Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Обучение портретной характеристике на основе произведений живописи на уроках русского языка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Международная научно-практическая конференция (12−13 марта 2002 г.) — «Кулътуроведческий подход: его реализация в школьном и вузовском курсах русского языка». Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 100-летию со дня рождения академика А. В. Текучева (11−12 марта 2003 г.) — «Актуальные проблемы методики преподавания русского языка на современном этапе российского среднего… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические основы создания портретной характеристики по картине
    • 1. 1. Портрет как жанр живописи
    • 1. 2. Психология восприятия живописного портрета учащимися
    • 1. 3. Портрет как наглядный образ в работе по развитию речи
    • 1. 4. Культуроведческий потенциал портретной характеристики как высказывания (текста)
    • 1. 5. Портретная характеристика как речевой жанр
    • 1. 6. Личностно-ориентированный подход к обучению портретной характеристике
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. Моделирование обучения школьников портретной характеристике по картине
    • 2. 1. Портретная характеристика в современных программах и учебниках по русскому языку
    • 2. 2. Готовность учащихся к созданию портретной характеристики
    • 2. 3. Отбор картин портретного жанра для работы над портретной характеристикой
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА III. Обучение портретной характеристике по картине с использованием метода проектов
    • 3. 1. Использование инновационной технологии в обучении речевому жанру портретной характеристики
    • 3. 2. Цели и содержание программы обучающего эксперимента
    • 3. 3. Организация и ход обучающего эксперимента
    • 3. 4. Результаты экспериментального обучения
  • Выводы по третьей главе

Обучение портретной характеристике на основе произведений живописи на уроках русского языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. В Государственной Концепции модернизации российского образования отмечается, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, способные к сотрудничеству, обладающие «развитым чувством ответственности за судьбу страны люди». Данное положение ставит в центр внимания личность человека, его индивидуальность, способности, внутренний мир, отражающийся во внешнем облике.

Умение создавать портретную характеристику, описывать внешность человека — это важное и вместе с тем сложное коммуникативное умение, которым в соответствии с программой овладевают учащиеся средней школы. Вместе с тем наблюдения свидетельствуют, что даже учащиеся старших классов с трудом описывают внешность человека, не умеют определить главное и второстепенное, произвести отбор портретной лексики, подчинить размещение языковых единиц идее и характеру описания личности.

Следует различать в школьном обучении сочинение — описание внешности и сочинение — портретную характеристику. Портретная характеристика в отличие от принятого в методике описания внешности включает в себя не только внешние признаки человека, изображенного на портрете, но и черты его внутреннего мира, что требует проникновения в глубину характера личности, отражения авторской позиции, собственного «я» («индивидуальность говорящего») с одновременным включением описания внешности при создании высказывания. В нашем исследовании портретная характеристика рассматривается как речевой жанр, обладающий определенными устойчивыми компонентами (по М.М.Бахтину1), целостной композицией и языковым воплощением.

1 Бахтин М. М. Собрание сочинений, т. 5. Проблема текстаПроблема речевых жанров- 1961 год. Заметки, комментарии. — М.: Русские словари, 2000. — 159−361 с.

Использование наглядного образа (произведения живописи портретного жанра) помогает учащимся в создании текста-характеристики, поскольку предоставляет им готовый материал, осмысленный и обобщенный художником, т. е. позволяет перевести язык живописи на язык словесного искусства (Л.А. Ходякова). Образ, созданный художником на фоне пейзажа, бытовых предметов, окружающей обстановки, отражает не только человека, изображенного на полотне, черты характера, но и его увлечения, занятия, интересы, а интерпретирующий художественное полотно искусствоведческий текст дает школьнику образец построения портретной характеристики.

Повышение эффективности работы над портретной характеристикой в школьном курсе развития связной речи учащихся возможно при создании условий, соединяющих информационные ресурсы с современными методами обучения, например, методом проектов, позволяющим реализовать личностно-ориентированный подход, который способствует вхождению подростка в жизнь социума, развитию его творческих способностей (по л.

Бондаревской Е.В.). В то же время новые методы, как показывает проведенное нами анкетирование, слабо используются на уроках русского языка (только 11% учащихся ответили утвердительно на вопрос Проводятся ли у вас уроки-проекты по описанию живописного портрета?), хотя именно этот вид урока привлекает учащихся возможностью общения и познания нового. В процессе работы над проектом по созданию портретной характеристики на основе картины учащиеся проводят поиск информации и текстов в сети Интернет о жизни и творчестве художника, об образе человека на картине, производят отбор портретной лексики, составляют синквейны, самостоятельно создают портретную характеристику с последующим рефлексированием.

2 Ходякова Л. А. Научные основы методики использования живописи в процессе обучения русской речи учащихся нерусской аудитории. Дисс. на соискание д.п.н. — М.: 1992.

Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания. //Педагогика. — 1995 — № 4.

Работа школьников над проектом по созданию портретной характеристики одновременно соединяет зрительное восприятие картины-портрета, искусствоведческого текста и собственное творчество ученика. Портретная живопись дает возможность ребенку через самостоятельный поиск и открытие новых знаний в ходе проектной деятельности не только проникнуть в смысл картины, но и правильно поставить цели и определить для себя ценности в своей дальнейшей жизни.

Знакомство с культурной жизнью эпохи, отраженной на картине, способствует развитию личности ученика и формированию культуроведческой компетенции.

Таким образом, актуальность нашего исследования определяется, во-первых, необходимостью изыскания эффективных способов воздействия на личность ученика для раскрытия его творческого потенциала и повышения речевой культурыво-вторых, недостаточностью использования новых методов, приемов, средств обучения на уроках развития речив-третьих, важностью умения создавать портретную характеристику в целях успешной коммуникации как составляющей речевого развития учащихся.

Объект исследования — процесс обучения портретной характеристике на основе использования произведений живописи, искусствоведческих текстов.

Предмет исследования — живописный портрет и искусствоведческий текст как эффективные средства обучения школьников портретной характеристике на основе проектной деятельности.

Цель диссертационного исследования: разработка научно-обоснованной и экспериментально проверенной методики обучения портретной характеристике на основе использования произведений живописи и искусствоведческих текстов с помощью метода проектов.

