Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогический мониторинг процесса правового воспитания старших дошкольников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Концепция воспитания в новом веке будет строиться на понимании смысла жизни и предназначения человека. Очень важным положением этой концепции станет представление о более совершенном человеке, человекесозидателе новой жизни. Расширение сознания и кругозора — одна из главных задач воспитания в новом веке. Чем шире будет мыслить человек, чем будет больше знать и вмещать знания в своем сознании, тем… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ
    • 1. 1. Историко-логический анализ проблемы исследования
    • 1. 2. Психолого-педагогические основы правового воспитания
    • 1. 3. Международные, нормативно-правовые и программные документы о защите прав детей и правовом воспитании
  • ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ПРОЦЕССА ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
    • 2. 1. Проблема мониторинга в психолого-педагогических исследованиях
    • 2. 2. Технологическая модель и этапы педагогического мониторинга процесса правового воспитания старших дошкольников
  • ГЛАВА III. РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ПРОЦЕССА ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
    • 3. 1. Выявление уровня правовой воспитанности старших дошкольников
    • 3. 2. Прогнозирование развития процесса правового воспитания детей старшего дошкольного возраста
    • 3. 3. Содержательно-технологический этап организации опытно-поисковой работы
    • 3. 4. Итогово-диагностический этап реализации педагогического мониторинга в процессе правового воспитания старших дошкольников

Педагогический мониторинг процесса правового воспитания старших дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

и проблемы исследования.

Для начала XXI века характерно усиление внимания к ребенку как к личности, члену общества, которое наделяет его определенными правами. Этот несомненный признак общественного прогресса отличает и чрезвычайно сложную социальную и экономическую обстановку России. Многие прогрессивные изменения в обществе, социальные, политические и экономические эксперименты предполагают и переоценку роли ребенка в нем. Сегодня обществу нужна социально зрелая, свободная личность, обладающая правовыми знаниями.

Концепция воспитания в новом веке будет строиться на понимании смысла жизни и предназначения человека. Очень важным положением этой концепции станет представление о более совершенном человеке, человекесозидателе новой жизни. Расширение сознания и кругозора — одна из главных задач воспитания в новом веке. Чем шире будет мыслить человек, чем будет больше знать и вмещать знания в своем сознании, тем менее разрушительной станет его деятельность. Самые первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве, еще в дошкольный период. Как показывают исследования психологов Л. В. Выготского, Д. Б. Эльконина и других, дошкольный период является сенситивным в становлении и развитии личности ребенка.

Развитие правосознания личности — процесс долгий, сложный и противоречивый, продолжающийся практически всю жизнь человека. Однако наиболее активно взгляды, жизненные позиции, типичные мотивы поведения личности формируются в дошкольные годы. И от того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека в правовой сфере. Через распространение правовых знаний, выработку положительного отношения к правовым требованиям и на основе этого к формированию правовых убеждений и готовности действовать в направлении правовых требований — единственно верный путь к правовому воспитанию старших дошкольников.

Соответственно правовое воспитание и обучение состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, в умении использовать свои права, соблюдать существующие запреты и исполнять общественные обязанности. Но в обществе не всегда создаются соответствующие условия, в которых ребенок может развиваться как полноценный и полноправный член общества и одновременно сохранять свою индивидуальность и уникальность.

Поэтому современная ситуация определяет необходимость пересмотра не только общих подходов к организации воспитания в целом, но и поиск актуальных методов и средств, способствующих организации правового воспитания в дошкольном образовании. В этих условиях особую значимость приобретает технология педагогического мониторинга как процесса непрерывного, научно-обоснованного, диагностико-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора задач, средств, решения проблемы, способствующая отслеживанию как негативных, так и позитивных тенденций в правовом воспитании, что сказывается на возможности усиления положительного влияния на ребенка и преодоления негативных воздействий. Ряд исследователей рассматривают технологию применения педагогического мониторинга в учебной деятельности (A.C. Белкин, В. Г. Горб, Г. А. Карпова, В. А. Кальней, JI.B. Моисеева, A.A. Орлов, С. Н. Силина, С. Е. Шишов и др.), имеются исследования педагогического мониторинга и в работе с дошкольниками (Н.В. Абрамовских). Однако технология педагогического мониторинга процесса правового воспитания в научных работах ранее специально не изучалась.

Теоретическая база исследования. Значительный вклад в развитие теории, методики и практики правового воспитания, формирования правовой культуры различных социальных групп общества внесли философы, юристы, педагоги, психологи, учителя-практики. В разные периоды развития российского образования проблемы правового воспитания рассматривались в работах Н. П. Вербицкого, И. Ф. Рябко, Е. В. Титаринцевой, В. В. Тищенко.

Анализ литературы показывает, что в современной науке к изучению правового воспитания выделяется несколько подходов. Так, одни ученые рассматривают данную категорию с позиции ее структурных компонентов, определяя при этом право как систему норм, выражающих государственные веления (С.С. Алексеев, J1.C. Явич, и др.), правосознание как сферу духовного отражения всей правовой действительности, (И.А. Ильин, В. И. Каминская, П. И. Новгородцев, А. Р. Ратинов и др.), нравственность как внутренний регулятор правомерного поведения (B.C. Олейников).

Другие же акцентируют внимание на правах человека как общечеловеческой ценности (В.А. Караковский, М. А. Лазутова, Е. А. Лукашева, Г. В. Мальцев, А. Ф. Никитин, З. К. Шнекедорф и другие), на моральных и нравственных ценностях (А.Н. Гусев, Ю. М. Смоленцев, А. Н. Титаренко и др.), на нравственно-правовом воспитании школьников (Г.П. Давыдов, Г. А. Кузнецов, О. Г. Шапиева и др.), правовом воспитании студентов (И.А. Дерягин, Ю.П. Козюбра).

Организацию и эффективность правового воспитания изучали Д. А. Керимов, Н. Г. Кобец, A.B. Мицкевич, А .Я. Сухарев. Под правовым воспитанием они понимают строго упорядоченный процесс, складывающийся из ряда взаимосвязанных и взаимопроникающих стадий. Несомненно, что в процессе правового воспитания необходимо учитывать весь комплекс возрастных особенностей детей.

Методику правового воспитания учащихся разработали В. В. Берман, В. А. Кищин, Л. В. Лазарева, A.B. Мицкевич, В. М. Обухова, Л. А. Пэк., Я. В. Соколова, В. В. Тищенко. Социально-педагогические основы правового воспитания учащихся, круг юридических знаний, формы внеклассной и внешкольной работы рассматривали Г. П. Давыдов А.Ф. Никитин, З.К. Шнеке-дорф и др.

В настоящее время возрос интерес к правовому воспитанию и в дошкольном возрасте. С. А. Козлова отмечает, что нужно сформировать у ребенка представления о самом себе, о его правах и обязанностях и необходимо не только сообщать ему эти знания, но и формировать оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям и учить применять полученные знания в разнообразных формах собственной деятельности дошкольника.

Одной из задач патриотического воспитания, по мнению JI.B. Пимено-вой, является знакомство детей с правами и обязанностями, так как к 7 годам дети могут оценить поступки других людей, проявляют толерантность к представителям других национальностей, что реализуется в разных видах творческой коммуникативной деятельности.

Усвоение дошкольниками знаний о принадлежности человека к разным расам, о сходстве и различии людей, живущих на Земле, имеющих равные права и одинаковые обязанности перед собой и окружающей социальной действительностью исследовала Н. Г. Капустина. Педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о правах человека изучала C.B. Федотова.

Анализ исследований дает возможность установить, что правовое воспитание старших дошкольников является сложным процессом: он включает не только сообщение детям знаний, но и формирование эмоционально-оценочного отношения к социальным фактам и событиям, а затем применение этих знаний в практической деятельности.

Раннее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребенка — формированию сознания, познавательных интересов, способности к самостоятельным умозаключениям и правовому поведению.

Для того чтобы сформировать процедуру применения педагогического мониторинга в процессе правового воспитания, необходимо, на наш взгляд, разработать его целостную технологию, которая позволит отслеживать результаты правового воспитания детей старшего дошкольного возраста, выявить тенденции их развития и на основе полученных данных вносить необходимые коррективы.

На основании вышеизложенных положений определилось противоречие между потребностью педагогической практики в системном, объективном процессе отслеживания уровня правовой воспитанности старших дошкольников и отсутствием целостной, научно-обоснованной технологии педагогического мониторинга, ориентированной на процесс правового воспитания.

Поиск эффективных путей разрешения данного противоречия, теоретическая и практическая значимость его для современного образовательного процесса в дошкольном учреждении обозначили проблему исследования: каково содержание и особенности реализации технологии педагогического мониторинга процесса правового воспитания старших дошкольников?

На основании обозначенного противоречия и проблемы была сформулирована тема исследования: «Педагогический мониторинг процесса правового воспитания старших дошкольников».

Цель исследования — разработать и реализовать технологию педагогического мониторинга процесса правового воспитания старших дошкольников.

Объект исследования — процесс правового воспитания старших дошкольников.

Предмет исследования — технология педагогического мониторинга процесса правового воспитания старших дошкольников.

В качестве гипотезы диссертационного исследования было выдвинуто следующее предположение: педагогический мониторинг, реализуемый в образовательном процессе ДОУ, актуализирует процесс правового воспитания, если:

— определено содержание понятия «правовое воспитание детей дошкольного возраста».

— разработаны компоненты правовой воспитанности дошкольников: информационно-познавательный, эмоционально-оценочный и поведенческо-деятельностный;

— выявлены критерии и уровни сформированности компонентов правовой воспитанности у старших дошкольников;

— разработана технология педагогического мониторинга процесса правового воспитания старших дошкольников, реализуемая через ряд этапов: адаптационно-установочный, исходно-диагностический, планово-прогностический, содержательно-технологический, промежуточно-диагностический, коррекционно-деятельностный, итогово-диагностический.

В соответствии с объектом, предметом, целью и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:

1. Изучить степень разработанности проблемы правового воспитания в педагогической теории и практике.

2. Определить понятие «правовое воспитание старших дошкольников» и его основные структурные компоненты.

3. Установить критерии и показатели оценки уровня сформированности правовой воспитанности у дошкольников.

4. Разработать и экспериментально проверить технологию педагогического мониторинга процесса правового воспитания старших дошкольников.

Методологическую основу и теоретическую базу исследования составляют философские концепции о ценностном подходе к человеку, о признании ценности прав и свобод человека (В.А. Караковских, Е. А. Лукашова, М. Н. Лазутова, Т. В. Мальцев, Н. Ф. Никитин, З. К. Шнекедорф и др.), о моральных и нравственных ценностях (А.Н. Гусев, Ю. М. Смоленцев, А.Н. Ти-таренко и др.), о нравственности как внутреннем регуляторе правомерного поведения (B.C. Олейников), о правосознании как сфере духовного отражения всей правовой действительности, о роли эмоционального фактора в формировании личности ребенка дошкольного возраста, о влиянии среды на формирование личности (Н.Ф. Виноградова, О. В. Дыбина, A.B. Запорожец, С. А. Козлова, Т. Г. Комарова, A.B. Суровцева, P.M. Чумичева), о нравственно-правовом воспитании школьников (Г.П. Давыдов, Г. А. Кузнецов О.Г. Шапиева и др.).

Для решения поставленных задач использовался следующий комплекс методов исследования: теоретический анализ философской, юридической, психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, изучение и анализ методических пособий, художественной литературы для детей, теоретический и практический анализ используемых в образовании методов педагогического мониторинга, беседа, опрос, педагогическое наблюдение за деятельностью детей в ДОУ, анализ педагогических ситуаций, анкетирование воспитателей, родителей.

Опытно экспериментальную базу исследования составили ДОУ №№ 2, 5, 16, 24, 35, 36 г. Шадринска Курганской области, ДОУ «Тополек» с. Бе-лоярское, ДОУ с. Мишкино Курганской области. Исследованием было охвачено 180 детей старшего дошкольного возраста, 52 педагога, 101 родитель.

Основные этапы исследования:

Первый этап (1999;2000 г. г.) включал теоретический анализ проблемы: изучалась и анализировалась философская, психолого-педагогическая и методическая литература по теме исследованияопределялась методология и проблема исследования. Были сформулированы цель, задачи, гипотеза, разрабатывалась методика опытно-экспериментального исследования.

Второй этап (2000;2001 г. г.) осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы исследования. Опытно-исследовательская работа проводилась в соответствии с разработанной технологией педагогического мониторинга процесса правового воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Третий этап (2001;2002г.г.) посвящен систематизации и обобщению результатов исследования, уточнению теоретических положений, оформлению диссертационного исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что.

— дана сущностная характеристика содержания понятия «правовая воспитанность детей старшего дошкольного возраста»;

— разработаны основные компоненты правовой воспитанности детей старшего дошкольного возраста: информационно-познавательный, эмоционально-оценочный, поведенческо-деятельностный;

— определены критерии сформированности правовой воспитанности дошкольников: знания детей о своих правах и обязанностях, оценка дошкольником собственного поступка и поведения других людей с точки зрения норм права, оперирование правовыми знаниями в собственном поведении и реализация правового поведения в различных видах деятельности;

— разработаны критериальные показатели сформированности правовой воспитанности у старших дошкольников: полнота (объем) знаний, потребность в получении новых знаний, умение адекватно оценить свои и чужие поступки с точки зрения норм права и умение оперировать знаниями по реализации собственного правового поведения, сформированность качеств самоконтроля, самооценки результатов деятельности, умение соблюдать запреты и исполнять обязанности;

— обоснована и структурирована концептуальная модель педагогического мониторинга в дошкольном образовательном учреждении, включающая в себя цель, задачи, функции, принципы и этапы реализации.

Теоретическая значимость исследования заключается в определении понятий «педагогический мониторинг процесса правового воспитания старших дошкольников», «правовое воспитание дошкольников», «правовая воспитанность дошкольников», в обосновании теоретических основ применения технологической модели педагогического мониторинга в дошкольном образовании, в разработке структуры и содержания педагогического мониторинга процесса правового воспитания старших дошкольников.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и внедрении технологической модели педагогического мониторинга процесса правового воспитания в дошкольном образовательном учреждении, в использовании содержащихся в работе теоретических и научно-методических материалов в системе дошкольного образования при определении методов и приемов правового воспитания детей старшего дошкольного возраста, в разработке и внедрении методики ознакомления с правами человека, ребенка, доступной детям старшего дошкольного возраста, используемой в практике работы дошкольного образовательного учреждения, а также в семье.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечена опорой на научную методологию, анализом и использованием достижений психолого-педагогической науки, применением комплекса взаимодополняющих методов, соответствующих поставленным исследовательским задачам, комплексным осуществлением педагогического эксперимента, его всесторонним анализом и обработкой его результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе всех его этапов (1998;2002 гг.) в дошкольных учреждениях №№ 2, 5, 16, 24, 35, 36 г. Шадринска. Основные положения диссертационного исследования докладывались на Российских научно-практических конференциях (Шадринск-2000г., Курган-2001 г.), межрегиональной научно-практической конференции (Шадринск-2001г.), на заседаниях кафедры дошкольной и социальной педагогики Шадринского государственного педагогического института, на научно-практических конференциях Шадринского государственного педагогического института, были использованы при чтении спецкурса на факультете дошкольной и социальной педагогики и психологии Шадринского государственного педагогического института для студентов очного и заочного отделений.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Правовое воспитание — это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности, то есть комплексного качества личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у дошкольников глубоких и устойчивых правовых знаний и убеждений в правильном правовом поведении, реализация которого в практической деятельности отвечает требованиям общества.

2. Процесс правового воспитания может осуществляться через формирование трех компонентов: информационно-познавательного, эмоционально-оценочного и поведенческо-деятельностного.

3. Выделенные нами критерии (знания детей о своих правах и обязанностях, оценка собственного поведения и поведения других людей с точки зрения норм права, оперирование правовыми знаниями в собственном поведении и реализация правового поведения в различных видах деятельности), показатели (полнота знаний и потребность в получении новых знаний, умение адекватно оценить свои и чужие поступки с точки зрения норм права, умение оперировать знаниями по реализации собственного правового поведения, сформированность качеств самоконтроля, самооценки результатов деятельности, умение соблюдать запреты и исполнять обязанности) и уровни (высокий, средний, низкий) сформированности правовой воспитанности позволяют отследить динамику развития процесса правового воспитания детей старшего дошкольного возраста.

4. Концептуальная модель педагогического мониторинга включает цель мониторинговой деятельности, задачи, принципы (непрерывности, преемственности, воспитательной целесообразности, дифференцированности), функции (подготовительная, диагностическая, коррекционная, прогностическая), этапы (адаптационно-установочный, исходно-диагностический, планово-прогностический, содержательно-технологический, промежуточно-ди-агно-стический, коррекционно-деятельностный, итогово-диагностический).

5. Технология реализации педагогического мониторинга процесса правового воспитания старших дошкольников состоит из ряда последовательных этапов: адаптационно-установочный, исходно-диагностический, планово-прогностический, содержательно-технологический, промежуточно-диагностический, коррекционно-деятельностный, итогово-диагностический.

Структура и объем диссертации

Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложений.

Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:

На современном этапе, в условиях гуманизации и демократизации системы образования, нашему обществу нужна социально зрелая, свободная личность, обладающая правовыми знаниями, поэтому реализация задач правового воспитания в образовательном процессе ДОУ является актуальной.

1. Проведенный в нашем исследовании теоретический анализ проблемы правового воспитания в философской и психолого-педагогической литературе доказывает возможность использования педагогического мониторинга в образовательном процессе дошкольного учреждения с целью повышения уровня развития правовой воспитанности у детей старшего дошкольного возраста.

2. Правовое воспитание — это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности, то есть комплексного качества личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у дошкольников глубоких и устойчивых правовых знаний и убеждений в правильном правовом поведении, реализация которого в практической деятельности отвечает требованиям общества.

3. Процесс правового воспитания осуществляется через формирование трех компонентов: информационно-познавательного (знания детей о правах, знания детей об обязанностях), эмоционально-оценочного (оценка собственной деятельности, умение оценивать поступки других людей с точки зрения норм права) и поведенческо-деятельностного (владение умениями и навыками по реализации правового поведения и умение реализовывать свои права в деятельности, соблюдать запреты и исполнять обязанности).

4. Критериями сформированности правовой воспитанности детей старшего дошкольного возраста являются знания детей о своих правах и обязанностях, оценка собственного поведения и поведения других людей с точки зрения норм.

I *, права, оперирование правовыми знаниями в собственном поведении и реализация правового поведения в различных видах деятельности, показателями — полнота знаний и потребность в получении новых знаний, умение адекватно оценить свои и чужие поступки с точки зрения норм права, умение оперировать знаниями по реализации собственного правового поведения, сформированность качеств самоконтроля, самооценки результатов деятельности, умение соблюдать запреты и исполнять обязанности и что позволяет выделить уровни правовой воспитанности: высокий, средний, низкий.

5. Концептуальная модель педагогического мониторинга включает цель мониторинговой деятельности, задачи, принципы (непрерывности, преемственности, воспитательной целесообразности, дифференцированности), функции (подготовительная, диагностическая, коррекционная, прогностическая), этапы (адаптационно-установочный, исходно-диагностический, планово-прогностический, содержательно-технологический, промежуточно-диагностический, коррекционно-деятельностный, итогово-диагностический).

6. Технология реализации педагогического мониторинга процесса правового воспитания старших дошкольников включает в себя ряд последовательных этапов: адаптационно-установочный, исходно-диагностический, планово-прогностический, содержательно-технологический, промежуточно-диагностический, коррекционно-деятельностный, итогово-диагностический и обеспечивает постепенное, планомерное развитие у каждого ребенка выделенных компонентов правового воспитания. Процесс отслеживания особенностей правового воспитания с помощью педагогического мониторинга позволяет увидеть как позитивные, так и негативные стороны данного процесса и внести соответствующие коррективы.

Перспективы дальнейшего исследования проблемы правового воспитания, на наш взгляд, заключаются в возможности разработки системы преемственных связей между дошкольным образовательным учреждением и школой, в обеспечении преемственности общественного и семейного воспитания. iSC.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.В. Педагогический мониторинг воспитания познавательной готовности старших дошкольников к обучению в школе: Дисс.. канд. пед. наук. — Екатеринбург, 1999. 183с.
  2. Азбука прав человека //Всеобщая декларация прав человека, адаптированная для детей: Книга для чтения и обсуждения в младших классах общеобразовательной школы /Под ред. Т. К. Каракаш. — М.: Центр развития социально-педагогических инициатив, 1994. 121с.
  3. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса.-Минск: Университетское, 1990.560с.
  4. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1995. 496с.
  5. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства Х1У-ХУП ВВ.-М. 1985. С. 165−167.
  6. В.В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека.-М., 1995. 59с.
  7. О.О., Максудов P.P. Знай свои права. М., 1997. 78с.
  8. Л.В. Усвоение правил поведения в процессе игры у старших дошкольников: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1965. 20с.
  9. Л.П. Опыт правового воспитания и образования в начальной школе //Нач. школа. 1998. № 2. С. 22−25.
  10. Ю.Беликова А. П., Мусинов П. А. Сущность нравственно-правовой культуры педагога //Ценностные приоритеты общего и профессионального образования: Материалы Международной научно-практической конференции. Часть 1. Москва, 2000. С. 62−65.
  11. П.Бабаев В. К. Правомерное поведение. Правонарушение //Общая теория права. Курс лекций. Нижний Новгород, 1993. 430с.
  12. К.Т. Формирование и развитие социалистического правосознания: Монография. М.: Высшая школа, 1982. 183с.
  13. З.Белкин A.C. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2000. 192с.
  14. A.C., Жукова Н. К. Педагогический мониторинг образовательного процесса (учебно-методические материалы) Екатеринбург, 1998. 73с.
  15. В.Г. Рассуждение. Доброе воспитание всего нужнее для молодых людей //Избранные сочинения. — М.: Худож. лит. 1982. С. 137−148.
  16. А.М., Карев Д. С., Орлов B.C. Правовая охрана детства. М., «Знание», 1968. 190с.
  17. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 422с.
  18. В.Р. Дидактические игры по ознакомлению детей дошкольного возраста с окружающей общественной жизнью: Дисс. канд. пед. наук. — М., 1953. 158с.
  19. В.П. Мониторинг качества обучения — средство управления образованием //Мир образования. 1996, № 2. С. 31−38.
  20. М.И. Интернациональное воспитание дошкольников. М.: Просвещение, 1988. 112с.
  21. З.М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1991. 206с.
  22. A.A. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: Изд-во МГУ, 1982. 199с.
  23. A.A. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1981. 184с.
  24. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. — М.: Просвещение, 1968. 464с.
  25. Т.В. Обучение школьников правам ребенка //Основы государства и права. № 4. 1999. С. 25−35.
  26. Большая советская энциклопедия /Под ред. С. И. Вавилова, К. И. Ворошилова.
  27. Большой энциклопедический словарь /Под ред. Прохорова A.M. M.: Сов. Энциклопедия, 1991.С. 831.
  28. Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. — Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. н/Д гос. пед. ун-та, 1995. 118с.
  29. В. Правовые основы взаимоотношений учителя, ученика, родителей. //Воспитание школьников. 1991. № 2 С. 19−21.
  30. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: МГУ, 1968. 268с.31 .Буре P.C. Теория и методика воспитания у детей нравственно-волевых качеств в детском саду. — М., 1986. 348с.
  31. Е. Ролевые игры: дети и закон //Народное образование. 1998. № 9. С. 33−34.
  32. Вариативные и альтернативные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста: Информационный обзор /Авторы-сост.: Ерофеева Т. И., Зверева О. Л., Макеева Т. А. М.: А.П.О., 1996. 56с.
  33. Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 160с.
  34. H.H. Обучение дошкольников социальным эмоциональным эталонам /Сб. Актуальные проблемы педагогической психологии. Межвуз. Сб. науч. тр. Шадринск, 2000. С. 16−22.
  35. Введение в психологию /Под общ. ред. A.B. Петровского. М.: Изд. Центр «Академия», 1996. 496с.
  36. Л.А. Как ускорить процесс понимания сказки // Дошкольное воспитание. 1991. № 5. С. 45−49.
  37. Н.Ф. Теоретические и научно-методические основы ознакомления детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста с окружающим миром: Дисс.. в виде научного доклада д-ра пед. наук. М., 1994. 50с.
  38. С.П. Личность в системе нравственных отношений. — Мн.: Наука и техника, 1988. 105с.
  39. JI.A. Взаимоотношение детей пятого года жизни // Проблемы формирования личности школьника и дошкольника. — Пермь, 1974.181с.
  40. Воспитание в духе прав человека //Полис. 1997. № 2. С. 172−179.
  41. Воспитание гражданственности//Начальная школа. 1981. № 2. С. 8−18.
  42. Воспитание гуманных чувств у детей /Под ред. В. В. Котырло. — Киев: Рад. Школа, 1987. 174с.
  43. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников /Под ред. A.M. Виноградовой. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1989. 96с.
  44. Всеобщая декларация прав человека //Права ребенка. Основные международные документы. — М., 1992. 24с.
  45. Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых /Под ред. А. Усачева. М., 1992. 60с.
  46. Выготский Собрание сочинений. В 6-ти т. Т.4. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
  47. М.Н. Личностное самоопределение как психологическая проблема//Вопросы психологии. 1988. № 2. С. 19−26.
  48. В.Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса высших учебных заведений. Дисс. канд. пед. наук. Екатеринбург: 1997.
  49. Н.К. Историко-педагогические очерки. Изд-во Академ, пед. наук, РСФСР М, 1963. 247с.
  50. И.В. Правовое воспитание молодежи в средней школе /Советская педагогика. 1980. № 1 С. 34−41.
  51. Д.П. Критерии отбора содержания правового воспитания (школьников) Сов педагогика. 1981. № 8 С. 29−32.
  52. Е.Ю. Воспитание сознательной дисциплины детей старшего дошкольного возраста. М., 1950. 42с.
  53. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. — СПб.: Изд-во «Ак-цидент», 1995. 288с.
  54. А. Избр. пед. соч. М., 1965. С. 237.
  55. Л. и др. Значение школьного правового опыта для формирования гражданских умений и качеств для будущего России. //Перемена. 2000. № 2. С. 23−24.
  56. H.A. Избр. пед. соч. М., 1986. С. 42.
  57. Н.Ф., Бардиан A.M., Лаврова Н. В. Возрастная психология. Курс лекций М., Просвещение. 1965. 296с.
  58. Документы ООН о детях, женщинах и образовании. М.: Народное образование 1995. 115с.
  59. С.Г. Понятие морали. М., Наука, 1974. С. 18−19.
  60. Т.И. Педагогические условия формирования доброжелательного взаимоотношения у детей старшего дошкольного возраста. Дисс. канд. пед. наук.-М., 1986. 169с.
  61. Н.М. Правовые вопросы воспитания детей в семье. М., «Наука», 1971.
  62. Р.И. Воспитание ребенка в игре. М., 1963. С. 137−142.бб.Загик Л. В. Воспитывать нравственного человека. /Дошкольное воспитание. 1994. № U.C. 65−68.67.3акон Российской Федерации «Об образовании» от 13 января 1996.
  63. A.B. Психология. Учебник для дошкольных педагогических училищ. Изд. 3-е, испр. и доп., М., «Просвещение», 1965. 240с.
  64. A.B. Структурно-динамическая модель самооценки. //Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 5−14.70.3ахарова А. Е. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. — М., 1983. С. 22−27.71.3ейгарник Б. В. Теория личности. М., 1981. 546с.
  65. Е.К. Педагогические условия осознания ребенком-дошкольником нравственной ценности поступка. М., 1993. С. 48−56.
  66. И.А. Путь духовного обновления. Собрание сочинений в 10-ти т. Т.1.М., 1993. С. 217−234.
  67. И.А. Путь к очевидности. — М.: Республика, 1993. 431с.
  68. Т.А. Педагогика: Курс лекций. М.: Просвещение, 1984. 495с.
  69. Н.В. Патриотическое воспитание в современных условиях: особенности, подходы, подготовка будущих учителей: Монография. — Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1997. 217с.
  70. История политических и правовых учений: Древний мир /Отв. ред. B.C. Нерсесянц. М.: Наука, 1985. 349с.
  71. Е.А. Воспитание основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста. Дисс.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2000. 213с.
  72. М.Э. Социалистическое направление в русской дореволюционной правовой мысли. Рига, Зинатне, 1983. С. 67−70.
  73. Как прочитать и понять Конвенцию ООН о правах ребенка и что сделать для ее выполнения //Народное образование. 1993. № 6. С. 76−88.
  74. Э. Социальному становлению детей нужна защита //Нар. Образование. 1993. № 5. С.40−43.
  75. И. О педагогике. М., 1907.
  76. Н.Г. Воспитание у старших дошкольников доброжелательного отношения к людям (на материале ознакомления с людьми разных рас) Дисс.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1995. 215с.
  77. М.П. Право и нравственность. М., Изд-во АН СССР, 1951. 131с.
  78. Н. Лекции по общей теории права. СПб, Типография В. А. Тихонова. 1890. С. 108.
  79. Н.С. Художественное слово в воспитании детей. Ранний и дошкольный возраста. — М.: Просвещение, 1972. 151с.
  80. .А. Право как социальное явление /Социологическое исследование. 1990. № 3. С. 5−9.
  81. Е.А. Психология: Учебник для средн. школы. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. 287с.
  82. К.А. Воспитание ответственного отношения к порученному делу у детей. -М., 1968. С. 34−41.
  83. К.А. О формировании ответственности у детей 6−7 лет //Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1968. С. 328−354.
  84. Л.П. Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста: Учеб. пособие. Пермь, 1974. 216с.
  85. А.Г. Личность воспитывает себя. М.: Политиздат, 1983. 256с.
  86. С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с явлениями общественной жизни //Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста: Сб. науч. тр. -М., 1983. С. 16−24.
  87. С.А. Формирование представлений о явлениях общественной жизни у детей подготовительной группы: Дисс.. канд. пед. наук. — М., 1972. 174с.
  88. Козлова С. А Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 1998. 160с.
  89. Н.И. Социалистическое право и общественное сознание. Киев, Науковадумка, 1979, С. 23.
  90. И.А., Элиасберг Н. И. Этика и право в школьном образовании (к постановке проблемы) //Обществознание в школе, 1997, № 2. С. 34−39.
  91. Д.В. Воля и нравственность //Сов. Педагогика, 1990, № 9. С. 28−32.
  92. Л.Я. Психология взаимоотношений в малых группах. Общение и возрастные особенности. Минск: БГУ, 1976. 250с.
  93. Л.В. Воспитание гражданственности в семье //Воспитание школьника. 1990. № 3. С. 65−70.
  94. К. проблеме нравственного развития ребенка. — Вопросы психологии, 1966. № 1. С. 116−125.
  95. И.А., Элиасберг Н. И. Этика и право в школьном образовании //Обществознание в школе. 1997. № 2. С. 34−39.
  96. Кон И. С. Ребенок и общество //Историко-этнографическая перспектива. М.: Наука, 1988. 324с.
  97. Конвенция о правах ребенка //Обухова Л. Ф. Возрастная психология. — М., 1996. С. 358−366.
  98. В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. — Киев: Радянская школа, 1971. 195с.
  99. В.К., Ладывир С. А. Детский сад и семья. Киев, 1984. 174с.
  100. А.Д. Как понимают дошкольники взаимодействия и взаимопонимания между сверстниками//Дошкольное воспитание, 1986. № 4.
  101. Краткий политологический словарь. -М.: Россия, 1992. 327с.
  102. И.А. Социальный мониторинг /Теоретико-методологическое обоснование, статистический анализ: Дисс.. канд. философ, наук. М., 1994. 116с.
  103. В .Я., Товстолес H.H. Учебник законоведения. СПб, Государственная типография, 1912. С. 16.
  104. Г. А. Взаимодействие нравственного и правового воспитания и формирования личности старшего подростка.: Дисс.. канд. пед. наук. — М., 1979. 192с.
  105. A.M. Педагогический мониторинг как фундаментальный инструмент управления учебно-воспитательным процессом //Завуч, 2000, № 8. С. 10−22.
  106. А.И. Мониторинг как средство повышения качества управления образовательным процессом. Дисс. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999. 190с.
  107. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304с.
  108. А.Н. Проблемы развития психики: 4-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 584с.
  109. В.И. Юридическая практика в системе социалистических общественных отношений. Красноярск. Изд-во Красноярского ун-та, 1987. С. 34.
  110. А.И. Самооценка школьника. М., «Знание» 1976. 64с.
  111. М.И. Общение и речь: развитие речи детей в общении со взрослыми. М.: Педагогика, 1985. 207с.
  112. .Т. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов. — М.: Прометей, 1996. 528с.
  113. В.И. Формирование системности знаний у детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. Л., 1984. 39с.
  114. .Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений /Психология личности в социалистическом обществе. М.: Наука, 1987.211с.
  115. Е.А. Право. Мораль. Личность. М., Наука, 1986. 101с.
  116. Е.А. Социалистическое правосознание и законность. М., 1973.80с.
  117. A.A. Детская психология: Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. — М.: Просвещение, 1971. 416с.
  118. А.Н. Мониторинг в образовании. СРб: Изд-во «Образование-Культура», 1998. 344с.
  119. A.C. Воспитание в семье и школе //Педагогические сочинения в 8 т., Т. 4. М., 1984.
  120. Т.Д. Тестирование в системе мониторинга качества образования //Стандарты и мониторинг в образовании, 1998, № 1. С. 60−61.
  121. В.Г., Ситаров В. А. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте (дошкольник — мл. школьник). — М.: Прометей, 1990. 220с.
  122. Т.А. Воспитание дошкольников в семье: Вопросы теории и методики. М.: Педагогика, 1979. 191с.
  123. Е.В. Актуальные проблемы правового воспитания и гражданского образования //Стандарты и мониторинг в образовании, 2000, № 2. С.11−15.
  124. Н.В. Ознакомление с некоторыми общественными явлениями детей шестого года жизни: Дисс.. канд. пед. наук. — М., 1979. 199с.
  125. Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателей детского сада. /Под ред. Т. А. Марковой. М.: Просвещение 1982. 128 с.
  126. Методика правового воспитания учащихся: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2108. История с доп. спец. «Сов. право» /Под ред. А. В. Мицкевича, В. М. Обухова. М.: Просвещение, 1982. 223 с.
  127. Методические материалы по организации гражданско-правового воспитания в учреждениях государственной поддержки детства. — Курган, 1998. 17с.1
  128. С.А. Основные тенденции правового обучения и воспитания школьников в современное время //Преподавание истории и обществоз-нания в школе, 2000, № 3 С. 54−57.
  129. О.В. Правовое воспитание школьников //Степанов В. М. Организация единого воспитательного пространства в инновационной школе.-М., 2000. 144с.
  130. Е.А. Теоретические основы педагогической диагностики: Дисс. докт. пед. наук. Бухара, 1991. 141с.
  131. Народы Азии и Африки, 1984, № 2. С. 105.
  132. Я.З. Некоторые психологические особенности овладения дошкольниками нормами поведения в коллективе //Развитие волевых и познавательных процессов у дошкольников. — М.: Просвещение, 1995. С. 396−419
  133. Я.З. Развитие воли у дошкольников //Психология личности и деятельности дошкольника. — М.: Просвещение, 1965. 71−107.
  134. B.C. Свобода, право, закон //Конституция СССР и дальнейшее развитие государствоведения и теории права. М., 1979. с. 71.
  135. В.Г. Нравственное воспитание в детском саду. /Под ред. В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова, Р. И. Жуковская. М.: Просвещение. 1984. 271с.
  136. А.Ф. Воспитание школьника в духе прав человека //Педагогика, 1992, № 1−2. С. 6−10.
  137. А.Ф. Педагогика прав человека: Пособие для учителей. М., 1993. 48с.
  138. А.Ф. Права человека: Учеб. пособие для ср. шк. М., 1993. 35с.
  139. JI.E. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. -Мн.: Нар. Асвета, 1991. 112с.
  140. Нравственно-правовое воспитание учащихся: Из опыта работы: Кн. для учителей /Сост. А. Ф. Никитин. — М.: Просвещение, 1986. 142с.
  141. Общественное сознание и его формы. — М.: Политиздат, 1986. — 376с.
  142. Т.Н. Особенности осознания себя детьми шестилетнего возраста //Вопросы психологии, 1986, № 4. С. 43−49.
  143. С.И. Толковый словарь русского языка. /Под ред. Н. Ю. Шведовой.-М., 1990. 917с.
  144. А.Н. Правосознание центральная категория философии М.А. Ильина//Гос-во и право, 1999, № 6. С. 84−93.
  145. Организация и эффективность правового воспитания, /под ред. Д. А. Керимова, A.B. Мицкевича, А. Я. Сухарева и др. М.: Мысль, 1983.285 с.
  146. A.A. Мониторинг инновационных процессов в образовании //Педагогика, 1996, № 3. С. 9−15.
  147. B.C. и др. Правовая охрана детства. М., «Знание», 1975. 191с.
  148. Основы педагогических технологий (Краткий толковый словарь) /Под ред. A.C. Белкина. Екатеринбург, 1995. 22с.
  149. JI.A. Общественное дошкольное воспитание современные тенденции развития и права ребенка //Дошкольное воспитание, 1997, № 6. С. 76−82.
  150. Д.Б. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971. С. 189−190.
  151. Е.Б. Избранные произведения по общей теории права и государства. М., Наука, 1990. С. 97−75.
  152. И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т.1. — М.: Изд-во АПН, 1961.781с.
  153. JI.A. Рассказывание детей как средство обучения связной речи //Обучение в детском саду /Отв. Ред. А. П. Усова. М., 1950. 121с.
  154. C.B. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение. 1986. 94с.
  155. Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб, Типография М. Меркушева, 1910. Т. 2, С. 479−981.
  156. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. 255с.
  157. Н.И. Избр. пед. соч. М., 1985. С. 45−46.
  158. Л.В. Формирование социальной ориентации у детей младшего дошкольного возраста в условиях игры: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1988. 24с.
  159. Платон. Законы. Собр. Соч. в 3-х т. М., Мысль, 1968. Т. 3, Кн 2. — С. 125.
  160. H.H. О развитии элементарных форм мышления в дошкольном возрасте. Душанбе, 1973. 171с.
  161. И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. 256с.
  162. Политехнический словарь /Гл. ред. И. И. Артоболевский. — М.: Советская энциклопедия, 1977. 77с.
  163. Т.И. Усвоение нравственных норм старших дошкольников в совместной трудовой деятельности. М., 1983. 155с.
  164. В.Г., Голубков В. П. Мониторинг развития региональной системы образования //Стандарты и мониторинг, 2000, № 2. С. 30−33.
  165. Правовое образование в школе: проблемы и перспективы //Основы государства и права, 1999, № 2. С. 24−28.
  166. Правосознание и правовое воспитание трудящихся /под ред. A.B. Мицкевича, Д. А. Керимова и др. М., Мысль, 1975. С. 81.
  167. Программа «Развитие» (основные положения). М.: Новая шк., 1994. 63с.
  168. С.А. Педагогические основы мониторинга экономических знаний учащихся. Автореф. дисс. канд. пед. наук. — М.: 1997. 22с.
  169. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания /Под ред. Венгера JI.A. — М.: Педагогика, 1986. -224с.
  170. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника /Под ред. H.H. Поддьякова, А.Ф. Говорковой- Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания. Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика. 1985. 200с
  171. И.И. Личность. Индивидуальность. Общество. М.: Политиздат, 1984. 141с.
  172. Т.А. Деятельность и взаимоотношение дошкольников /Под ред. Репиной Т. А. -М.: Педагогика, 1987. 192с.
  173. В.В., Репкина Г. В., Заика Е. В. О системе психолого-педагогического мониторинга в построении учебной деятельности. //Вопросы психологии, 1995, № 1. С. 13−24.
  174. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т. 2 /Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия. 1993. 608с.
  175. А.Р., Ефремов Г. Х. Правовая психология и преступное поведение. Красноярск, Изд-во Красноярского института, 1981 С. 73−74.
  176. JI.C. Бытие и сознание. М.: Изд-во АПН СССР, 1957.328с.
  177. C.JI. Основы общей психологии. М., 1946. — 704с.
  178. P.K. Роль и место правового воспитания в системе коммунистического воспитания советских граждан /Проблемы правового воспитания в системе -коммунистического воспитания. Свердловск. СЮИ, 1988. С. 8.
  179. .Ж. Эмиль, или о воспитании. М., 1971. С. 230−236.
  180. И.И. Афоризмы Конфуция. М., 1987.
  181. И.И. Психология поведения /Под ред. A.A. Бодалева. М. — Воронеж- Изд-во «Институт практической психологии», 1995. 318с.
  182. С.Н. Дидактические условия воспитания сознательного поведения у детей старшего дошкольного возраста: Дисс.. канд. пед. наук. — Екатеринбург, 1993. 172с.
  183. Е.О. Пути формирования произвольного поведения в дошкольном возрасте//Дошкольное воспитание. 1998. № 10. С. 62−71.
  184. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб пособие для студ. Пед. вузов и колледжей /Под ред. Т. И. Ерофеевой. М.: Изд. Центр «Академия», 1999. 344с.
  185. Современные проблемы дошкольного образования. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения A.B. Кенеман 10−11 апреля 1996., М., 1996,272с.
  186. А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972, С. 147.
  187. Статистический словарь /Гл. ред. М. А. Королев 2-е изд., перераб. и до-полн. М.:Финансы и статистика, 1989. 275с.
  188. В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. 284с.
  189. A.B. Воспитание воли детей старшего дошкольного возраста. Учпедгиз, М., 1952.
  190. Э.В. В центре внимания ребенок «Когда живется дружно: что может лучше быть//Дошкольное воспитание, 1991, № 12, С.8−12.
  191. Э.К. Некоторые вопросы нравственного воспитания старших дошкольников //Воспитание личности дошкольника. — Шадринск, 1992. С. 15−21.
  192. Э.К. Растим гражданина//Дошкольное воспитание, 1999, № 1. С. 82−91.
  193. Э.К. Растим гражданина //Дошкольное воспитание, 1999, № 2. С. 86−89.
  194. А.Е. Правовое воспитание старшеклассников: Кн. для учителя. — Мн.: Нар. асвета, 1988. 72с.
  195. O.A. Игра как метод ознакомления детей 6-ти летнего возраста с окружающим миром. Дисс. канд. пед. наук. — М., 1993. 188с.
  196. Е.В. Правовое воспитание (Методология и методика). — М.: Высш. шк., 1990. 175с.
  197. JT.H. Педагогические сочинения. М., 1989. С. 53
  198. В.П. Личность и общество. — М.: Мысль, 1965. 191с.
  199. А. Приключения маленького человека. Всеобщая декларация прав человека в пересказе для детей и взрослых. — M., 1994.
  200. А.П. Роль игры в воспитании детей. М., 1976.
  201. К.Д. Собрание сочинений. В 11-ти т. Т.2
  202. С. Право на счастье //Дошкольное воспитание, 2000, № 3. С. 62−64.
  203. C.B. Педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о правах человека: Дисс.. канд. пед. наук. М., 2000. 170с.
  204. Философия права в России. М., Юр. Лит. 1989. С. 193.
  205. Философский словарь /Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991.559с.
  206. Философский энциклопедический словарь /Редкол. С. С. Аверинцев и др. М.: Сов. энцикл., 1989. 814с.
  207. H.A. Во имя истины и добродетели: Сократ. М., 1984.
  208. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника /Под ред. Г. И. Филонова. М.: Педагогика, 1983.256с.
  209. Формирование социально активной личности: сущность и проблемы /Под ред. А. П. Петрова. М., 1985. 241с.
  210. Ценностные приоритеты общего и профессионального образования: Материалы Международной научно-практической конференции. Часть 1.- Москва, 2000. 200с.
  211. Цицерон О государстве /Диалоги о государстве. О законах. — М.: Наука, 1966. 224с.
  212. И.Д., Новикова Т. Г., Симоненко В. Д. Диагностика детей, поступающих в инновационную школу (детский сад-начальная школа). Метод. рекомендации /Под ред. И. Д. Чечель Ставрополь: ИРО, 1994. 65с.
  213. И.И. Проблема самосознания в психологии. — М.: Наука, 1977. 144с.
  214. И.Г. Избранные педагогические сочинения. М.: Просвещение, 1984. 297с.
  215. Е.С., Каширцева Е. Г. Ваши права! — М., Вита-Пресс, 1995.64с.
  216. М.И. Учителю о воспитанности школьников. М.: Педагогика, 1990. 144с.
  217. B.C. Экономический мониторинг образовательного учреждения: Дисс. канд. экон. наук. -М., 1995. 142с.
  218. С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе.
  219. М.: Педагогическое общество России, 1999. 320с.
  220. В.И. и др. Основы правовых знаний: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений (В.И. Шкатулла, В. В. Надвикова,
  221. М.В. Сытинская: Под ред. В. И. Шкатуллы. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 336с.
  222. В.А. Моделирование и философия. М-Л., «Наука», 1966. 301с.
  223. З.К. Младшим школьникам о правах человека: М.: «Ви-та-Пресс», 1995, 32с.
  224. З.К. Путеводитель по конвенции прав ребенка. М.: Российское педагогическое единство, 1997. 157с.
  225. В.А. Социология правосознания. М., 1981, С. 31 -34.
  226. Эвтаназия и права человека: опыт зарубежных стран //Основы государства и права, 1998, № 6. С. 54.
  227. Д.Б. Детская психология /Развитие ребенка от рождения до семи лет. — М.: Учпедгиз, 1960. 328с.
  228. Д.Б. Избранные психологические труды: Проблемы возрастной педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 224с. ^
  229. Эффективность правовых норм. М., 1980, С. 131.
  230. Э.Г. Системный подход и принципы деятельности. И., 1978, С. 348−349.
  231. Юридический энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1984. С. 75.
  232. Л.С. Общая теория права. Л., ЛГУ, 1976, с. 72.
  233. С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. — М.: Педагогика, 1984. 144с.
  234. Ю.Я. Ваши права, дети. — М.: Междунар. отн., 1992. 128с.
  235. Д.С. Воспитание гражданской сознательности и активности у старшеклассников средней школы: Дисс.. канд. пед. наук. — М, 1969.351с.
  236. , T.M., & Edelbrock, C.S. Behavioral problems and competencies reported by parents of normal and disturbed children aged 4 through 16. Monographs of the Society for Research in Child Development, 1981,
Заполнить форму текущей работой