Экологическое воспитание старшеклассников в процессе изучения иностранного языка
Актуальность проблемы исследования. В настоящее время производственная деятельность мирового сообщества стала причиной разрушительных воздействий на природу, глубоких изменений в экологическом равновесии живых систем с факторами окружающей среды. Опыт зарубежных стран показывает, как важно неотложно принять необходимые законодательные и практические меры для охраны окружающей среды. Экологическая… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические аспекты экологического воспитания старшеклассников средствами иностранного языка
- 1. 1. Сущностно-содержательная характеристика понятия «экологическое воспитание» в контексте психолого-педагогических исследований
- 1. 2. Воспитательный потенциал учебной дисциплины «иностранный язык» в экологическом воспитании старшеклассников
- 1. 3. Теоретическое обоснование педагогических условий экологического воспитания старшеклассников средствами иностранного языка
- Выводы по первой главе
- Глава II. Педагогическое обеспечение процесса экологического воспитания старшеклассников средствами иностранного языка в опытно-экспериментальной работе
- 2. 1. Диагностика уровня экологической воспитанности старшеклассников
- 2. 2. Активные методы экологического воспитания старшеклассников в процессе изучения иностранного языка
- 2. 3. Методика, организация и результаты опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности педагогических условий экологического воспитания старшеклассников средствами иностранного языка
- Выводы по второй главе
Экологическое воспитание старшеклассников в процессе изучения иностранного языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность проблемы исследования. В настоящее время производственная деятельность мирового сообщества стала причиной разрушительных воздействий на природу, глубоких изменений в экологическом равновесии живых систем с факторами окружающей среды. Опыт зарубежных стран показывает, как важно неотложно принять необходимые законодательные и практические меры для охраны окружающей среды. Экологическая ситуация, существующая в наши дни, уникальна как по своей значимости для человечества в целом, так и по характеру тех задач, которые она ставит перед человечеством. Проблема взаимоотношения человека и окружающей среды имеет планетарный характер и не может быть решена в рамках одной страны или отдельного региона. Человечество стоит перед необходимостью перейти от созерцательной констатации наиболее общих свойств природного мира и воспроизведению их в той или иной естественнонаучной картине к пониманию перспектив общественного развития, осмыслению активности человека, его устремленности к переустройству мира. Выход из экологического кризиса может стать управляемым лишь на основе участия в этом процессе людей, объединенных экологическим мировоззрением, основные установки которого заданы в образовательном процессе.
В этом заключается основная сущность проблемы экологического образования и воспитания, выступающей объектом исследования ученых с давних времен и до наших дней. Первыми представителями педагогической науки, изучавшими уникальную перспективу воспитания ребенка в тесной связи с природой, явились итальянские гуманисты.
Влияние природы на нравственно-экологическое развитие ребенка раскрыли великие педагоги прошлого: Я. А. Коменский, Ж.-Ж.Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф.В. А. Дистервег, А. Гумбольдт [101, 153, 55, 104].
Теоретические основы нравственного воспитания подрастающего поколения в процессе общения с природой получили освещение в научных трудах таких известных деятелей отечественной педагогической науки и просвещения, как А. С. Макаренко, В. Г. Огородников, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, [188, 182, 183], которые рассматривали природную красоту как фон для духовного развития человека, неисчерпаемый источник его эмоциональной и интеллектуальной жизни.
Важными являются работы видных татарских просветителей Ш. Марджани, К. Насыри, Р. Фахрутдинова, посвященные нравственно-экологическому направлению педагогической науки.
Основные положения концепции экологического образования и воспитания учащихся разработаны в ряде исследований: А. Г. Асмолова, [5], А. И. Захлебного [69, 70, 71, 72, 73], И. Д. Зверева [74, 75, 76, 77, 78, 79], И. Т. Суравегиной [178, 179, 180, 181] и др. И. Д. Зверев определяет цель и задачи, принципы и перспективы экологического образования и воспитания школьников и подчеркивает идею о необходимости реализации экологического воспитания в системе всех направлений всестороннего развития личности. Большое внимание в исследованиях А. И. Захлебного уделено системе и содержанию природоохранного образования в средней школе и эффективным условиям реализации этой системы. И. Т. Суравегина в своих работах выявила содержание и методику изучения мира природы в курсе биологии, а также показала междисциплинарный характер данного аспекта воспитания. В ряде исследований подчеркивается необходимость реализации экологического воспитания путем воплощения его в поведении, образе жизни, системе ценностей, семейном воспитании и внутренней жизни в целом (Б.Г.Иогонзен, Л. П. Печко, Э. О. Романова, И. А. Раков, Г. А.Черная).
В научно-исследовательских трудах В. Н. Дикого, Е. М. Кудрявцевой, И. Т. Гайсина, А. В. Миронова, Е. А. Соловьевой и др. [54, 30, 31, 32, 129] изучается роль нравственного и эстетического воспитания в формировании экологической культуры личности.
Отдельным нравственным аспектам экологического воспитания школьников в процессе трудового обучения в современных условиях посвящены исследования Т. В. Денисовой, Н. Н. Пустовит, В. В. Серикова и др., в которых раскрывается сущность бережного отношения к природе путем организации эколого-краеведческой и биотехнической деятельности школьников.
В диссертационных исследованиях Н. Ш. Блягоз [13], Е. В. Протасовой [160], З. А. Хусаинова [202, 203] ведущим подходом формирования экологической культуры подрастающего поколения является учет национально-культурных традиций и знаний о природе.
Существенный вклад в развитие школьного краеведения внесли труды И. И. Баранского, М. И. Исханова, ВЛ. Фомина, Н. Э. Якубовой [221, 222, 191], в которых подчеркивается необходимость формирования экологической личности путем вовлечения школьников в природоохранную деятельность и ознакомления каждого ребенка школьного возраста с природой той местности, на которой он проживает.
В своих психолого-педагогических исследованиях В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Ю. А. Миславский и др. [130] показывают существующие подходы к экологическому воспитанию старшеклассников, целью которых является развитие у детей ценностного отношения к природе, а также формирование экологического мировоззрения, позволяющего осознать себя частью природы и направлять усилия человека на совместное существование человечества и биосферы.
Важная роль в изучении психолого-педагогических особенностей отношения к природе в юношеском возрасте принадлежит Л. И. Божович, А. В. Запорожец, С. Д. Дерябо, А. Н. Эльконину, Э. Эриксону [19, 51, 52, 53, 212, 225], которые указывают на необходимость учета возрастных особенностей школьников при разработке эффективных методов экологического воспитания.
Все перечисленные исследования вносят существенный вклад в изучение проблемы экологического воспитания старшеклассников. Однако, на наш взгляд, недостаточно широко изученными остаются вопросы о воспитательном потенциале предмета «иностранный язык» в формировании экологической воспитанности личности. Содержание экологического воспитания сложно по своему составу и носит междисциплинарный характер, поэтому процесс формирования ответственного отношения к природе предусматривает использование усилий естественного и гуманитарного циклов. Экологическая грамотность как предпосылка экологической ответственности формируется на всех этапах обучения и является непрерывным процессом. Содержание предмета «иностранный язык», несомненно, позволяет оказывать педагогическое влияние на формирование экологического сознания школьников. Общепланетарность экологических проблем создает прекрасную основу для общения на иностранном языке, при этом у учащихся повышается стремление к овладению иноязычной речевой деятельностью и использованию иностранного языка в качестве посредника для достижения взаимопонимания с зарубежными сверстниками.
Из анализа психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме исследования видно, что реализация экологического воспитания старшеклассников средствами иностранного языка нашла частичное отражение в работах ученых А. Э. Вайсбрейта [23], Л. Я. Зени [83], И. А. Шпака [209] и др., но лишь фрагментарно, вне целостного подхода, путем создания практических рекомендаций учителю иностранного языка. На наш взгляд, в имеющихся исследованиях не нашла достаточного отражения и научная концепция проблемы экологического воспитания старшеклассников средствами иностранного языка, хотя вопросам экологического воспитания старшеклассников в целом посвящено немало трудов.
Необходимо отметить, что важность педагогического исследования, касающегося экологического воспитания старшеклассников средствами иностранного языка, выдвигается теорией и практикой, а сложность внедрения экологической проблематики в систему среднего образования диктует настоятельную необходимость объединения усилий всех школьных дисциплин в решении общей задачи. Вместе с предметами естественнонаучного цикла, предмет «Иностранный язык» может внести неоценимый вклад в формирование экологической воспитанности личности, т.к. данная учебная дисциплина обладает огромным воспитательным потенциалом, не реализуемым в достаточной степени. Это вызывает необходимость изучения и разработки новых путей и условий повышения эффективности экологического воспитания старшеклассников средствами иностранного языка.
Вышеизложенное позволяет утверждать, что в современной теории и практике существует противоречие между объективно возрастающими требованиями, предъявляемыми обществом к решению проблем экологического воспитания старшеклассников, и недостаточной теоретической и практической разработанностью вопросов формирования личности в процессе экологического воспитания средствами иностранного языка.
На основании выявленного противоречия определена проблема исследования: каковы педагогические условия формирования экологической воспитанности старшеклассников средствами иностранного языка.
Актуальность, теоретическая и практическая значимость данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Экологическое воспитание старшеклассников средствами иностранного языка».
Объект исследования — процесс экологического воспитания старшеклассников.
Предмет исследования — комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность экологического воспитания старшеклассников в процессе изучения иностранного языка.
В этой связи цель исследования состояла в теоретической разработке, научном обосновании и экспериментальной проверке комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективность экологического воспитания старшеклассников средствами иностранного языка.
В основу исследования мы выдвигаем следующую гипотезу: экологическое воспитание старшеклассников в процессе изучения иностранного языка может быть эффективным при реализации следующих педагогических условий: учет возрастных особенностей старшеклассников в организации экологического воспитания средствами иностранного языкаактуализация аксиологического ядра содержания предмета «иностранный язык» на старшей ступени обучения, позволяющая обеспечить личностный выбор и присвоение школьниками ценностей, среди которых «Природа» занимает центральное местодидактически обоснованный подбор учебного материала, направленного на формирование экологической воспитанности старшеклассниковтворческий подход к использованию зарубежных учебно-методических комплектов и оригинальных методик наряду с традиционными учебниками по иностранному языкуиспользование технологии формирования коммуникативной и интеллектуальной деятельности, направленной на становление экологической воспитанности старшеклассниковинтеграция урочной и внеурочной деятельности старшеклассников в процессе изучения иностранного языка.
В соответствии с целью и гипотезой исследования в работе были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущностно-содержательную характеристику понятия «экологическое воспитание».
2. Выявить и обосновать воспитательный потенциал учебной дисциплины «Иностранный язык» в процессе экологического воспитания старшеклассников.
3. Определить и экспериментально проверить эффективность разработанного комплекса педагогических условий экологического воспитания старшеклассников средствами иностранного языка.
Методологической основой исследования являются общенаучные и философские идеи о противоречивом единстве человека и природы, современная концепция обучения иностранным языкам, развивающаяся в гуманистическом направлении и связанная с новыми подходами к определению содержания, стратегий и средств обученияпрограммные документы по вопросам экологического воспитания школьников.
Существенное влияние на логику проведенного исследования оказали концептуальные основы развития личности в системе непрерывного образования (Л.А.Волович, Г. В.Мухаметзянова) — технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (И.Л.Бим, Е. М. Верещагина, Р. П. Мильруд, Е.И.Пассов) — дидактико-методические и интегративные подходы к обучению иностранному языку (И.И.Берман, Г. А.Китайгородская).
Теоретико-методологическую базу исследования составляют фундаментальные психолого-педагогические теории и концепции: гуманизации образования (Ш.А.Амонашвили, Р. А. Валеева, Г. В. Мухаметзянова, З. Г. Нигматов, Е. Н. Шиянов и др.) — развития личности в зависимости от влияния среды (Н.Н.Иорданский, А. С. Макаренко, З. И. Равкин, Л. Ю. Сироткин, М. Хейдметс, Э. Эриксон, С. Т. Шацкий и др.) — системности и целостности воспитательного процесса (В.Г.Афанасьев, Л. Г. Балло,.
Ю.С.Бродский, В. Ш. Масленникова, Л. И. Новикова и др.) — интеграции различных культур в содержании образования (В.П.Аберган, В. С. Безрукова, М. Н. Берулава, В. А. Молчанов, В. М. Полонский, Ф. Ф. Харисов и др.) — воспитывающего и развивающего потенциала среды (Р.Б.Вендровская, З. А. Галагузова, И. В. Корниенко, Ю. С. Мануйлов, С. С. Молотавый, Р. А. Фахрутдинова, А. Н. Хузиахметов, В. Н. Шульгин и др.) — значения семейного воспитания детей (В.С.Баруллин, И. А. Давлиев, В. Г. Закирова, А. М. Низова, А. К. Уледов и др.) — воспитательного значения народного творчества и народной педагогики (В.И.Баймурзина, Г. И. Волков, Е. М. Галишникова, З. Г. Нигматов, С. И. Раимова, Я. И. Ханбиков, З. М. Явгильдина и др.): экологического воспитания школьников (А.Г.Асмолов, И. Ш. Блягоз, И. Т. Гайсин, И. С. Детникова, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Б. Т. Лихачев, И. Т. Суравегина, З. А. Хусаинов и др.).
Методы исследования определялись целью, гипотезой и задачами решаемой проблемы. В исследовании автор использовал комплекс теоретических, социолого-педагогических, экспериментальных и статистических методов исследования. В их числе: теоретические: анализ философской, психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы по проблеме экологического воспитания школьниковсравнение и обобщение передового педагогического опытатерминологический анализсоциолого-педагогические: педагогическое наблюдение, анкетирование, беседа, интервьюирование, тестированиеэкспериментальные: констатирующий срез, организация и проведение формирующего экспериментастатистические: математическая обработка и оценка результатов, полученных в ходе эксперимента.
Использование различных методов исследования позволило рассмотреть педагогические факторы и явления во всей их сложности, взаимозависимости и взаимообусловленности, а также выразить результаты педагогического эксперимента в количественных и качественных показателях.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа с 1996 по 2005 годы на базе гимназии № 7 и средней школы № 165 г. Казани.
