Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости школьников средствами народной музыки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экспериментальное исследование позволило сделать вывод, что приобщение школьников к народной музыке через творческую деятельность осуществляется более успешно в условиях взаимодействия преподавателя с учащимися, которое рассматривается нами как совместная деятельность взрослых и детей, характеризующаяся содружеством, сотворчеством, соавторством на всех этапах пе-ф дагогического процесса. Сущность… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы развития эмоциональной отзывчивости школьников средствами народной музыки в детско-юношеском музыкальном объединении
    • 1. 1. Философско-психологические аспекты развития эмоциональной отзывчивости личности школьника
    • 1. 2. Педагогические основы развития эмоциональной отзывчивости школьников
    • 1. 3. Анализ опытно-экспериментальной работы детско-юношеских музыкальных объединений по развитию эмоциональной отзывчивости школьников средствами музыки
  • Глава 2. Организация, обеспечение и проверка педагогических условий развития эмоциональной отзывчивости школьников средствами народной музыки
    • 2. 1. Создание народно-творческой воспитательной среды
    • 2. 2. Ориентация на креативные качества детей
    • 2. 3. Организация взаимодействия детей и взрослых в музыкально-творческой деятельности

Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости школьников средствами народной музыки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В решении задач гуманизации воспитания и образования, востребованной обновляющимся обществом, важную роль наряду со школой призваны сыграть учреждения дополнительного образования, детско-юношеские творческие объединения. Создающиеся в них условия для осознания и реализации детьми их собственных творческих возможностей, потребностей, интересов благоприятствуют развитию эмоциональной отзывчивости.

В процессе развития личностно-смысловой сферы учащихся вырабатывается эмоционально-ценностное отношение к себе, к людям, к окружающей действительности. В этой связи возрастает необходимость и актуальность психолого-педагогического осмысления проблемы, связанной с организацией такой воспитательной работы, которая бы стимулировала развитие эмоциональной отзывчивости школьников.

В настоящее время сложился новый уровень философского и психолого-педагогического осмысления совокупности вопросов, в контексте которых может рассматриваться проблема развития эмоциональной отзывчивости школьников.

Среди философских направлений наиболее значимыми являются идеи философии гуманизма (Г.С. Батищев, М. М. Бахтин, Н. А. Бердяев др.), идеи об экзи-стенциональной сущности человека и о его потенциальных возможностях (М.М.Бахтин, Н. А. Бердяев, О. Ф. Больнов, B.C. Соловьев и др.), философско-педагогическая идея герменевтики о выстраивании образования как процесса понимания (Х.-Г. Гадамер, Г. Л. Тульчинский, М. Хайдеггер и др.), идеи синергети-ческого представления о человеке как сложно организованной системе (И. При-гожин, И. Стенгерс, Г. Хакен, Э. Н. Гусинский, Е. Н. Князева, С. Курдюмов и др.). Идея имманентной сущности творчества самой природе человека занимает важное место в трудах классической и современной философии (М.А.Бердяев, И. Кант, Н. Н. Кириллова, Дж. Локк, В. В. Розанов и др.).

Научным основанием для раскрытия избранной нами проблемы являются положения о личностном развитии детей, подростков и юношества, характеризующие социально-психологическую структуру личности, роль объективных и субъективных факторов в ее развитии (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, П. П, Блонский, А. В. Брушлинский, JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, И. С. Кон, B.C. Кузин, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, Я. Н. Пономарев, C.JI. Рубинштейн, JI.A. Степашко, Б. М. Теплов, Д. И. Фельдштейн, П. М. Якобсон и др.).

К настоящему времени в науке накоплен значительный фонд психолого-педагогических исследований, доказывающих необходимость и возможность воспитания гуманной личности (Я.А.Коменский, Я. Корчак, А. С. Макаренко, Ж. Ж. Руссо, В. А. Сухомлинский, И. Г. Песталоцци, Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий и др.) — эмоционального воспитания детей (А.Адлер, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, П. Ф. Лесгафт, А. Маслоу, Р. Роджерс, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.) — гуманистической направленности воспитательного процесса (Н.А.Бердяев, Л. П. Буева, О. Н. Крутова, Л. Н. Толстой, Э. Фромм и др.).

В поисках обоснования педагогических условий развития эмоциональной отзывчивости школьников мы обратились к гуманистической традиции педагогической мысли прошлого (П.Ф.Каптерев, Н. К. Крупская, Я. Корчак, И.Г.Песталоц-ци, Ж. Ж. Руссо, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий и др.), признающей самоценность детства в духовно-эмоциональном развитии личности и требующей бережного и уважительного отношения к личности ребенка в процессе воспитания.

Гуманистическая парадигма воспитания позволила под новым углом зрения рассмотреть идеи организации детско-юношеских объединений на современном этапе. Особое внимание при этом было уделено обновлению содержания, инновационным методам и формам деятельности детско-юношеского объединения как одного из видов детского движения на современном этапе. Определяющими в этом вопросе стали работы О. С. Газмана, В. К. Григоровой, И. П. Иванова, Л. А. Ивановой, В. Т. Кабуша, В. А. Караковского, М. Е. Кульпединовой, В. В. Коврова, А. В. Мудрика, Л. И. Новиковой, С. Д. Полякова, К. Д. Радиной, Е. Н. Сорочинской, С. А. Шмакова и др.

Возрастные особенности подросткового и юношеского возраста освещены в работах И. С. Кона, А. Н. Леонтьева, А. В. Петровского, Ж. Пиаже, В.И.Слобод-чикова, JI.M. Фридмана, Д. Б. Эльконина, Э. Эриксона и др.

Важными для нашего исследования являются труды J1.H. Куликовой, в которых подробно рассматриваются особенности процессов саморазвития в подростковом и юношеском возрасте, определяется сущность саморазвития школьника в детском объединении.

Если на уровне теории уже были попытки выявления сущности воспитания эмоциональной отзывчивости у дошкольников (Н.А.Ветлугина, Н. Ю. Кулагина, B.C. Мухина и др.), младших школьников (В.В. Давыдов, И. П. Гейнрихс, А. В. Запорожец, С. А. Стылик и др.), то процесс создания педагогических условий для развития эмоциональной отзывчивости школьников подросткового и юношеского возраста средствами народной музыки в педагогике еще не исследовался.

Это обусловило выбор проблемы исследования, которая состоит в разрешении противоречия между потенциальными возможностями народной музыки как средства развития эмоциональной отзывчивости школьников подросткового и юношеского возраста и недостаточный разработанности теории и практики их реализации. Исходя из актуальности данной проблемы, недостаточной ее теоретической и практической разработанности, мы избрали тему для своего исследования: «Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости школьников средствами народной музыки».

Объект исследования — процесс воспитания в детско-юношеских музыкальных объединениях.

Предметом исследования является совокупность педагогических условий, способствующих процессу развития эмоциональной отзывчивости школьников средствами народной музыки.

Цель исследования: научно обосновать комплекс педагогических условий, способствующих процессу развития эмоциональной отзывчивости школьников средствами народной музыки.

Поставленная цель конкретизируется в следующих задачах:

— теоретически обосновать особенности и специфику процесса эмоциональной отзывчивости школьников;

— путем опытно-экспериментальной работы обосновать комплекс педагогических условий, обеспечивающих развитие эмоциональной отзывчивости школьников;

— разработать научно-методические рекомендации для детско-юношеских музыкальных объединений по педагогическому обеспечению развития эмоциональной отзывчивости школьников средствами народной музыки.

В исследовании мы исходили из следующей гипотезы: Эмоциональная отзывчивость является основой полноценного развития личности. Она определяется как способность переживания своего отношения к себе, к другим, к окружающему миру, ориентирующая личность на положительные качества, на нравственные нормы и ценности в контексте реальной жизнедеятельности. Развитие эмоциональной отзывчивости школьников средствами народной музыки будет проходить успешно, если:

— создается народно-творческая воспитательная среда, основой которой является многообразная коллективная музыкально-творческая деятельность;

— осуществляется ориентация на креативные качества учащихся, создающие реальные возможности развития их интереса, активности в овладении опытом коллективной музыкально-творческой деятельности;

— организовано взаимодействие детей и взрослых на основе гуманистического общения в совместной музыкально-творческой деятельности.

Методологической основой исследования является совокупность философских, психологических, педагогических положений, раскрывающих концептуальные подходы к осуществлению процесса развития эмоциональной отзывчивостисинергетические и гуманистические представления о сущности человека и возможностях его развитияпсихологические особенности детей подростково-юношеского возраста и специфические характеристики их развития путем приобщения к народной музыкепедагогические идеи о сущности детского объединения и особенностях протекания в нем воспитательного процесса, направленного на развитие эмоциональной отзывчивости школьников.

В работе использовались различные теоретические и эмпирические методы исследования: теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы, диссертационных исследований по проблемепедагогический экспериментнаблюдение, экспериментальная беседа, анкетирование, интервьюирование, тестирование, анализ продуктов творческой деятельности учащихся, изучение и обобщение опыта работыкомплексные музыкальные игры и тренинги.

Научная новизна исследования: решена актуальная научная проблема, заключающаяся в определении педагогических условий развития эмоциональной отзывчивости школьников средствами народной музыки в детско-юношеском музыкальном объединениираскрыто понятие эмоциональной отзывчивости как способности переживания своего отношения к себе, к другим, к окружающему миру, к народной музыке, как умения ощущать внутренний мир других, распознавать их эмоциональное состояние, анализировать свои поступки и своих друзей, используя нравственные нормы и ценности в контексте реальной жизнедеятельностивыявлен педагогический потенциал детско-юношеских музыкальных объединений.

Теоретическая значимость исследования: представлена педагогическая концепция как совокупность факторов, условий, предпосылок, критериев, закономерностей и принципов педагогического руководства развитием эмоциональной отзывчивости школьников средствами народной музыки. Определена значимость использования народной музыки в коллективной музыкально-творческой деятельности детей и целостности учебного процесса, гуманистического педагогического общения. Выявлены, обоснованы и проверены педагогические условия организации музыкально-творческой деятельности, активизирующие развитие эмоциональной отзывчивости школьников в детско-юношеском музыкальном объединении: создание народно-творческой воспитательной среды, ориентация на креативные качества учащихся, организация взаимодействия детей и взрослых. Предложенная концепция может служить основой для активизации развития эмоциональной отзывчивости школьников в массовой практике детско-юношеских музыкальных объединений.

Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе результатов экспериментальной работы показана необходимость создания таких психолого-педагогических условий, которые позволят школьникам понять свою экзистенциальную сущность, развивать инициативу и креативность. Разработаны формы и методы содействия развитию музыкального творчества и эмоциональной отзывчивости в условиях детско-юношеского музыкального объединения, предложены методические рекомендации для педагогов детских музыкальных объединений по содержательному и методическому обеспечению дисциплин, служащих основой овладения опытом музыкально-творческой деятельности и активизирующих развитие эмоциональное развитие детей. Методические рекомендации могут быть использованы в работе любительских музыкальных объединений и учебных заведений искусств и культуры.

Достоверность исследования обеспечивается методологической обоснованностью теоретических подходов к решению избранной проблемы, адекватностью исследовательских методов, соответствующих целям и задачам исследования, и тридцатилетней практической работой диссертанта в качестве педагога в школе, учреждениях дополнительного образования, в учебных заведениях искусств и культуры.

Положения, выносимые на защиту:

1. Эмоциональная отзывчивость как способность представляет собой процесс постоянного совершенствования личностных качеств, проявляет себя через положительную установку по отношению к себе, к другим, к окружающему миру, через творческие способы взаимодействия, личностную активность в разнообразной музыкально-творческой деятельности, приносящей удовлетворение и успех от достигнутых результатов.

2. Детско-юношеское музыкальное объединение представляет собой детское сообщество, обладающее значительным воспитательным потенциалом для развития эмоциональной отзывчивости школьников.

3. Условиями, оптимизирующими процесс развития эмоциональной отзывчивости школьника в детско-юношеском музыкальном объединении, являются:

— создание народно-творческой воспитательной среды с включением в ее содержание компонентов народного музыкального творчества, усиливающих эмоциональное и духовно-нравственное состояние жизнедеятельности школьников;

— ориентация педагогического процесса на креативные качества учащихся, стимулирующие музыкально-творческую деятельность;

— организация взаимодействия детей и взрослых в совместной музыкально-творческой деятельности по приобщению их к народному музыкальному искусству, что создает возможность реализации субъективной позиции в общении и становится основой воспитания коммуникативной компетентности и творческих качеств ребенка.

Апробация работы и внедрение результатов исследования осуществлялись в детско-юношеских музыкальных объединениях детского оздоровительного лагеря «Дружба», в Центре развития творчества детей и юношества Южного округа г. Хабаровска, в детском доме № 4 г. Хабаровска, а также в процессе подготовки руководителей детских фольклорных коллективов и ансамблей народных инструментов на кафедрах народного хорового искусства и народных инструментов Хабаровского государственного института искусств и культуры.

Результаты исследования вошли в программу «Коллективное музицирование и изучение народных инструментов» для детско-юношеских музыкальных объединений, а также в материалы спецкурса «Методическое руководство фольклорным инструментальным ансамблем и ансамблем русских народных инструментов» для студентов Хабаровского государственного института искусств и культурывнедрены в цикл семинаров очно-заочных курсов повышения квалификации педагогических кадров (руководителей детско-юношеских музыкальных объединений).

Разные аспекты содержания исследования докладывались на международных, Всероссийских, региональных, межвузовских конференциях (г.г.Благовещенск, Барнаул, Владивосток, Кемерово, Киев, Магадан, Улан-Удэ, Челябинск, Чита, Хабаровск, 1990;2002 г. г.). Основные итоги и выводы диссертации изложены автором в учебных пособиях, методических рекомендациях, программах, статьях и тезисах.

База и организация исследования: Детский оздоровительный лагерь «Дружба» (пос.Бычиха Хабаровского района, 1990;2001 г. г.) — Детская музыкальная школа (пос.Хор района им. Лазо, 1994;2001 г. г.) — Детский дом № 4 г. Хабаровска (ансамбль русских народных инструментов и фольклорный ансамбль, 1995;2002 г. г.) — Центр развития творчества детей и юношества (Индустриальный район г. Хабаровска, 1995;1997 г. г, 2000 -2001 г. г.) — Хабаровский государственный педагогический университет (факультет дополнительных педагогический профессий, 1993;1997 г. г.) — Хабаровский государственный институт искусств и культуры (кафедра народного хорового искусства и народных инструментов, 1990;2002 г. г.) — Центральная музыкальная школа (г.Благовещенск, 19 951 998 г. г.).

В целом исследование проводилось 12 лет (1990;2002 г. г.). Опытной работой было охвачено более 500 школьников и студентов, более 50 педагогов. Исследование проводилось поэтапно.

Первый этап — поисковый (1990;1995 г. г.). Включал теоретическое осмысление исследуемой проблемы, изучение гуманистического потенциала воспитательного пространства школ, учреждений дополнительного образования (детско-юношеских музыкальных объединений) — проверку актуальности избранной темы, разработку исходных положений, определение методологии и методики исследования.

