Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Воспитание подростков в процессе внеклассной работы с ориентацией на духовно-нравственные ценности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Необходимо отметить, что в современных условиях преобразования общества при наблюдающихся переоценке ценностей и ценностных ориентаций существенно возрастает важность серьезного осмысления ценностей образования, прежде всего нравственных, где действенный гражданский патриотизм является одной из ведущих. Следовательно, современная школа, которая выполняет важнейшую задачу — формирование… Читать ещё >

Содержание

  • Введение. Обоснование актуальности темы исследования
  • Общая характеристика работы
  • Глава I. Научно-педагогические основы процесса формирования духовно-нравственной воспитанности подростков во внеклассной работе

§ 1. Характеристика содержания понятий: «ценности», «патриотизм», «культура», «нравственность», «духовность», «воспитание», «личность», «ценностная ориентация» и задачи духовно-нравственного воспитания подростков в процессе внеклассной работы.

§ 2. Педагогические условия формирования процесса духовнонравственного воспитания подростков во внеклассной работе.

§ 3. Основные педагогические средства формирования процесса духовно-нравственного воспитания подростков во внеклассной работе школы.

Выводы по главе 1.

Глава II. Системное исследование процесса воспитания подростков во внеклассной работе с ориентацией на духовно-нравственные ценности

§ 1. Основные формы и методы формирования процесса духовно-нравственного воспитания подростков во внеклассной работе.

§ 2. Опытно-экспериментальная проверка адекватности системы педагогических средств задачам духовно-нравственного воспитания подростков в процессе внеклассной работы.

§ 3. Критерии оценки эффективности педагогических методов и средств духовно-нравственного воспитания подростков в процессе внеклассной работы.

Выводы по главе II.

Воспитание подростков в процессе внеклассной работы с ориентацией на духовно-нравственные ценности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общая характеристика работы.

Духовность и нравственность являются одними из самых высокогуманных и глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями у людей и воодушевляющих их на самоотверженную деятельность во имя интересов своей Родины, на благо своего народа.

События, явления и процессы последнего десятилетия уходящего века вызвали существенные изменения в социально-политическом и экономическом строе одного из крупнейших государств мира — России.

В настоящее время жизнь нашего суверенного государства проходит, по сути, в условиях всеобщего кризиса, который угрожает не только своей социально-политической и экономической стороной, но и, безусловно, своей самой опасной, представляющей угрозу для жизни людей — кризисом межнациональных отношений. Участившиеся кровавые межэтнические конфликты на границах России, национальный экстремизм, международный терроризм, угрозы новой мировой, ракетно-ядерной войны, — все это усиливает возросшую роль духовности и нравственности в общественной жизни, ибо центральная проблема наступившего третьего тысячелетия — сохранение мира. И это не случайно. В памяти людей навсегда остались первая мировая война, Великая Отечественная война, многочисленные межнациональные войны, принесшие страшные бедствия, моральные и физические страдания сотням миллионов людей на земле.

Таким образом, можно утверждать, что воспитание духовности и нравственности школьников является важнейшей педагогической проблемой в настоящее время. Современная школа должна ориентироваться на духовно-нравственные ценности, она должна прививать молодому поколению любовь к Родине, к своему народу, так как будущее в руках потомков и благосостояние любой нации, ее процветание, прогрессивное развитие зависят от эффективности духовно-нравственного воспитания молодежи. Справедливо отмечает президент РАО Н.Д. Никанд-ров, что патриотизм — категория нравственной ценности, которая во многом объясняет все другие ценности. Человек, лишенный патриотизма, легко продаст силы, ум и богатства страны тем, кто дороже заплатит, не задумываясь ни о своих соотечественниках, ни о потомках [146].

Как известно, первой жертвой резких социальных переломов становится подрастающее поколение, главным образом, подростки, которые в силу своих психологических особенностей представляют одну из сложных возрастных категорий. В условиях недостаточных экономических возможностей досуга, духовного дискомфорта, безнравственности большой части кино, видео, печатной продукции, подростки могут стать либо жертвами преступного мира, либо правонарушителями, поэтому работа школы, родителей и общественности должна быть организована таким образом, чтобы по возможности предотвратить подобные перспективы.

Необходимо отметить, что в современных условиях преобразования общества при наблюдающихся переоценке ценностей и ценностных ориентаций существенно возрастает важность серьезного осмысления ценностей образования, прежде всего нравственных, где действенный гражданский патриотизм является одной из ведущих. Следовательно, современная школа, которая выполняет важнейшую задачу — формирование гражданского общества, должна воспитывать, в первую очередь, личность настоящего гражданина России. Как отмечает А. В. Подгорнов, российский гражданин — патриот должен иметь такие идеалы, как национальные российские культурные ценностиуважение культурных ценностей других народовсочетание личных интересов (ценностных приоритетов) с общественными, государственнымигармония личных и общественных (коллективистских) целей деятельноститолерантность к ценностям других народовадаптация к условиям социального развития обществадемократические ценности рыночных отношений. Далее автор указывает, что ценности выступают связующим звеном между культурой общества и духовным миром личности, т. е. между общественным и индивидуальным бытием. Поэтому в каждой личности существует своя система ценностей, которая выступает как внутренний стержень культуры [161].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что истинный высоконравственный гражданин любит Отечество, предан ему, готов встать на защиту своей Родины, своего народа, принимает активное участие в культурном и экономическом развитии общества, бережет честь и достоинство Родины, имеет нравственную, духовную и правовую культуру, чувство собственного достоинства, дисциплинирован, законопослушен, способен выполнять свои гражданские обязанности, трудиться на благо личности и общества, быть терпимым в межнациональных отношениях. Таким образом, воспитание подрастающего поколения с ориентацией на духовно-нравственные ценности является, на наш взгляд, залогом духовно-нравственной чистоты общества, его жизнеспособности и процветания.

Говоря о необходимости духовно-нравственного воспитания молодежи на современном этапе, нельзя не согласиться с такими авторами, как А.Д. Солдатен-ков, А. Б. Сурков, А.А. Остапец-Свешников и др., которые утверждают, что национально-нравственное сознание, являющееся в настоящее время наиболее важным элементом гуманитарной культуры, формируется, прежде всего, в процессе знакомства и осмысления окружающего мира, родной природы и людей, а также ознакомления с природой других стран, с культурой других народов. И наиболее эффективным средством подобного знакомства и осмысления, а также формирования духовно-нравственных чувств и убеждений, проявляющихся в практической деятельности подростков, является, на наш взгляд, система внеклассной деятельности. Важным составным элементом нашей системы является туристско-краеведческая деятельность.

Туристско-краеведческая деятельность гармонично сочетает в себе две стороны — туризм, как путешествие в свободное время, вид активного отдыха, средство оздоровления и краеведение, как изучение определенной части страны, области, района, города, деревни.

Как уже говорилось выше, туристско-краеведческая деятельность обладает огромными возможностями для воспитания подрастающего поколения. Анализ классического наследия (Я. А. Коменский, И .Г. Песталоцци, Ж-Ж. Руссо, К. Д. Ушинский, JI.H. Толстой, А. С. Макаренко, С. Т. Щацкий и др.) и современной психолого-педагогической литературы (А.Д. Солдатенков, А. Б. Сурков, А.А. Остапец-Свешников, И. Н. Пилат и др.) позволяет выделить такие социально-педагогически значимые функции туристско-краеведческой деятельности, как ознакомление с окружающим миром, его исследованиеобразовательнаявоспитательная (воспитание духовности и нравственности, гуманного отношения к окружающей среде, эстетическое воспитание и т. д.) — развивающаяприобщения школьников к духовным ценностям мировых культур, их сохранению и наследованиюфизкультурно-оздоровительнаякоррекционная (оказывает помощь в воспитании «трудных» школьников и детей с отклонениями в развитии) — организационно-коммуникативная (способствует включению старшего поколения в воспитание молодежи) — положительного эмоционального воздействия, проявляющаяся в результате участия в походе, экскурсии, экспедиции и т. п. Подводя итоги вышеуказанному, можно сделать вывод, что туристско-краеведческая деятельность, благодаря своему совместному характеру, большому познавательно-образовательно-воспитательному потенциалу, значительным возможностям формирования положительных эмоций, удовлетворения стремления подростков к передвижению, романтике, риску и пр., является одним из оптимальных видов педагогической работы, которая способствует возвращению ребенка в природу, естественному сближению с ней [117], а также формированию высоконравственной, открытой личности. Кроме того, туристско-краеведческая деятельность снижает отрицательные последствия учебных нагрузок и способствует сокращению времени «активного отдыха» в жизни подростков.

Не менее важным элементом системы внеклассной работы является, на наш взгляд, факультативное изучение предмета «Основы православной культуры» и посещение Воскресной школы. Почему мы считаем важным проводить такую работу с подростками? Всем нам известно кризисное положение в деле воспитания подрастающего поколения. Оно усугубляется развращающей деятельностью средств массовой информации и тем, что молодёжь оказалась лишённой нравственных и духовных ориентиров. Западные идеологи пропагандируют деятельность религиозных сект и течений с целью разделения русского народа, изменения его менталитета. Идеалы советской эпохи уже невозможно возродить. Казалось бы, потеряна духовная связь поколений. Неадекватное поведение в школьной среде стало реальностью, ведь в современном религиозно-индифферентном обществе процветает понятие полной свободы, а точнее вседозволенности.

В последнее десятилетие одним из направлений модернизации и реформирования современной школы является обновление содержания общего социально-гуманитарного образования, направленное, в частности, на преодоление негативных последствий отказа государства и школы в предшествующий период от опоры на ценности традиционной духовной культуры. В современной России во всех слоях общества растёт интерес к духовно-нравственному, культурно-историческому наследию и православной культуре как его существенной части. Этот интерес формирует устойчивый социальный заказ на изучение православной культуры в системе образования. Образовательный запрос населения определяется законодательством РФ об образовании и правовыми условиями деятельности государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений.

Факультативное изучение предмета «Основы православной культуры» и посещение Воскресной школы преследуют религиозно-познавательные и духовно-нравственные цели. В современной Воскресной школе, православной гимназии и на факультативах по православной культуре закладываются основы религиозно-церковных знаний.

На наш взгляд, только объединив силы государства, общественности, церкви и семьи можно преодолеть тяжёлый кризис, постигший нашу страну, ведь основная цель — укреплять единство, мощь, целостность, улучшать государство Россия через укрепление семьи, веры, и духовное и нравственное воспитание наших детей. Практический опыт показывает, что изучение православной культуры благотворно влияет на духовно-нравственный облик и помогает правильному духовному росту молодых людей.

Говоря о духовно-нравственном воспитании подростков в процессе турист-ско-краеведческой работы, следует отметить важную воспитательную роль общения в формировании личности подростка, так как оно является необходимым элементом, как образования, так и воспитания.

Как известно, в процессе воспитания человек усваивает определенные духовно-нравственные ценности, но подобное усвоение заключается не только в их осознании, а главным образом, в отождествлении как сущности личного «я», что не представляется возможным без убеждения, уподобления, которые осуществляются при помощи особых средств общения, личного примера, авторитета и т. п. Общение является не только средством передачи и обмена информацией, коммуникации членов коллектива, понимания себя и других людей, но и звеном общественного механизма воспитания, которое обеспечивает усвоение личностью нравственных ценностей коллектива и общества [16], которые составляют основу духовной жизни нации, становления и развития личности. В ряду таких важнейших понятий, которые должны быть закреплены в сознании молодежи, находятся: Родина, семья, родная природа, родной язык, вера, народ, история, духовная культура в целом. На это указывали К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, М. С. Каган и многие другие. Причем действенный гражданский патриотизм — одна из ведущих нравственных ценностей,.

В основе педагогических раздумий В. А. Сухомлинского лежит идея развития нравственных начал личности школьника, всестороннее обогащение его духовного мира. «В детстве, — отмечает он, — начинается длительный процесс познания и умом и сердцем тех нравственных ценностей, которые лежат в общественной жизни общества: безграничной любви к Родине, готовность отдать жизнь за ее счастье, величие, могущество, непримиримость к врагам Отечества» [201-С.14].

Необходимо также отметить еще одно обстоятельство, которое имеет непосредственное отношение к проблеме духовно-нравственного воспитания и связано со специфическими особенностями общения. Экспериментально доказанным является тог факт, что максимальная потребность и активность в общении наблюдается в возрасте от 12 до 17 лет. Именно в этом возрасте становится активнее духовно-личностное начало, которое является основой духовно-нравственной зрелости. Бесспорно, результаты общения школьного периода оказывают влияние на последующую жизнь молодых людей. Опытно доказанным является и тот факт, что нереализованные потребности в общении, также как и недостаточная активность в общении, оказывают негативное влияние не только на процесс жизнедеятельности человека, но и на его адаптацию в обществе, на характер его взаимоотношений, в том числе и межнациональных, с другими людьми, на приобщение к духовно-нравственным ценностям.

Таким образом, все вышесказанное, на наш взгляд, указывает на то, что фактор общения в процессе духовно-нравственного воспитания подростков имеет важное значение.

Рассматривая проблему духовно-нравственного воспитания подростков в процессе внеклассной работы, считаем также необходимым отметить, что формирование духовно-нравственных чувств и убеждений является длительным и сложным процессом, который, прежде всего, предполагает усвоение определенных знаний о духовности и нравственности, затем характеризуется отношением индивидуума к духовно-нравственным ценностям, после чего можно говорить о деятельности молодых людей, исходя из их ориентации на ценности духовности и нравственности, усвоенные в результате внеклассной деятельности.

Обоснование актуальности темы исследования.

Социально-педагогическая значимость проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи обусловлена многолетними попытками насаждения идеологий, чуждых русскому национальному сознанию, построенных без опоры на духовно-нравственную культуру русского народа, основанных на гонениях ее лучших представителей, попрании духовных, национальных чувств русских людей, что в целом нанесло большой вред русскому национальному самосознанию. В настоящее время педагогической наукой осознается важность ориентации подрастающего поколения на духовно-нравственные ценности, изыскании наиболее эффективных средств генезиса развития личности подлинного российского гражданина, освоения духовно-нравственной культуры русской нации. Все более актуальной задачей становится установление психолого-педагогических условий и выработка научно-обоснованных методов и способов, обусловливающих практическое осуществление воспитания духовности и нравственности у подростков при современных гуманистических преобразованиях школьного образования.

Как известно, в период общественных преобразований обычно рушатся прежние ценности, наблюдается поиск новых духовно-нравственных ориентиров, что специфически актуализирует необходимость сохранения и передачи молодежи основных национальных ценностей, отражающих рациональные представления об окружающем мире и исключающих кризисы в духовно-нравственном развитии личности, провоцируемые искажением сознания молодежи чужими нам образцами культуры, поведения.

На данном этапе развития общества все больше ощущается потребность российского государства гражданах, глубоко любящих свое Отечество, радеющих за его честь и достоинство, ответственных за судьбу его народа, дисциплинированных, законопослушных, толерантных к ценностям многонациональной среды, стремящихся к сохранению жизнеспособности общества, его процветанию.

Следует заметить, что проблема духовно-нравственных ценностей, являющихся ведущими в развитии общества, представляет актуальность на протяжении многих столетий. Она привлекала внимание философов Древней Греции и Древнего Рима, нашла свое отражение в Библии и «Моральном кодексе строителя коммунизма». Нравственным ценностям уделяли внимание Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит, Ж-Ж. Руссо, Д. Дидро, Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци. Первый в России педагогический журнал имел название «Патриот». О патриотическом и общественном воспитании писали ВА. Жуковский, Н. М. Карамзин, великий русский педагог К. Д. Ушинский, Ф. М. Достоевский, многие другие мыслители XIX века.

Гражданско-патриотическому, нравственному воспитанию посвящены исследования А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского.

Политическая ситуация в мире отражается на направленности и характере педагогических исследований по вопросам духовно-нравственного воспитания. Новое политическое мышление в нашей стране смещает акценты на общечеловеческие ценности мирового сообщества, что неизменно требует новых подходов и новых источников культурного воспитания с опорой на обширный опыт исследований ученых-педагогов, а также с учетом обострившихся реальных проблем как в системе учебно-воспитательного процесса, так и в условиях демократического обновления общества в целом.

Общетеоретическая проблема гражданско-патриотического воспитания рассматривается в работах М. Р. Терентия, И. С. Марьенко, Б. Т. Лихачева и др.

Психолого-педагогические особенности гражданско-патриотического воспитания как части нравственного воспитания подростков нашли глубокую и всеобъемлющую разработку в трудах JI.C. Выготского, А. Н. Леонтьева, В. А. Сластенина, С. Т. Шацкого и др.

Существует обширная научно-педагогическая литература по военно-патриотическому воспитанию — А. А. Аронов, В. Н. Волков, Н. М. Конжиев и др.

Различные аспекты туристско-краеведческой деятельности, гражданско-патриотического, нравственного, эстетического воспитания подростков исследуются в работах А. Д. Солдатенкова, Н. М. Сокольниковой, А. Б. Суркова, А.А. Остап-ца-Свешникова, Т. Н. Сущенко, И. Н. Пилата, И. С. Марьенко и др., роль общения в процессе патриотического воспитания подростков — в работе Э. Р. Багдасарова, ориентация подрастающего поколения на гражданско-патриотические ценности на современном этапе — в работе А. В. Подгорнова.

Анализ научно-педагогической литературы свидетельствует, что, несмотря на большое количество исследований, посвященных духовно-нравственному воспитанию школьников, далеко не все аспекты этой многогранной проблемы в достаточной степени решены.

Наше исследование посвящено обоснованию системы внеклассной работы и изысканию наиболее эффективных педагогических средств, способствующих духовно-нравственному воспитанию подростков. Очевидная социальная актуальность и педагогическая значимость проблемы определили выбор нами в качестве темы исследования: «Воспитание подростков в процессе внеклассной работы с ориентацией на духовно-нравственные ценности».

Противоречие — процесс духовно-нравственного воспитания школьников должен включать в себя формирование духовно-нравственного сознания, развитие высоких духовно-нравственных чувств, выработку навыков и привычек, которые становятся постоянными чертами личности лишь в определенных условиях, в условиях активной систематической внеклассной деятельности, в условиях общественной и семейной жизни подростков.

В духовно-нравственном развитии личности сознательное и привычное выступают как две противоречивые стороны, и в то же время как неразрывные внутренне связанные между собой. В педагогической литературе высказываются разные точки зрения о первичности мотивации этих сторон.

Проблема диссертационного исследования — в современном мире по мере развития общества, личности, значительных государственно-политических и экономических изменений осознается необходимость ориентации молодежи на общечеловеческие, культурные и духовно-нравственные ценности. В этой связи возрастает важность духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения с учетом практических потребностей окружающей действительности, в том числе в процессе внеклассной работы. Возникает потребность в изучении особенностей и изыскании наиболее эффективных средств духовно-нравственного воспитания молодежи.

На наш взгляд, вышеизложенное в достаточной мере определяет научную проблему — формирование духовности и нравственности у подростков в условиях внеклассной работы, в условиях существенных государственно-политических преобразований.

Цель исследования — обоснование и экспериментальная проверка теоретических положений формирования духовно-нравственной воспитанности подростков в процессе внеклассной работы.

Под духовно-нравственной воспитанностью мы будем понимать сформиро-ванность качеств личности, составляющих духовно-нравственные ценности (стремление к практической общественно-полезной деятельности, устойчивые идеалы, сознательные духовно-нравственные чувства и убеждения, патриотическое отношение к своей школе и т. д.).

Объект исследования — учебно-воспитательный процесс в школе, ориентированный на формирование духовно-нравственных ценностей у подростков.

Предмет исследования — процесс формирования духовно-нравственной воспитанности подростков во внеклассной работе.

Гипотеза исследования. Воспитание подростков, ориентированное на духовно-нравственные ценности, будет успешным, если воспитательная деятельность внеклассной работы в школе будет строиться с учётом целенаправленности и взаимосвязи ее содержательных и процессуальных компонентов в системах: педагоги — подростки", «подростки — подростки», «школа — семья — общественность" — процесс духовно-нравственного воспитания подростков выступает как часть целостного педагогического процесса школы, сохраняющая характерные свойства целогодуховно-нравственное воспитание является направленностью и конечной целью специально организованной внеклассной работы.

Сформулированные цель и гипотеза определяют необходимым решение следующих основных задач исследования:

1. Охарактеризовать содержание основных понятий: «ценности», «патриотизм», «нравственность», «духовность», их взаимосвязь и роль в формировании ценностной ориентации подростков в процессе внеклассной работы с учётом психофизиологических особенностей подросткового переходного возраста и соответствующей организации внеучебной деятельности.

2. Выявить и описать педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования процесса духовно-нравственного воспитания подростков в системе внеклассной работы в школе.

3. Определить и практически проверить авторскую научно-теоретическую модель системного подхода к формированию духовно-нравственной воспитанности и развитию личности подростков во внеклассной деятельности в школе, включающую формы и методы, систему педагогических средств и др.

4. Разработать критерии уровиевой оценки духовно-нравственной воспитанности подростков в процессе внеклассной работы в школе.

Методологической основой исследования являются теоретические основы развития гуманистических и демократических традиций воспитания и образования подрастающего поколенияположения современной психолого-педагогической науки о духовно-нравственном воспитании школьниковсистемно-структурный, личностно-деятельностный подходытеоретические положения о единстве деятельности и общения.

В процессе решения задач исследования и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:

О теоретические — анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по изучаемой проблеме, моделированиеО эмпирические — изучение и обобщение передового педагогического опыта в аспекте духовно-нравственного воспитания личности подростков в процессе внеклассной работыанкетирование, тестирование, интервьюированиеэкспертная оценка, анализ творческих работ, тестовых заданий, наблюдение, формирующий педагогический эксперимент, направленный на выявление роста духовно-нравственной воспитанности и развитие индивидуальной и общественной активности подростков в процессе внеклассной работыО статистические — ранжирование, шкалирование, рейтинговая оценка, математическая и статистическая обработка полученных результатов исследования.

Базой исследования явились средние общеобразовательные московские школы № 479 им. маршала В. И. Чуйкова, № 1863 и гимназии № 1542, 1520 г. Москвы. В экспериментах участвовали учащиеся от 5-го до 9-го классов. В качестве сравнительного анализа мы провели дополнительные исследования школьников 10−11-го классов с целью выявления роста духовно-нравственной воспитанности. Исследованием были охвачены более четырёхсот учащихся.

Этапы исследования. Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап — теоретический (1997 — 2000 гг.). Определены цели и задачи исследованияпроведён теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы с целью определения общей концепции исследования.

Второй этап — экспериментальный (2000 — 2002 гг.). Проведена опытно-экспериментальная работа по выявлению роста духовно-нравственной воспитанноста и развития индивидуальной и общественной активности подростков в процессе учебной и внеклассной работыразработана авторская модель системного подхода к формированию духовно-нравственной воспитанности и развитию личности подростков во внеклассной деятельности общеобразовательной школы, построена теоретическая модель духовно-нравственного воспитательного процесса подростков, выявлены критерии уровневой оценки их духовно-нравственной воспитанности во внеклассной работе и обоснована педагогическая система воспитательных средств при выполнении данного вида деятельности.

Третий этап — обобщающий (2002 — 2004 гг.). Завершена реализация экспериментальной технологии педагогической системы духовно-нравственного воспитания личности подростков в процессе внеклассной работыобработаны и проанализированы экспериментальные данныезавершено литературное оформление диссертации.

Научная новизна исследования: 0 охарактеризованы социокультурные содержания основных понятий: «ценности», «патриотизм», «нравственность», «духовность», «воспитание», «личность» с учётом ориентации на духовно-нравственные ценности в процессе внеклассной работы, исследована их взаимосвязь и роль в духовно-нравственном воспитании подростков- 0 разработана и апробирована авторская модель духовно-нравственного воспитательного процесса подростков во внеклассной деятельности общеобразовательной школы- 0 определены и экспериментально обоснованы уровни духовно-нравственной воспитанности подростков в процессе внеклассной работы в школе- 0 определены и обоснованы педагогические условия духовно-нравственного воспитания подростков средствами разнообразных форм внеклассной деятельности с учётом психофизиологических и возрастных особенностей, уровня знаний и общей подготовленности школьников к участию во внеклассной работе в школе (включение подростков во внеклассную деятельность с духовно-нравственной направленностью, собственная активность подростков во внеклассной деятельности, педагогическое взаимодействие всех субъектов воспитательного процесса и др).

Теоретическое значение исследования: 0 разработана и апробирована авторская научно-теоретическая модель системного подхода к формированию духовно-нравственной воспитанности и развитию личности подростков, основанная на взаимосвязи форм и методов деятельности педагога-воспитателя, семьи и общественности в процессе воспитания, учёте объективных и субъективных, общественных и природных, внешних и внутренних факторов воспитательного процесса, обуславливающих духовно-нравственное формирование и развитие личности подростков, учёте их возрастного уровня, психофизиологических особенностей и соответствующей организации внеклассной работы;

О раскрыты состав и структура содержательных и процессуальных компонентов процесса развития педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию подростков в процессе внеклассной работы;

О выявлены теоретические предпосылки для прогнозирования и оптимизации процесса духовно-нравственного воспитания подростков при использовании различных концепций построения учебно-воспитательных процессов.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и опытно-экспериментальной проверке теоретических положений формирования процесса духовно-нравственного воспитания подростков во внеклассной работе в школе.

Результаты проведённого исследования могут быть широко использованы в практике школ, гимназийпри разработке научно-методических рекомендаций по духовно-нравственному воспитанию и развитию личности подростков в процессе внеклассной работы.

Достоверность и надёжность полученных результатов обеспечены теоретико-методологической обоснованностью исходных параметров исследования, использованием комплекса методов, адекватных его задачам, представленностью опытно-экспериментальных данных, их сравнимостью с массовой педагогической практикой.

На защиту выносятся:

1. Система целенаправленных педагогических средств (туристско-краеведческая работа, педагогическое общение, педагогическая деятельность Воскресной школы и др.), проверка её эффективности и целесообразности использования в учебно-воспитательном процессе и внеклассной деятельности школы.

2. Авторская научно-теоретическая модель системного подхода к формированию духовно-нравственной воспитанности и развитию личности подростков.

3. Критерии уровневой оценки духовно-нравственной воспитанности школьников-подростков в процессе внеклассной работы школы.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты проведённого исследования докладывались, обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры педагогики МГОПУ им. М. А. Шолохова, отражены в научных публикациях автора. Они внедрены в учебно-воспитательный процесс в средних общеобразовательных московских школах № 479 им. маршала В. И. Чуйкова, № 1863 и гимназиях № 1542 и 1520 г. Москвы.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

выводы:

О педагогически целесообразно рассматривать педагогическую систему по духовно-нравственному воспитанию подростков школы в тесном взаимодействии с внеклассной работой с позиций системного анализа или подхода;

О эффективность работы педагогической системы по духовно-нравственному воспитанию подростков «педагог — воспитатель — школьник-подросток — педагогические условия — педагогические средства — общественная среда» (ПВ — ШП — ПУ — ПС — ОС) зависит от строгого выполнения каждым звеном педагогической системы необходимых методов, приёмов, педагогических условий и воспитательных средств, что позволяет работать её элементам в полном взаимодействии друг с другом;

О определяющим педагогической системы по духовно-нравственному воспитанию подростков в школе является рациональное взаимодействие методов воспитания, средств педагогического воздействия, форм организации внеклассной воспитательной работы, видов практической деятельности учащихся, руководства их поведением. Только духовно-нравственные знания, которые опираются на имеющийся духовно-нравственный опыт, превращаются в духовно-нравственные убеждения, внутренние моральные установки, регулирующие поведение подростков. Они свидетельствуют о воспитанности подростков в духовном и нравственном отношении, их духовно-нравственной зрелости;

О важной функцией педагогической системы по духовно-нравственному воспитанию является обеспечение единых требований к подросткам со стороны школы, семьи и общественности;

О рассматривая с позиций системного анализа педагогическую систему «педагог — воспитатель — школьник-подросток — педагогические условия — педагогические средства — общественная среда» как процесс формирования духовно-нравственной личности подростков во внеклассной воспитательной работе, с одной стороны, необходимо полностью реализовать единство компонентов педагогических действий, а с другой стороны — представить основные виды внешкольной и внеклассной воспитательной деятельности, влияющие на процесс;

О при исследовании педагогической системы с использованием системного подхода выявлены факторы, влияющие на духовно-нравственное формирование и развитие личности подростков и определены четыре выходных критерия уровневой оценки духовно-нравственной воспитанности школьников в процессе внешкольной и внеклассной работы;

О разработанная методика определения уровневой оценки духовно-нравственной воспитанности подростков использована в опытно-экспериментальной работе для выявления духовно-нравственного роста и уровней воспитанности подростков в процессе внеклассной деятельности. Уровневая дифференциация формирования воспитанности у подростков позволяет дифференцировать процесс духовно-нравственного воспитания, предъявляя учащимся различные педагогические действия и постепенно усложняя и разнообразя их содержание с учётом психофизиологических и возрастных особенностей и интересов подростков.

Заключение

.

Особенностью развития российской системы образования в настоящий период является её модернизация и реформирование, которые вызваны большими изменениями в духовной, социально-политической и экономической сферах жизни общества. Наметившаяся в последние годы тенденция ориентации российской школы на ценности традиционной духовной культуры в обучении и воспитании способствует росту интереса учащихся, родителей и общественности к обновлению содержания общего социально-гуманитарного образования, развитию воспитательных функций российской школы в новых социокультурных условиях. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения зависит от целей и задач, которые ставит общество перед школой в каждый период своего развития, определяет содержание, условия и формы этого воспитания.

В современных условиях общество ставит перед школой чрезвычайно важную задачу — воспитание школьника-подростка как процесс формирования его гармонично развитой общественно активной личности, обладающей высокими духовно-нравственными качествами.

Духовно-нравственное воспитание личности подростка как важнейшая общественная функция находит своё главное выражение в педагогическом процессе, имеющем две органически связанные между собой части: обучение и воспитание. Причём каждая из этих частей в отдельности имеет свои закономерности, свою специфику, свои цели, содержание, средства, методы, организационные формы, а также критерии определения результативности (оценки) эффективности педагогических действий.

Проблема формирования и развития духовно-нравственных чувств и убеждений у подростков средствами разнообразных форм систематической внешкольной и внеклассной деятельности в настоящее время является одной из важнейших в условиях значительных государственно-политических и экономических преобразований, проходящих в нашей стране. Её решение имеет прямое практическое значение, так как она определяет новые объективные условия, направленные на преодоление и устранение многих негативных последствий, в частности, отказа российской школы в предшествующий период от опоры на ценности традиционной российской культуры, в воспитании молодёжи на современном этапе.

Однако наличие объективных условий само по себе ещё не решает задачу формирования духовно развитой личности подростка. Необходима ещё организация, базирующейся на знании и учёте объективных закономерностей развития личности подростка, системы воспитания, которая служит всеобщей и необходимой формой этого развития. Цель воспитательной системы состоит в том, чтобы каждого растущего подростка сделать борцом за человечность, что требует не только умственного развития школьников, но и развития их творческого потенциала, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, развития образа мышления, развития отношений, духовно-нравственных чувств и взглядов, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личности о-общественного становления, развития многообразных способностей, способности быть субъектом общественных отношений, готовности участвовать в социально необходимой деятельности.

Вместе с тем результативность воспитанности у подростков, как правило, достигается в активной систематической внеклассной деятельности с духовно-нравственной направленностью при использовании разнообразных форм, видов внеклассной воспитательной работы, методов воспитательного воздействия и их рационального взаимодействия с учётом психофизиологических и возрастных особенностей воспитанников, стимулирования интереса, общественной значимости, эмоциональной окрашенности проводимых мероприятий.

Ориентация личности подростка на духовно-нравственные ценности, отношение к ним формируются в процессе педагогического общения. Духовно-нравственное воспитание подростков, организованное в процессе внеклассной работы, построено на многообразии типов и форм общения учащихся в широком социальном контексте.

Среди наиболее важных сфер жизнедеятельности подростков в процессе духовно-нравственного воспитания во внеклассной деятельности является общение с людьми, другой сферой является общение с природой, материализованной памятью героического прошлого и настоящего, с художественно-изобразительными образами различных произведений искусства.

В процессе опытно-экспериментальной работы подтвердилось предположение, что осознанные духовно-нравственные чувства и убеждения наиболее успешно формируются, проявляются в практической деятельности, закрепляются и становятся духовными и нравственными ценностями личности подростка лишь в определённых условиях. Объективные духовно-нравственные отношения к своей Родине, родному краю, природе, своему народу складываются и существуют в условиях активной систематической внеклассной и внешкольной воспитательной деятельности.

Духовно-нравственные потребности состоят из сложного комплекса осознания и переживания подростками требований современного общества, Родины как выполнение личного морального долга, выражающегося в мотивах, способах, привычках духовно-нравственного поведения.

Сознательное отношение к своим духовно-нравственным обязанностям отражается в осознанном совершении духовно-нравственных поступков в различных обстоятельствах туристско-краеведческой деятельности и повседневной жизни подростка.

Раскрыв сущность духовности и нравственности, мы рассмотрели процесс духовно-нравственного воспитания подростков во внеклассной работе школы. Этот целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс заключается в совокупности систематических воспитательных воздействий, направленных на формирование духовно развитой личности подростка, на возникновение у неё практической потребности изучения окружающей действительности, развитие высоких духовно-нравственных чувств и убеждений, выработку навыков и привычек, закрепление устойчивых моральных установок духовно-нравственного поведения.

Формирование духовно-нравственных качеств осуществлялось посредством организации постоянной внеклассной работы с духовно-нравственной направленностью, в процессе которой создавались отношения ответственной взаимной зависимости перед коллективом туристов-краеведов, педагогами-воспитателями, родителями, общественностью, соответствия между осознанными моральными нормами и духовно-нравственными поступками, чему способствовала включённость внешкольной туристско-краеведческой деятельности в общий учебно-воспитательный процесс школы.