Гипотеза исследования: эффективность обучения учащихся 5- 9 классов портретной характеристике как важной социально-общественной, культуроведческой и ценностной составляющей коммуникативных умений учащихся в системе работы по развитию связной речи повышается, если: в основе обучения лежит наглядный образ (живописный портрет) в сочетании с искусствоведческим текстом-образцом как мощным стимулом для создания текста собственного сочиненияработа над картиной-портретом организована в три этапа: а) 5−6 класс — подготовительный (пропедевтический) — б) 7 класс — основной, базовыйв) 8−9 класс — продвинутый, позволяющие выстроить эффективную последовательно реализуемую систему обучения портретной характеристикев обучении используется метод проектов, способствующий реализации личностно-ориентированного подхода к ученику на уроках развития связной речи.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы задачи исследования:

— определить целесообразность использования живописного портрета и искусствоведческого текста для обучения портретной характеристике на основе анализа психолого-педагогической, социолингвистической и методической литературы;

— описать портретную характеристику как речевой жанр и её- культуроведческий потенциал;

— изучить современные подходы, в том числе личностно-ориентированный, и инновационные технологии (метод проектов) применительно к обучению учащихся портретной характеристике;

— проанализировать действующие программы и учебники по русскому языку с целью определения коммуникативных резервов обучения портретной характеристике по картине и обосновать необходимость ее поэтапного введения в 5−9 классах;

— выявить готовность учащихся к созданию портретной характеристики, уточнить лексическую базу для расширения словарного запаса учащихся в области портретной лексики на основе ассоциативного экспериментаобосновать критерии и провести отбор картин портретного жанра и искусствоведческих текстов для каждого этапа обучения на основе экспериментальной работы с учетом программы по развитию связной речиэкспериментально проверить эффективность разработанной методики и введения метода проектов в работу над созданием портретной характеристики по живописному портрету и искусствоведческому тексту для развития связной речи учащихся.

Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ лингвистической, психолого-педагогической, искусствоведческой, методической литературы по исследуемой проблеме, учебно-методических пособий, школьных учебников по русскому языкупрактические: анкетирование, мониторинг учащихся 5−9 классов, изучение опыта учителей, наблюдение, опрос, эксперимент (ассоциативный, констатирующий, поисковый, обучающий), сбор данных, статистическая обработка результатов исследования.

Основные этапы исследования. Исследование проводилось в течение семи лет (с 2002 по 2009 гг.) и включало три этапа. Первый этап (2002;2003г.) — обоснование проблемы, изучение научной литературы по теме диссертации, проведение констатирующего эксперимента, формулирование гипотезы.

Второй этап (2003;2004г.) — анализ действующих программ и учебников по русскому языку для 5−9 классов, проведение анкетирования, ассоциативного и поискового экспериментов, составление программы экспериментального обучения портретной характеристике и методических разработок уроков.

Третий этап (2004;2009 г.) — экспериментальное обучение портретной характеристике школьников 5−9 классов, обобщение и статистическая обработка результатов экспериментальной работы, оформление диссертации.

Методологической основой проводимого исследования стали философские идеи (М. М. Бахтин, Д. С. Лихачев), теории личностно-ориентированиого обучения, (Н. А. Алексеева, Е. В. Бондаревская, А. А. Плигин, А. В. Хуторской, И. С. Якиманская) — работы в области лингвистики текста, взаимосвязи текста и культуры (В. М. Алпатов, Л. Г. Бабенко, Н. С. Болотнова, И. Р. Гальперин, Ю. В. Казарин, М. А. Караулов, Ю. М. Лотман, О. И. Москальская, Л. Н. Мурзин, Л. А. Новиков, А. С. Штерн) — психолингвистики речи (В. П. Белянин, А. А. Брудный, Б. М. Величковский, Л. С. Выготский, Т. Н. Дридзе, Н. И. Жинкин, Ю. М. Запорожец, И. А. Зимняя, В. П. Зинченко, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, Р. С. Немов, В. М. Розин, С. Л. Рубинштейн, Ю. А. Сорокин и др.) — труды по методике обучения русскому языку по проблемам изучения взаимосвязи языка, культуры, личности (Ф. И. Буслаев, Н. С. Державин, И. И. Срезневский, К. Д. Ушинский), развития связной речи учащихся с использованием наглядного образа (М. В. Будкевич, А. Н. Горчак, Л. М. Зельманова, Т. А. Ладыженская, Л. П. Сычугова, Л. А. Ходякова и др.) — реализации культуроведческого подхода к обучению русскому языку (Е.А.Быстрова, К. А. Вознесенский, А. Д. Дейкина, Т. К. Донская, Л. И. Новикова, Т. Ф. Новикова Л. А. Ходякова и др.) — анализа текста (Е. С. Антонова, А. Д. Дейкина, H.A. Ипполитова, В. И. Капинос, С. И. Львова, Е. В. Михайлова, Е. И. Никитина, Т. М. Пахнова, Е. Н. Петрова и др.), современных интерактивных технологий (С. В. Абрамова, O.E. Дроздова и.

ДР-).

Научная новизна исследования заключается в том, что: создана методика обучения портретной характеристике на основе наглядного образа, включающая три этапа: пропедевтический (5−6 кл.), основной (7 кл.) и продвинутый (8−9 кл.), которая может быть реализована в учебном процессе на уроках русского языка по любой из действующих программ.

— определена лексическая база для расширения словарного запаса учащихся в области портретной лексики на основе анализа ассоциативного эксперимента;

— построена модель обучения портретной характеристике, позволяющая осуществить взаимосвязь языка, культуры и личности;

— проведен отбор живописных портретов в процессе поискового эксперимента и в соответствии с коммуникативно-обучающими задачами для каждого этапа работы над портретной характеристикой;

— доказана целесообразность использования на уроках развития речи в процессе создания портретной характеристики современных методов обучения, в частности метода проектов, как инновационного в рамках личностно-ориентированного подхода.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

— научно обоснована методика обучения портретной характеристике на основе портретного жанра живописи и искусствоведческого текста;

— описана портретная характеристика как речевой жанр, для которого характерны определенные устойчивые компоненты, целостность композиции и языковое воплощениесозданы методические основы системы работы с живописным портретом и искусствоведческим текстом в процессе проектной деятельности;

— сформулированы критерии отбора картин портретного жанра в сочетании с искусствоведческим текстом, интерпретирующим живописное полотно, с учетом программы по развитию связной речи.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

— выявлены трудности, возникающие у учащихся при создании портретной характеристики;

— составлены синквейны к урокам обучения портретной характеристике, обогащающие речь учащихся портретной лексикойразработаны уроки-проекты по созданию портретной характеристики на основе картин-портретов с использованием искусствоведческих текстовсоставлена электронная подборка живописных портретов для уроков развития связной речи.

Материалы и выводы диссертационного исследования могут быть использованы учителями русского языка, методистами институтов повышения квалификации, студентами филологических факультетов педагогических вузов, авторами программ, учебников и учебных пособий.

Апробация основных положений и результатов исследования осуществлялась: в выступлениях на заседаниях методического объединения аспирантов кафедры методики преподавания русского языка Mill У и на заседаниях кафедрыв проведении лекционных и семинарских занятий по теме исследования со студентами Mill Ув ходе экспериментальной работы в ряде средних общеобразовательных школ г. Москвы и г. Каширы (участвовало 685 школьников) — в выступлениях на научно-практических конференциях в МПГУ: «Новые аспекты в преподавании русского языка в школе и вузе».

Международная научно-практическая конференция (12−13 марта 2002 г.) — «Кулътуроведческий подход: его реализация в школьном и вузовском курсах русского языка». Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 100-летию со дня рождения академика А. В. Текучева (11−12 марта 2003 г.) — «Актуальные проблемы методики преподавания русского языка на современном этапе российского среднего и высшего образования». Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная памяти профессора М. Т. Баранова. (11−12 марта 2004 г.) — «Реализация современных подходов к преподаванию русского языка с учетом традиций отечественной методики: К 190-летию со дня рождения Ф.И.Буслаева». Всероссийская научно-практическая конференция (20−21 марта 2008 г.) — — в публикациях автора (всего семь публикаций).

Достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на достижения в области лингвистики, психологии, методики преподавания русского языка и подтверждается данными экспериментальной работы по обучению портретной характеристике учащихся 5−9 классов в школах г. Москвы и г. Каширы.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Разработанная методическая система поэтапного обучения портретной характеристике учащихся 5−9 классов на основе живописного портрета, искусствоведческого текста и использования метода проектов является эффективным средством повышения уровня развития связной речи учащихся.

2. Жанр портретной характеристики, представляя собой сложную речевую модель коммуникативного акта, обладает определенными устойчивыми компонентами (лицо, черты характера, поза, одежда, фон, цветовая гамма и др.), смысловым и структурным единством, в котором все части взаимосвязаны и взаимообусловлены, что помогает учащимся создать правильно организованный текст с определенной структурой, типом и стилем речи.

3. Работа с картиной-портретом и искусствоведческим текстом обогащает словарный запас учащихся портретной и искусствоведческой лексикойрасширяет возможности использования учеником образно-выразительных средств языка: эпитетов, сравнений, метафор, оценочных слов и выражений, что значительно повышает уровень речевой культуры школьников.

4. Созданная и экспериментально проверенная методическая система работы по созданию портретной характеристики с использованием в процессе подготовки к уроку метода проектов, когда школьники ведут поиск информации о жизни художника и истории создания портрета, составляют синквейны, проводят работу по отбору портретной лексики, учатся постановке цели и проведению рефлексии проделанной работы, повышает интерес к урокам развития связной речи, позволяет достичь успехов в речевом и личностном развитии учащихся, способствует формированию коммуникативной и культуроведческой компетенции учащихся.

Выводы по третьей главе.

1. Результаты экспериментальной работы подтвердили, что обучение портретной характеристике, организованное поэтапно, начиная с самой начальной ступени средней школы — 5−6 класса, с опорой на наглядный образ — картину-портрет и искусствоведческий текст с использованием инновационного метода проектов, основанного на личностно-ориентированном подходе, не только возможно, но и эффективно.

2. Методика обучения портретной характеристике включает 3 этапа обучения:

1 этап — пропедевтический (5−6 классы) — включает элементы обучения портретной характеристике при работе с жанровыми картинами с частичным включением проектной деятельности в виде отдельных заданий.

2 этап — основной, базовый (7 класс) — обучение портретной характеристике по живописному портрету с использованием искусствоведческого текста на основе метода проектов, позволяющего осуществить как наиболее эффективный личностно-ориентированный подход к обучению.

3 этап — продвинутый (8−9 класс) — обучение жанру портретного очерка в процессе проектной деятельности учащихся.

3. Проектная деятельность, введенная в процесс обучения речевому жанру портретной характеристике, содержит три основных компонента, а именно: экспертное обучение, процессное и непосредственное участие ученика в создании части целого общего проекта.

4.

Введение

метода проектов, использование искусствоведческого текста, составление словариков и синквейнов на уроках развития речи в процессе обучения портретной характеристике позволили повысить мотивацию ученика, что проявилось в активном поиске новых знаний, развитии творческого и интеллектуального потенциала учащихся, расширении лексического запаса, и формировании коммуникативной, культуроведческой компетенций.

5. Повысилась заинтересованность учащихся на уроках развития речи при работе с картиной над портретной характеристикойэффективность усвоения портретной лексики, понимания живописного полотна, освоения построения жанра портретной характеристики, портретного очеркаосмысленность отношения к созданию портретной характеристики (сбору материала, работе со словарем и т. д.).

6. В процессе экспериментального обучения удалось осуществить межпредметные связи между уроками русского языка, литературы, изобразительного искусства, истории, обществознания в едином пространстве культуры.

7. Сопоставление исходных и конечных результатов в экспериментальных и контрольных классах подтвердило предположение о повышении эффективности поэтапного обучения портретной характеристике с использованием произведений живописи, искусствоведческих текстов и метода проектов, позволяющего осуществить личностно-ориентированный подход к формированию языковой личности каждого ученика.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Цель нашего исследования состояла в поиске эффективности обучения портретной характеристике на основе использования произведений живописи и искусствоведческих текстов. В исследовании в качестве одного из возможных путей был использован метод проектов, позволяющий осуществить личностно-ориентированный подход к формированию языковой личности каждого ученика.

В результате изучения трудов ученых по лингвистике текста, психологии восприятия живописного портрета, психолингвистике и методике развития связной речи были сформулированы следующие основные положения методики обучения портретной характеристике на уроках русского языка:

1. Использование коммуникативного подхода к тексту как социокультурному явлению — определяющее положение в нашем исследовании;

2. Жанр портрета может быть использован на уроке для создания успешных условий речевого и личностного развития ребенка;

3. Привлечение наглядного образа (картины-портрета) в сочетании с искусствоведческими текстами-образцами и методом проектов способствует более успешному развитию речи учащихся.

На этапе констатирующего эксперимента анализ состояния умений учащихся воспринимать художественный портрет, а также создавать текст портретной характеристики, используя слова «портретной лексики», позволил утверждать, что школьникам интересен данный вид работы на уроках, но они испытывают трудности в описании внутреннего мира человека, изображенного на картине. Отбор картин, произведенный на этапе поискового эксперимента, свидетельствует о том, что школьникам легче описывать портреты, отражающие внутренний мир, настроение, душевное состояние человека, близкого к ним по времени жизни. Фон картины должен помогать школьнику в раскрытии характера того, кто изображен на картине.

Ассоциативный эксперимент показал ограниченность словарного запаса и нестабильность умений и навыков при создании детьми портретной характеристики, что определило наш пересмотр методов и приемов при обучении портретной характеристике. Поэтому мы, наряду с использованием традиционных, обратились к инновационным методам — методу проектов, что дало возможность учащимся осознанно и целенаправленно вести подготовку к урокам развития связной речи, в том числе созданию портретной характеристики. Учащиеся научились составлять синквейн, стали использовать интернет-ресурсы, проявлять интерес к урокам.

Программа экспериментального обучения портретной характеристике включает 3 этапа. На первом (подготовительном, пропедевтическом) этапе учащимся 5−6 класса предлагается использовать жанровые картины для обучения описанию внешности и элементам портретной характеристики с включением проектной деятельности в виде отдельных заданий. На втором (основном, базовом) этапе обучения основой урока развития речи становится работа с искусствоведческим текстом. Именно на этом этапе учащиеся 7 класса получают основные умения и навыки по созданию портретной характеристики. В 8−9 классе происходит совершенствование навыков и освоение различных стилей портретной характеристики, вводятся уроки-проекты.

Экспериментальная проверка эффективности предложенной системы занятий по обучению портретной характеристике дает возможность утверждать, что в результате опытного обучения появился интерес учащихся к урокам развития речи, в частности к работе с картиной, расширился словарный запас искусствоведческой и портретной лексики, слов оценочного характера.

Проведенное исследование имеет перспективу исследовательской работы: > определение критериев творческих заданий по картине на этапе 5−6 классасоздание банка уроков-проектов по портретной характеристике на основном этапе обучения в 7-х классахразработка элективных курсов по созданию портретной характеристики в старших классах средней школы (10−11 класс) — возможность продолжения подобной работы по другим жанрам живописи (натюрморт, анималистический, пейзаж и т. д.).

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. В. Организация учебно-исследовательской работы навнеклассных занятиях по русскому языку в старших классах. Автореферат диссерт. на соискание ученой степени к.п.н., — М.: MILL У, 2007.-21 с.
  2. В. Семиотика. М.: Весь мир, 2002. — 256 с.
  3. В. Н. История русского искусства. Краткий справочник школьника. Минск: Харвест, 2003. 735 с.
  4. Г. В. Рефлексивные умения и их роль в проектнойдеятельности учащихся. //Русский зык в школе. — 2008. — № 6. — С. 7−10
  5. З.Е. Словарь синонимов русского языка: Практическийсправочник: Ок. 11 000 синоним, рядов/ З. Е. Александрова. 13-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз. — Медиа, 2005. — 568 с.
  6. Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление. //Развитие личности. 2002. — № 2. — С. 85- 103
  7. Т. В. Сочинение: теория и практика. СПб.: Паритет, 2002. -256 с.
  8. Р. С. Язык науки в парадигме современной лингвистики. -Нальчик: Эль-Фа, 1999. 318 с.
  9. М. В., Ростовцев Н. Н. Искусство: Живопись, скульптура, архитектура, графика. Часть 1: Древний мир, средние века, эпоха Возрождения. Книга для учителя. В 3-х частях М.: Просвещение, 1987. -290 с.
  10. H.B. Функции портрета в русской культуре. Дисс. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2006. — 239 с.
  11. М. В. Об искусстве портрета. М.: Искусство, 1975. — 326 с.
  12. Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход. Учеб. пособ. — М.: КноРус, 2007.-464 с.
  13. Е.С. «Тайна текста» и секреты методики. //Русский язык, 2002.3. С. 3.15.. Анчуков С. В. Венцалов С.С. Развитие индивидуальности средствами искусства: Монография /Под ред. М. А. Верба. СПб.: Ризограф НОУ Экспресс, 2004. — 275 с.
  14. В.В. Русские художники М.: ООО «Издательство РОСМЭН-ПРЕСС», 2003.-384с
  15. Е.В. Основы методики развития речи учащихся: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. — М.: Вербум-М, 2004. — 192 с.
  16. Е.В., Воителева Т. М., Дейкина А. Д. Теория и практика обучения русскому языку: учебное пособие для студентов вузов (под ред. Сабаткоева Р.Б.) Изд. 2-е, испр., М.: Академия, 2007. — 336 с.
  17. П.О. Методика русского языка в средней школе. Учебник для педагогических и учительских институтов. Изд. 2-е, испр. — М.: Гос.уч.-пед. изд. Мин. Просвещ. РСФСР, 1947. 268 с.
  18. Л.Г., Казарин Ю. В. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика. М.: Флинта: Наука, 2004. — 496 с.
  19. Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа: Учебник для вузов. М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2004. — 464с.
  20. М.Т. Научно-методические основы обогащения словарного запаса школьника в процессе изучения русского языка. Док. дисс. — М., 1985.
  21. Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка. //Основы методики русского языка в 4 — 8 классах — М.: Просвещение, 1991 г.
  22. М.Т. Эстетическое воспитание учащихся на уроках русского языка в IV VIII классах.//Русский язык в школе, 1976 № 3 — с. 10−12
  23. М.Т., Ладыженская Т. И., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык 5 класс 31-е изд. /Научный ред. акад. РАО Н. М. Шанский. — М. Просвещение — АО «Московские учебники», 2004. — 303с
  24. М.Т., Ладыженская Т. И., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык 6 класс 24-е изд. /Научный ред. акад. РАО Н. М. Шанский. — М. Просвещение — АО «Московские учебники», 2002. — 239с
  25. М.Т., Ладыженская Т. И., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык 7 класс 27-е изд. /Научный ред. акад. РАО Н. М. Шанский. — М. Просвещение — АО «Московские учебники», 2005. — 221с.
  26. К.Б. Культура слова. — М.: 1930. -113 с.
  27. М.М. Собрание сочинений, т. 5. Проблема текста- Проблема речевых жанров- 1961 год. Заметки комментарии. М.: Русские словари, 2000.- 159−361с.
  28. М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С.Г. Бочаров- Текст подгот. Г. С. Бернштейн и Л.В. Дерюгина- Примеч. С. С. Аверинцева и С. Г. Бочарова. М.: Искусство, 1986. — 444 с.
  29. П.А. Украинская живопись 17 18 в. — Л.: Искусство. — 1981.-256с.
  30. Ю.А. Стилистика и культура речи. М.: Изд-во УРАО, 2002. — 160с.
  31. В.П. Психолингвистика. Учебник. — М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2003. — 232 с.
  32. А.Л. Метод проектов как личностно-ориентированна педагогическая технология. Дисс. канд. пед. Наук. Ростов-на-Дону, 2003.-189 с.
  33. Л.Н., Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И. Обществоведение: Человек, природа, общение учеб. Для 6 кл. общеобразовательных учреждений /ред. Кол. Л. Н. Боголюбов и др. М.: Просвещение, 2007. -224 с.
  34. A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 1982.-200 с.
  35. Н.С. Филологический анализ текста. 4.1 Пособие для филологов. Томск: Том. гос. пед. ун-т, 2001. 129 с.
  36. Большой толковый словарь русского языка" (Институт лингвистических исследований Академии наук Российской Федерации, гл.ред. д. филолог. наук С. А. Кузнецов. — СПб.: Норпринт, 2002. 1310с.
  37. Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания. //Педагогика. 1995 — № 4.
  38. Е.В. Школьное образование в контексте культуры //Интернет-журнал РЕЛГА № 23 06.12.1999. www.relga.ru
  39. М.П. Стилистика текста. Теоретический курс. М.: Прогресс-Традиция, Инфра-М, 2004. — 416 с.
  40. A.A. Психологическая герменевтика: Учебн. пособие. М.: Лабиринт, 1998. — 336с.
  41. Ф.И. Преподавание отечественного языка: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Рус. яз и лит.». /Сост. И. Ф. Протченко, Л.А. Ходякова/. -М.: Просвещение, 1992. 512с.
  42. H.A., Шуберт A.M. Испытания умственной одаренности и школьной успешности: Массовые американские тесты. М.: 1926. — 88с.
  43. Н.С. Теория текста: Учебное пособие. М.: Логос, 2004. — 280 с.
  44. А.Д. Кашина Н.В.и др. Мы читаем и говорим о русских художниках. М. Русский язык, 1989. — 181 с.
  45. А. П. и др. Цвет и название цвета в русском языке. — М.: КомКнига, 2005. -216 с.
  46. Г. Е. Портрет Энциклопедия живописи для детей (для среднего школьного возраста). М.: «Белый город», 2002 г. — 47с.
  47. В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.: АН СССР, 1963.-256с.
  48. В.В. Итоги обсуждения вопросов стилистики //Вопросы языкознания 1955.- № 1- С. 60−87.
  49. Г. О. Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1959.-492 с.
  50. .Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: Издательство В. Шевчук, 2004. — 368 с.
  51. A.A. Основы риторики: Уч. пособ. для вузов. М.: Академический Проспект, 2003. — 304с.
  52. Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. -М.: Наука, 1983. 368 с.
  53. Л.С. Педагогическая психология. /Лев Выготский- под редакцией В. В. Давыдова. М.: ACT.: Астрель: Люкс, 2005. — 671с.
  54. Л.С. Психология. М.: ЭКСМО-пресс, 2002. — 1008с.
  55. И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Едиториал УРСС, 2004. — 144 с.
  56. С.И. Семантический анализ лексики как средство выявления структуры текста //Тезисы симпозиума «Проблема значения в современной лингвистике». — Тбилиси, 1977 г. — С. 24.
  57. К.Н. Мировая художественная кльтура: Универсальный словарь справочник от «А"до «Я». М. Фирма МХК, 2000. — 592 с.
  58. E.JI. Основы межкультурной коммуникации: учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 224с.
  59. И.Б. Русский язык и культура речи: Учебник. М.: «Логос», 2004. — 334с.
  60. В.Е., Сиротинина О. Б., Ягубова М. А. Русский язык и культур’а речи. М.: Едиториал УРСС, 2003. — 216 с.
  61. О.В. Место и роль творческих заданий при формировании коммуникативных умений учащихся 5−7 классов : Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 М.: МПГУ, 2001 — 264 с.
  62. И.Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. — М.: Лабиринт, 2001.-304 с.
  63. А.И. Русская стилистика: Учеб. пособ. для студентов вузов. — М.: Астрель: ACT, 2001. 366 с
  64. В.В. Теоретические основы педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов и сред. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2007. — 320с.
  65. В. Толковый словарь живого великорусского языка t.IV. М.: 1991.-396 с.
  66. А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. — М.: Просвещение, 1990. 176 с.
  67. А.Д., Еремеева А. П., Ходякова Л. А., Гордиенко О. В., Пахнова Т. М. Формирование культуроведческой компетенции учащихся при обучении русскому языку. М.: Прометей, 2005. — 135 с.
  68. В.В., Седов К. Ф. Теория речевых жанров: социопрагматический аспект // Stylistika VIII/. Opole, 1999. — С.6−8
  69. Н.Д., Ассуирова Л. В., Лебедева Т. А. Культура речи педагога. -Л.: Academia, 2003. 192с.
  70. Н.А. Краткая история искусств. Очерки. Вып. 2. М.: Искусство, 1975. — 344 с.
  71. Ф.Н. Особенности восприятия живописи учащимися V-VI классов. Дис.канд. пед. Наук. -М., 1971.
  72. Д.Б. Стандарт стиля педагогической мыследеятельности. //Разработка и внедрение деятельностного содержания образования на экспериментальных площадках — М.: Проектный колледж, 2000. — С. 3137
  73. И. Мастера и шедевры: В 6 т. Т.З. М.: ТЕРРА, 2000. — 400с.
  74. К.А. Речевые жанры как средство организации социального взаимодействия// Речевые жанры-2. Саратов, 1999. — С.8 -12.
  75. А.И. И.П. Шишкина, Е. А. Гончарова. Интерпретация художественного текста. -М.: Просвещение, 1989. 190 с.
  76. М.Я. Проблема текстообразования и художественный текст: На материале русской прозы XIX XX вв. М.: Ком Книга, 2006. — 296 с.
  77. Г. В., Ляхова К. А. Мастера портрета. М.: Вече, 2002. — 300 с.
  78. А.П. Формирование речевой деятельности учащихся в процессе изучения русского (родного) языка. Диссерт. в форме науч. доклада на соискание уч. ст. доктора пед. наук.: Автореферат- М.: МПГУ, 1991.-44с.
  79. М.П. Учебно-познавательная деятельность старшеклассников при филологическом анализе. Русская словесность. — № 5. 2004. — С. 61−64.
  80. Н.И. Речь как проводник информации М.: Наука, 1982. — 159с.
  81. Н.И. Язык речь — творчество. Избранные труды. — М.: Лабиринт, М.: 1998.- 368 с.
  82. В.И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 176с.
  83. И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. — М.: Моск. психолого соц. инт-т, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — 432 с
  84. И.А. Педагогическая психология. М.: Ростов-на-Дону, 2004. -103 с.
  85. В. Современные проблемы образования и воспитания. — Вопросы философии, 1973, № 11, с. 6
  86. И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. — М.: Наука, 1996. 448 с.
  87. Интерпретация научного текста в ситуации учебного общения /Под ред. Десяевой Н. Д. Саранск, Мордов. гос. пед. ин-т, 2002. 134 с.
  88. H.A. Текст в системе изучения русского языка в школе. Материалы к спецкурсу. М., Наука, 1992. — 126 с.
  89. H.A., Князева О. Ю., Савова М. Р. Русский язык и культура речи: Учебник. M.: ТК Велби Проспект. 2004. — 344 с.
  90. Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: ЛКИ, 2007. -264 с.
  91. Кац JI.B. Азбука лингвистического исследования. Ч. II Основы научных исследований. -М.: Онега, 1994. 144 с.
  92. С.Д. Типология языка и речевое мышление. — М.: УРСС, 2004. 300 с.
  93. М.В. Технология полного усвоения.//Современная дидактика: теория практике./ Под ред. И. Я. Лернера и И. К. Журавлева. — М.: Изд. ИТП и МИО РАО, 1993. -288с.
  94. И.М. Лингвистическая семантика: Учебник. — М.: КомКнига, 2007. 352 с.
  95. И. А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование. М.: Академия, 2005. — 288 с.
  96. E.H. Пушкин A.C. в портретах и иллюстрациях: Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1999. — 104с.: ил.
  97. Г. В. Контекстная семантика. М.: УРСС, 1980. — 152 с.
  98. Кондаков Н. И Логический словарь -М.: Наука, 1971 г. 656 с.
  99. Конспекты интегрированных уроков гуманитарного цикла. 5 -7 класс: Книга для учителя. / Под ред. А. Б. Малюшкина. М.: ТЦ Сфера, 2004. — 128с.
  100. Конспекты интегрированных уроков гуманитарного цикла. 8−9 класс: Книга для учителя. / Под ред. А. Б. Малюшкина. М.: ТЦ Сфера, 2004. -96с.
  101. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.-М.: 2002.
  102. Е. А. Популярная история живописи. Россия. — М.: Вече, 2002. -512 с.
  103. Ш. Костомаров В. Г. Наш язык в действии: Очерки современной русской стилистики. М.: Гардарики, 2005. — 287 с.
  104. H.H. Сочинение: работа над содержанием и языком. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 80с
  105. ПЗ.Кошмина И. В. Мировая художественная культура: Программа и методические материалы: 6−9 кл. М.: ВЛАДС) С, 2001. — 80с.
  106. В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации: Курс лекций. М.: Гнозис, 2001. — 270с.
  107. Краткий словарь лингвистических терминов /Васильева Н.В., Виноградов В. А., Шахнарович A.M.- М.:Рус. яз., 1995. 176 с.
  108. Л.И. Портрет героя. М. Д 994г
  109. Т.Е. Методика работы над заглавием текста в ср. школе. Автореферат канд. пед. наук. — М.: Mill У,
  110. Е.С. Номинативный аспект речевой деятельности. /Отв. ред. Б. А. Серебряников. -М.: ЛКИ, 2008. 160 с.
  111. М.Ю. Работа над образной и изобразительно-выразительной функциями слов с переносным значением на уроках русского языка Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. -М.: МПГУ, 2006.
  112. Культура русской речи: Учебник для вузов. /Отв. ред. Л. Н. Граудина и E.H. Ширяев М.: Норма, 2004 г. -122 с.
  113. Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. — 240 с.
  114. Т.А. Система упражнений по развитию связной речи. //Совершенствование методов обучения русскому языку. М.: просвещение, 1981. — 234 с.
  115. Т.А., Зельманова Л. М. Практическая методика русского языка. 5 кл.: Кн. для учителя. 3-е изд., с изм. — М.: Флинта: Наука, 1999.-328 с.
  116. A.A. //Основы теории речевой деятельности. — М.: Наука, 1974. -368 с.
  117. A.A. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. — М: Едиториал УРСС, 2003. — 312 с.
  118. A.A. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные психологические труды. М.: НПО МО ДЕК, 2001.- 448 с.
  119. Л. М. Как строится текст. М.: Просвещение, 1980. 96 с.
  120. Л. М. Слово и контекст. //Русский язык в школе, 1974 № 1. -С.89−86.
  121. Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек текст — семиосфера -история. — М.: Языки русской культуры, 1999. — 464 с.
  122. Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства: Текст в тексте- К современному понятию текста- Семиотика культуры и понятие текста. — С.-Птб., Академический проект, 2002. 544 с.
  123. Ю.М. Структура художественного текста. М.: 1970. — 108с.
  124. В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории. Аналитический минимум. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Ось-89, 2005. -560с
  125. А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 1979.-320 с.
  126. .В. Рисунок. Портрет. М.: ВЛАДОС, 2004. — 144с.: ил.
  127. М.Р. Основы теории речи. М.: Академия, 2000. — 248с.
  128. М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. — М.: Издательский центр «Академия" — Высшая школа, 1999. 272 с.
  129. М.Р. Тенденции развития речи учащихся. Вып. I. — М.: МПГУ, 1978.-81 с.
  130. М.Р. Тенденции развития речи учащихся. Вып. II. М.: МПГУ, 1979.-79 с.
  131. Л.Д. Искусство Древнего мира. Книга для чтения. М.: Просвещение, 1971. — 320 с.
  132. Л.Д. Искусство Древней Руси. Книга для чтения. М.: Просвещение, 1974. — 336 с.
  133. H.H. Неязыковые (паралингвистические) средства в научно-популярных произведениях, их функции и связь с текстом. // Проблемы экспрессивной стилистики: Сборник/ Под ред. Т. Г. Хазагерова. ВыпускI
  134. Ростов н/Д: Изд-во Рост. Ун-та, 1996. — 100с.
  135. A.C. Педагогические сочинения: в 8-ми т. т.1 Проблемы школьного советского воспитания М.: Педагогика, 1983. — 330 с.
  136. С.К. Силуэты русских художников. М.: Республика, 1999. -383с.
  137. В.А. Введение в когнитивную лингвистику: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2007. 296с.
  138. Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. М.: Флинта- Наука, 2003. — 432 с.
  139. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений /М.Т. Баранов, H.A. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М.Р. Львов- Под ред. М. Т. Баранова. — М.: Академия, 2001. —368 с.
  140. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя /Н.Е. Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова и др.- Под. ред.Т. А. Ладыженской. 2-е изд., испр. И доп. — М.: Просвещение, 1991. — 240с.
  141. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы. http://www.mosedu.ru/
  142. В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебно-методическое пособие для студентов и учителей словесников. -М.: Флинта: Наука, 1999. 256 с.
  143. Мировая художественная культура. Словарь-справочник. /Под ред. И. В. Алферова, Д. А. Балыкин, И. А. Биккулова. Смоленск: Русич, 2002. — 560с.
  144. Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве: Пособие для учителей. -Мн.: Беларусь, 2003. 151с.
  145. Е.В. Методика развития школьников 7−9 классов при работе над словесным портретом. Дисс. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2004. — 229 с.
  146. С.Ю. Сочинения по картине: 7-й кл. М.: ООО «Издательство Астрель», 2004 141с.: ил., 16с. цв. вкл.
  147. В.Э. Культура письменной научной речи. М.: Гос. ИРЯ им. A.C. Пушкина, 2007. — 268 с.
  148. О.И. Текст- два понимания и два подхода //кн: Русский язык. Функционирование грамматических категрий. Текст и контекст. Виноградовские чтения XII XIII. /Отв. ред. Н. Ю. Шведова. — М.: Наука, 1984.-С.154−162
  149. Л.Н. Язык, текст и культура. //Человек — текст — культура: Коллект. Монография /Под ред. H.A. Купиной. Т. В. Матвеевой. — Екатеринбург, 1994.-256с.
  150. Л.Н., Штерн A.C. Текст и его восприятие. — Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. — 172 с.
  151. На пути к 12-летней школе: Сб. науч. трудов /Под ред. Ю. И. Дика, A.B. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 2001. — 400 с.
  152. Научно-методическое обеспечение процесса обучения русскому языку в школе и вузе. Материалы международной научно практической конференции 15−16 марта 2001 г. //Сост.: проф. Дейкина А. Д., Ходякова Л. А. — М.: МПГУ, 2003. — 231 с
  153. P.C. Психология: учебник. М: Высшее образование, 2005. -639с.
  154. P.C. Психология: Словарь-справочник: В 2 ч.: 4.2 М.: Владос-пресс, 2007.-351с.
  155. O.A. Функционально-смысловые типы речи: описание, рассуждение, повествование. Улан-Уде, Бурятское кн. изд-во, 1974. -258 с.
  156. E.H. Русская речь. Развитие речи. 5−9 классы. М.: Дрофа, 2001−2005. — 172 с, 160с, 160с., .224с., 256с. соответственно.
  157. Е.И. Русская речь: Учебн. пособие по развитию связной речи для 8−9 кл. общеобразоват. учреждений / науч. ред. В. В. Бабайцева. М.: Просвещение, 1997. — 190 с.
  158. Е.И. Связный текст на уроках русского языка. — М.: Просвещение, 1966. 328 с.
  159. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров: Под. ред. Е. С. Полат. М.: «Академия», 2001. -272 с.
  160. Обучение русскому языку в 7 классе: Метод, рекомендации к учеб. для 7кл. общеобразоват. учреждений / Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М. Т. Баранов и др. М.: Просвещение, 2002. — 94с.
  161. Обучение русскому языку в 8 классе: Метод, рекомендации к учеб. для 8кл. общеобразоват. учреждений / Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М. Т. Баранов и др. — М.: Просвещение, 2003. 70с
  162. Общая психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие. /Сост. К.Ф. Седов/ — М.: Лабиринт, 2004. 320 с.
  163. В.В. Стилистика текста. М.: Едиториал УРСС, 2004. — 263 с.
  164. С.И. Словарь русского языка. М.:Советская энциклопедия, 1973.-846с.
  165. Основы межкультурной коммуникации. Под ред. А. П. Садохина. М.: Юнити, 2002. — 352 с.
  166. Основы научной речи: Учеб пособ для взов /Под ред. В. В. Химкина, Л. Б. Волковой. -М.: Academia- СПБ: СПбГУ, 2003. 272 с.
  167. Основы текстоведения в школе. Книга для учителя. Под ред. Н. С. Болотновой. Томск, 2000 — 244с.
  168. Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1974. — 386 с.
  169. Г. И. Живопись. Форма, цвет, изображение: учеб. пособие для студ. высш. худ. учебных заведений. -М.: Academia, 2007. — 144с.
  170. .Т. Типы и структура уроков русского языка: Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1986. -208 с.
  171. Т.М. Слово. Текст. Речевая среда. (Работа с текстом при изучении русского языка) М.: Вербум, 2008.
  172. Педагогическая риторика: Учеб. пособие /Под ред. H.A. Ипполитовой. М.: Олимп, 2001.-448 с.
  173. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. — М.: Флинта: Наука, 1998.-312 с.
  174. A.B. Психология: учебник для студ. высш. учеб. заведений. М.: Academia, 2008. — 512с.
  175. A.A. Исследовательская деятельность школьников в модели личностно-ориентированного образования //Исследовательская работа школьников. 2005. — № 4. — С.47−56.
  176. A.A. Целенаправленное развитие познавательных стратегий на уроках русского языка // Русский зык в школе. 2008. — № 6. — С. 13−17
  177. Полная энциклопедия символов и знаков /авт.-сост. В. В. Адамчик. — Минск: Харвест, 2006 607с.
  178. Популярная история русской живописи / Автор-сост. Е. А. Конькова. -М.: Вече, 2002. 512., илл. (32с.)
  179. В.И. Очерки по жанровой стилистике текста: Уч. пособ. Изд.2-е испр. М.: НВИ-ТЕЗАУРУС, 2003. — 140 с.
  180. Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5−9 кл., 10−11 кл. / сост. Е. И. Харитонова. 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2009. — 222с.
  181. Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования. Сб. н. трудов /Под ред. Ю. И. Дика, A.B. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 2003. — 368 с.
  182. Психолингвистика в очерках и извлечениях: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт. -сост. В. К. Радзиховская, А. П. Кирьянов, Т. А. Пекишева и др. М.: «Акадмия», 2003. — 464с.
  183. Психология грамматики. М.: 1968. -187 с.
  184. Психологический словарь /под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика — Пресс, 1999. — 438 с.
  185. JI.A. мировая художественная культура. Программы курса: 5−9 кл.- 10−11 кл. М.: ВЛАДОС, 2005. 96с.
  186. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. — 272 с.
  187. М.М., Львова С. И., Капинос В. И., Богданова Г. А., Тронина Т. С., Львов В. В., Сергеева H.H. Русский язык: Учеб. для 5−9 кл.общеобразоват. учреждений / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта.- М.: Дрофа, 2003. 304с
  188. Риторика: учеб./ З. С. Смелкова, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская (и др.) — под ред. Н. А. Ипполитовой. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.- 448с.
  189. И.О. Сочинения: правила составления текстов: полный курс: 5−6-й кл. М.: ACT: Астрель, 2007. 255с.
  190. Д.Э. Практическая стилистика русского языка, М., 1976. 342 с
  191. Д.Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985. — 399 с.
  192. . В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. — М.: КомКнига, 2006. 224 с.
  193. H.H. Стилистика и стили: учеб. пособие- словарь/ Н. Н. Романова, А. В. Филиппов. -М.: Флинта: МПСИ, 2006. 416с.
  194. С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2000. -720с.
  195. Русский ассоциативный словарь. В 2 т. Т.1. От стимула к реакции: ок.7000 стимулов /Ю.Н.Караулов, Г. А. Черкасова и др. М.: ACT, 2002. -784с.
  196. Д.В. История русского искусства конца XIX начала XX века. — М.: «АСТ-ПРЕСС», 2001. — 303с.
  197. Л. Г., Хасанова Д. М., Морковкин В. В. Тематический словарь русского языка: Ок. 25 000 слов /Под ред. В. В. Морковкина. М.: Русский язык, 2000. — 560 с.
  198. К.Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции. М.: Лабиринт, 2004. — 320с.: ил.
  199. В. А Серов, С. Мамонтов «Опыт характеристики» 1911 г
  200. В.А. Приемы самостоятельной работы с лингвистическим текстом. РЯШ. — № 6. — 1988.
  201. Система обучения сочинениям в 4−8 классах /под редакцией Т. А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1973. — 367с.
  202. В.М., Иовлева Т. В., Рудычева И. А. 100 знаменитых художников XIX ХХвв. — Харьков «Фолио», 2003 г.510с
  203. Словарь иностранных слов. М.: 1989. — 500с.
  204. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). Авторы Э. Г. Азимов, А. И. Щукин. СПб.:Златоуст, 1999. -472с
  205. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений: ок.5000 синонимических рядов: более 20 000 синонимов / Н.Абрамов. — М.: Русские словари: ACT: Астрель: Хранитель, 2008. 667с.
  206. Современный психологический словарь. /Под ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. М.: ACT, 2007. — 470 с.
  207. Современный словарь по педагогике //Сост. Рапацевич Е. С. М.: Современное Слово, 2001. — 928с.
  208. Ю.А. Учебный проект и возможность его реализации на уроках русского языка //Русский зык в школе. 2008. — № 6. -С. 3−7.
  209. Г. Я. Стилистика русского языка. 10−11 кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. заведений. 4-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2002. -304с.
  210. И.И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте. Спб.: Типогр. Императорской Академии наук, 1899. — 183 с.
  211. И. И. Замечания об изучении русского языка и словесности в средних учебных заведениях. Спб.: Типогр. Императорской Академии наук, 1871. — 146 с.
  212. В. Н. Теория и практика «метода проектов» в педагогике XX века. Дисс. канд. пед. наук. — Владимир, 2003. 220 с.
  213. В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности //История педагогики в России. Хрестоматия. — М.: Академия, 1999.-С. 373
  214. JT. П. Картина учитель — ученик (К 150-летию со дня рождения В.М. Васнецова) // РЯШ.- 1998.- № 4 — С. 18
  215. JI. П. Обучение речи: культуроведческий подход Текст.: учеб. пособие для студентов вузов по спец. 50 301. 65 Рус. яз. и лит. -Киров: Изд-во ВятГГУ, 2008. — 291 с.
  216. А. В. Очерки по методике обучения русскому языку: Академия пед. Наук СССР. М.: Педагогика, 1980. — 230 с.
  217. Теория речевой деятельности (Проблемы психолингвистики). М.: Наука, 1968.-272с.
  218. Теоретическая культурология. М: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга- РИК, 2005. — 624с.
  219. A.A. Словесный портрет. Практич. пособие. — М.: Юристъ, 1999.- 112 с.
  220. Е.Е. Живопись. Что о ней должен знать современный человек. М.: Рипол Классик, 2003. 384с.
  221. JI. А ., Ладыженская Т. А., Дейкина А. Д. и др. Русский язык Учебник для 8−9 класса общеобразовательных учреждений (под ред Шанского Н. М. -М.: Просвещение, 2004. 204 с.
  222. E.H. Три очерка о русской иконе. «Иное царство и его искатели в русской народной сказке. 2-е изд. М.: Лепта-Пресс, 2003. — 320 с.
  223. Уроки развития речи: Метод. пособие для учителей-словесников по программе «Речь»: 7 кл. / Под общей ред. Г. И. Канакиной, Г. В. Пранцовой. М.: ВЛАДОС, 2003. — 128с.
  224. Уроки развития речи: Метод. пособие для учителей-словесников по программе «Речь»: 8 кл. / Под общей ред. Г. И. Канакиной, Г. В. Пранцовой. -М.: ВЛАДОС, 2002. 176с.
  225. К.Д. Полное собр. соч.: В 11 т. Т.5. М.-Л.: Учпедгиз, 1950. -368 с.
  226. К.Д. Проблемы педагогики. М.: УРАО, 2002. — 592 с.
  227. Л.П. Принципы и методы обучения русскому языку: пособие для студентов пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1964. 255 с.
  228. Ю.В. Человек, слово и контекст. //Сб. Концепция человека в современной философской и психологической мысли. Новосибирск, 2001.-243 с.-С. 164−168
  229. A.A. Личностно-ориетированный подход к формированию позновательной деятельности учащихся в условиях общеобразовательной школы. Дисс. канд. пед. наук. Москва, 2004. -219 с.
  230. Л.А. Живопись на уроках русского языка: Теория и методические разработки уроков: учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2000.-352 с.
  231. Л.А. Использование технологии проектов в рамках элективного курса для студентов-филологов. //Научные труды МПГУ. Серия: гуманитарные науки. Сб. статей. М.: ГНО Прометей МПГУ, 2006.-С. 44−49.-912 с.
  232. JI.A. Научные основы методики использования живописи в процессе обучения русской речи учащихся нерусской аудитории. Дисс. на соискание д.п.н. М.: 1992
  233. Л.А. О концепции приобщения учащихся к национальной культуре на уроках русского языка. //Новые аспекты в преподавании русского языка в школе и вузе. М.: МГТГУ Прометей, 2002. — 215с. — С. 15−16.
  234. Л.А., Кабанова Е. В., Новикова Л. И., Андреюшкова Т. Н. Сочинение по картине в 7 классе: метод, пособие /под ред. проф. Л. А. Ходяковой. М.: Астрель: ACT: Транзиткнига, 2005. — 302 с.
  235. Л.А., Галкина Г. Н., Новикова Л. И., Белоусова O.A. Сочинение по картине в 8 классе: методическое пособие /под ред. проф. Л. А. Ходяковой. М.: Астрель: ACT, 2005. — 348с.
  236. Л.А., Галкина Г. Н., Клюева Г. Ю. Сочинение по картине в 9 классе: методическое пособие /под ред. проф. Л. А. Ходяковой. М.: Астрель: ACT: 2007. — 377с.
  237. А.Т. Основы лингвокультурологии: Учеб. пособ. /Под ред В. Д. Бондалетова. 3-е изд., испр. — М.: Флинта: Наука, 2006. 184 с.
  238. A.B. Методологические основы образования 12-летней школе //12-летняя школа. Проблемы и перспективы развития общего среднего образования.-М.: ИОСО РАО, 1999. С.50−70
  239. A.B. О соотношении личностно-ориентированного и человеко-сообразного типов образования //Интернет-журнал «Эйдос». -2006. 16 октября, http://www.eidos.ru/journal/2006/1016.htm.
  240. A.B. Современная дидактика: Учебник для вузов. СПб: Питер, 2001.-544с.
  241. В.Е. Интерпретация научного текста: Учеб. пособ. — М.: Ком Книга, 2005. 128 с.
  242. Т.И. Основы методики обучения стилистике в средней школе. -М: Спец. лит., 2001.- 191 с.
  243. Ю.П. Живопись и ее средства: Учебное пособие для вузов М.: Академический проспект: Трикста, 2006. 128с.
  244. Н.В. Основы лингвистики текста: Учебное пособие. М.: Приор-издат, 2003. — 160 с.
  245. Т.В. Текст сквозь призму метафоры тканья. //Вопросы стилистики. Вып. 27. Саратов, 1998. — С.91−98.
  246. Н. Ю. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для вузов. М.: Юнити-Дана 2003. — 384 с.
  247. Г. П. Процессы и структуры в мышлении (курс лекций) т.б.-М.: 2003.-320 с.
  248. Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании //Языковая система и речевая деятельность. JL, 1974. 428 с.
  249. А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного. -М.: Высшая школа, 2003. 336 с.
  250. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII XX веков / Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 1999.
  251. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе /Директор школы. Вып.7. — М.: Сентябрь, 2000. — 175 с.
  252. П.В. Психосемантика цвета. СПб.: Речь, 2006. — 368с1. Анкета для учащихся
  253. Правила заполнения анкеты: Расставьте баллы от 6 (наиболее важно) до 1 (наименее важно) в предполагаемых ответах. Впишите свой вариант ответа в отведенном месте. Заранее благодарим за работу.
  254. Что вам труднее дается при описании-внешности человека? Описаниеа) лица: лоб, подбородок, нос, глазаб) одежды г) волосв) фигуры: руки, позад) ваш вариант
  255. Что является для вас трудным при описании картины-портрета? а) образ человека: поза, выражение лица, профессия, руки, одежда (подчеркните то, в чем вы испытываете затруднение) б) композицияв) цветовая гаммаг) фонд) деталие) интерьер
Заполнить форму текущей работой