогика.- 1980.-№ 2.- С.45−48.
  159. К.Д. Человек как предмет воспитания.- М., 1946.
  160. Федеральный закон «О внесении изменений и исправлений в Закон Российской Федерации «Об образовании».- М., 1997.- 46 с.
  161. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Избранные психологические труды.- М.: Междунар. пед. академия, 1995.367 с.
  162. Д.И. Психология взросления: Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Изб. тр./ Д. И. Фельдштейн.-М.: Моск. психол.-соц. ин-т:Флинта, 1999.- 670 с.
  163. Д.И. Психология разивающейся личности: Избранные пси-хол. труды.- М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: Модек, 1996.- 512 с.
  164. Д.И. Социальное развитие в пространстве времени детства.- М.: Моск.- психол.-соц. ин-т: ООО «Флинта», 1997.- 158 с.
  165. Философские проблемы теории адаптации/Под ред. Г. И. Царегородце-ва.- М.: Мысль, 1975.- 277 с.
  166. Философский энциклопедический словарь, 2-е изд.- М.: Сов. энциклопедия, 1989.-815 с.
  167. JI.M. Психопедагогика общего образования.- М.: Изд-во Институт практической психологии, 1997.- 288 с.
  168. А.В. Влияние особенностей проблемной ситуации на развитие мышления учащихся/Вопросы психологии.- 1985.-№ 2.-С.69−72.
  169. З.А. Интеграция науки и практики в условиях сельского образовательного центра.- Омск, 1997.
  170. В.А., Маралов В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе.- М. гАкадемия, 2000.- 260 с.
  171. М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования.-М.-Тюмень, 1997.-290 с.
  172. B.C. Отставание в развитии познавательных интересов, приемы его выявления и преодоления// Школьные технологии.- 1998.-№ 4.- С.55−60.
  173. А.А. Образование и личность (встреча старого книжника и бывалого педагога)//Сибирь. Философия. Образования: Альманах-приложение к журналу «Образование в Сибири».- 1998.- № 2.- С.9−13.
  174. А.Я. Проблема эмоциональной регуляции учебно-познавательной деятельности учащихся//Вопросьг психологии.-1987.-№ 6.-С.42−47.
  175. Н.В. Современные теории и технологии образования. Учебное пособие.- Омск: ОмГПУ, 1993.
  176. В.И. Мотивация учебной деятельности.- Ярославль, 1991.- 126 с.
  177. Ш. Н. Некоторые вопросы психологии и педагогики социальных потребностей.- Тбилиси, 1974.- 273 с.
  178. О.В. Формирование рефлексивной позиции в учебной деятельности студента//Педагог.-1999.-http://www ic. dcn-asu.ru.
  179. В.Д. Психология деятельности и способности человека: учебное пособие. 2-е изд.- М.: Логос, 1996.- 320 с.
  180. Т.И., Давыденко Г. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе.- М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.- 384 с.
  181. В.Д. Психология деятельности и способности человека.- М.: Изд. корп-ция Логол», 1996.- 320 с.
  182. Н.И. Социальная психология в образовании. Ч. 1, Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. М.: ВЛАДОС, 1995.-544 с.
  183. Н. Контакт с учеником: как его достичь.-2003.-№ 1.-С.94−96, № 3.- С.94−97. Щедровицкий Г. П. Философия. Наука. Методология.- М., 1997.
  184. Т.И. активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. Учебное пособие для студентов пединститутов.- М.: Просвещение, 1979.- 160 с.
  185. Т.И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986.- 160 с.
  186. В. Психология раннего детства.- Пг., 1915.- 38 с.
  187. Э.Г. Методологическая природа системного подхода//Системные исследования.- М.: Наука, 1973.- С.38−51.
  188. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности.- М.: Наука, 1978.
  189. В.А. О диспозициях регуляции социального поведения личности/Методологические проблемы социальной педагогики.- М., 1975.- 96 с.
  190. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.- М.: Сентябрь, 1996.- 96 с.
  191. И.С. Развивающее обучение.- М.: Педагогика, 1979.- 137 с.
  192. Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель.- М.: Новая школа, 1996.- 352 с.
  193. Apter M.J. The Experience of Motivation. The Theory of Psychological Reversals. N.Y., 1982.
  194. Cavazos L.F. Remarks to Carnegie Corporation Conference Turnings Points: Education in Twenti First Centry. Schjjls Restrturing: Cyoise in Tducation/The Westin Hotel. Wash. 6/ Iune 20. 1999.-20p.
  195. Cavazos L.F. Restractuzing Amarikan Education though Choise. Wash. US Dep. Of Tduc. May. 1989.- 20p.
  196. Degi E.L. The Psychology of Self-Determination. Lexington Books, D. C. Health and Company Lexington, Massachusets, Toronto, 1980.- 242 p.
  197. Hackman J.R., Oldman G. R. Development of the Job Diagnostic Survey. Journal of Applied Psychology, 1975,60(2), 159−170.1. Глоссарий
Заполнить форму текущей работой