Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие умения управлять собой у умственно отсталых школьников на уроках естествознания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Главным в учебной деятельности ребёнка является понимание того, что он изучает и ради чего он это делает. При этом нужно добиваться, чтобы ученик осознавал, что с ним происходит и в процессе изучения естествознания, чтобы он ощущал своё развитие. Нужно стараться пробудить в детях желание подняться духовно и интеллектуально на ступеньку выше и ощутить духовную прибыль от изучения естествознания… Читать ещё >

Развитие умения управлять собой у умственно отсталых школьников на уроках естествознания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи. На законодательном уровне, исходя из концепции федеральных государственных образовательных стандартов начального образования, образовательный процесс направлен на гармоничное развитие личности младших школьников, основу которого составляет умение самостоятельно учиться, т. е. познавать мир через освоение и преобразование его в конструктивном сотрудничестве с другими [7]. Это означает, что результатом образования являются не только предметные знания, но, прежде всего, универсальные учебные действия. Термин «универсальные учебные действия» означает совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [2]. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяют четыре блока: личностный; регулятивный; познавательный; коммуникативный.

Особое место занимает регулятивный блок, имеющий специфические функции: они направлены на организацию и становление ученика в роли субъекта учебной деятельности, что невозможно без овладения им умения управлять собой.

В учебной деятельности умение управлять собой определяется как способ учения, представляющий собой определенные действия обучающихся, а именно: определение критериев оценки, анализ выполнения хода действий и результатов своей учебной деятельности. Умение управлять собой предполагает наличие образца и возможности получения сведений о контролируемых действиях. Под образцом понимается порядок выполнения основного действия, содержание и последовательность его операций [4]. Действие контроля напрямую связано с действием оценки и коррекции. Л. Леонтьев отмечает, что контроль и оценка представляют часть целостной учебной деятельности, значит надо формировать учебные действия в комплексе, включая формирование умения управлять собой.

Практика показывает низкий уровень развития умения управлять собой у умственно отсталых младших школьников. При анализе контрольных работ по предмету «Окружающий мир», наблюдение за учебной деятельностью учащихся начальных школ было выявлено:

совершаемые действия и операции никак не контролируются, допущенные ошибки не исправляются младшими школьниками (32% учеников);

младшие школьники часто допускают ошибки даже при выполнении хорошо знакомых учебных заданий (28% учеников);

школьники не могут исправить ошибку по просьбе учителя (24% учеников);

младшие школьники некритически относятся к указаниям учителя и исправлению ошибок в своих работах, соглашаются с любым исправлением, в том числе, и когда оно тут же меняется на противоположное (16% учеников).

Причиной является то, что контроль как компонент учебной деятельности осуществляется учителем, а ученик освобождается от необходимости самостоятельно контролировать и оценивать её в силу недостаточности мотивации. Формирование умения управлять собой в учебных действий у младших школьников не может происходить эпизодически, обучение в начальной школе предполагает единые требования для всех уроков.

Умственно отсталые школьники могут овладеть умением управлять собой в том случае, если будет соблюдаться система принципов воспитания воли у умственно отсталых детей, за основу которой берется выполнение детьми под руководством взрослого различного рода целенаправленной деятельности. Большое значение придается правильной организации бытовой сферы их жизни. Для умственно отсталых школьников не только младших, но и средних лет обучения реализовать волевые усилия очень нелегко. Обычно им требуется постоянная, активная поддержка со стороны взрослого.

Современное естественнонаучное образование в начальной школе входит состав интегрированного курса «Окружающий мир», блок «Человек и природа». Одной из задач естественнонаучного образования начальной школы является развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие регулятивных универсальных учебных действий. Естествознание в начальной школе выполняет пропедевтическую функцию, готовит учащихся к изучению учебных курсов данной образовательной области в основной и старшей школе. Поэтому учителю необходимо обеспечить устойчивое качество результатов обучения естествознанию на начальном этапе, а это зависит от уровня сформированности у младших школьников умения управлять собой.

Различные аспекты формирования учебной деятельности и проблемы умения управлять собой в процессе обучения начальному естествознанию рассматриваются в исследованиях педагогов и методистов: Н. Ф. Виноградовой, А. А. Вахрушевым, О. Т. Поглазовой, А. Б. Воронцовым. В исследованиях ученых отражены отдельные аспекты умения управлять собой в учебной деятельности: технология оценивания образовательных достижений (Д. Д. Данилов, А. А. Вахрушев); формирование умения управлять собой при изучении курса «Окружающий мир», через аппарат организации усвоения учебника (З. А. Клепинина, А. А. Плешаков, О. Т. Поглазова, Н. Ф. Виноградова, А. А. Вахрушев); педагогическая диагностика, выявляющая уровень умения управлять собой у учеников (Н. Ф. Виноградова и др.). Вместе с тем целостная система методики формирования умения управлять собой у младших школьников при обучении естествознанию не освещена, не выявлены методы, формы, условия умения управлять собой, не разработан инструментарий по их формированию на уроках окружающего мира.

Анализ теоретических исследований и учебно-методических комплектов показал, что начальное естественнонаучное образование имеет богатый потенциал содержания, методов, форм организации учебного процесса для формирования умения управлять собой у младших школьников. Существенное место в содержании естественнонаучного образования отводится формированию знаний о способах познания природы, приемам учебного наблюдения и эксперименту. Следование технологическому подходу в обучении младших школьников естествознанию предполагает проектирование образовательного процесса, исходя из конкретных условий и заданного идеального результата, четкую алгоритмизацию и диагностику деятельности учащихся, т. е. в рамках «субъектно-субъектного» подхода в понимании учебного процесса меняется статус учителя — организатор самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся. Выше перечисленное несомненно, является одним из условий в формировании умения управлять собой у учащихся при обучении естествознанию. В настоящее время в свете естественнонаучного образования применяются технологии обучения в малых группах сотрудничества, коллективного способа учебной работы (В. К. Дьяченко, А. С. Соколов), исследовательские (метод проектов), игровые технологии. Данные технологии в полной мере дают возможность учителю формировать умение управлять собой у младших школьников.

Наиболее важным условием организации процесса формирования умения управлять собой у младших школьников при обучении естествознанию является эффективный выбор форм самоконтроля и самооценки. Самоконтроль является одним из признаков умения управлять собой.

Под формой мы, следуя Н. М. Верзилину [3], понимаем внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, соответствующее различным условиям ее проведения и осуществляемое в определенном порядке и режиме.

В психолого-педагогической и методической литературе выделяют следующие формы самоконтроля и самооценки: фронтальная; групповая; индивидуальная; парная; комбинированная [1, 4, 8].

Современное общество требует формирования социально активной, инициативной, творческой личности, развивая природные задатки, интеллектуальные способности, склонности и индивидуальность каждого ребенка. По удачному выражению известного русского педагога и психолога П. Ф. Каптерева, «школа своим учением окажет наиболее глубокое влияние в том случае, когда она образование поставит на почву самообразования и саморазвития и лишь будет по мере средств и возможности помогать этому процессу… Таким образом, не школа и образование есть основа и источник самовоспитания и самообразования, а, наоборот, саморазвитие есть та необходимая почва, на которой школа только и может существовать».

Задачей школы является создание таких условий, которые бы обеспечивали «запуск» механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации достижения. Ребенок станет полноценным субъектом своей учебной деятельности только тогда, когда он сам будет управлять ею, способствуя развитию своих способностей. Для этого необходимо сделать его «хозяином» своей деятельности — помочь ему осознать её мотивы и цели, обучить способам её осуществления, регулирования и контроля, активизировать его познавательную деятельность.

Поэтому целью педагогической деятельности не только в массовой, но и в специальной (коррекционной) школе является воспитание ученика рассуждающего, сомневающегося, радующегося, способного добыть знания самостоятельно и легко адаптироваться в любых меняющихся социально-экономических условиях. Именно учителю, на уроке нужно создать эти внешние условия для того, чтобы они «разбудили» внутренние обстоятельства, способные к самопознанию, самореализации, самоанализу.

Одним из важных качеств в управлении собственной учебно-познавательной деятельностью является развитие у учащихся потребности в умении управлять собой и своей деятельностью. Лишь имея сложившиеся представления о себе, и определенным образом относясь к себе, личность способна регулировать и контролировать свою деятельность. Сформированная потребность в умении управлять собой будет подталкивать ученика, и требовать от него тщательного анализа, обобщения, обоснования и самопроверки каждого шага своих действий. Она позволяет яснее осознать, что известно в данной ситуации и что неизвестно, что ещё требуется узнать и изучить, то есть, приводит к осознанию учащимися противоречия между знанием и незнанием, и появлению познавательного затруднения. У школьника рождается чувство недовольства самим собой, своими имеющимися знаниями, умениями и навыками, появляется необходимость в приобретении дополнительных знаний и умений. Таким образом, данная потребность вызывает познавательную активность ученика, заставляет его активно и самостоятельно мыслить. Ученик будет анализировать свои действия не только после или в ходе непосредственного её совершения, но и заранее до её совершения. Прежде чем выполнить, он рассмотрит каждое свое действие с разных точек зрения, выдвинет различные гипотезы, рассмотрит различные возможности её решения и постарается выбрать наиболее оптимальный вариант. Возникшее в ходе рассуждения противоречия будут толчком к самостоятельному пересмотру своих действий, а если это необходимо, то и к её корректировке, к выявлению причин своих ошибок и неудач.

Потребность в умении управлять собой, постоянно развиваясь в ученике, превращается в его личностное качество, которое ему будет необходимо в любой другой деятельности. Сформировавшись, она становится неотъемлемой чертой его характера, которая в свою очередь будет способствовать дальнейшему развитию мыслительных способностей учащегося. Одним из предметов, наиболее способствующим выработке потребности в умении управлять собой и развитию мыслительных способностей учащихся является естествознание. Потребность в умении управлять собой и тщательной проверке результатов своих действий, умение критически относится к собственной деятельности — являются важнейшими навыками, которые должны вынести учащиеся из прохождения курса естествознания.

Главным в учебной деятельности ребёнка является понимание того, что он изучает и ради чего он это делает. При этом нужно добиваться, чтобы ученик осознавал, что с ним происходит и в процессе изучения естествознания, чтобы он ощущал своё развитие. Нужно стараться пробудить в детях желание подняться духовно и интеллектуально на ступеньку выше и ощутить духовную прибыль от изучения естествознания. Важнейшей предпосылкой для этого считается создание психологического комфорта для приобретения учащимися знаний и самовыражения. Компонентами положительной психологической атмосферы являются: взаимоуважение, взаимопонимание, взаимообогащение учителя и учащихся. При любых продвижениях ученика в изучении предмета естествознания не нужно скупиться на положительные эмоциональные отзывы, слова поощрения. Нужно вселить в них уверенность в себе, своих способностях. Поддерживать положительный настрой разнообразными видами деятельности на уроке, стимулированием, созданием ситуаций успеха, предоставлением каждому ученику возможности для самовыражения, повышения самооценки.

Выделяются следующие этапы формирования умения управлять собой на уроках естествознания:

  • 1-й этап. Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя на уроке.
  • 2-й этап Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей.
  • 3-й этап Ученик должен попытаться научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, выполнять ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию.

В результате этой работы:

  • — во-первых, учащиеся организуют свою деятельность в цикличной форме, периодически проверяя и оценивая её, тогда самоконтроль и самооценка выполняют функцию рефлексивного замыкания некоторого этапа этой работы;
  • — во-вторых, в процессе самоконтроля и самооценки ученик, как субъект деятельности, выполняет обобщения и сопоставления, осмысливает критерии анализа своей деятельности.

Цикличная форма организации деятельности предполагает организацию работы в нескольких циклах со сходным строением этапов: формулировка или уточнение целей, генерация идей в рамках поставленных целей, выработка критериев для анализа, оценка и проверка предложенных идей и выработка нового представления о цели, назначении и личностном смысле деятельности. Переход от цикла к циклу позволит ученику, учитывая и перманентно уточняя требования задачи, на их основе генерировать всё новые идеи.

Обобщения, производимые при самооценке себя, своей деятельности и самоконтроле своих действии должны помочь ученику осознать рефлексивные рамки проблемной ситуации и расширить их. В свою очередь, это поможет нахождению новых параметров анализа условий задания. В каждом новом цикле деятельности эти обобщенные параметры анализа проблемной ситуации будут способствовать уточнению целей и появлению новых идей. Негативные выводы, полученные в результате объективной самооценки, заставляют учащегося задуматься, искать причину своих ошибок и изменять методы своей работы.

Следовательно, в течение всего периода выполнения задания включается единый механизм рефлексивного контроля над собой, основанный на обобщении и анализе промежуточных результатов, поэтому оценивание и контроль своих действий учеником несколько раз периодически повторяются. То есть благодаря потребности в самоконтроле и в критической самооценке своих действий учащиеся вынуждены неоднократно просматривать и анализировать то, что они уже выполнили.

Таким образом, такая работа должна привести:

  • · во-первых, к формированию у учащихся устойчивой потребности в контроле над собой и над своей деятельностью;
  • · во-вторых, к развитию мыслительных и творческих умений ученика, чему будет способствовать выполняемые в ходе такой деятельности специфические мыслительные операции.
  • · в-третьих, к пробуждению внутренней инициативы, активизации внутренних сил самого ученика, к самоуправлению и саморегуляции своей деятельностью со стороны самих учащихся, и к управляемости процессом обучения и развития учеников со стороны учителя.

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи. На законодательном уровне, исходя из концепции федеральных государственных образовательных стандартов начального образования, образовательный процесс направлен на гармоничное развитие личности младших школьников, основу которого составляет умение самостоятельно учиться, т. е. познавать мир через освоение и преобразование его в конструктивном сотрудничестве с другими [7].

Практика показывает низкий уровень развития умения управлять собой у умственно отсталых школьников. При анализе контрольных работ по предмету «Окружающий мир», наблюдение за учебной деятельностью учащихся начальных школ было выявлено:

  • — совершаемые действия и операции никак не контролируются, допущенные ошибки не исправляются младшими школьниками (32% учеников);
  • — младшие школьники часто допускают ошибки даже при выполнении хорошо знакомых учебных заданий (28% учеников);
  • — школьники не могут исправить ошибку по просьбе учителя (24% учеников);
  • — младшие школьники некритически относятся к указаниям учителя и исправлению ошибок в своих работах, соглашаются с любым исправлением, в том числе, и когда оно тут же меняется на противоположное (16% учеников).

Современное естественнонаучное образование в начальной школе входит в состав интегрированного курса «Окружающий мир», блок «Человек и природа». Одной из задач естественнонаучного образования начальной школы является развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие регулятивных универсальных учебных действий. Естествознание в начальной школе выполняет пропедевтическую функцию, готовит учащихся к изучению учебных курсов данной образовательной области в основной и старшей школе. Поэтому учителю необходимо обеспечить устойчивое качество результатов обучения естествознанию на начальном этапе, а это зависит от уровня сформированности у младших школьников умения управлять собой.

Благодаря потребности в контроле своих действий учащиеся вынуждены неоднократно просматривать и анализировать то, что они уже выполнили.

Таким образом, такая работа должна привести:

  • · во-первых, к формированию у учащихся устойчивой потребности в контроле над своими действиями;
  • · во-вторых, к развитию мыслительных и творческих умений ученика, чему будет способствовать выполняемые в ходе такой деятельности специфические мыслительные операции.
  • · в-третьих, к пробуждению внутренней инициативы, активизации внутренних сил самого ученика, к самоуправлению и саморегуляции своей деятельностью со стороны самих учащихся, и к управляемости процессом обучения и развития учеников со стороны учителя.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой