Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование экологической картины мира у младших школьников средствами сезонных экскурсий в природу в процессе обучения естествознанию

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ учебников показал, что авторы учебных пособий учитывают необходимость развития логического мышления у детей младшего школьного возраста. В результате анализа программ и содержательно логической нагрузки заданий, представленных в учебниках, мы видим, что авторы учебных пособий по любой системе обучения учитывают необходимость развития мыслительных операций у детей младшего школьного… Читать ещё >

Содержание

  • введение.з
  • глава 1. теоретико-методологические основы формирования экологической картины мира
    • 1. 1. Понятие «картина мира» и типы научной рациональности. Виды картин и их соотношение
    • 1. 2. Современная научная картина мира (ЭКМ) в педагогической науке и образовании. Экологическая картина мира — образ мира у младших школьников
    • 1. 3. Сезонная экскурсия в природу как средство формирования образа экологической картины мира, мыслительных операций
    • 1. 4. Анализ учебно-программного материала по окружающему миру для формирования экологической картины мира
  • Выводы по материалам главы
  • ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ОПЫТНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА СРЕДСТВАМИ СЕЗОННЫХ ЭКСКУРСИЙ В ПРИРОДУ
    • 2. 1. Исходная диагностика уровня сформированиости экологической картины мира, уровня развития мыслительных операций у учащихся
    • I. класса
      • 2. 2. Описание сезонных экскурсий в природу, направленных на формирование образа экологической картины мира, у учащихся I -IV классов
      • 2. 3. Промежуточная диагностика уровня сформированиости экологической картины мира, уровня развития мыслительных операций у учащихся II — III классов
      • 2. 4. Контрольная диагностика эффективности сезонных экскурсий в природу для формирования образа экологической картины мира
  • Выводы по материалам главы

Формирование экологической картины мира у младших школьников средствами сезонных экскурсий в природу в процессе обучения естествознанию (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы и темы исследования. Современная школа переживает сложный процесс обновления. Особенно актуальным становится, на наш взгляд, исследование формирования экологической картины мира как целостного образа окружающего мира, усвоения детьми системы экологических знаний и способов познания природы, развития личностно значимых начальных мировоззренческих взглядов на реальную действительность, формирования ценностного, ответственного отношения к природе.

Цель образования заключается не в простом приобретении сведений, усвоении законов, а в воспитании экологически культурной личности. Ребенок должен научиться получать новые знания, информации, а самое главное, правильно, не в ущерб природе применять свои знания.

Актуальность проблемы формирования экологической картины мира у младших школьников средствами сезонных экскурсий в природу в процессе обучения естествознанию на социально-педагогическом уровне определяется поиском новых способов развития мыслительных способностей, связанных с формированием основ интеллектуально развитой личности, открытой новому опыту, востребованной современным обществом. В данный период развитие общества все большее значение приобретает развитие гармоничного отношения человека и природы, необходимость формирования у подрастающего поколения целостного видения, чувствования природы и способов ее изучения. Общая картина мира, соответствующая представлениям о структуре и развитии природы, в науке называется естественнонаучной картиной мира.

В процессе осознания себя в мире, своего места в нем большую роль играет формирование у учащихся экологической картины мира (ЭКМ). Один из путей решения данной проблемы мы видим в реализации эколого-аксиологического подхода, а именно в корректировке субъективного опыта, связанного со знаниями о природе в процессе обучения естествознанию.

Полагаем, что подобная корректировка производится на основе системных экскурсий в природу.

На научно-теоретическом уровне актуальность исследования по проблеме формирования экологической картины мира у младших школьников исходит из потребностей начального образования, а именно из неразработанности теоретических подходов по организации процесса экскурсии при обучении естествознанию.

Процесс трансформации субъективного опыта при его корректировке до научного рассматривается нами как процесс создания нового образа экологической картины мира, что является результатом познания одной из областей реальной действительности природы и взаимоотношения ее с человеком и обществом.

Можно говорить и об актуальности данной проблемы на научно-методическом уровне. В отличие от А. В. Ивановой, которая отслеживает становление экологической картины мира без педагогического вмешательства, мы формируем экологическую картину мира, применяя педагогическое средствосезонная экскурсия в природу на уроках естествознания. Экскурсия — это одно из средств для формирования экологической картины мира, она не может использоваться как вспомогательное или эпизодическое средство, а должно стать средством организации образовательного процесса в целом. Однако в настоящее время возможности формирования экологической картины мира на основе ценностного, личностно-значимого ответственного отношения к окружающему миру недостаточно изучены.

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта предусматривает освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и обществе, воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувствребенок должен приобрести опыт практической деятельности: наблюдений в природе, сравнения свойств наблюдаемых объектов, ориентирования на местности. Национально-регигиональный компонент государственного образовательного стандарта предусматривает формирование социальных установок и системы учебных действий, обеспечивающих формирование целостной картины мира. Как показал анализ учебно-программного материала, не во всех образовательных программах отражены данные позиции, а также сезонные экскурсии в природу предусмотрены не на всем протяжении четырехлетнего начального обучения [122].

Цели преподавания естественнонаучных дисциплин исходят из их экологизации, предусматривающей развитие личности, способной подчиняться законам природы, осуществляя тем самым коэволюционное развитие человечества и природы.

Анализ развития естественнонаучного образования в начальной школе относительно обозначенных общетеоретических оснований выявил ряд противоречий: между потребностью общества в обеспечении качества естественнонаучного образования и недостаточной разработанностью программного материала, в котором должны содержаться сезонные экскурсии, обеспечивающие овладение младшими школьниками экологической картиной мира;

— между необходимостью экологизации школьного курса естествознания и недостаточной разработанностью подходов по формированию экологической картины мира младшими школьниками в процессе обучения естествознаниюмежду богатым потенциалом содержания курса начального естественнонаучного образования учащихся и отсутствием педагогической тактики формирования экологической картины мира у младших школьников средствами сезонных экскурсий в природу в процессе обучения естествознанию.

На основе выявленных противоречий обозначается педагогическая проблема, заключающаяся в разработке научно-теоретических и методических основ формирования экологической картины мира средствами сезонных экскурсий в природу в процессе естественнонаучного образования младших школьников на основе системного и аксиологического подходов, интеграции гносеологической, онтологической и антропологической составляющих экологической картины мира.

Проблема предопределила выбор темы диссертационного исследования: «Формирование экологической картины мира средствами сезонных экскурсий в природу в процессе обучения естествознанию».

Целыо исследования являются теоретическое обоснование и апробация комплекса сезонных экскурсий в природу, обеспечивающих формирование экологической картины мира у младших в процессе обучения естествознанию.

Объект исследования — процесс естественнонаучного образования младших школьников.

Предмет исследования — сезонные экскурсии как средство формирования экологической картины мира.

Гипотеза исследования. У младших школьников будет более успешно формироваться экологическая картина мира в процессе естественнонаучного образования, если:

1. В содержании экскурсий будут отражены структурные составляющие экологической картины мира (онтологическая, гносеологическая и антропологическая части).

2. В методику проведения экскурсий включены различные формы работы (индивидуальная, фронтальная, групповая), игровая деятельность, планы-ориентиры.

3. В содержание экскурсий включены задачи на экологическую тему, фенологические и экологические рассказы.

4. Разработаны критерии и показатели диагностики экологической картины мира.

В соответствии с проблемой, объектом и целью исследования решались следующие задачи:

1. Провести анализ научной литературы и на его основе определить сущность понятия «экологическая картина мира» как основного понятия экологического образования.

2. Выявить теоретико-методологические основы экскурсий для формирования экологической картины мира.

3. Разработать и реализовать комплекс сезонных экскурсий в природу, нацеленный на формирование экологической картины мира, как основного показателя эффективности экологического образования.

4. Разработать диагностические показатели, критерии, материалы для выявления уровня сформированности экологической картины мира, уровня сформированности мыслительных операций.

Методологической и теоретической основой исследования являются: законы формирования и действия воспитательных ценностей (Б. Т. Лихачев) — положения гуманистической психологии и педагогики (Л. С. Выготский,.

A. Н. Леонтьев, А. Маслоу, К. Р. Роджерс, С. Л. Рубинштейн,.

B. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К Д. Ушинский и др.) — аксиологические идеи и концепции ценностей (В. И. Вернадский, Б. С. Гершунский, А. Печчеи,.

B. Франкл и др.) — идеи экологического образования (А. А. Вербицкий,.

C. Д. Дерябо, И. Д. Зверев, Н. Н. Моисеев, Л. В. Моисеева, Г. П. Сикорская, И. Т. Суравегина, В. А. Левин и др.) — положения о сущности и функциях педагогической диагностики в экологическом образовании (Л. В. Моисеева).

Методы исследования. Теоретические: анализ нормативных документов об образовании, анализ философской, педагогической, экологической, психологической литературымоделирование у школьников процесса формирования эколого-аксиологического отношения к окружающему мирусистемный и деятельностный подходы. Эмпирические: наблюдение, опрос, тестирование, беседа, методы обработки статистической информации.

Организация, база и этапы исследования. Опытно-экспериментальной базой является муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 77, города Екатеринбурга. Эксперимент продолжался 4 года с включением 100 учащихся начальной школы.

На первом, организационно-педагогическом этапе (2003;2004), формулировалась тема, определялась цель и задачи исследованияизучалась и анализировалась историко-философская, психолого-педагогическая литература по выбранной проблематике с целью обеспечения методологической основы исследования, уточнялось понятие «экологическая картина мира" — аргументировался категориальный статус экскурсий как средства формирования экологической картины мира у младших школьниковпроводилась исходная диагностика уровня сформированиости экологической картины мира и уровня сформированиости мыслительных операций у учащихся 1 класса.

Второй этап, содержательно-технологический (2004;2006), был посвящен организации формирующего этапа исследования: реализовался педагогический проект (комплекс экскурсий), и проводилась промежуточная диагностика уровня сформированиости экологической картины мира и уровня сформированиости мыслительных операций у младших школьников, обучающихся во 2−3 классах.

На третьем, итогово-диагностическом этапе (2006;2007), завершен формирующий эксперимент, проведена контрольная диагностика уровня сформированиости экологической картины мира и уровня сформированиости мыслительных операций у младших школьников, обучающихся в 4 классе. Проведен анализ результатов с точки зрения проблематики данной работы, сделаны выводы о состоятельности выдвинутой гипотезы, оформлены результаты диссертационного исследования.

Научная новизна исследования:

1. Уточнено понятие «экологическая картина мира» — это обобщенная естественнонаучная картина мира, представляющая как многомерный целостный индивидуально формируемый образ мироздания, где есть место представлениям о роли человека в мире, о природосообразности человеческой жизни.

2. Расширена сущность понятия «экологическая экскурсия» путем совмещения позиций Н. В. Пакуловой, В. А. Левина и С. Д. Дерябо, дополняющих друг друга. Экологическая экскурсия определяется как форма экологического образования по организации учебно-воспитательного процесса, представляющая собой групповое посещение природных комплексов, которая позволяет проводить наблюдения, а также непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных условиях для формирования индивидуальной экологической картины мира с целью предупреждения нежелательных событий и оказания направленной помощи ребенку в процессе естественнонаучного образования.

3. Обоснована возможность опоры на аксиологический подход при определении методики формирования экологической картины мира у младших школьников в процессе естественнонаучного образования.

4. Разработаны содержание и методика проведения сезонных экскурсий в природу с первого по четвертый класс с целью формирования экологической картины мира у младших школьников.

5. Расширены показатели сформированности составляющих экологической картины мира у младших школьников: при оценке сформированности онтологической составляющей экологической картины мира добавлен показатель экологическое восприятие, гносеологической частилогическое мышление и база знаний и опыт творчества, антропологической части — эмоциональное отношение к природе и проявление чувств.

6. Предложен диагностический материал для проверки сформированности у школьников гносеологического, онтологического и антропологического компонентов экологической картины мира.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования можно рассматривать как определенный вклад в методику преподавания естествознания в начальной школе, в представлении процесса естественнонаучного образования как процесса формирования экологической картины мира.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения на практике сезонных экскурсий в природу для усиления воспитательного потенциала естественнонаучного образования через создание условий для формирования у школьников ценностного и на его основе личностного ответственного отношения к окружающему мируа также разработанный диагностический материал для определения уровня сформированиости составляющих экологической картины мира может применяться как один из способов педагогической диагностики эффективности экологического образования в образовательном учреждении.

Научная обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается исходными методологическими положениями, обоснованностью теоретических предпосылок, проведением экспериментальной работы в условиях работы в условиях реальной педагогической деятельности, комплексностью и адекватностью методов теоретического и экспертного исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на 5-й Международной научно-практической конференции «Педагогические системы развития творчества: творческий потенциал дополнительного образования», на Международной конференции «Экологическая педагогика» (г. Екатеринбург, 2006 г.), на IV-й Всероссийской научно-практической конференции «Философия и наука» (г. Екатеринбург, 2005 г.), на научно-практической конференции «Содержание филологического образования в период детства» (г. Екатеринбург, 2006 г.), на второй Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы географии населения и рынка труда» (г. Казань, 2006 г.), на региональном научно-методическом семинаре «Совершенствование методики обучения естественно-географических дисциплин в школе и в вузе», через осуществление методической помощи по естествознанию студентам в период прохождения педагогических практикв обсуждении материалов диссертации на заседаниях кафедры естествознания и методики его преподавания Департамента педагогики и психологии периода детства Уральского государственного педагогического университета, на заседаниях школьных методических объединений учителей естественнонаучных дисциплинтематических педагогических советах и совещаниях МОУ СОШ № 77 (г. Екатеринбурга). По материалам диссертации опубликовано 9 работ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Экологическая картина мира, формируемая у младших школьников, представляет собой синтез естественнонаучных и гуманитарных знаний о природе, способов ее познания, субъективного отношения к познаваемомуэто этап и способ становления начальных мировоззренческих взглядов, идей, убеждений, чувств и экологического мышленияэто сформированный в сознании целостный, динамичный образ окружающей природы и взаимодействия в нем человека. Аксиологический подход является педагогической тактикой, нацеливающей педагогов на формирование у школьников экологической картины мира, в том числе экологического отношения к окружающему миру, которое может быть определено как ценностное и на его основе личностно ответственное отношение к окружающему миру. Экологическое отношение возникает на основе присвоения человеком высших, соотнесенных с ними общечеловеческих ценностей и использования их в качестве критериев оценивания объектов окружающего мира, себя как субъекта окружающего мира и деятельности в нем.

2. Формирование экологической картины мира есть целенаправленный многоэтапный процесс, протекающий в течение индивидуального для каждого человека промежутка времени. Процесс естественнонаучного образования младших школьников в логике аксиологического подхода обеспечивает всем его субъектам постоянное взаимодействие с окружающим миром, возможность осмысления себя как субъекта окружающего мира и деятельности, обмен опытом взаимодействия с окружающим миром.

3. Одним из средств реализации аксиологического подхода как педагогической тактики в естественнонаучном образовании младших школьников является приведение в систему идей о мироустройстве в образовательном процессе в форме познавательного образа экологической картины мира и реализация ее в содержании экскурсий.

4. Комплекс сезонных экскурсий в природу, направленный на формирование экологической картины мира у младших школьников, включает: планы-ориентиры, фенологические и экологические рассказы, задачи на экологическую тематику.

5. Основными показателями, позволяющими выявить сформированность экологической картины мира являются: индивидуальная база знаний и опыт творчества, экологическое сознание, проявление чувств и эмоциональное отношение к окружающей среде, экологическое воображение, эмоциональное отношение к природе, экологическое восприятие, экологическая культура, экологические потребности, что позволяет определить уровень сформированиости субъективного образа экологической картины мира, а также уровень развития логического мышления, который определяется по уровню развития мыслительных операций, установить, каким образом соотносится уровень сформированиости экологической картины мира и уровень развития логического мышления.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающие восемь параграфов, заключения, библиографического списка, включающего 152 источника, приложений, таблиц, рисунков.

5. Результаты исследования свидетельствуют о положительной динамике и показывают, что включение в образовательный процесс сезонных экскурсий в природу с первого по четвертый класс способствует формированию индивидуального многомерного целостного образа мироздания, в котором есть место представлениям о роли человека в мире, о природосообразности человеческой жизни.

6. Мы осуществили межпредметную связь (математика-природоведение), используя задачи экологического содержания. Экологические задачи имеют познавательное значение, развивают память, мышление, воспитывают любовь к природе, к родному краю. При составлении задач, содержащих сведения экологического характера, материал был взят из географических источников, справочников, но также получен самими учащимися при изучении объектов природы во время экскурсий.

7. Разработали диагностические показатели, критерии, материалы для выявления уровня сформированности экологической картины мира и логического мышления.

В результате проведенного исследования нам удалось повысить уровень развития логического мышления, а соответственно уровень сформированности экологической картины мира у младших школьников в ходе изучения природоведческого материала.

К перспективам исследования мы относим совершенствование методики и приемов формирования образа экологической картины мира. Эта методологическая проблема требует отбора и систематизации как естественнонаучного, так и гуманитарного материала, обеспечивающее дальнейшее формирование ценностного отношения к природе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В соответствии с целью и задачами исследования нами была изучена психолого-педагогическая, философская, экологическая и методологическая литература по проблеме формирования экологической картины мира средствами сезонных экскурсий в природу.

При анализе философской литературы определили понятие «картина мира» как зримый портрет мироздания, образно-понятийную модель Вселенной, в которой обозначены ее пространственно-временные границы и место в ней человека. Она выступает посредником, между реальностью и человеком, так как он воспринимает мир, постоянно перенося внимание с одного предмета на другой. Картина мира, существующая в сознании личности, «нарисована им самим», поэтому включает и пространственные, временные, и смысловые составляющие. Понятие «картина мира» выражает специфику человека и его бытия, взаимоотношения его с миром, и является важнейшим условием его существования в мире.

Понятие «картина мира» выражает специфику человека и его бытия, взаимоотношения его с миром, и является важнейшим условием его существования в мире. По М. Хайдеггеру, «картина мира», сущностно понятая, означает не картину, изображающую мир, а мир, понятый как картина [144]. Иначе говоря, картина мира есть отражение окружающего мира в сознании человека.

Картина мира может выполнять различные функции А. Н. Суворова рассмотрела функциональную классификацию характеристик картины мира: витальная (представления об упорядоченности мира), аксиологическая (включение системы ценностей познания и преобразования), гносеологическая (наличие определенного объема и глубины знанию о мире), социальная (организация жизнедеятельности человека в структуре социума), герменевтическая (объяснение мира благодаря коммуникации и взаимопониманию между людьми), прогностическая (построение схемы будущего), объяснительная (установление связей и отношений мира), нормативная (задание нравственных образов поведения), прагматическая (решение проблем в жизнедеятельности благодаря системе представлений о законах и закономерностях мира), мировоззренческая (основания жизнедеятельности). Обозначенные автором функции картины мира основываются на представлении ее как системы актуально функционирующих в структуре жизнедеятельности значимостей.

В ходе исследования мы обнаружили последовательно сменяющие друг друга виды картин мира: религиозная, философская, научная. Религиозная, философская и научная картины мира сосуществуют друг с другом. Человечество, вынужденное действовать по законам диалога и сотрудничества, стремится сложить мозаику единой картины мира. При сохранении должной осторожности можно утверждать, что три картины мира не противостоят, а взаимодополняют друг друга.

Научная картина мира — это система общих научных представлений о мире, характерных для определенного этапа развития, построенная на основе соответствующих философских знаний и идей. Исходя из этого, естественнонаучная картина является результатом философского осмысления научных знаний о природе и ее сохранении [81, с. 273]. Научная картина мира характеризуется своей предметностью. Предмет науки всегда конкретен, это определенная сфера действительности. Научная картина мира (НКМ) есть результат синтеза знаний, полученных в разных науках. Она содержит общие представления о природе и обществе, свойственные то или иной исторической эпохе. НКМ способствует систематизации и обобщению знаний в пределах как отдельны наук в целом, так и отраслей соответствующей науки. Научная картина мира — это система общих представлений о мире, включающая в себя исходные теоретические понятия, принципы, гипотезы различных областей науки, характерных для определенного этапа в ее развитии, построенная на основе соответствующих философских знаний и идей. Также были выявлены три направления в определении сущности картины мира: как специфической формы систематизации научного знания, не сводимого ни к наукам, ни к теориямкак раздела философиикак раздела мировоззренческого знания.

Исходя из понятия и выдвинутых направлений, естественнонаучная картина мира является одним из аспектов научной картины мира и результатом философского осмысления научных знаний о природе и ее сохранении.

Термин «картина мира» подчеркивает, что речь идет не о части, фрагменте знания, а о целостной системе. Наряду с тремя основными картинами мира существуют и другие картины мира: языковая и экологическая.

Экологическая картина мира — это обобщенная естественнонаучная картина мира, представляющая как многомерный целостный образ мироздания, где есть место представлениям о роли человека в мире, о природосообразности человеческой жизни (А. В. Игнатова).

Таким образом, экологическая картина мира включает гносеологическую составляющую (методы исследования, теории, законы, концепции, научная модель), онтологическую составляющую (способы распознавания мира, способы деятельности в мире, пути познания мира, социогинез и онтогенез) и антропологический компонент (ориентация в пространстве, эмоциональное и нравственное самоопределение, сомотворчество личности, способы осмысления мира, способы описания мира).

Таким образом, экологическая картина мира, ведущие мировоззренческие идеи задают контуры новой образовательной парадигмы, призванной разрешить противоречия современных образовательных систем по ее формированию [132]. Экологическая картина мира относится к постклассическому типу рациональности.

Несомненно, экологическая картина мира формируется под действием такого фактора как мышление. Мышление — очень сложная и многосторонняя психическая деятельность человека, которая, наряду с восприятием, памятью, воображением, вниманием всесторонне изучается, особенно в последнее время, когда человечество находится на стадии огромного потока информации, переживающая постоянные перевороты в области научных открытий. Так как мышление есть результат процесса познания, то необходимо лучше ориентироваться в окружающей действительности, прочнее осваивать знания, а значит постоянно развивать логическое мышление, необходимое во всех сферах применения человеческого разума. Уровень развития логического мышления можно оценить по уровню развития мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, классификация. Изучив психолого-педагогические условия развития мыслительных операций в младшем школьном возрасте, мы смогли определить наиболее эффективные методические приемы и средства развития логического мышления младших школьников на уроках окружающего мира при формировании образа экологической картины мира:

— упражнения должны иметь комплексный характер и быть направленными не только на обогащение речи, но и на развитие восприятия, внимания, формирование образа окружающей действительности;

— задания к упражнениям должны стимулировать аналитико-синтетическую деятельность учащихся: развивать все мыслительные операции;

— задания должны стимулировать умственную активность учащихся и включать их в разнообразную учебно-познавательную деятельность.

По мнению А. Я. Герда, новая парадигма естествознания должна строиться таким образом, чтобы привести учащегося к определенному мировоззрению, согласно с современным состоянием естественных наук. При этом мировоззрение это ни в коем случае не должно быть навязано ученику, а должно истекать как естественный вывод из всего курса. «Достичь этого можно лишь целесообразной постановкой всего курса, то есть преподаванием отдельных отраслей естествознания в связанном естественном порядке и расположением учебного материала в каждой отдельной отрасли также связанной, естественной последовательности [30, с. 20].

А. Я. Герд указывал: обогащая ум учащихся постепенно расширяющимися обобщениями и приводя в конце к правильному мировоззрению, преподавание естествознания должно вместе с тем развивать у детей серьезный интерес к науке и потребность к дальнейшему самостоятельному расширению знаний.

Анализ учебников показал, что авторы учебных пособий учитывают необходимость развития логического мышления у детей младшего школьного возраста. В результате анализа программ и содержательно логической нагрузки заданий, представленных в учебниках, мы видим, что авторы учебных пособий по любой системе обучения учитывают необходимость развития мыслительных операций у детей младшего школьного возраста. При этом наиболее полно представлена система заданий по развитию интеллектуальных способностей учащихся в системе развивающего обучения Л. В. Занкова, в программах «Гармония», «Школа 2100», в программе Н. Ф. Виноградовой и программе обучения (автор учебников А. А. Плешаков). В программе же 3. А. Клепининой логическая нагрузка заданий невелика, большое внимание уделяется заданиям на запоминание теоретического материала, на выполнение анализа и синтеза, а меньшее операциям сравнения, обобщения и классификации. Что же касается формирования экологической картины мира, то только в программах Л. В. Занкова и А. А. Плешакова говорится о становлении современной экологически ориентированной научной картины мира. Независимо от того, что каждая программа, одобренная Министерством образования и науки должна реализовывать цель национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта по Свердловской области (постановление Правительства Свердловской области № 15-пп от 17 января 2006 г.), которая предусматривает формирование социальных установок и системы учебных действий, обеспечивающих формирование целостной картины мира.

Учащимся дается представление о том, что уничтожение одного компонента природы влечет за собой гибельные последствия для других вырубка леса ведет к пересыханию рек, разрушению почвы, уменьшению численности животных и т. д.). Такое знакомство с законами охраны природы очень важно для учащихся младших классов, так как именно в этом возрасте начинается формирование экологически грамотной личности.

При изучении курса естествознания в начальной школе на сегодняшний день значительно расширились области получаемых учащимися знаний по сравнению с XVIII веком.

Одним из наиболее эффективных средств формирования экологической картины мира является сезонная экологическая экскурсия в природу, которая определяется как форма экологического образования по организации учебно-воспитательного процесса, представляющая собой групповое посещение природных комплексов, которая позволяет проводить наблюдения, а также непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях для формирования индивидуальной экологической картины мира с целью предупреждения нежелательных событий (проявление агрессии по отношению к объектам природы, черствость) и оказания направленной помощи ребенку в процессе естественнонаучного образования.

В результате наблюдений ребенок творчески преобразовывает действительность. Усвоение школьниками тех или иных знаний начинается с творческого преобразования усваиваемого им материала. Своеобразие экологических сезонных экскурсий связано с усвоением теоретического, экологического материала, различных взаимосвязей и зависимостей в природе.

Как показывает анализ учебно-программного материала по окружающему миру, что в программах 3. А. Клепининой, Н. Ф. Виноградовой представлены сезонные экскурсии в природу с I по IV классв программах «Гармония», А. А. Вахрушева, А. А. Плешакова по планированию в I, II, IV классах сезонные экскурсии вообще не предусмотрены, в программе Л. В. Занкова сезонные экскурсии в природу проводятся только во втором классе. В связи с этим в образовательный процесс нами были включены экскурсии, рассчитанные с I по IV класс.

Итак, мы можем сделать следующие выводы:

1. В работе было уточнено понятие «экологическая картина мира» — это обобщенная естественнонаучная картина мира, представляющая как многомерный целостный индивидуально формируемый образ мироздания, где есть место представлениям о роли человека в мире, о природосообразности человеческой жизни.

Экологическая картина мира, ведущие мировоззренческие идеи задают контуры новой образовательной парадигмы, призванной разрешить противоречия современных образовательных систем по ее формированию.

2. В содержание экскурсий нами были включены: планы-ориентиры, которые обеспечили формирование приемов наблюдения: прием анализа внешних признаков объектов природы, прием выделения существенных признаков, прием сравнения, прием обобщения, прием установления причинно-следственных связей, задачи экологического содержания, фенологические и экологические рассказы.

3. В методику организации экскурсий мы включили различные формы работы: групповую, которая сплотила детей, расположила детей к сотрудничеству и развитию толерантности, слабые дети начали тянуться за более сильными, во время работы в группах начали общаться девочки с мальчиками, индивидуальную, фронтальную, а также игровую деятельность.

4. При составлении экскурсий мы опирались на три методологических подхода: аксиологический, холистический, комплексный.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ш. А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. — М., 1984 г.
  2. Е. Т. Ознакомление с окружающим миром. Природоведение: Методика преподавания в начальной школе: Учеб. Пособие для студентов сред, и высш. пед. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 1999 г.
  3. Г. А. Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников. Киров, 1988 г.
  4. А. В. Психология мышления и кибернетика. М., 1970 г.
  5. Н. Ф. В школе и дома: Книга для классного чтения. 1 часть Спб., 1886.- 63с.
  6. Н. Ф. В школе и дома: Книга для классного чтения. 2 часть Спб., 1886.- 102с.
  7. В. П. Мир в рассказах для детей. Вторая после букваря книга для чтения. Часть 1, 1905. 164с.
  8. В. П. Мир в рассказах для детей. Вторая после букваря книга для чтения. Часть 2, 1910. 240с.
  9. В. П. Мир в рассказах для детей. Вторая после букваря книга для чтения. Часть 3, 1910. 319с.
  10. А. А. Окружающий мир. Учебник-тетрадь для 1 класса. Человек и природа. Часть 1 М.: «Баласс», 2000. — 64с.
  11. А. А. Окружающий мир. Учебник-тетрадь для 1 класса. Человек и природа. Часть 2 М.: «Баласс», 2000. — 64с.
  12. А. А. Окружающий мир. Учебник-тетрадь для 2 класса. Человек и природа. Часть 1 М.: «Баласс», 2000. — 64с.
  13. А. А. Окружающий мир. Учебник-тетрадь для 2 класса. Человек и природа. Часть 2 М.: «Баласс», 2000. — 64с.
  14. А. А. Окружающий мир. Учебник-тетрадь для 3 класса. Человек и природа. Часть 1 — М.: «Баласс», 2000. 64с.
  15. А. А. Окружающий мир. Учебник-тетрадь для 3 класса. Человек и природа. Часть 2 М.: «Баласс», 2000. — 64с.
  16. А. А. Окружающий мир. Учебник-тетрадь для 4 класса. Человек и природа. Часть 1 — М.: «Баласс», 2000. 64с.
  17. А. А. Окружающий мир. Учебник-тетрадь для 4 класса. Человек и природа. Часть 2 М.: «Баласс», 2000. — 64с.
  18. Н. Ф. Окружающий мир: Учеб. Для 1класса четырехлетней начальной школы 2-е изд., с уточн. М.: Вентана-Граф, 2002. -160с.
  19. Н. Ф. Окружающий мир: Учеб. Для 2класса четырехлетней начальной школы 2-е изд., с уточн. М.: Вентана-Граф, 2002. -160с.
  20. Н. Ф. Окружающий мир: Учеб. Для 3класса четырехлетней начальной школы 2-е изд., с уточн. М.: Вентана-Граф, 2002. -160с.
  21. Н. Ф. Окружающий мир: Учеб. Для 4класса четырехлетней начальной школы 2-е изд., с уточн. М.: Вентана-Граф, 2002. -160с.
  22. Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. М.: Просвещение, 1993 г.
  23. Н. Ф. Экологическое воспитание младшего школьника. Проблемы и перспективы.// Начальная школа, № 4., 1997. с. 36.
  24. JI. С. Мышление и речь. Собрание сочинений. М., 1982,1. Т. 1.
  25. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры, занятия и развлечения с детьми. М.: Пиеска, Ставрополь: Сервис школа, 1999 г.
  26. Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. М.: Мысль, 1974., 1. Т.1.
  27. В. И. Основы теоретической педагогики. СПб, 1994 г.
  28. А. Я. О курсе естественных наук в средне-учебных заведениях. // Педагогический сборник. 1890. с. 20.
  29. А. А Концепции современного образования. М.: Центр, 1997 г.
  30. А. А. Человек гармония природы. — М., 1990 г.
  31. С. За пределами мозга. М., 1993 г.
  32. Гумбольдт В.фон. Язык и философия культуры. М., 1985 г.
  33. Н. Г., Башилова Р. Е., Клюкин Н. В. Задачи экологического характера. // Начальная школа, 1995. № 4.
  34. С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. -Ростов-на-Дану, Феникс, 1996 г.
  35. В. В. Проблемы изучения связи обучения и умственного развития детей. // Экспериментальные исследования по проблеме перестройки начального обучения. Тбилиси, 1969 г.
  36. В. В. Проблема развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986 г.
  37. Ю. Н. «Картина мира» и типы рациональности. // Вопросы философии, 1989. № 8, с. 150 — 163.
  38. А. Н. История образования и педагогической мысли. -М.: Владос Пресс, 2003. — с. 363.
  39. А. Н. Педагогика: история педагогических идей. М.: педагогическое общество России, 2000. 352с.
  40. У. Введение в философию- Рассел Б. Проблемы философии. Пер. с англ. / Общ. ред., послесл. и примеч. Грязнова А. Ф. М.: Республика, 2000.-315с.
  41. Н. Я, Казаков А. Н. Мы и окружающий мир: Учеб. Для 1 класса (I -IV). 2-е изд., исправл. и дополн. Самара: Корпорация «Федоров», Издательский дом «Федоров», 2001 г. — 176с.
  42. Н. Я, Казаков А. Н. Мы и окружающий мир: Учеб. Для 2 класса (I -IV). 2-е изд., исправл. и дополн. Самара: Корпорация «Федоров», Издательский дом «Федоров», 2001 г. — 176с.
  43. Н. Я., Казаков А. Н. Мы и окружающий мир: Учеб. Для 3 класса, часть 1 (I -IV). 2-е изд., исправл. и дополн. Самара: Корпорация «Федоров», Издательский дом «Федоров», 2001 г. — 156с.
  44. Н. Я., Казаков А. Н. Мы и окружающий мир: Учеб. Для 3 класса, часть 2 (I -IV). 2-е изд., исправл. и дополн. Самара: Корпорация «Федоров», Издательский дом «Федоров», 2001 г. — 160с.
  45. Н. Я., Казаков А. Н. Мы и окружающий мир: Учеб. Для 4 класса, часть 1 (I -IV). 2-е изд., исправл. и дополн. Самара: Корпорация «Федоров», Издательский дом «Федоров», 2001 г. — 165с.
  46. Н. Я., Казаков А. Н. Мы и окружающий мир: Учеб. Для 4 класса, часть 2 (I -IV). 2-е изд., исправл. и дополн. Самара: Корпорация «Федоров», Издательский дом «Федоров», 2001 г. — 160с.
