Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование гуманистических отношений у старшеклассников в процессе изучения гуманитарных предметов в сельском муниципальном общеобразовательном учреждении

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На рубежЕ XX — XXI веков в отечественном образовании разработаны и апробированы отдельные педагогические системы формирования у старшеклассников гуманистических отношений и отдельных их компонентов. Однако проблема формирования гуманистических отношений сегодня актуализирована нарастанием бездуховности, агрессивности, отчуждения людей друг от друга, обострением национальных и религиозных… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические предпосылки формирования гуманистических отношений у учащихся старших классов сельских муниципальных общеобразовательных учреждений
    • 1. 1. Сущность, структура и содержание гуманистических отношений
    • 1. 2. Особенности формирования гуманистических отношений у учапщхся старших классов сельской школы
    • 1. 3. Модель формирования гуманистических отношений у учапщхся 10−11 классов в сельском муниципальной общеобразовательном учреждении
  • Выводы по первой главе
  • 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации модели формирования гуманистических отношений у учащихся старших классов сельских муниципальных общеобразовательных учреждений
    • 2. 1. Содержание и организация опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Педагогические условия формирования гуманистических отношений у учащихся старших классов в сельском муниципальном общеобразовательном учреждении
    • 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Формирование гуманистических отношений у старшеклассников в процессе изучения гуманитарных предметов в сельском муниципальном общеобразовательном учреждении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Социально-экономические процессы, происходящие в последние десятилетия в российском обществе, вызвали изменения в парадигме, содержании образования, функциях сельской школы. Замедление процесса урбанизации в стране в значительной степени сократило миграцию сельской молодёжи в город, вызвало увеличение количества сельских школ и численности учащихся, в особенности в старших классах (36, с. 5−7).

Инновационные процессы, охватившие сельские школы в конце XX — начале XXI столетий, выразились в модернизации содержания образования, технологизации, появлении новых типов и видов образовательных учреждений (агролицеев, профессиональных школ и др.), развитии профильного обучения, усилении прикладной направленности и исследовательских функций в обучении (36- 108- 215). Осуществляемые инновации требуют разработки и реализации новых подходов в образовании, формирования новых качеств личности и новых отношений на основе демократических принципов гуманизма, толерантности, ненасилия, закреплённых в законе РФ «Об образовании» (1992 г.) и нормативных актах Министерства образования РФ (73- 113).

Переход к новым социально-экономическим отношениям привёл не только к позитивным, но и к негативным изменениям в обществе. Изучение данной проблемы выявляет усиление дискомфорта в межличностных отношениях, проявление негуманного, подчас варварского отношения к окружающим и природе. Поэтому в настоящее время на государственном уровне признаётся острая необходимость 1уманизации общественных отношений и связанной с ней гуманизации образования.

Проблемы гуманизации образования нашли отражение в работах и исследованиях Ш. А. Амонашвили (5), А. С. Белкина (19), М. Н. Беру-лавы (23), В. С. Библера (26), А. А. Бодалёва (30), Е. Г. Бондаревской.

33), Е. Н. Ильина (80), В. А. Кан-Калика (84), И. П. Подласого (164), С. А. Репина (172), Г. Н. Серикова (176), В. А. Сластёнина (186),.

B. А. Сухомлинского (205), Н. Е. Щурковой (238) и др.

Философские аспекты гумани зации изложены Б. Расселом, М. Хайдеггером, Э. Фроммом, и др. (198- 223). Теоретико-методологические основы современной 1уманистической педагогики разработаны К. Роджерсом, А. Маслоу, В. Франклом, Г. Олпортом и др. (200- 249-, 250- 251).

В исследованиях Л. М. Даниловой (60), Г. В. Павленко (156),.

C. Г. Пестрикова (160), Н. Д. Соколовой (193), О. А. ТТТиян (231) прослеживается развитие отечественной и зарубежной педагогики под влиянием 1уманистических идей. Работы этих и других авторов убедительно доказывают необходимость формирования 1уманистических отношений у школьников — будущих граждан гуманистического общества.

На рубежЕ XX — XXI веков в отечественном образовании разработаны и апробированы отдельные педагогические системы формирования у старшеклассников гуманистических отношений и отдельных их компонентов. Однако проблема формирования гуманистических отношений сегодня актуализирована нарастанием бездуховности, агрессивности, отчуждения людей друг от друга, обострением национальных и религиозных конфликтов, ростом преступности и терроризма. Крайне мало исследований посвящено решению этой проблемы в условиях сельской школы. Вместе с тем, как отмечают Т. С. Анисимова (9), В. Д. Максимова (125) и др., сельская школа обладает рядом особенностей, как способствующих, так и препятствующих формированию гуманистических отношений у учащихся старших классов. Эти особенности детерминированы условиями сельской социокультурной среды.

Проведённое теоретическое и экспериментальное исследование влияния различных учебных предметов на эффективность гуманистического воспитания выявило приоритет гуманитарных предметов прежде всего, литературы) в формировании гуманистических отноше «4 ' ний у старшеклассников. Результаты констатирующего эксперимента показали, что в массовой педагогической практике сельских общеобразовательных учреждений воспитательный потенциал гуманитарных учебных предметов реализуется недостаточно.

Таким образом, есть основания утверждать, что существуют противоречия:

— между общгкулыурным (в том числе гуманистическим) развитием жителей села и общества в целом;

— между гуманистическими ценностями общества и образования и недостаточным уровнем сформированности 1уманистических отношений у выпускников общеобразовательных учреждении;

— между потребностью в решении проблемы формирования гуманистических отношений у учащихся сельских школ и низким уровнем её разработанности в теории и практике образования.

В поисках путей преодоления этих противоречий была сформулирована проблема исследования. Она заключается в новом теоретическом осмыслении и практическом отражении специфики формирования гуманистических отношений у старшеклассников в процессе обучения в условиях сельской школы. Актуальность проблемы, её теоретическая и практическая значимость, недостаточная научная и методическая разработанность определили выбор темы диссертационного исследования: ¿-Формирование гуманистических отношений у старшеклассников в процессе изучения гуманитарных: предметов в сельском муниципальном общеобразовательном учреждении*.

