Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогическое проектирование развития творческой индивидуальности ребенка в процессе изобразительной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Изменение понимания взаимосвязи «социум» — «личность» определило необходимость поиска форм жизнедеятельности в «открытом» мире, где сосуществуют различные мировоззрения как внутри субкультурных сообществ, так и между ними. Поиск «золотой середины» между интересами личности и общества -— объективная реальность развития общественных отношений сегодняшнего дня в целом… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретический анализ педагогических возможностей 13 изобразительной деятельности в развитии творческой индивидуальности ребенка
    • 1. 1. Выявление семантики понятия «творческая индивидуальность» 13 в контексте философско-культурологического и психолого-педагогического знания
    • 1. 2. Филогенетический аспект анализа изображения как феномена 33 сознания
    • 1. 3. Отражение развития сознания ребенка в продуктах 50 изобразительной деятельности
  • Глава 2. Теоретико-методическое обоснование системы 73 педагогического проектирования развития творческой индивидуальности ребенка старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
    • 2. 1. Специфик?#/дожественно-педагогического проектирования
    • 2. 2. Сущность и структура творческой индивидуальности как 94 целевого идеала педагогического взаимодействия
    • 2. 3. Разработка педагогического проекта развития творческой 112 индивидуальности в процессе изобразительной деятельности
  • Глава 3. Опытно-экспериментальное изучение возможностей 133 педагогического проектирования в развитии творческой индивидуальности ребенка
    • 3. 1. Диагностика исходного уровня сформированности различных 134 компонентов творческой индивидуальности у детей
    • 3. 2. Педагогическая технология реализации проекта развития 150 творческой индивидуальности ребенка в процессе изобразительной деятельности
    • 3. 3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования,

Педагогическое проектирование развития творческой индивидуальности ребенка в процессе изобразительной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Изменение понимания взаимосвязи «социум» — «личность» определило необходимость поиска форм жизнедеятельности в «открытом» мире, где сосуществуют различные мировоззрения как внутри субкультурных сообществ, так и между ними. Поиск «золотой середины» между интересами личности и общества -— объективная реальность развития общественных отношений сегодняшнего дня в целом и в педагогике в частности. Современные философские и психолого-педагогические концепции делают акцент на самореализации личности, видят сущность ее прогрессивного развития не только в социализации — адаптации к условиям социальной среды, но и в формировании индивидуальности — адаптации условий к себе. Следовательно, в настоящий момент существует необходимость целенаправленного формирования ценностного отношения к человеку как уникальному явлению.

Дошкольное детство — это период интенсивного преобразования психических процессов: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, время, когда происходит становление сознания и самосознания, обретение ребенком своего «я», период формирования потребности в проявлении творческой индивидуальности. Внутренние мотивы развития конкретной личности раскрываются в той деятельности, к которой ребенок проявляет повышенный интерес. Таким видом деятельности для детей старшего дошкольного возраста является процесс создания изображений.

Самостоятельная изобразительная деятельность ребенка, рассматриваемая как феномен становящегося сознания с его внутренней логикой, и учебный процесс, проектируемый на основе понимания динамики развития детского рисунка как отражения опыта интуитивного постижения природных и социальных сущностей, могут стать средствами диагностики и развития творческой индивидуальности. 3.

Для того, чтобы предоставить индивиду максимальные возможности самореализации, общество должно обладать механизмом выявления приоритетных направлений развития личности на основе понимания ее творческого потенциала. Поэтому вопросы поиска педагогически целесообразных способов диагностики и развития творческой индивидуальности на ранних этапах ее проявления имеют принципиальную значимость и актуальность.

Степень разработанности проблемы. Специфика творческой индивидуальности раскрывается в работах философов, культурологов, искусствоведов. (М.М.Бахтин, Л. С. Выготский, Л. А. Закс, И. С. Кон,.

A.Ф.Лосев, В. Б. Мириманов, В. И. Жуковский и др.).

Теоретическая интерпретация понятия «индивидуальность» прослеживается в работах философов различных направленийН.А.Бердяева, К.Маркса., Ф. Ницше, И. И. Резвицкого, Ж. П. Сартра, П. Флоренского, М. Хайдеггера и др. Наиболее контрастные позиции наблюдаются у сторонников философии марксизма и экзистенциализма.

Раскрытию психологических аспектов проявления индивидуальности в продуктах творческой деятельности уделяли внимание представители общей психологии: А. Адлер, Р. Арнхейм, Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Ф. Долто,.

B.Н.Колесников, А. Н. Леонтьев, И. С. Лейтес, К. Роджерс, С. Л. Рубинштейн, П. Е. Торренс, Б. М. Теплов, В. С. Юркевич, К. Г. Юнг и др.

Отдельные аспекты проблемы развития творческой индивидуальности применительно к дошкольному возрасту: развитие восприятия, творческого воображения, проявления индивидуальности в результатах творческой деятельности и др. — рассматриваются в работах педагогов и психологов (А.В.Бакушинский, П. Блонский, Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Г. В. Лабунская,.

C.Д.Левин, Ю. А. Полуянов и др.).

Специалисты в области педагогики искусства обращаются к вопросам художественного развития ребенка в условиях специально организованного обучения — Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, А.А.Мелик-Пашаев, Б. М. Неменский, Е. А. Флерина, Г. Г. Григорьева, Б. П. Юсов и др.

Новые возможности для развития творческой индивидуальности открывает утверждающаяся в отечественной педагогике идея педагогического проектирования систем, процессов и ситуаций, различные аспекты которой освещаются в трудах Н. А. Алексеева, В. П. Беспалько, А. С. Белкина, В. С. Безруковой, Л. А. Беляевой и др.

Однако следует отметить, что, несмотря на имеющийся в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе позитивный опыт описания феномена творческой индивидуальности, данное понятие еще не обрело статуса научной категории. В педагогической практике уже существуют некоторые варианты решения проблемы раннего развития творческой индивидуальности, но специальные научные исследования, посвященные педагогическому проектированию развития творческой индивидуальности в процессе изобразительной деятельности, отсутствуют.

Таким образом, налицо противоречия: между потребностью общества в субъективно активных, самостоятельных гражданах и недостаточной теоретико-методической разработанностью проблемы творческой индивидуальности в философской и психолого-педагогической литературемежду раскрытыми в философских и психологических исследованиях возможностями изобразительной деятельности для диагностики и развития индивидуальности ребенка и их ограниченным использованием в теории и практике дошкольного воспитаниямежду необходимостью проектирования художественно-педагогической деятельности, развивающей творческую индивидуальность ребенка, и неразработанностью многих аспектов теории и практики педагогического проектирования.

Обозначенные противоречия позволили определить проблему исследования', поиск и определение теоретико-методических основ педагогического проектирования, обеспечивающего эффективность ранней диагностики и развитие творческой индивидуальности в процессе изобразительной деятельности.

Все это обусловило выбор темы исследования «Педагогическое проектирование развития творческой индивидуальности ребенка в процессе изобразительной деятельности».

Цель исследования-. разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить систему педагогического проектирования, обеспечивающую эффективность диагностики и развитие творческой индивидуальности ребенка дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.

Объект исследования — процесс изобразительной деятельности в период детства.

Предмет исследования — педагогическое проектирование развития творческой индивидуальности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.

Гипотеза исследования исходит из предположения о том, что возможности педагогического проектирования в целенаправленном развитии творческой индивидуальности ребенка в процессе изобразительной деятельности могут быть успешно реализованы, если: использовать педагогические возможности изобразительной деятельности в период детства как инструмент диагностики и развития творческой индивидуальности дошкольникаосуществлять педагогическое проектирование развития творческой индивидуальности ребенка как системно организованную деятельностьотслеживать влияние разработанной технологии на развитие творческой индивидуальности ребенкавключить в систему педагогического проектирования следующие структурные и функциональные модели: а) прогностическую модель целевого идеала, б) модель проявления творческой индивидуальности в процессе изобразительной деятельности, в) модель обучающего диалога, направленного на развитие творческой индивидуальности, г) модель создания художественного образа в изображении, д) модель учебной ситуацииположить в основу технологии принцип сохранения своеобразия творческой индивидуальности ребенка в процессе обучающего диалога на занятиях по изобразительной деятельности и обеспечивать комплекс коммуникативных и предметных педагогических условий.

Гипотеза, цель, объект и предмет исследования определили постановку и решение следующих задач:

1. Раскрыть сущность понятия «творческая индивидуальность».

2. Обосновать педагогические возможности детского рисунка как феномена становящегося сознания, процесса введения ребенка в мир социальных знаков (от опыта к культуре), проявления индивидуальности через отражение «мира в себе» и выражение «себя в мире».

3. Изучить возможности педагогического проектирования в русле основных концептуальных направлений в педагогике искусства.

4. Разработать, теоретически и методически обосновать систему педагогического проектирования в единстве составляющих ее элементов, обеспечивающую эффективность диагностики и развитие творческой индивидуальности ребенка в процессе изобразительной деятельности.

5. Разработать критерии, показатели и уровневые характеристики для диагностики уровня развития творческой индивидуальности ребенка в процессе изобразительной деятельности.

6. Провести опытно-экспериментальное исследование с целью определения влияния системы педагогического проектирования на развитие творческой индивидуальности ребенка.

Теоретико-методологической основой исследования явились: философия русского космизма с идеями целостного взгляда на мир (Н.А.Бердяев, В. С. Соловьев, П. Флоренский) — идеи современных философов о природе человеческого сознания, взаимодействии человека, природы и общества (А.Ф.Лосев, М. Мамардашвили, Д. В. Пивоваров, И. Р. Пригожин, J1.H. Столович) — концептуальные положения о ведущей роли деятельности в становлении и развитии личности (Л.С.Выготский, А. Н. Леонтьевв, Д.Б.Эльконин) — идеи личностно-ориентированного подхода к обучению (Ш.А.Амонашвили, Н. А. Алексеев, Л. В. Занков, Д.Б.Эльконин) — положения современной науки о педагогическом проектировании как системно организованной деятельности (Н.А.Алексеев, В. П. Беспалько, В. С. Безрукова, В.В.Краевский) — положения отечественной и зарубежной психологии о единстве сознательного и бессознательного, биологического и социокультурного начал в проявлении и развитии индивидуальности (Б.Г.Ананьев, А. Адлер, И. И. Резвицкий, Д. И. Фельдштейн, З. Фрейд, К. Г. Юнг и др.) — фундаментальные работы по теории восприятия (Л.А.Венгер, Л. С. Выготский, Дж. Гибсон, Г. Грегори, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев и др.) — теоретические положения об изображении как феномене сознания (Р.Арнхейм, Л. С. Выготский, С. М. Даниэль, B.C. Мухина, Д. В. Пивоваров, Н. М. Тарабукин, П.А.Флоренский) — положения о формировании художественного сознания, художественной картины мира и концепции путей и способов развития художественного образования (Л.А.Закс, Н. Б. Зубарева, А.А.Мелик-Пашаев, Б. С. Мейлах, Н. Н. Ростовцев, Б. Н. Неменский, Б. П. Юсов и др.) — исследования о специфике организации обучения искусству в дошкольном детстве (Г.Г.Григорьева, Е. И. Игнатьев, Т. С. Комарова, Т. Г. Казакова, Е. Г. Макарова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина и ДР-).

Для реализации целей и задач исследования использовался комплекс методов: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследованияанкетирование родителейбеседы с детьминаблюдение за процессом творческой деятельности детей и анализ продуктов этой деятельностипедагогический эксперименткачественный и количественный анализ полученных данных, их табличное и графическое изображение.

Исследование проводилось с 1993 по 2000 г. в три этапа'.

Первый этап — теоретико-поисковый (1993 — 1997). Изучалась литература по данной проблеме, уточнялись основные позиции исследования, была сформулирована в предварительном виде его рабочая гипотеза. На данном этапе была подготовлена и проведена опытно-поисковая работа в различных образовательных учреждениях г. Екатеринбурга. В нем приняли участие около 300 детей от 3 до 10 лет, проанализировано более 3000 детских работ. В ходе этой работы выявлялись возможности разрабатываемой технологии в развитии отдельных компонентов творческой индивидуальности. Была разработана система педагогического проектирования развития творческой индивидуальности ребенка в процессе изобразительной деятельности.

Второй этап — опытно-экспериментальный (1998;1999). Цель этапа — апробирование системы педагогического проектирования в экспериментальном исследовании констатирующего, формирующего и контрольного характера.

Проанализировано около 1500 продуктов детского изобразительного творчества.

Третий этап—итогово-аналитический (1999 — 2000).0существлялось теоретическое осмысление полученных данных, их анализ, обобщение и интерпретация, оформлялись результаты диссертационной работы, уточнялись выводы.

База исследования: ОЦ «Творчество», группы развития «Солнышко» в системе дополнительного образования и ДОУ № 475 г. Екатеринбурга.

Научная новизна исследования состоит в следующем: освещена проблема педагогического проектирования развития творческой индивидуальности ребенка дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельностираскрыты закономерности изменения композиционной структуры детского рисунка в соответствии с этапами развития самосознания ребенка, что позволяет использовать изобразительную деятельность как инструмент для выявления и развития творческой индивидуальности дошкольникатеоретически обоснована система педагогического проектирования развития творческой индивидуальности ребенка в процессе изобразительной деятельности.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что раскрыты педагогические возможности детского рисунка как феномена становящегося сознания, процесса введения ребенка в мир социальных знаков (от опыта к культуре), проявления индивидуальности через отражение «мира в себе» и выражение «себя в мире" — уточнено и конкретизировано понятие «творческая индивидуальность», изучены пути и способы ее эффективного выявления и развития в контексте системы педагогического проектированияразработаны теоретические основания для проектирования учебных ситуаций на занятиях изобразительной деятельностьюразработана система критериев и показателей для определения уровня сформированности различных компонентов творческой индивидуальности ребенкавыявлена совокупность педагогических условий, обеспечивающих успешное развитие творческой индивидуальности в процессе изобразительной деятельности.

Практическая значимость исследования: предложена технология реализации педагогического проекта, позволяющая разрабатывать авторские программы развития творческой индивидуальности ребенка и технология диагностики уровня развития творческой индивидуальности, позволяющая в процессе изобразительной деятельности отслеживать динамику ее развития.

Разработаны методические рекомендации по проектированию учебных ситуаций на занятиях по изобразительному искусству. Материалы исследования могут быть использованы преподавателями средних профессиональных учебных заведений и высших учебных заведений.

Положения, выносимые на защиту:

1. Развитие детского рисунка обусловлено особенностями становления сознания ребенка, в силу чего изобразительная деятельность может стать инструментом выявления и развития творческой индивидуальности на ранних этапах ее проявления.

2. Системно организованное педагогическое проектирование развития творческой индивидуальности ребенка включает в себя: теоретическое обоснование концепции педагогического проектирования, модель целевого идеалатехнологию реализации проекта, содержащую модель проявления творческой индивидуальности в процессе изобразительной деятельности, модель обучающего диалога, направленного на развитие творческой индивидуальности, модель создания художественного образа в изображении и модель учебной ситуациидиагностику уровня развития творческой индивидуальности в процессе изобразительной деятельности.

3. Целенаправленное развитие творческой индивидуальности ребенка в процессе изобразительной деятельности обеспечивается технологией, базирующейся на принципе сохранения своеобразия творческой индивидуальности и обеспечивающей комплекс коммуникативных и предметных педагогических условий.

Научная обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются избранной методологической основой, объединяющей теоретическое познание и практикусистемой методов научного исследования, адекватных природе изучаемого явлениядлительностью (6 лет) и неоднократной повторяемостью опытно-экспериментальной работы, что позволило провести объективный анализ эффективности методов диагностики и развития творческой индивидуальности ребенка в процессе изобразительной деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикаций в сборниках тезисов и докладов научноисследовательских конференций в г. Екатеринбурге (1993, 1997, 1998, 2000 гг.), г. Ноябрьске (1997 г.), г. Перми (1997 г.) — в процессе педагогической деятельности автора в Уральском государственном педагогическом университете и системе повышения квалификации педагогов дополнительного образования в качестве преподавателя теории и методики развития изобразительного творчества детейпутем разработки, № сертификации и реализации программ курсов повышения квалификации для педагогов сферы дополнительного образования, специализаций для студентов Уральского государственного педагогического университетапутем личного руководства опытно-экспериментальной работой в дошкольных учреждениях. На основе изданных автором методических рекомендаций по педагогическому проектированию педагогами ДОУ и сферы дополнительного образования разработаны и сертифицированы программы по художественному образованию дошкольников, которые внедряются в ряде ДОУ и учреждений дополнительного образования.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, трех глав и заключения и списка литературы.

Выводы.

В качестве элемента системы педагогического проектирования, на основе структурной модели целевого идеала (см. 2.3) нами разработана технология диагностики уровня сформированности различных компонентов творческой индивидуальности ребенка на занятиях по изобразительной деятельности. Технология экспериментального исследования включала в себя комплекс методик для диагностирования уровня развития различных компонентов творческой индивидуальностидиагностические задания, позволяющие целенаправленно отследить специфику проявления творческой индивидуальности на занятиях изобразительной деятельностьюсистему показателей позволяющих осуществить количественный и качественный анализ полученных данных.

Опытно-экспериментальная работа выявила возможности педагогического проектирования в целенаправленном развитии творческой индивидуальности ребенка в процессе изобразительной деятельности.

Теоретическое и опытно-экспериментальное изучение проявлений творческой индивидуальности позволило нам выделить компоненты структурной модели целевого идеала, имеющие максимальное значение для ребенка старшего дошкольного возраста: самость, индивидуальный опыт и восприятие. Проявления этих компонентов в изобразительной деятельности мы отслеживали с помощью разработанных нами критериев и показателей и уровневых характеристик.

Опытно-экспериментальная работа формирующего характера осуществлялась на основе разработанной нами технологии и программы «Путь к себе». Текущая диагностика на этапе формирования позволяла своевременно корректировать работу по развитию творческой индивидуальности ребенка.

Наблюдения за процессом художественного творчества на занятиях, позволили нам выделить детей, проявляющих максимальную активность в сфере эмоций, интеллекта или практической деятельностизафиксировать избирательность в восприятиипредположить, что комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность диагностики и развития творческой индивидуальности ребенка в процессе изобразительной деятельности, может быть дополнен предоставлением педагогу возможности варьировать длительность занятия в соответствии с ходом творческих поисков ребенка.

На контрольном этапе опытно-экспериментального исследования проведен количественный и качественный анализ изменений специфики проявления творческой индивидуальности в процессе изобразительной деятельности и уровня сформированности различных компонентов творческой индивидуальности. Разница между усредненными значениями показателями в экспериментальных и контрольных группах, которая на констатирующем этапе была весьма незначительна, на контрольном этапе опытно-экспериментального исследования существенно увеличилась.

Отмечены следующие изменения в значениях отдельных показателей: в группах Э1 и Э2 наблюдается значительный рост уровня развития всех компонентов, тогда как в группах К1 и К2 показатели не обнаруживают тенденции к активному росту, а в группе К1 усредненное значение показателей по критерию творческая самостоятельность оказалась даже ниже исходной.

Разработанные нами и механизмы педагогического взаимодействия дали ребенку возможность осмыслить, выразить, сохранить индивидуальность и искать пути ее дальнейшего развития в обучающем диалоге с педагогом на занятиях изобразительной деятельностью.

Технология реализации проекта позволила детям проявить творческую индивидуальность в создании изображений. Ярче проявилась избирательность интересов детей продиктованная действием самости, что отразилось, в частности, в наличии часто повторяющихся, характерных только для конкретного ребенка, мотивов в изображениях. Дети стали более раскованными в эмоциональной трактовке замысла и более свободными в выборе средств создания художественного образа. Повысились самостоятельность в постановке и решении художественной задачи и эстетический уровень продуктов творческой деятельности, усилилось ценностное отношение к процессу и продуктам своего творчества и творчества сверстников. Это доказывает эффективность системы педагогического проектирования в целенаправленном развитии творческой индивидуальности ребенка в процессе изобразительной деятельности.

Заключение

.

Таким образом, проведенное теоретическое и опытно экспериментальное исследование в целом подтвердило актуальность и значимость проблемы и темы работы, целесообразность выдвинутой гипотезы о необходимости использования системы педагогического проектирования для развития творческой индивидуальности ребенка в процессе изобразительной деятельности. Это позволило в заключении сделать следующие выводы:

1. На основе анализа научной литературы раскрыта, уточнена и конкретизирована сущность понятия «творческая индивидуальность». Определены понятия «индивид», «субъект», «личность», «индивидуальность» и «творчество» в контексте философско-культурологического и психолого-педагогического знания.

2. Определены педагогические возможности, роль и место изобразительной деятельности в процессе индивидуального развития ребенка. На основе анализа понятия «картина Мира», «образ Мира» в антропосоциогенезе и онтогенезе выявлены особенности формы детского рисунка как отражения развития самосознания ребенка. Раскрыта динамика развития детского рисунка как феномена становящегося сознания, процесса введения ребенка в мир социальных знаков и проявления индивидуальности через отражение «мира в себе» и выражение «себя в мире».

3. Теоретически обоснована и разработана система педагогического проектирования развития творческой индивидуальности ребенка старшего дошкольного возраста на основе выявленной взаимосвязи понимания сущности человека и содержания образования, включающая теоретическое обоснование концепции проектирования, технологию реализации проекта, технологию диагностики уровня развития творческой индивидуальности. Разработаны структурные и функциональные модели элементов системы педагогического проектирования: прогностическая модель целевого идеала, модель проявления творческой индивидуальности в йроцессе изобразительной деятельности, модель обучающего диалога, направленного: на развитие творческой индивидуальности, модель созданийхудожественного образа в изображении, модель учебной ситуации.

4. Разработаны и апробированы теоретико-методические основания для вариативного проектирования учебных ситуаций на занятиях изобразительной деятельностью.

5. Разработана технология реализации проекта, базирующаяся на принципе сохранения своеобразия творческой индивидуальности ребенка в процессе обучающего диалога на занятиях по изобразительной деятельности и обеспечивающая комплекс коммуникативных и предметных педагогических условий. Предложены варианты учебных ситуаций, разработанные с учетом своеобразия творческой индивидуальности ребенка и являющиеся системообразующим элементом технологии реализации педагогического проекта.

6. В ходе экспериментального исследования доказана эффективность системы педагогического проектирования для оптимизации процесса развития творческой индивидуальности ребенка в процессе изобразительной деятельности, выявлено значение отдельных педагогических условий. Одним из таких условий является возможность варьирования длительности занятия в соответствии с ходом творческих поисков ребенка. Определен характер корреляции между развитием гибкости творческого воображения и волевой устремленности на получение законченного материального продукта творческой деятельности.

7. Анализ изменения уровней развития основных компонентов творческой индивидуальности по группам показал, что разница между усредненными значениями показателей, которая на констатирующем этапе была весьма незначительна, на контрольном этапе экспериментального исследования существенно увеличилась при сохранении своеобразия творческой индивидуальности, что доказывав эффективность разработанной нами системы.

Проведенное нами исследование, представляющее один из возможных путей решения проблемы, показало возможности системы педагогического проектирования для диагностики и развития творческой индивидуальности в старшем дошкольном возрасте в процессе изобразительной деятельности.

В дальнейшем исследовании нуждаются такие аспекты проблемы, как поиск и разработка технологий, обеспечивающих диагностику и развитие творческой индивидуальности ребенка в различные возрастные периоды дошкольного детстваразработка вариативных технологий, направленных на сохранение целостности и инаковости творческой индивидуальности ребенка в процессе освоения ценностей культуры и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Индивидуальная психология // История зарубежной психологии. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1986. С.130−140.
  2. А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: «Фонд за экономическую грамотность», 1995. 314 с.
  3. Ю.Г., Левидова Н. М. Цвет и линия. М.: Советский художник, 1978.250 с.
  4. Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики: Монография. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 1996. 216 с.
  5. Г. А. Социальное проектирование. Минск, 1978. 204с.
  6. Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Советский художник, 1974. 360 с.
  7. Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994.352с.
  8. Ю.К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект). М., 1977. 247 с.
  9. А.В. Искусство в трудовой школе: Сб. ст./ Под.ред. А.В.s1. Бакушинского. М., 1926.1 14. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. М., 1922.
  10. И. Э., Суслова О. А. С кисточкой и музыкой в ладошке. М., 1997.86 с.
  11. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1978. 133 с.
  12. Т. В. Развитие восприятия у деТей. Форма, цвет, звук. Ярославль, 1993. 86 с.
  13. B.C. Педагогика: Учеб. для инж. пед. спец./ Свердл. инж.-пед. ин-т, Екатеринбург, 1993. 320 с.
  14. Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: в 2 томах. М., 1994. Т. 1.280 с.
  15. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 402 с.
  16. В.М. общие основы рефлексологии человека. M.-JI., 1926.
  17. B.C. М.М.Бахтин или поэтика культуры. М., 1991. 189 с.
  18. B.C., Берлянд И. Е., Кондратов P.P. Сознание доминанта психической жизни дошкольника // Современное состояние и перспективы развивающего обучения. Красноярск, 1990. 214 с.
  19. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2 т. / Под. ред. А. В. Петровского. М., 1979. Т.1. 358 с.
  20. З.М. Выделение цвета и формы детьми дошкольного I возраста в зависимости от характера их деятельности. // Доклады АПН РСФСР, № 1. 1958.
  21. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. № 2. С.46−59.
  22. К.Я. Педагогические основы развивающих технологий в профессиональных учебных заведениях инновационного типа // автореф. дис.. докт. пед. наук, Екатеринбург, 1998. 48 с.
  23. А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968. 195с.
  24. JI. А. О способах зрительного восприятия формы предметов в раннем дошкольном детстве // Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольника. М., 1961.
  25. Н.А. Художественный образ и детское творчество // Художественное творчество и ребенок. М., 1972.
  26. В.В. История слов. М., 1994. 368 с.
  27. И.П. Цель одна дорог много: проектирование процессов обучения: из опыта работы. М.: Просвещение, 1990, 159 с.
  28. Воспитатели и дети: источники роста: Пособие для методистов дошкольного и начального школьного образования, преподавателей, психологов / А. Д. Грибанова, В. К. Калиненко, Л. М. Кларинаи др.- под ред В. А. Петровского. М.: АО «Аспект Пресс», 1994. 155 с.
  29. Л.С. Мышление и речь. М., 1934.
  30. Л.С. Детская психология // Собр.соч.: В 6-ти т. М.: Педагогика, 1984.
  31. Л.С. Лекции по психологии. С-Пб., 1999. С. 128.
  32. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз. 1997. 92 с.
  33. О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования. М., 1995. С.58−63.
  34. Гегель. Феноменология духа. Собрание сочинений. T.IV. М., 1959.
  35. И.П. Доперспективные способы передачи пространственной информации и некоторые вопросы обучения рисованию младших школьников // Художественное образование в школе. Л. 1973.
  36. Р.Л. Глаз и мозг. М., 1970. 209 с.
  37. Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие. М.: Академия, 1998. 272 с.
  38. С.А., Жуковский В. М., Комов С. В. Основы естествознания: Учеб.пособ. для гуман.напр.бакалавр., 2 изд. / УрГУ, Екатеринбург, 1997. 645 с.
  39. В.В. О понятии личности в современной психологии // Психологический журнал. 1988. N4. Т.9.
  40. С.Д. Формирование социальной активности младших школьников в процессеэстетически-оценочной деятельности // Формирование социальной активности младших школьников в процессе обучения и воспитания / Свердловский гос.пед. ин-т. 1990. С.88−98.
  41. И.Е. Искусство средних веков и Возрождения, М.: «Искусство», 1984. 288 с.
  42. С.М. Искусство видеть, Л.: Искусство, 1990. 224 с.
  43. Н.А. Краткая история искусств. Очерки. М.: Искусство 1968. 348 с.
  44. Дошкольное образование в России: Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. М., 1997.
  45. О.М., Кирилова А. И. О некоторых особенностях развития воображения//Вопросы психологии, 1980. № 2. С. 38.
  46. Н.А. Проблемы личностно ориентированной педагогики. Екатеринбург, 1998. 120 с.
  47. В.А. Образная выразительность в рисунках детей старшего дошкольного возраста // Художественное творчество и ребенок. М., 1972.146 с.
  48. В.И., Пивоваров Д. В. Зримая сущность (визуальное мышление в изобразительном искусстве) / УрГУ, Свердловск, 1991. 282 с.
  49. Л.А. Художественное сознание / УрГУ, Свердловск, 1999. 212 с.
  50. Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1990. 424 с.
  51. А. В., Венгер Л. А., Зинченко В. П., Рузская А. Т. Восприятие и действие. М., 1967. 256 с.
  52. А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности ((Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978. 98с.
  53. А.В. Психическое развитие ребенка К Избр. психологические труды в 2-х томах. М., 1986. Т.1. С. 86.
  54. А.В. Развитие восприятия и деятельности // Вопросы психологии. 1967, № 1.
  55. С.А. Какого цвета мир? / Программа развития цветовос-приятия для детей 6−7 лет: Пособие для воспитателей и учителей начальных классов. М., 1994. 112 с.
  56. Е.И. Психологические особенности изобразительной деятельности младшего школьника // Психология младшего школьника. М., 1960.
  57. Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М., 1961.
  58. Искусство и дети. Эстетическое воспитание за рубежом. М., 1969.
  59. XXIII Герценовские чтения, серия «Педагогика». Л., 1970.
  60. История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые шаги рабовладельческой цивилизации. 4.1 / Под. ред. И. И. Дьяконова. М.: Наука. 1983. 534 с.
  61. Т.А. Изобразительная деятельность младших дошкольников: Пособие для восп.дет.сада. М.: Просвещение. 1980. 160 с.
  62. А. Романтический монтаж. М., 1989. 58 с.
  63. Ф. Воспитание к свободе / Пер. с нем. М., Московский Центр Вальфдорской педагогики, 1992. 272 с.
  64. Г. Развитие художественного творчества ребенка. М., 1914. 96 с.
  65. Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М., 1992. 172 с.
  66. Н.В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль, 1996. С. 19.
  67. В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. М.: Изд-во «Институт психологии». 1996. 224 с.
  68. Т.С. Обучение детей технике рисования. М., 1976. 193 с.
  69. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978.250 с.
  70. Кох Э., Вагнер Г. Индивидуальность цвета. Путь упражнений по живописи к переживанию цвета / Пер. с нем. М., Антропософия, 1995. 112 с.
  71. В.В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ. М., 1977, 264 с.
  72. Ф. Сущность эмоциональных переживаний // Психология эмоций: Тексты. М., 1984. 155 с.
  73. Г. В. Изобразительное творчество детей. М., 1965. 214 с.
  74. В.А. Ваш ребенок рисует: Книга о детском рисунке. М., 1973. 180с.
  75. К.М. Педагогическая деонтология и ее категориально-понятийный слой // Понятийный аппарат педагогики и образования. Екатеринбург, 1998. № 3. С.112−125.
  76. А.Н. Деятельность, Сознание, Личность. М.: Политиздат, 1975. 302 с.
  77. А.Н. Психология образа // Вестник Московского университета: серия 14. «Психология». 1979. № 2.
  78. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981. 186 с.
  79. Леруа-Гуран А. Религии доистории. Пер. Б. А. Фролова. // Первобытное искусство. Новосибирск, 1971. 260 с.
  80. А.В. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М.: Искусство, 1979.815 с.
  81. А.С. Сочинения: В 7 т. М., 1958. Т.4.
  82. Е. Г. Вначале было детство: Записки педагога. М.: Педагогика, 1990. 256 с.
  83. Е. Г. Освободите слона (воспитание средствами искусства) М.: Педагогика, 1987. 190 с.
  84. М.К. Как я понимаю философию. М.: Издательская группа «Прогресс» «Культура», 1992. 416с.
  85. К., Энгельс Ф. О воспитании и образовании. М., 1957. 86 с.
  86. Т.Д., Ярошевский М. Г. 50 выдающихся психологов мира: Учебное пособие для студентов. М., 1995., 334 с.
  87. Мелик Пашаев А. А., Новлянская З. Н. К проблеме «общего» и «специального» в художественно — творческой одаренности человека // Искусствознание и психология художественного творчества. М., 1988. С 307 -320.
  88. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 120 с.
  89. Л.В. Альтернативные модели экологического образования: Монография / Ур. гос. пед. ун-т., 1997. 87 с.
  90. В.Б. Искусство и миф. Центральный образ картины мира. М.: «Согласие», 1997. 328 с.
  91. B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. 240с.
  92. . М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспия-тания. М., 1987. 112 с.
  93. .М. Художественное развитие ребенка как путь гуманизации школы // Новые ценности образования. М., 1995. № 3. С.84−91.
  94. Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш пед. учеб. заведений. В 2 кн, М., 1994. Кн. 1.631 с.
  95. А.С. Эмоции в нашей жизни. М., 1978. С. 43.
  96. JI.B. Мировоззрение личности и возрастные особенности его формирования. Киев: Наукова думка, 1989. 116 с.
  97. С.А. Развитие технического творчества в учреждении профессионального образования: системный подход. Ек-бург, 1997. 180 с.
  98. Новые ценности образования: десять конценпций и эссе. N 3. М.: Инно-ватор, 1995. 254 с.
  99. Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Три-вола, 1995. 360 с.
  100. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / РАН. Ин-т рус.яз. им. В. В. Виноградова. 4 изд.доп. М.: Азбуковник, 1997. 944 с.
  101. А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопросы психологии. М., 1995. N2.
  102. Педагогическая энциклопедия / Под ред. Карпова И. А., Петрова Ф. Н. М.: Наука. 1966.
  103. Педагогический словарь. Т. 1. М., 1960.
  104. В.А. «Идея Я=Мир» в развитии личности // Новые ценности образования. М., 1995. № 3. С.27−37.
  105. Ю. А. Дети рисуют / Педагогический всеобуч родителей М., 1982.
  106. Ю.А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. М.: Рига, 2000. 160 с.
  107. Я.А. Психология творчества. М.: Наука. 1976. 296 с.
  108. .Ф. Социальная психология и история. М., 1979. 213с.
  109. И. От существующего к возникающему. М.: Наука, 1985. 89 с.
  110. Природа научного открытия: философско методологический анализ. М.: Наука, 1986.
  111. Программа «Развитие» (основные положения). М., 1994.
  112. Психологический словарь /Под ред. В. П. Зинченко, Б. Т. Мещерякова.2-е изд. М., 1997. С. 389
  113. Психологический словарь / Под. ред. Н. С. Лейтеса. М., 1996. 427 с.
  114. Психологические тесты / Под. ред. Ахмеджанова Э. Ф., М., 1996, С. 25.
  115. Психология цвета: Сб. Пер. с анг. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1996. 352 с.
  116. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского / 2 изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990.
  117. С.Х. Искусство и формирование нового человека: Сборник программ и материалов эстетического воспитания школьников. М. 1979. 116 с.
  118. .В. Пространственные построения в живописи. М.: Наука, 1980. 288 с.
  119. Ребенок в мире культуры. Ставрополь, 1998. С. 141.
  120. И.И. Личность. Индивидуальность. Общество. М., 1979. 150 с.
  121. И.И. Философские основы теории индивидуальности. Л., 1973. 114 с.
  122. К. // История зарубежной психологии. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1986, с. 200−230.
  123. Е.С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992. 256 с.
  124. Н.Н. История методов обучения рисованию: русская и советская школы рисунка. М., 1982. 237 с.
  125. C.JI. Основы общей психологии: в 2-х т. М., 1989. Т.1. 328с.
  126. Л.Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика: Учебное пособие / Изд-во Удм. ун-та. Ижевск, 1992. 310 с.
  127. Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М., 1965. 150 с.
  128. .П. Стена / Избранные произведения. М.: Политиздат, 1992. 480с.
  129. В.В. Личностно-ориентированное образование. М.: Педагогика, 1994.216 с.
  130. В.П. Что такое эмоция? М., 1966, С. 49.
  131. В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шишнов Е. Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М., 1997. 260 с.
  132. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. М., 1995. 350 с.
  133. В.И., Исаев Е. И. Психология человека. М.: Школа-Пресс, 1995. 143 с.
  134. Словарь практического психолога / Сост. Головин С. Ю. Минск: Хор-вест, 1998. 800 с.
  135. С.А., Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ.высш. и сред.учеб.заведений / Под ред С. А. Смирнова. 3 изд.испр. и доп. М.: ИЦ «Академия», 1999. 512 с.
  136. Современный философский словарь, Москва, Бишкек, Екатеринбург: «Одиссей», 1996. 608 с.
  137. С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М.: «Памятники исторической мысли», 1995. 96с.
  138. Столович J1.H. Красота. Добро. Истина. М.: Республика, 1994. 464 с.
  139. Н. Проблема пространства в живописи //Вопросы искусствознания, 1993. Т. 1. С. 170−208.
  140. .М. Психология музыкальных способностей // Избр.тр. в 2-х т. М., 1985. Т.1. 278 с.
  141. Л.Н. Педагогические сочинения / сост. Н. В. Вейкшан (Кудрявая). М.: Педагогика, 1989, 341 с.
  142. Д.Н. Основные условия деятельности и установки. Тб., 1956.
  143. Д.Н. Психологические исследования. М., 1966.
  144. Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум для сред, и высш. пед. учеб. заведений и работников дошк. Учреждений. 2 изд., стереотип. М.: ИЦ «Академия», 1997. 96 с.
  145. П.Д. Новая модель вселенной: Пер. с англ. СПб.: Изд-во Чернышева, 1993. 560 с.
  146. Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени детства / Московский психолого-социальный институт, М.: Флинта, 1997. 160 с.
  147. П.А. У водоразделов мысли // Символ. № 28, Париж, 1992. С. 123−216
  148. П.А. Анализ пространственности и времени в художественно изобразительных произведениях. М.: Прогресс, 1993. 321 с.
  149. П.А. Избранные труды по искусству. М.: Изобразительное искусство, 1996. 336 с.
  150. Фрейд 3. Тотем и табу. М., 1923.14 с.
  151. М.А. Психологические механизмы интеллектуальной одаренности // Вопросы психологии. 1993. № 1. С.32−39.
  152. И.Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве и новаторстве/ Педагогика, 1992. № 7−8.
  153. Цвет в нашей жизни: Хрестоматия по психологии (из серии «Познать человека»)/ Сост. Криулина А. П. Курск: Курскинформпечать, 1993. 186с.
  154. Г. Учение о цвете/ Пер. с нем. М., 1981.218 с.
  155. А.Я. Распознание педагогами выражения эмоций у учащихся // Вопросы психологии. 1998. № 3. С.78−88.
  156. А. В. Росток: Учебное пособие по художественно -творческому развитию детей дошкольного возраста. Челябинск., 1996. 196 с.
  157. В. Искусство как прием // О теории прозы. М., 1983. С. 185.
  158. Г. П. Очерки по философии образования. М., 1993. 154 с.
  159. Д.Б. Психология игры. М., 1978. 164 с.
  160. Юнг К. Г. Аналитическая психология // История зарубежной психологии. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1986. С. 143−170.
  161. Юнг К. Г. Структура бессознательного//Избр. произведения. Т. З. Цюрих, 1939.
  162. B.C. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. М.: Просвещение, 1996. 136 с.
  163. .П. Грамотность и выразительность детского рисунка / Автореф. дис.. канд. пед. наук. М, 1963. 24с.
  164. .П., Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников. М., 1991. 62 с.
  165. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996. 96 с.
  166. И.С. Разработки технологии личностно-ориентированного обучения // Вопр. психол. 1995. № 2. С.ЗЗ.
  167. И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопр. психол. 1994. N2. С. 16.
  168. Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М., 1997. 158 с.
  169. Barreau Н/ La vie et l’individu|| Le Meme et l’autre. Recherches sur dela recherche scientifique, 1986. H. 9 29.
  170. Teacher’s guide to the arts. /An introduction to Arts in Education For Fist and second Grades./ Luisiana, Division of the Arts, 1995.
  171. Torrance Е/Р/ Creativity research in education: still alive // Perspectives in creativity. Chicago, Aldine, 1975. P.278−296.
  172. Zwei Scheriften uber Analytich Psychologie // Ges/ Werke/ VII.(2.Aufl.). 1974, P.191.
Заполнить форму текущей работой