Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Реализация трудового потенциала в системе экономического районирования российских регионов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Качественная трансформация российской экономики, начало которой было положено в 90-е гг. XX в., затронула все сферы общественной жизни, что нашло отражение в изменении состава субъектов хозяйствования, в динамике отраслевых и воспроизводственных параметров, в развитии основных макроэкономических показателей, в реализации центробежных и центростремительных тенденций. Однако оценка… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретико-методические основы управления трудовым потенциалом российских регионов
    • 1. 1. Эволюция взглядов о сущности и структуре трудового потенциала
    • 1. 2. Структурные элементы трудового потенциала
    • 1. 3. Условия эффективного управления развитием трудового потенциала
  • 2. Состояние и тенденции развития трудового потенциала в российских регионах в современных условиях
    • 2. 1. Анализ проблем эффективной реализации трудового потенциала
    • 2. 2. Механизм реализации региональной социально-экономической политики в сфере трудовых отношений
    • 2. 3. Оценка эффективности управления трудовым потенциалом в Республике Татарстан
  • 3. Районирование с учетом состояния трудового потенциала как инструмента реализации региональной социально-экономической политики
    • 3. 1. Приоритетные направления развития трудового потенциала в системе экономического районирования российских регионов
    • 3. 2. Экономическое районирование как инструмент региональной социально-экономической политики
    • 3. 3. Направления развития региона на основе оценки трудового потенциала экономических районов
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Реализация трудового потенциала в системе экономического районирования российских регионов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Качественная трансформация российской экономики, начало которой было положено в 90-е гг. XX в., затронула все сферы общественной жизни, что нашло отражение в изменении состава субъектов хозяйствования, в динамике отраслевых и воспроизводственных параметров, в развитии основных макроэкономических показателей, в реализации центробежных и центростремительных тенденций. Однако оценка промежуточных результатов реформирования представляется неполной без учета результатов трансформационных процессов в организации национального экономического пространства под влиянием объективных, представленных содержанием и структурой ресурсного потенциала отдельных территориально-локализованных образований, и субъективных, заключающихся в реализуемой государством на макрои мезоуровнях системе мер управляющего воздействия. Вектор развития экономического пространства формируется в соответствии с содержанием основных его составляющих — производственной, финансовой, демографической, информационной, что находит отражение в углублении степени его поляризации или в выравнивании межрегионального и внутрирегионального рельефа, в изменении уровня и качества жизни населения, в трансформации территориальной организации производства, в формировании точек роста, в консервации доиндустриального хозяйственного уклада в отдельных территориальных образованиях и др. Таким образом, существенными результатами структурных реформ российской экономики выступают изменения в геополитическом положении российских регионов, в составе межи внутрирегиональных пропорций, в отношениях между центром и периферией, что обусловливает необходимость формирования региональной социально-экономической политики с учетом новых реалий в территориальной организации экономики.

1 1 *"и I II,. ', ('" г. <1! ч V I О' ^ 1″ ч. I * / г I «1 дш.

Все это предполагает необходимость разработки новых подходов к решению проблемы поиска материальных и нематериальных критериев районирования российских регионов.

Национальное экономическое пространство и его региональные компоненты развиваются в соответствии с фазами жизненного цикла, включающими зарождение, становление, адаптацию, упадок. Ранние стадии развития пространственных образований не предполагают перехода количественных изменений в качественные и осуществляются за счет накопленного за предшествующий период ресурсного потенциала, в составе которого присутствуют задействованные и незадействованные факторы, а также барьеры роста. Выявление указанных элементов и их использование в рамках территориального планирования выступает объективной предпосылкой рационирования территориальной организации экономики.

Ключевой составляющей ресурсного потенциала территориальных образований выступает трудовой потенциал как важнейший обобщающий показатель уровня развития возможностей созидательной активности человеческого фактора государства, региона, муниципального образования. Знание закономерностей формирования, аккумулирования и реализации трудового потенциала позволяет осуществлять научно-обоснованное планирование и организацию движения трудовых ресурсов для решения актуальных задач социально-экономического развития. Согласно долгосрочному прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г. в период до 2015 г. усилится тенденция сокращения трудового потенциала. Прогнозируется сокращение численности населения трудоспособного возраста примерно на 1 млн. человек1.

1 Сценарные условия долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года: Составлено Министерством экономического развития РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.econoшy.gov.ru/minec/activity/sections/шacro/prognoz/doc201204280010 свободный. Проверено на 1.05.2012.

