Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационно-педагогические условия коррекции психофизического развития детей раннего возраста с резидуально-органическим поражением центральной нервной системы в условиях специализированного медицинского учреждения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе констатирующего эксперимента нами было определено, что у всех обследованных детей была выявлена задержка развития следующих психоневрологических функций (двигательных, перцептивных, интеллектуальных, речевых, коммуникативных), чтобы скоррегировать выявленную задержку развития, нами была разработаны и апробирована коррекционно-развивающая работа по коррекции данных функций, с целью… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблема формирования психофизического статуса ребенка с нарушениями в развитии
    • 1. 1. Особенности развития детей в раннем возрасте
    • 1. 2. Влияние детско-родительских отношений на психическое развитие ребенка
  • Глава 2. Особенности функционирования психофизических функций у детей раннего возраста с резидуально-органическим поражением ЦНС (РОП ЦНС)
    • 2. 1. Организация и методика исследования
    • 2. 2. Исследование психофизических функций детей раннего возраста с РОП ЦНС
    • 2. 3. Исследование матерей, обследуемых детей раннего возраста с РОП ЦНС
  • Глава 3. Педагогическая технология коррекционной работы с детьми, имеющими РОП ЦНС и психокоррекция взаимоотношений матери и ребенка
    • 3. 1. Организация и содержание коррекционной работы с ребенком раннего возраста с РОП ЦНС
    • 3. 2. Влияние коррекционно-развивающей работы на психофизическое состояние детей раннего возраста с РОП ЦНС
    • 3. 3. Психолого- педагогическая помощь родителям, имеющих детей раннего возраста с РОП ЦНС

Организационно-педагогические условия коррекции психофизического развития детей раннего возраста с резидуально-органическим поражением центральной нервной системы в условиях специализированного медицинского учреждения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы и темы исследования. Нарушение психофизического развития у детей — одна из актуальных психолого-медико-педагогических проблем. Отклонения в двигательной, речевой, интеллектуальной сферах жизнедеятельности, обусловленные церебральной патологией, сказываются на адекватности восприятия ребенком окружающего мира и навыках общения с ним и могут варьировать от тяжелой инвалидности до элементарных трудностей в обучении.

Эффективность коррекционно-развивающей работы в этом случае тесно связана с особенностями детско-родительских отношений. Добрые доверительные отношения детей и их близких позволяют облегчить трудности коррекционной работы и, напротив, напряженный эмоциональный фон семейных отношений может тормозить процесс реабилитации ребенка. Выявление особенностей развития ребенка раннего дошкольного возраста с проблемами в психоневрологическом развитии и отношения к нему матери позволяет наметить пути и способы комплексной коррекционно-развивающей работы с ним в условиях семейного воспитания.

В настоящее время в России формируется система ранней диагностики и оказания помощи детям и семье, имеющей ребенка с проблемами в психоневрологическом развитии. Данная проблема была сформулирована и предложены варианты оказания помощи этим семьям О. J1. Бадаляном, В. С. Мановым-Томовым, Г. Д. Пирьовым, А. С. Спиваковской, Э. Г. Эйдемиллером, В. Юстицкис, и др. К традиционному блоку функций семьи (репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, социально-статусная, экономическая, сфера первичного контроля, духовного общения, социального контроля, досуговая, эмоциональная, сексуальная) они добавили следующие:

1. Абилитационно — реабилитационная (восстановление психофизического и социального статуса нетипичного ребенка, включение его в социальную среду, приобщение к нормальной жизни и труду в пределах его возможностей);

2. Корригирующая (исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей с ограниченными возможностями);

3. Компенсирующая (замещение, перестройка нарушенных или несформированных функций организма, его приспособление к негативным условиям жизнедеятельности и попытка заменить пораженные, вышедшие из строя или непродуктивно работающие структуры относительно сохранными функциями, компенсаторными механизмами).

Изучением детско-родительских отношений в семьях нормально развивающегося ребенка занималась большая группа ученых (А. А. Бодалев, М. И, Лисина, А. С. Спиваковская). Исследованию же проблем детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с нарушениями в развитии, посвящено сравнительно немного работ. Анализ отдельных проблем семьи аномального ребенка изложен в трудах Т. Г. Богдановой, И. С. Багдасарьян, Т. А. Добровольской, И. Ю. Левченко, Н. В. Мазуровой, И. И. Мамайчук, Е. М. Мастюковой, Е. А. Стребелевой, В. В. Ткачевой и др. Авторы обращают внимание на различные стороны сложных процессов взаимодействия аномального ребенка с окружающими, восприятия этого ребенка близкими для него людьми и развития самого ребенка как личности, а также выделить важный аспект, заключающийся в том, что семья играет основную роль в адаптации ребенка и интеграции его в общество.

Значительное влияние на наше исследование оказали работы ученых Е. Н. Винарской, О. И. Кукушкиной, Н. Н. Малофеева, Н. В. Обуховой, Ю. И. Разенковой, Е. А. Стребелевой посвященные проблемам диагностико-коррекционной работы и раннего развития детей с особыми потребностями, позволившие определить как общую теоретическую направленность, так и содержание задач настоящей работы.

Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, изучение и обобщение опыта работы с детьми раннего возраста, имеющими резидуально — органические поражения центральной нервной системы (РОП ЦНС), позволили выявить ряд несоответствий и противоречий между: необходимостью проведения эффективной коррекционно-развивающей работы с такими детьми в условиях семьи и учреждения общественного воспитания и недостаточной научно-методической разработанностью её организации и содержания;

— общественной потребностью в достижении детьми с РОП ЦНС общего уровня развития, приближенного к норме развития и недостаточностью разработанности позиций к созданию организационно-педагогических условий для достижения такого состояния;

— потребностями в приобретении членами семьи, имеющей ребенка с РОП ЦНС, соответствующих знаний, умений и навыков проведения коррекционно-развивающих мероприятий с детьми и отсутствием обоснованных практических рекомендаций для родителей.

Таким образом, проблемой нашего исследования является: влияние коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста, имеющими резидуально-органические поражения центральной нервной системы на их психофизическое развитие, а также формирование знаний, умений и навыков такой работы с детьми у их матерей.

Актуальность исследования, выявленные противоречия и существующая проблема позволили определить тему исследования: «Организационно-педагогические условия коррекции психофизического развития детей раннего возраста с резидуально-органическим поражением центральной нервной системы в условиях медицинского учреждения «.

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать комплексную педагогическую технологию индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с РОП ЦНС на основе сотрудничества специалиста-дефектолога и матери ребенка в условиях семьи и специализированного Детского центра восстановительного лечения.

Объект исследования: коррекция психофизического развития детей раннего возраста с РОП ЦНС.

Предмет исследования: выявления особенностей развития детей с РОП ЦНС и процесс разработки условий для педагогической комплексной коррекционно-развивающей работы с ребенком. Гипотеза исследования:

— мы предполагаем, что одним из необходимых и неотъемлемых условий организации коррекционной работы по преодолению отклонений в психофизическом развитии детей раннего возраста с РОП ЦНС, является комплексная педагогическая технология, включающая в себя межсубъектные взаимоотношения «педагог-дефектолог — ребенок — мать ребенка»;

— в условиях специального медицинского центра, повысить эффективность коррекционной работы с ребенком раннего возраста с РОП ЦНС, можно при обязательных условиях: индивидуальной коррекционно-педагогической работы и реализации психолого-педагогического потенциала всех специалистов, участвующих в работе и осуществляющих комплексный характер коррекционной работы. Исходя из цели и предполагаемой гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи:

1.Изучить степень разработанности проблемы в литературе, посвященной изучению коррекционно-развивающего воздействия различных средств и методов на детей раннего дошкольного возраста с нарушениями психофизического развития.

2. Выявить состояние психофизических функций у детей раннего возраста с РОП ЦНС.

3. Разработать комплекс организационно-педагогических условий коррекционного воздействия на процесс развития ребенка раннего возраста с РОП ЦНС в условиях специализированного центра и семьи.

4. Опытно-поисковым путем определить эффективность комплексного коррекционного воздействия на развитие психофизических функций детей раннего дошкольного возраста с РОП ЦНС.

Методологической основой исследования являются: системно-комплексный подход к изучению, обучению и воспитанию детей с различными формами дизонтогенеза (О. JI. Алексеев, П. К. Анохин, А. Г. Асмолов, М. С. Каган, В. В. Коркунов и др.) — современные научные положения о единстве законов развития нормального и аномального ребенка (С. Выготский, О. И. Кукушкина, Ю. А. Разенкова, Е. А. Стребелева,) — нейропсихологическая теория организации высших психических функций (А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова) — учение о зоне ближайшего развития (JI. С. Выготский), о пластичности ЦНС (И. П. Павлов) — концепция гуманной педагогики (К. Роджерс) — концепции личностно ориентированного подхода (В. В. Давыдов, Л. В. Занков) и развивающего обучения (В. В. Давыдов, Б. Д. Эльконин) — теории деятельностного подхода к формированию личности (JI. Б. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн).

Методы исследования были выбраны с учетом специфики предмета, объекта в соответствии с целями, задачами и гипотезой: анализ и обобщение научной, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследованияанализ медицинской документации, наблюдение за поведением и деятельностью детей и родителей в процессе коррекционной работы, констатирующий, формирующий и контрольный экспериментыметоды статистической обработки полученных результатов, качественный и количественный анализ полученных данных.

В своей опытно-поисковой работе мы выделили ряд ограничений: -в экспериментальной работе, в рамках проводимого исследования, участвовали только дети 2−3-летнего возраста, воспитывающиеся в семье;

— из членов семьи в опытно-поисковой работе в качестве субъекта совместной деятельности принимали участие только матери детей раннего возраста с РОП ЦНС, т.к. именно с матерью, в раннем возрасте, ребенок проводит наибольшее количество времени, также отмечается более тесный контакт «мать-дитя», начиная с внутриутробного периода и на протяжении всего раннего детства;

— не использовался в опытно-поисковой работе тендерный подход.

База исследования. Экспериментальной базой служил Детский центр восстановительного лечения (ДЦВЛ) г. Томска. В эксперименте участвовало 90 детей раннего возраста с резидуально-органическим поражением ЦНС (60 детей — экспериментальная группа, 30 детей — контрольная), а также матери этих детей. Со всеми детьми экспериментальной группы была проведена коррекционно-развивающая работа тремя курсами в течение года. Каждый ребенок посетил 60 занятий. Длительность каждого курса составляла от 4 до 6 недель. Занятия с детьми проводились в индивидуальной форме.

Выбранная теоретико-методологическая основа и поставленные задачи определили ход исследования.

Организация исследования. Исследование осуществлялось в четыре этапа:

Первый этап (2000;2002 гг.) — изучение и анализ состояния проблемы исследования путем изучения философской, психолого-педагогической, методической литературы, диссертационных исследований, что позволило выделить проблему исследования, определить объект, предмет, цель, гипотезу и задачи исследования, осуществить подбор диагностических методик и наметить программу опытно-поисковой работы.

Второй этап — (2003 г.) проведение констатирующего этапа опытно-поисковой работы.

Третий этап (2003;2004 гг.) — организация и проведение формирующего этапа опытно-поисковой работы. Проведение контрольно-оценочного этапа опытно-поисковой работы.

