Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование готовности будущего педагога-психолога к реализации личностно ориентированного подхода в условиях национальной школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые: — представлена модель готовности педагога-психолога к реализации личностно ориентированного подхода в условиях национальной школыразработана программа по подготовке педагога-психолога к реализации личностно ориентированного подхода в условиях национальной школы («Этническая культура и личностно ориентированное образование») — выявлены… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы исследования проблемы реализации личностно ориентированного подхода в контексте национальной культуры
    • 1. 1. Сущность и содержание личностно ориентированного подхода в теории и истории педагогики
    • 1. 2. Культурный контекст как условие реализации личностно ориентированного подхода в образовании
    • 1. 3. Модель готовности педагога-психолога к реализации личностно ориентированного подхода в условиях национальной школы
  • Выводы к главе 1
  • Глава II. Экспериментальная работа по формированию готовности будущего педагога-психолога к реализации личностно ориентированного подхода в условиях национальной школы
    • 2. 1. Анализ уровня готовности педагога-психолога к реализации личностно ориентированного подхода в условиях национальной школы
    • 2. 2. Экспериментальная программа подготовки педагога-психолога к реализации личностно ориентированного подхода в национальной школе
    • 2. 3. Сравнительный анализ результатов экспериментальной работы
  • Выводы к главе II

Формирование готовности будущего педагога-психолога к реализации личностно ориентированного подхода в условиях национальной школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования

Надежды на то, что демократические преобразования приведут к быстрому «очеловечиванию» социума, к утверждению прав и достоинства индивидов, оказались, по-видимому, иллюзорными. Общество по-прежнему испытывает дефицит личностного начала во всех сферах, в том числе и в образовании.

Проблемы образования, их характер, сущность и пути решения имманентно связаны с глобальными социокультурными тенденциями современной эпохи, которая характеризуется тем, что человечество шагнуло не просто в XXI в., а переживает наступление очередного этапа в цивилизационном генезисе, суть которого — переход от индустриализма к постиндустриализму.

Несмотря на неустойчивость социальной ситуации, в образовании все явственнее обнаруживаются тенденции, позволяющие говорить о переходе этой системы в новое качественное состояние. К таким тенденциям можно отнести: постепенный отказ от передачи подрастающему поколению проверенных «истин» и усиление культуросозидающей функции образования, его открытость инновациям, связи с динамично меняющимся социумом, с планетарной экологической ситуацией. Образование все более предстает как сфера конкурирующих концепций, как своего рода «производство образованности», в котором, как и в других производствах, используются современные наукоемкие технологии, информационные продукты, квалифицированные специалисты. Становясь центральным феноменом культуры, образование все более ориентируется на утверждение сущностного личностного начала в человеке.

Переход к личностной парадигме как к более высокой степени целостности в познании и проектировании образовательных процессов расширяет функцию методологии педагогики. Она становится своеобразной прикладной сферой философии человека, а в качестве регулятива педагогического познания выступает целостный образ человеческого бытия, возможностей образования в развитии сущностных сил человека.

В ряду сущностных сил человека — познание мира и преобразование самого себя. В этой связи личностная ориентация образования призвана придать ему качественно новый личностный смысл. Изучением механизма личностного развития занимались классики психологической науки: Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Г. Ковалев, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн и их последователи — Л. И. Анцыферова, Г. А. Ковалев, В. А. Петровский, В. И. Слободчиков, Д. И. Фельдштейн, Б. Д. Эльконин. Педагоги также ведут речь об особой «педагогике личности» (H.A. Алексеев, Е. В. Бондаревская, B.C. Ильин, И. Ф. Исаев, М. В. Кларин, C.B. Кульневич, В. А. Сластенин и др.).

Изучение литературы показало, что к настоящему времени в педагогическом сознании нет однозначного понимания личностно ориентированного подхода (Л. Андерсон, В. Белль, Е. В. Бондаревская, В. В. Горшкова, П. Брендвайн, В. И. Гинецианский, В. Н. Гуров, В. В. Давыдов, Р. Дрейвер, B.C. Ильин, М. В. Кларин, И. А. Колесникова, Дж. Найсбитт, Л. И. Новикова, М. Полани, В. В. Сериков, В. И. Слободчиков, А. П. Тряпицына, Г. А. Цукерман, Дж. Шваб и др.).

Идея личностно ориентированного образования в современной педагогической теории существует на двух уровнях — обыденном и научном. К первому, не принижая его значимость, можно отнести распространенное в сознании педагогов представление о личностном подходе в образовании как об этико-гуманистическом феномене, связанное с идеями уважения личности обучающегося, партнерства, сотрудничества, диалога в образовании. Что касается научного представления о личностно ориентированном образовании, то оно имеет разную концептуально-понятийную структуру в зависимости от того, в рамках предмета какой науки эта концепция рассматривается.

Философия образования исследует личиостио ориентированный подход посредством категорий субъекта, свободы, саморазвития, целостности, диалога как форм самопроявления личности. Личностно ориентированное образование с этой точки зрения противостоит редукции целостного человека к отдельным «частям» его бытия — прагматизму, вещизму, функциональному развитию свойств личности, значимых для каких-либо утилитарных целей (Г.С. Батищев, В. Е. Кемеров, М. Полани, Н. Б. Сигов, В. Н. Шердаков, Р. Эванс).

С позиции психологии концепция личностно ориентированного образования обогащается представлениями о функциях личности в жизнедеятельности человека, о специфической природе личностного уровня человеческой психики, о смысловой сфере, рефлексии, переживании и диалоге как механизмах образования личностного опыта (Л.И. Анцыферова, JI.C. Выготский, Гонсалес Рей, В. В. Давыдов, Б. В. Зейгарник Г. А. Ковалев,

A.Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, A.B. Петровский, И. Н. Семенов,

B.И.Слободчиков, С. Ю. Степанов, В. В. Столин, A.A. Тюков и др.).

В трудах исследователей убедительно показано, что смысловые образования как проявления мотивационно-смысловой и ценностной сферы личности являются доминирующими в регуляции жизнедеятельности человека (А.Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Ф. Е. Василюк, Л. Г. Ионин, Д. А. Леонтьев, O.K. Тихомиров, В. В. Столин, Е. В. Субботский, Г. Л. Тульчинский, В. Э. Чудновский, В. А. Ядов и др.).

В нашем исследовании личностно ориентированный подход рассматривается как развитие личности, характеризующееся самовыражением, самоопределением, рефлексией, идентификацией обучающихся (Г.В. Акопов, Д. Б. Богоявленская, П. Н. Ермаков, И. А. Зимняя, В .Я. Ляудис, A.M. Матюшкин, М. И. Махмутов, А. Г. Орлов, В. В. Сериков, Д. И. Фельдштейн, В. Т. Фоменко, И.С. Якиманская).

Сложность и противоречивость развития образования как социального явления обусловливает интерес отечественной педагогики к философскому обоснованию происходящих в нем процессов: цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса (Г.Б. Корнетов) — антропо-экологический подход к решению проблем современного образования (A.A. Макареня) — культурологический и аксиологический подходы к исследованию педагогических явлений (В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов) — философия воспитания (Б.Т. Лихачев) — социокультурные, антропологические и системно-структурные аспекты осмысления развития историко-образовательных процессов (М.М. Бахтин, Б.М. Бим-Бад, B.C. Библер, О. С. Газман, М. С. Каган, Н. Б. Крылова, Н. Д. Никандров, Л. И. Новикова, A.B. Петровский, В. М. Розин и др.). Эти исследования являются методологической основой социокультурной концепции образования, в которой развивается принципиально новое понимание его смысла — как личностно ориентированной, культуротворческой деятельности, укрепляется позиция разнообразия культурных типов образования, их культуросообразность, отдается приоритет субъект-субъектным отношениям в структуре педагогического процесса.

В последнее десятилетие в образовательной политике Российской Федерации одним из приоритетных направлений является деятельность по возрождению и развитию этнокультурно-ориентированных образовательных учреждений. Национальное образование призвано обеспечить личность не просто суммой каких-то специфических знаний, а сформировать взаимосвязанные представления о мире и об этнической группе, создать познавательное поле для усвоения, интерпретации и закрепления, соответствующей информации через предоставление возможности участия в различных видах деятельности, сформировать установку на активность самого субъекта, выражение его собственной позиции, стимулировать положительную идентификацию с собственной этнической группой (Е.Н.Шиянов, C.B. Бобрышов, О. И. Лепилкина, В.А. Яшуткина).

Актуальность нашего исследования обусловлена задачами, стоящими перед системой образования, необходимостью возрождения культурного потенциала каждого народа посредством реализации культурологических принципов и личностно ориентированного подхода в педагогическом пространстве. А это в свою очередь актуализирует задачу качественно новой подготовки кадров. Будущее национальной школой напрямую зависит от того, как качественно педагог будет осуществлять педагогическую деятельность в режиме культурологической парадигмы и личностно ориентированного подхода в образовании. На первый план выходят не традиционные предметно-специальные способности, а общая культура и творческое начало в личности педагога-психолога. Кроме того, вариативность образовательных систем, широко внедряемая в последние годы и закрепленная Законом «Об образовании» 1992 г., актуализирует вопрос подготовки педагога для работы в рамках альтернативных образовательных систем. Речь идет не столько об узко специализированной подготовке, сколько о придании педагогическому образованию культурно-личностного характера, чтобы выпускник высших учебных заведений представлял из себя не столько «резервуар с методиками преподавания», а был личностью с высоким уровнем общей культуры и способностью к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию, способной самоопределиться в выборе философских концепций той или иной педагогической системы. Соответственно и система работы в вузе по подготовке такого специалиста должна быть выстроена согласно этим требованиям.

Проблемам подготовки педагога к личностно ориентированной педагогической деятельности посвящены работы A.B. Беляева, Л. Ф. Воскресенской, В. И. Горовой, Н. Г. Зотовой, Ю. А. Ивановой, Г. Н. Ильиной, Е. В. Клычовой, Л. Ю. Кравченко, Т. В. Лавриковой, Т. П. Лакоцениной, H.A. Лобейко, И. А. Малашихиной, М. А. Олейник,

О.Н.Подгорской, Л. В. Романенко, Г. М. Соловьева, В. Н. Тарасюк, Е. К. Черничкиной, Т. Н. Чечет, Н. И. Ястремской и др.).

Исходя из вышеизложенного необходимость данного исследования определяется противоречиями между:

— значимостью исследования готовности педагога-психолога к реализации личностно ориентированного подхода в условиях национальной школы и недостаточной разработанностью теоретических и практических положений обозначенной и исследуемой проблемы;

— необходимостью формирования готовности педагога-психолога к реализации личностно ориентированного подхода в условиях национальной школы и сложившимися способами подготовки будущих педагогов-психологов в вузе;

— нормативной заданностью образовательного процесса и личностными потребностями студента;

— новыми социокультурными требованиями к развитию личности педагога-психолога и неадекватным проектированием образовательного процесса в вузе.

Актуальность темы

и указанные противоречия обусловили проблему исследования: определить структуру и содержание модели готовности будущего педагога-психолога к реализации личностно ориентированного подхода в условиях национальной школы.

Цель исследования: апробировать разработанную модель готовности будущего педагога-психолога к реализации личностно ориентированного подхода в условиях национальной школы.

Объект исследования: процесс обучения студентов в вузе.

Предмет исследования: формирование готовности будущего педагога-психолога к реализации личностно ориентированного подхода в условиях национальной школы.

Гипотеза исследования заключается в следующем: формирование готовности будущего педагога-психолога к реализации личностно ориентированного подхода в условиях национальной школы в процессе его профессиональной подготовки будет более эффективным, если:

— будет теоретически раскрыта сущность личностно ориентированного подхода и особенности его реализации в национальной школе;

— будет определена модель готовности педагога-психолога к реализации личностно ориентированного подхода в условиях национальной школы;

— будут выявлены уровни и критерии готовности педагога-психолога к реализации личностно ориентированного подхода в условиях национальной школы (удовлетворительный, достаточный, высокий);

— будет разработана программа курса по выбору по подготовке педагога-психолога к реализации личностно ориентированного подхода в национальной школе;

— будут проанализированы результаты исследовательской работы, подтверждающие эффективность разработанной экспериментальной программы.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:

1) теоретически раскрыть сущность личностно ориентированного подхода в теории и истории педагогики;

2) рассмотреть культурный контекст в качестве условия реализации личностно ориентированного подхода в национальной школе;

3) определить модель готовности педагога-психолога к реализации личностно ориентированного подхода в условиях национальной школы;

4) выявить уровни и критерии готовности педагога-психолога к реализации личностно ориентированного подхода в условиях национальной школы (удовлетворительный, достаточный, высокий);

5) разработать и апробировать программу курса по выбору по подготовке педагога-психолога к реализации личностно ориентированного подхода в национальной школе;

6) проанализировать результаты исследовательской работы, проверяющие эффективность разработанной экспериментальной программы.

Методологическую основу исследования составили: основные положения системного подхода, предполагающего изучение многообразия элементов, отношений, внутренних и внешних факторов функционирования и развития педагогического знания.

Системный подход находит свое выражение в следующих основных принципах, помогающих устанавливать свойства системных объектов и совершенствовать их: объективности, сущностного анализа, единства логического, исторического и концептуального единства (В.Г. Афанасьев, Т. А. Ильина, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, Э. Г. Юдин и др.), сочетания этнокультурологического и общечеловеческого подходов в историческом аспекте (B.C. Библер, Г. П. Выжлецов, М. С. Каган, К. Клакхон, А. Кребер, C.B. Лурье, В.Е. Межуев).

В основу конкретной методологии исследования положены принципы единства логического и исторического в педагогическом познанииединства исследовательской и практической деятельностисочетания сущего и должного, предполагающие познание сущности педагогических явлений, проникновение в их внутреннюю структурувыявление законов существования и функционирования педагогических явлений, условий и факторов их развития и целенаправленного изменения.

Теоретической основой исследования явились:

— личностно ориентированный подход в образовании (Л.Ф. Воскресенская, Н. Г. Зотова, Ю. А. Иванова, Г. Н. Ильина, А. И. Канатов, Е. В. Клычова, Л. Ю. Кравченко, Т. В. Лаврикова, Т. П. Лакоценина, М. А. Олейник, О. Н. Подгорская, Л. В. Романенко, Е. К. Черничкина, Т. И. Чечет, И. С. Якиманская, Н. И. Ястремская и др.);

— философия образования, основанная на принципах гуманизма и взаимосвязи образования, культуры, социума (М.Н. Берулова, Е. В. Бондаревская, Л. П. Буева, И. Е. Видт, Б. С. Гершунский, И. А. Колесникова, В. В. Сериков и др.);

— концепция национальной школы (Г.Н. Волков, Г. А. Виноградов, А. Ш. Гашимов, А. Я. Данилюк А.Э. Измайлов, О. Д. Мукаева,

A.П.Оконешникова, А. Б. Панькин, Р. Д. Санжаева, С. И. Фомина и др.);

— теория развития личности (Б.Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский,

B.В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, Д.Б.Эльконин);

— теории, ориентированные на изучение смысловой сферы человека (А.Г.Асмолов, М. М. Бахтин, H.A. Бердяев, Э. Гуссерль, В. П. Зинченко, А. Р. Лурия, B.C. Флоренский, С. А. Франк, Г. Г. Шпет и др.).

В работе использован комплекс взаимодополняющих теоретических и эмпирических методов исследования.

В числе теоретических методов были: историографический и методологический анализ предмета исследования, системный подход к психолого-педагогическим явлениям, моделирование, теоретическое обобщение результатов исследования.

Эмпирические методы: 1) обсервационные — наблюдение- 2) вопросно-диагностические — беседа, анкетирование, тестирование, оценивание- 3) экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент).

Статистические методы', количественная и качественная обработка данных, графическое представление результатов исследования.

Организация, база и этапы исследования.

Эксперимент проводился на базе Ставропольского государственного университета (факультет психологии). В выборочную совокупность вошло 100 человек, обучающихся в вузе на дневном отделении специальности «Педагогика и психология». Для получения эмпирических данных из них были организованы контрольная и экспериментальная группы по 50 человек.

Исследование включало несколько этапов.

Первый этап работы (2002 г.) — проблемно-поисковый: разработка методологических и теоретических основ исследованиякомплексное изучение философской, социологической, культурологической, психолого-педагогической литературы, первичное исследование проблемы, изучение степени ее разработанности.

Второй этап работы (2002;2003 гг.) — проектно-прогностическит разработка концепции исследования, определение предмета, цели, задач исследования, формулирование гипотезы, конструирование модели готовности педагога-психолога к реализации личностно ориентированного подхода в условиях национальной школы, разработка и адаптация методического инструментария исследования.

Третий этап работы (2003;2004 гг.) — констатирующий: диагностика уровня готовности педагога-психолога к реализации личностно ориентированного подхода в условиях национальной школы, анализ полученных данных, разработка экспериментальной программы, определение критериев оценивания результатов исследования.

Четвертый этап работы (2004 г.) — формирующий: практическая реализация экспериментальной программы, анализ материалов контрольных срезов.

Пятый этап работы (2004;2005 гг.) — аналитико-обобщающий (контрольный): проведение контрольного этапа экспериментасистематизация, обобщение и анализ результатов исследования, формулирование выводов.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые: — представлена модель готовности педагога-психолога к реализации личностно ориентированного подхода в условиях национальной школыразработана программа по подготовке педагога-психолога к реализации личностно ориентированного подхода в условиях национальной школы («Этническая культура и личностно ориентированное образование») — выявлены уровни и критерии готовности педагога-психолога к реализации личностно ориентированного подхода в условиях национальной школы (удовлетворительный, достаточный, высокий). Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нём с позиции системного анализа раскрыты сущность личностно ориентированного подходарассмотрены в многоплановом аспекте основополагающие для нашей работы понятия «культура», «культурный контекст», «личностно ориентированный подход» с точки зрения различных психолого-педагогических, философских и антропологических подходов в различные исторические периоды. Теоретически обоснована модель готовности педагога-психолога к реализации личностно ориентированного подхода в условиях национальной школы. На основе данных, полученных в ходе исследования готовности педагога-психолога к реализации сконструированной модели, определены её уровни: удовлетворительный, достаточный, высокий, а также их критерии.

Практическая значимость исследования определяется тем, что в нем на основе ведущих теоретических положений разработана программа «Этническая культура и личностно ориентированное образование» по подготовке педагога-психолога к реализации личностно ориентированного подхода в условиях национальной школы. Результаты исследования внедрены в практику Ставропольского государственного университета и могут использоваться в любом высшем учебном заведении при подготовке педагогов-психологов к реализации личностно ориентированного подхода в условиях национальной школы.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и научных выводов исследования обеспечена обоснованностью исходных теоретических положений, глубоким анализом проблемы, широтой и разносторонностью экспериментального исследования, использованием комплекса общенаучных и педагогических методов, адекватных цели, задачам и логике исследовательского поиска, достаточной длительностью эксперимента, репрезентативностью объема выборок и статистической значимостью полученных данных.

Апробация результатов исследования. Основные положения данного исследования освещались на учебно-методических советах факультета психологии (2002;2005) — на учебно-методических семинарах кафедры педагогики и педагогических технологий Ставропольского государственного университета (2002;2005).

Материалы диссертационной работы представлялись на научных семинарах и конференциях различного уровня: международной — «Человек и общество: на рубеже тысячелетий» (Воронеж, 2003) — Всероссийской -«Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона» (Сочи, 2003) — межрегиональной — «Современные технологии обучения» (Владикавказ, 2004) — региональных — «Социально-психологические и педагогические проблемы развития личности учащейся молодежи» (Ставрополь, 2002) — «Эвристическое образование — 6» (Ставрополь, 2003) — «Эвристическое образование — 7» (Ставрополь, 2004) — «Эвристическое образование — 8» (Ставрополь, 2005) — внутривузовской -«Университетская наука региону» (Ставрополь, 2003) — Всероссийской интернет-конференции «Пути становления субъекта в информационном обществе» (Ставрополь, 2004).

Публикации: по теме диссертационного исследования опубликовано 9 печатных работ.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Теоретическое обоснование сущности личностно ориентированного подхода, реализуемого в национальной школе в контексте этнической культуры.

2. Модель готовности педагога-психолога к реализации личностно ориентированного подхода в условиях национальной школы.

3. Уровни и критерии готовности педагога-психолога к реализации личностно ориентированного подхода в условиях национальной школы.

4. Экспериментальная программа «Этническая культура и личностно ориентированное образование» подготовки педагога-психолога к реализации личностно ориентированного подхода в условиях национальной школы.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, включающего 205 наименований. Работа изложена на 170 страницах, содержит 21 таблицу и 28 рисунков.

Выводы к главе II

Исследование было спланировано и проведено в соответствии с основными подходами к организации педагогического эксперимента, разработанными Ю. К. Бабанским, В. П. Беспалько, В. И. Журавлевым, В. И. Загвязинским, В. В. Краевским, A.M. Новиковым, Е. В. Сидоренко и др. Цель экспериментального исследования состояла в апробации разработанной программы «Этническая культура и личностно ориентированное образование» и оценке ее эффективности при подготовке будущих педагогов-психологов к реализации личностно ориентированного подхода в условиях национальной школы.

На первом этапе (констатирующем) было проведено диагностическое исследование студентов контрольной и экспериментальной групп. В ходе данного этапа нами был исследован начальный уровень готовности педагогов-психологов к реализации личностно ориентированного подхода в национальной школе, который определяли составляющие профессиональной деятельности: мотивация, личностно-смысловая сфера, ценностные ориентации, профессиональная культура, культурная диспозиция, уровень обученности.

На втором этапе (формирующем) внедрялась и апробировалась программа «Этническая культура и личностно ориентированное образование» в процессе обучения экспериментальной группы студентов специальности «Педагогика и психология».

На третьем этапе (контрольном) было проведено повторное диагностическое исследование готовности педагогов-психологов к реализации личностно ориентированного подхода в национальной школе. Полученные результаты были сопоставлены с данными констатирующего этапа эксперимента, и сделаны выводы.

Можно заключить, что разработанная нами программа «Этническая культура и личностно ориентированное образование» направлена на развитие составляющих профессиональной деятельности педагога-психолога мотивация, личностно-смысловая сфера, ценностные ориентации, профессиональная культура, культурная диспозиция, уровень обученности), необходимых ему для реализации личностно ориентированного подхода в условиях национальной школы.

Заключение

Переход к личностной парадигме — ведущая тенденция современного образования и в целом педагогического сознания общества в конце XXначале XXI столетия. Имеются все основания полагать, что знаниево-просветительская парадигма, господствовавшая в образовании на протяжении многих веков, исчерпала свои возможности.

Переход к личностной парадигме — закономерный итог развития образовательного мышления человека: на смену поверхностно-предметному освоению мира приходит глубинно-смысловое постижение мироздания человеком как субъектом космосогенеза.

Новый этап развития мировой педагогической мысли характеризуется сменой общего взгляда на образование в направлении всё более глубокого понимания его как культурного процесса, сущность которого проявляется в гуманистических ценностях и культурных формах взаимодействия его участников.

Изменяется представление о личности, которая наделяется такими свойствами, как способность к выбору, рефлексии, саморегуляции и т. д., в связи с чем меняется и её роль в педагогическом процессе, она становится его системообразующим началом.

Новое качество личностно ориентированного образования связано с культурным контекстом, который определяет отношения между воспитанием и культурой как средой, растящей и питающей личность, а также между воспитанием и развитием индивида как человека культуры. Культурный контекст наполняет образование личностными смыслами, определяет уровень активности человека, меру его включённости в культуру своего народа.

Задачей школы становится подготовка гражданина, принадлежащего определённому этносоциуму, культуре, исторической эпохе. Поэтому становится очевидным включение национально-культурного контекста в качестве основы системы образования в целом и рассмотрение его как условия реализации личностно ориентированного подхода в образовании. Ведь именно национально-культурный контекст как пространство смыслов-ценностей открывает индивиду сущностное содержание культуры данного этноса и понимание его места в ней.

Мотиватором формирования этнического самосознания у обучающихся в национальной школе выступает педагог. Готовность педагога к реализации личностно ориентированного подхода в условиях национальной школы определяется наличием у него соответствующих мотивов, личностно-смысловой сферы, ценностных ориентаций, профессиональной культуры и культурной диспозиции, а также владением знаниями национальной культуры своего этноса.

Педагог-психолог в данном качестве и в данных условиях является ка! Г бы проводником в формировании личностно-смысловой сферы обучающихся, которая, в свою очередь, запускает психологические механизмы саморазвития личности с учётом особенностей родного этноса.

Деятельность педагога-психолога, реализующего концепцию личностно ориентированного образования в условиях национальной школы, представляет собой определённую методическую систему, включающую личностную и профессиональную составляющие: личностные качества (эмпатия, увлечённость, толерантность, интеллигентность, коммуникабельность и т. д.) — мотивы по формированию личности, Я-этнического, процесса поиска и раздумийэмоциональная отзывчивость в отношении своего этноса, общий культурный уровень, социокультурная ориентация (культурная диспозиция) — высокий уровень фундаментальных знаний и умение применять их на практике, выделение ценностно-смысловых доминант нации (этноса) — профессиональные качества (рефлексия, ответственность, самостоятельность, компетентность и др.) — педагогические качества (проявление гуманной педагогической позиции, заботы и поддержки к обучающимся) — особый личностно ориентированный стиль педагогического мышления, креативность (профессиональная позиция) — подача информации с позиции «Мы», диалог и создание ситуаций самоутверждения обучающихся (педагогический стиль общения) — владение знаниями и умениями по психолого-педагогическим дисциплинам (умение выделять существенное, классифицировать понятия, решать образовательные и воспитательные задачи, диагностировать личностные свойства и функции обучаемых и т. д.).

Педагог-психолог — это специалист, обладающий «видением» образования сквозь призму культуры. Для обучающегося он выступает как образец культурного человека, носитель ценностно-смысловых доминант этнокультуры (язык, литература, искусство, этикет, история, религия, фольклор).

Именно на развитие перечисленных выше качеств педагога-психолога нацелена предложенная нами в данном исследовании программа «Этническая культура и личностно ориентированное образование», подготавливающая его к реализации личностно ориентированного подхода в условиях национальной школы.

