Проблемная организация формирования учебной деятельности младших школьников как условие реализации развивающей функции обучения
Анализ исследований и педагогического опыта показывает, что традиционно в практике начальной школы проблемное обучение связывается с овладением обучаемыми учебной деятельностью конкретно-практического уровня. Вместе с тем, доказано, что основу проектирования условий, максимально содействующих развитию младших школьников, составляет формирование учебной деятельности в ее специфическом значении… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Реализация развивающей функции начального обучения как актуальная проблема современной дидактики
- 1. 1. Психолого-педагогические основы развивающей функции начального обучения
- 1. 2. Развивающая функция как интегративное свойство современной системы начального обучения
- 1. 3. Реализация развивающей функции обучения в практике начальной школы
- Глава II. Проблемный подход к организации формирования учебной деятельности в процессе реализации развивающей функции обучения
- 2. 1. Формирование учебной деятельности как направление реализации развивающей функции обучения
- 2. 2. Возможности проблемного обучения в формировании учебной деятельности младших школьников
- 2. 3. Условия и этапы формирования учебной деятельцрсти младших школьников в процессе проблемного обучения
- Глава 111. Эффективность реализации развивающей функции обучения в процессе проблемного формирования учебной деятельности младших школьников
- 3. 1. Характеристика сформированное&trade- у младших школьников отдельных компонентов учебной деятельности
- 3. 2. Экспериментальная оценка овладения младшими школьниками целостной структурой учебной деятельности
- 3. 3. Сравнительный анализ уровней сформированности учебной деятельности младших школьников
Проблемная организация формирования учебной деятельности младших школьников как условие реализации развивающей функции обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Одной из основных тенденций модернизации начального образования является активизация его развивающей функции. Реализация ее содержания определяет ведущие приоритеты инновационных процессов, охвативших сферу современного обучения младших школьников.
Важное направление в оптимизации развивающей функции начального образования состоит в обеспечении целенаправленного формирования учебной деятельности младших школьников, их становления и функционирования в качестве субъектов этой деятельности. Психолого-педагогическими исследованиями установлено наличие в данный возрастной период существенных предпосылок для развития субъектности учащихся на основе овладения ими учебной деятельностью [Г.И. Вергелес [38], В. В. Давыдов [63−65], А.К. Дуса-вицкий [71], J1.A. Матвеева [143], В В. Репкин [198], Г. А. Цукерман [233] и др.], доказана высокая сензитивность по отношению к проявлению процедур творческой деятельности и развитию креативных свойств [Д.Б. Богоявленская [23], И. А. Валеева [36], В. В. Давыдов [65], С. Ф. Жуйков [75], И. Я. Лернер [128], Л. Г. Попова [185], Н. Б. Шумакова [239] и др.].
Учитывая перечисленные особенности, к числу перспективных способов оптимизации развивающей функции начального обучения относится пробле-матизация формирования учебной деятельности младших школьников. Как известно, в указанном аспекте эффективным подходом к организации развивающего образования выступает проблемное обучение. В научной литературе отмечается позитивное влияние проблемного обучения на становление внутренней основы учебной деятельности — единой функциональной структуры познания, интегрирующей его когнитивные и личностные стороны [Д.Б. Богоявленская [22], А М. Матюшкин [146], В. Н. Пушкин [191], И. Н. Семенов [206], С. Л. Рубинштейн [201] и др.], отмечена его результативность в плане овладения учащимися содержательными [С.И. Высоцкая [51], И. Я. Лернер [127], Л. Г. Попова [185] и др.], операционными [А.В. Брушлинский [30], С. Ф. Жуйков [75], З. И. Калмыкова [92], Ю. Н. Кулюткин [110], A.M. Матюшкин [147] и др.] и мо-тивационными [Ю.Н. Кулюткин Г. С. Сухобская [112], В. Н. Максимова [137], Г. И. Щукина [241] и др.] компонентами учебной деятельности.
Анализ исследований и педагогического опыта показывает, что традиционно в практике начальной школы проблемное обучение связывается с овладением обучаемыми учебной деятельностью конкретно-практического уровня. Вместе с тем, доказано, что основу проектирования условий, максимально содействующих развитию младших школьников, составляет формирование учебной деятельности в ее специфическом значении [39−40, 62−65, 71, 233 и др.]. Исходя из вышесказанного, можно констатировать наличие противоречия между реальными возможностями проблемного обучения в овладении учащимися обобщенными способами действий и отсутствием научно-разработанной методики его организации в целях формирования учебной деятельности в ее специфическом значении, становления младших школьников в качестве ее субъектов.
Проводя исследование по выявлению условий эффективного формирования учебной деятельности в рамках традиционной предметной структуры содержания начального образования, мы сочли целесообразным применить подход, предусматривающий овладение процессуальной структурой данной деятельности на основе межпредметных связей, и через организацию проблемного обучения оптимизировать его развивающий потенциал. Это позволило определить тему исследования. «Проблемная организация формирования учебной деятельности младших школьников как условие реализации развивающей функции обучения» .
Проблема исследования состоит в установлении дидактических условий реализации развивающей функции обучения в процессе проблемно организованного формирования учебной деятельности.
Целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности проблемно организованного формирования учебной деятельности младших школьников в реализации развивающей функции обучения.
Объект исследования — учебная деятельность младших школьников.
Предмет исследования — реализация развивающей функции обучения в процессе проблемно организованного формирования учебной деятельности младших школьников.
Предварительный анализ проблемы позволил выдвинуть следующую гипотезу реализация развивающей функции обучения в процессе проблемно организованного формирования учебной деятельности младших школьников будет эффективной, если:
— проблемное обучение организовано на этапах интериоризации и эксте-риоризации учебной деятельности;
— в процессе проблемного обучения осуществляется формирование содержательного, мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности;
— обеспечивается овладение отдельными компонентами процесса учебной деятельности и ее целостной структурой;
— постепенно повышается уровень самостоятельности школьников в разрешении проблемных ситуаций.
В соответствии и целью и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:
1. Систематизировать представления об особенностях содержания развивающей функции обучения младших школьников.
2. Изучить практику современной начальной школы по реализации развивающей функции обучения (с 1989 по 2000 годы).
3. Раскрыть возможности проблемно организованного формирования учебной деятельности младших школьников в реализации развивающей функции обучения.
4. Обосновать дидактические условия реализации развивающей функции обучения в процессе проблемно организованного формирования учебной деятельности младших школьников.
5. Разработать и экспериментально проверить методику проблемно организованного формирования учебной деятельности младших школьников как условия оптимизации развивающей функции обучения.
Методолого-теоретической основой исследования явились: положения философии творчества и психологии метакогнитивизма о взаимодействии интеллектуальных и личностных механизмов развития активности субъекта [Д.Б. Богоявленская [23], А. В. Брушлинский [33], Ю. Н. Кулюткин [118], A.M. Ма-тюшкин [155, 157], Я. А. Пономарев [195], С. Ю. Степанов [228] и др.], культурно-исторической теории деятельности как формы психического развития [JI.C. Выготский [53], В. Т. Кудрявцев [112−113], B.C. Лазарев [126], А. Н. Леонтьев [132], С. Л. Рубинштейн [215−216], Д. Б. Эльконин [259] и др.], закономерности развития личности в обучении, установленные психологией и педагогикой развития [В.И. Андреев [6], В. В. Белоус [18], Ю. З. Гильбух [61], В. В. Давыдов [65], В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев [224], Н. И. Чуприкова [250] и др.].
Методы исследования включали: теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы, обобщение инновационного и массового педагогического опыта, анкетирование педагогов, сплошное и выборочное наблюдение за деятельностью учителя и учащихся в учебном процессе, анализ продуктов учебной деятельности школьников, констатирующий и формирующий педагогические эксперименты, статистическую обработку полученных результатов.
Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап (1997;1998 гт.) был связан с изучением философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме. На этом этапе были определены задачи исследования, выдвинута его гипотеза, определена программа констатирующего эксперимента. Изучено состояние исследуемой проблемы в практике работы школы. Первый диагностический срез позволил установить уровень сформированное&tradeучебной деятельности и ее отдельных компонентов, особенности развития переноса как свойства субъекта учебной деятельности у учащихся контрольных и экспериментальных классов.
Второй этап (1999;2000 гг.) предполагал разработку содержания и осуществление формирующего эксперимента, определившего эффективность дидактических условий реализации развивающей функции обучения в процессе проблемно организованного формирования учебной деятельности младших школьников.
На третьем этапе (2001;2002 гг.) проведен второй срез констатирующего эксперимента в контрольных и экспериментальных классах, обобщены результаты исследования, осуществлено текстовое оформление диссертации.
Базой исследования явились образовательные учреждения г. Мурманска: гимназия № 1, прогимназия № 61, начальная школа № 14, средняя школа № 43. Анкетированием были охвачены учителя начальных классов г. Мурманска и Мурманской области в количестве 112 человекв различных видах эксперимента приняли участие учащиеся третьих классов в количестве 223 человека.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются:
— в систематизации представлений об особенностях содержания развивающей функции обучения младших школьников;
— в теоретическом обосновании целесообразности применения проблемного формирования учебной деятельности младших школьников в процессе реализации развивающей функции обучения;
— в оптимизации системы дидактических основ формирования учебной деятельности младших школьников на уровне межпредметного обобщения,.
— в установлении дидактических условий реализации развивающей функции обучения при проблемно организованном формировании учебной деятельности младших школьников.
Практическая значимость работы определяется тем, что в качестве одного из способов оптимизации развивающей функции обучения разработана методика проблемного формирования учебной деятельности младших школьников, эффективность которой экспериментально подтверждена, что дает основания для ее применения в практике начальной школы.
Результаты исследования могут быть использованы учителями начальных классов, а также преподавателями средних и высших педагогических учебных заведений для совершенствования процесса подготовки будущих специалистов начальной школы к практической деятельности.
Достоверность и обоснованность положений и выводов исследования определяется методологическим подходом при обосновании исходных теоретических позиций, использованием современных научных концепций в области педагогики и психологии, комплекса методов, адекватных целям и задачам исследования, статистической обработкой полученного экспериментального материала.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Развивающая функция представляет инвариантный атрибут обучения, который, характеризуя его сущностные свойства и возможности, составляет критериальную основу оценки качества и эффективности учебного процесса.
2. Ведущим направлением в реализации развивающей функции начального обучения является процесс формирования учебной деятельности, цель которого — обеспечить развитие младших школьников в качестве ее субъектов.
3. Использование развивающего потенциала проблемного обучения в целях формирования учебной деятельности способствует осознанному овладению обучаемыми ее целостной структурой в единстве входящих в нее компонентов.
4. Эффективность реализации развивающей функции обучения в процессе проблемно организованного формирования учебной деятельности обеспечивается посредством.
— целенаправленного создания системы дидактических условий, стимулирующих развитие субъектных свойств младших школьников;
— соотнесенности этапов экспериментальной методики с этапами формирования учебной деятельности, предусматривающими овладение ее структурой на межпредметном уровне.
Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования. Материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики начального образования, кафедры педагогики Мурманского государственного педагогического института, научно-практических конференциях преподавателей и студентов МГПИ (1999;2002 г. г.), Международной научно-практической конференции «Детство в эпоху трансформации общества» (г. Мурманск, март 2002 г.), городских научно-методических семинарах учителей начальных классов, апробировались на курсах повышения квалификации учителей начальных классов при МГПИ (2000 г.), включены в лекции по спецкурсу «Психолого-педагогические основы проблемного обучения младших школьников» для студентов факультета педагогики и методики начального образования МГПИ, отражены в ряде научных статей.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, в ней содержится 14 таблиц, 2 рисунка и 23 диаграммы. Библиография включает 249 наименований.
Выводы по третьей главе.
1. Результаты 2 среза констатирующего эксперимента показали очевидные преимущества экспериментального обучения в реализации такого направления содержания развивающей функции начального образования, как становление младшего школьника в качестве субъекта учебной деятельности.
О развитии субъектных свойств представилось возможным судить по уровню овладения учащимися отдельными компонентами и целостной структурой учебной деятельности на основе универсальных показателей сформированное&tradeдеятельности.
2. Выявлено, что в условиях проблемно организованного формирования учебная деятельность приобретает более высокие качественные характеристики, связанные с осознанным овладением ее структурой как образованием инвариантным по отношению к любому учебному содержанию, как операционального инструмента преобразующей и поисковой деятельности.
3. Доказано, что использование проблемного обучения в целях формирования учебной деятельности стимулирует развитие у учащихся творческой активности, способности к вариативности решений, умение осуществлять перенос как отдельных компонентов, так и целостной структуры учебной детальности в новые условия, возрастает положительное отношение к ней.
4. Об эффективности экспериментального обучения свидетельствует более успешный переход учащихся к высоким уровням сформированное&tradeучебной деятельности. Таким образом, создаваемые в процессе экспериментального обучения условия способствуют развитию младших школьников в качестве субъектов как учебной деятельности, так и деятельности в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
1. В исследовании теоретически разработан и экспериментально осуществлен подход к реализации развивающей функции обучения в процессе проблемно организованного формирования учебной деятельности младших школьников.
2. В качестве условий, способствующих оптимизации развивающей функции обучения, выступают: использование проблемного обучения на этапах инте-риоризции и экстериоризации учебной деятельностинаправленность проблемного обучения на формирование содержательного, операционного и мотивационного компонентов учебной деятельностиобеспечение овладения младшими школьниками отдельными компонентами процесса учебной деятельности и ее целостной структуройпостепенное повышение степени самостоятельности обучаемых в процессе разрешения проблемных ситуаций.
3. Формирование учебной деятельности в процессе проблемного обучения имеет внутреннюю логику, включающую ряд взаимосвязанных этапов, последовательно приближающих учеников к самостоятельным формам осуществления учебной деятельности и тем самым способствующих их становлению как субъектов данной деятельности. Первоначально в условиях предъявления проблемной ситуации учащиеся следят за ходом рассуждения учителя, благодаря чему происходит усвоение образца действий по решению проблемной ситуации. На втором этапе школьники принимают частичное участие в совместном с учителем поиске решения возникшей проблемной ситуации, причем ведущая роль в этом поиске принадлежит учителю, который формулирует проблему и организует деятельность по ее разрешению. На третьем этапе степень самостоятельности учащихся повышается, учитель лишь формулирует проблему, а ученики самостоятельно ведут поиск ее решения. На четвертом этапе учащиеся самостоятельно формулируют проблему и осуществляют поиск ее решения.
4. В результате проведенного теоретико-экспериментального исследования подтверждена выдвинутая гипотеза о том, что в условиях проблемного обучения формирование учебной деятельности происходит достаточно эффективно. О существенных сдвигах в овладении младшими школьниками учебной деятельностью в процессе экспериментального обучения свидетельствует следующее.
Во-первых, учащиеся экспериментальных классов успешнее овладевают отдельными компонентами учебной деятельности: 75% в сравнении с 53% в классах, где учебная деятельность формировалась по ранее разработанным методикам (К-2), и 29% в классах с традиционным обучением (К-1). Анализ показывает, что наиболее успешно формируются компоненты специфичные для учебной деятельности: анализ и принятие учебной задачи, планирование, контроль, оценка, что подтверждает позитивное влияние проблемного обучения на овладение младшими школьниками умением учиться.
Во-вторых, проблемная организация обучения позволила достичь более высоких результатов при формировании у младших школьников целостной структуры учебной деятельности: 70% в экспериментальных классах, 38% в К-2 и 11% в К-1. Проблемное обучения позволило создать условия для достаточно эффективного становления таких характеристик учебной деятельности, как ее осознанность, обобщенность, полнота, устойчивость, самостоятельность школьников в ее осуществлении.
В-третьих, специальное обучение в экспериментальных классах обеспечило развитие творческих начал учебной деятельности, что подтверждается данными 2 среза о наличии группы учащихся, проявляющих творческую активность, способность к вариативности решений, умение осуществлять перенос отдельных компонентов и целостной структуры учебной деятельности в новые условия, положительное отношение к ней.
В-четвертых, проведенное исследование показало, что в экспериментальных классах формирование и отдельных компонентов и целостной структуры учебной деятельности происходит примерно с равной успешностью, тогда как в контрольных классах К-2 школьники почти в 2,5, а в К-1 в 1,5 раза успешнее овладевают отдельными компонентами, чем деятельностью в целом.
В-пятых, наибольший эффект в реализации развивающей функции обучения в экспериментальных классах связан с достижением большим количеством учащихся более высоких уровней сформированное&tradeучебной деятельности. Доказательством служит тот факт, что в этих классах число учащихся, находящихся на высшем уровне сформированное&tradeучебной деятельности, более чем в 3 раза превышает аналогичный показатель в контрольных классах К-2, в то время как в кассах К-1 наличие такой группы школьников не установлено.
Итак, отдавая себе отчет в сложное&tradeи многогранности рассматриваемой проблемы, мы стремились прежде всего обосновать значение, возможность и перспективность проблемно организованного формирования учебной деятельности в оптимизации развивающей функции обучения младших школьников. Для дальнейшего исследования представляются интересными вопросы проблемной организации формирования учебной деятельности как условия реализации развивающей функции обучения в основном звене школыизучения влияния такого построения обучения на развитие у младших школьников личностных аспектов формируемой деятельности (рефлексия, самооценка и др.) — а также выявления индивидуальных особенностей учащихся, влияющих на успешность их развития как субъектов учебной деятельности в условиях ее проблемно организованного формирования, и разработки на этой основе путей и средств осуществления индивидуального подхода в обучении.
Список литературы
- Абушкин Х.Х. Проблемное обучение — учителю. — Саранск: Мордовское книжное издательство, 1996. — 176 с.
- Амонашвили Ш. А. Как живете дети? М.: Просвещение, 1986. — 174 с.
- Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. -Мн.: Университетское, 1990. 560 с.
- Амонашвили Ш. А. Основания педагогики сотрудничества. // Новое педагогическое мышление. / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989. — С. 144−178.
- Ананьев Б.Г. О развитии детей в процессе обучения. // Советская педагогика, 1957, № 7.- С. 12−25.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань: Изд-во Казанского университета, 1996. — 268 с.
- Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности: Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1981. — 240 с.
- Анциферова Л.И. Принцип связи сознания и деятельности и методология психологии. // Методологические проблемы психологии. / Под ред. Е.В. Шорохо-вой. М.: Наука, 1969. — С. 57−117.
- Асеев В.Г. О диалектике детерминации психического развития. // Принцип развития в психологии. / Отв. ред. Л. И. Анциферова. М.: Наука, 1978. — С. 2137.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
- Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. Ростов-н/Дону: Ростовский н/Дону гос. пед. институт, 1970. — 37 с.
- Балл Г. А. Теория учебных задач. М.: Педагогика, 1990. — 184 с.
- Баранов С.П. Образовательная, воспитательная, развивающая функции обучения. // Начальная школа. 1986. — № 10. — С. 27−32.
- Барболин М.П. Методологические основы развивающего обучения. М.: Высшая школа, 1991. — 230 с.
- Белич В.В. Атрибутивный анализ педагогической деятельности. Челябинск: Южно-Уральское книжное изд-во, 1991. — 144 с.
- Белоус В.В. Опыт разработки интегративной психологии развития. // Вопросы психологии. 1999. — № 2. — С. 10−17.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989- 190 с.
- Беспалько В.П. Программированное обучение (Дидактические основы). М.: Высшая школа, 1988, — 160 с.
- Берулава М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования. // Педагогика 1994. — № 5. — С. 21 -25.
- Блинов В.М. Эффективность обучения. М.: Педагогика, 1976. — 191 с.
- Богоявленская Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества. // Вопросы психологии. 1999. — № 2. — С. 35−41.
- Богоявленская Д.Б. Целеполагание как центральная проблема психологии творчества. // Новые исследования в психологии. 1978. — № 18. — С. 3−7.
- Богоявленский Д.Н. Приемы умственной деятельности у школьников. // Вопросы психологии. 1969. — № 2. — С. 25−39.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
- Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. // Изучение мотивации детей и подростков. / Под ред. Л. И. Божович, Л.В. Благонадежи-ной. М.: Педагогика, 1972. — С. 3−47.
- Божович Л.И., Якиманская И. С. Психолого-педагогические требования к современному уроку. // Советская педагогика. 1987, № 1. — С. 48−53.
- Болтянский В.Г. Функции учебного оборудования и организация поиска решения задачи. // Советская педагогика. 1975. — № 10. — С. 56−61.
- Брушлинский А.В. Зона ближайшего развития и проблема субъекта деятельности. // Психологический журнал. 1993. — № 3. — С.
- Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «Модэк», 1996. — 392 с.
- Брызгалова С.И. Проблемное обучение в начальной школе. Калининград: КГУ, 1995. — 70 с.
- Буш Г. Я. Проблемология эвристики. Рига: Институт философии и права АН Латв. СССР, 1989 — 77 с.
- Валеева И.А. Особенности умственных действий младших школьников при решении эвристических задач. // Начальная школа. 1996. — № 3. — С. 37−44.
- Варламова Е.П., Степанов С. Ю. Психология творческой уникальности человека. М.: Институт психологии РАН, 2002. — 256 с.
- Васильев И.А. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности. // Психологический журнал. 1998. — № 4. — С. 49−60.
- Васюкова Е.Е. Уровни развития познавательной потребности и их проявление в мышлении. // Вопросы психологии. 1998. — № 3. — С. 91−93.
- Вергелес Г. И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников: Дисс. .докт. пед. наук. Л., 1990. — 383 с.
- Вергелес Г. И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников. J1.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1989. — 74 с.
- Вергелес Г. И. Формирование учебной деятельности младших школьников на основе межпредметных связей. JL: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1987. — 80 с.
- Вилькеев Д.В. О сущности и некоторых принципах классификации учебных проблемных ситуаций. // Советская педагогика, 1974. № 3. — С. 21−30.
- Вилькеев Д.В. Методы научного познания в школьном обучении: Индукция, дедукция, гипотеза. Казань: Таткнигоиздат, 1975. — 160 с.
- Вильковская А.В. Теоретические основы формирования содержания обучения при личностно ориентированном подходе к образованию. Автореф. дисс. .канд. пед. наук М., 1996. — 18 с.
- Витковская И.М. Формирование учебной деятельности младших школьников в групповых формах организации обучения: Дисс.. канд. пед. наук. СПб, 1994.- 184 с.
- Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов педагогических институтов. / Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1979. -288 с.
- Воронцов А.Б. Анонс к книге «Внутришкольный контроль в системе развивающего обучения». Из опыта работы экспериментального комплекса «Школа развития». // Феникс. 1994. — № 2. — С. 22−32.
- Воскресенская Н.О. Проблемное обучение при усвоении новых знаний младшими школьниками. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Киев, 1980. — 17 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-пресс, 1996. -536 с.
- Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти т. М.: Педагогика, 1982. — Т. 1. — 487с., Т. 2. — 504с.
- Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М. — Л.: Учпедгиз, 1935. — 133 с.
- Высоцкая С.И. Проблемные ситуации в процессе обучения гуманитарным предметам. Алма-Ата: Научно-исследовательский институт пед. наук им. И. Алтынсарина, 1971. — 57 с.
- Габай Т В. Учебная деятельность и ее средства. М.: Изд-во Московского университета, 1988. — 255 с.
- Гаврилов В.А. Проблемное обучение в средней школе. Кишинев: Кишиневский гос. университет им. В. И. Ленина, 1973. — 23 с.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во МГУ, 1985.-45 с.
- Гальперин П.Я., Талызина Н. Ф. Современное состояние теории поэтапного формирования умственных действий. // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология. 1979. — № 4. — С. 54−60.
- Гершунский Б.С. Философия образования. М.: Флинта, 1998. — 432 с.
- Гильбух Ю.З. Понятие зоны ближайшего развития и его роль в решении актуальных задач педагогической психологии. // Вопросы психологии. 1987. -№ 3. — С. 33−40.
- Гинецинский В.И. Экстрагирование и интерпретация базисных понятий психологии. //Вопросы психологии. 1994. — № 3. — С. 136−143.
- Гуревич К.М., Горбачева Е. И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. М.: Знание, 1992. — 79 с.
- Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте. // Вопросы психологии. 1992. — № 1−2. — С.
- Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления. // Новое педагогическое мышление. / Под ред. А. Я. Петровского. М.: Педагогика, 1989. — С. 64−89.
- Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. // Педагогика. 1995. — № 1.-С. 29−39.
- Давыдов В.В. Основные проблемы исследования учебной деятельности. // Современное состояние и перспективы развивающего обучения (Материалыконференции). / Под ред. A.M. Аронова, Б. И. Хасана. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1990. — С. 5−20.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. -240 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. — 541 с.
- Давыдов В.В., Кудрявцев В. Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней. // Вопросы психологии. 1997. — № 1. — С. 3−18.
- Давыдов В.В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности. // Вопросы психологии. 1992. — № 3−4. — С. 1419.
- Дайри Н.Г. Современные требования к уроку истории. М.: Просвещение, 1978.- 160 с.
- Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. М.: Учпедгиз, 1960. -297с.
- Джемс У. Психология. / Под ред. Л. А. Петровской. М.: Педагогика, 1991 -387 с.
- Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М.: Дом педагогики, 1996. — 208 с.
- Дьяченко В.К. Современная дидактика: Теория и практика обучения в общеобразовательной школе. Новокузнецк: Изд-во ИПК, 1996. — 260 с.
- Енякова Т.М. Исследование эффективности методов проблемного обучения. Автореф. .канд. пед. наук. М., 1977. — 18 с.
- Жерносеков Н.К. Процесс обучения и развития. (Проблемы дидактики). Воронеж: Воронежский гос. пед. институт, 1970 — 202 с.
- Жуйков С.Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку. М.: Педагогика, 1979. — 184 с.
- Жуйков С.Ф. Психологические предпосылки совершенствования учебников по русскому языку для начальных классов. // Вопросы психологии. 1986. — № 6. -С. 33−41.
- Загвязинский В.И. Проблемность как воплощение движущих сил учебного процесса. // Проблемность в школьном обучении. Материалы научно-методической конференции. / Под ред. В. И. Загвязинского. Тюмень, 1971. -С. 6−24.
- Занков J1.B. Избранные педагогические труды. М.: Дом педагогики, 1990. -606 с.
- Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка. // Избранные психологические труды в 2-х томах. М.: Педагогика, 1986. — Т. 1. — 316 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 480 с.
- Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. М.: Тривола, 1995. — 63 с.
- Ильин B.C. Формирование личности школьника: (Целостный процесс). М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
- Ильина Т.А. Проблемное обучение понятие и содержание. // Вестник высшей школы. — 1976. — № 2. — С. 39 — 48.
- Ильина Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. В 3-х Т. -М.: Знание, 1972. -Т.1 -72 с.
- Ильницкая И. А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М.: Знание, 1985.-80 с.
- Ильясов И.И. Структура процесса учения. М.: Изд-во Московского ун-та, 1986.-200 с.
- Истратов Ю.П. О возможности проблемного обучения на уроках чтения в начальной школе. // Формирование познавательной активности младших школьников. / Под ред. Д. С. Яковлева и др. Владимир: Изд-во ВГПИ, 1983. — С. 5557.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. М.: Знание, 1981. -96 с.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов учебной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968. — 288 с.
- Казанский Н.Г., Назарова Т. С. Дидактика (начальные классы). М.: Педагогика, 1978. — 224 с.
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981. — 200 с.
- Карпов Ю.В., Талызина Н. Ф. Критерий интеллектуального развития детей. // Вопросы психологии. 1985. — № 2. — С. 52−59.
- Качество знаний учащихся и пути его совершенствования. / Под ред. М. Н. Скаткина, В. В. Краевского. М.: Педагогика, 1978. — 208 с.
- Кириллова Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. -М.: Просвещение, 1980. 159 с.
- Кларин М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании. // Педагогика -1996.-№ 2.-С. 14−21.
- Клочко В.Е. Целеобразование и динамика оценок в ходе решения мыслительных задач. // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. / Под ред. O.K. Тихомирова. М.: Изд-во Московского ун-та, 1979. — С. 87−95.
- Колеченко А.К. Развивающаяся личность и педагогические технологии. -Спб: Изд-во СпбГУПМ, 1992. 102 с.
- Костюк Г. С. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1983. -301 с.
- Коффка К. Основы психического развития. М.-Л.: Соцэкгиз, 1934. — 260 с.
- Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения. М.: Педагогика, 1977.-264 с.
- Кругляк М.И. Знание и мышление. // Народное образование. 1970. — № 1. -С. 128−142.
- Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М.: Знание, 1991. — 80 с.
- Кудрявцев В.Т. Ребенок и культура: универсальность и творчество. // Дея-тельностный подход в обучении и формировании творческой личности. / Под ред. В. В. Давыдова. Уфа- М.: Общество психологов СССР, 1990. — С. 11−13.
- Кудрявцев В.Т. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка: Учебное пособие. М.: Изд-во УРАО, 1997. — 156 с.
- Кудрявцев В.Т. Творческая природа психики человека. // Вопросы психологии. -1990.-№ 3. С. 113−120.
- Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: Итоги дискуссии и пути дальнейшей работы. // Вестник высшей школы, 1984, № 4. с. 27 — 33.
- Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. М.: Педагогика, 1975.-304 с.
- Кузьмина Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки. // Методы системного педагогического исследования. / Под ред. Н. В. Кузьминой Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 172 с.
- Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М.: Педагогика, 1970.-231 с.
- Кулюткин Ю.Н. Рефлексивная регуляция мыслительных действий. // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. / Под ред. O.K. Тихомирова. М.: Изд-во Московского ун-та, 1979. — С. 22−29.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Мотивация познавательной деятельности. -Л.: Академия пед. наук, 1972. 117 с.
- Кумарин В.В., Виноградова Н. Д. Принцип природосообразности и возрождение школы. // Педагогика. 1995. — № 2. — С. 14−20.
- Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М.: Просвещение, 1989.- 126 с.
- Курохтина Т.И. О построении системы проблемных ситуаций в обучении. -Саратов: Саратовский пед. институт, 1976. 42 с.
- Кучинский Г. М. Диалог в процессе совместного решения мыслительных задач. // Проблема общения в психологии. / Под ред. Б. Ф. Ломова. М: Наука, 1981-С. 92−120.
- Кыверялг А.А., Пурье Х. Я. Проблемное обучение. Таллин: Эстонский республиканский дом политпросвещения, 1982. — 199 с.
- Лазарев B.C. Проблемы понимания психического развития в культурно- исторической теории деятельности. // Вопросы психологии. 1999. — № 3. — С. 1826.
- Лебедева В.П., Орлов В. А., Панов В. И. Практико-ориентированные подходы к развивающему образованию. // Педагогика. 1996. — № 5. — С. 24−26.
- Лебедева В.П., Орлов В. А., Панов В. И. Психодидактические аспекты развивающего образования. // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 25−30.
- Левенберг Л.Ш., Ибрагимов Р. Активизация познавательной деятельности младших школьников. Ташкент: ФАН, 1991. — 115 с.
- Лейтес Н.С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека. // Принцип развития в психологии. / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М.: Наука, 1978. — С. 44−57.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Московского унта, 1981.-583 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. -304 с.
- Леонтьева М.Р. Справка о проблемах и перспективах развития начального образования // Начальная школа. 1997, № 4. — С. 3−11.
- Лернер И.Я. Главная функция проблемного обучения. // Вестник высшей школы 1976. — № 7. — С. 16−21.
- Лернер И.Я. Качество знаний учащихся. Какими они должны быть? М.: Знание, 1978. — 47 с.
- Лернер И .Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. — 64 с.
- Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций. // Педагогика. 1996. -№ 2. — С. 7−11.
- Лернер И.Я. Состав и структура содержания образования на уровне теоретического представления. // Теоретические основы содержания общего среднего образования. / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М., 1983. — С. 137−150.
- Лернер И.Я., Скаткин М. Н. Методы обучения. // Дидактика средней школы. / Под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1975. — С. 146 186.
- Липкина А.И. Психология учебного труда. // Начальная школа. 1993. — № 12. — С. 11−14.
- Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения. М.: Просвещение, 1982. -191 с.
- Лобанова Н.Н. Формирование умственного действия планирования у младших школьников: Дисс.. канд. психол. наук. Л., 1978. — 189 с.
- Ломов Б.Ф. Психические процессы и общение.// Методологические проблемы социальной психологии. / Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1975. — С. 151−164.
- Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе. Л.: ЛГПИ, 1973. — 82 с.
- Малафеев Р.И. Проблемное обучение физике в средней школе. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. — 190 с.
- Маркова А.К. Формирование учебной деятельности и развитие личности школьника. // Формирование учебной деятельности школьников. / Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1982. — С. 21−28.
- Маркова А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. -М.: Педагогика, 1990. 192 с.
- Мартынович М.А. Диагностика и развивающее обучение. // Советская педагогика. 1991. — № 4. — С. 38−44.
- Матвеева JI.A. Развитие свойств субъекта учебной деятельности в младшем школьном возрасте. JI.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1991. — 59 с.
- Матрос Д.Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 128 с.
- Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1984. 144 с.
- Матюшкин A.M. Основные направления исследования мышления и творчества. // Психологический журнал. 1984. — № 1. — С. 9−18.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 168 с.
- Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности. // Вопросы психологии. 1982. — № 4. — С. 5−12.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, 1977. — 240 с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. — 368 с.
- Махмутов М.И. Современный урок. М.: Педагогика, 1981. — 192 с.
- Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. М.: Знание, 1986. — 80 с.
- Машбиц Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. Киев: Выща школа, 1987. — 224 с.
- Мелешко С.И. Принцип проблемное&trade- и пути его реализации в учебном процессе. Барнаул, 1985. — 40 с.
- Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избр. психол. труды. М., 1989. — 218 с.
- Меретукова З.К. Теоретические и практические основы развивающего обучения. Майкоп: Изд-во Адыгейского гос. ун-та, 1994, — 228 с.
- Мещерова И.А. Формирование у младших школьников умения анализировать и принимать учебную задачу. Дисс. канд. пед. наук. JL, 1989. — 218 с.
- Мингазов Э.Г. Это принцип обучения.// Вестник высшей школы. 1979. — № 7.-С. 11−15.
- Моисеенко Е.С., Макарова В. И. Возможности использования проблемного обучения при изучении ряда орфографических правил. // Начальная школа.1991.-№ 3.-С. 16−20.
- Мочалова Н.М. Методы проблемного обучения и границы их применения. -Казань: Изд-во Казанского университета, 1979. 158 с.
- Мясников В.А. О функциях общеобразовательной школы. // Педагогика.1992.-№Ю.-С. 20−23.
- Напольнова Т.В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1983. — 111 с.
- Невский В.П. Один из видов обучения. // Вестник высшей школы. 1982, № 1.-С. 24−26.
- Немчикова JI.A. Формирование у младших школьников общего способа решения учебных задач на основе межпредметных связей: Дисс.. канд. пед. наук.-Л., 1989.-203 с.
- Новикова Л. И. В зоне «хаоса» можно все. // Учительская газета. 1995, № 52 (26 декабря). — С. 8.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995 — 360 с.
- Обучение и развитие. / Под ред. JI.B. Занкова. М.: Педагогика, 1975. — 440 с.
- Орлов В.И. Процесс обучения: природа, противоречия, принципы. М. Московский университет потребительской кооперации, 1996, — 61 с.
- Орлов В.И. Вопросы дидактики: качественная характеристика обучения и его результата. М.: Московский университет потребительской кооперации, 1998. — 136 с.
- Осницкий А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности. М.: Знание, 1986. — 77 с.
- Панченко Г. Д. Роль проблемное&trade- в усвоении знаний учащимися. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Киев 1971. — 23 с.
- Педагогика. / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1988. — 479 с.
- Педагогика. / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агенство, 1996. — 602 с.
- Петровский А.В. Личность в психологии: парадигма субъектнОсти. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 512 с.
- Петровский А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности. // Вопросы психологии. 1987. — № 7. — С. 15−26.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-пресс, 1994. — 526 с.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества- М.: Педагогика, 1972.- 184 с.
- Погорелова Н.А. Элементы проблемного обучения на уроках природоведения. // Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведения. / Сост. Л. М. Мельчаков. М.: Просвещение, 1981.-е. 25−38.
- Подласый И.П. Педагогика. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996−432 с.
- Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам. / Под ред. И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1972. — 239 с.
- Пойа Д. Математическое открытие. М.: Наука, 1976. — 448 с.
- Полякова А.В. Дидактические основы учебника для начальных классов в условиях развивающего обучения. Автореф. дисс. докт. пед. наук М., 1993. -65 с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.-280 с.
- Попова Л.Г. Повышение качества знаний и умений младших школьников в условиях проблемного обучения. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Л., 1984. -16 с.
- Психологический словарь. / Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983.-447 с.
- Психологический словарь. / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1998 — 440 с.
- Психология. / Под ред. А. А. Крылова. М.: Проспект, 1998. — 584 с.
- Психология развивающейся личности. / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1987. — 238 с.
- Путляева Л.В. О функциях эмоций в мыслительном процессе. // Вопросы психологии. 1979. — № 1. — С. 28−37.
- Пушкин В.Н. Психология целеполагания и проблемы интеллектуальной активности. // Вопросы психологии. 1977. — № 5. — С. 74−86.
- Пушкин В.Н. Эвристические методы в кибернетике и проблемы психологии продуктивного мышления. // Научное творчество. / Под ред. С. Р. Микульского, М. Г. Ярошевского. М.: Наука, 1969. — С. 347−380.
- Раев А.И. Управление умственной деятельностью младшего школьника: Учебное пособие. Л.: Изд-во ЛГПИ, 1976. — 134 с.
- Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний. / Под ред. М. В. Зверевой. М.: Педагогика, 1983. — 169 с.
- Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности. / Под ред. В. В. Давыдова, В. В. Рубцова. Новосибирск: Изд-во Психологический институт РАО, 1995. — 225 с.
- Регуш Л.А. Развитие способностей прогнозирования в познавательной дея- -тельности. Л.: ЛГПИ, 1983. — 84 с.
- Репкин В.В. Развивающее обучение и учебная деятельность. Рига., 1992. -44 с.
- Репкин В.В. Формирование учебной деятельности как психологическая проблема. // Вестник Харьковского университета. Психология памяти и обучения. Харьков, 1977, № 155. — С. 32−38.
- Репкин В.В. Функции учебника на начальных этапах формирования учебной деятельности. // Психологические проблемы процесса обучения младших школьников. / Под ред. Л. М. Фридмана. М.: НИИ общей и пед. психологии, 1978.-С. 13−14.
- Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Институт философии, 1958. — 147 с.
- Рубинштейн С Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. -416 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989. -Т. 1.-488 е., Т. 2.-328 с.
- Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения М.: Педагогика, 1988. — 160 с.
- Семенов И.Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвитие личности. // Вопросы психологии. 1983. — № 2. — С. 3542.
- Семенов И.Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности: Учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2000. — 64 с.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. М.: Логос, 1999. — 272 с.
- Скаткин М.Н., Краевский В. В. Содержание общего среднего образования. Проблемы и перспективы. М.: Знание, 1982. — 96 с.
- Славская К. А. Детерминация процесса мышления. // Методологические и теоретические проблемы психологии. / Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1969. — С. 175−224.
- Славская К. А. Мысль в действии. М.: Политиздат, 1968. — 208 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. М.: Школьная пресса, 2000. — 416 с.
- Смагина А.В. Проблемное обучение математике в начальных классах. Ав-тореф. к.п.н. Киев, 1976.- 32 с.
- Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М.: Просвещение, 1966. 350 с.
- Современная дидактика: теория практике. / Под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. — М.: Изд-во ИТП и МИОРАО, 1993. — 288 с.
- Степанов С.Ю., Семенов И. Н. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач. // Вопросы психологии. 1982. — № 1. -С. 99−104.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1988.- 175 с.
- Тараданова И.И. Оптимальное сочетание форм учебной работы в структуре уроков различных типов как условие развивающего обучения. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Челябинск, 1995. — 22 с.
- Телегина Э.Д., Богданова Т. Г. Соотношение мотивов и целей в структуре мышления. // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. / Под ред. O.K. Тихомирова. М.: Изд-во Московского ун-та, 1979. — С. 22−29.
- Телегина Э.Д., Волкова Т. Г. Мотивация и процессы целеобразования. // Психологические механизмы целеобразования. / Под ред. O.K. Тихомирова. -М.: Наука, 1975. С. 21−109.
- Телегина Э.Д., Гагай В. В. Виды учебных действий и их роль в развитии творческого мышления младших школьников. // Вопросы психологии. 1986. -№ 1.-С. 47−53.
- Темина С.Ю. По пути развития школьника. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 1999. — 176 с.
- Терехов В.А., Васильев И. А. Исследование процесса целеобразования при решении мыслительных задач. //Вопросы психологии. 1975, № 1. — С. 12−21.
- Тимофеева С. А. Об особенностях формирования способности к вариативности решений в учебной деятельности младших школьников // Герценовские чтения: Дошкольное и начальное образование на пороге третьего тысячелетия. -СПб., 1999.-С. 15−19.
- Тихомиров O.K., Клочко Б. Е. Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности. // Вопросы психологии. 1980. — № 5. — С. 23−31.
- Философская энциклопедия. / Под ред. Ф. В. Константинова. М.: Советская энциклопедия, 1970. — 740 с.
- Философско- психологические проблемы развития образования. / Под ред. В. В. Давыдова. М.: ИНТОР, 1994. — 128 с.
- Фридман JI.M. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. М.: Педагогика, 1977. 207 с.
- Фридман J1.M. Педагогический опыт глазами психолога. М.: Просвещение, 1987.-224 с.
- Фридман Л.М. Проблема обучения и развития в современных условиях в психологии образования. // Феникс. 1995. — № 3. — С. 9−16.
- Фридман Л.М., Маху В. И. Проблемная организация учебного процесса .М.: НИИ общей и пед. психологии, 1990. 60 с.
- Фурман А.В. Влияние особенностей проблемной ситуации на развитие мышления учащихся. // Вопросы психологии. 1985. — № 2. — С. 68−72.
- Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. М.: Владос, 2000. — 320 с.
- Цукерман Г. А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться: Дисс. докт. психол. наук. М., 1992. — 364 с.
- Чудинова А.В. Мысли о работе учителя. // Начальная школа. 1994. — № 3. -С. 86−90.
- Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. (Психологические основы развивающего обучения) М.: АО Столетие, 1995. — 192 с.
- Шамова Т.И. Проблемный подход в обучении. Новосибирск: ЗападноСибирское кн. изд-во, 1969. — 68 с.
- Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Перспективы. / Под ред. B.C. Библера. Кемерово: Алеф, 1993. — 414 с.
- Шумакова Н.Б. Диалог и развитие творческой активности у детей. // Развитие творческой активности школьников. / Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Педагогика, 1991. — С. 13−33.
- Щукина Г. А. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — 203 с.
- Элиава H.JT. Мыслительная деятельность и установка. // Методологические проблемы психологии. / Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1969. — С. 278 318.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. -554 с.
- Эрдниев П.М. Укрупнение дидиактических единиц как технология обучения. В 2 Ч. М.. Просвещение, 1992. — 175 с. и 256 с.
- Эсаулов А.Ф. Психология решения задач. М.: Высшая школа, 1972. — 216 с.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. — 144 с.
- Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения. // Педагогика. 1995. — № 2. — С.
- Якунин В.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. СПб.: Полиус, 1998.-639 с.
- Ярошевский М.Г. О внешней и внутренней мотивации научного творчества.
- Проблемы научного творчества в современной психологии. / Под ред. М.Г.
- Ярошевского. М.: Наука, 1971 — С. 204−223.