Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методика формирования информационной основы деятельности специалиста: На примере подготовки специалиста в области организации коммерции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Задачный подход привносит в практику подготовки специалиста — коммерсанта соотношения теоретического и практического мышления, диалектику его взаимопереходов и формирования как способа снятия проблемности (рассогласования) в профессиональной задаче, т. е. разрешения установленного противоречия. Это требует организации учебно-профессиональной деятельности специалистовкоммерсантов на основе… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ
    • 1. 1. Современные тенденции информатизации профессиональной деятельности
    • 1. 2. Личностные факторы профессиональной деятельности в условиях информатизации профессиональной среды
    • 1. 3. Современное состояние проблемы в теории и практике высшего образования
  • Выводы
  • ГЛАВА 2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА
    • 2. 1. Системно-функциональньш и информационный анализ профессиональной деятельности специалиста в области организации коммерции
    • 2. 2. Модель организации процесса формирования информационной основы деятельности специалиста в условиях информатизации профессиональной среды

    2.3. Система методических принципов использования средств информационных технологий, обеспечивающих активизацию процесса формирования информационной основы деятельности специалиста в условиях учебно-производственной практики.

    Выводы.

    ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ.

    3.1. Методические основы разработки структуры и содержания системы подготовки в процессе прохождения учебно-производственных практик.

    3.2. Технология формирования информационной основы деятельности специалиста в условиях учебно-производственной практики.

    3.3. Опытно-экспериментальная проверка эффективности разработанной методики.

    Выводы.

    ЗАКЛЮЧЕНИЯ.

    СПИСОК ОСНОВНОЙ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Методика формирования информационной основы деятельности специалиста: На примере подготовки специалиста в области организации коммерции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Переход экономики России к рынку, проблемы создания единого информационного пространства в России, интеграция страны в систему мирохозяйственных связей повлияли на реструктуризацию рынка труда и поставили как одну из первоочередных задач перед системой непрерывного образования задачу подготовки специалистов к профессиональной деятельности в условиях современной информационной среды.

Анализ рыночных отношений переходной экономики позволяет констатировать тот факт, что проблемы, связанные с тяжелым социально-экономическим положением в России, обусловлены в большей степени практической неподготовленностью специалистов к организации коммерческой деятельности в условиях глобальной информатизации общества. Это является основным фактором, определяющим социальный заказ на подготовку специалистов в области организации коммерции.

Социальный заказ на подготовку специалиста — коммерсанта ставит как одну из первоочередных задач перед системой высшего образования задачу информатизации процесса профессиональной подготовки специалиста.

Проблемам информатизации процесса профессиональной подготовки специалиста посвящены исследования Н. Е. Астафьевой, Е. П. Велихова,.

A.J1. Денисовой, Э. И. Кузнецова, М. П. Лапчика, В. М. Монахова,.

B.Г. Разумовского и др. Методические основы подготовки специалистов в системе непрерывного образования в условиях современной среды разработаны Н. В. Апатовой, Н. Е. Астафьевой, Я. А. Ваграменко, A. J1. Денисовой и др. Вопросы использования средств информационных технологий в процессе профессиональной подготовки нашли отражение в работах В. К. Белошапко, С. А. Бешенкова, Е. П. Велихова, В. А. Виноградова, A.JI. Денисовой, A.A. Кузнецова, B.C. Леднева, И. В. Роберт, Н. К. Солоповой и др.

Однако вопросы использования информационных технологий в формировании профессиональной готовности специалиста в области организации коммерческой деятельности в условиях современной информационной среды не нашли должного отражения в исследованиях и требуют дополнительного изучения. Особую актуальность здесь приобретают проблемы формирования информационной основы деятельности специалиста, обеспечивающей эффективность решения профессиональных задач в современных условиях.

Исследования и опыт практической работы позволили нам сформулировать противоречия между.

• социальным заказом на специалиста и возможностью системы непрерывного образования реализовать его;

• учебно-информационной профессионально ориентированной средой, в которой осуществляется подготовка будущего специалиста, и профессиональной средой специалиста;

• содержанием подготовки и динамично увеличивающимся объемом профессионально значимой информации для специалиста;

• существующими стереотипами коммерческой деятельности и требованиями к ее организации в условиях современной информационной среды.

Разрешение сформулированных противоречий обусловило выбор темы исследования, проблема которого может быть сформулирована следующим образом: «Каковы теоретические и методические основы организации процесса формирования информационной основы деятельности специалиста в области организации коммерции в условиях современной информационной среды9» .

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании, разработке и практической реализации методики формирования информационной основы деятельности специалиста в области организации коммерции в условиях современной информационной среды.

Объектом исследования выступает процесс профессиональной подготовки специалиста в области организации коммерции в условиях высшей школы.

Предметом исследования является методика формирования информационной основы деятельности специалиста в области организации коммерции в условиях высшей школы.

Гипотеза исследования состоит в том, что процесс формирования информационной основы деятельности специалиста в области организации коммерции в условиях современной информационной среды будет эффективен, если:

• процесс формирования информационной основы деятельности специалиста реализуется в условиях специально организованной учебной информационно-технологической среды обучения на основе системно-целостного подхода в процессе изучения специальных и общеобразовательных дисциплин, непрерывной информационной подготовки, прохождения учебно-производственных практик на основе единства учебной и профессиональной деятельности;

• профессиональная подготовка в условиях вуза включает в себя специальным образом организованную систему учебно-производственных практик, направленную на формирование информационной основы деятельности специалиста в условиях информатизации профессиональной среды, содержание которой адекватно отражает современные тенденции создания единого информационного пространства в России, современные подходы к организации коммерческой деятельности посредством новых информационных технологий, международный опыт организации электронной коммерции;

• информационные технологии в учебно-познавательной деятельности студентов выступают предметом изучения, средством обучения, средством решения профессионально ориентированных задач, а также выполняют функции средства познания объектов, процессов и явлений, происходящих в социально-экономической сфере;

• профессиональная подготовка осуществляется посредством реализации системы методических принципов использования средств информационных технологий, обеспечивающих активизацию процесса формирования информационной основы деятельности специалиста в условиях учебно-производственной практики;

• обеспечен на основе разработанной методики непрерывный образовательный процесс формирования информационной основы деятельности специалиста в условиях учебно-производственной практики.

Задачи исследования:

1. Определить психолого-педагогические основы подготовки специалиста к профессиональной деятельности в условиях современной информационной среды, учитывая современные тенденции информатизации и личностные факторы профессиональной деятельности в условиях информатизации профессиональной среды.

2. Провести системно-функциональный и информационный анализ профессиональной деятельности специалиста в области организации коммерции с целью определения и изучения информационной основы профессиональной деятельности.

3. Разработать модель организации процесса формирования информационной основы деятельности специалиста в условиях информатизации профессиональной среды.

4. Определить систему методических принципов использования средств информационных технологий, обеспечивающих активизацию процесса формирования информационной основы деятельности специалиста в условиях учебно-производственной практики.

5. Сформулировать методические основы разработки структуры и содержания системы подготовки в процессе прохождения учебно-производственных практик, обеспечивающей реализацию социального заказа на специалиста в области организации коммерции.

6. Разработать технологию формирования информационной основы деятельности специалиста в условиях учебно-производственной практики.

7. Провести опытно-экспериментальную проверку эффективности разработанной методики.

Теоретико-методологической основой исследования являются теории личности, деятельности, саморазвития личности в процессе деятельности. В частности, теория профессиональной педагогики (С.Я. Батышев, А. П. Беляева, Н. В. Кузьмина, А. Д. Урсул, М. И. Махмутов и др.), идеи об освоении деятельности и необходимости формирования ее ориентировочной основы (Л.С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, В.Д. Шадриков), о субъекте деятельности (А.Г. Асмолов, Б. Г. Ананьев, Е. А. Климов, К. К. Платонов, С.Л. Рубинштейн), о психологических основах деятельности, единстве теоретического и практического мышления (С.Г. Батышев, A.B. Брушлинский,.

A.М.Матюшкин, А. Я. Пономарев, Б. М. Теплов, Г. С. Костюк), о ведущем (определяющем) виде деятельности (А.Н. Леонтьев, B.C. Мухина, Д.Б. Элько-нин), об индивидуальности и ее развитии (Е.А. Климов, B.C. Мерлин, И. И. Резвицкий, Б.М. Теплов), о дидактических особенностях организации учебно-познавательной деятельности учащихся (Ю.К. Бабанский,.

B.П. Беспалько, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин, И.С. Якиманская), теоретические исследования в области использования информационных технологий в обучении (Н.Е. Астафьева, С. А. Бешенков, Е. П. Велихов, А. Л. Денисова, В. М. Монахов, П. К. Солопова, В. Г. Уваров и др.).

Теоретической основой исследования вопросов организации подготовки специалиста в области организации коммерции в условиях учебной информационно-технологической среды явились концептуальные основы организации профессиональной подготовки специалистов посредством информационных технологий, предложенные В. А. Сластениным, А. Л. Денисовой, Н. Е. Астафьевой.

Выбор комплекса методов исследования определялся целями и задачами исследования. В качестве методов исследования применялись: теоретический анализ научно-методической литературы, праксеометрические методы (анализ результатов деятельности студентов и выпускников), моделирование систем и процессов, изучение и обобщение опыта организации педагогического процесса вуза, педагогический эксперимент, методы наблюдения, анкетирования, тестирования, опроса, статистические методы обработки данных.

Опытно-экспериментальная база исследования.

Исследование проводилось в Балаковском институте техники, технологий и управления, в Тамбовском государственном техническом университете, в Балаковском филиале Поволжской академии Государственной службы в период с 1992 по 2000 гг. и охватывало студентов 1−5 курсов, преподавателей, ведущих специалистов фирм — баз практики. Всего в опытно-экспериментальной работе участвовало свыше 400 человек.

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе (1992;1994 гг.) изучалось состояние проблемы в педагогической теории и практикепроводился системно-функциональный и информационный анализ профессиональной деятельности специалиста в области организации коммерции с целью определения и изучения информационной основы профессиональной деятельностиосуществлялся анализ содержания подготовки специалиста в условиях современной информационной средыизучался опыт передовой педагогической практики по использованию средств информационных технологий в вузах Россииопределялись возможности совершенствования процесса формирования информационной основы деятельности специалиста в области организации коммерции в условиях современной информационной средысформулированы гипотеза, цели и задачи исследованияобобщены результаты изучения проблемы, проведен констатирующий эксперимент.

На втором этапе (1994;1997 гг.) разрабатывалась и апробировалась методика формирования информационной основы деятельности специалиста в области организации коммерции в условиях современной информационной среды, изучался социальный заказ на специалиста посредством мониторинга потребителей образовательных услугпроведен анализ реструктуризации рынка труда в условиях нарастания информатизации общества, что позволило разработать модель организации процесса формирования информационной основы деятельности специалиста в условиях информатизации профессиональной среды. Проводился анализ дидактических единиц образовательного стандарта по специальности 614 000 — Коммерция с целью изучения возможности реализации социального заказа, разрабатывались программы формирующего и обобщающего эксперимента. Проведен первый этап формирующего эксперимента, осуществлялся количественный и качественный анализ промежуточных результатов.

На третьем этапе (1997;2000 гг.) обобщались результаты опытно-экспериментальной работы по исследованию влияния разработанной методики формирования информационной основы деятельности специалиста в области организации коммерции в условиях современной информационной среды на процесс формирования профессиональной готовности специалиста. Продолжился формирующий эксперимент, проведен обобщающий эксперимент. Выполнена систематизация, обобщение и статистическая обработка экспериментальных данных. Сформулированы выводы, завершено оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в:

• определении и обосновании психолого-педагогических основ подготовки специалистов к профессиональной деятельности в условиях современной информационной среды;

• разработке модели организации процесса формирования информационной основы деятельности специалиста в условиях информатизации профессиональной среды;

• определении дидактических условий активизации процесса формирования информационной основы деятельности специалиста;

• определении методической основы разработки структуры и содержания системы подготовки в процессе прохождения учебно-производственных практик, обеспечивающей реализацию социального заказа на специалиста в области организации коммерции;

• разработке технологии формирования информационной основы деятельности специалиста в условиях учебно-производственной практики.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанная методика формирования информационной основы деятельности специалиста в области организации коммерции в условиях современной информационной среды внедрена в практику подготовки специалистов и обеспечивает:

• формирование заданного уровня готовности специалиста к профессиональной деятельности в условиях современной информационной среды, что опосредуется уровнем сформированное&tradeинформационной основы деятельности специалиста;

• активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся в процессе подготовки;

• адаптацию будущего специалиста к профессиональной деятельности в процессе прохождения учебно-производственной практики.

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические идеи и материалы исследования нашли свое отражение в разработанных учебных планах и программах экономического факультета Тамбовского государственного технического университета (ТГТУ), научных публикациях и докладах. Результаты исследования обсуждались на заседаниях научно-методического совета Балаковского института техники, технологий и управления (1993;1999 гг.), на заседаниях кафедры «Технология и организация коммерческой деятельности» ТГТУ (1997;2000гг.), на заседаниях лаборатории «Информационные технологии в обучении"ТГТУ (1995;2000 гг.), на заседании круглого стола «Современные подходы к становлению рынка потребительских услуг в Тамбовской области», проводимого администрацией Тамбовской области совместно с кафедрой «Технология и организация коммерческой деятельности» ТГТУ (2000 г.), на международном научно-практическом семинаре «Тенденции становления и развития информационного бизнеса в России» в г. Тамбове (1997, 1999гг.), на V научной конференции ТГТУ, г. Тамбов (2000 г.), на международной научно-методической конференции «21 век: новая модель специалиста — экономиста», г. Москва (2000 г.), на всероссийской научно-методической конференции «Опыт разработки и внедрения в учебный процесс вуза новых образовательных технологий», г. Липецк (2000 г.).

ВЫВОДЫ.

Эффективность технологии формирования информационной основы деятельности специалиста в условиях современной информационной среды на основании заданного подхода определяется характером согласованности осуществления соответствующих принципов: целостного подхода, на технологическом уровне трансформирующегося в принципы многоуровневого целеполагания и противоречивого единства целого и частей в преподавании, а также личностно-деятельностного подхода, проявляющегося через индивидуально-творческий, принцип приоритета субъект-субъектных отношений и принципов единства общего и вариативного в логике профессионального становления специалиста в области организации коммерческой деятельности. Правильно понятые условия реализации задачного подхода позволяют видеть его непосредственную органическую связь с личностно-деятельностным и целостным, ибо в решении любой профессиональной задачи более или менее явно, в зависимости от преобладающего типа действий, проявляется вся личность специалиста в ее целостности. Более того, задачный подход открывает возможность реализовать личностнодеятельностный подход на индивидуально-творческом уровне.

Задачный подход привносит в практику подготовки специалиста — коммерсанта соотношения теоретического и практического мышления, диалектику его взаимопереходов и формирования как способа снятия проблемности (рассогласования) в профессиональной задаче, т. е. разрешения установленного противоречия. Это требует организации учебно-профессиональной деятельности специалистовкоммерсантов на основе проблемного диалога. Диалогизация процесса подготовки в условиях учебно-производственных практик приводит к более эффективному формированию понятийного аппарата мышления специалиста, выработке ведущих идей, конструктивных схем и оперативных образов экономических ситуаций, которые являются основаниями и регуляторами решения профессиональных задач с использованием средств информационных технологий.

Решение вопроса о технологии профессионально ориентированной деятельности специалиста в области организации коммерции как важнейшего условия, основы и средства формирования их готовности к использованию средств информационных технологий в профессиональной деятельности определяется основными положениями теории деятельности.

Профессионально ориентированная деятельность будущего специалиста всегда носит предметный характер. Ее предмет может варьировать в зависимости от того, на преобразование какой стороны действительности она направлена. Но опосредованным предметом всегда выступает коммерческий процесс. В профессионально-ориентированной деятельности обязательно присутствует творческое преобразующее начало. Она в максимальной мере способствует профессиональному становлению специалиста — коммерсанта, в конечном итоге выражающаяся в мотивационно-ценностном отношении к коммерческой деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. В результате исследования выявлены сущностные проблемы высшей школы, связанные с формированием информационной основы деятельности специалиста в области организации коммерции в условиях современной информационной среды, обусловленные:

• опорой в процессе подготовки специалиста не на модель готовности к профессиональной деятельности в условиях современной информационной среды, а на положения учебных программ;

• пассивной позицией студентов в процессе профессионального становления в условиях учебно-производственной практики;

• отсутствием опоры в процессе изучения специальных дисциплин на использование средств информационных технологий;

• неразработанностью методик подготовки студентов к использованию средств информационных технологий в процессе прохождения учебно-производственных практик;

• отсутствием системности в организации процесса формирования информационной основы деятельности специалиста в условиях учебно-производственной практики.

2. Эффективность процесса формирования информационной основы деятельности специалиста обеспечивается организацией профессиональной подготовки как целостного педагогического процесса, аккумулирующего идеи информатизации учебного процесса и использования средств информационных технологий с целью оптимизации профессионально ориентированной деятельности посредством:

• определения методических основ разработки структуры и содержания системы подготовки в процессе прохождения учебно-производственных практик;

• разработки рабочего плана учебно-производственных практик по специальности с учетом логики ее овладения, включающего определение теоретической базы, целей, задач, баз практики и информационного ресурса, необходимого в процессе решения профессионально ориентированных задач;

• обеспечения направленности подготовки в условиях учебно-производственной практики на формирование понимания студентами информационно-профессиональной сущности решаемых ими задач;

• реализации в процессе организации учебно-производственной практики системно-целостного и личностно-деятельностного подходов.

3. Эффективность включения средств информационных технологий в процесс формирования информационной основы деятельности специалиста в условиях высшей школы обеспечивается:

• учетом выявленных психолого-педагогических основ подготовки специалиста к профессиональной деятельности;

• спецификой использования средств информационных технологий в учебно-познавательной деятельности студентов (предмет изучениясредство обучениясредство решения профессионально ориентированных задачсредство познания объектов, процессов и явлений, происходящих в социально-экономической сфере);

• системностью и направленностью профессиональной подготовки в условиях учебно-производственной практики на формирование умений выбора средств информационных технологий адекватных решаемым профессионально ориентированным задачам.

4. Активизация процесса формирования информационной основы деятельности специалиста в условиях учебно-производственной практики обеспечивается реализацией принципов целесообразности, системности и целостности, полифункциональности, проблемности и практической направленности, интегрированное&tradeиспользования средств информационных технологий.

5. Организация процесса формирования информационной основы деятельности в условиях высшей школы требует включения в содержание всех учебных дисциплин обязательного информационно-технологического компонента как средства, обеспечивающего формирование понимания информационно-профессиональной сущности решаемых задач.

6. Системность процесса формирования информационной основы деятельности обеспечивается реализацией разработанной технологии подготовки специалиста в условиях учебно-производственной практики, включающей в себя три взаимосвязанных этапа: адаптации к профессиональной средеовладения профессионально значимыми видами деятельностирешения профессиональных задач.

7. Результаты опытно-экспериментальной проверки полностью подтвердили гипотезу исследования и показали эффективность предложенной методики формирования информационной основы деятельности специалиста в области организации коммерции.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Актуальные проблемы развития самостоятельной деятельности студентов. -Саратов: Изд-во СГУ, 1986.
  2. Актуальные проблемы психолого-педагогической подготовки студентов /Сб. научных трудов. Ярославль: ЯГУ, 1990.
  3. Активизация познавательной деятельности обучаемых при использовании ЭВМ: Межвуз. сб. науч. трудов, — Саранск, МГУ, 1990.
  4. Активные методы обучения в системе непрерывной подготовки кадров: Сб. науч. трудов. Вып. 2. Л. Ленинградский инженерно — экономический институт, 1990.
  5. Активные методы обучения и качество подготовки специалистов в экономическом вузе. / Науч.- метод, сб. трудов, — Л.: ЛФЭИ, 1990.
  6. Ш. А. Основы педагогики сотрудничества // Новое педагогическое мышление /Под ред. А. В. Петровского. М.: педагогика, 1989.
  7. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогического творчества. Казань: Изд-во КГУ, 1988
  8. О.С., Охрименко В. А., Протасов Ю. И., Чернушевич В. А. Системно -деятельностные принципы разработки методического обеспечения практической подготовки студентов: (учебное пособие).- Николаев, 1982.
  9. Ю.Асеев В. Г. Проблема мотивации и личность. В кн.: Теоретические проблемы психологии личности. -М., 1974.
  10. П.Асмолов А. Г. Личность: психологическая стратегия воспитания // Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989.
  11. А. Г. Психология личности: Учебник. М.: МГУ, 1990
  12. Н.Е. Информатизация педагогического процесса в профессиональных учебных заведениях (теоретико-методологический аспект) / Под общей ред. А. П. Беляевой. СПб. Тамбов: Изд-во ИПКРО, 1997. — 127 с.
  13. Р. Планирование в больших экономических системах (Пер. с англ.).-М.: Советское радио, 1972.
  14. З.В., Ярошенко В. Н. Эффективность информационного обеспечения управления. М.: Экономика, 1987.
  15. Ю.К., Поташник М. М. Оптимизация педагогического процесса: /В вопросах и ответах/. Киев, 1972.
  16. Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. М.: педагогика, 1990.
  17. Ф.В. Проблема «бессознательного» (о неосознаваемых формах высшей нервной деятельности).- М., 1968.
  18. Белкин E. J1. Дидактические основы управления познавательной деятельностью в условиях применения технических средств обучения. Ярославль, Верх. -Волж. кн. изд-во, 1982.
  19. В.П. Некоторые вопросы педагогики высшего образования. Рига, 1972.
  20. С.А., Уваров А. Ю. О развитии обучения информатике в школе. М. 1989
  21. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: знание, 1972.
  22. И. В. Юдин Э.Г. Понятие целостности и его роль в научном познании. -М.: Знание, 1972.
  23. Э.Г. Понятие целостности и его роль в научном познании. М.: Знание, 1972.
  24. В. Б. Организация самостоятельной работы студентов. //Советская педагогика, 1979, — N 8.
  25. A.B. Деятельность субъекта и психологическая деятельность //Деятельность: теория, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990.
  26. А. В. Мышление и прогнозирование. М., 1979.
  27. М.М., Кузнецов Э. М., Матросов В. Л., Шари В. П. Новые информационные технологии в школе и педагогическом вузе: из опыта работы. М.: «Прометей» МГПИ им. В. И. Ленина, 1989.
  28. Ю.Б. Современные подходы к организации процесса формирования информационной основы деятельности специалиста / Сб. научных трудов «Информационный бизнес в России». Тамбов: Изд-во ТГТУ, 1999. — С. 96−102
  29. Ю.Б. Теоретические основы организации профессиональной подготовки специалистов в условиях учебно-производственной практики / Сб. научных трудов «Информационный бизнес в России». Тамбов: Изд-во ТГТУ, 1999. — С. 102−107
  30. Ю.Б., Варфоломеева Е. В., Шестерова И. Л. Теоретические основы организации информационной подготовки студентов / Сб. научных трудов «Информационные технологии в образовании». Воронеж: Изд-во ВГУ. — С.
  31. М.В. Информационная экспансия США. //США экономика, политика, идеология. 1983. N 5.
  32. Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 225 с.
  33. Л. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий //Исследование мышления в советской психологии /Под ред. Е. В. Шороховой. М., 1966.
  34. Н. Теория «информационного общества» и реальности капитализма. //МЭМО, 1985, N 10.
  35. .М. Определение количественных характеристик работы оператора методами теории графов. В сб. Проблемы инженерной психологии.
  36. Д., Михалевич В., Ракитов А., Семенихин В. Сратегия прорыва. //Правда. 1988, 21 июня.
  37. С. Л. Теоретические основы преемственности средней и высшей школы в условиях непрерывного образования: Дис. на соискание ученой степени д-ра пед. наук. М., 1990.
  38. Г. Р. Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации. М.: Наука, 1985. -240 с.
  39. K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970.
  40. Л.П. Психологический анализ решения задач. Воронеж: ВГУ, 1976.
  41. Э.В. «Новый» технократизм: теория и метод. //Пробл. метода в современной буржуазной философии. М., 1986.
  42. Дж.К. Инженерное и художественное конструирование: современные методы проектного анализа. М., 1976.
  43. А. Л. Дидактические основы непрерывной подготовки специалистов. Монография. Ташкент: Ибн Сина, 1993, — 192 с.
  44. А.Л. Концепция формирования у студентов готовности к овладению специальностью. //Материалы научной сессии по итогам научно-исследовательской работы МГТГУ им. В. И. Ленина за 1991 г. М.: Прометей. -1992
  45. А.Л. Методологические основы информатизации процесса формирования у студентов готовности к профессиональной деятельности. //Сборник научных трудов. М.: Прометей. — 1992
  46. А.Л. Моделирование готовности специалиста к профессиональной деятельности в условиях информатизации образования //Маркетинг информационных вычислительных услуг. Сб. научных трудов. Ташкент, ТГЭУ, 1992.
  47. A.JI. Проблемы управления СРС в условиях компьютерной технологии обучения. //Проблемы компьютеризации управления в Высшей школе. -Тамбов: ТИМХ, 1990.
  48. А.Л. Теория и методика профессиональной подготовки студентов на основе информационных технологий: Дис. доктора.пед.наук. Москва, 1994.
  49. А. Л. Учебно-информационная модель профессиональной среды //Современные проблемы воспитательной работы школы и подготовка учителя-воспитателя. Барнаул, БГПИ, 1992.
  50. А.Л., Бутенко Ю. Б. Сбор и обработка экономической информации // Методические пособие по учебно-производственной практике студентами 2 курса специальности «Коммерция». Тамбов: 1997. — 19 с.
  51. А.Л., Пархоменко В. Л., Ракитина Е. А., Бутенко Ю. Б. Современные подходы к изучению социальных потребностей на специалиста / Сб. научных трудов «Информационный бизнес в России». Тамбов: Изд-во ТГТУ, 1999. — С. 109−115
  52. А.Л., Пархоменко В. Л., Ракитина Е. А., Бутенко Ю. Б. Изучение потребительских предпочтений на региональном рынке информационных услуги продуктов / Сб. научных трудов «Информационный бизнес в России». Тамбов: Изд-во ТГТУ, 1999. — С. 45−52
  53. A.M. Проблема развития творческих способностей студентов технических вузов. М.: Знание, 1974.
  54. A.M. Программирование обучения как средство повышения эффективности учебного процесса в высшей школе: Дисс. на соискание ученой степени д. пед. наук. М., 1971.
  55. А.П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества. //Коммунист, N 2, 1988.
  56. Ершов А. П. Компьютеризация школы и математическое образование
  57. Математика в школе, N1, 1989бЗ. Залесский Г. Е. Психологические условия формирования научных убеждений студентов //Нравственно-эстетическое воспитание студентов /Отв. ред. В. В. Нечаев. Сыктывкар, 1987.
  58. И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. Ростов н/Д.: «Феникс», 1997.-480 с.
  59. Изучение мотивации детей и подростков /Под ред. JI. И. Божович и JI.B. Бла-гонадежиной. М., 1972.
  60. B.C. О методологических подходах к выделению воспитывающего потенциала содержания образования //Совершенствование учебно-воспитательного процесса. Волгоград, 1977.
  61. B.C. Процесс воспитания в обучении как педагогическая проблема. Его сущность. Проблематика исследования /Совершенствование учебно-воспитательного процесса. Волгоград, 1977.
  62. B.C. Формирование личности школьника /Целостный процесс. М.: педагогика, 1984.
  63. Информационные технологии в университетском образовании /Сб. науч. трудов. -М., МГУ, 1991
  64. И.И., Кочетков Г. Б. Наука и техника против человека. М.: Мысль, 1985.
  65. Кабанова-Меллер E.H. Учебная деятельность и развивающее обучение. М.: Знание, 1981.-96 с.
  66. М.С. Человеческая деятельность /Опыт системного анализа/. М.: Политиздат, 1974.
  67. K.M. Дизайн без иллюзий. /Декоративное искусство СССР. 1981, N 5
  68. Р. Новейшая технология: Враг или союзник рабочих? //Проблемы мира и социализма. 1983. N 3.
  69. Е.А. Путь в профессию: Уч. пособие. Л.: Просвещение, 1984.
  70. Концепция информатизации образования. //Информатика и образование, 1988,1. N6, с. 3−29.
  71. И. Я. Методы совершенствования учебного процесса в высшей технической школе. М.: Высшая школа, 1976.