Четвертый этап (2004;2006 гг.) — обобщающий. Проводился анализ, обобщение, систематизация и описание полученных результатов опытно-поисковой работы, формулирование выводов и заключения. Осуществлено внедрение результатов исследования и оформление диссертационной работы.

Научная новизна исследования заключается в следующем: получены данные, расширяющие представления об общих закономерностях и специфике развития психофизических функций у детей 2−3-х летнего возраста с резидуально-органическим поражением центральной нервной системы;

— научно обоснована технология коррекции детского развития у детей с РОП ЦНС, а также подтверждена ее эффективность.

Теоретическая значимость исследования:

— уточнено содержание понятий «комплексная коррекционная помощь» применительно к ребенку 2−3 лет с РОП ЦНС и «консультативнокоррекционная помощь» матери данного ребенка;

— выявлены кретериальные показатели и получены качественные и количественные данные недоразвития психофизических функций у детей 2−3-летнего возраста с РОП ЦНС, что способствовало совершенствованию существующих методов организации коррекционной работы с детьми, имеющими резидуально-органическое поражение ЦНС при непосредственном включении матери в качестве обязательного участника в коррекционный процесс;

— научно обоснован алгоритм диагностики и коррекции психоэмоционального состояния матерей, у которых родились дети с резидуально-органическим поражением ЦНС.

Практическая значимость исследования:

— разработаны практические подходы и конкретные рекомендации к диагностике и психолого-педагогической реабилитации детей раннего возраста с РОП ЦНС, что позволяет решать важные практические задачи, связанные с организационно-педагогическими условиями коррекции психофизического развития детей раннего возраста с резидуально-органическим поражением ЦНС;

— предложенные организационно-педагогические условия коррекционно-педагогической работы с семьей могут использоваться практическими работниками общеобразовательных, специальных (коррекционных) и социальных учреждений при работе с детьми раннего возраста;

— материалы исследования могут быть использованы для подготовки методических рекомендаций, адресованных специалистам-дефектологам и семьям, имеющих детей с нарушениями в психофизическом развитии, а также в учебном процессе ВУЗов для студентов дефектологических специальностей, курсах подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителейдефектологов.

Обоснованность и достоверность результатов исследования, полученных выводов обеспечиваются исходными теоретическими и методологическими положениями, опирающимися на современные достижения психолого-педагогической науки, выбором адекватных методов исследования, достаточной репрезентативностью выборки испытуемых, качественным и количественным анализом полученных данных, комплексным подходом и личным участием автора в проведении данного исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством:

— участия в работе научно-практических конференций: всероссийских, международных (Красноярск, 2000, 2003; Тюмень, 2006,2007; Новосибирск, 2006);

— публикаций основных положений и результатов исследования в научных сборниках (Красноярск, 2000,2003; Новосибирск, 2006; Тюмень, 2006,2007);

— обсуждения основных теоретических положений на методическом семинаре и на заседаниях кафедры коррекционной педагогики Красноярского государственного педагогического университета (2004) — методическом объединении логопедов г. Томска (2004) — курсах повышения квалификации и переподготовки работников образования г. Томска (2005) — на семинарах в Центре раннего развития, Хобби-Центра г. Томска (2004;2005) — на заседаниях кафедры специальной педагогики Тюменского государственного университета (2006);

— педагогической деятельности в качестве учителя-дефектолога в детском центре восстановительного лечения (с 2003 по настоящее время) и логопеда-дефектолога в центре раннего развития Хобби-Центра г. Томска (2004;2006).

Положения выносимые на защиту:

1. Комплексная технология коррекции психофизических функций у детей раннего возраста с РОП ЦНС, включающая в себя: организацию коррекционно-развивающих занятий, участие матери в коррекционно-развивающей работе с ребенком в качестве неотъемлемогосубъекта педагогической деятельности, использование психолого-педагогического потенциала социальных работников, врачей, психологов и педагогов-дефектологов участвующих в коррекционном процессе.

2. Комплекс организационно-педагогических условий, направленных на реализацию разработанной технологии в условиях специализированного центра.

Структура и объем диссертации

: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения. Текст изложен на 159 страницах, включает 19 таблиц. Библиографический список содержит 167 источника, в том числе 19 на иностранных языках.

Выводы по III главе.

В ходе констатирующего эксперимента нами было определено, что у всех обследованных детей была выявлена задержка развития следующих психоневрологических функций (двигательных, перцептивных, интеллектуальных, речевых, коммуникативных), чтобы скоррегировать выявленную задержку развития, нами была разработаны и апробирована коррекционно-развивающая работа по коррекции данных функций, с целью восстановления у детей адекватного возрасту уровня формирования статико-моторных и психоречевых функций. В рамках формирующего эксперимента дети были разделены на три группы по степени выраженности нарушения. В процессе формирующего этапа опытно-поисковой работы следует отметить, что существенные изменения произошли по всем показателям психоневрологических функций у детей экспериментальных групп с выраженными, умеренно-выраженными и незначительными нарушениями и весьма незначительные изменения — у контрольных групп.

Заключение

.

Проведенное нами исследование было посвящено изучению организационно-педагогических условий коррекции психофизического развития детей раннего возраста с резидуально-органическим поражением центральной нервной системы в условиях медицинского учреждения.

Был изучен и учтен накопленный в дефектологии теоретический и экспериментально-практический опыт исследования детей раннего возраста с проблемами в развитии. Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам детско — родительских отношений, семейного воспитания, типов родительского отношения определил важное значение семьи в формировании личности ребенка, ее первостепенную роль в дальнейшей ее социализации. Среди всех отношений наибольшее имеют эмоциональные отношения между родителями и детьми. Именно они оказывают наибольшее влияние на формирование той позиции, которую будет принимать на себя ребенок, его самооценки, общительности, любознательности и других личностных качеств. Недостаток эмоциональных контактов, депривации различного типа всегда негативно отражаются на личности ребенка.

Опираясь на анализ литературных данных, можно констатировать, что на формирование взаимоотношений матери и ребенка влияют такие факторы, как личностные особенности родителей, клинико-психологические особенности ребенка и особенности семейных взаимоотношений. Однако взаимоотношения родителей и ребенка с проблемами в развитии, а также взаимоотношения между родителями складываются неоднозначно и зависят от ряда таких причин, как глубина дефекта, характер родителей и их отношения к дефекту. Кроме того, известно, что процессе взросления ребенка эти отношения претерпевают качественные изменения, связанные не только с физическими и психическими изменениями, но и с процессом осознания дефекта ребенка родителями.

Для решения поставленных в исследовании задач по изучению особенностей отношений матери и ребенка раннего возраста с проблемами в развитии, был подобран комплекс методик, отвечающий задачам исследования. Для изучения основных психофизических функций детей раннего возраста мы использовали модифицированную методику нейропсихологической диагностики при нарушениях развития высших психических функций у детей, предложенную Скворцовым И. А., Адашинской Г. А., Нефедовой И. В. (2000 г.) Комплекс заданий включает изучение социального, физического, познавательного развития, а так же предметно — игровой деятельности ребенка, состояние его речи. В эксперименте приняли участие дети третьего года жизни. Углубленное комплексное педагогическое обследование, ребенка раннего возраста с резидуально-органическим поражением ЦНС, является начальным этапом его обучения, в процессе которого определяется, как общий уровень его психофизического развития, так и его потенциальные возможности и индивидуальные особенности по основным линиям развития. Полученные данные в свою очередь делают возможным разработку адекватной уровню развития каждого ребенка индивидуальной коррекционно-развивающей программы обучения.

В констатирующем эксперименте участвовали дети, двух-трех летнего возраста с резидуально-органическим поражением ЦНС и их родители Мы провели комплексное всестороннее изучение особенностей развития двигательной сферы, психических, речевых функций, деятельности различных анализаторных систем детей раннего возраста с последствиями перинатального поражения ЦНС, имеющих нарушения ВПФ, что позволило получить полную картину недостатков развития познавательной и речевой деятельности и в зависимости от этого выделить три группы.

В результате исследования выяснилось, что у подавляющего большинства продиагностированных детей имеется довольно высокий уровень отставания в развитии высших психических функций (в экспериментальной группе — 23,2% детей имеют выраженные нарушения, 55,5% умеренно-выраженные и 21,2% детей имеют незначительные нарушенияв контрольной — выраженные нарушения — 27,4% детей, умеренно-выраженные — 48,8% детей и незначительно выраженные нарушения — 23,7% детей), что обусловливает: несовершенную координацию мелкой и крупной моторики (в связи, с чем у них значительно понижена самостоятельность и возможность осуществлять физические упражнения) — они недостаточно тонко различают цвета и оттенки, формы и величины предметових словарный запас крайне беден, они не владеют фразовой речью, а иногда и речью вообщене понимают значения многих словграмматический строй речи не сформированони не могут участвовать в ролевых играх. Обнаружено, что особо важное значение для испытуемых имеет общение с матерью, что полностью согласуется с данными, приведенными в литературных источниках, о роли матери в развитии ребенка.

Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего возраста с резидуально-органическим поражением ЦНС, была направлена на формирование тех психологических новообразований, которые должны быть, но еще не появились у ребенка: умение эмоционально общаться, подражать, совершать предметные действия, овладеть навыками опрятности и самостоятельности, а также формировать ведущую деятельность и психологические новообразования, характерные для детей третьего года жизни: предметную деятельность, представления о себе, совершенствование восприятия, наглядно-действенного мышления, появление фразовой речи, а так же формировать предпосылки к продуктивным видам деятельностилепке, рисованию, аппликации, конструированию.

Продолжительность коррекционно-развивающих занятий в зависимости от возраста (от 6 месяцев до 3-х лет) и психофизических способностей ребенка варьировалось от 3 до 25−40 минут, частота занятий 34 раза в неделю. Занятия проводились в течение года. Каждый ребенок прошел три курса, по 20 занятий за курс.

На этапе контрольного эксперимента было видно (в экспериментальной группе задержка психофизических функций варьировалась: у детей имеющих незначительно-выраженные нарушения от ОД до 1,6 месяцаумеренно-выраженные нарушения от 0,5 до 4,7 месяцев и у детей с выраженными нарушениями от 1,0 до 6,4 месяца и в контрольной группе: у детей имеющих незначительно-выраженные нарушения от 0,5 до 4,0 месяцаумеренно-выраженные нарушения от 1,0 до 8,6 месяцев, с выраженными нарушениями от 2,2 до 10,1 месяца), что углубленные систематические коррекционно-развивающие занятия с детьми раннего возраста с резидуально-органическим поражением ЦНС являются начальным этапом обучения и развития ребенка в социальной, физической, познавательной и предметно-игровой деятельности и способствуют предупреждению и профилактике вторичных отклонений в развитии, что положительно сказывается на становлении личностных качеств ребенка.

Определение психо-эмоционального статуса и особенностей личностной структуры матерей, обследуемых детей, имеющих отставания в развитии высших психических функций, мы проводили с помощью теста Розенцвейга и рисуночного теста «Дом — Дерево — Человек». Результаты экспериментальной работы позволяют говорить о возможности использования данного комплекса методик для исследования формирования взаимоотношений матери и ребенка раннего возраста, имеющего проблемы в развитии.

В результате психодиагностического исследования матерей было выявлено, что у большинства из них преобладают неконструктивные способы поведения в трудных ситуациях, а также выраженная тенденция к проявлениям эмоционального неблагополучия, что обусловливает наличие в их поведении таких признаков, как нежелание общаться, агрессивность, отрицательные чувства, претензии на власть, тревожность, эмоциональная нестабильность и так далее.

Анализ полученных результатов показал, что родители детей с нарушениями в развитии неадекватно оценивали особенности психофизического развития их ребенка. Это проявилось в некоторых противоречиях в отношении родителей к их детям. Во-первых, отдавая себе отчет в том, что их ребенок социально и личностно несостоятелен, инфантилизируя и инвалидизируя его, родители требовали от детей успехов и достижений. Во-вторых, проявляя мягкость и терпение, направленное на ребенка, матери и отцы демонстрировали раздражение, нетерпимость, неприятие своих детей по поводу их неуспешности, неумелости, неадекватности. Взрослые воспринимали своего ребенка с позиции инфантилизации и инвалидизации, испытывая при этом чувство стыда, огорчения и раскаяния, по поводу имеющегося у их ребенка проблемы в развитии. Родители старались исполнить какие-либо просьбы детей, жалея их, стараясь оградить от реальных жизненных проблем. Но, не выдерживая долго фрустрирующей ситуации, родители вновь проявляли агрессию по отношению к ребенку.

Полученные результаты дают возможность констатировать, что в семьях, имеющих детей с проблемами в развитии, нарушается система восприятия ребенка родителями. Наблюдалось ярко выраженное эмоциональное отвержение по отношению к нему. В связи с психофизическим отставанием ребенка, многие родители испытывали комплекс разрушенных надежд. Данный факт нашел свое подтверждение в литературе.

Начальная диагностика матерей послужила поводом для разработки коррекционных мероприятий, направленных на регуляцию эмоциональных и поведенческих отклонений.

Программа коррекционно-развивающей работы для работы с детьми, имеющими проблемы в неврологическом статусе может быть рекомендована для работы специалистам в детских садах и специальных медицинских учреждениях.

Коррекционная программа, направленная на стабилизацию эмоционального состояния для работы с матерями, имеющими детей, с проблемами в неврологическом статусе может быть рекомендована для работы педагогам и психологам в специальных учреждениях или детских садах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Авдеева Н. Н. Развитие образа самого себя у младенца: Автореф.дис.. канд. психол. наук.-М., 1982.-22с.
  2. Н.Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве//Вопр.псих.- 1997.- № 4.- С. 3−12.
  3. Агавелян М. Г. Общение детей с нарушением умственного развития: автореф.дисс. .докт.пед.наук.М., 1989.
  4. Е.А. Современная психотерапия:.-Спб.:Академический проспект, 1997.-335.
  5. Г. Е. Расту, играю, развиваюсь!.- Екатеринбург: У-фактория, 2004.- С.32−64.
  6. Алексеев O. JL, Коркунов В. В. Системный подход как методологическая основа научного познания. Специальное образование: научно-методический журнал / Урал. гос. пед. ун-т- Ин-т спец. обр-я. Екатеринбург, 2002. № 1. С. 6−17.
  7. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса.-Минск. Университетское, 1990.-560с.-(Б-чка сер. «Ун-т -школе»).
  8. .Г. Человек как предмет познания: Изд-во Ленинградского Ун-та, 1968.-339с.
  9. Н.Г., Соколова Л. В. Этот удивительный младенец (о развитии и воспитании ребенка первого года жизни). Спб, Лань, 1999. -224с.
  10. Ю.Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем/П.К. Анохин,-М., 1975.-449с.
  11. П.Архипова Е. Ф. Предречевое развитие и особенности его нарушения в ранних стадиях ДЦП? // Медицинская реабилитация и социальнаяадаптация больных ДЦП: Руководство для врачей. Ташкент: Медицина, 1979. — 95 — 106 с.
  12. И.С. межличностные отношения в семье, имеющей умственноОотсталого ребенка: Автореф.дис. .канд.психол.наук.-Н.Новгород, 2000.-19С.
  13. О.А., Журба JI.T., Тимонина О. В. Детский церебральный паралич.-Киев: Здоровье, 1988.-328с.
  14. О.В. Диагностика психического развития детей первого года жизни.-М.: МГУ, 1986.-92с.
  15. В.М. Избранные произведения:(статьи и доклады) вступ. ст. и примеч. проф. В. Н. Мясшцева.-М., Медицина, 1954.-528с.
  16. В.М. объективная психология.Спб., 1907.
  17. П.Богданова Т. Г., Мазурова Н. В. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности глухих младших школьноков// Дефектология. -1998.-№ 2.-с. 19−23.
  18. Т.Г. Сурдопсихология:учеб.пособие для студентов высш. пед. заведений-М.: Изд. центр «Академия», 2002.-224с.
  19. К.Д., Эггерс X. Влияние различных отягчающих факторов на психофизическое развитие детей в раннем возрасте// Неврапотология и психиатрия. 1980, № 10.
  20. Е. В. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. — М.: Просвещение, 1983. — 212 с.
  21. Н.С., Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. — М., «Новая школа — ГНОМ-ПРЕСС», 1997. — 245 с.
  22. А.Я. труктура и типы родительских отношений.автореф. дис.. канд. психол. наук (А.Я.Варга.-М., 1986.-17 с.)
  23. Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефекта. -М. .Просвещение., 1987.-160с.
  24. Воспитание детей раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада и родителей/ Е. О. Смирнова., Н. Н. Авдеева., Л. Н. Галигузова, и др.-М.: Просвещение: Учебная лит., 1996.-158 с.
  25. Л.С. К психологии и педагогике детской дефективности. Собр. Соч., Т. 5. — М., 1983. — 456 с.
  26. Л.С. Мышление и речь. // Соч., Т. 2. — М., 1989. — 556 с.
  27. Л.С. История развития высших психических функций. Собр.соч.: в 6 т.- М.: Педагогика, 1983, — т.З.- с.5−328
  28. Л.С. Младенческий возраст / Вопр.детс.психол. СПб, Союз, 1997. — С. 40−111.
  29. Т. развивающие игры с малышами до трех лет.-Ярословль.Академия развития, 1996.-114с.
  30. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий// Психологическая наука в СССР.- М., 1959.-Т.1.- с.441−469.
  31. П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии.-1969.-№ 1.-с.34−45.
  32. Г. В. Нарушения формирования привязанности у детей -сирот в раннем возрасте // Дефектология. 1994. — № 3.
  33. С.В. Нарушения предречевого поведения у младенцев в условиях полной материнской депривации.Автореф. дисс.. канд. мед. наук. М., 1998.-22с.
  34. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития/Под.ред.Е. А. Стребелевой.-М.: Полиграф-сервис, 1998.-336с.
  35. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия М., 2001. — 364 с.
  36. Дети с отклонениями в развитии: методическое пособие / Сост. Н. Д. Шматько. -М.: Аквариум, 1997. 128.
  37. Диагностика и коррекция психологического развития дошкольника /Под.ред.ЯЛ.Коломинского, Е. А. Панько.-Минск, 1997.-85с.
  38. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / под ред
  39. С.Л.Новоселовой.-М.: просвещение, 1985.-С. 140−145.
  40. И. Поиграем, малыши! М.: Просвещение, 1992. — 67 с.
  41. Т.А. Основные направления и методы реабилитационной психологической работы с инвалидами молодого возраста вследствии ДЦП // Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствии ДЦП. М.: ЦИЭТИН, 1991. — С. 112 — 120.
  42. З.М., Ростягайлова Л. И. Квопросу об организации медико -психолого- педагогической помощи детям раннего возраста с отклонениями в развитии. // Ж. «Дефектология», 2003, № 4.
  43. З.М. Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития.-М., 1998.-е. 120−124.
  44. М.Г. Возникновение активной речи в процессе сотрудничества со взрослым у детей раннего возраста.: Автореф.дис.. канд. психол. наук.-М., 1982.-22с.
  45. Т.Н., Микиртумов Б. Е. Формирование биосоциальной системы «мать-дитя» и ее функционирование в раннем детстве// Обозрение психиатр, и мед. психол. 1995. — № 1. — С. 55- 63.
  46. Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. М.: Медицина, 1993.- 112с.
  47. Морозов В.И./последствия перинатального поражения нервной системы у детей//Педиатрия.-1998−35−37с.
  48. Л.Т., Мастюкова Е. М. Нарушение психомотороного развития детей первого года жизни. -М.: Медицина, 1981. -272с.48.3амский Х. С. Умственно отсталые дети. М.: НПО «Образование», 1995.-400 с.
  49. А.И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей // Вопросы психологии.-1982.-№ 1.-с.59−68.
  50. Л., Карлссон В., Окерман М. Ребенок от 0 до 2 лет. М.: Знание, 1987.-172 с.
  51. С.Н., Труве Э. И. Психология речевого развития ребенка.1. Ростов-на-Дону, 1987.
  52. А.А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика. — М, 1998. —268 с.
  53. А.А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности «Дефектология». -М.: просвещение, 1988. -140 с.
  54. Клиническое обоснование принципов коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольниками, страдающими ДЦП и ЗПР: Методические рекомендации / сост. Э. С. Калижнюк. М., 1973. — 22 с.
  55. М. Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной жизни ребенка // Психоанализ в развитии. Сборник переводов. Екатеринбург, Деловая книга, 1998. — С. 59 — 107.
  56. В.В. Психотерапия детского возраста.-М.Медицина, 1979.-560с.
  57. О.Н. Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет. СПб.: СОЮЗ, 1998. -96с.
  58. Т.К. Ребенок с особыми образовательными потребностями // Альманах ИКП РАО, 2002. — № 5.
  59. Г. Психология развития.- СПб.: Питер, 2001. 368 с.
  60. н.Б., Федосеева Т. Н. Игры и занятия с детьми до 3 лет. -JL: Медицина, 1974. -220с.
  61. В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте./В.В.Лебединский.-М.:Академия, 2003.-144с.
  62. В.В. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция (В.В.Лебединский, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская и др.
  63. М.: изд-воМГУ, 1990.-197 с.)
  64. Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей,— М.:Учпедгиз, 1954.57.
  65. Ю.И. Патопсихология: теория и практика: учеб. пособие. -М, академия, 2000. -232с.
  66. А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах. т.2, М., Педагогика, 1983.-Т.1.-С.285.
  67. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1975.-c.304
  68. А.Н. Проблемы развития психики.-М.: Изд-во МГУ, 1959,-551с.
  69. М.И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей первых семи лет жизни// Вопросы психологии.-1978.-№ 5.-с.73−78.
  70. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.-144с.
  71. Лич П. Младенец и ребенок. От рождения до пяти лет. СПб.: 1998. -278с.
  72. А.Р. Основы нейропсихологии. — М.: Просвещение, 1979. — 254.С.
  73. А.Р., Симерницкая Э. Г. О функциональном взаимодействии полушарий головного мозга. —М.: Просвещение, 1980. — 338.с.
  74. Н.В. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности глухих школьников: Автореф. дис.. канд. псих. наук.-М., 1997.-16с.
  75. Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом: в 2-х частях, — М.: УПК «Федоровец», 1996, — 182с.
  76. Н.Н. Актуальные проблемы специального образования и пути их разрешения в России// актуальные проблемы специального (коррекционного)образования: Материалы науч. практ. конф. -Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2003. — С. З — 26.
  77. А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. М.: Педагогика — пресс, 1996. -М., 1976. — 24с.
  78. И.И. Умственное воспитание детей в семье.-Л.:Медицина, 1984.-47С.
  79. И.И., Киреева Л. А. Психолого-педагогическая помощь в семье.-Л.: Знание, 1986.-117с.
  80. И.Ф. Задержка психического развития. М.: Компенс -центр, 1993.- 198с.
  81. Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии:Ранняя диагностика и коррекция.-М.: Просвещение, 1992.- 94с.
  82. Е.М. Лечебная педагогика. М., 1997. — 378 с.
  83. Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. М.: Медицина, 1993. -112с.
  84. Ю.В. Нейропсихологические индивидуальные различия в детском возрасте:Афтореф. дис. д-рапсихол.наук. М., 1999.
  85. Г. А. пути формирования сотрудничества родителей с детьми раннего возраста с отклонениями в развитии / автореф. дисс. на соиск.уч.степени к., пед. наук. М., 1998.
  86. г. А. особенности организации предметно- игровой деятельности ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития// дефектология. 2000. № 5.
  87. Мир детства: Дошкольник/ под ред. А.Г.Хрипковай- отв. Ред. А. В. Запорожец. -М.: Педагогика, 1987. -256с.
  88. М., Короткова Н. как играть с ребенком. М.: Педогогика, 1990.-241с.
  89. Монова-Томова B.C., Пирьов Г. Д. Психологическая реабилитация, принарушениях поведения в детском возрасте.-София, 1981.-287с.
  90. М. По кн.: Замский Х. С. Умственно отсталые дети, — М.: НПО «Образование», 1995.- 400с.
  91. В.И. / последствия перинатального поражения нервной системы у детей // Педиатрия. 1998- 35−37 с.
  92. Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца//Вопр. психол. 1994, № 6.- с. 16−25.
  93. Р.Ж. Мать и младенец. СПб, Университет, 1999.
  94. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студентов ВУЗов, 6 изд. — М.: «Академия», 2000. — 321 с.
  95. B.C. Детская психология: Учебник для студентов пед инс-ов,-М.:Просвещение, 1985.-272с.
  96. В.Н. Личность и отношения человека // проблема личности / Материалы симпозиума. -Т.1. -М., 1969. 130с.
  97. В.Н. О связи общения, отношения и отражения как проблеме общей и социальной психологии// Тезисы симпозиума «социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развития контактов между людьми». Л., 1970.
  98. ЮО.Обозов Н. Н. Совместимость и сработанность людей/Н.Н.Обозов.-СПб.:Речь, 2000.-227с.
  99. Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. — М.: Российское педагогическое агенство, 2000. — 455 с.
  100. Ю2.0бщение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми/ Под ред. М. И. Лисиной. М.: Педагогика, 1985.-118с.
  101. Т.Н. Психоневрологическое развития дошкольников М.: Медицина, 1996.-289 с.
  102. Ю4.Павлова Л. Н. Знакомим малыша с окружающим миром. М.: Просвещение, 1987. — С. 194 — 221.
  103. Ю5.Пантюхин Г. В.Д. Л. Печера, ЭЛ. Фрухт Методы диагностики нервнопсихического развития детей раннего возраста/под. ред. проф. В. А. Доскина.-М.: ВУНМЦ, 1996.-76с.
  104. Юб.Песталоцци И. Г. Хрестоматия по истории педагогики Т. 1. / сост. И. Ф. Свадковский. М.: Учпедгиз, 1938. — 438 с.
  105. . Избранные психологические труды. М: Просвещение, 1969.-659С.
  106. Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
  107. М.И. Речь детей раннего возраста // Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф.А.сохина. М. образование, 1976. -С.34−37.
  108. ПО.Психология детей дошкольного возраста//Под ред. Запорожца А. В., Эльконин Д.Б.-М, 1964, — 48с.
  109. Психогимнастика в тренинке / ред. Н. Ю. Хрящевая СПб.: «Речь», 2000. — 256 с.
  110. Ю.Г. Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития .- М., 1998 с. 129−136.
  111. ПЗ.Разенкоав Ю. А. Пути коррекционно-педагогической работы с детьми первого года жизни группы риска в условиях дома ребенка: автореф.дис. .кан.пед.наук.-М., 1997.-16с.
  112. И.Е. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. -М.: ВЛАДОС, 1996. 529 с.
  113. С.Л. Методики экспериментальной психологии и опыт приминения их в клинике.-М.: Медицина, 1970.-215с.
  114. Пб.Руссо Ж. Ж. Хрестоматия по истории педагогики. Т. 1. / сост. И. Ф. Свадковский. -М.: Учпедгиз, 1938.-438 с.
  115. П.Рыбников Н. А. Язык ребенка. М.: Гос. изд., 1926. — С. 25−33.
  116. Е. Мамина книга. М. 6. Издательский дом МСП, 1997. -345с.
  117. И. А. и др. Исследование «профиля развития"психоневрологических функций у детей до 7 лет и психологическая коррекция нарушений. Методическое пособие. —М.: Тривола, 2002. — 28 с.
  118. И.А. Детство нервной системы, М., 1995. — 345 с.
  119. И.А. Развитие нервной системы у детей. Учебное пособие. — М.: Тривола, 2002. — 33 с.
  120. И.А., Адашинская Г. А., Нефедова И. В. Модифицированная методика нейропсихологической диагностики и коррекции при нарушениях развития высших психических функций у детей. Учебно-методическое пособие. —М.: Тривола, 2000. — 50 с.
  121. Е.О., Рошка Г. Н. Роль общения со взрослыми в развитии предметно-манипулятивной деятельности ребенка на первом году жизни // Вопросы психологии.- 1987.-№ 3.-с.57−63.
  122. Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент // Вопр. Психол. 1995. — № 3. — С. 134 — 150.
  123. JI.H. Методы психологической диагностики/JLН.Собчик.-м., 1990.-Вып. 1−3.
  124. К.В. Психическое развитие младенцев в условиях материнской депривации: Автореф. дисс. .канд. мед. Наук. -М., 1997.
  125. Специальная дошкольная педагогика: учебное пособие / под ред. Е. А. Стребелевой. -М.: «Академия», 2001.-312 с.
  126. А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватности родительских позиций// Семья и формирование личности/под. ред.А. А. Бодалева.-М.:Просвещение, 1981.-115с.
  127. А.С. Нарушение игровой деятельности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.
  128. ., Лич П., Добсон Д.- По кн. Хомеляйкен Ю. Воспитание родителей: концепции, исправления и перспективы.- М.: Просвещение., 1993.-109с.
  129. Ш. Стребелева Е. А. Коррекционно-воспитательная работа с детьмираннего возраста, имеющими нарушения в развитии // Дефектология. -1996.-№ 4.-с.75−83.
  130. Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучение детей (2−3 лет): Ранняя диагностика умственного развития. М.:Компания «Петит», 1994.-32с.
  131. Е.А. Современный подход к дошкольному воспитанию детей с отклонениями в развитии // Дефектология.- 1997.-№ 2.-с.50−58.
  132. В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. М., Гпом Пресс, 1999.-63с.
  133. В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии// Дефектология.-1998.-№ 4.-с.З-9.
  134. Тонкова Ямпольская Р. В. Становление физиологических механизмов речи у детей первых 3 лет жизни. Автореф. дисс. .докт. мед. наук. — JL, 1968. — 37 с.
  135. Г. К. Особенности психики подросткового возраста//Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте.-М., 1971.-с.12−18.
  136. Ш., Либерман С. 400 способов занять ребенка от 2 до 8 лет. СПб.: Питер — пресс, 1996. — 152 с.
  137. Филиппова Г. Г. Психология материнства и ранний онтогенез.-М., 1999.-73с.
  138. А. Азбука для родителей. Л., Лен. издат, 1991.
  139. Ш. Чарова О. Б. Особенности материнского отношения к детям снарушением интеллекта: Автореф.дис.канд.психол.наук.-0рел.2003.
  140. Ю.А., Волостных О. Ю. Психологические особенности детей с отставанием в психофизиологическом развитии. Чита: Изд-во ЗГПУ, 1998.-49 с.
  141. Л.М., Иванов Е. С., Виноградова А. Д. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации. СПб, 1997. — С. 24−25.144.1Пкольникова Н. Н. Развивающее взаимодействие с детьми раннего возраста // Дефектология. 1991. — № 4 — С. 64 — 68.
  142. JI.C. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. М.: Роспедагентство, 1997.-84с.
  143. Э.Г., Юстицкис В.Психология и психотерапия семьи. -СПб. Литер, 1999.-656с.
  144. Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии/под.ред. Л. И. Вассермана.-М.:Фолиум, 1996.-63с.
  145. Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко.-М.:Педагогика, 1989.-55с.
  146. Э. Детство и общество: Сокр.пер. с англ. С. Ю. Бельчугова.-М., 1992.-589с.
  147. Д.Б. Детская психология. —М., 1980. — 342 с.
  148. Д.Б. Психология игры. — М., 1984. — 471 с.
  149. Ainsworth М. Patterns of attachment behavior seen by the infant interaction with his mother.-Merrill, 1964.-123p.
  150. Allen., Edward E. Education of defectives.-St.Louis, 1904.-36p.
  151. Bowlby J. Maternal care and mental health.-Geneva, 1951.-166p.
  152. Children today.-1995.-vol.23.-№ 4.-56p.
  153. Freud A. The age and the mechanisms of defence.-N.-Y., 1946.-252p.
  154. Goldfard W., Schaffer R. Psychological deprivation in fancy Mothering.-Fontana. 1977.-127 p.
  155. Maslow A. Motivation and personality.-N.-Y., 1954.-405p.
  156. Levitt S. Treatment of cerebral palsy and motor delay. 1977. 255p.
  157. Hari M., Akos K. Conductive Peolagogy. Budapest, 1971 — 341p.
  158. Holden, G.W. Parental attitudes towards childrearing. In: M. Bronstein (Ed.) Handbook of parenting. V 3. Children and parenting. 1995. P. 359 392.
  159. Peter F. Beweyungsanaly sen und Bewegungstherapie in Sauglings und kleinkind alter. Stuttgart, New York, 1979. — 154s.
  160. M. А. Цит. по: Антонов В. В. О роли контакта с матерью в психическом развитии ребенка // Журн. невропатол. и психиатр. -1975.-№ 10.-С. 1568−1572.
  161. Rodrigo, M.S., Triana, В. Parental beliefs about child devolopment and parental inferences about actions during child-rearing episodes. European, Journal of Psycholoqy of Education. 1996. V. II. P. 55−78.
  162. Ross A.O. Das Sondenkind/A.O.Ross.-Stuttgardt, 1967.
  163. Sigel, I.E. A conceptual analysis of beliefs. In I. Siegel (Ed.) Parental belief systems: The psychological consequences for children. Hillsdale, NS: Lawrence Eribaum Associates. P. 345−371.
  164. Spits R.A., Robertson Hospitalism. A follow up report.// Psychoanal. Study of Child.-N.-Y.-1946.-№ 2.39.-P. 12−38/
Заполнить форму текущей работой