Таким образом, нами была достигнута цель диссертационного исследования и подтверждена её гипотеза.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , И.В. Личностные смыслы в образовательном процессе / И. В. Абакумова // Методы психологии. Ежегодник Российского психологического общества.- Т.З.- Вып.1. — Ростов-н/Д.: Изд РГУ, 1997. -С. 3−5.
  2. , И.В. Личностный смысл как педагогический фактор и его использование в учебном процессе: автореф. дис.: канд. пед. наук / И. В. Абакумова- Рост. гос. пед. ин-т.- Ростов н/ Д., 1989. 41 с.
  3. , И.В. Образовательный процесс как пространство взаимодействия толерантных и личностно-смысловых отношений / И. В. Абакумова. Ростов н /Д.: Изд. РГУ, 2002. — 303 с.
  4. , И.В. Диагностика индивидуальных особенностей смысловой сферы личности школьника / И. В. Абакумова, Е. М. Азарко. Ростов н/ Д.: Изд. РГУ, 2001.-232 с.
  5. , И.В. Становление и развитие понятия «личностный смысл» как категории отечественной психологии / И. В. Абакумова, Е. М. Азарко, В. Н. Ефименко. Ростов н /Д.: Изд. РГУ, 2002. — 298 с.
  6. , O.A. Личность студента в процессе профессиональной подготовки / О. А. Абдуллина // Высшее образование в России. 1993. -№ 3. — С. 165−170.
  7. , С.А., От «идеального» к «реальному» / С. А. Абрамова, И. Н. Косенчук // Директор школы. 1994. -№ 6. — С. 50 — 53.
  8. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни/ К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991.-298 с.
  9. , Н.И. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики/ Н. И. Алексеев. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1997. — 303 с.
  10. Н.И. Педагогические основы проектирования личностно ориентированного обучения: автореф. дис.: д-ра. пед. наук / Н. И. Алексеева- Уральск, гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1997. — 34 с.
  11. , Б.Г. Человек как предмет познания/ Б. Г. Ананьев. М.: Наука, 2000.-350 с.
  12. , Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. -1991. № 2. — С.8−12.
  13. , Л.И. Человек как предмет познания / Л. И. Анцыферова // Психолог, журнал. 1993. — № 3. — С. 10 — 14.
  14. , С.Н. Некоторые проблемы теории культуры / С. Н. Артановский. Л.: ЛГИК им. Н. К. Крупской, 1977. — 417 с.
  15. Артановский, С. Н. Об абсолютной ценности личности / С. Н. Артановский // Вестник ЛГУ. Сер. Экономика, философия, право.- 1988. -N3.- С. 23 26.
  16. , С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и подходы / С. И. Архангельский. М.: Высш. шк., 1980.-367 с.
  17. , А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа/ А. Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 389 с.
  18. , Ю.К. К вопросу об оптимальном выборе средств обучения / Ю. К. Бабанский // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в средней школе с целью повышения эффективности учения школьников. -Ростов н/ Д.:Изд. Гос. пед. ин-т, 1976. 343 с.
  19. , Ю.К. Оптимизация процесса обучения/ Ю. К. Бабанский. -Ростов н/Д.: Изд. Гос. пед. ин-т, 1972. 377 с.
  20. , A.B. Психодиагностика в управлении: Практическое руководство: Уч.-практ. пос. / А. В. Батаршев. М.: Дело, 2005. — 496 с.
  21. , Г. С. Философско-методические идеи в концепции человека C.JI. Рубинштейна / Г. С. Батищев // Философские науки. 1989. — № 7. -С. 27−29.
  22. , М.М. К философии поступка / M. М. Бахтин // Вестник МГУ. Сер. Философия, 1991. № 1. — С. 59−64.
  23. Бенин, B. JL Сущность понятия «педагогическая культура» / В. JI. Бенин // Понятийный аппарат педагогики. Екатеринбург: Изд. РГППУ, 1996. -188 с.
  24. , H.A. Смысл истории / Н. А. Бердяев. М.: Мысль, 1990. — 179 с.
  25. , H.A. Судьба России. Опыты по психологии борьбы и национальности / Н. А. Бердяев. М.:изд. МГУ, 1990. — 240 с.
  26. , В.П. Слагаемые педагогической технологии/ В. П. Беспалько.- М.: Педагогика, 1989. 190 с.
  27. Бим-Бад, Б. М. Антропологическое основание теории и практики современного образования / Б. М. Бим-Бад. М.: Изд. Рос. открытого унта, 1994.-35 с.
  28. , A.A. Психология о личности / А. А. Бодалев. М.:Изд. МГУ, 1988.- 187 с.
  29. , Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1999. — № 3. — С. 15−19.
  30. , Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д: Изд. Рост. пед. ун-т, 2000. -351 с.
  31. , Ю.В. Этнос и этнография / Ю. В. Бромлей. М.: Наука, 1973. -283 с.
  32. , Ю.В. Создано человечеством / Ю. В. Бромлей, Р. Г. Подольный.- М.: Политиздат, 1984. 272 с.
  33. , А.П. Философские основания современной парадигмы образования / А. П. Валицкая // Педагогика. 1997. — № 3. — С. 16−18.
  34. , JI.M. Психологические процессы и личность / Л. М. Венкер // Личность и деятельность. М.: Об-во психологов СССР, 1982. — С. 20−26.
  35. , A.A. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход / А. А. Вербицкий. М.: Высш. школа, 1990. — 293 с.
  36. , И.Е. Введение в педагогическую культурологию / И. Е. Видт. -Тюмень Изд. ТюмГУ, 1999. 206 с.
  37. , И.Е. Культурологические основы образования / И. Е. Видт. -Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2002. 164 с.
  38. , Л.С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 1983. — Т.З. — С.207−269. с.
  39. , Л.С. Мышление и речь / Л. С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 1982. — Т. 2 — С.395−453.
  40. , О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы / О. С. Газман // Новое педагогическое мышление: Сб. ст. М.: Педагогика, 1989. — 132 152 с.
  41. , О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы / О. С. Газман // Новые ценности образования: образование и сообщество: пер. с англ.-М.: Инноватор, 1995. -С. 16−45.
  42. , О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века / О. С. Газман // Новые ценности образования: образование и сообщество: пер. с англ. -М.: Инноватор, 1996. С. 10−37.
  43. , В.А. Личностное знание и научное творчество / В. А. Героменко. Минск: Наука и техника, 1989. — 132 с.
  44. , Б.С. Философия образования для XXI века. В поисках практико-ориентированных образовательных концепций/ Б. С. Гершунский. -М.: Совершенство, 1998. 608 с.
  45. , С.И. Педагогические сочинения / С. И. Гессен. Саранск: Б.и., 2001.-566 с.
  46. , В.В. Индивидуальность как предмет педагогической антропологии / В. В. Гинецинский // Сов. педагогик. 1991. — № 9. — С. 45 -47.
  47. , К. Интерпретация культур: Пер. с англ / К. Гирц. М.: РОССПЭН, 2 2004. — 557 с.
  48. , В.И. Высшее педагогическое образование: проблемы и перспективы / В. И. Горовая. Ставрополь: Сервисшкола, 1995. — 158 с.
  49. , В.В. Межсубъектная педагогика: тенденции развития / В. В. Горшкова. СПб.: Ин-т образования взрослых, РАО Комсомольск н/ А: Комс.-н/ А. гос. техн. ун-т, 2001. — 237 с.
  50. , В.В. Проблема субъекта в педагогике / В. В. Горшкова. Л.: РГПУ, 1991.-77 с.
  51. Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи Средневековья и начала Нового времени. М.: АПН СССР, 1990. — 200 с.
  52. , А.Я. Социальная история и историческая наука / А. Я. Гуревич // Вопросы философии. 1990. — № 4. — с. 30−31.
  53. , П.С. Культурология / П. С. Гуревич. М.: Юрист, 1999. — 278с.
  54. , В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления / В. В. Давыдов // Новое педагогическое мышление: Сб. ст. М.: Педагогика, 1989. — С. 213−229 с.
  55. , В.И. Повышение профессиональной направленности преподавания специальных предметов в педагогическом вузе / В. И. Данильчук, В. В. Сериков. М.: педагогика, 1987. — 238 с.
  56. , В.А. Поликультурное образование в системе общеобразовательной подготовки учащихся средней школы: Дис.: канд. пед. наук / В. А. Ершова- Моск. пед. ун-т. М., 2000. — 212 с.
  57. , В.В. Стимулирование свободного морального выбора поступка у младших школьников / В. В. Зайцев. Волгоград: Перемена, 1993. — 79 с.
  58. Ю.Д. Стимулирование активности учащихся в поиске смысла познания: дис.: канд. пед. наук / Ю. Д. Зарубин- Волгоград. Гос. пед. унт. Волгоград, 1999. — 190 с.
  59. , A.B. Роль учителя в проектировании содержания личностно ориентированного образования / A.B. Зеленцова // Гегярлт (Просвещение). 1988. — № 1. — С. 21 -23.
  60. A.B. Личностный опыт в структуре содержания образования (теоретический аспект): автореф. дис.: канд. пед. наук / А. В. Зеленцова- Волгоград, гос. пед. ун-т Волгоград, 1996. -28 с.
  61. , В.П. Живое Знание: Психологическая педагогика: Материалы к курсу лекций.-Ч. 1 / В. П. Зинченко. изд. 2. — Самара: СПГУ, 1998. -212 с.
  62. , В.П. Мысль и слово Густава Шпета: (Возвращение из изгнания) / В. П. Зинченко. М.: Изд. УРАО, 2000. — 206 с.
  63. , В.П. Образование. Мышление. Культура / В. П. Зинченко // Новое педагогическое мышление: Сб. ст.- М. Педагогика, 1989. — С. 91 -95.
  64. , С.П. Современное образование и психологическая культура педагога / С. П. Иванова. Псков: ПГПИ им. С. М. Кирова, 1999. — 563 с.
  65. Ю.А. Дидактические условия использования педагогических задач при изучении общеобразовательных и специальных предметов в педвузе: автореф. дис.: канд. пед. наук / Ю. А. Иванова- Волгоград, гос. пед. ин-т. Волгоград, 1990. — 23 с.
  66. , С.Л. Новый идеал образованного человека / С. Л. Ивашевский // Мат. междунар. научн.-практ. конф. «Российское образование: традиции и перспективы». Нижний Новгород: Нижегородец гос. пед. ун-т, 1997. — 433 с.
  67. , B.C. Формирование личности школьника: Целостный процесс / В. С. Ильин. -М.: Педагогика, 1989. 144 с.
  68. , Л.Г. Понимание и экспертиза / Л. Г. Ионин // Вопросы философии. 1991. — № 10. — С. 18−57.
  69. , М.С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. — 416 с.
  70. , В.Д. Проблема повышения эффектности процесса нравственного воспитания школьников / В. Д. Калинина. М. педагогика, 1974. — 298 с.
  71. Кан-Калик, В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс (эмоционально-коммуникативные аспекты педагогического творчества) / В. А. Канн-Калик. М.: НИИВШ, 1985. — 64 с.
  72. , Л.Е. К методологии изучения культуры / Л. Е. Кертман // Новая и новейшая история. 1973. — № 3. — С. 34−38.
  73. , М.В. Обучение на основе целостного личностного опыта / М. В. Кларин // Современная школа: проблема гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей: Тез. докл. 4.1. — М. ИТПИМИО, 1993. -309 с.
  74. , Г. А. Общение и проблема интериоризации / К. А. Ковалев, Л. А. Радзиховский // Вопр. психологии. 1985. -№ 1. — С. 115−117.
  75. , Л.Н. Очерки теории социалистической культуры / Л. Н. Коган, Ю. Р. Вишневский. Свердловск: УНЦ АН СССР, 1972. — 332 с.
  76. , В.Н. К проблеме определения понятия «цель» / В. Н. Кодин // Вестник МГУ. Сер. Философия.- 1968. № 1. — С. 30 — 33.
  77. , И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии: Курс лекции по философии педагогики / И. А. Колесникова. -СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. 288 с.
  78. , И.А. Теоретико-методическая подготовка учителя к . воспитательной работе в цикле педагогических дисциплин: автореф. дис.: докт. пед. наук / И. А. Колесникова- Лен. гос. пед. ин-т. Л., 1991.-45 с.
  79. , И.А. Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания. Петербургская концепция / И. А. Колесникова, Л. С. Нагавкина, Е. Н Барышникова СПб.: РГПУ, 1994. — 69 с.
  80. , Я.А. Всеобщий совет об исправлении дел человеческих. IV Пампедия / Я. А. Коменский // Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1987. -С. 107−137.
  81. Комплексная программа «Личностно-развивающие образовательные системы Южно-Российского региона». Ростов н/Д.: Изд. РГУ, 1993. -195 с.
  82. Кон, И.С. В поисках себя. Личность и ее самопознание / И. С. Кон. М.: Политиздат 1984. — 335с.
  83. Кон, И. С. Ребенок и общество / И. С. Кон. М.: Наука, 1988. — 353 с.
  84. , В.А. Культура и архитектура педагогического пространства / В. А. Конев // Вопросы философии. 1996. — № 8. — С. 46 — 57.
  85. , В.В. Проблемы научного обоснования обучения. (Методологический анализ) / В. В. Краевский. М.: Педагогика, 1977. -264 с.
  86. В.В. Состав, функция и структура научного обоснования обучения: автореф. дис.: докт. пед. наук / В. В. Краевский- Моск. гос. пед. ин-т. М., 1976. — 49 с.
  87. , Н.Б. Культурология образования / Н. Б. Крылова. М.: Нар. образование, 2000. — 269 с.
  88. , В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения / В. Г. Крысько. М.: Издательство «Экзамен», 2002. — 448 с.
  89. , Н.В. Методы системного педагогического исследования / Н. В. Кузьмина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 182 с.
  90. , Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища/ Н. В. Кузьмина. М.: Высш. шк., 1989. — 166 с.
  91. , C.B. Теоретические основы содержания самоорганизуемой воспитательной деятельности: автореф. дис.: докт. пед наук / С. В. Кульневич- Рост. гос. пед. ун-т. Ростов /н Д., 1997. — 42 с.
  92. , Т.В. Аналитико-диагностическая деятельность учителя и учащихся как фактор обновления воспитательной работы в школе: автореф. дис.: канд. пед. наук / Т. В. Куприянчик- Красноярск, гос. пед. ун-т. Красноярск, 1991. — 22 с.
  93. , С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге / С. Ю. Курганов. -М.?Просвещение, 1989.-126 с.
  94. , Т.В. Подготовка студентов педвуза к применению личностно ориентированных образовательных технологий: автореф. дис.: кан. пед. наук / Т. В. Лаврикова: Волгоград, гос. пед. ун-т. Волгоград, 1996. — 26 с.
  95. , A.A. Психология общения / A.A. Леонтьев. М.: Смысл, 1999. — 365 с.
  96. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А. Н. Леонтьев. М.: Смысл- Издательский центр «Академия», 2004. — 352 с.
  97. , А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т / А. Н. Леонтьев. М.: Мысль, 1983.- Т.1. — 639 с.
  98. , Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1992. — 218 с.
  99. , Д.А. Психология смысла / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 2000. -239 с.
  100. , Д.А. Тест смысложизненных ориентаций / Д. А. Леонтьев. -М.: Смысл, 1992.-132 с.
  101. , Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: Опыт многомерной реконструкции / Д. А. Леонтьев // Вопросы философии. -1996.-№ 4.-С. 15−26.
  102. , В.H. Личностное бытие как культуротворческая свобода / В. Н. Леонтьева // Наука i сощалыц проблеми сусимь-ства // Bichhk Харркшського державного ушверстету. 1998. — № 414. — С. 27−39.
  103. , И.Я. Проблема методов обучения и пути ее исследования / И. Я. Лернер // Вопросы методов педагогического исследования. М.: Просвещение, 1973. -623 с.
  104. , П. Переработка информации у человека: пер с англ. / П. Линдсей, Д. Норманн. М.: Мир, 1974. — 550 с.
  105. , Б.Ф. Проблемы и стратегия психологического исследования/ Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1999. — 202 с.
  106. , В.Я. Память как хронологическая основа личностной самоорганизации / В. Я. Ляудис // Вестник МГУ. Сер. Психология. -1991.-№ 4.-С. 30−33.
  107. , П. Развитие личности ребенка: пер. с англ./ П. Массен, Дж. Конгер и др. М.: Прогресс, 1989. — 269 с.
  108. , A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. -М.: Педагогика, 1972. -305 с.
  109. , Д. Психология и культура / Д. Мацумото. СПб.: ПРАЙМ — ЕВРОЗНАК, 2002. — 416 с.
  110. , Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя / Л. М. Митина // Вопр. психологии. 1990. — № 3. — С. 59 — 62.
  111. , М.А. Этнопсихология. Личность / М. А. Мокаева, С. Т. Котанчиев. Нальчик: Каб. — Балк. ун-т, 2000. — 158 с.
  112. , А.Т. Личность как предмет философского познания. Философ, теория личности и ее психолог, и биол. основания /
  113. А.Т.Москаленко, В. Ф. Сержантов. Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1984.-319 с.
  114. , A.B. Главное личность / A.B. Мудрик // Педагогическое образование. — Вып. 2. — М.: МПГУ, 1990. — С. 98 -112.
  115. , A.B. Социализация и смутное время / А. В. Мудрик. М.: Знание, 1991.-78с.
  116. , B.C. Проблемы генезиса личности: Уч. пос. к спецкурсу / B.C. Мухина. -М.: ИГПИ, 1985. 103 с.
  117. , В.Н. Нравственная мудрость как творчество жизни / В. Н. Назаров // Филос. науки. 1991. № 11. — С. 55 — 57.
  118. , В.В. Спонтанность сознания / В. В. Налимов. М.: Прогресс, 1989.-297 с.
  119. , И.В. Подготовка учителей к реализации гуманистической направленности обучения средствами методической работы: Автореф. дис.: канд. пед. наук / И. В. Никишина- Волгоградск. гос. пед. ун-т. -Волгоград, 1992. 35 с.
  120. Новые ценности образования: Культурная и мультикультурная среда школ. Вып. IV. М.: Инноватор, 1996. — 323 с.
  121. Образование в поисках человеческих смыслов / Под ред. Е. В. Бондаревской. Ростов н/ Д.: Изд. РГПУ, 1996. — 215 с.
  122. , В. Введение в общую дидактику / В. Оконь. М.: Высшая школа, 1990.-312 с.
  123. , Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителей / Ю. М. Орлов. -М.: Просвещение, 1991. -286 с.
  124. , А.Б. Этнокультурный парадокс современного образования / А. Б. Панькин. Волгоград: Пермена, 2001. — 446 с.
  125. , Г. Л. Революция в психологии человека / Г. Л. Парсонс // Филос. науки. 1988. — № 12. — С. 56 — 58.
  126. , В.Н. Искусство и понимание: сотворение смысла / В. Н. Порус // Заблуждающийся разум? Многообразие форм вненаучного знания: Сб. ст. М.: Политиздат, 1990. — С.362−399.
  127. , A.A. Культура как пространство смыслов: структурно-морфологические аспекты: автореф. дис.: докт. псих, наук- Моск. гос. ун-т.-М., 1999.-34 с.
  128. , A.A. Культура как система / A.A. Пелипенко, И. Г. Яковенко. М.:Яз. рус. культуры, 1998.-371с.
  129. , A.A. Рождение смысла / A.A. Пелипенко // Мир психологии, 2001. -№ 2.- С. 20−25.
  130. , И.Г. Что дает метод уму и сердцу / И. Г. Песталоцци // Изб. пед. соч.: В 2 т. М.: педагогика, 1981. — Т. 2. — С.275−311.
  131. , И.Г. Смысл как рефлексивное отношение человеческого бытия / И. Г. Петров // Мир психологии, 2002. № 2. — С. 26−34.
  132. , М.Н. Человек и культура в научно технической революции / М. Н. Петров // Вопр. философии. — 1990. — № 5. — С. 79 — 81.
  133. , В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности / В. А. Петровский. Ростов / н Д.: Феникс, 1996. -509 с.
  134. , П.П. Без мудрости прошлого мир дичает / П. П. Пиотровский // Труд. 5 декабря. — 1980. — С. 22−24.
  135. , М. Личностное знание: На пути к посткритической философии / Пер. с англ / М. Полани. М.: Прогресс, 1985. — 344 с.
  136. Постмодернизм и культура. М.: Академиа, 1991. — 345 с.
  137. Практическая психодиагностика: Методики и тесты: Уч. пос. / Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: Бахрах, 1998. — 458 с.
  138. Проблемы методологии педагогики и методики исследований / Под. ред. М. А. Данилова и Н. И. Болдырева. М.: Педагогика, 1971. — 350 с.
  139. Психолингвистика и межкультурное взаимопонимание: Тез. докл. X Всесоюз. симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. М. Изд. МГУ, 1991.-203 с.
  140. Психология и педагогика развития личности: Мон. / Под ред. E.H. Шиянова, C.B. Бобрышова, О. И. Лепилкиной, В. А. Яшуткина. М.: Илекса, 2002. — 568 с.
  141. Психология личности: Сб. ст. а / Сост. А. Б. Орлов. М.: ООО «Вопросы психологии», 2001. — 163 с.
  142. , A.A. Практическая психодиагностика личности: Учеб. пособие / A.A. Реан. СПб.: Питерком, 2001. — 298 с.
  143. , A.A. Психология педагогической деятельности / A.A. Реан. -Ижевск: Изд. Удмуртск. ун-та, 1994. 227 с.
  144. , З.А. Психологические основы профессионального обучения / З. А. Решетова. М.: Изд. ЛГУ, 1985. — 207 с.
  145. , Е.И. Личность в педагогической деятельности / Е. И. Рогов. -Ростов н/Д.: Изд. Рост. пед. ун-та, 1994. 254 с.
  146. , К. Актуализирующая тенденция: «мотивы» и сознание / К. Роджерс // Человеко-центристский подход в образовании, психотерапии, психологии. Ростов н/ Д.:Рост. пед ун-та, 1996. — С. 60 — 82.
  147. , К. К науке о личности / К. Роджерс // История зарубежной психологии 30- е 60-е гг. XX в. Тексты: Сб. ст. — М.: Изд. МГУ, 1986. -С. 201 -230.
  148. , В.В. Сумерки просвещения / В. В. Розанов. М.: Педагогика, 1990.-620 с.
  149. , Я.А. К вопросу о природе ценностных явлений / Я. А. Розин // Филос. науки. 1989. — № 6. — С. 91 — 93.
  150. , Н.С. Устойчивое развитие и ценностное сознание / Н. С. Розов. -Новосибирск: ИФПр., 1994.-230 с.
  151. , Д.В. Профессиональное сознание учителя как научно-практическая проблема / Д. В. Ронзин // Психол. журнал, 1991. Т. 12. -№ 4. — С. 65−69.
  152. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т./ под ред. В. В. Давыдова. М.: «Большая Российская энциклопедия», 1993. — Т.1.- 609 е.- Т.2- 698 с.
  153. Российская Федерация. Законы. «Об образовании»: ФЗ от 10. 07. 1992 N 3266-ФЗ // Учительская газета. 1992. — № 23.- С.1
  154. , C.JI. Основы общей психологии: В 2 т / C.JI. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. -Т.2. — 408 с.
  155. , C.JI. Проблемы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. -М.: Педагогика, 1976.-416 с.
  156. , C.JI. Человек и мир / C.JI. Рубинштейн. М.: Наука, 1997. -191 с.
  157. , В.Н. Русская идея: Продолжим прерванный путь? / В. Н. Сагатовский. СПб.: Петрополис, 1994. — 217 с.
  158. , В.Н. Философские основания педагогической деятельности / В. Н. Сагатовский // Вестник высш. школы. 1987. — № 1. -С. 3−6.
  159. , Э.В. Смысл как отношение к действительности и его определение как социокультурная реальность / Э. В. Сайко // Мир психологии, 2001. № 2. — С. 3−12.
  160. , Б.А. Встать в строй / Б. А. Сапунов // Высшее образование в России. 1997.-№ 3. — С. 108 — 110.
  161. Сартр, Ж.-П. Слова / Ж.-П. Сартр. М.: Прогресс, 1966. — 263 с.
  162. , Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования / Ю. В. Сенько. М.:Академиа, 2000. — 232 с.
  163. , В.В. Личностно ориентированное образование / В. В. Сериков // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 16−21.
  164. , В.В. Личностный подход в образовании: Концепция и технологии / В. В. Сериков. Волгоград: «Перемена», 1994. — 323 с.
  165. , B.B. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. М.: педагогика, 1999.-272 с.
  166. , И. В. Духовность как способ жизнедеятельности человека / И.В. Силуянова// Филос. науки. 1990. — № 12. — С. 100 -103.
  167. , М.Н. Содержание общего среднего образования. Проблемы и перспективы / М. Н. Скаткин, В. В. Краевский. М.: Знание, 1981. — 96 с.
  168. Собчик, J1.H. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ / Л. Н. Собчик. СПб.: Речь, 2002. — 217 с.
  169. Социология. Словарь справочник. Т. З / Под ред. В. Г. Осипова .- М.: Наука, 1991.-246 с.
  170. , С.Ю. Психология рефлексии: проблемы и исследования / С. Ю. Степанов, И. Н. Семенов // Вопр. психологии. 1985. — № 3. — С. 31 -34.
  171. , Т.Г. Этнопсихология / Т. Г. Стефаненко. М.: Институт психологии РАН, 1999. — 320 с.
  172. , В.В. Самосознание личности / В. В. Столин. М.: МГУ, 1983. -302 с.
  173. , Т.Н. Дошкольное образование в системе культуры: Мон. / Т. Н. Таранова. М.: Илекса- Ставрополь: Сервисшкола, 2004. — 360 с.
  174. , Т.Н. Культура. Образование. Культурация / Т. Н. Таранова, В. И. Горовая. М.: Илекса- Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003. -176 с.
  175. , В.П. Современные психологические теории личности / В. П. Трусов. Л.: Изд. ЛГУ, 1990. -129 с.
  176. , К.Д. Вопросы о народных школах. Избр. произведения. / К. Д. Ушинский. М.: Учпедгиз, 1946. — С. 37−44.
  177. , A.B. Моделирование в управлении вузом / A.B. Федотов. Л.: ЛГУ, 1985.- 129 с.
  178. , Д.И. Психология развития личности в онтогенезе / Д. И. Фельдтштейн. М.: Педагогика, 1989. — 206 с.
  179. , Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. -М.: Академ. Проект, 2002. 273 с.
  180. Философский энциклопедический словарь. / Под ред. Л. Ф. Ильичева и др. М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 593 с.
  181. Философско-педагогические проблемы развития образования / Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Просвещение, 1981. 321 с.
  182. , В. Воля к смыслу: пер. с англ. / В. Франки М.: ЭКСМО -Пресс, 2000. — 423 с.
  183. , В. Человек в поисках смысла / В. Франки. М.: Прогресс, 1990.-382 с.
  184. Фрейд, 3. Психология бессознательного / 3. Фрейд. М.: Просвещение, 1989.-447 с.
  185. , Т.И. Педагогический смысл помощи и поддержки / Т. И. Фролова, H.A. Иванова // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании / Под ред. О. С. Газмана. М.: Б.и., 1996. — С. 33 -38.
  186. , Л. Теории личности: Основные положения, исследования и применение: Уч. пос. / Л. Хьелл, Д. Зиглер. СПб.: Питер, 1997. — 606 с.
  187. , Е.К. Формирование готовности студентов педвуза к овладению индивидуальным стилем педагогической деятельности: автореф. дис.: канд. пед. наук- волгоградск. гос. пед. ун-т. Волгоград, 1991.-28 с.
  188. , Т.И. Подготовка будущих учителей к созданию эмоционально-эстетических ситуаций в процессе личностно ориентированного обучения: автореф. дис.: канд. пед. наук / Т. И. Чечет- Волгоградск. гос. пед. ун-т. Волгоград, 1997. -23 с.
  189. , A.B. Автономия индивидуальности в культуре: автореф. дис.: канд. филос. наук / А. В. Чечулин- СПб. гос. ун-т. СПб., 1993. — 25 с.
  190. , Н.С. Проблема показателей качества учебного процесса: автореф. дис.: канд. пед. наук / Н. С. Чудновский- Моск. гос. пед. ин-т. -М., 1973.-23 с.
  191. , Н.И. Рецензия / Н. И. Шашков. // Филос. науки. 1985. — № 5. — С. 160- 165.- Рец. на кн. Коган JI. Н. Цель и смысл жизни человека / JI. Н. Коган.- М.: Мысль, 1984.- 75 с.
  192. , А. Культура и этика: пер. с нем. / А. Швейцер. -М.:Прогресс, 1973. 343 с.
  193. , Т.Д. Исследование личностного способа существования человека в современном мире / Т. Д. Шевеленкова // Психология личности в условиях социальных изменений. М.: Наука, 1993. — 132 с.
  194. Школа диалога культур. Основы программы / Под ред. В. С Библера. -Кемерово: Алеф, 1992. 234 с.
  195. , И. С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С. 28 -37.
  196. , И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М.: «Сентябрь», 1996. — 223 с.
  197. , М.Г. Психология в ХХ-м столетии / М. Г. Ярошевский. -М.Мысль, 1971.-343 с.
  198. Вепу, J.W. Cross cultural psychology: Research and applications / J.W. Beny, Y.H. Poortinda, M.H. Segall, P.R. Dasen. — Cambridge, 1992. — P. 1021.
  199. Hofstede, G. Cultures and Organizations. Software of the Mind. McGRAWHILL / G. Hofstede. N.- Y., 1997. — P. 23 -57.
  200. Linton, R. The Cultural Background of Personality / R. Linton. L., 1952. -P. 27 — 32.
  201. Polanyi, M. The Foundation of freedom in Science / M. Polanyi // Physical Science and Human Values. N.-Y., 1969. — P. 123 — 125.
  202. Rodgers, K. Toward a More Humanistic Science of the Person / K. Rodgers // Journal of Humanistic Psychology. 1978. — № 9. — P. 145 — 152.
  203. Wirth, A.G. Review Article. Quality of Life in Werk and School vis-a-vis: Investing in our Children Business and / the Public School / A.G. Wirth // Educational Theory. 1988. — Winter. — Vol. 38. — № 1. — P. 150 — 154.
Заполнить форму текущей работой