Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Умственное воспитание дошкольников с нарушениями интеллекта в процессе ознакомления с явлениями и объектами неживой природы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования: На современном этапе развития специального образования в нашей стране определились следующие тенденции: традиционная помощь аномальным детям в условиях специальных дошкольных и школьных учрежденияхинтегративный подход к образованию аномальных детей — помощь в условиях общеобразовательных дошкольных и школьных учрежденийоткрытие новых образовательных учреждений: центров диагностики… Читать ещё >

Содержание

  • I. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Умственное воспитание в процессе ознакомления с явлениями и объектами неживой природы нормально развивающихся дошкольников
    • I. 2. Особенности развития дошкольников с нарушениями интеллекта и пути коррекционно-педагогической работы с ними
  • II. ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЯВЛЕНИЯХ И ОБЪЕКТАХ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
    • 2. 1. Организация и задачи констатирующего эксперимента
    • 2. 2. Методика изучения знаний и представлений детей о явлениях и объектах неживой природы
    • 2. 3. Ход и результаты констатирующего эксперимента, выводы
  • III. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЯВЛЕНИЯХ И ОБЪЕКТАХ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
    • 3. 1. Исходные положения формирующего эксперимента
    • 3. 2. Ход формирующего эксперимента: формирование интереса к явлениям и объектам неживой природы- изучение их основных свойств (1-й год обучения)
    • 3. 3. Формирование представлений о неживой природе (2-й год обучения)
    • 3. 4. Контрольный эксперимент

Умственное воспитание дошкольников с нарушениями интеллекта в процессе ознакомления с явлениями и объектами неживой природы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования: На современном этапе развития специального образования в нашей стране определились следующие тенденции: традиционная помощь аномальным детям в условиях специальных дошкольных и школьных учрежденияхинтегративный подход к образованию аномальных детей — помощь в условиях общеобразовательных дошкольных и школьных учрежденийоткрытие новых образовательных учреждений: центров диагностики и реабилитации детей с проблемами в развитиишкол-центров обучения и коррекции детей с проблемами в развитии и др.

Наше исследование посвящено совершенствованию коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями в условиях специального дошкольного учреждения (для детей с нарушениями интеллекта).

При разработке путей обучения детей с нарушениями интеллекта мы опирались на положения отечественной дошкольной педагогики о том, что умственное развитие детей в дошкольном возрасте происходит намного интенсивнее, чем в другие возрастные периоды. Исследователями показано, что умственное воспитание дошкольников должно быть направлено на систематизацию знаний и представлений об окружающей действительности, а также формирование способов мыслительной деятельности и определенных качеств личности. При этом умственное развитие ребенка происходит как в ходе общения со взрослым, игр со сверстниками, так и в процессе систематизированного обучения (JI. А. Венгер, 1972 г. — О. М. Дьяченко, 1994 г.- А. В. Запорожец, 197 8 г.- Н. Н. Поддьяков, 1977 г., 1988 г.- Д. Б. Эльконин, 1978, 1983 г. и др.).

Важное значение для умственного воспитания имеет разработка предметного содержания мыслительной деятельности детей, а также ознакомление с предметами и явлениями окружающей действительности, в том числе и с природой.

Познание человеком природы всегда составляло важнейшую основу умственного развития ребенка. Вместе с тем, полноценное познание природы возможно лишь путем формирования диалектического способа мышления.

Формирование природоведческих представлений, познание законов природы, взаимосвязи законов природы позволяют наиболее эффективно сформировать у дошкольников элементы экологической культуры, способствует становлению и развитию полноценных интеллектуальных и нравственных качеств личности.

В исследованиях, посвященных изучению и обучению умственно отсталых детей, показано, что умственное развитие этих детей в большей степени, чем у нормально развивающихся, зависит от степени содержания обучения. Стихийное накопление знаний и представлений об окружающем не становится источником умственного развития детей с нарушениями интеллекта, не создает у них основы для адекватной ориентировки в окружающем мире (А.А.Венгер (Катаева), 1972 г., 1978гО.П.Гаврилушкина, 197 6 г., 1987 г.- Ю. П. Кондратьев, 19 90 г.- Э. В. Лапошина, 1992 г.- Н. Д. Соколова, 1987 г.- Е. А. Стребелева, 1982 г., 1992 г. и др.) .

Учитывая значимость представлений о природе в умственном воспитании дошкольников, а также отсутствие разработанных содержания и методик по ознакомлению с неживой природой детей с нарушениями интеллекта, дает основание считать тему исследования актуальной в области коррекционной педагогики.

Проблема исследования — пути и педагогические условия формирования динамичных представлений о явлениях и объектах неживой природы в системе коррекционного воспитания детей с нарушениями интеллекта в условиях специальных дошкольных учреждений.

Решение этой проблемы составило цель исследования.

Объект исследования — содержание и методика ознакомления с неживой природой воспитанников специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями интеллекта (умственно отсталых).

Предмет исследования — процесс формирования динамичных представлений о явлениях и объектах неживой природы у дошкольников с нарушениями интеллекта.

Гипотеза исследования. Предполагалось, что в процессе целенаправленной организации чувственного познания и практической преобразующей деятельности детей с нарушениями интеллекта появляется возможность сформировать у них динамичные представления о неживой природе, подготовить их к восприятию словесных описаний текстов, к решению логических задач, а также основ экологического воспитания.

Задачи исследования:

1. Разработать и апробировать методики для выявления уровня развития представлений о неживой природе у дошкольников.

2. Изучить особенности представлений об объектах неживой природы у дошкольников с нарушениями интеллекта, воспитывающихся в специальных дошкольных учреждениях.

3. Определить организационные формы, содержание и методы работы по ознакомлению с явлениями и объектами неживой природы воспитанников специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями интеллекта (на 1-ом и 2-ом годах обучения).

4. Проверить эффективность предложенной методики по формированию представлений о неживой природе в процессе умственного воспитания дошкольников с нарушениями интеллекта в условиях специальных дошкольных учреждений.

Методологической основой исследования явились положения: о неразрывном единстве человека и окружающей средыо том, что развитие ребенка происходит по диалектическим законамо значимости каждого возрастного периода для формирований личности ребенкао том, что психическое развитие ребенка происходит в процессе усвоения и присвоения общественного опыта, в активной деятельности ребенкао взаимосвязи и взаимозависимости практической деятельности и психических процессов.

Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: анализ литературных источников по проблеме исследованиянаблюдения за детьми в процессе их свободной деятельностииндивидуальный констатирующий экспериментгрупповой формирующий экспериментконтрольный эксперимент. Полученные данные подверглись количественному и качественному анализу.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяется тем, что в нем мы: экспериментально выявили особенности представлений о явлениях и объектах неживой природы у детей дошкольного возрастаразработали пути, методы и содержание коррекционно-педагогической работы по формированию динамичных и обобщенных представлений, об объектах неживой природы у дошкольников с нарушениями интеллектапоказали, что создание чувственной основы для слова в процессе ознакомления с неживой природой подготавливает ребенка к восприятию словесных описаний текстов и формированию у них мыслительных операций анализа и синтезарезультаты нашего экспериментального обучения свидетельствуют о существенных потенциальных возможностях умственного развития дошкольников с нарушениями интеллекта, в процессе формирования представлений об объектах и явлениях неживой природы, которые могут быть достигнуты при проведении целенаправленной коррекционно-педаготической работы с детьми изучаемой категории .

Практическая значимость исследования определяется тем, что оно дает возможность совершенствовать педагогический процесс в работе с умственно отсталыми дошкольниками, в целях коррекции познавательной деятельности и их социализации.

Повышает эффективность проведения занятий по ознакомлению с окружающим в детском саду для детей с нарушениями интеллектаявляется дополнением для ныне действующей программы обучения и воспитания дошкольников с нарушениями интеллектапослужило основой для создания научно-методических рекомендаций для учителей-дефектологов, работающих в детских садах для детей с нарушениями интеллекта.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на научную методологию, использованием достижений современной психолого-педагогической науки, комплекса взаимодополняющих методов, адекватных задачам исследования, личным участием автора в проведении констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов, качественного и количественного анализа материала на каждом этапе исследования.

Организация исследования. Исследование проводилось в общеобразовательном детском саду № 109 г. Иркутска, в специальных детских садах для детей с нарушениями интеллекта № 100 г. Иркутска и № 7 г. Усолье-Сибирское Иркутской области.

Исследование проводилось с 1991 по 1995 годы в два этапа. На первом этапе (1991;1992 г. г.) осуществлялся теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме, определялись теоретические подходы к построению методик изучения представлений старших дошкольников о неживой природепроводился констатирующий эксперимент.