  47. Н. С. Проведение экскурсии в лес. Слово о словах. // Начальная школа, 1991. № 7, с. 52.
  48. JI.B. Избранные педагогические труды. М., 1996 г.
  49. А. Н. Школа и проблемы охраны природы. М.: Педагогика, 1981 г.
  50. И. Д., Суравегина Т. И. Экологическое образование школьников. -М.: педагогика, 1983 г.
  51. И. Д. Экология в школьном обучении. 1980 г.
  52. А. В. Педагогический мониторинг становления экологической картины мира у младших школьников. Екатеринбург, 2004. -240с.
  53. Т. С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. Екатеринбург, 2003. 156с.
  54. Т. С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе: Учебно-методическое пособие. -М.: ЦГЛ, 2003 г.
  55. И. И. Искусство правильно мыслить. М., 1989 г.
  56. В. А. Экология и культура: на пути к интеграции. Тюмень: Вектор БУК, 2004. 262с.
  57. О. В., Сбоева Н. А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 2 класс. -М.: «ВАКО», 2004, 336с.
  58. Калмыкова 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. -М., 1981 г.
  59. В. А. Философия. Исторический и систематический курс. М.: Логос, 2003.-376с.
  60. Клепинина 3. А. Природоведение: Ччеб. Для 1 класса четырехлетней начальной школы. 3-е изд. — М.: Ассоциация XXI век, 1997 г.-98с.
  61. Клепинина 3. А. Природоведение: Ччеб. Для 2 класса четырехлетней начальной школы. 3-е изд. — М.: Ассоциация XXI век, 1997 г. — 160с.
  62. Клепинина 3. А. Природоведение: Ччеб. Для 3 класса четырехлетней начальной школы. 3-е изд. — М.: Ассоциация XXI век, 1997 г. — 221с.
  63. Клепинина 3. А. Природоведение: Ччеб. Для 4 класса четырехлетней начальной школы. 3-е изд. — М.: Ассоциация XXI век, 1997 г. — 280с.
  64. Г. Н. Задачи на уроках природоведения. //Начальная школа, 1996,-№ 2, с. 32
  65. В. В. Организация на уроках коллективной деятельности учащихся Рязань, 1977
  66. И. А. История религий. М., 1988 г.
  67. С. Б., Кузнецов В. И. Мировоззренческие категории в современном естествознании. Киев, 1993 г.
  68. В. И., Идлис Г. М., Гутина В. Н. Естествознание. М., 1996 г.
  69. X. И. Групповая работа на уроке М., 1975
  70. А. А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997. — 287с.
  71. А. Н. Избранные психологические произведения. М., 1983 г., Т.2.
  72. А. Н. Очерк развития психики. М., 1947 г.
  73. А. Н. Философия психологии. М., 1994 г.
  74. И. Я. Единство природы и круговорот материи. М., 1988. -204с.
  75. В. А. Основы современного естествознания (концепции, теории, приблемы). М.: ИНФРА — М, 2000. 192с.
  76. М. В. Детям о природе: Кн. для воспитателя дет. сада. 2-е изд., дораб.-М.: Просвещение, 1989.- 143с.
  77. А. А. Овладение знаниями одна из ряда задач обучения младших школьников. // Начальная школа, 1970. — № 5.
  78. Мереминский. Фенологические и экологические рассказы-загадки. // Начальная школа, 1992. № 4, с. 40.
  79. В. Н., Хон Г. Н. Диалектика формирования современной научной картины мира. М., 1989 г.
  80. Л. В. Диагностические методики в системе экологического образования. Екатеринбург, 1998 г.
  81. Л. В., Колтунова И. Р. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников. / Уральский педагогический институт. Екатеринбург, 1993 г.
  82. Л. В. Экологическая педагогика. Екатеринбург, 1996 г.
  83. JI. В., Иванова А. В. Экологическая картина мира младших школьников: образ и познавательная модель. Монография / Урал. гос. пед. ун-т Екатеринбург, 2004. — 96 с.
  84. Л. П. Игровые экологические занятия. Минск: «Асар», 1996 г.
  85. И. В. Окружающий мир. 3 класс. I полугодие. Поурочные планы по учебнику Поглазовой О. Т. «Окружающий мир». Волгоград: Учитель -ACT, 2004.-96 с.
  86. И. В. Окружающий мир. 3 класс. II полугодие. Поурочные планы по учебнику Поглазовой О. Т. «Окружающий мир». Волгоград: Учитель -ACT, 2004.-96 с.
  87. В. С. Возрастная психология: Учеб. для студентов вузов. 3 -е изд., стер. — М.: Академия. 1998. — 456 с.
  88. Р. С. Психология: В 3 т. -Т 1. М., 1998 г.
  89. С. Н. Начало экологической культуры. //Начальная школа 1993 г., № 9.
  90. Ф. Сочинения. В 2 т.- М.: Мысль, 1990., Т. 1 ., Т.2.
  91. С. И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72 500 слов и 7500 фразеологических выражений./ Рос. АН, Ин-т русского языка, Рос. Фонд культуры. М.: Азъ, 1993. — 955с.
  92. В. М., Кузнецова В. И. методика преподавания природоведения: Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения». -М.: Просвещение, 1990. 191 с.
  93. Педагогический мониторинг образовательного процесса: Материалы российской научно-практической конференции (28 -29 февраля 2000 г.) -Шадринск: Изд-во МГПИ, 2000. ч. 2, — 164с.
  94. А. А. Природоведение: Учеб. Для 1 класса четырехлетней начальной школы. /Под ред. Зверева И. А. 7-е изд. — М.: Просвещение, 2000 г. -160с.
  95. А. А. Природоведение: Учеб. Для 2 класса четырехлетней начальной школы. / Под ред. Зверева И. А. 7-е изд. — М.: Просвещение, 2000 г.- 178с.
  96. А. А. Природоведение: Учеб. Для 3 класса четырехлетней начальной школы. / Под ред. Зверева И. А. 7-е изд. — М.: Просвещение, 2000 г. -160с.
  97. А.А. Природоведение: Учеб. Для 4 класса четырехлетней начальной школы. / Под ред. Зверева И. А. 7-е изд. — М.: Просвещение, 2000 г.- 160с.
  98. О. Т. Учебник тетрадь № 1 для 1 класса четырехлетней начальной школы. Смоленск, издательство «Ассоциация XXI век», 2003. — 64с.
  99. О. Т. Учебник тетрадь № 2 для 1 класса четырехлетней начальной школы. Смоленск, издательство «Ассоциация XXI век», 2003. — 64с.
  100. О. Т. Учебник тетрадь № 1 для 2 класса четырехлетней начальной школы. Смоленск, издательство «Ассоциация XXI век», 2003. — 64с.
  101. О. Т. Учебник тетрадь № 2 для 2 класса четырехлетней начальной школы. Смоленск, издательство «Ассоциация XXI век», 2003. — 64с.
  102. О. Т. Учебник тетрадь № 1 для 3 класса четырехлетней начальной школы. Смоленск, издательство «Ассоциация XXI век», 2003. — 64с.
  103. О. Т. Учебник тетрадь № 2 для 3 класса четырехлетней начальной школы. Смоленск, издательство «Ассоциация XXI век», 2003. — 64с.
  104. О. Т. Учебник тетрадь № 3 для 3 класса четырехлетней начальной школы. Смоленск, издательство «Ассоциация XXI век», 2003. — 64с.
  105. О. Т. Учебник тетрадь № 4 для 3 класса четырехлетней начальной школы. Смоленск, издательство «Ассоциация XXI век», 2003. — 64с.
  106. О. Т. Учебник тетрадь № 1 для 4 класса четырехлетней начальной школы. Смоленск, издательство «Ассоциация XXI век», 2003. — 64с.
  107. О. Т. Учебник тетрадь № 2 для 4 класса четырехлетней начальной школы. Смоленск, издательство «Ассоциация XXI век», 2003. — 64с.
  108. ПО.Поглазова О. Т. Учебник тетрадь № 3 для 4 класса четырехлетней начальной школы. Смоленск, издательство «Ассоциация XXI век», 2003. — 64с.
  109. Ш. Поглазова О. Т. Учебник тетрадь № 4 для 4 класса четырехлетней начальной школы. Смоленск, издательство «Ассоциация XXI век», 2003 г. -64с.
  110. В. И. Природоведение с методикой преподавания. Киев, 1990 г.
  111. В.Подосенова И. П., Соколова J1. В. Задачи по математике на экологическую тему. // Начальная школа, 19 915. № 4, с. 24.
  112. М. В. Категории философии и культуры. Киев. 1983, с. 193.
  113. Е. А. Приемы логического мышления при проведении наблюдений на уроках природоведения. //Начальная школа, 1991. № 1.
  114. Природоведение. Поурочные планы. 3 класс (по учебнику Плешакова А. А.) / Сост. Брыкина Jl. М. Волгоград: Учитель, 2004. — 99 с.
  115. Природоведение. Поурочные планы. 2 класс (по учебнику Плешакова А. А.) / Авт.- сост. Котрунова Н. В. Волгоград: Учитель, 2004. -80 с.
  116. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы, часть 2. / Под ред. Виноградской Jl. А. -М.: Просвещение, 2001. -391с.
  117. Программы начального обучения 1 4 классов. Федеральный учебно-методический центр им. Занкова J1. В. — М., 1998. — 196с.
  118. Е. Б., Никишина Е. П. Развитие у учащихся умения наблюдать на экскурсиях в природу. // Начальная школа 1990 г., № 8, с. 41.
  119. Психологический словарь. / Под общ. ред. Петровского А. В., Ярошевского М. Г. 2-е Изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494с.
  120. Н. С. Речевое развитие младших школьников. М., 1970 г.
  121. С. JI. Основы общей психологии. М., 1940 г.
  122. Г. И. Концепции современного естествознания. М., 1997. -с. 287.
  123. Рябцева С. JL Диалог за партой М., 1989
  124. JI. Н. О содержании экологического образования в начальной школе. // Начальная школа, 1993, № 3.
  125. Сборник нормативных документов / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2004. — 443 с.
  126. JI. П. Как учить экологии в начальных классах? // Экология и жизнь. 1998 г., № 1
  127. JI. П. Экологическое образование в начальной школе. М.: «Академия», 2000 г.
  128. В. С., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники. М.: Контакт Альфа, 1995. -384с.
  129. B.C. Диалектика генезиса и функционирования научной теории. // Вопросы философии. 1984., № 3.
  130. A.M. Решаем экологические рассказы-задачи. //Начальная школа., 2002. № 2, с. 39
  131. Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М., 1988. — 38с.
  132. Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, Академия развития, 1996 г., с. 66 — 68.
  133. JI. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. -Ярославль, 1995 г.
  134. К. Д. Собрание сочинений. М. JL, 1949., Т. 2, с. 560
  135. А. Ю. Кооперация в обучении: групповая работа М., 2001
  136. Е. П., Поторочина Е. А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир. 1 класс. Изд. 2-е, испр. и доп. + Азбука природы в стихах, загадках, считалках, подвижных играх. М.: «ВАКО», 2005, 320 с.
  137. П. А. Столп и утверждение истины (1). М., 1990 г.
  138. Н. А. Пробуждение природы. // Начальная школа, 1994, № 1.
  139. Учебно-методический комплект для четырехлетней начальной школы «Гармония» Смоленск: Ассоциация XXI век, 2003. — 208с.
  140. М. Что это такое философия? // Вопросы философии. 1993 г., № 8, с. 113−123.
  141. М. Бытие и время. Харьков, 2003 г.
  142. Н. И. Генезис учебной книги для детей как источник познания окружающего мира: Дис. канд. пед. наук. // Елабуж. гос. пед. ун-т. -Елабуга. Б. и., 2004.-300 с.
  143. И. Ф. Педагогика. 1999 г.
  144. Г. А. Зачем детям учиться вместе? м., 1985 г.
  145. М.И. Формы работы в средней школе. М., 1988 г.
  146. О. В. Групповая работа на уроке и деятельностный подход в обучении. // Начальная школа: плюс до и после. 2002. — № 11
  147. М. Малая группа в учебном процессе: о кооперативных методах обучения. // Директор школы. 1999. — № 4
  148. М. В. Методика наблюдения за птицами на природоведческих экскурсиях. // Начальная школа. 1996 г., № 3, с. 45 48.
Заполнить форму текущей работой