Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Проблемная организация формирования учебной деятельности младших школьников как условие реализации развивающей функции обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ исследований и педагогического опыта показывает, что традиционно в практике начальной школы проблемное обучение связывается с овладением обучаемыми учебной деятельностью конкретно-практического уровня. Вместе с тем, доказано, что основу проектирования условий, максимально содействующих развитию младших школьников, составляет формирование учебной деятельности в ее специфическом значении… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Реализация развивающей функции начального обучения как актуальная проблема современной дидактики
    • 1. 1. Психолого-педагогические основы развивающей функции начального обучения
    • 1. 2. Развивающая функция как интегративное свойство современной системы начального обучения
    • 1. 3. Реализация развивающей функции обучения в практике начальной школы
  • Глава II. Проблемный подход к организации формирования учебной деятельности в процессе реализации развивающей функции обучения
    • 2. 1. Формирование учебной деятельности как направление реализации развивающей функции обучения
    • 2. 2. Возможности проблемного обучения в формировании учебной деятельности младших школьников
    • 2. 3. Условия и этапы формирования учебной деятельцрсти младших школьников в процессе проблемного обучения
  • Глава 111. Эффективность реализации развивающей функции обучения в процессе проблемного формирования учебной деятельности младших школьников
    • 3. 1. Характеристика сформированное&trade- у младших школьников отдельных компонентов учебной деятельности
    • 3. 2. Экспериментальная оценка овладения младшими школьниками целостной структурой учебной деятельности
    • 3. 3. Сравнительный анализ уровней сформированности учебной деятельности младших школьников

Проблемная организация формирования учебной деятельности младших школьников как условие реализации развивающей функции обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Одной из основных тенденций модернизации начального образования является активизация его развивающей функции. Реализация ее содержания определяет ведущие приоритеты инновационных процессов, охвативших сферу современного обучения младших школьников.

Важное направление в оптимизации развивающей функции начального образования состоит в обеспечении целенаправленного формирования учебной деятельности младших школьников, их становления и функционирования в качестве субъектов этой деятельности. Психолого-педагогическими исследованиями установлено наличие в данный возрастной период существенных предпосылок для развития субъектности учащихся на основе овладения ими учебной деятельностью [Г.И. Вергелес [38], В. В. Давыдов [63−65], А.К. Дуса-вицкий [71], J1.A. Матвеева [143], В В. Репкин [198], Г. А. Цукерман [233] и др.], доказана высокая сензитивность по отношению к проявлению процедур творческой деятельности и развитию креативных свойств [Д.Б. Богоявленская [23], И. А. Валеева [36], В. В. Давыдов [65], С. Ф. Жуйков [75], И. Я. Лернер [128], Л. Г. Попова [185], Н. Б. Шумакова [239] и др.].

Учитывая перечисленные особенности, к числу перспективных способов оптимизации развивающей функции начального обучения относится пробле-матизация формирования учебной деятельности младших школьников. Как известно, в указанном аспекте эффективным подходом к организации развивающего образования выступает проблемное обучение. В научной литературе отмечается позитивное влияние проблемного обучения на становление внутренней основы учебной деятельности — единой функциональной структуры познания, интегрирующей его когнитивные и личностные стороны [Д.Б. Богоявленская [22], А М. Матюшкин [146], В. Н. Пушкин [191], И. Н. Семенов [206], С. Л. Рубинштейн [201] и др.], отмечена его результативность в плане овладения учащимися содержательными [С.И. Высоцкая [51], И. Я. Лернер [127], Л. Г. Попова [185] и др.], операционными [А.В. Брушлинский [30], С. Ф. Жуйков [75], З. И. Калмыкова [92], Ю. Н. Кулюткин [110], A.M. Матюшкин [147] и др.] и мо-тивационными [Ю.Н. Кулюткин Г. С. Сухобская [112], В. Н. Максимова [137], Г. И. Щукина [241] и др.] компонентами учебной деятельности.

Анализ исследований и педагогического опыта показывает, что традиционно в практике начальной школы проблемное обучение связывается с овладением обучаемыми учебной деятельностью конкретно-практического уровня. Вместе с тем, доказано, что основу проектирования условий, максимально содействующих развитию младших школьников, составляет формирование учебной деятельности в ее специфическом значении [39−40, 62−65, 71, 233 и др.]. Исходя из вышесказанного, можно констатировать наличие противоречия между реальными возможностями проблемного обучения в овладении учащимися обобщенными способами действий и отсутствием научно-разработанной методики его организации в целях формирования учебной деятельности в ее специфическом значении, становления младших школьников в качестве ее субъектов.

Проводя исследование по выявлению условий эффективного формирования учебной деятельности в рамках традиционной предметной структуры содержания начального образования, мы сочли целесообразным применить подход, предусматривающий овладение процессуальной структурой данной деятельности на основе межпредметных связей, и через организацию проблемного обучения оптимизировать его развивающий потенциал. Это позволило определить тему исследования. «Проблемная организация формирования учебной деятельности младших школьников как условие реализации развивающей функции обучения» .

Проблема исследования состоит в установлении дидактических условий реализации развивающей функции обучения в процессе проблемно организованного формирования учебной деятельности.

Целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности проблемно организованного формирования учебной деятельности младших школьников в реализации развивающей функции обучения.

Объект исследования — учебная деятельность младших школьников.

Предмет исследования — реализация развивающей функции обучения в процессе проблемно организованного формирования учебной деятельности младших школьников.

Предварительный анализ проблемы позволил выдвинуть следующую гипотезу реализация развивающей функции обучения в процессе проблемно организованного формирования учебной деятельности младших школьников будет эффективной, если:

— проблемное обучение организовано на этапах интериоризации и эксте-риоризации учебной деятельности;

— в процессе проблемного обучения осуществляется формирование содержательного, мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности;

— обеспечивается овладение отдельными компонентами процесса учебной деятельности и ее целостной структурой;

— постепенно повышается уровень самостоятельности школьников в разрешении проблемных ситуаций.

В соответствии и целью и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:

1. Систематизировать представления об особенностях содержания развивающей функции обучения младших школьников.

2. Изучить практику современной начальной школы по реализации развивающей функции обучения (с 1989 по 2000 годы).

3. Раскрыть возможности проблемно организованного формирования учебной деятельности младших школьников в реализации развивающей функции обучения.

4. Обосновать дидактические условия реализации развивающей функции обучения в процессе проблемно организованного формирования учебной деятельности младших школьников.

5. Разработать и экспериментально проверить методику проблемно организованного формирования учебной деятельности младших школьников как условия оптимизации развивающей функции обучения.

Методолого-теоретической основой исследования явились: положения философии творчества и психологии метакогнитивизма о взаимодействии интеллектуальных и личностных механизмов развития активности субъекта [Д.Б. Богоявленская [23], А. В. Брушлинский [33], Ю. Н. Кулюткин [118], A.M. Ма-тюшкин [155, 157], Я. А. Пономарев [195], С. Ю. Степанов [228] и др.], культурно-исторической теории деятельности как формы психического развития [JI.C. Выготский [53], В. Т. Кудрявцев [112−113], B.C. Лазарев [126], А. Н. Леонтьев [132], С. Л. Рубинштейн [215−216], Д. Б. Эльконин [259] и др.], закономерности развития личности в обучении, установленные психологией и педагогикой развития [В.И. Андреев [6], В. В. Белоус [18], Ю. З. Гильбух [61], В. В. Давыдов [65], В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев [224], Н. И. Чуприкова [250] и др.].

Методы исследования включали: теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы, обобщение инновационного и массового педагогического опыта, анкетирование педагогов, сплошное и выборочное наблюдение за деятельностью учителя и учащихся в учебном процессе, анализ продуктов учебной деятельности школьников, констатирующий и формирующий педагогические эксперименты, статистическую обработку полученных результатов.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (1997;1998 гт.) был связан с изучением философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме. На этом этапе были определены задачи исследования, выдвинута его гипотеза, определена программа констатирующего эксперимента. Изучено состояние исследуемой проблемы в практике работы школы. Первый диагностический срез позволил установить уровень сформированное&tradeучебной деятельности и ее отдельных компонентов, особенности развития переноса как свойства субъекта учебной деятельности у учащихся контрольных и экспериментальных классов.

Второй этап (1999;2000 гг.) предполагал разработку содержания и осуществление формирующего эксперимента, определившего эффективность дидактических условий реализации развивающей функции обучения в процессе проблемно организованного формирования учебной деятельности младших школьников.

На третьем этапе (2001;2002 гг.) проведен второй срез констатирующего эксперимента в контрольных и экспериментальных классах, обобщены результаты исследования, осуществлено текстовое оформление диссертации.

Базой исследования явились образовательные учреждения г. Мурманска: гимназия № 1, прогимназия № 61, начальная школа № 14, средняя школа № 43. Анкетированием были охвачены учителя начальных классов г. Мурманска и Мурманской области в количестве 112 человекв различных видах эксперимента приняли участие учащиеся третьих классов в количестве 223 человека.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются:

— в систематизации представлений об особенностях содержания развивающей функции обучения младших школьников;

— в теоретическом обосновании целесообразности применения проблемного формирования учебной деятельности младших школьников в процессе реализации развивающей функции обучения;

— в оптимизации системы дидактических основ формирования учебной деятельности младших школьников на уровне межпредметного обобщения,.

— в установлении дидактических условий реализации развивающей функции обучения при проблемно организованном формировании учебной деятельности младших школьников.

Практическая значимость работы определяется тем, что в качестве одного из способов оптимизации развивающей функции обучения разработана методика проблемного формирования учебной деятельности младших школьников, эффективность которой экспериментально подтверждена, что дает основания для ее применения в практике начальной школы.

Результаты исследования могут быть использованы учителями начальных классов, а также преподавателями средних и высших педагогических учебных заведений для совершенствования процесса подготовки будущих специалистов начальной школы к практической деятельности.

Достоверность и обоснованность положений и выводов исследования определяется методологическим подходом при обосновании исходных теоретических позиций, использованием современных научных концепций в области педагогики и психологии, комплекса методов, адекватных целям и задачам исследования, статистической обработкой полученного экспериментального материала.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Развивающая функция представляет инвариантный атрибут обучения, который, характеризуя его сущностные свойства и возможности, составляет критериальную основу оценки качества и эффективности учебного процесса.

2. Ведущим направлением в реализации развивающей функции начального обучения является процесс формирования учебной деятельности, цель которого — обеспечить развитие младших школьников в качестве ее субъектов.

3. Использование развивающего потенциала проблемного обучения в целях формирования учебной деятельности способствует осознанному овладению обучаемыми ее целостной структурой в единстве входящих в нее компонентов.

4. Эффективность реализации развивающей функции обучения в процессе проблемно организованного формирования учебной деятельности обеспечивается посредством.

— целенаправленного создания системы дидактических условий, стимулирующих развитие субъектных свойств младших школьников;

— соотнесенности этапов экспериментальной методики с этапами формирования учебной деятельности, предусматривающими овладение ее структурой на межпредметном уровне.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования. Материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики начального образования, кафедры педагогики Мурманского государственного педагогического института, научно-практических конференциях преподавателей и студентов МГПИ (1999;2002 г. г.), Международной научно-практической конференции «Детство в эпоху трансформации общества» (г. Мурманск, март 2002 г.), городских научно-методических семинарах учителей начальных классов, апробировались на курсах повышения квалификации учителей начальных классов при МГПИ (2000 г.), включены в лекции по спецкурсу «Психолого-педагогические основы проблемного обучения младших школьников» для студентов факультета педагогики и методики начального образования МГПИ, отражены в ряде научных статей.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, в ней содержится 14 таблиц, 2 рисунка и 23 диаграммы. Библиография включает 249 наименований.

Выводы по третьей главе.

1. Результаты 2 среза констатирующего эксперимента показали очевидные преимущества экспериментального обучения в реализации такого направления содержания развивающей функции начального образования, как становление младшего школьника в качестве субъекта учебной деятельности.

О развитии субъектных свойств представилось возможным судить по уровню овладения учащимися отдельными компонентами и целостной структурой учебной деятельности на основе универсальных показателей сформированное&tradeдеятельности.

2. Выявлено, что в условиях проблемно организованного формирования учебная деятельность приобретает более высокие качественные характеристики, связанные с осознанным овладением ее структурой как образованием инвариантным по отношению к любому учебному содержанию, как операционального инструмента преобразующей и поисковой деятельности.

3. Доказано, что использование проблемного обучения в целях формирования учебной деятельности стимулирует развитие у учащихся творческой активности, способности к вариативности решений, умение осуществлять перенос как отдельных компонентов, так и целостной структуры учебной детальности в новые условия, возрастает положительное отношение к ней.

4. Об эффективности экспериментального обучения свидетельствует более успешный переход учащихся к высоким уровням сформированное&tradeучебной деятельности. Таким образом, создаваемые в процессе экспериментального обучения условия способствуют развитию младших школьников в качестве субъектов как учебной деятельности, так и деятельности в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. В исследовании теоретически разработан и экспериментально осуществлен подход к реализации развивающей функции обучения в процессе проблемно организованного формирования учебной деятельности младших школьников.

2. В качестве условий, способствующих оптимизации развивающей функции обучения, выступают: использование проблемного обучения на этапах инте-риоризции и экстериоризации учебной деятельностинаправленность проблемного обучения на формирование содержательного, операционного и мотивационного компонентов учебной деятельностиобеспечение овладения младшими школьниками отдельными компонентами процесса учебной деятельности и ее целостной структуройпостепенное повышение степени самостоятельности обучаемых в процессе разрешения проблемных ситуаций.

3. Формирование учебной деятельности в процессе проблемного обучения имеет внутреннюю логику, включающую ряд взаимосвязанных этапов, последовательно приближающих учеников к самостоятельным формам осуществления учебной деятельности и тем самым способствующих их становлению как субъектов данной деятельности. Первоначально в условиях предъявления проблемной ситуации учащиеся следят за ходом рассуждения учителя, благодаря чему происходит усвоение образца действий по решению проблемной ситуации. На втором этапе школьники принимают частичное участие в совместном с учителем поиске решения возникшей проблемной ситуации, причем ведущая роль в этом поиске принадлежит учителю, который формулирует проблему и организует деятельность по ее разрешению. На третьем этапе степень самостоятельности учащихся повышается, учитель лишь формулирует проблему, а ученики самостоятельно ведут поиск ее решения. На четвертом этапе учащиеся самостоятельно формулируют проблему и осуществляют поиск ее решения.

4. В результате проведенного теоретико-экспериментального исследования подтверждена выдвинутая гипотеза о том, что в условиях проблемного обучения формирование учебной деятельности происходит достаточно эффективно. О существенных сдвигах в овладении младшими школьниками учебной деятельностью в процессе экспериментального обучения свидетельствует следующее.

Во-первых, учащиеся экспериментальных классов успешнее овладевают отдельными компонентами учебной деятельности: 75% в сравнении с 53% в классах, где учебная деятельность формировалась по ранее разработанным методикам (К-2), и 29% в классах с традиционным обучением (К-1). Анализ показывает, что наиболее успешно формируются компоненты специфичные для учебной деятельности: анализ и принятие учебной задачи, планирование, контроль, оценка, что подтверждает позитивное влияние проблемного обучения на овладение младшими школьниками умением учиться.

Во-вторых, проблемная организация обучения позволила достичь более высоких результатов при формировании у младших школьников целостной структуры учебной деятельности: 70% в экспериментальных классах, 38% в К-2 и 11% в К-1. Проблемное обучения позволило создать условия для достаточно эффективного становления таких характеристик учебной деятельности, как ее осознанность, обобщенность, полнота, устойчивость, самостоятельность школьников в ее осуществлении.

В-третьих, специальное обучение в экспериментальных классах обеспечило развитие творческих начал учебной деятельности, что подтверждается данными 2 среза о наличии группы учащихся, проявляющих творческую активность, способность к вариативности решений, умение осуществлять перенос отдельных компонентов и целостной структуры учебной деятельности в новые условия, положительное отношение к ней.

В-четвертых, проведенное исследование показало, что в экспериментальных классах формирование и отдельных компонентов и целостной структуры учебной деятельности происходит примерно с равной успешностью, тогда как в контрольных классах К-2 школьники почти в 2,5, а в К-1 в 1,5 раза успешнее овладевают отдельными компонентами, чем деятельностью в целом.

В-пятых, наибольший эффект в реализации развивающей функции обучения в экспериментальных классах связан с достижением большим количеством учащихся более высоких уровней сформированное&tradeучебной деятельности. Доказательством служит тот факт, что в этих классах число учащихся, находящихся на высшем уровне сформированное&tradeучебной деятельности, более чем в 3 раза превышает аналогичный показатель в контрольных классах К-2, в то время как в кассах К-1 наличие такой группы школьников не установлено.

Итак, отдавая себе отчет в сложное&tradeи многогранности рассматриваемой проблемы, мы стремились прежде всего обосновать значение, возможность и перспективность проблемно организованного формирования учебной деятельности в оптимизации развивающей функции обучения младших школьников. Для дальнейшего исследования представляются интересными вопросы проблемной организации формирования учебной деятельности как условия реализации развивающей функции обучения в основном звене школыизучения влияния такого построения обучения на развитие у младших школьников личностных аспектов формируемой деятельности (рефлексия, самооценка и др.) — а также выявления индивидуальных особенностей учащихся, влияющих на успешность их развития как субъектов учебной деятельности в условиях ее проблемно организованного формирования, и разработки на этой основе путей и средств осуществления индивидуального подхода в обучении.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Х.Х. Проблемное обучение — учителю. — Саранск: Мордовское книжное издательство, 1996. — 176 с.
  2. Ш. А. Как живете дети? М.: Просвещение, 1986. — 174 с.
  3. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. -Мн.: Университетское, 1990. 560 с.
  4. Ш. А. Основания педагогики сотрудничества. // Новое педагогическое мышление. / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989. — С. 144−178.
  5. .Г. О развитии детей в процессе обучения. // Советская педагогика, 1957, № 7.- С. 12−25.
  6. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань: Изд-во Казанского университета, 1996. — 268 с.
  7. В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности: Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1981. — 240 с.
  8. Л.И. Принцип связи сознания и деятельности и методология психологии. // Методологические проблемы психологии. / Под ред. Е.В. Шорохо-вой. М.: Наука, 1969. — С. 57−117.
  9. В.Г. О диалектике детерминации психического развития. // Принцип развития в психологии. / Отв. ред. Л. И. Анциферова. М.: Наука, 1978. — С. 2137.
  10. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  11. Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. Ростов-н/Дону: Ростовский н/Дону гос. пед. институт, 1970. — 37 с.
  12. Г. А. Теория учебных задач. М.: Педагогика, 1990. — 184 с.
  13. С.П. Образовательная, воспитательная, развивающая функции обучения. // Начальная школа. 1986. — № 10. — С. 27−32.
  14. М.П. Методологические основы развивающего обучения. М.: Высшая школа, 1991. — 230 с.
  15. В.В. Атрибутивный анализ педагогической деятельности. Челябинск: Южно-Уральское книжное изд-во, 1991. — 144 с.
  16. В.В. Опыт разработки интегративной психологии развития. // Вопросы психологии. 1999. — № 2. — С. 10−17.
  17. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989- 190 с.
  18. В.П. Программированное обучение (Дидактические основы). М.: Высшая школа, 1988, — 160 с.
  19. М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования. // Педагогика 1994. — № 5. — С. 21 -25.
  20. В.М. Эффективность обучения. М.: Педагогика, 1976. — 191 с.
  21. Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества. // Вопросы психологии. 1999. — № 2. — С. 35−41.
  22. Д.Б. Целеполагание как центральная проблема психологии творчества. // Новые исследования в психологии. 1978. — № 18. — С. 3−7.
  23. Д.Н. Приемы умственной деятельности у школьников. // Вопросы психологии. 1969. — № 2. — С. 25−39.
  24. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  25. Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. // Изучение мотивации детей и подростков. / Под ред. Л. И. Божович, Л.В. Благонадежи-ной. М.: Педагогика, 1972. — С. 3−47.
  26. Л.И., Якиманская И. С. Психолого-педагогические требования к современному уроку. // Советская педагогика. 1987, № 1. — С. 48−53.
  27. В.Г. Функции учебного оборудования и организация поиска решения задачи. // Советская педагогика. 1975. — № 10. — С. 56−61.
  28. А.В. Зона ближайшего развития и проблема субъекта деятельности. // Психологический журнал. 1993. — № 3. — С.
  29. А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «Модэк», 1996. — 392 с.
  30. С.И. Проблемное обучение в начальной школе. Калининград: КГУ, 1995. — 70 с.
  31. Буш Г. Я. Проблемология эвристики. Рига: Институт философии и права АН Латв. СССР, 1989 — 77 с.
  32. И.А. Особенности умственных действий младших школьников при решении эвристических задач. // Начальная школа. 1996. — № 3. — С. 37−44.
  33. Е.П., Степанов С. Ю. Психология творческой уникальности человека. М.: Институт психологии РАН, 2002. — 256 с.
  34. И.А. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности. // Психологический журнал. 1998. — № 4. — С. 49−60.
  35. Е.Е. Уровни развития познавательной потребности и их проявление в мышлении. // Вопросы психологии. 1998. — № 3. — С. 91−93.
  36. Г. И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников: Дисс. .докт. пед. наук. Л., 1990. — 383 с.
  37. Г. И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников. J1.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1989. — 74 с.
  38. Г. И. Формирование учебной деятельности младших школьников на основе межпредметных связей. JL: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1987. — 80 с.
  39. Д.В. О сущности и некоторых принципах классификации учебных проблемных ситуаций. // Советская педагогика, 1974. № 3. — С. 21−30.
  40. Д.В. Методы научного познания в школьном обучении: Индукция, дедукция, гипотеза. Казань: Таткнигоиздат, 1975. — 160 с.
  41. А.В. Теоретические основы формирования содержания обучения при личностно ориентированном подходе к образованию. Автореф. дисс. .канд. пед. наук М., 1996. — 18 с.
  42. И.М. Формирование учебной деятельности младших школьников в групповых формах организации обучения: Дисс.. канд. пед. наук. СПб, 1994.- 184 с.
  43. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов педагогических институтов. / Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1979. -288 с.
  44. А.Б. Анонс к книге «Внутришкольный контроль в системе развивающего обучения». Из опыта работы экспериментального комплекса «Школа развития». // Феникс. 1994. — № 2. — С. 22−32.
  45. Н.О. Проблемное обучение при усвоении новых знаний младшими школьниками. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Киев, 1980. — 17 с.
  46. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-пресс, 1996. -536 с.
  47. Л.С. Собр. соч. в 6-ти т. М.: Педагогика, 1982. — Т. 1. — 487с., Т. 2. — 504с.
  48. Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М. — Л.: Учпедгиз, 1935. — 133 с.
  49. С.И. Проблемные ситуации в процессе обучения гуманитарным предметам. Алма-Ата: Научно-исследовательский институт пед. наук им. И. Алтынсарина, 1971. — 57 с.
  50. Габай Т В. Учебная деятельность и ее средства. М.: Изд-во Московского университета, 1988. — 255 с.
  51. В.А. Проблемное обучение в средней школе. Кишинев: Кишиневский гос. университет им. В. И. Ленина, 1973. — 23 с.
  52. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во МГУ, 1985.-45 с.
  53. П.Я., Талызина Н. Ф. Современное состояние теории поэтапного формирования умственных действий. // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология. 1979. — № 4. — С. 54−60.
  54. .С. Философия образования. М.: Флинта, 1998. — 432 с.
  55. Ю.З. Понятие зоны ближайшего развития и его роль в решении актуальных задач педагогической психологии. // Вопросы психологии. 1987. -№ 3. — С. 33−40.
  56. В.И. Экстрагирование и интерпретация базисных понятий психологии. //Вопросы психологии. 1994. — № 3. — С. 136−143.
  57. К.М., Горбачева Е. И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. М.: Знание, 1992. — 79 с.
  58. В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте. // Вопросы психологии. 1992. — № 1−2. — С.
  59. В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления. // Новое педагогическое мышление. / Под ред. А. Я. Петровского. М.: Педагогика, 1989. — С. 64−89.
  60. В.В. О понятии развивающего обучения. // Педагогика. 1995. — № 1.-С. 29−39.
  61. В.В. Основные проблемы исследования учебной деятельности. // Современное состояние и перспективы развивающего обучения (Материалыконференции). / Под ред. A.M. Аронова, Б. И. Хасана. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1990. — С. 5−20.
  62. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. -240 с.
  63. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. — 541 с.
  64. В.В., Кудрявцев В. Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней. // Вопросы психологии. 1997. — № 1. — С. 3−18.
  65. В.В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности. // Вопросы психологии. 1992. — № 3−4. — С. 1419.
  66. Н.Г. Современные требования к уроку истории. М.: Просвещение, 1978.- 160 с.
  67. М.А. Процесс обучения в советской школе. М.: Учпедгиз, 1960. -297с.
  68. У. Психология. / Под ред. Л. А. Петровской. М.: Педагогика, 1991 -387 с.
  69. А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М.: Дом педагогики, 1996. — 208 с.
  70. В.К. Современная дидактика: Теория и практика обучения в общеобразовательной школе. Новокузнецк: Изд-во ИПК, 1996. — 260 с.
  71. Т.М. Исследование эффективности методов проблемного обучения. Автореф. .канд. пед. наук. М., 1977. — 18 с.
  72. Н.К. Процесс обучения и развития. (Проблемы дидактики). Воронеж: Воронежский гос. пед. институт, 1970 — 202 с.
  73. С.Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку. М.: Педагогика, 1979. — 184 с.
  74. С.Ф. Психологические предпосылки совершенствования учебников по русскому языку для начальных классов. // Вопросы психологии. 1986. — № 6. -С. 33−41.
  75. В.И. Проблемность как воплощение движущих сил учебного процесса. // Проблемность в школьном обучении. Материалы научно-методической конференции. / Под ред. В. И. Загвязинского. Тюмень, 1971. -С. 6−24.
  76. Занков J1.B. Избранные педагогические труды. М.: Дом педагогики, 1990. -606 с.
  77. А.В. Психическое развитие ребенка. // Избранные психологические труды в 2-х томах. М.: Педагогика, 1986. — Т. 1. — 316 с.
  78. И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 480 с.
  79. В.П. Аффект и интеллект в образовании. М.: Тривола, 1995. — 63 с.
  80. B.C. Формирование личности школьника: (Целостный процесс). М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
  81. Т.А. Проблемное обучение понятие и содержание. // Вестник высшей школы. — 1976. — № 2. — С. 39 — 48.
  82. Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. В 3-х Т. -М.: Знание, 1972. -Т.1 -72 с.
  83. И. А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М.: Знание, 1985.-80 с.
  84. И.И. Структура процесса учения. М.: Изд-во Московского ун-та, 1986.-200 с.
  85. Ю.П. О возможности проблемного обучения на уроках чтения в начальной школе. // Формирование познавательной активности младших школьников. / Под ред. Д. С. Яковлева и др. Владимир: Изд-во ВГПИ, 1983. — С. 5557.
  86. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. М.: Знание, 1981. -96 с.
  87. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов учебной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968. — 288 с.
  88. Н.Г., Назарова Т. С. Дидактика (начальные классы). М.: Педагогика, 1978. — 224 с.
  89. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981. — 200 с.
  90. Ю.В., Талызина Н. Ф. Критерий интеллектуального развития детей. // Вопросы психологии. 1985. — № 2. — С. 52−59.
  91. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования. / Под ред. М. Н. Скаткина, В. В. Краевского. М.: Педагогика, 1978. — 208 с.
  92. Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. -М.: Просвещение, 1980. 159 с.
  93. М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании. // Педагогика -1996.-№ 2.-С. 14−21.
  94. В.Е. Целеобразование и динамика оценок в ходе решения мыслительных задач. // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. / Под ред. O.K. Тихомирова. М.: Изд-во Московского ун-та, 1979. — С. 87−95.
  95. А.К. Развивающаяся личность и педагогические технологии. -Спб: Изд-во СпбГУПМ, 1992. 102 с.
  96. Г. С. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1983. -301 с.
  97. К. Основы психического развития. М.-Л.: Соцэкгиз, 1934. — 260 с.
  98. В.В. Проблемы научного обоснования обучения. М.: Педагогика, 1977.-264 с.
  99. М.И. Знание и мышление. // Народное образование. 1970. — № 1. -С. 128−142.
  100. В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М.: Знание, 1991. — 80 с.
  101. В.Т. Ребенок и культура: универсальность и творчество. // Дея-тельностный подход в обучении и формировании творческой личности. / Под ред. В. В. Давыдова. Уфа- М.: Общество психологов СССР, 1990. — С. 11−13.
  102. В.Т. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка: Учебное пособие. М.: Изд-во УРАО, 1997. — 156 с.
  103. В.Т. Творческая природа психики человека. // Вопросы психологии. -1990.-№ 3. С. 113−120.
  104. Т.В. Проблемное обучение: Итоги дискуссии и пути дальнейшей работы. // Вестник высшей школы, 1984, № 4. с. 27 — 33.
  105. Т.В. Психология технического мышления. М.: Педагогика, 1975.-304 с.
  106. Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки. // Методы системного педагогического исследования. / Под ред. Н. В. Кузьминой Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 172 с.
  107. Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М.: Педагогика, 1970.-231 с.
  108. Ю.Н. Рефлексивная регуляция мыслительных действий. // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. / Под ред. O.K. Тихомирова. М.: Изд-во Московского ун-та, 1979. — С. 22−29.
  109. Ю.Н., Сухобская Г. С. Мотивация познавательной деятельности. -Л.: Академия пед. наук, 1972. 117 с.
  110. В.В., Виноградова Н. Д. Принцип природосообразности и возрождение школы. // Педагогика. 1995. — № 2. — С. 14−20.
  111. С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М.: Просвещение, 1989.- 126 с.
  112. Т.И. О построении системы проблемных ситуаций в обучении. -Саратов: Саратовский пед. институт, 1976. 42 с.
  113. Г. М. Диалог в процессе совместного решения мыслительных задач. // Проблема общения в психологии. / Под ред. Б. Ф. Ломова. М: Наука, 1981-С. 92−120.
  114. А.А., Пурье Х. Я. Проблемное обучение. Таллин: Эстонский республиканский дом политпросвещения, 1982. — 199 с.
  115. B.C. Проблемы понимания психического развития в культурно- исторической теории деятельности. // Вопросы психологии. 1999. — № 3. — С. 1826.
  116. В.П., Орлов В. А., Панов В. И. Практико-ориентированные подходы к развивающему образованию. // Педагогика. 1996. — № 5. — С. 24−26.
  117. В.П., Орлов В. А., Панов В. И. Психодидактические аспекты развивающего образования. // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 25−30.
  118. Л.Ш., Ибрагимов Р. Активизация познавательной деятельности младших школьников. Ташкент: ФАН, 1991. — 115 с.
  119. Н.С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека. // Принцип развития в психологии. / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М.: Наука, 1978. — С. 44−57.
  120. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Московского унта, 1981.-583 с.
  121. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. -304 с.
  122. М.Р. Справка о проблемах и перспективах развития начального образования // Начальная школа. 1997, № 4. — С. 3−11.
  123. И.Я. Главная функция проблемного обучения. // Вестник высшей школы 1976. — № 7. — С. 16−21.
  124. И.Я. Качество знаний учащихся. Какими они должны быть? М.: Знание, 1978. — 47 с.
  125. И .Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. — 64 с.
  126. И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций. // Педагогика. 1996. -№ 2. — С. 7−11.
  127. И.Я. Состав и структура содержания образования на уровне теоретического представления. // Теоретические основы содержания общего среднего образования. / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М., 1983. — С. 137−150.
  128. И.Я., Скаткин М. Н. Методы обучения. // Дидактика средней школы. / Под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1975. — С. 146 186.
  129. А.И. Психология учебного труда. // Начальная школа. 1993. — № 12. — С. 11−14.
  130. .Т. Воспитательные аспекты обучения. М.: Просвещение, 1982. -191 с.
  131. Н.Н. Формирование умственного действия планирования у младших школьников: Дисс.. канд. психол. наук. Л., 1978. — 189 с.
  132. .Ф. Психические процессы и общение.// Методологические проблемы социальной психологии. / Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1975. — С. 151−164.
  133. В.Н. Проблемный подход к обучению в школе. Л.: ЛГПИ, 1973. — 82 с.
  134. Р.И. Проблемное обучение физике в средней школе. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  135. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. — 190 с.
  136. А.К. Формирование учебной деятельности и развитие личности школьника. // Формирование учебной деятельности школьников. / Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1982. — С. 21−28.
  137. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. -М.: Педагогика, 1990. 192 с.
  138. М.А. Диагностика и развивающее обучение. // Советская педагогика. 1991. — № 4. — С. 38−44.
  139. JI.A. Развитие свойств субъекта учебной деятельности в младшем школьном возрасте. JI.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1991. — 59 с.
  140. Д.Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 128 с.
  141. М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1984. 144 с.
  142. A.M. Основные направления исследования мышления и творчества. // Психологический журнал. 1984. — № 1. — С. 9−18.
  143. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 168 с.
  144. A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности. // Вопросы психологии. 1982. — № 4. — С. 5−12.
  145. М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, 1977. — 240 с.
  146. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. — 368 с.
  147. М.И. Современный урок. М.: Педагогика, 1981. — 192 с.
  148. Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. М.: Знание, 1986. — 80 с.
  149. Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. Киев: Выща школа, 1987. — 224 с.
  150. С.И. Принцип проблемное&trade- и пути его реализации в учебном процессе. Барнаул, 1985. — 40 с.
  151. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избр. психол. труды. М., 1989. — 218 с.
  152. З.К. Теоретические и практические основы развивающего обучения. Майкоп: Изд-во Адыгейского гос. ун-та, 1994, — 228 с.
  153. И.А. Формирование у младших школьников умения анализировать и принимать учебную задачу. Дисс. канд. пед. наук. JL, 1989. — 218 с.
  154. Э.Г. Это принцип обучения.// Вестник высшей школы. 1979. — № 7.-С. 11−15.
  155. Е.С., Макарова В. И. Возможности использования проблемного обучения при изучении ряда орфографических правил. // Начальная школа.1991.-№ 3.-С. 16−20.
  156. Н.М. Методы проблемного обучения и границы их применения. -Казань: Изд-во Казанского университета, 1979. 158 с.
  157. В.А. О функциях общеобразовательной школы. // Педагогика.1992.-№Ю.-С. 20−23.
  158. Т.В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1983. — 111 с.
  159. В.П. Один из видов обучения. // Вестник высшей школы. 1982, № 1.-С. 24−26.
  160. JI.A. Формирование у младших школьников общего способа решения учебных задач на основе межпредметных связей: Дисс.. канд. пед. наук.-Л., 1989.-203 с.
  161. Л. И. В зоне «хаоса» можно все. // Учительская газета. 1995, № 52 (26 декабря). — С. 8.
  162. Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995 — 360 с.
  163. Обучение и развитие. / Под ред. JI.B. Занкова. М.: Педагогика, 1975. — 440 с.
  164. В.И. Процесс обучения: природа, противоречия, принципы. М. Московский университет потребительской кооперации, 1996, — 61 с.
  165. В.И. Вопросы дидактики: качественная характеристика обучения и его результата. М.: Московский университет потребительской кооперации, 1998. — 136 с.
  166. А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности. М.: Знание, 1986. — 77 с.
  167. Г. Д. Роль проблемное&trade- в усвоении знаний учащимися. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Киев 1971. — 23 с.
  168. Педагогика. / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1988. — 479 с.
  169. Педагогика. / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агенство, 1996. — 602 с.
  170. А.В. Личность в психологии: парадигма субъектнОсти. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 512 с.
  171. А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности. // Вопросы психологии. 1987. — № 7. — С. 15−26.
  172. . Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-пресс, 1994. — 526 с.
  173. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества- М.: Педагогика, 1972.- 184 с.
  174. Н.А. Элементы проблемного обучения на уроках природоведения. // Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведения. / Сост. Л. М. Мельчаков. М.: Просвещение, 1981.-е. 25−38.
  175. И.П. Педагогика. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996−432 с.
  176. Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам. / Под ред. И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1972. — 239 с.
  177. Д. Математическое открытие. М.: Наука, 1976. — 448 с.
  178. А.В. Дидактические основы учебника для начальных классов в условиях развивающего обучения. Автореф. дисс. докт. пед. наук М., 1993. -65 с.
  179. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.-280 с.
  180. Л.Г. Повышение качества знаний и умений младших школьников в условиях проблемного обучения. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Л., 1984. -16 с.
  181. Психологический словарь. / Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983.-447 с.
  182. Психологический словарь. / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1998 — 440 с.
  183. Психология. / Под ред. А. А. Крылова. М.: Проспект, 1998. — 584 с.
  184. Психология развивающейся личности. / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1987. — 238 с.
  185. Л.В. О функциях эмоций в мыслительном процессе. // Вопросы психологии. 1979. — № 1. — С. 28−37.
  186. В.Н. Психология целеполагания и проблемы интеллектуальной активности. // Вопросы психологии. 1977. — № 5. — С. 74−86.
  187. В.Н. Эвристические методы в кибернетике и проблемы психологии продуктивного мышления. // Научное творчество. / Под ред. С. Р. Микульского, М. Г. Ярошевского. М.: Наука, 1969. — С. 347−380.
  188. А.И. Управление умственной деятельностью младшего школьника: Учебное пособие. Л.: Изд-во ЛГПИ, 1976. — 134 с.
  189. Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний. / Под ред. М. В. Зверевой. М.: Педагогика, 1983. — 169 с.
  190. Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности. / Под ред. В. В. Давыдова, В. В. Рубцова. Новосибирск: Изд-во Психологический институт РАО, 1995. — 225 с.
  191. Л.А. Развитие способностей прогнозирования в познавательной дея- -тельности. Л.: ЛГПИ, 1983. — 84 с.
  192. В.В. Развивающее обучение и учебная деятельность. Рига., 1992. -44 с.
  193. В.В. Формирование учебной деятельности как психологическая проблема. // Вестник Харьковского университета. Психология памяти и обучения. Харьков, 1977, № 155. — С. 32−38.
  194. В.В. Функции учебника на начальных этапах формирования учебной деятельности. // Психологические проблемы процесса обучения младших школьников. / Под ред. Л. М. Фридмана. М.: НИИ общей и пед. психологии, 1978.-С. 13−14.
  195. С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Институт философии, 1958. — 147 с.
  196. Рубинштейн С Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. -416 с.
  197. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989. -Т. 1.-488 е., Т. 2.-328 с.
  198. В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения М.: Педагогика, 1988. — 160 с.
  199. И.Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвитие личности. // Вопросы психологии. 1983. — № 2. — С. 3542.
  200. И.Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности: Учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2000. — 64 с.
  201. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. М.: Логос, 1999. — 272 с.
  202. М.Н., Краевский В. В. Содержание общего среднего образования. Проблемы и перспективы. М.: Знание, 1982. — 96 с.
  203. К. А. Детерминация процесса мышления. // Методологические и теоретические проблемы психологии. / Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1969. — С. 175−224.
  204. К. А. Мысль в действии. М.: Политиздат, 1968. — 208 с.
  205. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. М.: Школьная пресса, 2000. — 416 с.
  206. А.В. Проблемное обучение математике в начальных классах. Ав-тореф. к.п.н. Киев, 1976.- 32 с.
  207. А.А. Проблемы психологии памяти. М.: Просвещение, 1966. 350 с.
  208. Современная дидактика: теория практике. / Под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. — М.: Изд-во ИТП и МИОРАО, 1993. — 288 с.
  209. С.Ю., Семенов И. Н. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач. // Вопросы психологии. 1982. — № 1. -С. 99−104.
  210. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1988.- 175 с.
  211. И.И. Оптимальное сочетание форм учебной работы в структуре уроков различных типов как условие развивающего обучения. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Челябинск, 1995. — 22 с.
  212. Э.Д., Богданова Т. Г. Соотношение мотивов и целей в структуре мышления. // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. / Под ред. O.K. Тихомирова. М.: Изд-во Московского ун-та, 1979. — С. 22−29.
  213. Э.Д., Волкова Т. Г. Мотивация и процессы целеобразования. // Психологические механизмы целеобразования. / Под ред. O.K. Тихомирова. -М.: Наука, 1975. С. 21−109.
  214. Э.Д., Гагай В. В. Виды учебных действий и их роль в развитии творческого мышления младших школьников. // Вопросы психологии. 1986. -№ 1.-С. 47−53.
  215. С.Ю. По пути развития школьника. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 1999. — 176 с.
  216. В.А., Васильев И. А. Исследование процесса целеобразования при решении мыслительных задач. //Вопросы психологии. 1975, № 1. — С. 12−21.
  217. С. А. Об особенностях формирования способности к вариативности решений в учебной деятельности младших школьников // Герценовские чтения: Дошкольное и начальное образование на пороге третьего тысячелетия. -СПб., 1999.-С. 15−19.
  218. O.K., Клочко Б. Е. Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности. // Вопросы психологии. 1980. — № 5. — С. 23−31.
  219. Философская энциклопедия. / Под ред. Ф. В. Константинова. М.: Советская энциклопедия, 1970. — 740 с.
  220. Философско- психологические проблемы развития образования. / Под ред. В. В. Давыдова. М.: ИНТОР, 1994. — 128 с.
  221. JI.M. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. М.: Педагогика, 1977. 207 с.
  222. Фридман J1.M. Педагогический опыт глазами психолога. М.: Просвещение, 1987.-224 с.
  223. Л.М. Проблема обучения и развития в современных условиях в психологии образования. // Феникс. 1995. — № 3. — С. 9−16.
  224. Л.М., Маху В. И. Проблемная организация учебного процесса .М.: НИИ общей и пед. психологии, 1990. 60 с.
  225. А.В. Влияние особенностей проблемной ситуации на развитие мышления учащихся. // Вопросы психологии. 1985. — № 2. — С. 68−72.
  226. А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. М.: Владос, 2000. — 320 с.
  227. Г. А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться: Дисс. докт. психол. наук. М., 1992. — 364 с.
  228. А.В. Мысли о работе учителя. // Начальная школа. 1994. — № 3. -С. 86−90.
  229. Н.И. Умственное развитие и обучение. (Психологические основы развивающего обучения) М.: АО Столетие, 1995. — 192 с.
  230. Т.И. Проблемный подход в обучении. Новосибирск: ЗападноСибирское кн. изд-во, 1969. — 68 с.
  231. Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Перспективы. / Под ред. B.C. Библера. Кемерово: Алеф, 1993. — 414 с.
  232. Н.Б. Диалог и развитие творческой активности у детей. // Развитие творческой активности школьников. / Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Педагогика, 1991. — С. 13−33.
  233. Г. А. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
  234. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — 203 с.
  235. H.JT. Мыслительная деятельность и установка. // Методологические проблемы психологии. / Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1969. — С. 278 318.
  236. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. -554 с.
  237. П.М. Укрупнение дидиактических единиц как технология обучения. В 2 Ч. М.. Просвещение, 1992. — 175 с. и 256 с.
  238. А.Ф. Психология решения задач. М.: Высшая школа, 1972. — 216 с.
  239. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. — 144 с.
  240. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения. // Педагогика. 1995. — № 2. — С.
  241. В.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. СПб.: Полиус, 1998.-639 с.
  242. М.Г. О внешней и внутренней мотивации научного творчества.
  243. Проблемы научного творчества в современной психологии. / Под ред. М.Г.
  244. Ярошевского. М.: Наука, 1971 — С. 204−223.
Заполнить форму текущей работой