Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Механизм повышения эффективности управления туристским бизнесом региона на основе экостратегий: на примере Брянской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выяснено, что экономическое и социально-культурное воздействие туризма на мировую и национальную экономику стран проявляется разными путями. В частности, мировой туризм является источником финансовых поступлений и средством обеспечения занятости населения страныспособствует диверсификации экономики, развивая отрасли, обслуживающие сферу туризма, в том числе строительство, торговлю, сельское… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основы управления развитием индустрии туризма
    • 1. 1. Туризм как экономическая категория и предмет исследования
    • 1. 2. Анализ современного состояния и тенденции развития туризма за рубежом и в Российской Федерации
    • 1. 3. Инновационные технологии в туризме как фактор формирования новых форм хозяйственных отношений (на примере экологического туризма)
    • 1. 4. Особенности управления развитием индустрии туризма в регионе
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. Концептуальные основы устойчивого развития туристского региона и методические аспекты экологического менеджмента в туризме
    • 2. 1. Влияние туризма и рекреации на региональное развитие и роль достопримечательностей в формировании туристско — рекреационной специализации региона
    • 2. 2. Экономические и управленческие механизмы взаимодействия туристско — рекреационной сферы с экологической средой
    • 2. 3. Туристское предприятие как субъект проэкологических преобразований
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. Механизм формирования экологического управления на предприятиях туристского бизнеса региона
    • 3. 1. Анализ условий и потенциала развития туристского бизнеса Брянской области
    • 3. 2. Эмпирическая верификация рыночной и экологической ориентации туристских предприятий Брянской области
    • 3. 3. Экостратегическая концепция туристского предприятия и туристской деятельности в регионе
  • Выводы по третьей главе

Механизм повышения эффективности управления туристским бизнесом региона на основе экостратегий: на примере Брянской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Быстро развивающийся российский туристский рынок становится фактором преобразования всей российской экономики. Эти изменения заключаются в обновлении всей хозяйственной структуры в направлении увеличения доли валового внутреннего продукта (ВВП), приходящейся на так называемый третий сектор, т. е. на услуги. Результаты этих преобразований уже заметны: доля сектора услуг в ВВП уже превышает 58%, тогда как сельское хозяйство дает только 7%, а промышленность — около 34%. Занятость населения в секторе услуг несколько меньше -56,3%, против 13% в сельском хозяйстве и 30,7% в промышленности.

Таким образом, туристская индустрия превращается в одну из важнейших отраслей экономики России, и ее вклад будет возрастать. Однако индустрия туризма эксплуатирует природные, культурные и исторические ресурсы страны, нуждается в собственности на землю, производит отходы, загрязняет воздух, воду и почву, оказывает мощное антропогенное воздействие на природу. Следовательно, инновационными решениями экологических проблем внутреннего туристического рынка является развитие экологического туризма и экологического управления туристским бизнесом. Особое значение развития экотуризма во всем мире, необходимость контроля за этим процессом обусловили тот факт, что ООН объявила 2002 г. Международным годом экологического туризма.

Экологический туризм может значительно облегчить задачи по финансированию природоохранных мероприятий. Большие надежды возлагаются на экотуризм в реализации концепции устойчивого развития туризма и путешествий.

Исследования в сфере менеджмента экологического туризма во многом носят инновационный характер. Это касается: уникальной роли экологического туризма в урбокомпенсационной рекреации и управлении урбанизацион-ными процессамиинтегративного и дидактического значения экологического туризма, что выводит его на надвидовой системный уровень особого направления в туризме, как школы общения с природной средойпроблем становления и перспектив развития, особенностей управления, задач и функций менеджмента экологического туризма.

К сожалению, реальные отношения между рекреацией, туризмом и природоохранной деятельностью обычно сводятся к сосуществованию, которое заканчивается конфликтом. Причины этого, чаще всего, состоят в неправильном управлении, некорректной постановке целей, отсутствии необходимости планирования, а также в адекватной оценке последствий развития туризма и рекреации для природы и социума регионов. Поэтому в очень глубокой проработке нуждается определение направлений формирования теоретической и методической базы экологического менеджмента туризма. Именно менеджмент обеспечивает экономическое и социальное развитие, определяет успехи туристской организации в конкурентной борьбе на рынке.

В связи с этим актуальность темы диссертационного исследования определяется потребностью в теоретически обоснованных и практически значимых разработках, обеспечивающих эффективное управление процессом функционирования и развития предприятий сферы туризма на основе экостратегий. Разработка теоретических основ и методических положений по созданию высокоэффективного и конкурентоспособного турбизнеса обеспечит широкие возможности для удовлетворения растущих потребностей российских граждан в туристских услугах, а также внесет значительный вклад в экономику региона.

Степень разработанности проблемы. В процессе исследования автором изучены труды отечественных и зарубежных ученых и практиков по рассматриваемой проблеме, таких как: В. И. Азар, М. Альберт, И. К. Белявский, М. Б. Биржаков, Е. И. Богданов, В. Ю. Воскресенский, О. С. Виханский, В. Г. Гуляев, Е. А. Джанджугазова, П. Друкер, И. Енджейчик, М. А Жукова, Н. А. Зайцева, А. Б. Здоров, И. В. Зорин, В. А. Квартальное, Н. И. Кабушкин, А. А. Клейман, Е. Ю. Колбовский, Ф. Котлер., В. А. Медведев, Е. Я. Морозова, М. А. Морозов,.

М.Х. Мескон, Г. А. Папирян, М. Портер, Л. Ю. Проурзин, А. В. Сабельников, В. Б. Сапрунова, Ю. П. Свириденко, B.C. Сенин, Т. К. Сергеева, А. Томпсон, Р. А. Фатхутдинов, К. Хаксвер, Ф. Хедоури, В. В. Храбовченко, A.M. Чибинёв, о.

А.Д. Чудновский, Б. А. Чуб, И. Шумпетер и других, концепция реорганизации и развития туризма в РФ, федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации», федеральные законы «Об особо охраняемых природных территориях», «Об охране окружающей среды», международные правовые акты в области туризма.

В работах перечисленных авторов исследуются: концептуальные основы функционирования сферы туризма вообще и экологического туризма в частностиметоды и формы туристской деятельности, пути поиска новых направлений ее развитияпроблемы менеджмента и маркетинга в туристской индустрииорганизация инновационной и инвестиционной деятельности в туристском бизнесенаправления развития рынка туристских услугвопросы эффективности стратегического управления.

Вместе с тем анализ приведенных источников показывает еще недостаточную разработанность в теоретическом и методическом плане аспектов создания эффективной системы управления туристским бизнесом на основе эко-стратегий. В литературе ощущается значительный дефицит работ, в которых обсуждаются весьма важные проблемы охраны окружающей среды и поднимаются проблемы адаптации экономики российского туризма к современным тенденциям в управлении предприятием.

Таким образом, необходимость научно-методического обоснования хозяйственных инструментов, обеспечивающих оптимальную реализацию экономических возможностей региона в его туристскую способность посредством повышения эффективности управления предприятиями туристской индустрии, определили тему, цель, задачи, объект и предмет данного исследования.

Цель диссертационного исследования заключается в разработке теоретических основ и методических положений, обеспечивающих повышение эффективности управления туристским бизнесом на основе экостратегии в интересах оптимальной реализации экономических возможностей региона в его туристскую способность.

Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих основных задач: проанализировать и уточнить аппарат понятий и категорий туризмараскрыть сущность, экономическое значение туризма в мировом хозяйстве и оценить современные тенденции развития туризма за рубежом и в РФрассмотреть инновации в туризме и элементы инновационной политики (на примере экологического туризма) — уточнить категорию экологический туризм, определить его социально-экономическое воздействие на социальную и окружающую среду и обосновать экономический эффект от развития экотуризмавыявить особенности управления развитием индустрии туризма в регионевыявить особенности и уточнить концептуальные положения стратегий устойчивого развития туристского регионаоценить роль экологически значимых и привлекательных объектов показа в формировании туристско-рекреационной специализации регионов Брянской области для создания дополнительных импульсов к ускоренному социально-экономическому развитиюсформулировать основные принципы и базовые понятия экологического менеджмента в туризмеразработать концепцию стратегического управления туристским предприятием на основе построения экостратегии в региональном масштаберазработать рекомендации по применению системы экологического управления предприятиями туристского бизнеса региона и создать модель интегрированной системы управления туристским предприятием, основанной на интеграции экологических целей в функциональную структуру предприятияпредложить понятия, позволяющие классифицировать туристские предприятия по отношению к комплексной реализации экологического управления.

Объектом исследования являются туристские предприятия Брянской области.

Предмет исследования — теоретические аспекты, методические положения и практические механизмы, обеспечивающие повышение эффективности экологического управления предприятиями туристского бизнеса в регионе.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных специалистов в области экономической теории, организации и управления туристской деятельности, их применение к поставленным целям и задачам исследования. Методологической основой исследования являются фундаментальные положения системного подхода, диалектического метода познания экономических процессов и явлений, логического анализа, общей теории экономики и менеджмента, принятия решений, экономического анализа, методов оптимизации, экспертных оценок, а также социологические методы (наблюдение, анкетирование, экспертные опросы руководителей турфирм).

Научная новизна диссертационного исследования заключается в дополнении и обосновании теоретико-методических положений, способствующих повышению эффективности экологического управления предприятий туристского бизнеса Брянской области, в разработке концепции экостратегии туристского предприятия и практических рекомендаций по формированию и развитию экостратегий в сфере туризма.

К научным результатам, определяющим новизну диссертационного исследования, относятся: дополнены и усовершенствованы теоретико-методические положения, определяющие сущность, социальную и экономическую роль экологического туризма на основе выявления современных тенденций развития туристского бизнеса в Российской Федерацииобоснованы инновационные направления обеспечения экологически безопасного развития туриндустрии и концепции экологического туризма, убеждающие в том, что экологическому туризму, как направлению туристского бизнеса, присущи определенные особенности его организации, учет которых и порождает экономический и социальный эффекты от развития этого вида турбизнесасформулированы принципы и направления достижения устойчивого развития туристского региона, которые могут рассматриваться на данном этапе развития экономики как основа стратегии дальнейшего развития регионапредложен метод позволяющий оценить туристско-рекреационную специфику каждого региона, выделить его туристский потенциал и возможности на основе экспертной оценки с установлением качественных характеристик туристско-рекреационной привлекательности отдельных зон регионаразработаны методические аспекты рекреационного экологического менеджмента в экотуризме: сформулировано определение «рекреационный экологический менеджмент», предполагающее серию управленческих реализацийопределены базовые понятия и принципы рекреационного экологического менеджментаразработана и предложена концепция экостратегии туристского предприятия, основанная на включении экологического фактора в стратегию управления предприятием, позволяющем увеличить шансы на усиление рыночной позиции либо шансы развития фирмы. разработаны рекомендации по применению системы экологического управления предприятиями туристского бизнеса региона на основе модели интеграции экологических целей в функциональную структуру туристского предприятиявведены новые понятия, позволяющие классифицировать туристские предприятия по отношению к комплексной реализации экологического управления.

Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в том, что разработанные теоретические основы и методические положения повышения эффективности экологического управления туристским бизнесом с целью оптимальной реализации экономических возможностей региона в его туристскую способность развивают теории экономики, организации и управления применительно к сфере туризма.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности туристских предприятий, а также в образовательном процессе в высших учебных заведениях туристского профиля. Как теоретические результаты, так и приводимые эмпирические примеры могут оказаться полезными для достижения прикладной цели, связанной с созданием методов и технологий построения экостратегий и их внедрением в хозяйственную практику. Они также могут рассматриваться в качестве своеобразного инструктажа, ориентированного на предпринимателей и менеджеров туристского бизнеса.

Вследствие недостатка на отечественном рынке учебных изданий, посвященных обсуждаемой проблематике, а также благодаря большому педагогическому опыту автора работа может оказаться полезной в качестве учебного пособия для преподавателей, студентов и аспирантов, обучающихся по туристским специальностям, а также работников туристской индустрии.

Работа может оказать практическую пользу руководящим работникам органов местного самоуправления в туристских регионах, а также лицам, ответственным за выработку решений в области туристской и экологической государственной политики.

Основные положения и выводы диссертационного исследования реализованы в практической деятельности турфирм ООО «АТР», ООО «Миллени-ум» г. Брянска.

Диссертация и разработки, отраженные в ней, обсуждены и одобрены на заседании кафедры экономической теории и мировой экономики Брянского государственного университета.

Основные результаты исследования используются в учебном процессе БГУ при изучении дисциплин «Мировая экономика и международные экономические отношения», «Экономика и управление в социально-культурном сервисе и туризме», «Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме», «Экономика туризма».

Апробация и публикация результатов исследования. Наиболее важные положения и результаты диссертационного исследования апробированы на международных научно-практических конференциях: «Проблемы прогнозирования и государственного регулирования социально-экономического развития» (Минск, 2007), «Географические проблемы сбалансированного развития старо-освоенных регионов» (Брянск, 2007), «Современные научные достижения -2008» (Прага, 2008), «Научное пространство Европы — 2008» (София, 2008), а также на семинарах, деловых встречах и межвузовских конференциях, проводимых на базе Брянского государственного университета в 2005 — 2008 гг.

Автор имеет 9 научных работ по теме диссертации общим объёмом 4 п.л.

Структура и объем диссертационной работы. Структура работы определяется поставленными целями и решаемыми задачами, состоит из введения— трех глав, заключения, списка литературы, включающего 176 источников, приложения. Объём работы составляет 211 листов машинописного текста, в том числе 28 таблиц, 23 рисунка и приложения.

Общие выводы и результаты проведенного автором диссертационного исследования состоят в следующем:

1. Исследовав понятие «туризм», можно выделить три его наиболее общие трактовки. Во-первых, узкоспециализированную, рассматривающую туризм в качестве инструмента для решения конкретных задач. Во-вторых, односторонне потребительскую, понимающую под туризмом процесс потребления услуг и товаров в свободное от работы время за пределами постоянного местожительства. И, в-третьих, под туризмом часто понимаются отношения в обществе по поводу использования свободного времени людей за пределами их местожительства, во взаимосвязи с условиями воспроизводства всего спектра необходимых для этого услуг и товаров.

2. Выяснено, что экономическое и социально-культурное воздействие туризма на мировую и национальную экономику стран проявляется разными путями. В частности, мировой туризм является источником финансовых поступлений и средством обеспечения занятости населения страныспособствует диверсификации экономики, развивая отрасли, обслуживающие сферу туризма, в том числе строительство, торговлю, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, транспорт, связь и т. д.- является мощным фактором усиления престижа страны, роста ее значения в глазах мирового сообщества и рядовых гражданспособствует повышению образовательного уровня людей.

3. Анализ развития международного туризма в России показал кардинальные изменения направлений туристских потоков, а именно стабилизацию выездного туристского потока и значительное уменьшение въездного туризма (по сравнению с 2005 г. в 2006 г. на 17%), а также застойные тенденции в сфере внутреннего туризма. Дальнейшее развитие въездного и внутреннего туризма сдерживается неудовлетворительным состоянием инфраструктуры туризма, наличием высоких цен на все составляющие турпакета: размещение, железнодорожный транспорт, авиаперевозки, входные билеты в музеи. Все это делает предложение российских туроператоров неконкурентоспособным.

4. Исследовав различные точки зрения на природу инноваций, автор дал собственное толкование этого понятия применительно к туриндустрии. Проведённые исследования инноваций как современной формы развития туристских услуг определили: мировой исторический опыт неопровержимо доказывает, что эффективное и устойчивое развитие предприятий в сфере туристского бизнеса достигается за счёт оперативного использования в хозяйственной деятельности открытий, изобретений и других инноваций, обеспечивающих стратегические конкурентные преимущества на рынке.

5. В отличие от существующих, предложенное автором определение понятия «экологический туризм» позволяет утверждать, что экологическому туризму, как направлению туристского бизнеса, присущи определенные особенности его организации, учет которых и порождает эффект от развития этого вида турбизнеса. Изложенные подходы к оценке экономического эффекта от развития экологического туризма позволяют сделать выводы о том, что экотуризм оказывает существенное влияние на устойчивое развитие экономики регионов, в которых он осуществляется.

6. Установлено, что необходимым условием успешного роста индустрии туризма в регионе являются его устойчивое развитие, которое предполагает планирование и управление развитием территории и обеспечивает защиту природной и культурной среды, улучшение качества жизни местного населения, обеспечение туристам условий пребывания, соответствующих высоким международным стандартам. Анализ теоретических исследований, посвященных устойчивому развитию территорий, выявил, что применительно к туризму устойчивое развитие региона означает: экономическую и экологическую устойчивостьсоциальную и культурную устойчивость.

7. Предложен метод позволяющий подчеркнуть туристско-рекреационную специфику каждого региона, выделить его туристский потенциал и возможности. Такой подход дает возможность обозначить особенности и перспективы формирования и развития регионального туристского продукта, более четко определить целевые сегменты туристского рынка, сконцентрировать усилия региональных туристских администраций и туристских и санаторно-курортных предприятий на более выгодных, плодоносных сегментах туристского рынка.

8. Выявлено, что ключевая проблема развития внутреннего туризма и рекреации заключается в том, что рекреационно-аттрактивные ландшафты подвергаются освоению, прежде чем возникает система управления территориями и формулируются соответствующие управленческие задачи. Экологический рекреационный менеджмент предполагает диверсификацию туристско-рекреационного продукта и достижение приемлемого качества рекреации, фиксируемого посредством разработки специальных индикаторов и стандартов.

9. Разработана оригинальная авторская концепция формулирования эко-стратегии туристским предприятием с целью повышения эффективности управления на предприятиях туристской индустрии, построенная на примере турфирмы. Методологическая основа и последовательность формулирования предлагаемой стратегии могут использоваться любыми предприятиями туристской отрасли, в том числе гостиницами, предприятиями питания, перевозчиками и т. п.

10. В отличие от существующих разработаны рекомендации по применению системы экологического управления предприятиями туристского бизнеса региона на основе модели интеграции экологических целей в функциональную структуру туристского предприятиявведены новые понятия, позволяющие классифицировать туристские предприятия по отношению к комплексной реализации экологического управления.

Подводя итоги выполненного исследования, можно утверждать, что в его ходе был изучен механизм экологического управления.

Условие успеха осуществляемого процесса модернизации отечественного туристского бизнеса — это внедрение системы экологического управления, что может стать предпосылкой рыночного успеха.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.И. Экономика и организация туризма. М.: Профиздат, 1993.
  2. А.Ю. География мировой индустрии туризма. М.: Аспект Пресс, 1998.
  3. А.Ю. Международный туризм: учеб, пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001.
  4. А.Ю. Структура туристского рынка. М.: Пресс-Соло, 2002.
  5. М.М., Лукашин Н. С., Трунев АЛ. Туристские ресурсы, состояние окружающей среды и экономико-правовой статус туристских учреждений. М.: Экономика, 1997.
  6. И. Стратегическое управление. — М.: Экономика, 1989.
  7. В.В. Проблемы организации туристского бизнеса в регионах // Стратегия развития индустрии гостеприимства и туризма: Сборник материалов международной научной конференции. Орел: ОрелГТУ, 2005.
  8. И.Д. Туризм и реформирование экономики. В сборнике «Труды Академии Туризма». Вып. 1. СПб.: ОЛБИС, 1995.
  9. Ю.К. Статистические методы оценки деятельности туристских предприятий (объединений) и повышение их роли в условиях полного хозяйственного расчета. М.: Турист, 1989.
  10. И.Т., Балабанов А. И. Экономика туризма: учеб, пособие. М.: Финансы и статистика, 2000.
  11. И.С. Международное сотрудничество государств в области туризма. М.: Международные отношения, 1986.
  12. М.Б. Введение в туризм. СПб.: Издательский торговый дом «Герда», 2000.
  13. Биржаков.М. Б. Введение в туризм: Учебник. СПб.: «Невский фонд» -«Издательский дом Герда», 2004. 448 с.
  14. М.Б. и др. Глоссарий терминов международного туризма. Часть XX. Культурный туризм //"Туристские фирмы". Справочник. Вып. 31. -СПб.:1731. Невский Фонд, 2003.
  15. Е.И. и др. Экономика туризма: теория и практика. Учебное пособие. Том I. СПб.: ОМЕГА, 1998. — 200 с.
  16. Е.И. и др. Планирование на предприятии туризма. Учебное пособие. Изд. Дом «Бизнес пресса», СПб. 2003.
  17. Н.С. Международное сотрудничество государств в области туризма.-М. :Просвещение, 1986.
  18. И.И. Туристический бизнес: основы организации/ И. И. Бутко и др. Ростов н/Д: Феникс, 2007, — 384 с. (Бизнес — технологии).
  19. Е.В. Основы международного туризма. М.: Гардарики, 2005.-160с.
  20. A.JI. Туризм понятия и сущность // «Туристские фирмы». Справочник. Вып. 15. СПб.: ОЛБИС, 1998.
  21. О.С. Стратегическое управление: учебник. М.: Изд-во МГУ, 1995.
  22. О. С., Наумов А. И. Менеджмент. Человек, стратегия, организация, процесс: учеб, для экономических специальностей вузов. М.: Изд-во МГУ, 1995.
  23. В.Ю. Международный туризм. Инновационные стратегии развития. М.: ЮНИТИ, 2007.
  24. Воронцов AJI. Рациональное природопользование. М.: ЭКМОС, 2000.
  25. Н.А. Маркетинг туристских услуг. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2001.
  26. Впереди XXI век: Перспективы, прогнозы, футурологи. Антология современной классической прогностики. 1952−1999. Редактор составитель и автор предисловия академик РАО И.В. Бестужев-Лада. М.: Akademia, 2000. 480 с. Илл.
  27. Въездной туризм нуждается в срочной помощи // Отель. 2005. № 8.
  28. А.И. Региональная экономика и управление: учеб, пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  29. Д.К. Новое индустриальное общество. М.: Прогресс, 1969.
  30. Гостиничный и туристический бизнес /Под ред. А. Д. Чудновского. -- М.: ЭКМОСД998.
  31. В.Г. Туризм: Экономика и социальное развитие. М.: Финансы и статистика, 2003. — 304 е.: ил.
  32. География мирового хозяйства. Смоленск- М., 1997.
  33. Л.Д. Преобразующий менеджмент: Лидерам организаций и консультантам по управлению: учеб, пособие. М.: Дело, 1999.
  34. Год будет удачным // Турбизнес. 2005. № 14.
  35. Д. Бизнес по-питерски // Турбизнес. 2006. № 8.
  36. Г. В. Управление региональной экономикой / под ред. Г. В. Гутмана. М.: Финансы и статистика, 2002.
  37. Е.А. Формирование стратегии развития регионального туристско-рекреационного комплекса. М., 2004.
  38. Е.А. Маркетинг туристских территорий. М., 2006.
  39. Документы и материалы Всемирной туристской организации.
  40. Документы Всемирного совета по путешествиям и туризму.
  41. С. Морские гонки // Турбизнес. 2005. № 12.
  42. А.И. Региональные пропорции воспроизводства. Л., 1977.
  43. Доклад о состоянии окружающей природной среды Брянской области в 2000 году. Брянск, 2000.
  44. С. Насколько выгодно заниматься турбизнесом? // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2001. № 2.
  45. А.П. Реклама в туризме: учеб, пособие. М.: Новое знание, 2003.
  46. А.П., Копаев А. С. Маркетинг в туризме : учеб, пособие. Минск, 1998.
  47. А.В. Как развивать туризм в национальных парках России. М.: Эколого-просветительский центр «Заповедники», 2000. -157с.
  48. А. В. Экотуризм: определения, принципы, признаки, формы //Актуальные проблемы туризма 99. Перспективы развития туризма в южном Подмосковье. Сб. докл. и тез. сообщений научно-практ. конференции, 27 апреля 1999 г. — М., 1999.
  49. Дэниеле Джон.Д., Радеба Ли X. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции. М.: Дело ЛТД, 1994.
  50. Л.И. Экология туризма и сервиса. М.: Финансы и статистика, 2003.-208 с.
  51. Елеева 3. Десять лет спустя // Турбизнес. 2005. № 10.
  52. Елеева 3. У России все шансы стать новой туристской Меккой // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2005. № 11.
  53. Енджейчик Ирена. Современный туристский бизнес. Экостратегии в управлении фирмой: Пер. с польск. -М.: Финансы и статистика, 2003.
  54. А. Большие хлопоты «Большой четверки» // Турбизнес. 2002. № 1.
  55. Жиц Г. И. Инновационный потенциал высшей школы: параметры. -Саратов: СГТУ, 2001.- 180 с.
  56. М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации. — М.: Финансы и статистика, 2004. 200 с.
  57. М.А. Менеджмент в туристском бизнесе. М.: КНОРУС, 2005.
  58. И.В., Квартальнов В. А. Энциклопедия туризма: справочник. М.: Финансы и статистика, 2000.
  59. А.Б. Экономика туризма. М.: Финансы и статистика, 2004. — 272с.
  60. И.В., Квартальнов В. А. Толковый словарь туристских терминов. Туризм. Туристская индустрия. Туристский бизнес. М.: INFOGROUP, 1994.
  61. И.В., Квартальнов В. А. Энциклопедия туризма: Справочник. М.: Финансы и статистика, 2000.
  62. Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности: Учебник. ~ М.: Финансы и статистика, 2001.
  63. Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности. М.: Финансы и статистика, 2004. — 256 с.
  64. И.В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном производстве. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996. — 164 с.
  65. Д.К. Основная деятельность туристской фирмы (на примере российского турбизнеса). М.: ООО «Книгодел»: МАТГР, 2005. — 158 с.
  66. И., Ермошкин В. Игры по-крупному // Турбизнес. 2001. -№ 9.
  67. В.А. Туризм: Учебник, М.: Финансы и статистика, 2004−320 с.
  68. В. А. Туризм, экскурсии, обмены: современная практика / В. А. Квартальнов. — М.: Наука, 1993.
  69. Е.Ю. Экологический туризм и экология туризма. М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 256 с.
  70. Н.Е. Территория экономического районирования. М., 1968.
  71. Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: учебник для вузов / пер. с англ.- под ред. Р. Б. Ноздревой. М.: ЮНИТИ, 1998. -787 с.
  72. Е.А. География отдыха и туризма. М., 1978.
  73. В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: УРСС, 1997.
  74. О.В. Музеи мира. М.:Флинта-Наука, 2004.
  75. В.Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. М.: ИНФРА-М- Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001.
  76. Материалы конференции «OECD Conference on Innovation and Growth in Tourism», состоявшейся 18−19 сентября 2003 года в Лугано (Швейцария).
  77. Материалы ASTA World Travel Congress, состоявшегося 6−11 ноября 2005 года в Монреале.
  78. Международные связи в системе транснационального бизнеса. М., 1994.
  79. Менеджмент туризма: Основы менеджмента: учебник. М.: Финансы и статистика, 2002.
  80. Менеджмент туризма: Туризм и отраслевые системы: учебник. М.: Финансы и статистика, 2001.
  81. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / пер. с англ. М.: Дело, 1992.
  82. Н.С., Твердохлебов И. Т. Рекреационная география. М., 1981.
  83. Н.К. Стратегическое управление туристской фирмой. М.: Финансы и статистика, 2000.
  84. М.А. Экономика и предпринимательствотв социально-культурном сервисе и туризме: Учебник. М.: Изд. Центр «Академия», 2004. — 288 с.
  85. М.А., Коль О. Д. Дестинация — важнейший элемент туризма // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 1998. № 1.
  86. С.М., Тикунов B.C. Переход к устойчивому развитию: географическое обоснование // Вест. Моск. гос. ун-та. Серия 5. География. 1998. № 4
  87. B.C. Характерные черты туризма XXI века устойчивое и инновационное развитие. Сборник научных статей (10 выпуск) Московской академии туристского и ресторанного бизнеса при правительстве Москвы, 2006.
  88. В. Основы национальной экономии: Пер. с нем./ Общ. Ред. B.C. Автомонова, В. П. Гупника, К. Херрман-Пиллата. — М.: Экономика, 1996. —351с.