На втором этапе исследования (1993;1996 г. г.) проводился формирующий эксперимент, систематизировались и обобщались результаты исследования, проводился контрольный эксперимент.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры дошкольной дефектологии МПГУ (1992;1996 г. г .). О результатах диссертационного исследования было доложено на научной конференции молодых ученых дефектологического факультета МПГУ (1991, 1996 г. г.) — на конференции «Педагогический процесс в условиях перехода к новому состоянию общества», проходившей в г. Биробиджане Хабаровского края (1994г.) .

Материалы исследования используются при чтении лекций по дошкольной олигофренопедагогике, методике ознакомления с окружающим и методике игровой деятельности на дефектологическом факультете Иркутского государственного педагогического института, внедрены в практику работы детских садов, служивших базой экспериментального исследования (специального детского сада № 100 г. Иркутска и специального детского сада № 7 г. Усолье-Сибирское Иркутской области.).

Положения, выносимые на защиту:

1. Содержание и методика работы по ознакомлению с неживой природой дошкольников с нарушениями интеллекта должны быть направлены, с одной стороны, на организацию чувственного, эмоционального и практического опыта ребенка, а с другой, на фиксацию этого опыта в речи и различных видах детской деятельности (игровой, изобразительной, элементарно трудовой).

2. Предложенные организационные формы, содержание и методика обучения позволяют сформировать у дошкольников с нарушениями интеллекта определенные динамичные представления о явлениях и объектах неживой природы, о причинной зависимости в мире природы, подготавливает их к пониманию художественных текстов.

3. Формирование обобщенных и динамичных представлений о неживой природе, о причинно-следственной зависимости в окружающей действительности, составляет важное звено в системе умственного воспитания и социализации дошкольников с нарушениями интеллекта.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложения. Работа содержит 159 страниц машинописного текста, включает 9 таблиц, 2 гистограммы .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Целью нашего исследования являлось определение наиболее эффективных педагогических условий формирования представлений о явлениях и объектах неживой природы в системе умственного воспитания дошкольников с нарушениями интеллекта. Необходимость такого исследования диктовалась прежде всего актуальностью проблемы умственного воспитания дошкольников с нарушениями интеллекта, поднятой в ряде психологических и педагогических работ.

Для определения задач, путей и методов коррекционной работы необходимо было прежде всего выявить уровень начальных представлений о явлениях и объектах неживой природы у дошкольников с нарушениями интеллекта, сопоставить его с уровнем представлений нормально развивающихся дошкольников и на основе такого сопоставления определить перспективы в работе по данному направлению.

Проведенный с этой целью констатирующий эксперимент показал, что без целенаправленной, систематической работы у детей, обучающихся в специальных дошкольных учреждениях, до конца дошкольного возраста фактически не сформирован запас представлений о явлениях и объектах неживой природы и их свойствах. Выявлено, что умственно отсталые дошкольники четвертого года обучения не умеют наблюдать за объектами неживой природы и через наблюдения изучать их основные признаки, анализировать и дифференцировать свойства. Объекты неживой природы не вызывают у дошкольников с нарушениями интеллекта интереса, и они не умеют использовать их в игровой и практической деятельности. Действия с объектами чаще всего носят процессуальный характер. они не могут установить взаимосвязь между живой и неживой природой .

В зависимости от уровня представлений о неживой природе всех обследуемых дошкольников можно условно разделить на три группы.

В первую группу вошли дошкольники, у которых уровень представлений об объектах неживой природы достаточно обобщенный.

В эту группу вошло большинство нормально развивающихся дошкольников: 100% по результатам выполнения первого задания, 95% по результатам выполнения второго задания и 8 6% по итогам третьего задания .

Во вторую группу вошли дошкольники, которые частично справились с выполнением заданий эксперимента. В ответах этих детей наряду с правильными представлениями о некоторых объектах неживой природы полностью отсутствовали представления о других объектах, либо представления были недостаточно точными и полными. В эту группу вошли часть нормально развивающихся дошкольников, большинство умственно отсталых детей.

Третью группу составили дети, у которых не сформировались представления о неживой природе, в эту группу вошли только умственно отсталые дошкольники.

Полученные результаты позволили сделать выводы об актуальности проблемы формирования представлений о явлениях и объектах неживой природы, взаимодействии живой и неживой природы (причинноследственных зависимостях в мире природы), значении природы для жизни и деятельности человека/ необходимо последовательно заниматься решением данной проблемы в системе умственного воспитания дошкольников с нарушениями интеллекта.

Все выше сказанное позволяет нам определить организационные формы, содержание и методику формирования представлений о явлениях и объектах неживой природы у воспитанников специального детского сада.

На начальном этапе ребенку с нарушением интеллекта необходимо вычленить объект неживой природы, вычленить каждое его свойствоорганизовать специальное обучение действиям с объектами. Кроме того, ребенку младшего дошкольного возраста необходимо достаточно большое количество повторений, следующих друг за другом с небольшим интервалом, для того, чтобы усвоить новое содержание. Следовательно, занятие, проводимое один раз в месяц, может быть продуктивным только в том случае, если оно закрепляет и обобщает уже имеющийся у детей опыт. Этот опыт должен быть приобретен в процессе повседневной жизни детей в детском саду. Приобретение такого опыта не может при этом проходить стихийно, оно должно быть предусмотрено программой детского сада.

В связи с этим мы предложили ввести два направления ознакомления с неживой природой, каждое из которых планируется учителем-дефектологом и воспитателем:

1.ознакомление с неживой природой в процессе повседневной жизни;

2. ознакомление с неживой природой на специальных занятиях.

Ознакомление с неживой природой в процессе повседневной жизни должно включать в себя наблюдения на прогулке и в быту (в процессе режимных моментов), организацию детской деятельности, фиксацию детского опыта в слове.

Ознакомление с неживой природой на специальных занятиях должно быть направлено на закрепление и обобщение полученного детьми опыта, а также знакомство с теми свойствами объектов неживой природы, их отношениями, преобразованиями, которые н могут быть получены детьми в непосредственном опыте.

При ознакомлении детей с неживой природой использовались следующие методы: наблюдение, экскурсии, организация детского опыта, организация детской деятельности, чтение художественной литературы, беседа.

В ходе исследования показано, что на основе чувственного и практического опыта, зафиксированного в слове, удается сформировать обобщение представления о неживой природе у изучаемой категории детей, что дало возможность подвести их к пониманию причинно-следственных связей в мире живой и неживой природы.

При формировании адекватных представлений об окружающей природе, нам удалось создать чувственную основу для слова и подготовить наших воспитанников к восприятию словесных описаний явлений и объектов природы. А это в свою очередь позволило сформировать у детей элементы логического мышления.

В результате двухгодичного обучающего эксперимента мы получили полное подтверждение выдвинутой нами гипотезы, доказав, что организация чувственного познания и преобразующей деятельности в дошкольном возрасте является действенным средством коррекции умственного развития детей с нарушениями интеллекта. Мы подтвердили также правильность выделенных нами задач, содержания и методов коррекционно-го обучения.

В результате проделанной работы у наших воспитанников не только сформировались названные представления, но и значительно возрос интерес к природе, как к живой, так и неживой, и что самое главное, дети стали понимать значение природы для жизни и деятельности человека, у них начали формироваться элементы логического мышления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду.//Умственное воспитание дошкольника /Под ред.Н. Н. Поддьякова.-М.Педагогика, 1972, -С.55−82.
  2. В. Н. Теоретические основы занятий как формы организации умственного воспитания и обучения.//Содержание и методы умственного воспитания дошкольников/Под ред.Н. Н. Поддьякова.-М., 198 0, С. .30−52.
  3. B.C. Особенности элементарных математических представлений у умственно отсталых детей дошкольного возраста .//Коррекционно-воспитательная работа в специальных дошкольных учреждениях/Под ред.Н. Г. Морозовой.-М., 1976, -С.28−38.
  4. В. О. О концепции дошкольного воспитания.//Дошкольное воспитание.-19 90, № 7,-С.34−36.
  5. Д.И. Речевое общение умственно отсталых детей дошкольного возраста и пути его активизации.//Дефектология.-1987.-N4.-С.32−34.
  6. Е.Г. Роль игры с игрушкой в активизации познавательной деятельности детей с нарушениями умственного развития раннего и младшего дошкольного возраста: Дисс.. .. канд.психол.наук.-М., 1987. -С.86,195.
  7. Богуславская 3.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей в дошкольном возрасте в условиях дидактической игры. -//Психология и педагогика игры дошкольника./Под ред.А. В. Запорожец, А. П. Усовой.-М., 1965,-С.253−226.
  8. .В. Формирование положительных отношений между дошкольниками как условие повышения результативности выполнения дидактических задач: Дис.. канд.пед.наук.-Харьков, 1990. -С.43−46.
  9. Дж. Исследования развития познавательной деятельности (Перев. с анг. М. И. Лисиной./-М.:Педагогика, 1971 -39с.
  10. Дж. Психология познания.-М.:Прогресс, 1997 -412с.
  11. А.А., Выгодская Г. Л., Леонгард Э. И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения.-М.:Просвещение, 1972 -С.141−144.
  12. Л.А., Дьяченко О. Н., Тарасова К. С. Дошкольное обучение : программа направленная на развитие способностей.//Дошкольное воспитание.-19 92, № 9,-С.2 8−31.
  13. Л. А. Запорожец А.В. Гуманизация дошкольного воспитания .//Дошкольное воспитание.-1990, № 8, -С.2−4.
  14. Н.И. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников.//Дошкольное воспитание.1993, № 7, -С.9−41.
  15. Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой.-М.:Просвещение, 1978 -133с.1 б. Власова Т. А. Певзнер М.С. О детях с отклонением в развитии. М.:Просвящение, 1973.-С.23−25.
  16. Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста.//Сб. науч. тр./Под ред. Носковой. -М.:АПН СССР, 1980 -83с.
  17. Воспитание аномальных детей в дошкольных учреждениях: //Сб. науч. ст. Под ред. Н. Г. Морозовой. -М.: АПН СССР, 1978 С.38−44.
  18. Л.С. Избранные психологические исследования. -М.: АПН РСФСР, 1956 С. 111, 216, 326, 419.
  19. О.П. Развитие речи умственно отсталых дошкольников .//Дошкольное воспитание аномальных детей/Под ред. JI.П. Носковой. Просвещение, 1993.-С.190−202.
  20. О.П., Соколова Н. Д. Роль дошкольного воспитания в развитии умственно отсталого ребенка./Невропатология и психиатрия С. С. Корсакова. -М. 1980 С.426−431.
  21. С.Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста ./Дошкольное воспитание. -1987, № 7,-С.45−50.2 6. Градобаева Т. Н. Создание экологической тропы и методика работы на ней. /Дошкольное воспитание. 1993, № 7, -С.19−22.
  22. Т.Н. Экологическое воспитание./ Дошкольное воспитание. 1998, № 7,-С.6−9.
  23. Э. К. Подготовка детей дошкольного возраста к труду/ /Дефектология 1973. № 6.-С.42−43.
  24. В. В. Требования современного начального обучения к умственному развитию детей дошкольного возраста.//Дошкольное воспитание. -197О, № 4, -С.50−54.
  25. С. И. Роль действий по подражанию, образцу и словесной инструкции в обучении умственно отсталых дошкольников: Авто-реф. дисс. .канд.педаг.наук -М. 1976 -9с.
  26. Дошкольное воспитание аномальных детей://Книга для учителя и воспитателя /под ред.Л. П. Носковой.-М.:Просвещение, 1993 -С.119−138.
  27. Диагностика умственного развития дошкольников//Под ред. J1. А. Венгера, В. В. Холмовской. -М.: Педагогика, 1978 -248с.
  28. С. Г. Представления дошкольников с отклонениями в умственном развитии о социально выделенных отрезках времени . //Дефектология. 1992 № 1 -С. 57−59
  29. С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения : Учебное пособие для студентов дефектол. фак. пед. институтов. -М.:Просвещение, 1988.-С.37−42.
  30. Л. В. Психология умственно отсталого ребенка.-М.:Учпедгиз, 1939−64с.
  31. А. В. Значение ранних периодов для формирования детской личности.-М.:Наука, 1978- С.250−265.37. Запорожец А. В., Эльконин Д. Б. Психология личности и деятельности дошкольника.-М.:Просвещение, 1965 -295с .
  32. Т. В. Умственное воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с явлениями неживой природы (на материале тепловых явлений):дисс. .канд.пед.наук.-М., 1982 -С.23−32,51−63.
  33. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста//Кн. для воспитателей детского сада/Л.А.
  34. , О.М. Дьяченко, Р.И. Говорова, Л. И. Цехенская и др.-М.:Просвещение, 1989 -124с.4 0. Ибаньес Т. Р. Формирование пространственных ориентировок у умственно отсталых дошкольников: Автореф. дисс. канд.пед.наук.-М., 1991 -15с.
  35. B.C. Особенности формирования представлений о неживой природе у слепых дошкольников(Старший дошкольный возраст) :Автореф.дисс.канд.пед.наук.-М., 1983- С.8−16.
  36. Э. Н. Обогащение и активизация словаря детей в процессе ознакомления с окружающим.//Дошкольное воспитание.-198 5,№ 111. С.13−17.
  37. Л.Н. Особенности пространственной ориентировки у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста. //Дефектология.-1989, № 6.-С.65−73.
  38. А. А. Сенсорное развитие и сенсорное воспитание аномальных детей дошкольного возраста: Дисс.. док.психол.наук. -М., 1977 -337с.
  39. А.А., Давыдова С. И. Обучение умственно отсталых дошкольников в игровой форме с использованием показа и словесной инструкции .//Дефектология.-1976,№ 1,-С.69−74.
  40. А.А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников.-М.:Просвещение, 1991-С.140−164.
  41. Ким С. Г. Восприятие величин и группировка предметов по величине у умственно отсталых детей дошкольного возраста .//Дефектология.-197 5. № 1.-С.42−4 4.52. Кирике Г. Н. Ребенок и природа.//Дошкольное воспитание.-1993,№ 7,-С.3−6.
  42. Н. Н. Экологическое воспитание: проблемы и перспективы. //Дошкольное воспитание.-1993, № 7, -С.43−45.
  43. Н.Н. Программа экологического воспитания .//Дошкольное воспитание.-1993, № 7,-С.46−49.
  44. Ю.П. Формирование наблюдения у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста, -Автореф. дисс.. .канд.пед.наук.-М., 1990 -16с.56. Концепция дошкольного воспитания.//Дошкольное воспитание.-1989, № 9, С.48−60.
  45. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников/Под ред. JI.П. Носковой- НИИ дефектологии АПН СССРР.-М.:Педагогика, 198 9- С. 17 3−17 6.
  46. Н.И. Методика развития объяснительной речи//В сб.: Содержание и методы умственного воспитания дошкольников /Под ред.Н. Н. Поддьякова.-М:Педагогикка, 1980- С.146−159.
  47. Г. В. Некоторые особенности речевого развития развития отсталых детей дошкольного возраста//Дефектология.1976, № 3 -С.78−82.
  48. JI.В. Особенности мотивационно-волевой готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению: Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М.:АПН СССР, НИИ дефектологии.-1986 -16с.
  49. Э. Формирование предметных действий у умственно отсталых дошкольников : Автореф. дисс.. канд. пед. наук .-Jl., 1990 -18с.
  50. JI.Н. Работа по ознакомлению дошкольников с природой //Дошкольное воспитание.-19 93, N 5, -С. 36−38.
  51. Э. В. Особенности ознакомление умственно отсталых дошкольников с некоторыми предметами ближайшего окружения //Дефектология.- 1991.- № 6 .-С.72−77.
  52. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. М., 1983, т.1- С. 391,т.2- С. 318.
  53. С. В. Формирование конструктивных навыков у дошкольников с нарушением интеллекта//Дефектология .-1993.-№ 2. -С.43−48.
  54. А. Р. Об изменении психических функций в процессе развития ребенка.//Вопросы психологии.-1962, № 3,-С.16−22.
  55. Методические указания к проекту программы воспитания и обучения в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта (первый и второй год обучения)-М.:НИИ дефектологии.-197 9 -128с.
  56. Л.А. Знакомство детей младшего дошкольного возраста с предметным миром и трудом взрослых.-Иркутск:ИГПИ, 1988- С.3−13.
  57. Л. И. Формирование обобщенных представлений о неживой природе у детей дошкольного возраста: дисс. канд.пед.наук.-К. :Киев, 1976- С.54−64.
  58. JI.И. Умственное воспитание дошкольников в процес се работы с природным материалом (старший дошкольный возраст //Дошкольное воспитание.-1982,№ 6,-С.30−32.
  59. Организация, содержание и методы индивидуальной коррекцион но-воспитательной работы с умственно отсталыми дошкольниками//Метод письмо (НИИ дефектологии АПН СССР, сост.Н. Д. Соколова.-Киев, 1987 -24с.
  60. Особенности психического развития детей 6−7 летнего возрас та /Под ред. Д. Б. Эль конина, J1. А. Венгера .-М., 1988 -13 6с.
  61. Организация коррекционно-педагогического процесса в дошко льном учреждении специального назначения//Методич.письма.-Сост А. А. Катаева, Е. А. Стребелева.-М. Министерство СССР: Просвещение, 1978 30с.
  62. Особенности познавательной деятельности и обучения умствен, но отсталых детей дошкольного возраста//Методич.письмо. Сост.Н. Г. Морозова, Г. В. Кузнецова.-М.:Просвещение, 1978 -32с.
  63. JI .А. Особенности поисковой деятельности детей конструировании//В сб. Содержание и методы умственного воспитания до школьников/Под ред.Н. Н. Поддьякова.-М.:Педагогика, 1980- С.182−184.
  64. . Избранные психологические труды: Пер. с франц. М:Просвещение, 1969 -659с.
  65. . Роль действий в формировании мышления./Вопросы психологии.-1965,№ 6,-С.33−51.
  66. Н.Н. Методы умственного воспитания в детском саду. / Дошкольное воспитание.-1973, № 9, -С.32−39.93. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольников.-М.:Педагогика, 1977 271с.
  67. Н.Н. Некоторые новые проблемы умственного воспитания/Дошкольное воспитание.-1985,№ 2, -С.52−55.
  68. Т.И., Янчева А. В. Наблюдение за природой в 1−3 классах вспомогательной школы./ Спец.школа.-1985,-Вып.1- С.26−30.
  69. Т. А. Особенности мыслительной деятельности умственно отсталых дошкольников при решении словесно-образных задач: автореф. дисс. .канд.психол.наук.-М., 1980 -17с.
  70. Радуга. Программа и руководство для воспитателей второй младшей группы детского сада,-М.:Просвещение, 1993- С.112−140.
  71. С. JI. Проблема общей психологии. -М. :Педагогика, 1976 -416с.99. Рубинштейн С .Я. Психология умственно отсталого школьника.-2-е изд.-М.:Просвещение, 1979- С.191−193.
  72. Э. Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно ненормальных детей (Перевод с франц.М. П. Лебедевой,-С.Петербург, 1903- С.36−41.
  73. Содержание и методы умственного воспитания дошкольников //Под ред.Н. Н. Поддьякова,-М.:Педагогика, 1986- С.210−216.
  74. Н. Д. Игровая деятельность умственно отсталых дошкольников .//Дошкольное воспитание аномальных детей /Под ред. Л. П. Носковой. М. .'Просвещение, 1993. -С. 135−138 .
  75. Е. А. Пути формирования наглядных форм мышления у умственно отсталых дошкольников: дисс. д-ра пед. наук:-М., 1992 -306с.
  76. Умственное воспитание детей дошкольного возраста//Под ред. Н. Н. Поддьякова, Ф. А. Сохина.-М.:Просвещение, 1981- С.8−14,190.
  77. Умственное развитие учащихся вспомогательной школы//Под ред. Ж. И. Шиф. -М.:АПН РСФСР, 1961 -183с.
  78. Усова А, П. Обучение в детском саду//Под ред.А.В.Запорожца-М.:Просвещение, 1981 -17 6с.
  79. Фрейд 3. Психология бессознательного.-М.:Педагогика, 1 986 132с.
  80. И. С. Ознакомление с явлениями неживой природы.//В кн.: Содержание и методы умственного воспитания дошкольников/Под ред. Н. Н. Поддьякова.-М., 1980- С.120−14 6.
  81. Г. В. Роль игры в развитии наглядно-образного мышления умственно отсталых дошкольников./ Специальная школа. 1968. -Вып.-Nl. — С.24−25.
  82. Шматко Л. Ю, Формирование представлений о социальных явлениях у умственно отсталых дошкольников: Дисс... .канд. пед. Наук -М. :МПГУ им. В. И. Ленина.-М., 1993- С.89−92.113. Эльконин Д. Б. Детская психология-М.:Учпедгиз, 1966- С. 32 6328.
  83. Д.Б. Психология игры.-М.:Педагогика, 1978 -298с.
  84. К. П. Вопросы общей методики естествознания.-М.: Учпедгиз г1951 -35с.
  85. Bruher J., Koslovki В. Learning to use a lever.-Child development.-1983.vol.4 3. n3.Sept. -12 c.
  86. Stern Paul С. Psychologikal dimenisions of global environmental change. -Annu.Rev.Psychol. Vol.43. -Palo Alto (Calif.), 1992 -C.269−302.
Заполнить форму текущей работой