Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методические аспекты освоения закономерностей светотени и тональных отношений в рисунке: На примере работ студентов 1-2 курсов художественно-графических факультетов педагогических университетов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Огромное значение играет изучение тона, его роли в рисунке для учителя рисования, так как его ученики, его студенты практически в каждом рисунке имеют дело со светотенью, тоном, помимо этого светотень вводит студента в технику живописи. И для успешного изучения студентом закономерностей тона, светотени педагог должен умело руководить этим процессом. Между тем в работах студентов нередко… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Научно-теоретические основы проблемы светотени в учебном рисунке
  • Раздел 1. Психолого-педагогические закономерности восприятия и изображения светотени в рисунке
    • 1. Значение освещения в восприятии человеком окружающего мира. Природа света (краткий обзор истории развития научного обоснования природы света)
    • 2. Прогресс восприятия. Связь восприятия и мышления. Память и восприятие
    • 3. Закономерности .образования тональной информации на сетчатке глаза. Закономерности восприятия глазом интенсивности света различной силы
    • 4. Значение освещения для успешной работы над рисунком в условиях аудитории
  • Раздел 2. Тональные отношения, светотень в учебном рисунке. Функции светотени в учебном рисунке
  • §-Трактовка понятия «тон» художниками
  • §-Тон и его возмоэ/сности в рисунке и в оюивописи
  • §-Творческое использование светотени в работах мастеров искусства
  • Раздел 3. Исторический аспект проблемы. Роль и значение тона в методике преподавания рисунка
    • 1. В методике, творческой и педагогической работе художников-педагогов эпохи Возрождения
    • 2. В методике преподавания рисунка в открываюгцихся академиях
    • 3. В методике преподавания художников-педагогов русской академии (П.П. Чистяков, Д. Н. Кардовский, В. Е. Савинский, Э. И. Радлов и др.)
    • 4. Методика А. Ашбе и П. П. Чистякова (краткий сравнительный анализ в свете проблемы диссертаъ^ии)
  • Раздел 4. Подведение итогов в развитии методов формирования целостного видения как в отечественной так и в иностранной художественной педагогике

Глава 2. Использование светотени в учебном рисунке (экспериментальная проверка основных методических положений освоения светотеневых отношений в учебном рисунке). Определение путей и методов решения построения объемной формы в рисунке с помощью светотени.

Раздел 1. Проведение констатирующего эксперимента.

§ 1. Определение уровня восприятия объемной формы, типичной для большинства студентов. Влияние уровня развития восприятия на убедительность, правдивость трактовки формы в учебном рисунке.

§ 2. Определение зависимости качества изобраоюения объемной формы от уровня теоретических знаний и практических навыков, полученных ранее студентами (наблюдение за действиями студентов в процессе работы над рисунком, беседы со студентами, анкетирование, беседы с преподавателями). и

§ 3. Прослеживание взаимосвязи между задачами, решаемыми студентами на различных этапах работы над рисунком.

§ 4. Выявление типичных ошибок, связанных с тоном в работах студентов, поиски причин, их вызывающих.

§ 5. Выводы по констатируюгцему эксперименту, определение задач, стоящих перед нами в поисковом эксперименте. Определение путей по решению этих задач.

Раздел 2. Проведение поискового эксперимента.

§ 1. Определение путей и методов по формированию у студентов г^елостного видения тона в натуре и в рисунке.

§ 2. Описание эксперементальнойработы, проводившейся на первом курсе.

§ 3. Описание эксперементалъной работы, проводившейся на втором курсе (цели, задачи, методы работы, описание полученных результатов, выводы).

Раздел 3. Заключающие

выводы по поисковому эксперименту.

Глава 3. Система учебных мероприятий по освоению и использованию закономерностей светотени и тональных отношений в учебном рисунке. Раздел 1. Задачи и цели формирующего эксперимента.

§ 1. Содержание формирующего эксперимента (описание задач, стоящих перед студентами на 1−2-3 этапах обучения).

§ 2. Методы проведения эксперимента.

§ 3. Условия, в которях проходил эксперимент (место, время прохождения эксперимента, количество студентов, принимавших участие в эксперименте). Раздел 2. Этапы прохождения эксперимента.

§ 1. Экспериментальная работа на 1 курсе. Ее г^ели, задачи. Описание 1−3 этапов.

Выводы.

§ 2. Эксперементальная работа на 2 курсе. Ее цели, задачи. Описание 1−3 этапов.

Выводы

Выводы по третьей главе.

Выводы по окончании эксперимента.

Методические аспекты освоения закономерностей светотени и тональных отношений в рисунке: На примере работ студентов 1-2 курсов художественно-графических факультетов педагогических университетов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема исследования заключается в поисках создания оптимальной системы методов педагогического воздействия на процесс работы студентов над учебным рисунком и особенно длительным тональным рисунком, на развитие целенаправленного восприятия, соответствующее построение и осуществление задач и методов обучения тональному рисунку, то есть разработку системы, которая способствовала бы более полному и основательному решению проблемы освоения закономерностей светотени и светотеневых отношений, методов их использования в учебном рисунке.

Тон, светотень в рисунке играют основополагаюпцою роль, так как передача изображения в рисунке строится на тональных отношениях объектов, на передаче их светлотных характеристик. Это связано с восприятием глазом человека окружающих объектов, которое происходит благодаря определенной тональной характеристике этих объектов, их разнице по отношению друг к другу, к среде. Поэтому тоносновное средство в передаче изображения объектов. Реалистическое рисование подразумевает передачу определенных, конкретных свойств и качеств, присущих изображаемым объектам, таких как материальность, объем, пространство, в котором находятся объекты. Тоном моделируется форма объектов в целом и детали, лежащие на большой форме. В конечном итоге, задачей тона, светотени является передача иллюзорности пространства и объемов, изображаемых на плоскости.

Для художника изучение возможностей тона играет очень существенную, основополагающую роль. Ведь возможности тона, с помощью которых в работе выявляется образ, задуманный художником очень велики. Например, по разному освещая персонажей в своей картине, в рисунке, меняя направление освещения, можно подчеркнуть какиелибо характерные особенности, присущие этому персонажу и важные для раскрытия композиционного замысла работы. Возможности света и тени играют огромную роль в композиционном решении картины, рисунка, так как тоном в картине, рисунке организовывается белое и черное пространство. Мастера живописи придают тону такое огромное значение, что изучая их картины, мы находим максимум силы тона, сосредоточенным в какойлибо одной части вещи, фигуры, или на одной фигуре в целой картине. Примеры мастерского использования света и тени для раскрытия композиционного замысла картины можно видеть в работах великих мастеров живописи, в частности, в картинах русских художников, таких как П. Федотова, И. Репина, К. Маковского и многих других.

Огромное значение играет изучение тона, его роли в рисунке для учителя рисования, так как его ученики, его студенты практически в каждом рисунке имеют дело со светотенью, тоном, помимо этого светотень вводит студента в технику живописи. И для успешного изучения студентом закономерностей тона, светотени педагог должен умело руководить этим процессом. Между тем в работах студентов нередко отсутствует необходимая тональная моделировка как большой формы, так и ее деталей, отсутствует среда. Многие студенты, особенно начальных курсов, имеют довольно слабое поверхностное представление о тоне, о методе рисования рисования тональными отношениями, методе сравнения в рисунке. Часто студентам не хватает теоретических знаний по проблемам тона, светотени, у них нет ясного представления о природе тона, о закономерностях распределения света по поверхности формы объектов. Огромное количество вялых, скучных, серых в тоне рисунков свидетельствуют о неумении студентов грамотно использовать возможности тона, светотени для достижения выразительности рисунка. Но чтобы самому в должной степени владеть знаниями и профессиональными навыками и передавать их ученикам студент художественнографического факультетабудущий преподаватель изобразительного искусства должен не только иметь общее представление о тоне, но и обладать научными знаниями и практическими навыками в этой области.

Проблеме тона, проблеме активизации процессов восприятия объемной формы в рисунке посвящались некоторые научные диссертации в частности диссертации Л. К. Сырова, А. Я. Козлякова, Ю. И. Найды, B. J1. Павловского и др. В основном во всех этих трудах анализируется учебная программа по рисунку, обосновывается система педагогических воздействий на процесс восприятия объемной формы у студентов рассчитанная на время обучения cl по 5 курсы. Но система, целенаправленно развивающая процесс восприятия тона, тональных отношений у студентов начальных курсов (1−2 курсы) в этих трудах разрабатывалась не в достаточно полной степени. Поэтому есть основания говорить об актуальности темы данной диссертации.

В процессе работы над диссертацией возникает необходимость в комплексном подходе к изучению проблемы с учетом данных психологии (в частности, психологии восприятия), физиологии, педагогики, философии и методики преподавания рисунка. Анализ материалов по психологии позволяет понимать процессы, происходящие в сознании рисующих, дает возможность разрабатывать методы управления этими процессами. В общеметодологическом плане, при работе над диссертацией нами использовались труды таких ученыхпсихологов, как A.A.Леонтьева, Е. И. Игнатьева, Н. П. Волкова, Б. М. Теплова. В. И. Кириенко, В. П. Зинченко, JI.C. Выготского, А. Ю Вергилиса, Б. Б Коссова, Д. И. Дубровского, В. С. Кузина, Б. Ф. Ломова, Б. Г. Ананьева и других. Использовались исследования в методике преподавания таких ученых как: H.H. Ростовцева, В. С. Кузина, Л. Г. Медведева, Н. М. Молевой, Б. В. Неменского, А. Д. Алехина, Л. В. Занкова, Д. А. Узнадзе, Г. В. Беды, А. Е. Терентьева, В. К. Лебедко, Е.В.

Шорохова, М. И. Сухарева, Л. К. Сырова, А. Я. Козлякова, Ю. И. Найды, В. Л. Павловского, и других. В области общей педагогики изучались труды Ю. К. Бабанского, A.A. Смирнова, Л. Ф. Колесникова, В. Н. Михеева и других ученых. Анализировалась графика таких мастеров как О. Домье, Ф. Гойя, Рембрандт, П. П. Рубенс и многих других известных художников. Изучались работы. таких графиков как А. Д. Гончаров, A.A. Сидоров, В. А. Фаворский, П. Я. Павлинов, Г. Осавы Г. Доре и других. Изучались труды таких философов как П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков, B.C. Соловьев, труды по эстетике ученых Б. Р. Виппера, Б. Г. Лукьянова, М. С. Кагана и других. Важное место в исследовании проблемы занимал анализ учебно-творческой работы студентов, изучение и выявление наиболее эффективных методов преподавания академического рисунка в целом и особенно связанных с глубоким освоением принципов и методов решения тональных отношений в рисунке.

Объектом исследования являлась учебно-творческая деятельность студентов 1−2 курсов художественнографического факультета Московского Государственного Педагогического Университета им. В. И. Ленина на занятиях по академическому рисунку, где при решении учебных задач акцент ставился на задачи, связанные с тоном, светотенью. Помимо этого, источником сбора материала были МГХИ им. В. Сурикова, МГХУ (бывшее училище им. Строганова), Брянское художественное училище, ХГФ. Владимирского государственного педагогического университета, Орловского государственного педагогического университета. Важным условием эксперементального обучения студентов следует считать формирование у студентов потребности работать тональными отношениями, выявляя при этом конкретные качества натурыформу, материальность, окраску объектов, их пространственное положение.

Предметом исследования стали поиски более эффективных форм и методов преподавания, способствующих более полному и основательному усвоению законов светотени и светотеневых отношений в учебном рисунке и их использование в интересах убедительной передачи в рисунке объемной формы объектов, пространства и материальности изображаемой натуры, ее эстетической привлекательности. Изучение особенностей распределения светотени в природе, учебных постановках, рисунках, глубокое и прочное освоение принципов тонального решения рисунков возможно на основе поэтапного формирования у студентов умений и навыков, связанных с отображением предметного мира на плоскости листа, благодаря изучению и осмыслению специальных теоретических материалов, использованию системы педагогических воздействий на учащихся, направленных на развитие восприятия и мышления студентов, на восприятие и понимание сущности и особенностей тональных отношений в рисунке.

Целью нашего исследования явилось определение и научное обоснование наиболее эффективных путей и методов решения проблемы освоения светотени и тональных отношений, соответственной трактовки объемной формы с помощью светотени в учебном рисунке. Такая методика должна базироваться на основе поэтапного формирования у студентов знаний, умений и навыков работы процессу учебного рисования над тональными отношениями, углубленному, осмысленному подходу к процессу рисования.

На основе изучения методов преподавания рисунка в отечественных художественных учебных заведениях, в результате ознакомления с научными публикациями, благодаря материалам эксперимента у нас возникла следующая гипотеза: полноценное освоение знаний, закономерностей и особенностей светотени в рисунке, овладение практическими методами решения светотеневых отношений в процессе рисования будет осуществляться более успешно, если уже на.

1 10 начальных этапах обучения обеспечивать планомерное, поэтапное целенаправленное развитие профессионально-художественного восприятия и мышления студентов, формирование у них четкого понимания принципов решения практических задач тональной проработки рисунков' с опорой на научные основы данной проблемы, при наличии целенаправленного, поэтапного построения учебного процесса, где будет продуманно осуществляться научнотеоретическая и практическая подготовка студентов.

Учащимся необходимы теоретические знания по освоению методов работы над ® светотеневыми отношениями, а также активная, целенаправленная методика обучения, которая должна стать основой системы, включающей комплекс методов, направленных на активизацию процесса восприятия тональных отношений в натуре и их отображение в рисунке.

Научная новизна данной работы состоит в разработке автором новых, экспериментально проверенных дополнительных подходов, требований к педагогическому, процессу по рисунку на художественнографических факультетах, в которых уделялось бы внимание в первую очередь, глубокому ш осмыслению, пониманию решаемых задач в рисунке, связанных с тоном, светотенью, что получило свое теоретическое обоснование, основанное на материалах эксперимента и научных данных по проблеме данной работы. Кроме того, новизна решаемых в диссертации вопросов выражается в более основательной опоре на научные основы обучения рисунку, в достижении более высокого уровня мышления и действий рисующих, в применении системы учебных мероприятий, стимулирующих процессы зрительного восприятия и направленных на формирование важных для рисующих качеств.

Проблема исследования определила следующие задачи исследования: ' -исследовать методы управления восприятием и изображением тональных отношений в рисунке.

— определить методы и содержание учебной работы по освоению принципов профессионально-художественного подхода к решению тональных задач в рисунке.

— теоретически обосновать методы работы над тональным рисунком.

— классифицировать и преодолеть характерные ошибки, допускаемые студентами при работе над светотеневыми отношениями в рисунке.

— поиск новых дополнительных методов совершенствования процесса освоения принципов использования светотеневых отношений в учебном рисунке на основе сложившейся отечественной реалистичеслой художественной системы обучения рисунку.

— разработать систему поэтапного формирования умений и навыков, необходимых для успешной работы над светотеневыми отношениями в учебном рисунке.

— разработать систему педагогических действий, установок и методику обучения, включая новые аспекты и предложения, которые наряду с положительными качествами методов существующей системы обучения рисунку помогли бы студентам 1-П курсов Художественно-графических факультетов более активно и целенаправленно вести работу над академическим рисунком, глубоко осмысливать и понимать решаемые задачи связанные со светотенью, тональными отношениями в учебном рисунке.

При работе над диссертацией применялись следующие методы исследования: изучение и анализ психологопедагогической, философской, искуствоведческой литературы, освещающей состояние изученности проблемы, для обоснования теоретических положений исследования.

— изучение деятельности студентов 1−2 курсовХГФ. в процессе рисования;

— анализ рисунков и срезов рисунков студентов на определенном. этапе работы.

— беседы с преподавателями по рисунку, живописи— изучение опыта других учебных художественных заведений (МГХИ им. В. Сурикова, МГХИ им. В. Строганова и др.).

— проведение педагогического экспериментаконстатирующего, поискового, формирующего.

Исследования проводились с 1996 по 1999 г.г. включительно. На первом этапе (1996;1998) проводилось изучение специальной литературы по проблемам из истории методов преподавания рисунка, изучался опыт, накопленный в этой области как русской, так и другими школами рисунка. Изучалась литература по психологии, педагогике, философии, по проблемам развития творческого потенциала рисовальщика. Одновременно проводился констатирующий эксперимент, включающий в себя наблюдение за работой студентов 1−3 курсов ХГФ МПГУ им. В. И. Ленина, анализ рисунков студентов с целью выявления уровня восприятия ими светотеневых отношений, проводился анализ рисунков из методических фондов различных учебных заведений (МПГУим. В. И. Ленина, МГХИ им. В. Сурикова, МГХИ им. В.Строганова, училища им. 1905 года, Брянского художественного училища и др.), осуществлялся анализ опыта, накопленного этими учебными заведениями. На основе собранных материалов был намечен план проведения поискового эксперимента, определились его цели и задачи.

Второй этап (1997;1998) — опытноэкспериментальный включал в себя проведение поискового эксперимента, анализ результатов работы. Поисковый эксперимент заключался в апробации новых дополнительных форм и методов работы со студентами, в комбинировании этих методов. Целью поискового эксперимента было найти наиболее эффективные формы воздействия на процесс обучения рисунку, активизирующие восприятие светотеневых отношений студентами, их мышление.

Третий этап (1998;1999) был одновременно опытноэкспериментальным и контрольноитоговым. На этом этапе проводился формирующий эксперимент. Разработанная на втором этапе система взаимосвязанных мероприятий, призванных активизировать восприятие и мышление студентов апробировалась на практических занятиях по рисунку. Проводилась систематизация и обобщение полученного материала, проверка выводов и методических рекомендаций.

В процессе работы над диссертацией автором были проведены констатирующий, поисковый и формирующий эксперименты. Проводились они в нескольких группах на 1-П курсах хгф МПГУ им. Ленина в период с 1996 по 1999 г.

Группы 1-го и П-го курсов были поделены на две подгруппы на каждом курсе: контрольную и экспериментальную. Экспериментальной группе давалось больше домашних и дополнительных заданий по рисунку, связанных с пониманием студентами тональных отношений, которые подбирались исходя из наших педагогических установок, и должны были согласоваться с академическими длительными заданиями по рисунку, проводившимся в аудитории. В констатирующем эксперименте важно было проследить и проанализировать, насколько полно у студентов сформированы представления о тоне, тональных отношениях, как они понимают задачи, которые необходимо решать в длительном академическом тональном рисунке, в быстрых зарисовках. Необходимо было выявить степень их видения натуры и рисунка. Для выявления этого автором проводились регулярные наблюдения за ходом работы студентов, беседы со студентами, их анкетирование. Наблюдения заносились в соответствующие таблицы.

Выяснилось, что многие студенты основательно не изучают натуру, не задумываются о том, что светотень распределяется по предметам не хаотически, а в соответствии с их конструкцией, с источником освещения. Эти студенты не пытаются и не могут передавать точный характер освещения натуры. Уверенно, грамотно вести академический рисунок смогла лишь определенная часть студентов, имеющих некоторую предварительную подготовку, остальные же использовали приемы, в своем месте описанные при проведении поискового и констатирующего экспериментов.

В. поисковом эксперименте перед нами стояла задача: сформировать у студентов как можно более полное представление о светотени, тональных отношениях, о составных элементах светотени. Особенно важным на этом этапе для нас была выработка у студентов цельного видения натуры и рисунка, потребности работать большими тональными отношениями. В поисках дополнительных подходов к проблеме формирования у студентов профессионального художественного восприятия натуры и рисунка, целостного видения тональных отношений в натуре и в рисунке, разрабатывалась и апробировалась система взаимосвязанных дополнительных заданий и упражнений. Эти задания увязывались по целям, задачам с длительными постановками. Одновременно, студентам подавался соответствующий теоретический материал.

Дополнительные задания, выполняемые в аудитории носили следующий характер: 1) Кратковременные зарисовки (с использованием светотени).Их задачей было активизировать внимание студентов к той или иной закономерности рисовальной грамоты, связанной со светотенью. 2) Длительные зарисовки (20−30 минут), где обобщались знания, навыки, полученные ранее. 3) Зарисовки подготовительного характера, ограничивающиеся задачами знакомства с какой-либо проблемой изучаемой темы. Большую роль как в дополнительных заданиях, так и в академических постановках играло освещение, которое являлось важным средством выявления содержания и учебных задач натурных постановок, формы предметов, одним из способов активизации восприятия натуры. Студенты привлекались к активному участию в освещении моделей. Характер освещения постановок особенно варьировался в дополнительных упражнениях (сбоку, сверху, снизу, в контражур). Автором читались небольшие лекции по проблеме тона, светотени, давались дополнительные задания, установки студентам по текущему академическому заданию, объяснялись задачи (в первую очередь, связанные с проблемой тона), которые нужно было решать в постановке. Проводились беседы со студентами и преподавателями.

При проведении поискового эксперимента были выдвинуты следующие основные положения: 1) При работе над каждым академическим рисунком студентами должны добротно решаться светотеневые задачи (в той или иной степени, в зависимости от постановки, от часов, отведенных на рисунок, от задач, стоящих в этом рисунке).

2) Теоретический материал, подаваемый студентам, должен строиться на научном объяснении закономерностей распределения света по поверхности объектов, в пространстве и т. д. Сведения должны подаваться в определенной последовательности и поэтапно.

3) В процессе работы со студентами следует учитывать тот факт, что процесс обучения рисунку включает в себя как познавательный, так и творческий аспекты. В первом случае студенты изучают основы изобразительной грамоты, где затрагиваются теоретические основы объективно существующего мира (законы распределения светотени по поверхности объектов и в пространстве, а также способы передачи натуры средствами графики.). Во втором случае преследуется цель художественно-образного воссоздания окружающего нас мира, достижения художественной выразительности рисунков. На различных этапах обучения рисунку удельный вес каждого из этих процессов изменяется. Так, на начальном этапе обучения должно происходить интенсивное накопление теоретических знаний, умений и навыков по воссозданию на плоскости листа трехмерной натуры. При этом активно должны изучаться законы распределения света и тени на поверхности объектов, в пространстве, законы построения формы с помощью светотени.

При проведении формирующего эксперимента перед нами стояли такие задачи: выработать у студентов внутреннюю потребность работать тональными отношениями, правильно использовать тональный масштаб в рисунке, пользоваться светотенью осмысленно, обоснованно моделируя с ее помощью форму изображаемой модели, умело и оправданно выделять светотенью главное в своем рисунке. При проведении эксперимента мы сочли целесообразным разбить процесс обучения на несколько этапов. На первом этапе необходимо формировать у студентов способность видения больших тональных отношений в натуре и умение передать их в рисунке. Второй этап подразумевает формирование способности восприятия тональных градаций, развитие умения точного сравнения теней с тенями, светов со светами, полутонов с полутонами, рефлексов с рефлексами, понимание единства тональных отношений в учебном рисунке. На третьем этапе нужно формировать у студентов умение точной, четкой моделировки формы тоном, с передачей материальности этой формы и трактовки пространства, умение добиться цельности рисунка, грамотного обобщения работы. При прохождения всех этапов обучения должна иметь место забота о формировании у студентов ответственного отношения к установке, предложенной преподавателем, которая в конечном итоге должна перейти во внутреннюю, осознанную потребность студентов.

Проблеме светотени, тональных отношений уделялось достаточно большое внимание как художниками, так и художниками-педагогами. В ряде исследований и диссертаций по рисунку и живописи авторы, раскрывая различные аспекты методики преподавания этих дисциплин так или иначе касались проблемы светотени и тональных отношений. В данной диссертации предстояло, опираясь в основном на методические разработки преподавания рисунка в русской школе, дополнить и углубить ряд методических разработок, активизирующих процессы восприятия светотени и тона и передачу их в рисунке. Анализируя материал по данному вопросу, можно сделать следующие выводы: 1) свет и тень с древнейших времен были и остаются важнейшей частью реалистического отображения мира- 2) исследуя вопросы тона, авторы учебных пособий опирались в основном на творческий опыт художников- 3) существует необходимость продолжить и углубить исследование по этой проблеме, найти новые пути активизации деятельности студентов.

Практическая значимость данной работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы для совершенствования учебного процесса по рисунку (прежде всего, по проблеме освоения светотени и тональных отношений в учебном рисунке на художественно-графических факультетах педагогических университетов, для достижения более выраженного профессиональнохудожественного уровня подготовки студентов по рисунку.

Практические результаты исследования должны пополнить теоретическую базу для дальнейших научных поисков по проблеме тона, светотени.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Закономерности процесса восприятия человеком тональных отношений в натуре и в рисунке.

2. Роль и значение тона в учебном и творческом рисунках, в методике преподавания рисунка.

3. Определяются пути и методы решения построения объемной формы в рисунке с помощью светотени.

4. Система методов, активизирующих процесс восприятия студентами тональных отношений в рисунке и в натуре.

Достоверность исследования обеспечивается опорой на современные достижения художественной педагогики, психологии, опытно-экспериментальной работой, проводившейся со студентами.

Апробация и внедрение результатов исследования. В эксперименте, проводившемся на базе ХГФ. МПГУ им. В. И. Ленина учавствовали студенты 1−3 курсов. Выводы и доклады по результатам ХГФ. исследований докладывались на научно-практических конференциях, на заседаниях кафедры рисунка. Как упоминалось выше, в некоторых диссертациях, посвященных рисунку (в частности, Л. К. Сырова, В. Л. Павловского, Ю. И. Найды и других) раскрывающих различные аспекты методики его преподавания, в той или иной мере затрагивается проблема тональных отношений в рисунке. Но роль педагогической установки, целенаправленные действия педагога (по разделу светотени в рисунке) не были специально исследованы и освещены в достаточно полной степени. В процессе исследования нам представляется целесообразным продолжить и дополнить ряд научно-методических разработок по учебному рисунку с целью выработки специальной системы методических действий, активизирующих процесс восприятия и передачи тональных отношений в рисунках студентов 1−11 курсов художественно-графических факультетов педагогических университетов. С опорой на теоретические источники (в частности, на диссертации авторов, указанных выше и других, на специальную литературу по психологии, по художественной педагогике) был проанализирован материал по этому вопросу, на основании которого было получено объективное представление о состоянии проблемы тона, использовании светотени в учебном рисунке и методике его преподавания.

выводы:.

1 На протяжении семестра уровень восприятия студентами светлотных отношений в натуре и рисунке хоть и в малой степени, но повышался, и, в большей степени, у студентов экспериментальной группы. Это выражалось в: а) цельности видения тональных отношений в натуре и передачи их в рисунке. б) в более уверенной, профессиональной моделировке тоном формы объектов в пространстве. в) степени осознанности, понимания студентами тональных задач, стоящих перед ними в рисунке, в более сознательном отношении к работе над дипломным академическим рисунком.

Студенты как первого, так и второго курсов эксп. гр., более цельно научились видеть отношения в натуре и передавать их в рисунке, они более осознанно, грамотно стали увязывать между собой мелкие и крупные формы, детали и целое, они стали более грамотно и точно моделировать тоном форму и увязывать ее со средой.

2. В лучшую сторону изменился и подход студентов экспериментальной группы к ведению длительного академического рисунка. Если в начале года где-то 1.5% студентов методически правильно вели работу над рисунком, то в конце года осмысленно, верно, стали работать 40% студентов. Студенты эксперементальной группы стали вести работу над рисунком не хаотически, не бессистемно, а четко осознавая задачи, стоящие перед ними на каждом из этапов работы над рисунком, стали четко определять эти этапы.

3. Студенты эксп.гр. стали глубже разбираться в теоретических вопросах рисунка и в частностив вопросах, касающихся светотени, тона. Исходя из данных положительных результатов эксперимента мы пришли к заключению, что:

Восприятие светотени, тональных отношений в натуре студентами и способность передачи ее в рисунке должны развиваться поэтапно, наряду с развитием понимания сущности светотени.

2. На каждом этапе должны решаться определенные задачи.

3. Знания и умения, приобретенные на каждом этапе должны фиксироваться, закрепляться в сознании студентов. Процесс этот должен носить осмысленный характер. Видимо исходя из этого необходимо строить методику обучения при проведении формирующего эксперимента в интересах проблемы, рассматриваемой в диссертации. А именно, на начальном этапе обучения необходимо формировать у студентов целостное видение натуры и рисунка, важно учить студентов передавать большую форму в пространстве, передавать характер освещения модели. Моделировка тоном деталей на этом этапе не является обязательной. Далее следует учить студентов внимательному отношению студентов к моделировке деталей большой формы, к умению связывать большую форму с малыми формами. В этой связи в процессе обучения установка педагога должна играть основополагающую роль. Действия студентов должны строго контролироваться и направляться. .Как и при поисковом, так и при формирующем эксперименте академические задания должны быть логически увязаны с дополнительными упражнениями и домашними заданиями и подкрепляться соответствующими теоретическими сведениями.

Нужно отметить то, студенты довольно медленно добиваются определенных результатов (в частности, касающихся проблем тона), но это и понятно, так как за год очень сложно сделать большой рывок в профессиональном отношении без определенных наработок, опыта, тренировок. В целом, экспериментальная работа дала ощутимые результаты в процессе активизации восприятия тональных отношений у студентов эксперементальных групп.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итоги проделанной эксперементальной работе, можно заключить, что проведённое исследование подтвердило выдвинутые гипотезу и научно-методические проблемы, намеченные автором для решения. Результаты, полученные в ходе теоретического исследования и экспериментальной работы, позволили сделать следующие основные выводы.

1. Важнейшим условием реалистического изображения в рисунке является цельность трактовки тональных отношений.

2. Способность цельной передачи в рисунке светлотных отношений в рисунке зависит от уровня профессионального восприятия субъектом натуры и рисунка, а также качества практической подготовки по рисунку.

3. Основательность и прочность усвоения закономерностей светотени в учебном рисунке могут быть обеспечены при условии полноценного развития у студентов профессионально-художественного восприятия и мышления, своевременного формирования понимания сущности светотеневых отношений в рисунке, обеспечиваемого целенаправленной научно обоснованной системой педагогического воздействия на студентов, использования дополнительных эффективных подходов к решаемой проблеме. Студентам необходимы теоретические знания по освоению методов работы над светотеневыми отношениями, а также активная целенаправленная методика обучения, которая должна стать основой системы, включающей комплекс методов, направленных на активизацию процесса восприятия тональных отношений в натуре и их отображения в рисунке.

Одной из основных задач экспериментального обучения было изменение отношения студентов к установке, предложенной преподавателем. В конечном счёте эта установка должна перейти из внешней во внутреннюю осознанную потребность у студентов. По мере изменения этого отношения у студентов будет меняться и мышление. Постепенно оно будет переходит от пассивного состояния к живому активному.

Обосновывая предлагаемую программу мероприятий, мы опирались на следующие выводы, полученные в ходе констатирующего и поискового экспериментов: 1) восприятие светотени в натуре и способность передачи её в рисунке развиваются поэтапно- 2) на каждом из этапов решаются определённые задачи- 3) знания и умения, полученные студентами на каждом из этапов, фиксируются, закрепляются в сознании студентовэтот процесс носит осмысленный характер, поэтому в него вводятся дополнительные задания и упражнения, целенаправленно влияющие на восприятие светлотных отношений, и соблюдается связь этих заданий с академическими постановками- 4) одновременно студентам даются теоретические сведения, которые должны быть научно обоснованы и должны преподноситься в строгой последовательности и подкрепляться наглядным материалом- 5) проблема тона, светотени не должна рассматриваться в отрыве от чёткого представления студентами конструкции изображаемой модели, ясного построения формы предмета в рисунке.

Итак, предлагаемая программа предполагает три этапа обучения. На первом этапе у студентов формируется способность видения больших тональных отношений в натуре и передачи их в рисунке. Первый этап предполагает наиболее интенсивную подачу студентам теоретических сведений, в первую очередь касающихся законов распределения света по поверхности объекта, в воздушной среде, законов построения тоном формы объекта, законов по передаче тона на бумане (тональный масштаб), законов восприятия объектов глазом человека. Очень важно, чтобы на данном этапе обучения студент получил прочную научно-теоретическую базу и мог более-менее цельно видеть большую форму в пространстве, большие отношения и передавать это на листе бумаги.

На втором этапе у студентов формируется способность вопринимать тональные градации, умение точно сравнивать по силе тона тени с тенями, света со светами, полутона с полутонами, рефлексы с рефлексами. Необходимо воспитывать у студентов понимание общего единства светотеневых отношений в учебном рисунке.

На третьем этапе у студентов на основе видения больших тональных отношений формируется умение точно и грамотно моделировать тоном форму объектов, передавая её материальность, умение уверенно и грамотно моделировать детали большой формы, не теряя при этом цельности тональных отношений. Исходя из этого, была разработана система обучения рисунку студентов 1−2 курсов художественно-графических факультетов педагогических университетов и институтов. Она включила в себя следующие положения.

1. Изучение тона, тональных отношений должно начинаться с первых этапов обучения. Именно это будет способствовать дальнейшему серьёзному отношению студентов к изучению натуры.

2. Последовательность в овладении теоретическими знаниями и практическими навыками является необходимой предпосылкой в усвоении студентами начальных курсов законов трёхмерного построения изображения на плоскости листа средствами тона, светотени.

3. Задачи, стоящие в практических заданиях, должны соответствовать умениям и навыкам студентов и в то же время находиться в зоне потенциального развития студентов.

4. В аудиторных постановках и в дополнительных заданиях должны прослеживаться цели, задачи, соответствующие этапам обучения.

5. Академические постановки, дополнительные задания и упражнения и теоретический материал должны быть логически связаны между собой и соответствовать этапам обучения.

6. На начальном этапе обучения (1−2 курсы) основным должно быть развитие у студентов цельности видения натуры и рисунка, грамотного в методическом отношении подхода к рисунку.

7. На начальном этапе обучения действия студентов при работе над аудиторной постановкой должны особенно внимательно контролироваться преподавателем.

8. Светотеневые задачи на том или ином этапе проработки рисунка должны решаться при работе над каждым учебным заданием и упражнением.

9. В программе по рисунку должны присутствовать кратковременные задания и упражнения, способствующие изучению закономерностей светотени в натуре.

10. Необходимо привлекать студентов к участию в постановке и освещении моделей.

В ходе формирующего эксперимента весьма целесообразным оказалось проведение занятий по теоретическим и методическим вопросам, связанным с проблемой светотени в рисунке, когда студентам давались важные сведения о природе света, разных видах и возможностях освещения, правильном акцентировании внимания рисующих на характерных для каждого случая особенностях освещения и методах его передачи в рисунке. Соединение таких занятий с практическимрисованием способствовало углублению и упрочению получаемых студентами знаний и умений по правильному использованию светотени в рисунке. Использование автором дополнительных моделей на начальном этапе обучения способствовало развитию цельности видения натуры, мышления, воображения студентов, их зрительной памяти. К концу эксперементального обучения проявились заметные положительные сдвиги в понимании и практическом воплощении методически обоснованных принципов выполнения тональных рисунков. Улучшились методические и художественные качества рисунков, возросла убедительность, правдивость, правильность трактовки светотеневых отношений в рисунках, целостность, выразительность работ. В процессе работы над рисунком у студентов экспериментальных групп повысился самоконтроль, они стали работать большими отношениями, цельно видеть натуру и рисунок, у них проявилось больше самостоятельности в понимании задач (в частности, тональных). Подтвердилось предположение о том, что ощутимое влияние на внимание студентов, на их практические действия оказывала система методов, дополнительных заданий, упражнений, предлагаемых педагогом-исследователем.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.С. О колорите. М.: Изобразительное искусство, 1974. — 172 с.
  2. Альберти.Л. Б. Десять книг о зодчестве.: в двух томах. М. Всесоюзная академия архитектуры, т.1- 1935-Т.2 1937.
  3. М.В. Александр Андреевич Иванов. Жизнь и творчество. В 2-х томах. Т.1. М.: Искусство, 1956. — 418 с.
  4. М. В. Ростовцев H.H. Искусство. Книга для чтения по истории живописи, скульптуры и архитектуры. -М. Искусство, 1961.- 521 с.
  5. М.В. Этюды по истории русского искусства. Т.2. М. Искусство, 1967. -230 с.
  6. .С. О таланте и способностях. М. Знание 1971 176 с.
  7. .Г. Избранные психологические труды.: в 2-х т.т. М. Педагогика. 1980−287 с.
  8. .Г. Пространственное различение.Л: изд-во Л.Г.У. 1955−188 с.
  9. .Г. Новое в учении о восприятии пространства.// Вопросы психологии.-1960,-№ 1 -с. 18−28.
  10. .Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей.-М.: Просвещение, 1964−304с.
  11. О.С. Особенности мыслительных операций студентов в условиях применения схематических изображений.Дис.канд.псих.наук. М., 1984−16с.
  12. Аристотель.Психологические сочинения. Казань: тип.импер.ун-та.1885−100с.
  13. А.Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1979. — 150 с.
  14. Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. — 392 с.
  15. .Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М.: Просвещение, 1968. — 157 с.
  16. А.Н. Живопись и живописцы главнейших европейских школ. -СПб, 1857.
  17. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.:Просвещение, 1985. — 208 с.
  18. И.И. О развитии мышления учащегося на уроках // Сборник о повышении сознательности учащегося в обучении. Под ред. М. А. Данилова. -М.: АПН РСФСР, 1957.
  19. A.B. Д.Н.Кардовский. М.: Всекохудожник, 1933. — 101 с.
  20. A.B. Исследования и статьи. М.: Советский художник, 1981.-348 с.
  21. В.П. и др. Об осуществлении индиивидуального подхода к учащимся в процессе обучения (методические рекомендации в помощь учителям школ). Харьков, 1973. — 26 с.
  22. В.И. Сравнение как средство сознания. Минск: БГУ, 1978. — 125 с.
  23. А.О. Наброски и зарисовки. М.: Искусство, 1970. — 165 с.
  24. В.А. Тоновой и цветовой контрасты и методика их использования в обучении живописи. КД. М., 1979. — 196 с.
  25. Г. В. К вопросу о дарованиях и талантах // Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1983. — С.46−51.
  26. Г. В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок, живопись, композиция. М.: Просвещение, 1981. — 239 с.
  27. Г. В. Теория метода работы отношениями // Вопросы педагогики художественных дисциплин. Сборник научных трудов Кубанского университета. Краснодар, 1982. — С.83−103.
  28. В.И. Рисование и лепка как средство художественного воспитания. -СПб, 1910.-27 с.
  29. П.П. Состояние преподавания рисунка в художественных вузах и меры его улучшения // Вопросы художественного образования. Л.: Ин-т Живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Вып. 12, 1978. — С.37−63.
  30. Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащегося. М.: Просвещение, 1983. — 112 с.
  31. А. История русской живописи в 19 веке. СПб, 1901. — 215 с.
  32. А. Русская школа живописи. М., 1904. — 325 с.
  33. М.Д. Проблемы учебного рисунка. Л.-М.: Искусство, 1940. -49 с.
  34. .И. Действие (психологические механизмы визуального мышления). М.: МГУ, 1984. — 192 с.
  35. В.М. Личность художника в рефлексологическом изучении // Сборник «Арена». Петербург, 1924.
  36. П.П. Развитие мышления школьника // Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2-х тт. Т.2. М.: Просвещение, 1979. — 209 с.
  37. П.П. Избранные психологические произведения. М: Просвещение, 1964. — 222 с.
  38. П.П. Память и мышление. 1935.
  39. А.И. Зрение // Познавательные процессы. Ощущение. ' Восприятие.-М., 1982. С. 118−167.
  40. С.П. Память как процесс переработки информации. АДД. Л., 1976. — 45 с.
  41. С.И. Глаз и солнце (о свете, солнце и зрении). М.: Наука, 1976. -127 с.
  42. Л.М. Восприятие и основы его моделирования. Л.: ЛГУ, 1964. -194 с.
  43. .М., Зинченко В. П., Лурия А. Р. Психология восприятия. -М.: МГУ, 1973.-245 с.
  44. Л.А. Восприятие и обучение. М.: Просвещение, 1969. — 155 с.
  45. Л.А. Педагогика способности. М.: Знание, 1973. — 96 с.
  46. Алексей Гаврилович Венецианов. Статьи, письма, современники о художнике. Л., 1980. — 391 с.
  47. Н.М. Об определении и классификации методов обучения // Советская педагогика. № 8. 1957.
  48. М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987. — 335 с.
  49. В.Н. Наглядность в обучении рисованию // Известия АПН РСФСР. Вып. 103. М., 1959. — С. 197−253.
  50. Винчи да Леонардо. Книга о живописи. М.: ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1935. — 383 с.
  51. H.H. Очерки по психологии восприятия // Известия АПН РСФСР. Вып. 13. М.-Л., 1948. — С.9−61.
  52. H.H. Восприятие предмета и рисунка. М.: АПН РСФСР, 1950. -508 с.
  53. H.H. О константности восприятия величины и формы // Исследования по психологии восприятия. M.-JL, 1948.
  54. H.H. Восприятие картины. М.: Просвещение, 1969. — 160 с.
  55. Восприятие и воображение. Экспериментальные исследования. Под ред. Е. И. Игнатьева. М.: АПН РСФСР, 1963. — 368 с.
  56. Восприятие и деятельность. Под ред. А. Н. Леонтьева. М.: МГУ, 1976. -319 с.
  57. Восприятие: механизмы и модели. Под ред. Н. Ю. Алексеенко. М.: Мир, 1974. — 86 с.
  58. P.C. Зрительное восприятие глубины // Хрестоматия по ощущению и восприятию. М.: МГУ, 1976. — С.302−345.
  59. А.Е. Наглядность в системе обучения рисунку на ХГФ пединститутов. АКД. Карачаевск, 1972. — 19 с.
  60. П.Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа // Вопросы психологии. № 6, 1957. С.58−70.
  61. Ф. Наследственность таланта, её законы и последствия. СПб, 1875.
  62. Г. О восприятиях вообще // Хрестоматия по ощущению и восприятию. М.: МГУ, 1975. — С.61−87.
  63. В.А. Восприятие целостных объектов. Л.: ЛГУ, 1974. — 152 с.
  64. Э. Пространственное чувство и движение глаза // Руководство к физиологии. Т.З. СПб, 1887. — 395 с.
  65. И.В. Об искусстве. М.: Искусство, 1975. — 623 с.
  66. И. П.П.Чистяков и его педагогическая система. М.-Л.: Искусство, 1940. — 204 с.
  67. Ю.Б. Движение человеческого глаза. М., 1978. — 225 с.
  68. В.Д. Механизмы опознавания зрительных образов. M.-JL: Наука, 1966.-204 с.
  69. .А., Грязнов Б. С., Дынин Б. С., Никитин Е. П. Моделирование как метод научного исследования. М.: МГУ, 1965.
  70. Н.Э. О преподавании рисунка // Вопросы художественного образования. Ин-т живописи, скульптуры и архтитектуры им. И. Е. Репина. Вып. 15. — Л., 1976. -С.79−81.
  71. Н.Э. Валентин Александрович Серов. Жизнь и творчество. М.: Искусство, 1965. — 489 с.
  72. Э.Н. Особенности зрительного восприятия и постановка глаза начинающего живописца // Вопросы теории, истории и методики преподавания изобразительного искусства. Вып. 2. Карачаевск, 1971. — С.21−27.
  73. Д. Опыты со зрением. М.: Мир, 1970. — 199 с.
  74. Р.Л. Глаз и мозг. М.: Прогресс, 1970. — 291 с.
  75. Р.Л. Разумный глаз. М.: Мир, 1972. — 216 с.
  76. К.К., Никифорова О. И. Индивидуальные различия в решении некоторых творческих задач // Вопросы психологии. Вып. 2. М., 1974. -С.141−144.
  77. А.С. Происхождение искусства. М.-Л.: Искусство, 1937. — 112 с.
  78. К.А. Об уме. М., 1938.-90 с.
  79. И.Е. Искусство Средних веков и Возрождения. М.: Советский художник, 1984. — 272 с.
  80. Движение глаз и зрительное восприятие Под ред. Б. Ф. Ломова, Н. Ю. Вергилиса, А. А. Митышна. М.: Наука, 1978. 277 с.
  81. X. Мозг и сознание. М.: Мир, 1971. — 264 с.
  82. В.Е. Как мы видим то, что видим. М.: Знание, 1979. — 207 с.
  83. А. А. Из моей рабочей практики. М.: Академия художеств СССР, 1961.-79 с.
  84. А.А. Учитесь рисовать: беседы с изучающими рисование. М.: Академия художеств СССр, 1961. — 224 с.
  85. А.С. Педагогическая система и методы Д.Н.Кардовского в учебной деятельности его учеников и последователей. АКД. М., 1976. — 23 с.
  86. П.Я. Роль наглядных пособий в развитии пространственного воображения // Известия АПН РСФСР. Вып. 21. М., 1949. — С.51−84.
  87. B.JI. Природа таланта Шаляпина. Д.: Музыка, 1973. — 213 с.
  88. У., Фурманн Э. Организация урока (в вопросах и ответах). М.: Просвещение, 1984. — 128 с.
  89. А.К. Художественный образ. М.: Советский писатель, 1967.
  90. Д.И. Психологические явления и мозг. М.: Наука, 1971.- 386с.
  91. Д.И. Информация. Сознание. Мозг. М.: Высшая школа, 1980. — 228 с.
  92. А.Я. Воображение. Смоленск., 1969. 94 с.
  93. А. Дневники, письма, трактаты.: в двух томах. JI- М.: Искусство, 1957-т. 1.-227 е.,-т. 2- 254 с.
  94. А.К. Развитие познавательной активности студентов в процессе обучения рисованию головы человека. АКД. М., 1985. — 16 с.
  95. Л.В. О природе и методах педагогических исследований. М.: АПН РСФСР, 1962. — 148 с.
  96. Л.В. К проблеме обучения и развития.// Вопросы психологии. М., 1974. — 150 с.
  97. JI.В. К проблеме взаимодействия слова и наглядности в обучении.// Советская педагогика.№ 8. 1955. — с. 10- 27.
  98. Л.В. Психологические вопросы сочетания слова и наглядности. -М.: АПН РСФСР, — 1956. 207 с.
  99. A.B. Развитие восприятия и деятельность.// Хрестоматия по ощущению и восприятию. М.:МГУ, 1975. — с.61−87.
  100. A.B. и другие.Восприятие и действие. М., 1967. — с 183.
  101. В.П., Вергилис А. Ю. Формирование зрительного образа.: Исследование деятельности зрительной системы. М: МГУ, 1969. — 106 с.
  102. В.П. Восприятие как действие.// Вопросы психологии., 1967, № 1. с 17−24.
  103. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. М., 1961. — 560 с.
  104. В.П., Вергилис Н. Ю. Формирование зрительного образа. М.: МГУ, 1969. — 100 с.
  105. Г. Г. Восприятие предмета и его изображений: учебно-методическое пособие. Л.: ЛВХПУ им. В. И. Мухиной, 1974. — 149 с.
  106. Е.И. Вопросы психологического анализа процесса рисования. Вып. 5. М.: АПН РСФСР, 1950. — С.23−31.
  107. Е.И. О некоторых особенностях изучения представления и воображения //Известия АПН РСФСР. Вып. 76. М., 1956. — С.113−120.
  108. Е.И., Кириенко В. И., Капланова С. Г. Психология рисунка и жив описи. М.: АПН РСФСР, 1954. — 224 с.
  109. С.Е. Исследование закономерностей развития творческих способностей младших школьников на занятиях живописью. КД. М., 1982. -170 с.
  110. .В. За мастерство в живописи: сборник статей и докладов. М.: Академия художеств СССР, 1952. — 224 с.
  111. .В. Молодым художникам о живописи. М: Академия художеств СССР, 1959. — 248 с.
  112. .В. О живописи. М.: Искусство, 1960. — 31с.
  113. Исследование зрительной деятельности человека. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейгер. М.: МГУ, 1973.- 180 с.
  114. ИЗ. Кабанова-Меллер E.H. Формирование приёмов умственной деятельности и умственного развития учащихся. М., 1968. — 288 с.
  115. С.Г. Процессы воображения в создании произведений живописи // Психология рисунка и живописи. Под ред. Е. И. Игнатьева. М., 1954.
  116. Караваджо да Микеланджело. Документы. Воспоминания современников. -М.: Искусство, 1975. -118 с.
  117. Д.Н., Яковлев В. И., Корнилов К. Н. Пособие по рисованию. -M.-JL: Госстройиздат, 1938. 162 с.
  118. И. Сочинения. Т.2. -М, 1972.-259 с.
  119. ДН. Об искусстве. Воспоминания, статьи, письма. М.: Искусство, 1960. — 185 с.
  120. Н.М. К проблеме зрительных представлений. Л.: ЛГУ, 1947. -36 с.
  121. Е.А. Об искусстве и художниках. М.: Академия художеств СССР, 1961.-311 с.
  122. В.И. Исследование основных способностей к рисованию (оценка пропорций) // Вопросы психологии восприятия и мышления. Известия АПН РСФСР. Труды Института психологии. Вып. 13. M.-JL, 1948. — С.63−100.
  123. В.И. Психология способности к изобразительной деятельности. -M.: Наука, 1959.-314 с.
  124. Кляссен И. Двенадцатъ лекций о природе света. М., 1927.-125 с.
  125. Книга для чтения по истории русского искусства. Вып. 4. Искусство второй половины XIX века. M.-JL: Искусство, 1948. — 370 с.
  126. А.Г. Психология личности. M.: Просвещение, 1970. — 392 с.
  127. Ю.Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. М.: Изобразительное искусство, 1977. — 344 с.
  128. Я.А., Локк Д., Руссо Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1988. — 411 с.
  129. A.M. Познание и деятельность. М., 1984. — 214 с.
  130. .Б. Зависимость структуры восприятий от индивидуальных особенностей человека// Известия АПН РСФСР. Вып. 120. М., 1962. — С.102−109.
  131. В.И. Язык изобразительного искусства. М.: Знание, 1965. — 165 с.
  132. А.Я. Проблема объемной формы в учебном рисунке. К.Д., М., 1985, — 225 с.
  133. C.B. Цветовое зрение. М.: АН СССР, 1951. — 176 с.
  134. В.А. Проблема способностей в психологии. М.: Знание, 1971. — 60 с.
  135. А.П. Художник и педагог: статьи, воспоминания. М.: Академия художеств СССР, 1960. — 264 с.
  136. Н.П. О живописи. Русская художественная критика. 1917−1941. -М&bdquo- 1982.
  137. B.C. Особенности изобразительной деятельности как познавательной деятельности. Пособие для учителей изобразителного искусства. М: Министерство просвещения РСФСР, 1969.- 100 с.
  138. Л. О духовной деятельности гениальных людей вообще и великих художников в частности.- СПб, 1904. 241 с.
  139. A.A. Природа и формирование психических свойств и процессов человека. Доклады на 14-м международном конгрессе по психологии. 1954.
  140. А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии, № 1, 1960.-С.7−16.
  141. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат., 1977. — 304 с.
  142. А.Д. Зрительное восприятие пространства. М.: МГУ, 1981. -95 с.
  143. .Ф. Формирование графических навыков у учащихся. М.: АПН РСФСР, 1959. -480 с.
  144. .Ф. Об измерительной функции анализаторов // Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. М., 1961. -С.34−39.
  145. А.Р. Ощущение и восприятие: материалы к курсу лекций по общей психологии. М.: МГУ, 1975. — 118 с.
  146. Мастера искусства об искусстве. Т.2. М.: Искусство, 1966. — 397 с.
  147. Мастера искусства об искусстве. Т.З. М.: Искусство, 1967. — 502 с.
  148. Материалы и техника рисунка. М.: Изобразительное искусство, 1983. -93 с.
  149. Г. М. Колорит в живописи: заметки художника. М., 1957. — 233 с.
  150. К.В. Сильвестр Феодосьевич Щедрин. Л., 1972. — 69 с.
  151. O.B. Учебный рисунок в Академии художеств XVIII века. -М.: Академия художеств СССР, 1951. 82 с.
  152. Н.М., Белютин Э. М. Педагогическая система Академии художеств XVIII века. М.: Искусство, 1956. — 519 с.
  153. Н.М., Белютин Э. М. Школа Антона Ашбе. М.: Искусство, 1958. -116 с.
  154. Н.М., Белютин Э. М. Русская художественная школа первой половины XIX века. М.: Искусство, 1963. 409 с.
  155. Ю.М. Исследование движения руки и глаза при решении простейших изобразительных задач // Вопросы психологии. № 5, 1968. С. 128 134.
  156. Ю.И. Исследование методов обучения технике рисунка на младших курсах ХГФ. АКД. М., 1979. — 16 с.
  157. В.А. Постановка глаза в начальном обучении рисунку // Материалы научно-методической конференции ХГФ пединститутов РСФСР, проведённой в Орловском государственном педагогическом институте. Учёные записки. Т.79. Орёл, 1979 г. — С.73.
  158. A.JI. Активизация процессов восприятия и изображения объемной формы головы человека в учебном рисунке. К.Д., М, — 1990. с. 262.
  159. И.Д. Основательные правила или краткое руководство к рисовальному художеству. СПб, 1795. 65 с.
  160. Психология. Под ред. Ковалева А. Г. М.: Просвещение, 1966.
  161. Brill T.B. Light, its interaction with art and antiquities. New-York-London, 1980.- 180 p.
  162. А.Л. Активизация процессов восприятия и изображения объемной формы головы человека в учебном рисунке. АКД. М.1989.
  163. Психология рисунка и живописи. Под ред. Игнатьева Е. И. М.: АПН. РСФСР., 1954.-247. с.
  164. Пособие по рисованию. Под ред. Кардовского Д. Н., Яковлева Д. Н., Корнилова К. Н. М-Л., 1938.-261 с.
  165. П. Д. Анализ и синтез- от мысли к вещи. Минск, 1969.-132 с.
  166. А.Э. Рисование с натуры. Л.: Художник РСФСР., 1970, — 130 с.
  167. Рисунок в высшей художественной школе. М: Искусство, 1957.- 46 с.
  168. Рисунок. Учебные постановки. М.: Академия художеств СССР., 1960.-21 с.
  169. .В. Пространственное построение в живописи. Очерк основных методов. М.: Наука, 1980.-287 с.
  170. H.H. Лекции по курсу методики преподавания изобразительному искусству в школе. М.: Просвещение., 1968. 111 с.
  171. H.H. Очерки по истории методов преподавания рисунка. М: Изобразительное искусство., 1983, — 286 с.
  172. Ростовцев Н. Н Академический рисунок. М.: Просвещение, 1984.- 239 с.
  173. И.Г. Слово о художествах древних, по которым искусство художников похвалу заслуживают, посвященное дню рождения императрицы Екатерины второй. Спб., 1770, — 32 с.
  174. И.Г. Предмет и форма.Роль восприятия материальности среды художником в создании пластической формы. М. .'Советский художник, 1984.302 с.
  175. A.A. Рисунки старых мастеров. Л-М.: Искусство, 1940.-277 с.
  176. A.A. О мастерах зарубежного, русского и советского искусства.Избранные труды. М.: Советский художник, 1985.- 240 с.
  177. Смирнов Г. В Рисунок головы и портретные задания. Д.: Государственное учебно- педагогическое изд-во.министерства просвещения РСФСР., 1963.-45 с.
  178. JI.K. Тональные отношения в академическом рисунке в процессе подготовки студентов художественно- графических факультетов педагогических институтов. К.Д., М., — 1990. — с. 172
  179. И. Краткое руководство к познанию рисования и живописи исторического рода, основанное на умозрении и опытах. Спб., 1793.- 140 с.
  180. Д.А. Психологические исследования. М.:Наука, 1966.-451 с.
  181. П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. М.:Искусство, 1953.- с. 591.
  182. М. Великие мастера рисунка.Рембрандт, Гойя, Домье. -М.:Искусство, 1974.- 248с.
  183. Флоренский П. Избранные труды по искусству. М., 1996.-320 с.
Заполнить форму текущей работой