Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование знаний учащихся об исторической ментальности: На материале курса всеобщей истории VII класса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Применительно к школьным курсам речь идет о необходимости знакомства учащихся не только со скоропреходящими и легко меняющимися настроениями людей (такими, как паника, поведение масс во время войн, восстаний, в моменты религиозного подъема и т. п.), но и с устойчивыми коллективными представлениями, стереотипами сознания, заданными культурой, навыками мышления, «духовной оснасткой», или… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ ОБ ИСТОРИЧЕСКОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ В ШКОЛЬНЫХ КУРСАХ ИСТОРИИ
    • 1. 1. Понятийно-терминологическое поле в характеристике категории ментальность (менталитет)
    • 1. 2. Методологические аспекты истории ментальностей
    • 1. 3. Структурно-функциональная модель знаний об исторической ментальности для школьного исторического образования
  • ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИКО-МЕНТАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ У УЧАЩИХСЯ УП КЛАССА
    • 2. 1. Психологические основы формирования знаний об исторической ментальности у школьников подросткового возраста
    • 2. 2. Анализ учебной и методической литературы по проблеме исследования
    • 2. 3. Состояние знаний учащихся и анализ практики преподавания вопросов исторической ментальности в курсе всеобщей истории УП класса
  • ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАЙЙЙ ОБ ИСТОРИЧЕСКОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ В КУРСЕ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ УП КЛАССА
    • 3. 1. Проблема отбора историко-ментального содержания в курсе всеобщей истории УП класса
    • 3. 2. Процессуальная сторона формирования знаний учащихся об исторической ментальности
    • 3. 3. Результаты экспериментального обучения

Формирование знаний учащихся об исторической ментальности: На материале курса всеобщей истории VII класса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Господствовавшее до недавнего времени в отечественной исторической науке одностороннее представление о структуре общественного сознания, сводившее все многообразие проявления духовного мира лишь к идеологии, к различным формам теоретически-систематизированного знания, имело следствием ограничение знакомства учащихся с явлениями духовной жизни философскими, религиозными, политическими, эстетическими доктринами. Социально-психологический уровень общественного сознания, включающий наряду с устойчивыми эстетическими, морально-правовыми нормами и представлениями еще и особенности психического склада рассматриваемого общества, не находил должного освещения в школьном историческом образовании.

При таком конструировании исторического содержания гуманитарное познание заменялось постижением законов «социальной физики», а индивидуальный подход к историческому прошломугенерализирующим. Поскольку историческая наука в отличие от социологии рассматривает не общие законы истории, действующие на всем ее протяжении, а в первую очередь их проявление в данном обществе, в данную эпоху, без учета всего богатства содержания исторического процесса, в том числе социально-психологического, невозможно его объективное постижение.

Применительно к школьным курсам речь идет о необходимости знакомства учащихся не только со скоропреходящими и легко меняющимися настроениями людей (такими, как паника, поведение масс во время войн, восстаний, в моменты религиозного подъема и т. п.), но и с устойчивыми коллективными представлениями, стереотипами сознания, заданными культурой, навыками мышления, «духовной оснасткой», или «умственным инструментарием», присущим индивидам и коллективам на определенном этапе развития общества и цивилизации, другими словамивсем тем, что принято называть исторической мевпгальностью (менталитетом). Таким образом, введение в школьные курсы материала, касающегося исторической ментальности, приобретает значение средства, с помощью которого у учащегося расширяется поле его гуманитарного познания.

Современное общество имеет ярко выраженный диверсифи дировани ы й характер. Налицо многообразие интересов, социально-психологических установок, стереотипов поведения, все они не только все более различаются по социальным, этническим, конфессиональным и другим признакам, но и входят в противоречие друг с другом. Для сохранения стабильности мирового сообщества становится актуальной задача осознания закономерности общественной диверсификации. Преодоление многоаспектной мировоззренческой и поведенческой несовместимости людей невозможно без признания права на существование «инаковости» воззрений на мир, без допущения иной, подчас противоположной линии поведения.

В этой связи история выступает мощным стимулом и средством формирования представлений о диверсификационном мире, поскольку «позволяет отстраненно судить о чужом образе жизни и в то же время, в силу своей реальности, легко возбуждает чувство сопереживания» [272, с.39−40]. Знакомство с феноменами духовной жизни различных обществ выступает не только как цель более объективного постижения исторического прошлого, но и как средство формирования гуманистически настроенной личности.

Таким образом, требования времени ставят перед школьным историческим образованием задачу знакомства учащихся не только с вещно-объектнои стороной исторического прошлого, но и с социально-психологическим обликом изучаемой эпохи. Неотъемлемым компонентом содержания школьных курсов становятся знания исторического менталитета (ментальности).

Диссертационное исследование посвящено проблеме знакомства учащихся с вопросами исторической ментальности в школьных курсах истории.

Знания по проблеме исторической ментальности ориентируют учащихся на глубокое постижение культурных особенностей цивилизаций, народов, человека в их историческом развитии. Это позволяет подходить к изучению прошлого с адекватными ему критериями, постигать его «изнутри», с учетом его логики, идеалов, способов оценивания действительности, то есть более объективно.

Знакомство с ролью и местом ментальных факторов в историческом процессе способствует становлению морально-этических представлений школьников, оберегает их от навязывания далекому прошлому психологических анахронизмов, а в реальной действительности — от навязывания собственной модели поведения представителям иных культур.

Изучение учащимися особенностей внутреннего мира людей прошлого через их ментальность является одним из способов удовлетворения растущего «человекоцентризма» подростка. Сравнение своего внутреннего «Я» с другими способствует становлению самосознания учащегося, формированию его личности и осознанию связанных с этим проблем.

В педагогических и методических трудах вопрос о знакомстве учащихся с проблемами исторической ментальности не исследован. В современной практике преподавания истории отсутствуют пособия, раскрывающие особенности отбора учебного материала по обозначенной проблеме и методики формирования историко-м ентал ьных знаний. Возникает определенное противоречие между социальной потребностью в формировании знаний учащихся об исторической ментальности и отсутствием научно обоснованной системы реализации этого процесса. Данная ситуация определила проблему исследования: поиск путей и средств, позволяющих знакомить учащихся с вопросами исторической ментальности, опираясь на возрастные особенности процесса познания.

Объектом исследования выступает процесс формирования знаний учащихся об исторической ментальности, что является одним из условий реализации современных подходов к историческому образованию.

Предметом исследования является содержательная и процессуальная сторона формирования знаний учащихся об исторической ментальности (на примере курса всеобщей истории УП класса общеобразовательной школы).

Цель исследования заключается в том, чтобы разработать методические подходы к формированию знаний учащихся об исторической ментальности и экспериментально проверить их на материале курса всеобщей истории УП класса.

Анализ научной литературы, современной практики преподавания истории, личный педагогический опыт диссертанта позволили сформулировать рабочую гипотезу: формирование знаний учащихся об исторической ментальности будет способствовать более объективному постижению истории, социально-нравственному развитию учащихся при реализации следующих условий:

— структура знаний учащихся об исторической ментальности ориентирована на раскрытие проблемы менталитета в историческом процессе и имеет системный характер, что предполагает установление внутрисистемных (между элементами ментальности) и межсистемных (между элементами ментальности и элементами других структур цивилизации) связей;

— поэтапное усвоение учащимися знаний об исторической ментальности в рамках школьного исторического образования: от отдельного историкоментального факта через понятия и закономерности, через оценочные суждения к мировоззренческим идеям;

— отбор и организация конкретного учебного материала на каждом этапе ориентированы на усвоение учащимися ведущих идей оперативной концепции истории ментальносгей;

— использование методических приемов и средств, обеспечивающих приоритет самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся;

— использование методических приемов и средств, направленных на актуализацию собственного менталитета учащихся, развитие ученической рефлексии.

Сформулированные положения рабочей гипотезы определили основные задачи исследования:

— разработать с учетом современных достижений науки необходимый состав и объем учебных знаний, раскрывающих проблему менталитета в историческом процессе;

— определить логику и этапы последовательного формирования знаний об исторической ментальности в рамках школьного исторического образования;

— на основе анализа психолого-педагогической литературы определить возрастную категорию учащихся, для которой наиболее актуально начальное знакомство с вопросами исторической ментальности;

— исследовать состояние историко-ментальных знаний учащихся данной возрастной категории (констатирующий эксперимент);

— теоретически обосновать и экспериментально проверить методические условия эффективного формирования знаний учащихся об исторической ментальности (формирующий эксперимент).

Методологическую основу исследования составили положения оперативной концепции истории ментальностейконцепции личностноориентированного обучениятеория поэтапного формирования умственных действийтеория развивающего обучениявыводы исследований подростковой ментальности.

При решении поставленных задач применялись теоретические и эмпирические методы исследования:

— теоретический анализ философской, исторической, культурологической, психолого-педагогической и методической литературы с целью определения научных основ исследования;

— анализ школьных программ и учебников по истории с целью выявления их направленности на первый этап формирования знаний учащихся об исторической ментальности;

— анкетирование, беседы с учителями и учениками, целенаправленное наблюдение за ходом учебного процесса;

— педагогический эксперимент (констатирующий, поисковый, формирующий этапы), качественный и количественный анализ результатов экспериментального обучения.

Организация и ход исследования. Диссертационное исследование проводилось в три этапа с 1996 по 2000 год.

На первом этапе (1996;1997 гг.) изучалась научная литература по теме исследования, были определены исследовательские задачи и разработана рабочая гипотеза. На основе современных достижений науки была создана структурно-функциональная модель знаний об исторической ментальности для школьных курсов истории, определена ступень исторического образования, на которой наиболее актуально начальное знакомство учащихся с проблемой менталитета (VTI класс). С целью выявления картины современного преподавания историко-ментального содержания на данном этапе проводился констатирующий эксперимент, который включал в качестве обязательных составляющих анкетирование учителей и учащихся, непосредственное наблюдение, контрольно-диагностические «срезы» знаний и умений школьников.

На втором этапе (1997;1999 гг.) был осуществлен целенаправленный отбор конкретного историко-ментального содержания и определена логика его раскрытия в курсе всеобщей истории УП класса, разработано конкретное содержание экспериментальных уроков, проводился основной эксперимент, где были выявлены методические условия формирования историко-ментальных знаний.

На третьем этапе (1999;2000 гг.) продолжался обучающий эксперимент, в ходе которого уточнялись отдельные элементы экспериментальных уроков, проверялась результативность предлагаемой методики. Была расширена экспериментальная база школ, анализировались и обобщались экспериментальные данные.

Достоверность полученных результатов обуславливается использованием различных методов исследования, реализацией и экспериментальной проверкой теоретических положений диссертации в ходе опытного обучения, репрезентативностью полученных данных. Экспериментальное обучение проводилось в школах различных типов г. Санкт-Петербурга (№ 52- 204- 211- 556- 580- 594- 618- НОУ ПСО «Гармония" — НОУ «Гран»). На разных этапах эксперимента в нем были задействованы учащиеся 20 классов, 21 учитель, имеющий опыт работы от 5 до 39 лет, различную квалификационную категорию. Автор лично принимал участие в экспериментальном обучении в качестве учителя истории и руководителя эксперимента. В процессе исследования использовались различные формы диагностирования его результатов (по основным «срезам» знаний было получено 2375 письменных работ, 585 творческих работ, проанализировано более 400 устных ответов, 48 анкет учителей).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования. Впервые в методике преподавания истории рассмотрена возможность знакомства учащихся с проблемой ментальности в историческом процессе, что является необходимым условием совершенствования исторического образования. Автором создана оптимальная структурно-функциональная модель знаний учащихся об исторической ментальности, обоснована специфика методики формирования историко-ментальных знаний (на примере курса всеобщей истории УП класса).

Практическая значимость. Материалы диссертационного исследования могут найти применение в школьной практике преподавания истории, при разработке программ и учебно-методических комплексов, в курсе методики обучения истории, при чтении соответствующих спецкурсов в педагогических вузах, в системе повышения квалификации и переподготовки специалистов в области исторического образования.

Апробация результатов исследования проводилась в ходе выступлений диссертанта на научных и научно-практических конференциях: «Герценовские чтения. «Проблемы социальных наук» (РГПУ им. А. И. Герцена, 1998, 1999) — «Методологические и методические основы деятельности учителей истории петербургской школы — 1999» (СПбГУПМ, 1999).- «Шестые открытые слушания «Института Петербурга» («Институт Петербурга», 1999) — на методических совещаниях учителей Приморского РУНО Санкт-Петербурга. Результаты исследовательской работы отражены в следующих публикациях автора:

— Проблема менталитета в исторической и учебно-методической литературе. //Герценовские чтения 1998. Актуальные проблемы социальных наук: Сб. науч. ст. — СПб., 1998. — С. 163−165;

— К вопросу обновления содержания школьного исторического образования. //Герценовские чтения. Актуальные проблемы социальных наук: Сб. науч. ст. — СПб., 1999. — С.203−206;

— Формирование знаний о ментальности в школьных курсах истории //Школьное историческое образование: творческий опыт и профессиональные размышления: Тезисы конференции. СПб.: СПбГУПМ, 1999. — С.34−40;

— Проблемы исторического менталитета в школьных историко-краеведческих курсах (на примере истории Новгорода) //Прошлое Новгорода и Новгородской земли: Материалы науч. конф. — Новгород: НГУ им. Ярослава Мудрого, 1999, — С.51−57;

— Средневековый житель приневских земель: формирование знаний об исторической ментальности //Шестые открытые слушания «Института Петербурга». Ежегодная конференция по проблемам петербурговедения. -СПб., 1999.-С.115-П8;

— Учебные циклы формирования знаний учащихся об исторической ментальности в курсе истории средних веков (УП класс) //Герценовские чтения 2000. Актуальные проблемы социальных наук: Сб. науч. ст. СПб., 2000. — С. 153−157.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Структурно-функциональная модель знаний учащихся об исторической ментальности для школьного исторического образования и ее реализация при изучении курса всеобщей истории УП класса.

2. Методические условия формирования историко-ментальных знаний (на материале курса всеобщей истории УП класса).

Выводы по главе 3.

1. Первый уровень структурно-функциональной модели знаний учащихся об исторической ментальности, психолого-познавательные возможности учащихся, требования системного подхода к формированию исторических знаний позволяют определить объем и конкретное содержание учебного материала, оптимально необходимого для раскрытия специфики отдельных элементов варварской ментальности, средневековой ментальности, главным образом, свойственной ей картины мира, отдельных элементов ментальности нового времени в курсе всеобщей истории УП класса.

2. Последовательное раскрытие историко-ментального содержания в рамках содержательных блоков: «История варварского общества" — «История средневекового общества" — «История общества кануна нового времени» -способствует системности и осознанности усвоения историко-ментальных знаний учащимися.

3. Образовательный потенциал знаний об исторической ментальности может быть оптимально реализован, если отобранный и сгорико-ментальный материал раскрывается в школьном курсе, построенном на основе принципов конструирования исторического содержания, включающего историко-ментальный компонент (См. Гл. 1, п. 1.3), в рамках цивилизационного подхода к рассмотрению истории, удовлетворяющему такому концептуальному положению, как признание многомерности мира.

4. Повышению эффективности усвоения историко-ментальных знаний способствует такая организация образовательного процесса, при которой данный процесс представляет собой упорядоченную деятельность по овладению знаниями, способами их добывания, переработки и применения в качестве метода дальнейшего познания. При соблюдении этого условия формирование историко-ментальных знаний приобретает характер внутренне-мотивированной учебно-познавательной деятельности, включающей следующие компоненты: ориентировочно-мотивационный, усвоение нового материала, концентрированно-практический, рефлексивно-оценочный.

5. Особенностям содержания и целям изучения историко-ментального материала наиболее соответствуют методы и средства проблемного обучения, направленные на стимулирование интеллектуального и социально-нравственного развития личности школьника. К ним мы относим проблемно-познавательные задачи, проблемные вопросы, проблемные текстыметоды и приемы, предполагающие активизацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся посредством работы с разного рода историческими источникамиприемы, осуществляющие развитие образно-творческого мышления школьников на основе формирования умения самостоятельно реконструировать исторический материал.

6. Социально-нравственному развитию учащихся служат способы актуализации их собственного ментального фонда, направленные на развитие подростковой рефлексии, такие как:

— использование познавательных задач на постулирование собственных ценностных компонентов менталитета, на сравнение собственной ментальности и ментальности изучаемого человека;

— моделирование этических ситуатщй, требующих выбора на основе собственных ментальных ценностей, в том числе нравственных;

— имитация социальной действительности в процессе творческих работ и ролевых игр.

Результаты экспериментального обучения позволяют сделать основной вывод: предложенные методические условия изучения историко-ментальных знаний в курсе всеобщей истории УП класса отвечают требованиям личностного (интеллектуального и социально-нравственного) развития учащегося. Данные методические условия способствуют более осознанному усвоению знаний учащихся как об отдельных элементах ментальности, так и компонентах — картине мира, формированию умения применять знания для анализа социальных и культурных явлений. Итоги эксперимента свидетельствуют о возросшем уровне самостоятельности оценочных суждений об историко-ментальных проявлениях в историческом процессе на основе критерия нравственности. Содержание ученических работ показывает, что уже на начальном уровне знакомства с историко-ментальным материалом учащиеся способны воспринимать мировоззренческие идеи о качественном своеобразии определенной культуры как носительницы особого рода картины мира, о признании изменчивости, историчности человеческого сознания и психики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование научной литературы позволяет связывать историю ментальностей с одним из наиболее перспективных направлений в исторической науке, состояние которой не может не сказываться на школьном историческом образовании.

Введение

нового компонента знаний об исторической ментальности позволяет сочетать два разных подхода к изучению прошлого — «извне» и «изнутри», то есть с позиций внешнего наблюдателя, прилагающего к историческому материалу критерии и понятия современности, и исходя из собственной логики развития прошлого.

Знакомство с проблемой ментальности в историческом процессе способствует становлению морально-этического сознания личности школьника, что позволяет ему избегать навязывания собственной модели поведения носителям иной ментальности.

Данное исследование предлагает один из возможных научно обоснованных и практически апробированных путей знакомства учащихся с проблемой исторической ментальности в школьных курсах истории.

Системный подход к изучению смысловой сущности категории менталитет (ментальность) позволил выделить наиболее приемлемую для использования в школьной практике преподавания дефиницию. В школьном историческом образовании историческая ментальность может рассматриваться как совокупность способов и содержания мышления и восприятия, которая является определяющей для данного коллектива в данное время.

Проблема менталитета в историческом процессе должна раскрываться в содержании школьных курсов истории через:

— раскрытие диалектического единства ментальностей и других структурных элементов цивилизации;

— анализ двусторонности их взаимосвязей, что проявляется в закономерностях взаимовлияния общественной практики и ментальности;

— объяснение существующих в истории «замедлений», когда характеризуется относительно сам ос i оятел ьн ы й характер ментальных структур, не изменяющихся синхронно с изменениями в экономической, социальной и других сферах;

— раскрытие историко-динамического характера менталитета;

— рассмотрение соотношения ментальности общества и ментальностей отдельных его структур, что предусматривает знакомство учащихся с ментальностями как на уровне общего, так и индивидуального (отдельные элементы);

— рассмотрение культуры не только как совокупности достижений человеческого духа, но, в широком смысле, как сложившегося образа жизни с присущей ему ментальностью.

Историко-ментальный материал должен занять важное место в содержании школьных курсов истории. В ходе исследования были выделены следующие требования к конструированию исторического содержания, включающего историко-ментальный материал:

— историко-ментальный материал не должен носить автономного характера в общей структуре исторического курса, его следует связывать с вопросами экономической, политической, социальной истории на основе принципа интеграции исторического знания;

— элементы ментальности, рассматриваемые в школьном курсе истории, должны даваться в обоих срезах, синхронном и диахронном: сначала в качестве предшествующей культуры, а затем — в качестве компонента новой культурыматериал, раскрывающий духовный облик эпохи, единое умонастроение и «видение мира» (менталитет социума), не должен исключать сведения об отдельных ментальностях (общественный менталитет);

— материал по истории культуры должен служить не только иллюстрацией проявления исторической ментальности, ценностных ориентаций рассматриваемого периода, но и выступать средством познания названного явления.

Сконструированная нами модель знаний учащихся об исторической ментальности представляет собой многоуровневое образование и предоставляет возможность формировать знания учащихся как на элементарном уровне знакомства с ментальностью, так и на уровне мировоззренческих идей. Модель позволяет направить внимание учащихся при изучении исторической ментальности не только на целостность объекта, но и на его состав, на свойства элементов, проявляющихся в их взаимодействии. Установление связей и отношений между подсистемами и элементами позволяет изучать систему в развитии, выявляя его закономерности, то есть раскрывать изменение ментальности на всем протяжении существования цивилизации, формировать мировоззренческие идеи. Определенная комбинация компонентов данной модели, учитывающая логические связи между ними, дает возможность формировать историко-ментальные знания по этапам: от отдельного историко-ментального факта через понятия и закономерности, через оценочные суждения к мировоззренческим идеям.

В качестве первого этапа формирования историко-ментальных знаний учащихся может рассматриваться курс всеобщей истории УП класса. Знакомство учащихся подросткового возраста с историко-ментальн ым содержанием становится не только возможным, но и актуальным в силу специфики их интеллектуального и эмоционального развития, необходимости удовлетворения чувства «человекоцентризма», когда знакомство с разного рода проявлениями человеческой субъективности вызывает естественный познавательный интерес, а также стимулирует развитие подростковой рефлексии.

Уровень сформированное&tradeабстрактного мышления учащихся 12−13-легнего возраста не позволяет формировать понятия высокой степени абстракции, каким является понятие «историческая ментальность», поэтому в VII классе возможна реализация только первого уровня структурно-функциональной модели знаний учащихся об исторической ментальности, представленного следующими компонентами: «Факты, понятия, выводы, раскрывающие содержание структурных компонентов ментальности" — «Факты, раскрывающие причинно-следственные связи ментальности и общественной практики" — «Оценочные суждения на основе критерия нравственности».

Результаты экспериментального исследования показали, что формирование знаний учащихся об исторической ментальности будет способствовать более объективному постижению истории, социально-нравственному развитию учащихся при соблюдении ряда методических условий:

Критериальным основанием для отбора конкретного историко-ментального содержания выступают: а) структурно-функциональная модель знаний учащихся об исторической ментальностиб) психолого-познавательные возможности учащихсяв) требования системного подхода к формированию исторических знаний.

Историко-ментальный материал не носит автономного характера в общей структуре исторического курса, а связывается с вопросами культуры, экономической, политической, социальной истории на основе принципа интеграции исторического знания.

Последовательное изучение историко-ментального материала в рамках содержательных блоков, раскрывающих специфику каждой рассматриваемой культуры.

Внутренне мотивированная учебно-познавательная деятельность учащихся в рамках указанных блоков, включающая следующие компоненты: ориентировочно-мотивационный, усвоение нового материала, концентрированно-практический, рефлексивно-оценочный.

Стимулирование интеллектуального и социально-нравственного развития личности школьника методами и средствами проблемного обучения, включающими проблемно-познавательные задачи, проблемные вопросы, проблемные тексты.

Активизация самостоятельной познавательной деятельности учеников методами и приемами, предполагающими их работу с разного рода историческими источниками.

Развитие образно-творческого мышления учащихся методами и приемами, направленными на формирование умения самостоятельно реконструировать исторический материал.

Актуализация собственного менталитета учащихся, направленная на развитие подростковой рефлексии. Использование с этой целью познавательных задач, моделирования этических ситуаций, имитации социальной действительности в процессе творческих работ и ролевых игр.

Автор осознает, что экспериментально апробирован один уровень структурно-функциональной модели знаний учащихся об исторической ментальности, но поскольку уже на первом этапе формирования историко-ментальных знаний учащимися успешно воспринимались выделенные мировоззренческие идеи, следует говорить о перспективности данной модели в образовательно-воспитательном плане. Представляется, что разработанная модель может найти применение в различных курсах как всеобщей, так и отечественной истории.

Поскольку результаты экспериментальной работы подтвердили выдвинутую гипотезу, то в рамках тех задач, которые стояли перед диссертационным исследованием, считаем его законченным.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.Г. О критериях качества знаний по истории //Психологические критерии качества знаний школьников. М., 1990. — С.104−114.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Педагогика, 1980. — 335 с.
  3. А.П. Система: философская категория и реальность. М.: Мысль, 1976. — 188 с.
  4. А.П. Системное познание мира. Методические проблемы. -М.: Политиздат, 1985. — 263 с.
  5. Е.В., Донской Г. М. История средних веков: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений. — М: Просвещение, 1994. -319 с.
  6. М.И. К вопросу формирования исторического сознания студентов //Историческая наука на рубеже веков: Материалы Всероссийской конференции. В-З-х т. Томск: Изд-во ТГУ, 1999. -Т.З. -С.230−232.
  7. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе: Пособие для учителя, Под ред. А. Г. Колоскова. М.: Просвещение, 1984. -272 с.
  8. Л.Н. Дидактические аспекты преподавания истории //Педагогика. 1993. — № 3. — С.11−16.
  9. Л.Н. Методологические основы школьного курса истории. Автореф.дис.докт.пед.наук. -М., 1999. 51 с.
  10. Американская социология: Перспективы, проблемы, методы /Под ред. Г. В. Осипова. М.: Прогресс, 1972. — 392 с. 11 .Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1968 339 с.
  11. Т.П., Баранов П. А. Рабочая тетрадь по истории средних веков для 7 класса. СПб.: СМИО Пресс, 1999. — 80 с.
  12. Т.П., Баранов П. А. Рабочая тетрадь по истории средних веков для 6 (7) класса. Часть вторая. Позднее Средневековье. — СПб.: СМИО Пресс, 1999. 56 с.
  13. Е. А., Лесная Л. В. Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен //Социально-политический журнал (социально-гуманитарные знания). —1997. — № 3. — С .16−27.
  14. М.Н. Система воспитания нравственной личности в процессе обучения. Омск: Изд-во ОМГПУ, 1998. — 360 с.
  15. Р.Г. Проблема «другого я» и моральное самосознание личности //Философские науки. 1986. — № 6. — С.53−59.
  16. Ю.Е. Болезнь в картине мира средневековой народной культуры (Германия VI ХШ вв.). Автореф. дис.канд.ист.наук. — М., 1993. -18 с.
  17. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. М/. Просвещение, 1982. — 192 с.
  18. В.В., Баранов П. А. История как учебный предмет в современной системе образования России //Современные подходы в преподавании истории. Материалы международного семинара. СПб: Образование, 1996. — С.39−51.
  19. М. А. Цивилизационный подход к истории: дань конъюнктуре или требования науки //Коммунист. 1991. — № 3. — С.27−35.
  20. М.А. Индивид — общество — история //Новая и новейшая история.1989. № 2. С.45−56.
  21. М.А. Категория «цивилизация» как метод сравнительно-исторического исследования (Человеческое измерение) //История СССР. 1991. -№ 5. — С. 7−86.
  22. Бар г М.А. О категории «цивилизация» //Новая и новейшая история.1990. № 5. — С.25−40.
  23. М.А. О роли человеческой субъективности в истории //История СССР. 1989. — № 3. — С. 115−131.
  24. С.С. Человек в его истории. Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. — 335 с.
  25. Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. — М.: Наука, 1978. 199 с.
  26. Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. — М.: Наука, 1989. 270 с.
  27. Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. М.: Изд-во РГГУ, 1995. — 448 с.
  28. И.Г., Шкуратов В. А. Проблемы исторической психологии. — Ростов-на-Дону, 1982. 242 с.
  29. И.А. Ментальность в эволюции старых и эволюции молодых культур //Эволюция. Культура. Познание. М.: РАН, 1996. — С.58−76.
  30. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  31. В.П. Психологический анализ структуры метода исторического мышления школьников //Психологические особенности учебной деятельности школьников /Отв.ред. В. Я. Топычканов В.Я. Челябинск, 1984. — С.5−27.
  32. В.П. Психология исторического мышления школьников. — Челябинск, 1980. 48 с.
  33. Ю.Л. «Анналы»: переломный этап //Одиссей. Человек в истории. 1991.-М.: Наука, 1991. -С.18−25.
  34. ЮЛ. Жизнь и смерть в средние века. — М.: Наука, 1991. — 240 с.
  35. Ю.Л. Школа Анналов: весна 1989 г.//Европейский альманах. История. Традиции. Культура. -М.: Наука, 1991. С.137−153.
  36. B.C. От наукоучения к логике культуры. — М.: Политиздат, 1991.-412 с.
  37. П.М. Место Ренессанса в истории культуры. — СПб: «Мефрил», 1996.-257 с.
  38. JI.H. Развитие у учащихся умения применять теоретические знания //Повышение эффективности преподавания обществоведения. -М.: Просвещение, 1986. С.55−87.
  39. В.В. Понимание и усвоение школьниками IV — УП классов исторической причинности //Ученые записки ЛГТ1И им. А. И. Герцена. Т.96. Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1954. — С. 16−32.
  40. .Д., Митрофанов К. Г. Преподавание истории: старые вопросы, новые подходы, вечные претензии //Преподавание истории в школе. 1995. — № 3. — С.29−40.
  41. Д.Н. Психология усвоения знаний в школе. М.: АПН РСФСР, 1959. — 347 с.
  42. Бощ>вич Е.Д., Якиманская И. С. Психолого-педагогические требования к современному уроку // Советская педагогика. 1987. — № 9. — С.31−36.
  43. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологические исследования). — М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  44. М. Главное слово культура //История. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября» — 1994. — № 26 — С. 5.
  45. М., Шукуров Р. История средних веков: Учеб. для VII кл. средних учебных заведений. М.: МИРОС, Скрип, 1995. — 480 с.
  46. М.А. Новый учебник по истории европейского средневековья //История. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». -1993.- № 16. С. 11.
  47. JI.M., Варьяш О. И., Володарский В. М. и др. Культура Западной Европы в эпоху Возрождения. — М.: Мосгорархив, 1996. —398 с.
  48. Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV XVIII вв. В 3-х т. М.: Прогресс, 1986. -Т. 1. — 622 е.- 1988. -Т.2. — 632 е.- 1992.-Т.3.-679 с.
  49. Дж. С. Психология познания: за пределами непосредственной информации: Пер. с англ. —М.: Прогресс, 1977. 412 с.
  50. Г. М. Культура Средних веков и эпохи Возрождения: Научно-методические рекомендации. Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1992. — 92 с.
  51. А.А. Понятие «менталитет» в российской политической науке //Проблемы политологии и политической истории: Межвуз. сб. научн. трудов. Вып. 7. — Саратов: Изд-во Саратовского Университета, 1996. -С.9−14.
  52. Н.А. Категория «время» в историческом цикле //Циклы природы и общества. — Ставрополь: Изд-во Ставропольского университета, 1996.-Ч. 1.-С.54−72.
  53. Виолле-леДюк Э. Э. Жизнь и развлечения в средние века. — СПб.: «Евразия», 1997. 384 с.
  54. A.M. Историческое и обществоведческое образование: стратегия развития // Преподавание истории в школе. 1995. — № 3. — С.55−59.
  55. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов /Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1979. — 288 с.
  56. Возрастные возможности усвоения знаний. М.: Просвещение, 1966. -442 с.
  57. Временный государственный образовательный стандарт. Общее среднее образование. Образовательная область: Общество. М.: ИОШ РАО, 1993. -120 с.
  58. Л.С. Мышление и речь //Избранные психологические исследования. -М.: Изд-во АПН СССР, 1956. С.39−388.
  59. Е.Е., Стрелова О. Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. -М.: Просвещение, 1999. —112 с.
  60. Е.Е., Стрелова О. Ю. Методика преподавания истории в школе: Практ. пособие. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. —176 с.
  61. Е.Е., Стрелова О. Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства: Практ.пособие. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000. -160 с.
  62. Э.Г., Холодная М. А., Демилова Л. Н. Психологические основы конструирования учебной информации (Проблема интеллекту альноемких технологий преподавания) //Психологический журнал. —1993. — Том 14. -№ 6. С.35−45.
  63. .С. Философия образования для XXI века (В поисках прак-тико-ориентированных образовательных концепций). — М.: Совершенство, 1998.-608 с.
  64. Глобальное образование: идеи, концепции, перспективы /Автор-составитель Й. Ю. Алексашина. СПб.: Крисмас, 1995. — 104 с.
  65. Э.В. Психолого-педагогические критерии оценки знаний школьников //Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников. М., 1995. — С.39−49.
  66. Э.Г. Качественный анализ знаний школьников //Советская педагогика. 1984. — № 2. — С.35−40.71 .Гуманитарное знание. Сущность и функции. Межвуз. сб. /Под ред. Под-корытоваГ.А. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1991. — 148 с.
  67. В.А., Ершов А. А. Христианство и становление западноевропейской цивилизации: Учебное пособие. Ухта: Изд-во УИИ, 1997. — 40 с.
  68. А .Я. Изучение ментальностей: социальная история и поиски исторического синтеза //Советская этнография. 1988. — № 6. — С. 16−25.
  69. А .Я. Историческая антропология: проблемы социальной и культурной истории //Вестник АН СССР. 1989. — № 7. — С.71- 78.
  70. А.Я. Историческая наука и историческая антропология //Вопросы философии. 1988. — № 1. — С.58−71.
  71. А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». — М.: Индрик, 1993. 328 с.
  72. А.Я. История и психология //Психологический журнал. Т. 12. — 1991. № 4. — СЗ-15.
  73. А.Я. Категории средневековой культуры. — М.: Искусство, 1972. -318с.
  74. А.Я. Некоторые аспекты изучения социальной истории (общественно-историческая психология) //Вопросы истории. — 1964. — № 10. — С.51- 68.
  75. А.Я. О кризисе современной исторической науки //Вопросы истории. 1991. — № 2−3. — С.21 — 36.
  76. А.Я. Проблема ментальностей в современной историографии //Всеобщая история: дискуссии, новые подходы. Вып.1. М.: Наука, 1989. — С.75−89.
  77. А.Я. Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе. — М.: Высшая школа, 1970. 224 с.
  78. А.Я. Социальная история и историческая наука //Вопросы философии. 1990. — № 4. — С.23−33.
  79. А.Я. Социальная психология и история. Источниковедческий аспект //Источниковедение. Теоретические и методологические проблемы. М.: Наука, 1969. — С.384−426.
  80. А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. -М.: Искусство, 1990. 396 с.
  81. А.Я. Теория формаций и реальность истории //Вопросы философии.-1990.- № 11. — С.31−43.
  82. А .Я. Этнология и история в современной французской медиевистике //Советсткая этнография. —1984. — № 5. С.36−46.
  83. А.Я., Харитонович Д. Э. «История средних веков»: новый учебник //Преподавание истории в школе. 1996 — № 1 — С.63−67.
  84. АЛ., Харитонович Д. Э. История средних веков. Учебник. М.: Интерпракс, 1995 —336 с.
  85. А.П. Осознание нравственных качеств личности школьника V-УП классов. Автореф. дис. канд.пед. наук. —М., 1950 — 18 с.
  86. К.Д. Общественная и частная жизнь в европейских городах средних веков. СПб.: Типогр. НХреча, 1839. — 296 с.
  87. В.В. О понятии развивающего обучения //Педагогика. — 1995. -№ 1. С.29−39.
  88. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М.: Педагогика, 1986. 240 с.
  89. В.В. Теория развивающего обучения. -М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
  90. Н.Г. Процесс обучения и его закономерности. — М.: Знание, 1980. -96 с.
  91. И.Е. От средних веков к Возрождению. (Сложение художественной системы картины кватроченто). М.: Искусство, 1975. — 127 с.
  92. Н.И. и др. История средних веков: Учебник для 6 класса основной школы. -М.: ЦГО, 1998. 304 с.
  93. Деятельностный подход к обучению путь к прочным знаниям: методические рекомендации /Авт.-сост. Л. П. Разбегаева, В. М. Целуйко. — Волгоград: Изд-во ВГПИ, 1990. — 59 с.
  94. Т.Н. Ориентационные принципы организации пространства в картине мира средневекового скандинава //Одиссей. Человек в истории. 1994. М.: Наука, 1994 — С. 54−64.
  95. Г. М. Задания для самостоятельной работы по истории средних веков: 7кл.: Пособие для учителя. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1992 -80 с.
  96. Г. М. Нравственное воспитание в обучении истории средних веков в 6 классе (Книга для учителя). — М.: Просвещение, 1986. 96 с.
  97. И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ //Вопросы психологии. 1993. — № 5. — С.20−29.
  98. . Европа в средние века. Смоленск: Полиграмма, 1994. — 320 с.
  99. М.Н. Формирование знаний о взаимосвязях личности и общества в процессе изучения обществоведения. Дисс.канд.пед.наук. — JI., 1990.-248 с.
  100. О.М. Проблемные тексты как средство улучшения усвоения знаний. Аатореф.-.дисс.канд.пед.наук. —М., 1992. 16 с.
  101. И.К. Система познавательных задач по учебному предмету //Советская педагогика. —1981. — № 9. —С.49−55.
  102. Г. Е. Формирование приемов научной оценки явлений как путь изучения убеждений школьников //Психология проблемы формирования научного мировоззрения школьников /Под ред. Н. А. Менчинской. -М.: Просвещение, 1968. С. 152−207.
  103. Н.И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания истории (1V-VIII кл.).: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1978. -144 с.
  104. Л.Я. О соотношении принципов систематичности и системности //Новые исследования в педагогических науках. М., 1978. — № 1. -С. 11−26.
  105. Е.Ю., Куприянов А. И. Ментальное измерение истории: поиски метода //Вопросы истории. 1995. — № 7. — С. 153−160.
  106. К.А. Многоликое средневековье. —М.: Алейтейа, 1996. —432 с.
  107. К.А. Очерки по методике истории. —СПб., 1912. —112 с.
  108. К.А. Трубадуры, труверы и миннезингеры. — М.: Алейтейа, 1997. 360 с.
  109. И.И. Структура процесса учения. — М.: Изд-во МГУ, 1986. 200 с.
  110. И.И., Галатенко Н. А. Проектирование курсов обучения по учебной дисциплине: Пособие для преподавателей. — М.: Логос, 1994. -208 с.
  111. Историческая психология и ментальность. Эпохи. Социумы. Этносы. Люди. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии. 1999. 360 с.
  112. Историческое познание: традиции и новации: Тезисы Международной теоретической конференции. Ижевск, 26−28 октября 1993 г. /Сост. и общ. ред. В. В. Иванова, В. В. Пузанова. Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 1993. — 232 с.
  113. История Европы с Древнейших времен до наших дней. В 8-ми т. — М.: Наука, 1992. Т.2. — 808 с.
  114. История и психология /Под ред. Б. Ф. Поршнева, Л. И. Анцыферовой. -М.: Наука, 1971.-384 с.
  115. История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996. — 255 с.
  116. История: Всеобщая история. 5−9 кл.- История государства и народов России с древнейших времен до наших дней. 6−9 кл. Обществознание. 8−9кн.: Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. М.: Дрофа, 1999. — 160 с.
  117. История средних веков. Хрестоматия. —М.: Просвещение, 1980. —4.1. 396 с.
  118. Л.П. Культура средних веков. — Киев: Символ, 1995. — 208 с.
  119. А.Г., Левит М. В. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. — М.: МИРОС, 1994. —144 с.
  120. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования /Под ред. И. Я. Лернера, В. В. Краевского. -М., 1978. -321 с.
  121. Г. Д. Процесс развивающего обучения как целостная система: Учебное пособие. — СПб.: Образование, 1996. — 135 с.
  122. В. И. Возрастные особенности общего и умственного развития личности подростка //Вопросы психологии развития личности подростка и юноши. Вып. 10. Тюмень: Изд-во ТГПИ, 1969. — С.21−67.
  123. Л. Проблемы теории обучения. — М.: Педагогика, 1984. 256 с.
  124. И.Д. Многомерность исторического развития. Типология, периодизация, цивилизационный подход //Свободная мысль. — 1995. -№ 10. С.77−88.
  125. В.В. Понятие ментальности в социологической перспективе //Социология и социальная антропология. Межвуз. сб. /Под ред. В. Д. Виноградова, В. В. Козловского. СПб.: «АЛЕТЕЙЯ», 1997. — С.33−43.
  126. М.И. Эстетика повседневности. Материальная культура и быт Западной Европы XV XIX вв. — М.: Изд-во ГИТИС, 1996. — 176 с.
  127. С.В., Рогожкин В. А., Пономарев М. В., Тырин С. В. История средних веков. Учебник для 6-го класса основной школы. М., «Баласс», 1999. — 304 с.
  128. Концепция школьного курса всемирной истории. М.: ИОШ РАО, 1992. — 90 с.
  129. М.Ф. и др. Образовательные стандарты и контрольно-оценочная деятельность. —М.: МИРОС, 1996. —118 с.
  130. С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. М.: Наука, 1970. — 256 с.
  131. В.И. Судьба «русской идеи» в советском менталитете (20−30 годы): Учебное пособие. Архангельск: Изд-во Поморского международного педагогического университета им. М. В. Ломоносова, 1993. — 108 с.
  132. М.В. Противоречивые проблемы современного преподавания истории: взгляд методиста //Преподавание истории в школе. 1997.- № 1. С.16−19.
  133. Краткий словарь по социологии. — М.: Политиздат, 1989. 670 с.
  134. Краткий словарь современных понятий и терминов /Сост. и общ. ред. В. А. Макаренко. -М.: Республика, 2000. —670 с.
  135. Г. А. Изучение теоретического содержания курсов истории 5−9 кл.: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1990. —192 с.
  136. В.А. Понимание и оценка школьниками некоторых моральных качеств //Вопросы психологии. — 1956 — № 2. С.26−31.
  137. В.А., Лукин Н. С. Психология подростка. — М.: Просвещение, 1965.-316 с.
  138. Г. Ю. Перспективные школьные технологии. — М.: Педагогическое общество России, 2000 360 с.
  139. Т. В. Вечерина Т.П. История цивилизаций: Античность. Средневековье. 4.1: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999.-202 с.
  140. Культура и общество в средние века и раннее новое время. Методика и методология современных историко-антропологических и социокультурных исследований. Сб. аналитических и реферативных обзоров. М.: ИНИОН РАН, 1998. — 315 с.
  141. Культура и общество в средние века: методология и методика зарубежных исследований. Вып.2. Реферативный сборник. — М.: ИНИОН РАН, 1987.-221 с.
  142. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового запада. — М.: Издательская группа Прогресс. Прогресс-Академия, 1992. — 376 с.
  143. Г. Психология народов и масс. — СПб.: «Макет», 1995. — 400 с.
  144. B.C. Содержание образования. — М.: Высшая школа, 1989. 360 с.
  145. Т.А. Социальный мир и культура средневековья (VI — XIV вв): Учебное пособие. Уфа: Изд-во Восточного университета, 1997. — 112 с.
  146. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. —М.: Наука, 1975. — 250 с.
  147. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. — М.: Изд-во МГУ, 1971. 40 с.
  148. И.Я. Историческое сознание и условия его формирования. //Преподавание истории в школе. —1989 —№ 4 — С.45−50.
  149. И.Я. Каким должно быть базовое содержание общего образования (дидактическая концепция) //Педагогический вестник. 1992. -J6 5.-C.2−3.
  150. И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? — М.: Знание, 1978. 78 с.
  151. И.Я. О роли человека в истории //Преподавание истории в школе. 1990. — № 2 — С. 135−140.
  152. И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций //Педагогика. 1996. -№ 2. — С.7−10.
  153. И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1982. — 288 с.
  154. А.В. История становится ближе: Задачник. — М.: Народное образование, 1996. 252 с.
  155. Г. О. Изучение средневековья: цели и пути //История. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». — 1994 — № 24. — С. 1−2.
  156. Лой А.Н., Шинкарук Е. В. Время как категория социально-исторического бытия //Вопросы философии. —1979. —№ 12. —С.73−86.
  157. С.И. Культура западноевропейского средневековья: Пособие для учителей. М.: Интерпракс, 1994. — 112 с.
  158. .В. Разум и сердце. История и теория менталитета. — СПб., 1993.-400 с.
  159. Ю.П. Общественно-политическая мысль позднесредневеко-вой Франции XIV -XV вв. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2000. — 236 с.
  160. О.Е., Ильясов И. И. Зависимость эффективности усвоения знаний и действий от способа отработки в процессе формирования //Вестник Московского университета, сер.14, «Психология». — М., 1980 -№ 3 С.24−31.
  161. М.К. Сознание и цивилизация //Природа. — 1988 № 11. — С.43−67.
  162. В.Г. Формирование нравственно-оценочных суждений об исторических личностях (на материале истории средних веков в 7 классе средней школы). Автореф. .дис.канд.пед.наук. СПб., 1993. —18 с.
  163. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
  164. С.М. Дидактические системы и модели обучения. Н.Новг.: Изд-во ВГИПИ, 1998. — 100 с.
  165. Т.Д. Русская ментальность и ее отражение в науках о человеке. М.: Агентство Блиц, 1994. —178 с.
  166. С.М. Естественнонаучные представления в средневековой Европе. СПб.: Европейский дом, 1999. —192 с.
  167. М.И. Понятие менталитета в педагогике //Magister. —1997. СВ. С. 24−31.
  168. А.А. Углубление общеобразовательных знаний и организация семантического опыта учащихся в современной школе. Томск: Изд-во Томского университета, 1997 — 400 с.
  169. Е.А. Героико-эпическая и практическая системы представлений в средневековой Скандинавии: формы взаимодействия //Средние века. М., 1989. Вып. 52. — С. 146−156.
  170. Е.А. Образ мира. -М.: Янус-К, 1998. 340 с.
  171. Ментальность // 50/50. Опыт словаря нового мышления. — М., 1989. — С. 45−55.
  172. Н.А. Применение знаний в учебной практике школьников. М.: АПН РСФСР, 1961. -375 с.
  173. Н.А. Проблема учения и умственного развития школьника. М.: Педагогика, 1989. — 218 с.
  174. Н.А., Сабурова Г. Г. Проблема обучения и развития //Вопросы детской и педагогической психологии на ХШ Международ. Конгрессе психологов /Под ред. А. А. Смирнова. М.: Просвещение, 1969 — С .47−62.
  175. Методика обучения истории в средней школе: Пособие для учителей. В 2-х ч. /Отв. ред. Ф. П. Коровкин. М.: Просвещение, 1978. -4.2 -288 с.
  176. В.М., Гуревич В. Ю. Оптимизация объема и структуры учебного материала //Советская педагогика. —1981. — № 12. — С. 19−25.
  177. И.В., Скорик А. П. Архетипы и ориентиры российской ментальности //Полис. 1995. — № 4. — С.69−76.
  178. Немецкие города в X1V-XV вв. —М.: Соцэкгиз, 1936. —176 с.
  179. И.Ю., Мучник В. М. Некоторые аспекты ментальности до-индустриальных цивилизаций в интерпретации современной историографии //Методологические и историографические вопросы исторической науки. Вып 21. -Томск: Изд-во ТГУ, 1994. -G.19−38.
  180. И.И., Гладышева Н. К. Статистические закономерности формирования знаний и умений учащихся. —М.: Педагогика, 1991. — 222 с.
  181. О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях. Решение коллегии Министерства образования РФ (28 декабря 1994 г / № 24/1) //Преподавание истории в школе. 1995. — № 3. — С. 53−55.
  182. Образовательные стандарты петербургской школы. Общественные дисциплины. История. СПб.: Изд-во ЦПИ, 1996. — 100 с.
  183. Н.Г. Содержание и процесс формирования мировоззрения старшеклассников при изучении гуманитарных предметов. Дисс. докт.пед.наук. Минск, 1980. —394 с.
  184. Одиссей. Человек в истории. Культурноантропологическая история сегодня. 1991. -М.: Наука, 1991. 356 с.
  185. Организация труда и трудовая этика. Древность. Средние века. Современность. М.: Изд-во ИВ И РАН, 1993. — 281 с.
  186. Особенности обучения и психического развития школьников 13−17 лет: Педагогическая наука — реформе школы. — М.: Педагогика, 1988. — 190 с.
  187. М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. — М.: Прогресс, 1987. 420 с.
  188. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по истории /Сост. Л. Н. Алексашкина. М.: Дрофа, 2000. — 128 с.
  189. И.П. Полное собрание сочинений. М. — Л.: Изд-во АПН СССР, 1951.-Т.4.-452 с.
  190. П.И., Портнов М. Л. Искусство преподавания. —М.: Педагогическое общество России, 1999 —212 с.
  191. Г. Г. Средние века в исторической науке: Учебное пособие. -Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 1997. —45 с.
  192. И.М. Знание и их усвоение //Пути повышения уровня знаний в школе /Под ред. И. М. Подберезкина. — Калинин, 1973 — С.54−78.
  193. Э. Формационный и цивилизационный подходы //Мировая экономика и международные отношения. — 1990. — № 5. — С.49−60.
  194. Политология: Краткий тематический словарь. -М., 1993. 400 с.
  195. Е.Д. Мир глазами средневекового человека. — Киев, 1990. 28 с.
  196. .Ф. Социальная психология и истории. — М.: Наука, 1966. -216 с.
  197. Проблемы и методы исследования качественных и количественных характеристик знаний, умений и навыков учащихся: Тезисы Всесоюзной конф. М.: НИИС иМО, 1976. -348 с.
  198. Проблемы методологии системного исследования /Ред. И В. Блауберг. М.: Мысль, 1970. -455 с.
  199. Программы для общеобразовательных учебных заведений. История 611 классы. — М.: Просвещение, 1992. —128 с.
  200. Психология усвоения истории учащимися /Под ред. А. З. Редько. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961 .-215 с.
  201. В.О. Формирование у школьников понимания закономерности исторического процесса. Из опыта работы по изучению курса новой истории в 8 классе. М.: Просвещение, 1972. — 271 с.
  202. JI.M. Самопознание как индивидуальный опыт ментальной рефлексии (в контексте философской антропологии). Волгоград: Изд-во ВГУ, 1998.-200 с.
  203. Пушкарев J1.H. Петербургский менталитет: начальный этап формирования //Феномен Петербурга. СПб.: БЛИЦ, 2000. — С.288−298.
  204. Л.Н. Проблемы менталитета и их место в школьном преподавании истории //Преподавание истории в школе. —1995. — № 2. — С.2−6.
  205. Л.Н. Что такое менталитет? Историографические заметки. //Отечественная история. 1995. — № 3. — С. 158−166.
  206. В.Е., Радионова Н. Ф. Образовательные стандарты /Инновационые процессы в образовании. Ч. П. Интеграция российского и западноевропейского опыта: Сб. ст. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. 285 с.
  207. А.И. Опыт психологического анализа процесса усвоения системы исторических понятий учащимися IV-VIII классов. Автореф. дис.канд.пед.наук. Л., 1955. — 17 с.
  208. Рациональное и эмоциональное в морали /Под ред. А. И. Титаренко. -М.: Изд-во МГУ, 1983. 153 с
  209. X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем. —М.: Мир, 1994. —320 с.
  210. Л.П. Социальная история как направление в зарубежной историографии средневековья //Традиции и новации в изучении западноевропейского феодализма. — М.: Изд-во ИВИ, 1995. — С. 241−251.
  211. P.M. Развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ориентации личности. М., 1996. — 144 с.
  212. И.И. Методологические проблемы социально-исторической психологии (на материале французской исторической школы «Анналы»). Автореф.дис.канд.ист.наук. М., 1972. — 26 с.
  213. И.И. Проблематика социально-исторической психологии в зарубежной историографии XX века //Вопросы философии. 1972. — № 7.- С.128−136.
  214. Российская ментальность. Материалы «Круглого стола» //Вопросы философии. 1994. — № 1. — С.25−53.
  215. Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. /Под. Ред. К. А. Абульхановой, А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. -М.: Изд-во Института психологии РАН, 1997. —336 с.
  216. Рубеж веков: проблемы методологии и историографии исторических исследований: Сб. ст. — Тюмень: Изд-во ТГУ, 1999. —192 с.
  217. Т.В. Преподавание истории в школе: Учебное пособие. — Глазов: Изд-во ГГПИ, 1996. 163 с.
  218. А.А. Живые общности, общество и человек в средневековом мире Европы //Общности и человек в средневековом мире. Материалы межреспубликанской конф. М. — Саратов, 1992. — С.9−16.
  219. Г. К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998. 256 с.
  220. Л.И. Цивилизации в истории человечества: Учебное пособие. Брянск: Курсив, 1998 — 340 с.
  221. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография. Волгоград: Перемена, 1994. — 152 с.
  222. К.Е. Проблемы периодизации исторического процесса: Фор-мационный и цивилизационный подходы. — М.: МЮИ МВД России, 1998. 36 с.
  223. С.Г. Задачник по истории средних веков: Для средних учебных заведений. М.: МИРОС, 1995. -288 с.
  224. С.Г. Учебники средневековой истории //История. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». 1994 — № 26 — с. 1.
  225. С.Б. Использование цивилизационного подхода при изучении истории в школе. Методич. рекомендации. СПб.: Образование, 1995. — 56 с.
  226. Современная дидактика: теория — практике /Под научн. ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. -М.: Изд-во ИТП и МИО РАО, 1993. 288 с.
  227. Современный словарь иностранных слов. —М.: Русский язык, 1993. -740 с.
  228. С.Н. Духовность и менталитет: к вопросу о соотношении понятий //Известия Тульского Государственного Университета. Серия: Гуманитарные и социально-экономические науки. Вып.1. — Тула, 1997. -С. 24−29.
  229. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. — ML: Политиздат, 1992−400 с.
  230. Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы «Анналов». — М.: Наука, 1993. — 208 с.
  231. Средневековая Европа глазами современников и историков. Книга для чтения в 5-ти частях. —М.: Итерпракс, 1995. —Ч. 1. —224 е.- 4.2. —384 е.- Ч. З -400 е.- 4.4. -400 е.- 4.5. 152 с.
  232. Средневековье в его памятниках Сб. переводов /Под ред. Д. Н. Егорова. -М&bdquo- 1913.-292 с.
  233. Г. И. Методические рекомендации к учебнику А.Я.Гуревича, Д. Э. Харитоновича «История средних веков». — М.: Планета детей, 1997. 149 с.
  234. Г. И. Обобщающее повторение в курсе истории средних веков //Преподавание истории в школе. — 1998. № 6 — С.44−57.
  235. P.M. Западноевропейская культура: основные черты и этапы развития. М.: МЮИ МВД России, 1998. — 59 с.
  236. Н.Ф. О цикле обучения // Советская педагогика. 1986. — № 11. — С.57−61.
  237. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний (психологические основы). М.: Изд-во МГУ, 1984. —344 с.
  238. С.В. Глобальное образование: образы мира и человека. Изучение социально-психологических компонентов сознания учащихся Санкт-Петербургской гимназии глобального образования. СПб., 1996. -42 с.
  239. Л. Наследие Каролингов IX — X века. —М.: Скаробей, 1993. —271 с.
  240. Теоретические основы содержания общего среднего образования /Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. — М.: Педагогика, 1983 — 352 с.
  241. Требования к знаниям и умениям школьников. Дидактико-методический анализ /Под ред. А. А. Кузнецова. М.: Педагогика, 1987. -220 с.
  242. Требования к историческому образованию учащихся в средней школе (Временный государственный стандарт) //Преподавание истории в школе. 1994. — № 6. — С.37−49.
  243. А.И. Гносеологический анализ теории в исторической науке. Калинин: Изд-во КГУ, 1973. -220 с.
  244. К.Б. Развитие творческого мышления на уроках истории // Преподавание истории в школе. — 1996. — № 2. С.29−34.
  245. О.Г. К определению понятия «менталитет» //Русская история: проблемы менталитета. Тезисы докладов научной конф. — М.: Изд-во ИРИ, 1994. С.3−7.
  246. О.Н. Изучение менталитета средневекового человека в отечественной медиевистике в первой четверги XX века //Историческаянаука на рубеже веков- Материалы Всероссийской конференции. В 3-х т. Томск: Изд-во ТГУ, 1999. — Т.1. — С.287- 292.
  247. Л. Бои за историю. —Саранск: Изд-во МЦИФИ, 2000. — 344 с.
  248. Д.И. Психология становления личности. — М.: Международная педагогическая академия, 1994. —192 с.
  249. Формирование у учащихся знаний и умений в единстве с личностью. -Волгоград: Волгогр. обл. отд. Пед. о-ва РСФСР, 1989. — 112 с.
  250. П. Приспособление человека к времени //Вопросы психологии. -1962- № 1. — С.43−45.
  251. Э. Иллюстрированная история нравов: Эпоха Ренессанса. Пер с нем. — М.: Республика, 1993. 511 с.
  252. В.М. Мир глазами средневекового человека (по исследованиям А.Я.Гуревича) //Преподавание истории в школе. — 1995 — № 4. -С.2−8.
  253. Й. Осень средневековья. М.: Наука, 1995. — 539 с.
  254. Н. Человек в потоке истории //Знание — сила. —1996. — № 2. -С.118.
  255. А. С. История ментальности в современной французской историографии //Методологические и историографические вопросы исторической науки. Вып 21. Томск: Изд-во ТГУ, 1994. — С.129−149.
  256. Человек в мире мифов, образов и деяний. Часть П: Человек в эпоху средних веков: Учебная книга по истории для 6 класса /Сост. В.М. Mapченко, В. А. Фортунатова. Нижн. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1994. — 205 с.
  257. Человек и культура. Индивидуальность в истории культуры /Под ред.
  258. A.Я.Гуревича. М.: Наука, 1990. -238 с.
  259. Человек нового мира: проблемы воспитания /Под ред. Е. Ф. Сулимова,
  260. B.П.Коломийца. -М.: Изд-во МГУ, 1989. -240 с.
  261. Г. А., Суровцева Е. В. Современное цивилизационное мышление и российский менталитет //Социально-политический журнал. — 1994. № 9−10. — С.21- 34.
  262. Т.И., Давыденко Т. М. Управление процессом формирования системы качеств знаний учащихся: Методическое пособие. — М.: Прометей, 1990. 100 с.
  263. Р.В. Осмысление ментальности как путь исторического самопознания //Историческая наука на рубеже веков: Материалы Всероссийской конференции. В 3-х т. Томск: Изд-во ТТУ, 1999. — Т.1. — С.301−304.
  264. В.А. Историческая психология на перекрестках человекоз-нания //Одиссей. Человек в истории. 1994. —М.: Наука, 1994. —С. 154−182.
  265. В.А. Историческая психология. —М.: Смысл, 1997. — 505 с.
  266. JI.A. Эта неуловимая ментальность //Бахтин и гуманитарное мышление на пороге XXI века. Тезисы докладов Ш Саранских международных Бахтинских чтении. В 2-х ч. —Саранск: Изд-во Мордовского университета, 1995. 4.2.-С.178−180.
  267. О.М. Психоистория: школа и методы: Учебное пособие. — Минск: ЗАО Веды, 1997. -176 с.
  268. Г. История и система средневекового миросозерцания. СПб, 1907. — 640 с.
  269. Д.Г. Восприятие времени //Исследования по психологии восприятия. М. — Л.: Изд-во АН СССР, 1949. -С. 56−70.
  270. Эпоха Средневековья: проблемы истории и культуры. — СПб: Изд-во С- Петербургского университета, 1999. —230 с.
  271. Ю.В. История цивилизаций. — М.: Гуманит. изд. центр BJLA-ДОС, 1997. 398 с.
  272. А.Л. Западная Европа Х1-ХШ веков. — М.: Искусство, 1978.- 176 с.
  273. А.Л. Обзор материалов коллоквиума. (Международный коллоквиум «Школа „Анналов“ вчера и сегодня») //Новая и новейшая история. -1990. — № 6. С. 132−141.
  274. АЛ. Повседневность и материальная культура средневековья //Одиссей. Человек в истории. 1998. — М.: Наука, 1998. С.80−100.
  275. А.Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке: Учебное пособие. —М.: Наука, 1995. 416 с.
  276. Ястребицкая AJI. Ценностные оценки труда и трудовой практики в средние века и раннее новое время //РЖ Социальные и гуманитарные науки. Серия История. -1997. -№ 2 —С. 95−114.
  277. Crendall James Е. A scale for social interest //Journal of Individual Psychology. 1975. — № 31 — P. 187−195.
  278. Duby G. Histoire des mentalities// Histoire et ses methodes P., 1967. -P.937 -967.
  279. GrandLarousseUniversel. V.10. -P., 1989. -P.6834−6835.
Заполнить форму текущей работой