В исследовании введено ограничение: процесс формирования гуманистических отношений у сельских старшеклассников осуществлялся в экспериментальных классах при изучении литературы на уроках и во внеурочной работе. Это ограничение связано со спецификой исследования, предполагающей приоритетную роль литературы среди гуманитарных предметов в формировании гуманистических отношений у старшеклассников в процессе обучения в сельском общеобразовательном учреждении. цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить модель формирования гуманистических отношений у старшеклассников в процессе изучения гуманитарных предметов в сельском муниципальном общеобразовательном учреждении.

Объект исследования: образовательный процесс в сельской средней общеобразовательной школе.

Предмет исследования: формирование гуманистических отношений у сельских старшеклассников в процессе обучения.

Гипотеза исследования: формирование гуманистических отношений у старшеклассников в сельском муниципальном общеобразовательном учреждении будет осущэствляться более эффективно, если:

• на основе уточнённого понятия «формирование гуманистических отношений» и выявленных возможностей формирования гуманистических отношений в условиях сельской школы разработана модель формирования гуманистических отношений у учащихся старших классов в процессе изучения гуманитарных предметов в сельском муниципальном общеобразовательном учреждении;

• в разработанную модель включены и соблюдаются в процессе её реализации в сельском муниципальном общеобразовательном учреждении следующие педагогические условия:

— осуществление системы формирования гуманистических отношений у старшеклассников с учётом специфики сельской школы;

— осуществление педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса;

— углублённое рассмотрение гуманистических проблем при изунитарных учебных предметов. и с обозначенными предметом и целью, ныдвинугой еделены ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: онятие «формирование 1уманисТических отношетояние формирования гуманисти ческих отношений х классов сельской школы в теории и практике обь модель формирования гуманистических отноше-рших классов сельских муниципальных общэобра-^ений при изучении гуманитарных учебных предместему форм, методов, приёмов, направленную на i хнистических отношении у учаищхся старших клас-?сри изучении гуманитарных учебных предметов (на ь апробацию разработанной модели формирования гношении у старшеклассников при изучении гума-в в сельском муниципальном общеобразовательном ииментально проверить заложенные в неё педагоги.

— СКУЮ И ТЕОРЕТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ ДИССерТаЦИИ COзльности человека (А. Н. Леонтьев, Э. С. Маркарян, 1ВЫДОВ и др.) — ая теория коллектива (А. В. Петровский, В. А. Пет-зева, А. И. Донцов, Е. С. Кузьми н и др.) — ности (В. Г. Афанасьев, В. П. Беспалько, Ю. А. Ко-ериков и др.) — ений человека (А. Ф. Лазурский, В. Н. Мясишрв,.

В. А. Лобунская, Н. Н. Обозов и др.) — гуманистическая теория личности (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл и др.) — методология и теория гуманистической педагогики (А. С. Белкин, И. Войнах, Я. Аеговичус, Н. Д. Соколова, Н. Е. Щуркова и др.). методология и теория педагогических исследований (Ю. К. Бабан-ский, В. И. Загвязинский, А. Я. Наин, М. Н. Скаткин и др).

Научная новизна исследования состоит с том, что:

• уточнено понятие «формирование гуманистических отношений», под которым понимается поддающийся управлению процесс установления субъект-субъектных и субъект-объектных связей человека с внешним миром, с людьми и самим собой, основанных на уважении к человеку, на признании его ценности и его права на свободное развитие и самопроявление;

• разработана модель формирования 1уманистических отношений у учащихся старших классов при изучении гуманитарных предметов в сельских муниципальных общеобразовательных учреждениях, включающая целевой, содержательный, организационно-деятельностный, оценочный и результативный компоненты;

• установлено, что эффективность формирования гуманистических отношений у учащихся старших классов сельского муниципального общеобразовательного учреждения в процессе изучения гуманитарных предметов обеспечивается при реализации заложенных в модель педагогических условий:

— осуществление системы формирования 1уманистических отношений у учащихся старших классов с учётом специфики сельской школы;

— осуществление педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса;

— углублённое рассмотрение гуманистических проблем при изучении гуманитарных учебных предметов.

Теоретическая значимость выполненной работы определяется тем, что разработанная педагогическая модель способствует созданию системы гуманистического воспитания сельских старшеклассников, выделенные в модели педагогические условия помогают по-новому спроектировать образовательный процесс в сельском муниципальном общеобразовательном учреждении.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны методические рекомендации, раскрываюпще содержание, формы и методы формирования гуманистических отношений у учащихся 10−11 классов в условиях сельской школы, подготовлены материалы для практического осуществления этого процесса. Материалы и основные результаты исследования могут быть использованы при разработке спецкурсов и спецсеминаров для студентов педагогических вузов и работников образования.

Положения, выносимые на защиту:

1) формирование гуманистических отношений является необходимой составной частью нравственного воспитания учащихся старших классов и представляет собой поддающийся управлению процесс установления субъект-субъектных и субъект-объектных связей человека с внешним миром, с людьми и самим собой, основанных на уважении к человеку, на признании его ценности и его права на свободное развитие и самопроявление;

2) повышение эффективности формирования гуманистических отношений в процессе изучения гуманитарных предметов у учащихся старших классов достигается, если разработана и реализована педагогическая модель, учитывающая особенности сельской школы;

3) для эффективной реализации модели формирования гуманистических отношений у учащихся старших классов при изучении гуманитарных предметов в сельской школе разработанная модель должна включать в себя следующие педагогические условия:

— осуществление системы формирования гуманистических отношений у учащихся старших классов с учётом специфики сельской школы;

— осуществление педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса;

— углублённое рассмотрение гуманистических проблем при изучении гуманитарных учебных предметов.

Избранная теоретико-методологическая основа и поставленные задачи определили этапы, с одержан ив и методы исследования (табл. 1).

Достоверность и обоснованность результатов и основных выводов диссертационного исследования на теоретическом уровне обеспечивается отсутствием противоречий основным положениям философского учения о человеке и его развитии, соответствием современным психолого-педагогическим теориям развития личности.

На практическом уровне достоверность и обоснованность доказывается комплексным применением методов, соответствующих предмету и задачам исследования, репрезентативностью данных, подтверждаемой их сопоставимостью с выводами других исследователей, анализом полученных результатов, выразившихся в повышении уровня сформи-рованности гуманистических отношений у учащихся экспериментальных классов, длительностью формирующего эксперимента и множественностью экспериментальных классов.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования проводилась на базе средних школ Ш атро веко го района Курганской области. Опытно-экспериментальной работой охвачено 293 учащихся старших классов сельских школ и 46 педагогических работников. Основная опытно-экспериментальная работа велась в муниципальном образовательном учреждении «Камышевская средняя общеобразовательная школа».

Таблица 1.

Этапы, содержание и методах исследования.

Этапы Содержание Методы.

I. 1995 -1997 гг. Анализ философской и психолого-педагогической литературыопределение противоречии, проблемы и темы исследованияформулирование гипотезыпроведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов. Анализ литературыанкетированиесопоставление независимых характеристиканализ результатов деятельности школьникованализ школьной документацииметод наблюдениябеседаметод экспертных оценокпедагогический эксперимент.

II. 1998 -2000 гг. Определение понятийразработка педагогической модели, содержания выделенных условий, конкретных методик и программначало формирующего экспериментаработа над первой главой диссертации. Анкетирование, наблюдениеметод экспертных оценокпедагогическое моделированиепедагогический эксперименттеоретическии анализ экспериментальных данных.

Ш. 2001 -2002 гг. Завершение формирующего экспериментаанализ и обобщение его результатовзавершение работы над диссертацией. Педагогический экспериментметод экспертных оценокметоды математической статистики.

Различные аспекты экспериментальной работы освещались нами на всероссийских, межрегиональных и региональных научно-практических конференциях: «Научно-практические основы становления психологической службы в системе непрерывного образования» (Курган, 1996), «Традиции и новации в педагогике ненасилия» (Киров, 1996), «Гуманизация образования: практика обучения и воспитания».

Шадринск, 2002), «Искусство урока» (Шадринск, 1997). Основные результаты экспериментальной работы внедрялись в работу общеобразовательных учреждений путём публикаций, а также в ходе выступлений и обмена опытом в Курганском ИПК работников образования, в Шадрин ском государственном педагогическом институте, на заседаниях районных методических объединений учителей литературы, директоров и заместителей директоров школ по учебной и воспитательной работе Шатровского района. По теме исследования опубликовано 18 работ, в том числе два методических пособия, методические рекомендации и программы дополнительного образования.

выводы по второй главе.

Обобщая информацию, содержащуюся в материалах второй главы, мы представляем следующие выводы: ф- 1) в общей характеристике опытно-экспериментальной работы показаны содержание и основные этапы экспериментального исследования, отражена направленность преобразующего эксперимента по формированию гуманистических отношений у учащихся старших классов при изучении гуманитарных предметов в сельском муниципальном общеобразовательном учреждениирешение задач, направленных на формирование гуманистических отношений у учащихся старших классов в процессе изучения гуманитарных предметов в сельском муниципальном общеобразовательном учреждении, рассмотрено в контексте воспитывающих взаимодействий «учитель — ученик», «ученик — ученик» и «читатель — книга — автор»;

2) в процессе разработки методики формирования гуманистических отношений у сельских старшеклассников при изучении гуманитарных предметов задачи формирования гуманистических отношений решались через содержание образования и разнообразную деятельность учащихся путём оптимального подбора методов и форм организации;

3) по итогам формирующего эксперимента выявлен значительный прирост показателей сформированности гуманистических отношений в экспериментальных классаханализ динамики процесса формирования гуманистических отношений у учащихся экспериментальных классов Л показал хорошую репрезентативность предложенной нами методики;

4) в ходе опытно-экспериментальной работы апробирована модель формирования гуманистических отношений у учащихся старших классов в сельском муниципальном общгобразовательном учреждении в процессе изучения гуманитарных предметов, экспериментально подтверждены заложенные в модель педагогические условия:

— организация системы формирования 1уманистических отношений у учащихся старших классов с учётом специфики сельской общеобразовательной школы;

— осуществление педагогического взаимодействие субъектов образовательного процесса;

— углублённое рассмотрение гуманистических проблем при изучении гуманитарных учебных предметов.

Заключение

.

Результаты теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы подтверждают выдвинутую гипотезу и позволяют сделать следующие выводы.

1. Выполненное исследование носит теоретико-прикладной характер и направлено на решение одной из актуальных проблем общего среднего образования: проблемы формирования гуманистических отношений у учащихся старших классов сельских муниципальных общеобразовательных учреждений.

2. Проведённый теоретический анализ проблемы исследования и результаты опытно-экспериментальной работы выявили зависимость результатов формирования гуманистических отношений от уровня гуманизации образовательного процесса. Гуманистические отношения в старших классах формируются в процессе обучения и воспитания через содержание образования, учебно-познавательную и творческо-аналитическую деятельность школьников как субъектов образования. Особое значение в формировании гуманистических отношений имеет изучение гуманитарных предметов, среди которых приоритетную роль играет литература.

3. На процесс формирования гуманистических отношений в сельской школе влияют как позитивные, так и негативные факторы сельской среды. Наряду с общими факторами, положительно влияющими на формирование гуманистических отношений, в исследовании выделены: а) широкие возможности осуществления индивидуальной и индивидуально-групповой работы с учащимисяб) возможность охвата внеурочными формами обучения и воспитания практически всех учащихсяв) широкие возможности для эффективного экологического воспитания на всех его этапахг) высокая эффективность личного примерад) реализация сотрудничества учителей и учащихся в процессе педагогического общенияе) определяющая роль тттколы как центра воспитательной работы на селе.

4. Разработанная в ходе исследования педагогическая модель включает целевой, содержательный, организационно-деятельностный, оценочный и результативный компоненты. Она позволяет эффективно формировать гуманистические отношения у сельских старшеклассников при изучении гуманитарных предметов, в частности, литературы. Сформированность гуманистических отношений определяется с помощью когнитивного, мотивационно-потребностного и поведенческого критериев.

5. Исследование показало, что процесс формирования гуманистических отношений осуществляется более эффективно, если при реализации разработанной модели соблюдаются заложенные в её организационно-деятельностный компонент педагогические условия:

— осуществление системы формирования гуманистических отношений у старшеклассников с учётом специфики сельской школы;

— осуществление педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса;

— углублённое рассмотрение гуманистических проблем при изучении гуманитарных учебных предметов.

В результате проведённого исследования все поставленные задачи были выполнены, однако проблема формирования гуманистических отношений у учащихся старших классов сельской тттколы при изучении гуманитарных предметов в силу своей глубины и многогранности не исчерпывается нашим исследованием. В нашей работе описан лишь один из вариантов решения проблемы, требующей комплексного подхода со стороны философских, педагогических, психологических наук. Предполагаем, что материалы диссертационного исследования могут дать дальнейшей работе над проблемой следующие направления:

— расширение интегрирующих связей процесса изучения литературы с другими видами образовательной деятельности;

— разработка проблемы формирования гуманистических отношений у сельских старшеклассников при изучении различных образовательных областей и отдельных предметов;

• создание альтернативных методических систем и педагогических технологий, адаптированных к условиям конкретных школ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю. П. Искусство воспитывать: Кн. для учителя. — Изд. 2-е, испр. и доп.- М.: Просвещение, 1985.- 206 с.
  2. А. Ю. Творческие задания как средство активизации познавательной деятельности учащихся старших классов на предметах гуманитар н о го цикла: Дис. .канд. пед. наук / Челяб. гос. ун-т. -Челябинск, 1995. 148 с.
  3. Ш. А. Личностно-туманная основа педагогического процесса. Минск, 1990. — 206 с.
  4. Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект-Пресс, 1999. — 376 с.
  5. . К. От экологического воспитания к пониманию ноосферы Ц Сов. педагогика. 1988. — № 9. С. 23−28.
  6. В. П. Влияние характера эстетической ориентировки в произведении искусства на формирование нравственных взглядов учащихся: Автореф. дис. .канд. пед. наук / МГУ им. М. В. Ломоносова. М. — 1994. — 18 с.
  7. Т. С. Формирование ценностных ориентации старшеклассников (на материале сельской школы): Дис. .канд. пед. наук. М., 1995. — 133 с.
  8. С. К. Педагогические основы художественно-эстетического воспитания старшеклассников во внеклассной работе:
  9. Дис. .д-ра пед. наук / Ташк. гос.пед. ин-т им. Низами. Ташкент, 1992.-324 с.
  10. Аристотель. Сочинения: в 4-х T. Т.4. / Пер. с древнегреч.- общ. ред. А. И. Доватура. М.: Мысль, 1984. — 830 с.
  11. В. Ф. Религиозно-философские трактаты Л. Н. Толстого: Предисловие /Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. Т.23. М., 1957.
  12. Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследования. М.: Педагогика, 1982. — 176 с.
  13. Ю. К. Педагогика. М.: Просвещение, 1988.
  14. М. А. Учебно-творческая работа в школьном театре и её воспитательное воздействие на старшеклассников: Дис. .канд. пед. наук / Ташк. гос.пед. ин-т им. Низами. Ташкент, 1991. — 182 с.
  15. . Б. Цели и направления гуманитаризации в образовании // Педагогическое Зауралье. 2002. — № 1. С. 4−10.
  16. Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.: Наука, 1989. — 272 с.
  17. А. С., Жукова Н. К. Витагенное образование. Голо-графический подход. Екатеринбург: УГПУ, 1999. — 136 с.
  18. А. С. Ситуация успеха: Книга для учителя. Екатеринбург, 1997. -185 с.
  19. И. П. Организация старшими школьниками своей учебной деятельности: Автореф. дис. .канд. пед.наук. / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб., 1994. — 17 с.
  20. Н. А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990.- 174 с.
  21. М. Н. Гуманизация образования: проблемы и перспективы. Бийск, 1995. — 118 с.
  22. M. Н. Состояние и перспективы гуманизации образования // Педагогика. 1996. — № 1. С. 43−45.
  23. В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  24. Е. Н. Воспитание нравственных чувств старших подростков: Дис. .канд. пед. наук. М., 1983. — 156 с.
  25. О. С., Черенкова С. В. Нравственное воспитание старшеклассников: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 206 с.
  26. А. А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 201 с.
  27. А. А. Психологические условия гуманизации педагогического общения // Сов. педагогика. 1990. — № 12. С. 65−71.
  28. А. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещзние, 1968. — 464 с.
  29. А. Н. Воспитывающие отношения в общеобразовательной школе // Сов. педагогика. 1991. — № 2. С. 26−30.
  30. . В. Гуманизация воспитания старшеклассников // Сов. педагогика. 1991. — № 9. С. 50−56.
  31. Е. В. Вариативность стратегии личностно-ориентированного воспитания // Инновационная школа. -2000. N"1. С.19−26.
  32. А. Греческая цивилизация: В 2-х т. Т.2. М., 1962. -212 с.
  33. С. Г. Профильная дифференциация обучения в сельской школе. Пособие для руководителей и учителей сельских школ. М.: АРКТИ, 2000. — 136 с.
  34. М. Я. Я и Ты. М.: Высшая школа, 1993. — 176 с.
  35. А. М. Концепция ноосферы В. И. Вернадского и создание новой школы //Педагогика. 1993.- N06. С. 13−17.
  36. И. В. Воспитание духовности у старшеклассниковсредствами изобразительного искусства в условиях групповой деятельности: Дис. .канд. пед. наук. М., 1996. — 253 с.
  37. М. А. Воспитание гуманистических отношений в коллективе учащихся общеобразовательной школы: Дис. .д-ра пед. наук. — М., 1987.-230 с.
  38. М. А., Соколова Л. Н. Воспитание школьника в духе гуманистической морали. Ярославль, 1987. — 105 с.
  39. А. А. О структуре и содержании диссертационных исследований // Педагогика. 1994. — № 3. С. 32−35.
  40. Н. Н. Формирование индивидуальности школьника в целостном учебно-воспитательном процессе: Дис. .д-ра пед. наук. М., 1991. — 232 с.
  41. М. А. Творческая деятельность учащихся как средство усвоения нравственных норм: Дис. .канд. пед. наук. — М., 1989. 160 с.
  42. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо, М. В. Матюхиной. М.: Просвещение, 1984. — 492 с.
  43. А. В. Личность учителя в системе межличностных отношений классного коллектива: Дис. .канд. психол. наук. М., 1987. — 142 с.
  44. Воспитательная система школы: Проблемы и поиски / Сост. Н. Л. Селиванова. М.: Знание, 1989. — 80 с.
  45. А. А. Гуманизация школы: факультатив «Человековедение» // Сов. педагогика. — 1991. № 5. С. 20−24.
  46. А. И. Ориентиры молодёжи в современном мире // Сов. педагогика. 1991. — № 7. С. 15−19.
  47. Г. А. Преодоление одиночества молодёжи как социально-педагогическая проблема: Дис. .канд. пед. наук. / Кург. гос. ун-т. Курган, 1998. — 201 с.
  48. С. М. Личностно-ориентированное взаимодействие участников процесса обучения как фактор развития познавательной самостоятельности старшеклассников: Дис. .канд. пед. наук. Челябинск, 1996. — 182 с.
  49. . С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры (прогностическая гипотеза образовательного триумфа). — М.: Московский психол. соц. ин-т, 1997. 120 с.
  50. К. Духовная коммуникация в свете идеала ненасилия // Вопросы философии. 1992. — № 3. С. 54−65.
  51. Г. Г., Концевая Л. А. Изучение читательской позиции школьников // Вопросы психологии. 1994. — № 5. С. 51−59.
  52. В. В. Формирование совестливости как нравственного качества в процессе этического воспитания старшеклассников: Дис. .канд. пед. наук. М., 1994. — 140 с.
  53. Ю. В., Давыдов В. В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования // Педагогика. 1994. — N06. С. 31−37.
  54. А. А. Этика ненасилия // Вопросы философии. — 1992. № 3. С. 72−89.
  55. В. В. Воспитание молодёжи в новых социально-экономических условиях // Сов. педагогика. — 1991. № 7. С. 3−14.
  56. Л. М. Буржуазная теория и практика нравственного воспитания учащихся в США: Дис. .канд. пед. наук. М., 1988. -138 с.
  57. О. Н. Культура и её национальные формы // Вопросы философии. 1981. — № 6. С. 111−118.
  58. Н. П. Наследие А. С. Макаренко в США: освещение и интерпретация // Сов. педагогика. 1989.- № 10. С. 48−53.
  59. Ф. М. Дневник писателя. — М.: Современник, 1989. 557 с.
  60. В. И. Особенности работы сельского учителя // Педагогическое Зауралье. 2000. — № 4. С.32−33.
  61. И. Г. Влияние личности учителя на личностные проявления учащихся: Дис. .канд. психол. Наук. М., 1985. — 138 с.
  62. Дуди на М. Н. Педагогика: долгий путь к гуманистической этике. — Екатеринбург: Наука, Уральск, отделение, 1998. 312 с.
  63. П. М. Потребности человека. М.: Мысль, 1990. -386 с.
  64. Т. Я. Формирование гуманистических ценностей у старшеклассников во внеурочной деятельности: Авто реф. дис. .канд. пед. наук. Киев, 1993. — 23 с.
  65. А. А. Несколько слов об ученическом совете // Классный руководитель. 2001. — N$ 2. С. 54−58.
  66. В. И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990. — 168 с.
  67. В. И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
  68. Закон Российской Федерации «Об образовании» 4-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 53 с.
  69. Зам алее в А. Ф. Человек в мировоззрении русского средневековья // Человек в зеркале наук: Межвузовский сборник (Труды методологического семинара «Человек»). Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1991. С. 23−39.
  70. А. В. Возрастные особенности нравственного развития детей // Сов. педагогика. 1973. — № 10. С. 18−21.
  71. А. В. Критерии нравственной воспитанности
  72. Сов. педагогика. 1992. — N9 11−12. С. 22−26.
  73. А., Рахманов Э. Формирование нравственной убеждённости у старшеклассников // Проблемы управления учебно-воспитательным процессом. М., 1977. С. 73−79.
  74. В. В. Стилистика поведения педагога как источник формирования личности будущего специалиста / / Концепция педагогического образования и современные технологии подготовки учителя: опыт и проблемы (Сб. тезисов). Шадринск, 1994. С. 40−42.
  75. Л. Ю. Ценностные ориентации старшеклассников в сфере личного потребления (Социол.-пед. аспект): Дис. .канд. пед. наук / АПН СССР, НИИ теории и методов воспитания. М., 1991. — 180 с.
  76. Е. Н. Искусство общения (Педагогический поиск) Сост. И. Н. Баженова. М.: Педагогика, 1987. С. 205−270.
  77. Е. Н. Воспитаем читателя. СПб, 1995. — 50 с.
  78. И. И. Структура процесса учения. М.: Изд-во МГУ, 1986.
  79. В. И. Взаимосвязь урочных и внеурочных занятий школьников в целостном учебно-воспитательном процессе: Дис. .д-ра пед. наук /Ин-т развития личности РАО.- М., 1995. 326 с.
  80. Кан-Калик В. А. Основы профессионально-педагогического общения. Грозный, 1979. — 194 с.
  81. В. А. Пути повышение воспитательного потенциала массовой школы // Сов. педагогика. — 1991. № 11. С. 58−61.
  82. Е. В. Самопроявление личности как педагогическая проблема // Педагогика. — 1993. N02. С. 32−38.
  83. А. Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза, 1994. — 344 с.
  84. А. Ю. Философия Бертрана Рассела. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1991. — 232 с.
  85. Д. В. Психологические основания нравственности // Сов. педагогика. 1990. — № 4. С. 35−39.
  86. Кон. И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1989. 255 с.
  87. Ю. А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. М.: Педагогика, 1986.
  88. Конвенция о правах ребёнка // Вестник образования. -1991.- № 10.
  89. С. В. Понимание учителем личности учащегося // Вопросы психологии. 1980. — № 5. С. 46−50.
  90. В. Т., Донской Д. И. Общая психотерапия. -Минск: Вышэйшая школа, 1977. 464 с.
  91. Концепция воспитания учащейся молодёжи в современном обществе: Проект (НИИ теории и истории педагогики АПН СССР: А. А. Бодалёв, 3. А. Малькова, Л. И. Новикова, В. А. Караковский и др. // Народное образование. 1991. — №№ 11, 12.
  92. Г. Б. Парадигмы базовых моделей образовательного процесса // Педагогика. 1999. — № 3. С. 43−49.
  93. Е. С. Научное знание основа гуманистического воспитания / / Сов. педагогика. — 1991 — № 10. С. 30−35.
  94. В. М. Развитие гуманистических взглядов и убеждеmm: Кн. для учителя. Самара, 1993. — 104 с.
  95. В. Г. Педагогика в зеркале общественных перемен // Сов. педагогика. 1991. — N$ 2. С. 3−13.
  96. Т. С. Проблема общзния учителя с учениками в советской педагогике (1946 1986 гг.): Дис. .канд. пед. наук. — Киев, 1991.-220 с.
  97. М. Ю. Личное мнение школьника: условия его эффективности // Сов. педагогика. 1990. — № 10. С. 31−37.
  98. В. А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещэние, 1976. — 345 с.
  99. . А. Сельская школа Зауралья: проблемы, поиски, стратегия развития. // Педагогическое Зауралье. 2000. — № 4. С. 9−16.
  100. . А. Модернизация управления образованием в сельском социуме: механизм реализации // Актуальные проблемы управления образованием в Зауралье. 2001. — № 1. С. 59−70.
  101. Т. А. Массовое сознание старшеклассников: мифы и реальность // Сов. педагогика. 1990. — N§ 11. С. 15−21.
  102. В. В. Коллектив среда обитания школьников // Педагогика. — 1994. — № 4. С.55−60.
  103. А. И. Социально-культурная сущность образования: Авто реф. дис. .д-ра пед. наук. Минск, 1992. — 36 с.
  104. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность.- 2-е изд. — М.: Педагогика, 1977. 365 с.
  105. . Т. Экология личности // Педагогика. — 1993. -№ 2. С. 19−23.
  106. Д. С. Великое наследие. — М.: Современник, 1975. — 398 с.
  107. Д. С. Земля родная. — М.: Мысль, 1983. — 212 с.
  108. В. Н. Роль учителя в преодолении конфликтов между подростками-одноклассниками // Вопросы психологии. 1986. -№ 1. С. 69−72.
  109. Т. С. Творческая атмосфера условие гуманизации учебного процесса // Сов. педагогика. — 1991. — № 12. С 70−73.
  110. А. Ф. Дерзание духа. М.: Политиздат, 1988. — 366 с.
  111. А. Ф. Эстетика Возрождения. М.: Политиздат, 1982. — 318 с.
  112. Д. Учитель в меняющемся мире // Перспективы. -1987. № 4. С. 34−43.
  113. Д. Социальная психология / Перев. с англ. — СПб.: Питер, 1999. 688 с.
  114. А. С. Собр. соч. в 4-х т. Т.4. М.: Правда, 1987. -547 с.
  115. В. Д. Развитие творческой активности учащихся сельской школы: Дис. .канд. пед. наук / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб., 1993. — 146 с.
  116. И. А. Воспитывающие отношения в микросоциуме // Педагогика. 1994. — № 1. С.31−35.
  117. Н. Ненасилие: движение и организация // Вопросы философии. 1992. — № 3. С.180−189.
  118. Л. И. Теория и методика воспитания оценочных способностей у старшеклассников: Автореф. дис. .д-ра пед. наук / АПН СССР, НИИ общ. проблем воспитания. М., 1990. — 36 с.
  119. Г. А. Формирование нравственных потребностей личности школьника в процессе деятельности и общэния: Дис. .д-ра пед. наук. М., 1991 .-318с.
  120. М. И. Гуманистические традиции и новаторство в педагогическом опыте В. А. Сухомлинского: Авто реф. дис. в виде науч. доклада .д-ра пед. наук / Ин-т развития личности РАО. — М., 1995. -68 с.
  121. В. Н. Личность и неврозы. — М., 1949.
  122. В. Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека / / Психологическая наука в СССР. Т.2.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. с. 110−125.
  123. В. Н. Проблема отношений человека и её место в психологии // Вопросы психологии. 1957. — № 5. С. 97−108.
  124. Методы педагогических исследований / В. И. Журавлёв и др.- М.: Педагогика, 1979. 160 с.
  125. Методы психологической диагностики / Под ред. В. Н. Дружинина, Т. В. Галкиной. М.: Ин-т психологии РАН, 1993. — 288 с.
  126. А. Я., Гостев А. Г. Какой быть новой педагогике.- Челябинск: Юж.-Уральское книжное изд-во, 1993.-212 с.
  127. А. Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований // Педагогика. — 1995. № 5. С. 44−49.
  128. А. Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике / Челяб. Дом печати. Челябинск, 1996. — 144с.
  129. . М. Пути очеловечивания школы / / Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989. — 280 с.
  130. Р. С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. 2-е изд. -М.: Просвещзние: ВЛДДОС, 1995.-576 с.
  131. Р. С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед.учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛДЦОС, 1995. — 496 с.
  132. Н. М. Психологическая служба образования в сельской местности: Монография-пособие по спецкурсу. Курган, 2000.- 196 с.
  133. Н. Д. На пути к гуманной педагогике // Сов. педагогика. 1990. — N$ 9. С. 41−57.
  134. А. Ф. Воспитание школьников в духе прав человека // Педагогика. 1992. — Nsl-2. С. 6−10.
  135. А. Ф. Единство нравственного и гражданского воспитания // Сов. педагогика. 1990. — № 7. С. 32−37.
  136. Н. Н. Психология межличностных отношений. — Киев, 1990. 272 с.
  137. С. И. Словарь русского языка: Изд. 10-е, стереотип. / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Сов. Энциклопедия, 1973. — 846 с.
  138. Олей ник В. К. К вопросу о содержании термина гуманизация // Наука и образование Зауралья. 2000. — N$ 3. С. 90−92.
  139. ОпилатЯ. Г. Воспитание веры и доверия // Сов. педагогика.- 1990. N (c)5. С. 61−66.
  140. И. М. Что такое гуманитарная культура? — Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 1992. — 148 с.
  141. А. Б. К. Роджерс и современный гуманизм // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. № 2. С. 143−150.
  142. Ю. М. Проблема ненасилия в педагогике // Педагогика. 1993. — N"4. С.21−26.
  143. О России и русской философской культуре: Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука, 1990. — 528 с.
  144. С. В. Реализация идей педагогики сотрудничества в учебном процессе (На материале деятельности учащихся 10−11 классов): Авто реф. дис. .канд. пед. наук. Алма-Ата, 1992. -24 с.
