Негосударственные пенсионные фонды в финансовой системе России
Развитие рыночных отношений изменяет методы решения вопросов социального обеспечения граждан, в том числе и военнослужащих. В рамках проведения пенсионной реформы, реформы Вооруженных Сил в России, а также создания трехуровневой системы пенсионного обеспечения, офицеры и военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, также имеют право на дополнительное пенсионное обеспечение. Создание… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Организация негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации
- 1. 1. Место негосударственных пенсионных фондов в финансовой системе России
- 1. 2. Генезис пенсионного обеспечения в России
- 1. 3. Анализ отечественного и зарубежного пенсионного обеспечения. f
- Глава 2. Механизм функционирования негосударственных пенсионных фон-j дов в Российской Федерации
- 2. 1. Становление системы негосударственных пенсионных фондов в экономике России
- 2. 2. Анализ практической деятельности негосударственных пенсионных фондов в России
- 2. 3. Организация размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов с целью повышения эффективности инвести
- V. ций
- Глава 3. Модель создания и деятельности отраслевого негосударственного пенсионного фонда (эмеритальной кассы) в Министерстве обороны Российской Федерации
- 3. 1. Необходимость создания отраслевого негосударственного пенсионного фонда (эмеритальной кассы)
- 3. 2. Экономическое обоснование деятельности эмеритальной кассы и 116 «актуарные расчеты пенсионных схем
Негосударственные пенсионные фонды в финансовой системе России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Негосударственное пенсионное обеспечение, выступая одним из методов социальной защиты населения, претерпело значительные изменения с момента своего появления в конце XIX века до настоящего времени. Процесс создания и совершенствования этого звена финансовой системы для большинства государств не закончился и в настоящее время. Развитие негосударственного пенсионного обеспечения в странах с рыночной экономикой происходило эволюционно на фоне расширения функций государства по предоставлению базовых пенсионных услуг гражданам. Необходимость частичного реформирования системы социальной защиты в этих странах была связана с происходящими макроэкономическими и демографическими изменениями.
В странах, осуществляющих переход к рыночной экономике, к числу которых относится и Россия, существовавшая ранее система пенсионного обеспечения была связана с планово-административным механизмом управления, при котором государство выступало единственным работодателем, а бюджетные средства составляли основную долю всех поступлений, предназначенных для пенсионного обеспечения. Такая система оказалась непригодной в условиях перехода к рынку, поскольку появились совершенно новые виды рисков (безработица, бедность, в том числе наступающая в результате инфляционного обесценения доходов), расширился состав субъектов отношений по пенсионному обеспечению (государство перестало выступать единственным работодателем), резко сократились доходы бюджетов разных уровней. В этих условиях потребовалось более глубоко и комплексно исследовать перспективы развития социального страхования на основе переосмысления его роли в жизни общества, места негосударственного пенсионного обеспечения в финансовой системе страны и в, частности, в составе пенсионного обеспечения.
Реформа системы пенсионного обеспечения предусматривает сохранение и укрепление государственной пенсионной системы, а также необходимость развития негосударственного пенсионного обеспечения, которое рассматривается как дополнительное по отношению к государственному и может осуществляться как в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики либо территорий, так и в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в негосударственных пенсионных фондах.
Степень научной разработанности проблемы. Проблемы социального обеспечения населения в рамках развития финансовой системы страны рассматривались многими российскими экономистами в различных аспектах, в том числе Дадашевым А. З., Дробозиной JI.A., Левант Н. А., Лепиховой М. И., Ро-дионовой В.М., Ройком В. Д., Соловьевым П. А. и другими.
Исследованию различных вопросов пенсионного обеспечения в целом, как составной части финансовой системы, посвящены работы Большакова И. В., Бродского Г. М., Бродского М. Н., Колесника А. П., Колесникова А. В., Соловьева А. К. и других.
Специфические вопросы пенсионного обеспечения наемных работников в аспекте развития и функционирования негосударственных пенсионных фондов (НПФ) в России в 90-е годы XX века в своих публикациях рассматривают Аранжереев М. М., Белан Л. Д., Власов В. П., Григорьев Л. С., Гаврилова Л. П., Задорожный В. Н., Ивантер Д. Е., Колобаев О. М., Луковцев Ф. Ю., Марков В. З., Михайлов В. А., Мудраков В. И., Михальчук В. Ю., Олиферова Т. В., Панфилов И. И., Сухотин С. В. и другие.
Ретроспектива развития пенсионного обеспечения в России представлена в трудах Зайончковского П. А., Кеппена А. В., Макашеева Ф. А., Матвеева А. Л., Соловьева Н. И., Тиванова В. В. и других.
Развитию пенсионных систем зарубежных стран посвящены публикации Феногеновой Ю. В., Якушева Л. П., Cooper W., Davis Е. и других российских и иностранных ученых.
Проблема негосударственного пенсионного обеспечения для отечественной экономической мысли является относительно новой. Вопросы экономического содержания негосударственного пенсионного обеспечения, его использования в качестве финансового инструмента, способного активно влиять на социальную ситуацию в стране, разработаны недостаточно. В частности, необходимы специальные исследования по обоснованию основных направлений функционирования негосударственных пенсионных фондов как финансовых инструментов, способных корректировать социально-экономическую ситуацию в стране.
Теоретические и практические аспекты деятельности НПФ в России в современных условиях остаются в стадии разработки. Многие вопросы требуют уточнения и дополнительной проработки.
Несовершенство правового и налогового законодательства, формы и методы государственного регулирования отдельных методических вопросов деятельности НПФ на фоне социально — экономической значимости обусловили актуальность темы диссертационного исследования.
Недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблем негосударственного пенсионного обеспечения обусловили выбор темы, объекта и предмета исследования, его цель и задачи.
Объектом исследования — явились негосударственные пенсионные фонды как организационно-правовые формы финансово-экономических отношений.
Предметом исследования выступили финансово-экономические отношения, связанные с формированием и использованием средств фондов негосударственного пенсионного обеспечения.
Цель и задачи исследования
Целью работы является разработка модели создания и деятельности отраслевого негосударственного пенсионного фонда (эмеритальной кассы) в Министерстве обороны РФ на основе теоретического анализа сущности негосударственных пенсионных фондов и принципов их функционирования. Данная цель предполагала постановку и решение следующих задач:
• определить место негосударственных пенсионных фондов в финансовой системе страны и, в частности, их место и роль в пенсионной системе;
• установить объективные социально — экономические предпосылки возникновения и становления системы НПФ, их роль и место на рынке финансовых институтов в РФ;
• проанализировать зарубежный и отечественный опыт формирования и функционирования негосударственного пенсионного обеспечения;
• исследовать динамику развития системы негосударственного пенсионного обеспечения в РФ и роль государственного регулирования развития указанной системы;
• обосновать социально — экономическую необходимость формирования отраслевого НПФ (эмеритальной кассы) в Министерстве обороны РФ;
• разработать экономическое обоснование создания и деятельности отраслевого НПФ (эмеритальной кассы) в Министерстве обороны РФ.
В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что негосударственное пенсионное обеспечение является элементом социально-экономической инфраструктуры рынка. Уровень его развития влияет на возможности экономики страны, а количественные и качественные характеристики развития негосударственных пенсионных фондов (объемы, темпы, направления, принципы и т. п.) учитывают потребности и возможности государства и экономических субъектов в условиях рыночной экономики.
Методологической основой диссертационного исследования явились научные труды отечественных и зарубежных авторов по проблемам негосударственного пенсионного обеспечения, федеральные и региональные законодательные акты Российской Федерации.
В ходе исследования применялись: системный подход к анализу функционирования негосударственного пенсионного обеспечения, методы индукции и дедукции, методы статистического анализа (группировок, динамики, взаимосвязей и другие), табличные и графические приемы.
Научная новизна работы состоит в следующем:
• определено место негосударственных пенсионных фондов в финансовой системе страны и, в частности, их место и роль в пенсионной системе;
• исследован зарубежный и отечественный опыт пенсионного обеспечения и в первую очередь негосударственного;
• установлено, что в России в настоящее время создается распределительная пенсионная модель, дополненная персонифицированным учетом пенсионных прав застрахованных и накопительным элементом;
• определены социально — экономические предпосылки возникновения и становления системы негосударственных пенсионных фондов;
• проведен анализ функционирования системы негосударственного пенсионного обеспечения;
• установлена социально-экономическая необходимость создания отраслевого НПФ (эмеритальной кассы) в Министерстве обороны;
• разработано экономическое обоснование деятельности отраслевого НПФ (эмеритальной кассы) в Министерстве обороны.
Теоретическая значимость полученных результатов состоит в развитии теории научного обоснования системы негосударственного пенсионного обеспечения, границ использования негосударственного пенсионного обеспечения в качестве финансового инструмента активизации экономического роста, разработки модели создания и функционирования отраслевого негосударственного пенсионного фонда (эмеритальной кассы) в Министерстве обороны.
Практическая значимость выполненного исследования заключается в возможности использования основных положений и выводов:
• для разработки целостной концепции пенсионного обеспечения в Российской Федерации;
• для создания и функционирования отраслевого негосударственного пенсионного фонда (эмеритальной кассы) в Министерстве обороны;
• в организации и направлениях размещения пенсионных резервов НПФ с целью повышения эффективности инвестиций;
• в работе государственных, региональных, муниципальных органов управления по реализации процесса пенсионного обеспечения граждан РФ;
• в учебном процессе экономических вузов.
Внедрение и апробация результатов исследования. Выводы и рекомендации диссертации использованы негосударственным пенсионным фондом «Северный региональный железнодорожный пенсионный фонд „Пенсион — плюс“» при организации работы с вкладчиками по негосударственному пенсионному обеспечению участников.
Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались и были одобрены на трех научно-практических конференциях в 20 002 002гг.
Материалы диссертации используются в процессе преподавания учебных дисциплин: «Финансы» Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова, а также «Финансы», «Денежное довольствие и социальное обеспечение военнослужащих» на кафедрах «Финансы и кредит» и «Денежное довольствие и социальное обеспечение» Ярославского филиала Военного финансово-экономического университета.
Публикации. По теме исследования опубликовано 6 научных работ общим объемом 5,5 п.л.
Структура и объем диссертации
. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложенийсодержит 151 страницу текста, 10 таблиц, 17 рисунков, список литературы состоит из 142 наименований.
Заключение
.
С достаточной степенью уверенности можно сказать, что для появления страхового интереса в негосударственном пенсионном обеспечении имеются объективные предпосылки, так как ни один из видов государственных пенсий не обеспечивает полную компенсацию ранее получаемого заработка, плюс предполагаемый перенос пенсий в связи с вредными условиями труда на работодателя. Влияние этих факторов на возникновение страхового интереса в негосударственном пенсионном обеспечении особенно возрастает в современных условиях, когда существенно снижены государственные социальные гарантии по обеспечению нетрудоспособных по возрасту и здоровью, по потере кормильца.
Исследуя комплекс вопросов, связанных с негосударственным пенсионным обеспечением автор пришел к следующим выводам и результатам:
1. На основе общетеоретического анализа понятий «финансы» и «финансовая система» как экономических категорий, использования фактического и статистического материала из российской экономической практики, исследована специфика российской финансовой системы. Системный анализ позволил выделить в качестве её подсистем:
— государственные и муниципальные финансы;
— финансы хозяйствующих субъектов.
Определено место страхования и пенсионного обеспечения в системе российских экономических отношений сложившихся в условиях рынка. По мнению автора, страхование и пенсионное обеспечение входят в систему перераспределительных отношений, на том основании, что страховщик не производит и не распределяет материальные блага. Как экономическая категория, страхование является самостоятельной сферой финансовой системы. Пенсионное обеспечение выступает, как особая организационная форма страхования, носит всеобъемлющий характер и предназначено для социальной защиты интересов населения.
Негосударственное пенсионное обеспечение относится к классическому виду личного страхования, поскольку страхуются имущественные интересы, связанные с потерей дополнительных пенсий, а его организация и проведение относятся к компетенции негосударственных пенсионных фондов. По организационно-правовой форме собственности эти фонды можно отнести к подсистеме финансов некоммерческих организаций.
2. Исследование опыта развития российской пенсионной системы в историческом, социальном и экономическом плане позволило представить теоретические позиции, которые могут быть положены в основу критериев формирования современной пенсионной системы России в целом и такой ее части как негосударственное пенсионное обеспечение. При этом сделаны акценты возможного использования мирового опыта.
Создаваемая в России пенсионная распределительная модель, с персонифицированным учетом пенсионных прав застрахованных и накопительным элементом не имеет аналогов в советской и российской практике.
3. Установлено, что объективными социально-экономическими предпосылками возникновения и становления системы негосударственного пенсионного обеспечения в России стали: девальвация пенсионной системы советского периода финансируемой на протяжении многих десятилетий по «остаточному» принципунизкий абсолютный и относительный уровень пенсионного обеспечения полностью игнорирующий принцип обусловленности уровня пенсий трудовым вкладом человеканачавшийся процесс перехода страны к рыночной экономике и формирование рынка труда требовали внедрения в систему пенсионного обеспечения страховых начал.
4. В результате анализа процессов правового и экономического характера проходивших в становлении негосударственного пенсионного обеспечения в экономике России в 90-е годы XX века в качестве заинтересованных лиц, в создании условий для реализации страхового интереса в негосударственном пенсионном обеспечении определены его участники. Это юридические и физические лица. При этом физические лица являются потенциальными страхователями по всему спектру пенсионных схем, а юридические лица — при наличии соответствующих условий могут быть заинтересованы выступить в качестве участника по выплате дополнительной пенсии.
Заинтересованными в создании условий для реализации названного страхового интереса являются и такие субъекты рынка личного страхования как НПФ, которые во всем мире эффективно решают задачи отдельных участников по организации надежной страховой защиты и государства по изысканию внутренних резервов для привлечения кредитных ресурсов.
5. Один из аргументированных выводов диссертационного исследования состоит в том, что наиболее заинтересованным субъектом рынка негосударственного пенсионного обеспечения в России по ряду причин является государство.
Во-первых, потому, что проблема изыскания средств, для решения общегосударственных проблем имеет первостепенное значение, а негосударственное пенсионное обеспечение позволяет привлечь средства для долгосрочных кредитных ресурсов.
Во-вторых, негосударственное пенсионное обеспечение компенсирует недостаток государственного пенсионного обеспечения.
В-третьих, это ведет к созданию новых рабочих мест.
6. Становление системы НПФ в российской экономике происходило в достаточно не простых и необычных условиях. Значительный разрыв по времени в формировании законодательной и нормативной базы, системы специального контроля за деятельностью НПФ, отрицательно отразилось на их формировании и развитии системы негосударственного пенсионного обеспечения в целом, особенно в начальный период.
В этой связи приведены разнообразные статистические и фактические данные, подтверждающие, с одной стороны, наличие процессов, направленных на оптимизацию негосударственного пенсионного обеспечения, а с другой, — на возможность частичной потери средств НПФ в российской экономике с высокой степенью макроэкономической нестабильности, даже при введении многоэлементной системы обеспечения надежности деятельности НПФ.
7. Анализ общей ситуации с накоплениями населения в стране позволяет сделать выводы о наличии возможности для развития системы негосударственного пенсионного обеспечения. С учетом того, что примерно половина всего населения страны осуществляет накопления с целью сбережения «на старость», при создании отлаженной системы негосударственного пенсионного обеспечения часть денег, вкладываемых преимущественно в банки, ценные бумаги или оставляемые в наличной форме может быть вложена в негосударственные пенсионные фонды.
Рост благосостояния, стабилизация экономики страны, возможность выбора надежного финансового партнера — фонда, несмотря на сдерживающую роль налогового законодательства, способствовали появлению, прежде всего у населения, экономически обоснованного интереса в страховании уровня жизни и потребности его реализации путем заключения договоров дополнительного пенсионного обеспечения.
Этот процесс был резко остановлен в августе 1998 года и только в 2000 году появились новые предпосылки для возобновления и развития формирования НПФ и вопрос вновь стал актуален.
8. В результате проведенных исследований выявлено, что формирование негосударственных пенсионных фондов имеет целый ряд общих черт обусловленных институциональными факторами и в первую очередь такими как законодательство, экономические принципы и неформальные, сложившиеся в сознании населения стереотипы о такого рода организациях. В то же время их формирование имеет и особенности в каждом конкретном случае, зависящие от целей создателей этих фондов, состава их участников, региональной специфики и других факторов.
Предъявлены аргументы того, что НПФ российской экономики имеют серьезные отличия от аналогичных организаций рыночной экономики. С одной стороны, — это обусловлено институциональной динамикой российской экономики (подвижность законодательства, изменение неформальных норм поведения), с другой, — процессом поиска оптимальных состояний динамического равновесия самих НПФ.
Анализ практической деятельности НПФ подтверждает, что в России сформирована структура негосударственного пенсионного обеспечения, которая при рациональном государственном регулировании может быть трансформирована в национальную систему негосударственного пенсионного обеспечения.
9. Анализ проведенный в диссертационном исследовании позволил выявить основные проблемы в деятельности НПФ в РФ. Среди таких проблем выделены две.
Во-первых, — усиливающийся налоговый прессинг, в результате которого негосударственное пенсионное обеспечение становится не эффективным способом реализации существующего страхового интереса и довольно обременительным для участников.
Во-вторых, — отсутствие инструментов, обеспечивающих гарантированные государством условия надежности инвестирования негосударственными пенсионными фондами пенсионных резервов, прежде всего в части своевременной их возвратности и оговоренной доходности.
Анализ этих проблем привел к выводу о необходимости их комплексного решения. При этом наиболее эффективными представляются меры связанные с государственным регулированием инвестиционной деятельности НПФ, осуществляющих операции по дополнительному пенсионному обеспечению. Внедрение модели инвестирования пенсионных резервов НПФ при участии и под контролем государства как гаранта сохранности, доходности и возвратности пенсионных резервов, а также посредника между НПФ и рынком с помощью целевых государственных пенсионных облигаций.
10. Развитие рыночных отношений изменяет методы решения вопросов социального обеспечения граждан, в том числе и военнослужащих. В рамках проведения пенсионной реформы, реформы Вооруженных Сил в России, а также создания трехуровневой системы пенсионного обеспечения, офицеры и военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, также имеют право на дополнительное пенсионное обеспечение. Создание негосударственного пенсионного обеспечения для военнослужащих является актуальной проблемой и эту проблему может решить отраслевой НПФ (эмеритальная касса) в Министерстве обороны РФ. Инициатором создания дополнительного пенсионного обеспечения военнослужащих должно стать государство в лице руководства Министерства обороны РФ.
В диссертационном исследовании обоснована социально-экономическая необходимость создания отраслевого НПФ (эмеритальной кассы) в МО РФ и деятельности его на основании разработанного Положения об Эмеритальной кассе, которое регулирует отношения возникающие при создании и деятельности эмеритальной кассы. Эмеритальная касса действует в сфере социального обеспечения военных пенсионеров и имеет статус некоммерческой организации, осуществляющей целевой сбор и учет эмеритальных взносов, инвестирования эмеритальных активов с целью выплаты дополнительной пенсии уволенным военнослужащим.
Создание отраслевого НПФ в МО РФ позволит привлечь значительные пенсионные резервы и сформировать активы, позволяющие получать высокий и стабильный инвестиционный доход. Сформировав достаточные активы, отраслевой фонд получает возможность осуществлять значительные пенсионные выплаты участникам фонда, а учредители и организации МО РФ могут располагать дополнительными инвестиционными ресурсами.
Следует иметь ввиду, что разработка и введение предлагаемых механизмов способствующих становлению и развитию негосударственного пенсионного обеспечения не могут осуществляться вне решения всех проблем, связанных с нормализацией финансовой ситуации в России. Сейчас, когда кризис финансовой системы остался позади и финансовая стабилизация становится все более очевидной, необходимо решать вопросы формирования и развития системы негосударственных пенсионных фондов.
Список литературы
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2. Официальный текст. М.: «ЭКМОС», 2001. — 232 с.
- Закон о государственных пенсиях. М.: Комсомольская правда. -1956. -15 июля.
- Закон РСФСР от 20.10.1990 г. № 340−1 «О государственных пенсиях в РСФСР». М.: Библиотечка Российской газеты. -1997. -№ 14. — С.7.
- Закон Российской Федерации от 27.11.1992 г. № 4015−1 в ред. от 25.04.2002 г. «Об организации страхового дела в РФ». //Ведомости СНД и ВС РФ от 14.01 1993г.- № 2 ст. 56.
- Федеральный закон Российской Федерации от 1.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». //Собрание законодательства РФ от 1.04.1996. -№ 14. — ст.1401.
- Федеральный закон Российской Федерации от 22.04. 1996 г. № 39 ФЗ в редакции от 8.07.1999г. «О рынке ценных бумаг’У/Собрание законодательства.- 1996. -№ 17.- ст. 1918.
- Федеральный закон Российской Федерации от 25.12.1990 г. № 445−1 „О предприятии и предпринимательской деятельности“ в редакции федерального закона от 30.11.1994 г. № 52 ФЗ//Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. — № 30. -ст.418.
- Федеральный закон Российской Федерации от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ» О некоммерческих организациях" в редакции Федерального законов от 26.11.1998 г. № 174-ФЗ- от 8.07.1999г. № 140-ФЗ. М.: Юрайт — М, 2001. -264 с.
- Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.1996 г. № 129 Ф3"0 бухгалтерском учете’У/Собрание законодательства. — 1996. — № 48. — ст.5369.
- Федеральный закон Российской Федерации от 7.05.1998г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» //Российская газета. — 1998. —13 мая. — С.5.
- Федеральный закон Российской Федерации от 8.08.2001г. № 125-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2001 г."// Российская газета. — 9.01.2002.-№ 3.-С.7.
- Федеральный закон Российской Федерации от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федера-ции"//Издательство «Налоги и отчетность». — 2002. — 80с.
- Федеральный закон Российской Федерации от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федера-ции"//Издательство «Налоги и отчетность». — 2002. — 80с.
- Федеральный закон о трудовых пенсиях в Российской Федерации от 15.12.2001 г. № 173-ФЗ.//Издательство «Налоги и отчетность». — 2002. -80с.
- Указ Президента РФ от 3.12.1991г. № 255 «О первоочередных мерах по организации работы промышленности РСФСР». //Экономика и жизнь. -1991. -№ 43. — С.5.
- Указ Президента РФ от 16.09.1992 г. № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах». //Экономика и жизнь. -1992. -№ 29. С. 6.
- Указ Президента РФ от 24.12.1993 г. № 2288 «Положение о Пенсионном фонде России». //Собрание законодательных актов. -1993. № 29.
- Постановление Верховного Совета Российской Федерации 1991 г. № 2122−1 «О Пенсионном фонде России». //Экономика и жизнь. -1991. № 18. — С.7.
- Постановление Правительства РФ от 7.08.1995г. № 790 «О мерах по реализации Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в РФ». // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. -1995. -№ 8.
- Постановление Правительства РФ от 7.08.1995г. № 792 «О лицензировании деятельности негосударственных пенсионных фондов и компаний поуправлению активами НПФ». // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. -1995. -№ 8.
- Постановление Правительства РФ от 7.07.1999г. № 765 «О перечне выплат на которые не начисляются страховые взносы в фонд социального страхования РФ7/Собрание законодательства РФ. 1999. — № 28. — ст.3681.
- Постановление Правительства РФ от 5.10.1999г. № 1117 «Об утверждении положения об Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития РФ». //Социальная защита. -1999. -№ 12 С. 5.
- Постановление Правительства РФ от 23.12. 1999 г. № 1432 «Об утверждении Правил размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением"//Собрание законодательных актов. 1999. — № 52. — ст.6418.
- Налоговый кодекс Российской Федерации от 5.08.2000г. Часть 1, 2. СПб.: Издательский дом «Герда». 2001. — 384 с.
- Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 г. № 94 «План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций с 1.01.2001 года’У/Финансовая газета. 2000. — № 47. -С.53.
- Приказ Инспекции НПФ от 7.02.1996г. № 16 «О порядке ведения бухгалтерского учета и отчетности в НПФ'7/Финансовая газета. 1996. — № 10. — С.4.
- Приказ Инспекции НПФ от 18.01.1996 г. № 5 «Об утверждении отчетности о деятельности негосударственных пенсионных фондов». //Финансовая газета.-1996. -№ 8. С.З.
- Приказ Инспекции НПФ от 21.06.2000 г. № 47 «Об утверждении отчетности о деятельности негосударственных пенсионных фондов». //Пенсия. -2000. -№ 7. С. 53.
- Приказ Инспекции НПФ от 24.01.2001 г.№ 5 «О заключении договоров с депозитариями"//Пенсия. 2001. — № 2. — С.9.
- Приказ Инспекции НПФ от 24.01.2001 г. № 6 «О порядке размещения пенсионных резервов"//Пенсия. 2001. — № 2. — С.10.
- Приказ Инспекции НПФ от 24.01.2001 г. № 9 «Об утверждении Протокола № 2 от 22.01.2001 г."//Пенсия. 2001. — № 2. — С.15.
- Приказ Инспекции НПФ от 10.01.2002 г. № 1 «О порядке размещения пенсионных резервов"//Пенсия. — 2002. № 2. — С. 13.
- Алехин М. Тернистый путь закона//Социальная защита. -1998. -№ 7. С.З.
- Алёхин М. Дополнительные пенсии в загоне//Пенсионное обеспечение. — 2001. № 2. -С.2−5.
- Аранжереев М.М., Клевцова Т. А. Особенности формирования учетной политики негосударственных пенсионных фондов//Пенсия. 2000. — № 6. — С.58−59.
- Артемова Е.В. От распределения к страховым принципам// Социальная защита. — 1999 г. № 11. — С.6.
- Арбузова Т.А. Прожиточный минимум//Экономика и жизнь. -1997. -№ 15. — С.5.
- Афанасьев С.А. Негосударственные пенсионные фонды: второй год на отечественном рынке//Экономика и жизнь. 1995. — № 2. — С.6.
- Бабич A.M., Павлова JI.H. Финансы: Учебник. М.: ИДФБК — ПРЕСС, 2000. — 760с.
- Баскаков В.Н., Баскакова М. Е. О пенсиях для мужчин и женщин. М.: Актуарный информационно-аналитический центр НИИ ПММ МГТУ им. Баумана, 1998.-200 с.
- Белан Л.Г. Негосударственное пенсионное обеспечение — интерес к проблеме растет//Пенсия. 2000. — № 1. — С.58−60.
- Бережной М.И. Путь к обеспеченной старости//Социальная защита. -2002. № 6. — С.4.
- Бойко Т. Защитил ли закон будущих пенсионеров?//Научный парк. 1998. -С.26.
- Большаков И.В. Налогообложение в НПФ//Пенсия. 2000. — № 2. — С.68−72.
- Большаков И.В. Размещение пенсионных резервов//Пенсия. — 2001. № 1. — С.59−61.
- Бродский Г. М., Бродский М. Н. Право и экономика пенсионного обеспечения СПб.: Б.и. — 1998. — 288 с.
- Власов В.П. Управление активами негосударственных пенсионных фондов: особенности и проблемы // Рынок ценных бумаг. 1999. — № 20. — С. 137−140
- Волков Ю.В. НПФ: проблемы государственного регулирования деятельно-сти//Ваш партнер консультант. — 1997. — № 3. — С.24.
- Вознесенский Э.А. Финансы как стоимостная категория. — М.: Финансы и статистика, 1985. 236 с.
- Волков Ю.В. Сколько стоит дополнительная пенсия//Человек и труд. — 1998. № 7. -С.2.
- Воронин Ю.В. Пенсионная реформа//Социальная защита. 1996. — № 3. — С.8.
- Гаврилова Л.П. НПО на «национальном» уровне//Пенсия. 2000. — № 11.— С.48−50.
- Гаретовский Н.В. Финансово-кредитный словарь. — М.: Финансы и статистика, 1988.-С.312.
- Глебов В.И. Экономические методы формирования дорожных НПФ: Авто-реф. дис. канд. экон. наук. М., 1997. — 21 с.
- Григорьев JI.C., Сырмолотов Д. М. Условия развития частных накопительных пенсионных фондов// Рынок ценных бумаг. 1999. -№ 20. — С. 145−148.
- Горохов А.Н. Пенсия должна обеспечивать не скудную старость, а достойную жизнь//Пенсия. 2001. — № 2. — С.64−66.
- Дадашев А.З., Черник Д. Г. Финансовая система России. М.: Инфра-М, 1997.-248с.
- Дитковский Е.А. Стратегический анализ рынка негосударственного пенсионного обеспечения//Пенсия. 2001. — № 4. — С.56.
- Дробозина JI.A. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник. М., -1997.-527с.
- Елина П. Восемь лет на передовой//Социальная защита. — 2000. № 12. — С.34.
- Задорожный В.Н., Федотов М. С. Профессиональная пенсионная система предприятия//Пенсия. 2000. — № 4. — С.60−63.
- Зайончковский П.А. Самодержавие и русская армия XIX-XX столетий. — М., -1973. -126с.
- Зурабов М.Ю. О целях и ходе проведения пенсионной реформы// Пенсия. -2002. -№ 4. С. 53.
- Ивантер Д.Е., Сухотин С. В. Задача спецдепозитария способствовать надежности деятельности НПФ для пенсионеров//Пенсия. — 2001. — № 2. — С.72.
- Интендантский журнал. СПб., — 1912. — № 2. — С18.
- Кеппен А.В. Вспомогательные кассы для горных рабочих. СПб.: — 1885. — С.18.
- Колесников А.В. Управление финансами государственного пенсионного страхованияЮкономика и жизнь. 1995. -№ 33. — С.5.
- Колесник А.П. Пенсионная реформа: момент выбора пути//Пенсия. — 2000.- № 10. -С.61−64., № 11. — С.59−63.
- Колобаев О.М., Мудраков В. И. Анализ развития негосударственного пенсионного обеспечения в 1999 году и в 1 квартале 2000 года//Пенсия. — 2000.- № 6. — С.55−58.
- Колобаев О.М. Размещение пенсионных резервов — инвестиционная деятельность негосударственных пенсионных фондов//Пенсия. 2000. — № 11. -С.48−50.
- Колобаев О.М., Мудраков В. И. Негосударственному пенсионному обеспечению в России 8 лет//Пенсия. 2000. — № 10. — С.49−52.
- Колобаев О.М., Мудраков В. И. Развитие негосударственного пенсионного обеспечения региональный аспект (взаимодействие Инспекции НПФ с органами исполнительной власти субъектов Российской Федера-ции)//Пенсия. — 2000. — № 8. — С.37−42.
- Крылов С., Яковлева Е. По поводу законопроекта «О негосударственных пенсионных фондах»//Российский экономический журнал. 1997. — № 10. -С.53−56.
- Левант Н.А. Будет ли страхование жизни в России?//Финансы. -1998. -№ 12. — С.48.
- Лепихова М.И. Право и социальная защита населения (социальное право). -М.:"Былина», 2000.-237 с.
- Луковцев Ф.Ю., Мудраков В. И. Реформа пенсионного обеспечения и развитие негосударственных пенсионных фондов в условиях Крайнего Севе-ра//Пенсия. 2000. — № 8. — С.45−47.
- Луконин С. Накопительная система//Социальная защита. 2000. — № 6. -С.5−8.
- Лукьянов В. Особенности работы инвестиционных компаний с негосударственными пенсионными фондами и другими инвесторами//Пенсия. — 2000. № 12. -С.53−55.
- Любимов Л.Л. Основы экономических знаний. Учебник. М.: — 1995. -496с.
- Макашеев Ф.А. Военное хозяйство. -СПб.: 1913. — С.41−45.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т.23.
- Марков В.З. Негосударственный пенсионный фонд Сбербанка//Деньги и кредит. 1998. — № 1. — С.61−64.
- Марков В.З. Особенности моделирования оптимальной структуры инвестиционного портфеля негосударственного пенсионного фонда//Деньги и кредит. 1999. — № 6. — С.37−39.
- Матвеев А.Л. Железнодорожные Пенсионные кассы. — СПб., 1893. — С.6.
- Мелуа А. И., Якушев Е. JI. Негосударственные пенсионные фонды. СПб.: Международный фонд истории науки, 1999, С.З.
- Михайлов А.В., Мудраков В. И., Харченко О. В. Построение пенсионной программы предприятия и профсоюзы//Пенсия. 2001. — № 1. — С.56−57.
- Михайлов ВА., Мудраков В. И., Харченко О. В. Что дает пенсионная программа предприятию и работнику/ЯТенсия. — 2000. № 12. — С.49−53.
- Михайлов В.А., Мудраков В. И., Глазков А. И. Все, что вы хотите знать о НПФ. М.: Лань, 2000. — 156 с.
- Михайлов В.А., Мудраков В. И., Глазков А. И. Пенсионные ожидания и экономическая безопасность человека//Пенсия. 2000. — № 5. — С.52−55.
- Михальчук В.Ю. Вопросы создания объединенных гарантийных фондов НПФ//Пенсия. 2000. — № 3. — С.58−62.
- Морозов В.В., Бочкарев Д. В. Актуарные расчеты. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1998. — 24с.
- Мудраков В.И. Тенденции и проблемы развития негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации//Пенсия. 2000. — № 7. -С.44−47.
- Мудраков В.И. Трудности роста негосударственного пенсионного обеспе-чения//Пенсия. 2001. — № 5. — С.50.
- Николаев А.В. Что такое НПФ?//Домашний адвокат. -1995. -№ 6. — С.34.
- Обзор деятельности в 1896 г. Пенсионных и сберегательно-вспомогательных касс.//Журнал Министерства путей сообщения. -СПб.: 1896.-С.27.
- Общая теория финансов/JI.A. Дробозина, Ю. Н. Константинова, Л.П. Оку-нева и др.- Под ред. Л. А. Дробозиной. — М.: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 1995.-С.4.
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: Российская АН.- Российский фонд культуры- 3-е изд., стереотипное — М.: АЗЪ, 1996. -С.928.
- Олиферова Т.В. Негосударственные пенсионные фонды. Перспективы раз-вития//Пенсия. 2000 .- № 8. — С.42−43
- Отчетные данные о деятельности НПФ//Пенсия. 2001. — № 4. — С.56 — 59.
- Панфилов И.И. Ещё один резерв развития негосударственного пенсионного обеспечения//Пенсия. 2000. — № 4. — С.57−60.
- Пенсионная реформа//Справочник «Социально-экономические проблемы России». 1999 г. — 103с.
- Пресс-службы АКБ СБС-АГРО и НПФ «Доброе дело» Трехуровневая система пенсионного обеспечения//Финансовый бизнес. 1997. — № 5. — С. З 637.
- Родионова В.М., Вавилов Ю. Я., Гончаренко Л. И. Финансы. -М.: Финансы и статистика, 1992. 427с.
- Развитие системы негосударственных пенсионных фондов//Инвестиции плюс. 2000. — С.2.
- Райзберг Б.А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь 2-е изд., — М.: ИНФРА — М, 1998. — С.244.
- Роик В.Д. Пенсионная реформа: дорогу осилит идущий//Пенсия. — 2000. -№ 11. — С.64−67.
- Роик В.Д. Социальный налог и социальное страхование: борьба идеологий переходит в практическую плоскость//Пенсия. — 2000. № 7. — С.56−58.
- Сапилов Е.В. Пенсии «в награду трудов."//Социальная политика. -1989. -№ 7. — С.38.
- Саркисов С.Э. Личное страхование в системе страховых отношений// Финансы. 1996.-№ 5.-С.45.
- Сводные данные о деятельности НПФ//Пенсия. 2001. — № 9. — С.53.
- Сводные данные о деятельности НПФ//Пенсия. 2002. — № 5. — С.67.
- Сивашенко В.А. Негосударственный отраслевой пенсионный фонд «Гефест/Человек и труд. -1998. -№ 3. С.З.
- Соколов А.В. Особенности налогообложения налогом на прибыль негосударственных пенсионных фондов//Пенсия. 2000. — № 7. — С.49−50.
- Соловьев А.К. Бюджет пенсионного фонда Российской Федерации на 2001 год//Пенсия. 2000. — № 12. — С.38.
- Соловьев Н.И. Исторические очерки устройства и довольствия русских регулярных войск в первой половине XVIII столетия (1700−1761). — СПб.: -1900.-С.29.
- Соловьев П.А. О последствиях финансового кризиса для страхового рынка //Финансы. -1998. -№ 11.- С. 32.
- Суетин Д. Пенсия только долгожителям. Россияне столько не живут/страховое дело. — 2000. — № 8. — С. 15−19.
- Тарнавский А. Ситуация ухудшается//Социальная защита. 2000. — № 12. — С.33−36.
- Тиванов В.В. Финансы русской армии (XVIII век началоХХ века). — М.: ВФЭФ при ГФА. — 1993. — 128с.
- Точильников Г. М. Социалистические финансы. М.: Финансы, 1974. — 207с.
- Фалин Г. И., Фалин А. И. Математические основы теории страхования жизни и пенсионных схем. М.: Издательство механико-математического факультета МГУ, 1996. — 221 с.
- Федорова Т.А. Основы страховой деятельности. М.: БЕК, 2001. — С.372.
- Финансы: Учебник для вузов/Под ред. Проф. Л. А. Дробозиной. — М.: ЮНИТИ, 2000. 527с.
- Финансы, деньги и кредит: Учебник/Под ред. О. В. Соколовой. — М.: Юристь, 2000. 784с.
- Финансы: Учебник для вузов/ Под ред. М. В. Романовского, О.В. Врублев-ской, Б. М. Сабанти. М.: Юрайт-М, 2001. — 504 с.
- Финансы. Денежное обращение. Кредит./ Под ред. Г. Б. Поляка. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.-234с.
- Финогенова Ю.В. Пенсионное страхование в Великобритании. //Финансовая газета. -1997. -№ 32. С. 32.
- Финогенова Ю.Ю. Негосударственные пенсионные фонды в системе пенсионного страхования. Москва, МФА, — 1998. — 19с.
- Цирулис К.Н., Бажанов В. А. Военная реформа в России// ЭКО. 2002.4. С. 28.
- Четыркин Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчетов. — 2-е изд., испр. и доп. М.: «Дело Лтд», 1995. — 320с.
- Четыркин Е.М. Резервы страхования пенсий-актуарный метод//Пенсионные фонды. 1996. — № 2. — С.6.
- Шерменев М.К. Финансы СССР. М.: Финансы, 1977. — 420с.
- Якушев Е.В. Государственное и дополнительное пенсионное обеспечение. Итоги деятельности НПФ в 1995 году. //Финансовая газета. 1996. -№ 31. — С.6.
- Якушев Е.В. Как «дополнить» пенсию?//Социальная защита. 1999 г. № 10.-С.12.
- Якушев Л.П. Пенсионная система Нидерландов//Пенсия. — 2000. № 5. — С.64−68.
- Якушев Л.П. Пенсионная система Швейцарии//Пенсия. 2000. — № 3. -С.65−69.
- Davis Е. P. Pension Funds. Retirement Income Security ande Capital Mar Kets, An Intenalional Perspe Klive — Oxford, Clarendon Press, 1995.
- Cooper W. Europes Pension Reform 'Institutional Investor', Oktober, 1994.
- Flow of Funds Accounts Financial Assets and Liabilities Year- End, 1965−1988. September 1989- p.27.
- Sosial Securiti, including Sosial Protection of Public Employers in Respect of Invalidity, Retirement and Survivors Benefits. ILO, Qeneva, 1988.
- Размеры полных пенсий в России в 1893 году1
- Разряд Размер полной пенсии в год1 1.120 руб. 83 коп.2 840 руб. 63 коп.3 первой степени 560 руб. 40 коп.3 второй степени 420 руб. 24 коп.4 336 руб. 24 коп.5 280 руб. 20 коп.6 210 руб. 15 коп.7 168 руб. 15 коп.8 127 руб. 32 коп.9 84 руб. 90 коп.
- См.: Тиванов В. В. Финансы русской армии (XVIII век началоХХ века). — М.: ВФЭФ при ГФА, 1993. — С. 11.
- Объемные показатели работы пенсионных касс Российской Империи 1
- Год Размер Размер Размер Размер
- Наименование учре- капитала поступ- выдач капиталапп пенсионной кассы жде- на лений в 1896 г. нания 1.01.1896 в 1896 г. 1.01.1897 В руб.) (в руб.) (в руб.) (в руб.)
- Эмеритальная касса министерства юстиции 1885 16 894 189 1 477 488 333 916 180 377 601. И Инвалидный капитал
- Александровского 1885 30 670 952 4 729 336 3 123 255 32 277 033комитета о раненых
- Эмеритальная касса Царства Польского 1885 3 255 632 611 312 559 857 3 307 173
- Капитал горнозаводских товариществ 1885 1 493 620 59 279 9171 1 543 729
- ИТОГО 202 963 694 26 614 940 15 126 735 214 408 590
- Кеппен А. Вспомогательные кассы для горных рабочих. -СПб.: -1885. С. 18.1. Полные оклады пенсий 11. Полные оклады пенсий
- Из государственного казначейства Из эмеритальной кассы1 Полный генерал и действительный тайный советник 1.430 2.1452 Генерал-лейтенант, тайный советник и протопресвитер 1.145 1.718
- Генерал-майор и действительныйстатский советник 860 1.290
- Полковник, статский советник 575 863
- Коллежский советник 531 773
- Подполковник, войсковой стар-шина, капитан гвардии и надвор- ный советник 430 6457 Штабс-капитан гвардии, коллежский асессор и священник 366 518
- Капитан, ротмистр, есаул ититулярный советник 345 473
- Штабс-капитан, коллежский 435секретарь 315
- Поручик, сотник, губернскийсекретарь и диакон 290 358
- Подпоручик, корнет, хорунжий 245 345
- Прапорщик и коллежский 230 323регистратор
- См.: Матвеев А. Железнодорожные Пенсионные кассы. -СПб.: 1893. — С.6.
- Типовое положение о негосударственном пенсионном обеспечении работников11. Общие положения
- Настоящее Положение устанавливает порядок и принципы негосударственного пенсионного обеспечения работников, в дальнейшем «Вкладчик».
- Положение отвечает требованиям Правил негосударственного пенсионного обеспечениярегионального НПФ, в дальнейшем «Правила».
- Внесение изменений в настоящее Положение может быть осуществлено по решению Совета директоров Вкладчика по согласованию срегиональным НПФ, в дальнейшем «Фонд».
- Порядок и условия негосударственного пенсионного обеспечения работников предприятия
- Право на негосударственное пенсионное обеспечение имеют все работники предприятия.
- НПО работников за счет Вкладчика осуществляется поэтапно в соответствии с условиями, определяемыми разделом 3 настоящего Положения.
- Формирование средств, необходимых для выплаты негосударственных пенсий, осуществляется путем перечисления пенсионных взносов в Фонд на
- Бродский Г. М., Бродский M.H. Право и экономика пенсионного обеспечения СПб.: Б.и. — 1998. — С. 159. солидарный счет Вкладчика, на котором происходит накопление пенсионных средств для обеспечения работников дополнительными негосударственными пенсиями.
- Источником формирования негосударственных пенсий работников являются средства Вкладчика, направляемые в Фонд в целях социальной защиты работников.
- Негосударственные пенсии работников отражаются на лицевых счетах, открываемых Фондом по указанию Вкладчика, и финансируются за счет взносов предприятия и инвестиционного дохода, полученного Фондом.
- Негосударственные пенсии работников накапливаются и отражаются на именных счетах, открываемых Фондом по указанию Вкладчика, и финансируются за счет личных пенсионных взносов, взносов предприятия и инвестиционного дохода, полученного Фондом.
- Величина пенсионных взносов, направляемых Вкладчиком на солидарный счет определяется исходя из числа работников, за которых они перечисляются, в соответствии с порядком, определенным в разделе 4 настоящего Положения.
- С работниками предприятия, включенными в систему НПО и финансируемыми Вкладчиком, заключаются соглашения о негосударственном пенсионном обеспечении, в дальнейшем «Соглашение», форма которого приведена в приложении.
- Величина, порядок начисления и выплаты негосударственных пенсий работникам предприятия, порядок наследования средств, накопленных на именных пенсионных счетах, определяются Правилами.
- З.Условия участия работников предприятия в НПО
- Работник имеет право заключить Соглашение с Вкладчиком при условии выполнения п. 3.1.
- Генеральный директор, по согласованию с профкомом, вправе включить в систему НПО работников, не отвечающих условиям, приведенным в п. З.1., но внесших значительный вклад в развитие предприятия.
- Если работнику-нарушителю открыт именной пенсионный счет, то ему в течение указанного срока прекращается Вкладчиком перечисление пенсионных взносов.
- В случае увольнения работника, на имя которого открыт именной пенсионный счет. Вкладчик имеет право прекратить перечисление в его пользу пенсионных взносов.
- Порядок определения величины пенсионных взносов перечисляемых за работников предприятия1. Вариант 1.
- Первые пять лет (до наступления года первых пенсионных выплат) размер годового пенсионного взноса составляет планируемую сумму, перечисляемую в резерв пожизненных пенсионных выплат за работников с выходом на пенсию в 2002 г.
- В каждом следующем году размер пенсионного взноса за каждого работника, включенного в систему НПО, составляет долю от размера ежемесячной заработной платы работника.
- Величина доли в зависимости от стажа работы на предприятии устанавливается Советом директоров.
- Генеральный директор может устанавливать дополнительные повышающие или понижающие личные коэффициенты работникам в зависимости от их вклада в развитие предприятия.1. Вариант 5.
- Пожизненная ежемесячная пенсионная выплата назначается в размере заработной платы за последние 3 года, умноженной на коэффициенты стажа и возраста. Коэффициенты стажа работы работника на предприятии устанавливаются Советом директоров.
- Коэффициент возраста в зависимости от пола работника устанавливается Фондом.
- Генеральный директор может устанавливать дополнительные повышающие или понижающие коэффициенты работникам в зависимости от их вклада в развитие предприятия при определении средней заработной платы.
- Пенсионные выплаты производятся в порядке, установленном договором пенсионных выплат.
- Договор пенсионных выплат заключает Вкладчик с Фондом в пользу работника,
- Работник, имеющий именной пенсионный счет, при наступлении обстоятельств, позволяющих ему получать негосударственную пенсию, заключает договор с Фондом о выплатах пенсии на общих основаниях из расчета всей суммы, отраженной на именном пенсионном счете.
- Вкладчик при заключении с Фондом договора пенсионных выплат принимает пенсионную схему для своих работников с установленным размером пенсионных взносов и ежемесячными пожизненными пенсионными выплатами.
- Работник, имеющий именной пенсионный счет, при заключении с Фондом договора пенсионных выплат вправе выбрать любую из пенсионных схем, предусмотренных Правилами.
- Пенсионные выплаты индексируются ежеквартально. Пенсионные выплаты увеличиваются по сравнению с его негосударственной пенсией за предыдущий квартал в размере полученного Фондом инвестиционного дохода.
- Работник, на именной пенсионный счет которого предприятием перечисляются пенсионные взносы, не имеет права изымать предназначенную ему сумму пенсионных накоплений. Средства могут быть использованы только для выплаты ему негосударственной пенсии.
- В случае смерти работника — владельца именного пенсионного счета до начала пенсионных выплат причитающаяся ему сумма пенсионных накоплений выплачивается наследникам в порядке, установленном действующим законодательством РФ.