111 I, ^ * И н.

Ъ ч.

Ч' V:

I) I, ' ' г.

II г.

V >1 ч, ц М.

V" .

ГА.

— /1 < и,' 1 ч 1,, 1.

1″ ч ЙУ .V.

Исследование трудового потенциала российских регионов показывает, что другими наиболее существенными противоречиями в его содержании представляются увеличение экономической нагрузки на население трудоспособного возраста, низкая продолжительность жизни, дисбаланс объема и структуры спроса и предложения на рынке труда, несоответствие уровня знаний и профессиональных навыков кадров требованиям со стороны работодателей в условиях информатизации общества, низкая востребованность получаемых профессиональных знаний выпускников учебных заведений, низкий средний размер оплаты труда и др. Перечисленные проблемы выступают следствием недостаточно эффективного функционирования сферы образования, нерешенности проблем миграции, отсутствия до последнего времени действенных мер государственного регулирования демографической сферы, неэффективности институтов социального партнерства и др. Таким образом, потребность в разработке качественно новых подходов к системе территориального планирования с учетом накопленного трудового потенциала в российских регионах, недостаточная эффективность мер государственного воздействия на его составляющие в рамках районирования и поиска способов оптимизации размещения факторов производства предопределило выбор темы диссертации, ее теоретическую и практическую значимость.

Степень изученности проблемы. Закономерностям регионального развития посвящены работы зарубежных (У.Айзард, Ж.-Р.Будвиль, Э. Гувер, С. Денисон, Х. Зиберт, Г. Камерон, Х. Ричардсон и др.) и отечественных (А.Д.Арзамасцев, Н. Г. Багаутдинова, Л. П. Гончаренко, А. Г. Гранберг, Г. В. Гутман, Л. И. Задорожная, Д. А. Кононов, А. А. Куклин, Ю. Н. Лапыгин, Б. З. Мильнер, А. И. Прилепский, Н. З. Сафиуллин, А. В. Тарасов, С. А. Хурсевич, С. М. Швец и др.) ученых. Фундаментальные положения теории региональной экономики заложены в трудах российских экономистов: П. М. Алампиева, Л. В. Канторовича, С. В. Киселева, Н. Н. Колосовского, В. В. Леонтьева, г.

1 V «. I ' «1. '1 Т’И'?Г1'/Р М ГлУ<, ^ 1, 5' I а. * ^' «-1 '.

•с." к и) V, .

А.С.Новоселова, А. Е. Пробста, С. Г. Струмилина, А. И. Татаркина и др. Новые формы территориальной организации производства, характерные для постиндустриального этапа развития и основанные на принципах цепочки добавленной стоимости, экономики обучения, национальной и региональной системы инноваций, разработаны рядом зарубежных авторов, среди которых.

A.Андерсон, Б. Асхайм, Дж. Даннинг, А. Изаксен, Б. Йонсон, М. Лоренцен, Б.-О.Лундваль, Дж. Манцинен, П. Маскелл, М. Портер, Э. Райнерт, С. Резенфельд, М. Сторпер, К. Фримэн, Дж. Хамфри, Х. Шмитц, М. Энрайт и др. В диссертации использованы положения теории экономической базы П. Л. Курта,.

B.Сонбарта, сырьевой теории Х. А. Инниса, теории секторов А. Фишера, К. Кларска, Ж. Фурастье, теории гибкой специализации Ч. Ф. Сэйби, модели «затраты-выпуск» В. В. Леонтьева, модели размещения производства Я. Тинбергена и Х. Боса и др.

Многогранность понятия «трудовой потенциал» предопределила разнообразие теоретических и методологических подходов к его анализу. Теорию трудовых ресурсов и трудового потенциала развивают работы Е. Г. Антосенкова, Ф. М. Волкова, Б. М. Генкина, Л. С. Дегтярь, Т. И. Заславской, АЛ. Кибанова, Р. П. Колосовой, А. Г. Косаева, В. Г. Костакова, А. Э. Котляра, М. М. Магомедова, Е. Л. Маневича, И. С. Масловой, В. С. Немченко, Ю. Г. Одегова, В. А. Павленкова, В. М. Попова, Е. И. Рузавиной, Е. С. Русанова, Г. В. Сергеевой, М. И. Скаржинского, С. Г. Струмилина, М. Л. Сонина, Г. Н. Черкасова, Л. С. Чижовой, А. А. Чухно, В. Н. Ягодкина и других авторов. Проблемы воспроизводства трудового потенциала, трудовых ресурсов в территориальном аспекте отражены в работах Т. В. Блиновой, Н. И. Гвоздевой, И. Е. Заславского, Г. С. Вечканова, А. С. Панкратова и др. Тем не менее до сих пор не создана единая методология исследования трудового потенциала регионаотсутствует общепризнанное определение категории «трудовой потенциал региона», остаются дискуссионными вопросы оценки, управления.

I < 1″ к.

Ьи>- а^Ч V' 1.

1|" г*".

И* ч * у: ч1' I трудовым потенциалом в контексте проблемы территориальной организации экономики.

Выделяют два основных подхода к пониманию категории «трудовой потенциал региона»: ресурсный и факторный. В рамках ресурсного подхода трудовой потенциал отождествляется с его трудовыми ресурсами в единстве их количественных и качественных сторон (Л.И.Абалкин, А. А. Попов и др.). В отличие от этого, представители «факторного» подхода характеризуют трудовой потенциал как форму личного или человеческого фактора, расширяя его толкование оценкой возможностей общества в использовании способностей работников в качестве активного субъекта производства. Так, Г. Беккер, Ф. Махлуп, Л. Туроу, Т. Шульц подходили к его изучению с позиций человеческого капитала, отражающего реализацию созидательного потенциала человека. Факторный подход получил развитие в трудах М. И. Гольдиной, Р. П. Колосовой и др.

Признавая высокую степень разработанности проблематики трудового потенциала, следует признать, что дальнейшего изучения требуют отдельные аспекты его формирования, распределения и использования в региональной экономике в контексте проблемы пространственной организации, а также государственного регулирования рынка труда в территориально-локализованной системе. Актуальность этих проблем, их недостаточная разработанность, необходимость выработки прикладных решений послужили основанием для определения цели и задач данного исследования, а также его структуры.

Цель и задачи диссертации. Цель диссертационной работы состоит в научном обосновании теоретико-методических подходов и практических рекомендаций относительно механизма реализации трудового потенциала в системе районирования экономики российских регионов.

Реализация цели исследования предопределяет постановку и решение следующих основных задач:

•а 'л.

VI1 «> I '.г*/'м I I I < I 1 и.

V 1−7' иУ .о V ч I >

М, а * И.

Г* I '" (, сЧ 'К ч € с.

1. Предложить теоретико-методический подход к содержанию трудового потенциала региона, основанный на синтезе принципов неоклассической и неоинституциональной традиций.

2. Адаптировать используемую в рамках ресурсной трактовки структуру трудового потенциала к его анализу в мезоэкономической системе.

3. Разработать методику оценки стартовых условий регионального образования, основанную на экономическом районировании (типологизации) с учетом трехкомпонентного показателя, отражающего интегрированные компоненты трудового потенциала региона.

4. Проанализировать влияние трудового потенциала региона на динамику макроэкономической конъюнктуры в границах территориально-локализованного образования.

5. Сформулировать метод диагностики трудового потенциала региона на основе оценки преобладающей мотивации.

6. Выявить основные направления развития региона в разрезе экономических районов в соответствии с состоянием накопленного в них трудового потенциала.

Объектом исследования является трудовой потенциал в системе районирования экономики российских регионов.

Предметом исследования является совокупность организационно-экономических отношений, возникающих в процессе реализации трудового потенциала в системе районирования экономики российских регионов.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования стали концепции и гипотезы, обоснованные и представленные в современной экономической литературе, которые посвящены принципам регионального управления, геополитики, размещения производительных сил, управления трудовыми ресурсами, сетевой экономики, развития промышленных районов и кластеров, а также работы, раскрывающие методологические основы идентификации, структурного построения экономического пространства, механизмы формирования и государственной поддержки его трансформации, закономерности функционирования отраслевых рынков. Постановка и доказательство рабочих гипотез выполнялись на основе общенаучных (анализ, синтез, абстракция, обобщение, аналогия и др.) и специфических (структурно-функциональное и экономико-математическое моделирование, балльно-индексные оценки, многомерный статистический и факторный анализ и др.) методов. При разработке основных вопросов экономического прогноза осуществлен системный подход к исследуемой проблеме, что позволило обеспечить комплексность исследования и выявить основные пути рационализации и повышения эффективности управления на мезоуровне.

Информационной базой исследования послужили сведения Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации (РФ) и ее территориальных органов, статистических органов зарубежных государств, данные Международной организации труда (МОТ), Министерства экономического развития РФ, Министерства образования и науки РФ, Министерства труда и социального развития РФ, Министерства экономики Республики Татарстан (РТ), Министерства образования и науки РТ, Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ, специализированных аналитических зарубежных компаний — Standard&Poors, Dun and Bradstreet, Рейтингового агентства «Эксперт РА», а также плановые и отчетные данные предприятий РТ, личные наблюдения диссертанта и анкетные опросы работников трудовых коллективов. В ходе исследования использованы Сценарные условия долгосрочного прогноза социально-экономического развития РФ до 2030 г., Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2011;2013 гг. (заключено 29 декабря 2010 г., протокол № 11 заседания Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений), Республиканская программа содействия занятости населения на 2011;2013 гг. в ред. Постановления Кабинета Министров РТ от 06.06.2011 № 446 и др. В процессе подготовки работы в качестве информационных источников были использованы монографии, коллективные работы, публикации в периодической печати, материалы научно-практических конференций, информационные ресурсы всемирной сети Интернет и др.

Содержание диссертационного исследования соответствует требованиям п. 3 Региональная экономика: 3.4. Проблема социально-экономического районирования страны по материальным и нематериальным критериямрайонирование страны, регионов и муниципальных образований по основным сервисным зонамадаптация административно-территориального деления страны к вызовам новой экономики- 3.16. Региональная социально-экономическая политикаанализ особенностей и оценка эффективности региональной экономической политики в Российской Федерации, федеральных округах, субъектах Федерации и муниципальных образованиях Паспорта ВАК России специальности 08.00.05 — «Экономика и управление народным хозяйством».

Научная новизна результатов исследования состоит в разработке комплекса теоретико-методических положений и практических предложений, направленных на формирование и реализацию трудового потенциала территориального образования в системе экономического районирования российских регионов, что конкретизируется в следующих положениях:

1. Предложен теоретико-методический подход к содержанию трудового потенциала региона, синтезирущий принципы неоклассической (в рамках ресурсной трактовки) и неоинституциональной традиций, что позволяет его определить как обобщающую характеристику трудовых ресурсов в единстве их количественных и качественных сторон, которые представлены воплощенными и латентными свойствами, реализуемыми Г, Iі і.

Ь, І, Чі" І і.

V')") І.

III к й і і І)1).

Х’Ч «Л ні ц<>

4* и.

У" !, посредством участия в воспроизводственном процессе в сложившейся институциональной среде, формирующей систему интересов экономических агентов в рамках набора общих ограниченийпри этом доказано, что особенностями трудового потенциала российских регионов выступают преобладание долгосрочных отношенческих контрактов, обеспечивающих стабильность занятости и жесткость заработной платынеконкурентность локализованных рынков труда и их двойственностьотсутствие «гибкой занятости», что ограничивает темпы поступательной макроэкономической динамики.

2. Адаптирована используемая в рамках ресурсной трактовки структура к трудовому потенциалу региона, согласно которой выявлены элементы и индикаторы их состояния: здоровье (средняя продолжительность жизни, затраты на здравоохранение, смертность по возрастам) — нравственность и умение работать в коллективе (объем социальных инвестиций, уровень преступности и социальной напряженности) — творческий потенциал и активность (доходы от авторских прав, количество патентов на одного жителя региона, темпы технического прогресса) — организованность и ассертивность (состояние институциональной среды, эффективность инфорсмента контрактов, транспарентность услуг публичного управления) — образование (среднее количество лет обучения в системе среднего, высшего и послевузовского образования, доля затрат на образование в консолидированном бюджете) — профессионализм (доходы от экспорта, от производства инновационной продукции, потери от аварийных ситуаций) — ресурсы рабочего времени (численность трудоспособного населения, количество занятых, уровень безработицы, количество часов занятости в год) — тендерный состав (гендерная нагрузка на экономически активное население, тендерный коэффициент оценки трудового потенциала, или коэффициент тендерной нагрузки на одного работника мужского пола) — гибкость регионального рынка труда (индивидуализированные и нестандартные формы занятости, гибкость регулирования рынка труда) — конкурентность регионального рынка труда (уровень монопсонической власти).

3. Разработана методика оценки стартовых условий регионального образования, основанная на экономическом районировании (типологизации) с учетом трехкомпонентного показателя, отражающего интегрированные компоненты трудового потенциала региона и включающего ресурсы рабочего времени, состояние человеческого потенциала, состояние институциональной среды рынка труда, что является основой для совершенствования системы территориального планирования на основе существующего административно-территориального деления и использования инструментария выделения экономических территорий.

4. Доказано, что состояние трудового потенциала региона может выступать в качестве фактора, нейтрализующего ухудшение макроэкономической конъюнктуры (в случае преобладания инновационных компонентов в форме гибкой занятости, мобильности трудовых ресурсов, конкурентности рынка труда, высокого производственно-квалификационного, психофизиологического и личностного потенциала, а также наличия адаптационных мер регионального регулирования с учетом особенностей экономического района), а также фактора, усиливающего ухудшение макроэкономической конъюнктуры (в случае преобладания консервативных компонентов, низкого производственно-квалификационного, психофизиологического и личностного потенциала при отсутствии адаптационных мер регионального регулирования с учетом особенностей экономического района) в границах территориально-локализованного образования.

5. Определено, что в процессе диагностики трудового потенциала, применяемой для реализации альтернативного экономического районирования, необходимо использовать рейтинговую методику, V У ч.

IV, ''" .

1. —. л /.

Ч'.

V У.

А и ч ' I «ц. г.

1 !¦ («у,».

1"1 11Л '*(««л* л 1,'Л*'! 'чЧ' 5» 7 Л I основанную на оценке структуры мотивации трудоспособного населения, учитывающего типы мотивации по А. И. Герчикову (профессиональная, инструментальная, патриотическая, хозяйская и люмпенская), каждой из которых соответствует собственный рейтинг составляющих трудового потенциала регионов.

6. Сформулированы основные направления развития региона в рамках сформированных на основе оценки трудового потенциала (высокий, выше среднего, средний, ниже среднего и низкий), базирующиеся на выделении приоритетных с точки зрения использования трудового потенциала направлений экономической деятельности, целесообразность реализации которых в региональном управлении подтверждается результатами прогнозных сценарных расчетов.

Теоретическая и практическая значимость работы определяется развитием теоретических и методических положений регионального и стратегического управления. Теоретическая значимость работы состоит в определении направлений повышения количественных и качественных характеристик трудового потенциала региона, а также в обосновании взаимосвязи стратегии развития регионального рынка труда и эффективности функционирования территориальных образований, в разработке инструментов ее реализации и методики оценки.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что использование выводов и предложений автора в части теоретических и методических основ управления трудовым потенциалом при разработке региональных целевых программ позволит активизировать инвестиции в человеческий капитал, стимулировать деловую активность, тем самым повысить качество жизни в регионе.

Рассмотренный в диссертации механизм регионального управления рынком труда может быть использован в учебном процессе при чтении курсов «Региональная экономика», «Государственное и муниципальное.

ЛИ и V1 е «41ц.

•"Их: 'I «* ^ а и,.

•.

Ч" 1 управление". Отдельные положения диссертации целесообразно включить в учебные курсы по проблемам трудовых отношений в современной российской экономике.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы изложены, обсуждены и получили одобрение на международных, всероссийских, региональных, межвузовских научно-практических и научно-методических конференциях в 2009;2012 гг. Имеется 7 публикаций по теме диссертации общим объемом 2,55 п.л., в том числе 3 статьи в журнале «Сегодня завтра российской экономики», который входит в реестр журналов, рекомендованных ВАК России для опубликования материалов по кандидатским и докторским диссертациям.

Разработанные практические рекомендации внедрены и используются в деятельности Министерства экономики РТ в процессе разработки ведомственных целевых программ, в учебном процессе НОУ ВПО «Университет управления «ТИСБИ», что подтверждено справками о внедрении.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, содержащих 9 параграфов, заключения, библиографического списка использованной литературы, включающего 177 наименований, и приложений.

Заключение

.