  89. Е.А. Международный туризм. География туристских ресурсов мира. -М. СПб., 2002. — 384 с.
  90. И.Н. Экологический туризм и его роль в устойчивом развитии территорий // Вест. Моск. гос. ун-та. Серия 5. География. 1998. № 6.
  91. Н. Внимание, Вас выбирают // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2002. № 8.
  92. Г. А. Международные экономические отношения: Экономика туризма. М.: Финансы и статистика, 1999. — 208 с.
  93. В.Н. Экономическая и социальная география Брянской области: учебное пособие. СПб: Изд-во «Папирус». 2005. — 260 с.
  94. О.П. Государственное регулирование индустрии туризма // Сборник материалов Международной научной конференции, Минск, 18−19 октября 2007 г. Минск, НИЭИ Мин. Экономики Беларусь, 2007.
  95. О.П. Влияние туризма и рекреации на региональное развитие // Сборник материалов межд. научно-практ. конференции «Новейшие научные достижения 2008», 1−14 февраля, Прага, 2008.
  96. О.П. Устойчивое развитие туризма и методические подходы экологического управления на предприятиях туриндустрии. Орел, «Известия ОрелГТУ», 2008.
  97. Р.Ю. Региональные маркетинговые исследования как основа выработки стратегии становления индустрии туризма в РФ // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1998. № 1.
  98. А.И., Филанд К. Перестройка рыночных структур на Западе и на Востоке. М.: ЮНИТИ, 1993.
  99. М. Международная конкуренция. М.: Прогресс, 1993.179
  100. Л.Ю. Основополагающие научные идеи и методологии исследования будущего при помощи искусственного интеллекта. — Вестник ЛИИЦИБ АП № 1998. 68с.
  101. Л.Ю. Туризм как экономический приоритет. М.: Новый век, 2004 г.-216с.
  102. Проблемы развития национального туризма /Туризм: практика, проблемы, перспективы. № 7, 2006.
  103. Ю.С., Свешников В. В. Туризм глазами географа. М., 1986.
  104. Е.П., Честикова В. А. Международный туристический бизнес. -М.: Экспертное бюро, 1997
  105. Развитие туризма и туристской индустрии в Европейском Союзе // Туризм: право и экономика. 2005. № 2.
  106. Региональная экономика / под ред. М. В. Степанова. М.: ИНФРА-М, 2000.
  107. Региональная экономика / под ред. проф. Т. Г. Морозовой. М.: ЮНИТИ, 1998.
  108. Н.Ф. Надежды на выживание человечества: Концептуальная экология. М., 1992.
  109. А.А., Саакян Р. Г. География Туризма. М.: Советский спорт, 2002. — 464 с.
  110. Российский туристский бюллетень. Туризм: информация, статистика, анализ. 1995. № 1(3).
  111. В., Борисова Е., Тюляков Р. Российские бренды: товар, которого нет на мировом рынке туризма // Турбизнес. 2001. № 1.
  112. СапруноваВ.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. М.: Ось-89, 1997.
  113. Д.В. Экологический туризм на Северо-Западе России как фактор устойчивого развития региона.//Туризм и региональное развитие: Сб. науч. тр. Вып. 3. Смоленск, 2004.
  114. К. Инновации и интеллектуальный капитал в промышленности: Дис. Канд. Экон. наук: 08.00.05. М., 2000. — 127 с.
  115. B.C. Введение в туризм. М.: РИПРК, 1993.
  116. B.C. Организация международного туризма. М.: Финансы и статистика, 2000.
  117. B.C. Туризм: мини-словарь. М.: Финансы и статистика, 2005.
  118. Т.К. Экологический туризм. М.: Финансы и статистика, 2004. -360 с.
  119. Д. Шагни в будущее: стратегия поведения в эпоху электронного бизнеса. -М.: ЗАО Олимп-Бизнес, 2001. 340 с.
  120. Международные экономические отношения: Учебник /Под ред. Б. М. Смитиенко. М: ИНФА-М, 2005. — 512 с.
  121. A.M. Менеджмент: основы организации: учебник. М.: ИНФРА-М, 1999.
  122. Социальная и экономическая география зарубежного мира /Под ред. В .В. Вольского. -М.: Дрофа, 2003.
  123. Статистика в туризме. М.: Онлайн, 1996.
  124. Стратегии бизнеса: аналитический справочник / под ред. Г. Б. Клейнера. М.: КОНСЭКО, 1998.
  125. Я.Д. Седая Брянская старина. Брянск: Дебрянск, 2000.
  126. Сфера услуг в Брянской области: Стат. Сб. / ТО ФСГС Брянск, 2005.
  127. Сфера услуг в Брянской области: Стат. Сб. / ТО ФСГС Брянск, 2006.
  128. Сфера услуг в Брянской области: Стат. Сб. / ТО ФСГС Брянск, 2007.
  129. А. Природный туризм и местное сообщество: общие задачи в сохранении биоразнообразия и привлечении посетителей.// www.centtasia.ru/newsA.php4?st=l 52 136 840.
  130. Ю.В. Введение в экономику туризма: учеб, пособие. М.: Советский спорт, 2001.
  131. Ю.В., Темная JT.P. Экономика туризма: Учебник. — М.: Советский спорт, 2003.-416 с.
  132. Теоретические основы рекреационной географии / отв. ред. B.C. Преображенский. М., 1975.
  133. Теория и практика международного туризма / ред. А. Ю. Александрова.1811. М.:Кнорус, 2003.
  134. Теория рекреалогии и рекреационной географии / ред. В. С. Преображенский, И. В. Зорин. — М.: Ин-т географии РАН, 1992.
  135. А.Дж. Цивилизация перед судом истории: сб. / пер. с англ. 2-е изд. М.: Айрис-пресс, 2003.
  136. В.В., Дятлов В А. Основы кадрового менеджмента. М.: Дело, 2000.
  137. Туризм и туристские ресурсы в России. 2004: стат. сб. М.: Росстат, 2005.
  138. Туризм: практика, проблемы, перспективы, 2002. № 1.
  139. Турфирмы пересчитали // Турбизнес. 2000. № 11.
  140. Управление — это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тэйлор, Г. ФордМ.: Республика, 1992.
  141. Устойчивое развитие туризма: пособие для специалистов по местному планированию. Мадрид: Всемирная туристская организация, 1993.
  142. Г., Кац К.М. Стимулирование международного туризма в XXI веке. М.: Финансы и статистика, 2000.
  143. В.В. Экологический туризм: Учеб.-метод. Пособие. М.: Финансы и статистика, 2004. — 208 с.
  144. В.И. Региональная экономика Брянской области. — Брянск: Изд-во БГПУ.1998.
  145. E.JI. и др. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. М.: Приор, 1999.
  146. Э.Р. Управление экологической безопасностью. Менеджмент окружающей среды. М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2007. — 248 с.
  147. А.Д., Жукова М. А. Менеджмент туризма: учебник. М.: Финансы и статистика, 2002.
  148. А.Д., Жукова М. А., Сенин B.C. Управление индустрией туризма. М.: КНОРУС, 2004. — 448 с.
  149. А.Д., Жукова М. А. Управление индустрией туризма России в современных условиях: учеб. пособие. — М.: КНОРУС, 2007.
  150. Г. А. Развитие международного туризма как важной отрасли сферы услуг // Стратегия развития индустрии гостеприимства и туризма: Сборник материалов международной научной конференции. Орел: ОрелГТУ, 2005.
  151. В.Н. О смысловой нагрузке понятия «туризм» // Туризм: право и экономика. 2005. № 2.
  152. Н.О. Меры по развитию въездного туризма в Российской Федерации // Современные проблемы сервиса и туризма. 2007. № 1.
  153. Экономика современного туризма /Под ред. д. э. н. Г. А. Карповой. М. -СПб.: «Герда», 1998.
  154. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов /Под ред. проф. А. Т. Хрущева. М.: Дрофа, 2001. — 672 с.
  155. Экологическая доктрина Российской Федерации. Российская газета, 2002.-№ 176.
  156. Экология, охрана природы, экологическая безопасность. М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. — 640 с.
  157. Экотуризм на пути в Россию. Сост. Е. Ю. Дедовских, Н. В. Моралева, А. В. Дроздов. — Тула: Гриф и К°, 2002. — 284 с.
  158. Экотуристский рынок Германии. Специальный доклад ВТО № Ю. Мадрид, 2001.
  159. Экотуризм как инструмент охраны природы? Бонн: BMZ, 1995.
  160. НА. Стратегические направления маркетинга территории // Тезисы научно-практической конференции «Современные трансформационные процессы в мировом туризме. 2001. Декабрь.
  161. Г. А. Экономика и статистика туризма: Учебное пособие. М.: Изд. РДЛ, 2006. — 368 с.
  162. Bradley М., Desai A., Kim Е. М. The Rational Behind Interfirm Tender Offers: Information or Synergy?//Joumal of Financial Economics. — Vol. 11. — 1983 № 2.
  163. Walters S.R. Travel Industry World Yearbook. The Big Picture. 1985.183
  164. Trade in Tourism Service / GATT Secretariat NTN. GNS/W/61,1989.
  165. W., Zimmer P., 1993,s. 50.
  166. J. Fourastie Denzler S., 1995.
  167. Caring for Earth. A Strategy forSustainable Living. Gland, 1991.
  168. Ceballos-Lascurain H. The Future of Ecotourism // Mexico journal. 1988. 17 January. P. 13−14.
  169. Численность российских граяедан, выехавших за границу в2005—2006 гг. с целью туризма, тыс. чел.
  170. Страна Год 2005 Год 2006 Изменение в 2006 г. по сравнению с 2005 г., %1. Турция 1445,8 1 562,6 +ВД1. Китай 941,0 1 151,6 +22,41. Египет 586,4 695,7 + 18,6
  171. Финляндия 377,1 391,3 +3,81. Украина 330,0 292,2 -11,41. Германия 256,0 231,1 -9,7
  172. Великобритания 66,9 72,3 +8,11. Таиланд 80,5 70,9 -11,91. Хорватия 50,9 58,1 +14,11. Австрия 43,8 50,5 + 15,31. Литва 33,1 44,1 +33,21. Швейцария 42,4 41,3 -2,61. Индия 28,3 35,2 +24,4
  173. Сербия и Черногория 17,0 33,1 +94,7
  174. Южная Корея 24,1 29,5 +22,41. Израиль 23,6 28,0 + 18,6
  175. Нидерланды 22,8 27,0 + 18,41. Япония 23,0 25,0 +8,71. Швеция 20,6 22,2 +7,81. США 19,1 21,1 + 10,51. Венгрия 17,1 20,9 +22,21. Дания 17,4 19,6 + 12,61. Эстония 16,1 19,3 + 19,91. Норвегия 15,0 15,9 +6,01. Мальта 16,3 13,8 -15,31. Вьетнам 12,7 13,3 +4,7
  176. Всего 6 557,1 6 78.5,0 +3,5
Заполнить форму текущей работой