Решать проблему формирования духовно-нравственных чувств и убеждений подростков необходимо при научно-обоснованном подходе к вопросам взаимоотношений подростка и природы, индивида и коллектива, личности и общества. Де-терминизация термина «отношение» в содержании духовно-нравственного контекста предполагает следующее обоснование. Духовно-нравственное отношение — это связь личности подростка с обществом, друзьями, окружающими людьми, природой, культурно-историческими ценностями своего народа, оно заключается в духовно-нравственном осознании, переживании и переосмыслении индивидом внешних воздействий, что отражается в определенном духовно-нравственном поведении, которое направлено на выполнение своего гражданского долга.

В процессе нашей работы в опытно-экспериментальных школах мы определили, что чрезвычайно важную роль в формировании духовно-нравственных качеств личности в процессе внеклассной деятельности играют отношения в коллективе педагогов-воспитателей, классных руководителей и туристов-краеведов.

Процесс воспитания духовно-нравственных качеств у подростков наиболее успешно проходил, когда они сами принимали активное участие в планировании внеклассной и туристско-краеведческой работы, понимали общественную значимость этой работы с духовно-нравственной направленностью, устанавливали в коллективе отношения взаимной зависимости, требовательности, контроля, имели возможность проявить инициативу, самостоятельность при организации туристско-краеведческих походов, экскурсий, исследовательско-поисковые навыки и умения, обогащали свои знания и приобретали духовно-нравственный опыт.

В процессе туристско-краеведческой работы по духовно-нравственному воспитанию подростков мы с учителями использовали такие стимулирующие приемы, как соревнование, постоянный контроль и оценку внеклассной деятельности учащихся, выраженную в различных видах поощрений и наказаний, педагогически правильно организованную и логически обоснованную требовательность и др.

Опыт нашей работы позволяет утверждать, что все виды педагогических воздействий взаимосвязаны между собой, и нами использовались разнообразные взаимообусловленные воспитательные методы в работе по духовно-нравственному воспитанию подростков.

Результатами эффективности духовно-нравственного воспитания подростков в процессе внеклассной работы явилось возрастание у школьников потребности в знаниях, самовоспитании, самообразовании, военных знаниях, свидетельством чего стал повышенный интерес к школьным предметам гуманитарного цикла, сознательное отношение к окружающей действительности, людям труда, сверстникам, пожилым людям, духовному наследию.

Уровень воспитанности подростков в опытно-педагогической работе мы выявляли с помощью разработанной нами методики уровневой оценки и роста духовно-нравственной воспитанности. Анализ полученных опытных данных подтверждает, что рост уровня духовно-нравственной воспитанности и развитие индивидуальной и общественной активности подростков, в большинстве случаев, определяло наличие нескольких мотивов участия во внеклассной работе. При этом наиболее значимыми мотивами были мотивы интереса к этой работе, стремление походить во всём на тех людей, жизнь которых изучали подростки, потребность уже сейчас что-то сделать хорошее для своей школы, города, Родины.

Опытно-экспериментальная работа по выявлению роста духовно-нравственной воспитанности и развития индивидуальной и общественной активности подростков с выявлением мотивов воспитания в процессе внеклассной работы, проведённая в школах, показала, что у учащихся на основе полученных во внеклассной деятельности знаний формируются и развиваются определённые духовно-нравственные взгляды, которые в более старшем возрасте переходят на новый, более высокий духовно-нравственный уровень воспитанности.

На современном этапе развития общества духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения должно составлять неотъемлемую часть воспитательной системы российской молодёжи и базироваться на системном или комплексном подходах к обозначенной проблеме, включающем совместную работу школы, семьи и общественности по осуществлению внешкольной и внеклассной воспитательной работы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. -СПб.: Либера, 1998.48с.
  2. Закон РФ «Об образовании». -М., 1996.
  3. Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: Туризм и краеведение. -М: Просвещение, 1982. -352с.
  4. Г. Н., Гордеева З. И. Под ред. Остапца А. А. Зелёные острова восточного округа. -М, 1997. -154с.
  5. Ю.П., Маркова Е. В., Грановский Ю. В. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий. -М.: Наука, 1976. -279с.
  6. .Г. Психология и проблемы человекознания. Воронеж, 1996.
  7. .Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Ананьев Б. Г. Избр. -М, 1980. Т.2.
  8. И.Л. Происхождение человека и общества. -М.:Мысль, 1988.
  9. Г. М. Социальная психология. -М., 1980.
  10. Н.В. Нравственное воспитание. -М.'Просвещение, 1979.
  11. Т.М. Семья. -М., 1985.
  12. Ю.К. Педагогика. -М, 1985.
  13. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. -М., 1989.
  14. Э.Р. Общение как фактор патриотического воспитания школьников: Дис. к-та пед. наук: 13.00.01. -Ростов-на-Дону, 1991.
  15. Н.А. Самопознание. -М.:Книга, 1991. -446с.
  16. В.П. Основы теории педагогических систем. -Воронеж, 1977. -304с.
  17. В.П. Слагаемые педагогических технологий. -М., 1989.
  18. Библия. Библейское общество. -М., 1993.1371с.21
Заполнить форму текущей работой