Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экономический механизм привлечения иностранных инвестиций в производственно-инфраструктурную сферу региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В результате исследования экономической сущности иностранных инвестиций и их значения в структурной перестройке экономики России нами было уточнено понятие «иностранные инвестиции». Понятие «иностранные инвестиции» следует определить как совокупность финансовых, спекулятивных и долгосрочно ориентированных, а также реальных: материально-вещественных и нематериально-потенциальных вложений средств… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Инструменты и технологии мобилизации и привлечения инвестиционных ресурсов в экономику России
    • 1. 1. Рынок ценных бумаг как инструмент привлечения инвестиционных ресурсов в посткризисную экономику России
    • 1. 2. Механизмы формирования и вложения инвестиций в реальный сектор экономики
    • 1. 3. Характеристика рыночной модели управления инвестиционной деятельностью
    • 1. 4. Рыночные инструменты привлечения международных инвестиций в экономику России
  • ГЛАВА 2. Использование международных финансовых технологий и региональных факторов для формирования инвестиционного потенциала
  • Краснодарского края
    • 2. 1. Оценка привлекательности Краснодарского края для иностранных инвесторов
    • 2. 2. Взаимодействие инструментов внутренней и внешней инвестиционной политики на мезо- и микроуровне экономики края
    • 2. 3. Специфика привлечения иностранного инвестиционного потенциала в сферу производственной инфраструктуры региона

Экономический механизм привлечения иностранных инвестиций в производственно-инфраструктурную сферу региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Глубокий экономический спад России в конце 80-х — начале 90-х годов и затяжное кризисное развитие, отягощаемое нестабильностью государственно-политической системы и экономического курса правительства, вызвали резкое ухудшение хозяйственного состояния практически всех бывших государственных предприятий, особенно в перерабатывающих отраслях. В этих условиях, при сохраняющейся высокой степени неопределенности изменения ситуации, вполне естественной реакцией газгосударствленных, приватизированных предприятий и вновь создаваемых акционерных обществ стала переориентация на краткосрочные цели выживания или стремление получить спекулятивные сиюминутные доходы, имеющие источниками несбалансированность развивающегося рынка и перераспределение собственности. Таким образом, обвальное сокращение долгосрочных форм вложения ресурсов с начала 90-х годов, особенно в отраслях реального сектора экономики с длительными сроками отдачи, выглядит объективно логичным развитием событий. Сверхдоходность посреднических, торговых, финансовых спекулятивных операций лишала смысла большинство инвестиционных проектов в производственной сфере.

Однако постепенное достижение сбалансированности рынка, наметившийся в 1999;01 гг. некоторый экономический рост (сначала имевший чисто конъюнктурный характер), сужение сферы финансовых и валютных спекуляций требуют жесткой переориентации экономической политики на эффективность использования собственных ресурсов и привлекаемых инвестиционных средств. Для отдельных рыночных субъектов это означает смещение акцентов целевой ориентации с задач выживания и перераспределения ресурсов к проблемам активной адаптации и долгосрочного развития. И хотя масштабы этого процесса еще нельзя назвать значимыми в макроэкономическом масштабе, а финансирование капиталовложений остается главной проблемой, на уровне отдельных предприятий — отраслевых лидеров идет активная реструктуризация капитала и развитие новых направлений инвестиционной активности. В этих условиях значительную важность приобретает процесс совершенствования механизмов привлечения инвестиций, в том числе иностранных.

В современных условиях экономическое мировоззрение изменилось, и постепенно происходит переосмысление основ механизма привлечения иностранных инвестиций российскими предприятиями. Отсутствие у предприятий достаточных внутренних источников, необходимых для формирования прочной ресурсной базы, создает дополнительные условия для привлечения таких инвестиций.

Особую актуальность тема диссертации приобретает в связи с исследованием механизмов привлечения инвестиций российскими предприятиями на рынке ценных бумаг. В отсутствие бюджетных источников финансирования, сократившегося до минимума банковского кредитования реального сектора экономики (по трем основным причинам: чрезмерно высокая стоимость банковских кредитных ресурсов, невозможность предприятий предоставить кредитным организациям соответствующее обеспечение в объемах, необходимых для осуществления инвестиционных программ, и несоответствие сроков кредитования и сроков окупаемости инвестиционных проектов) привлечение дополнительных инвестиционных ресурсов с использованием рынка ценных бумаг становится едва ли ни единственным источником привлечения крупных финансовых ресурсов для целей развития новых технологических процессов производства. Необходимо иметь в виду, что в основной своей массе иностранные инвестиции, привлеченные на рынке ценных бумаг, не требуется возвращать, т.к. они производятся в форме взносов в уставный капитал предприятия.

Уровень научной разработки различных аспектов формирования механизмов привлечения инвестиционных ресурсов характеризуется значительным количеством опубликованных по данной проблеме монографий, статей в России и за рубежом. Существует значительное количество работ, посвященных проблемам рынка ценных бумаг. В них отражены механизмы работы фондовых рынков развитых стран, специфика фондовых операций, технологические и профессиональные аспекты деятельности на российском фондовом рынке, разработанность законодательной базы его регулирования.

Важное значение для разработки исследуемой проблемы имеют работы, изученные автором таких экономистов как: Алексеев М. Ю., Галанов В. А., Доронина Н. Г., Колесников В. И., Миркин Я. М., Ратников К. Ю., Турбина К. Е., Явлинский Г. А. и др., посвятившим свои работы изучению теоретических и практических вопросов, учитывающих специфику российской ситуации. В диссертации также широко использованы труды зарубежных экономистов: Блеха Ю., Бэйли Р., осветивших вопросы эффективного использования и привлечения портфельных инвестиций, Шарпа У., Хавранека П. — вопросы, касающиеся экономической оценки инвестиционных проектов, Гетце У., Судол Я., в трудах которых рассмотрены теоретические и методологические основы привлечения иностранных инвестиций в национальные экономики и др.

Вместе с тем, отдавая дань уважения этим авторам, следует признать, что российскими предприятиями не используется в должной мере возможность привлечения таких инвестиций, в том числе, из-за недостаточности разработки в научной литературе вопросов практической стратегии использования возможности выхода на международный рынок ценных бумаг российскими предприятиями-эмитентами.

Целью диссертационной работы является исследование механизма привлечения предприятиями инфраструктурных отраслей региона иностранных инвестиций на международном рынке ценных бумаг, направленное на разработку практических рекомендаций по его совершенствованию в условиях посткризисной стабилизации экономического развития.

Достижение указанной цели осуществляется путем решении следующих конкретных задач:

— изучение макроэкономических предпосылок и условий привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику;

— анализ теоретических аспектов механизма привлечения иностранных инвестиций;

— определение основных направлений регулирования процесса функционирования рынка ценных бумаг Российской Федерации и обращения иностранного капитала в российской экономике;

— исследование и сравнительная оценка механизмов привлечения прямых и портфельных иностранных инвестиций российскими предприятиями в условиях посткризисного развития;

— разработка эффективного механизма привлечения иностранных инвестиций предприятиями телекоммуникационной отрасли на примере ОАО «Южная телекоммуникационная компания» (бывшее ОАО «Кубаньэлектросвязь»).

Объектом исследования являются акционерные общества телекоммуникационной отрасли, являющиеся стратегическими инфраструктурными предприятиями в экономике регионов. Это связано с тем, что особенностью реализации ими инвестиционной стратегии является необходимость приобретения зарубежного телекоммуникационного оборудования, в результате чего, операторы электросвязи значительную часть расходов осуществляют в иностранной валюте. В этой связи, предметом исследования являются экономические и управленческие процессы по выработке механизма привлечения иностранных инвестиций, позволяющие сформировать требуемые для модернизации и развития источники финансирования.

Методологической и теоретической основой диссертационного исследования послужили научно-исследовательские работы ведущих ученых различных в области экономической теории, раскрывающие закономерности функционирования механизмов привлечения инвестиционных ресурсов, а также исследования, посвященные поиску решения проблем, встающих перед российскими предприятиями при выходе на международный рынок ценных бумаг.

В разработке поставленных в исследовании задач использовалась методология, объединяющая развитие экономических категорий и процессов, а также их реализация в процессе перехода от статического состояния в динамичное. В диссертационной работе применялись анализ и синтез, статистическая группировка, системно-функциональный подход, метод вариантных расчетов, сочетание микроэкономического и макроэкономического анализа, а также инструментарий экономического моделирования и прогнозирования.

Эмпирической базой исследования послужили аналитические данные, содержащиеся в исследованиях российских и зарубежных инвестиционных банков и консалтинговых компаний, и официальные данные статорганов России, материалы нормативно-правовых и методических изданий, а также данные бухгалтерской и финансовой отчетности российских телекоммуникационных предприятий, информация, обязательная к раскрытию в соответствии с Постановлениями ФКЦБ, содержащаяся в ежеквартальных отчетах эмитентов телекоммуникационной отрасли, сообщениях о существенных фактах, влияющих на финансово-хозяйственную деятельность эмитентов ценных бумаг, материалы отчетов Региональных отделений Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. Данный информационный ресурс, предложенный ФКЦБ, сегодня практически не используется ни инвесторами при принятии решений, ни эмитентами, желающими привлечь инвестиционные ресурсы.

Концепция диссертационного исследования исходит из необходимости включения в систему регулирования инвестиционных процессов целевой функции обеспечения высокого рейтинга инвестиционной привлекательности региона и производственно-инфраструктурных звеньев его экономики как обобщающего индикатора их конкурентоспособности на российском и международном рынке инвестиции с целью привлечения дешевых иностранных инвестиционных ресурсов благодаря использованию инструментов международного рынка ценных бумаг.

Положения диссертации, выносимые на защиту.

1. Создание эффективной системы формирования благоприятного инвестиционного климата в России является одним из приоритетных направлений государственного регулирования экономики. В сложившейся экономической ситуации основные инициативы и меры по созданию благоприятных условий для формирования и реализации программ привлечения финансовых ресурсов на международном рынке ценных бумаг должны исходить как от федеральных органов государственной власти, так и от менеджмента российских компаний.

2. В решении проблемы привлечения инвестиционных ресурсов в реальный сектор экономики важную роль играет фондовый рынок. Для обеспечения эффективного использования инвестиций необходимо создание и внедрение в практику функционирования фондового рынка действенной организационно-экономической модели, учитывающей российскую специфику и тенденции развития рынка, которая позволит привлечь все группы конечных и институциональных инвесторовактивно использовать саморегулированиеразвивать все виды торговых систем с преобладающей ролью организованного рынка в целом и биржевого сектора в частностиравные возможности участия на рынке ценных бумаг в качестве эмитента для государства и предприятийпредоставление частным предприятиям возможности выбора наиболее эффективных инструментов привлечения ресурсов.

3. Одной из важнейших составляющих механизма привлечения инвестиционных ресурсов на международном рынке ценных бумаг являются маркетинговые воздействия корпораций на конъюнктуру рынка потенциальных инвесторов. К ним относятся: диагностика емкости, состояния и структуры рынка предложения инвестиционных ресурсовмониторинг его состояния и прогнозирование динамических характеристикосуществление коммуникационной политикиотчетливое позиционирование компании.

4. По мере развития процесса привлечения иностранных инвестиционных ресурсов в российской экономике географические символы направленности инвестиций, на которые влияет целый комплекс факторов, таких как: показатели общей кредитоспособности регионов, совокупность политических, социальноэкономических, финансовых, организационно-правовых и географических рисков, влияющих на уровень инвестиционного риска, и др., претерпели целый ряд изменений. Результатом этого стало возможным изменение приоритетов иностранных инвесторов: наиболее актуальной темой, определяющей инвестиционную философию инвесторов, все большей становится проблема ликвидности инвестиций в конкретном регионе, зависящая от характеристик его инвестиционного климата.

5. Разработка механизма привлечения иностранных инвестиций в реальный сектор экономики региона является сложным, длительным процессом и должна осуществляться с учетом внешнего и внутреннего окружения объектов инвестирования, то есть с учетом специфики отдельных предприятий телекоммуникационной отрасли и макроэкономических характеристик региона.

В ситуации низкой капитализации российских компаний, их недостаточной информационной открытости и привлекательности для потенциальных иностранных инвесторов выбор инструментов механизма привлечения инвестиционных ресурсов на международном рынке ценных бумаг должен проводиться с учетом их соответствия целям намеченной стратегии развития предприятия и доступности в соответствии с существующими ограничениями.

6. Эффективным механизмом привлечения ресурсов на международном рынке ценных бумаг является реализация программ американских депозитарных расписок (АДР). Базирующаяся на этой программе модель инвестиционной стратегии предприятия в части привлечения иностранных инвесторов предусматривает четыре этапа: подготовка к выходу на международный рынок ценных бумаг (повышение ликвидности акций эмитента) — вывод ценных бумаг общества на международные фондовые рынки (выпуск и размещение АДР I уровня на обыкновенные акции компании) — выпуск АДР II уровня на акции компании с их листингом на Нью-йоркской фондовой бирже, предусматривающий привлечение акционерного капитала на международном фондовом рынкевыпуск производных ценных бумаг-варрантов на акции общества и их листинг на Лондонской и Люксембургской фондовых биржах.

Элементами научной новизны, реального приращения новационного знания, характеризуются следующие положения поведенного исследования:

1. Уточнено понятие «иностранные инвестиции», под которыми понимается совокупность финансовых и реальных (материально-вещественных и нематериально-потенциальных) вложений средств зарубежных инвесторов в объекты российской экономики в целях удовлетворения интересов участников инвестиционного процесса.

2. Определены параметры модели смешанного рынка ценных бумаг, соответствующей историческим традициям и целям развития России, практике развивающихся рынков и международным тенденциям конвергенции коммерческого и инвестиционного банковского дела и предусматривающей: привлечение всех групп конечных инвесторовактивное использование саморегулированияразвитие всех видов торговых системравные возможности участия на рынке ценных бумаг в качестве эмитента для государства и предприятийрасширение набора инструментов рынка.

3. Сформирован концептуальный подход к разработке стратегии вывода ценных бумаг российских эмитентов на международный рынок, заключающийся в определении стратегических направлений развития, основывающихся на реальной возможности использования различных инструментов международного рынка ценных бумаг в целях привлечения инвестиционных ресурсов в предприятия производственно-инфраструктурной сферы, а также их соответствия условиям доступности российским предприятиям.

4. Обобщен и проанализирован с использованием новых информационных источников опыт использования механизмов привлечения иностранных инвестиций посредством размещения АДР российскими предприятиями телекоммуникационной отрасли как надежного источника сравнительно дешевых финансовых ресурсов в условиях экономической нестабильности в России.

5. Разработана алгоритмизированная методика привлечения иностранных инвестиций предприятиями российской телекоммуникационной отрасли, базирующаяся на использовании такого инструмента международного финансового рынка, как американские депозитарные расписки, и раскрывающая логику последовательности действий российских эмитентов при использовании механизма АДР.

6. Разработаны предложения по дальнейшему совершенствованию механизма привлечения иностранных инвестиций российскими предприятиями на основе упрощенных процедур выхода российских эмитентов на международные рынки ценных бумаг, связанные с использованием регистрационных форм и форм отчетности Комиссии по ценным бумагам и биржам США и ФКЦБ России, использующих пониженные требования и стандарты раскрытия информации, а также предложения по повышению гарантий исполнения прав держателей АДР, предусматривающие создание системы, позволяющей владельцам АДР реализовать право голоса и возможности по управлению компанией, предоставляемые акционерам.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что в процессе проведения диссертационного исследования разработан механизм привлечения в телекоммуникационную отрасль иностранных инвесторов. Работа, проделанная в рамках диссертационного исследования, позволила сформулировать основные предложения по совершенствованию механизма привлечения иностранных инвестиций предприятиями российской телекоммуникационной отрасли в условиях экономической ситуации в стране, которые могут быть использованы в деятельности экономических субъектов других отраслей экономики, нуждающихся в инвестиционных ресурсах.

Выводы диссертационного исследования могут быть использованы при дальнейшей разработке экономических механизмов привлечения иностранных инвестиций в производственно-инфраструктурную сферу региона. Предложенная алгоритмизированная методика привлечения иностранных инвестиций предприятиями российской телекоммуникационной отрасли, базирующаяся на использовании инструментов международного финансового рынка, может совершенствоваться по другим направлениям, в том числе и применительно к отечественным инвестициям. Отдельные сформированные элементы механизма привлечения иностранных инвестиций целесообразно использовать при создании механизмов привлечения внутри-российских инвестиционных ресурсов, в том числе при формировании рынка «международных» инвестиционных инструментов в рамках фондового рынка РФ.

Результаты исследования по теме диссертации положения и результаты диссертационного исследования нашли свое отражение в 8 опубликованных самостоятельно и в соавторстве работах, общим объемом 6,5 печатных листа.

Основные положения диссертационного исследования докладывались в 199 801 гг. на научно-практических семинарах и конференциях городского, регионального уровня, докладывались руководству Краснодарского края, членам Координационного совета по развитию фондового рынка Ассоциации «Северный Кавказ».

Результаты исследования экономической эффективности выхода ОАО «ЮТК» на мировые фондовые рынки посредством реализации программы выпуска АДР первого уровня позволяют сделать следующие выводы:

— предприятие успешно реализовало второй этап формирования оптимальной инвестиционной стратегии, направленной на привлечение иностранных инвесторов в ОАО «ЮТК»;

— посредством реализации программы АДР был достигнут фактор узнаваемости на рынке, как на финансовом, так и на товарном. Деятельность предприятия стала освещаться в большем количестве информационных источников, в том числе зарубежных. В результате проведения маркетинговых мероприятий с ОАО «ЮТК» познакомились новые потенциальные инвесторы, соответственно увеличилась возможность установления новых деловых контактов;

Тыс. долл. США.

Рис. 2.3.7. Изменение капитализации АДР I уровня ОАО «ЮТК» в 1999 г. 1.

— был сформирован положительный имидж компании. При реализации программы АДР независимыми информационными источниками освещались положи.

1 Источник: Информация ОАО «ЮТК», тельные стороны деятельности ОАО «ЮТК», таким образом было сформировано положительное отношение к эмитенту, как к компании.

— произошло значительное увеличение ликвидности и стоимости акций предприятия. При выпуске АДР ОАО «ЮТК» произошло значительное возрастание спроса на ценные бумаги эмитента как у иностранных, так и у российских инвесторов, что значительно увеличило уровень котировки акций на российском рынке.

— реализация программы АДР ОАО «ЮТК» и значительное повышение ликвидности рынка ценных бумаг предприятия послужили основой перехода компании к реализации следующего этапа оптимальной инвестиционной стратегии, заключающегося в привлечении внешних источников финансирования программ развития в форме акционерного и заемного капитала.

После завершения второго этапа формирования инвестиционной стратегии ОАО «ЮТК» предполагало приступить к осуществлению следующего этапа, заключающегося в привлечении финансирования в форме акционерного капитала.

В декабре 1997 г. ОАО «ЮТК» получила согласие своего основного акционера АО «Связьинвест» на проведение дополнительной эмиссии акций общества в объеме эквивалентном 20 млн долл. США. Фактическое размещение эмиссии предполагалось осуществить после стабилизации ситуации на международных фондовых рынках, которая была неблагоприятна для выпуска ценных бумаг в результате значительного снижения мировых фондовых индексов.

Под воздействием фондового кризиса стоимость обыкновенных акций ОАО «ЮТК» снизилась с 41 долл. США по состоянию на 01.10.97 г. до 22 долл. в декабре 1997 г., когда на внеочередном собрании акционеров в устав общества были внесены 600 000 объявленных обыкновенных акций дополнительной эмиссии.

Холдинг «Связьинвест» зарезервировал на выкуп 51% акций дополнительной эмиссии ОАО «ЮТК» 10 млн долл. США, таким образом предполагалось, что рыночная стоимость размещаемых обществом акций составит 32,6 долл. США за одну обыкновенную акцию.

Привлеченные в форме акционерного капитала от проведения дополнительной эмиссии акций средства ОАО «ЮТК» планировала направить на развитие средств связи: увеличение телефонной плотности и уровня цифровизации телефонной сети в Краснодарском крае.

В конце декабря 1998 г. ситуация на российском фондовом рынке относительно стабилизировалась, Россия была включена в фондовый индекс Международной финансовой корпорации (IFC), ведущие рейтинговые агентства давали позитивные прогнозы по развитию макроэкономической ситуации в России на 1998 г. На фоне благоприятной конъюнктуры происходил рост котировок акций предприятий ведущих отраслей российской промышленности. Стоимость обыкновенных акций ОАО «ЮТК» увеличилась на 60% до 35 долл. США за акцию. Однако, впоследствии произошел новый спад, связанный со второй волной фондового кризиса в России. И к моменту выпуска АДР первого уровня ОАО «ЮТК» стоимость обыкновенных акций понизилась до 26,24 долл. США. Затем в результате проведения маркетинговых мероприятий связанных с программой АДР стоимость акций возросла на 38% до 36 долл. США.

Из выше сказанного следует, что период времени с января по март 1998 г. был наиболее оптимальным для проведения дополнительной эмиссии акций компании. Компания должна была вести подготовку к фактическому размещению обыкновенных акций в период с декабря 1997 г. по февраль 1998 г. и осуществить факт государственной регистрации выпуска ценных бумаг в ФКЦБ России до момента начала фактического функционирования программы АДР первого уровня компании. Таким образом, был бы достигнут максимальный экономический эффект: компания проведя размещение дополнительной эмиссии по 36 долл. США привлекла бы финансирование на 2 040 000 долларов США больше запланированного, а учитывая тот факт, что до начала реализации программы АДР одна обыкновенная акции котировалась по цене 22 долл. США экономический эффект составил бы 13 млн долл. США. Однако, фактическое размещение акций осуществлено не было. Руководство ОАО «ЮТК», ожидая улучшение макроэкономической конъюнктуры в стране, рассчитывало провести размещение по цене не ниже докризисного уровня — 40 долл. США, что прогнозировалось на июнь 1998 г.

Предприятие достигло по итогам 1997 г. и первого полугодия 1998 г. высоких темпов прироста основных финансовых показателей, были реализованы два этапа инвестиционной стратегии предприятия в части привлечения иностранных инвесторов к деятельности ОАО «ЮТК». Все это в сочетании с положительными макроэкономическими прогнозами финансовых консультантов компании послужило основанием для принятия решения о проведении фактического размещения дополнительной эмиссии в июне-июле 1998 г. после проведения очередного годового собрания акционеров ОАО «ЮТК». Однако в течении июня 1998 г. стоимость обыкновенных акций ОАО «ЮТК» понизилась на 30% и составила на 1.07.98 г. 14,7 долл. США. Как следствие, была упущена возможность организации дополнительной эмиссии акций при благоприятной ценовой конъюнктуре на фондовом рынке в марте 1998 г., в связи с тем, что краткосрочные прогнозы специалистов и финансовых консультантов ОАО «ЮТК» оказались ошибочными.

Средний ценовой уровень 14−16 долл. США за обыкновенную акцию, сохранявшийся вплоть до резкого обвала котировок после 17.08.1998 г., не являлся минимально приемлемым для холдинга «Связьинвест». Таким образом, компании не удалось завершить реализацию третьего этапа оптимальной инвестиционной стратегии, направленной на привлечение в общество финансирования в форме акционерного капитала.

Основной причиной, по которой компания не произвела фактического размещения обыкновенных акций и не привлекла финансирования являются:

— нестабильная политическая ситуация в стране. Начиная с апреля 1998 г. на макроэкономическую ситуацию в стране оказывали значительное влияние непрогнозируемые политические риски, что, в свою очередь, делало невозможными даже краткосрочные финансовые прогнозы;

— ухудшающаяся с конца первого квартала 1998 г. экономическая ситуация в стране, которая достигла своего максимального обострения к середине лета 1998 г. послужив основой экономического кризиса;

— ошибочные действия ОАО «ЮТК» и ее финансовых консультантов, не оценивших в полной мере возможные последствия возрастания экономических и политических рисков и принявших решение отложить размещение акций предприятия до июня 1998 г.

Проанализировав изменение макроэкономической ситуации в период с января по август 1998 г., можно сделать вывод о том, что у ОАО «ЮТК» существовала возможность реализации третьего этапа инвестиционной стратегии при организации размещения акций в марте 1998 г. сразу вслед за маркетинговыми мероприятиями по программе АДР I уровня, которая была упущена по причине совпадения вышеперечисленных субъективных и объективных обстоятельств.

В связи с тем, что в июле 1998 г. компания отложила планы реализации третьего этапа оптимальной инвестиционной стратегии, руководством ОАО «ЮТК» было принято решение о начале реализации следующего этапа — привлечения заемного финансирования в общество посредством выпуска еврооблигацион-ного займа. В ситуации, когда процесс привлечения финансирования в форме акционерного капитала не удалось организовать вследствие неблагоприятной ценовой конъюнктуры на российском рынке ценных бумаг, привлечение заемного капитала на международном фондовом рынке являлось единственной реальной возможностью изыскать финансовые ресурсы на реализацию ОАО «ЮТК» своей инвестиционной программы развития.

Реализация этапа инвестиционной стратегии должна была решить следующие вопросы:

— привлечь наименее затратный вариант заемного финансирования;

— создать источник финансирования инвестиционных программ развития;

— привлечь к финансированию компании иностранных инвесторов, заинтересованных в результатах деятельности предприятия;

— повысить инвестиционную привлекательность компании.

Оценивая готовность ОАО «ЮТК» к организации привлечения заемного финансирования и сопоставив основные аналитические показатели общества и других ведущих телекоммуникационных компаний России и мира по состоянию на 01.06.98 г. (таблица 2.3.2.), можно отметить, что ОАО «ЮТК» имело самый низкий показатель телефонной плотности (12,1%) и один из самых низких уровней цифро-визации телефонной сети (12,9%). При сопоставлении ОАО «ЮТК» и других российских компаний со сравнимыми зарубежными операторами связи видно, что значения основных технических показателей предприятий российской отрасли связи были значительно ниже среднемирового уровня.

В условиях отказа от проведения дополнительной эмиссии акций ОАО «ЮТК» правильно определило дальнейшее направление формирования своей инвестиционной стратегии в части привлечения иностранного финансирования в компанию. При этом следует отметить, что, на наш взгляд, был допущен серьезный стратегический просчет, касающийся обслуживания заемного источника финансирования в иностранной валюте в случае существенной девальвации российского рубля. Поскольку ОАО «ЮТК» получает свои доходы в рублях, возможная девальвация национальной валюты сделала бы трудновыполнимым, либо невозможным обслуживание задолженности в иностранной валюте. Следствием этого могли бы стать убытки предприятия от отрицательных курсовых разниц по валютной задолженности.

ОАО «ЮТК» не удалось завершить работу по привлечению заемного финансирования в иностранной валюте, так как произошедшие в августе 1998 г. и заставшие компанию в стадии завершения проекта события сделали невозможной в среднесрочной перспективе реализацию данного проекта по объективным макроэкономическим причинам.

Таким образом, как третий, так и четвертый этапы формирования оптимальной инвестиционной стратегии ОАО «ЮТК» оказались незавершенными и практически невозможными к выполнению в течении ближайших нескольких лет.

К нереализованным в результате августовского кризиса 1998 г. планам компании по формированию оптимальной инвестиционной стратегии в части привлечения иностранных инвесторов в ОАО «ЮТК» необходимо также отнести:

— выпуск АДР 2-го уровня на акции компании с их листингом на Нью-йоркской фондовой бирже, предусматривающий привлечение акционерного капитала на международном фондовом рынке;

— выпуск производных ценных бумаг-варрантов на акции общества и их листинг на Лондонской и Люксембургской фондовых биржах.

Экономический кризис августа 1998 г. не позволил ОАО «ЮТК» в полном объеме выработать оптимальную инвестиционную стратегию в части привлечения иностранных инвесторов. Компания эффективно реализовывала намеченные к осуществлению этапы оптимальной инвестиционной стратегии, однако изменившаяся экономическая ситуация в стране стала основной причиной, не позволившей завершить их выполнение в планируемом объеме.

В сложившейся макроэкономической ситуации, несмотря на то, что значительные политические и экономические риски делают невозможным осуществление каких-либо прогнозов и планов на определенную перспективу, ОАО «ЮТК», по нашему мнению, должно продолжать реализацию своей инвестиционной стратегии, иначе произойдет приостановка развития средств связи в Краснодарском крае, что может обернутся серьезными технологическим отставанием предприятия и его вероятными финансовыми потерями в обозримом будущем.

Для того, чтобы не допустить возникновения подобной ситуации ОАО «ЮТК» должно в полной мере реализовывать все свои возможности в направлении формирования новых путей совершенствования механизма привлечения иностранных инвестиций в компанию в условиях нестабильной экономической и политической ситуации в России в целом и в Краснодарском крае, в частности. От этого зависит эффективность функционирования компании.

В сложившихся экономических условиях основные усилия по формированию механизма привлечения иностранных инвестиций в ОАО «ЮТК» должны исходить от:

— Правительства РФ, действия которого должны способствовать росту инвестиционной привлекательности российской экономики в целом и телекоммуникационной отрасли, как одной из ее основных составляющих;

— Министерства связи и информатизации РФ, которое должно активно реализовывать концепцию развития средств связи в РФ, и своими действиями на федеральном и международном уровне способствовать достижению максимального учета интересов отрасли, как приоритетного направления развития российской экономики;

— Единого тарифного органа, который при определении тарифов на услуги международной, междугородней и местной связи должен руководствоваться не только соображениями минимизации инфляции от роста стоимости услуг связи для предприятий и населения, но и исходить из стратегических задач развития телекоммуникационной отрасли в современных условиях;

— ФКЦБ РФ, чьи усилия должны быть направлены на развитие российского фондового рынка, как основы для привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Преодоление нарастающей нестабильности в российской экономике требует формирования эффективных инвестиционных источников, способных обеспечить необходимые условия для начала экономического роста в России.

После глубокого инвестиционного кризиса российская экономика испытывает потребность в дополнительных источниках инвестиций. В такой ситуации большое значение в качестве дополнительного источника накоплений имеют иностранные инвестиции. Однако, привлечение иностранных инвестиций осуществляется в условиях острой конкуренции. Спрос на инвестиции превышает их предложение. В связи с этим, эффективность модернизации и развития национальной экономики посредством привлечения иностранных инвестиций безусловно связана с совершенствованием механизмов привлечения иностранных инвестиций россий- < скими предприятиями.

На базе проведенных в диссертационной работе исследований нами были сделаны следующие выводы и предложения.

В результате исследования экономической сущности иностранных инвестиций и их значения в структурной перестройке экономики России нами было уточнено понятие «иностранные инвестиции». Понятие «иностранные инвестиции» следует определить как совокупность финансовых, спекулятивных и долгосрочно ориентированных, а также реальных: материально-вещественных и нематериально-потенциальных вложений средств зарубежными инвесторами в объекты различных отраслей национальной экономики в целях удовлетворения определенных экономических интересов. Мы считаем, что финансовые иностранные инвестиции имеют место при привлечении иностранного капитала в таких формах, как вложения в акции, облигации, инвестиционные сертификаты, другие виды ценных бумаг, вложения в виде различных долей участия в объектах инвестиций. Они имеют либо спекулятивный, либо ориентированный на долгосрочные вложения характер. Реальные иностранные инвестиции на наш взгляд следует подразделить на материальные, т. е. вещественные, и нематериальные, то есть потенциальные инвестиции. По нашему мнению, при потенциальных иностранных инвестициях производятся нематериальные блага посредством обучения, переквалификации, рекламы, а также проведения научно-исследовательских работ. Вещественные иностранные инвестиции, напротив, служат предоставлению материальных благ, к которым относятся средства производства. Мы также считаем, что промежуточными и конечными целями иностранного инвестирование в национальную экономику является не только и не всегда получение прибыли, а удовлетворение определенных экономических интересов, что содержит в себе более широкое содержание целей и задач зарубежного инвестирования.

Сегодня в условиях, когда при недостаточной защищенности прав миноритарных акционеров (даже с учетом изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах», принятых в августе 2001 г.) контрольные пакеты акций наиболее привлекательных предприятий сосредоточены в руках узкого круга акционеров, условиях отсутствия прямой зависимости между суммой капитализации акций предприятия и реальной стоимостью его активов, а также ограниченности инвестиционных ресурсов участников российского рынка ценных бумаг, актуальным направлением становится выход российских эмитентов на международный рынок ценных бумаг.

Привлечение иностранных инвестиций в национальную экономику во многом основывается на формировании эффективных механизмов привлечения иностранных инвестиций. Нами было дано определение «механизма привлечения иностранных инвестиций», под которым следует понимать взаимосвязанную и взаи-мообуславливающую систему способов и приемов воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс. В его структуру входят: методы привлечения иностранных инвестиций, инвестиционные рычаги привлечения иностранных инвестиций, нормативно-правовое, информационное и методическое обеспечение процесса их привлечения.

В диссертационной работе нами были изучены макроэкономические предпосылки и условия привлечения иностранных инвестиций в реальный сектор российской экономики, в качестве которых определены:

— минимизация макроэкономической и политической нестабильности, формирование и реализация на государственном уровне программы экономического роста;

— реализация мероприятий по либерализации инвестиционного законодательства и создание экономических условий для расширения возможностей вложения финансовых ресурсов зарубежными инвесторами в экономику России;

— осуществление мер по формированию благоприятного инвестиционного климата в России, способствующего притоку иностранных инвестиций в национальную экономику.

В ходе диссертационного исследования определено, что значительные проблемы переходного этапа российской экономики связаны с несовершенством законодательной базы, регулирующей инвестиционную деятельность, в общем, и условия обращения иностранного капитала, в частности. В результате, на основе изучения существующих законодательно-правовых аспектов, регулирующих условия обращения иностранного капитала в российской экономике, нами были сформулированы основные мероприятия по формированию оптимальной нормативно-законодательной базы, способствующей росту объемов иностранных инвестиций в национальную экономику. К ним относим:

— внесение изменений в ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» положений, гарантирующих в полной мере защиту прав и интересов иностранных инвесторов от труднопрогнозируемых политических рисков;

— внесение изменений в ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» в части формирования абсолютно четких экономических условий привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику посредством подробного описания в Законе технологии инвестиционного процесса с участием зарубежных инвесторов. В современных экономических условиях это особенно необходимо для привлечения стратегических реальных инвестиций, при проектном финансировании, осуществлении крупных инвестиционных проектов с целевым межгосударственным инвестированием;

— внесение дополнений в ФЗ «О рынке ценных бумаг» в части определения взаимной ответственности участников инвестиционного процесса: государства, инвесторов, профучастников, контрагентов посредством выработки достаточно понятных, корректных и общепринятых правил деятельности для всех участников инвестиционного процесса;

— принятие органами Федерального Собрания РФ «Земельного кодекса», с целью обеспечения гарантированного права пользования землей, что обеспечит увеличение притока иностранных инвестиций в Россию;

— внесение в закон «Об акционерных обществах» положений, обеспечивающих страховую защиту имущественных интересов инвесторов;

— внесение в закон «Об акционерных обществах» положений, направленных на защиту законных прав и интересов мелких инвесторов при их участии в акционерных обществах, а также обеспечивающих необходимый уровень информационной открытости акционерных обществ.

Относясь к числу стратегических отраслей промышленности, телекоммуникации считаются во всем мире одним из важнейших секторов экономики. Всемирный банк рассматривает уровень телефонизации, как один из показателей уровня экономического развития страны. Представляется, что основной задачей, реализуемой в отрасли в рамках модернизации средств связи является увеличение уровня телефонной плотности и цифровизации сети. Важный приоритет развития российской телекоммуникационной отрасли заключается в увеличении уровня телефонной плотности, то есть количества установленных телефонных линий на величину населения страны, от нынешнего крайне низкого уровня 13% до 35 — 40%. Для этого потребуется установка новых 20 млн. телефонных линий до 2010 года, что потребует дополнительно около 1 500 млн долл. США инвестиций в отрасль. Таким образом, в диссертационном исследовании нами было определено, что решение основных задач развития средств связи в России обойдется приблизительно в 30 000 млн долл. США. Учитывая, что, с одной стороны, такая сумма инвестиций для государства является нереальной, а с другой стороны — у государства нет цели пытаться самостоятельно финансирование отрасли связи, наоборот цельпривлечение инвесторов, становится очевидным, что без привлечения иностранных инвестиций на структуризацию и реализацию инвестиционных программ в отрасли не обойтись.

В сложившейся ситуации предприятия связи имеют возможность привлечения производственных и финансовых иностранных инвестиций.

Существующие основные возможности привлечения прямых зарубежных инвестиций заключаются в:

— создании совместно с иностранными участниками предприятий на территории России по производству продукции и оказанию услуг;

— создании на территории России предприятий, полностью принадлежащих иностранным стратегическим инвесторам;

— привлечении прямых иностранных инвестиций посредством реализации зарубежным инвесторам на инвестиционных конкурсах блокирующих, либо контрольных пакетов акций российских предприятий;

— привлечении реальных иностранных инвестиций на уже функционирующие российские предприятия посредством размещения среди потенциальных стратегических инвесторов эмиссии акций, а также выпуске и размещении американских депозитарных расписок российскими эмитентами.

На основе проведенных исследований механизмов привлечения прямых иностранных инвестиций из всех вышеперечисленных направлений, наиболее оптимальным в текущих экономических условиях, был определен — привлечение реальных иноинвестиций на уже функционирующие российские предприятия посредством размещения среди потенциальных стратегических инвесторов эмиссии акций, а также выпуске и размещении АДР российскими эмитентами. Использование данного механизма привлечения прямых иностранных инвестиций по нашему мнению позволит предприятиям отрасли решить целый ряд стоящих как перед самими предприятиями, так и перед отраслью проблем и задач по улучшению финансовой устойчивости и ликвидности, качества и объемов, предоставляемых услуг.

В процессе исследования механизмов привлечения прямых иностранных инвестиций предприятиями отрасли связь нами была предложена схема выпуска и размещения АДР (ГДР) на акции российского предприятия.

На основе проведенного анализа основных параметров выпуска АДР российскими эмитентами нами были сформулированы и определены существующие возможности привлечения прямых иностранных инвестиций посредством выпуска депозитарных расписок.

Мы считаем, что привлечение портфельных иностранных инвестиций посредством:

— вложения зарубежных финансовых инвесторов в свободно обращающиеся на российском и зарубежных фондовых рынках акции акционерных обществ;

— вложения иностранных портфельных инвесторов в долговые обязательства, эмитированные российскими предприятиями.

В диссертационном исследовании, в результате изучения фондовой инфраструктуры и положения ценных бумаг региональных компаний связи на рынке ценных бумаг, мы разработали основные направления программы повышения ликвидности и рыночной стоимости акций региональных предприятий электросвязи. Были определены и сформулированы основные методы и способы реализации данной программы.

Вследствие экономического кризиса августа 1998 г. привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику затруднено. В этих условиях мы предлагаем основные организационные и нормотворческие усилия участников фондового рынка, органов государственной власти и регулирующих организаций направить на:

— улучшение инвестиционного климата России, посредством стабилизации экономико-политической ситуации в стране и создания эффективного экономического и инвестиционного законодательства;

— обеспечение полноценной связи рынка ценных бумаг с реальным сектором российской экономики;

— правовое обеспечение прав акционеров и владельцев иных ценных бумаг на фондовом рынке;

— создание инфраструктуры фондового рынка, открытой для иностранных инвесторов;

— повышение уровня капитализации российских компаний;

— диверсификацию источников иностранных инвестиций и стимулирование конкуренции между иностранными инвесторами в целях удешевления стоимости инвестиций.

В диссертационном исследовании нами определены основные направления формирования оптимального механизма привлечения иностранных инвестиций на примере ОАО «Южная телекоммуникационная компания».

В заключении необходимо отметить, что инвестиционный подъем в 1999;00 гг. финансировался, в основном, за счет собственных средств российских предприятий. Так, в целом по промышленности в 1999 г. предприятия профинансировали за счет своих ресурсов около 72% капитальных вложений [40], что указывает на огромную нереализованную возможность привлечения инвестиционных ресурсов на рынке ценных бумаг. Выбранное нами направление диссертационного исследования может быть переложено и реализовано предприятиями других отраслей экономики. Выработанные механизмы привлечения иностранных инвестиций российскими предприятиями могут совершенствоваться по другим направлениям, в том числе и применительно к отечественным инвестициям. Отдельные сформированные элементы механизма привлечения иностранных инвестиций целесообразно использовать при создании механизмов привлечения внутрироссийских инвестиционных ресурсов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26.06.91 г.
  2. Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» № 46-ФЗ от 05.03.99 г.
  3. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-Ф3 от 25.02.99 г.
  4. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» № 160-ФЗ от 9.07.99 г.
  5. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях» № 1545−1 от 04.07.91 г.
  6. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» № 39-Ф3 от 20.03.96 г.
  7. Указ Президента РФ «Об особенностях государственного управления сетью электросвязи общего пользования Российской Федерации» № 1989 от 10.10.94 г.
  8. Указ Президента РФ «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации» № 2063 от 4.11.94 г.
  9. Указ Президента РФ «О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий» № 1186 от 7.10.92 г.
  10. Указ Президента РФ «О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг» № 1009 от 1.07.96 г.
  11. Указ Президента РФ «Об особенностях государственного управления сетью электросвязи общего пользования Российской Федерации» № 1989 от 10.10.94 г.
  12. Постановление Минэкономики РФ «Методические рекомендации о порядке организации и проведения конкурсов по размещению централизованных инвестиционных ресурсов» № 07−02 от 12.03.96 г.
  13. Постановление Правительства РФ «Государственная программа защиты инвесторов на 1998−1999 года» № 785 от 17.07.98 г.
  14. Постановление Правительства РФ «Комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику РФ» № 1016 от 07.02.95 г.
  15. Постановление Правительства РФ «Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации» № 1108 от 29.09.94 г.
  16. Постановление ФКЦБ «Об утверждении Положения о ежеквартальном отчете эмитента эмиссионных ценных бумаг» № 31 от 11.08.98 г.
  17. Постановление ФКЦБ «Об утверждении положения о порядке раскрытия информации о существенных фактах (событиях и действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента эмиссионных ценных бумаг» № 32 от 12.08.98 г.
  18. Постановление ФКЦБ «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения дел и наложения штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» № 3 от 7.06.99 г.
  19. Постановление ФКЦБ России «О порядке учета аффилированных лиц и представления информации об аффилированных лицах акционерных обществ» № 7 от 30.09.99 г.
  20. Распоряжение Госкомимущества РФ «Об учреждении открытого акционерного общества „Инвестиционная компания связи“ (АО „Связьинвест“)» № 1225-р от 1.09.95 г.
  21. Н. Механизмы привлечения инвестиций в условиях России. М.: Инфра-М. -1998.
  22. С. Иностранные банки в России: надежды и реальности. М.: Центр развития — Апрель 1999.
  23. М. Рынок ценных бумаг // Финансы и статистика М., 1994.
  24. .Н. Рынок ценных бумаг. Введение в фондовые операции. Самара: Изд-во СамВен. 1992.
  25. Анализ конъюнктуры инвестиционного рынка в 1998 году. М.: Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ — май 1999.
  26. Анализ развития корпоративного фондового рынка в 1998 году и перспективы развития рынка в 1999 году. М.: Центр экономическойконъюнктуры при Правительстве РФ Декабрь 1998.
  27. Банковское дело. Под ред. Колесникова В.И.//Финансы и статистика. -М., 1998.31 .Барнс М. Основы управления проектами. М.: Мир проектов. — 1994.
  28. В., Хавранек П. Руководство по оценке эффективности инвестиций. -М.: Дело, 1995.
  29. Н. Рынок еврооблигаций ключевые моменты // Рынок ценных бумаг. — М., 2000. — № 9.
  30. Ю., Гетце У. Инвестиционные расчеты: модели и методы оценки инвестиционных проектов. Калининград: Янтарный сказ, 1998.
  31. В.Д. Инвестиционные проблемы реформируемой экономики России. -М.: Дело, 1994.
  32. Бюллетень банковской статистики // М.: ЦБ РФ. 1999. № 2
  33. А. Экономическое развитие России в 1999 году: качественный Прогноз и количественные оценки. М.: АЛ «Веди», 1999.
  34. А. Где найти деньги для банков // Эксперт. М., 2000. — № 41.
  35. Влияние ситуации, сложившейся в 1990—1998 годах в РФ на перспективы активизации инвестиционной деятельности в 1999—2000 годах // М.: Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ Июнь 1999.
  36. А., Смирнов А. Шанс на инвестиционный подъем и трудности его реализации // Российский экономический журнал. М., 2000. № 11−12.
  37. Выпуск еврооблигаций и АДР. Кол. авт. М.: Артур Андерсен. 1997.
  38. Е.Т. Очерки экономической политики посткоммунистической России. 1991−1997 годы. -М.: ИЭПП. 1999.
  39. JI. Основы инвестирования. М: Дело. 1997.
  40. Главное об акциях ОАО «Кубаньэлектросвязь» // Эксперт. М., 1998. — № 7.
  41. Э. Долг и инвестиции для субъектов российской федерации. М.: ИЭПП. 2000.
  42. Н.Г. Правовое регулирование иностранных инвестиций в России и за рубежом. -М.: Финстатинформ. 1993.
  43. Т. Конвертация акций российских эмитентов в АДР // Рынок ценных бумаг. 1998 г. № 9.
  44. А.В. //Известия. М., 15.11.2000. № 21 549.3енкин С. Андеррайтер за устойчивый рынок // Рынок ценных бумаг. М., 1998.-№ 10.
  45. Н.В. Инвестиции. Организация управления. М.: Дело. 1999.
  46. А. Подготовка инвестиционного предложения // Рынок ценных бумагам., 1999.-№ 9.
  47. Инвестиции в Россию вопрос веры // Эксперт. — М., 1996. — № 42.
  48. Инвестиционно финансовый портфель. Кол. авт. — М.: Соминтек. 1993.
  49. Инвестиционные возможности 1997 года // Эксперт. М., 1997. — № 1.
  50. Инвестиционный рейтинг российских регионов. // Эксперт. М., 1998. — № 39.
  51. Инвестиционный рейтинг российских регионов. // Эксперт. М., 1999. — № 39,
  52. Инвестиционный рейтинг российских регионов. // Эксперт. М., 2000. — № 41.
  53. Иностранные инвестиции в России. Кол. авт. М.: Инфомарт — 1995.
  54. Иностранные инвестиции в России: современное состояние и перспективы. Под ред. Фаминского И. П. М.: Международные отношения — 1995.
  55. Иностранные инвестиции в российской экономике // М.: Аудит и финансовый анализ, 1996.
  56. Иностранцы с портфелем // Эксперт. М., 1997. — № 16.
  57. Итоги деятельности предприятий связи холдинга «Связьинвест» за 1998 год. М.: ФК-Связь. 1999.
  58. Кан Л. Вымпелком: итоги 1998 года. М.: Тройка Диалог. 1999.
  59. А.А. Практикум по российскому рынку ценных бумаг. М.: Изд-во БЕК. 1997.
  60. Дж., Мальтус Т., Ларин Ю. Антология экономической классики. Составление Столярова И. А. М.: Изд-во «ЭКОНОВ», 1993.
  61. В.И., Торкановский B.C. Ценные бумаги. М.: Финансы и статистика, 1999.
  62. Я.И., Смирнов С. Н. Российская экономика: условия выживания, предпосылки развития. -М.: ВШЭ, 1999.
  63. М. Основы оценки инвестиционных и финансовых решений. -М.: Дело, 1998.
  64. Макроиндикаторы Дыхание кризиса. // Эксперт, — М., 1998. — № 36.
  65. Макроэкономический прогноз развития экономики в 1999—2000 годах. -М.: Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ, Май 1999.
  66. Материалы годовых отчетов Ростовского регионального отделения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг за 1999 г. и 2000 г.
  67. Материалы доклада генерального директора ОАО «Связьинвест» В. Яшина «Итоги работы зависимых обществ электросвязи за 1999 год и задачи на 2000 год» на Коллегии Минсвязи России.
  68. Материалы доклада председателя РО ФКЦБ в Южном федеральном округе Федорущенко В. Д. от 16.06.2000 г. Проблемы исполнения законодательства о ценных бумагах на территории Краснодарского края // Ростов: Биржевые ведомости, 2000.-№ 7−8.
  69. Материалы доклада Президента Фонда «Институт прямых инвестиций» М. Ю. Грудинина на Гарвардском форуме Информационная прозрачность российского рынка прямых инвестиций от 6.10.2000.
  70. Материалы ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг ОАО «Инвестиционная компания связи», ОАО «ЮТК», ДЗАО «Ky6aHbGSM» за 1998−01 гг.
  71. Материалы информационно-аналитического агентства «Интерфакс».
  72. Материалы информационно-аналитического агентства «Прайм Тасс».
  73. Материалы информационно-аналитического агентства «Росбизнесконса-линг» за 1996−00 гг.
  74. Материалы информационно-аналитического агентства АК&М за 1996−00 гг.
  75. Материалы квартальных информационно аналитических обзоров деятельности предприятий связи холдинга «Связьинвест» агентства «ФК-Связь».
  76. Материалы рейтингового агентства «РА Эксперт» за 1995−00 гг.
  77. Материалы Фонда Института Прямых Инвестиций за 1996−00 гг.
  78. Я.М. Программа восстановления фондового рынка // Рынок ценных бумаг,-М., 1999. -№ 15.
  79. Я.М. ФКЦБ: жить или существовать? Рынок ценных бумаг, -М., 2000.- № 8.
  80. Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок. М.: Перспектива, 1996.
  81. Е. Депозитарные расписки: после ADR и GDR настала очередь EDR? (По материалам J.P.Morgan). Рынок ценных бумаг, М., 1999 г. — № 14.
  82. Панорама инвестиций в регионах России // Эксперт, М., 2000. — № 42.
  83. Н.А. Инвестиционно-финансовый портфель // М.: Инфра-М, 1999.
  84. Первые шаги российских инвестбанков // Эксперт, М., 1998. — № 1.
  85. Превратить долги в инвестиции // Эксперт, М., 1998. — № 41.
  86. Принципы инвестирования. Кол. авт. -М.: Крокус, 1992.
  87. Прямые инвестиции // Рынок ценных бумаг, М., 1998. — № 19.
  88. А., Энтов Р. Институциональные проблемы развития корпоративного сектора: собственность, контроль, рынок ценных бумаг. М.: Институт экономических проблем переходного периода, 1999.
  89. Развитие российского финансового рынка и новые инструменты привлечения инвестиций. Кол. авт. М.: ИЭПП, 1998.
  90. Н. Исследование инвестиционных процессов в условиях переходной экономики. М.: Экономист, 1997. — № 10.
  91. К. Американские Депозитарные Расписки: способ выхода российской компании на международный фондовый рынок. М.: Статус, 1996.
  92. X. Управление проектами и корпоративная стратегия. М.: Мир управления проектами, 1994.
  93. Рост инвестиций желателен, но не гарантирован // Рынок ценных бумаг, -М., 2000 г.-№ 7.
  94. Российская экономика: тенденции и перспективы. Кол. авт. М.: ИЭПП, ежемесячный сборник, 1996−00 гг.
  95. М. Не сметь инвестировать! // Эксперт, М., 2000. — № 41
  96. Э., Томсен Д., Биссет Н. (Агентство Moody’s). Кредитоспособность российских регионов в 1999−00 гг. // Рынок ценных бумаг, М., 2000. — № 5.
  97. Рынки без иностранных инвесторов // Эксперт, М., 1998. — № 1.
  98. Рынок еврооблигаций. Кол. авторов New York: Salomon — B. ym 1997.
  99. Рынок ценных бумаг. Под ред. Голанова В. А. М.: Финансы — 1998.
  100. К.Е. Инвестиционный процесс и страхование инвестиций от политических рисков. М.: Дело, 1995.
  101. Финансирование с ЕБРР // Рынок ценных бумаг, М., 1999. — № 1.
  102. Е. Финансовый анализ инвестиций. М.: Дело, 1998.
  103. У.Ф. Инвестиции. М.: Инфра-М, 1998.
  104. Ш. Шмаков Н. С. Формы государственной поддержки эффективных инвестиционных проектов. М.: Пресс — Изд-во Администрации Президента РФ, 1999.
  105. А. АДР и вопросы прав инвесторов. // Рынок ценных бумаг, М., 2000. — № 10.
  106. Г. А. Нижегородский пролог. ~ М.: ЭПИцентр, 1993.
  107. В. Связьинвест реорганизуется // Российская газета, 29.11.2000 г.
Заполнить форму текущей работой