Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экологическое воспитание старшеклассников в процессе изучения иностранного языка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность проблемы исследования. В настоящее время производственная деятельность мирового сообщества стала причиной разрушительных воздействий на природу, глубоких изменений в экологическом равновесии живых систем с факторами окружающей среды. Опыт зарубежных стран показывает, как важно неотложно принять необходимые законодательные и практические меры для охраны окружающей среды. Экологическая… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические аспекты экологического воспитания старшеклассников средствами иностранного языка
    • 1. 1. Сущностно-содержательная характеристика понятия «экологическое воспитание» в контексте психолого-педагогических исследований
    • 1. 2. Воспитательный потенциал учебной дисциплины «иностранный язык» в экологическом воспитании старшеклассников
    • 1. 3. Теоретическое обоснование педагогических условий экологического воспитания старшеклассников средствами иностранного языка
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Педагогическое обеспечение процесса экологического воспитания старшеклассников средствами иностранного языка в опытно-экспериментальной работе
    • 2. 1. Диагностика уровня экологической воспитанности старшеклассников
    • 2. 2. Активные методы экологического воспитания старшеклассников в процессе изучения иностранного языка
    • 2. 3. Методика, организация и результаты опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности педагогических условий экологического воспитания старшеклассников средствами иностранного языка
  • Выводы по второй главе

Экологическое воспитание старшеклассников в процессе изучения иностранного языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. В настоящее время производственная деятельность мирового сообщества стала причиной разрушительных воздействий на природу, глубоких изменений в экологическом равновесии живых систем с факторами окружающей среды. Опыт зарубежных стран показывает, как важно неотложно принять необходимые законодательные и практические меры для охраны окружающей среды. Экологическая ситуация, существующая в наши дни, уникальна как по своей значимости для человечества в целом, так и по характеру тех задач, которые она ставит перед человечеством. Проблема взаимоотношения человека и окружающей среды имеет планетарный характер и не может быть решена в рамках одной страны или отдельного региона. Человечество стоит перед необходимостью перейти от созерцательной констатации наиболее общих свойств природного мира и воспроизведению их в той или иной естественнонаучной картине к пониманию перспектив общественного развития, осмыслению активности человека, его устремленности к переустройству мира. Выход из экологического кризиса может стать управляемым лишь на основе участия в этом процессе людей, объединенных экологическим мировоззрением, основные установки которого заданы в образовательном процессе.

В этом заключается основная сущность проблемы экологического образования и воспитания, выступающей объектом исследования ученых с давних времен и до наших дней. Первыми представителями педагогической науки, изучавшими уникальную перспективу воспитания ребенка в тесной связи с природой, явились итальянские гуманисты.

Влияние природы на нравственно-экологическое развитие ребенка раскрыли великие педагоги прошлого: Я. А. Коменский, Ж.-Ж.Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф.В. А. Дистервег, А. Гумбольдт [101, 153, 55, 104].

Теоретические основы нравственного воспитания подрастающего поколения в процессе общения с природой получили освещение в научных трудах таких известных деятелей отечественной педагогической науки и просвещения, как А. С. Макаренко, В. Г. Огородников, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, [188, 182, 183], которые рассматривали природную красоту как фон для духовного развития человека, неисчерпаемый источник его эмоциональной и интеллектуальной жизни.

Важными являются работы видных татарских просветителей Ш. Марджани, К. Насыри, Р. Фахрутдинова, посвященные нравственно-экологическому направлению педагогической науки.

Основные положения концепции экологического образования и воспитания учащихся разработаны в ряде исследований: А. Г. Асмолова, [5], А. И. Захлебного [69, 70, 71, 72, 73], И. Д. Зверева [74, 75, 76, 77, 78, 79], И. Т. Суравегиной [178, 179, 180, 181] и др. И. Д. Зверев определяет цель и задачи, принципы и перспективы экологического образования и воспитания школьников и подчеркивает идею о необходимости реализации экологического воспитания в системе всех направлений всестороннего развития личности. Большое внимание в исследованиях А. И. Захлебного уделено системе и содержанию природоохранного образования в средней школе и эффективным условиям реализации этой системы. И. Т. Суравегина в своих работах выявила содержание и методику изучения мира природы в курсе биологии, а также показала междисциплинарный характер данного аспекта воспитания. В ряде исследований подчеркивается необходимость реализации экологического воспитания путем воплощения его в поведении, образе жизни, системе ценностей, семейном воспитании и внутренней жизни в целом (Б.Г.Иогонзен, Л. П. Печко, Э. О. Романова, И. А. Раков, Г. А.Черная).

В научно-исследовательских трудах В. Н. Дикого, Е. М. Кудрявцевой, И. Т. Гайсина, А. В. Миронова, Е. А. Соловьевой и др. [54, 30, 31, 32, 129] изучается роль нравственного и эстетического воспитания в формировании экологической культуры личности.

Отдельным нравственным аспектам экологического воспитания школьников в процессе трудового обучения в современных условиях посвящены исследования Т. В. Денисовой, Н. Н. Пустовит, В. В. Серикова и др., в которых раскрывается сущность бережного отношения к природе путем организации эколого-краеведческой и биотехнической деятельности школьников.

В диссертационных исследованиях Н. Ш. Блягоз [13], Е. В. Протасовой [160], З. А. Хусаинова [202, 203] ведущим подходом формирования экологической культуры подрастающего поколения является учет национально-культурных традиций и знаний о природе.

Существенный вклад в развитие школьного краеведения внесли труды И. И. Баранского, М. И. Исханова, ВЛ. Фомина, Н. Э. Якубовой [221, 222, 191], в которых подчеркивается необходимость формирования экологической личности путем вовлечения школьников в природоохранную деятельность и ознакомления каждого ребенка школьного возраста с природой той местности, на которой он проживает.

В своих психолого-педагогических исследованиях В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Ю. А. Миславский и др. [130] показывают существующие подходы к экологическому воспитанию старшеклассников, целью которых является развитие у детей ценностного отношения к природе, а также формирование экологического мировоззрения, позволяющего осознать себя частью природы и направлять усилия человека на совместное существование человечества и биосферы.

Важная роль в изучении психолого-педагогических особенностей отношения к природе в юношеском возрасте принадлежит Л. И. Божович, А. В. Запорожец, С. Д. Дерябо, А. Н. Эльконину, Э. Эриксону [19, 51, 52, 53, 212, 225], которые указывают на необходимость учета возрастных особенностей школьников при разработке эффективных методов экологического воспитания.

Все перечисленные исследования вносят существенный вклад в изучение проблемы экологического воспитания старшеклассников. Однако, на наш взгляд, недостаточно широко изученными остаются вопросы о воспитательном потенциале предмета «иностранный язык» в формировании экологической воспитанности личности. Содержание экологического воспитания сложно по своему составу и носит междисциплинарный характер, поэтому процесс формирования ответственного отношения к природе предусматривает использование усилий естественного и гуманитарного циклов. Экологическая грамотность как предпосылка экологической ответственности формируется на всех этапах обучения и является непрерывным процессом. Содержание предмета «иностранный язык», несомненно, позволяет оказывать педагогическое влияние на формирование экологического сознания школьников. Общепланетарность экологических проблем создает прекрасную основу для общения на иностранном языке, при этом у учащихся повышается стремление к овладению иноязычной речевой деятельностью и использованию иностранного языка в качестве посредника для достижения взаимопонимания с зарубежными сверстниками.

Из анализа психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме исследования видно, что реализация экологического воспитания старшеклассников средствами иностранного языка нашла частичное отражение в работах ученых А. Э. Вайсбрейта [23], Л. Я. Зени [83], И. А. Шпака [209] и др., но лишь фрагментарно, вне целостного подхода, путем создания практических рекомендаций учителю иностранного языка. На наш взгляд, в имеющихся исследованиях не нашла достаточного отражения и научная концепция проблемы экологического воспитания старшеклассников средствами иностранного языка, хотя вопросам экологического воспитания старшеклассников в целом посвящено немало трудов.

Необходимо отметить, что важность педагогического исследования, касающегося экологического воспитания старшеклассников средствами иностранного языка, выдвигается теорией и практикой, а сложность внедрения экологической проблематики в систему среднего образования диктует настоятельную необходимость объединения усилий всех школьных дисциплин в решении общей задачи. Вместе с предметами естественнонаучного цикла, предмет «Иностранный язык» может внести неоценимый вклад в формирование экологической воспитанности личности, т.к. данная учебная дисциплина обладает огромным воспитательным потенциалом, не реализуемым в достаточной степени. Это вызывает необходимость изучения и разработки новых путей и условий повышения эффективности экологического воспитания старшеклассников средствами иностранного языка.

Вышеизложенное позволяет утверждать, что в современной теории и практике существует противоречие между объективно возрастающими требованиями, предъявляемыми обществом к решению проблем экологического воспитания старшеклассников, и недостаточной теоретической и практической разработанностью вопросов формирования личности в процессе экологического воспитания средствами иностранного языка.

На основании выявленного противоречия определена проблема исследования: каковы педагогические условия формирования экологической воспитанности старшеклассников средствами иностранного языка.

Актуальность, теоретическая и практическая значимость данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Экологическое воспитание старшеклассников средствами иностранного языка».

Объект исследования — процесс экологического воспитания старшеклассников.

Предмет исследования — комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность экологического воспитания старшеклассников в процессе изучения иностранного языка.

В этой связи цель исследования состояла в теоретической разработке, научном обосновании и экспериментальной проверке комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективность экологического воспитания старшеклассников средствами иностранного языка.

В основу исследования мы выдвигаем следующую гипотезу: экологическое воспитание старшеклассников в процессе изучения иностранного языка может быть эффективным при реализации следующих педагогических условий: учет возрастных особенностей старшеклассников в организации экологического воспитания средствами иностранного языкаактуализация аксиологического ядра содержания предмета «иностранный язык» на старшей ступени обучения, позволяющая обеспечить личностный выбор и присвоение школьниками ценностей, среди которых «Природа» занимает центральное местодидактически обоснованный подбор учебного материала, направленного на формирование экологической воспитанности старшеклассниковтворческий подход к использованию зарубежных учебно-методических комплектов и оригинальных методик наряду с традиционными учебниками по иностранному языкуиспользование технологии формирования коммуникативной и интеллектуальной деятельности, направленной на становление экологической воспитанности старшеклассниковинтеграция урочной и внеурочной деятельности старшеклассников в процессе изучения иностранного языка.

В соответствии с целью и гипотезой исследования в работе были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть сущностно-содержательную характеристику понятия «экологическое воспитание».

2. Выявить и обосновать воспитательный потенциал учебной дисциплины «Иностранный язык» в процессе экологического воспитания старшеклассников.

3. Определить и экспериментально проверить эффективность разработанного комплекса педагогических условий экологического воспитания старшеклассников средствами иностранного языка.

Методологической основой исследования являются общенаучные и философские идеи о противоречивом единстве человека и природы, современная концепция обучения иностранным языкам, развивающаяся в гуманистическом направлении и связанная с новыми подходами к определению содержания, стратегий и средств обученияпрограммные документы по вопросам экологического воспитания школьников.

Существенное влияние на логику проведенного исследования оказали концептуальные основы развития личности в системе непрерывного образования (Л.А.Волович, Г. В.Мухаметзянова) — технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (И.Л.Бим, Е. М. Верещагина, Р. П. Мильруд, Е.И.Пассов) — дидактико-методические и интегративные подходы к обучению иностранному языку (И.И.Берман, Г. А.Китайгородская).

Теоретико-методологическую базу исследования составляют фундаментальные психолого-педагогические теории и концепции: гуманизации образования (Ш.А.Амонашвили, Р. А. Валеева, Г. В. Мухаметзянова, З. Г. Нигматов, Е. Н. Шиянов и др.) — развития личности в зависимости от влияния среды (Н.Н.Иорданский, А. С. Макаренко, З. И. Равкин, Л. Ю. Сироткин, М. Хейдметс, Э. Эриксон, С. Т. Шацкий и др.) — системности и целостности воспитательного процесса (В.Г.Афанасьев, Л. Г. Балло,.

Ю.С.Бродский, В. Ш. Масленникова, Л. И. Новикова и др.) — интеграции различных культур в содержании образования (В.П.Аберган, В. С. Безрукова, М. Н. Берулава, В. А. Молчанов, В. М. Полонский, Ф. Ф. Харисов и др.) — воспитывающего и развивающего потенциала среды (Р.Б.Вендровская, З. А. Галагузова, И. В. Корниенко, Ю. С. Мануйлов, С. С. Молотавый, Р. А. Фахрутдинова, А. Н. Хузиахметов, В. Н. Шульгин и др.) — значения семейного воспитания детей (В.С.Баруллин, И. А. Давлиев, В. Г. Закирова, А. М. Низова, А. К. Уледов и др.) — воспитательного значения народного творчества и народной педагогики (В.И.Баймурзина, Г. И. Волков, Е. М. Галишникова, З. Г. Нигматов, С. И. Раимова, Я. И. Ханбиков, З. М. Явгильдина и др.): экологического воспитания школьников (А.Г.Асмолов, И. Ш. Блягоз, И. Т. Гайсин, И. С. Детникова, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Б. Т. Лихачев, И. Т. Суравегина, З. А. Хусаинов и др.).

Методы исследования определялись целью, гипотезой и задачами решаемой проблемы. В исследовании автор использовал комплекс теоретических, социолого-педагогических, экспериментальных и статистических методов исследования. В их числе: теоретические: анализ философской, психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы по проблеме экологического воспитания школьниковсравнение и обобщение передового педагогического опытатерминологический анализсоциолого-педагогические: педагогическое наблюдение, анкетирование, беседа, интервьюирование, тестированиеэкспериментальные: констатирующий срез, организация и проведение формирующего экспериментастатистические: математическая обработка и оценка результатов, полученных в ходе эксперимента.

Использование различных методов исследования позволило рассмотреть педагогические факторы и явления во всей их сложности, взаимозависимости и взаимообусловленности, а также выразить результаты педагогического эксперимента в количественных и качественных показателях.

Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа с 1996 по 2005 годы на базе гимназии № 7 и средней школы № 165 г. Казани.

На первом (поисково-теоретическом) этапе (1996 — 1999 г. г.) было осуществлено изучение теории и практики экологического воспитания в истории отечественной и зарубежной педагогики и на современном этапепроведен теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, а также диссертационных и монографических работ, близких к изучаемой проблеме. Была определена тема, актуальность, а также структурно-элементный состав диссертационного исследования.

На втором (опытно-экспериментальном) этапе (1999 — 2002 г. г.) были определены гипотеза, научная новизна и практическая значимость диссертационного исследованиявыявлены основные педагогические условия, способствующие эффективности экологического воспитания старшеклассников средствами иностранного языкаосуществлен теоретический анализ содержания форм и активных методов работы учителей по формированию экологической воспитанности личности средствами иностранного языкаразработаны планы учебно-воспитательной работыпроведен констатирующий эксперимент с целью определения уровней экологической воспитанности старшеклассников в процессе изучения иностранного языка.

На третьем (обобщающем) этапе (2002 — 2005 г. г.) была осуществлена экспериментальная работа по подтверждению эффективности педагогических условий экологического воспитания старшеклассников средствами иностранного языкапроведена обработка и анализ экспериментальных данных, их интерпретация, формулировка соответствующих теоретических выводов и практических рекомендаций по организации экологического воспитания старшеклассников средствами иностранного языка.

Научная новизна исследования заключается в том, что в ней:

• выявлен и раскрыт воспитательный потенциал учебного предмета «иностранный язык» как важный фактор формирования экологической воспитанности старшеклассников в совокупности практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей обучения;

• обоснован комплекс педагогических условий формирования экологической воспитанности старшеклассников средствами иностранного языка: учет возрастных особенностей старшеклассников в организации экологического воспитания средствами иностранного языкаактуализация аксиологического ядра содержания предмета «иностранный язык» на старшей ступени обучения, позволяющая обеспечить личностный выбор и присвоение школьниками ценностей, среди которых «Природа» занимает центральное местодидактически обоснованный подбор учебного материала, направленного на формирование экологической воспитанности старшеклассниковтворческий подход к использованию зарубежных учебно-методических комплектов и оригинальных методик наряду с традиционными учебниками по иностранному языкуиспользование технологии формирования коммуникативной и интеллектуальной деятельности, направленной на становление экологической воспитанности старшеклассниковинтеграция урочной и внеурочной деятельности старшеклассников в процессе изучения иностранного языка;

• выявлены и раскрыты критерии (познавательный, нравственно-этический, коммуникативно-прагматический) и уровни (активный, фрагментарный, пассивный) сформированности экологической воспитанности старшеклассников в процессе изучения иностранного языка.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют дополнить и конкретизировать современные представления о воспитательном потенциале учебной дисциплины «Иностранный язык» как важного фактора формирования экологической воспитанности старшеклассников и вносят тем самым вклад в исследование целостной концепции экологического воспитания личности. Комплекс педагогических условий экологического воспитания старшеклассников в процессе изучения иностранного языка, разработанный диссертантом, уточняет имеющиеся в педагогике теоретические представления о способах формирования экологической воспитанности личности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что основные теоретико-методологические положения диссертации были экспериментально использованы на практике и дали положительные результаты. Полученные в диссертации выводы и рекомендации, а также собранные автором материалы могут быть использованы студентами и преподавателями иностранного языка высших педагогических учебных заведений, учителями и учащимися средних школ. Материалы исследования включены в содержание лекций по теории обучения иностранным языкам на кафедре английского языка и методики его преподавания Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета.

Достоверность научных положений и результатов исследования обеспечиваются целостным анализом современных психолого-педагогических источников и материаловиспользованием эффективных методов, адекватных предмету и задачам исследованияапробацией опытно-экспериментальных данных и выводов, их количественным и качественным анализоммноголетней продолжительностью работы по проблеме исследованияподтверждением верности выдвинутой гипотезыположительными изменениями в организации учебно-воспитательного процесса по иностранному языку с целью формирования экологической воспитанности старшеклассников в ходе применения разработанных методических рекомендаций.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась: а) в ходе опытно-экспериментальной и педагогической работы на базе гимназии №№ 7, средней школы № 165 г. Казаниб) в выступлениях на научно-практических конференциях молодых ученых и студентов КГПУ (Казань, 1998, 1999) — на V Международной научно-практической конференции, посвященной преемственности народных традиций (Казань — Набережные Челны, 1998 г.), на X Международной конференции, посвященной 60-летию Российской Академии образования (Казань, КГПУ, 2003)-на Международной научно-практической конференции, посвященной 125-летию со дня рождения Януша Корчака (Казань, КГПУ, 2003) — на Всероссийском совещании-семинаре научно-педагогических работников и руководителей высших и средних педагогических учебных заведений по теме: «Воспитательный потенциал учебных дисциплин предметной подготовки в формировании личности будущего учителя» (Казань. КГПУ, 2004) — в) в процессе чтения лекций и проведения семинарских, лабораторных и практических занятий по методике преподавания иностранных языков в средней школе.

На защиту выносятся:

Понятийное обеспечение проблемы формирования экологической воспитанности старшеклассников в процессе изучения иностранного языка.

Специфика использования воспитательного потенциала учебной дисциплины «Иностранный язык» в экологическом воспитании старшеклассников.

Теоретическое обоснование и обеспечение комплекса педагогических условий формирования экологической воспитанности старшеклассников средствами иностранного языка.

Структура диссертации. Данная работа состоит из введения, 2 глав, включающих 6 параграфов, заключения, библиографии и приложений.

Выводы по второй главе:

1. На основании результатов констатирующего эксперимента, направленного на выявление уровня экологической воспитанности старшеклассников, необходимо отметить, что процесс реализации экологического воспитания старшеклассников средствами иностранного языка характеризуется рядом упущений психолого-педагогического характера: относительно низкий уровень участия школьников в эколого-краеведческой и природоохранной деятельностинедостаточное использование учителями средних общеобразовательных учреждений воспитательного потенциала учебной дисциплины «иностранный язык» в организации экологического воспитания старшеклассников.

2. В ходе анализа результатов опытно-экспериментальной работы и теоретического изучения проблемы исследования нами определен следующий комплекс активных методов и приемов экологического воспитания старшеклассников в процессе изучения иностранных языков: проведение коммуникативных мероприятий проблемно-творческого характера (решение проблемных заданий, дискуссии, составление рассказов, ролевые и деловые игры экологической направленности) — организация педагогического общения на уроке иностранного языка и во внеклассной работе (рецензирование зарубежной литературы) — реализация метода проектов в учебно-воспитательном процессе с использованием аутентичных материалов по экологической тематике (защита проектов экологически чистых предприятий, плакатов, конкурс рассказов и стихов о природе, обсуждение видеосюжетов, затрагивающих экологическую тему).

3. Экспериментальная работа по определению необходимых педагогических условий, проводимая при организации учебно-воспитательного процесса в гимназии № 7, средней школы № 165 г. Казани, позволила практически доказать их высокий уровень эффективности и значимости на современном этапе развития школы, а также необходимости использования предложенных в диссертационном исследовании педагогических технологий в качестве методических рекомендаций к практической деятельности учителями иностранного языка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Глобальный кризис окружающей среды привел к тому, что экологические проблемы стали центром внимания научных исследований общественных организаций и средств массовой информации. Природа — это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир человека, и, прежде всего, ребенка, трудно переоценить. Практический опыт убедительно свидетельствует: детская душа раскрывается в общении с природой, развиваются способность к образному мышлению, наблюдательность, внимание.

Экологическое образование и воспитание — это средство для решения экологических проблем современности. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.) и «Об образовании» (1992 г.) созданы предпосылки правовой базы для формирования системы всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования населения.

В настоящее время под руководством действительного члена РАО Леднева B.C. подготовлена и представлена на рассмотрение коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации комплексная Программа «Российский общеобразовательный стандарт», включающий обязательный минимум содержания образовательных программ по экологии.

Проблемный Совет по экологическому образования Российской академии образования предложил концепцию общего среднего экологического образования и воспитания школьников. Важной проблемой для педагогов является формирование у всех выпускников экологической грамотности, так как на сегодняшний день необходимо воспитывать в школах поколения учащихся, обладающих высоким уровнем экологической воспитанности, способных в перспективе решить насущные экологические проблемы. Экологизация содержания традиционных учебных предметов, выделение в их структуре экологической темы, введение специальных дисциплин, ориентированных на изучение экосистем или окружающей среды позволят достичь наибольшего учебно-воспитательного результата экологического образования.

С учителей школ всех специальностей на современном этапе никто не снимал ответственность за воспитание и формирование ответственного отношения к природе, рационального использования ее богатств, бережного и гуманного отношения ко всему живому. Это в равной степени касается учителя географии и физики, учителя иностранного языка и учителя музыки. Таким образом, масштабность экологических бедствий, грозящих перерасти в катастрофу для всего человечества, выдвигает на первый план проблему формирования экологической воспитанности личности, обеспечивающей гармонизацию взаимоотношений человека, общества и биосферы.

По нашему мнению, экологическую воспитанность можно рассматривать в двух аспектах: 1) широком — как некоторый уровень, присущий ему способом организации общественной жизни и особым стилем взаимодействия с окружающей средой (экологическая воспитанность общества) — 2) узком — как отношение человека к природе и социальной среде, к себе и другим людям, выраженное в словах, делах, поступках, отношении, деятельности и обусловленное особенностями сознания личности (индивидуальная экологическая воспитанность).

2. Экологическое воспитание как одно из важных направлений развития ребёнка в современной системе воспитания и как объект исследования педагогической науки имело свою значимую предисторию и нашло отражение в трудах лучших зарубежных и отечественных педагогов прошлого (Я.А.Коменского, Ж.-Ж.Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф. Дистервега, Я. Корчака, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого и др.). Анализ всего богатства педагогического наследия показал, что многие идеи и концепции являются актуальными и для сегодняшнего дня, в том числе для повышения эффективности функционирования системы экологического воспитания детей старшего школьного возраста: о развивающих возможностях обучения старшеклассника на основе приобщения к природным явлениямо важности его «естественного развития» на основе слияния с миром природы, принципе природосообразности воспитанияоб обусловленности воспитания отношения школьников к природе на основе культурных факторово великой роли Природы в нравственно-культурном совершенстве ребёнка.

3. Практическая значимость результатов деятельности педагогов первой половины XX века по разработке изучаемой проблемы состояла в попытке конкретизировать основные условия эффективного решения проблем воспитания личности средствами природы: обеспечение связи школы и социальной средысоздание «общинной школы», обоснование системного подхода к экологизации сознания ребенкаопыт организации экологической лесной школыуважительное отношение к народным и национальным традициям, связанным с охраной природывозрастание внимания к практическому компоненту экологического воспитания. Образцом и примером создания эффективной системы экологического воспитания является опыт В. А. Сухомлинского, который считал необходимым вводить ребенка в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нем для себя что-то новое, чтобы рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

4. Экологическое воспитание как педагогическая система с её тезау-росом понятий складывалась в последней трети XX века. Происходило уточнение элементов этой системы через разработку понятийного ряда («экологическое образование», «экологическая культура», «экологическое воспитание»).

5. Согласно существующим современным подходам к воспитанию личности на принципах гуманизма, в исследовании было определено понятие «экологическое воспитание», которое рассматривается как процесс создания эффективных педагогических условий, направленных на развитие экологического мировоззрения личности старшеклассника как субъекта экологической деятельности в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, нравственно-экологической позицией, умениями и навыками экологически обоснованного взаимодействия с природной и социальной сферой.

6. Экологическое воспитание учащихся общеобразовательных школ является одинаково приоритетным на любой возрастной ступени, однако каждый возрастной период экологизации личности характеризуется определенной спецификой. Особенностями экологического воспитания старшеклассников выступают: преобладание задач по формированию эмоциональной чувствительности по отношению к явлениям природного миратесная связь экологического воспитания с элементами художественно-созерцательного освоения мира природыиспользования активных методов и приемов в приобщении старшеклассников к экологическим ценностямучет междисциплинарного характера экологического воспитания в нашей стране и за рубежом.

7. Мы пришли к заключению, что, несмотря на проведение многочисленных исследований, посвящённых раскрытию воспитательного потенциала учебных дисциплин в формировании экологической воспитанности личности, аспект использования учебной дисциплины «иностранный язык» в реализации экологического воспитания старшеклассников раскрыт недостаточно.

8. В ходе эксперимента нашло своё подтверждение положение о том, что экологическое воспитание старшеклассников средствами иностранного языка будет более эффективным при создании определённых педагогических условий:

• учет возрастных особенностей старшеклассников в организации экологического воспитания средствами иностранного языка;

• актуализация аксиологического ядра содержания предмета «иностранный язык» на старшей ступени обучения, позволяющая обеспечить личностный выбор и присвоение школьниками ценностей, среди которых «Природа» занимает центральное место;

• дидактически обоснованный подбор учебного материала, направленного на формирование экологической воспитанности старшеклассников;

• творческий подход к использованию зарубежных учебно-методических комплектов и оригинальных методик наряду с традиционными учебниками по иностранному языку;

• использование технологии формирования коммуникативной и интеллектуальной деятельности, направленной на становление экологической воспитанности старшеклассников;

• интеграция урочной и внеурочной деятельности старшеклассников в процессе изучения иностранного языка.

9. Проведённая опытно-экспериментальная работа доказала правильность выдвинутой гипотезы и концептуальных положений по реализации педагогических условий экологического воспитания старшеклассников средствами иностранного языка. В ходе проведения исследования и анализа его результатов были намечены наиболее значимые проблемы, требующие дальнейшего рассмотрения. В их числе актуальной представляется более полная и углублённая разработка проблемы совместной деятельности школы по экологическому воспитанию, использования потенциала зарубежной художественной литературы и телевидения в экологическом воспитании, разработка программно-методического обеспечения данного процесса на основе многоуровневой комплексной программы, направленной на экологическое воспитание старшеклассников в процессе изучения иностранного языка.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.Е. Формирование экологической культуры подростков в условиях взаимодействия особо охраняемых природных территорий и образовательных учреждений региона: Автореф. канд. пед. наук. — М., 2002. — 26 с.
  2. А.И. Нравственное воспитание старшеклассников в процессе природоохранной деятельности: Дисс.канд. пед. наук. М., 1984.- 196 с.
  3. С. Социализм реальный гуманизм // Политическое самообразование. — 1976. — № 9. — С. 32 — 38.
  4. В.И. Педагогика творческого самообразования. Инновационный курс. Книга 2. Казань: Изд-во Казанского университета, 1998. -320 с.
  5. А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа: (Учеб. для вузов по спец. «Психология»). М.: Изд-во МГУ, 1990.-367 с.
  6. А.Г. Экология. Энциклопедический словарь. Казань: Таткнигоиздат, 1995. — 368 с.
  7. JI.P. Содержание и методы экологического воспитания дошкольников: Автореф. канд. пед. наук. М., 2002. — 31 с.
  8. С.А. Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности: Автореф. канд. псих. наук. Киев, 2001.-19 с.
  9. Т.Б. Психологические особенности отношения школьников к природе (на м-ле 4−10 кл.): Автореферат канд. пед. наук. М., 2002.-26 с.
  10. Г. Б. К вопросу о технологии воспитания экологической культуры учащихся младших классов. // Ярославский педагогический вестник. 2002.- № 1 (30).- С. 138- 148.
  11. Г. Б. Познавательная и практическая деятельность в природе как фактор формирования личности младшего школьника: Дисс.канд. пед. наук. -М., 1984. -253 с.
  12. А.Р. Нравственное воспитание младшего школьника на краеведческом материале (Из опыта работы школ Республики Татарстан): Дисс.канд. пед. наук. Казань, 1996. — 211 с.
  13. Н.Ш. Народные знания адыгов (черкесов) о природе и их использовании в формировании экологической культуры школьников: Дисс. канд. пед. наук. Казань, 1992. -215 с.
  14. Л.Д. Совместная работа семьи и школы по воспитанию у школьников бережного отношения к природе: Автореф. канд. пед. наук. Казань, 1983. 31 с.
  15. В.А. Социально-педагогические условия совершенствования семейного воспитания в период современного развития. Дисс. канд. пед. наук. Казань, 1993. — 215 с.
  16. О.С., Черенкова С. В. Нравственное воспитание старшеклассников. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. — 128 с.
  17. М.И. Народная педагогика в системах прошлого и на современном этапе. Учебно-методическое пособие для студентов педагогических институтов. Набережные Челны, 1995. — 40 с.
  18. А.А. Психология о личности. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1988.- 188 с.
  19. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  20. А.П. В дружбе с людьми и природой. М.: Просвещение, 1991.- 156 с.
  21. А.О. Игры в семейном кругу. Пермь: Кн. изд-во, 1991. -380 с.
  22. В.А. Экологический словарь. Алма-Ата.: Наука, 1983. -216 с.
  23. А.Э. Песни по проблемам экологии на уроках немецкого языка // Иностранные языки в школе. 1995. № 4. 70 с.
  24. В.А., Мухина B.C. Психология: Учебное пособие для педагогических училищ. М.: Просвещение, 1988. — 366 с.
  25. Н.Ф. Теоретические и научно-методические основы ознакомления детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с окружающим миром: Дисс. доктора пед. наук. М.: 1994. — 165 с.
  26. Вопросы эколого-нравственного воспитания учащихся во внеурочное время (Методические рекомендации). Казань: КГПУ, 1994. — 40 с.
  27. Воспитание экологической культуры школьников как психолого-педагогическая проблема (опыт теоретико прикладного исследования). -М., 1997.-64 с.
  28. Ф.Г. Особенности нравственного воспитания младших школьников сельской местности Казань: КГПУ, 2002. — 28 с.
  29. И.Т. Эколого-нравственное воспитание учащихся в процессе изучения естественно научных дисциплин (в VI — IX классах) — Дисс. канд. пед. наук. — К.: 1995. — 223 с.
  30. И.Т. Непрерывность экологического образования. Монография. Казань: Изд-во «Тан Заря», 2002. — 198 с.
  31. И.Т. Преемственность экологического воспитания. Монография. Казань: КГПУ, 1999 — 204 с.
  32. И.Т., Хусаинов З. А., Хазеев Г. Х. Экологическое образование дошкольников. Учебно-методическое пособие. Казань: КГПУ, 2002, -96 с.
  33. Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингво-дидактика и методика. Москва, 2004. 336 с.
  34. Р.А. Нравственно-экологическое воспитание и образование основа для повседневной экологизации производственной деятельности человека // Организационно-педагогические условия эколого-нравственного воспитания. Казань, 1995. — С.20−21.
  35. И.А. Структура семьи. М.: Статистика, 1976. — 168с.
  36. С.Н. Экологическая культура, образование и цивилиза-ционный выбор России // Наука и школа, 1997. № 3. — С.4 -11.
  37. Дж., Стенли Дж. (пер. с англ.) Статистические методы в педагогике и психологии. М., 1976. — 495 с.
  38. Глобальное мышление при локальном действии // Япония. Фото. -1991.- № 3. -50 с.
  39. М.И., Краснянская K.JI. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М., 1977. — 134 с.
  40. А.А. Экологические уроки прошлого и современности. Л.: Наука, 1991.-252 с.
  41. Н.В. Некоторые подходы к организации экологического образования в природных школах Швеции // Материалы Пятой международной конференции АсЭкО 18−23 ноября 1999 г. Россия, Санкт Петербург. — Обнинск, 1996. — С.12−16.
  42. Р. Основы экологии (перевод с французского). М.: Прогресс, 1975.-415 с.
  43. М.С. Экология растений: Учебное пособие для биологических специальностей вузов. -М.: Высшая школа, 1983. 190 с.
  44. В.В. Поговорим об экологии. М.: Молодая гвардия, 1975.- 195 с.
  45. Н.С. Экологическая культура как предмет психолого-педагогического исследования // Воспитание экологической культуры школьников как психолого -педагогическая проблема (Опыт теоретико-прикладного исследования). М., 1997. — с.5 — 13.
  46. Н.С., Иванова Л. Ю., Клемяшова Е. М., Ситко И. В., Цветкова И. В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие. М.: Пед. Общество России, 2000. — 63 с.
  47. С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. -310с.
  48. С.Д., Левин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов — на — Дону: Издательство «Феликс», 1996. — 480 с.
  49. С.Д., Левин В. А. Экологическое образование в условиях экологического кризиса // Учителю об экологии детства М., 1996. — С. 16 -31.
  50. В.Н. Нравственное воспитание подростков в процессе общения с природой: Автореф. канд. пед. наук. М.: 1967, — 16 с.
