Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Воспитание ответственности у курсантов вузов внутренних войск МВД России в процессе обучения иностранному языку

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Закономерные зависимости в развитии процесса воспитания у курсантов ответственности состоят в следующем: во-первых, на процесс воспитания у курсантов ответственности определяющее влияние оказывает уровень и направленность развития мотивации педагогов (высокого уровня развития воспитательной деятельности достигают лишь те преподаватели, у которых сложились устойчивые социальные и профессиональные… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. НАУЧНО — ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ в
  • ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
    • 1. 1. Исследование сущности, структуры и характерных черт воспитания ответственности у курсантов вузов внутренних войск МВД России в процессе обучения иностранному языку
    • 1. 2. Учет индивидуально — психологических особенностей курсантов в ходе воспитания у них ответственности в процессе обучения иностранному языку
    • 1. 3. Анализ социально — психологических и педагогических условий при организации процесса воспитания ответственности у курсантов в ходе обучения иностранному языку

    ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОВЕРКЕ ПУТЕЙ И УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ.

    2.1. Методика опытно — экспериментальной работы.

    2.2. Критерии оценки процесса воспитания ответственности у курсантов вузов внутренних войск МВД России в ходе обучения иностранному языку.

    2.3. Динамика изменений в поведении и деятельности курсантов в процессе воспитания у них ответственности в ходе обучения иностранному языку.

    ГЛАВА III. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПУТИ И УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ.

    3.1. Обоснование технологии воспитательной деятельности преподавателя по формированию ответственности у курсантов в ходе обучения иностранному языку.

    3.2. Организация диагностирования психологических особенностей курсантов и осуществления индивидуально-воспитательных воздействий в процессе преподавания иностранного языка.

    Ф

    3.3. Формирование направленности учебного коллектива на развитие у курсантов ответственности в процессе изучения иностранного языка.

Воспитание ответственности у курсантов вузов внутренних войск МВД России в процессе обучения иностранному языку (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

История развития внутренних войск МВД России убедительно свидетельствует о том, что потребность в постоянном повышении их готовности к выполнению поставленных задач объективно приводит к необходимости непрерывного повышения эффективности и качества воспитания военнослужащих. Такая необходимость обусловливается тем, что общий успех в решении задач, в конечном счете, зависит от успешного выполнения обязанностей каждым военнослужащим. В то же время невозможно качественно выполнить свои функции, если у военнослужащего не сформированы необходимые профессионально важные качества. И, прежде всего, это касается офицерского состава. Именно офицеры составляют тот стержень внутренних войск, который обеспечивает их эффективное функционирование. Не случайно, поэтому проблема воспитания будущих офицеров, в полной мере отвечающего потребностям решаемых внутренними войсками задач, всегда относилась к числу наиболее актуальных вопросов их жизнедеятельности.

• Но особое значение ее решение приобретает в переломные для российского государства моменты. Такое положение объясняется тем, что именно в эти периоды, вследствие коренных изменений, происходящих в жизни страны и внутренних войск, в наибольшей степени обостряется противоречие между сложившимся и требуемым характером процесса воспитания в частях и подразделениях. Без «снятия» данного противоречия невозможно успешно решать возложенные на внутренние войска задачи.

Анализ современного этапа развития российского общества и внутренних войск МВД РФ наглядно свидетельствует об обострении данного противоречия и в наши дни. Известно, что охватившие страну глобальные и в то же время неоднозначные процессы создали новую социально-педагогическую ситуацию. Распад Советского Союза и появление на его месте самостоятельных, независимых государств с интересами, во многом противоречащими интересам Россиипроявления вражды между бывшими «братскими» народамиизменение экономического, политического и государственного устройства Россииотсутствие единой государственной идеологиивозрастание доли новой категории военнослужащих военнослужащих контрактной службы, в числе которых значительная доля женщинведение боевых действий в мирное время и на своей территорииизменение ценностных ориентаций у молодежи и ряд других факторов требуют создания в вузах внутренних войск МВД России таких воспитательных систем, которые соответствуют объективно сложившимся условиям и обеспечивают формирование необходимых профессионально важных качеств у будущих офицеров. Организационно в такие системы должны войти все кафедры, и в том числе, кафедра иностранных языков. А среди воспитываемых качеств центральное место в соответствии со своим назначением должна занять ответственность за добросовестное выполнение вотского долга.

В то же время следует отметить, что адекватных сложившейся ситуации изменений в сфере воспитания курсантов пока не произошло. Изучение организации воспитательного процесса в ходе обучения курсантов иностранному языку показывает, что для него характерны: размытость целей воспитанияотсутствие проработанных программ деятельности по воспитанию у будущих офицеров ответственности за добросовестное выполнение воинского долгаслабый учет в проводимой работе индивидуальных особенностей курсантовпрямолинейность, шаблон, нарушение норм педагогической этикинеумение в полной мере использовать воспитательный потенциал занятий, курсантского коллективаотсутствие взаимопонимания и духовной близости между преподавателями и обучающимися, незнание нужд, трудностей, с которыми сталкиваются курсанты в процессе личностного саморазвитиянеумение организовать педагогически целесообразное общениеотсутствие преемственности и согласованности в действиях преподавателей и других участников воспитательного процесса и др.

Все это приводит к тому, что значительная часть выпускников оказывается слабо подготовленной к выполнению задач боевой службы по причинам низкой ответственности за выполнение воинского долга (по данным исследования их число достигает до 28%). Часть выпускников (около 15%) отказывается от следования к месту службы, а каждый десятый, попав в сложные условия, пасует перед трудностями, идет на совершение противоправных поступков, халатно относится к исполнению служебных обязанностей.

Необходимо отметить, что в последнее время значительно активизировались научные исследования по проблеме воспитания курсантов вузов внутренних войск (Аманацкий Ю.В. — 1994, Лаптев Ю. В. — 1996, Слепов В. В. — 1996, Витольник Г. А. — 1997, Бриткова Л. А. — 2000,.

Киевский A.B. — 2002, Шарухина Т. Г. — 2002). В них рассматриваются вопросы воспитания воинского долга, формирования нравственной культуры, профессиональной чести, лидерских качеств у будущих офицеров, оптимизации воспитывающего обучения, повышения эффективности обучения как фактора воспитания курсантов, управления развитием педагогического творчества преподавателей вузов МВД РФ и др.

Немаловажное значение для организации процесса воспитания у будущих офицеров ответственности за добросовестное выполнение воинского долга в ходе обучения иностранному языку в вузах внутренних войск МВД РФ имеют также работы, касающиеся: укрепления воинской дисциплины (Юрченко Я.Я. — 1971), морально-политической и психологической подготовки будущих офицеров (Слепов В.Я. — 1973), исследования путей повышения эффективности воспитания курсантов ввузов в процессе обучения (Давыдов В.П. — 1977) — формирования военно-профессиональной направленности у курсантов высших военных учебных заведений.

Железняк Л.Ф. — 1978). совершенствования этической подготовки офицеров (Вдовюк В.И. — 1983) — формирования педагогической культуры преподавателя высшей школы (Барабанщиков A.B., Муцинов С. С. — 1985) — организации процесса воспитания военнослужащих внутренних войск (Хальзов В.И. -1991) — разностороннего воспитания курсантов высшего военного учебного заведения (Марищук B. JL, Романенко Н. В. — 1996), нравственно-правовой системы воспитания сотрудников органов внутренних дел (Олейников B.C.

1997), научного обеспечения профессиональной подготовки слушателей вузов МВД России (Кикоть В.Я. — 1998), нормативного регулирования процесса воспитания в Вооруженных Силах Российской Федерации (Шарухин А.П.

1998) — профессионального саморазвития курсантов вузов МВД России (Иваницкий А.Т. — 1999), формирования профессиональной компетентности слушателей вузов МВД России (Калейник Н.С. — 1999), основ педагогической психологии высшей школы МВД России (Давыдов В.П., Сальников В. П., Слепов В. Я. — 2000), социокультурных ценностных ориентаций в процессе обучения курсантов иноязычной речи (Вакс Э.П. — 2000), профессиональной направленности слушателей вуза МВД РФ (Титова E.H. — 2001), волевых качеств у курсантов ввуза (Шингаев С.М. — 2001) — воспитания дисциплинированности у слушателей учебных центров МВД РФ (Статный В.М. -2001) и др.

Однако работ, непосредстве нно посвященных воспитанию ответственного отношения к выполнению воинского долга у курсантов вузов внутренних войск МВД России в процессе обучения иностранному языку, не проводилось. В связи с этим актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость и определяли выбор темы настоящего исследования.

Объектом исследования избран учебно-воспитательный процесс в вузах внутренних войск МВД РФ, а предметом — процесс воспитания ответственности у курсантов вузов внутренних войск МВД России в ходе обучения иностранному языку.

Цель исследования заключается в обосновании эффективной системы воспитания ответственности у курсантов вузов внутренних войск МВД России в ходе обучения иностранному языку.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что в современных условиях углубляется противоречие между возрастающими потребностями практики в эффективной организации процесса воспитания ответственности у курсантов вузов внутренних войск МВД России в ходе обучения иностранному языку и ее реальным состоянием. Разрешить данное противоречие можно, если: обосновать технологию воспитательной деятельности преподавателя по формированию ответственности у курсантов в ходе обучения иностранному языкуорганизовать продуктивное диагностирование психологических особенностей курсантов и результативное осуществление индивидуально-воспитательных воздействий в процессе преподавания иностранного языкасформировать направленность учебного коллектива на развитие у курсантов ответственности в процессе изучения иностранного языка.

Задачи исследования:

1. Осуществить научно — теоретический анализ проблемы воспитания ответственности у курсантов вузов внутренних войск МВД России в ходе обучения иностранному языку.

2. Обосновать педагогические пути и условия повышения эффективности воспитания ответственности у курсантов вузов внутренних войск МВД России в ходе обучения иностранному языку.

3. Показать педагогическую результативность реализации путей и условий повышения эффективности воспитания ответственности у курсантов вузов внутренних войск МВД России в ходе обучения иностранному языку в современных условиях.

4. Сформулировать теоретические выводы и практические рекомендации по организации процесса воспитания ответственности у курсантов вузов внутренних войск МВД России в ходе обучения ш иностранному языку.

Методологическую и теоретическую базу исследования составили: — концептуальные взгляды на личность, как высшую ценность и цель педагогического процесса (Я.А. Коменский, А. Ф. Назаренко, B.C. Олейников, A.B. Стремоухов, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др);

— принципы системного анализа психических и педагогических явлений, идеи о междисциплинарных связях в системе наук о человеке и о комплексном подходе к его изучению (Б.Г. Ананьев, Н. В. Кузьмина.

B.А. Якунин и др.);

— представление о деятельности как основе общего психического и профессионального развития человека (Б.Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев,.

C.JI. Рубинштейн и др.);

— акмеологический подход к анализу личности, к организации профессиональной деятельности, обучения и воспитания (Б.Г. Ананьев, С. П. Безносов, B.JI. Васильев, В. В. Карпов, Л. И. Коновалова, C.B. Кошелева, Н. В. Кузьмина, А. Ф. Назаренко, B.C. Олейников, В. Я. Слепов, И. А. Скопылатов, Е. И. Степанова, В. И. Хальзов, Я. Я. Юрченко, В. А. Якунин и др.);

— подход к обучению как к процессу управления психическим развитием человека (Ананьев Б.Г., Талызина Н. Ф., Якунин В. А. и др.) — m.

— теоретические основы педагогики и психологии, концепции проектирования и развития систем общего и высшего профессионального образования, психологического обеспечения образовательного процесса (Ю.К. Бабанский, A.B. Барабанщиков, В. П. Беспалько, В. Л. Васильев, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Гейжан, В. В. Давыдов, А. Т. Иваницкий, В. В. Карпов,.

C.B. Кошелева, H.B. Кузьмина, А.H. Леонтьев. В. Ю. Рыбников, С. Л. Рубинштейн, Ю. А. Шаранов и др.);

— личностно-социально-деятелъностный подход к подготовке кадров к выполнению педагогических функций (A.B. Барабанщиков, С. П. Безносов, В. И. Вдовюк, В. Л. Марищук, В. Я. Слепов, A.B. Стремоухов, В. И. Хальзов, В. А. Щеголев, Ю. А. Шаранов, А. Г. Шестаков, Я. Я. Юрченко и др.);

— современные подходы к разработке новых психолого-педагогических технологий, методик анализа и воздействия на личность (В.П. Беспалько, Д. Г. Левитес, А. Г. Шестаков и др.).

Выбор методов исследования определялся многоплановым характером исследовательских задач и включал в себя применение как общетеоретических (анализ, синтез, аналогия, сравнение, обобщение, классификация, систематизация и др.), так и эмпирических методов (педагогический эксперимент, наблюдение, беседа, опрос, изучение документов и результатов деятельности и др.). Количественный анализ эмпирических данных производился с помощью математических методов.

Обоснованность выдвинутых положений и достоверность полученных результатов обеспечивались четким определением предметной области и задач исследования, обстоятельным теоретическим анализом проблемы, строгостью использования понятийного аппарата, комплексным применением разнообразных методов исследования, широкой эмпирической базой данных, полученных в ходе изучения.

По времени исследование проводилось с 1998 по 2002 год на базе Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России и осуществлялось в три этапа:

Первый этап — подготовительный (сентябрь 1998 г. — август 1999 г.) -этап накопления и систематизации знаний об организации и проведении работы по воспитанию ответственности у курсантов в ходе преподавания иностранного языка, о влияющих на воспитательный процесс факторах включал изучение литературных источников, беседы с курсантами, преподавателями, командирами курсантских подразделений, руководством ввузов и кафедр, а также учеными по исследуемой проблеме, наблюдение за педагогической деятельностью преподавательского состава, анализ своей учебно-воспитательной деятельности, формулирование проблемы, определение предмета, цели, задач и гипотезы исследования, разработку методики исследования.

Следует отметить, что первый этап не был по своему характеру констатирующим в «чистом» виде. В ходе него проводились не только сбор информации, но и разъяснение необходимости и важности приобретения знаний и навыков в области организации и осуществления учебно-воспитательной деятельности преподавателя.

Второй этап (сентябрь 1999 г. — июль 2001 г.) — этап экспериментальной работы — был посвящен проведению эксперимента, в ходе которого проверялась выдвинутая диссертантом гипотеза.

План проведения экспериментальной работы был разработан с учетом ряда принципиальных требований и положений:

— во-первых, максимально учитывалась возможность проведения спланированных мероприятий, чтобы они не нарушали ход учебного процесса;

— во-вторых, в ходе работы осуществлялся строгий контроль за выполнением всеми преподавателями, принимавшими участие в экспериментальной работе, запланированных мероприятийв-третьих, была проведена разъяснительная работа среди преподавателей о целях и задачах эксперимента;

— в-четвертых, работа планировалась с учетом привлечения и предоставления возможности принимать участие в эксперименте преподавателям, чьи учебные группы не привлекались к исследованию.

В ходе проведения эксперимента план основных мероприятий уточнялся и корректировался в зависимости от меняющейся обстановки, выявления новых факторов.

В обобщенном виде план основных мероприятий включал в себя:

A). Группу установочных мероприятий, направленных на формирование у преподавателей ориентировочной основы действий, соответствующих мотив анионных установок на предстоящую экспериментальную деятельность, на критическое осмысление своего педагогического опыта в области воспитания курсантов, уяснение необходимости построения своей деятельности на основе выводов и рекомендаций психолого-педагогической науки.

Б). Систему мероприятий, связанных с решением задачи повышения методической подготовки педагогов, углубленного изучения закономерностей, принципов, методов, приемов педагогической деятельности по формированию у курсантов ответственности, освоения передового педагогического опыта, а также выработки единого подхода к данной проблеме и согласования усилий в ходе данного процесса.

B). Комплекс индивидуальных мероприятий, проводимых с каждым преподавателем по оказанию помощи в определении их роли и места в общей системе воспитания курсантов, повышению методической вооруженности и овладению приемами педагогического влияния на обучающихся, формированию личностных компонентов педагогической культуры и т. д.

Г). Разработку технологий индивидуально-воспитательной деятельности преподавателя иностранного языка и формирования направленности учебного коллектива на развитие у курсантов ответственного отношения к выполнению воинского долга.

В процессе экспериментальной работы неоднократно составлялись и представлялись командованию и ученому совету специальные доклады о ходе ее проведения, о существующих противоречиях, причинах, отрицательно влияющих на ход проводимой работы.

На третьем (август 2001 г. — март 2003 г.) — заключительном этапе работы — осуществлялись обработка данных эксперимента, формирование выводов и предложений, уточнение теоретических положений, выявление тенденций в практике повышения эффективности воспитания у курсантов ответственного отношения к выполнению воинского долга, обсуждение хода проводимой работы и полученных результатов с преподавательским составом в ходе конференций, семинаров, совещаний, методических сборов и т. д.

Новые научные результаты, полученные лнчно автором и выносящиеся на защиту:

1. Положения о сущности и структуре воспитания ответственности у курсантов вузов внутренних войск МВД России в ходе обучения иностранному языку.

Под воспитанием ответственности у будущих офицеров в процессе обучения иностранному языку понимается организованная система взаимодействий между преподавателем и курсантами, ведущая к повышению у обучающихся готовности к добросовестному отношению к учебной деятельности и к выполнению ими других воинских обязанностей.

Структура воспитания ответственности у курсантов в процессе обучения иностранному языку включает в себя: комплекс воспитательных задач, вытекающих из конечной цели воспитания и отражающих внутреннюю структуру формируемого качества (интеллектуально-познавательный, мотивационно-волевой, эмоционально-чувственный и поведенческий компоненты) — педагогическую деятельность преподавателя иностранного языка, осуществляемую во взаимодействии с командирами (начальниками), органами воспитательной работы и другими субъектами воспитания с учетом требований психолого-педагогической науки и обеспечивающую формирование и развитие обучаемых в соответствии с поставленными воспитательными целямицеленаправленную деятельность курсантов по самовоспитанию, осуществляемую под управлением преподавателя иностранного языка в соответствии с осознанным идеалом личности ответственного офицера.

2. Совокупность факторов, влияющих на организацию воспитания ответственности у курантов в процессе обучения иностранному языку (индивидуально-психологический — профессиональная направленность, способности, воля, характер обучающихсясоциально-психологическийсплоченностьготовность ориентироваться на нормы, мнения, ценности, оценки коллективанаправленность курсантского коллектива на достижение высоких результатов в учебной деятельности, ответственное отношение к освоению учебных дисциплинпедагогический — уровень профессиональной готовности преподавателя к осуществлению эффективной деятельности по воспитанию ответственности у курсантов в ходе обучения иностранному языку).

3. Пути и условия эффективного воспитания ответственности у курсантов вузов внутренних войск МВД России в ходе обучения иностранному языку (обоснование технологии воспитательной деятельности преподавателя по воспитанию ответственности у курсантов в ходе обучения иностранному языкуорганизация продуктивного диагностирования психологических особенностей курсантов и результативного осуществления индивидуально-воспитательных воздействий в процессе преподавания иностранного языкаформирование направленности учебного коллектива на развитие у курсантов ответственности в процессе изучения иностранного языка).

Научная новизна результатов исследования состоит в:

1. Установлении комплекса педагогических путей и условий повышения эффективности воспитания ответственности у курсантов вузов внутренних войск МВД России в ходе обучения иностранному языку.

2. Выявлении факторов, влияющих на процесс воспитания ответственности у курсантов вузов внутренних войск МВД России в ходе обучения иностранному языку.

3. Обосновании критериев оценки процесса воспитания ответственности у курсантов вузов внутренних войск МВД России в ходе обучения иностранному языку.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что:

1. Уточнено понятие «воспитание ответственности у курсантов в ходе обучения иностранному языку» и определено его содержание.

2. Выявлена совокупность факторов, влияющих на воспитание ответственности у курсантов в ходе обучения иностранному языку.

3. Раскрыто содержание путей и условий повышения эффективности воспитания ответственности у курсантов вузов внутренних войск МВД России в ходе обучения иностранному языку.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют: вооружить преподавателей кафедр иностранных языков и командиров курсантских подразделений вузов внутренних войск МВД РФ программой деятельности по воспитанию ответственности у курсантов вузов внутренних войск МВД России в ходе обучения иностранному языкуиспользовать предложенные методики для изучения учебно-воспитательного процесса в ходе преподавания иностранного языка, определения степени эффективности воспитания ответственности у курсантов вузов внутренних войск МВД России на занятиях по иностранному языкупродолжить исследования проблемы воспитания курсантов с учетом полученных данных.

Апробация результатов исследования осуществлялась путем проведения многоступенчатой экспертизы разработанных в диссертации проектов документов, обсуждения результатов исследования на межвузовских конференцияхучебно-методических сборах профессорско-преподавательского состава ряда военно-учебных заведений (Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД РФСанкт-Петербургский университет МВД РоссииВоенно-космический университет, Санкт-Петербургское высшее училище радиоэлектроники ПВО, филиал Военного университета ПВО и др.) и заседаниях кафедр иностранных языков вузов МВД РФ, а также посредством использования разработанных рекомендаций в практике вузовской деятельности.

1.7.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ.

1. Под воспитательной деятельностью преподавателя иностранного языка по формированию у курсантов ответственности следует понимать систему мотивированных, целенаправленных действий, направленных на создание в ходе проведения занятий эффективных воспитательных систем, обеспечивающих личностное и профессиональное развитие обучающихся, формирование у них морально-психологической готовности к безусловному и безупречному решению учебных задач и к выполнению ими своих воинских обязанностей.

Под технологией воспитательной деятельности преподавателя вуза внутренних войск МВД России следует понимать целостную систему постоянно воспроизводимых им действий в ходе каждого занятия по организации системы воспитания курсантов, обеспечивающей максимально возможное личностное и профессиональное развитие личности обучающихся и приводящей к запланированному результату в ходе реализации оптимально выбранных способов педагогического взаимодействия с курсантами в конкретных условиях протекания учебно-воспитательного процесса.

2. Под методикой диагностирования индивидуально-психологических особенностей курсантов, влияющих на формирование у них ответственности в процессе обучения иностранному языку, понимается система научно обоснованных действий, связанных с применением диагностических методов исследования личности обучающегося в интересах разработки его психологического портрета, динамики психологического развития, прогнозирования возможного поведения в ходе занятий.

Основу методики изучения курсантов составляет замысел психологического исследования, который включает в себя: а) определение предмета и целей исследованияб) выбор методов, места, времени и последовательности их применения при изучении обучающихсяв) планирование организационных мероприятий, обеспечивающих успешное достижение поставленной цели.

3. Под методической системой осуществления индивидуально-воспитательного воздействия понимается комплекс взаимосвязанных способов педагогического влияния на курсантов, применяемых по определенным правилам с целью формирования у них высокой ответственности за учебную деятельность и выполнение других служебных обязанностей.

Методическая система воспитания включает в себя: группу методов и приемов убеждающего воздействия, используемых с целью формирования ценностно-ориентационной основы поведения (убеждение словом^ убеждение личным примером, убеждение посредством использования ценностно-содержательного аспекта иностранного языка) — группу методов и приемов актуализации позитивных и торможения негативных мотивов и привычек поведения курсантов в ходе изучения иностранного языка (требование, поощрение, открытие перспектив, организация успеха, предупреждение, наказание, развенчание авторитета, контроль за действиями курсанта) — группу методов и приемов закрепления практических умений и навыков ответственного поведения курсантов.

4. Формирование направленности учебного коллектива на развитие у курсантов чувства ответственности осуществляется в ходе его сплочения посредством создания атмосферы взаимной требовательности и обеспечения условий для удовлетворения каждым курсантом своей потребности быть полноценной личностью, успешно развивать способности и качества, необходимые для эффективного выполнения своего воинского долга.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

История развития внутренних войск МВД России убедительно свидетельствует о том, что потребность в постоянном повышении их готовности к выполнению поставленных задач объективно приводит к необходимости непрерывного повышения эффективности и качества воспитания военнослужащих.

Но особое значение решение данной задачи приобретает в переломные для российского государства моменты. Такое положение объясняется тем, что именно в эти периоды, вследствие коренных изменений, происходящих в жизни страны и внутренних войск, в наибольшей степени обостряется противоречие между сложившимся и требуемым характером воспитания в частях и подразделениях. Без «снятия» данного противоречия невозможно успешно решать возложенные на внутренние войска задачи.

Это требует создания в вузах внутренних войск МВД России таких воспитательных систем, которые соответствуют объективно сложившимся условиям и обеспечивают формирование необходимых профессионально важных качеств у будущих офицеров. Организационно в такие системы должны войти все кафедры, и в том числе, кафедра иностранных языков. А среди воспитываемых качеств центральное место в соответствии со своим назначением должна занять ответственность за добросовестное выполнение воинского долга.

Под ответственностью понимают моральную категорию, отражающую степень понимания предъявляемых к курсанту требований, поставленных перед ним задач и сознательного стремления реализовать эти требования, решить поставленные задачи в своем поведении и деятельности.

Психологическая структура ответственности курсантов вузов внутренних войск МВД России в ходе изучения иностранного языка, включает в себя: а) потребность в осуществлении добросовестных действий, направленных на качественное выполнение поставленных в ходе занятий по иностранному языку задач, а также на личностное самосовершенствование в соответствии с требованиями Военной присяги и уставов Вооруженных Сил Россииб) позитивные мировоззренческие установки по отношению к организации и проведению занятий по иностранному языку, к преподавателям и командирам, к поставленным перед курсантом учебным задачам и задачам по самовоспитанию, к выполнению своего конституционного и воинского долга, формируемые на основе понимания объективной необходимости в осуществлении ответственных действий, их моральной и правовой обоснованностив) ясное представление о характере учебных задач, и способах их эффективного решенияг) уверенность в возможности успешного решения поставленных задач, вытекающая из анализа их сложности и из реальной оценки: своих сил и возможностей, психологического настроя, накопленного личного опыта, профессионализма преподавателя и командиров, взаимоотношений с коллективом, организации учебно-воспитательного процесса и др.- д) отсутствие сомнений в своей правоте и в обеспечении моральной поддержки со стороны преподавателя, командиров и товарищей при добросовестном отношении к выполнению учебных задач и задач по самовоспитанию и саморазвитиюе) позитивные эмоционально-чувственные переживания ответственного поведения и негативное эмоциональное отношение к допущенным ошибкам и несоответствиям соблюдения норм и правил ответственного поведения.

Под воспитанием у будущих офицеров внутренних войск МВД России ответственности в процессе обучения иностранному языку понимается организованная система взаимодействий между преподавателем и курсантами, ведущая к повышению у обучающихся готовности к добросовестному отношению к учебной деятельности и к выполнению ими других воинских обязанностей.

Структура воспитания у курсантов ответственности в процессе обучения иностранному языку включает в себя: комплекс воспитательных задач, вытекающих из конечной цели воспитания и отражающих внутреннюю структуру формируемого качества, а также его проявление в поведении курсанта (поведенческие признаки) — педагогическую деятельность преподавателя иностранного языка, осуществляемую во взаимодействии с командирами (начальниками), органами воспитательной работы, курсантским коллективом и другими субъектами воспитания с учетом требований психолого-педагогической науки и обеспечивающую формирование и развитие обучаемых в соответствии с поставленными воспитательными целямицеленаправленную деятельность курсантов по самосовершенствованию, осуществляемую под управлением преподавателя иностранного языка в соответствии с осознанным идеалом личности офицера, обладающего качеством ответственности.

Исходя из структуры ответственности, как качества личности курсанта, к воспитательным задачам в ходе обучения иностранному языку следует отнести: развитие мотивационных и целевых установок обучающихся на ответственное поведение в ходе решения учебных задачвыработку умений и привычек ответственно вести себя в ходе подготовки и проведения занятийформирование эмоционально-чувственной сферы, связанной с проявлениями ответственности в поведении курсантасплочение учебной группы на здоровой морально-психологической основе, направление ее внимания и усилий на обеспечение ответственных действий входящих в коллектив курсантов.

Анализ факторов, влияющих на воспитание у курсантов ответственности в ходе преподавания иностранного языка, свидетельствует, что они в силу своей определенной выраженности и сформированности, могут оказывать как положительное, так и негативное воздействие. Наибольшее отрицательное воздействие оказывает несформированность необходимых социальных мотивов, неразвитость интеллектуальных способностей, волевых качеств, наличие негативных черт характера, проявляющихся в отсутствии целеустремленности, критического к себе отношения, настойчивости и др. Основным фактором, оказывающим решающее влияние не повышение качества познавательной деятельности, является педагогический фактор.

Проведенная опытно-экспериментальная работа свидетельствует, что воспитание у курсантов вузов внутренних войск ответственности в процессе преподавания иностранного языка предполагает настойчивое и последовательное проведение в жизнь программы педагогических воздействий с целью формирования устойчивой мотивации к деятельности по самосовершенствованию, развитию умений и навыков ответственного поведения, формирование эмоционально-чувственной сферы, связанной с проявлениями ответственности в поведении курсантасплочение учебной группы на здоровой морально-психологической основе, направление ее внимания и усилий на обеспечение ответственных действий входящих в коллектив курсантов.

Принятые и проверенные в ходе опытно-экспериментальной работы критерии позволяют использовать их для определения эффективности воспитания у курсантов ответственности в процессе преподавания иностранного языка. К таким критериям относятся: качество организации воспитательного влияния на курсантов в ходе обучения иностранному языкурезультат — отношение курсантов к учебной деятельности, выраженное в ее качестве и результативности.

Полученные в ходе опытно-экспериментальной работы результаты показывают, что исследуемый процесс характеризуется рядом черт, а именно: процесс воспитания у курсантов ответственности непосредственно связан с ростом активности и качества воспитательной деятельности преподавателейвоспитание ответственности у курсантов сопровождается повышением качества обучающей деятельности преподавателей (по своему характеру изменения в обучающей деятельности выражаются: в обновлении и актуализации содержания применяемого в ходе занятий учебного материалав систематизации используемых материаловв интенсификации и индивидуализации обученияв применении технологий, развивающих навыки устного общения и др.) — первоначально прирост качества деятельности преподавателей идет за счет совершенствования методической стороны преподавания, затем он захватывает содержательную сферу обучения и только потом переходит на воспитательную сферурост качества воспитательной деятельности является следствием возрастания активности действий преподавателей по совершенствованию учебно-воспитательного процессапри повышении качества воспитательного влияния на обучающихся изменяется учебная успешность курсантовс ростом качества воспитательной деятельности и как следствием — повышением качества проводимых занятий — одновременно наблюдается рост удовлетворенности преподавателей и курсантов проводимыми занятиями.

Закономерные зависимости в развитии процесса воспитания у курсантов ответственности состоят в следующем: во-первых, на процесс воспитания у курсантов ответственности определяющее влияние оказывает уровень и направленность развития мотивации педагогов (высокого уровня развития воспитательной деятельности достигают лишь те преподаватели, у которых сложились устойчивые социальные и профессиональные мотивы: убежденность в необходимости улучшить качество подготовки курсантовстремление принести своей деятельностью наибольшую пользубыть не хуже другихзавоевать авторитет у курсантов и коллег и др.- у преподавателей со средним уровнем развития воспитательной деятельности доминирующее значение играют мотивы социальной идентификациидля преподавателей с низким уровнем мастерства характерны такие мотивы, как желание избежать неприятностей в работе, критики со стороны руководства и др.) — во-вторых, процесс повышения эффективности воспитания у курсантов ответственности начинается, как правило, с поиска методических приемов, обеспечивающих успешное освоение учебной программы, затем он охватывает организационные и содержательные аспекты обучения и в последнюю очередь устанавливаются отношения сотрудничества (по мере роста готовности преподавателей к эффективному решению педагогических задач они стремятся перейти от поиска «своего стиля» преподавания к совершенствованию программы обучения и к пониманию воспитательной роли предмета) — в-третьих, развитие процесса воспитания у курсантов ответственности во многом зависит от направленности исследовательской деятельности преподавателей, активности участия в научной работе (практика показывает, что преподаватели, владеющие навыками научной работы, более эффективно участвуют в поиске новых более эффективных приемов, методов воспитания курсантов, вносят более существенные и значимые предложения в обновление учебных программ и технологии учебно-воспитательной деятельности) — в-четвертых, анализ полученных результатов показал, что на процесс воспитания у курсантов ответственности сильно влияют также действия руководства вуза и кафедр, которые направлены на материальное и моральное стимулирование преподавателей, организацию изучения передового педагогического опыта и контроля за преподавательской деятельностью педагогов при предоставлении им необходимого времени для подготовки к занятиям, а также на создание благоприятных бытовых условий для работыв-пятых, процесс воспитания у курсантов ответственности во многом зависит от деятельности преподавателей по самообразованию и самовоспитанию (среди педагогов с высоким и средним уровнем развития педагогической деятельности более 90% постоянно занимаются самосовершенствованием и только 8% - периодически).

Под воспитательной деятельностью преподавателя иностранного языка по формированию у курсантов ответственности следует понимать систему мотивированных, целенаправленных действий, направленных на создание в ходе проведения занятий эффективных воспитательных систем, обеспечивающих личностное и профессиональное развитие обучающихся, формирование у них морально-психологической готовности к безусловному и безупречному решению учебных задач и к выполнению ими своих воинских обязанностей.

Под технологией воспитательной деятельности преподавателя иностранного языка вуза внутренних войск МВД России следует понимать целостную систему постоянно воспроизводимых им действий в ходе каждого занятия по организации системы воспитания курсантов, обеспечивающей максимально возможное развитие личности обучающихся и приводящей к запланированному результату в ходе реализации оптимально выбранных способов педагогического взаимодействия с курсантами в конкретных условиях протекания учебно-воспитательного процесса.

Под методикой диагностирования индивидуальнопсихологических особенностей курсантов, влияющих на формирование у них ответственности в процессе обучения иностранному языку, понимается система научно обоснованных действий, связанных с применением диагностических методов исследования личности обучающегося в интересах разработки его психологического портрета, динамики психологического развития, прогнозирования возможного поведения в ходе занятий.

Основу методики изучения курсантов составляет замысел психологического исследования, который включает в себя: а) определение предмета и целей исследованияб) выбор методов, места, времени и последовательности их применения при изучении обучающихсяв) планирование организационных мероприятий, обеспечивающих успешное достижение поставленной цели.

Под методической системой осуществления индивидуально-воспитательного воздействия понимается комплекс взаимосвязанных способов педагогического влияния на курсантов, применяемых по определенным правилам с целью формирования у них высокой ответственности.

Методическая система воспитания включает в себя: группу методов и приемов убеждающего воздействия, используемых с целью формирования ценностно-ориентационной основы поведения (убеждение словом, убеждение личным примером, убеждение посредством использования ценностно-содержательного аспекта иностранного языка) — группу методов и приемов актуализации позитивных и торможения негативных мотивов и привычек поведения курсантов в ходе изучения иностранного языка (требование, поощрение, открытие перспектив, организация успеха, предупреждение, наказание, развенчание авторитета, контроль за действиями курсанта) — группу методов и приемов закрепления практических умений и навыков ответственного поведения курсантов.

Формирование направленности учебного коллектива на развитие у курсантов чувства ответственности осуществляется в ходе его сплочения посредством создания атмосферы взаимной требовательности и обеспечения условий для удовлетворения каждым курсантом своей потребности быть полноценной личностью, успешно развивать способности и качества, необходимые для эффективного выполнения своего воинского долга.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. — М.: Просвещение, 1990. — 141 с.
  2. О.В. Педагогическое стимулирование как средство всестороннего развития личности будущего учителя: Дис.. канд. пед. наук.- Киев, 1989. 193 с.
  3. А.П. Воспитание чести и достоинства у подростков: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1979. — 21 с.
  4. Ю.В. Воспитание воинского долга у курсантов военных училищ ВВ МВД РФ: Дис. канд. пед. наук. СПб., 1994. — 265 с.
  5. Н.М. Моделирование мышления и психики. Киев, 1985. -132 с.
  6. .Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2002.- 288 с.
  7. П.К. Избранные труды: Философские аспекты теории функциональной системы. М., 1978. — 438 с.
  8. Антология педагогической мысли России второй половины 19 начала 20 веков / Сост. П. А. Лебедев. — М.: Педагогика, 1990. — 516 с.
  9. Аристотель. Этика. СПб., 1908. — 64 с.
  10. O.A. Активизация познавательной деятельности студентов вуза при обучении иностранному языку на основе учебно-ролевых игр. Монография. Тамбов, 1997. — 94 с.
  11. П.Архангельский JI.M. Социально-этические проблемы теории личности. М., 1974. — 221 с.
  12. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. — 158 с.
  13. A.A. Организация профессионально-направленной самостоятельной работы студентов в условиях интенсификации учебной деятельности: Дис. канд. пед. наук. JL, 1984. — 186 с.
  14. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1982. 192 с.
  15. JI.B. О явлении внутренней интерференции при обучении лексике английского языка / Сборник статей по методике преподавания иностранных языков и филологии. Д., 1967. С. 3 — 7.
  16. A.B. Развитие творческого мышления у слушателей в ходе учебного процесса. М.: ВПА, 1973. С. 10−31.
  17. A.B., Демин В. Г. О закономерностях военно-педагогического процесса. М.: ВПА, 1967. — 26 с.
  18. A.B., Муцинов С. С. Педагогическая культура преподавателя высшей школы. М.: ВПА, 1985. — 174 с.
  19. И.С. Теоретические основы организации педагогического процесса в современной школе // Автореф.. докт. пед. наук. СПб., 1995.- 37 с.
  20. С.П. Культура профессиональной деятельности // Проблемы современной социокультурной ситуации. СПб., 1994. — 64−78.
  21. Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
  22. Беляев Т А. Философский анализ взаимосвязи патриотического и интернационального долга советских воинов: Автореф.. дис. Канд. пед. наук. М.: ВПА, 1989. — 20 с.
  23. Л.Г. Хрестоматия по русской военной истории. М.: Воениздат, 1947. — 641 с.
  24. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  25. В.Н. Развитие познавательной активности курсантов высших военных училищ: Автореф. дис. канд. пед. наук. М, 1989. — 18 с.
  26. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973. — 198 с.
  27. Д.Б. Пути к творчеству. М: Знание, 1981. — 96 с.
  28. В.В. Развитие и формирование мотивации учебной деятельности курсантов военных училищ МВД СССР: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1988.-228 с.
  29. A.A. Личность и общение. М., 1983. — 265 с.
  30. В.Л. Анализ учебной информации как основа методов и форм организации процесса обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1987 -19 с.
  31. С.Л., Якунин В. А. Групповая форма обучения при подготовке студентов как руководителей // Психологическое обеспечение трудовой деятельности. Л., 1987.
  32. С.Л., Якунин В. А. Развитие личности в общении и межличностный диалог // Формирование педагогических умений и профессионально значимых свойств личности у студентов. Ижевск, 1988. — С. 62−86.
  33. Л.А. Оптимизация воспитывающего обучения иностранному языку курсантов вузов внутренних войск МВД России: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 2000. — 23 с.
  34. A.B. Мышление и прогнозирование. М., 1979. — 267 с.
  35. A.A., Петровский В. П., Козак В. М. Как стать хорошим преподавателем? Комплектовать иначе. // Вестник высшей школы. 1988. N3. С. 44−47.
  36. М.С. Уровни творчества и проблема новизны // Креативные исследования и педагогика. М., 1988. — С. 59−61.
  37. В айн B.C. О педагогике сотворчества // Вестник высшей школы. -1991. N5. -С. 41−48.
  38. П. 10 заповедей творческой личности: Перевод с англ. М.: Прогресс, 1990. 191 с.
  39. Э.П. Формирование социокультурных ценностных ориентаций в процессе обучения курсантов военно-физкультурного учебного заведения иноязычной речи: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 2000. — 23 с.
  40. В.Л. Юридическая психология. СПб., 1997. 655 с.
  41. В.А. Мотивы творчества рационализаторов. Дис. кан. психол. наук. Киев 1977. — 193 с.
  42. Введение в философию: В 2 ч. М.: Просвещение, 1989. Ч. 1. — 624 с.
  43. В.И. Профессионально-педагогическая этика преподавателя и некоторые вопросы воспитания его нравственных качеств // Пути совершенствования профессионального мастерства преподавателя. М.: ВПА, 1975.-С. 61−81.
  44. В.И. Военно-профессиональная этика и совершенствование этической подготовки советских офицеров. Дис. докт пед. наук. М., 1983. -428 с.
  45. Л.М. Усиление военно-профессиональной направленности обучения курсантов ввузов: Автореф.. дис. канд. пед. наук. — М.: ВПА 1992. -19 с.
  46. Г. А. Воспитание профессиональной чести слушателей вузов МВД России: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 1997. — 21 с.
  47. Л.Е. Педагогическое общение молодого учителя как фактор его профессионального становления. Дис.. канд. пед. наук. М., 1988. — 155 с.
  48. И.П. Учим творчеству: Опытная работа учителя труда и рисования школы N2 г. Реутова Московской обл. М.: Педагогика, 1988. -94 с.
  49. Д.А. Воинская этика. М, 1980. — 240 с.
  50. О.Д. Повышение нравственного воспитания курсантов военных училищ: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М.: ВПА, 1982. — 18 с.
  51. Л.А. Воспитание здорового образа жизни у кадет общеобразовательных военно-учебных заведений России: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 2002. — 19 с.
  52. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. М., 1959. Т.1.
  53. Н.Ф. Индивидуализация профессионального воспитания учащихся профтехучилищ. СПб., 1994. — 118 с.
  54. Т.Е. Формирование готовности преподавателей гуманитарных дисциплин военных вузов к эффективному осуществлению педагогической деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 2002. — 19 с.
  55. Л.Ю. Теория и практика педагогического стимулирования.: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1979. — 31 с.
  56. П.Н. Актуальные вопросы перестройки воспитания в высшей военной школе. М.: В ПА, 1990. — 128 с.
  57. П.Н. Педагогические основы оценки и учета результата воспитания курсантов (на материалах высших военно-морских училищ): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1972. — 21 с.
  58. P.M. Элементы практической психологии. СПб.: Свет, 1997. — 608 с.
  59. В.М. Проблемное обучение как путь активизации познавательной деятельности курсантов военных училищ при изучении общественных наук.: Дис. канд. пед. наук. М., 1980. — 233 с.
  60. А.Н. Воспитание ответственности за выполнение воинского долга у курсантов военных училищ: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: ВПА, 1990. — 20 с.
  61. М.И. Обеспечение единства нравственных знаний и поведения в процессе воспитания подростков: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1987. — 20 с.
  62. A.A. Введение в этику. — М., 1985. — 208 с.
  63. В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  64. В.П. Исследование путей повышения эффективности воспитания курсантов ввузов в процессе обучения: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М.: ВПА, 1977. — 42 с.
  65. В.П., Сальников В. П., Слепов В. Я. Основы педагогической психологии высшей школы МВД России: Учебник / Под ред. С. В. Кошелевой. СПб.: Фонд «Университет», 2000. — 256с.
  66. H.A. Различия в усвоении студентами иностранного языка в условиях индивидуальной и групповой формы обучения: Дисс.. канд. пед. наук. СПб., 1999. — 198 с.
  67. И.С. Теоретические основы обучения будущих учителей педагогической технологии: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1989. -23 с.
  68. А.Г., Зимичев A.M., Якунин В. А. Индивидуально-психологические различия в процессе обучения // Психолого-педагогическое обеспечение учебного процесса в высшей школе в условиях ее перестройки. -М.-Л., 1988.
  69. A.B. Самовоспитание личности: философско-этические проблемы. — М.: Политиздат, 1984. 285 с.
  70. М.И. Избранные труды. М.: Воениздат, 1978. — 698 с.
  71. О. Г. Структура морального сознания П Вопросы философии, 1972. № 3. — С. 63- 67.
  72. О. Г. Понятие морали. М.: Политиздат, 1974. — 311 с.
  73. B.B. Профессиональный долг и оценка уровня его сформированности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 1978. — 20 с.
  74. М.И. Психологические основы воспитания у воинов высоких моральных качеств и воинского мастерства. М.: ВПА, 1967. -353 с.
  75. В.Б. Теория методов воспитания в педагогическом процессе // Автореф. дис.. докт. пед. наук. СПб., 1993. — 40 с.
  76. З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. Л.: ЛГУ, 1974. — 112 с.
  77. К.Б. Подготовка студентов к управлению учебно-воспитательным процессом по иностранным языкам в школе как средство формирования их социальной активности. М., 1985. — 93 с.
  78. Л.Ф. Военно-профессиональная направленность и ее формирование у курсантов высших военных учебных заведений: Автореф. дис.. докт. психол. наук. М., 1978. — 36 с.
  79. В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. М.: Педагогика, 1984. — 260 с.
  80. E.H. Успешность педагогической деятельности учителя в зависимости от педагогических и специальных способностей: Автореф.. канд. пед. наук. Л., 1983. — 20 с.
  81. Заир-Бек Е. С. Взаимосвязь видов деятельности в обучении как фактор формирования познавательных интересов школьников // Автореф.. канд. пед. наук. Л., 1983. — 20с.
  82. В.В., Зимичев А. М. Проблемы развития акмеологического образования // Проблемы развития системы акмеологических наук / Под ред. Н. В. Кузьминой и А. М. Зимичева. СПб., Санкт-Петербургская Акмеологическая Академия, 1996. С. 53 — 106.
  83. Закон Российской Федерации «Об образовании»: Российская газета. -1992.-31 июля.
  84. И.А. Психология обучения неродному языку. М., 1989. — 22 с.
  85. А.Т. Совершенствование психологической подготовки курсантов вузов МВД СССР к службе во внутренних войсках: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: ВПА, 1988. — 16 с.
  86. А.Т. Педагогика профессионального саморазвития курсантов вузов МВД России. Монография. СПб., 1999. — 151 с.
  87. E.H. Рождение урока М.: Педагогика, 1986. — 176 с.
  88. E.H. Путь к ученику. М.: Педагогика, 1988. — 224 с.
  89. В.В. Формирование профессионально значимых качеств мотивационно-волевой сферы личности будущего офицера в педагогическом процессе ввуза.: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1988. — 18 с.
  90. Н.С. Формирование профессиональной компетентности у слушателей вузов МВД России: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 1999.- 16 с.
  91. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс: Исследование субъективно-эмоциональной сферы творческого процесса педагога Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1976. — 285 с.
  92. И. Основы метафизики нравственности. М, 1965. -Соч.-Т. 4.-376 с.
  93. А.Н. Культура общения преподавателя высшего военно -учебного заведения: Дис.. канд. пед. наук. М., 1985. — 258 с.
  94. В.В. Психолого-педагогические основы многоступенчатой профессиональной подготовки в вузе // Исслед. центр по пробл. управления и качества подгот. специалистов высш. шк., С.-Петерб. электротехн. ун-т. -СПб., 1992.-310 с.
  95. В.Г. Формирование профессионального самосознания школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Казань, 1993. — 22 с.
  96. М.М. Особенности мышления преподавателя в процессе решения педагогических проблемных ситуаций: Автореф.. канд. психол. наук. Л., 1986. — 21 с.
  97. A.B. Воспитание лидерских качеств у сержантов курсантских вузов внутренних войск МВД России: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 2002. — 22 с.
  98. В.Я. Система научного обеспечения профессиональной подготовки слушателей вузов МВД России: Автореф. дис.. докт. пед. наук. -СПб., 1998.-51 с.
  99. И.В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989. — 312 с.
  100. ЮЗ.Клочкова В. Н. Формирование моральных понятий как проблема нравственного воспитания подростков: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М&bdquo- 1973.-22 с.
  101. В.О. С М. Соловьев как преподаватель // Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. / Сост. П. А. Лебедев. — М.: Педагогика, 1990. С. 400−407.
  102. В. И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988. — 192 с.
  103. В.З. Повышение эффективности воспитания военно-профессиональных качеств у слушателей академий: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: ВПА, 1989. — 19 с.
  104. Я.А. Великая дидактика // Коменский Я. А. Избр. пед. соч.: В 2-х т. М.: АПН РСФСР, 1982. — Т. 1. 3−655 с.
  105. Кон И. С. Социология личности. М., 1967. — 327 с.
  106. Л.И. Формирование профессиональных умении педагога и совершенствование процесса повышения его квалификации. Л., 1985.-44 с.
  107. Д. О России в царствование Алексея Михайловича -СПб., 1840.-517 с.
  108. A.A. Методика изучения особенностей морально-психологической подготовки курсантов военно-учебных заведений к службе во внутренних войсках. СПб., 1995. — 47 с.
  109. A.A. Психолого-педагогические основы организации воспитательной работы во внутренних войсках. СПб., 1997. — 41 с.
  110. C.B. Психолого-педагогические основы интенсификации профессиональной подготовки в техническом вузе. Л., 1989. — 80 с.
  111. Е.Я. Правовые и нравственные основы воинского долга: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Киев, 1987. 24 с.
  112. H.H. Объективизация нравственных ценностей и норм в поведении личности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1978. -18 с.
  113. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высшая школа, 1989.-167 с.
  114. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высшая школа, 1990. 192 с.
  115. Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: ЛГУ, 1967. — 183 с.
  116. В.В. Педагогические проблемы военно-профессионального воспитания курсантов инженерных вузов ВВС СССР: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: ВПА, 1988. — 16 с.
  117. Н.В. На пути к профессиональному совершенству. М.: Просвещение, 1990. — 159 с.
  118. А.Д. Педагогические основы формирования авторитета преподавателя военного училища: Дис.. канд. пед. наук. М., 1988.- 207 с.
  119. М.Г. Развитие речевой инициативы у студентов неязыковых вузов. -М., 1988. 123 с.
  120. В.А. Педагогические условия повышения качества познавательной деятельности обучающихся в ввузе (На примере изучения иностранного языка): Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 2002. — 16 с.
  121. Ю.В. Воспитание нравственной культуры у курсантов военных училищ России: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 1996. -18 с.
  122. С.Н. Оптимизация процесса конструирования учебной информации преподавателем вуза: Автореф.. канд. пед. наук. Л., 1984.- 19 с.
  123. O.E. Теоретические основы педагогического целеполагания в системе образования: Автореф.. докт. пед. наук. СПб., 1992. — 38 с.
  124. A.A. Педагогическое общение. М., 1879. — 114 с.
  125. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Наука, 1980. -168 с.
  126. И .Я. Поисковые задачи как средство развития творческих способностей // Научное творчество. М.:Наука, 1969. 415 с.
  127. Т.Г. Формирование профессионально-коммуникативной культуры слушателей вузов МВД России: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -СПб., 2002. 21 с.
  128. Луценко В Н., Муцынов С. С., Седов A.M. Самообразование и самовоспитание преподавателей ввузов. М.: BFIA, 1985. — 85 с.
  129. С.И. Методом опережающего обучения. М.: Просвещение, 1988. — 192 с.
  130. Н.Е. Диагностика профессиональной подготовленности молодежи к педагогической деятельности.: Дис.. канд. пед. наук. М., 1987. — 195 с.
  131. A.C. Педагогическая поэма. Лекции о воспитании детей. Л. В. Конисевичу // Макаренко A.C. Пед. соч.: В 8 т. М.: Педагогика. 1986. — Т.З. 8−457 е.- - Т.4. 59−117 е.- - Т.8. 107−108 с.
  132. B.C. Дисциплина в свете понятий исторического материализма. М., 1980. — 234 с.
  133. В. Л., Романенко Н. В. Вопросы разностороннего воспитания курсантов высшего военного учебного заведения. СПб., 1996. -299 с.
  134. А.К. Психология труда учителя. М., 1993. — 268 с.
  135. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. 2-е изд. Т.З. 7−544 с.
  136. К. Экономико-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Госполигиздат, 1956. — 566 с.
  137. Марксистская этика. М.: Политиздат, 1986. — 365 с.
  138. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972. 208 с.
  139. Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. Киев, 1997. — 231 с.
  140. A.C. Воинская этика. М., 1967. — 324 с.
  141. О.Э. Использование кинофильмов при обучении иностранным языкам на специальных факультетах педагогических институтов. М., 1983. — 91 с.
  142. Г. И. Коммуникативные умения педагога. СПб.: СПбГУ, 1996. — 64 с.
  143. Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя. М.: Педагогика, 1981. — 120 с.
  144. В.Г. Человек. Мораль. Воспитание. М., 1975. — 163 с.
  145. А.Ф. Рациональные (логические) основы педагогической деятельности // Методологические проблемы политологии. Л., 1989.
  146. А.Ф. Логика в структуре педагогической деятельности // Современные проблемы и практическое применение логики как науки. -СПб., 1999.
  147. Настольная книга преподавателя иностранного языка / Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская, А. Ф. Будько, С. И. Петрова. Минск: «Вышэйшая школа». 1998. — 522 с.
  148. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. — М.: Воениздат, 1994. 656 с.
  149. В.И., Номейко Л. Г. Метод мозговой атаки в учебном процессе // Методы в деле повышения квалификации. Таллинн, 1986. -С. 258−262.
  150. B.C. Теоретические основы нравственно-правового воспитания воспитания сотрудника органов внутренних дел России: Автореф. дис.. докт. пед. наук. Л., 1993. — 34 с.
  151. B.C. Нравственно-правовая система воспитания сотрудников органов внутренних дел. СПб., 1997. — 177 с.
  152. B.C., Пономаренко A.B., Щеголев В. А. Акмеологические проблемы воспитания профессионально-нравственной культуры сотрудников органов внутренних дел России. СПб., 1996. -226 с.
  153. Основные направления в методике преподавания иностранных языков в XIX—XX вв. / Под ред. И В. Рахманова М., 1972. — 320 с.
  154. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие / Под ред. И. А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989. г 303 с.
  155. Основы превентивной педагогики. М.: ВУ, 1995. — 224 с.
  156. A.B. Философско-социологический анализ нравственной деятельности советских воинов: Автореф. дис.. канд. философ, наук. — М., 1980. 18 с.
  157. Парыгин Б Д. Социальная психология. СПб., 1999. — 498 с.
  158. Педагогическая технология: Программа курса М: Ml ПИ, 1991.38 с.
  159. Педагогический поиск // Сост. И. Н. Баженова 3-е изд. М.: Просвещение, 1989. — 560 с.
  160. K.M. Соотношение долга и совести в воинском воспитании: Автореф. дис.. филос. наук. Л., 1972. — 24 с.
  161. И.- Г. Лебединая песня // Песталоцци И.-Г. Избр. пед. соч.: В 2 т. М.: Педагогика, 1981. — Т.2. — С. 208−399.
  162. А.К. Повышение эффективности процесса формирования речевой культуры у будущих офицеров внутренних войск МВД России: Дис. канд. пед. наук. СПб., 1997. — 176 с.
  163. Н.И. О предметах суждений и прений педагогических советов гимназий // Пирогов Н. И. Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1985. — С. 166−172.
  164. А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. -М.: Просвещение, 1981. 426 с.
  165. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. — 256 с.
  166. Полное собрание законов Российской империи: T. I X. — СПб., 1830.
  167. О.Л. Формирование карьерной ориентации студентов техникума: Автореф.. канд. пед. наук. СПб., 2001. — 25 с.
  168. А.Г. Возрастная динамика индивидных и личностных характеристик учащихся в связи со школьной адаптацией: Автореф.. канд. психол. наук. СПб., 2001. — 19 с.
  169. Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1989. — 206 с.
  170. Психология. Словарь / Под общ. Ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  171. Психология и педагогика: Учебное пособие. — М.: Изд-во «Центр», 1996.-334 с.
  172. Психология и педагогика высшей военной школы / Под ред. A.B. Барабанщикова. М.: Воениздат, 1989. — 366 с.
  173. Н.Ф. Педагогические основы взаимодействия педагогов и старших школьников в учебно-воспитательном процессе: Автореф.. докт. пед. наук. Л., 1991. — 35 с.
  174. С.А. Взаимосвязь целей и методов воспитания в воспитательном процессе: Автореф.. докт. пед. наук. Л., 1988. — 34 с.
  175. И.В. Обучение устной речи на иностранном языке. М., 1980. — 120 с.
  176. И.П. Проблемы развития педагогического творчества учителей: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1966. — 21 с.
  177. A.A. Психология педагогической деятельности. Ижевск: Изд-во Удмуртского ун-та, 1994. — 82 с.
  178. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. -720 с.
  179. JI.А. Теоретико-экспериментальные основы возрастной и дифференциальной психосоматологии: Автореф.. дис. докт. психол. наук. -СПб., 2001. -50 с.
  180. А.И. Воинская среда как специфический фактор нравственного развития личности советского воина: Автореф. дис.. канд. филос. наук. M., 1977. -21 с.
  181. В.Ю. Концепция психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса образовательных заведений МВД РФ. СПб, 1997. — 110 с.
  182. В.Ю. Профессиональный психологический отбор курсантов вузов МВД РФ. СПб., 1998. — 40 с.
  183. В.И. Развитие у солдат потребности образцового несения воинской службы: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М.: В ПА, 1988.-19 с.
  184. H.A. Формирование умений нравственной саморегуляции поведения старшеклассников в трудовой деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1989. — 18 с.
  185. H.H. Формирование психологической подготовленности у сотрудников МВД к служебной деятельности в экстремальных условиях. -СПб., 1997.
  186. H.H. Педагогика в правоохранительной системе. СПб., 2000.
  187. B.JI. Обучение монологическому высказыванию: Пособие для учителей. Киев, 1988. — 226 с.
  188. И.А. Индивидуализация обучения в высшей военной школе России. Автореф. дис.. д-ра пед. наук. СПб, 1995. — 33 с.
  189. Н.П. Развитие культуры педагогической деятельности преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин высших военных учебных заведений: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -СПб., 1998.-21 с.
  190. В.А. О подготовке студентов к творческому решению воспитательных задач // Совершенствование подготовки студентов педвузов к воспитательной работе: Сб. науч. тр. М.: Изд-во МГПИ, 1980. — 144 с.
  191. В.В. Процесс обучения как фактор воспитания будущих офицеров Внутренних войск МВД России: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -СПб., 1996. 18с.
  192. В.Я. Морально-политическая и психологическая подготовка будущих офицеров ВМФ СССР: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Л., 1973. -41 с.
  193. В.Я. Принципы и методы обучения и воспитания советских военных моряков. Петродворец: ВВМУРЭ им. A.C. Попова, 1982. — 125 с.
  194. В.Я. Коллектив курсантов подразделения и пути его сплочения и укрепления. Л., I983. — 22 с.
  195. Совершенствование обучения иностранным языкам на неспециальных факультетах. Межвузовский сборник научных трудов. МПИ им. Ленина М., 1987.
  196. Э.В. Нравственный долг и его роль в общественной жизни: Автореф. дис.. канд. филос. наук. — Л., 1967. —25 с.
  197. Спиноза. Этика. M.-JL, 1932. — 68 с.
  198. В.М. Особенности воспитания дисциплинированности у слушателей учебных центров МВД России: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- СПб., 2001.-20 с.
  199. Е.И. Психология взрослых основа акмеологии. — СПб: СПб акмеологическая академия, 1995. — 168 с.
  200. Н. Общественные науки и социальная технология. М.: Прогресс, 1976. — 90 с.
  201. A.B. Воспитание политической культуры у слушателей училища будущих политработников ОВД: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-Л., 1985. — 18 с.
  202. A.B. Концепции и методические рекомендации воспитательной работы со слушателями (курсантами) образовательных учреждений системы МВД РФ. СПб., 1997.
  203. И.А. Совершенствование процесса самообразования курсантов в вузах МВД России. Автореф.. канд. пед. наук. СПб., 2001. -21 с.
  204. A.B. Полковое учреждение. — М.: Воениздат, 1949. 68 с.
  205. A.B. Наука побеждать. — М.: Воениздат, 1987. — 41 с.
  206. H.H. Проектирование педагогических технологий в профессиональной подготовке учителя: Автореф.. докт. пед. наук. М., 1995, — 40 с.
  207. Г. В. Основы психологической теории деятельности.- Л., 1988. 269 с.
  208. В. А. О воспитании. М.: Политиздат, 1982. — 272 с.
  209. В.А. Рождение гражданина М.: Политиздат, 1987. -212 с.
  210. В.А. Как воспитать настоящего человека. М., 1990.- 236 с.
  211. Н.Д. Категории этики и воспитание воинов. М.: Воениздат, 1966. -207 с.
  212. Теория и практика применения технических средств в обучении иностранным языкам / Под ред. М. В. Ляховицкого. Киев. 1979. — 256 с.
  213. А.И. Моральный выбор. М.: МГУ, 1980. — 248 с.
  214. E.H. Формирование профессиональной направленности слушателей вуза МВД в процессе обучения иностранному языку. Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб, 2001. — 19 с.
  215. Д.Н. Нравственная воспитанность советского воина и ее критерии: Автореф. дис.. канд. фил ос. наук. М.: В ПА, 1979. —28 с.
  216. В.Г. Теория управления: развитие и проблемы. М., 1974.
  217. В.В. Воспитание курсантов ввузов на традициях Вооруженных Сил России: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 1998. -18 с.
  218. А.П. Педагогические основы творческой учебно-познавательной деятельности школьников. Автореф.. дис. д-ра пед. наук. -Л., 1991.-35 с.
  219. Устав внутренней службы Вооруженных Сил СССР. М.: Военгодат, 1979. -266 с.
  220. К. Д. О нравственном элементе в воспитании // Ушинский К. Д. Собр. соч.: В 10 т. -М.: АПН РСФСР. 1948. Т.2. — С. 455.
  221. Федеральный закон Российской Федерации «О статусе военнослужащих». Российская газета. 1996. — 5 июня.
  222. Федеральный закон Российской Федерации «О внутренних войсках Российской Федерации». М., 1998.
  223. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1989. 815 с.
  224. С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. М., 1987. — 207 с.
  225. Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. М., 1987.- 224 с.
  226. М.В. Избранные произведения. М.: Воениздат, 1984.- 479 с.
  227. В.И. Вопросы педагогики в деятельности офицера подразделения. СПб., 1993. — 182 с.
  228. В.И. Педагогические основы воспитания военнослужащих внутренних войск. Л., 1998. — 67 с.
  229. В.И. Педагогические основы повышения эффективности учебно-воспитательной деятельности офицера подразделения внутренних войск: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Л., 1991. — 32 с.
  230. М.А. Психология интеллекта СПб.: Изд-во Михайлова В. А.: Изд-во «Полиус», 1999. — 434 с.
  231. Хрестоматия по русской военной истории. М.: Воениздат, 1947. -647 с.
  232. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век / Редкол.: И. Т. Фролов (отв. ред.) и др. М.: Республика, 1995.
  233. H.A. Есть в русском офицере обаяние. — М: Патриот, 1992. --232 с.
  234. А.П. Проблема ответственности в этике: Автореф. дис.. канд. филос. наук. — JL, 1965. 24 с.
  235. О.Н. Авторитет преподавателя и его влияние на учебную успешность студентов: Автореф.. дис. канд. пед. наук. Л., 1986. -20 с.
  236. В.Д. Психология профессиональной деятельности. М., 1998. — 432 с.
  237. Ю.А. Психология деятельности служебного коллектива органов внутренних дел / Управленческо-развивающий подход: Монография. СПб., 1988. — 382 с.
  238. Ю.А. Юридическая психология деятельности органов внутренних дел (теория и методология управления развитием). СПб., 2000. -210 с.
  239. А.П. Нормативно-уставное регулирование процесса воспитания в Вооруженных Силах Российской Федерации: Автореф. дис.. докт. пед. наук. СПб., 1998. — 48 с.
  240. Т.Г. Управление развитием педагогического творчества преподавателей вузов МВД России: Дис.. докт. пед. наук. СПб., 2002. -347 с.
  241. В.Ф. Эксперимент продолжается. М.: Педагогика, 1989. — 336 с.
  242. А.Г. Психологические методики изучения личности и коллектива во внутренних войсках и органах внутренних дел РФ. Л., 1990. -120 с.
  243. А.Г. Методы психологического воздействия на подчиненных в органах внутренних дел РФ. СПб., 1994. — 106 с.
  244. Шингаев С М. Психодиагностика и формирование волевых качеств курсантов высшего военно-учебного заведения: Автореф. дис.. канд. психол. наук СПб., 2001. — 18 с.
  245. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. — 275 с.
  246. Я.Я. Педагогические основы укрепления воинской дисциплины: Автореф. дис.. докт. пед. наук. — Л., 1971.-41 с.
  247. В.А. Обучение как процесс управления. Л., 1988. — 160 с.
  248. В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А.: Изд-во «Полиус», 1998. — 639 с.
  249. Ф. Технология обучения в системе высшего образования. М.: Высшая школа, 1986. — 215 с.
  250. Brumfit. S., Johnson К. The Communicative Approach to Language Teaching. Oxford, 1981.-234 p.
  251. Computers in English Language Teaching and Research / Ed.G. Leech, C. N. Candin. London, 1986. — 230 p.
  252. Contrastive Linguistics and the Language Teacher. Oxford, 1981. — -284 p.
  253. Jill Hadfield. Advanced Communication Games. Thomas Nelson, 1987.
  254. Maley A., Duff A. Drama Techniques in Language Learning. -Cambridge, 1978. 89 p.
  255. Widdowson H.G. Teaching Language as Communication. Oxford, 1979. — 273 p.178
Заполнить форму текущей работой