На основе проведенного исследования по проблемам реализации трудового потенциала в системе экономического районирования российских регионов можно сделать ряд теоретических и практических выводов и предложений:

1. Предложен теоретико-методический подход к содержанию трудового потенциала региона, синтезирущий принципы неоклассической (в рамках ресурсной трактовки) и неоинституциональной традиций, что позволяет его определить как обобщающую характеристику трудовых ресурсов в единстве их количественных и качественных сторон, которые представлены воплощенными и латентными свойствами, реализуемыми посредством участия в воспроизводственном процессе в сложившейся институциональной среде, формирующей систему интересов экономических агентов в рамках набора общих ограниченийпри этом доказано, что особенностями трудового потенциала российских регионов выступают преобладание долгосрочных отношенческих контрактов, обеспечивающих стабильность занятости и жесткость заработной платынеконкурентность локализованных рынков труда и их двойственностьотсутствие «гибкой занятости», что ограничивает темпы поступательной макроэкономической динамики.

2. Адаптирована используемая в рамках ресурсной трактовки структура к трудовому потенциалу региона, согласно которой выявлены элементы и индикаторы их состояния: здоровье (средняя продолжительность жизни, затраты на здравоохранение, смертность по возрастам) — нравственность и умение работать в коллективе (объем социальных инвестиций, уровень преступности и социальной напряженности) — творческий потенциал и активность (доходы от авторских прав, количество патентов на одного жителя региона, темпы технического прогресса) — организованность и.

142 V V 'Ч ¡-к) и .1. г I ч?, 1 I.

•П1'.

I IV* .'1.

А'1, 1 1)1.

1 У I (г.

А' ^ ассертивность (состояние институциональной среды, эффективность инфорсмента контрактов, транспарентность услуг публичного управления) — образование (среднее количество лет обучения в системе среднего, высшего и послевузовского образования, доля затрат на образование в консолидированном бюджете) — профессионализм (доходы от экспорта, от производства инновационной продукции, потери от аварийных ситуаций) — ресурсы рабочего времени (численность трудоспособного населения, количество занятых, уровень безработицы, количество часов занятости в год) — тендерный состав (тендерная нагрузка на экономически активное население, тендерный коэффициент оценки трудового потенциала, или коэффициент тендерной нагрузки на одного работника мужского пола) — гибкость регионального рынка труда (индивидуализированные и нестандартные формы занятости, гибкость регулирования рынка труда) — конкурентность регионального рынка труда (уровень монопсонической власти).

3. Разработана методика оценки стартовых условий регионального образования, основанная на экономическом районировании (типологизации) с учетом трехкомпонентного показателя, отражающего интегрированные компоненты трудового потенциала региона и включающего ресурсы рабочего времени, состояние человеческого потенциала, состояние институциональной среды рынка труда, что является основой для совершенствования системы территориального планирования на основе существующего административно-территориального деления и использования инструментария выделения экономических территорий.

4. Доказано, что состояние трудового потенциала региона может выступать в качестве фактора, нейтрализующего ухудшение макроэкономической конъюнктуры (в случае преобладания инновационных компонентов в форме гибкой занятости, мобильности трудовых ресурсов, конкурентности рынка труда, высокого производственно 1 м.

I" 4 /," «.

45 «» к.

•) ч н.

I.)(Щ г411.

Г^П, у"" /-'' I,.

I *.

Д7 к л-" и} IV г/^ч.

1 л: «4 Г,.

V I 1 л" V.

V ** л* п г л квалификационного, психофизиологического и личностного потенциала, а также наличия адаптационных мер регионального регулирования с учетом особенностей экономического района), а также фактора, усиливающего ухудшение макроэкономической конъюнктуры (в случае преобладания консервативных компонентов, низкого производственноквалификационного, психофизиологического и личностного потенциала при отсутствии адаптационных мер регионального регулирования с учетом особенностей экономического района) в границах территориально-локализованного образования.

5. Определено, что в процессе диагностики трудового потенциала, применяемой для реализации альтернативного экономического районирования, необходимо использовать рейтинговую методику, основанную на оценке структуры мотивации трудоспособного населения, учитывающего типы мотивации по А. И. Герчикову (профессиональная, инструментальная, патриотическая, хозяйская и люмпенская), каждой из которых соответствует собственный рейтинг составляющих трудового потенциала регионов.

6. Сформулированы основные направления развития региона в рамках сформированных на основе оценки трудового потенциала (высокий, выше среднего, средний, ниже среднего и низкий), базирующиеся на выделении приоритетных с точки зрения использования трудового потенциала направлений экономической деятельности, целесообразность реализации которых в региональном управлении подтверждается результатами прогнозных сценарных расчетов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой