Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Научные основы и методика изучения литературы народов России в системе литературного образования учащихся национальных школ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В выступлениях автора на конференциях: по языкам и литературам малочисленных народов Америки, (Альбукерке, штат Нью Мексика, ноябрь 1995 года), на международной конференции в Казани «Развитие национальной школы» (март 1996 г.), на международных конференциях: «Педагоги за мир и сотрудничество» (Лиллехаммер, Норвегия, июль 1996 г.), «Национальные отношения и развитие федерализма в России» (Суздаль… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Научно-теоретические основы изучения литературы народов России в национальной школе
    • 1. 1. Философские, культурологические и психо лого-педагогические основы изучения литературы народов России
    • 1. 2. Литературоведческие основы изучения литературы народов России
  • Глава II. Литература народов России в системе школьного литературного образования
    • 2. 1. Отражение проблемы исследования в научно-методической литературе
    • 2. 2. Структура и содержание компонента «Литература народов России» и ее соотнесенность с другими компонентами литературного образования
    • 2. 3. Воспитательные и образовательные возможности литературы народов России
  • Глава III. Методическая система изучения литературы народов России
    • 3. 1. Понятие о методической системе изучения литературы народов России
    • 3. 2. Учебно-методическое обеспечение изучения литературы народов России
    • 3. 3. Принципы изучения литературы народов России
    • 3. 4. Реализация методической системы изучения литературы народов России в учебно-воспитательном процессе
      • 3. 4. 1. Изучение литературы народов России на уроках литературы
      • 3. 4. 11. Пути и способы введения материала по литературе народов России в обзорные темы,
      • 3. 4. 12. Изучение монографических тем а) Этнокультурный комментарий в процессе изучения литературы народов России б) Изучение литературы народов России в ее взаимосвязях с родной, русской и зарубежной
  • литературами в) Изучение литературы народов России посредством освоения национальных картин мира
    • 3. 4. 2. Уроки внеклассного чтения в системе изучения литературы народов России
    • 3. 4. 3. Изучение литературы народов России на факультативных занятиях
    • 3. 4. 4. Литература народов России во внеклассной работе 300 3|.5. Экспериментальное изучение литературы народов России
  • Й его результаты

Научные основы и методика изучения литературы народов России в системе литературного образования учащихся национальных школ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общая характеристика работы.

В настоящее время в России продолжается нелегкий процесс возрождения национального самосознания, начатый в конце 80-начале 90 годов. Трудности политического самоопределения этносов усугубились социально-экономической нестабильностью общества. В этих сложных условиях проходит преобразование российского общества. «Интегральной частью процессов трансформации российского общества, осуществляемых сегодня, — пишет М. Н. Кузьмин, — является масштабная реформа образования», нацеленная «на решение широкого спектра задач, должных обеспечить в совокупности формирование личности, адекватной новому типу нашего развития как этапу перехода к гражданскому обществу» 1.

Характерной чертой российского государства является его полиэтничность и поликультурность. Поэтому при реформировании системы школьного образования «педагогическое решение может быть правильно найдено лишь при отчетливом понимании взаимоотношения интересов трех главных действующих субъектов — государства, этноса и личности — в общем образовательном и цивилизационкЕом пространстве России» 2.

Важную роль в формировании личности, отвечающей требованиям гражданского общества призвано сыграть обновление содержания школьного образования, и в первую очередь содержание предметов гуманитарного цикла.

1 Кузьмин М. К. Национальная школа России в контексте государственной образовательной и национальной политики. М., 1887, с.З.

2 Там же.

Россия — государство, расположенное и в Европе и в Азии, и относящееся к двум культурным парадигмам: европейской и азиатской, или же, иначе говоря — к западной и восточной. В ряде исследований высказывалось мнение, что развитие России должно пойти по особому пути — евразийскому. Система образования, казалось бы, должна учитывать эту особенность культурной отнесенности России. Однако, как признается В. К. Бацын, российская школа «транслирует именно европейский взгляд на вещи» 3.

Эта же тенденция к «трансляции именно европейского взгляда на вещи» прослеживается и в литературном образовании школьников национальных школ, где типовая программа по литературе до недавнего времени была представлена лишь произведениями. русскбй и западно-европейской литературы. Компонент «Литература народов России», который был включен в типовую программу был призван исправить создавшийся дисбаланс. Кроме того, в программу были включены и произведения восточной зарубежной литературы: Омар Хайям и Низами. Такие изменения в программе были направлены на то, чтобы сформировать у учащихся объективное представление о развитии литератур, дать целостную картину российского литературного процесса и включенности российских литератур (в том числе и русской) в мировой литературный процесс.

В настоящее время в содержании школьного, литературного образования в национальной школе в той или иной степени присутствуют 5 компонентов: родная литература, русская литература, литература народов России, литература ближнего зарубежья (раньше называлась «Литература народов СССР») и зарубежная литература.

В. К. Бацын. Государственная политика в области национального образования. — В кн.: Национальная школа: состояние, проблемы, перспективы. М., 995, с. 17.

Наиболее неразработанным из этих компонентов является «Литература народов России» .

Трудность положения заключается в том, что подобный курс создается впервые и к началу исследования ни методологически, ни методически не был разработан.

Разработка этого компонента становится сейчас актуальной и потому, что в русле складывающихся политических ситуаций в стране, происходящих в ней национальных процессов, необходимость обновления школьного содержания образования становится очевидной.

Исторически сложившееся в России сосуществование ее народов в поликультурном пространстве (например, в Башкирии, кроме башкир и русских компактно проживают такие крупные этносы, как татары, чуваши, мордва, марийцы, немцы и др.) требует от народов умения создавать и поддерживать бесконфликтные отношения. А это возможно лишь в том случае, если народы, проживающие рядом, уважают обычаи, традиции и культуру (в том числе и литературу) друг друга. Необходимость изучения литературы народов России из проблемы содержательно-образовательной переходит в социально-политическую. Все вышесказанное еще раз подчеркивает актуальность темы исследования.

Объект исследования — литературное образование учащихся национальных школ.

Предмет исследования — содержание и методика изучения литературы народов России в системе литературного образования учащихся национальных школ.

Цель исследования: разработать и экспериментально проверить содержание и методику изучения литературы народов России в системе литературного образования учащихся национальных школ, способствующую повышению качества обучения предметам литературного цикла и воспитанию учащихся в духе уважения и терпимости к представителям других народов, к их обычаям, традициям и культуре.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

1. Выявить образовательные и воспитательные возможности литературы народов России и на основании этого определить место и роль литературы народов России в системе литературного образования в национальной школе.

2. Провести анализ программ и учебников по литературе народов СССР на предмет возможной экстраполяции некоторых методических подходов на процесс преподавания литературы народов России.

3. Разработать научные основы изучения литературы народов России в национальной школе.

4. Разработать структуру и содержание учебно-методического комплекта по литературе народов России.

5. Определить возможности включения материала по литературе народов России в систему литературного образования в национальной школе и разработать методические рекомендации учителю.

6. Выявить пути и методы осуществления внутрии межпредметных связей в процессе литературного образования.

Гипотеза исследования: Изучение литературы народов России в национальной школе и воспитание учащихся в духе уважения к другим народам и их культуре как фактор сохранения единого социокультурного пространства становится эффективным при условии, если:

— обеспечить целенаправленное изучение литературы народов России в системе литературного образования учащихся национальных школ,.

— сформировать систему изучения литературы народов России, отражающую взаимосвязи и взаимодействие культур народов России как важнейшее условие их развития и взаимообогащения,.

— реализовать идею диалога культур в процессе изучения литературы народов России,.

— устанавливать межи внутрипредметные связи с родной и русской литературой при изучении литературы народов России,.

— добиваться включения литературы народов России во все формы учебно-воспитательного процесса,.

— сформировать у учащихся интерес к изучению иноязычной культуры.

Методологической основой исследования явились достижения современной отечественной и зарубежной науки: философии, культурологии, этнологии, социальной и культурной антропологии, литературоведения, методики преподавания литературы, педагогики, психологии и социологии, а также труды крупнейших ученых прошлого.

Методы исследования:

— теоретический (изучение и анализ отечественной и зарубежной литературы по культурологии, поликультурному образованию, литературоведению, социологии, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования) — социолого-педагогический (анализ программ, учебников, методических пособий для учителей, наблюдение за учебно-воспитательным процессом);

— экспериментальный (проведение педагогического эксперимента: констатирующего, обучающего, контрольного);

Научная новизна и теоретическая значимость данного исследования заключается в следующем:

— разработаны концептуальные подходы к изучения литературы народов России в национальной школе;

— разработана и теоретически обоснована методика включения литературы народов России в систему литературного образования;

— определены принципы построения программ и учебников по литературе народов России;

— разработаны первые учебники и пособия по литературе народов России не только для национальных, но и для русскоязычных школ.

Практическая значимость исследования состоит в том, что.

— предложения диссертанта по включению литературы народов России в систему литературного образования реализованы в нормативной программе по литературе для национальных школ,.

— разработана структура учебно-методического комплекта по литературе народов России и создан комплект, включающий в себя «ядро», заложенное в общую программу по литературе, программы, построенные по региональному и этно-лингво-культурному принципу, биобиблиографические словари, учебник-хрестоматию и учебное пособие для учащихся и пособие для учителя;

— данный учебно-воспитательный комплект в настоящее время используется не только в национальных, но и русскоязычных школах Российской Федерации;

— материалы исследования положены в основу спецкурсов и спецсеминаров по литературе народов России для учителей, курсов повышения квалификации, студентов педвузов России. Они могут быть использованы в учебных заведениях СНГ и зарубежных стран, в качестве спецкурсов для студентов, интересующихся Россиеведением.

Достоверность и обоснованность результатов исследовательской работы обеспечивается широкой базой исследования и использованием разнообразных методов научного исследования. Методологические, теоретические и методические положения, положенные в основу исследования, были подтверждены результатами десятилетнего опытного обучения, которое проводилось в национальных школах Башкирской, Чувашской, Мордовской Республик, а также Тюменской области. Учебные пособия и методические рекомендации, разработанные автором, получили положительную оценку учителей России.

Апробация работы: основные положения работы получили широкую апробацию:

1 В процессе экспериментального обучения в национальных школах вышеназванных регионов в 1990;1999 гг.

2) В публикациях автора, среди которых 7 учебных пособий и хрестоматий для учащихся русских и национальных школ, 3 пособия для учителя, б программ по литературе народов России, более 30 статей по проблемам преподавания литературы народов России.

3) В преподавательской деятельности автора на курсах учителей родной и русской литератур в РИПКРО и МИПКРО (г.Москва), Институтах повышения квалификации работников образования Коми-Пермяцкого АО, Башкирской, Мордовской, Удмуртской, Чувашской, Хакасской Республик, Тюменской области, на зональных и региональных семинарах по проблемам преподавания предметов гуманитарного цикла, на спецкурсе для студентов «Языки и литературы народов Сибири» в Западно-Вашингтонском Университете (США, сентябрь — декабрь 1996 г.),.

4) В выступлениях автора на конференциях: по языкам и литературам малочисленных народов Америки, (Альбукерке, штат Нью Мексика, ноябрь 1995 года), на международной конференции в Казани «Развитие национальной школы» (март 1996 г.), на международных конференциях: «Педагоги за мир и сотрудничество» (Лиллехаммер, Норвегия, июль 1996 г.), «Национальные отношения и развитие федерализма в России» (Суздаль, июнь 1997 г.), «Педагогика сотрудничества в интеркультурном образовании» (Седерталье, Швеция, август, 1997 г.), на Всероссийской конференции «Проблемы литературного образования в современной школе и пути их решения», 18−24 мая 1998 г. (Москва, АПКиПРО МО РФ).

На защиту выносятся следующие положения:

— литература народов России является необходимым компонентом в системе литературного образования учащихся;

— изучение литературы народов России позволяет учащимся глубже понять литературный процесс, осознать неповторимость и уникальность каждой литературы, увидеть родную и русскую литературы в общем контексте российских литератур;

— для адекватного понимания произведений национальных литератур необходим учет специфики восприятия иноязычной культуры учащимися — представителями разных культурных традиций;

— эффективность усвоения произведений литературы народов России во многом зависит от установления взаимосвязи и взаимовлияния в развитии литератур и его учета в преподавании.

Диссертация состоит из Введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Определение структуры и содержания компонента «Литература народов России» .

2. Определение места произведений писателей народов России в нормативной программе по русской литературе для национальных школ с возможной синхронизацией изучения произведений русской, зарубежной и литературы народов России внутри данной программы,.

3. Синхронизация частей нормативной программы по русской литературе, соприкасающихся с ЛНР, с программой по родной литературе (межпредметные связи),.

4. Установление литературных связей (в синхроническом и диахроническом разрезах) произведений ЛНР с произведениями русской и зарубежной литератур (внутрипредметные межлитературные связи).

5. Идейно эстетическая значимость произведения,.

6. Педагогическая актуальность произведения,.

7. Историко литературная типичность произведения,.

8. Эстетическая полноценность художественного перевода произведения на русский язык,.

9. Смысловая и художественная соотнесенность произведения с курсом русской литературы,.

10. Возможность полноценного художественного восприятия учащимися отобранного для программы произведения,.

11. Уроки внеклассного чтения, 3. факультативные занятия.

12. Внеклассная и внешкольная работа. Каждый из этих элементов является самостоятельным членом системы, и в то же время они тесно связаны между собой. В каждом из них в качестве объединяющих выступают следующие принципы:

13. Принцип вариативности (в зависимости от принципов 2 и 3).

14. Принцип связи содержания компонентов с интересами учителя и учащихся.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой