Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Электронная коммерция

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Пионером в области квази-инструментария для оплаты в онлайн стала компания Nursat. Известный телекоммуникационный оператор выпустил карточки iCard, которые первоначально служили способом пополнения баланса предоплаченных коммуникационных сервисов (доступ в Интернет по коммутируемым каналам и IP-телефония). Позже компания пыталась развить потенциал, организовав онлайн-площадку для бизнеса. Идея… Читать ещё >

Электронная коммерция (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Теоретические основы, история развития и организация электронной коммерции

Электронная коммерцияэто сфера экономики, которая включает в себя все финансовые и торговые транзакции, осуществляемые при помощи компьютерных сетей, и бизнес-процессы, связанные с проведением таких транзакций. К электронной коммерции относят:

электронный обмен информацией (ElectroniсDataInterchange, EDI),

электронное движение капитала (ElectronicFundsTransfer, EFS),

электронную торговлю (e-trade),

электронные деньги (e-cash),

электронный маркетинг (e-marketing),

электронный банкинг (e-banking),

электронные страховые услуги (e-insurance).

Электронная коммерция — такая форма поставки продукции, при которой выбор и заказ товаров осуществляется через компьютерные сети, а расчеты между покупателем и поставщиком осуществляются с использованием электронных документов и/или средств платежа. При этом в качестве покупателей товаров (или услуг) могут выступать как частные лица, так и организации.

Глобальная сеть Internet сделала электронную коммерцию доступной для фирм любого масштаба. Если раньше организация электронного обмена данными требовала заметных вложений в коммуникационную инфраструктуру и была по плечу лишь крупным компаниям, то использование Internet позволяет сегодня вступить в ряды «электронных торговцев» и небольшим фирмам. Электронная витрина в WorldWideWeb, сокращенно, WWW дает любой компании возможность привлекать клиентов со всего мира. Подобный on-line бизнес формирует новый канал для сбыта — «виртуальный», почти не требующий материальных вложений. Если информация, услуги или продукция (например, программное обеспечение) могут быть поставлены через Web, то весь процесс продажи (включая оплату) может происходить в on-line режиме.

Под определение электронной коммерции подпадают не только системы, ориентированные на Internet, но также и «электронные магазины», использующие иные коммуникационные среды. В то же время процедуры продаж, инициированных информацией из WWW, но использующих для обмена данными факс, телефон и пр., могут быть лишь частично отнесены к классу электронной коммерции. Отметим также, что, несмотря на то, что WWW является технологической базой электронной коммерции, в ряде систем используются и другие коммуникационные возможности. Так, запросы к продавцу для уточнения параметров товара или для оформления заказа могут быть посланы и через электронную почту.

На сегодняшний день доминирующим платежным средством при on-line покупках являются кредитные карточки. Однако на сцену выходят и новые платежные инструменты: смарт-карты, цифровые деньги, микроплатежи и электронные чеки.

Электронная коммерция включает в себя не только on-line транзакции. В область, охватываемую этим понятием, необходимо включить и такие виды деятельности, как проведение маркетинговых исследований, определение возможностей и партнеров, поддержка связей с поставщиками и потребителями, организация документооборота и пр. Таким образом, электронная коммерция является комплексным понятием и включает в себя электронный обмен данными как одну из составляющих.

1.1 История развития электронной коммерции

Своим рождением первые системы и методы электронной коммерции обязаны появлению технологий автоматизации продаж и внедрению автоматизированных систем управления корпоративными ресурсами. В 1960 американские компании AmericanAirlines и IBM приступают к созданию системы автоматизации процедуры резервирования мест на авиарейсы. Таким образом, система SABRE (Semi-AutomaticBusinessResearchEnvironment) делает воздушные перелёты более доступными для рядовых пассажиров, помогая им ориентироваться в тарифах и рейсах, число которых постоянно растет. За счёт автоматизации процесса расчёта тарифов при резервировании мест снижается стоимость услуг. Это являет собой самый первый опыт создания системы электронной коммерции.

Наиболее динамично рынок электронной коммерции развивается в течение последних 20 лет, что обусловлено стремительным ростом количества интернет-пользователей, увеличением влияния социальных сетей и других интерактивных онлайн платформ, динамичным развитием систем электронных платежей, и переходом ведущих веб-сервисов от технологической платформы Web 1.0 к Web 2.0.

2. Разновидности электронной коммерции

Существует несколько общепризнанных категорий, на которые подразделяется электронная коммерция. Как правило, такое размежевание проводится по целевой группе потребителей.

2.1 Схема B2B или бизнес-бизнес

Принцип осуществления подобного взаимодействия очень прост: предприятие торгует с другим предприятием. B2B — одно из наиболее перспективных и активно развивающихся направлений электронной коммерции на сегодняшний день. Интернет-платформы дают возможность значительно упростить проведение операций на всех этапах, сделать торговлю более оперативной и прозрачной. Часто, в таких случаях представитель стороны заказчика имеет возможность интерактивного контроля процесса выполнения заказа путем работы с базами данных продавца. Пример сделки B2B — продажа шаблонов для сайта компаниям для последующего использования в качестве основы дизайна собственного веб-ресурса компании. Безусловно, сюда относятся любые взаимодействия, включающие в себя оптовые поставки товара или аналогичное выполнение заказов.

2.2 Схема B2C или бизнес-потребитель

В этом случае предприятие торгует уже напрямую с клиентом (не юридическим, а физическим лицом). Как правило, здесь речь идет о розничной реализации товаров. Клиенту такой способ совершения коммерческой операции дает возможность упростить и ускорить процедуру покупки. Ему не приходится идти в магазин, чтобы выбрать нужный товар: достаточно просмотреть характеристики на сайте поставщика, выбрать нужную конфигурацию и заказать продукт с доставкой. Коммерсанту же возможности Интернета позволяют оперативнее отслеживать спрос (помимо экономии на помещении и кадрах). Примеры этого вида торговли — традиционные Интернет-магазины, направленные на целевую группу непосредственных потребителей товаров. C 2010 года начала развитие так называемая социальная коммерция, или сфера продаж товаров и услуг в социальных сетях.

2.3 Схема С2С или потребитель-потребитель

Такой способ осуществления электронной коммерции предполагает совершение сделок между двумя потребителями, ни один из которых не является предпринимателем в юридическом смысле слова. Интернет-площадки для подобной торговли являются чем-то средним между рынком-толкучкой и колонкой объявлений в газете. Как правило, коммерция по схеме С2С осуществляется на сайтах Интернет-аукционов, приобретающих все большую популярность в наше время. Для клиентов таких систем основное удобство заключается в несколько более низкой цене товара, по сравнению с его стоимостью в магазинах.

Помимо описанных выше наиболее распространенных схем электронной коммерции, существует и несколько других. Они не столь популярны, но, все же, применяются в некоторых специфических случаях. Речь идет о взаимодействии как предпринимателей, так и потребителей с государственными структурами. В последнее время многие операции по взиманию налогов, заполнению анкет, форм для заказа поставок, работа с таможней стали проводиться при помощи Интернет-технологий. Это позволяет значительно облегчить работу государственных служащих с одной стороны и дать возможность плательщикам избавиться от некоторой доли бумажной волокиты — с другой.

3. Преимущества электронной коммерции

3.1 Для организаций

Глобальный масштаб.

Сокращение издержек.

Улучшение цепочек поставок.

Бизнес всегда открыт (24/7/365).

Персонализация.

Быстрый вывод товара на рынок.

Низкая стоимость распространения цифровых продуктов.

3.2 Для потребителей

Анонимность.

Большой выбор товаров и услуг.

Персонализация.

Более дешевые продукты и услуги.

Оперативная доставка.

Электронная социализация.

3.3 Для общества

Широкий перечень предоставляемых услуг (например, образование, здравоохранение, коммунальное обслуживание).

Повышение уровня жизни.

Повышение национальной безопасности.

Уменьшение «цифрового» разрыва.

Онлайн продажа/заказ товаров/услуг уменьшает автомобильный трафик и снижает загрязнение окружающей среды.

Число пользователей Интернета — это значимый показатель, но ещё важнее, какой бизнес-эффект от всего этого получается. В развитых странах Интернет давно перешёл из познавательно-развлекательной категории в деловую. Здесь зарабатываются большие деньги, и именно они толкают вперёд интернет-технологии. Пока не появится реальный бизнес-интерес, все меры по стимулированию отечественного сегмента Интернета будут искусственными. В Казахстане Всемирная паутина до недавнего времени была совсем далека от бизнеса, но сейчас постепенно встаёт на рыночные рельсы.

Ежегодный оборот рынка электронной коммерции составляет 300 миллионов долларов. Цифра внушительная, хотя нужно понимать, из чего она складывается. Львиная доля оборота приходится на всевозможные электронные платёжные системы, оформление авиабилетов через Интернет, тогда как объёмы продажи товаров через Сеть достаточно скромные. В России оборот е-коммерции достигает 10 миллиардов долларов, а в западных странах он на порядок выше. В Казахстане доля электронных продаж в общем товарообороте составляет четверть процента, в России — 1,6%, в США — 6,4%. Так что расти нам ещё есть куда.

Особо обращает на себя внимание мизерный объём казахстанского рынка интернет-рекламы — всего 6 миллионов долларов. Это явно не соответствует реальному раскладу в аудитории средств массовой информации. Ведь всё больше казахстанцев отдают предпочтения не газетам и журналам, а веб-сайтам, так что главный потенциал для рекламы именно здесь.

Сделка на диване По прогнозам министра связи, к 2014 году, то есть к завершению первой индустриальной пятилетки, оборот е-коммерции достигнет 1 миллиарда 200 миллионов долларов.

Произойдёт невиданный скачок, после которого е-коммерция станет по-настоящему серьёзной сферой. Что это даёт стране?

Для потребителей — возможность по-новому управлять своим временем, которое сейчас дороже денег. Оформить покупку билетов, товаров, оплатить услуги, в том числе коммунальные, можно, не вставая с дивана, без очередей и нервотрепок, при помощи компьютера или мобильного телефона. Причём чем выше уровень развития е-коммерции в стране и больше число пользователей, тем быстрее, проще и надёжнее становятся эти процедуры.

Предпринимателям электронные продажи позволяют также экономить время и избавиться от многих промежуточных звеньев между ними и покупателями.

Традиционные каналы в виде оптовых и розничных складов, точек продажи становятся ненужными. А ведь именно они пожирают большую часть стоимости. Кроме того, для производителей появляется возможность действовать на глобальном уровне. Даже индивидуальный предприниматель получает шанс продавать свои товары наравне с транснациональными корпорациями.

Но есть и обратная сторона: ужесточается конкуренция. Выбор казахстанских потребителей, нынче весьма скудный, с приходом интернет-магазинов неимоверно расширяется. Теперь можно купить одежду или электронную технику в странах их происхождения, с гарантией качества и по доступной цене. Отечественным поставщикам, которые привыкли делать бизнес, устанавливая заоблачные накрутки на те же товары, придётся серьёзно подсуетиться, чтобы предложить нечто лучшее.

Электронная коммерция открывает совершенно новые возможности перед потребителями в плане поиска товаров и удобства оформления сделки. Но она не в состоянии сгладить все недостатки в отечественной торговле, где зачастую ещё господствует принцип «клиент всегда неправ». Более того, она порождает новые проблемы. Например, интернет-торговля предъявляет повышенные требования к доставке, в том числе почтовой, которая должна отвечать западному уровню скорости и точности. Чего, увы, у нас пока нет.

А главное — предполагаемый скачок в развитии е-коммерции требует нового подхода к защите прав потребителей. Ведь появились абсолютно новые категории на рынке — е-потребители и е-продавцы. Чем регулируются отношения между ними? Да, собственно говоря, ничем. Закон об электронных деньгах касается лишь платежей. Всё остальное — включая вопросы качества и безопасности, информации о товаре, условий его доставки, возврата, обмена — повисает в воздухе.

Барахолка в Интернете Есть, конечно, общий закон о защите прав потребителей. Но это настолько слабый документ, что говорить о нём как о регуляторе даже смешно. К тому же нет государственного органа, который бы занимался контролем его исполнения. В итоге у нас нет системы защиты прав даже обычных потребителей, не говоря уже об «электронных», для которых требуются особые правовые нормы. Формально клиент интернет-магазина имеет те же права, что и покупатель в обычном супермаркете. Например, может вернуть или обменять не приглянувшуюся ему покупку. Но на практике сделать это зачастую просто невозможно.

В других странах, в том числе в России, много говорят о случаях мошенничества при заключении электронных сделок. Самая простая и наиболее распространённая схема — это создание однодневных интернет-магазинов, которые собирают деньги с доверчивых покупателей и затем растворяются в Сети. У нас информация о подобных случаях появляется редко. Но не потому, что казахстанский сегмент электронной коммерции слишком честный, а просто потому, что он ещё слишком маленький. Можно прогнозировать, что, когда он быстро пойдёт в рост — а судя по динамике, это вот-вот начнётся, — обрушится вал нарушений, связанных с попранием прав потребителей в сфере электронной коммерции.

Причём они могут быть связаны не только с нарушением при доставке товара, но и с утечкой информации. Возможно, большинству покупателей до лампочки, что все пользователи Интернета смогут узнать, утюг какой марки или нижнее бельё какой фирмы они заказывают, но есть такие категории людей и такие категории товаров, про которые лучше не распространяться. Информационная безопасность в Сети — очень больной вопрос, и виртуальные магазины должны подходить к нему особенно тщательно, но сейчас таких обязанностей и такой ответственности у них нет.

Вопрос защиты прав потребителей вообще, и в электронной коммерции — в частности, у нас полностью игнорируется. Хотя он является ключевым. Не будет доверия — не будет никакого всплеска интернет-торговли. Только так от е-барахолки можно будет перейти к е-рынку.

4. Недостатки электронной коммерции

4.1 Для организаций

Возможные сомнения сторон по поводу принадлежности того или иного проекта к компании (негативная анонимность).

Некоторая сложность в ведении и узаконивании деятельности предприятия в интернете.

4.2 Для потребителей

Недоверие потребителя к услугам, продаваемым посредством интернета.

Невозможность «потрогать» товар руками.

Ожидание доставки приобретенной продукции.

При всех плюсах е-коммерции не стоит забывать, что это лишь способ приобретения товаров и услуг. Да, она способна максимально его упростить и ускорить. Но она не может главного — улучшить их качество. Люди пользуются интернет-магазином не ради самого виртуального процесса оформления покупки через Всемирную паутину, а чтобы получить реальный товар. И поэтому все минусы реальной торговли нельзя «зарихтовать» электронной коммерцией. К примеру, если создаётся искусственный дефицит железнодорожных билетов, то его не исправишь продажей этих билетов по Интернету. Точно так же электронные авиабилеты не избавят от хронической задержки рейсов. А интернет-магазин никак не улучшит качество товаров и не спасёт от массового обмана, когда китайская продукция выдаётся за европейскую.

4.3 Для общества

Привлекательная платформа для мошенничества (снижение уровня сетевой безопасности).

Вытеснение с рынка коммерческих оффлайн предприятий.

Первая составляющая — доступность интернета. Вторая составляющая — это законодательная база. Каким образом люди могут оплачивать в интернете, получать товар, возвращать, — все это должно быть разработано и прописано в законе.

Третья — это средства платежа. Вы должны иметь возможность спокойно оплатить online свои интернет покупки любым удобным вам способом. Сейчас у нас действует курьерская система. Это совершенно неудобно ни клиенту, ни продавцу: нужно отдавать счет-фактуру, доверять курьеру и прочее. Во всем мире достаточно давно используется отработанный механизм оплаты с помощью платёжной карточки. И нам здесь не нужно придумывать велосипед.

Следующая составляющая — это проблема доставки. Чтобы товар доставлялся быстро и, самое главное, чтобы покупатель мог проследить путь товара: где он находится сейчас, где будет завтра. Например, DHL позволяет на сайте, введя номер своего конверта, который я отсылаю, увидеть, в какой точке мира он сейчас находится, и когда он будет у адресата.

Необходимо сделать так, чтобы у нашей «Казпочты» был такой же инструмент. Чтобы я, выйдя в интернет, мог увидеть, где сейчас купленный мною через интернет товар, через какое время я его могу получить. Это будет выгодно и покупателю, и продавцу.

И последняя составляющая — наличие грамотной интернет статистики: точное количество интернет пользователей, количество платёжных транзакций, оборот рынка интернет рекламы и так далее.

Очень много каких-то вопросов, которые в статистике никак не представлены. Сейчас, например, никто не может точно оценить, каков сегодня рынок электронной коммерции Казахстана. Мы не очень доверяем предоставляемым данным. Надо сделать так, чтобы на нашем рынке была открытая статистика, чтобы мы ей доверяли. Это одна из задач нашего министерства информатизации и связи. Это нужно сделать обязательно, иначе инвесторы не будут вкладывать в интернет.

4.4 Для государства

Недополучение в бюджет государства налоговых выплат при ведении «серых» схем учета. В сфере финансовых отношений в последние годы острой проблемой выступают вопросы международного экономического и юридического двойного (многократного) налогообложения, а также пробелы налогообложения в целом. При этом смешенная экономико-правовая сущность таких явлений является обстоятельством, порождающим необходимость их комплексного рассмотрения.

Под пробелами налогообложения мы понимаем ситуацию, когда в результате наличия пробелов права, иных юридических или экономических обстоятельств какие-либо экономические отношения (группы правоотношений) оказываются вне сферы налогообложения.

При этом представляется, что в зависимости от внутриэкономического либо внешнеэкономического характера таких отношений следует различать два основных вида пробелов налогообложения:

а) пробелы налогообложения, встречающиеся на практике достаточно часто, когда, в процессе осуществления внешнеэкономической деятельности и в иных отношениях с иностранным элементом вследствие несоответствия налогового законодательства и налоговых систем различных стран мира какой-либо субъект налогообложения (налогоплательщик) или объект (экономические отношения того или иного вида) не относится к национальной налоговой юрисдикции ни в одном из этих государств и не признается в качестве подлежащего налогообложению ни в одной из стран (либо не подлежит налогообложению ввиду отсутствия основанного на законе механизма такого налогообложения). Далее мы будем именовать такую проблему международным пробелом налогообложения;

б) пробелы налогообложения, возникающие в случаях, когда в результате несовершенства национального законодательства, какой-либо субъект налогообложения (налогоплательщик) или объект (экономические отношения того или иного вида) фактически не признаются в качестве подлежащих налогообложению (либо не подлежат налогообложению ввиду отсутствия основанного на законе механизма такого налогообложения) в этом государстве и выпадает из сферы национального налогового регулирования (внутренние пробела налогообложения).

В качестве примера рассмотрим один из наиболее распространенных и в то же время простых экономических процессов, протекающих в электронной форме в глобальных компьютерных сетях: осуществление физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами через сеть Интернет операций по возмездной реализации гражданам и организациям различных стран мира программного обеспечения или иных программных продуктов.

Как известно, в настоящее время при осуществлении такой электронной экономической деятельности какие-либо юридически и фискально значимые документы сторонами не составляются.

Заключение

сделки осуществляется в электронной форме, как правило, путем акцепта покупателем размещенной на специальном интерактивном веб-сайте продавца (в так называемом интернет-магазине) публичной оферты. Например, в знак принятия оферты покупатель нажимает курсором на необходимую зону на сайте продавца, оформленную в виде кнопки и заполняет открывшуюся на экране электронную заявку. Поставка реализованного товара после оплаты его покупателем осуществляется в режиме реального времени непосредственно через сеть Интернет. При этом оплата приобретенного товара может также быть осуществлена в электронной форме с помощью систем электронных расчетов, технологии которых основаны на использовании банковских карт, либо принятой в данной зоне сети Интернет системы электронных денег. Используемые сегодня технологии таких электронных расчетов (особенно в сфере электронных денег), а также отсутствие практически во всех индустриально развитых странах мира унифицированной адекватной нормативной базы делают их юридически и фактически «незримыми» для налоговых органов. Остается добавить, что вышесказанное равно справедливо и по отношении к более сложным экономическим процессам, протекающим в глобальной компьютерной сети Интернет, таким, например, как осуществление в электронной форме банковской и биржевой деятельности.

Вместе с тем правомерен вопрос, должна ли такая возмездная реализация товаров (работ, услуг) признаваться подлежащей налогообложению (например, по налогам с оборота, скажем, по налогу на добавленную стоимость) и если да, то каков практический механизм такого налогообложения и в какой стране оно должно осуществляться.

Следует отметить, что на сегодняшний день ни в одной стране мира не существует основанного на законе механизма налогообложения такой электронной экономической деятельности и не разработаны унифицированные международные критерии (правила) отнесения субъектов электронной внешнеэкономической деятельности к налоговой юрисдикции того или иного государства. Таким образом, представляется, что применительно к электронной внешнеэкономической деятельности с учетом рассмотренного примера мы вправе вести речь о наличии международного пробела налогообложения в данной сфере.

Вопрос о том, должна ли такая возмездная реализация товаров (работ, услуг) признаваться подлежащей налогообложению и каким должен быть механизм такого налогообложения (например, с учетом экстерриториальности сети Интернет как должно определяться место реализации таких товаров (работ, услуг)), и в этом случае, к сожалению, остается открытым.

Таким образом, как мы видим, разрешение этих и иных финансовых проблем, устранение выявленных пробелов налогообложения в сфере электронной экономической деятельности, осуществляемой с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, видимо, невозможно без устранения соответствующего системного пробела в позитивном регулировании в процессе совершенствования государственной финансовой политики.

5. Анализ. Цифры и факты электронной коммерции

Красным на графике показана критическая линия для взрыва e-commerce (20% от населения = 3,2 млн пользователей) .

Прогноз рынка e-commerce:

Рис. 1 — (1) Были взяты сегменты e-commerce, принятые на американском рынке, (2) отброшены в них те сегменты, которые не будут активными в РК, (3) проанализированы данные госстатистики в этих сегментах за 2 года (4) построены прогнозы до 2015 года в каждом сегменте Маркетинговое исследование рынка проводилось компанией CNP ProcessingGmbH на основании официальных отчётов ГосКомСтата, а также цифр, имеющихся в открытых источниках и полученных от участников рынка.

Анализ рынка охватывает ближайшие 5 лет. В 2015 году прогнозы показывают, что рынок электронной торговли составит $ 3,6 млрд (или 4% от всего рынка товаров и услуг, оцениваемого в $ 89,9 млрд).

Наиболее крупными сегментами электронной торговли станут оплата мобильной связи, сегмент travel (авиа и ж.д. билеты, отели, автомобили), электроника и бытовая техника, оплата коммунальных услуг.

Объемы электронных продаж Если на начальном этапе своего развития Интернет служил лишь для общения и распространения некоммерческой информации, сегодня уже очевидно, что сетевые технологии могут успешно использоваться и в коммерческих целях. Как показывает статистика, в 1999 году около 600 тыс. фирм продавали свои товары и услуги через Интернет, что на 65% больше, чем в 1998 году.

К настоящему моменту около 40% всех Интернет-пользователей (более 100 млн. человек) совершили хотя бы одну покупку в онлайновых магазинах. В 1999 году объем розничных продаж в Сети составил около 40−50 млрд долл. Сейчас наибольший прирост имеет категория сайтов розничной продажи в Интернет (52% за полгода). Увеличивается также доля пользователей, посещающих эти сайты (в первой половине 1999 года — 31%, во второй — 41%).

По прогнозам к 2002 году более 70% компаний будут использовать Интернет в своем бизнесе. Объем электронных сделок при этом составит 300−500 млрд долл., а доля корпоративного сектора вырастет до 70−80%.

Сегодня доля малого бизнеса в доходах электронной коммерции составляет около 20%. Ожидается, что к 2003 году она возрастет до 27%.

5.1 Электронная коммерция в мире

По данным агентства Invesp.com, в 2011 году объем продаж в сфере электронной коммерции в мире составляет 680,6 $ млрд долларов США. По прогнозам этого агентства, данная сумма будет только расти, и к 2015 году достигнет отметки в 1,5 трлн. долларов США.

По данным исследовательского агентства DataInsight, в 2010 году ожидался объем российского рынка электронной коммерции в 240 млрд рублей. Таким образом, на долю онлайн-продаж составляет 1,6% от общего объема продаж всей российской розницы (в среднем по ЕС этот показатель составляет 5,7%, а в США — 6,4%). По отдельным товарным группам картина несколько иная. В частности, через Интернет продаётся, около 12−14% бытовой техники, электроники и книг.

На 2011 год в России насчитывалось порядка 30 000 интернет-магазинов, большая часть из которых находится в регионах страны. По статистике, за год в России закрывается порядка 10% интернет-магазинов, но вместо них открывается 20−30% новых. Сам рынок электронной коммерции в РФ прогнозирует свой рост в 2 раза за ближайшие четыре года.

В России раньше провели либерализацию телекома, рынок северного соседа несоизмеримо больше, Россия — родина гигантов поискового рынка и т. д. и т. п. С точки зрения цифр тут положение такое: по оценке компании Bay.Ru, объем российского рынка электронной коммерции в 2011 году составил около 12−13 миллиардов долларов. В 2012 году его объем превысит отметку в 15 миллиардов долларов. Эта же компания прогнозирует, что к 2015 году вырастет почти в 2,5 раза по сравнению с 2011 годом и достигнет 29−32 миллиардов долларов.

А что же в США? Часто цифры, которые приводятся в разрезе этого бизнеса в Соединенных Штатах, являются своего рода эталонными. В целом, они отражают несколько интересных условных параметров. Так вот, в 2011 году объем американского рынка электронной коммерции составил около 210−230 миллиардов долларов США, а к 2015 году он вырастет до 330−350 миллиардов долларов.

Если взять простейшую корреляцию к населению, то мы увидим, что в 2015 году на 1 жителя США, включая стариков и детей, будет приходиться покупок в онлайн на сумму 1125 долларов США в год. В Казахстане сейчас эта цифра находится на уровне 19 долларов, а в России на уровне 90 долларов США. Выводы напрашиваются самые оптимистичные.

5.2 Электронная коммерция в Казахстане

В настоящее время среди покупателей Интернет-магазинов преобладают американцы. Они составляют более половины всех пользователей, совершивших покупки в Сети. Доходы американской электронной коммерции составили в 1999 году около 75% мировых доходов на этом рынке, но к 2003 году ожидается их снижение до 50−55%.

Три четверти американцев, покупающих через Интернет, пользуются при оплате кредитными картами. В 1998 году каждый покупатель сделал в среднем 6 покупок, а в 1999 — 13. Для тех, кто уже привык делать покупки в Сети, подобный способ становится одним из основных. Например, исследования онлайн-покупателей в новогодний период 1999 года показывают, что 67% подарков они приобретают в обычных магазинах, 7% - по каталогам, а 26% - в Интернете.

Рынок электронной коммерции в Казахстане вырос в 2,5 раза, его объем достиг отметки в четыре миллиарда долларов, передает корреспондент Tengrinews.kz. По мнению генерального менеджера компании Processing. kz Константина Горожанкина, к 2015 году объем рынка е-коммерции в Казахстане вырастет еще в 4−5 раз.

Несмотря на бурный рост «электронного» рынка, даже при онлайн-покупках преобладает наличная оплата курьеру, это происходит в 57 процентах случаев. Остальные денежные переводы осуществляются посредством банковских карт, терминалов оплаты, безналичных переводов на счет, а также с помощью электронных денег и SMS-платежей.

Наиболее успешными игроками на рынке е-коммерции стали госсектор (электронное правительство), крупные офлайн-магазины, мобильные операторы, сайты-купонаторы, а также организации, занимающиеся доставкой различных товаров из других стран. К слову, в 2012 году казахстанцы оплатили покупки в Интернете банковскими картами на сумму 1,4 миллиарда долларов, из них только 60 миллионов долларов остались в стране. 66 процентов товаров были куплены в США, девять процентов — в Европе, восемь — в России.

Число интернет-пользователей Казахстана в 2012 году увеличилось до восьми миллионов человек (на 2,4 миллиона больше, чем в 2011 году). В 2013 году пользователями Сети станут 9,2 миллиона казахстанцев.

Обычно бизнес в Сети стартует при появлении там 20 процентов населения. Казахстан к этому пришел в начале 2010 года. Два года по статистике надо людям, чтобы обвыкнуться в Сети и начать платить за товары и услуги. Поэтому 2013 год будет самым пиковым.

Активное развитие электронной коммерции в Казахстане не за горами Многие казахстанцы уже знают, как оплачивать услуги связи или совершать коммунальные платежи через интернет или мобильный телефон. Бизнес также научился проводить платежи, не выходя из офиса. Но все же несравнимо большую часть товаров и услуг мы покупаем наличными или посредством пластиковых карт. И дело здесь не в только отсутствии легализации электронных денег.

Данный рынок в Казахстане сейчас достаточно свободен. С каждым днём становится всё больше и больше интернет-магазинов, а грамотный, профессиональный рынок интернет-эквайринга в стране отсутствует.

Во всех странах мира операциями, связанными с электронной коммерцией, занимаются не банки, а специализированные небольшие компании. Это прослеживается на российском интернет рынке, близком нам, не говоря уже о Европе и Штатах, где таких компаний десятки.

Пионером в области квази-инструментария для оплаты в онлайн стала компания Nursat. Известный телекоммуникационный оператор выпустил карточки iCard, которые первоначально служили способом пополнения баланса предоплаченных коммуникационных сервисов (доступ в Интернет по коммутируемым каналам и IP-телефония). Позже компания пыталась развить потенциал, организовав онлайн-площадку для бизнеса. Идея не стала слишком успешной, ведь в то время уровень проникновения Интернета даже в Алматы составлял чуть больше 10%. Дебаты об инструментах оплаты для Казнета велись долгие годы. Предлагались самые разнообразные методы, от предоплаченных карт для микроплатежей и разнообразных «электронных кошельков», до мировых практик — кредитных и дебетных карт, эмитированных банками Казахстана, в т. ч. созданных только для онлайн-транзакций. Несмотря на кажущуюся простоту, тема настолько обширна, что требует отдельного материала. Отмечу лишь, что в законодательной базе Казахстана имеются все предпосылки для е-денег, в частности, посредством закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам электронных денег».

На начало апреля в Казахстане 65,9 процента жителей являются пользователями Интернета. Более десяти миллионов казахстанцев выходят в Интернет через свои мобильные телефоны, на конец 2012 года средневзвешенная скорость фиксированного Интернета составила 18,3 мегабита в секунду, внешний — 7,4 мегабита в секунду.

На практике же малый бизнес, который работает в этом сегменте, часто использует непрямые способы оплаты, что выражается в такой распространенной практике: сделал заказ на сайте — оплатил по факту доставки. Именно поэтому, статистическая база для любого анализа рынка электронной коммерции в Казахстане (да и не только) искажается. А раз нет достоверной базы, значит, нет надежных инструментов для анализа этого рынка.

Что касается интернет торговли, то здесь лидером является «Эйр Астана». У них практически на 100% возрастает количество интернет транзакций каждый год. Например, в 2009 было совершено более 46 тыс. операций — покупок билетов через интернет.

Что касается закона «Об электронных деньгах», электронные деньги — это лишь один из видов оплаты. Можно расплачиваться в интернете с помощью карточки. Этот метод наиболее развит в мире и понятен всем.

Эйр Астана — очень большая организация. Они понимали, как важно развитие интернет коммерции в Казахстане. Ими была подключена к работе такая организация, как VisaInternational, которая упросила банки сделать исключения для Эйр Астаны. Поэтому по умолчанию клиент любой карточки крупнейших казахстанских банков может оплачивать услуги данной авиакомпании. Лимит составляет $ 200, если я не ошибаюсь.

5.3 Развитие и продукты электронной коммерции в РК на примере АО «Народный Банк Казахстана»

Мобильный банкинг Первый этап — это Мобильный Банкинг: простое информирование sms-сообщениями о снятии или поступлении денег на счет клиента.

На втором этапе интерактивный сервис. Банк разрешил клиентам через sms запрашивать у банка информацию об остатке денег на счете, историю операций, блокировать свою карточку и так далее.

На третьем этапе был реализован мобильный платеж. Клиент мог со своего мобильного телефона просто оплатить за свой телефон. Учитывая особенности нашего законодательства, клиент мог платить только за себя, так как есть требование об обязательной электронной цифровой подписи (ЭЦП) под каждой электронной операцией.

Параллельно запустили первый в Казахстане мидлет. Это java-приложение, загружаемое в телефон. У клиента в мобильном телефоне появляется банковское меню с перечнем операций. До этого необходимо было помнить все необходимые коды операций. Проект с мидлетом мы запустили в 2007 году. На этом же этапе 5 ноября 2008 года Халык запустил первые в мире переводы с карточки на карточку с мобильного телефона. Это был первый в мире проект мобильных переводов с карты на карту. Для Казахстана это был некий прорыв. До этого Казахстан в области электронной коммерции, да и вообще в области IТ, никогда вперед не вырывался.

Аплет и мидлет приложение По договору с Beeline было размещено специальное банковское приложение, аплет, непосредственно на самих SIM-картах оператора банковское меню и ключ электронной цифровой подписи клиента. Последний, 4-й, этап был запущен в конце 2008 года. Это был первый в Казахстане проект мобильной коммерции, который на сегодняшний момент является самым крупным по числу пользователей online-систем в Казахстане — более 350 000 человек только в одном Халык банке.

В аплетеиспользуемтся ЭЦП клиента. Чтобы провести какую-либо операцию, клиент должен помнить свой пароль доступа к ЭЦП. Приложение шифрует электронную подпись клиента, и sms-сообщение через мобильного оператора «летит» в банк. Там ЭЦП расшифровывают и, если все совпадает, запросы клиента на ту или иную операцию выполняются.

Эта система гораздо более защищенная, нежели при работе с обычной карточкой. За все то время, что мобильный банкинг шагает по стране, не было ни одного случая, чтобы кто-то взломал ЭЦП мобильного приложения.

Для мобильного оператора данное smsсообщение — просто набор цифр. Расшифровать его могут только в банке. Максимум, что может сделать нерадивый менеджер оператора, — испортить сообщение, изменив цифры или удалив из него некоторые данные. Когда такое сообщение получат в банке, они сразу поймут, что была попытка вскрытия и просто-напросто проигнорируют выполнение задания клиента, сообщив ему об этом smsсообщением «Неверная команда, повторите запрос».

И чтобы клиенты других банков имели возможность пользоваться современным мобильным сервисом, компания Intervale собирается запустить проект MyPay. kz, в котором мобильные переводы и платежи будут доступны клиенту любого банка мира, тем более Казахстана. То есть, вы скачиваете себе приложение с сайта своего мобильного оператора, далее подключаете к нему любую платёжную карточку и получаете возможность наравне с клиентами Халык Банка оплачивать в пользу порядка 70 организаций-поставщиков услуг, включая налоги, штрафы ГАИ и прочее.

Мобильный банкинг был запущен в 2005 году. На сегодняшний день мобильный банкинг есть у 700 тыс. казахстанских клиентов. Это показательные данные. Скорее всего, в нашей стране мобильная коммерция будет развиваться быстрее, чем интернет коммерция. Объяснение простое: проникновение мобильных телефонов идет активнее, чем интернета.

Развивается наша мобильная коммерция достаточно активно. Но есть некоторая загвоздка в том, что все новшества, все развитие мобильной коммерции есть в полной мере только в одном банке — Халык банке. Остальные банки значительно отстают. Не у всех есть полноценный мобильный банкинг. А если и есть, то зачастую это лишь информирование сообщениями об операциях по счёту.

Интернет-банкинг Интернет-банкинг — это возможность совершать через Интернет все стандартные банковские операции, которые могут быть осуществлены клиентом в офисе банка (кроме операций с наличными).

Ничего не стоит на месте, и банки сейчас предоставляют своим клиентам прямой доступ к своим счетам через Интернет. Эта услуга, ставшая уже практически стандартной, называется Интернет-банкинг.

MyPaykz — казахстанский сервис мобильных платежей В целях создания и развития инновационных средств безналичных розничных платежей в Республике Казахстан, компанией ТОО «ИнтервэйлКазахстан» реализован проект MyPaykz совместно с АО «Народный Банк Казахстана». MyPaykzПриложение (Мидлет), которое устанавливаетcя на мобильный телефон с удобным и интуитивно понятным меню для проведения платежных операций в реальном времени с банковской карты удаленным образом с использованием методов строгой аутентификации.

С приложением MyPaykz Вы обретете: — оперативность платежей; - безопасность Ваших средств; - удобство и простоту в проведении платежей; - мобильность. С помощью приложения MyPaykz Вы можете оплачивать услуги более 50 компаний: сотовую связь, интернет, телевидение, коммунальные услуги, налоги и прочее. Вы можете пользоваться Приложением MyPaykz 24 часа, 7 дней в неделю, а также за пределами Казахстана (необходимо подключиться к роумингу). Для пользования сервисом необходимо иметь: сотовый телефон с номером любого казахстанского оператора, положительный баланс на счете телефона, а также установленное на телефоне приложение MyPaykz и банковская карточка ЛЮБОГО БАНКА КАЗАХСТАНА*. *Банковская карта должна быть открыта для платежей в Интернете.

MyPaykz — платежный терминал в кармане, удобное меню в вашем мобильном телефоне, который всегда находится с собой! Преимущества сервиса.

Все операции осуществляются из единого приложения.

Пользоваться услугой может держатель карт любого банка Казахстана.

Низкая комиссия за платеж.

Оплата производится в режиме реального времени.

Сервис работает круглосуточно не зависимо от режима работы банков и платежных касс.

В отличие от других подобных проектов не нужно вводить коды и номера, достаточно выбрать услугу из списка в меню приложения (мидлета) на мобильном телефоне.

Бесконтактные платежные карточки VisapayWave

Запуск пилотного проекта по выпуску бесконтактных платежных карточек VisapayWave!

Пилотный проект проводится в Алматинском, Астанинском и Атырауском филиалах.

Что такое PayWave?

Платежные карточки Народного Банка Казахстан VisapayWave — инновационная технология бесконтактных платежей, которая позволяет мгновенно оплачивать покупки.

Достаточно поднести карточку VisaPayWave к бесконтактному считывающему устройству терминала и ваша покупка будет оплачена. Технология работает везде, где вы увидите логотип VisaPayWave.

Не нужно вводить ПИН-код и не нужно ждать сдачи.

Платеж проходит мгновенно!

Преимущества карточки VisaPayWave Народного банка?

Оплата в одно касание Оплата покупок производится одним движением руки, просто поднеся карточку VisapayWave к терминалу с символом бесконтактной оплаты.

Если сумма покупки не превышает 4 000 тенге, нет необходимости вводить ПИН-код. В других странах могут действовать другие лимиты. Если необходимо кассир может выдать чек по запросу держателя карточки.

Если в магазине отсутствует терминал VisapayWave, оплата пройдет по чипу или магнитной полосе этой же карточки.

Безопасность Карточка отличается высокой степенью защиты от мошенничества, так как держатель карточки не выпускает ее из рук во время совершения транзакции.

Надежна ли эта технология?

Платформа VisapayWave создана на основе технологии, предусматривающей использование новейших технологий шифрования информации. Оплата по карточкам VisapayWave настолько же надежна, как и по любым другим картам Visa.

Где можно оплачивать покупки карточкой VisapayWave?

Оплатить покупки карточкой VisapayWave вы можете в торговых точках по всему миру. Ищите в торговых точках терминалы с символом бесконтактной оплаты и логотипом. Вы также можете использовать свою карточку VisapayWave как обычную карту Visa во всех торговых точках, где есть символ Visa, в том числе совершая покупки в Интернете.

Проверьте сумму покупки на экране пос-терминала

Поднесите к нему свою карточку payWave

На экране появится надпись «Одобрено» и прозвучит звуковой сигнал. Это означает, что покупка завершена успешно.

Обслуживание карточками через POS терминалы Как осуществляется продажа товаров или услуг с помощью платежной карточки?

При покупке товаров или услуг, клиент предъявляет платежную карточку.

В момент расчета персонал компании посредством процедуры авторизации проверяет наличие требуемой суммы на карточном счете клиента в банке, который выдал эту карточку.

В случае положительного ответа на авторизованный запрос, клиент получает товар/услугу, а у компании остается финансовый документ (чек, слип) о данной сделке с кодом авторизации, который подтверждает положительный ответ банка.

После предоставления финансового документа, подтверждающего сделку, банк на следующий день переводит сумму сделки за вычетом комиссии с карточного счета клиента на расчетный счет компании.

Почему выгодно обслуживать клиентов по платежным карточкам?

Потому, что появляется возможность:

увеличение объема реализации товаров и услуг, т.к. держатели карт в среднем приобретают больше товаров (опыт компаний показывает, что объем реализации увеличивается на 7−20%);

привлечение наиболее состоятельных клиентов, которые совершают дорогие покупки;

уменьшение издержек по работе с наличностью;

в некоторых случаях продажа товара или услуги может быть осуществлена в кредит, независимо от наличия денег у клиента на карточном счете. Банк устанавливает по карточному счету кредитный лимит, и клиент может пользоваться дополнительными деньгами.

Потому что обслуживание по платежным карточкам укрепляет стабильность компании.

увеличение количества постоянных клиентов дифференциация источников получения денег уменьшение возможностей для мошенничества персонала улучшает имидж и конкурентоспособность компании.

Есть ли дополнительные преимущества POS терминала?

Ускорение возмещения денег по сделкам;

Исключение возможности ошибок персонала — авторизации происходит автоматическом режиме без ручного оформления финансовых документов;

Возможность обслуживания карточек VisaElectron/CirrusMaestro (данные виды карточек невозможно обслужить с помощью импринтера);

Сокращение времени обслуживания клиента и предоставление сервиса на международном уровне.

Мобильные POS-терминалы С 10.06.2013 г. АО «Народный Банк Казахстана» совместно с партнерами запускает мобильные платежные терминалы Pay-Me

Что такое мобильный платежный терминалPay-me? Картридер (терминал) — устройство, которое подключается к смартфону и позволяет принимать к оплате карты Visa, MasterCard, Maestro при помощи смартфона и планшета на базу OSAndroid и iOS. Устройство оборудовано отдельным чипом для шифрования данных, что делает работу с платежами и пластиковыми картами абсолютно безопасной.

Это удобный и безопасный способ осуществления платежей по пластиковым картам в сетях 2G/3G/Wi-Fi.

Рис. 2

Почему это удобно?

? Быстрое проведение транзакций даже в сети 2G

? Провести транзакцию очень просто — нет необходимости в обучении персонала

? Дополнительные возможности: аналитика, отчеты, интеграция с бухгалтерией.

Комиссия с предпринимателя составит 2,75% от суммы транзакции.

Почему это безопасно?

Терминалы имеют максимальную степень защиты и шифрования данных (3Des, DUKPT, PCI DSS).

Как Pay-me работает?

1. Запустить приложение Pay-me на смартфоне. Приложение доступно в «Googleplay» и «AppStore»;

2. Подключить ридер к разъёму для наушников;

3. Вставить карту в устройство. Данные карты шифруются до момента попадания в смартфон, дешифровка данных производится в банке. Клиент подписывает платеж.

4. Платеж осуществлен. Клиент получает электронный чек (email) и SMS подтверждение.

Кому это нужно?

«Pay-me» отличное решение для малого и среднего бизнеса:

?Логистические компании (курьеры, пункты выдачи заказов, обслуживание он-лайн магазинов);

?Сфера услуг (такси, нотариусы, врачи, доставка пиццы, автосервис, парикмахерские, отели, гиды, переводчики и т. д.).

?Страховой бизнес

? Торговые компании (Минимаркеты, павильоны, рынки, online магазины) Где используются данные устройства?

В любой торговой точке или месте предоставления сервиса Рис. 3

6. Пути совершенствования, оптимизации и развития электронной коммерции, прогнозы

Электронная коммерция обладает невероятной притягательностью. Если для малого бизнеса — это порой реальный и единственный способ войти в мир торговли, минуя ужасающие расходы на организацию реальной торговой точки, то для крупных сетей, это само собой разумеющееся дополнение к традиционной деятельности. И все-таки, несоизмеримые перспективы электронной коммерции, на мой взгляд, наблюдаются именно в малом бизнесе. Так называемый «бизнес с малой маржой», т. е. бизнес, который характеризуется небольшой торговой надбавкой, в большинстве случаев, характерен именно для онлайн.

К концу 2013 году, если мы все вместе сделаем требующиеся от нас усилия и не будем сильно мешать рынку развиваться, объёмe-commerce будет составлять4,9 млрд $ (или 5,1% от всего казахстанского рынка товаров и услуг, оцениваемого в 96,1 млрд $) и его постоянными покупателями будут 5,2 млн казахстанцев.

электронный коммерция организация потребитель Рис. 4

Мы находимся только в первой волне бума электронной коммерции в Казахстане, мы должны достичь как минимум уровня расходов в онлайн-сервисах (с учетом корреляции средних зарплат в России и Казахстане) до уровня 60−70 долларов на 1 жителя в ближайшие годы. А это примерно 11 млрд. долларов США.

Перспектива очень заманчивая, правда, для нашего малого бизнеса риски все-таки есть. И исходят они как ни странно, от России. Не нужно недооценивать экспансию российских компаний, имеющих много больше опыта, отработавших на рынке «фактор ошибки» и готовые к «походу» на региональные рынки. Единственное, что сдерживает лидеров рынка северного соседа от желания сделать это «прямо и сейчас» — нереализованные перспективы на российском рынке. Но час, когда потенциал будет исчерпан, наступит и тогда на казахстанском рынке обострится конкуренция и начнется неминуемый процесс вытеснения, слияния и поглощения.

По прогнозам аналитиков, к 2016 году рынок е-торговли в Казахстане может составить 2,4 миллиарда долларов, или 2,5 процента от розничной торговли.

В Казахстане для дальнейшего развития е-торговли требуется принятие закона об электронной коммерции, внедрение платежной и логистической систем.

В 2014 году этот рынок вырастет до 1,2 млрд. долларов США. Ожидания на 2014 год объем рынка электронной коммерции достигнет порядка $ 1,2 млрд, а интернет-реклама вырастет практически вдвое. Оборот электронной коммерции в Казахстане составляет порядка 300 млн. долларов США, объем интернет-рекламы — порядка 6 млн. долларов США. Т. е. речь идет о росте примерно в 4 раза за 2−3 года.

В тоже время, более оптимистичные прогнозы дает глава компании Processing. kz Константин Горожанкин. По его словам, к 2015 году рынок электронной коммерции в Казахстане увеличится в девять раз. В настоящий момент рынок e-коммерции, отмечает он, в Казахстане занимает около 0,45 процента от общего рынка. Оценки роста таковы: в 2013 году на долю е-коммерции будет приходиться 1,8 процента, в 2014 — 2,7%, а в 2015 году показатель достигнет отметки в четыре процента, к этому времени рынок e-коммерции составит 3,6 миллиарда долларов США. Есть общепринятые оценки, статистически выверенные, так вот, они говорят, что пороговое значение для аудитории Интернета составляет 20%. Именно с этой цифры начинается рост спроса на онлайн-услуги. Казахстан этого показателя уже достиг, а в мегаполисах кардинально превышает эту отметку. Бум же электронной коммерции Константин ожидает в 2012;2013 году. Мы сейчас как раз находимся на этом временном отрезке, а некоторые данные говорят о том, прогноз обретает реалии.

Менее оптимистичен вице-министр транспорта и коммуникаций РК СакенСарсенов. В частности, в начале октября этого года на общественных слушаниях программы «Информационный Казахстан-2020» он отметил, что по его оценкам рынок электронной коммерции в Казахстане достигнет 4 млрд. долларов лишь в 2020 году. В его оценке учитываются риски, которые нависли над мировой экономики в виде опасности «второго пришествия» кризиса, угрожающего по своим масштабам затмить последний.

В тоже время есть и другие, еще более скромные оценки существующих реалий. В частности, по результатам опроса, проведенного аналитическим центром исследований «Chocolife.me», весь рынок электронной коммерции в Казахстане за 2011 г. составил свыше 133 млн. долларов. В основном, его формирует «AirAstana"и др. компании по продаже авиа и ж/д билетов, отмечают в компании. Касательно способов оплаты, то в данном случае 78,36% покупателей рассчитываются банковскими картами, 18,31% наличными и 3,33% оплачивают услуги при помощи терминалов. Лидирующие позиции по выручке заняли следующие Интернет-магазины: «Disti» — 5,7 млн долл., «Sulpak» -3,7 млн, долл., «Alser» — 3,6 млн долл.

Вопрос метрики, методологии и инструментов оценки рынка — это ключевой вопрос всей статистики электронной коммерции в Казахстане. К сожалению, сейчас мы говорим только об оценках рынка, часто субъективных, строящихся на косвенных данных.

Окупаемость, монетизация сайтов — это основная проблема нашегоКазнета. Как показывает практика, обычно денег у создателей хватает на первые 1−2 года. Потом кончаются деньги, а на голом энтузиазме далеко не уедешь.

В РК пока нет отточенных, действенных механизмов зарабатывания денег на интернете. Когда появится возможность принимать деньги в интернете, когда появится у нашей почты возможность четко показывать, где находится товар, когда появится больше пользователей сети, когда появятся законы, мы создадим инфраструктуру, позволяющую казахстанцам больше покупать в сети, тогда все поймут, какой потенциал сокрыт в нашей казахстанской электронной коммерции.

При Нацбанке была создана рабочая группа, состоящая в основном из представителей банков. Соответственно, и закон писался «под банки».

В частности депутаты требуют, чтобы не только банки были владельцами электронных денег, но и другие компании, которые хотят этот рынок развивать. Парламентарии опасаются, что банки пока видят в электронных деньгах маленькую выгоду и, соответственно, будут уделять направлению мало внимания. А небольшие компании более активны на рынке, они будут двигаться быстрее, и эта сфера будет освоена быстрее. Соглашусь с депутатами, определенный смысл в этом есть.

Чтобы гарантировать, что электронные деньги не будут выпускаться необеспеченными, вводится правило обязательного депонирования эквивалентной суммы на депозите в банке. Пример: кто желает выпустить 100 000 электронных тенге, он обязан на эти 100 000 тенге разместить в любом банке депозит. Этот депозит будет контролироваться Нацбанком. Он будет проверять компанию, выпустившую деньги, и депозит. Как только у компании возникнет необходимость выпустить уже не 100 000 тенге, а 200 000, она будет обязана вначале увеличить свой депозит в банке до 200 000, а потом выпускать деньги. Смысл в том, чтобы компания не запустила «пустых» денег. Это принципиальный момент, который мы хотим отразить в законе.

Как только вступит в силу закон «Об электронных деньгах», компании начнут работать.

Проблема в том, что казахстанские интернет-магазины в своей бухгалтерской отчетности никак не могут отразить электронные деньги, потому что они нелегитимны. Как только будет принят закон, многие «серые» магазины выйдут на поверхность. Они смогут легализовать поступление электронных денег, платить с них налоги.

Несомненно, качество статистики будет меняться. И не только способом совершенствования контроля и анализа транзакций. Вероятно, следует изменить саму методологию классификации субъектов бизнеса в государственном статистическом анализе.

Используемая литература

1. Клименко С. В., Юровицкий В. М. Интернет как финансово-коммерческая среда // Банковское дело. — 1998. — № 10.

2. Козье Д. Электронная коммерция. — М.: ИТД «Русская редакция», 1999.

3. Попович А. С. Электронное ведение бизнеса в России. — М., 2008.

4. Степаненко Е. Электронная коммерция в России. Основные вопросы // Хозяйство и право. — 2000. — № 12.

5. Тедеев А. А. Электронные банковские услуги и Интернет-банкинг: правовое регулирование и налогообложение. — М.: Новый Индекс, 2002.

6. Терещенко Л. Глобальная сеть: пробелы в праве // Российская юстиция. — 2000. — № 2. — С. 49−50.

7. http://tengrinews.kz/markets/ryinok-elektronnoy-kommertsii-v-kazahstane-vyiros-v-25-raza-228 993/

8. www.Primeminister.kz.

9. Computerworld Казахстан

10. Статья Проректора Международной Академии Предпринимательства доктора юрид. наук, канд. экон. Наук, профессора А. А. Тедеева «Международные пробелы налогообложения при транснациональной электронной коммерции».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой