Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия формирования нравственных убеждений учащихся старших классов в процессе образовательной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

B. А. Лазарева и др.) отличаются повышенным вниманием к этой проблеме. Однако в тот период нравственное воспитание, и в его контексте формирование нравственных убеждений, было направлено на подготовку подрастающих поколений в духе нравственных принципов, сформулированных в моральном кодексе строителя коммунизма, (где наряду с общечеловеческими ценностями декларировались непримиримость… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Формирование нравственных убеждений как существенная часть нравственного воспитания. (Историко-методологический экскурс в проблему.)
    • 1. 1. Психолого-педагогический аспект проблемы
      • 1. 1. 1. История изучения проблемы формирования убеждений в психолого-педагогической литературе
      • 1. 1. 2. Место убеждений в структуре личности. Взаимосвязь убеждений, ценностей и ценностных ориентаций
    • 1. 2. Социально-педагогический аспект проблемы
      • 1. 2. 1. Динамика ценностных ориентаций старшеклассников за последнее десятилетие (по материалам социологических исследований)
      • 1. 2. 2. Динамика ценностных ориентаций учителей за последнее десятилетие (по материалам социологических исследований)
    • 1. 3. Нравственное воспитание и формирование убеждений в образовательной деятельности (предметы гуманитарного цикла)
    • 1. 4. Ценностное основание как условие формирования убеждений (данные констатирующего эксперимента)
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. Педагогические условия формирования нравственных убеждений учащихся старших классов
    • 2. 1. Диагностика уровня сформированности нравственных убеждений
    • 2. 2. Формирование когнитивного компонента убеждения. Осознание сущности и значимости понятия как условие формирования нравственных убеждений
    • 2. 3. Самопознание на базе уроков психологии как одно из условий формирования личных нравственных убеждений
    • 2. 4. Формирование мотивационного компонента убеждения: эмоциональное переживание как^снова воздействия на формирование нравственных убеждений
    • 2. 5. Формирование поведенческого компонента убеждения. Использование возможностей воспитательной системы для реализации нравственных убеждений в деятельности
    • 2. 6. Анализ экспериментальных данных (сопоставление результатов констатирующего и обучающего экспериментов)
  • Выводы по 2 главе

Педагогические условия формирования нравственных убеждений учащихся старших классов в процессе образовательной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

.

Развитие современного общества ставит перед школой задачу воспитания самостоятельной, творческой личности, социально активной, открытой к развитию своего творческого потенциала, способной «конструировать свой внутренний мир на основе ориентаций в мире ценностей» (О.Е.Лебедев, 87, с. 29). Ведущую роль в этом должно играть нравственное воспитание.

Общество остро нуждается в воспитании нравственной личности, осознающей себя представителем человечества, а это возможно только тогда, когда «школа сделает доминантой педагогической деятельности органическую связь образования с нравственным воспитанием, поскольку именно и только оно связывает человека с человеком как со своим другом, со своим alter ego, делая эту связь более значимой, чем все прочие, разделяющие людей и конфликтно их противопоставляющие» (М.С. Каган).

Однако, несмотря на то, что в последнее время интерес государства и общества к проблемам воспитания значительно повысился, в педагогической теории и практике идут поиски путей эффективного воспитания, прежде всего нравственного, существует острое противоречие между значимой целью — воспитание высоконравственной личности — и не удовлетворяющими общество результатами этого процесса, выражающимися в безнравственном поведении части молодежи, росте преступности, ксенофобии и других отрицательных явлениях.

Общество переживает сейчас переломный момент, связанный с разрушением прежних идеалов, со сменой приоритетных ценностей, с увеличением социальных различий, с углубляющимися противоречиями между поколениями. Устойчивость человеку в сложном и меняющимся мире могут придать нравственные убеждения, именно они, по выражению Н.Н.Гарина-Михайловского, как якоря, держат человека в смутное время, не позволяя ему «сойти с курса», «пойти ко дну».

Роль нравственных убеждений в системе интегральных характеристик личности является структурообразующей, так как сама нравственная воспитанность является основой личности, интегрирующей ее в человеческое сообщество, позволяющей «уживаться» с другими людьми.

Сформированные нравственные убеждения считаются многими учеными вершиной и критерием нравственного воспитания. При нравственном воспитании, считали философы и педагоги, необходимо не просто давать представления о добре и зле, но главное — формировать характер и убеждения (Н.И.Пирогов, К. Д. Ушинский, С. И. Гессен и др.). Однако сам процесс формирования убеждений не выделялся в самостоятельное направление воспитательной работы, а рассматривался в контексте нравственного воспитания.

С развитием психологии в XX в. стало возможным в воспитании опираться на психологическое знание, в том числе на знание специфики убеждения как психического образования и знание механизмов формирования убеждений.

Несмотря на то, что нравственное воспитание в школе осуществляется, но, как правило, до стадии убежденности не доводится, прежде всего потому, что не учитывается специфика убеждений как психического образования, не ставится отдельно цель формирования нравственных убеждений. Очевидным становится еще одно противоречие: между необходимостью осознанного, целенаправленного, системного формирования нравственных убеждений и фрагментарным характером этой работы на практике.

Воспитание зачастую носит самый общий, нередко голословный характер, получаемые учащимися знания, установки и ценности не доводятся до глубинных структур личности — нравственных убеждений. Неизбежно возникает противоречие между словесным. усвоением нравственной нормы и отсутствием реализации ее в поведении.

Психолого-педагогические исследования в области нравственного воспитания и формирования нравственных убеждений советского периода (А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Л. И. Рувинский, Р. М. Рогова,.

A. В. Зосимовский, И. М. Краснобаев, 3. И. Васильева, И. С. Марьенко,.

B. А. Лазарева и др.) отличаются повышенным вниманием к этой проблеме. Однако в тот период нравственное воспитание, и в его контексте формирование нравственных убеждений, было направлено на подготовку подрастающих поколений в духе нравственных принципов, сформулированных в моральном кодексе строителя коммунизма, (где наряду с общечеловеческими ценностями декларировались непримиримость к идеологическим противникам, приоритет общественных ценностей над личными и пр.), а потому не могло не быть односторонним, жестко регламентирующим жизнь и деятельность учащихся. Процесс формирования нравственных убеждений шел по пути авторитарного усвоения санкционированных «сверху» идей и принципов, поэтому, по замечанию В. Э. Чудновского, акцент в нем ставился на внешних организационно-методических вопросах и недооценивалась внутренняя, личностная его сторона. Современные условия, изменившийся общественный строй, уклад жизни требуют новых ценностных оснований для нравственного воспитания и в его контексте формирования нравственных убеждений учащихся.

Современные исследования по проблемам нравственного воспитания (М. Е. Фролов, О. Н. Лушникова, С. В. Гайворонский, Л. Л. Шевченко и др.) затрагивают вопросы формирования ценностных ориентаций учащихся, духовно-нравственного воспитания в процессе обучения, гражданского и патриотического воспитания. Однако исследований, посвященных формированию именно нравственных убеждений учащихся, предлагающих решение этой проблемы с учетом особенностей современного периода, нет.

Обозначенные противоречия между значимой целью (воспитание нравственной личности) и неудовлетворительными результатамипотребностью общества в воспитании и отсутствием системытребованием осознанности и целенаправленности работы по формированию убеждений и фрагментарностью ее характера на практикекогнитивным и поведенче-с]шм"компонентами убеждения — заставляют искать пути снятия или смягчения данных противоречий.

Недостаточная разработанность проблемы формирования нравственных убеждений учащихся, возрастающая актуальность нравственного воспитания в кризисные периоды развития общества, теоретическая и практическая значимость ее решения определили выбор темы: «Педагогические условия формирования нравственных убеждений учащихся старших классов в процессе образовательной деятельности».

Это обусловило цель данного исследования: выявить педагогические условия формирования нравственных убеждений учащихся, разработать практические способы осуществления этих условий в образовательной деятельности школы.

Объект исследования: процесс образовательной деятельности учащихся старших классов.

Предмет исследования: педагогические условия формирования нравственных убеждений учащихся в процессе образовательной деятельности.

Гипотеза:

Формирование нравственных убеждений учащихся в процессе их образовательной деятельности будет возможным, если:

— цель формирования нравственных убеждений учащихся осознается педагогами как необходимая, достижимая, специфическая, требующая системного подхода;

— формирование нравственных убеждений учащихся происходит в контексте нравственного воспитания на основе ценностных отношений;

— при условии отбора содержания обучения гуманитарным предметам, наиболее способствующего формированию нравственных убеждений;

— осуществляется с соблюдением методов и приемов, способствующих интериоризации нравственных знаний, превращения их в глубинные личностные образования;

— в школе есть воспитательная система для реализации убеждений в деятельности.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ философских, психолого-педагогических и методических исследований по проблеме нравственного воспитания и формированию убеждений учащихся в образовательной деятельности.

2. Изучить систему ценностных ориентаций и характер убеждений учащихся экспериментальной группы до и после эксперимента.

3. Разработать и обосновать систему педагогических условий формирования нравственных убеждений учащихся в процессе образовательной деятельности.

4. Разработать критерии отбора содержательного материала по литературе и способы его подачи для повышения эффективности работы по формированию нравственных убеждений.

5. Подобрать систему методик для поэтапной диагностики уровня сформированности нравственных убеждений.

6. Определить эффективность работы по формированию нравственных убеждений учащихся в условиях воспитательной системы и вне ее.

Теоретико-методологическую базу исследования составляют:

— работы, затрагивающие философско-педагогический аспект нравственного воспитания (Аристотель, С. И. Гессен, И. Кант, Платон, В. В. Розанов, Ж.-Ж.Руссо, Э. Фромм и др.);

— педагогические труды в области нравственного воспитания (Я.А.Коменский, А. С. Макаренко, И. Г. Песталоцци, Н. И. Пирогов, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др.);

— психолого-педагогические исследования в области развития личности и формирования нравственных убеждений (П.П.Блонский, Л. С. Выготский, А. В. Зосимовский, Л. Колберг, И. М. Краснобаев, Н. А. Менчинская, В. Н. Мясищев, Ж. Пиаже, Л. И. Рувинский, В. Э. Чудновский и др.);

— теоретические концепции образовательного процесса в современной школе (Е.В.Бондаревская, Е. И. Казакова, И. А. Колесникова, О. Е. Лебедев, В. В. Сериков, А. П. Тряпицына, И. С. Якиманская и др.);

— теория целостного учебно-воспитательного процесса (Ю.К.Бабанский, З. И. Васильева, В. С. Ильин, П. И. Пидкасистый и др.);

— основные положения теории деятельности и деятельностного обучения (А.Н.Леонтьев, И. Я. Лернер, Л. С. Рубинштейн и др.);

— научные положения теории гуманизации образования (Ш.А.Амонашвили, Е. В. Бондаревская, В. П. Вахтеров, С. Г. Вершловский, В. Г. Воронцова, И. А. Колесникова, Н. И. Пирогов, В. А. Сухомлинский, Н. Е. Щуркова и др.);

— теория и практика воспитательных систем (Е.Н.Барышников, О. В. Заславская, В. С. Ильин, В. А. Караковский и др.);

— работы в области теории и методики преподавания литературы, посвященные деятельности педагога по нравственному воспитанию (А.Д.Алферов, Л. С. Айзерман, Ц. П. Балталон, Т. Г. Браже, Ф. И. Буслаев, Г. А. Гуковский, В. А. Лазарева, Л. Н. Лесохина, Н. И. Кудряшев, В. Г. Маранцман, Н. Д. Молдавская, Л. И. Поливанов, М. А. Рыбникова и др.);

Методы исследования:

— изучение и теоретический анализ философской, педагогической, психологической и методической литературы по исследуемой проблеме;

— анкетирование и интервьюирование педагогов, учащихся, студентов, родителей учащихся;

— методы психологической диагностики (тесты на самооценку, на ориентацию в потребностно-мотивационной сфере, на определение ценностных ориентаций, на выявление я-концепции);

— монографические наблюдения за учащимися экспериментальной и контрольной групп и за выпускниками разных школ, разных лет;

— сопоставление и анализ экспериментальных данных;

— контент-анализ работ учащихся экспериментальной и контрольной групп.

Этапы исследования.

На первом этапе (2001;2003 гг.) проводились изучение и анализ философской, педагогической, методической и психологической литературы по проблемесбор эмпирического материаланачалось проведение констатирующего эксперимента, разрабатывались анкеты, были подобраны психологические тесты.

На втором этапе (2003;2004 гг.) проводились констатирующий и формирующий эксперименты. Велась поэтапная диагностика уровня сформированное&tradeнравственных убеждений учащихся. Проводились анализ результатов эксперимента, корректировка содержания обучающего эксперимента.

На третьем этапе (2004;2006 гг.) был завершен обучающий эксперимент, проходили систематизация материала, анализ и обобщение результатов эксперимента. Уточнялась система условий формирования нравственных убеждений учащихся.

Базой исследования явились образовательные учреждения Санкт-Петербурга (ОУ гимназии 157, 155, школы 165, 456- БГТУ «Военмех» им. Д.Ф.Устинова).

Положения, выносимые на защиту:

1. Формирование нравственных убеждений учащихся, являясь существенной частью нравственного воспитания, обладает спецификой, требующей отдельного целеполагания и системного подхода.

2. При формировании нравственных убеждений учащихся в единстве когнитивного, мотивационного и поведенческого компонентов необходимо соблюдать систему условий: связь с формированием ценностных ориентаций, работу по самопознанию на базе уроков психологии и других гуманитарных предметов, создание педагогическими средствами особой атмосферы эмоционального сопереживания, наличие воспитательной системы. Вычленение или несоблюдение хотя бы одного условия снижает результаты работы.

3. Формирование нравственных убеждений — длительный, многофакторный, поэтапный процесс, имеющий отсроченный результат и требующий системной диагностики, в том числе отсроченного контроля.

Научная новизна.

— Исследована специфика процесса формирования нравственных убе ждений в процессе образовательной деятельности учащихся старших классов.

— Создана и теоретически обоснована практическая модель формирования нравственных убеждений учащихся.

— Выделены ценности, являющиеся «точками согласия» всех взаимодействующих сторон процесса формирования убеждений, на основании ко торых можно формировать нравственные убеждения.

Теоретическая значимость.

В исследовании определены психолого-педагогические условия, спо собствующие формированию нравственных убеждений учащихся.

Теоретически и практически обоснованы системный подход к формированию нравственных убеждений учащихся, необходимость соблюдения всех условий по их формированию.

Практическая значимость.

На основании разработанных критериев отобран содержательный материал по литературе, на базе которого наиболее эффективно происходит формирование нравственных убеждений, указаны специальные приемы и методы, с помощью которых происходит превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, что может быть использовано учителями в образовательной деятельности.

Разработаны программы курсов «Психология личности» и «Психология общения» для целенаправленной работы по формированию убеждений.

Предложена система диагностик уровня сформированности убеждений, которая может быть использована в работе по формированию убеждений учащихся учителями, методистами, администрацией школ.

Достоверность и научная обоснованность основных положений и выводов исследования обусловлены реализацией методологической основы работы, системным подходом к изучению предмета исследования, репрезентативностью выборки участников эксперимента, использованием методов исследования, соответствующих задачам исследовательской работы.

Апробация результатов исследования осуществлялась через участие в научно-практических конференциях (Научно-практическая конференция аспирантов, соискателей, молодых ученых «Педагогическое исследование: анализ ключевых понятий», СПб, АППО, 2002; Международная конференция филологов-русистов, посвященная юбилею Н. М. Шанского, Москва, ИОСО РАО, 2003; Международная научно-практическая конференция «Образование взрослых в современном развивающемся обществе», СПб, ИОВ РАО, 2003; Межрегиональная научно-практическая конференция «Совершенствование системы дополнительного педагогического образования в условиях модернизации российского образования», Оренбург, 2004) и участие в аспирантских семинарах.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух заключения и библиографии.

Выводы по 2 главе.

Проведенный эксперимент и анализ данных позволяют сделать следующие выводы:

1. Формирование нравственных убеждений — специфический процесс, существенная часть нравственного воспитания, осуществляемый на ценностной основе. Сформированные убеждения являются критерием действенности нравственного воспитания.

2. Нравственные убеждения входят в мотивационно-потребностную сферу личности, находятся во взаимосвязи с ценностями и ценностными ориентациями.

3. Процесс формирования убеждений сложный, многофакторный, поэтапный процесс, включающий в себя последовательное и одновременное формирование когнитивного, мотивационного и поведенческого компонентов убеждения.

4. Эффективное формирование убеждений может проходить лишь при системном подходе, который предполагает наличие педагогических условий, вычленение или несоблюдение хотя бы одного условия ухудшает результаты работы.

5. Система формирования нравственных убеждений включает в себя следующие условия:

— взаимосвязь с формированием ценностных ориентаций;

— работа по самопознанию базе уроков психологии других гуманитарных предметов;

— отбор содержания литературного материала на базе выделенных критериев, наиболее способствующего формированию нравственных убеждений;

— создание педагогическими средствами особой атмосферы эмоционального сопереживания (литературным героям и реальным персонажам) в процессе учебной деятельности;

— использование возможностей воспитательной системы школы для реализа-ции убеждений в деятельности, целостный подход к поведению в учебной деятельности и внешкольной жизни.

Понимание и соблюдение всех этих условий способствует процессу интериоризации, переводу нравственных знаний в нравственные убеждения.

6. Диагностика уровня сформированности нравственных убеждений для большей достоверности должна носить поэтапный характер и включать различные диагностические приемы: анкетирование, сочинения, вопросники, педагогическое наблюдение, психологические тесты, решение нравственных задач.

Заключение

.

Проведенное исследование показало важность, необходимость и возможность формирования нравственных убеждений учащихся.

Являясь существенной частью нравственного воспитания, нравственные убеждения в силу своей специфики как психического образования требуют особого подхода к формированию. При системном подходе и соблюдению всех условий работа по формированию нравственных убеждений будет эффективной. Необходимо учитывать длительность процесса формирования убеждений, поэтому работа должна проводится поэтапно с использованием приемов и средств, соответствующих возрастному развитию учащихся.

Для дальнейшего исследования могут быть представлены следующие вопросы: стратегия работы с учащимися, имеющими негативные убеждениявзаимосвязь нравственных убеждений с религиозными, эстетическими и другими убеждениями.

В рамках проведенного эксперимента анализ ценностных ориентаций учащихся был существенно ограничен. Представляется, что в дальнейшем целесообразно расширить поле для анализа и рассмотреть связь таких, например, ценностей, как любовь, семья, с соответствующими нравственными убеждениями.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Д. Родной язык в средней школе / А. Д. Алферов. М.: Изд. «Сотрудник школ», 1911.-556с.: ил., прил.
  2. В. М. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности / В. М. Алексеева // Психологический журнал. 1984.- № 3.- С.63−70
  3. .Г. Избранные психологические труды. В 2 т. / Б. Г. Ананьев. М.: Педагогика, 1980.
  4. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. / Сост. П. А. Лебедев. — М.: Педагогика, 1990.-608с.: ил.
  5. С.А. Социальное окружение и Я-концепция в юношеском возрасте //Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. Труды по социологии образования. Том 1. Выпуск 2. М., 1993.
  6. Ц.П. Воспитательное чтение / Ц. П. Балталон. М.: б.и., 1914.
  7. Е.Н. Становление воспитательной системы образовательного учреждения: учеб.-метод. пособие /Е.Н. Барышников- СПбАППО.- СПб., 2005.241 с. (Петербургский опыт общего развития)
  8. С.Н. Проблема самосознания учителя как «человека культуры» / С. Н. Батракова //Мир психологии. 2002.- № 2.- С. 148.
  9. М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования // Педагогика. 1996. — № 1.-С. 9−11.
  10. B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в XXI век /B.C. Библер. М.: Политиздат, 1990.- 413с.
  11. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2 т. / П. П. Блонский. М.: Педагогика, 1979. -(АПН СССР. Пед. б-ка)
  12. О.С. О нравственном воспитании подростков: в помощь рук. IV-VI11 кл. / О. С. Богданова. М.: Просвещение, 1979.- 111с.
  13. О.С. Азбука нравственного воспитания / О. С. Богданова. М., 1976.- 120с.
  14. Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович //Вопросы психологии. 1976.- № 6.- С. 34−44.
  15. Н.И. Нравственное воспитание школьников. Вопросы теории / Н. И. Болдырев. -М.: Педагогика, 1979.-224с.- (АПН СССР. НИИ общ. и пед. психологии педагогики)
  16. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1997. — № 4. — С.11−17.
  17. Е.В. Диагностика воспитанности личности и эффективности идейно-нравственного воспитания в школе. Психодиагностика и школа. Тезисы симпозиума / Е. В. Бондаревская.- Таллинн: б.и., 1980.- С. 80.
  18. Т.Г. Воспитание читателя в 5−8 классах вечерней школы / Браже Т. Г. -Л.: б. и., 1968.- 85с.
  19. Т.Г. Целостное изучение эпического произведения: пособие для учителя / Браже Т. Г. М.: Просвещение, 1964.- 304с.
  20. Т.Г. Из опыта развития общей культуры учителя / Браже Т. Г. // Педагогика.- 1993.- № 2.-С. 70−75.
  21. Т.Г. Развитие гуманитарной культуры учителя / Браже Т. Г. // Гуманизация образования взрослых. JI.: ИОВ РАО, 1991, — С. 5−8.
  22. Ф.И. Народная поэзия / Ф. И. Буслаев. -. СПб.: б. и., 1864.
  23. Ф.И. О преподавании отечественного языка / Ф. И. Буслаев. СПб.: б. и., 1863.-215с.
  24. Ф.И. О преподавании отечественного языка / Ф.И. Буслаев- Вступ. Ст., ред. и коммент. Е. Н. Петровой .- Л.: Учпедгиз, 1941.- 248с.: 1л.портр.- (Б-ка учителя)
  25. З.И. Воспитание убеждений у школьников в процессе обучения: учеб. пособие к спецкурсу / З. И. Васильева.- JL: ЛГПИ им. А. И. Герцена. -1981.- 126с.
  26. З.И. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности (5−8 кл.): науч.-метод. пособие для студ. пед. ин-тов и учителей школ / З. И. Васильева: под ред. чл.-кор. АПН РСФСР Ш. И. Ганелина. Л.: ЛГТТИ им. А. И. Герцена.- 1973.- 135с.
  27. И. В. Формирование гражданских ценностных ориентаций старшеклассников в образовательном процессе : автореф. дис.. канд. пед. наук / И. В. Вахрушева. Киров: б. и., 2005.- 51 с.
  28. С.Г. Воспитание активной позиции личности / С. Г. Вершловский. Л.: Лениздат, 1981.- 143с.: табл.
  29. , С.Г. Выпускник петербургской школы в зеркале времени. По материалам исследований динамики ценностных ориентаций выпускников петербургских школа: 1993.-2003 г. г. / С.Г. Вершловский- СПбАППО.- СПб., 2004.- 96 с.
  30. В.И. Избранные педагогические сочинения / В. И. Водовозов. -М.: Педагогика, 1986.- 480с.- (АПН СССР. Пед. б-ка)
  31. В.Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога: монография / В.Г. Воронцова- СПбГУПМ Псков, 1997.-421с.
  32. Л.С. Собрание соч.: В 6 т. / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1981−1984.
  33. Г. П. Ценности российской духовности: кризис и возрождение / Г. П. Выжлецов. СПб., 1996, — С. 31.
  34. Ю.А. Сущность и структура нравственных убеждений: автореф. дис.. канд. пед. наук /Ю.А. Гаврилов. Воронеж: б. и., 1975.-39с.
  35. В.В., Трикоз Н. А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации / В. В. Гаврилюк, Н. А. Трикоз //СОЦИС.- 2002.-№ 4.-С. 96−105.-Сп. лит.: с. 105.
  36. А.Д. Полная русская хрестоматия / А. Д. Галахов. СПб.: б. и., 1864.
  37. А.Д. О программах преподавания русского языка с церковнославянским и словесности в гимназиях / А. Д. Галахов // Журнал Министерства народного просвещения.-1865.- № 10.
  38. .С. Философия образования для XXI века: (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Интер-Диалект, 1997. -697 с.
  39. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С. И. Гессен. М.: Школа-Пресс, 1995.-448с.
  40. JI. Ценностные приоритеты российской молодежи / JI. Гегель //Мое отечество. -1998.- № 3.- С. 10−12.
  41. Гуманитарная культура учителя: сб. ст. / Сост. Н. И. Элиасберг, — СПб.: СПбГУПМ, 2002.- 104с.
  42. Гуманитарные основы гимназического образования в школах Петербурга /Науч. ред. О.Е. Лебедев- КО СПб.- СПб.: ЦПИ, 1995.- 227с.
  43. А.Н. История педагогики: учеб. пособие / А. Н. Джуринский. -М.:ВЛАДОС, 1999.-432с.
  44. С.И. О социокультурных ориентациях учителей /С.И. Железня-кова // http://socis.isras.ru/SocIsArticles/2001 04/Zhelezniakova.doc
  45. С.И. Ориентации и установки учителей на инновационную деятельность: автореф. дис.. канд. социол. наук //С.И. Железнякова — Урал. гос. ун-т. Екатеринбург б. и., 1997. — 19 с.
  46. С.И. Социокультурные ориентации учителей /С.И. Железнякова //СОЦИС.- 2001.- № 4.- С. 99−102.
  47. Г. Е. О путях изучения ценностных ориентаций молодежи в сфере науки /Т.Е. Залесский // Методы социально-психологических исследований: сб. науч. тр.- М., 1975.- С.23−38.
  48. Г. Е. Об исследовании научного мировоззрения и убеждений школьников /Т.Е. Залесский // Советская педагогика. 1971.- № 8.- С. 24−33.
  49. Г. Е. Психологические вопросы формирования убеждений /Т.Е. Залесский.- М., МГУ, 1982.
  50. Зеленов J1.A. О структуре убеждений /J1.A. Зеленов //Формирование коммунистической убежденности у советской молодежи. Горький: б. и., 1974.- С.78−86.
  51. А.В. Диагностика моральной воспитанности личности / А.В. Зо-симовский // Советская педагогика. -1970.- № 7.-С.31−38.
  52. А.В. О некоторых условиях формирования нравственных убеждений у старшеклассников / Зосимовский А. В. //Актуальные проблемы современной психологии. Материалы междунар. конф.- М.: МГУ, 1983, — С. 130−133.
  53. А.В. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте / Зосимовский А.В.- М.: МГУ, 1982.-200с.- Библиогр.: с. 190−199.
  54. А.В., Рувинский Л. И. Актуальные проблемы формированием личности / Зосимовский А. В., Л. И. Рувинский //Проблема управления процессом формирования личности (материалы второго симпозиума). М.: МГУ, 1972.-С. 3−6.
  55. Из опыта гуманизации образования в Петербургской школе: Аналитический отчет / С.-Петербург, гос. ун-т пед. мастерства / Сост. Алексашина И. Ю., Эли-асбергН.И. СПб., 1993. — 101 с.
  56. B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс) / B.C. Ильин. М.:Педагогика, 1984.-144с.- Библиогр.: с. 139−143.- (Образование. Пед. науки.)
  57. М.С. Системный подход и гуманитарное знание: избранные статьи / М. С. Каган.- Л.: Изд.-во ленингр. ун-та, 1991.- 384с.
  58. М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа) / М. С. Каган.- М.: Политиздат, 1974.- 328с.
  59. И. Трактаты и письма /И. Кант.- М., 1980.
  60. Караковский В. А Воспитание гражданина: записки директора школы /В.А Караковский .- М.: Моск. Рабочий, 1987.- 144с.
  61. Караковский В. А Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования /В.А Караковский.- М.:Новая школа, 1994.- 128с.
  62. Л., Пауэр Ф., Хиггинс Э. Подход Лоуренса Колберга к нравственному воспитанию/ЯТсихологический журнал. 1992 N3. С. 173−175.
  63. И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии /И.А. Колесникова. СПб.: СПбГУПМ, 1999.-242с.
  64. Я.А., Локк Д. Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. М., 1987.
  65. Кон, И. С. Ребенок и общество / И.С. Кон- АН СССР, Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая, — М.: Наука, 1988.- 271с.: Библиогр.: с. 244−268.
  66. Кон И. С. Психология ранней юности: кн. для учителя / И. С. Кон.- М.: Просвещение, 1984.-255с.:табл.- (Психологическая наука школе)
  67. Кон И. С. Психология старшеклассника / И. С. Кон.- М.:Просвещение, 1982.-207с.
  68. И.М. Формирование нравственных убеждений у старших школьников / И. М. Краснобаев. М., 1960.
  69. Краткая философская энциклопедия. М.: Изд. группа «Прогресс"-"Энциклопедия», 1994.- 576с.
  70. Краткий философский словарь. М., 2001.
  71. Э.М. О критериях диагностики и уровнях сформированности научных убеждений старшеклассников / Э. М. Кузьмина //Формирование коммунистического мировоззрения учащихся /Под ред. Э. И. Моносзона. М.: Педагогика, 1977.-С. 265−269.
  72. О.Е. Стратегия модернизации образования / О. Е. Лебедев //Вестник ОИРШ.- 2001.- № 1 (12).- СПб. :б. и., 2001.-25 с.
  73. О.Е. Цели и результаты школьного образования: метод, рекомендации / О. Е. Лебедев, Н. И. Неупокоева. СПб.: СПГУПМ, 2001. — 52 с.
  74. Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI в. // Психологический журнал. -2000, — № 3.- С. 73−87.
  75. А.Н. Проблемы развития психики./ А. Н. Леонтьев.- 4-е изд.- М.: Изд.-во МГУ, 1981.- 584с.: ил.
  76. И. Я. Познавательные задачи как средство формирования и выявления сформированности коммунистического мировоззрения учащихся УП-Х классов: сб. науч. тр./И.Я. Лернер.- М., 1973.- С. 52.
  77. В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: учеб. пособие / В. Т. Лисовский. СПб.: СПбГУП, 2000.
  78. С.Б. Парадоксу педагогического сознания. / С. Б. Лозаннский //Школьные технологии. -2002.- № 4.- С. 228−232.
  79. В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы: учеб. пособие по спецкурсу для пед. ин-тов / В. Н. Максимова.-М.: Просвещение, 1987.- 160с.
  80. Т.Н. Воспитание социальной активности старших школьников- учеб. пособие / Т. Н. Мальковская.- Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973.-172с.
  81. А.С. Педагогические сочинения. В 8 т. / А. С. Макаренко. -М.:Педагогика, 1983−1986.
  82. Е.К. Психологические основы нравственного воспитания учащихся / Е. К. Матлин.- Мн.: Нар. асвета, 1968.- 116с.
  83. И.С. Нравственное становление личности школьника / И.С. Марь-енко.- М.: Педагогика, 1985. -103с.- (Образование. Пед. науки. Теория ком. воспитания)
  84. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды / Н. А. Менчинская.- М.: Педагогика, 1989.-224с.- (Труды действ, чл. и чл.-кор. АПН СССР)
  85. Н.А. Психологические проблемы научного мировоззрения школьников / Н. А. Менчинская. М., 1978.
  86. Н.А. Психологические условия формирования научного мировоззрения / Н. А. Менчинская.- М., 1983.
  87. С.Ф. Предотвращение экологической катастрофы /С.Ф. Минакова.-Апатиты: б. и., 2000.
  88. Л.М. Учитель на рубеже веков: психологические проблемы /Л.М. Митина//Психологическая наука и образование.-1999.-№ 3−4.-С. 5−22
  89. Э.И. Теоретические основы коммунистического воспитания школьников/Моносзон Э.И.- М.: Педагогика, 1983.-320с.-Библиогр.: с.316−318.
  90. В. Человек. Мораль. Воспитание / В. Момов.- М., 1975.
  91. В.Н. Личность и отношения человека / В. Н. Мясищев.- М., 1985.
  92. В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев- Под ред. А. Бодале-ва.- М.: Изд. «Ин-т практич. психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.-356с.
  93. А.И. История русской словесности /А.И. Незеленов.- СПб.: б. и., 1880.
  94. Н.Д. Воспитание ценностей: российский вариант /Н.Д. Никанд-ров.- М., 1996.
  95. Н.Д. Ценности как основа целей воспитания / Н. Д. Никандров // Педагогика.- 1998. № 3. — С.3−10.
  96. О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в образовательном учреждении: Письмо МО РФ от 02.04.02 № 13−51−28/13 //Вестн. образования.- 2002.- № 14.- С. 34−40
  97. В.П. Избранные педагогические сочинения / В. П. Острогорский. М.: Педагогика, 1995.-352с.- (Пед. б-ка)
  98. Педагогический энциклопедический словарь /Гл. ред. Б.М. Бим-Бад.- М.: БРЭ, 2002. 528с.
  99. И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. /И.Г. Песта-лоцци. М.: Педагогика, 1981.
  100. ., Фресс П. Экспериментальная психология / Ж. Пиаже, П. Фресс. -М&bdquo- 1978.
  101. Н.И. Избранные педагогические сочинения /Н.И. Пирогов.-М.:Педагогика, 1985.-3 52с.- (Пед. б-ка)
  102. Л.И. Вторая пчелка /Л.И. Поливанов. М.: б. и., 1889.
  103. Л.И. Методическая русская хрестоматия /Л.И. Поливанов, — М.: б. и., 1883.
  104. Л.И. Обучение отечественному языку /Л.И. Поливанов. М.: б. и., 1887.
  105. А.И. Нравственные убеждения как объект психологического исследования/А.И. Раев.-Л., 1987.
  106. А.И., Матвеева Л. А. Психологические основы формирования нравственных убеждений учащихся / А. И. Раев, Л. А. Матвеева.- Л., 1985.
  107. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. /Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: БРЭ, 1993−1999.
  108. С.Л. Основы общей психологии. В 2 т./ С.Л. Рубинштейн- АПН СССР. М.: Педагогика, 1989.-486с.
  109. Л.И. Нравственное воспитание личности / Л. И. Рувинский. М.: Изд.-во МГУ, 1981.-184с.- Библиогр.: с. 179−183.
  110. Л.И. О психологической сущности процесса нравственного воспитания / Л. И. Рувинский. М., 1977.
  111. Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников/ Л. И. Рувинский. М.: Педагогика, 1981.- 128с.- Библиогр.: с. 122−127
  112. В.В. Сумерки просвещения / В. В. Розанов.- М., 1990.
  113. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения. В 2 т. / Ж.-Ж. Руссо. М.: Педагогика, 1981.- (АПН СССР)
  114. З.К. Смысложизненные ориентации подростков / З. К. Селиванова // Социологические исследования.- 2001.- № 2.- С. 87−92.
  115. М.Н. О школе будущего / М. Н. Скаткин.- М., 1984.
  116. М.Н. Проблемы современной дидактики /М.Н. Скаткин.- 2-е изд. .-М.:Пе даго гика, 1984.- 95с.- (Воспитание и обучение. Б-ка учителя)
  117. М.Н. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и суждения /М.Н. Скаткин.- М.: Педагогика, 1971.- 206с.- (АПН СССР)
  118. В. Новое образование путь к новому сообществу / В.И. Сло-бодчиков //Народное образование. — 1998. — № 5. — С.3−5.
  119. , В.И. Психологические основы личностно-ориентированного образования / В. И. Слободчиков //Мир образования образование в мире: науч.-метод. журн. — 2001. — № 1. — С.14−28.
  120. Словарь по этике /Под ред. А. А. Гусейнова, И. С. Кона.- 6-е изд.- М.: Политиздат, 1989.- 447с.
  121. П.В. Русская хрестоматия / П. В. Смирновский. СПб.: б. и., 1891.
  122. B.C. Ценностно-нормативные ориентации старшеклассников / B.C. Собкин .- М.: РАО, 1995.- 147с.
  123. Совершенствование школьного образования и проблемы преподавания гуманитарных предметов: сб. ст. / Под общ. ред. Т. Г. Браже.- СПб.: СПбГУПМ, 2000.-110с.
  124. Социальный портрет выпускника Санкт-петербургской школы 90-х. годов. Выпуск 95 / КО СПб. — СПб.: ЦПИ, 1995.- 72с.
  125. В.А. Избранные произведения: В 5 т. / В. А. Сухомлинский. -Киев: Радянська школа, 1979−1980.
  126. В.А. Потребность человека в человеке / В. А. Сухомлинский.-М.: Сов. Россия, 1981. 93с.- (Человек среди людей)
  127. А.П. Организация творческой учебно-воспитательной деятельности школьников/ А. П. Тряпицына .- JL: ЛГПИ им. А. Герцена, 1989.- 91с.
  128. А.П. Проблемы гуманитаризации образования / А. П. Тряпицына .-СПб., 1999.- 137с.
  129. К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / К.Д. Ушин-ский.- М.: Педагогика, 1974.- (АПН СССР. Пед. б-ка)
  130. .И., Перминова Л. М. Наука обучать / Б. И. Федоров, Л.М. Перми-нова. СПб.: СМИО-пресс, 2000.- 288с.
  131. , JI.M. Философия воспитания человека будущего /JI.M. Фридман //Кл. руководитель.- 2001.- №№ 1,2,3
  132. Формирование коммунистического мировоззрения учащихся /Под ред. Э. И. Моносзона. М.: Педагогика, 1977.- 320с.- (АПН СССР)
  133. Формирование научного мировоззрения учащихся /Э.И. Моносзон, М. Беньо, И. Семрад и др.- Под ред. Э. И. Моносзона, Р. Правдика, P.M. Роговой. М.: Педагогика, 1985.- 231с.- (АПН СССР- НИИ общ. проблем воспитания)
  134. Формирование коммунистической нравственности школьников / АПН СССР- НИИ общ. проблем воспитания- Под ред. О. С. Богдановой.- М.: Педагогика, 1983.- 104с.- Библиогр.: с. 102−104.
  135. Э. Душа человека / Э. Фромм.- М.: Изд.-во ACT-ЛТД, 1998.- 664с.-(Классики зарубежной психологии)
  136. И.Ф. Теория нравственного воспитания. Историческая и современная проблематика и основные педагогические идеи / И. Ф. Харламов. Мн: Нар. асвета, 1972.- 175с.
  137. И.Ф. Нравственное воспитание школьников: пособие для кл. рук. / И. Ф. Харламов.- М.: Просвещение, 1983.- 160с., схем.
  138. В.Э. Нравственная устойчивость личности. Психологическое исследование / В.Э. Чудновский- НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР.- М.: Педагогика, 1981.-208с.
  139. Г. М. О целенаправленном формировании нравственных убеждений у школьников / Г. М. Шакирова // Вопросы психологии. 1981.-№ 6.- С. 47−59.
  140. И.И. К проблеме гуманитарной образовательной среды / И. И. Шатилова // Школа молодых ученых. Вып. 3 Педагогическиое исследование: анализ ключевых понятий: материалы. науч.-практ. конф.. 26 марта 2002 г. -СПб.: СПбГУПМ, 2002,-С. 116−118.
  141. И.И., Пиранашвили Н. В. Методологическая основа интеграционных уроков в курсе 10 класса / И. И. Шатилова, Н. В. Пиранашвили // Гуманизация и интеграция образования (из опыта работы школы № 157).- СПб.: ИОВ РАО, 1999.-С. 69−73.
  142. И.И. Образование в системе ценностных ориентаций педагогов / И. И. Шатилова //Образование взрослых в современном развивающемся обществе: материалы. науч.-практ. конф. 18−19 ноября 2003 г.- СПб.: ИОВ РАО, 2003.-С. 114−116.
  143. И.И. Школа и родители / И. И. Шатилова //Образование в жизни взрослого человека: материалы. науч.-практ. конф. / Науч. ред. В. Г. Онушкин, Н. Н. Лобанова, Е.А. Соколовская- Сост. Н. Н. Лобанова, Л. И. Рожко. СПб.: ИОВ РАО, 1997.- С. 33−35.
  144. С.Т. Избранные педагогические сочинения. В 2 т.- М.: Педагогика, 1980.- (АПН СССР. Пед. б-ка)
  145. М.А. Диалогическое взаимодействие на уроках этики как средство нравственного воспитания: автореф. дис. канд. пед. / М. А. Шемшурина. -М. :б. и., 2000.-47с.
  146. З.М. Формирование общзественной направленности личности школьника. В помощь кл. рук. / З. М. Шилина. М.: Просвещение, 1977.- 224с.
  147. Г. И. Диагностика взглядов и убеждений школьников в процессе формирования научного мировоззрения / Г. И. Школьник. М., 1983.
  148. Г. И. Особенности процесса формирования убеждений / Г. И. Школьник//Советская педагогика.-1983.-№ 12.-С. 25−28.
  149. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. М.: Педагогика, 1988.- 203с.
  150. Н.Е. Когда урок воспитывает (нравственный аспект) / Н.Е. Щурко-ва.- М.: Педагогика, 1981.- 128.- (Воспитание и обучение. Б-ка учителя)
  151. Н.Е., Рагозина Л. Д. Формирование жизненного опыта у учащихся / Н. Е. Щуркова, Л. Д. Рагозина.- М.: Пед. о-во России, 2002.- 154с.
  152. Н.И. Гуманизаия школьного образования и гуманитарная культура учителя /Н.И. Элиасберг //Гуманитарная культура учителя: сб. ст. / Сост. Н. И. Элиасберг.- СПб.: СПбГУПМ, 2002.- С. 3−18.
  153. Н.И. Гуманистические ценности европейских цивилизаций и проблемы современного мира. Программа курса обществознания для Х-Х1 кл. общеобразовательных школ /Н.И. Элиасберг.- СПб.: СПбГУПМ, 1997.- 52с.
  154. Н.И. Как преподавать курс «Основы правоведения»?: метод, рекомендации /Н.И. Элиасберг.- СПб.: СПбГУПМ, 1996.-51с.
  155. Эффективная школа / Под ред С.Г. Вершловского- КО СПб. СПб.: ЦПИ, 1995.- 107с.
  156. А .Я., Ванюшкина Л. М. Пути гуманизации школьного исторического образования / А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина. Л., 1991.-75с.
  157. И.С. Технология личностно-ориентированного образования / И. С. Якиманская.- М.: Сентябрь, 2000.- 175с.: Б-ка ж. «Директор школы», — 2000.-Вып.7.
  158. Kohlberg L., Candee D. The relationship of moral judgment and moral action. In Kurtines W.M. and Gewirtz L. Morality, moral behavior and moral development. -New York: Wiley, 1984, pp. 52−73.
  159. Kohlberg L. Development of children orientations toward a moral order. New York: Vita Humana, 1963.
  160. Kohlberq L. Stage and Sequence: The Cognitive Developmental Approach to So-cialization//(Ed.) Goslin D.A. Handbook of Socialization Theory and Research. Chicago, 1969.
Заполнить форму текущей работой