На первом (поисково-теоретическом) этапе (1996 — 1999 г. г.) было осуществлено изучение теории и практики экологического воспитания в истории отечественной и зарубежной педагогики и на современном этапепроведен теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, а также диссертационных и монографических работ, близких к изучаемой проблеме. Была определена тема, актуальность, а также структурно-элементный состав диссертационного исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе (1999 — 2002 г. г.) были определены гипотеза, научная новизна и практическая значимость диссертационного исследованиявыявлены основные педагогические условия, способствующие эффективности экологического воспитания старшеклассников средствами иностранного языкаосуществлен теоретический анализ содержания форм и активных методов работы учителей по формированию экологической воспитанности личности средствами иностранного языкаразработаны планы учебно-воспитательной работыпроведен констатирующий эксперимент с целью определения уровней экологической воспитанности старшеклассников в процессе изучения иностранного языка.
На третьем (обобщающем) этапе (2002 — 2005 г. г.) была осуществлена экспериментальная работа по подтверждению эффективности педагогических условий экологического воспитания старшеклассников средствами иностранного языкапроведена обработка и анализ экспериментальных данных, их интерпретация, формулировка соответствующих теоретических выводов и практических рекомендаций по организации экологического воспитания старшеклассников средствами иностранного языка.
Научная новизна исследования заключается в том, что в ней:
• выявлен и раскрыт воспитательный потенциал учебного предмета «иностранный язык» как важный фактор формирования экологической воспитанности старшеклассников в совокупности практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей обучения;
• обоснован комплекс педагогических условий формирования экологической воспитанности старшеклассников средствами иностранного языка: учет возрастных особенностей старшеклассников в организации экологического воспитания средствами иностранного языкаактуализация аксиологического ядра содержания предмета «иностранный язык» на старшей ступени обучения, позволяющая обеспечить личностный выбор и присвоение школьниками ценностей, среди которых «Природа» занимает центральное местодидактически обоснованный подбор учебного материала, направленного на формирование экологической воспитанности старшеклассниковтворческий подход к использованию зарубежных учебно-методических комплектов и оригинальных методик наряду с традиционными учебниками по иностранному языкуиспользование технологии формирования коммуникативной и интеллектуальной деятельности, направленной на становление экологической воспитанности старшеклассниковинтеграция урочной и внеурочной деятельности старшеклассников в процессе изучения иностранного языка;
• выявлены и раскрыты критерии (познавательный, нравственно-этический, коммуникативно-прагматический) и уровни (активный, фрагментарный, пассивный) сформированности экологической воспитанности старшеклассников в процессе изучения иностранного языка.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют дополнить и конкретизировать современные представления о воспитательном потенциале учебной дисциплины «Иностранный язык» как важного фактора формирования экологической воспитанности старшеклассников и вносят тем самым вклад в исследование целостной концепции экологического воспитания личности. Комплекс педагогических условий экологического воспитания старшеклассников в процессе изучения иностранного языка, разработанный диссертантом, уточняет имеющиеся в педагогике теоретические представления о способах формирования экологической воспитанности личности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что основные теоретико-методологические положения диссертации были экспериментально использованы на практике и дали положительные результаты. Полученные в диссертации выводы и рекомендации, а также собранные автором материалы могут быть использованы студентами и преподавателями иностранного языка высших педагогических учебных заведений, учителями и учащимися средних школ. Материалы исследования включены в содержание лекций по теории обучения иностранным языкам на кафедре английского языка и методики его преподавания Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета.
Достоверность научных положений и результатов исследования обеспечиваются целостным анализом современных психолого-педагогических источников и материаловиспользованием эффективных методов, адекватных предмету и задачам исследованияапробацией опытно-экспериментальных данных и выводов, их количественным и качественным анализоммноголетней продолжительностью работы по проблеме исследованияподтверждением верности выдвинутой гипотезыположительными изменениями в организации учебно-воспитательного процесса по иностранному языку с целью формирования экологической воспитанности старшеклассников в ходе применения разработанных методических рекомендаций.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась: а) в ходе опытно-экспериментальной и педагогической работы на базе гимназии №№ 7, средней школы № 165 г. Казаниб) в выступлениях на научно-практических конференциях молодых ученых и студентов КГПУ (Казань, 1998, 1999) — на V Международной научно-практической конференции, посвященной преемственности народных традиций (Казань — Набережные Челны, 1998 г.), на X Международной конференции, посвященной 60-летию Российской Академии образования (Казань, КГПУ, 2003)-на Международной научно-практической конференции, посвященной 125-летию со дня рождения Януша Корчака (Казань, КГПУ, 2003) — на Всероссийском совещании-семинаре научно-педагогических работников и руководителей высших и средних педагогических учебных заведений по теме: «Воспитательный потенциал учебных дисциплин предметной подготовки в формировании личности будущего учителя» (Казань. КГПУ, 2004) — в) в процессе чтения лекций и проведения семинарских, лабораторных и практических занятий по методике преподавания иностранных языков в средней школе.
На защиту выносятся:
Понятийное обеспечение проблемы формирования экологической воспитанности старшеклассников в процессе изучения иностранного языка.
Специфика использования воспитательного потенциала учебной дисциплины «Иностранный язык» в экологическом воспитании старшеклассников.
Теоретическое обоснование и обеспечение комплекса педагогических условий формирования экологической воспитанности старшеклассников средствами иностранного языка.
Структура диссертации. Данная работа состоит из введения, 2 глав, включающих 6 параграфов, заключения, библиографии и приложений.
Выводы по второй главе:
1. На основании результатов констатирующего эксперимента, направленного на выявление уровня экологической воспитанности старшеклассников, необходимо отметить, что процесс реализации экологического воспитания старшеклассников средствами иностранного языка характеризуется рядом упущений психолого-педагогического характера: относительно низкий уровень участия школьников в эколого-краеведческой и природоохранной деятельностинедостаточное использование учителями средних общеобразовательных учреждений воспитательного потенциала учебной дисциплины «иностранный язык» в организации экологического воспитания старшеклассников.
2. В ходе анализа результатов опытно-экспериментальной работы и теоретического изучения проблемы исследования нами определен следующий комплекс активных методов и приемов экологического воспитания старшеклассников в процессе изучения иностранных языков: проведение коммуникативных мероприятий проблемно-творческого характера (решение проблемных заданий, дискуссии, составление рассказов, ролевые и деловые игры экологической направленности) — организация педагогического общения на уроке иностранного языка и во внеклассной работе (рецензирование зарубежной литературы) — реализация метода проектов в учебно-воспитательном процессе с использованием аутентичных материалов по экологической тематике (защита проектов экологически чистых предприятий, плакатов, конкурс рассказов и стихов о природе, обсуждение видеосюжетов, затрагивающих экологическую тему).
3. Экспериментальная работа по определению необходимых педагогических условий, проводимая при организации учебно-воспитательного процесса в гимназии № 7, средней школы № 165 г. Казани, позволила практически доказать их высокий уровень эффективности и значимости на современном этапе развития школы, а также необходимости использования предложенных в диссертационном исследовании педагогических технологий в качестве методических рекомендаций к практической деятельности учителями иностранного языка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
1. Глобальный кризис окружающей среды привел к тому, что экологические проблемы стали центром внимания научных исследований общественных организаций и средств массовой информации. Природа — это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир человека, и, прежде всего, ребенка, трудно переоценить. Практический опыт убедительно свидетельствует: детская душа раскрывается в общении с природой, развиваются способность к образному мышлению, наблюдательность, внимание.
Экологическое образование и воспитание — это средство для решения экологических проблем современности. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.) и «Об образовании» (1992 г.) созданы предпосылки правовой базы для формирования системы всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования населения.
В настоящее время под руководством действительного члена РАО Леднева B.C. подготовлена и представлена на рассмотрение коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации комплексная Программа «Российский общеобразовательный стандарт», включающий обязательный минимум содержания образовательных программ по экологии.
Проблемный Совет по экологическому образования Российской академии образования предложил концепцию общего среднего экологического образования и воспитания школьников. Важной проблемой для педагогов является формирование у всех выпускников экологической грамотности, так как на сегодняшний день необходимо воспитывать в школах поколения учащихся, обладающих высоким уровнем экологической воспитанности, способных в перспективе решить насущные экологические проблемы. Экологизация содержания традиционных учебных предметов, выделение в их структуре экологической темы, введение специальных дисциплин, ориентированных на изучение экосистем или окружающей среды позволят достичь наибольшего учебно-воспитательного результата экологического образования.
С учителей школ всех специальностей на современном этапе никто не снимал ответственность за воспитание и формирование ответственного отношения к природе, рационального использования ее богатств, бережного и гуманного отношения ко всему живому. Это в равной степени касается учителя географии и физики, учителя иностранного языка и учителя музыки. Таким образом, масштабность экологических бедствий, грозящих перерасти в катастрофу для всего человечества, выдвигает на первый план проблему формирования экологической воспитанности личности, обеспечивающей гармонизацию взаимоотношений человека, общества и биосферы.
По нашему мнению, экологическую воспитанность можно рассматривать в двух аспектах: 1) широком — как некоторый уровень, присущий ему способом организации общественной жизни и особым стилем взаимодействия с окружающей средой (экологическая воспитанность общества) — 2) узком — как отношение человека к природе и социальной среде, к себе и другим людям, выраженное в словах, делах, поступках, отношении, деятельности и обусловленное особенностями сознания личности (индивидуальная экологическая воспитанность).
2. Экологическое воспитание как одно из важных направлений развития ребёнка в современной системе воспитания и как объект исследования педагогической науки имело свою значимую предисторию и нашло отражение в трудах лучших зарубежных и отечественных педагогов прошлого (Я.А.Коменского, Ж.-Ж.Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф. Дистервега, Я. Корчака, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого и др.). Анализ всего богатства педагогического наследия показал, что многие идеи и концепции являются актуальными и для сегодняшнего дня, в том числе для повышения эффективности функционирования системы экологического воспитания детей старшего школьного возраста: о развивающих возможностях обучения старшеклассника на основе приобщения к природным явлениямо важности его «естественного развития» на основе слияния с миром природы, принципе природосообразности воспитанияоб обусловленности воспитания отношения школьников к природе на основе культурных факторово великой роли Природы в нравственно-культурном совершенстве ребёнка.
3. Практическая значимость результатов деятельности педагогов первой половины XX века по разработке изучаемой проблемы состояла в попытке конкретизировать основные условия эффективного решения проблем воспитания личности средствами природы: обеспечение связи школы и социальной средысоздание «общинной школы», обоснование системного подхода к экологизации сознания ребенкаопыт организации экологической лесной школыуважительное отношение к народным и национальным традициям, связанным с охраной природывозрастание внимания к практическому компоненту экологического воспитания. Образцом и примером создания эффективной системы экологического воспитания является опыт В. А. Сухомлинского, который считал необходимым вводить ребенка в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нем для себя что-то новое, чтобы рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.
4. Экологическое воспитание как педагогическая система с её тезау-росом понятий складывалась в последней трети XX века. Происходило уточнение элементов этой системы через разработку понятийного ряда («экологическое образование», «экологическая культура», «экологическое воспитание»).
5. Согласно существующим современным подходам к воспитанию личности на принципах гуманизма, в исследовании было определено понятие «экологическое воспитание», которое рассматривается как процесс создания эффективных педагогических условий, направленных на развитие экологического мировоззрения личности старшеклассника как субъекта экологической деятельности в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, нравственно-экологической позицией, умениями и навыками экологически обоснованного взаимодействия с природной и социальной сферой.
6. Экологическое воспитание учащихся общеобразовательных школ является одинаково приоритетным на любой возрастной ступени, однако каждый возрастной период экологизации личности характеризуется определенной спецификой. Особенностями экологического воспитания старшеклассников выступают: преобладание задач по формированию эмоциональной чувствительности по отношению к явлениям природного миратесная связь экологического воспитания с элементами художественно-созерцательного освоения мира природыиспользования активных методов и приемов в приобщении старшеклассников к экологическим ценностямучет междисциплинарного характера экологического воспитания в нашей стране и за рубежом.
7. Мы пришли к заключению, что, несмотря на проведение многочисленных исследований, посвящённых раскрытию воспитательного потенциала учебных дисциплин в формировании экологической воспитанности личности, аспект использования учебной дисциплины «иностранный язык» в реализации экологического воспитания старшеклассников раскрыт недостаточно.
8. В ходе эксперимента нашло своё подтверждение положение о том, что экологическое воспитание старшеклассников средствами иностранного языка будет более эффективным при создании определённых педагогических условий:
• учет возрастных особенностей старшеклассников в организации экологического воспитания средствами иностранного языка;
• актуализация аксиологического ядра содержания предмета «иностранный язык» на старшей ступени обучения, позволяющая обеспечить личностный выбор и присвоение школьниками ценностей, среди которых «Природа» занимает центральное место;
• дидактически обоснованный подбор учебного материала, направленного на формирование экологической воспитанности старшеклассников;
• творческий подход к использованию зарубежных учебно-методических комплектов и оригинальных методик наряду с традиционными учебниками по иностранному языку;
• использование технологии формирования коммуникативной и интеллектуальной деятельности, направленной на становление экологической воспитанности старшеклассников;
• интеграция урочной и внеурочной деятельности старшеклассников в процессе изучения иностранного языка.
9. Проведённая опытно-экспериментальная работа доказала правильность выдвинутой гипотезы и концептуальных положений по реализации педагогических условий экологического воспитания старшеклассников средствами иностранного языка. В ходе проведения исследования и анализа его результатов были намечены наиболее значимые проблемы, требующие дальнейшего рассмотрения. В их числе актуальной представляется более полная и углублённая разработка проблемы совместной деятельности школы по экологическому воспитанию, использования потенциала зарубежной художественной литературы и телевидения в экологическом воспитании, разработка программно-методического обеспечения данного процесса на основе многоуровневой комплексной программы, направленной на экологическое воспитание старшеклассников в процессе изучения иностранного языка.
Список литературы
- Абрамова Т.Е. Формирование экологической культуры подростков в условиях взаимодействия особо охраняемых природных территорий и образовательных учреждений региона: Автореф. канд. пед. наук. — М., 2002. — 26 с.
- Алексеев А.И. Нравственное воспитание старшеклассников в процессе природоохранной деятельности: Дисс.канд. пед. наук. М., 1984.- 196 с.
- Ангелов С. Социализм реальный гуманизм // Политическое самообразование. — 1976. — № 9. — С. 32 — 38.
- Андреев В.И. Педагогика творческого самообразования. Инновационный курс. Книга 2. Казань: Изд-во Казанского университета, 1998. -320 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа: (Учеб. для вузов по спец. «Психология»). М.: Изд-во МГУ, 1990.-367 с.
- Ахатов А.Г. Экология. Энциклопедический словарь. Казань: Таткнигоиздат, 1995. — 368 с.
- Ахметшина JI.P. Содержание и методы экологического воспитания дошкольников: Автореф. канд. пед. наук. М., 2002. — 31 с.
- Бабенкова С.А. Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности: Автореф. канд. псих. наук. Киев, 2001.-19 с.
- Баранова Т.Б. Психологические особенности отношения школьников к природе (на м-ле 4−10 кл.): Автореферат канд. пед. наук. М., 2002.-26 с.
- Барышникова Г. Б. К вопросу о технологии воспитания экологической культуры учащихся младших классов. // Ярославский педагогический вестник. 2002.- № 1 (30).- С. 138- 148.
- Барышникова Г. Б. Познавательная и практическая деятельность в природе как фактор формирования личности младшего школьника: Дисс.канд. пед. наук. -М., 1984. -253 с.
- Батыршина А.Р. Нравственное воспитание младшего школьника на краеведческом материале (Из опыта работы школ Республики Татарстан): Дисс.канд. пед. наук. Казань, 1996. — 211 с.
- Блягоз Н.Ш. Народные знания адыгов (черкесов) о природе и их использовании в формировании экологической культуры школьников: Дисс. канд. пед. наук. Казань, 1992. -215 с.
- Бобылева Л.Д. Совместная работа семьи и школы по воспитанию у школьников бережного отношения к природе: Автореф. канд. пед. наук. Казань, 1983. 31 с.
- Боговарова В.А. Социально-педагогические условия совершенствования семейного воспитания в период современного развития. Дисс. канд. пед. наук. Казань, 1993. — 215 с.
- Богданов О.С., Черенкова С. В. Нравственное воспитание старшеклассников. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. — 128 с.
- Богомолова М.И. Народная педагогика в системах прошлого и на современном этапе. Учебно-методическое пособие для студентов педагогических институтов. Набережные Челны, 1995. — 40 с.
- Бодалев А.А. Психология о личности. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1988.- 188 с.
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968. 464 с.
- Букин А.П. В дружбе с людьми и природой. М.: Просвещение, 1991.- 156 с.
- Бурдин А.О. Игры в семейном кругу. Пермь: Кн. изд-во, 1991. -380 с.
- Быков В.А. Экологический словарь. Алма-Ата.: Наука, 1983. -216 с.
- Вайсбрейт А.Э. Песни по проблемам экологии на уроках немецкого языка // Иностранные языки в школе. 1995. № 4. 70 с.
- Венгер В.А., Мухина B.C. Психология: Учебное пособие для педагогических училищ. М.: Просвещение, 1988. — 366 с.
- Виноградова Н.Ф. Теоретические и научно-методические основы ознакомления детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с окружающим миром: Дисс. доктора пед. наук. М.: 1994. — 165 с.
- Вопросы эколого-нравственного воспитания учащихся во внеурочное время (Методические рекомендации). Казань: КГПУ, 1994. — 40 с.
- Воспитание экологической культуры школьников как психолого-педагогическая проблема (опыт теоретико прикладного исследования). -М., 1997.-64 с.
- Газизова Ф.Г. Особенности нравственного воспитания младших школьников сельской местности Казань: КГПУ, 2002. — 28 с.
- Гайсин И.Т. Эколого-нравственное воспитание учащихся в процессе изучения естественно научных дисциплин (в VI — IX классах) — Дисс. канд. пед. наук. — К.: 1995. — 223 с.
- Гайсин И.Т. Непрерывность экологического образования. Монография. Казань: Изд-во «Тан Заря», 2002. — 198 с.
- Гайсин И.Т. Преемственность экологического воспитания. Монография. Казань: КГПУ, 1999 — 204 с.
- Гайсин И.Т., Хусаинов З. А., Хазеев Г. Х. Экологическое образование дошкольников. Учебно-методическое пособие. Казань: КГПУ, 2002, -96 с.
- Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингво-дидактика и методика. Москва, 2004. 336 с.
- Гафуров Р.А. Нравственно-экологическое воспитание и образование основа для повседневной экологизации производственной деятельности человека // Организационно-педагогические условия эколого-нравственного воспитания. Казань, 1995. — С.20−21.
- Герасимова И.А. Структура семьи. М.: Статистика, 1976. — 168с.
- Глазачев С.Н. Экологическая культура, образование и цивилиза-ционный выбор России // Наука и школа, 1997. № 3. — С.4 -11.
- Гласс Дж., Стенли Дж. (пер. с англ.) Статистические методы в педагогике и психологии. М., 1976. — 495 с.
- Глобальное мышление при локальном действии // Япония. Фото. -1991.- № 3. -50 с.
- Грабарь М.И., Краснянская K.JI. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М., 1977. — 134 с.
- Григорьев А.А. Экологические уроки прошлого и современности. Л.: Наука, 1991.-252 с.
- Груздева Н.В. Некоторые подходы к организации экологического образования в природных школах Швеции // Материалы Пятой международной конференции АсЭкО 18−23 ноября 1999 г. Россия, Санкт Петербург. — Обнинск, 1996. — С.12−16.
- Дажо Р. Основы экологии (перевод с французского). М.: Прогресс, 1975.-415 с.
- Двораковский М.С. Экология растений: Учебное пособие для биологических специальностей вузов. -М.: Высшая школа, 1983. 190 с.
- Дежкин В.В. Поговорим об экологии. М.: Молодая гвардия, 1975.- 195 с.
- Дежникова Н.С. Экологическая культура как предмет психолого-педагогического исследования // Воспитание экологической культуры школьников как психолого -педагогическая проблема (Опыт теоретико-прикладного исследования). М., 1997. — с.5 — 13.
- Дежникова Н.С., Иванова Л. Ю., Клемяшова Е. М., Ситко И. В., Цветкова И. В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие. М.: Пед. Общество России, 2000. — 63 с.
- Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. -310с.
- Дерябо С.Д., Левин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов — на — Дону: Издательство «Феликс», 1996. — 480 с.
- Дерябо С.Д., Левин В. А. Экологическое образование в условиях экологического кризиса // Учителю об экологии детства М., 1996. — С. 16 -31.
- Дикий В.Н. Нравственное воспитание подростков в процессе общения с природой: Автореф. канд. пед. наук. М.: 1967, — 16 с.
- Дистервег. Избранные педагогические сочинения. М.: Госучпедгиз, 1956. — 374 с.
- Дорнер М. Экологическое воспитание в Германии // Педагогика. -1997.-№ 5.-С. 103−107.
- Дорошенко О.М. Экологическая культура: Педагогический аспект / О.М. Дорошенко- Гроднен. гос. ун-т им. Янки Купалы. Гродно: Гр. ГУ, 2001.-234 с.
- Дре Ф. Экология (перевод с французского В.В. Алтапова). М.: Атом, издат., 1976. — 168 с.
- Евусяк О.В. Экологическое образование школьников в процессе их политехнической подготовки: Дисс.канд. пед. наук. М., 1993. — 161 с.
- Егоренков Л.И. Основы начального экологического воспитания: (Учебное пособие). М.: Прометей, 1996. — 177 с.
- Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. М.: АРКТИ, 2001.-128 с.
- Емельянова М.В. Экологическое воспитание младших школьников в игровой деятельности: Автореф. канд. пед. наук. 20 с.
- Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник. Издание второе, перераб. и допол. — М.: «Юристь», 1996. — 624 с.
- Железовская Г. И. Педагогика в понятиях и определениях: Учеб. Пособие для студентов педагогических специальностей. Саратов: Изд-во саратовского ун-та, 1991 — 56 с.
- Загидуллина Д.Ф. Нравственно эстетическое воспитание: Автореф. канд. пед. наук. — Казань, 1993. — 18 с.
- Закирова В.Г. Педагогические условия воспитания гуманности у младших школьников в семье: Дисс.канд. пед. наук. Казань, 1989. — 179 с.
- Закирова В.Г. Воспитание младшего школьника в семье. Казань: Казанский пед. ун-т, 1999. — 54 с.
- Залыгин С. Экология и культура. //Новый мир. 1992 — № 9. — С. 3−12.
- Захлебный А.Н. Содержание экологического образования в средней школе: теоретическое обоснование и пути реализации: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1993. — 32 с.
- Захлебный А.Н. На экологической тропе: Опыт экологического воспитания. М.: Знание, 1986. — 80 с.
- Захлебный А.Н. Содержание экологического образования. М.: 1987.-220 с.
- Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы: (Содержание природоохранительного образования). М.: Педагогика, 1981. — 184 с.
- Захлебный А.Н., Суравегина И. Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. М.: Просвещение, 1984. — 160 с.
- Зверев И.Д. Охрана природы и экологическое воспитание. // Воспитание школьников. 1985. — № 6. — С.14−16.
- Зверев И.Д. Формирование ответственного отношения к природе // Сов. педагогика 1983 — № 12. — С. 12 — 19.
- Зверев И.Д. Что такое экологическая культура школьника? // Семья и школа. 1979.-№ 10. -С. 16−19.
- Зверев И.Д. Экогласность и образование. //Советская педагогика. 1991. -№ 1. — С. 9 — 12.
- Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы// Экологическое образование: концепции и технологии: Сб. науч. тр. / Род ред. проф. С. Н. Глазачева. Волгоград: Перемена, 1996. — С. 72 -84.
- Зверев И.Д. Экология в школьном обучении // Серия Знание «Педагогика и психология». 1980. № 2. — 96 с.
- Зверев И.Д., Суравегина И. Т. Экологическое образование школьников. М.: Педагогика, 1983. — 160 с.
- Зверева О.Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.
- Зелёная книга Республики Татарстан /Под. ред. Н. П. Торсуева. -Казань: изд. КГУ, 1983. 422 с.
- Зеня Л.Я. О разработке интегрированного курса для углубленного изучения иностранного языка // Иностранные языки в школе. 1991. № 3. -65 с.
- Зимняя И.А. Личностная направленность образования и компе-тентностный подход // Сб. Воспитание будущего учителя в процессе предметной подготовки. Казань, 2004. М., 1991. С.23−32.
- Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М., 1991.-225 с.
- Зосимовский А.В. Критерии нравственной воспитанности.// Педагогика. 1992. — №№ 11 — 12. — С. 22 — 26.
- Зотов В.В. Воспитание у младших школьников эмоционально -ценностного отношения к природе: Автореф. канд. пед. наук. 18 с.
- Иванова Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе: Учебно-методическое пособие. М.: ЦГЛ, 2003. — 56 с.
- Игнатовская Н.Б. Природа как ценность культуры /Серия «Этика», 1987.-№ 4.-42 с.
- История педагогики. Часть 2. С XVII в. до середины XX в. Учебное пособие для пед. университетов /Под ред. академика РАО А.И. Писку-нова. М.: ТЦ «Сфера», 1997. — 304 с.
- Калужина В.П. Нравственное воспитание старшеклассников в процессе обучения и во внеклассной работе по предметам биологического цикла: Дисс. канд. пед. наук. Красноярск, 1977. — 171 с.
- Кан Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. — М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
- Карпеев С.А. Формирование нравственно экологической культуры у младших школьников: Дисс. канд. пед. наук. — Ульяновск, 1992. -230 с.
- Керимова Д.Р. Этнопедагогическое наследие как фактор экологического воспитания младших школьников Дагестана: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1995. 30 с.
- Кнорре Е.Б. Значение «диалога с природой» в современный период // Наука и школа. № 3 — 1997. — с. 12−17.
- Кобылянский В.А. Формирование экологической культуры и проблемы образования. //Педагогика. -2001. № 1-С. 32−41.
- Ковалёв С.В. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 1988.-208 с.
- Колесникова Т.А. Формирование экологической позиции учащихся в ходе внеурочной работы: Автореф. канд. пед. наук. М., 2001. — 23 с.
- Колесов Д.В. Педагогические особенности нравственности. //Советская педагогика. 1990. — № 4 — С. 35 — 39.
- Коменский Я.А. Великая дидактика Избр. пед. соч. — М.: Учпедгиз, 1955.-С. 164−446.
- Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Информационный обзор. (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.). Новосибирск, 1992. — 90 с.
- Концепция воспитания в современных условиях: Для обсуждения на Междунар. науч. практ. конф. «Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей». — М.: Изд. ИТП и МИО РАО, 1993.-20 с.
- Корчак Я. Избранные педагогические сочинения. М., 1966. 286с.
- Кругль Э.В. К проблеме определения предмета нравственного воспитания. /Тезисы научного семинара «Актуальные проблемы перестройки школы». Тарту: Изд-во ун-та, 1989. — С. 57 — 69.
- Крупская Н.К. Методика общественно полезной работы // Пед. соч.: В 10 т. М.: АПН РСФСР. — 1959. — Т.З. — 250 с.
- Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 232 с.
- Культураев Б. Педагогические основы экологического воспитания учащихся сельских школ: Дисс. канд. пед. наук. Ташкент, 1990. -174 с.
- Курашвили Б.Е. Вопрсы природоохранительного просвещения. -Тбилиси: Мецнисреба, 1988. 32 с.
- Лавренко Я.И. Экологическое воспитание. //География в школе. 1989.-№ 5−49 с.
- Лаптева И. Взаимодействие родителей и педагогов в современной школе. // Педагогика. 1996. — № 4. — С. 122 — 123.
- Личность Семья. Школа: (Проблемы социализации учащихся): Пособие для руководителей школ /Под ред. С. Г. Вершловского. СПб., 1996.-218 с.
- Лось В.А. Человек и природа. Социально философские аспекты экологических проблем. — М.: Политиздат, 1978. — 224 с.
- Левшина И.С. Подросток и экран. М.: Педагогика, 1989. — 176с.
- Лихачёв Б.Т. Экология личности. // Педагогика. 1993. — № 2.57 с.
- Лихачёва Б.Т. Педагогика: Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, 1992.-528 с.
- Логовеева Г. П. Экологическое воспитание первоклассников на уроках сельскохозяйственного труда // Начальная школа. 1990. — № 9. -С.29−40.
- Лопатина А., Серебцова М. (Зелёное платье земли). Сказки о цветах, деревьях и растениях. М.: Сфера, 1998. — (Серия «Книга для занятий по духовному воспитанию», Книга VII). — 576 с.
- Лосев А.В., Провадкин Г. Г. Социальная экология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В. И. Жукова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.-312 с.
- Луданик С.И. Тема: «Защита окружающей среды» на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. 1995. С.26−30.
- Люблинская А.А. Учителю о психологии младших школьников. М.: Просвещение, 1977. — 244 с.
- Макевин С.Г., Вакулин JI.A. Охрана природы. М.: Колос, 1983. -172 с.
- Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие. Минск, 1999. 522 с.
- Материалы IV Международной школы-семинара по природоохранительной пропаганде «Трибуна». Киев Нижний Новгород, 1994. -92 с.
- Машарова Т.В. Экологическое воспитание младших подростков в процессе изучения предметов биогеографического цикла: Дисс. канд. пед. наук. М.: МГПИ, 1991.- 17 с.
- Мильруд Р.П. Компетентность в изучении языка // Иностранный язык в школе. 2004 № 7. С. 12−16.
- Минаева В.М. Экологическое воспитание в начальных классах: Пособие для учителя. М, 1987. — 112 с.
- Миронов А.В. Эстетическое и нравственное воспитание в экологическом воспитании школьников. Казань: Тат.кн.изд-во, 1989. — 88 с.
- Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М. «Педагогика», 1991. 152 с.
- Михеев А.В., Пашканг JI.B., Родзевич Н. Н. Охрана природы. -М.: Просвещение, 1983. 144 с.
- Морозова Е.Е. Психолого-педагогические и методические аспекты экологического образования в начальной школе // Начальная школа. -2002.-№ 7.-65 с.
- Мухина B.C. Возрастная психология. М., 1992. — 430 с.
- Нагаева Н.Х. Экологическое воспитание эстетическими средствами: Дисс.канд. пед. наук.-Казань, 1994.-230 с.
- Наивсая В.Т. У истоков японского «группового сознания» (послесловие к русскому изданию) // Детский сад в Японии. М., 1987. — 55 с.
- Народная педагогика основа воспитания подрастающего поколения (Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции). — КГПИ, 1993.- 125 с.
- Насыри К. Китаб-эт-тэрбия. Казан. Татар кит. нэшр., 1992. -144 б.
- Немов Р.С. Основы общей психологии. М., 1994. — 240 с.
- Нигматов З.Г. Воспитание социалистической гуманности у школьников. Казань, 1987. 45 с.
- Нигматов З.Г. Народные традиции как средство воспитания социалистической гуманности у старших подростков: Автореф. канд. пед. наук. Казань, 1980. — 24 с.
- Нигматов Н.Г. Экологическая культура школьника // Организационно-педагогические условия эколого-нравственного воспитания. Казань, 1995.-С. 14−16.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 184 с.
- Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. -Пермь, 1992.-214 с.
- Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изда-телский центр «Академия», 2002. — 336 с.
- Нравственное воспитание школьников / под ред. И.С. Марьенко/. -М.: Просвещение, 1969.-310 с.
- Овчинников В. Сакура и дуб: Впечатления и размышления о японцах и англичанах // Роман-газета. 1987 — № 3. — С.5−18.
- Овчинников В. Японский школьник дома и в школе // Воспитание школьников. 1989. — № 3 — С. 147 — 155.
- Овчинников В. Японский школьник дома и в школе // Воспитание школьников. 1989 — № 4 — С. 148 — 153.
- Окружающая среда: Энциклопедический словарь справочник. — М., 1993.-320 с.
- Организационно-педагогические условия эколого-нравственного воспитания: тезисы докладов республиканской научно-практической конференции 11−12 мая 1995 г. Казань, 1995. — 62 с.
- Отношение школьников к природе / под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. М., 1988. — 123 с.
- Парфилова Г. Г. Экологическое воспитание младших школьников в семье: Автореф. канд. пед. наук Казань, 2003. — 24 с.
- Песталоцци И.Г. Избр. пед. соч.: В 2-х т. т.2 — М., 1981 — 213 с.
- Петросова Р.А., Голов В. П., Сизоглазов В. И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. -176 с.
- Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики./ Сост. и авт. вводных статей член.-корр. акад. пед. наук СССР проф. А. И. Пискунов. М.: «Просвещение», 1971. — 560 с.
- Проблемы охраны природы Татарстана / под ред. В. А. Попова. -Казань: Тат.кн.из-во, 1979. 160 с.
- Проблемы охраны природы Татарии /сб. ст. под ред. М.М. Гима-деева. Казань: Тат.кн.из-во, 1985. — 160 с.
- Программы средней общеобразовательной школы // Иностранные языки. М., 1988. № 3 — С. 13−14.
- Прокшина И. Школа Мулле // Обруч. 1999. — № 6. — С.21−25.
- Протасова Е.В. Духовно-экологическое содержание и формы народных игр как средство развития младших подростков: Автореф. канд. пед. наук. Казань, 1998. — 18 с.
- Пугал Н.А. Экология и эстетика. //Школьные технологии. Научно-практический журнал для школьного технолога (завуча). 1998. — № 3. -48 с.
- Пугачёва Т.А. Экологический лагерь. //Биология в школе. 1993. -№ 4.-С. 20−32.
- Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества: Концептуальная экология. -М.: Наука, 1997. 182 с.
- Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь справочник. М.: Мысль, 1990.-637 с.
- Рогова Г. В., Рабинович Ф. М. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М., 1991. 186 с.
- Рогова Т.М. Организационно-педагогические условия нравственно-экологического воспитания школьников. М., 1991. 125 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт./ Р76 Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998 — 672 е., т. 2 -М-Я-1999.-С. 319−321.
- Рыжиков А.И. Взаимодействие природы и человека. //Педагогика. №№ 11 — 12. — С. 26 — 30.
- Салеева Л.П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе: Дис. канд. пед. наук. М., 1978. — 16 с.
- Салеева Л.П. Опыт экологического воспитания младших школьников.// Начальная школа. 1991. — № 4. — С.32−37 с.
- Сахно А.В. Экологическое воспитание учащихся. Учебно методическое пособие. — М.: Высшая школа, 1988. — 79 с.
- Семья в современном многонациональном мире. Сборник подготовлен к Международному Дню Семьи (15 мая 1995 года), объявленному Генеральной Асамблеей ООН. Казань, 1995. — 24 с.
- Сенкевич В.М. Экологическое образование: интеграция научных знаний и образных представлений. //Советская педагогика, 1989. № 5. — с. 15−19.
- Сироткин Л.Ю. Школьник, его развитие и воспитание: Учеб. пособие для студентов ун-тов и пед. ин-тов/ Самарский гос. пединститут. -Самара, 1991.-243 с.
- Соколов B.C. Экологическое образование. //Биология в школе, 1989. -№ 3.- С. 27−28.
- Соловьёв И.Я. Семья в социалистическом обществе. М.: Политиздат, 1981.-63 с.
- Соловьёва С.С. Тенденция развития экологического воспитания школьников в процессе внеурочной деятельности: Автореф. канд. пед. наук.-М., 1987.- 18 с.
- Суравегина И.Т. О методах формирования ответственного отношения школьников к природе. //Биология в школе, 1988. № 3. — С. 32 — 40.
- Суравегина И.Т. Экологическое образование важное направление работы общеобразовательной школы // Биология в школе. 1987. — № 3 -С. 20−28.
- Суравегина И.Т., Мамедов Н. М. Экологическое образование: проблемы базовых знаний.// Биология в школе, 1993. № 1 — С. 17 — 22.
- Суравегина И.Т., Сенкевич В. М., Кучер Т. В. Экологическое образование в школе. //Советская педагогика, 1990. № 12. — С. 47 — 51.
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т. 2. Павлышская средняя школа. /Сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль. -М.: Педагогика, 1980. 384 с.
- Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: Просвещение, 1971.-336 с.
- Тараскина Г. С. Адаптирование младших школьников к окружающему миру средствами искусства и культуры: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1997. — 19 с.
- Толстой JI.H. Полн. соб. соч.: В 90 т. т. 4 — М., 1928 — 1958. -320 с.
- Ускова С.А. Система экологического воспитания образования в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского: Автореф. канд. пед. наук. -Майкоп, 1995.-22 с.
- Утевская H.JI. Дополнительные материалы по теме «Природа» // Иностранные языки в школе. 1991. № 2. С. 10−16.
- Ушинский К.Д. Избранные пед. соч. в 2-х тт. М., 1974. — 280 с.
- Файзрахманов Р. Экологическая тропа. //Магариф, 1991 № 5. -С. 36−37.
- Философский словарь / Под ред. М. М. Розенталя. М.: Политиздат, 1975.-496 с.
- Фомин В.П. Туристко-краеведческая экспедиция, как форма экологического воспитания старшеклассника: Автореф. канд. пед. наук. М. 1998.- 18 с.
- Фомина С.И. Экология и марийская народная культура // Начальная школа. 1998. — № 6. — С. 66 — 71.
- Фридман JI.M. Психологический справочник учителя. М., 1991. -215 с.
- Фриш А.С. Производственный коллектив и эффективность труда. М.: Знание, 1973. — 64 с.
- Хазеева Г. Х. Экологическое образование сельских школьников: Автореф. канд. пед. наук. Казань, 2002. — 22 с.
- Харисов Ф.Ф. Национальная школа «Институт экологии» // Организационно-педагогические условия эколого-нравственного воспитания. Казань, 1995. — С.30−34.
- Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. М.: Просвещение, 1983.- 160 с.
- Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. 2-е изд. М.: Мысль, 1979. -367 с.
- Харчев А.Г. и др. Труд коллектив — личность. — М.: Знание, 1978.-64 с.
- Холомкина А.И. Осенняя экскурсия в парк.// Начальная школа -1984. № 9. — С.22−24.
- Хузина А.Б. Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста в семье средствами народной педагогики (на примере татарской семьи): Дисс. канд. пед. наук. Казань, 1996. — 208 с.
- Хусаинов З.А. Региональная модель формирования экологической культуры учащихся: Монография. Казань: Экоцентр, 2002. — 160 с.
- Хусаинов З.А. Формирование экологической культуры учащихся национальной школы на основе знаний татарского народа о природе: Дисс. канд. пед. наук. Казань, 1992. — 215 с.
- Цветкова И.В. Теоретические и методические основы экологического воспитания младших школьников во внеурочное время: Дисс. доктора пед. наук. М., 1999. — 269 с.
- Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы. М.: Пед. об-во России, 2000. -176 с.
- Чень Цзюнь-тянь. Воспитание любви к природе у детей старшего дошкольного возраста (на основе труда и наблюдений в природе): Автореф. канд. пед. наук. Москва, 1961. 19 с.
- Черновецкий В.В. Экологическое образование в школах развитых стран мира. М.: 1992. — с.96.
- Шевченко С.Д. Школьный урок : Как научить каждого. М., 1991. -48 с.
- Шпак И.А. Деятельность школьного КИДа и экологическое воспитание учащихся на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. 1991. № 5. С.44−50.
- Щербинина Т.П. Совместная деятельность учителей и родителей в экологическом воспитании подростков: Дисс. канд. пед. наук. М.:1995. — 178с.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 2-е изд., расшир. и доп. — СПб: Питер, 2000. — 656 е.: ил. — /Серия «Мастера психологии».
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978. 190 с.
- Экологическое воспитание. -М.: Знание, 1982. 96 с.
- Экологическое образование школьников / А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Е. М. Кудрявцева и др. /Под. Ред. И. Д. Зверева. М.: Педагогика, 1983.- 160 с.
- Экологическое воспитание в семье. Пособие для слушателей экологической школы. Нижний Новгород, 1991. 40 с.
- Экология и жизнь (наука, образование, культура): Международный сборник статей. Вып. 2 / Отв. Редактор Н. Н. Семчук- Нов. ГУ им. Ярослава Мудрого. Новгород, 1997. — 140 с.
- Экологическое образование в школе, Концепция /Моск. Деп. Обр.- И. Д. Зверев, И. Т. Суравегина и др. Моск. центр межнац. и сравн. обр., 1994.-30 с.
- Юлдашев М.А. Формирование природоохранительной деятельности учащихся начальной школы Узбекистана: Автореф. канд. пед. наук. -Казань. 1997−16 с.
- Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М., 1986. -240 с.
- Яковлева Е.В. Развитие экологической культуры личности младших школьников: Дисс. канд. пед. наук. М., 1996. — 154 с.
- Якубова Н.Э. Формирование экологической культуры младших школьников в процессе краеведческой деятельности: Дисс. канд. пед. наук. -Казань, 1998.- 178 с.
- Якубова Н.Э. Формирование экологической культуры младших школьников в процессе краеведческой деятельности: Автореф. канд. пед. наук. Казань, 1998. — 20 с.
- Ясвин В.А., Дерябо С. Д. Методика проведения эколого-психологического тренинга // Школа здоровья, 1995. № 2. — С. 114−121.
- Ясвин В.А., Дерябо С. Д. Психолого-педагогический потенциал взаимодействия личности с миром природы. // Мир психологии, 1997. -№ 1. с. 68−75.
- Erickson E.U. Childhood and society. Penguin Book, 1967. — 268 c.1. Анкета1. Пол: а) мужскойб) женский
- Говорят, что любовь к животным и доброта идут рука об руку, они вырастают из одного корня, это сестры — близнецы. Так ли, это?
- Может ли человек быть истинно добр к людям и жесток к животным?
- Можно ли согласиться с тем, что человек, избивающий беззащитное животное оказывается чутким, сердечным, сострадательным к людям?
- Находят ли животные и вообще живая природа сострадание в вашем сердце?
- Ученые-биологи предлагают сформулировать для молодого поколения заповедь: «Не губи зря ни растения, ни животного! Помогай им расти и жить!» Согласны ли вы с этой заповедью?
- Существует ли в вашей школе живой уголок?
- Принимаете ли вы участие в работе по уходу за живым уголком?
- Проводится ли в вашей школе работа по охране природы? Принимаете ли вы в ней участие?
- Известны ли вам факты варварского отношения к природе в среде ваших одноклассников и сверстников?
- Хотелось ли вам заниматься проблемами окружающей среды на занятиях экологического кружка на иностранном языке?
- Что вы ждете от этих занятий, и какую информацию вы хотели бы получить?1. МЕТОДИКА «ДОМИНАНТА»
- Экспресс-методика диагностики доминантности отношения к природе базируется на классификации отношений личности, разработанной А. Ф. Лазурским.1. Уважаемый ученик!
- МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ РЕЗЕРВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ УЧИТЕЛЯМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА1. Уважаемые учителя!
- Вам предлагается каждую из ниже сформулированных проблем оценить по 10-бальной шкале (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10) с точки зрения ее приоритетности в вашей работе. Отнеситесь к процедуре оценивания взвешенно и обдуманно.
- Какова частота использования направленных вами как учителем иностранного языка и классным руководителем задач, направленных на повышение уровня экологической воспитанности старшеклассников.
- Какова степень эффективности использования в вашей работе воспитательного потенциала учебной дисциплины «иностранный язык» по следующим направлениям воспитания:
- На уроке Во внеурочное время1. Нравственное2. Умственное3. Физическое4. Экологическое5. Эстетическое6. Половое7. Трудовое8. Патриотическое9. Правовое10. Культуры поведения1. Благодарим за ответы.1. ПЛАН