  51. Дистервег. Избранные педагогические сочинения. М.: Госучпедгиз, 1956. — 374 с.
  52. М. Экологическое воспитание в Германии // Педагогика. -1997.-№ 5.-С. 103−107.
  53. О.М. Экологическая культура: Педагогический аспект / О.М. Дорошенко- Гроднен. гос. ун-т им. Янки Купалы. Гродно: Гр. ГУ, 2001.-234 с.
  54. Дре Ф. Экология (перевод с французского В.В. Алтапова). М.: Атом, издат., 1976. — 168 с.
  55. О.В. Экологическое образование школьников в процессе их политехнической подготовки: Дисс.канд. пед. наук. М., 1993. — 161 с.
  56. Л.И. Основы начального экологического воспитания: (Учебное пособие). М.: Прометей, 1996. — 177 с.
  57. Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. М.: АРКТИ, 2001.-128 с.
  58. М.В. Экологическое воспитание младших школьников в игровой деятельности: Автореф. канд. пед. наук. 20 с.
  59. .В. Экологическое право России. Учебник. Издание второе, перераб. и допол. — М.: «Юристь», 1996. — 624 с.
  60. Г. И. Педагогика в понятиях и определениях: Учеб. Пособие для студентов педагогических специальностей. Саратов: Изд-во саратовского ун-та, 1991 — 56 с.
  61. Д.Ф. Нравственно эстетическое воспитание: Автореф. канд. пед. наук. — Казань, 1993. — 18 с.
  62. В.Г. Педагогические условия воспитания гуманности у младших школьников в семье: Дисс.канд. пед. наук. Казань, 1989. — 179 с.
  63. В.Г. Воспитание младшего школьника в семье. Казань: Казанский пед. ун-т, 1999. — 54 с.
  64. С. Экология и культура. //Новый мир. 1992 — № 9. — С. 3−12.
  65. А.Н. Содержание экологического образования в средней школе: теоретическое обоснование и пути реализации: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1993. — 32 с.
  66. А.Н. На экологической тропе: Опыт экологического воспитания. М.: Знание, 1986. — 80 с.
  67. А.Н. Содержание экологического образования. М.: 1987.-220 с.
  68. А.Н. Школа и проблемы охраны природы: (Содержание природоохранительного образования). М.: Педагогика, 1981. — 184 с.
  69. А.Н., Суравегина И. Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. М.: Просвещение, 1984. — 160 с.
  70. И.Д. Охрана природы и экологическое воспитание. // Воспитание школьников. 1985. — № 6. — С.14−16.
  71. И.Д. Формирование ответственного отношения к природе // Сов. педагогика 1983 — № 12. — С. 12 — 19.
  72. И.Д. Что такое экологическая культура школьника? // Семья и школа. 1979.-№ 10. -С. 16−19.
  73. И.Д. Экогласность и образование. //Советская педагогика. 1991. -№ 1. — С. 9 — 12.
  74. И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы// Экологическое образование: концепции и технологии: Сб. науч. тр. / Род ред. проф. С. Н. Глазачева. Волгоград: Перемена, 1996. — С. 72 -84.
  75. И.Д. Экология в школьном обучении // Серия Знание «Педагогика и психология». 1980. № 2. — 96 с.
  76. И.Д., Суравегина И. Т. Экологическое образование школьников. М.: Педагогика, 1983. — 160 с.
  77. О.Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.
  78. Зелёная книга Республики Татарстан /Под. ред. Н. П. Торсуева. -Казань: изд. КГУ, 1983. 422 с.
  79. Л.Я. О разработке интегрированного курса для углубленного изучения иностранного языка // Иностранные языки в школе. 1991. № 3. -65 с.
  80. И.А. Личностная направленность образования и компе-тентностный подход // Сб. Воспитание будущего учителя в процессе предметной подготовки. Казань, 2004. М., 1991. С.23−32.
  81. И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М., 1991.-225 с.
  82. А.В. Критерии нравственной воспитанности.// Педагогика. 1992. — №№ 11 — 12. — С. 22 — 26.
  83. В.В. Воспитание у младших школьников эмоционально -ценностного отношения к природе: Автореф. канд. пед. наук. 18 с.
  84. Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе: Учебно-методическое пособие. М.: ЦГЛ, 2003. — 56 с.
  85. Н.Б. Природа как ценность культуры /Серия «Этика», 1987.-№ 4.-42 с.
  86. История педагогики. Часть 2. С XVII в. до середины XX в. Учебное пособие для пед. университетов /Под ред. академика РАО А.И. Писку-нова. М.: ТЦ «Сфера», 1997. — 304 с.
  87. В.П. Нравственное воспитание старшеклассников в процессе обучения и во внеклассной работе по предметам биологического цикла: Дисс. канд. пед. наук. Красноярск, 1977. — 171 с.
  88. Кан Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. — М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
  89. С.А. Формирование нравственно экологической культуры у младших школьников: Дисс. канд. пед. наук. — Ульяновск, 1992. -230 с.
  90. Д.Р. Этнопедагогическое наследие как фактор экологического воспитания младших школьников Дагестана: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1995. 30 с.
  91. Е.Б. Значение «диалога с природой» в современный период // Наука и школа. № 3 — 1997. — с. 12−17.
  92. В.А. Формирование экологической культуры и проблемы образования. //Педагогика. -2001. № 1-С. 32−41.
  93. С.В. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 1988.-208 с.
  94. Т.А. Формирование экологической позиции учащихся в ходе внеурочной работы: Автореф. канд. пед. наук. М., 2001. — 23 с.
  95. Д.В. Педагогические особенности нравственности. //Советская педагогика. 1990. — № 4 — С. 35 — 39.
  96. Я.А. Великая дидактика Избр. пед. соч. — М.: Учпедгиз, 1955.-С. 164−446.
  97. Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Информационный обзор. (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.). Новосибирск, 1992. — 90 с.
  98. Концепция воспитания в современных условиях: Для обсуждения на Междунар. науч. практ. конф. «Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей». — М.: Изд. ИТП и МИО РАО, 1993.-20 с.
  99. Я. Избранные педагогические сочинения. М., 1966. 286с.
  100. Э.В. К проблеме определения предмета нравственного воспитания. /Тезисы научного семинара «Актуальные проблемы перестройки школы». Тарту: Изд-во ун-та, 1989. — С. 57 — 69.
  101. Н.К. Методика общественно полезной работы // Пед. соч.: В 10 т. М.: АПН РСФСР. — 1959. — Т.З. — 250 с.
  102. Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 232 с.
  103. . Педагогические основы экологического воспитания учащихся сельских школ: Дисс. канд. пед. наук. Ташкент, 1990. -174 с.
  104. .Е. Вопрсы природоохранительного просвещения. -Тбилиси: Мецнисреба, 1988. 32 с.
  105. Я.И. Экологическое воспитание. //География в школе. 1989.-№ 5−49 с.
  106. И. Взаимодействие родителей и педагогов в современной школе. // Педагогика. 1996. — № 4. — С. 122 — 123.
  107. Личность Семья. Школа: (Проблемы социализации учащихся): Пособие для руководителей школ /Под ред. С. Г. Вершловского. СПб., 1996.-218 с.
  108. В.А. Человек и природа. Социально философские аспекты экологических проблем. — М.: Политиздат, 1978. — 224 с.
  109. И.С. Подросток и экран. М.: Педагогика, 1989. — 176с.
  110. .Т. Экология личности. // Педагогика. 1993. — № 2.57 с.
  111. .Т. Педагогика: Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, 1992.-528 с.
  112. Г. П. Экологическое воспитание первоклассников на уроках сельскохозяйственного труда // Начальная школа. 1990. — № 9. -С.29−40.
  113. А., Серебцова М. (Зелёное платье земли). Сказки о цветах, деревьях и растениях. М.: Сфера, 1998. — (Серия «Книга для занятий по духовному воспитанию», Книга VII). — 576 с.
  114. А.В., Провадкин Г. Г. Социальная экология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В. И. Жукова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.-312 с.
  115. С.И. Тема: «Защита окружающей среды» на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. 1995. С.26−30.
  116. А.А. Учителю о психологии младших школьников. М.: Просвещение, 1977. — 244 с.
  117. С.Г., Вакулин JI.A. Охрана природы. М.: Колос, 1983. -172 с.
  118. Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие. Минск, 1999. 522 с.
  119. Материалы IV Международной школы-семинара по природоохранительной пропаганде «Трибуна». Киев Нижний Новгород, 1994. -92 с.
  120. Т.В. Экологическое воспитание младших подростков в процессе изучения предметов биогеографического цикла: Дисс. канд. пед. наук. М.: МГПИ, 1991.- 17 с.
  121. Р.П. Компетентность в изучении языка // Иностранный язык в школе. 2004 № 7. С. 12−16.
  122. В.М. Экологическое воспитание в начальных классах: Пособие для учителя. М, 1987. — 112 с.
  123. А.В. Эстетическое и нравственное воспитание в экологическом воспитании школьников. Казань: Тат.кн.изд-во, 1989. — 88 с.
  124. Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М. «Педагогика», 1991. 152 с.
  125. А.В., Пашканг JI.B., Родзевич Н. Н. Охрана природы. -М.: Просвещение, 1983. 144 с.
  126. Е.Е. Психолого-педагогические и методические аспекты экологического образования в начальной школе // Начальная школа. -2002.-№ 7.-65 с.
  127. B.C. Возрастная психология. М., 1992. — 430 с.
  128. Н.Х. Экологическое воспитание эстетическими средствами: Дисс.канд. пед. наук.-Казань, 1994.-230 с.
  129. В.Т. У истоков японского «группового сознания» (послесловие к русскому изданию) // Детский сад в Японии. М., 1987. — 55 с.
  130. Народная педагогика основа воспитания подрастающего поколения (Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции). — КГПИ, 1993.- 125 с.
  131. К. Китаб-эт-тэрбия. Казан. Татар кит. нэшр., 1992. -144 б.
  132. Р.С. Основы общей психологии. М., 1994. — 240 с.
  133. З.Г. Воспитание социалистической гуманности у школьников. Казань, 1987. 45 с.
  134. З.Г. Народные традиции как средство воспитания социалистической гуманности у старших подростков: Автореф. канд. пед. наук. Казань, 1980. — 24 с.
  135. Н.Г. Экологическая культура школьника // Организационно-педагогические условия эколого-нравственного воспитания. Казань, 1995.-С. 14−16.
  136. С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 184 с.
  137. С.Н. Общение с природой начинается с детства. -Пермь, 1992.-214 с.
  138. С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изда-телский центр «Академия», 2002. — 336 с.
  139. Нравственное воспитание школьников / под ред. И.С. Марьенко/. -М.: Просвещение, 1969.-310 с.
  140. В. Сакура и дуб: Впечатления и размышления о японцах и англичанах // Роман-газета. 1987 — № 3. — С.5−18.
  141. В. Японский школьник дома и в школе // Воспитание школьников. 1989. — № 3 — С. 147 — 155.
  142. В. Японский школьник дома и в школе // Воспитание школьников. 1989 — № 4 — С. 148 — 153.
  143. Окружающая среда: Энциклопедический словарь справочник. — М., 1993.-320 с.
  144. Организационно-педагогические условия эколого-нравственного воспитания: тезисы докладов республиканской научно-практической конференции 11−12 мая 1995 г. Казань, 1995. — 62 с.
  145. Отношение школьников к природе / под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. М., 1988. — 123 с.
  146. Г. Г. Экологическое воспитание младших школьников в семье: Автореф. канд. пед. наук Казань, 2003. — 24 с.
  147. И.Г. Избр. пед. соч.: В 2-х т. т.2 — М., 1981 — 213 с.
  148. Р.А., Голов В. П., Сизоглазов В. И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. -176 с.
  149. А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики./ Сост. и авт. вводных статей член.-корр. акад. пед. наук СССР проф. А. И. Пискунов. М.: «Просвещение», 1971. — 560 с.
  150. Проблемы охраны природы Татарстана / под ред. В. А. Попова. -Казань: Тат.кн.из-во, 1979. 160 с.
  151. Проблемы охраны природы Татарии /сб. ст. под ред. М.М. Гима-деева. Казань: Тат.кн.из-во, 1985. — 160 с.
  152. Программы средней общеобразовательной школы // Иностранные языки. М., 1988. № 3 — С. 13−14.
  153. И. Школа Мулле // Обруч. 1999. — № 6. — С.21−25.
  154. Е.В. Духовно-экологическое содержание и формы народных игр как средство развития младших подростков: Автореф. канд. пед. наук. Казань, 1998. — 18 с.
  155. Н.А. Экология и эстетика. //Школьные технологии. Научно-практический журнал для школьного технолога (завуча). 1998. — № 3. -48 с.
  156. Т.А. Экологический лагерь. //Биология в школе. 1993. -№ 4.-С. 20−32.
  157. Н.Ф. Надежды на выживание человечества: Концептуальная экология. -М.: Наука, 1997. 182 с.
  158. Н.Ф. Природопользование: Словарь справочник. М.: Мысль, 1990.-637 с.
  159. Г. В., Рабинович Ф. М. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М., 1991. 186 с.
  160. Т.М. Организационно-педагогические условия нравственно-экологического воспитания школьников. М., 1991. 125 с.
  161. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт./ Р76 Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998 — 672 е., т. 2 -М-Я-1999.-С. 319−321.
  162. А.И. Взаимодействие природы и человека. //Педагогика. №№ 11 — 12. — С. 26 — 30.
  163. Л.П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе: Дис. канд. пед. наук. М., 1978. — 16 с.
  164. Л.П. Опыт экологического воспитания младших школьников.// Начальная школа. 1991. — № 4. — С.32−37 с.
  165. А.В. Экологическое воспитание учащихся. Учебно методическое пособие. — М.: Высшая школа, 1988. — 79 с.
  166. Семья в современном многонациональном мире. Сборник подготовлен к Международному Дню Семьи (15 мая 1995 года), объявленному Генеральной Асамблеей ООН. Казань, 1995. — 24 с.
  167. В.М. Экологическое образование: интеграция научных знаний и образных представлений. //Советская педагогика, 1989. № 5. — с. 15−19.
  168. Л.Ю. Школьник, его развитие и воспитание: Учеб. пособие для студентов ун-тов и пед. ин-тов/ Самарский гос. пединститут. -Самара, 1991.-243 с.
  169. B.C. Экологическое образование. //Биология в школе, 1989. -№ 3.- С. 27−28.
  170. И.Я. Семья в социалистическом обществе. М.: Политиздат, 1981.-63 с.
  171. С.С. Тенденция развития экологического воспитания школьников в процессе внеурочной деятельности: Автореф. канд. пед. наук.-М., 1987.- 18 с.
  172. И.Т. О методах формирования ответственного отношения школьников к природе. //Биология в школе, 1988. № 3. — С. 32 — 40.
  173. И.Т. Экологическое образование важное направление работы общеобразовательной школы // Биология в школе. 1987. — № 3 -С. 20−28.
  174. И.Т., Мамедов Н. М. Экологическое образование: проблемы базовых знаний.// Биология в школе, 1993. № 1 — С. 17 — 22.
  175. И.Т., Сенкевич В. М., Кучер Т. В. Экологическое образование в школе. //Советская педагогика, 1990. № 12. — С. 47 — 51.
  176. В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т. 2. Павлышская средняя школа. /Сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль. -М.: Педагогика, 1980. 384 с.
  177. В.А. Рождение гражданина. М.: Просвещение, 1971.-336 с.
  178. Г. С. Адаптирование младших школьников к окружающему миру средствами искусства и культуры: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1997. — 19 с.
  179. JI.H. Полн. соб. соч.: В 90 т. т. 4 — М., 1928 — 1958. -320 с.
  180. С.А. Система экологического воспитания образования в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского: Автореф. канд. пед. наук. -Майкоп, 1995.-22 с.
  181. H.JI. Дополнительные материалы по теме «Природа» // Иностранные языки в школе. 1991. № 2. С. 10−16.
  182. К.Д. Избранные пед. соч. в 2-х тт. М., 1974. — 280 с.
  183. Р. Экологическая тропа. //Магариф, 1991 № 5. -С. 36−37.
  184. Философский словарь / Под ред. М. М. Розенталя. М.: Политиздат, 1975.-496 с.
  185. В.П. Туристко-краеведческая экспедиция, как форма экологического воспитания старшеклассника: Автореф. канд. пед. наук. М. 1998.- 18 с.
  186. С.И. Экология и марийская народная культура // Начальная школа. 1998. — № 6. — С. 66 — 71.
  187. JI.M. Психологический справочник учителя. М., 1991. -215 с.
  188. А.С. Производственный коллектив и эффективность труда. М.: Знание, 1973. — 64 с.
  189. Г. Х. Экологическое образование сельских школьников: Автореф. канд. пед. наук. Казань, 2002. — 22 с.
  190. Ф.Ф. Национальная школа «Институт экологии» // Организационно-педагогические условия эколого-нравственного воспитания. Казань, 1995. — С.30−34.
  191. И.Ф. Нравственное воспитание школьников. М.: Просвещение, 1983.- 160 с.
  192. А.Г. Брак и семья в СССР. 2-е изд. М.: Мысль, 1979. -367 с.
  193. А.Г. и др. Труд коллектив — личность. — М.: Знание, 1978.-64 с.
  194. А.И. Осенняя экскурсия в парк.// Начальная школа -1984. № 9. — С.22−24.
  195. А.Б. Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста в семье средствами народной педагогики (на примере татарской семьи): Дисс. канд. пед. наук. Казань, 1996. — 208 с.
  196. З.А. Региональная модель формирования экологической культуры учащихся: Монография. Казань: Экоцентр, 2002. — 160 с.
  197. З.А. Формирование экологической культуры учащихся национальной школы на основе знаний татарского народа о природе: Дисс. канд. пед. наук. Казань, 1992. — 215 с.
  198. И.В. Теоретические и методические основы экологического воспитания младших школьников во внеурочное время: Дисс. доктора пед. наук. М., 1999. — 269 с.
  199. И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы. М.: Пед. об-во России, 2000. -176 с.
  200. Чень Цзюнь-тянь. Воспитание любви к природе у детей старшего дошкольного возраста (на основе труда и наблюдений в природе): Автореф. канд. пед. наук. Москва, 1961. 19 с.
  201. В.В. Экологическое образование в школах развитых стран мира. М.: 1992. — с.96.
  202. С.Д. Школьный урок : Как научить каждого. М., 1991. -48 с.
  203. И.А. Деятельность школьного КИДа и экологическое воспитание учащихся на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. 1991. № 5. С.44−50.
  204. Т.П. Совместная деятельность учителей и родителей в экологическом воспитании подростков: Дисс. канд. пед. наук. М.:1995. — 178с.
  205. Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 2-е изд., расшир. и доп. — СПб: Питер, 2000. — 656 е.: ил. — /Серия «Мастера психологии».
  206. Д.Б. Психология игры. М., 1978. 190 с.
  207. Экологическое воспитание. -М.: Знание, 1982. 96 с.
  208. Экологическое образование школьников / А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Е. М. Кудрявцева и др. /Под. Ред. И. Д. Зверева. М.: Педагогика, 1983.- 160 с.
  209. Экологическое воспитание в семье. Пособие для слушателей экологической школы. Нижний Новгород, 1991. 40 с.
  210. Экология и жизнь (наука, образование, культура): Международный сборник статей. Вып. 2 / Отв. Редактор Н. Н. Семчук- Нов. ГУ им. Ярослава Мудрого. Новгород, 1997. — 140 с.
  211. Экологическое образование в школе, Концепция /Моск. Деп. Обр.- И. Д. Зверев, И. Т. Суравегина и др. Моск. центр межнац. и сравн. обр., 1994.-30 с.
  212. М.А. Формирование природоохранительной деятельности учащихся начальной школы Узбекистана: Автореф. канд. пед. наук. -Казань. 1997−16 с.
  213. П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М., 1986. -240 с.
  214. Е.В. Развитие экологической культуры личности младших школьников: Дисс. канд. пед. наук. М., 1996. — 154 с.
  215. Н.Э. Формирование экологической культуры младших школьников в процессе краеведческой деятельности: Дисс. канд. пед. наук. -Казань, 1998.- 178 с.
  216. Н.Э. Формирование экологической культуры младших школьников в процессе краеведческой деятельности: Автореф. канд. пед. наук. Казань, 1998. — 20 с.
  217. В.А., Дерябо С. Д. Методика проведения эколого-психологического тренинга // Школа здоровья, 1995. № 2. — С. 114−121.
  218. В.А., Дерябо С. Д. Психолого-педагогический потенциал взаимодействия личности с миром природы. // Мир психологии, 1997. -№ 1. с. 68−75.
  219. Erickson E.U. Childhood and society. Penguin Book, 1967. — 268 c.1. Анкета1. Пол: а) мужскойб) женский
  220. Говорят, что любовь к животным и доброта идут рука об руку, они вырастают из одного корня, это сестры — близнецы. Так ли, это?
  221. Может ли человек быть истинно добр к людям и жесток к животным?
  222. Можно ли согласиться с тем, что человек, избивающий беззащитное животное оказывается чутким, сердечным, сострадательным к людям?
  223. Находят ли животные и вообще живая природа сострадание в вашем сердце?
  224. Ученые-биологи предлагают сформулировать для молодого поколения заповедь: «Не губи зря ни растения, ни животного! Помогай им расти и жить!» Согласны ли вы с этой заповедью?
  225. Существует ли в вашей школе живой уголок?
  226. Принимаете ли вы участие в работе по уходу за живым уголком?
  227. Проводится ли в вашей школе работа по охране природы? Принимаете ли вы в ней участие?
  228. Известны ли вам факты варварского отношения к природе в среде ваших одноклассников и сверстников?
  229. Хотелось ли вам заниматься проблемами окружающей среды на занятиях экологического кружка на иностранном языке?
  230. Что вы ждете от этих занятий, и какую информацию вы хотели бы получить?1. МЕТОДИКА «ДОМИНАНТА»
  231. Экспресс-методика диагностики доминантности отношения к природе базируется на классификации отношений личности, разработанной А. Ф. Лазурским.1. Уважаемый ученик!
  232. МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ РЕЗЕРВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ УЧИТЕЛЯМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА1. Уважаемые учителя!
  233. Вам предлагается каждую из ниже сформулированных проблем оценить по 10-бальной шкале (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10) с точки зрения ее приоритетности в вашей работе. Отнеситесь к процедуре оценивания взвешенно и обдуманно.
  234. Какова частота использования направленных вами как учителем иностранного языка и классным руководителем задач, направленных на повышение уровня экологической воспитанности старшеклассников.
  235. Какова степень эффективности использования в вашей работе воспитательного потенциала учебной дисциплины «иностранный язык» по следующим направлениям воспитания:
  236. На уроке Во внеурочное время1. Нравственное2. Умственное3. Физическое4. Экологическое5. Эстетическое6. Половое7. Трудовое8. Патриотическое9. Правовое10. Культуры поведения1. Благодарим за ответы.1. ПЛАН
Заполнить форму текущей работой