  72. В.М., Гардин Л. Ю. Концепция воспитания творческой самодеятельности личности школьника //Актуальные проблемы программирования и диагностики целостного учебно-воспитательного процесса: Тезисы Всесоюзн. на-учн. практ.конф. — Псков, 1991.
  73. Г. М. Механизмы профессионализации (концептуальная постановка задачи). Томск, 1975.
  74. Г. Б. Автоматизация конторского труда в США: Теория и практика «офиса будущего». М.: Наука, 1985.
  75. Н.К. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976.
  76. Н.В. Основы вузовской педагогики. Д.: ЛГУ, 1972
  77. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высшая школа, 1990.
  78. Ф.Х. Кризис образования в современном мире. М.: Прогресс, 1970.
  79. B.C. Содержание образования: Уч. пособие. М.: Высшая школа, 1989.
  80. М.М. Системный подход к определению содержания и организации учебной работы студентов в процессе их дидактической подготовки //Теория и практика высшего педагогического образования. М.: МГПИ, 1986.
  81. М.М. Социальная функция процесса обучения в решении задач формирования личности //Формирование социальной активности личности учителя. -М.: МГПИ, 1986.
  82. Н.Д. Психология характера. 3-е изд-е, испр. и доп.- М.: Просвещение, 1969.
  83. Н.Д. О психологическом состоянии человека. М., 1964
  84. Г. И. Педагогический процесс как целостная динамическая система. Харьков: Высшая школа, 1979.
  85. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. 224 с.
  86. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.
  87. А.Н. Проблемы развития психики,— М.: МГУ, 1981.
  88. И.Я. Взаимосвязь обучения и воспитания в целостном учебно-воспитательном процессе //Новые исследования в педагогических науках/ Отв. ред. М. Н. Скаткин. М.: Просвещение, 1986.
  89. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
  90. .Т. Воспитательные аспекты обучения: Уч. пособие. М.: Просвещение, 1982.
  91. P.A. Организация самостоятельной работы студентов младших курсов вуза: Дис. канд.пед.наук. Новочеркасск, 1975.
  92. .Ф. Человек и техника. Очерки инженерной психологии, — М., 1966.
  93. Н.Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности: Дисс. на соискание ученой степени канд.пед.наук. -М&bdquo- 1987.
  94. Э.С. Вопросы системного исследования общества. М.: Знание, 1972.
  95. Ю.Е. Методика количественного анализа инженерно-психологических свойств сложных систем. В кн.: Прикладные вопросы инженерной психологии. Таганрог, 1974.
  96. В.М. О применении системного подхода в педагогических исследованиях //Теория и практика высшего педагогического образования. М.: МГПИ, 1987.
  97. B.C. Очерки интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.
  98. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования. /Под ред. Е. Э. Смирновой. Л., ЛГУ, 1984.
  99. H.H., Фролов И. Т., Высокое соприкосновение. Общество, человек и природа в век микроэлектроники, информатики и биотехнологии. //Вопросы философии. 1984. N 9.
  100. H.H. «Мы не все можем предвидеть, но анализировать возможноеобязаны сейчас». //Знание-сила. 1987. N11
  101. H.H. Экология человечества глазами математика. М.: Молодая гвардия, 1988.
  102. О.В. Выявление и педагогическая интерпретация социального заказа системе образования. Дисс.. канд. пед. наук. Тюмень, 1996. 192 с.
  103. Надежность комплексных систем «Человек-техника». //Материалы ко второму Всесоюзному симпозиуму по надежности комплексных систем «Человек-техника».,-Л., 1969, ч.2.
  104. А.Д. Структура убеждений личности Авто-реф.дис.канд.пед.наук. Харьков, 1979.
  105. В.И. Информационная теория контроля и управления (в приложение к судовым и энергетическим установкам). Л., 1973
  106. Ю. Тупики «информационного общества». //МЭМО. 1984.
  107. Новые информационные технологии в образовании: Обзор, информ. /в НИИВО, — М., 1991, — Вып. 2−4.
  108. К. Психология влечений человека. М., 1972.
  109. И.П. Полн.собр.соч., т. З, кн.1, — Л., 1951.
  110. А.И. Планомерное формирование умственной деятельности в процессе профессионального обучения //Вопросы психологии, 1985, N 5.
  111. Подготовка экономистов в вузе: проблемы, опыт: Межвуз. сб. науч. трудов. -Воронеж: ВГУ, 1991.
  112. Психолого-педагогические основы активизации СРС по овладению будущей профессией: Сб. науч. трудов. Днепропетровск, ЛГУ, 1990.
  113. А. Знать, чтобы управлять. //Московская правда, 1988. 22 июня.
  114. Э.Я. Баталова на книгу О.Тоффлера «Третья волна». //США- экономика, политика, идеология. 1982. N 7−11.
  115. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. М.: «Школа-Пресс», 1994.-205 с.
  116. М.С., Соловьев A.B., Урванцев Л. П. Психологическая природа неопределенности. В сб.: Проблемы экспериментальной психологии и ее истории. -М, 1973.
  117. Рубинштейн С. JL Принципы и пути развития психологии. М., 1959.
  118. P.C. Исследование возможности осуществления индивидуального подхода при самостоятельной работе студентов: Дисс. канд.пед.наук. М., 1973.
  119. В.А., Денисова A. JI. Учебно-информационная модель готовности учащихся к экономической деятельности в условиях рыночных отношений //Современные проблемы воспитательной работы школы и подготовки учителя-воспитателя. Барнаул, БГПИ, 1992.
  120. Совершенствование самостоятельной работы студентов неотъемлемое условие улучшения качества подготовки специалистов. — Иванова: Изд-во Ивановский хим.-технол. ин-т, 1981.
  121. .Я. Теория информации. Д.: ЛГУ, 1977.
  122. Современный специалист: проблемы становления: Меж. вуз сб. Нижний Новгород, НГУ, 1991.
  123. Социально-экономические противоречия НТР при капитализме. /Под ред. В. И. Громыки. М.: Мысль, 1985.
  124. Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста //Вестник высшей школы, 1986, N 3.
  125. В.А. Педагогические основы организации самостоятельной работы студентов (на материале изучения иностранных языков студентов первых курсов неязыковых вузов): Дис. .канд.пед.наук. Киев, 1981.
  126. Д.Н. основные положения теории установки. Тбилиси, 1961.
  127. Ю.Г. Надежность при эксплуатации технических средств. М., 1970.
  128. И.Т. Актуальные философские и социальные проблемы науки и техники. //Вопр. Философии. 1983. N 6.
  129. Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач.1. М.: Просвещение, 1977.
  130. Г. Еще один гимн постиндустриализму (О. Тоффлер и его иллюзии). //МЭМО, 1981, N4.
  131. JI. Влияние новой информационной технологии на высшее образование. /Высшее образование в Европе. ЮНЕСКО. 1985. Т. X, N 4.
  132. О.Н. Информационные аспекты компьютеризации. М.: Наука, 1989.
  133. В.Д. Психологический анализ деятельности (сис- темогенетиче-ский подход), учебное пособие, Ярославль, ЯГУ, 1979.
  134. Шадриков В Д. Психология производственного обучения. Системный подход. Ярославль, 1976.
  135. Brzezinsky Z. Between Two Ages: American Role in the Technitronic Era. N. Y, 1970. P. XIV.
  136. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. N. Y, 1973.
  137. Larichev 0. Problemis of Man-Machine Interaction In Decision Support Systems. //Major paper of working conference on «Knowledge Representation for Decision Support Systems». IFIP WG 8.3 — Durham, England, 24−26 July, 1984.
  138. Newman P., Newman R. Information: A new Divorce? //Socilogy. .1985. V.8.
  139. Leontief W.W. The Distribution of Work and Income. //Scientific American. N.Y., 1982. V. 247, N3.
  140. Lyon D. From Post-Industrialism to «Information Society «: A new Social Transformation? //Sociology. L.1986. V. 20, N 4.
  141. Masuda J. The Information Society as Post-Industrial Society. Tokyo, 1980.
  142. Mitchell P.D. Educational Technology // The Encyclopedia of Educational Media Communications and Technology /Ed. D. Umwin, R.Mc.- Aleese.L., 1978, — P. 314.
  143. Nora S., Mine A. The Computerisation of Society. MIT. Press, 1980.
  144. Paper C. Mind Storms. MIT. N, Y., 1980.
  145. Paprica Z., Kissl. Interactions In Decision of Labouring DSSs. //IIASA Bureau for System Analysis, State Gommitee for Technical Development. Budapest, Hungary, 1985.
  146. Philips L.D., Decision Support of Managers.- The London School of Economicsand Political Science (University of London), 1984.
  147. Pitz G. F. Human Engineering of Decision Aids. //In: Humphreys P.C., Svenson 0, Vagy A (eds) Analysing and Aiding Decision Processes.- Nord-Holland, Amsterdam, 1983.
  148. Roy B., Bertier P. La methode ELECTRE II (une methode de classement en presence de criteres multiples). SEMA, Note de travail.- April 1971, — N 142.
  149. Sanglin Y., Dlgman Lester. Decision Support Systems: A new Tool for Strategic Management. //Long Range Planning. 1987. — vol. 20, N 2.
  150. Stonier T. The Wealth of Information. L., 1983.
  151. Silber K.H. Some Implications of the History of educational Technology We’re All in this Together //Brown J. W., Wrown S.N. Educational Media Yearbook, 1981, — Littleton, Colorado, Llbgagies Unlimited.- P.21.
  152. Simon H.A. The Science of Management
  153. Sprague Ralph H., Carlson Erls D. Building Effective Decision Support Systems.- New Jersey: Prentice Hall Inc., 1982.
  154. Toffler A. The Third Wave. N. Y., 1980.
  155. Jaques E.A. General Theory of Bureaucracy. Heinemann, London, 1976.
  156. Jaques E.A. Free Enterpise, Fair Employment. Crane Russak: New York. Heinemann, London, 1982.
Заполнить форму текущей работой