Муниципальное регулирование развития малого предпринимательства: потенциал, приоритеты, механизмы
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в разработке организационно-экономической системы управления развитием малого предпринимательства в муниципальных образованиях региона. Теоретические положения, касающиеся эффективного управления малым бизнесом в зависимости от типа малого предприятия, роли малого предпринимательства в условиях территориально-локализованнной среды… Читать ещё >
Содержание
- 1. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛСТВО В ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ЛОКАЛИЗОВАННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДЕ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
- 1. 1. Совокупность малых предприятий как организационная подсистема бизнес-среды российской экономики
- 1. 2. Малое предпринимательство в локальной рыночно-экономической среде как объект управления
- 2. УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ РЫНОЧНОЙ СРЕДЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СУБРЕГИОНЕ
- 2. 1. Принципы регулирования рыночной среды и организации деятельности малого предпринимательства в переходной экономике
- 2. 2. Анализ видовой структуры малого предпринимательства в экономической системе муниципального самоуправления
- 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
- 3. 1. Инструментальные средства муниципального регулирования развитая малого предпринимательства как динамично развивающейся экономической системы
- 3. 2. Содействие развитию инновационной деятельности малых предприятий путем коммерциализации высоких технологий
Муниципальное регулирование развития малого предпринимательства: потенциал, приоритеты, механизмы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Глубокий трансформационный кризис российской экономики не позволил малому бизнесу на первом этапе экономической реформы развиваться должным образом. Многие из возникших в начале девяностых годов малых предприятий в силу неблагоприятных внешних условий и внутренних противоречий разорились, пополнили в сектор «теневой» экономики, пошли по пути примитивизации технологии и организации производства. Подавляющее большинство малых предприятий функционирует сегодня в сфере торговли, услуг. Численность малых предприятий в реальном секторе экономики не растет, а в течение ряда лет на этапе трансформационного спада даже сокращалась. Особенно незначительна доля малых предприятий в сфере высокотехнологичных производств.
Основными причинами, сдерживающими развитие малого предпринимательства в этот период, явились: существовавшее до недавнего времени чрезмерное налоговое бремя, общая криминализация и бюрократизация экономики и общества, отсутствие у государства четких ориентиров в политике поддержки малого предпринимательства и эффективных организационно-экономических инструментов регулирования развития малого бизнеса. Эти факторы макроэкономического характера были усилены нерациональными решениями, принимавшимися в ходе реформ на региональном и муниципальном уровнях. Прекращение функционирования значительного числа малых предприятий в отдельных регионах способствовало социальной деградации целых территорий и стагнации их экономик.
Осуществляемые в настоящее время попытки перевода переживающей оживление российской экономики в фазу устойчивого развития, формирования черт и параметров будущего общества не могут быть успешными без осмысления феномена предпринимательства вообще и, в частности, малого предпринимательства, его воспроизводственного потенциала и экономических функций. При этом важно видеть, что под воздействием социально-экономических, технических и технологических факторов меняются характер производства и социальная структура общества, а малое предпринимательство как динамичный сектор экономики и образ жизни адекватно стремлению человека к свободе и деятельному самовыражению, что согласуется с вектором рыночных реформдемократизацией экономики.
Анализ региональной и местной специфики, выявление социально-экономических факторов и условий, придающих противоречивый характер развитию малого предпринимательства, раскрытие сущности процесса формирования адекватной ему локальной рыночной среды и особого контингента субъектов рыночной экономики — социального базиса реформ, определение предпринимательского потенциала, условий и направлений развития деловой активности в регионе и его территориально-локализованных подсистемах — муниципальных образованиях, а также исследование широкого круга смежных вопросов являются необходимым условием для выработки и принятия конструктивных управленческих решений в сфере регулирования развития малого бизнеса.
Степень разработанности проблемы.
Проблемы развития малого бизнеса явились предметом рассмотрения в трудах ученых-экономистов различных научных направлений. При этом ряд исследований феномена предпринимательства содержал вопросы, посвященные специфике малого бизнеса, особенностям функционирования малых предприятий. Раскрывая социально-экономическую сущность данного явления, классики экономической науки Ж.-Б.Сэй, Д. Рикардо связывали его с владением капиталом, ориентацией на извлечение прибыли, использованием рыночных возможностей, определяя предпринимателя как функционирующего капиталиста. Другие учены^ рассматривали в качестве основы функционирования малого бизнеса несовпадение спроса и предложения (Р.Кантильон), связь предпринимательства со специфическим о понятием динамической неопределенности (И.Шумпетер), с собственностью на капитал (А.Смит), с собственностью на предприятие (К.Маркс), просроченным риском (Ф.Найт), условиями неполноты информации и неравномерных рыночных ситуаций (Ф.Хайек).
Роль государства в становлении малого бизнеса, особенности разных видов деятельности в малых предприятиях, проблемы взаимодействия малых и средних предприятий с крупными корпорациями, региональные аспекты становления малого бизнеса, специфика малого бизнеса в условиях процессов глобализации и становления информационного общества глубоко проанализированы в работах: Агеева А., Агурбаша Н., Аристер Н., Афанасьева В., Бусыгина А., Ветрова С., Высокова В., Горфинкеля В., Золотарева В., Зотикова А., Игнатовой Т., Кирцнера И., Кетовой Н., Колесникова Ю., Кваши О., Лукмановой 3., Мишуровой И., Наливайского В., Овчаренко Г., Овчинникова В., Савельева Е., Смирновой С., Смолякова В., Ракулецкого И., Шепеленко Г., Швандера В., Шулус А. и др.
Национальные особенности развития малого бизнеса исследуются в работах ряда зарубежных авторов (Белусси Ф., Болтон Е., Бьянки П., Вебер М., Рубинфельд Д, Саймон Г., Тейц М., Филлон Л.).
В большинстве этих работ рассматриваются различные черты и функции малого бизнеса, но лишь частично затрагиваются вопросы разработки практического инструментария регулирования его развития в территориально-локализованных экономических системах. В частности, существует дефицит исследований, посвященных проблемам ресурсного обеспечения малого бизнеса, классификации типов малых предприятий, статистического описания различных типов малых предприятий как специфических экономических агентов рыночного хозяйства.
Таким образом, исследование экономической сущности малого бизнеса, особенностей его развития в переходной экономике современной России, разработка экономического инструментария регулирования деятельности и формирования программ развития малых предприятий на региональном и местном уровнях являются актуальными и практически востребованными, поскольку на их основе может быть сформирована и осуществлена общегосударственная программа развития малого предпринимательства.
Цель и задачи исследования
Целью исследования является выявление особенностей становления малого бизнеса в российской экономике, определение перспектив его развития и разработка экономического инструментария муниципального управления им, обеспечивающего создание благоприятной территориально-локализованной экономической среды.
Поставленная цель потребовала решения ряда задач, определивших логику и структуру исследования: обоснование роли малого бизнеса в функционировании макроэкономической системы национального хозяйства в современных российских условиях и тенденции его развития в посткризисный период,.
— выявление экономических особенностей формирования ресурсного потенциала малых предприятий и их функций в производственных процессах,.
— анализ видовой специфики сфер деятельности малого бизнеса в территориально-локализованной среде и разработка принципов классификации малых предприятий и их стратегий, учитывающих специфику использования их ресурсов,.
— разработка специальных способов статистического описания типологических множеств малых предприятий, учитывающих особенности региональной и локальной экономической среды,.
— обоснование системы коммерциализации инновационных технологий как средства развития малого предпринимательства венчурного типа, обеспечивающего рост экономического потенциала территориальнолокализованных подсистем региона, 0.
— конструирование системы управления локальной экономической средой муниципальных образований, создающей благоприятные условия для развития малого бизнеса.
Объектом исследования являются предприятия малого бизнеса (малые предприятия различных организационно-правовых форм и предприниматели без образования юридического лица), функционирующие в рыночно-экономической среде территориально-локализованных подсистем национального хозяйства России.
Предметом исследования выступают процессы управления развитием малого предпринимательства в субрегиональных (муниципальных) образованиях.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют труды классиков экономической науки, фундаментальные и прикладные работы отечественных и зарубежных ученых в области развития малого предпринимательства.
Инструментарно-методический аппарат диссертационного исследования включает принципы системно-функционального подхода, разработанные отечественными и зарубежными учеными. При обосновании теоретических положений и аргументации выводов активно использовались общенаучные методы: сравнительный, структурно-функциональный, анализа и синтеза, а также частные методические средства экономических разработок: экономико-статистические группировки, прогнозные оценки, моделирование экономических явлений, динамические ряды и др.
Информационно-эмпирической и нормативной базой исследования послужили законы Российской Федерации, постановления Правительства РФ, нормативные акты субъектов Федерации, статистические данные Госкомстата России и Ростовского областного комитета государственной статистики, государственной налоговой инспекции по Ростовской области, материалы монографий, статей в периодических изданиях отечественных и зарубежных экономистов, материалы научно-практических конференций, а также результаты собственных эмпирических исследований автора.
Концептуальная логика исследования основывается на системе теоретико-методологических взглядов, согласно которым, малые предприятия не только могут вносить значительный вклад в результаты экономической деятельности локальных и региональных образований в виде произведенных продуктов и услуг, но и представляют собой важнейший институционально-субъектный элемент структуры рынка, обеспечивающий его развитие. Для обеспечения активизации деятельности малых предприятий в направлениях, приоритетных для территориально-локализованных систем, экономики региона и общества в целом необходимо их стимулирование путем проведения политики селективного протекционизма.
Положения диссертации, выносимые на защиту:
1. Для обеспечения устойчивой позитивной экономической динамики российских регионов необходимо развитие малого предпринимательства, так как оно представляет собой самостоятельную сферу и имманентную подсистему рыночной экономики, определяемую, прежде всего, своеобразием решаемых им задач.
2. Для малых предприятий общим признаком является наличие инновационно-предпринимательской составляющей их производственно-коммерческой деятельности как особой компоненты потенциала конкурентоспособности, что придает процессу изменений непрерывный характер. Этим могут объясняться особая устойчивость и динамизм малого предпринимательства в условиях переходной экономики России.
3. В отношении малого бизнеса должна проводиться политика селективного протекционизма, которая заключается в поддержке государством на федеральном и региональном уровнях муниципальными органами приоритетных направлений деятельности, осуществляемой малыми предприятиями.
4. Эффективное развитие малого предпринимательства невозможно без реализации принципа социальной ответственности бизнеса. Для осуществления этого необходимо сдерживание давления рынка на малый бизнес и на уровень доходов занятых в нем групп населения, связанного с усложнением конкурентной ситуацииориентация органов государственной власти и местного самоуправления на дополнение недостающих для социальных нужд бюджетных средств мотивационными механизмами стимулирования социальной функции малого бизнеса.
5. Множество объектов малого бизнеса может быть отнесено к территориально-локализованным техноэкономическим информационным системам — техноэкоценозам. При исследованиях техноэкоценозов целесообразно применять вероятностные методы и исходить из того, что во всякой относительно замкнутой системе происходят изменения энтропийного характера, которые приводят ее к наиболее вероятному, равновесному состоянию.
6. Для формирования высокоорганизованных малых инновационных предприятий венчурного типа целесообразна коммерциализация технологий, механизм которой предполагает формирование в локально-рыночной среде муниципального самоуправления предпосылок, условий и императивов, предъявляемых к стратегическому управлению малым бизнесом.
7. В отдельной территориально-локализованной системе для успешного развития малого бизнеса важным фактором является конструктивное взаимодействие механизмов развития предпринимательства и конкуренции, которое является достаточно сложным и противоречивым процессом. Не менее сложным и действенным процессом является достижение консенсуса интересов предпринимателя и государства. Для реализации мероприятий по поддержке предпринимательства и развитию конкуренции необходимо создание специальных систем управления локальной экономической средой (СУЛЭС), которые следует определить как системы управления развитием рыночно-предпринимательской среды отдельной территориально-административной единицы.
Научная новизна результатов исследования заключается в разработке экономического механизма регулирования территориально-локализованной среды развития малого предпринимательства. Отдельные элементы новизны представлены следующими положениями:
— предложена классификация малых предприятий по признакам характера и стратегии деятельности («автономно-маркетинговые», «интегрированные» и «инновационно-венчурные»), сочетание которых определяет их тип как субъектов локального рынка;
— показана роль малого предпринимательства как специфической формы производства, инновационная деятельность которого имеет непрерывный характер и перманентно изменяет рыночную среду в территориально-локализованных подсистемах региона;
— уточнены общие и частные подходы к формированию политики государства и муниципальных образований в отношении малого бизнеса, заключающиеся в целесообразности сочетания принципов селективности и протекционизма, которые должны способствовать формированию приоритетных направлений деятельности малых предприятий в локальной рыночной средеразработаны общие принципы методологии описания и формирования системы муниципального управления малым бизнесом с использованием техноэкоценологического подхода, заключающиеся в направленном воздействии на субъекты малого бизнеса, классифицированные на основе их видового отбора, ведущего к становлению равновесного состояния системы малых предприятий, действующих в границах территориально-локализованных рыночно-экономических систем;
— сформулированы концептуальные основы коммерциализации технологий как средства решения приоритетных задач повышения технологического уровня бизнеса в субрегиональных муниципальных структурах и регионе в целом и создания малых венчурных предприятий, основателями которых выступают авторы инновационно-технологических идей;
— разработана концепция формирования системы местного управления локальной экономической средой, предназначенная для регулирования режима функционирования и развития малого бизнеса в рамках муниципального образования, заключающегося в стимулировании конкурирующих субъектов малого бизнеса к решению приоритетных задач регионального развития путем оптимизации структуры техноэкоценоза, образуемого совокупностью малых предприятий.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в разработке организационно-экономической системы управления развитием малого предпринимательства в муниципальных образованиях региона. Теоретические положения, касающиеся эффективного управления малым бизнесом в зависимости от типа малого предприятия, роли малого предпринимательства в условиях территориально-локализованнной среды переходной экономики, инновационно-мобильного характера малого бизнеса, взаимодействия механизмов развития предпринимательства и конкуренции, имеют значение для углубления и систематизации научных взглядов в области управления малым бизнесом. Выводы диссертационного исследования. относительно создания прогрессивной региональной и муниципальной структуры малого бизнеса и формирования эффективной системы местного управления локальной экономической средой представлены в Министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области. Материалы исследования используются также в образовательном процессе Ростовского государственного экономического университета при чтении учебных курсов «Организация предпринимательской деятельности», «Основы бизнеса», «Региональный менеджмент».
Апробация результатов исследования. Соискатель выступала в 2000;2003г.г. с докладами и сообщениями на региональных, межвузовских и вузовских научных и научно-практических конференциях в г. г. Ростове-на-Дону, Краснодаре, Ставрополе.
По теме диссертации опубликовано 7 научных работ общим объемом 6,1 п.л.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех разделов, объединяющих 6 подразделов, заключения, списка использованных источников (143 наименования). Объем диссертационной работы составляет 175 страниц.
Выводы строятся на основе результатов корреляционно-регрессионного анализа, причем первоочередное внимание уделяется наиболее надежным зависимостям.
Управление развитием малого предпринимательства на основе рассматриваемых взаимосвязей между факторами, оказывающими влияние и характеризующие активность малого бизнеса, осуществляется посредством целенаправленного воздействия на каждый из них. Подобный подход дает возможность оценить предпринимательскую активность в регионе и найти пути ее активизации. В тех случаях, когда все входящие в обобщающую оценку частные показатели (факторы) имеют равную, одинаковую значимость по степени влияния на исследуемый параметр, используется метод сумм.
Несмотря на наличие очевидных достоинств подобных методик, существенным недостатком в них, на наш взгляд, является противоречивость и несопоставимость применяемой статистической информации.
Другие методы основаны на комплексном изучении влияния рыночной структуры на поведение малых предприятий. Их разработке посвящены как фундаментальные работы, так и многочисленные исследования. В числе наиболее значимых можно выделить методику, предложенную И.В. Мишу-ровой, которая предлагает следующую схему проведения анализа [69, 114]. Первоначально производится классификация рыночных структур на основе индекса концентрации продавцов и индекса Херфиндаля-Хиршмана. На их основе определяется интегральная оценка высоты барьеров входа на рынок малых предприятий. С учетом полученных факторов и используя эконометрическую модель, осуществляется оценка потенциальных сфер приложения предпринимательского капитала, где в качестве данных переменных применяются только количественные показатели. В результате определяется уровень выгодности или невыгодности малых предприятий в той или иной отрасли. Для анализа долговременных тенденций предлагается использовать экспертный метод оценки состояния предпринимательского сектора. Таким образом, определяются приоритеты в отраслевой поддержке предпринимательства в регионе. .
На наш взгляд, подобная методика имеет большое преимущество по сравнению с перечисленными выше, однако нуждается в некоторой доработке. Прежде всего, отраслевые предпочтения предпринимателей могут не совпадать с потребностями региона и потребителей. Во-вторых, итогом такого анализа может стать только определение государственной политики по ликвидации барьеров входа для всей популяции предпринимателей, что невозможно с точки зрения финансовой обеспеченности региональных бюджетов. В-третьих, анализ, основанный на привлечении информации, не отражающей всех системных свойств объекта, не будет достаточно достоверным. Следовательно, по нашему мнению, описанную методику необходимо взять за основу, но наполнить более объективным методологическим инструментарием.
Следующее свойство — ошибка учета. Она делится на случайную и систематическую. Основной источник случайной ошибки — естественное колебание оцениваемой величины от точки к точке.
Основной источник систематической ошибки — личная ошибка учетчика. Часто эту ошибку порождает методика. В случае с исследованием предпринимательства в России, систематическая ошибка проявляется также и по причине относительной недостоверности качественных результатов функционирования. Многие предприниматели предпочитают скрывать истинные результаты хозяйственной деятельности, с целью избежать дополнительного налогообложения, действий со стороны конкурентов, криминальных структур и по другим причинам. Систематическая ошибка становится наиболее значимой в проблеме получения корректной информации. Ее невозможно оценить и трудно устранить. Следовательно, выходом из сложившейся ситуации может быть разработка универсальной методики, которая не опирается на вероятностный аппарат — математическое ожидание и дисперсию. .
Модели, рассматривающие предпринимательство с функциональных позиций, не решают указанныхв первой главе задач. Недостаток формализованных понятий в современной экономике требует формулирования положений, образованных при помощи междисциплинарных исследований.
Формы отбора в динамике Н-распределений и практическое воздействие на структуру Н-распределения демонстрируется на примере управления инфраструктурой выделенного мегаценоза — совокупности ценозов различной природы и назначения в муниципальном образовании — городе Каменске — Шахтинский Ростовской области. Целью этого было создание конкурентоспособной предпринимательской среды, представляющую собой одновременно и среду максимально возможной занятости населения.
Множество малых предприятий можно описать как совокупность функционально связанных организационных объектов. Такой подход представляется наиболее рациональным, так как предусматривает не только изменения в структуре управления организацией, но и реструктуризацию ее ресурсов в широком смысле этого слова, включая сюда имущественный комплекс и совокупность нематериальных активов.
Очевидно, что малые предприятия характеризуются своими совокупностями характеристик, позволяющих провести их количественную оценку (объемы продаж, стоимость основных фондов, показатели результативности и эффективности хозяйственной деятельности и др.).
Исследование систем со столь различными характеристиками элементов требует выбора адекватного инструментария для их описания и классификации. Это является непременным условием формирования и осуществления рациональных решений по управлению этими объектами.
Выбор такого методического инструментария сводится к решению трех взаимосвязанных задач: во-первых, отнесение множества малых предприятий к тому или иному виду систем, во-вторых, выбор модели, адекватно описывающей структуру и поведение этой системы, в-третьих, нахождение оптимальной структуры системы.
Для отнесения организационных объектов малого бизнеса к определенному виду систем необходимо отметить такие свойства их множеств как эволюционность развития (отсутствие объективной программы их модернизации на неограниченно длительный период), необходимость инноваций (в силу изменяющегося внешнего окружения), «кибернетический отбор» (сохранение результатов наиболее эффективных инноваций), преемственность в развитии (каждое последующее изменение обусловлено предшествующими изменениями).
Кроме того, все организационные объекты малого бизнеса о сути своей являются искусственными, созданными на основе человеческого поведения. Это позволяет отнести множества их к информационным системамтехноценозам, подробно описанным в литературе [50, 173]. Техноценозысистемы ограниченные в пространстве и во времени и включающие все известные объекты из рассматриваемой сферы.
Системные исследования техноценозов следует проводить, основываясь на результатах, полученных при исследовании биологических и информационных систем. Методологически исследование техноценозов должно основываться на изучении распределения видов объектов выделенного семейства по повторяемости. Закономерности построения и развития техноценозов могут быть объяснены на основе закона информационного отбора [50, 173], основывающегося на результатах, полученных в биологии и системотехнике.
При исследованиях техноценозов необходимо применять вероятностные методы и исходить из того, что во всякой изолированной системе происходят изменения, которые приводят ее к наиболее вероятному, равновесному состоянию.
Математическое описание техноценозов подчиняется Н-распределению Б. Кудрина [50, 173]. Исходя из положений этих законов техноценоз устойчив и сохраняет тенденции к продуктивному развитию, если распределение ведущего параметра объектов техноценоза укладывается на так называемую кривую идеального развития, характеризующую количественное соотношение групп объектов с разным значением ведущего параметра. При этом доля объектов с наивысшим значением параметра (так называемая «ноева» группа) должна составлять около 12,5%, с наименьшим (так называемая «саранчевая» группа) — до 25%.
Наиболее существенной проблемой, связанной с применением концепции техноценоза является обоснованный выбор ведущего параметра. В качестве такого параметра могут быть выбраны объемные показатели (простейший вариант) или комплексные рейтинговые показатели.
Данный опыт позволил сформулировать основные направления и задачи по совершенствованию методики и дальнейшему продвижению ее среди малых предприятий и муниципальных органов: определение организационных и технических объектов, исследование которых с помощью рассматриваемой методики наиболее целесообразно, разработка системы ведущих параметров групп объектов, применяемых при анализе, разработка отраслевых нормативно-методических материалов (директивных и рекомендательных), предусматривающих применение методики.
Как и другие регионы России Ростовская область существенно отстает в формировании социально-экономических структур, в которых действует естественный и информационный отбор, управляемый посредством использования объективных законов развития таких систем, которые, собственно, являются био-, техно-, социо-, информ-ценозами. Развитые страны за длительный период своей истории путем проб и ошибок сумели сформировать свои жизненные пространства по принципам, близким к рациональным ценозам. Этим, собственно, и объясняется стабильность и процветание их экономики и социальной сферы на сегодняшнем этапе.
По количеству малых предприятий город Каменск-Шахтинский занимает 6-е место в структуре экономики Ростовской области. Анализ распределения показывает значительные диспропорции в развитии предпринимательства в субъектах области. Разница в количестве малых предприятий составляет несколько порядков. Указанное распределение (см. рис. 2.1) свидетельствует о необходимости проведения корректирующих мероприятий по формированию оптимальной предпринимательской среды в Ростовской области.
Для характеристики состояние малого предпринимательства в городе в 2001 г. будем использовать традиционные параметры, полученные в результате выборки из данных обязательного государственного статистического анкетирования субъектов малого бизнеса.
В г. Каменск-Шахтинский в 2001 г. около 2500 предпринимателей уплачивали единый налог на вмененный доход, а из 3132 предпринимателя подавшим налоговую декларацию и уплачивающими подоходный налог (не перешедших на уплату единого налога на вмененный доход) реально осуществляют деятельность 10−12%.
В целом по городу в малом бизнесе занято не более 20% всего трудоспособного населения.
Фонд заработной платы по предприятиям малого бизнеса составил в 2000 г. 44,2 млн руб., что соответствует 7,2% от величины общегородского фонда оплаты труда.
7000 еооо яю.
4X0 3000 о: s.
О. С d а).
О. С X л ц,.
О 5 о со а> 2000 т S со.
1000 I 0.
Ct.
1 (в I I ш о н и о.
Си 1 X о X о 2 О, а о о о.
X >> ч.
О «» >s >s.
S ш 5 S? s х о X X X x и о, я о О и ю а) S X ш ш о ч X S о о.
X S ч s л ч са> S X & ч S <0 я fri Q.
X и a Ф.
0) <0 ш ас и s.
S X и л ч.
ITS (J s s X о 0) о X о U) 5 X и X ш X 6 X о 2.
О) Си.
Наименование террюориа^но-ад/инисрапивного образования.
Рисунок 2.1. Ранжирование городов и районов Ростовской области по количеству малых предприятий на 1.01.2002 г.
В 2001 году по г. Каменску-Шахтинскому единый налог на вмененный доход в 2000 г. уплатили 2100 предпринимателей в размере 7,0 млн руб., величина начисленного единого налога составила 9,3 тыс. руб., темп роста к 1999 г. 133% (таб. 2.1), то есть каждый предприниматель, перешедший на уплату единого налога на вмененный доход уплатил в среднем в 2000 г. 3720 рублей, в 2001 г. 3960 руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
1. Преодоление последствий системно-воспроизводственного кризиса в экономике России невозможно без эффективного развития производственных и производственно-коммерческих предприятий разных форм собственности. В их совокупности важную роль играют малые предприятия, ставшие реальностью современной отечественной экономики. Для успешного развития экономики региона и субрегиональных территориально-локализованных структур необходимо совершенствование малого предпринимательства, так как оно является функционально-ориентированной самостоятельной сферой рыночной экономики, прежде всего в связи со своеобразием решаемых ею макро-, мезои микроэкономических задач. Предприятия этой сферы в развитых странах не только вносят значительный вклад в результаты экономической деятельности в виде произведенных продуктов и услуг, но и представляют собой важнейший элемент структуры национального хозяйства, обеспечивающей развитие и само существование цивилизованного рынка. Постоянно обновляющаяся, гибкая и мобильная система малого бизнеса способствует поддержанию в рыночной экономике принципов здоровой конкуренции, а в обществе — экономического демократизма, духа свободного предпринимательства, способствует решению проблемы занятости, осваивает новые нетрадиционные рынки товаров и услуг, работает с новыми технологиями.
2. Различные типы малых предприятий обладают разными возможностями функционирования в рыночной среде, оценка которых весьма важна для эффективного управления малым бизнесом. На наш взгляд, их целесообразно классифицировать следующим образом: а) предприятия «автономно-маркетингового» типа, свободно выбирающие виды деятельности, руководствуясь критериями обеспечения требуемой эффективности при реализации стратегий «копирования», оптимального размера". б) предприятия «интегрированного» типа, взаимодействующие с крупным капиталом, используя стратегии «участия в продукте», «участия в сбыте», «франчайзинга», руководствуются критериями обеспечения требуемой эффективности в ситуации ограничений, накладываемых условиями интеграции их в деятельность крупных фирм. в) предприятия «инновационно-венчурного» типа, специально созданные для осуществления локальных инновационных проектов, конструктивно-прорывной результат деятельности, которых имеет вероятностный характер.
3. Для малых предприятий всех рассмотренных типов общим признаком является наличие весьма существенной инновационной составляющей их деятельности. В отличие от крупных производственных и производственно-коммерческих организаций, где инновационная деятельность, связанная с созданием и освоением новой продукции и их организационным развитием, представляет собой процесс, идущий параллельно основной деятельности, и «пересекающийся» с ней практически только в периоды смены выпускаемой продукции и реструктуризации, на малых предприятиях инновации являются непосредственной составляющей производственно-коммерческой деятельности, а процесс изменений носит непрерывный перманентный характер. Можно вести речь о малом предпринимательстве, как об особой инновационной активно деятельной форме производства. Этим может объясняться особая роль малого предпринимательства в условиях территориально-локализованной среды переходной экономики.
4. В отношении малого бизнеса органами государственного и муниципального управления должна проводиться политика селективного протекционизма, основанная на посылке о том, что субъекты малого бизнеса способны конкурировать с крупными фирмами, но вместе с тем, в силу их видовых особенностей нуждаются в различных формах государственной.
159 поддержки. Имеется также множество рыночных ниш, где крупные предприятия оказываются неконкурентоспособными перед малым бизнесом. Принцип селективного протекционизма должен заключаться в поддержке государством приоритетных (с точки зрения рыночного спроса, решения социальных проблем) направлений деятельности, осуществляемых малыми предприятиями. Создание и развитие малых предприятий позволяет решать важные макроэкономические задачи функционирования общества в целом. Очевидно, что в силу народнохозяйственной важности решения этих задач значительная часть малых предприятий заслуживает такой поддержки.
5. Современная транзитивная отечественная экономика нуждается в выработке и реализации концепции развития социально-ответственного бизнеса. Эта концепция должна базироваться на теории «разумного эгоизма», возникшей в континууме между антагонистическими теориями М. Фридмена и «теорией корпоративного альтруизма». Для осуществления этого необходимы: определенное давление рынка, связанное с усложнением-конкурентной ситуации и сдерживаемое мерами госрегулированияориентация правительства на дополнение замещение недостающих для социальных нужд бюджетных средств мерами, стимулирующими развитие социальной функции малого предпринимательства в сфере занятости и доходов занятого в нем контингента населения, а также формирование соответствующего общественного мнения.
6. Задача придания малому бизнесу еще более действенного инновационно-мобильного характера непосредственно связана с вопросами управления персоналом в малых предприятиях и самоменеджмента предпринимателей. Проблема инновационной мотивации персонала малых предприятий тесно связана с проблемой преодоления сопротивления изменениям в экономических системах. По сути дела бессмысленно вести речь о стимулировании одних работников к инновационной деятельности, если существует сопротивление продвижению этих инноваций, а его носителями являются другие работники (группы работников). Кроме того,.
160 любые мотиваторы инновационной деятельности будут, по меньшей мере, неэффективны, если менеджеры предприятия не обладают соответствующими знаниями и навыками.
7. Все структурно-организационные объекты малого бизнеса по сути своей являются искусственными, созданными на основе мотивации экономического поведения. Это позволяет отнести множества предприятий малого бизнеса их к информационным системам — техноэкоценозам — системам, ограниченным в пространстве границами территориально-локализованной среды и во времени и включающим все известные производственно-хозяйственные (техноэкономические) объекты из рассматриваемой сферы. Системные исследования техноэкоценозов следует проводить по аналогии с выработкой результатов, полученных при исследовании биологических и информационных систем. Методологически исследование техноэкоценозов должно основываться на изучении распределения видов объектов выделенного семейства по их повторяемости. -Закономерности построения и развития техноэкоценозов могут быть объяснены на основе закона информационного отбора, основывающегося на результатах, полученных в системотехнике. При исследованиях техноценозов можно применять вероятностные методы и исходить из того, что во всякой относительно замкнутой системе происходят изменения, которые приводят ее к наиболее вероятному, равновесному состоянию.
8. Наиболее эффективным путем формирования высокоорганизованных малых инновационных предприятий является коммерциализация технологий, механизм которой предполагает формирование методических предпосылок, условий и требований, предъявляемых к стратегическому управлению ими. Предпосылки, характеризуя первоначальные, исходные факторы, определяются и проявляются в наличии объективных общенациональных интересов подъема экономики России и повышения ее конкурентоспособности на международном рынке — на макро уровне. А на микроуровне они.
161 определяются механизмом отбора перспективных проектов и разработкой стратегии управления коммерциализацией технологий. Для реализации этих предпосылок нужны условия, которые можно разделить на три группы: институциональные (наличие объекта стратегического управления) и системные (наличие системы органов управления процессом коммерциализации технологий) и инструментальные (наличие механизмов и средств управления). Институциональные условия связаны с наличием объекта стратегического управления, каковым является научно-технический потенциал технологических фирм, организаций, компаний. Системные условия определяются наличием системы органов управления процессом коммерциализации, а институциональные — совокупностью технологий, механизмов и средств, позволяющих реализовать необходимое управляющее воздействие.
9. В формировании облика малого бизнеса в отдельном регионе и его муниципальных образованиях наиболее важным фактором является. взаимодействие механизмов развития предпринимательства и конкуренции, которое является достаточно сложным и противоречивым процессом, отражающим, с одной стороны, интересы предпринимателя, а, с другой стороны, — государства, но оптимум может быть найден в воздействии на структуру множества предприятий техноэкоценоза посредством экономических методов. Для реализации мероприятий по поддержке предпринимательства и развитию конкуренции необходимо создание специальных структур (координационные центры, целевые фонды поддержки и др.). Исходным импульсом для становления прогрессивной региональной и муниципальной структуры экономики малого бизнеса должно стать, на наш взгляд, повсеместное внедрение эффективной системы управления локальной экономической средой (СУЛЭС), которую следует определить как систему управления рыночной средой отдельной территориально-административной единицы (муниципалитета), включающую цели, инструментарий, объекты, органы и среду управления.
10. В качестве методической основы организации СУЛЭС целесообразно использовать ранговое видовое распределение, еще более расширяющее горизонты формирования системы государственной и муниципальной поддержки предпринимательства в территориально-локализованных подсистемах региона. Дифференциация системы финансового стимулирования на основе анализа структуры техноэкоценоза по результатам хозяйственной деятельности предприятий малого бизнеса позволит запустить в действие следующий механизм. В начале, на основе анализа в рамках регионального менеджмента, определяются направления трансформации рангового видового распределения. Затем разрабатывается механизм устранения аномальных отклонений в видовом распределении. После этого осуществляется верификация номенклатурной оптимизации техноэкоценоза и его параметрическая оптимизация, т. е. целенаправленное изменение параметров отдельных видов, приводящее техноэкоценоз к более устойчивому, и, следовательно, эффективному состоянию, с помощью экономических методов муниципального управления (к числу инструментарных средств воздействия на ценоз в целях оптимизации его состояния (обретения положения устойчивости), наряду с общими методами регулирования предпринимательской среды (инструментарными средствами муниципального управления изменениями предпринимательской среды являются: введение упрощенной процедуры создания малого предприятия в режиме «единого окна», объединяющего представителей различных служб: регистрационной палаты, санэпидстанции, пожарной инспекции и др., предоставление выбора режима отведения земли под размещение имущественного комплекса малого бизнеса, облегчение бремени и упрощение процедуры местного налогообложения, развитие сети институтов страховой защиты и др.), следует отнести селективную поддержку предприятий, осуществляющих деятельность в сферах востребованных рыночно-платежеспособным спросом, выявленным, по результатам обследований в рамках регионального маркетинга. Эта поддержка может быть обеспечена льготированием в системе местного налогообложения, и выдачи гарантий администрации под кредитование инвестиций, а также направленным развитием системы лизинга).
Список литературы
- Закон РФ «О государственной поддержке малого ^ предпринимательства» от 6 июня 1995 года.
- Закон РФ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29 декабря 1995 года.
- Закон РФ «О лизинге» от 29 октября 1998 года № 164-ФЗ.
- Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 2января 2000 года № 3-Ф3.
- Концепция государственной политики поддержки малого ® предпринимательства в РФ. Утверждена Госсоветом, декабрь 2001 года.
- Постановление Правительства РФ № 409 «О мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994−1995 годы» от 29 апреля 1994 года.
- Постановление Правительства РФ № 1322 «О мерах по обеспечению участия малых негосударственных предприятий в реализации государственных программ и выполнения заказов для государственных нужд» от 1 декабря 1994 года.
- Постановление Правительства РФ № 1434 «О сети региональных агентств поддержки малого бизнеса» от 29 декабря 1994 года.
- Постановление Правительства РФ № 1045 «О государственном комитете Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства» от 28 октября 1995 года.
- Постановление Правительства РФ № 1184 «О Федеральном Фонде поддержки предпринимательства» от 4 декабря 1995 года.
- Постановление Правительства РФ № 1256 «О Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1996−1997 годы» от 18 декабря 1995 года.12.