  145. Основы педагогического мастерства: Учебн. пособие для пед. спед. высш. учебн. заведении / И. А. Зязюн, И. Ф. Кривонос, H. Н. Тарасович и др.: Под ред И. А. Зязюна. — М.: Просвещение, 1989. — 302 с.
  146. Г. В. Проблема воспитания учащихся в обучении в советской педагогике середины 70-х середины 80-х годов: Авто реф. дис. .канд. пед. наук. — Хабаровск, 1992. — 20 с.
  147. Е. И., Рыбакова Л. Н., Мороз Б. С. Взаимоотношения «учитель ученик» (По материалам исследования Центра социальной адаптации подростков)// Педагогика. — 1993. — № 6. С.49−53.
  148. . Д. Основы социально-психологической теории. -М.: Мысль, 1971. 350 с.
  149. Ф., Хиггинс Э., Кольберг Л. Подход Лоуренса Кольберга к нравственному воспитанию // Психологический журнал. Т. 13. № 3, 1992.-с. 175−182.
  150. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учебных заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1998. 512 с.
  151. С. Г. Тенденции развития 1уманистически ориентированных педагогических технологий в теории и практике отечественной школы (1960−80-е гг.): Авто реф. дис. .канд. пед. наук. М., 1994.-19 с.
  152. В. И. Воспитание и развитие нравственного сознания и поведения школьника: Дис. .д-ра пед. наук. М., 1982. — 264 с.
  153. В. Я. Неогуманистические идеи в западной педагогике // Педагогика. 1993. — № 6. С. 97−102.
  154. И. П. Как побуждать к учению и самовоспитанию // Народное образование. 1993. — № 9. С. 28−37.
  155. И. П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение, 1996.- 432 с.
  156. В. М. Методы исследования проблем образования
  157. Педагогика. 1994. — № 3. С. 13−18.
  158. Процессы психического развития: в поисках новых подходов / Под ред. А. И. Подольского, Я. Я. Ф. Тер Лаака и П. Г. Хейманса. — М., 1995.-146 с.
  159. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского: НИИ общзй и педагогической психологии АПН СССР. М., 1987. — 240 с.
  160. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе / Под ред. А. Коссаковски и др.: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1981. — 224 с.
  161. Психологические средства выявления особенностей личностного развития подростков и юношества: Сб. научных трудов / АПН СССР, НИИ общзй и педагогической психологии. М., 1990. — 166 с.
  162. С. А. Особенности программно-целевого принципа в теории управления образованием / / Актуальные проблемы управления образованием в регионе: Сб. материалов: Выпуск 2 (6). Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 1998. С. 9 — 16.
  163. Н. А. Психология читателя и книги. Краткое введение в библиографическую психологию. М. — Л., 1929. — 142 с.
  164. Н. А. Этюды о русской читающей публике. Факты, цифры, наблюдения. СПб., 1895. — 214 с.
  165. А. Ч. Роль взаимоотношений «учитель ученик» в нравственном воспитании старшеклассников: Дис. .канд. пед. наук. -Баку, 1987. — 144 с.
  166. Г. Н., Сериков С. Г. Здоровьесбережение в гуманном образовании. Екатеринбург — Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. -242 с.
  167. Г. Н. Образование: аспекты системного отражения. Курган: Зауралье, 1997. — 464 с.
  168. Н. С. Воспитание коммунистической туманности у подростков: Дис. .канд. пед. наук. М., 1967. — 194 с.
  169. С. В. Реализация воспитательного потенциала урока / / Педагогическое Зауралье 2002. — № 4. С. 65−68.
  170. С. В. Изучение гуманистических отношений у старшеклассников: Методическое пособие для педагогов и студентов пед. вузов. Шадринск: Шадринский гос. пед ин-т, 2002. — 70 с.
  171. В. П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. Учебное пособие для студентов педвузов, учителей и слушателей ФПК. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 192 с.
  172. П. В., Ершов П. М., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. М.: Наука, 1989. — 352 с.
  173. В. А., Маралов В. Г. Педагогика ненасилия // Магистр. 1992. — N$ 4. С. 26−30.
  174. М. Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986. — 150 с.
  175. С ласте нин В. А. Гуманистическая парадигма педагогического образования // Магистр. 1994. — № 6. С. 2−7.
  176. Словарь античности: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1989. -704 с.
  177. Словарь русского языка. Т. 2-й. М.: Русский язык, 1986. -710 с.
  178. Словарь социально-психологических понятий. М., 1987.
  179. С. А. Нравственное развитие подростков в процессе творческой познавательной деятельности: Авто реф. дис. .канд. пед. наук. М., 1993. — 17 с.
  180. Н. Д. Развитие гуманистических идей в отечественной и зарубежной педагогике. Екатеринбург, 1992. — 110 с.
  181. С. Л. Воспитание по Иванову. М.: Педагогика, 1989. — 352 с.
  182. В. С. Чтение о Богочеловечестве. М.: Книга, 1992. — 400 с.
  183. Социальная психология личности в вопросах и ответах. М.: Гардарики, 1999. — 264 с.
  184. Е. Б., Шадриков В. Д. Воспитательное взаимодействие в школе / / Сов. педагогика. — 1989. N$ 3. С. 30−34.
  185. М. Т. Насилие и ненасилие в культурах Запада и Востока. XIX Всемирный философский конгресс, М., 22−28 авг. 1993 г.: Сб. резюме (Секция XXXVI. Философия Азии). М., 1993. С. 21−27.
  186. Л. А. Философия и история образования. М.: Флинта, 1999. 268 с.
  187. Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения: Пер. с англ. / Под ред. Н. Ф. Талызиной. — М.: Педагогика, 1984. 472 с.
  188. О. В. Педагогическое стимулирование художвственно-эстетической деятельности старшеклассников в клубном объединении: Автореф. дис. .канд. пед.наук. М., 1992. — 20 с.
  189. В. А. Воспитание и самовоспитание // Сов. педагогика. 1965. — N"2. С. 31−34.
  190. В. А. Духовный мир школьника (Подростк. и юношеск. возраста). М.: Учпедгиз, 1961. — 223 с.
  191. В. А. Павлышская средняя школа: Обобщение опыта учеб.-воспитат. работы в сел. сред, школе. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1979. 396 с.
  192. В. А. Потребность человека в человеке. — 2-е изд. М.: Сов. Россия, 1981. — 96 с.
  193. В. А. Рождение гражданина / Пер. с укр. Н. Дангуловой. М.: Мол. гвардия, 1971. — 336 с.
  194. В. Г., Неупокоева Н. М. Социальные и психологические основы формирования современной цивилизованной личности. Курган, 1995. — 37 с.
  195. Г. С. Соотношение коммуникативного и когнитивного в процессе формирования духовной потребности личности // Психологические исследования познавательных интересов и личности. М.: Наука, 1983. — 214 с. С. 126−132.
  196. Л. Н. Полн. собр. соч. и писем: В 30-и т. Письма. Т.1. -М., 1974.-312 с.
  197. Л. Н. Педагогические сочинения / Сост. Н. В. Вей-кшан. М.: Педагогика, 1?®9. — 544 с.
  198. А. В. Взрослые и дети: парадоксы общения. М.: Педагогика, 1988. — 128 с.
  199. Г. Л. Разум, воля, успех: О философии поступка.-Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1990.-216 с.
  200. Уши некий К. Д. Педагогические сочинения: В 6-и т. Т.5 / Сост. С. Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1990. — 528 с.
  201. Н. Н. Ценностные ориентиры повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителя сельской школы Ц Педагогическое Зауралье. 2002. — N93. С. 43−49.
  202. Д. И. Психологические закономерности социального становления ребенка / /Сов. педагогика. 1989. — № 5. С. 39−44.
  203. Г. Н. Проблемы эффективности воспитания личности в условиях развитого социализма. М.: Педагогика, 1978. — 224 с.
  204. Г. Н., Черенкова С. В. Тенденции развития теории и практики воспитания // Педагогика. 1993. — № 1. С. 33−38.
  205. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1989.
  206. Л. М. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для учителя. М.: Просвещгние, 1987. — 224 с.
  207. Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещгние, 1991. — 288 с.
  208. Л. М., Пушкина Т. А., Каплун о вич И. Я. Изучение личности учащихся и ученических коллективов: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 264 с.
  209. Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. -415 с.
  210. Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1999. -608 с.
  211. А. М. Педагогика, рождённая жизнью: Кн. для учителя (Из опыта работы). М.: Просвещение, 1988. — 386 с.
  212. Г. А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1994.-268 с.
  213. Т. М. Методика изучения нравственных убеждений школьников в реальной жизненной ситуации / / Вопросы психологии. 1984. — № 2. С.83−89.
  214. В. Д. Ребенок и его информационное окружение // Магистр. 1992. — N$ 1. С. 17−25.
  215. С. А. Диалог как основа педагогического общения // Вопросы психологии. — 1991. N$ 1. С. 44−52.
  216. И. А. Развитие гуманистических убеждений старшеклассников в межличностных отношениях: Дис. .канд. пед. наук. -М., 1996.-167 с.
  217. ТТТиян О. А. Современные концепции гуманизации педагогического сознания в США: Дис. .канд. пед. наук. М., 1996. -167 с.
  218. К. Г. Педагогически организованная ситуация выбора как средство развития у старшеклассников личностного отношения к творчеству писателя: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1989. -17 с.
  219. Л. В. Технологизация: региональный масштаб // Педагогическое Зауралье. -2001. № 3. С. 23−32.
  220. Е. А. Психологические особенности личности старшеклассника. М.: Просвещение, 1979. — 166 с.
  221. Е. А. Психологические закономерности развития личности в старшем школьном возрасте: Автореф. дис. .д-ра пед. наук.-М., 1982.-40 с.
  222. В. В. Формирование у будущих учителей умения диагностирования нравственной воспитанности учащихся: Дис. .канд. пед. наук. Калуга, 1991. — 172 с.
  223. Н. Е. Система воспитания нравственных отношений современного школьника: Дис. .д-ра пед. наук. — М., 1988. 332 с.
  224. Эффективность воспитательной работы в школе (Отчёт поитогам исследований Центра социологических исследований Министерства образования РФ): Мат-л подготовлен Л. И. Виноградовой // Классный руководитель. 2001. — No2. С. 39−53.
  225. Э. Г. Системный подход и принципы деятельности. -М.: Наука, 1978. 319 с.
  226. Г. В. Традиции гуманизма в русской народной педагогике / / Становление культуры мира: аксиологические и психолого-педагогические проблемы: Материалы научно-практической конференции. Курган, 2002. С. 66−69.
  227. М. Г. Краткий курс истории психологии: Учеб. пособие. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 144 с.
  228. Anderson С. School Health. St. Louis: Mosby, 1964. — 551 p.
  229. Atkinson J. An introduction to motivation. Princeton, New Jersey, Toronto, London, New York, 1964.
  230. Atkinson J., Raynor J. Personality, motivation and achievement. -Washington, London, 1978.
  231. Deed E. Intrinsic motivation. New York, 1975.
  232. Durant W. Humanism in historical perspective. The Humanist, January/February. 37, 24−26.
  233. Homans G. C. Social Behavior. Its elementaiy forme. Har-court. Brace a. World. — New York, 1975.
  234. Maslow A. H. Motivation and personality (3 rd. ed.). New York. Harper & Row. 1987.
  235. Maslow A. H. Toward a humanistic biology. American Psychologist, 24. 1969.
  236. Rogers C. The therapeutic relationship and it’s Impact. Madison. 1967.
  237. Rogers C. Carl Rogers on encounter groups. New York. 1970.
  238. Scileppi I. A system view of education. New York: University press of America, 1984. — 273 p.
  239. Stanford G., Roark A. Human interaction in education. — ton, 1974. -308 p.
  240. Toulmin S. Human understanding. vol. 1. — Oxford, 1972.
Заполнить форму текущей работой