Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организация учебного процесса в высшей школе с использованием модульно-рейтинговой технологии: на примере технического вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экспериментальная проверка разработанной модели организации учебного процесса в высшей школе с использованием модульно-рейтинговой технологии показала ее эффективность при соблюдении комплекса педагогических условий: психолого-педагогических: сформированность у студентов мотива-ционно-ценностного отношения к процессу обученияпроявление активности и самостоятельности студентов в процессе… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования проблемы организации учебного процесса в высшей школе с использованием модульно-рейтинговой технологии
    • 1. 1. Сущность понятия «модульно-рейтинговая технология» в научной психолого-педагогической литературе
    • 1. 2. Современное состояние и опыт организации учебного процесса в высшей школе России с использованием модульно-рейтинговой технологии
    • 1. 3. Модель организации учебного процесса в высшей школе с использованием модульно-рейтинговой технологии
  • Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по организации учебного процесса в высшей школе с использованием модульно-рейтинговой технологии (на примере ГОУ ВПО «Пензенская государственная технологическая академия»)

2.1. Диагностика готовности образовательного учреждения к проведению экспериментальной работы по организации учебного процесса с использованием модульно-рейтинговой технологии

2.2. Формирующий эксперимент по организации учебного процесса в вузе с использованием модульно-рейтинговой технологии

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы и педагогические условия внедрения модульно-рейтинговой технологии в организацию учебного процесса в высшей школе 117

Выводы по второй главе 145

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 148

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 153

ПРИЛОЖЕНИЯ

Организация учебного процесса в высшей школе с использованием модульно-рейтинговой технологии: на примере технического вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. На современном этапе развития общества одним из приоритетных направлений стратегии государственной политики России является модернизация системы образования, направленная на приведение образования в соответствие с достижениями научно-технического прогресса и возможностями ресурсного обеспечения. Возрастание роли человеческого капитала в условиях экономического и научно-технического развития современной России требует повышения качества содержания образования.

Повышению качества образования в учебных заведениях различных организационно-правовых форм, типов и видов способствует организация учебного процесса посредством конструирования и использования современных педагогических технологий. Среди них значимое место занимает мо-дульно-рейтинговая технология. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 февраля 2005 г. № 40 и утвержденным Планом мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования на 2005 — 2010 годы рекомендуется внедрение модульных технологий построения образовательных программ ВПО и переход на модульную организацию учебного процесса. Использование балльно-рейтинговой системы при оценивании качества усвоения студентами учебных дисциплин рекомендовано «Примерным положением об организации учебного процесса в высшем учебном заведении с использованием системы зачетных единиц» (Приложение к письму Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 15−55−357ин/15).

Анализ исследований внедрения модульно-рейтинговой технологии в учебный процесс высшей школы свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме в педагогической науке и практике.

В последние годы появился ряд исследований, раскрывающих сущность отдельно модульного обучения (С .Я. Батышев, П. И. Беспалов, Н. В. Блохин, Н. В. Борисова, К. Я. Вазина, В. В. Карпов, М. В. Кларин и др.) и рейтинговой системы оценки знаний обучающихся (Н.А. Васильева, Б. А. Дармаев, Е. В. Жидкова, К. С. Карелин, Г. П. Савельева, М. М. Старчеков, В. В. Черкасов и др.) — определяющих особенности и основные функции модульного обучения и рейтинговой системы (Н.Б. Лаврентьева, М. В. Кокшарова, В. Н. Рыжов, С. В. Филипьева и др.) — конкретизирующих принципы модульного обучения (В.М. Гареев, М. А. Чошанов, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина, П. А. Юцявичене и др.) — выявляюгцих влияние модульно-рейтингового обучения на формирование профессиональных качеств будущего специалиста (Н.В. Блохин, А. В. Бурцев, А. П. Комаров, И. В. Травин, JI.M. Федоряк и др.). В исследовательских работах Г. Н. Егоровой, Т. А. Залезной, О. А. Храмочкиной, Т. Н. Щедновой особое внимание уделено специфике организации процесса обучения в высшем учебном заведении с использованием модульно-рейтинговой технологии на основе конкретных дисциплин (физики, математики, иностранного языка).

Между тем анализ научной литературы указывает на недостаточную разработанность ряда вопросов исследуемой проблемы. Авторы научных работ не рассматривают специфику организации целостного учебного процесса в высшей школе с использованием модульно-рейтинговой технологии, не предлагают механизмы внедрения данной технологии в практику процесса обучения студентов в высшей школе. Не нашла должного отражения проблема готовности высшей школы к организации учебного процесса с использованием модульно-рейтинговой технологии.

Противоречие между традиционной практикой организации учебного процесса в высшей школе, с одной стороны, и новыми требованиями к качеству образования посредством конструирования и использования новых технологий, в том числе модульно-рейтинговых, с другой, определило проблему исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель организации учебного процесса в высшей школе с использованием модульно-рейтинговой технологии. Решение этой проблемы и составляет цель исследования.

Актуальность проблемы, её теоретическая и практическая значимость обусловили выбор темы исследования: «Организация учебного процесса в высшей школе с использованием модульно-рейтинговой технологии (на примере технического вуза)».

Объект исследования — учебный процесс в техническом вузе.

Предмет исследования — организация учебного процесса в техническом вузе с использованием модульно-рейтинговой технологии.

Гипотеза исследования: организация учебного процесса в высшей школе с использованием модульно-рейтинговой технологии будет эффективной, если: расширено представление о модульно-рейтинговой технологии и предложен алгоритм реализации данной технологии в учебном процессевыявлены возможности организации учебного процесса в высшей школе с использованием модульно-рейтинговой технологииразработана и реализуется модель организации учебного процесса с использованием модульно-рейтинговой технологииопределены и обоснованы критерии и показатели эффективности организации учебного процесса с использованием модульно-рейтинговой технологиивыявлены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия, обеспечивающие эффективность разработанной модели организации учебного процесса в высшей школе с использованием мо-дульно-рейтинговой технологии.

Для проверки выдвинутой гипотезы определены следующие задачи исследования:

1. Провести анализ научной психолого-педагогической литературы с целью расширения представления о модульно-рейтинговой технологии и определения алгоритма реализации данной технологии в учебном процессе.

2. Выявить возможности организации учебного процесса в высшей школе с использованием модульно-рейтинговой технологии.

3. Разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель организации учебного процесса в высшей технической школе с использованием модульно-рейтинговой технологии.

4. Определить и обосновать критерии и показатели эффективности организации учебного процесса в высшей технической школе с использованием модульно-рейтинговой технологии.

5. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, обеспечивающие эффективность разработанной модели организации учебного процесса в высшей технической школе с использованием модульно-рейтинговой технологии.

Методологической основой исследования выступают:

— системный подход (В.И. Андреев, С. И. Архангельский, В. П. Беспалько, В. В. Краевский, В. А. Сластёнин и др.);

— личностно-деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, Ю. К. Бабанский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн, Б. Д. Эльконин, И. С. Якиманская и др.);

— компетентностный подход (В.И. Байденко, И. Г. Галямина, Н. А. Гришанова, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Ю. Г. Татур и др.);

— модульный подход (С.Я. Батышев, Н. А. Васильева, Н. А. Гришанова, М. И. Махмутов, М. А. Чошанов, П. А. Юцявичене и др.);

— современные технологические подходы в обучении (С.И. Архангельский, В. П. Беспалько, А. А. Вербицкий, Т. И. Шамова и др.).

Теоретическую базу исследования составили:

— концепция целостного педагогического процесса (В.П. Беспалько, В. В. Краевский, В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов и др.);

— теоретические положения об использовании личностно-деятельностного подхода при организации учебного процесса (В.И. Андреев, Ю. К. Бабанский, А. Н. Леонтьев, П. И. Пидкасистый и др.);

— теория компетентностно ориентированного образования (В.И. Байденко, Н. А. Гришанова, И. А. Зимняя, Ю. Г. Татур и др.) — современные концепции проектирования и реализации модульного обучения и рейтинговой системы оценки знаний студентов (Е.В. Астахова, С. Я. Батышев, НА. Васильева, Н. А. Гришанова, М. И. Махмутов, Г. Н. Савельева, М. А. Чошанов, П. А. Юцявичене и др.). теория разработки и внедрения педагогических технологий (С.И. Архангельский, В. П. Беспалько, Н. В. Борисова, Б. С. Гершунский, В. И. Загвязинский, В. А. Сластенин, Т. И. Шамова и др.).

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования, включающий: теоретические: анализ, синтез, обобщение, систематизация, сопоставление, конкретизация, прогнозирование и моделирование, изучение и обобщение педагогического опытаэмпирические: педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, индивидуальные и групповые беседы, анкетированиематематические: статистические и квалиметрические методы обработки и анализа экспериментальных данных.

Экспериментальная база исследования: ГОУ ВПО «Пензенская государственная технологическая академия» (ПГТА): Институт образовательных технологий, Институт промышленных технологий, Институт промышленной экономики, информатики и сервиса, Кузнецкий технологический институт. В эксперименте приняли участие более 1500 студентов и 250 преподавателей.

Диссертация обобщает результаты исследования, проводимого автором с 2004 по 2008 г.

Этапы исследования:

Первый этап (2004 — 2005 гг.) — поисковый. Уточнялись предмет и задачи исследования, определялись методологические подходы, изучалось состояние разработанности проблемы в современной педагогической науке и практике, разрабатывалась программа эксперимента.

Второй этап (2005 — 2007 гг.) — опытно-экспериментальный. Осуществлялась разработка и внедрение модели организации учебного процесса в высшей школе с использованием модульно-рейтинговой технологиивыявлялись педагогические условия, влияющие на эффективность реализации модульно-рейтинговой технологии в учебном процессе ПГТАосуществлялся анализ и синтез полученных результатов исследования.

Третий этап (2007 — 2008 гг.) — результативно-обобщающий. Проводились анализ, обобщение, систематизация и оформление результатов исследования в виде кандидатской диссертации. Происходила разработка портфеля нормативно-методических материалов по реализации модульно-рейтинговой технологии организации учебного процесса.

Научная новизна исследования: расширено представление о модульно-рейтинговой технологии и определен алгоритм реализации данной технологии в учебном процессе высшей школыразработана, теоретически обоснована модель организации учебного процесса в высшей школе с использованием модульно-рейтинговой технологиивыявлены и раскрыты психолого-педагогические, учебно-методические и организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность разработанной модели организации учебного процесса в высшей школе с использованием модульно-рейтинговой технологии.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: обобщен опыт внедрения модульно-рейтинговой технологии и выявлены возможности организации учебного процесса в вузах с использованием данной технологииопределены и обоснованы критерии и показатели эффективности организации учебного процесса в высшей школе с использованием модульно-рейтинговой технологиираскрыты зависимости между основными этапами организации учебного процесса с использованием модульно-рейтинговой технологии и педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность разработанной модели организации учебного процесса.

Практическая значимость исследования состоит в том, что: экспериментально проверена технология реализации модели организации учебного процесса в высшей школе с использованием модульно-рейтинговой технологиипредложен вариант организации учебного процесса в высшей школе на основе выделения контрольных недель для проведения промежуточной аттестации с целью выявления качества освоения студентами учебного материала изученного модуля дисциплинразработана нормативно-методическая база, обеспечивающая реализацию модульно-рейтинговой технологии в учебном процессе высшей школы (стандарт вуза, включающий формы нормативной документацииметодические рекомендации для преподавателей по организации учебного процесса на основе модульно-рейтинговой технологииметодические рекомендации для студентов по адаптации к учебному процессу высшей школы, организованному с использованием модульно-рейтинговой технологии).

Материалы исследования могут быть использованы в практике работы высших учебных заведений и курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава.

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечены методологической обоснованностью исходных параметров исследования, связанных с системным, личностно-деятельностным, компетентностным и модульным подходами, многоуровневым теоретическим анализом проблемы, использованием системы методов и приемов, адекватных цели, гипотезе и задачам исследования, экспериментом, подтвердившим достижение планируемых результатов, воспроизводимостью результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на международных (Севастополь — 2008, Прага — 2008, Липецк — 2008, Пшемышль (Польша) — 2008, Пенза — 2004), всероссийских (Пенза, 2007 — 2008 гг.) научно-практических конференциях, на заседаниях кафедры педагогики и психологии высшей школы ПГТА (2007, 2008 гг.), на методологических семинарах для аспирантов, преподавателей начального, среднего и высшего профессионального образования ПГТА (Пенза, 2005 — 2008 гг.). Результаты исследования отражены в нормативных документах системы менеджмента качества ПГТА, внедренных в образовательный процесс ГОУ ВПО ПГТА.

По теме исследования опубликовано 14 работ, в которых представлены основные содержательные аспекты диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Под модульно-рейтинговой технологией понимается педагогическая деятельность по проектированию, организации и проведению учебного процесса, основанная на структурировании дисциплин по модульному принципу с использованием рейтинговой системы для объективной оценки учебных достижений студентов.

2. Организация учебного процесса в высшей школе с использованием модульно-рейтинговой технологии возможна при наличии в вузе соответствующего нормативно-правового, учебно-методического, материально-технического и кадрового обеспечения учебного процесса.

3. Модель организации учебного процесса в высшей школе с использованием модульно-рейтинговой технологии представляет собой совокупность логически связанных блоков (целевой, содержательный, операционно-деятельностный, оценочно-результативный), ориентированных на подготовку специалиста, востребованного на современном рынке труда, обладающего высоким уровнем профессиональных компетенций.

4. Основными критериями эффективности организации учебного процесса в высшей школе с использованием модульно-рейтинговой технологии являются сформированность у студентов мотивации учебной деятельности, включенность студентов в учебный процесс, обученность студентов, удовлетворенность студентов учебной деятельностью, включенность преподавателей в учебный процесс.

5. Эффективность модели организации учебного процесса в высшей школе с использованием модульно-рейтинговой технологии обеспечивается реализацией следующих педагогических условий: психолого-педагогических: сформированность у студентов мотива-ционно-ценностного отношения к процессу обученияпроявление активности и самостоятельности студентов в процессе познавательной деятельностипсихолого-педагогическая помощь студентамучебно-методических: готовность профессорско-преподавательского состава к использованию модульно-рейтинговой технологии в учебном процессесочетание репродуктивных и активных методов и средств обученияналичие учебно-методических комплексов дисциплин с использованием модульно-рейтинговой технологииорганизационно-педагогических: создание единой системы организации целостного учебного процесса с использованием модульно-рейтинговой технологиинормативно-правовое обеспечение учебного процессареализация автоматизированной системы организации учебного процесса с использованием модульно-рейтинговой технологии.

Структура диссертационного исследования отражает логику содержания научного поиска и результатов исследования. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы из 176 наименований, 5 приложенийпроиллюстрирована 17 рисунками, 22 таблицами.

Выводы по II главе.

В процессе работы над II главой диссертационного исследования были сделаны следующие выводы.

1. Специфика организации учебной деятельности в ПГТА, заключается в наличии: структуры управления учебной деятельностью в вузеавтоматизированной системы управления организацией учебного процессатекущей, полусеместровой, промежуточной и итоговой аттестацииорганизованной процедуры проведения контроля остаточных знанийвысокого уровня материально-технической базы ПГТАвысокого уровня подготовки профессорско-преподавательского состава вуза, что создает предпосылки для успешной организации учебного процесса с использованием модульно-рейтинговой технологии.

2. Проведение опытно-экспериментальной работы по организации учебного процесса в высшей школе с использованием модульно-рейтинговой технологии (на примере ГОУ ВПО «Пензенская государственная технологическая академия») позволило сделать следующие выводы:

— Внедрение и экспериментальная проверка разработанной модели организации учебного процесса с использованием модульно-рейтинговой технологии отразилось на повышении качества подготовки специалистов, востребованных на современном рынке труда, обладающих высоким уровнем профессиональных компетенций. Результаты сравнительного анализа качества подготовки студентов экспериментальных и контрольных групп (в разрезах специальностей, групп, дисциплин) позволяют нам сделать вывод об эффективности использования модульно-рейтинговой технологии в учебном процессе.

— Организация учебного процесса в высшей школе с использованием модульно-рейтинговой технологии возможна по традиционной схеме (с сохранением экзаменационной сессии) и инновационной схеме (с выделением в течение семестра 3-х контрольных недель для проведения контрольных мероприятий с целью выявления качества освоения учебного материала за изученный модуль дисциплин).

— Проведение компьютерного (объективного) контроля остаточных знаний студентов и учет его результатов при расчете интегрального семестрового рейтинга студентов стимулирует студентов к высокому качеству освоения учебного материала по дисциплинам. Совпадение результатов контроля остаточных знаний у студентов экспериментальных групп с рейтинговыми оценками по итогам отдельных семестров (различие в 1.3 балла по 100-балльной шкале) свидетельствует о прочности полученных знаний.

— Предложенный диагностический инструментарий определения эффективности работы модели организации учебного процесса в высшей школе с использованием модульно-рейтинговой технологии, заключается в выявлении уровня сформированности мотивации учебной деятельности студентов, включенности преподавателей и студентов в учебный процесс, уровня обу-ченности и удовлетворенности студентов учебной деятельностью.

3. Эффективному внедрению модели организации учебного процесса с использованием модульно-рейтинговой технологии способствует соблюдение следующих педагогических условий:

— психолого-педагогических: сформированность у студентов мотива-ционно-ценностного отношения к процессу обученияпроявление активности и самостоятельности студентов в процессе познавательной деятельностипсихолого-педагогическая помощь студентам в ходе осуществления учебного процесса с использованием модульно-рейтинговой технологии;

— учебно-методических: готовность профессорско-преподавательского состава к использованию модульно-рейтинговой технологии в учебном процессесочетание репродуктивных и активных методов и средств обученияналичие учебно-методических комплексов дисциплин с использованием модульно-рейтинговой технологии, включающих учебно-методическое обеспечение, комплект контрольно-оценочных материалов по каждому модулю и критерии оценки качества подготовки студентов;

— организационно-педагогических: создание единой системы организации целостного учебного процесса с использованием модульно-рейтинговой технологиинормативно-правовое обеспечение учебного процессареализация автоматизированной системы организации учебного процесса с использованием модульно-рейтинговой технологии.

4. Выявленные педагогические условия находятся во взаимозависимости с блоками предложенной модели (целевой, содержательный, операционно-деятельностный и оценочно-результативный) и основными этапами организации учебного процесса с использованием модульно-рейтинговой технологии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты исследовательской работы, в целом подтвердившие выдвинутую гипотезу, позволили сформулировать следующие выводы.

1. Проведение сравнительного анализа научной психолого-педагогической литературы позволило уточнить сущность понятия «модуль-но-рейтинговая технология» и определить алгоритм её реализации в учебном процессе.

Под модульно-рейтинговой технологией мы понимаем педагогическую деятельность по проектированию, организации и проведению учебного процесса, основанную на структурировании дисциплин по модульному принципу с использованием рейтинговой системы для объективной оценки учебных достижений студентов.

Главной целью модульно-рейтинговой технологии является повышение качества профессиональной подготовки студентов за счет создания гибких образовательных структур, как по содержанию, так и по организации обучения и развития познавательной активности студентов.

Модульно-рейтинговая технология аккумулирует в себе достоинства современных дидактических теорий: программированного, деятельностного, развивающего, проблемного, индивидуально-дифференцированного обучения и др. и интегрируется с современными информационными технологиями.

Модульно-рейтинговая технология базируется на принципах структуризации, проблемности, вариативности, адаптивности и реализации обратной связи. Эффективность реализации модульно-рейтинговой технологии при организации учебного процесса в высшей школе зависит от соблюдения определенных педагогических условий.

2. Изучение опыта работы высшей школы позволило нам выявить возможности организации учебного процесса с использованием модульно-рейтинговой технологии: наличие в вузе структуры управления учебным процессом;

— нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение учебного процесса: а) базирование модульно-рейтинговой технологии на едином нормативном документе (внутривузовском стандарте) для всех специальностей вуза, сочетающем обязательные требования и методические рекомендации по организации учебного процесса с использованием модульно-рейтинговой технологииб) корректировка учебно-методических комплексов дисциплин в соответствии с принципами модульно-рейтинговой технологиив) сочетание методической составляющей, включающей многообразие педагогических приемов подачи и оценки качества усвоения студентами учебного материала и технической составляющей модульно-рейтинговой технологии, заключающейся в использовании единого математического аппарата при расчете количественных показателей качества приобретенных студентами знаний, умений и навыков;

— материально-техническое обеспечение учебного процесса (автоматизация процесса сбора и анализа данных о качестве подготовки студентов на этапе изучения каждого модуля дисциплины);

— кадровое обеспечение организации учебного процесса.

3. Модель организации учебного процесса в высшей школе с использованием модульно-рейтинговой технологии представляет собой совокупность следующих структурных блоков: целевого, представленного единством цели (повышение качества подготовки специалистов) и задач, комплексное решение которых обеспечивает ее достижениесодержательного, включающего информационный, подготовительный, процедурный этапы организации учебного процесса с использованием модульно-рейтинговой технологииоперационно-деятелъностного, обеспечивающего взаимодействие ППС со студентами и предполагающего выбор форм (лекции: лекция вдвоем, лекция пресс-конференция, лекция-консультация и др.- семинарские: семинар-беседа, семинар-конференция, семинар-взаимообучение, семинар «чистая страница», спецсеминар и др.- практические, лабораторные занятиясамостоятельная работа), методов (объяснительно-иллюстративные, проблемное изложение новых знаний, частично-поисковый, интерактивные) и средств обучения с использованием современных информационных технологий, применяемых при изучении конкретного модуля определенной учебной дисциплиныи оценочно-результативного, содержащего диагностический инструментарий, представленный критериями, показателями и уровнями эффективности организации учебного процесса с использованием модульно-рейтинговой технологии. Результатом последовательной реализации блоков модели организации учебного процесса в высшей школе с использованием модульно-рейтинговой технологии должен стать специалист, востребованный на современном рынке труда, обладающий высоким уровнем профессиональных компетенций (готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организованно и самостоятельно решать профессиональные задачи и проблемы в различных предметных областях). Основным средством реализации названной модели является математическая схема формирования дифференциальных и интегральных рейтингов студентов.

4. Диагностический инструментарий эффективности организации учебного процесса с использованием модульно-рейтинговой технологии представлен выявлением уровней: сформированное&tradeмотивации учебной деятельности студентов (показателями являются мотивы учебной деятельности, навыки самопознания, рефлексии) — включенности студентов в учебный процесс (показателями являются наличие у студентов информации об алгоритме реализации модульно-рейтинговой технологии в изучении дисциплин, уровень сформированности мотивации учебной деятельности, своевременность и качество выполнения обязательных работ по дисциплинам) — обученности студентов (показателями являются учебные умения, интерес к учению, уровень усвоения учебного материала, рейтинговые баллы) — удовлетворенности студентов учебной деятельностью (показателями являются удовлетворение студентов состоянием материальной и информационной базы, методического обеспечения учебного процесса с использованием модульно-рейтинговой технологии, работой преподавателей и администрации по вопросам модульно-рейтинговой технологии, объективностью оценки) — включенности преподавателей в учебный процесс (показателями являются: разработка учебно-методических комплексов по дисциплинам с использованием модульно-рейтинговой технологиисвоевременное внесение информации о структурировании дисциплин по модульному принципу в автоматизированную компьютерную систему «Рейтинг студентов" — своевременное внесение баллов по результатам текущей и промежуточной аттестации студентов).

5. Экспериментальная проверка разработанной модели организации учебного процесса в высшей школе с использованием модульно-рейтинговой технологии показала ее эффективность при соблюдении комплекса педагогических условий: психолого-педагогических: сформированность у студентов мотива-ционно-ценностного отношения к процессу обученияпроявление активности и самостоятельности студентов в процессе познавательной деятельностипсихолого-педагогическая помощь студентам в ходе осуществления учебного процесса с использованием модульно-рейтинговой технологииучебно-методических: готовность профессорско-преподавательского состава к использованию модульно-рейтинговой технологии в учебном процессесочетание репродуктивных и активных методов и средств обученияналичие учебно-методических комплексов дисциплин с использованием модульно-рейтинговой технологии, включающих учебно-методическое обеспечение, комплект контрольно-оценочных материалов по каждому модулю и критерии оценки качества подготовки студентоворганизационно-педагогических: создание единой системы организации целостного учебного процесса с использованием модульно-рейтинговой технологиинормативно-правовое обеспечение учебного процессареализация автоматизированной системы организации учебного процесса с использованием модульно-рейтинговой технологии.

6. Выявленные педагогические условия находятся во взаимозависимости с целевым, содержательным, операционно-деятельностным и оценочно-результативным блоками предложенной модели и основными этапами организации учебного процесса с использованием модульно-рейтинговой технологии.

Проведенное диссертационное исследование не исчерпывает в полной мере многогранную проблему использования модульно-рейтинговой технологии в учебном процессе. В качестве направления для дальнейшей работы мы выделяем следующее — организация учебного процесса по системе ECTS (Европейская трансферная кредитная система) на основе использования модульно-рейтинговой технологии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В. Н. Модульная технология ресоцнализации безнадзорных подростков в социальном приюте Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 Барнаул, 2006. 179 с.
  2. , А. Ф. Модульный подход к профессиональному обучению поваров в лицее Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 Н. Новгород, 2003. 189 с.
  3. , Б. Г. Человек как предмет познания Текст. JL: Ленинградский Университет, 1986. 339 с.
  4. , Е. И. Компьютерная реализация модульного обучения студентов инженерно-технических специальностей Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 Оренбург, 2007.-213 с.
  5. , М. А. Актуальные проблемы взаимодействия специальных кафедр высшей школы при модульном обучении. Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук. Новосибирск, 1994. — 19 с.
  6. , В. И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс Текст. — Казань: Центр инновационных технологий, 2005.-500 с.
  7. , С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы Текст.: учеб.-метод. пособие. — М.: Высш. шк., 1980.-368 с.
  8. , Е. В. Активизация самостоятельной учебной работы студентов технического университета в модульно-рейтинговом обучении. Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 Кемерово, 2005. 191 с.
  9. , В. Н. Методика построения профессионально-ориентированных модульно-рейтинговых программ обучения иностранномуязыку в неязыковом ВУЗе. Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 М., 2003. -246 с.
  10. , Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Обще дидактический аспект Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1977. 254 с.
  11. , В. И. Болонский процесс Текст.: курс лекций. — М.: Логос, 2004. 208 с.
  12. , В. И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы Текст. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2002. — 128 с.
  13. , С. Я. Блочно-модульное обучение Текст. — М., Транссервис, 1997.-225 с.
  14. , X. Теоретические основы модульной системы непрерывного многоуровневого профессионального образования механиков в Польше. Текст.: дис. д-ра пед. наук: 13.00.08, СПб., 1997.-360 с.
  15. , Р. С. Организация модульного обучения по дисциплинам естественнонаучного цикла (на примере курса математики в техническом вузе). Текст.: автореферат дис.. .канд. пед. наук. М., 1998. — 19 с.
  16. , Н. Г., Меденцев, В. И., Панов, Н. И. Организационное и методическое обеспечение учебного процесса в вузе Текст. СПб.: Д. А. Р. К., 2006.-208 с.
  17. , П. И. Основы модульной технологии обучения Текст. / Химия: методика преподавания М., 2004. № 3. — С. 26 — 31
  18. , В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения Текст. М.: ИПРО, 1995. — С. 17.
  19. , В. П., Татур, Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов Текст. — М., 1989.-143 с.
  20. , Н. В. Психологические основы модульного профессионального ориентированного обучения Текст.: методическое пособие / Н. В. Блохин, И. В. Травин. Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2003.-14 с.
  21. , Н. В. Формирование профессионально важных навыков и качеств в условиях модульного практико-ориентированного обучения. Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 Кострома, 1999.-208 с.
  22. Болонский процесс: середина пути Текст. / Под науч. ред. д-ра пед. паук, проф. Байденко В. И. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. Российский Новый Университет, 2005. -379 с.
  23. Большой толковый словарь русского языка Текст. СПб, 2000. -1536 с.
  24. , Н. В. От традиционного через модульное к дистанционному образованию Текст.: учеб.пособие. М. — Домодедово: ВИПК МВД России, 1999. — 174 с.
  25. , Н. В., Гудков, Н. А., Бугрин, В. П., Кузов, В. Б. Использование модульной системы обучения в профессиональной подготовке кадров Текст. //Сборник «Персонал» 2000 № 1. С. 24 — 30.
  26. , А. В. Формирование компетентности выпускников вуза в сфере эколого-экономической безопасности на основе интегративно-модульной технологии Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 Екатеринбург, 2005.-189 с.
  27. , К. Я. Саморазвитие человека и модульное обучение. Текст. Н. Новгород, 1991. — 119 с.
  28. , JI. И, Куклин, В. Ж., Наводнов, В. Г. Рейтинговая интенсивная технология модульного обучения Текст. Москва, 1993. — 67 с.
  29. , Н. А. Квалиметрические основы рейтинговой системы контроля знаний студентов Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 Ижевск, 1998.-151 с.
  30. , А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход Текст.: метод, пос. -М.: Высшая школа, 1991. 207 с.
  31. , Е. Е. Проектирование интегративных курсов общепрофессионального цикла на блочно-модульной основе Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 Казань, 2006. 193 с.
  32. , Н. А. Рейтинговая система как фактор оптимизации управленческой деятельности профессионального лицея Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 М, 1999.-239 с.
  33. Восприятие студентами особенностей учебно-воспитательного процесса Текст.: материалы анкетирования студентов 2005/06 уч. г. / В. Б. Моисеев, В. В. Усманов, Т. Б. Паршина, JI.H. Пак. Пенза: Изд-во Пенз. гос. технол. акад., 2006. — Вып. 3 — 460 с.
  34. Всемирная декларация о высшем образовании для 21 века: подходы и практические меры Текст. ЮНЕСКО, Париж, 1998. Извлечения. -17 с.
  35. , JI. С. Развитие высших психологических функций Текст. — М.: Педагогика, 1960. — 370 с.
  36. Высшее образование в XXI веке. Подходы и практические меры Текст.: Всемирная конференция по высшему образованию/ЮНЕСКО. Париж, 1998.-28 с.
  37. , С. Н. Модульная технология обучения студентов-заочников в колледже Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 Н. Новгород, 2005.-151 с.
  38. , И. В. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся в системе модульного обучения Текст.: дне.. канд. пед. наук: 13.00.01 СПб., 1996.-200 с.
  39. , П. Я. Методы обучения и умственное развитие Текст.-М., 1985.-С. 51.
  40. , В. М., Куликов, С. И., Дурко, Е. М. Принципы модульного обучения Текст. // Вестник высш. шк. 1987. — № 8. — С. 35 — 38.
  41. , Ж. А. Модульный подход к конструированию учебного процесса современного колледжа Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 Владикавказ, 2005. 163 с.
  42. , JI. П., Збаровский, В. С. Модульная технология обучения. Текст.: методические рекомендации СПб, 1993.-43 с.
  43. , А. Н. Индивидуализация профессионального обучения студентов средствами модульной технологии Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 Магнитогорск, 2005. 171 с.
  44. , М. В. Организационно-педагогические условия подготовки профессионально-педагогического персонала к применению модульных технологий обучения Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 Екатеринбург, 1999. -187 с.
  45. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Текст.: специальность 80 801 «Прикладная информатика (по областям)», утверждено 14.03.2000 г. Номер государственной регистрации: 52 мжд/сп. М., 2000. 31 с.
  46. , Н. А. Компетентностный подход в обучении взрослых Текст.: материалы к третьему заседанию методологического семинара 28 сентября 2004. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 16 с.
  47. , В.В. Проблемы развивающего обучения Текст.: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования М., 1986.-240 с.
  48. , Б. А. Сочетание тестовых и рейтинговых технологий оценки качества подготовки специалиста Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 М., 2004.-147 с.
  49. , М. В. Педагогические условия формирования готовности к деловому иноязычному общению у студентов неязыковых факультетов вузов Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 Челябинск, 2001. 163 с.
  50. , А. Л., Пищелко, А. В. Психолого-педагогические аспекты подготовки кадров работников ОВД на основе новых информационных технологий Текст.: монография. Домодедово: РИПК МВД России, 1995.-83 с.
  51. , О. В. Модульная система как средство активизации обучения начертательной геометрии студентов технических вузов Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.02 М., 2005. 150 с.
  52. , В. М. Проектирование системы контроля знаний студентов среднего профессионального образования с использованием блочно-модульной технологии Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 Воронеж, 2005.-200 с.
  53. , Г. Н. Модульно-рейтинговая технология обучения графическим дисциплинам в техническом вузе Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 Воронеж, 2004. 199 с.
  54. , Г. М. Подготовка будущего учителя к реализации интегративно- модульного обучения в школе Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 Курск, 2003. 187 с.
  55. , С. А. Проектирование образовательных программ профессионального образования на основе модульно-компетентностиого подхода Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 М., 2006. 183 с.
  56. , Е. В. Диагностика учебных достижений в условиях кредитно-рейтинговой системы обучения студентов технического вуза Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 Томск, 2006. — 171 с.
  57. , О. Н. Модульная технология обучения истории На материале курсов истории 10 класса Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 СПб., 1999.-200 с.
  58. , В. И., Атаханов, Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования Текст.: учеб. пособие для студен, высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2001. 208 с.
  59. , В. Б., Панченко, В. М., Твердин, Л. М. Модульное построение учебных пособий по специальным дисциплинам Текст. // Проблемы вузовского учебника. — Вильнюс: ВГУ, 1983. С. 73 — 75.
  60. , Т. А. Индивидуально-ориентированное обучение будущего учителя физики на основе модульно-рейтинговой технологии Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.02 Красноярск, 2006. 214 с.
  61. , Э. Ф. Психология профессионального образования Текст.: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. — Воронеж: Изд-во НПО «Модек», 2003. -480 с.
  62. , И.А. Педагогическая психология Текст.: учебник для вузов. 2-е изд., доп., испр. и перераб. — М.: Логос, 2000. — 384 с.
  63. , И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования Текст. // Высшее образование сегодня. № 5. — 2003. — С. 34 -42.
  64. , Л. Н. Педагогические условия совершенствования качества подготовки государственных гражданских и муниципальных служащих в системе высшего профессионального образования Текст.: автореферат. канд. пед. наук: 13.00.08 Чебоксары, 2007. 22 с.
  65. , А. Е. Организационно-педагогические условия формирования готовности к профессии менеджера Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 Калуга, 2003.-217 с.
  66. , К. С. Пути повышения эффективности обучения математике с использованием рейтингово-балльной системы оценки учащихся средней школы Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.02 М., 1999. 154 с.
  67. , В. В., Катханов, М. Н. Инвариантная модель интенсивной технологии обучения при многоступенчатой подготовке в вузе Текст. — М.- СПб.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1992.-141 с.
  68. , В. Б., Светлов, Р. В., Петров, А. В., Цыб, А. В. Болонский процесс в вопросах и ответах Текст. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. — 108 с.
  69. , М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках Текст. М.: «Арена», 1994. — С. 15−17.
  70. , В. И. Применение системы рейтингового контроля в управлении физическим воспитанием студентов Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08, 13.00.04 Чебоксары, 2006. 175 с.
  71. , М. В. Формирование познавательной активности студентов в условиях модульно-рейтингового обучения Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 Барнаул, 2005. 166 с.
  72. , А. П. Формирование профессиональной компетентности курсантов военных институтов средствами модульного обучения Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 Уссурийск, 2005. -212 с.
  73. , Е. А. Формирование готовности будущих учителей к реализации технологии модульного обучения Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 Челябинск, 2004. 200 с.
  74. , О. Н. Модульное обучение физике в системе развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся старших классов средней школы Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 Челябинск, 2003. -192 с.
  75. , Н. JI. Единство и различие значений терминов «условие» и «средство» в педагогике Текст. // Новые исследования в педагогической науке, 1991. № 1 С. 6 — 19.
  76. , И. В. Интеграция предметно-содержательной информации педагогических дисциплин на модульной основе Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 Саратов, 1998. 175 с.
  77. , В.В. Методология педагогического исследования Текст. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. — 165 с.
  78. , Э. Г. Проектирование и реализация задачно- модульной технологии обучения в системе заочного образования ССУЗа На примере дисциплины «Техническая механика» Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 Казань, 1999.-201 с.
  79. , О. Г., Князева, Г. Н., Гаркуша, В. Б. Концептуальные основы модульной технологии в системе дополнительного профессионального образования края Текст. / Материалы краевой научно-практической конференции Краснодар, 1998. — С. 36−39.
  80. , И. И. Формирование математической культуры студентов технических вузов на основе технологии модульного обучения Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 Барнаул, 2003. — 160 с.
  81. , Г. В. и Лаврентьева, Н. Б. Сложные технологии модульного обучения Текст.: учеб.-метод. пособие/ Алт. гос. ун-т. — Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 1994. 128 с.
  82. , Н. Б. Педагогические основы разработки и внедрения модульной технологии обучения в высшей школе Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 Барнаул, 1999. 393 с.
  83. , А. Н. Интегративно-модульное обучение химии на подготовительном отделении педвуза Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 СПб., 1998.-165 с.
  84. , И. Я. Процесс обучения и его закономерности Текст. -М.: Знание, 1980.-220 с.
  85. Макет федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки Текст., Минобрнауки РФ, 2007. 28 с.
  86. , Т. С. Модульное обучение как дидактическая основа формирования здравоведческой компетентности студентов педагогического колледжа Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 Краснодар, 2004. 233 с.
  87. , Н. С. Педагогические условия формирования социальной компетентности у будущих юристов в процессе профессиональной подготовки Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 Чебоксары, 2007. — 176 с.
  88. , А. К., Матис, Т. А., Орлов, А. Б. Формирование мотивации учения Текст. — М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
  89. , М. И., Ибрагимов, Г. И., Чошанов, М. А. Педагогические технологии развития мышления учащихся Текст. Казань: ТГЖИ, 1993.-88 с.
  90. , Н. В. Организация модульно-рейтингового контроля обучения студентов педагогического колледжа Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 Барнаул, 2005.-208 с.
  91. Международная стандартная классификация образования (МСКО) Текст. ЮНЕСКО 1997. — 78 с.
  92. Международное образование. Вопросы реализации идей Болон-ского процесса Текст.: сборник статей. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005. — 164 с.
  93. , Л. Ф. Педагогические условия формирования готовности к профессиональному самоопределению будущего учителя в высшей школе Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 Томск, 2003.-227 с.
  94. , А. С. Организация учебного процесса в учреждении начального профессионального образования на основе модульной технологии обучения Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 Ставрополь, 2005. -170 с.
  95. , О. В. Теория и методика изучения функций в основной школе в контексте модульного обучения Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 Киров, 2004. 190 с.
  96. Модернизация системы обучения в СПбГУЭФ Текст.: выпуск 2, Проектирование учебных курсов на основе модульного подхода: Методические рекомендации/ А. Ю. Курочкина, Н. Ю. Четыркина. Издание второе. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006. 45 с.
  97. , В. Б. Информационные технологии в системе высшего образования Текст.: монография. — Пенза: Изд-во Пенз. технол. ин-та, 2002. -118с.
  98. , С. Ю. Повышение качества и доступности дополнительного профессионального образования на основе использования мо-дульно-информационной технологии Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 Ставрополь, 2005. 166 с.
  99. , Т. Н. Профессиональная подготовка будущего учителя к использованию модульной технологии в процессе обучения : Теоретический и прикладной аспекты Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 СПб., 1998.-332 с.
  100. , С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений Текст. / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник, 199. — 944 с.
  101. , В. Введение в дидактику Текст. / Пер. с пол. JI. Г. Каш-куревича, И. Г. Горина. М.: Высш. шк., 1990. — 382 с.
  102. Опыт и проблемы организации учеб. процесса по рейтинговой системе оценки знаний студентов Текст.: тез. докл. межвуз. науч.-метод. конф. (Шахты. 29 30 мая 2001 г.). — Шахты: ЮРГУЭС, 2001. — 73 с.
  103. , В. Ю. Модульное обучение иностранным языкам в неязыковом вузе Текст.: дис.. канд. пед. наук. Вильнюс, 1989. — 182 с.
  104. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов Текст. / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 608 с.
  105. Письмо Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 15−55−357ин/15.
  106. , В. Ю. Управление качеством образования школьников в системе модульного обучения Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 М., 2004.-215 с.
  107. Положение о модульно-рейтинговой системе подготовки студентов Текст. Саратов: СГСЭУ, 2005. — 24 с.
  108. Положение о сквозной рейтинговой оценке знаний студентов на всех этапах обучения Текст. Волгоград, 2007. — 17 с.
  109. , А. А. Система рейтинга при проведении личного первенства в командных видах спорта без изменений структуры игры На примере мини-футбола Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 Тюмень, 1999. -159 с.
  110. , Ю. В., Подлеснов, В., Садовников, В., Андросюк, Е., Кучеров, В. Рейтинговая система Текст. // Высшее образование в России. — 2001. № 4-С. 131−137.
  111. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии Текст.: учеб. пособие / В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и др.- Под общей ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. СПб.: Питер, 2001. -560 с.
  112. Приказ Минобразования России от 11. 07. 2002 № 2654
  113. Приказ Минобразования России от 18.07.2002, № 2780.
  114. Примерное положение об организации учебного процесса в высшем учебном заведении с использованием системы зачетных единиц:
Заполнить форму текущей работой