Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование организационно-экономического механизма управления развитием индустрии регионального туризма

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Инновационная деятельность в развитых странах на современном этапе характеризуется широким распространением концепции проектного управления. Сущность концепции состоит в представлении любого целевого изменения действующей системы как проекта — долгосрочного инвестирования в реальные активы, реализация которого! связана с затратой времени и средств. Процесс этих изменений, осуществляемых… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические основы развития индустрии туризма Северо — Западного федерального округа
    • 1. 1. Индустрия туризма как объект социально — экономического исследования
    • 1. 2. Система факторов, влияющих на организационно-экономический механизм управления в туристской индустрии
    • 1. 3. Взаимосвязь функционирования социальной политики с эффективным развитием туристских предприятий Северо — Западного федерального округа
  • Выводы по I главе
  • ГЛАВА II. Подходы к формированию концепции развития туристской индустрии Северо — Западного федерального округа.62т
    • 2. 1. Организационно-экономический механизм управления, влияющий на развитие водного туризма с учетом особенностей Северо — Западного федерального округа
    • 2. 2. ^Оценка.организационно-экономического механизма управления туристской индустрии Северо-Западного федерального округа
    • 2. 3. Методические подходы к определению показателей развития организационноэкономического механизма управления в сфере водного туризма
  • Выводы по П главе
  • ГЛАВА III. Методические аспекты формирования организационно-экономического механизма управления в сфере туристической индустрии Северо-Западного федерального округа
    • 3. 1. Методика формирования системы показателей развития организационноэкономического механизма управления туристической индустрии
    • 3. 2. Интеграция системы организационно-экономического механизма управления, как этапа развития туристской индустрии
    • 3. 3. Инновационные процессы как основа развития организационно-экономического механизма управления туристской индустрии Северо — Западного федерального округа
  • Выводы по Ш главе

Формирование организационно-экономического механизма управления развитием индустрии регионального туризма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Туризм в Российской Федерации признан на государственном уровне приоритетной сферой национальной экономики. Обладая богатыми культурно-историческими и природными ресурсами, страна стоит перед проблемой создания современной индустрии туризма, способной привлечь иностранных и отечественных туристов.

Формирующийся рынок туристских услуг охватывает в основном европейскую часть страны, где наиболее развиты инфраструктура и гостиничное хозяйство. Региональные туристские ресурсы во многом остаются недоступными для массовых потоков туристов вследствие отсутствия современных гостиниц, невысокого качества предоставляемых туристских услуг.

Насущная проблема — создание индустрии регионального туризма, привлекательной для туристов. Решение этой проблемы возможно на основе выработки единой государственной политики и национальной туристской концепции, подготовки конкурентоспособного туристского продукта и государственной поддержки его продвижения на мировом и внутреннем рынках, создания сети современных гостиниц, отелей и иных средств размещения, маркетингового изучения потребительских предпочтений относительно услуг въездного, внутреннего и выездного туризма.

Действующая законодательно-правовая база туристской деятельности в России несовершенна, что сдерживает ее рост. Неотработаны направления взаимодействия индустрии туризма и смежных отраслей национальной экономики, нет устойчивых отраслевых и региональных связей между объектами туристской направленности. Отсутствует надежная статистическая база, позволяющая отслеживать изменения, происходящие на рынке туристских услуг и в индустрии туризма.

Решение целого ряда экономических, организационных, социальных, правовых проблем должно способствовать подъему сферы туризма в России, увеличению ее вклада в национальную экономику, повышению ее рейтинга в мировых показателях туристских прибытий.

Обладая мультипликативным эффектом, туризм способен создать предпосылки для экономического подъема многих российских регионов, увеличения занятости населения, стать доступным для всех слоев населения вне зависимости от уровня дохода и более полного удовлетворения потребности граждан в отдыхе.

Мировой опыт и практика экономической, социальной и политической стабильности развитых в туристическом отношении стран подтверждает тот факт, что географическое положение государства, его природно-климатические ресурсы и достопримечательности становятся всеобщим благом лишь средствами, туризма.

В глобальном этническом кодексе туризма, принятом на Генеральной ассамблее Всемирной туристкой организации в 1985 г., дана следующая рекомендация по дальнейшему развитию индустрии туризма: «Туристская политика должна проводиться таким образом, чтобы она способствовала повышению уровня жизни населения посещаемых районов и отвечала их потребностям». 1.

Индустрия туризма. — это отрасль экономики, которая имеет благородную цель — развитие культуры и образования, организацию общения и отдыха, восстановления сил человека вне зависимости от его социального положения и уровня дохода.

Современная туристская индустрия, как составная часть мировой экономики является одной из доходных и быстроразвивающихся отраслей экономики, которая по доходам вышла на второе место в мире, уступая только топливно-энергетическому комплексу. По оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям, в 2005 году финансовый оборот мировой индустрии путешествий и туризма составил около 6,2 трлн. дол, а к 2015 году этот показатель должен увеличиться до 9 трлн. дол. В ближайшее десятилетие прогнозируется заметный рост туристского сектора: ежегодный спрос на туристские услуги в период с 2005 по 2015 г.г. будет увеличиваться на 4,6%.

1 Биржаков М. Б.

Введение

в туризм: Учебник. Издание 8-е, переработанное и дополненное — СПб.: «Издательский дом Герда», 2006 г. — CD — приложение, Глобальный этический кодекс туризма, статья 5, п. 1.

2 Жукова М. А. Индустрия туризма: менеджмент организации. — М.: Финансы и статистика, 2006. — с.34.

3 Жукова М. А. Индустрия туризма: менеджмент организации. — М.: Финансы и статистика, 2006. — с.35.

В связи с мировым экономическим кризисом 2008 года прогнозируемый спрос на туристские услуги, в лучшем случае, останется на уровне 2005 года, если вообще не приведет к снижении мировых показателей туристского спроса.

Тем самым в рыночных условиях, а тем более в условиях кризиса, уже накоплен опыт организации туристской деятельности, нуждается в обобщении и анализе. Необходимость изучения прогрессивного мирового опыта функционирования индустрии туризма в условиях мирового кризиса, рассмотрение роли организационно-экономического механизма управления влияющих на общую картину развития индустрии туризма в Российской Федерации и создание системы показателей роли организационно-экономического механизма управления, характеризующих формы и направления развития туристской отрасли в целом, а так же увеличение туристских потоков не только за счет въездного туризма, но и за счет внутреннего.

Степень разработанности проблемы. Значительный вклад в разработку теории и организации туристской деятельности, исследования в области развития, управления и становления индустрии туризма и обоснование общеметодологических подходов к определению экономики туризма как науки внесли Азар В. И., Алексеев А. А., Ананьев М. А., Биржаков М. Б., Боголюбов B.C., Власова Т. И., Восколович Н. А., Дурович А. П., Жукова М. А., Закорин Н. Д., Ильина Е. Н., Исаченко Г. А., Карпова Г. А., Квартальнов В. А., Клейман А. А., Козырев В. М., Кузнецов Ю. В., Кротова Н. В., Лаврова Т. А., Орловская В. П., Панов Н. И., Романов С. А., Чибенев A.M., Шпилько С. П., и др.

Экономическим и социальным проблемам развития туризма посвящены труды Александровой А. Ю., Васильева Н. М., Гуляева В. Г., Егорова Е. В., Жильцова Е. Н., Зайцевой Н. А., Зорина И. В., Казакова В. Н., Марининой М. М., Никифорова.

B.И., Папиряна Г. А., Путрика Ю. С., Рыбакова Ф. Ф., Сапрунова В. А., Трофимова.

C.Н., Чудновского А. Д. и многих других.

Существующий ряд организационно-экономических механизмов управления, имеющих немаловажное значение для развития индустрии регионального туризма, рассмотрен в работах таких авторов как Абалкин JI.A., Кроливецкий Э. Н., Кучков Р. А., Лексин В. Н., Лобко А. Г., Орешин В. П., Попков В. П., Потапов Л. В., Райзберг Б. А., Швецов А. Н. и др.

Однако обобщенный анализ взаимодействия индустрии регионального туризма со смежными отраслями национальной экономики, проблемы регулирования развития индустрии туризма в отраслевом и региональном аспектах, проблемы решения теоретических и практических задач в индустрии туризма с учетом влияния организационно-экономического механизма управления еще не получили адекватного отражения в современных научных исследованиях.

Актуальность и недостаточная разработанность организационных, экономических, социальных аспектов и процессов формирования индустрии регионального туризма в условиях рыночных преобразований предопределили выбор темы диссертационной работы.

Цели И' задачи исследования. Целью диссертационного исследования заключается^ разработке концептуальных и методических основ создания! на территории Северо-Западного федерального округа высокоэффективной и конкурентоспособной индустрии регионального туризма с внедрением системы показателей организационно-экономического механизма управления, необходимых для повышения уровня развития въездного и внутреннего туризма.

В соответствии с указанной целью в диссертационном исследовании поставлены следующие задачи, отражающие логику исследования и содержание авторской концепции:

1. Разработать методические подходы к формированию системы показателей развития организационно-экономического механизма управления туристской индустрии региона.

2. Выявить основные тенденции и особенности формирования и развития туристкой индустрии на основе исследования отечественного и зарубежного опыта.

3. Разработать концептуальные подходы формирования социальной политики, направленной на эффективное развитие предприятий туристской индустрии.

4. Установить возможности ресурсного потенциала регионального туризма, определяющие эффективность туристской деятельности в регионе.

5. Выработать стратегические цели социально-экономической политики в области туризма для создания эффективного рынка труда.

6. Разработать систему показателей развития организационно-экономического механизма управления в туристской индустрии.

7. Определить и исследовать методы организационно-экономического механизма управления, оказывающие влияние на развитие индустрии туризма.

8. Разработать структурную модель системы организационно-экономического механизма управления в индустрии туризма, за счет использования прогнозных сценариев.

9. Разработать рекомендации по использованию инновационных методов в. социальной сфере, с целью повышения конкурентоспособности предприятий индустрии туризма Северо-Западного федерального округа.

Объектом диссертационного исследования является сфера туристкой индустрии в Северо-Западном федерального округа, как основа развития въездного и внутреннего туризма.

Предметом исследования являются организационно-экономический механизмы управления, влияющие на формирование, взаимодействие и развитие индустрии туризма Северо-Западного федерального округа в условиях рыночных преобразований.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической базой исследования послужили фундаментальные труды отечественных и зарубежных учёных в области теории и практики государственного регулирования организационно-экономического механизма управления, менеджмента организации, экономики предприятия, организации и экономики въездной региональнойтуристской деятельности, их применение к поставленным целям и задачам исследования.

Методологической основой исследования стали: диалектический метод познаниясистемный подходстатистический методметоды логического, индуктивного и сравнительного анализа и синтеза, классификации и обобщения.

Информационно-статистической базой исследования послужили законодательные и нормативные документы, оперативная информация общероссийских и региональных специальных периодических изданийофициальные статистические отчеты Петростата «О социально — экономическом положение Санкт-Петербурга и Ленинградской области», «Здравоохранение, образование, культура в Санкт-Петербурге и Ленинградской области» и д.р.- материалы общероссийских и региональных научно-практических, конференций, семинаров, посвященных вопросам организации и развития направлений туризмаданные официальных сайтов по туризму в регионахдругие необходимые источники Интернетасобственные разработки, расчёты и исследования автора.

Научная новизна состоит в следующем:

— разработаны методические подходы, к формированию системы факторов, влияющих на организационно-экономический механизма управления в развитии индустрии регионального туризма, основанные на анализе качественных изменений на вертикальном и горизонтальном уровнях состояния общества;

— разработаны концептуальные подходы формирования социальной политики, направленной на эффективное развитие предприятий туристской индустрии;

— обоснованы стратегические цели социально-экономической политики в области туризма для создания эффективного рынка труда, за счет расширения количества предприятий туристской индустрии и усиление адресности социальной поддержки населения, в плане законодательно установленных гарантий предоставления туристских услуг;

• - разработана система показателей развития организационно-экономического механизма управления в туристской индустрии, для определения сценариев перспективного развития, с учетом смешанного сочетания преимуществ экстраполя-ционного и нормативного методов, позволяющих оптимизировать и оценивать воздействие принимаемых управленческих решений на становления туризма в Северо-Западном федеральном округе;

— разработана структурная модель интеграции системы организационно-экономического механизма управления в индустрию туризма, за счет использования прогнозных сценариев и факторов развития социально-экономической политики реализации региональных программ развития социального туризма;

— разработаны рекомендации по использованию инновационных методов в социальной сфере в области формирования и развития индустрии регионального туризма, с целью повышения её эффективности и создания среды со значительной долей инноваций в управлении и повышением конкурентоспособности туристских предприятий Северо-Западного федерального округа.

Научная и практическая значимость. Положения и выводы диссертационного исследования имеют практическое значение для федеральных, региональных и муниципальных органов власти Северо-Западного федерального округа при уточнении политики государственного регулирования социальной направленности развития индустрии туризма.

Полученные выводы и результаты развивают и дополняют ряд существенных социальных аспектов, теории региональной экономики, теории переходной I экономики, а также могут служить методологической основой для разработки концепции развития сферы индустрии регионального туризма в Северо-Западном федеральном округе.

Ряд положений и выводов диссертационной работы используются в процессе преподавания учебных дисциплин: «Экономика туризма», «Региональная экономика», «Стратегический менеджмент», «Социальная политика и доходы населения», «Организация, нормирование и оплата труда», а также спецкурсов по использованию рыночных инструментов в сфере индустрии" туризма и в деятельности туристских фирм Северо-Западного федерального округа.

Апробация результатов исследования. Основные положения, выводы и рекомендации, сформулированные в данном исследовании, были представлены в докладах, выступлениях соискателя на международных, межрегиональных и вузовских научно-практических конференциях в городе Санкт-Петербург в период 2007;2009 годах.

Публикации результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в 7 научных публикациях соискателя общим объемом 4,0 пл., из них авторских 3,7 пл.

Структура диссертационной работы. Исследование состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения, списка использованных источников и приложения.

Выводы по Ш главе.

1. Для разработки методических подходов к определению системы показателей развития организационно-экономических процессов индустрии туризма, принципиально важное значение имеет осознание того, что данный процесс должен осуществляться параллельно с процессом совершенствования и развития механизма экономического и социального прогнозирования в области туризма. Отсюда возникает потребность в формировании параллельных (официальным статистическим базам) баз данных, позволяющих удовлетворять требованиям системы управления протекающих процессов. Кроме этого, такие базы данных представляют собой своеобразный полигон для отработки соответствующих информационных систем, и которых впоследствии наиболее эффективные элементы вводятся в официальные статистические базы данных, дающие возможность наиболее четко сформировать систему показателей.

2. Структура рынка труда и занятости оказывает определенное влияние на развитие туризма. В свою очередь туризм имеет большие возможности относительно увеличения занятости населения. Вовлечению большего количества занятых в туристскую отрасль будет способствовать, разрабатываемая российскими учеными Концепция развития человеческих ресурсов в России, предусматривающая такой рост в экономике в целом и в туристской отрасли в частности.

3. В сложившейся экономической ситуации, когда доходная часть бюджета России, по сравнению с бюджетами развитых стран, невелика и обременена огромными кредитными обязательствами по внешнему и внутреннему долгам, а также возрастающими военными расходами, прямая государственная поддержка туризма, в целом, практически нереальна. В данных условиях следует искать иные подходы к этой проблеме. Наиболее эффективным решением данной проблемы является, создание модели формирования источников развития туризма по субси-дарно-долевому принципу, где основной удельный вес прямых инвестиций должен приходиться на внебюджетные фонды, фонды предприятий, банковско-финансовый сектор, страховые компании, зарубежных инвесторов.

4. Инвестиции в туристскую отрасль в России в официальных документах Госкомстата России отдельной строкой регулярно не выделяются. Из имеющихся данных можно сказать, что государство не является серьезным и надежным инвестором в туристскую отрасль, а полученная расчетным путем сумма инвестиций в туризм в 2006 г. на 94% состояла из внебюджетных источников.

5. Наиболее весомым показателем развития туризма является показатель политической стабильности. Он выступает как стабилизирующий и стимулирующий. Социальный показатель определяет потребность туристкой отрасли в квалифицированных кадрах. Достоверная оценка текущего состояния рынка труда и занятости в туристской отрасли является базовой информацией' для разработки потребности в трудовых ресурсах для отрасли. Технологический фактор способствует быстрой индустриализации туристской отрасли и доступу к туристским услугам широких слоев населения. В. ряде случае данный фактор способствует формированию новых видов туризма. Научно-технический прогресс способствует также глобализации индустрии туризма. Данный процесс сопровождается концентрацией туристских рынков и капитала и повышением роли крупных туристских корпораций.

6. Для облегчения решения проблемы прогнозирования потребности' в^ури-стских кадрах можно использовать концептуальную модель. Концептуальная модель потребности в туристских кадрах должна базироваться на достоверной-и оперативной статистической информации, точном прогнозе развития отрасли на, перспективу и эффективном использовании трудовых ресурсов с учетом-специфики, туристской деятельности.

Разработка такой концептуальной модели должна быт^ одной из важнейших составляющих элементов программы развития* туризма в целом и программы занятости в конкретном регионе, в частности.

7. Инновационная деятельность в развитых странах на современном этапе характеризуется широким распространением концепции проектного управления. Сущность концепции состоит в представлении любого целевого изменения действующей системы как проекта — долгосрочного инвестирования в реальные активы, реализация которого! связана с затратой времени и средств. Процесс этих изменений, осуществляемых по определенным правилам в рамках установленного бюджета и временных ограничений, представляет собой управление проектами. Так как осуществляемые изменения систем, как правило, носят характер инновационных преобразований, то речь в данном случае идет об инновационных проектах в туристской индустрии и управлении инновационными проектами в туристской индустрии.

Заключение

.

На рубеже XX — XXI веков туризм активно влияет на развитие экономики и ее структурную перестройку, а также смену приоритетов, в т. ч. социальных, увеличивая вклад в общее экономическое благосостояние населения. Развитие туризма является объективным процессом, свойственным мировому хозяйству. Однако развитие туристской отрасли без анализа возможностей туристской индустрии в рамках региона, в условиях рыночных преобразований представляется не возможным.

В современной экономической литературе существуют различные точки зрения на понятие экономических категорий «туристская индустрия».

Проведенное исследование экономической категории «туристская индустрия» позволяет определить её как «сложный межотраслевой народнохозяйственный комплекс, который включает в себя предприятия, учреждения и организации материального производства и непроизводственной сферы, обеспечивающих производство, распределение, обмен и потребление туристского продукта, создание материально-технической базы туризма, направленной на удовлетворение потребностей населения всех социальных групп».

Анализ состояния туристской индустрии, приведенный в различных региональных законах о туристской деятельности, показывает, что в их состав включаются природные объекты, памятники истории и культуры, социально-культурные и лечебно-оздоровительные объекты, курортные местности, а так же средства размещения всех видов. Установлено, что в систему туристской индустрии необходимо включить также те ресурсы, которые определяют развитие таких новых видов туризма, как конгресс-туризм, научный туризм, бизнес-туризм, а именно — научные и промышленные предприятия и организации, представляющие интерес для туристов.

В ходе исследования выявлена система внутренних и внешних факторов и условий, влияющих на организационно-экономические процессы в развитии туристской индустрии Северо-Западного региона.

Создана прогностическая модель в целях повышения уровня достоверности и реализуемости прогноза развития туристской индустрии Северо-Западного региона.

Выявлено, что к концу прогнозного периода предполагается значительное (в 2,5 и более раза) увеличение расходов туристов, связанных с посещением объектов туристской индустрии, а также приобретением сувенирной и иной продукции. Совокупные расходы туристов по этим двум статьям достигнут к концу прогнозного периода 26% и превысят расходы, связанные с размещением. Данный уровень расходов, при прогнозируемых потоках туристов, позволит обеспечить окупаемость инвестиций, к вложению которых в развитие объектов туристской индустрии и сферы торговли отечественные и зарубежные предприниматели приступают уже в настоящее время.

Определено что туристский индустрия, как отрасль регионального хозяйства, объединяет как собственно туристские и экскурсионные предприятия (на их долю приходится не более 10% доходов от туризма), так и предприятия сферы размещения, общественного питания (на их долю приходится 50% всех расходов туристов, а, следовательно, и доходов от всей туристкой отрасли), развлечений и других отраслей хозяйствования.

Для привлечения инвестиций в формирования, функционирования и развития туристской индустрии региона, с учетом специфики данной отрасли, необходимо привести в действие дополнительные механизмы, стимулирующие инвестиционную деятельность в индустрии туризма и отдыха. В ходе исследования установлено, что к наиболее действенным из них могут быть отнесены:

1. Создание специальных зон (территорий) приоритетного развития туризма и рекреации с режимом наибольшего экономического благоприятствования для бизнеса и инвестиций.

2. Формирование на территории региона специализированных девелоперских компаний (агентств по развитию), которые занимались бы реализацией инвестиционных проектов (строительством объектов) в сфере туристской индустрии (организацией инвестиционного процесса).

3. Привлечением финансовых средств.

4. Получением земельных участков под застройку, необходимых разрешений и согласований.

5. Организация проектирования и строительства с последующей передачей снабженных всей необходимой инженерной инфраструктурой земельных участков или готовых объектов инвесторам и предпринимателям.

Руководствуясь принципами самообеспечения и самофинансирования региона при необходимой государственной поддержке, сформулированы следующие требования к концептуальным основам разработки программ:

1. Постановка проблем, обоснование целесообразности их решения.

2. Цель и задачи программы, ее структура.

3. Разработка сценариев решения проблем и обоснование оптимального варианта.

4. Сроки и этапы разработки программы.

5. Организация и управление разработкой и реализацией программы.

6. Финансовое обеспечение программы.

7. Ожидаемые результаты.

8. Механизм отбора инвестиционных проектов, которые должны составить основное содержание программы.

С учетом сложившейся социально-экономической ситуации в регионе и имеющегося ресурсного потенциала при разработке концепции программы развития региона предложен вариант активного развития региональной туристской индустрии, предполагающий создание условий для его оживления и последующего стабильного экономического роста с учетом следующих важнейших факторов: 1.

1. Норма накопления, полнота трансформации накоплений в инвестиции, объем инвестиций, направляемых на техническое перевооружение экономики, | улучшение организации хозяйственных процессов и управления. f j !

2. Эффективность инвестиций и их структура.

3. Усиление государственного регулирования в достижении необходимых параметров указанных факторов.

Как сложная система социально-экономический комплекс представляет собой иерархическую совокупность подсистем различного уровня, целенаправленно функционирующих, взаимодействующих друг с другом, а также с системой верхнего уровня. В рамках декомпозиционного подхода структурного анализа в структуре системы целесообразно выделить следующие подсистемы первичного уровня:

1. Производственный комплекс региона, обеспечивающий воспроизводство товаров и услуг производственно-технического назначения.

2. Социальный комплекс, обеспечивающий условия жизнедеятельности и воспроизводства населения региона.

3. Бюджетно-финансовую систему, обеспечивающую перераспределение валового регионального продукта между производственной и социальной системой.

Обосновано, что в качестве базового направления развития экономики региона целесообразно выбрать его региональный туристский комплекс. Это объясняется рядом приоритетных причин:

1. В силу своего системообразующего характера региональный туристский комплекс должен являться одной из основополагающих сфер социально-экономического развития туристской индустрии в Северо-Западном регионе.

2. Региональный туристский комплекс должен стать одним из источников формирования валового регионального продукта Северо-Западного региона.

3. За счет регионального туристского комплекса формируются налоговые поступления в бюджетную систему РФ.

4. Региональная туристская индустрия является сферой, в которой постоянно создает новые рабочие места.

5. Туристская индустрия региона оказывает значительное влияние на развитие других отраслей экономики и, в первую очередь, сферы услуг. Она имеет с ними тесные производственные связи, способствуя, таким образом, общему социально-экономическому развитию региона.

Формирование модели социально-экономического развития региональной туристской индустрии целесообразно осуществлять на основе следующих принципов:

1. Принципа оптимальности, предполагающего возможность и необходимость целенаправленного экономического регулирования, осуществляемого в соответствии с текущими экономическими задачами региона при заданных ограничениях.

2. Принципа учета основных закономерностей развития региональной экономической системы, состоящего в выявлении важнейших тенденций прошлого развития и скорректированной их экстраполяции.

3. Принципа дедукции, заключающегося в последовательном переходе от общих целевых показателей мезо-экономического уровня, к дезагрегированным показателям.

4. Принципа индукции, предполагающего обратный поток данных, это касается, прежде всего, процесса обновления экзогенных показателей, то есть параметров, вводимых в модель экономического развития региона извне (таким образом, функционирование модели осуществляется по принципу замкнутого контура с обратной связью).

5. Принципа достаточности и необходимости используемой информации, предполагающего построение такой модели регионального развития, которая, с одной стороны, не будет столь упрощена, что станет тривиальной, а с другой — не будет столь детализирована, что станет громоздкой в обращении (следовательно, реальное состояние экономики региона необходимо упрощать лишь до такой степени, пока это не приведет к существенной потере точности модели).

Таким образом, строится модель, ориентированная на решение основных проблем регионального развития, не имитирующая региональную экономическую систему во всех деталях. Выполнение рассмотренных выше принципов построения модели регионального экономического развития способствует ее «гибкости», а синтез моделей с заранее заданными свойствами — повышению адекватности гибридной модели реальным процессам, протекающим в региональной экономике.

Установлено, что для возникновения структурных сдвигов в социально-экономическом развития региона необходимо прохождение следующих этапов: первый этап — перераспределение через региональный бюджет финансовых ресурсов в пользу нуждающихся в поддержке предприятий бюджетообразующих отраслей туристской индустрии регионавторой этап — поддержание приоритетных отраслей туристского комплексатретий этап — развитие исторически сформировавшихся отраслей экономики регионачетвертый этап — развитие отраслей региона с рыночной перспективой. Поставленная задача социально-экономического развития региона потребовала применения такой модели для ее решения, которая бы отражала специфику функционирования региональной экономической системы. Поэтому для определения оптимальной траектории развития экономики региона и оценки последствий принимаемых региональных программ использовалась гибридная модель, синтезирующая оптимальный и статистический подходы в моделировании. Выполнение рассмотренных выше принципов построения модели регионального экономического развития способствует ее «гибкости», а синтез моделей с заранее заданными свойствами — повышению адекватности гибридной модели реальным процессам, протекающим в региональной экономике.

Выполняемый на данной модели модельный эксперимент с учетом принятой концепции экономического развития региона обеспечивает достижение следующих целей:

1. Оценку степени адекватности и статистической достоверности, входящих в модель зависимостей, уровень ошибки.

2. Анализ чувствительности модели, ранжирование факторов — выявление из большого числа факторов, включенных в модель, тех, которые в наибольшей степени влияют на развитие региональной экономики.

3. Прогнозирование — оценка с помощью модели поведения региональной экономики при заданном сочетании нормативных величин параметров состояния объектов туристской индустрии.

4. Выявление функциональных соотношений — определение природы зависимости между двумя или несколькими факторами в модели, с одной стороны, и реагированием на них региональной экономики — с другой.

5. Оптимизацию параметров модели — определение такого сочетания факторов модели и их величин, при котором обеспечивается наилучшее решение проблемы регионального развития в соответствии с выбранной целью.

Значение туризма для регионального экономического развития до настоящего времени не всегда оценивалось в полной мере. Многие возможности до сих пор остаются неиспользованными, при этом именно туризм предоставляет шансы для создания рабочих мест, а также содействует развитию частного предпринимательства.

При планировании стратегического развития на уровне региона наблюдается осознание этого потенциала, поэтому туризм рассматривается в качестве серьезного экономического фактора. В связи предложен комплекс управленческих мер по эффективному развитию туризма на муниципальном уровне путем реализации краткои долгосрочных стратегических программ в сфере развития индустрии туризма на местах. В связи с этим необходима систематизация организационно-экономических задач развития региональной туристской индустрии: совершенствование законодательного и институционального регулирования, программно-целевое развитие, поддержка регионального туризма, упорядочение отношений собственности, поиск новых форм эффективного использования туристского потенциала региона.

Важными предпосылками развития туризма являются, прежде всего, улучшение взаимодействия и кооперации между всеми участниками, будь то региональная администрации или частные предприниматели, а также прочие лица и организации, чье активное сотрудничество может привести к созданию привлекательного туристского имиджа.

Весь комплекс мероприятий, направленных на создание в регионе комплексного туристического предложения, должен быть прописан в краткосрочной и долгосрочной концепциях развития туризма в регионе. При этом необходимо иметь в виду, что целый ряд мероприятий в сфере туризма может быть реализован в короткие сроки, поэтапно и без привлечения большого капитала. Такая деятельность начинается с создания возможностей для питания на открытом воздухе летом, включает оптимизацию режима работы музеев, а в итоге может вылиться в совместную рекламу домов отдыха и кооперацию с туристическими фирмами.

В-настоящее время статистические показатели, относящиеся к туризму, публикуются в России в ряде изданий. Как правило, соответствующие разделы содержатся в периодически издаваемых статистических ежегодниках и сборниках. В сложившейся в России системе показателей статистики туризма из-за значительных пробелов в определениях базовых понятий и недостаточно развитой системы классификаций отсутствует внутренняя согласованность и сопоставимость с показателями системы национальных счетов.

Не обеспечиваются комплексность и полнота отображения туристской деятельности. В связи с этим имеющийся набор показателей носит довольно фрагментарный характер, не позволяющий получить целостной, картины туристской деятельностии, тем более, оценить ее роль в национальной экономике.

В настоящее время в российской статистике туризма выделение туристской составляющей в выпуске различных видов деятельности практически невозможно. В то же время этот показатель является в современной статистике туризма основным результатом обработки первичной информации, позволяющим получать интегральные стоимостные оценки и обеспечить сопоставимость в системе макроэкономических показателей.

Абсолютное большинство показателей отражает состояние предложения в туризме (средства размещения, транспорт, общественное питание, деятельность профессиональных организаторов в туризме). Имеющиеся данные, в силу их аг-регированности, не могут дать ясного представления о величине вклада этих предприятий в удовлетворение туристского спроса. Показатели, отражающие состояние спроса, такие как величина и структура туристских потоков, величина туристских расходов и другие, имеются только для международного туризма.

Сложившаяся ситуация привела к очевидной необходимости внедрения предложенного в диссертационном исследовании усовершенствованного механизма статистического — учета в туризме с целью оптимизации и ускорения анализа развития туристской индустрии в регионе на основе таких показателей, как туристская добавленная стоимость, туристской доли потребления продукта, чистого коэффициента туризма.

Направлениями дальнейших исследований могут быть:

1. Совершенствование организации и управления в сфере регионального туризма.

2. Ресурсный потенциал региональной сферы туризма.

3. Факторы, влияющие на размещение и эффективность предприятий сферы регионального туризма.

4. Организационно-экономическое обеспечение стандартов на региональные туристские услуги.

5. Механизм повышения эффективности и качества региональных туристских услуг.

6. Современные тенденции развития организационно-экономических форм хозяйствования на рынке региональных туристских услуг и другие.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Т., Исляев Р. А., Литовка О. П. Территориальная организацияобщества: вопросы теории и практики. СПб, Издательство1. Петрополис", 2003.
  2. В. И. Экономика и организация международного туризма. — М.: Экономика, 1984.
  3. В.И. Методологическое введение к программам регионального туристского развития //Труды Академии туризма. Вып. 1. СПб., 2005.
  4. А. Ю. Международный туризм: Учеб. Пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, — 2001.
  5. А. Ю. Структура туристского рынка — М.: Пресс-Соло. 2002.
  6. А.А. Региональные проблемы социального развития, -JL: Издательство Ленинградского университета, 1989.
  7. Актуальные проблемы туризма. Ежегодный сборник научных трудов. М: РМАТ, 2006.
  8. Л.Н., Ланцов В. А., Песоцкая Е. В. Потенциал территории: экономический, социальный, экологический аспекты. СПб.: Знание, 2006.
  9. С.Н. Торгово-экономический словарь. М.: Экономичность 2005.
  10. И. Балабанов А. Экономика туризма. М. Финансы и статистика, 2000
  11. Д.П., Литвин. Ю.Ю., Шайдаров А. Ю. Хозяйственный механизм формирования и реализации туристского потенциала региона: Монография. СПб.: Д.А.Р.К., 2005.
  12. Н. С. Международное сотрудничество государств в области туризма.- М.: Международное сотрудничество, 1986.
  13. В., Хаврапек П. М. Руководство по оценке эффективности инвестиций. М.: Интерэксперт, ИНФРА-М., 2005.
  14. М. Б. Введение в туризм.- М-СПб.: Издательство «Невский Фонд» Издательский дом «Герда», 2007.
  15. М.Б., Никифоров В. И. Индустрия туризма: Перевозки. СПб.: «Издательский дом Герда», 2001.
  16. Ю. И. Концепция социально-экономической модели развития туризма в крупном туристском центре или регионе. СПб, 1998.
  17. Ю.В. Развитие индустрии туризма как фактор социально-экономического роста региона (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области). Дис. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук. СПб., Балтийская академия туризма и предпринимательства, 2004.
  18. Е.И., Боголюбов B.C. Методологические аспекты измерения эффективности туризма как отрасли экономики. Труды Академии туризма: Сб. научных трудов. Выпуск 4 СПб: Невский Фонд. 2002.
  19. Т.В. Формирование и реализация туристского потенциала региона. Дис. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук. СПб., Балтийская академия туризма и предпринимательства, 2004.
  20. С. О новом порядке лицензирования/ЛГуризм: практика, проблемы, перспективы.-2001. -№ 12.
  21. В. В. Человек и общество в условиях социально-политических преобразований. М, 1999.
  22. Бюллетень туристской информации. 2007. -№ 1. — 135 с.
  23. В.И. Региональные аспекты инвестиционной политики в социальной сфере. СПб.: Издательство СПбГУЭиФ, 2001.
  24. Т.И. Роль проекта «Серебряный пояс России» в социально-экономическом развитии Северо-Западного региона. Материалы межрегиональной научно-практической конференции, СПб, 2005.
  25. Я. Туризм в народном хозяйстве. М.: Прогресс, 1974.
  26. Государственное регулирование социальной сферы /Викторов О.Н., Кураков B. JL, Бондаренко Н. В. и др. М.: Гелиос АРВ, 2004.
  27. В. Э. Хорева JL В.Туризм в постиндустриальной экономике./Сб. докладов на конференции «Туризм на Северо-западе России: развитие и инвестиции». СПб: НИИХ СПб ГУ, 2002.
  28. В. Д., Леонов A. JI. Экономика предприятия сервиса. М.: КНОРУС, 2006.
  29. Г. С., Беликов М. Ю., Клименко Е. В. Менеджмент в иностранном и внутреннем туризме. Краснодар: КубГУ, 1997.
  30. В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. М.: Финансы и статистика, 2003.
  31. В.Г. Организация туристской деятельности. Учебное пособие М.: Нолидж — 2006.
  32. В. Г. Новые информационные технологии в туризме. — М.: Приор, 1999.
  33. А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
  34. Г. Г. Процесс формирования личности под влиянием социальной среды в современных условиях, М, 2000.
  35. Дорогов Д. И". Управление хозяйством в условиях многообразия форм собственности: региональный аспект. Иваново: Ивановский государственный университет, 2005.
  36. А.П. Менеджмент в туризме. Мн.: БГЭУ, 2004.
  37. П. Эффективное управление. Экономические задачи. Оптимальные решения. М., 2002.
  38. А.В., Красовская Т. М., Мироненко П. С., Тикунов B.C., Шабали-на Н.В. Оценка рекреационного потенциала Севера России. СПб.: СПбГУЭиФ, 2005.
  39. М. А. Индустрия" туризма: менеджмент организации. М.: Финансы и статистика, 2005.
  40. П.П., Васильев А. В. Оценка эффективности инноваций. -СПб.: «Бизнес-пресса», 2006.
  41. Н.Д. Состояние и перспективы развития водного туризма на Северо-Западе России // Проблемы развития водного туризма. Материалы научно-практических конференций. СПб.: БИТ, 2005.
  42. А.Б. Экономика туризма: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2004.-272с.: ил.
  43. И.В., Квартальнов В. А. Энциклопедия туризма: Справочник.- М.: Финансы и статистика, 2004.
  44. Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 2000. 256 с.
  45. Инновационный менеджмент: Учебное пособие/ Под ред. д.э.н., проф. JI.H. Оголевой М.: ИНФРА — М, 2004
  46. С. А. Измерение эффективности инвестиции* и нововведения. — СПб.- 2005. — 167 с.
  47. Н.И. Менеджмент туризма: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб- -Мн.: Новое знание, 2001.
  48. Г. А., Быков А. Т., Воронцова М. Г. и др. Сфера туризма: этапы развития, экономика и управление: Учебное пособие — М-: Пресс сервис, 1998 -468 с.
  49. Р.А., Панов Н. И. Туризм?в Ленинградской области- История, настоящее и перспективы развития. Справочник «Туристские: фирмы" — Вып.28. -СПб.: Невский фонд, 2002. С. 28−38.
  50. Г. А. Экономика и управление в сфере туризма. В 2-х частях. Учебное пособие. — СПб.: Издательство СПбГУЭиФ- 2004.
  51. В.А. Современные концепции социального туризма., М: Финансы и статистика, 2005-
  52. В.А. Туризм: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2003.
  53. Д. М. Общая теория занятости, процента и денег. -М., 1936.
  54. В.М. Туристская рента: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2001.
  55. В. М. Социальная экономика и туризм. М.: Финансы и статистика, 2006.:60: Корнеев С. Е. Развитие туризма в Санкт-Петербурге и на Северо-западе России // Туристские фирмы. Журнал для работников сферы туризма. Выпуск 31. — с. 63−68
  56. X. Будущее туризма на Тихом океане и на Дальнем Востоке. М., 1961.
  57. Концепция?развития туризма. в Российской Федерации на период до 2005 г. -Распоряжение Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 954р:
  58. Концепция развития туризма в регионе: основные положения //Регион: экономика и социология. 2003. — N 4. — С. 37 — 46.
  59. С.Е. Развитие туризма в Санкт-Петербурге и на Северо-западе России //Туристские фирмы- Журнал для работников сферы туризма выпуск 31.
  60. Кузнецов Ю: А., Кайсарова B. I I. Возможности взаимодействия субъектов РФ- Северо-Западного региона по развитию приграничного туризма // Туризм на Северо-Западе России: развитие и инвестиции. Международная научно-практическая конференция СПб.:.2002.
  61. Краткий- словарь современных понятий и терминов. М.: Издательство «Республика», 2003. 4
  62. В. М. Решетова М.В. Еремченко И. А. Конкурентоспособность и предпринимательство. СПб-: БАТиП, 2006: г,
  63. Е.В. Современная социокультурная ситуация. Сущность и тенденции развития. Саратов. 2001. «¦•. «• • • '
  64. А.С., Мухин В. И. Исследование систем управления: Учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2002.
  65. Л.Г. Финансовые аспекты развития индустрии туризма: Диссертация канд. экон. наук: 08.00.05. Защищена 27.04.2004 г. в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. — М, 2004.
  66. Менеджмент туризма: Экономика туризма: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 2001.
  67. С.Ю. Проблемы развития турфирмы как социальной структуры в туристической йндустрии с учётом методов управления в условиях рынка. СПб. РИОГУАП, 1997.
  68. Н. Н. Региональная экономика и управление: Учебное пособие для вузов — М.: Юристъ, 2006 г.
  69. М. Маркетинговый анализ развития’зарубежного туризма в Япо-нии//Туризм: практика, проблемы, перспективы.-2000.-№ 8
  70. Основы туристской деятельности: Учебное пособие/ Г. И. Зорина, Е. Н. Ильина, Е. В. Мошняга и др.- Сост. Е. Н. Ильина. М.: Советский спорт, 2000.
  71. Панов Н: И. Повышение эффективности использования ресурсного потенциала сферы туризма региона. Дис.канд.экон. наук. — СПб., 2003.-174 с.
  72. Н.И. Туристские ресурсы и их оценка//Проблемы и основные направления развития туристско-рекреационного комплекса: Материалы региональной научн.-практ.конф., г. СПб.: «Издательство Д.А.Р.К.», 2004.- 236 с.
  73. Н.И., Чибинев A.M. Проблемы развития туристского потенциала Ленинградской области: Методология, экономика, инвестиции / Отв. ред. Власова Т. И. СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2004. — 128 с.
  74. Г. А. Менеджмент в индустрии гостеприимства М.: ОАО «НПО «Издательство «Экономика», 2000.
  75. Е.В. Въездной туризм и его влияние на социально-экономическое развитие регионов. Автореферат диссертации на соискание учёной степени к.э.н. СПб, 2006.
  76. Л.А., Козлов Д. А. Организация баз данных в индустрии туризма. М.: изд-во Рос. акад., 2003
  77. Постановление Правительства РФ «О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу» от 31 марта 1998 г. № 374 (с изм. от 13 октября 1999 г. № 1156).
  78. Постановление Правительства РФ «О Федеральной целевой научно-технической программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники на 2002 2006 гг.»» от 21 августа 2001 г. № 605.
  79. Россия в цифрах: Крат. стат. сб./Госкомстат России. М., 2006.
  80. Россия в цифрах: Крат. стат. сб./Госкомстат России. М., 2007.
  81. Россия в цифрах. Госкомстат России. 1991 2008 гг.
  82. Российский статистический ежегодник. Госкомстат России. 1991 2008
  83. . А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учебное пособие. — М.: Инфра-М, 2005 г.
  84. . А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с.
  85. В. П. Социально-политические процессы, организация и управление (экономика). М, 1991.
  86. В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. М.: «Ось-89», 1997.
  87. B.C. Об одном варианте организации социального туризма. -М., 1997.
  88. Н.С. Развитие инфраструктуры туризма (на примере Санкт-Петербурга). Дис. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук. — СПб, Балтийская академия туризма и предпринимательства, 2005.
  89. С.Н., Сидорина Т. Ю. Социальная политика. М.: ГУ ВШЭ, 2004.
  90. Дж. Туризм как фактор регионального экономического развития в России. Проблемы измерения роли туризма в региональной экономике. М., СЕРКА, 2002.
  91. Е.А. Статистика туризма: Учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 2006.
  92. Ю. В. Введение в экономику туризма: Учеб. пособие.- М.: Советский спорт, 2001.
  93. Э.А., Денисов А. Ф. Государственное и региональное управление. — М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002.
  94. Управление социальной сферой: Учебник. СПб.: Издательство СПбГУЭ-иФ, 2002.
  95. Э.А., Морозова Г. И., Морозова Н. И. Инновационный менеджмент— М.: АКАЛИКС, 2001.
  96. ММ. Финансы социальной сферы. СПб.: Издательство СПбГУЭиФ, 2003.
  97. Юб.Хайкин М. М. Управление организациями социальной сферы- СПб.: Издательство СПбГУЭиФ, 2004.
  98. А. Д. Управление индустрией туризма М.: КНОРУС, 2006.
  99. Туризм и гостиничное хозяйство. Учебник / Под ред. проф., д.э.н. А.Д. Чуд-новского. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2001.
  100. С.В. Экономика социальной сферы: Учебное пособие.- М.: Финансы и статистика, 2006.
  101. ПО.Щавлев А. В. Актуальные проблемы развития социального туризма в современной России. Труды Академии туризма. Вып. 3. — СПб., 2000. 111. Яковлев Г. А. Экономика и статистика туризма. М: Издательство РДЛ, 2003.
Заполнить форму текущей работой