Второй этап — опытно-экспериментальный (1995 — 1999 г. г.). Были разработаны концептуальные идеи, позволившие уточнить и обогатить гипотезу исследования, проводился констатирующий и развивающий эксперимент на базе общеобразовательных школ №№ 62,70, в Центре развития творчества детей и юношества, в Центральной музыкальной школе г. Благовещенска, в Хабаровском государственном педагогическом университете, в Хабаровском государственном институте искусств и культуры, в детской музыкальной школе, в детском доме № 4, в детском оздоровительном лагере «Дружба».

Третий этап — теоретико-обобщающий (1999;2002 г. г.). Подводились итоги, осуществлялась работа по обобщению полученных данных, формулировались и проверялись выводы и результаты исследования, уточнялись отдельные теоретические положения, разрабатывались и апробировались методические рекомендации, оформлялся и редактировался текст диссертации.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Заключение

.

В проведенной нами исследовательской работе были проанализированы педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости школьников средствами народной музыки в детско-юношеском музыкальном объединении. Актуальность изучения этой проблемы объясняется большими воспитательными возможностями народной музыки в развитии эмоциональной отзывчивости и недостаточной разработанностью теории и практики их реализации.

Анализ философско-психологической, педагогической и музыковедческой литературы позволил определить феномен эмоциональной отзывчивости как способности переживания отношения к себе, к другим к окружающему миру, ориентирующей личность на положительные качества, на нравственные нормы и ценности в контексте реальной жизнедеятельности.

Исходя из предположения, что способности, в том числе и эмоциональная отзывчивость школьников средствами народной музыки, развиваются в процессе музыкально-творческой деятельности, мы пытались рассматривать сущность процесса развития данной способности у детей подросткового и юношеского возраста в условиях детско-юношеского музыкального объединения.

Изучая особенности и специфику процесса развития эмоциональной отзывчивости школьников в детско-юношеском объединении, мы установили следующее:

— эмоциональная отзывчивость направлена на реализацию духовно-нравственного опыта и проявляется в положительной установке по отношению не только к музыкально-творческой деятельности, но и к себе, к другим, к окружающему миру;

— эмоциональная отзывчивость воспитывает в ребенке способность строить добрые отношения с миром, другими в процессе общения и взаимодействия;

— эмоциональная отзывчивость как педагогически управляемая способность является определяющей в музыкально-творческой деятельности. Она рассматривается нами и как механизм накопления, расширения, обогащения духовнонравственного опыта личности, реализации гуманной направленности ее, ориентации жизнедеятельности личности, выстраивания субъект-субъектных отношений и реализации в обусловленной нравственными нормами и ценностями системе установок личности к окружающему миру, к себе, к другим людям через совместное творчество, теплоту чувств, сердечность, привязанность, сорадование успехам, содействие, сочувствие и помощь другим.

Детско-юношеское объединение, используя внутренние потенциалы обучающихся, оказывает эмоциональное воздействие на личность ребенка. Потребляя информацию окружающих их сверстников, подросток и юноша включают ее в свое внутреннее пространство (мотив выявления причин явлений, их сути, определения истины, отношения к себе, к другим, к миру).

Процесс таких изменений ученые определяют как саморазвитие. Суть его в совершенствовании личностных качеств человека под воздействием внутренних взаимоотношений, вынужденных обстоятельств. Творческий коллектив может воздействовать на отдельные качества личности: способность к самообновлению, умение обретать «себя лучшего», более совершенного, общительного или «жизнь во взаимодействии с другими». Это способность использовать радость открытия своего «Я», успех другого и других, открытие своего мира, помощь другим, единство процесса познания мира человеком с его эмоциональным развитием. Улучшение одного из этих качеств влечет за собой совершенствование другого. Процесс этот бесконечен и приводит к изменению личностных качеств ребенка.

Изучение философии, психологии и педагогики гуманизма позволило определить природные предпосылки, потенциальные возможности ребенка к эмоциональной отзывчивости. Это помогло выяснить, что для воспитания эмоциональной отзывчивости школьников важно обеспечить не просто условия развития личности ребенка, а возможность совершенствования музыкально-творческой деятельности средствами народной музыки, которая помогает ему себя изменить.

Философско-психолого-педагогический анализ феномена детства раскрыл для нас понимание самого процесса развития эмоциональной отзывчивости школьников средствами народной музыки и позволил выделить ряд структурных компонентов этого процесса:

— личность ребенка и личность педагога как участников процесса;

— специально созданные педагогические условия развития, которые питают личность, открывают для нее возможность обогащения духовно-нравственного опыта и творческого взаимодействия и сотрудничества;

— мотивационная потребность в реализации музыкально-творческих способностей.

Мы считаем, что процесс развития эмоциональной отзывчивости средствами музыки школьник переживает в любом детском объединении. Каждое из них, сосредоточивая в себе привлекательность интересной и многообразной музыкально-творческой деятельности, содружества, сотворчества, соучастия ребенка в творческих группах, составляет потенциал для личностного роста. Такими видами детских объединений являются оркестры и ансамбли русских народных инструментов, фольклорный инструментальный ансамбль, специфика которых еще слабо изучена в педагогической литературе.

Мы выяснили, что детско-юношеские музыкальные объединения обладают значительным воспитательным потенциалом. Представляя его, мы изучали цели, задачи, виды, отличительные особенности деятельности каждого из объединений. Особое внимание было уделено специфике работы, методике организации их деятельности, роли педагога в развитии эмоциональной отзывчивости школьников средствами музыки.

Детское музыкальное объединение привлекательно для ребенка в силу своих характеристик: новый незнакомый творческий коллектив дает возможность совершенствования своих качеств под влиянием новых людей, коллективной музыкальной творческой деятельности, самореализации в социально значимой для учащегося деятельности (приобщение к музыкальному народному творчеству).

Специфические условия организации детско-юношеского музыкального объединения создают творческую обстановку неординарности, что побуждает ребенка к самопроявлению, самовыражению. В такой рбстановке ребенок, не признанный в школе, оказывается, лучше всех умеет то, чего не умеют другие. Признание его личностных качеств совершенно меняет и его положение в детском творческом коллективе сверстников.

В деятельности детско-юношеского музыкального объединения особую роль играет педагог. Он выполняет функции по обеспечению потребностей детей в самых разнообразных сферах: развивающей, компенсаторной, коррекционной. В своей совокупности они обеспечивают условия для формирования опыта музыкально-творческой деятельности через общение, взаимодействие, удовлетворение потребностей, интересов, актуализацию возможностей личности, не востребованных в других объединениях.

Понять процесс развития эмоциональной отзывчивости школьников средствами народной музыки и создания специальных условий для этого помог нам анализ философско-педагогической идеи герменевтики о выстраивании образования как процесса понимания, основанного на эмпатии, пристальном взгляде на окружающих и самого себя. Оптимальными для развития личности могут быть не любые, а лишь нравственные, гуманные отношения взаимодействия детей и взрослых, полностью исключающие авторитаризм. Децентрация от собственного «Я» приводит к открытию мира, внутренних эмоциональных переживаний себя, другого, других, умению их понять.

Характеризуя процесс развития эмоциональной отзывчивости школьников средствами народной музыки как инвариантный процесс воспитания, направленный на создание, расширение, насыщение гуманистическим содержанием духовно-воспитывающего пространства, способствующего развитию эмоциональной отзывчивости школьников, их активному включению в накопление эмоционального опыта, мы приходим к выводу о том, что исследуемый процесс обладает общими чертами и характеристиками педагогического процесса, но вместе с этим имеет специфические цели: он способствует воспитанию эмоциональной отзывчивости, и его реализация возможна только в пространстве эмоционально-нравственного опыта.

Нас интересовали в большой мере качественные характеристики исследуемого процесса, его интенсивность и насыщенность.

Проведение констатирующего этапа эксперимента было организовано с целью выявления трудностей и недостатков в работе, препятствующих активизации процессов развития эмоциональной отзывчивости школьников средствами народной музыки в детско-юношеском объединении. Для этого нами была изучена практика организации музыкально-творческой деятельности в детско-юношеских объединениях г. Хабаровска и Хабаровского края.

Было выявлено, что стимулирование процессов развития эмоциональной отзывчивости школьников средствами музыки организовано в работе таких объединений слабо. Оно носит случайный характер. Мы обнаружили существенное противоречие между необходимостью организации рассмотренной выше работы и сложившимся опытом в детско-юношеских объединениях. Это противоречие вызвано тем, что в исследуемых объединениях педагогический процесс, в основном, ориентирован на привитие музыкально-исполнительских навыков и практических умений и замкнут на музыкально-ориентированной деятельности. Причинами подобного положения стали отсутствие народно-творческой воспитательной средыслабая ориентация на креативные качества учащихсяотсутствие взаимодействия взрослых с детьмиравнодушие, безынициативность в управлении деятельностью музыкального объединения. Коллективные формы инструментального музицирования недостаточно ориентированы на приобщение детей к народному музыкальному творчеству, развитие эмоциональной отзывчивости школьников средствами народной музыки.

Эффективность использования выделенных условий была проверена нами в ходе развивающего эксперимента, проведенного на базе детско-юношеских музыкальных объединений:

— оркестр русских народных инструментов пос. Хор района им. Лазо Хабаровского края (г.Хабаровск);

— ансамбль русских народных инструментов и фольклорный инструментальный ансамбль Центра развития творчества детей и юношества;

— оркестр русских народных инструментов Хабаровского государственного института искусств и культуры;

— фольклорный инструментальный ансамбль оздоровительного лагеря «Дружба» пос. Бычиха Хабаровского сельского района;

— фольклорный инструментальный ансамбль и ансамбль русских народных инструментов детского дома № 4 г. Хабаровска;

— оркестр русских народных инструментов Центральной музыкальной школы г. Благовещенска.

При организации экспериментального исследования мы опирались на то, что детско-юношеские музыкальные объединения предоставляют каждому ребенку возможность для развития эмоциональной отзывчивости в процессе музыкально-творческой деятельности.

Коллектив педагогов детского объединения работает тем эффективнее, чем более подготовлен к гуманистическим творческим взаимоотношениям и неформальному общению. Этому как раз способствует методика коллективного творческого воспитания, которая стимулирует педагогов и воспитанников к установлению межличностного общения и взаимодействия. Именно последнее позволяет, понимая других людей, работать над собой.

Путем развивающего эксперимента было установлено, что для подростков и юношества большую роль играет создание народно-творческой воспитательной среды, представляющей собой оптимальное жизненное и деятельностное пространство, где каждый ребенок получает возможность самореализации, саморазвития в многообразной деятельности.

Проверяя данное условие, мы выяснили, что в детско-юношеском музыкальном объединении многообразие творческой деятельности позволяет каждому школьнику, проявившему активность, обрести свой жизненный опыт. Так, чем активнее включались школьники в обсуждение, выполнение творческих заданий, тем насыщеннее становилась духовно-воспитывающая народно-творческая среда. Это отмечалось в способах взаимодействия детей, в системе их отношений к другим, к себе, к окружающему миру. Это проявилось и в осмыслении эмоциональ.

Ф но-ценностного отношения к народным традициямв знаниях предметов русского народного творчестваприобретении практических умений и навыков коллективного музицирования.

Детско-юношеское музыкальное объединение представляет большие возможности для проявления креативных качеств учащихся, что создает реальные возможности воспитания устойчивого интереса, музыкальной активности, расширения имеющихся творческих потенциалов в овладении опытом музыкально-творческой деятельности, позитивного эмоционального отношения к ней через творческие способы жизнедеятельности, продукты деятельности, суждения, от-• ношения, потребность и интерес к народному творчеству. Так, у детей проявилась способность к эмоциональному общению со сверстниками, с музыкой. Однако следует отметить, что организуемый нами процесс по проверке данного условия требует от педагогов осмысления гуманистической парадигмы музыкального воспитания, развития у них нового педагогического мышления. В результате целенаправленной организационной работы по развитию эмоциональной отзывчивости мы получили преобразующие эффекты, заключающиеся в расширении эмоциональной сферы подростков и юношества (расширение спектра эмоциональных оценок, переживаний, отношений), в качественных изменениях в процессе музы-Ф кально-творческой деятельности, в направленности их отношений к себе, к другим, к окружающему миру.

Важным условием организации деятельности детско-юношеского музыкального объединения выступает взаимодействие, направленное на приобщение детей и русскому народно-музыкальному творчеству, народной музыке.

Экспериментальное исследование позволило сделать вывод, что приобщение школьников к народной музыке через творческую деятельность осуществляется более успешно в условиях взаимодействия преподавателя с учащимися, которое рассматривается нами как совместная деятельность взрослых и детей, характеризующаяся содружеством, сотворчеством, соавторством на всех этапах пе-ф дагогического процесса. Сущность позиции педагога, как показала проверка данного условия, проявляется в готовности сотрудничать с детьми, выступая наравне с ними субъектом деятельности, что позволяет оказывать целенаправленное педагогическое влияние на развитие личностных качеств школьника. Забота о личностном становлении, сочетающаяся с возможностью субъективной позиции ребенка, является основной для его личностного роста.

Народная музыкальное творчество является наиболее доступным детям подросткового и юношеского возраста, синтезирующим искусством, оказывающим эффективное влияние на формирование нравственности, художественной культуры, потребностей и интересов. Интерес выступает важным условием развития эмоциональной отзывчивости школьников. При организации приобщения школьников к народному творчеству в целостном педагогическом процессе создается возможность воспитания положительного эмоционального отношения обучающегося к искусству и культуре своего народа.

В процессе приобщения к народному творчеству очень важную роль играет готовность преподавателя к сотрудничеству. В ходе проведенной экспериментальной работы нами были определены критерии готовности сотрудничать: сформированность личностных качествтеоретическая подготовка педагога, то есть владение необходимыми знаниями для организации сотрудничествасформированность умений и навыков сотруднического взаимодействияотношение педагога к своей деятельности.

На основании анализа философской, психологической и педагогической литературы, а также проведенной опытной работы была разработана и частично реализована концепция развития эмоциональной отзывчивости школьников средствами народной музыки в детско-юношеском объединении, которая имеет следующие психолого-педгогические основания:

— природные предпосылки, потенциальные возможности, потребности в признании, характерные для всех этапов развития ребенка, тем более подростков и юношества;

— повышенная эмоциональная восприимчивость к социальным явлениям действительности, к себе, к другим;

— наличие мотивации на активное взаимодействие в процессе приобщения к народной музыке, творчествуумение «обретать» «себя лучшего», более совершенного- «жизнь во взаимодействии с другими», способность испытывать радость и грусть, ожидание успеха в достижениях;

— потребность к познанию и отражению мира и себя в немединство этого процесса с эмоциональным развитием ребенка.

Развитие эмоциональной отзывчивости школьников средствами народной музыки в ходе проведенного исследования характеризуется действенностью следующих факторов:

— гуманистической педагогизацией народно-творческой воспитательной среды, способствующей приобщению ребенка к народному искусству;

— положительным эмоциональным фоном, обстановкой сотрудничества в разных видах взаимодействия (содружество, сотворчество, соучастие, сопереживание), при котором происходит совместное восхождение к красоте, гармонии (через культуру и искусство народа);

— ориентацией на коллективную музыкально-творческую деятельность.

Проведенная теоретическая и практическая работа позволила выделить в качестве предпосылок следующие:

— народное музыкальное творчество создает реальные возможности развития устойчивого интереса к коллективной музыкально-творческой деятельности, обеспечивающей развитие эмоциональной отзывчивости школьников средствами народной музыки;

— многообразие видов музыкально-творческой деятельности имеет эмоционально-нравственную значимость по изучению, практическому освоению и воссозданию народных музыкально-исполнительских традиций;

— интерес и устремленность детей к народному музыкальному творчеству предполагает высокий уровень проявления творческой активности детей.

Влияние народной музыкально-творческой деятельности на развитие эмоциональной отзывчивости учащихся позволило нам выявить ряд закономерностей и принципов активизации и их реализации:

— чем глубже межличностный диалог ученика и учителя, тем активнее развивается эмоциональная отзывчивость;

— чем выше компетентность учителя, тем большая вероятность ученика в приобретении позитивных знаний и практических умений и навыков в освоении народного музыкального искусства.

Эффективность их обусловливается опорой на педагогические принципы: творческое взаимодействиеактуализация творческой активности личностиобъективность оценки продукта детского творчества.

Данная концепция с ее основаниями и реализацией помогла утвердиться в той роли, которую могут играть детско-юношеские музыкальные объединения. Это возможность сохранить и проявить свою индивидуальность, неповторимость, универсальность, содействующих развитию эмоциональной отзывчивости школьников средствами народной музыки.

Теоретическая и экспериментальная проверка подходов и разработка педагогических условий развития эмоциональной отзывчивости школьников средствами народной музыки в детско-юношеском объединении позволяют подвести итоги выполнения диссертационного исследования, обратившись к положениям выносимым на защиту, и сформулировать следующие выводы:

1. Эмоциональная отзывчивость школьников проявляет себя через положительную установку по отношению к себе, к другим, к окружающему миру, через творческие способы взаимодействия, личностную активность в разнообразной музыкально-творческой деятельности, приносящей удовлетворение и успех от достигнутых результатов.

2. Детско-юношеские музыкальные объединения представляют собой детское сообщество, обладающее значительным воспитательным потенциалом для развития эмоциональной отзывчивости.

3. Условиями, оптимизирующими процесс развития эмоциональной отзывчивости школьников средствами народной музыки в детско-юношеском объединении, являются:

— создание народно-творческой воспитательной среды с включением в ее содержание компонентов народного музыкального творчества, усиливающих эмоциональное и духовно-нравственное состояние жизнедеятельности школьников;

— ориентация педагогического процесса на креативные качества учащихся, стимулирующие музыкально-творческую деятельность;

— организация взаимодействия детей и взрослых в совместной музыкально-творческой деятельности по приобщению их к народному музыкальному искусству, что создает возможность проявления и реализации субъективной позиции в общении и становится основой воспитания творческих качеств ребенка.

Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы развития эмоциональной отзывчивости школьников средствами народной музыки. Современная школа только начинает накапливать опыт создания психолого-педагогических условий, способствующих воспитанию эмоциональной отзывчивости детей средствами народной музыки. Перспектива продолжения исследования видится нам в углублении отдельных аспектов данной проблемы: исследование эмоциональной отзывчивости школьников средствами музыки в рамках их учебной деятельности на уроках музыки и изобразительного искусства в школе, в детских дошкольных учреждениях, в семье.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности — М., 1980.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни М.: Мысль, 1991.
  3. А. Понять природу человеку/Пер. Е. Л. Ципина. СПб, 1997.
  4. Л. В. Детские общественные объединения в воспитательном простран-стве//Проблемы школьного воспитания 1999, — № 4.
  5. Ю. П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1979.
  6. Ш. А. Здравствуйте, дети! М., 1983.
  7. Ш. А. Школа жизни. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1998.
  8. . Г. Человек как предмет познания. М., 1971.
  9. Д. Думай, пытайся, разговаривай: Пер. с анг./Общ. ред. А. Я. Шпионский, Н. В. Никифорова. СПб: Азбука, 1996.
  10. Ю.Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 1988.
  11. П.Андреев В. И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань, 1994.
  12. Н. В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии/ТВопросы психологии. 1996. — № 1.
  13. А. Подросток глазами философа//Искусство в школе. 1995. -№ 2.
  14. Н.Антонова Н. В. Личностная идентичность современного педагога и особенности его общения/УВопросы психологии. 1997. -№ 6.
  15. В. В. Музыкальная форма как процесс. М., 1977.
  16. А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984.
  17. А. Г. Знаем ли мы себя? Неосознаваемые механизмы саморегуляции поведения личности: (Стеногр. лекции)/Правл. Всесоюз. Общ-ва «Знание», секция пропаганды пед. и псих, знаний. -М.: Всесоюз. общ-во «Знание», 1989.
  18. Jl. А. Путь к музицированию. -Л., 1980.
  19. Н. Ф. Социальная работа в сфере детского движения//Теория, история, методика детского движения. М. 1995.
  20. Конструирование себя в знании//3нания, культура и демократия. М., 1998.21 .Батищев Г. С. Найти и обрести себя//Вопросы философии. 1995. № 3.
  21. Г. С. Введение в диалектику творчества. СПб.: Изд-во РХТИ. 1997.
  22. М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972.
  23. М. М. Философия поступка//Человек в мире слова. М., 1995.
  24. М. М. Этика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.
  25. В. Лагерь гуманистической ориентации//Народное образование. -1999. -№ 5.
  26. Н. А. Самопознание. Л.: Лениздат, 1991.
  27. Н. А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994.
  28. Н. А. Человек. М.: Республика, 1993.
  29. Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. М.: Искусство- Лига, 1994. — Т. 1.
  30. Э. Игры, в которые играют люди. М.: Прогресс, 1988.
  31. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
  32. . Н. Мировоззренческие проблемы теории самоорганиза-ции//Самоорганизация, организация, управление. -М., 1995.
  33. B.C. М. М. Бахтин или поэтика культуры. М.: Прогресс, 1991.
  34. Н. Р. Психология личностного роста. М.: Междунаррод. пед. акад., 1995.
  35. Л. В. Отношение детей к искусству и его возрастное развитие/Вопросы психологии. 1968. № 4.
  36. И. В. Проблема целостности и системный подход. М.: Эдиториал УРСС, 1997.
  37. П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х т./Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979.
  38. А. А. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983.
  39. А. А. Психология личности. М.: Изд-во Московского ун-та, 1988.
  40. Е. Развитие как «наращивание жизненности»//Воспитание школьников. 1995. -№ 6.
  41. JI. И. Личность и ее формирование в детском возрасте М., 1968.
  42. Л. И., Конникова Т. Е. О некоторых психологических закономерностях нравственного развития и воспитания школьников//Нравственное формирование личности школьника в коллективе. Л., 1976.
  43. Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования//Педагогика, 1997. -№ 4.
  44. Л. А. Воспитание в детском и молодежном общественном объединении. -Чебоксары, 1998.
  45. М. Духовность и личностно-центрированный подход // Вопр. психологии.-1992.-№ 3−4.
  46. А. В. Проблемы субъекта в психологической науке //Психологический журнал. 1991. — № 6.
  47. М. Я и ТЫ//Два образа веры: Пер. с нем./Под ред. П. С. Гуревича, С. Я. Левит, С. В. Лезова. М.: Республика, 1995.
  48. Л. П. Духовность, художественное творчество, нравственность//Вопросы философии. 1996. -№ 2.
  49. А. Б. В дружбе с людьми и природой: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.
  50. Н. Н. Особенности подготовки будущих учителей к работе с детьми, имеющими отклонения в развитии и поведении, в условиях гетерогенного состава учащихся в системе общего образования: Дисс.. .канд. пед. наук. Хабаровск, 1999.
  51. М. Э. Педагогическая коррекция недостатков эмоционального развития младших школьников в системе компенсирующего обучения: Дисс. .канд. пед. наук. -М., 1997.
  52. А. Н. К вопросу о социальной роли и позиции руководителя в детском движении//Социальная роль и позиция взрослых в детском движении. -Хабаровск, 1995.
  53. JI. А., Слободчиков В. И., Эльконин Б. Д. Проблемы детской психологии и научное творчество Д. Б. Эльконина//Вопросы психологии. 1988. — № 3.
  54. М. А. Эстетическая культура школьника: Курс лекций. СПб., 1997.
  55. Т.А. Личность учителя в межличностных отношениях // Личность педагога в воспитательной системе образовательного учреждения.- Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1998.
  56. Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968.
  57. В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990.
  58. А. В. Вариативно-программный подход к социализации личности ребенка в детских сообществах: Дисс. .канд. пед. наук. Казань, 1992.
  59. Вопросы мотивации и эмоций: Сборник переводов с французского: Учебное пособие для студентов/Под ред. Н. И. Наенко. М.: Изд-во Московского ун-та, 1973.
  60. Л. С. Эмоции и их развитие в детском возрасте//Соб. соч.: В 6-ит.Т.2. М.: Педагогика. 1982. «
  61. Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. М.: Педагогика, 1983−1985.
  62. Л. С. Психология развития как феномен культуры/Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Изд-во Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
  63. О. С. Развитие и воспитание временного детского коллекти-ва//Советская педагогика. 1978. -№ 8.
  64. О. С., Матвеев В. В. Педагогика в пионерском лагере. М.: Педагогика, 1982.
  65. С., Московиси С. Теория принятия коллективных решений в иерархических и неиерархических группах//Психол. журнал. 1992. — № 6.
  66. JI. А. Начальная стадия развития музыкальных способно-стей//Проблемы способностей/Под ред. В. Н. Мясницева. М., Изд. АПН РСФСР, 1962.
  67. И.П. Обучение пению по нотам в начальной и средней школе.- М, 1962.
  68. М. И. Записки/Под ред. В. Богданова-Березовского. -Л.: Музгиз, 1953.
  69. Н. К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания. М.: Педагогика, 1989.
  70. С. От истории синергетики к синергетике истории// Общественные науки и современность, 1994. № 2.
  71. А. Об изучении творчества//Вопросы психологии. 1988. — № 3.
  72. Ю. В. Распознавание эмоций по выражению лица: Дисс. .канд. псих. наук. СПб., 1998.
  73. В. С. Культура педагогического общения. М.: Просвещение, 1990.
  74. В. К. Детское движение и саморазвитие личности школьни-ка//Саморазвитие личности в воспитательной системе образовательного учреждения: Сб. науч. ст. по материалам научн. конф.: В 2-х Ч.Ч.1. Комсомольск-на-Амуре, 2000.
  75. В. К. Система дополнительного образования как сфера воспитания, обучения и творческого развития личности//Педагогика развития/Сб. науч. тр., -Хабаровск, 2001.
  76. В. К. Детское творчество: личностно-ориентированный аспект и условия развития//Проблемы подготовки кадров для сферы культуры и искусства: Материалы Всеросс. научн.-практ. конф. 6−8 декабря 2001 .-В 2-х ч. Хабаровск, 2001.
  77. JI. П. Общение с собой: начала психологии активности. М.: Политиздат, 1991.
  78. JI. П. Резервы человеческой психики. И.: Политиздат, 1989.
  79. С. П. О содержании воспитания в детском оздоровительном лаге-ре//Воспитание школьника. М., 1990. -№ 1.
  80. Гуманизация воспитания в современных условиях / Под ред. О. С. Газмана, И. А. Костенчука. М., 1995.
  81. К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников. -М., 1998.
  82. Т. П. Представления старшеклассников о ценностях/Педагогика. М., 1995.-№ 4.
  83. Н. А. Принцип гуманизации и его осуществление в воспитательном процессе современной школы. М., 1994.
  84. Э. Н. Образование личности: Пособие для преподавателей. М.: Интерпракс, 1994.
  85. Э. Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования: Учебное пособие. М., Логос, 2000.
  86. В. В. Современное состояние и перспективы развивающего обучения. -Красноярск, 1990.91 .Демченко Е. В. Воспитание художественного вкуса младших школьников на уроках изобразительной деятельности: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -Хабаровск, 2001.
  87. . В. Детский оздоровительный лагерь как воспитательная система и среда для саморазвития личности//Социальная роль и позиция взрослых в детском движении. Хабаровск, 1995.
  88. Диагностика деятельности учителя: Сб. метод, материалов для руководителей школ/Сост. Т. В. Маркова. М., 1997.
  89. Л. Г. Социальный педагог педагог дополнительного образования: Учебно-методическое пособие. — Екатеринбург, 1998.
  90. А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1984.
  91. А. Н. Краткий музыкальный словарь. СПб., 2000.
  92. Ф. М. Полное собрание сочинений. Л., 1983.
  93. В. М. Личностное саморазвитие старшего школьника в педагогическом процессе школы: Дисс. .канд. пед наук. Хабаровск, 2000.
  94. Духовность, художественное творчество, нравственность/УВопросы философии. 1996. — № 2.
  95. А. П. Эмоциональная реактивность как компонент способностей к активному искусству/Вопросы психологии. М., 1968. — № 2.
  96. С. В. Понятие педагогической деятельности в теории развивающего обучения. Красноярск, 1997.
  97. Г. В. Основы социального воспитания подростка в деятельности временных детских объединений: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1999.
  98. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Ось, 1989.
  99. В. В. Психология детства. Екатеринбург, 1995.
  100. В. П. Исследование функциональной структуры познавательной и исполнительной деятельности. М., 1982.
  101. В. П. Как построить свое Я. М., 1991.
  102. В. П. Наука неотъемлемая часть культуры // Вопросы философии.-М., 1990. -№ 1.
  103. В. В. Воспитание у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе: Дисс. .канд. пед наук. М., 1998.
  104. И. П. Два подхода к воспитанию и проблема воспитательных отношений школьников/Под ред. Т. Н. Мальковской. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1980.
  105. И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел.- М.: «Педагогика», 1989.
  106. И. П. Методика коммунарского воспитания. М., 1990.
  107. И. П. Звено в бесконечной цепи.-Рязань, 1994.
  108. Г. М., Кульпединова М. Е. Детское движение: реализация и воз• можности//Педагогика. 1992. -№ 11.
  109. Е. А. Воспитание экологической культуры младших подростков: Дисс. .канд. пед. наук. Чита, 1999.
  110. Изучение личности школьника учителем/Под ред. 3. И. Васильевой, Т. К. Ахаян, М. Г. Казакиной, Н. Ф. Радионовой и др. -М.: Педагогика, 1991.
  111. В. С. Проблемы воспитания потребности в знании у школьников. -Ростов-на-Дону, 1971.
  112. История школьной педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Педагогика и психология"/Под ред. J1. Н.
  113. Ф Литвина. -М.: Просвещение, 1989.
  114. М. С. Эткинд А. М. Общение как ценность и творчество //Вопросы психологии. М., 1988. — № 4.
  115. М. С. Философия культуры. СПб., 1996.
  116. Каникулы: игра, воспитание: О педагогическом руководстве игровой деятельностью школьников/Под ред. О. С. Газмана. М.: Просвещение, 1988.
  117. Кан-Калик В. А. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990.
  118. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1994.
  119. П. Ф. Детская и педагогическая психология. М.: Московский психолого-педагогический институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. ф 125. Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание!-М., 1999.
  120. Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996.
  121. Е., Курдюмов С. Синергетика как новая картина мира //Вопросы философии. М., 1995. — № 8.
  122. В.В. Самореализация подростка в общественном объединении: Ав-тореф. дисс. .канд. наук. -М., 1996.
  123. Н. И. Воспитание нравственных чувств старшеклассников в процессе освоения дисциплин гуманитарного цикла: Автореф. дисс. .канд. пед наук. М., 1999.
  124. Ф 130. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.
  125. Кон И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989.
  126. О. А. Психическая саморегуляция активности человека//Вопросы психологии. М., 1995. — № 1.
  127. Н. А. Психологические основы эмоционально-нравственного развития личности: Дисс. .канд. псих. наук. М. 1997.
  128. С.И., Левашов B.C., Щуров В.М. Русские лирические песни
  129. Ф Сибири и Дальнего Востока // Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока.- Новосибирск: СО РАН, 1997.
  130. Н. Е. Педагогические условия саморазвития личности старшеклассника во временном детско-юношеском объединении: Дисс. .канд. пед. наук. Хабаровск, 2000.
  131. И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 2-е изд. — М.: УРАО, 1997.
  132. Л. Н. Воспитать себя. М., 1990.
  133. Л. Н. Личность и воспитательная система учебного заведения: взаимосвязанное развитие//Личность в воспитательной системе учебного завеф дения: Межвуз. сб. тезисов Всеросс. научн.-практ. конф. Хабаровск, Изд-во1. ХГПУ, 1992.
  134. Jl. Н. Общение как фактор взаимосвязанного развития личности школьника и детского сообщества//Личность в воспитательной системе учебного заведения. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1993.
  135. Л. Н. Возможности саморазвития ребенка в детской организации/Детское движение: теория, Методика, организация деятельности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары, 1997. N
  136. Л. Н. Проблемы саморазвития личности. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1997.
  137. Л. Н. Саморазвитие ребенка в детской организации: психолого-педагогические возможности//Социальная роль и позиция взрослых в детском движении. Хабаровск, 1997.
  138. Л. Н. Гуманизация образования и саморазвитие личности. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2001.
  139. М. Е. «Я» становится богаче//Теория, история, методика детского движения. М., 1995.
  140. М. Е., Ковров В. В. Детское общественное объединение как субъект воспитания М., 2002.
  141. А. Ф. О развитии воли и характера у детей. СПб, 1906.
  142. Л. Б. Эмоция //Экспериментальная психология. М., Изд-во иностр. лит-ры, 1960.
  143. А. К. Деятельность, Сознание, Личность. М., 1979.
  144. А. Н. Педагогическое общение. М., 1979.
  145. В., Саакянц А. Лев Толстой: жизнь и творчество. М.: Русский язык, 1982.
  146. А. В. Социальные истоки музыкального искусства//В мире музыки. М., 1958.
  147. А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагогика, 1988.
  148. С. Н. О методике приемных испытаний в ДМШ// Проблемыспособностей. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.
  149. Л. А. О системе музыкальных средств и некоторых принципах воздействия музыки//Интонация и музыкальный образ. М., Музыка, 1965.
  150. М. К. Сознание как философская проблема// Вопросы философии. М., 1990. — № 10.
  151. Ю. С. Средовый подход в воспитании/Педагогика. М., 2000, -№ 7.
  152. А. К. Психология труда учителя. М., 1993.
  153. В. С., Неханский И. В. Эксперимент по восприятию музыки в аспекте физиологии//Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978.
  154. А. Психология бытия. М., 1997.
  155. Л. А. Становление и развитие психолого-педагогической культуры учителя: Дисс. .канд. пед. наук. М., 1999.
  156. Мир философии: Книга для чтения: В 2-х т. М.: Политиздат, 1991.
  157. Ю. А. Саморегуляция и творческая активность лично-сти//Вопросы психологии. М., 1988. — № 3.
  158. Н. Н. Проблемы возникновения системных свойств// Вопросы философии.-М., 1992.-№ 11.
  159. О. И. Психология самопознания личности. М., 1993.
  160. Л. И. Личность и оценочные способности старшеклассников. -М.: Просвещение, 1991.
  161. А. В. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984.
  162. А. В. Социализация и воспитание подрастающих поколений. М.: Знание, 1990.
  163. Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990.
  164. В. С. Изобразительная деятельность как форма усвоения социаль-Ф ного опыта. М.: Педагогика, 1981.
  165. Ф 170. Мясищев В. М. Способности и потребности: Ученые записки ЛГУ. Л., 1969. — № 287 (Серия философских наук). — Вып. 19.
  166. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (Проект). -Народное образование, 2000. № 2.
  167. Г. Г. Об искусстве фортепьянной игры. М., 1967.
  168. Некоторые аспекты научно-методического обеспечения региональной системы детских общественных объединений. Кострома: Изд-во КГПУ, 1999.
  169. Р. С., Кирпичник А. Г. Путь к коллективу: Книга для учителя о психологии ученического коллектива. М.: Педагогика, 1988.
  170. Ф 175. Немов Р. С. Психология. -М., 1999.- (Книга 1.)
  171. Н. Н., Гаджиева Н. М. Основы саморазвития личности учителя. -Ульяновск, 1996.
  172. Н. Д. На пути к гуманной педагогике//Советская педагогика, 1990.
  173. В. Н. Теория и практика в профессии учителя: Учебное пособие к спецкурсу. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1988.
  174. В. Н. Основы управления образовательными системами: Учебное пособие. -Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2000.
  175. Ф 180. Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива. М., 1978.
  176. Л. И. Самоуправление в школьном коллективе. М.: Знание, 1988.
  177. Л. И. Воспитательная система: исходные позиции// Советская педагогика. М., 1991 .-№ 11.
  178. Л. И. Самоуправление в школьном коллективе. М.: Знание, 1988.
  179. П. В. Развитие рефлексии у младших школьников: Дисс. .канд. пед. наук. М., 1998.
  180. Новое педагогическое мышление/Под ред. А. В. Петровского. М., 1989.
  181. Организация жизни в летнем лагере//Воспитание школьников. М., 1996.2.
  182. Г. М. Психологические механизмы музыкального восприятия//Вопросы теории и эстетики музыки. М., 1963.- Вып.2.
  183. А. Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я в челове-ке//Вопросы психологии. М., 1995. -№ 2.
  184. А. Б. Психология личности и сущность человека: парадигмы, проекции, практика. М.: Логос, 1995.
  185. Ю. М. Восхождение к индивидуальности: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.
  186. П. Н. Стимулирование самовоспитания учащихся во временномучебном коллективе. М.: АПН СССР, 1991.
  187. А. К. Проблемы исследования субъектной активности/ТВ опросы психологии. М., 1996. — № 1.
  188. С. Взаимоотношения «учитель-ученик» (по материалам исследовательского центра социальной адаптации подростков)//Педагогика, 1993. № 6.
  189. А. А., Яковенко И. Г. Культура как система. М.: Языки русской культуры, 1998.
  190. Т. М. О новых подходах к воспитанию //Воспитание школьников, 1994.-№ 6.
  191. И. Г. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. /Под ред. В. А. Ротенберг, В. М. Кларина. -М.: Педагогика, 1981.
  192. Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во МГУ, 1989.
  193. А. В. Социальная психология. М.: Просвещение, 1987.
  194. В. А. Личность в психологии: парадигма субъективности. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
  195. В. А. Личность как субъект активности/Личность в психологии. -Ростов-на-Дону, 1996.
  196. В. И. Музыкальная психотерапия. М., 1999. ф 202. Подласый И. П. Педагогика: Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Просвещение- ВЛАДОС, 1996.
  197. Познай себя. Диагностические методики самопознания. Ставрополь, 1993.
  198. Познай себя и своих учащихся. Иваново, 1993.
  199. Познай себя и других. М.: Народное образование, 1994.
  200. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.
  201. Г. Н. Коммунарская методика в реализации коллективных целей // Коммунарская методика как феномен педагогической действительности.-Кострома, 1989.
  202. Психология: Словарь/Под общ. ред А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1990.
  203. Психология эмоций: Тесты/Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. В. Гипенрейтера. -М.: Изд-во Московского ун-та, 1984.
  204. Психологические тесты для деловых людей/Сост. А. Литвинова. М.: Бизнес-школа «Интел-синтез», 1994.
  205. Психология личности в трудах зарубежных психологов/Общ. ред. А. А. Реана. СПб.: Изд-во Питер, 2000.
  206. К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. М.: Прогресс, универс., 1994.
  207. К. Р. Творчество как усиление себя//Вопросы психологии. -М., 1990. -№ 1.
  208. В. В. Уединенное: Сочинения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО. — Пресс, 1998.
  209. С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.
  210. С. Л. Принцип творческой самодеятельности// Вопросы философии. М., 1989. — № 4.
  211. . Ж. Педагогические сочинения: В 2 т./Под ред. В. А. Джейладзе: Сост. А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1981.
  212. Н. Г. Противоречия гуманизации воспитания в современной школе как педагогическая проблема Петропавловск-Камчатский: Изд-во КГПИ, 1998.
  213. А. С. Онтологическое обоснование единой природы человека и «Мыслящего духа»: Дисс. .докт. философ, наук. Якутск, 1997.
  214. Г. В. Психолого-педагогические аспекты деятельности детских общественных организаций: Дисс. .канд. пед. наук.-М., 1998.
  215. С. Пианист и его работа. М., 1961.
  216. Г. К., Тихомирова Н. К. Педагогика сотрудничества и перестройка школы. Ярославль: Верхневолжское книжное изд-во, 1990.
  217. JT. Н. Педагогические взгляды С. JI. Рубинштейна: Дисс.. .канд. пед. наук. Смоленск, 1998.
  218. В. И., Исаев Е. И. Психология человека. Основы психологической антропологии. -М.: Школа-Пресс, 1995.
  219. С. JI. Воспитание по Иванову. М., 1990.
  220. Т. К. Педагогическое сотрудничество преподавателя с младшими школьниками в процессе приобщения их к народному творчеству: Авто-реф. дисс. .канд. пед. наук. Улан-Удэ, 1993.
  221. Е. Н. Теория и практика подготовки социальных педагогов детско-юношеских объединений. Ростов-на-Дону, 1996.
  222. Е. Б. Духовное влияние как основа воспитания и саморазвития личности//Психологический журнал. М., 1992. — № 4.
  223. JI. А. Философия и история образования. -М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999.
  224. JI. А. Философия: онтологический аспект. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2002.
  225. С.А. Педагогическое руководство развитием эмоциональной отзывчивости младших школьников: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Хабаровск, 2001.
  226. И. И. Философская герменевтика и образование//Педагогика. -1999. -№ 1.
  227. В. А. О воспитании. М., 1979.
  228. В. А. Избранные произведения: В 5 т. Киев, 1979.
  229. И. Р. О влиянии музыки на человеческий организм. СПб., 1993.
  230. . М. Психология музыкальных способностей М.: Изд-во АПН, 1947.
  231. . М. Способности и одаренность//Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
  232. Е. В., Трухачева Т. В. Они и мы. Или шесть вопросов о концептуальных основах взаимодействия школы и детской организации//Теория, история, методика детского движения. -М., 1995.
  233. Т. В. Недетские проблемы детского движения//Народное образование. -М., 1993.- № 5.
  234. Т. В. Новые взрослые и новые дети: проблемы взаимодействия. -М.: МГУК, 1997.
  235. К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. / Сост. С. Ф. Егоров. -М.: Педагогика, 1988.
  236. Устинова-Баранова J1. А. Педагогическое обеспечение развития опыта художественно-творческой деятельности младших школьников: Автореф. дисс.. .канд. пед. наук. Хабаровск, 2001.
  237. Е. JI. Взаимодействие педагога и школьника в условиях воспитательной системы как фактор саморазвития личности //Личность педагога в воспитательной системе образовательного учреждения. Хабаровск, 1998.
  238. Д. И. Психологические закономерности социального становления ребенка//Советская педагогика. М., 1989. — № 5.
  239. Философия, культура и образование (материалы «круглого стола»)//Вопросы философии, 1999.
  240. И. П. Назначение человекаУСобр.соч. в 2 т. Т.2. СПб., Мифрил, 1993.
  241. И. П. О достоинстве человека/Собр. соч. в 2 т. СПб., 1993.
  242. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
  243. Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. -М.: Просвещение, 1991.
  244. Л. М., Пушкина Т. А., Каплунович И. Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М.: Просвещение, 1988.
  245. Э. Психология и этика. М.: Республика, 1993.
  246. Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993.
  247. Э. Душа человека. М.: ООО Изд-во АСТ-ЛТД, 1998.
  248. И.Ф. Воспитание и саморазвитие личности//Педагогика. -М., 1990. № 12.
  249. И. Ф. Педагогика: Учебное пособие. М., 1997.
  250. А. В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения. М., 2000.
  251. Ценности и воспитание//Педагогика. 1999. -№ 4.
  252. Г. А. Психология саморазвития. Рига, 1995.
  253. С., Щеглова С. Кто они, подростки девяностых? М., 1991.
  254. Г. М. Обучение игре на фортепьяно. М., 1986.
  255. В. Т. Теоретические и методологические основы процесса воспитания нравственных качеств личности младшего школьника: Дисс. .докт. пед. наук. -М., 1997.
  256. С. Н. Профессиональная ориентация школьников. М.: Педагогика, 1983.
  257. С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т./ Под ред. Н. П. ± Кузина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1980.
  258. К. А., Коновалова J1. В., Крутова О. Н. Воспитание: новые подходы к вечной теме: Философия и этика воспитания. М.: Луч, 1993.
  259. С. А. Коллективная творческая деятельность как основной компонент коммунарской методики/Коммунарская методика как феномен педагогической Деятельности. Кострома, 1989.
  260. Т. Н. Профессиональный рост учителя: формирование механизмов субъективного контроля: научно-методическое пособие. Ростов-на-Дону, 1994.
  261. Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. М., 1971.
  262. Д. Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.
  263. Д. Б. Избранные психологические труды: Проблемы возрастной и педагогической психологии/Под ред. ДИ. Фельдштейна. М.: Междун. пед. акад., 1995.
  264. Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
  265. Юнг К. Г. Аналитическая психология. СПб: МЦНК- Кентавр- Институт личности- Палантир. — М., 1994.
  266. Юнг К. Г. Собр. соч.: Конфликты детской души: Пер. с нем. М.: Канон, 1997.
  267. П. М. Психология чувств. 2-е изд. М.: Изд. АПН РСФСР, 1956.
  268. Е. Л. Развитие творческого потенциала личности школьни-ка//Вопросы психологии. М., 1996. — № 6.
  269. М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. М.: Просвещение, 1986.
  270. К. Смысл истории. М.: Республика, 1992.
  271. Г. А. Формирование эмоциональной культуры будущих педагогов: Дисс. .канд. пед. наук. Волгоград, 1998.
Заполнить форму текущей работой