Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование готовности школьников к профессиональному самоопределению в сфере туризма: На примере Кабардино-Балкарской Республики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На защиту выносятся следующие ноложепня: 1. Для формирования готовности школьников к профессиональному самоопределению в сфере туризма необходимо придерживаться следующих принципов: взаимосвязи и взаимодополняемости теоретического обучения и практики через углубленное знание культурно-исторического наследия регионапоследовательности в осознании природно-климатических, культурно-исторических… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Характеристика историко-культурных и природно-географических условий развития туризма в Кабардино-Балкарской Республике
    • 1. 1. Теория и практика формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению в процессе туристскому. краеведческой деятельности
    • 1. 2. Содержание деятельности по профессиональному самоопределению как отражение историко-культурного и природно-рекреационного потенциала Кабардино-Балкарской Республики
    • 1. 3. Характеристика сети учреждений, организаций и объединений дополнительного образования туристско-краеведческого профиля в Кабардино-Балкарской Республике
  • Глава II. Организационное и научно-методическое обеспечение процесса формирования готовности школьников к профессиональному самоопределению в сфере туризма
    • 2. 1. Структурно-функциональная модель содержания деятельности учреждений дополнительного образования по профессиональному самоопределению школьников в сфере туризма

    2.2. Педагогические технологии формирования готовности школьников к профессиональному самоопределению в сфере туризма. I. 2.3.Критерии и показатели оценки готовности школьников к профессиональному самоопределению в сфере туризма.

Формирование готовности школьников к профессиональному самоопределению в сфере туризма: На примере Кабардино-Балкарской Республики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность псслсдопаппи. Северный Кавказ является уникальным природно-климатическим и историко-культурным регионом. Здесь исторически, в течение нескольких веков сформировались специфические традиционные формы совместного проживания различных народов. Политические преобразования и экономические реформы 80−90-х ХХв. Сопровождались неизбежным в таких ситуациях обострением противоречий в обществе, в ряде случаев принявших форму вооруженных межэтнических конфликтов.

В Кабардино-Балкарской Республике удалось избежать негативного развития событий на основе взаимосогласованных действий, направленных на решение этносоциальных проблем и внедрения новых демократических форм и стандартов жизни.

Главной проблемой региона в целом и каждой республики в отдельности является необратимое в большинстве случаев падение промышленного производства в условиях значительной избыточности трудовых ресурсов. В подобных обстоятельствах актуализируется задача эффективного использования ресурсов региона-запасов полезных ископаемых и рекреационного потенциала. Важно осознать и использовать преимущества природно-географических и культурно-исторических особенностей Северного Кавказа, открывающих индивидууму широкие возможности для профессионального самоопределения и самореализации в сфере развивающейся индустрии туризма.

В современном динамичном мире, в переходный период к постиндустриальному обществу ключевым фактором модернизации становится образование, его качество, предполагающее соответствие результатов образовательной деятельности целям, потребностям и реальным возможностям общества, государства и самой личности.

В этих условиях успешное решение сложных задач современного образования зависит от выбора базисных приоритетов. Одним из таких приоритетов является опора образовательных программ основного и дополнительного образования на духовные ценности культурно-исторического и природного наследия страны, региона в целях более осознанного выбора жизненного пути, социального и профессионального самоопределения школьников в той или иной реально развивающей отрасли.

Кабардино-Балкарская Республика, расположенная в центральной предгорной и горной зонах Северо-Кавказского региона, отличается тем, что у нее даже по сравнению с соседними республиками меньше возможностей для развития экономики на основе промышленного производства конкурентоспособной продукции, и одновременно, богатейшим рекреационным потенциалом, в особенности в области индустрии курортологии и туризма. Соответственно, все острее актуализируется проблема воссоздания эффективной системы подготовки профессионалов для этой сферы деятельности.

Анализ состояния профессиональной подготовки специалистов для сферы туризма в различных образовательных учреждениях выявил противоречия, которые заключаются в следующем:

— в педагогической науке накоплен достаточно мощный теоретический потенциал знаний о закономерностях развития системы непрерывного профессионального образования, но эти знания не адаптированы с учетом специфики содержания профессиональной деятельности специалистов, занятых в сфере туризма, с учетом природно-географических и социально-экономических возможностей региона;

— в КБР действует широкая сеть разнообразных образовательных учреждений туристско-краеведческого профиля, которые предпринимают определенные усилия в подготовке специалистов туризма среднего звена (инструкторы, проводники, аниматоры и т. п.), но эффективность этой работы крайне низкая в связи с недостаточной разработанностью средств программно-методического обеспечения учебного процесса;

— имеется широкая сеть образовательных учреждений (общего и дополнительного образования), но она не представляет единого образовательного пространства, которое бы обеспечивало преемственность в формировании готовности школьников к профессиональному самоопределению в сфере развивающейся индустрии туризма.

Проблема состоит в том, чтобы на основе гармонического развития содержания общего и дополнительного образования обеспечить преемственность в деятельности образовательных учреждений и повысить эффективность формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению в сфере туризма.

Изучение литературы по названной проблеме и анализ состояния практики образовательных учреждений, определили выбор темы исследования «Формирование готовности школьников к профессиональному самоопределению в сфере туризма (на примере Кабардино-Балкарской Республики)».

Цель исследования: разработать содержание, формы и методы педагогической деятельности, направленной на формирование готовности школьников к профессиональному самоопределению в сфере туризма.

Объект исследования: процесс формирования готовности школьников к профессиональному самоопределению в сфере туризма.

Предмет исследования: содержание, формы и методы деятельности педагога по формированию готовности школьников к профессиональному самоопределению в сфере туризма.

Гипотеза исследования: эффективность деятельности педагога по формированию готовности школьников к профессиональному самоопределению в сфере туризма будет выше, если:

— разработана организационно-педагогическая структура педагогической деятельности, направленной на формирование готовности школьников к профессиональному самоопределению в сфере туризмаопределена и охарактеризована система умений школьников, способствующих повышению уровня их готовности к профессиональному самоопределению в сфере туризмаразработаны соответствующие средства программно-методического обеспечения, способствующие формированию готовности школьников к профессиональному самоопределению в сфере туризма;

— определены критерии и показатели оценки уровня готовности школьников к профессиональному самоопределению в сфере туризма.

В соответствии с целью, предметом и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:

1. Разработать организационно-педагогическую структуру процесса формирования готовности школьников к профессиональному самоопределению в сфере туризма;

2. Классифицировать умения, отражающие различные уровни готовности школьников к профессиональному самоопределению в сфере туризма;

3. Систематизировать содержание, формы и методы формирования готовности школьников к профессиональному самоопределению в сфере туризма;

4. Разработать критерии и показатели оценки уровня готовности школьников к профессиональному самоопределению в сфере туризма.

Общей тсорстпко-мстодологичсском базой исследования являются: педагогические и психолого-педагогические концепции развития дополнительного образования (Вахтеров В.П. 49], Медынский Е. Н. 145], Горский В. А. 63], Панов В. И. 162] и др.);

— учение о соотношении национального и общечеловеческого в духовной жизни народа (К.Д.Ушинский [198], Ы. Гумилев [66], В. А. Сухомлинский [188];

— культурно — историческая теория развития Л. С. Выготского [53];

— концепция формирования готовности школьников к социальному и профессиональному самоопределению школьников (С.Н.Чистякова, Н. Ф. Родичев [205] и др.);

— положения личпостно ориентированного подхода в педагогическом процессе (В.И.Андреев [8], Е. В. Бондаревская [32], И. С. Якиманская [216]);

— теоретические взгляды С. И. Гессена [60] о культуросообразности воспитания и образования;

— педагогическое наследие адыгских и балкарских просветителей А. Г. Кешева [102], К. Атажукина [15], и др.;

— исследования по этнопедагогике Г. Н. Волкова [50], М. Б. Гуртуевой [67], М. Г. Загазежева [79].

В процессе исследования, в соответствии с его целыо использовались следующие методы:

• теоретико-методологический анализ философской, психолого-педагогической, методической, краеведческой и управленческой литературы;

• изучение опыта работы различных образовательных учреждений общего и дополнительного образования, организаций и объединений ТКП;

• организация педагогического эксперимента, в ходе которого осуществлялись педагогическое наблюдение, опрос, метод экспертной оценки, опытная работа, беседа, тестирование, исследование статистических данных, анкетирование учителей, родителей, учащихся;

• моделирование и проектирование педагогических условий;

• статистические методы обработки полученных результатов.

Исследование проводилось в несколько этапов:

На первом этапе (1997;1999гг.) осуществлялось изучение и анализ психолого-педагогической литературы для определения теоретических основ исследования, разрабатывались параметры опытно-экспериментальной работы, формулировалась цель, задачи, гипотеза исследования.

Второй этап (2000;2003гг.) проводилась опытно — экспериментальная работа в городских образовательных учреждениях и объединениях ТКП по проверке достоверности выдвинутой гипотезы, обоснованию педагогических условий, способствующих повышению эффективности формирования готовности школьников к профессиональному самоопределению в сфере туризма.

На третьем этапе (2004;2005 гг.) проводился анализ, сопоставление и обобщение материалов опытноэкспериментальной работы, формулировались и проверялись выводы по результатам исследования, уточнялись отдельные теоретические положения, разрабатывались и апробировались в практике методические рекомендации.

Научная новизна исследования состоит в том, что 1. Выявлены следующие принципы организации дополнительного образования туристско-краеведческого профиля, способствующие формированию готовности школьников к профессиональному самоопределению в сфере туризма: единства исторического и культурологического подходовединства природно-географических и социально-экономических особенностей регионапреемственности личностно-деятельностного и профессионального самоопределения.

2. Систематизировано содержание обучения ТКП по основным направлениям и видам туризма.

3. Разработана система классификации навыков и умений обучающегося с целью определения готовности к профессиональному самоопределению в сфере туризма.

4. Определено общее состояние готовности контингента обучающихся в системе дополнительного образования к профессиональному самоопределению в сфере туризма и получено распределение контингента по уровням готовности: низкий (ознакомительный), средний (организационно-репродуктивный), высокий (проектно-продуктивный).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что

— сформулированы принципы формирования готовности школьников к профессиональному самоопределению в сфере туризма, расширены представления о специалистах, занятых в сфере туризма (менеджеры, специалисты гостеприимства и сферы туристских услуг и др.) — разработано и экспериментально апробировано содержание дополнительного образования ТКП, формы и методы туристско-краеведческой деятельности в условиях становления рыночных отношений и информатизации общества.

Практическая значимость исследования состоит:

— в разработке программ туристско-краеведческого профиля («Согласие», «Намыс»), способствующих формированию готовности школьников к профессиональному самоопределению в сфере туризма и в осуществлении на практике организационно-методических рекомендаций для специалистов, работающих в сфере туризма;

— в адаптации критериев (когнитивные, мотивационно-личностные, деятельно-практические и др.) оценки уровня готовности школьников к профессиональному самоопределению в сфере туризма;

— в разработке рекомендаций для педагогов ТКП по формированию готовности школьников к профессиональному самоопределению в туризме.

Обоснованность н достоверность результатов исследования обусловлены общей методологией работы, системным анализом изучаемых явлений, использованием современных концепций, личным опытом работы с применением комплекса взаимодополняющих методов исследования, в единстве теории и практики туристско-краеведческой деятельности школьников.

На защиту выносятся следующие ноложепня: 1. Для формирования готовности школьников к профессиональному самоопределению в сфере туризма необходимо придерживаться следующих принципов: взаимосвязи и взаимодополняемости теоретического обучения и практики через углубленное знание культурно-исторического наследия регионапоследовательности в осознании природно-климатических, культурно-исторических, этических и ментальных особенностей региона в туристском аспектепринципа погружения в активную локальную этнокультурную средуцелостного гармоничного восприятия поликультурного наследия регионапринципа единства воспитания национального самосознания и межэтнической и конфессиональной толерантностипринципа направленности совместной деятельности педагога и обучающихся иа развитие навыков самопознания и самореализации.

2. Степень готовности школьников к профессиональному самоопределению в сфере туризма можно характеризовать по системам критериальных оценок когнитивных, мотивационно-личностных, деятельно-практических и коммуникативных навыков и умений.

3. Структурно-функциональная модель дополнительного образования, отражающая содержание, формы и методы формирования готовности школьников к профессиональному самоопределению в сфере туризма.

4. Формирование готовности школьников к профессиональному самоопределению в сфере туризма — это динамичный, системно-организованный, вариативный, индивидуально-творческий процесс освоения социального опыта познавательной, исполнительской, творческой и коммуникативной деятельности, который обеспечивается совокупностью педагогических условий, среди которых приоритетное значение имеют гуманистическая направленность воспитания и развития обучающихся.

Апробация основных положений исследования осуществлялась в процессе проведения учебно-экспериментальной работы, путем публикаций научно-исследовательских материалов в периодической и научно-педагогической печати, в выступлениях на научно-практических конференциях (IV Российской межвузовской научно-практической конференции

Психодидактика высшего среднего образования" (Барнаул, 2002), XXI ЮжноРоссийских психолого-педагогических чтениях по теме «Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона» (Ростов, 2002), Республиканской научно-практической конференции «Национально-региональный компонент в школах КБР: проблемы, решения, перспективы» (Нальчик, 2002), Международной конференции «Туризм во имя мира и развития» (Москва, 2002), Всероссийском семинаре-совещании «Удовлетворение этнокультурных образовательных потребностей в РФ», (Москва, 2003), на заседании лаборатории «Дополнительное образование» ИСМО РАО (2004).

Внедрение в практику осуществлялось при проведении открытых занятий для учителей г. Нальчика и слушателей ИПК КБГУ, в процессе научных сообщений на конференциях, в лекционной работе с учителями КБР при ИПК КБГУ, путем издания методических рекомендаций по курсу «Культура народов КБР» (11 класс) и практического пособия «Вопросы и ответы по истории и культуре народов КБР».

Результаты исследования реализованы в виде спецкурсов «Согласие» и «Намыс», в муниципальном образовательном учреждении СОШ № 19 (г. Нальчик), ГУ ДО «РЦНТТУ», ГОУ ДТ «Кизиловка» МОН КБР.

Заключение

Предпринятое в настоящей диссертации исследование некоторых теоретико-методологических и практико-прикладных проблем формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению средствами туристско-краеведческой деятельности позволило сделать следующие выводы.

1.Разработаны организационно-педагогические принципы формирования готовности школьников к профессиональному самоопределению в сфере туризма: взаимосвязи и взаимодополняемости теоретического обучения и практики через углубленное знание культурно-исторического наследия региона;

— последовательности в осознании природно-климатических, культурно-исторических, этических и ментальных особенностей региона в туристском аспекте;

— принцип погружения в активную локальную этнокультурную среду;

— целостного гармоничного восприятия поликультурного наследия регионапринцип единства воспитания национального самосознания и межэтнической и конфессиональной толерантностипринцип направленности совместной деятельности педагога и обучающихся на развитие навыков самопознания и самореализации.

2. Разработана классификация умений, отражающих степени готовности школьников к профессиональному самоопределению в сфере туризма, в том числе: гностические — умение учитывать при организации туристской деятельности природно-климатические и ландшафтные особенности региона, этнокультурные традиции и обычаи населяющих регион народов, историко-культурные комплексы и историографические достопримечательности родного краяумение работать с архивными материалами, историческими и литературными источниками, умения и навыки здорового образа жизни, самообслуживания и походной жизни, умение применять знания истории своего родного края в развитии взаимоотношений с окружающими, умение составить отзыв или отчет по итогам экскурсии, похода, экспедиции и т. п.;

— коммуникативные — умение высказывать и обоснованно отстаивать свое мнение, умение поддержать диалог, умение оценивать результат работы вербально, делать комментарий и выводы;

— организаторские — умение обосновать дисциплинарные требования к себе и другим участникам туристского похода (экскурсии, экспедиции и т. п.), умение создать ситуацию доброжелательного отношения друг к другу, умение мобилизовать внимание (заинтересованное отношение) участников похода на том или ином участке маршрута (к тому или иному объекту).

3. Определено содержание дополнительного образования ТКП ознакомительного, организационно-репродуктивного и проектно-продуктивного характера в основных направлениях — пешем, водном, горном, конном, велосипедном и т. п., и различных видах — познавательном, оздоровительном, спортивном — туризма, способствующее конкретизации, и специализации профессионального самоопределения школьников (инструкторы и проводники, менеджеры гостеприимства и стратегического управления, экскурсоводы, т.п.).

4. Установлены когнитивный, мотивационно-личностный, деятельно-практический, коммуникативный критерии оценки уровня готовности школьников к профессиональному самоопределению в сфере туризма по показателям знаний, умений и навыков;

5. Выявлены уровни готовности контингента школьников к профессиональному самоопределению в сфере туризма: низкий (ознакомительный), средний (организационно-репродуктивный), высокий (проектно-продуктивный).

6. Доказано, что приобщение подростков к туристско-краеведческой деятельности, к изучению историко-культурного наследия этноса способствует рационально-аналитическому подходу школьников при выборе того или иного вида в будущей профессиональной деятельности в сфере туризма.

7. Установлено, что включение школьников в поисковую работу, в работу с архивными материалами, в работу археологических экспедиций в значительной мере способствовало развитию интереса учащихся к историко-культурному наследию этноса в контексте мировой культуры и формированию готовности школьников к профессиональному самоопределению в туризме.

8. Разработанные автором средства программно-методического обеспечения дополнительного образования ТКП — программы, дидактические материалы, тестовые задания, рекомендации для педагогов и др. — представляют собой согласованный системный комплекс историко-культурных, природно-географических и социально-экономических содержательных элементов образовательной технологии, отражающей особенности социального опыта школьников в различных видах деятельности ТКП (познавательная, репродуктивная, творческая) и способствующей повышению эффективности формирования готовности школьников к профессиональному самоопределению в сфере туризма. 4

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. К. Балкария: Исторический очерк.- Нальчик, 1992.- 152с.
  2. Аблулатппо" Р. Г. Человек. Нация. Общество.- М., 1991.- 224с.
  3. Абульханова Славскаи К. А. Психология личности: новые исследования. Сб. ст.- М.: РАО, 1998.-275с.
  4. М.К., Козлова В. Т. Способности и одаренности.// Рабочая книга школьного психолога./ Под ред. И. В. Дубровиной.-М.: Просвещение, 1991 303с.
  5. Е.А. Формирование коммуникативной компетентности менеджеров туризма в процессе изучения иностранного языка: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1999.- 25с.
  6. A.A. Формирование национального самосознания старшеклассников в УВР школа: Дисс. канд. пед. наук.- Минск, 1993.-185с.
  7. .Г. Психологическая культура человека как субъекта. // Человек и общество.-1967, № 5.-С.35−42.
  8. В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. -Казань: Изд. Казанского университета, 1996.-116с.
  9. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань. Казанский университет, 1988.-238с.
  10. Ю.Архандссва Г. А. Педагогическое руководство формированием жизненных стратегий подростков-воспитанников учреждений дополнительного образования (на примере детского экскурсионно-туристского центра): Автореф.. канд.. пед. наук.- М, 1996.-21с.
  11. С.И. и др. Теоретические основы научной организации педагогического исследования,— М.:3нание, 1976.-125с.
  12. М.А. Новое мышление и проблема роста национального самосознания личности// Национальный вопрос и новое мышление: Сб. ст./Ерев. гос. ун-т. Редкол.: Л. А. Абрамян и др.- Ереван, 1989.-С.247−265.
  13. Л.Г. Культурно — историческая психология и конструирование миров.- Воронеж: «МОДЭК», 1996.-768с.
  14. Ы.Асмолов А. Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1979.- 151 с.
  15. К. Избранное.- Нальчик, 1991.-167с.
  16. П.Р. Политехническое образование.- М.: Просвещение, 1992.-С.8−12.
  17. М.М. Педагогические условия реализации регионального компонента в профессиональной подготовке студентов туристского вуза: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Сходня, 2000.-24с.
  18. O.A. Формирование профессиональной готовности будущего учителя к воспитательной работе средствами физической культуры: Автореф. дис. .докт. пед. наук. М., 1991.-40с.
  19. A.A. Этнопедагогические средства формирования национального самосознания учащихся (на примере школ Таймыра): Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 1996.-21с.
  20. Бсл1111Скпн В.Г. О воспитании детей. Хрестоматия по истории педагогики.-Минск, 1971.-С.271.
  21. Бсл11пск11н В. Г Поли. собр. соч.: в 13 т.- М., 1954.Т.4.
  22. В.П. Основы теории педагогических систем.- Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1977.-214с.
  23. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-192 с.
  24. B.C. Нравственность. Культура. Современность.- М.: Знание, 1990.-62с.
  25. B.C. От наукоучения к логике культуры.- М.: Политиздат, 1991.-412с.
  26. B.C. Школа диалога культур. Целостная концепция школы диалога культур. Теоретические основы программы.// Психологическая наука и образование.-1996.-№ 4.-С.66−73.
  27. БлопскпИ П. П. Избранное.-М.: Просвещение, 1968.-364с.
  28. П.П. Избранные психологические и педагогические произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 1979.-Т. 1 .-304с., т.2.- 400с.
  29. Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. -М.: Знание, 1979.-39 с.
  30. Большая Советская Энцпклопедня. М., 1985. — 775 с.
  31. Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы. Ростов — на/ Д: РГПИ, 1986. — 120 с.
  32. Е.В. Формирование нравственного сознания старших школьников. Ростов- н/Д: РГПИ, 1976. — 116 с.
  33. Н.В., Эрганова Н. Е. Основы разработки модульной технологии обучения. Екатеринбург. Уральский гос. проф. пед. Университет, 1994.- 87 с.
  34. Бро.млсй Ю. В. Очерки теории этноса.- М.: Наука, 1983.-412с.
  35. А.О. Нравственно- психологическое единство образа жизни советского народа.- Jl., 1978.-C.82−83.
  36. И.И. Методические основы профессиональной подготовки организаторов туристской анимации: Дисс. канд. пед. наук.- М, 1999.- 168 с.
  37. И.И. Этнопедагогические основы патриотического воспитания школьников (на примере Республики Башкортостан): Автореф. дис.. докт. пед. наук.- М., 1999.-34с.
  38. И.И. Патриотическое самовоспитание учащихся.- Уфа, 1991.-68с.
  39. B.B. Учебно-производственная зарубежная практика менеджеров туризма в системе высшего профессионального образования: Лвтореф. дне. канд. пед. наук.- М. 2000.- 25 с.
  40. A.A. Концептуальные основы перехода к непрерывному образованию.- М.: НИИВШ, 1989.-46с.
  41. К.В. Проблемы формирования жизненных планов старшеклассников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1971.-22с.
  42. В.И. Живое вещество биосферы. М., 1994. — 672 с.
  43. М.Я., Горский В. А., Кабачков В. А., Кальиси В. А. Методология профессионального туристского образования. // Под ред. В. А. Квартальнова, В. А. Горского, И. В. Зорина М.: Советский спорт, 2001.- 200 с.
  44. М.Я. Формирование профессиональной культуры учителя.- М., 1993.- 126 с.
  45. Внтн11ьш В. Ф. Профессиональная ориентация.- М.: Педагогика, 1986.-107с.
  46. Т.Н. Деятельностный подход в проектировании содержания профессионального туристского образования.- М.: Советский спорт, 2001.-200с.
  47. Е.В. Особенности коммуникации в различных видах групповой деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук —М., 1998.-24 с.
  48. Г. Н. Этнопедагогика.- М., 1999.-168с.
  49. Е.Д. Вариативный подход к профессиональному самоопределению подростков: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-Ярославл ь, 1994.-18с.
  50. JI.C. Развитие личности и мировоззрение ребенка // Психология личности: тексты: Сб. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея.-М.: Изд. МГУ, 1982.-С. 160−165.
  51. JI.C. Собр. соч.: В 6 т./ Под ред. А. М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1982−1985.-Т.1−6.
  52. Вьг/К11ваиис. / сост. С. И. Коледа, П. И. Драчев.- Минск. ООО «Лазуран», 1996.-464с.
  53. Гал1>псрш1 П. Я. Психология как объективная наука. Избр. Труды. Воронеж, 1998.-480с.
  54. Гаранп11а Е. Н. Формирование профессиональных навыков обслуживания туристов в процессе подготовки менеджеров гостеприимства: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 2000.-24с.
  55. З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика. Дисс.. доктор, пед. наук в виде монографии.-М., 2000.- 44 с.
  56. ГершунскиП Б. С. Менталитет и образование.- М.: Инст. Практ. Психологии, 1996.-142с.
  57. .С. Философия образования для XXI в.- М.: Совершенство, 1998.-605с.
  58. С.И. Основы педагогики.- М.: Школа-Пресс, 1995.-448с.
  59. М.А. Воспитание патриотизма у старшеклассников игровыми формами туристско-краеведческой деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 1999.-20с.
  60. Горски и В. А., Журкипа А. Я. Педагогические основы развития дополнительного образования детей // Дополнительное образование. — 1999. -№ 1. С. 4−6.
  61. Горскип В. А. Стратегия вовлеченности: Социально технологические подходы к управлению карьерой менеджеров туризма.// Актуальные проблемы развития туризма. Сб. научных трудов.- М.: Финансы и статистика. 1999.-С.45−52.
  62. Т.К. Профессиональная подготовка менеджеров туризма средствами природного рекреационного потенциала региона: Дис.. канд. пед. наук.- Сходня, 1999.-148с.
  63. JI. Н. Этногенез и биосфера Земли. / Под ред. B.C. Жекулипа. Л.: Изд-воЛГУ, 1989.-495с.
  64. М.Б. Этнопедагогика карачаево-балкарского народа.- Нальчик, Эльбрус, 1997.-250с.
  65. Ю.А. Трудовое воспитание подростков в системе туристско-краеведческой деятельности: Автореф. дис.. канд. пед.наук.- М., 1990.-16с.
  66. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ОГЩ «Интор», 1996.-541с.
  67. Дар|||1скнн A.B. Региональный компонент содержания образования.// Педагогика.-1996.-№ 1 .-С. 18−20.
  68. Детский туризм в России. Очерки истории: 1918 1998 гг. Автор-составитель Ю. С. Копстаптниов. — М.: ЦДЮТур, 1998.- 176 с.
  69. Д/Купусов М. С. Личность и нация.// Актуальные философские проблемы общественного развития. Материалы к XV Всемирному философ, конгрессу.-М., 1973.-С.130−135.
  70. Динн11к Н. Я. Горы и ущелья терской области.- Записки Кавказского отдела императорского Русского Географического общества. Кн. XIII, вып.1.- Тифлис, 1884.-С. 1.
  71. Дроби/кева Л. М. Национализм, этническое самосознание и конфликты в трансформирующем обществе: основные подходы к изучению// Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 1990-х гг.- М., 1994.-С. 16−37.
  72. П.К. Научно методические основы формирования у школьников интереса к физической культуре: Лвтореф. дис.. докт. пед. наук.-Архангельск, 1995.-43с.
  73. Епдал1,цсв B.C. Выбор профессии: социальные, экономические и педагогические факторы.- Киев: Hayкова думка, 1982.-205с.
  74. И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
  75. И ванов П. В. Педагогические основы школьного краеведения. Петрозаводск, 1966. 182 с.
  76. С. А. Педагогические основы начальной подготовки юных туристов-проводников в системе дополнительного образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2000.- 27 с.
  77. С. А. Педагогические основы начальной подготовки юных туристов-проводников в системе дополнительного образования. Дисс. канд. пед. наук.- М., 2000.- 195 с.
  78. Л.Н. Методические основы организации учебного процесса в образовательных учреждениях туристского профиля. Дисс. канд. пед. наук. -М., 2000.- 133 с.
  79. Илы1на Е. Н. Туризм путешествие. Создание туристской фирмы. Агентский бизнес: Учеб. для туристских колледжей и вузов. — М.: РМАТ, 1998.- 190с.
  80. Р.И. Формирование культуры межнационального общения в школах со смешанным национальным составом: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Махачкала, 1999.-23с.
  81. Казь.мина Е.Г. Туристско-краеведческое объединение клубного типа как средство профессиональной ориентации учащихся: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Сходня, 2000.- 28 с.
  82. В.А., Шишов С. Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель-ученик».- М.:Пед. общество России, 1999.- 172 с.
  83. E.II. Формирование профессионально значимых качеств у студентов туристского вуза в процессе изучения информатики. Дис. канд. пед. наук.-М.: 2000.-137 с.
  84. В.Л. Педагогика и туризм: Учебник. М.: Советский спорт, 2000.-360 с.
  85. II.В. Педагогические основы краеведческой подготовки студентов туристского вуза. Дисс. канд. пед. наук.- М. 1999.- 174 с.
  86. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. — 224 с.
  87. Ю9.Когап Л.II. Человек и его судьба. М.: Мысль, 1988.-283с.
  88. А.А. Содержание и нормативы базовой туристской подготовки школьников Ш УШ классов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1990. -25 с.
  89. Ю.В., Ярошенко В. В. Полевой туристский лагерь школышков.-М., 1997.-36 с.
  90. Ю.С. Теоретические основы програмно-методического обеспечения учреждений дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля: Дисс. канд. пед. наук. М., 1999.- 181с.
  91. Ю.С. Детско-юношескому туризму 80 лет // Внешкольник.- 1998.- № 12.-С. 16−19.
  92. В.В. п др. Междисциплинарные исследования в педагогике (методологический семинар).- М.:ИТПИМИО, 1994.-228с.
  93. Крптсрпн и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению. Методическое пособие./ Науч. ред. С. Н. Чистякова, А. Я. Журкина. Изд-во ИОСО РАО, 1997.-80с.
  94. Т.В. Формирование профессиональной подготовки менеджеров туризма в системе дополнительного образования. Дисс. канд. пед. наук.- М., 1999.- 143 с.
  95. A.M. Педагогические основы деятельности Центра детско-юношеского туризма в системе дополнительного образования. Дисс. канд. пед. наук.- М., 1999.- 172 с.
  96. К.В. Педагогическая эстетика России 20-х гг.: Монография — М.: МИЭТ, 2002.- 128с.
  97. iM.II. Расцвет и сближение наций в СССР. М., 1981.-145с.
  98. C.B. Педагогика личности от концепций до технологий.- ТЦ «Учитель», 2001.- 160с.
  99. C.B. Менеджмент профессионального самоопределения: Учебное пособие- Воронеж, 1998.-198с.
  100. Курнло J1.B. Подготовка экскурсоводов в системе туристского образования. Дисс. канд. пед. наук.- М., 1998.- 236 с.
  101. А. Новая Россия подрастает // Народное образование. -1997.-№ 8.
  102. В.Г., Деркач А. А. Этнопсихология. Теория и методология. В 2-х ч.- М., 1992.
  103. B.C. Содержание образования. М., 1989.-250с.
  104. U.C. Возрастной подход к проблеме детской одаренности. Основные современные концепции творчества и одаренности.- М.: Молодая гвардия.- С. 57−66.
  105. И.Я. Традиции и перспективы деятельностного подхода к психологии.- М.: Педагогика, 1999.-238с.
  106. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.-304 с.
  107. .Н. Географическое изучение рекреационных ресурсов СССР и путей их использования. (В кн. Географическое изучение природных ресурсов и вопросы их рационального использования).- M., 1973.-С.120−145.
  108. Д.С. Учит земля родная.// Советская культура, — 1987.- 20 сентября. -С. 3.
  109. Л.В. Социальная экология.- М.: Владос, 1998.- 310 с.
  110. Лутои11С11н А. И. Как вести за собой.- М., 1981.- 206 с.
  111. ЫО.Лутошкин А. И. Эмоциональная жизнь детского коллектива. М.: Знание, 1978.-48 с.
  112. А.К. Психология профессионализма.- М.: ООО TT, 1996.-308с.
  113. A.B. Формирование готовности студентов к профессиональной деятельности в туристских фирмах: Автореф. дне. канд. пед. наук.- М. 2000.22 с.
  114. Г. М. Ценностные ориентации молодежи в процессе профессионального самоопределения: Автореф. дис.. канд. философ, наук.-М., 1983.-23с.
  115. B.C. Этнопсихология: настоящее и будущее.// Психологический журнал.- 1993.-№ 3.- С. 15.
  116. Нацио11алм1лн доктрина образования. Принята 15.01.2000.-М.- 9с.
  117. II.Д. Методологические проблемы повышения эффективности психолого-педагогического исследования.- М.: АПН СССР, 1985.- 156с.
  118. Педагогпка: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П. И. Пидкасистого.- М., Российское педагогическое агенство, 1995.-638с.
  119. Н.Т. Культурологическая направленность профессиональной подготовки менеджера в области туризма. Дисс.. канд. пед. наук.- Сходня, 1998.- 123с.
  120. Питш1ова Т. Г. Развитие учебного исторического краеведения в советской школе. (20−30-е гг.): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1996.-23с.
  121. Г. Н. Достопримечательные места Кабардино-Балкарии. -Нальчик, 1977.-85с.
  122. В.А. Методологические и теоретические проблемы всеобщей профессиональной подготовки молодежи. Сб. науч. трудов. М.: АПН СССР, 1991.-119с.
  123. E.H. Психологические факторы эффективности учебно-познавательной деятельности старшеклассников // Валеология.1998.- № 1.-С. 17−22.
  124. A.A. Методические основы профессионального самоопределения учащихся туристских линейных классов в процессе музейной практики: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 1999.-24с.
  125. В.П. Педагогические основы семейного туризма в системе дополнительного образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Сходня, 1999.- 23 с.
  126. Прсобра-/Кспск:пп A.A. Патриотизм историческая память народа.- М., 1985.-141 с.
  127. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: Туризм и краеведение. М.: Просвещение, 1982.-351 с.
  128. JI.T. Региональный компонент общего среднего образования как средство развития национального самосознания: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Чебоксары, 2000.-23с.
  129. Н.С. Теоретико-методологические основы активизации профессионального самоопределения: Автореф. дис.. докт. пед. наук.-Екатеринбург, 1995.-39с.
  130. Пспхологи11 развивающейся личности.// Под ред. A.B. Петровского. -Научно исследовательский институт общей и педагогической психологии АПН СССР. — М.:Педагогика, 1987.-240с.
  131. Н.Ф. Предпосылки к становлению профильной ориентации школьников как смыслообразующего элемента предпрофилыюй подготовки// Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования. Сб. научных трудов. М.: ИОСО РАО, 2003.-С.67−72.
  132. Л.Я. Советское студенчество: Социологический очерк. М.: Мысль, 1981.- 207с.
  133. СЛ. Проблемы общей психологии. / Отв. ред. Е. И. Шорохова. М., Педагогика, 1973.-423с.
  134. Руб11пштсйп СЛ. Теоретические вопросы психологии и проблемы личности // Вопросы психологии, № 3, 1957.-С.34.
  135. I>yGiiiiiiiTciin СЛ. Бытие и сознание. М.: Изд-во ЛПН СССР, 1957. -328с.
  136. Л.Г. Теория и практика профессионального самоопределения школьников в учреждениях дополнительного образования: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М.: 1996.-35с.
  137. Са.чохнн Ю. С. Краеведческий подход в туристской подготовке школьников в учреждении дополнительного образования. Автореф. дис. .канд. пед. наук.- М., 1999.-23 с.
  138. Э.А., Крысько В. Г. Введение в этнопсихологию: Учебно-методическое пособие для студентов. М.: Ин-т практической психологии, 1996.-344с.
  139. В.Ф. Педагогические основы системы профессиональной ориентации учащихся средней школы: Автореф. дис.. докт. пед. наук. -М., 1985.-34с.
  140. А.Н. Диверсификация профессионального туристского образования: Автореф. дисс.. докт. пед наук.- Москва, 2004.- 60 с.
  141. В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е.Н.Шиянов- Под ред. В. А. Сластёнина. М.: Издательский центр «Академия», 2002.-576 с.
  142. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность.- М.: Магистр, 1997.-223с.
  143. Д.В. Туристское мастерство как средство профессиональной ориентации учащихся в учреждениях дополнительного образования: Дис.. канд. пед. наук.- М., 1999.-241с.
  144. М.В. Самовоспитание подростков в процессе спортивной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Малаховка, 1989.-23с.
  145. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. — 4-е изд.-М.: Сов. энциклопедия, 1988, — 1600 с.
  146. Л.II. Проблема качества высшего образования в контексте глобальных социальных проблем общественного развития.- СПб, 1999.-87с.
  147. А.И. Гуманизация российского общества (авторская концепция). -СПб., М., 1992.-154с.
  148. II.JI. Формирование гражданской позиции старшеклассников в процессе поисковой деятельности по увековечиванию памяти павших в годы войны: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1995.-22с.
  149. В.А. Методика воспитания коллектива.- М.: Просвещение, 1981.-192с.
  150. В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. — М.: Педагогика, 1979−1981.
  151. Сухомл1111СК'пй В.А. О воспитании. Изд. 5-е. М.: Политиздат, 1985. — 270 с.
  152. Сухомлш1ск1ш В. А. Сердце отдаю детям. — Киев.: Радянська школа, 1981. -382 с.
  153. Н.Ф. Деятельный подход к построению модели специалиста. // Вестник высшей школы.-1986.-№ 3.-С. 10−14.
  154. C.II. Содержание, методы и формы допрофессионалыюй подготовки подростков в центре детско-юношеского туризма (на примере спелеологической секции): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2000.-21с.
  155. Р.У. Талиб Кашежев.- Нальчик, 1981.-95с.
  156. К.Д. Избранные произведения. Вып. 2 М., Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1946.-208 с.
  157. У.некий К. Д. Собр. соч.: в 12 т. Т.П., М.: Изд-во АПН РСФСР, 1952.728 с.
  158. Ун111нский К. Д. Избранные произведения. М.: Педагогика, 1968. — 557с.
  159. Уш1111ский К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т./ Под ред. А. И. Пискунова.-М.: Педагогика, 1974.-т.1.-584с, т.2.-438с.
  160. Э. Иметь или быть?— М.: Прогресс, 1990.-336с.
  161. Хан Гирей. Записки о Черкессии. — Нальчик: Эльбрус, 1992.- 345с.
  162. Ф.Ф. Организационно-педагогические условия формирования национального самосознания учащихся гимназии. Дисс. канд. пед. наук. -Казань, 1994.-178с.
  163. Ха1111сил М. Л. Педагогические условия формирования жизненных планов подростков-воспитанников детских домов семейного типа.- Кемерово: Изд-во обл. ИУУ, 1999.-119с.
  164. К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков// основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997.-С.243−256.
  165. В.Д. Физическая культура в социальных процессах. — М.: ТЕИС, 1995.- 170с.
  166. С.Н., Лсрмср П. С., Роднчсв Н. Ф., Титов Е. В. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников.- М.:6 Новая школа, 2004.-108с.
  167. С.Н. Основы профориентации школьников. М.: Просвещение, 1983.-112с.
  168. С.Н. Технология профессионального успеха. Экспериментальный учебник для 10−11-кл. естественно научного профиля. -М.: Просвещение, 2001.- 144с.
  169. Л.А. Содержание, методы и формы деятельности фирмы в процессе профессиональной подготовки специалистов туристского бизнеса. Дис.. канд. пед. наук.- Сходня, 1999.-176с.
  170. С.Т. Избранные педагогические сочинения. -М.: Столица, 1998. -347 с.
  171. Е.В. Содержание регионального компонента в многоуровневой системе профессионального туристского образования (на примере Красноярского края). Дис. канд. пед наук.- Сходня, 2002.- 159 с.
  172. Щедрови11К11Й Г. П. Педагогика и логика. Сб. ст.-М.: Просвещение, 1993.-412с.
  173. .Г. Понятие деятельности как методологическая проблема. Сб. статей.- М.: Эргономика, 1976.-С.81−89.
  174. .Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки.- М.: Наука, 1978.-328с.
  175. Якп:манская И. С. Разработка технологии личностно — ориентированного обучения.// Педагогика.-1995.-Ж2.- С. 31−41.
  176. Яки:ма11скан И. С. Технология личностно ориентированного образования.- М.: Сентябрь, 2000.- 145с.
Заполнить форму текущей работой