Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование экономической грамотности у старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством докладов на научной конференции «Экономическое воспитание учащейся молодежи» (Челябинск, 1989), на научном семинаре «Вопросы экономического образования и воспитания учащейся молодежи» (Челябинск 1990), республиканской научно-практической конференции «Экономическое воспитание в системе непрерывного образования» (Свердловск… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Формирование экономической грамотности в общеобразовательных учреждениях как педагогическая проблема
    • 1. 1. Состояние проблемы экономической грамотности учащихся в педагогической теории и практике
    • 1. 2. Сущность формирования экономической грамотности у старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения
    • 1. 3. Педагогические условия эффективного формирования экономического грамотности у старшеклассников
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию экономической грамотности у старшеклассников
    • 2. 1. Организация опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Содержание опытно-экспериментальной работы по формированию экономической грамотности у старшеклассников
    • 2. 3. Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Формирование экономической грамотности у старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Утверждающиеся в Российской Федерации социально-экономические отношения в последние десятилетия неизбежно привели к изменениям во всех сферах общественной жизни, в том числе в науке, культуре, образовании. Обновление российского образования происходит с учетом позитивных тенденций его развития в мире, а также нового взгляда на стратегические цели образования, приоритетно направленные на становление личности и создание условий для успешной адаптации подрастающего поколения к изменяющимся социально-экономическим условиям.

Согласно концепции структуры и содержания общего среднего образования, главной его частью является «формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества» [108].

Потребность государства в решении проблемы повышения уровня экономического образования отражена в требованиях к содержанию образования, зафиксированных в статье 14 Закона Российской Федерации «Об образовании», а также в стратегических задачах Национальной доктрины развития образования в России.

В связи с этим перед российским образованием как одна из важнейших встала задача подготовки экономически грамотной личности, обладающей глубокими познаниями в экономической сфере.

Злободневность решения проблемы формирования экономической грамотности молодежи обусловлена рядом объективных социально-экономических причин. Во-первых, реформирование экономической системы повлекло за собой реструктуризацию социально-экономических отношений, появление большого числа частных, коммерческих, негосударственных предприятий. Во-вторых, вследствие этого, большую востребованность приобрели экономически грамотные специалистыв-третьих, каждому человеку, вне зависимости от рода занятий и профессии, приходится совершать рациональный выбор и чаще вступать в рыночные отношения. Участники этих отношений стремятся наиболее плодотворно и с наибольшим коэффициентом полезности применять свои экономические знания и умения при условии наличия у субъектов деятельности экономической грамотности.

Перечисленные причины, безусловно, актуализируют проблему формирования экономической грамотности школьников.

Предъявляемые социальные требования к экономической грамотности выпускника школы необходимы для его адаптации к самостоятельной жизни в условиях рыночной экономики. Экономическая грамотность универсальна и проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека, а потому представляет важную дидактическую проблему формирования ее на старшей ступени обучения в общеобразовательной школе.

На основании изучения опыта работы старших классов общеобразовательной школы, анализа психолого-педагогической литературы и современных требований к качеству экономического образования подрастающего поколения были выявлены противоречия между:

— возросшими требованиями, предъявляемыми обществом к уровню экономической грамотности выпускников школ в новых социально-экономических условиях и недостаточным вниманием к этой проблеме со стороны теории и практики экономического образования;

— социальной значимостью формируемого на практике данного вида грамотности у старшеклассников и необходимостью создания педагогических условий для реальной организации процесса его формирования.

Характер перечисленных противоречий, требующих скорейшего их разрешения, позволяет обозначить проблему поиска эффективных условий формирования экономической грамотности у старшеклассников.

Степень разработанности проблемы и теоретическая база исследования. На разных этапах исторического развития школа выполняла социальный заказ общества согласно специфическим особенностям времени. В связи с этим по-разному решались вопросы грамотности человека и образования. Российская педагогика во все времена уделяла пристальное внимание проблемам экономического образования и воспитания учащихся. А. Ф. Аменд, Л. П. Кураков, В. К. Розов, Н. П. Рябинина, И. А. Сасова и др., изучая различные аспекты экономической подготовки учащихся, пристальное внимание уделяли решению проблем взаимосвязи экономического воспитания с трудовым и формированию экономически значимых качеств личности. Соединение школьного обучения с производительным трудом рассматривали ученые П. Р. Атутов, К. Ш. Ахияров, В. А. Поляков, М. Н. Скаткин. Проблемы единства обучения и воспитания были исследованы в трудах М. А. Даниловой, И. А. Фурсенко, З. И. Васильевой и других. В публикациях А. Ф. Аменда, Ю. К. Васильева, В. К. Розова, Б. П. Шемякина, П. А. Шемякина и других ученых рассматривались задачи и содержание экономического воспитания и образования на уроках и во внеурочной деятельности при изучении соответствующих школьных предметов. Закономерности и особенности экономического развития общества исследовались JI.A. Абалкиным, К. Н. Улыбиным, И. Я. Ягодкиной и др.

В качестве стратегических целей и важнейших задач экономического образования ученые и педагоги-практики видели подготовку учащихся к экономической деятельности, к сознательному участию в экономической жизни общества, обеспечение оптимального сочетания интересов общества и личности в выборе сферы будущей профессиональной деятельности (А.И. Абрамова, Ю. К. Васильев, Э. Ф. Зеер, В. Д. Семенов, H.H. Тулькибаева, Б. П. Шемякин и др.).

Высоко оценивая рассмотренные исследования, следует отметить, что накопленный предшествующий опыт экономического образования не может в чистом виде быть перенесен в сегодняшние условия развития экономических отношений, востребовавших конкурентоспособную, продуктивную, созидательно направленную и экономически грамотную личность. В связи с эти возникает необходимость обновления системы экономического образования учащихся, предполагающей наличие у них не только определенной суммы знаний, умений, полученных при изучении предметов школьного цикла, но и экономическую грамотность и способность выпускников школ на этой основе эффективно включаться в новые социально-экономические отношения.

В настоящее время практически отсутствуют фундаментальные исследования по формированию экономической грамотности учащихся в общеобразовательной школе. Вместе с тем, в науке рассматриваются различные аспекты грамотности. Категории «грамотность» пристальное внимание уделяли П. Р. Атутов, B.C. Гершунский, O.A. Тангян др. Однако в названных исследованиях не решался вопрос формирования экономической грамотности у учащихся, а обоснованные в ряде работ (Б.А. Аллабердиев, В. А. Поляков, A.C. Прутченков, Н. П. Рябинина, И. А. Сасова и др.) задачи экономического образования учащихся не отражали процесса формирования грамотности.

В отечественной литературе достаточно полно разработаны сущность и закономерности педагогической интеграции (Ю.С. Тюнников, Н. К. Чапаев, И. П. Яковлев и др.) — изучены интеграционные процессы в содержании общего и профессионального образования (Н.С. Антонов, И. Д. Зверев, B.C. Леднев, М. Н. Скаткин, С. А. Старченко, Е. В. Ткаченко и др.) — выявлена роль межпредметных связей в процессе обучения (В.Н. Максимова, A.B. Усова, Р. З. Тагариев, В. Н. Федорова и др.).

Современная ориентация экономического образования на формирование экономической грамотности человека требует уточнения содержания и современного прочтения рассматриваемого понятия, определения условий его формирования, выявления критериев и показателей уровня грамотности. Экономическая грамотность — это характеристика образования, формируемая в процессе всей учебной деятельности. Формирование экономической грамотности учащихся рассматривается нами как цель и результат эффективности данного процесса, осуществляемого в определенных условиях и с помощью педагогических средств воздействия.

Изучение состояния проблемы формирования экономической грамотности учащихся в практике современных школ показало недостаточный уровень разработанности рассматриваемой проблемы. У старшеклассников наблюдается преобладание низкого уровня экономической грамотности, которая к моменту окончания школы у большинства учащихся так и остается на уровне обыденного представления о решении вопросов экономики.

Актуальность проблемы, а также ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы исследования: «Формирование экономической грамотности у старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения».

Цель исследования заключается в выявлении и обосновании педагогических условий эффективного формирования экономической грамотности у старшеклассников.

Объектом исследования является процесс экономического образования старших школьников.

Предметом исследования выступает экономическая грамотность старшеклассников.

Гипотеза исследования заключается в том, что формирование экономической грамотности у старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения будет осуществляться эффективно, если: определить современное прочтение содержания понятия «экономическая грамотность старшеклассников»;

— разработать модель формирования экономической грамотности у старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения;

— определить и проверить в экспериментальном режиме педагогические условия эффективного формирования экономической грамотности старшеклассников: а) обеспечение интеграции федерального, регионального и школьного компонентов Базисного учебного плана школы, направленной на формирование экономической грамотности у старшеклассниковб) обеспечение использования игровых форм и методов обучения в процессе формирования экономической грамотности у старшеклассниковв) обогащение учебного материала содержанием экономической направленности.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены и решались следующие задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать состояние проблемы формирования экономической грамотности учащихся в педагогической теории и практике.

2. Уточнить и конкретизировать содержание понятие «экономическая грамотность личности» и определить современное прочтение содержания понятия «экономическая грамотность старшеклассников».

3. Определить сущность формирования экономической грамотности у старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения.

4. На основе системного и деятельностного подходов разработать модель формирования экономической грамотности у старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения.

5. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия эффективного формирования экономической грамотности у старшеклассников.

6. Определить критерии и уровни сформированности экономической грамотности старшеклассников в учебно-воспитательном процессе.

7. Разработать учебно-методическое обеспечение процесса формирования экономической грамотности старшеклассников.

Теоретико-методологической основой исследования являются положения о системном и деятельностном подходах к анализу явлений и процессовтеория активности личности в процессе ее развития и становления.

Исследование в значительной степени опиралось на теорию целостного педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, М. А. Данилов, В. И. Загвязинский, И. Я. Лернер и др.) — теорию развития личности (Л.И. Божович, С. Л. Рубинштейн и др.) — концептуальные исследования в области теории и практики образования и обучения (A.C. Белкин, В. П. Беспалько, М. В. Кларин, B.C. Леднев, М. Н. Скаткин и др.) — теорию интеграции и системный метод исследования в науке (А.Н. Аверьянов, В. Г. Афанасьев, М. С. Каган, Н. В. Кузьмина, Б. М. Кедров и др.) — теорию педагогической интеграции (М.Н. Берулава, В. И. Загвязинский, С. А. Старченко, Ю. С. Тюнников, Н. К. Чапаев, И. П. Яковлев и др.).

Определяющее значение для данного исследования имели работы ученых, рассматривающих феномен грамотности (И.В. Бестужев-Лада, Б. С. Гершунский, С. А. Тангян и др.). Важными для исследования явились нормативные документы в области образования (Закон РФ «Об образовании», Программа развития воспитания в системе образования России на 1999;2001 гг., проект Национальной доктрины образования в Российской Федерации) — концептуальные положения о содержании общего образования (В.В. Краевский, B.C. Леднев и др.) — концепция непрерывной социально-экономической подготовки учащихся (В.А. Поляков, И. А. Сасова и др.) — теоретические основы экономической подготовки (А.Ф. Аменд, Ю. К. Васильев, Н. П. Рябинина, И. А. Сасова, Б. А. Райзберг, В. К. Розов, Л. Е. Эпштейн и другие).

База исследования. Исследование проводилось с 1993 г. по 2001 г. в Челябинском государственном педагогическом университете. Базовыми явились МОУ № 11, № 143 г. Челябинска.

Теоретико-методологические основы исследования и поставленные задачи определили процедуру экспериментально-теоретического изыскания, которое проводилось в три этапа. На каждом этапе в зависимости от решаемых задач применялись различные методы.

Первый этап (1993;1997гг.) — подготовительно-поисковый. В нем определялся выбор направления работы и проблемы исследования, изучалась психолого-педагогическая, социологическая, экономическая, философская литература, анализировались различные аспекты проблемы исследования, определялись исходные параметры исследования, его предмет, структура, гипотеза, методология и методы, понятийный аппарат.

Основные методы исследования: наблюдениеизучение различных программ, законодательных актов, государственных стандартов в области образованияобобщение передового опыта по проблеме исследованияанкетирование.

Второй этап (1997;1999гг.) — опытно-экспериментальный. На данном этапе проводился констатирующий эксперимент с целью выявления исходного уровня экономической грамотности у учащихся старших классов. Продолжалось изучение литературы по исследуемой проблеме. На основе результатов, полученных в процессе проведения констатирующего эксперимента и теоретического анализа экономической и психолого-педагогической литературы, были уточнены и разработаны критерии экономической грамотности учащихся старших классов. В данный период был проведен формирующий эксперимент, в ходе которого проверялись основные положения гипотезы.

Основные методы данного этапа: анкетирование, беседы, опроспедагогический эксперимент по формированию экономической грамотности учащихся.

Третий этап (1999;2001гг.) — обобщающий. Он связан с проверкой и обработкой результатов исследования. На этом этапе проводилось обобщение, систематизация, публиковались материалы исследования, оформлялось диссертационное исследование. Определялась практическая значимость исследования, результаты внедрялись в практику работы школы.

Основные методы исследования: анализ теоретических положений изыскания и их коррекция, анализ и оценка отслеживаемых результатов экспериментальной работы, наблюдение за динамикой уровня сформированности экономической грамотности у старшеклассниковстатистический анализформулирование общих выводов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Понятие «экономическая грамотность старшеклассника», выражающееся в способности приобретения, углубления, расширения экономических знаний и умений, эквивалентных базовому экономическому образованию в условиях разнообразия школьных программ, и их отображении на экономически значимых качествах учащегося.

2. Модель формирования экономической грамотности старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения.

3. Педагогические условия эффективного формирования экономической грамотности старшеклассников: а) интеграция федерального, регионального и школьного компонентов Базисного учебного плана, направленная на формирование экономической грамотности у старшеклассниковб) использование игровых форм и методов обучения в процессе формирования экономической грамотности у старшеклассниковв) обогащение учебного материала содержанием экономической направленности.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

1. На основе системного и деятельностного подходов разработана модель формирования экономической грамотности старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения.

2. Выявлены, определены и экспериментально проверены педагогические условия эффективного формирования экономической грамотности у старшеклассников: а) интеграция федерального, регионального и школьного компонентов Базисного учебного плана школы, направленная на формирование экономической грамотности старшеклассниковб) использование игровых форм и методов обучения в процессе формирования экономической грамотности у старшеклассниковв) обогащение учебного материала содержанием экономической направленности.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что уточнено и конкретизировано содержание понятия «экономическая грамотность личности» и определено современное прочтение содержания понятия «экономическая грамотность старшеклассника».

Практическая значимость исследования заключается в определении критериев и уровней сформированнности экономической грамотности у старших школьниковразработке и публикации учебно-методического обеспечения, которое может быть использовано учителями-предметниками в процессе формирования экономической грамотности учащихся старших классов, а также в практике подготовки студентов педагогических вузов и колледжей к осуществлению данного вида деятельности.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена исходными методологическими положениями, применением комплекса методов исследования, адекватных его объему, цели, задачам и логике, анализом и учетом состояния проблемы исследования в педагогической теории и практике, возможностью повторения опытно-экспериментальной работы, репрезентативностью объема выборок, использованием методов математической статистики для доказательства эффективности проведенной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством докладов на научной конференции «Экономическое воспитание учащейся молодежи» (Челябинск, 1989), на научном семинаре «Вопросы экономического образования и воспитания учащейся молодежи» (Челябинск 1990), республиканской научно-практической конференции «Экономическое воспитание в системе непрерывного образования» (Свердловск, 1991), региональной научно-практической конференции «Проблемы совершенствования профессиональной подготовки вузовской молодежи» (Челябинск, 1991), всероссийской научно-методической конференции «Совершенствование подготовки учителя химии» (Иркутск, 1993), научно-практической конференции «Непрерывное экономическое образование молодежи» (Челябинск 2001) — выступлений и отчетов на заседаниях кафедры педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университетавыпуска учебно-методического обеспечения по формированию экономической грамотности старших школьников в рамках.

ЧГПУ и Института повышения квалификации работников образования «Элементы эколого-экономического образования и воспитания в курсе химии» (Челябинск, 1996), программы курса «Экология человека» (Челябинск 1996) — работы в качестве учителя биологии в старших классах и руководителя дополнительных спецкурсов в МОУ № 11 Челябинска. По материалам исследования опубликовано 11 работ.

Структура диссертации определена задачами диссертационного исследования, логикой раскрытия темы: введение, две главы, заключение, библиография.

Выводы по второй главе.

Целью опытно-экспериментальной работы явилась проверка разработанного определения содержания понятия «экономической грамотности старшеклассников» в условиях общеобразовательного учреждения. Для достижения поставленной цели на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы были определены исходные условия работы и разработаны критерии экономической грамотности школьников. Апробированы отдельные составляющие модели интеграции федерального, регионального и школьного компонентов Базисного учебного плана. Организован формирующий эксперимент по проверке эффективности выделенных педагогических условий эффективного функционирования процесса формирования экономической грамотности у старшеклассников.

В качестве критериев оценки уровня экономической грамотности учащихся нами были предложены: усвоение экономических знаний, наличие экономических умений, проявление экономически значимых качеств личности.

Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что экономическая подготовка школьников требует мер по ее улучшению. Установлено, что результаты констатирующего этапа эксперимента показали низкий уровень сформированное&tradeэкономической грамотности учащихся старших классов: так, в контрольной группе (КГ) количество учащихся, находящихся на низком уровне, составило 28,5%, в первой экспериментальной группе (ЭГ-1) — 48,2%, во второй экспериментальной группе (ЭГ-2) — 50,0%, в третьей экспериментальной группе (ЭГ-3) -55,5%. В связи с этим проведение формирующей части эксперимента опиралось на интеграцию федерального, регионального и школьного компонентов Базисного учебного плана, направленное на формирование экономической грамотности старшеклассниковиспользование игровых форм и методов обученияобогащение учебного материала содержанием экономической направленности.

Формирующий этап эксперимента показал, что высокие результаты достигаются при внедрении, выделении и реализации педагогических условий эффективного формирования экономической грамотности учащихся.

Реализация выделенных педагогических условий осуществляется за счет использования возможностей учебных программ естественнонаучных дисциплин федерального компонента, государственного стандарта образовательной области «Экономика» регионального компонента и авторского спецкурса школьного компонента.

Обоснована достоверность полученных результатов, что обеспечено: опорой на исходные методические положения, изучением и анализом большого объема психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, анализом и учетом состояния исследуемой проблемы в педагогической теории и школьной практике, достаточной выработкой констатирующего этапа эксперимента, воспроизводимостью результатов исследования, вариативностью эксперимента, количественным анализом полученных данных методами математической статистики (вычислением среднего арифметического значения (Л), дисперсии П (х) и связанного с ним стандартного отклонения (5), применением критерия согласия /2-Пирсона, Б-теста).

Заключение

.

Современный этап развития общества характеризуется высокой степенью динамизма перемен в социально-экономической сфере и требует подготовки экономически грамотного поколения. Особая роль в этом принадлежит общеобразовательной школе и прежде всего старшей ступени обучения, поскольку выполняет важную роль в подготовке выпускника школы к жизни в условиях рыночной экономики.

Настоящее диссертационное исследование посвящено актуальной проблеме повышения эффективности формирования экономической грамотности у старшеклассников, выявлению педагогических условий эффективного функционирования данного процесса (обеспечение интеграции федерального, регионального и школьного компонентов Базисного учебного планаиспользование игровых форм и методов обученияобогащение учебного материала содержанием экономической направленности), ориентирующих на достижения учащимися в области экономических знаний, обеспечение передачи следующим поколениям социально-экономического опыта и научения их жить в быстро меняющемся мире, что носит по большей части адаптивный характер.

Научная новизна, теоретическая и практическая значимость настоящей работы, заключается в том, что был осуществлен анализ интеграции федерального, регионального и школьного компонентов Базисного учебного плана в реализации экономического образования как условия достижения цели и результата — экономической грамотностиуточнено и конкретизировано понятие «экономическая грамотность личности», разработано современное прочтение содержания понятия «экономическая грамотность старшеклассника" — предложена модель формирования экономической грамотности у старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждениятеоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия эффективного формирования экономической грамотности старших школьников.

В диссертационном исследовании рассмотрены теоретическое обеспечение и реальная практика проблемы формирования экономической грамотности в общеобразовательных учрежденияхизучен уровень разработанности проблемы формирования экономической грамотности у старших школьниковуточнен понятийный аппарат по теме исследования, особенность формирования экономической грамотности старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения. В первой главе уделено значительное внимание экономической грамотности как важной проблеме в подготовке выпускников школ к самостоятельной трудовой жизни, обладающих глубокими познаниями в экономической сфере.

Нами определено, что основными стратегическими линиями в формировании экономической грамотности учащихся является взаимодействие и неразрывная связь компонентов Базисного учебного плана, использование игровых форм и методов обучения в процессе формирования экономической грамотности старшеклассников и обогащение учебного материала содержанием экономической направленности.

Отправной точкой исследования явилось определение (содержание, объем, связи, отношения) и анализ современного прочтения содержания понятия «экономическая грамотность старшеклассника», которое было соотнесено с дефинициями таких понятий, как «грамотность», «экономическая грамотность», «экономическая подготовка», «экономическое образование» и определено нами как способность приобретения, углубления, расширения экономических знаний и умений, эквивалентных базовому экономическому образованию в условиях разнообразия школьных программ, и их отображении на экономически значимые качества учащегося.

Современное прочтение содержания понятия «экономическая грамотность старшеклассника» предполагает:

— усвоение знаний теоретических основ хозяйственной деятельности и понимание природы экономических связей и отношений, выражающееся в умении использовать полученные знания в учебных и реальных экономических ситуациях;

— формирование экономически значимых качеств личности, проявляющихся в частоте (ситуативности) их применения;

— включение в социально-экономические отношения на основе экономических знаний и умений, определяющих уровень адаптации выпускника школы к жизни в условиях рыночной экономики.

Данное понятие связано с вышеперечисленными определениями, которые рассматриваются нами как результат экономического образования. В качестве теоретико-методологической базы исследования выступил системный и деятельностный подходы, которые позволили осуществить внедрение, выделение и реализацию педагогических условий эффективного формирования экономической грамотности у старших школьников.

Исследование по данной проблеме потребовало решения следующих задач:

1. Изучение и анализ современного состояния проблемы формирования экономической грамотности учащихся в педагогической теории и школьной практике.

2. Уточнение и конкретизацию понятия «экономическая грамотность личности», определение современного прочтения содержания понятия «экономическая грамотность старшеклассников».

3. Выявление, теоретическое обоснование и экспериментальную проверку педагогических условий эффективного формирования экономической грамотности старшеклассников.

4. Определение уровней и критериев сформированности экономической грамотности старших школьников.

5. Разработка учебно-методического обеспечения процесса формирования экономической грамотности.

Для решения указанных задач была разработана программа научного исследования, предполагающая изучение состояния работы учителей по формированию экономической грамотности старших школьников в учебном процессе, определение исходного уровня сформированности экономической грамотности, использование интеграции федерального, регионального и школьного компонентов Базисного учебного плана, применение игровых форм и методов обучения, отслеживание динамики изменений данного процесса, анализ полученных в результате проведенной работы экспериментальных данных.

На основании анализа литературного материала, первоначальной проверки основных положений гипотезы нами было установлено, что формирование экономической грамотности старших школьников может успешно осуществляться в условиях общеобразовательного учреждения.

Результаты теоретического исследования привели к необходимости специального выделения условий, при которых процесс формирования экономической грамотности учащихся будет успешно осуществляться. Определяя педагогические условия, мы исходим из необходимости учета социального заказа общества общеобразовательной школе, нашедшего отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании». Исходя из вышеизложенного, нами были определены педагогические условия эффективного формирования экономической грамотности старших школьников за счет интеграции компонентов Базисного учебного плана на уровне федерального компонента через содержание учебных дисциплин естественнонаучного цикла, на уровне регионального компонента через содержание спецкурсов образовательной области «Экономика» и на уровне школьного компонента через содержание авторского спецкурса «Экология человека" — за счет использования игровых форм и методов обучения в процессе формирования экономической грамотности старшеклассниковза счет обогащения учебного материала содержанием экономической направленности.

В задачи опытно-экспериментальной работы, ориентированной на успешное формирование экономической грамотности у старших школьников, реализации выделенных педагогических условий, входила проверка эффективности протекания данного процесса.

На первом этапе нами был выявлен исходный уровнь сформированности экономической грамотности старших школьников. Результаты констатирующего этапа эксперимента показали низкий уровень сформированности экономической грамотности учащихся: так, в контрольной группе число учащихся, находящихся на низком уровне, составило 28,5%- в ЭГ-1 — 48,2%- ЭГ-2 — 50,0%- в ЭГ-3 — 55,5%.

В ходе формирующего эксперимента было осуществлено педагогическое влияние на учащихся, которое способствовало развитию и совершенствованию экономической грамотности школьников. Учащиеся были подвергнуты влиянию на уровне федерального компонента следующими учебными дисциплинами: химией, биологией, географиейна уровне регионального компонента — спецкурсами образовательной области «Экономика» и на уровне школьного компонента разработанной нами авторской программы спецкурса «Экология человека». Данные предметы, их содержание, возможности учебных программ формировали экономическую грамотность в рамках осуществления межпредметных связей и отборе специально направленного экономического содержания, которое способствовало подготовке учащихся к созидательному труду, обеспечивающие коэффициент полезности применения экономических знаний, умений и экономически значимых качеств личности в условиях рыночной экономики. Эксперимент показал положительную динамику сформированности экономической грамотности, в контрольной группе существенных изменений не наблюдалось. Используемые методы математической статистики при обработке результатов опытноэкспериментального исследования позволили установить наличие статистически значимого влияния определенных нами условий на уровень сформированности экономической грамотности старшеклассников, что подтверждает верность выдвинутой гипотезы и правильность предложенной программы исследования.

Проведенная исследовательская работа подтвердила, что формирование экономической грамотности у старшеклассников в общеобразовательной школе реально происходит в условиях интеграции федерального, регионального и школьного компонентов Базисного учебного плана, направленной на формирование экономической грамотности у старшеклассников, за счет использования игровых форм и методов обучения в процессе формирования экономической грамотности у старшеклассников, а также при обогащении учебного материала содержанием экономической направленности.

Данная работа, естественно, не решает всех проблем, касающихся экономической грамотности учащихся, но доказывает необходимость соблюдения педагогических условий, выделенных нами, для получения результатов. Перспективными направлениями дальнейших научных исследований, на наш взгляд, может стать изучение специфики формирования экономической грамотности в ходе преподавания гуманитарных дисциплин в процессе интеграции Базисного учебного плана, развитие данной проблемы в среднем звене, определение и внедрение новых педагогических условий эффективного формирования экономической грамотности, разработка инновационных технологий формирования экономической грамотности у старших школьников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.И. Роль экономической подготовки в воспитании у учащихся профтехучилищ ответственности за выпуск продукции высокого качества. — М., 1980.- 89 с.
  2. B.C. Человек в зеркале экономической теории: (Очерк истории западной экономической мысли).- М.: Наука, 1993.-176 с.
  3. Г. С. Экономическое образование школьников (проблемы и пути их решения): Дис. .канд. пед. наук. Майкоп, 1997.- 255 с.
  4. Н.Д., Розов В. К. Экономическое обучение и воспитание школьников в условиях компьютерного образования // Педагогическое руководство экономическим образованием и воспитанием школьников.- М., 1989.-С. 68−72.
  5. Л. Новый учебник экономики для средней школы // Экономика в шк.- 1998.- № 3.- С.4−15.
  6. Л.Б., Журовская Е. В., Макарова О. Ю. Преподавание экономики в школе : (Основные экономические понятия).- М., 1994. 35 с.
  7. С. Школьное экономическое образование // Экономика в шк.-1998.- № 2.- С.54−59.
  8. Ю.А. Культурная грамотность глазами американского профессора// Педагогика.- 1995.- № 4.- С. 120−123.
  9. С.Ю. Жить и активно действовать в современном мире // Сов. педагогика.- 1990.- № 4, — С. 65−66.
  10. А.Ф. Взаимодействие школы, семьи и общественности в экономическом воспитании детей: Метод, рекомендации / Челяб. гос. пед. ин-т- Челяб. обл. ин-т усовершенствования учителей Челябинск: ЧГПИ, 1987 — 17 с.
  11. А.Ф. Непрерывная экономическая подготовка учащейся молодежи // Учащаяся молодежь и рынок: Сб. науч. тр.- Зелена Гура.- М., 1994.- С. 38−47.
  12. А.Ф. Пути совершенствования экономического воспитания в общеобразовательной школе: Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1975. -229с.
  13. А.Ф. Состояние и развитие теории и практики экономического воспитания школьников. Челябинск, 1988. — 71 с.
  14. А.Ф. Теория и практика непрерывного эколого-экономического образования: Монография.- Челябинск, 1996. -151 с.
  15. А.Ф. Экономические образование и воспитание учащихся в условиях школы полного (продленного) дня.- Челябинск, 1987. 76 с.
  16. А.Ф. Экономическое образование и воспитание учащихся IV-X (V-XI) классов: Учеб. пособие. Челябинск: ЧГПИ, 1988. — 162 с.
  17. А.Ф., Сасова И. Б. Экономическое воспитание в процессе трудовой подготовки / Под ред. В. К. Розова. М.: Просвещение, 1988. — 192 с.
  18. .Г. Избранные психологические труды: В 2 т. / Под ред. A.A. Бодалева, Б. Ф. Ломова. -М.: Педагогика, 1980.- Т. 1−2.
  19. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Кн.2.- Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1996.-318 с.
  20. В. Экономическое образование и воспитание учащихся // Полит, самообразование. 1983.- № 12. — С. 90−102.
  21. А.Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1979. — 151 с.
  22. П.Р. Политехническая подготовка молодежи в условиях рынка труда // Учащаяся молодежь и рынок: Сб. науч. тр.- Зелена Гура- М., 1994.-С.33−37.
  23. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1990 — 368 с.
  24. К.Ш., Атутов П. Р., Тагариев Р. З. Политехническая направленность обучения основам наук в общеобразовательной школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов.- М., 1990.- 287 с.
  25. К.Ш., Амиров А. Ф. Школа. Труд. Рынок. Уфа: Башкирский пед. ин-т.- Уфа, 1994.- 141 с.
  26. К.Ш., Соловьянюк В. Г. Профессиональная направленность образовательного процесса в средних учебных заведениях.-Уфа, 1998.- 101 с.
  27. .А. Категориальный аспект понятия интеграции /Дидактика как основа интеграции научного познания. Л., 1984. — 66 с.
  28. Ю.К. Избранные педагогические труды.- М., 1989. 560 с.
  29. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Метод, основы.- М.: Просвещение, 1982. 192 с.
  30. Базисный учебный план средней общеобразовательной школы.- М.: Б.и., 1993.- 35с.
  31. A.C. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений.- М.: Академия, 2000.- 192 с.
  32. A.C. Ситуация успеха. Как ее создать.- М.: Просвещение, 1991. -169с.
  33. Г. О культуре и культуре преподавания культуры // Альма-Матер.- 1999.-№ 8.- С. 15−20.
  34. Д.К., Рувинский А. О. Общая биология: Учеб. для 10−11 кл.- М.: Просвещение, 1992.- 271 с.
  35. М.Н. Интеграция естественно-научных и профессиональных дисциплин // Сов. педагогика. 1987. — № 8. — С. 81−83.
  36. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
  37. В.П. Стандартизация образования // Педагогика.- 1993.- № 5.-С.43−47.
  38. Бестужев-Лада И.В. К школе 21 века: Размышления социолога.- М.: Педагогика, 1988.- 254 с.
  39. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода.-М.: Наука, 1973.-270 с.
  40. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте М.: Просвещение, 1968.- 464 с.
  41. Большая книга по экономике.- М.: Терра-Тегга, 1997. 735 с.
  42. Большой экономический словарь /Под ред. А. Н. Азримяна.-З-е изд., стереотип. М.: Ин-т новой экономики, 1998. — 864 с.
  43. Большой энциклопедический словарь /Под ред. А. Н. Прохорова.- М., 2000. 665 с.
  44. Н.В., Реан A.A. Педагогика: Учеб.- СПб., 2000. 299 с.
  45. Е.И. Экономическое образование это больше чем экономические знания // Экон. образование.- 2001.- № 1.- С. 22−29.
  46. С.Т. Безграмотность по стандарту // ЭКО.- 1998.- № 4.- С. 2−12.
  47. М.К., Семенов A.M. Экономический человек: В помощь изучающим экономику, психологию, менеджмент: Учеб. пособие.- М.: Дело, 2000.- 176 с.
  48. Н., Фуксон J1. С учетом интегрированного подхода. Система экономического образования школьников // Образование и рынок.- 1998.- 34.-С. 30−35.
  49. Ю.К. Экономическое образование и воспитание подрастающего поколения // Сов. педагогика. 1988. — № 1. — С. 89−96.
  50. Ю.К. Экономическое образование и воспитание учащихся.- М.: Педагогика, 1983. 96 с.
  51. О.В. Педагогические условия экономического воспитания учащихся 8−9 классов общеобразовательных школ в процессе становления рыночных отношений (на примере трудовой подготовки): Дис.. канд. пед. наук.- Екатеринбург, 1993. 180 с.
  52. A.A. О структуре и содержании диссертационных ислодованиях // Педагогика.- 1994.-№ 3.- С. 32−35.
  53. М.М., Жадин О. В., Петрик А. И. Система непрерывного образования: концепция, управление, практика.- СПб.: ГИЭА, 2000.- 84 с.
  54. А.Ю. Формирование положительной мотивации экономического образования учащихся: Дис.. канд. пед. наук.- Челябинск, 1998. -187с.
  55. Воспитательная работа с учащимися в современных условиях: В 3 ч. Ч.З. (10−11 кл.).-Курган: ИПКРО, 1994.-110 с.
  56. Н.А. Экономическая подготовка старшеклассников как средство их профессионального самоопределения: Дис.. канд. пед. наук.- Курган, 1999. 174 с.
  57. .С. Философия образования для XXI века: (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций).- М.: Совершенство, 1998.- 605 с.
  58. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопр. психологии.- 1994.- № 3.- С. 43−47.
  59. Ю.Н., Лавров С. Б. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. сред. шк. М.: Просвещение, 1993. — 270 с.
  60. Г. Д. Новая Россия: общее образование и образующееся общество // Педагогика. 2000. — № 6. — С. 3−12.
  61. .А. Моделирование как метод научного исследования.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1965, — 248 с.
  62. Н.С. Психологическое сопровождение и поддержка профессионально педагогического образования // Образование и наука.1999.-№ 2 (2).-С. 143−151.
  63. Н.Г. Экономическое образование учащихся основной общеобразовательной школы: Дис.. канд. пед. наук.- М., 1994 204 с.
  64. В. Основы экономической грамотности руководителя: Программа самообразования//Нар. образование.- 1999.- №½.-С. 193−196.
  65. B.C., Семенюк Э. П., Урсул А. Д. Категории современной науки.- М.: Мысль, 1984.- 268 с.
  66. M.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы.- М.: Педагогика, 1977.- 136 с.
  67. Громова J1.A. Моральные ценности экономического образования // Экономическое образование в школе: Материалы междунар. семинара /Российский гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена.- СПб, 1995.- С. 24−27.
  68. О.Г., Анисимов В. В. Проблемы и перспективы экономического образования в российской школе // География в шк. 1998. — № 7.-С. 35−40.
  69. О.Г. Становление и развитие экономического образования в российской общеобразовательной школе (1917−1997 гг.): Дис.. д-ра пед. наук.- М., 1997.-322 с.
  70. Гуманизация образования: Психолого-пед. междунар. журн. Междунар. Акад. гуманизации образования / Гл. ред. Берулава М.Н.- 1994.- Бийск: Гуманизация образования, 1995.- 4 раза в год.- Цена свободная.- № 3.- 8000 экз.
  71. А.Я. Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании // Педагогика.- 1998. № 2. — С. 8−12.
  72. А.В. Экономическая подготовка школьников // Педагогика. — 2000.-Xs3.-C. 14−17.
  73. А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. вузов.- М.: Владос.- 2000, — 430 с.
  74. А. Избранные педагогические сочинения / Сост. и вступ. ст. В. А. Ротенберга.- М.: Учпедгиз, 1956. 374 с.
  75. М.Ю. На пути к стандартизации экономического образования //Школьный экон. журн. 1996 .- № 1, — С. 29 -33.
  76. A.JI. Методические основы экономической подготовки девятиклассников как средство их профессионального самоопределения: Дис. .канд. пед. наук.- M., 1995. 187 с.
  77. Дрондин A. J1. Экономическая подготовка старшеклассников и современный российский рынок труда // Образование как средство развитияличности, общества, государства: Материалы междунар. науч.-практ. конф. 1619 сент. 1997 г.- Витебск, 1997, — С. 108−110.
  78. М.Н. Проблема экономического образования школьников в истории отечественной педагогики // Экономическое образование: теория и практика: Сб. науч. тр. Челябинск, 1997. — С.94−99.
  79. В.И. Основные контуры стратегии развития российского образования в начале XXI века и региональные образовательные проекты // Образование и наука.- 2000.- № 2(4).- С .8−14.
  80. В.И. Педагогическое творчество учителя.- М.: Педагогика, 1987.- 160 с.
  81. H.A. Методологические основы школьного образования // Экономика в шк.- 2000.- № 1.- С .21−29.
  82. H.A. Педагогические возможности экономического образования в современной школе: Дис.. канд. пед. наук.- СПб., 1998. -238 с.
  83. М.Я. 32 урока по экономике.- М.: Вита пресс, 1995.- 64 с.
  84. В.И. Диагностика и экспертиза педагогической деятельности аттестуемых учителей. М.: УЦ «Перспектива», 1988.- 112 с.
  85. Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование.-Екатеринбург: Урал. гос. проф.- пед. ун-т, 1998.- 126 с.
  86. Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие.- Екатеринбург: Урал, гос. проф.- пед. ун-т, 1997.- 244 с.
  87. И.А. Педагогическая психология: Учеб. для вузов.- М.: Логос, 2001.- 384 с.
  88. Г. П. Универсальный способ деятельности // Сов. педагогика.-1990.-№ 4.-С. 66−67.
  89. Н. Методологические основы школьного экономического образования // Экономика в шк.- 2000, — № 1.- С. 28−29.
  90. Л.Д. Опыт и проблемы экономического образования в школах Челябинской области // Экономическое образование школьников: опыти проблемы: Материалы обл. науч.-практ. конф. 17 18 нояб.1999 г. Челябинск, 1995.-С. 2−8.
  91. В.В. Критерии научности знания.- М.: Высш. шк., 1989.- 127 с.
  92. B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). -М.: Политиздат, 1984. 355 с.
  93. Г. Л. Проблемы от века к веку: функциональная неграмотность // Университетская книга.-2000.- № 2.- С. 18−25.
  94. И.Ф. Теория и проблемы формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы.- М., 1993. 217 с.
  95. И.Б. Вопросы экономического воспитания, — Челябинск: ЧГПИ, 1967.- 164 с.
  96. А.Р. Программа «Экология человека».- Челябинск: ЧГПУ, 1996.- 30 с.
  97. А.Р. Элементы эколого-экономического образования и воспитания в курсе химии: Метод. Рекомендации.- Челябинск: ЧГПУ, 1996.37 с.
  98. Р.Х. Дополнительное образование как фактор совершенствования подготовки учителя к педагогической деятельности: Дис.. канд. пед. наук.- Челябинск, 1999. 132 с.
  99. X. Цели и содержание экономического образования в школе // Школьный экон. журн.- 1998.- № 1.- С. 18−26.
  100. А.Г., Левит М. В. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен.- М.: МИРОС, 1994.- 144 с.
  101. Д.И. Интеграция словосочетания в современном английском языке.- Киев: Вища шк.- 1983.- 84 с.
  102. Н.Я., Попов В. Д., Эпштейн Л. Е. Экономическое воспитание масс: организация и эффективность. М.: Экономика, 1979. — 224 с.
  103. В.И. Экономическая подготовка рабочей молодежи как фактор повышения эффективности общественного производства: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 1985.- 16 с.
  104. Л.Ф. и др. Эффективность образования / Л. Ф. Колесников, В. Н. Турченко, Л. Г. Борисова.- М.: Педагогика, 1991.- 259 с.
  105. Концептуальные основы экспертизы качества образования.-Екатеринбург, 1992. 33 с.
  106. Концепция развития социально-экономического образования и воспитания в общеобразовательной школе. М.: РАО, 1996. — 37 с.
  107. Концепция реализации многоуровневой структуры педагогического образования.- Ставрополь: Изд-во Ставроп. пед. ин-та, 1993.- 32 с.
  108. Концепция структуры и содержания общего и среднего образования (в 12 летней школе) // Образование в современной школе. 2000.- № 2. — С. 3−10 .
  109. В.В. Воспитание или образование? // Педагогика.- 2001.- № 3. -С. 3−10.
  110. В.В. Моделирование в педагогическом исследовании. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие.- М.: Педагогика.- 234 с.
  111. Краткий словарь современных понятий и терминов/ Н. Т. Бунимович и др.- Сост. и общ. ред. В. А. Макаренко.-2-е изд.- М.: Республика, 1995.- 510 с.
  112. В.А., Шишов С. Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «ученик-учитель». — М.: Пед. о-во России, 1999.- 86 с.
  113. Ф.А. Диссертация: методика написания. Правила оформления. Порядок защиты. М.: Ось-89, 2000, — 320 с.
  114. Н.В. Методы исследования в педагогической деятельности. — Л.: ЛГУ, 1970.- 114 с.
  115. A.B. Формирование экономической направленности технического творчества студентов профессионально педагогического вуза : Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Екатеринбург, 2000.- 21 с.
  116. Л.П., Соболева E.H., Якимов В. Н. Экономическое образование и воспитание школьников.- М.: Просвещение, 1987.-140 с.
  117. В. Концепция минимальной компетентности // Перспективы.-1988. -№ 1.-С. 33.
  118. .В., Соколов O.B. Краткий экономический словарь школьника.-М.: Просвещение, 1993.- 80 с.
  119. K.M. Основы педагогической деонтологии. М.: Наука, 1994. -192 с.
  120. K.M. Педагогическая деонтология.- Екатеринбург: Деловая книга, 1999.- 272 с.
  121. K.M. Реализация принципа частной автономии в образовании // Образование и наука.- 2000.- № 2(4).- С. 131- 136.
  122. Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии.- М.: Изд-во Ин-та практ. психологии- Воронеж: НПР «МОДЭК», 1998.- 228 с.
  123. О. Образовательные программы и учебные материалы по экономике // Экономика в шк.- 1998.- № 1.- С .8−14.
  124. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы.- М., 1991.- 223 с.
  125. А.Н. Анализ деятельности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология.- 1983.-N2.- С. 5−17.
  126. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: Политиздат, 1977.-304 с.
  127. К.Н. Грамотность и народность // Сов. педагогика.- 1990.- № 3. -С. 101−117.
  128. И .Я. Дидактические основы методов обучения.- М.: Педагогика, 1981.-184 с.
  129. И.В. Экономика: История и современная организация хозяйственной деятельности: Учеб. для 7−8 кл. общеобразоват. учреждений.-М.: Вита пресс, 1999.- 232 с.
  130. Лис H.A., Шемякин П. А, Шемякин Б. П. Вопросы методики экономического воспитания школьников, — Нижний Тагил, 1987.- 47 с.
  131. А.П. Основные тенденции интеграционных процессов в мировом образовании: Дис.. д-ра пед. наук.- Рязань, 1997. 336 с.
  132. A.C. Сочинения: В 7 т. Т.4.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. -321 с.
  133. С.Л. Формирование потребности в образовании и ее реализация в учебном заведении: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-Екатеринбург, 1999.-21с.
  134. C.B. Педагогическое руководство экономической подготовкой учащихся в общеобразовательной школе: Дис.. канд. пед. наук. М., 1997. -237 с.
  135. М.Л. Экономическое воспитание учащихся 9−10 классов в процессе производительного труда: Автореф. дис. .канд. пед. наук.- М., 1982.- 16 с.
  136. О.Н. Экономическая теория в школе: Кн. для учителя.- Ростов н/Д: Феникс, 1996.- 544 с.
  137. Материалы Международной научно-практической конференции «Личность. Труд. Экономика»: В 2 ч. 4.1 / Редкол.: Аменд А. Ф. (отв. ред.), Томин H.A., Антонюк B.C. и др.- Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1995.171 с.
  138. Межпредметные связи как необходимое условие повышения качества подготовки учителя физики в педагогическом вузе: Межвуз. сб. науч. тр. /отв. ред. A.B. Усова.- Челябинск: ЧГПИ, 1981.-160 с.
  139. Л.П. Некоторые экономические вопросы в воспитании учащихся средней общеобразовательной школы: Дис.. канд. пед. наук.-Челябинск, 1967.- 355 с.
  140. И.А. Экономическое воспитание младших школьников в процессе учебной и внеклассной работы: Дис.. канд пед. наук.- Минск, 1989,183 с.
  141. .И. Об организации преподавания экономики в общеобразовательных учреждениях России// Экономика в школе.- 1997.- № 3.-С. 3−8.
  142. JI.B. Стратегия развития экологического образования в регионах Большого Урала // Образование и наука.-2000.- № 1(3).- С. 101−116.
  143. Г. А. Образование как рабочее поле интеграции // Педагогика. -1997.-№ 5.-С. 52−55.
  144. Р.З. Интеграция в обучении как средство интенсификации подготовки учителей начальных классов: Дис.. канд. пед. наук. Казань, 1994.-214 с.
  145. В.А. Культурное наследие и экономическая грамотность // Сов. педагогика.- 1990.- № 4.- С .64−67.
  146. А.Б. Экономическая подготовка как фактор социального становления школьников: Дис. канд.пед. наук.- М., 1999. 176 с.
  147. А .Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований // Педагогика.- 1995. № 5. — С. 63−67.
  148. А.Я. Педагогические инновации и научный эксперимент // Педагогика. 1996. — № 5. — С. 10−15.
  149. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: Сб. док. (1917−1973гг). М.: Педагогика, 1974.-559 с.
  150. Научные понятия в учебно воспитательном пространстве школы и вуза: Тез. докл. на 25 межвуз. науч.- практ. Семинаре/ Челяб. гос. пед. ун-т.-Челябинск: ЧГПИ, 1995.- 138 с.
  151. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: (Проект) // Нар. образование. -2000, — № 2. С. 14−18.
  152. H.H. Образование и рынок: проблемы взаимодействия // Учащаяся молодежь и рынок: (Сборник науч. тр.).- Зелена Гура-- М., 1994.- С. 6−16.
  153. H. Е. Педагогические условия повышения достоверности оценки обученности учащихся: Автореф. дис.. канд. пед. наук/ Тобол, гос. пед. ин-т.- M., 2000.- 19 с.
  154. A.C. Экономическое воспитание в сельской школе.- М.: Просвещение, 1989. 207 с.
  155. A.C. Экономическое образование школьников: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991.- 125 с.
  156. Э.Е., Цветков JI.A. Химия 10−11: Органическая химия: Учеб. для 10−11 кл. общеобразоват. учеб. заведений. М.: Просвещение, 1993.- 192 с.
  157. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов/ Ред. сост. Н. Б. Крылова.- М.: РАО, 1995. — 113 с.
  158. A.A. Формирование экономической культуры у младших школьников в условиях интеграции учебной и внеучебной работы.: Дис. .канд. пед. наук- Челябинск, 2000, — 171 с.
  159. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».- М.: Новая школа, 1996.- 64 с.
  160. Образовательные стандарты: Материалы международного семинара. Разработка образоват. стандартов в демократическом обществе/ Редкол. Бордовский Г. А. и др.- Росс. гос. пед. ун-т.- СПб.: Образование, 1995. 166 с.
  161. С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов.- М.: Рус. яз., 1991. -778 с.
  162. В.М. Компьютерная грамотность и профессиональная компетентность// Сов. педагогика.-1990.-№ 4.-С. 68−69.
  163. П.Г. Формирование современного экономического мышления/ Отв. ред. А.Н. Шапошников- АН СССР, Сиб. Отд-ние.-Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989.- 157 с.
  164. С.К. Формирование экономических и правовых знаний как средство обеспечения социальной защищенности учащихся: Дис.. канд. пед. наук.- М., 1996.- 131 с.
  165. Основные положения концепции очередного этапа реформирования системы образования // Нар. образование.- 1997.- № 8.- С. 4−19.
  166. Педагогический словарь: В 2- т. / Отв. Ред. И. А. Каиров.- М.: Изд-во АПН, 1960.-Т. 1−2.
  167. Л.М. Минимальное поле функциональной грамотности // Педагогика.- 1999. № 2. — С. 26−29.
  168. С. К проблеме оценки качества образования // Экономика в школе.- 1998.-№ 2.- С. 46.
  169. И.Д., Лебедева И. П. Вариант системной трактовки понятия «обучаемость» // Образование и наука.- 2001.-1(7).- С. 54−68.
  170. В.А. Направления комплексных исследований проблемы подготовки учащейся молодежи к труду в условиях перехода к рыночным отношениям в экономике// Учащаяся молодежь и рынок: Сб. науч. тр.- Зелена Гура- М. 1994.-С. 17−24.
  171. В.А., Сасова И. А. Непрерывное экономическое образование молодежи // Педагогика.- 1994. № 4. — С. 19−26.
  172. В.Д. Экономика плюс педагогика: Очерки об экономическом воспитании молодежи.- М.: Мол. гвардия, 1986.-288 с.
  173. A.A. Теоретические основы исследовательской деятельности учителя (квалиметрический аспект): Монография.- Челябинск: ЧГПУ, 2000.217 с.
  174. Н.Ю. Творческий стиль деятельности: Педагогический аспект.-Казань: Казан, ун-т, 1989.- 205 с.
  175. A.A. Формирование экономических ориентаций старшеклассников: Дис.. канд. пед. наук.- Оренбург, ОГПИ, 1995.- 195 с.
  176. Прогностическая концепция целей и содержания образования/ Российская акад. образования.- М.: Изд-во ИТПи МИО РАО, 1994.- 131с.
  177. Программа развития воспитания в системе образования России на 19 992 001 годы // Нар. Образование, — 2000. № 1, — С. 236−259.
  178. Психолого- педагогическое обеспечение подготовки ремесленников -предпринимателей/ Э. Ф. Зеер, В. А. Водеников, H.A. Доронин и др.- под ред. Э. Ф. Зеера.- Екатеринбург.: Урал. гос. проф. ун-т, 2001.- 233 с.
  179. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений/ Под ред. П. И. Пидкасистого.- Ростов н/Д, 1998.-54 с.
  180. С.А. Педагогические основы мониторинга экономических знаний учащихся: Дис. .канд .пед.наук.- М., 1997. 161 с.
  181. Райзберг Б. А, Прутченков A.C. Учебная программа по экономике.- M.: «Рассиана», 1994.- 112 с.
  182. .А. Основы экономики и предпринимательства: Проб. учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений.- M.: Просвещение, 1998. 208 с.
  183. .А. Экономике учить и учиться: (Об организации экономического обучения школьников)// Нар. образование 1992.- № 9/10.- С. 23−26.
  184. .А. Введение в экономику: Проб. учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений.- М.: Просвещение, 1994. 192 с.
  185. Н.И. Концепция инвариантности в системе преподавания дисциплин естественно-научного цикла: Автореф. дис. .д-ра пед. наук.-Челябинск, 1996.- 34 с.
  186. Г. М. Теоретические основы высшего рабочего образования.-Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. пед. ун-та, 1997.- 333 с.
  187. JI.JI., Соколова H.A. Путь к успеху: Учеб.- метод, пособие по экон. воспитанию в учреждении доп. образования детей. Челябинск, 2000.56 с.
  188. Н.П. Эколого-экономическое образование учителя: проблемы и перспективы.- Челябинск, 1997. 152с.
  189. Н.П. Педагогические условия экономического воспитания учащихся старших классов: Дис. .канд.пед. наук.- Челябинск, 1984. 184 с.
  190. Н.П. Теория и практика подготовки будущего учителя к осуществлению эколого-экономического образования: Дис.. д-ра пед. наук.-М, 1998.- 396 с.
  191. Н.П. Экономическая грамотность будущего учителя // Экономическое воспитание учащейся молодежи: Тез. докл. науч. конф.-Челябинск, 1989.- С. 55- 58.
  192. C.B. Интегративный подход к преподаванию мировой художественной культуры в средней школе: — Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Екатеринбург, 2001. 19 с.
  193. ., Хроменков Н. Каким быть экономическому образованию в школе // Шк. экон. журн.- 1998.- № 4.-С. 14−18.
  194. Е.В. Формирование базисных элементов экономической культуры младших школьников в учебном процессе: Автореф. дис.. канд.пед. наук.-Челябинск, 1999.-21 с.
  195. И. А. Современные подходы к прочтению концепции непрерывного социально-экономического образования и воспитания // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. Сер. 6, Личность. Труд. Экономика. Образование. -Челябинск, 1998.-Вып. 2.- С. 107−116.
  196. И. А. Социально-экономическая педагогика школьников: состояние и перспективы // Шк. экон. журн. 1996. — № 1. — С. 17−21.
  197. И.А. Теория и практика экономической подготовки школьников к труду в новых условиях хозяйствования: Дис. .д-ра пед. наук, — М., 1989. -414с.
  198. И.А. Экономическая подготовка школьников: проблемы, и пути решения // Учащаяся молодежь и рынок: Сб. науч. тр./ Редколлегия: Е.К.
  199. Баксаляры, 3. Волк, В. А. Поляков, И. А. Сасова.- Зелена Гура- М., 1994. С. 4856.
  200. И.А., Аменд А. Ф. Экономическое воспитание школьников в процессе трудовой подготовки/ Под ред. В. К. Розова. М.: Просвещение, 1988. — 192 с.
  201. И.А., Малин C.B. Социально-экономическая подготовка учащихся общеобразовательных школ России // Экономическое образование: теория и практика: Сб. науч. тр. Челябинск, 1997.- С. 9−19.
  202. И.М. Педагогические условия подготовки старшеклассников к предпринимательской деятельности: Дис.. канд. пед. наук.- Уфа, — 2001.- 185с.
  203. Сборник программно-методических материалов по экономике для общеобразовательных учреждений/ Автор-сост. Б.И. Мишин- М-во образования Российской Федерации.-М.: Вита-Пресс, 2000.- 240 с.
  204. Л.Я. Дидактические условия и средства экономической подготовки школьников: Дис.. канд пед. наук.-М., 1996.-162 с.
  205. Семенова Е, Чернер С. Принимаю решение: Использование ситуативного анализа в преподавании экон. дисциплин в шк. // Учитель.- 1998.-№ 1.-С. 50−53.
  206. Сен А. Об этике и экономике: Пер. с англ./ Ред. Ф. Т. Алескеров и др.-М.:Наука, 1996.- 160с.
  207. Т.Е. Педагогические основы экономического воспитания младших школьников: Дис.. канд. пед. наук.- М., 1990.- 192 с.
  208. В.В. Образование и личность: теория и практика проектирования педагогических систем.- М.:Логос, 1999.- 272 с.
  209. Г. Н. Образование: Аспекты системного отражения.- Курган: Зауралье, 1997.-461 с.
  210. А. Как разработать программу эксперимента? // Нар. образование.- 1998.-№ 4.-С. 36−43.
  211. Е. Методы математической обработки в психологии.- СПб.: Речь.-2001.-350 с.
  212. В.П., Черненко Е. Г. Образовательный минимум: измерение, достоверность, надежность // Педагогика.- 1994. № 4. — С. 30−32.
  213. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986. 152 с.
  214. М.Н. Совершенствование процесса обучения: Проблемы и суждения.- М.: Педагогика, 1971, — 206 с.
  215. Словарь синонимов русского языка/ Под ред. Л. А. Чешко.- М.: Рус. яз., 1986.-600 с.
  216. В.И. Общая педагогика: В тезисах, дефинициях, иллюстрациях: Учеб. пособие для пед. учеб. заведений.- М.: Пед. об-во России, 2000. 416 с.
  217. Е.В. Преемственность в экономической подготовке школьников // Учащаяся молодежь и рынок: Сб. науч. тр./Редкол.: Е. К. Баксаляры, 3. Волк, В. П. Поляков, И. А. Сасова.- Зелена Гура- М, 1994. С. 7680.
  218. Советский энциклопедический словарь/ Науч.-ред. совет: Прохоров A.M. (пред.). М.: Сов. энцикл. — 1600 с.
  219. Современный экономический словарь/ Под ред. Райзберга Б. А., Лозовского Л. Ш., Старорубцевой Е.Б.- М.: Инфра, 1999. 477 с.
  220. Ю.П. Системный подход к воспитанию школьников.-М.'.Прометей, 1982.-414 с.
  221. А.И. Как нам обустроить Россию. Посильные соображения // Комсомольская правда. 1980.-18 сен. — С. 3−7.
  222. Становление и развитие советской школы и педагогики (1917−1937гг.): Сб. науч. тр./ НИИ общ. педагогика М., 1978.- 97 с.
  223. С. А. Теоретические основы интеграции содержанияестественно-научного образования в лицее: Дис. д-ра пед.наук.-.Челябинск, 2000. 322 с.
  224. Н.Ф. Технология обучения и ее место в педагогической теории // Современная высш. шк.- 1997.- № 1.(17) — С. 91−96.
  225. С.А. «Новая» неграмотность в развитых странах // Советская педагогика.- 1990. № 1. — С. 3−17.
  226. С.А. Грамотность в компьютерный век // Педагогика.- 1995.- № 1. -С. 13−20.
  227. Теоретические основы содержания общего среднего образования/ Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М. Педагогика, 1983.-352 с.
  228. Т. Качество образования и рыночный процесс // Учитель.-1998.- № 1.- С. 4−9.
  229. Е.В. Перспективы российского начального профессионального образования // Педагогика.- 1999.- № 2.- С. 58−62.
  230. Е.В. О проблемных вопросах российского образования на современном этапе // Образование и наука.- 2000.- № 2(4). С. 15−24.
  231. Е.В., Глазунов А. Г. Базовое профессиональное образование: проблемы регионализации и развития.- Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001.253 с.
  232. В.А. Экономическое воспитание старшеклассников во взаимодействии школы, семьи и общественности: Автореф. дис. канд.пед.наук.-М., 1987.- 19 с.
  233. H.H. и др. Теоретико-методологическая концепция экспертизы качества образования на основе стандартизации/ H.H. Тулькибаева, Н. М. Яковлева, З. М. Большакова.- Челябинск, ЧГПУ.- 1998.- 161 с.
  234. H.H. Методологические основы стандартизации образования // Экономическое образование: теория и практика. Сб. науч. тр. Вып. 1. Челябинск, 1997.-Вып. 1.-С. 3−8.
  235. H.H., Большакова З. М. Государственный образовательный стандарт (проблемы, методы, решения): Лекция для учителей и студентов пед. вузов.- Челябинск, 1996. 20 с.
  236. З.И., Аменд А. Ф. Взаимоотношения экономики и экологии в образовательном аспекте и на основе парадигмы «отношение» // Материалымеждународной научно-практической конференции «Личность. Труд. Экономика».- Челябинск, 1995.- ч. 1.-С. 168 172.
  237. Управление качеством образования: Практико-ориентированная монография и метод, пособие/ Ред. Поташник М. М. М.: Пед. о-во России, 2000. -488 с.
  238. A.B. Анкеты и тесты для учащихся средней школы, ориентированные на выявление интересов, склонностей, познавательных способностей и качества знаний.-Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1997. -46 с.
  239. A.B. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения-М.: Педагогика, 1986.- 174 с.
  240. Ш. Н. Подготовка студентов педагогических вузов к работе по экономическому воспитанию школьников: Дис.. канд. пед. наук.- Ташкент, 1991.-250 с.
  241. Т.А. Анализ педагогической практики экономической подготовки школьников в современных условиях // Школьныйш экон. журн.-1998.- № 4.- С. 23−30.
  242. Т. Экономическая подготовка учащихся в учреждениях дополнительного образования // Экономика в шк.-1998.-№ 2.-С. 58−62.
  243. Т.А. Педагогические условия экономической подготовки в учреждении дополнительного образования: Дис.канд. пед. наук.- М., 1997.- 164 с.
  244. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп.-М.: Политиздат, 1991. — 559 с.
  245. Философский энциклопедический словарь / Ред.- сост. Е. Ф. Губский, Т. В. Кораблева, В. А. Лужченко.- М. Инфра-М, 2000. 575 с.
  246. Философский энциклопедический словарь/ Гл. ред: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. Энцикл., 1983. — 840 с.
  247. Е.Г. Экономика: Интеллектуальные игры для школьников.-Ярославль: Академия развития, 1998.- 208 с.
  248. Л.М. Развитие деловых качеств у старшеклассников в условиях свободной экономической зоны: Дис.. канд. пед. наук.- М., 1994. 185 с.
  249. Л.М. Развитие деловых качеств у школьников // Материалы международной научно- практической конференции «Образование как средство развития личности, общества, государства» 16−19 сент. 1997 г.- Витебск, 1997.-С. 135−138.
  250. Ф.Ф. Интеграция научной культуры и учебно-воспитательного процесса: Дис. .д-ра пед. наук. Казань, 1999. — 396 с.
  251. П. Экономический образ мышления: Пер. с англ.- М.: Экономика, 1991.- 704 с.
  252. П.А. Формирование основ экономической культуры у старшеклассников // Экономическое воспитание в системе непрерывного образования: Тез. докл. респ. науч.-практ. конф. 22−24 апр. 1991 г.- Свердловск, 1991.-С. 17−18.
  253. Н.К. Интерактивно-целостный подход // Образование и наука.-1999.-№ 2(2).-С. 134−142.
  254. Н.К. Категориальное поле органической парадигмы интеграции: персоналистско-педагогический аспект // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. Отв. ред. Ткаченко Е.В.- Екатеринбург, 1995. -Вып. 1.-С. 61−77.
  255. Р.П. Системный анализ и основы биосферного мышления.-Челябинск, 1994. 141 с.
  256. Человек и образование в современной России: (Социологические очерки).- СПб.: Изд-во СПб ГУ, 1998.- 487 с.
  257. B.C., Файзуллина Г. З. Квалиметрическая технология оценки качества инновационных проектов в сфере образования // Образование и наука.- 2000.- № 2(4).- С. 137- 143.
  258. Н.В. Становление у старшеклассника предприимчивости как качества личности: Дис.. канд. пед. наук.- Волгоград, 1995. 210 с.
  259. М.Н. Педагогические условия экономической подготовки учащихся педагогических колледжей: Дис. .канд. пед. наук.- М., 1997. 190 с.
  260. И.И. От грамотности «винтика» к грамотности гражданина // Сов. педагогика.- 1990.-№ 4.-С. 67−68.
  261. .П., Шемякин П. А. Экономическое воспитание и образование школьников в процессе обучения основам гуманистических дисциплин: Учеб. пособие по специальности. Свердловск: Свердл. пед. ин-т, 1988. — 84 с.
  262. .П. Экономическое воспитание школьников: вопросы теории и методики. М: Педагогика, 1986. — 96 с.
  263. Е.С., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе.-М.: Пед. о-во России, 1999.- 320 с.
  264. А.Т. Организация экономического образования и воспитания учащихся. Киев: Рад. шк., 1987.-128 с.
  265. O.A. Экономическая подготовка младших школьников в системе развивающего обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Челябинск, 1999.-26с.
  266. Р.В. Педагогические основы подготовки учащихся к труду в общеобразовательных школах США: Дис.. канд. пед. наук.- М., 1999.-153 с.
  267. Н.Е. Программа воспитания школьника.- М.: Пед. о-во России, 1998.-48 с.
  268. Экологическое образование: принципы, содержание и определение базовых понятий: Сб, ст.- Екатеринбург: Урал. ИОВ, 1997.- 24 с.
  269. Элдер, Патрисия К. Что значит экономическая грамотность для постсоветских стран // Экономика в школе.- 2000. № 4. — С. 6−10.
  270. Элементы экономического образования на уроках гуманитарного цикла Аменд А. Ф., Камалетдинова А.Я.- Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1996.84 с.
  271. Л.Е. Экономика и воспитание. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1965.-100 с.
  272. Э.Г. Системный подход и принципы деятельности.- М., 1979.- 67 с.
  273. Яворук О. А Теоретические основы построения интеграционных курсов в школьном естественно-научном образовании: Дис. .д-ра пед. наук.-Челябинск, 2000.- 322 с.
  274. Н.М. Теория и практика педагогического творчества.-Челябинск: ЧГПИ, 1987.- 68 с.
Заполнить форму текущей работой