Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование профессиональных предпочтений молодежи в условиях становления рыночных отношений современной России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В выборе профессии большое значение имеют интерес к ней, индивидуальные склонности к данному виду деятельности. Но, как правило, все эти предпосылки вступают в силу лишь в том случае, если социальный статус этой профессии не противоречит социальным и ценностным ориентациям молодого человека. В результате социальная и профессиональная ориентации предстают как две части единого целого. Проблема… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Раздел 1. Методологические проблемы исследования профессионального выбора современной молодежи
  • Раздел 2. Объективные и субъективные факторы формирования профессиональных предпочтений молодежи
  • Раздел 3. Особенности процесса профессионального выбора российской молодежи

Формирование профессиональных предпочтений молодежи в условиях становления рыночных отношений современной России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современная Россия находится на сложном и противоречивом этапе своего развития. Реформируются политическая и экономическая системы, трансформируются все виды социальных отношений. По мере становления рыночных отношений проблема профессиональных предпочтений всё более актуализируется и усложняется, высвечиваются ее новые грани. С переходом к рыночным отношениям в российском обществе существенно изменились социально-экономические условия жизни, заметна тенденция ослабления внимания к проблемам трудового воспитания и профессионального самоопределения молодежи, как со стороны государства, так и со стороны органов местного самоуправления.

Актуальность и значимость рассматриваемой проблемы определяется тем, что главными чертами современной ситуации является нестабильность, противоречивость жизни в настоящем, неопределенность в отношении будущего. Нестабильностью характеризуются многие сферы общественной жизни, социальные институты, в которые включена или включается молодежь. Это относится и к системе образования, где каждый год увеличивается число платных услуг в сфере обучения и происходит рост требований к знаниям абитуриентови к сфере занятости, где положение в течение последнего времени непрерывно ухудшалосьи в целом к затянувшемуся экономическому и политическому кризису в стране.

Иными стали ценности и нормы, идеологическое воздействие характеризуется разнонаправленностью. Нестабильность и кризисные процессы в обществе глубоко затронули и семью, негативно влияя на её материальное положение и морально-психологический климат. В таких условиях молодежи действительно трудно принимать решения, имеющие жизненно важное значение.

Социологические исследования процесса профессионального становления молодежи ведутся и в России и за рубежом. Результаты исследований, особенно проведенных в 70−80 гг. XX века, имели широкий общественный резонанс, так как разрушали миф о равенстве возможностей при решающей роли умственных способностей. Они доказывали, что на образовательный путь молодёжи влияют различные социальные факторы, как на макро-, так и на микро-уровнях.

В выборе профессии большое значение имеют интерес к ней, индивидуальные склонности к данному виду деятельности. Но, как правило, все эти предпосылки вступают в силу лишь в том случае, если социальный статус этой профессии не противоречит социальным и ценностным ориентациям молодого человека. В результате социальная и профессиональная ориентации предстают как две части единого целого. Проблема состоит в том, что субъективные намерения молодого человека сталкиваются с объективно существующими социально-экономическими условиями функционирования общества. Во-первых, выбор профессии связан с возможностями профессионального образования, получение которого для молодежи ограничено определенными условиями и правилами приема на те или иные специальности, а в рыночных условиях еще и материальными возможностями. Во-вторых, структура и наличие свободных рабочих мест в экономике может не соответствовать не только намерениям, но и объёму и структуре выпуска специалистов из учебных заведений.

Интерес к данной теме состоит ещё в том, что особую остроту проблема формирования профессиональных предпочтений молодежи приобретает в современной ситуации, когда важным качеством для молодых людей становится способность переучиваться, применять свои знания в различных сферах социально-экономической жизни. Поскольку влияние многих факторов носит не прямой, а косвенный характер, то в обществе происходит как бы «многократное преломление» их влияния на молодежь. Среди таких факторов могут быть как уже существующие, так и только зарождающиеся, или ещё только ожидаемые, что иногда приводит к прямо противоположным последствиям. Например:

— падение престижа квалифицированного труда и образования в реформируемой экономике не снизило стремление выпускников школ получить высшее профессиональное образование;

— ухудшение материального положения многих семей не изменило решение молодежи продолжать образование и т. д.

Процессы реформирования, происходящие в России, по-новому высвечивают проблемы социализации молодежи. Это связано с тем, что во-первых, молодежь — одна из крупных социально-демографических групп российского общества, а во-вторых с тем, что вчерашние выпускники учебных заведений ежегодно пополняют состав экономически активного населения страны.

Специфика профессионального выбора учащейся молодежи определяется сложностью времени, в котором она оказалась. Распались ранее созданные молодежные объединения и организации, молодые люди оказались предоставлены самим себе, начался процесс значительного роста количества групп молодежи с девиантным поведением. Сегодня ситуация жизненного самоопределения молодежи неоднозначна. С одной стороны, представители молодого поколения составляют значительную долю в составе новых социальных слоев — предпринимателей, менеджеров, банковских работниковрастет социально-политическая активность молодых людей. С другой стороны, молодежь оказалась одной из самых незащищенных социальных групп, значительно ухудшилось ее материальное положение, замедлилось социальное продвижение, наблюдается глубокое противоречие, вызванное несоответствием новых социально-экономических требований и качеств личности молодого человека, традиционно формируемых социальными институтами российского общества.

Несмотря на некоторые положительные результаты, профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целейформирования у современной молодежи профессионального самосознания с целью оптимизации процесса профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному специалисту.

Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного молодого человекаотсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессиюне учитываются возрастные особенности молодых людейиспользуются в основном методы без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой профессии.

Степень разработанности проблемы. Теоретико-методологические и практические вопросы изучения профессиональной ориентации, профессионального самоопределения, являются предметом изучения как отечественных, так и зарубежных авторов.

Западные социологи бихевиористского и близких к нему направлений (символический интеракционизм, теории социального взаимодействия, теория «понимающей» социологии и пр.) Ч. Кули, Дж. Мид, М. Вебер, 3. Фрейд, Э. Эриксон, М. Мид и др.1, которые предложили ряд теорий, объясняющих, каким образом, на основе взаимодействия физических качеств индивида, окружающей социальной среды, индивидуального опыта и уровня культуры происходит формирование и развитие молодой личности как активного субъекта жизнедеятельности.

В отечественной научной литературе результаты социологических исследований профессионального становления и образа жизни выпускников средних школ освещались в работах Д. Л. Константиновского, В.Н. л

Шубкинана специфику выбора жизненных путей учащихся обратили

17 См.: Вебер М. Избранные произведения. М., 1990; Кули Ч. Человеческая природа и социальный порядок/Пер. с англ. Под ред. A.B. Толстова. М. 2000; Фрейд 3. Собр. соч. Т. 7. Основные психологические теории в психоанализе. СПб. 1998; Мертон Р., Мид Дж., Парсонс Т., Щюц А. Американская социологическая мысль. М. 1994; Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М. 1996; Мид М. Культура и мир детства: Избр. Произв. М.: «Наука», 1988 и др.

2 Константиновский Д. Л., Шубкин В. Н. Молодежь и образование. М. 1977. внимание Ф.Р. Филиппов1, Л.Н. Коган2. Изучением ценностных ориентаций

— 5 при выборе профессии занимался М. Х. Титма. Исследования личных планов выпускников средних учебных заведений содержатся в работах Г. А. Чередниченко4.

Одним из первых в отечественной социологической литературе определение молодежи как специфической социально-демографической группы было дано В. Т. Лисовским, который большое внимание в своих исследованиях уделял особенностям жизненных планов и стремлений российской молодёжи5- анализом проблем ориентации молодежи на профессии занимались В. В. Водзинская, В. Черноволенко, В. Оссовский .

В современных рыночных условиях необходим новый подход к анализу специфики формирования профессиональных предпочтений молодежи. Отметим, что имеется ряд работ, в том числе и диссертационных, наиболее близко затрагивающих проблемы нашего исследования и раскрывающих некоторые аспекты молодежной проблематики, в частности это диссертационные исследования Ю. А. Чеботарева, Ю. Н. Клочко, В. П. Воробьева, О. Г. Рословой, С. Ю. Хлыстунова.

Но вопрос изучения профессиональных предпочтений современной российской молодежи не стал еще предметом специального социологического анализа. Актуальность проблемы, недостаточная степень ее изученности в современной отечественной социологии определили тему диссертационного исследования.

1 Филиппов Ф. Р. Школа и социальное развитие общества. М., 1990.

2 Коган Л. Н. Рабочая молодёжь. Труд, учёба, досуг. Свердловск., 1969.

3 Титма М. Х. Социально-профессиональная ориентация молодежи. Тарту, 1975.

4 Чередниченко Г. А., Шубкин В. Н. Молодёжь вступает в жизнь (социологическое исследование проблем выбора профессии и трудоустройства). М., 1985.

5 См.: Лисовский В. Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) //Социологические исследования. 1998. № 5.

6 Водзинская В. В. Ориентация на профессии. М&bdquo- 1970.

7 Черноволенко В., Оссовский В., Паниотто В. Престиж профессий и проблемы социально-профессиональной ориентации молодёжи. Киев., 1979.

Цель диссертационной работы заключается в исследовании содержания и специфики процесса формирования профессиональных предпочтений молодежи в современном российском обществе.

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи: на основе анализа разных подходов и взглядов на проблему профессионального выбора, выявить методологические аспекты комплексного социологического исследования;

— путем сравнительного анализа разных концептуальных подходов к содержанию понятий «профессиональной ориентация» и «профессиональное самоопределение» обосновать авторскую трактовку категории «профессиональные предпочтения" — выявит* критерии дифференциации профессиональных предпочтений современной молодежи;

— показать взаимосвязь специфики социально-профессионального положения молодежи в современных российских условиях и особенностей ценностных установок молодежи, влияющих на профессиональный выбор;

— доказать влияние новых социальных, экономических, политических условий и других факторов на трансформацию процесса формирования профессиональных предпочтений молодежи в России;

— выявить роль основных агентов социализации в процессе формирования профессиональных предпочтений молодежи и социально-профессиональной структуры общества.

Объектом исследования выступает молодежь как специфическая социально-демографическая общность.

Предметом исследования является социологический анализ теоретических и практических проблем формирования профессиональных предпочтений современной молодежи в рыночных условиях.

Методологической и теоретической основой диссертационного исследования являются работы отечественных и зарубежных социологов, психологов, педагогов, экономистов, исследовавших проблемы молодежи.

В диссертации использовался личностно-деятельностный подход, разработанный в трудах JI.C. Выготского, А. Н. Леонтьева, C.JI. Рубинштейнаположения о закономерностях формирования потребностей, интересов, установок, ценностных ориентаций личности, рассмотренные в работах И. С. Кона, A.B. Петровского, Д. Н. Узнадзе и др.- теории профессионального самоопределения, обозначенные в работах Л. И. Божович, Е. А. Климова, С.П. Кряже1 и др.

В работе использовались такие методы исследования как диалектический, историко-сравнительный, системный, статистический анализ, контент-анализ документов, метод вторичного анализа опубликованной социологической информации.

Эмпирическая база исследования. При изучении темы, автор опирается на совокупность социологических подходов и концепций. Это обусловлено системным подходом к исследованию профессиональных предпочтений молодежи в единстве экономических, социальных, политических, нравственно-психологических качеств этого феномена.

В работе широко использовались материалы периодической печати, итоги конкретных социологических исследований, проводимых в различных регионах страны. Осуществлялся анализ статистических материалов по проблемам современной российской молодежи, использовались результаты монографических исследований, научные статьи, материалы средств массовой информации, соответствующие нормативные акты.

Важное значение имеют и результаты социологического исследования, проведенного в Саратовской области Центром региональных социологических исследований СГУ с участием автора в 2001;2002 гг., в котором методом анкетирования по многоступенчатой квотно-стратификационной выборке было опрошено 420 человек. Основными

1 См.: Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. 1977; Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии./Сост.А. В. Брушинский. К.А., Абульханова-Славская. СПб. 2000; Кон И. С. Социология личности. М.- Узнадзе Д. Н. Теория установки. М.- Воронеж. 1997; Климов Е. А. Психология профессионала. М. 1996 и др. критериями отбора молодежи были возраст (16−29 лет), пол (47% мужчин- 53% женщин), место жительства (6 районов г. Саратова примерно в равных пропорциях: по 70 человек).

Научная новизна диссертационного исследования определяется самой постановкой проблемы, недостаточной ее изученностью, а также тем, что в работе проведен системный анализ современных профессиональных предпочтений российской молодежи. Элементы новизны заключаются в следующем: раскрыты особенности профессиональных предпочтений молодежи и проведен сравнительноисторический анализ их специфики на рубеже ХХ-ХХ1 вековраскрыты основные критерии дифференциации профессиональных предпочтений современной молодежипредложено авторское понимание содержания понятия «профессиональные предпочтения» молодеживыявлен дисбаланс между сферой образования, в частности в подготовке по ряду специальностей, и потребностями в этих специальностях на рынке трудавпервые установлены некоторые противоречия в воздействии на формирование профессиональных предпочтений молодежи различных объективных и субъективных условий и факторов, сложившихся в современной России.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Проблемы формирования профессиональных предпочтений современной молодежи напрямую взаимосвязаны с продолжающимися в обществе радикальными изменениями в отношениях собственности, в тенденциях и направлениях социально-профессиональной мобильности. Если раньше государство активно взаимодействовало с центрами профориентации, со всеми образовательными учреждениями страны, то в рыночных условиях молодое поколение предоставлено само себе, в том числе и в вопросе выбора профессии.

Рыночные преобразования в России привели к разрушению привычной жизненной модели, вследствие чего изменилась и сфера профессиональных предпочтений молодежи. Рынок диктует свои условия и в перечне видов деятельности и профессий появляются новые, такие как менеджеры, бизнесмены, которые сегодня занимают одно из первых мест в ранге популярных. Сегодня наблюдается довольно тесная взаимосвязь между степенью развитости рыночных отношений, предпочитаемым выбором профессий и выбором трудовой деятельности.

2. Профессиональное самоопределение молодежи представляет собой сложный социально-экономический и социально-демографический процесс приобщения подрастающего поколения к трудовой, профессиональной деятельности и оценивается социологами как одна из главных социально-экономических проблем формирования и использования трудовых ресурсов. Профессиональные предпочтения тесно связаны с проявлением у молодого человека профессиональных интересов, намерений, склонностей к тому или иному виду трудовой деятельности. Профессиональные предпочтения являются определяющими в выборе профессии.

3. Современный кризис сферы труда и занятости, отражающий не только процесс становления рыночных отношений, но и снижения спроса на квалифицированный труд, кризис отечественного наукоемкого производства, кризис личности, в том числе молодежи, привел к тому, что произошла вынужденная переориентация мотивации молодежи на материальные ценности. Зарплата утвердилась на первом месте в мотивах труда, оттеснив такие ценности как характер и содержание труда, самоопределение в труде, возможности реализации своих знаний и умений через труд. Предпочтение материального фактора стимуляции труда в молодежном сознании связано с включением этой социально-демографической группы в саму систему рыночных отношений. Сегодня молодые люди свое благополучие, дальнейшие успехи в жизни чаще связывают с уровнем материального вознаграждения, а не с будущей профессиональной деятельностью. Трансформация привлекательности разных профессий за десятилетие рыночных реформ отражает не только новые возможности перед молодыми людьми, но и новые ограничения и трудности, связанные как со свертыванием наукоемких отраслей, общим экономическим спадом, безработицей, так и с ужесточением обстоятельств выживания, сменой условий получения качественного образования и освоения новых образцов жизни.

4. Сам выбор профессии часто делается молодым человеком, исходя из своих идеальных представлений о будущей желаемой работе, а не в результате анализа реальной ситуации на рынке труда, информация о которой сейчас стала широко доступной в большинстве городов страны. Современная общероссийская тенденция профессиональных предпочтений свидетельствует о том, что для молодежи наиболее привлекательными являются такие профессии как юрист, экономист, менеджер, банкир. В результате такого выбора в обществе наблюдается дисбаланс между системой подготовки таких специалистов и реальным спросом на них на рынке труда, который уже перенасыщен данными специалистами. л

5. Процесс формирование профессиональных предпочтений молодежи является результатом сложного взаимодействия различных объективных обстоятельств и субъективных факторов, сводящихся и к специфике личности молодого человека, его ценностных ориентаций, и к роли внешних воздействий на нее. Совокупность разнообразных факторов представляет собой условное социально-экономическое и социокультурное пространство, на котором происходит процесс социально-профессионального становления и самоопределения.

Процесс формирования профессиональных предпочтений связан со спецификой возрастных когорт молодежи. Если в ранней юности молодежь больше ориентируется на внешние, объективные обстоятельства, то к 30 годам база адекватной субъективной составляющей в выборе профессиональных предпочтений будет более серьезной, чем объективной. Поэтому, современная система профессиональной ориентации должна строиться с учетом всех факторов, в том числе и возрастных особенностей молодежи.

6. На процесс формирования профессиональных предпочтений современной российской молодежи оказывают воздействие региональные особенности социально-профессиональной структуры, климатические условия, отраслевая специализация того или иного региона в единой системе производства и экономических отношений и др. В последнее время все большее значение в процессе профессионального выбора молодежи стали играть материальные возможности семьи, обеспечивающие разные стартовые возможности для молодых людей из семей с условно «достаточным» и «не достаточным» уровнем дохода. Система образования и средства массовой информации также занимают не последнее место в общей структуре формирования профессиональных предпочтений. Выступая главным средством передачи информации, в том числе и информации о статусном распределении людей разных профессий, престижностью одних и не престижности других видов деятельности, СМИ становятся посредником, одним из связующих звеньев между молодежью и социумом.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в результате исследования теоретические и практические выводы могут быть использованы при разработке программ по оптимизации путей и способов формирования профессиональных предпочтений молодежи, а также молодежной политики как на федеральном, так и региональном и муниципальном уровнях. Они могут быть полезными в деятельности центров и служб занятости населения, образовательных учреждений всех уровней. Основные положения диссертационного исследования могут быть использованы в научно-педагогической деятельности, в частности в преподавании курсов по социологии молодежи, региональной молодежной политики, экономической социологии, социологии личности и др.

Апробация работы. Теоретико-методологические подходы, а также практические результаты и рекомендации, содержащиеся в диссертационной работе излагались автором на научных семинарах аспирантов социологического факультета в 2000;2003 годах, на научных конференциях, проходивших на социологическом факультете СГУ, отражены в научных публикациях.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры регионоведения Саратовского госуниверситета и рекомендована к защите.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Заключение

Проведенное исследование показало, что неизбежным компонентом трансформационных процессов российского общества является изменение массового сознания, норм и правил поведения, ценностных ориентаций, профессиональных предпочтений современной молодежи.

Молодежь является специфической социально-демографической группой и определяется возрастным критерием: как правило, к молодежи относится период 16−30 лет. Именно в этот период происходит один из главных выборов, который необходимо сделать каждому — выбор сферы профессиональной деятельности, от которого во многом будет зависеть вся дальнейшая жизнь молодого человека.

Современная система профессиональной ориентации должна строиться с учетом всех факторов, в том числе и возрастных особенностей молодежи. Если в ранней юности молодежь больше ориентируется на внешние, объективные обстоятельства, то к 30 годам база адекватной субъективной составляющей в выборе профессиональных предпочтений будет более серьезной, чем объективной.

Профессиональные предпочтения представляют собой специфический социально-исторический феномен, который складывается в процессе общественного разделения труда. Профессиональные предпочтения молодежи являются важным компонентом в механизме распределения и перераспределения трудовых ресурсов и совокупной рабочей силы по различным сферам общественного производства. В современных условиях основополагающей доминантой социально-профессиональной ориентации молодежи и осуществляемого на ее основе профессионального выбора выступает профессиональная структура общества, и, в частности, социально-профессиональная, которая в значительной степени очерчивают рамки возможного выбора.

Анализ проблемы профессиональных предпочтений молодежи свидетельствует о том, что, начиная с 90-х годов произошла вынужденная смена ценностей от нематериальных (самоутверждение через труд) к материальным. Переориентация новых поколений молодежи на профессии, обеспечивающие не интересную работу, а социальный успех, материальное благополучие ~ тенденция, сложившаяся с началом 90-х. Для современной молодежи гораздо важнее становится размер заработной платы, а не польза, которую приносит обществу та или иная профессия.

Возрастает в последнее время уровень установки молодежи на получение высшего образования. Конкурсы в Вузы Саратова, в частности в СГУ, СГТУ достаточно серьезные: по 3−5 человек на место в зависимости от специальности. Интересен тот факт, что план комплектования саратовских профессиональных училищ и колледжей выполнен и перевыполнен. Сегодня каждый 10 молодой человек там оказывается внеплановым, такая ситуация наблюдается уже второй год. Из вышесказанного можно сделать вывод, что наступают времена конкретных прикладных знаний и навыков, для того, чтобы конкурировать на рынке труда и получить высокооплачиваемую профессию.

Трансформация привлекательности профессий за последнее десятилетие отражает не только новые возможности, открывшиеся перед молодыми людьми, но и новые ограничения и трудности из-за свертывания наукоемких отраслей, экономического спада, безработицы, и ужесточение обстоятельств выживания. Противоречивый характер носит проблема спроса и предложения на рынке образовательных услуг и рынке труда. Продолжая подготовку специалистов по юриспруденции, экономике, менеджменту, образовательные учреждения обрекают молодых людей на трудности, связанные с трудоустройством по этим специальностям, хотя, если набор на эти специальности еще не прекращен, то это говорит о спросе на эти специальности со стороны молодежи, что подтвердили и наши исследования. Таким образом, новые условия породили и новые проблемы, связанные с профессиональным выбором молодого поколения.

Анализ распределения трудовых ресурсов в современной России свидетельствует о необходимости существенного их перемещения из сферы предпочтений юристов, экономистов, менеджеров в сферу сельского хозяйства, промышленности, а также особое внимание современной молодежи следует обратить на сферу информационных услуг, поскольку, согласно мировой практике, до 75% всех занятых должны трудиться именно в сфере информационных услуг. Об этом свидетельствует и тот факт, что в Саратовском регионе доля трудоустроенных по ряду специальностей этой сферы услуг составляет наибольший процент, равно как и спрос на информационные услуги.

Процесс формирование профессиональных предпочтений является результатом сложного взаимодействия различных факторов, сводящихся как к специфике самой личности молодого человека, так и к степени влияния внешних условий на нее. На формирование профессиональных предпочтений влияют также специфически ситуативные моменты и мотивы. Например, такие как региональные особенности социально-профессиональной структуры, климатические условия, отраслевая специализация региона в единой системе производства и др. Но особо важная роль отводится в этом процессе таким социальным институтам, как государство, семья, школа, средства массовой информации.

Так, от семейных традиций, материального и статусного положения семьи во многом будет зависеть профессиональный выбор молодого человека. Большинство современных молодых людей считают, что в их трудоустройстве доминирующую роль играет именно помощь семьи. В школе раскрывается основной потенциал молодого человека, выявляются его профессиональные склонности и интересы.

В период дальнейшего профессионального образования молодой человек более глубоко и осмысленно соотносится с выбранной им сферой деятельности. Вот почему особенно важно, чтобы система профессиональной ориентации, направленная главным образом на формирование профессиональных предпочтений, на подготовку к профессиональному выбору, стала необходимой составляющей и общего профессионального образования.

Образовательным учреждениям следовало бы координировать свою деятельность с центрами занятости населения, с различного рода молодежными движениями и объединениями, чтобы иметь возможность объективно и целесообразно информировать молодое поколение о мире профессий вообще и об имеющихся вакансиях в частности. Как известно, СМИ являясь главным средством передачи информации, в том числе и о профессиях, нередко ориентируют молодежь не на конкретные профессии, а на определенный образ жизни. А, как известно, в молодом возрасте человек выбирает не столько профессию, сколько образ и стиль жизни, где профессия — всего лишь «средство» достижения желаемого. Поэтому крайне важно создание общей системы профессиональной ориентации. Это необходимо с целью оптимизации самого процесса формирования профессиональных предпочтений с учетом, как индивидуальных возможностей, так и современной ситуации на рынке труда.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.В., Широков В.Д. Общие основы построения исследования
  2. Профориентация и профотбор молодежи на рабочие профессии. М. 1987.
  3. Дж., Рагимов А. Личность и труд (опыт конкретно-социологических исследований). 1981.
  4. Американская социологическая мысль. Тексты. /Под ред. В. И. Добренькова. M. 1994.4. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М. 1977.
  5. .Г. Избранные психологические труды. В 2 т. M., 1980.Т. 1.
  6. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитание творческой личности: Основы педагогики творчества. Казань, 1988.
  7. П.Р., Климов Е. А. Проблемы психологического обеспечения подготовки молодежи к труду и выбору профессии //Вопросы психологии. 1984, № 1.
  8. Е.С. Американская социология. Традиции и современность. Курс лекций. Екатеринбург, 1997.
  9. Г., Босков А. Современная социологическая теория. М. 1961.
  10. М. Интеграция подходов к профориентации //Человеческие ресурсы. 2003. № 1.
  11. Bergson A.A. Reformulation of Certain Aspects of Welfare Economics.-Quarterli Journal of Economics. 1938.
  12. H.M. Социология молодежи: достижения, проблемы // Социологические исследования. 1982. № 2.
  13. Л.И., Морозова Н. Г., Славина Л. С. Развитие мотивов учения у советских школьников. 1957. вып. 36.
  14. В.П. Выбор профессии: Из опыта работы центра профориентации молодёжи Ленинграда. М. 1989.
  15. Е.Т. Современная социология общества в контексте истории // Социально-политический журнал. 1992. № 1.
  16. Ф. Социальные изменения и образование в России //Молодежь России на рубеже 90-х годов. Кн.2. М. 1992.
  17. С.Н., Чупров В. И. Молодежь России на пороге рынка: между бедностью и нищетой. М. 1991.
  18. М. Избранные произведения. /Пер. с нем. М. 1990.
  19. Л.П. Социально-профессиональная ориентация молодежи. Ашхабад. 1988.
  20. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М. 1986.
  21. P.P. Трудовая деятельность в условиях модернизации общества: социологический подход /Под ред. Г. В. Дыльнова. Саратов. 2000.
  22. Ю.Г. Личность и гуманизм. (Социологический аспект). Челябинск. 1995.
  23. Ю.Г., Мостовая И. В. Социология. М. 1998.
  24. В.П. Социализация как комплексная культурная тренсляция: проблемы переходного общества. Пенза. 2001.
  25. Л.С. Психология развития как феномен культуры: избранные психологические труды. М. 1996.
  26. О., Гребенников В. Трудоустройство начинается с профориентации //Человеческие ресурсы. 1998. № 1. С. 26−27
  27. Ф 30. Генина H.B. Психологические основы профориентационнойконсультации школьников. Куйбышев. 1989.
  28. З.Т., Игитханян Е. Д. Наемные работники. Некоторые черты формирующего класса. //Социологические исследования. 2002. № 9.
  29. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев. 1986.
  30. .М. Личность в соревновании: Социолог исследует проблему. Мн. 1986.
  31. .А. Массовое сознание: опыт определения проблемыисследования. М. 1987.
  32. .А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения. Очерки массового сознания россиян времен Хрущева, Брежнева, Горбачева и Ельцина в 4-х книгах. М. 2001.
  33. K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М. 1970.
  34. Т.А. Особенности развития личности подростков в различныхтипах семей //Социологические исследования. 1996. № 3.
  35. Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Саратовской области. Саратов. 2001.
  36. Я.В. Динамика профессионального самоопределения студентов //Социологические исследования. 2001. № 7.
  37. Динамика ценностей населения реформируемой России. /Отв. ред. Н.И.
  38. , Л.А. Беляева. М. 1996.
  39. Н. Молодежь на рынке труда //Вопросы экономики. 1998. № 1.
  40. А.Н. Проблема профессионального подбора. Харьков. 1927.
  41. Жизненные пути одного поколения. /Титма М.Х., Балакирева О. Н., Веэрман P.K. М.: Наука. 1992.4 4. Забродин Ю. М. Система сопровождения профессиональной карьеры. //Человеческие ресурсы. 1998. № 1.
  42. Закон «О занятости населения в Российской Федерации». Российская газета. № 84 от 06.05.1996.4 6. Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании в Российской Федерации». Российская газета. № 164 от 29.08.1996.
  43. H.H. Профессиональная ориентация школьников. М. 1988.
  44. Д.П., Суименко Е. И. Актуальные проблемы социологии труда. М. 1974.
  45. Кан-Калик В.А. К разработке теории общего и профессионального развития личности специалиста в Вузе. Грозный. 1980.
  46. O.A. Престиж и пафос как жизненные стратегии социоэкономической группы (анализ СМИ) //Социологические исследования. 2001. № 1.
  47. О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения //Социологические исследования. 2000. № 3.
  48. C.JI. Кто мы такие (молодежь о себе и старшем поколении). // Социологические исследования. 1988. № 1.
  49. Ю.Н. Профессиональное самоопределение и интеграция молодых специалистов в социальную структуру в современных условиях. Дис. на соиск. ученой степени канд. соц. наук. Ставрополь. 2000.54. Климов Е. А. Введение в психологию труда. М. 1988.
  50. Е. А. Психология профессионала. М. 1996.
  51. Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск. 1993.
  52. В. И. Мотивы поведения и деятельности /Отв. ред. A.A. Бодалев. М. 1988.
  53. JI.H. Рабочая молодежь. Труд, учеба, досуг. Свердловск. 1969.
  54. А.И. Интересы рабочего подростка. JI. 1929.
  55. JI.А. Профессиональная ориентация школьников и трудовые династии. Воронеж. 1992.
  56. Кон И. С. Социология личности. М. 1977.
  57. Кон И. С. Молодежь. //Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. Т.16. С. 478.
  58. Д.Л. Динамика неравенства. М. 1999.64. Конституция РФ. М. 1992.
  59. А.И. Введение в социологию. М. 1994.
  60. А.И. Основы социологии и политологии. М.: Акад.проект. 2002.
  61. Красил ьников В. Ориентиры грядущего? Постиндустриальное общество и парадоксы истории. //Общественные науки и современность. 1993. № 2.
  62. Краткий психологический словарь /Под ред. A.B. Петровского и М. Г. Ярошевского. Р-на-Д. 1998.
  63. Н.Б. Формирование будущего специалиста. М. 1990.
  64. Кто изучает проблемы молодежи? Справ./Сост. С. В. Алешенок. М. 1997.
  65. И.В. Психологический анализ принятия решений о выборе профессии. Профессиональная ориентация школьников. Ярославль. 1976.
  66. С.А., Кузьмин Д. С. Структурные изменения в экономике России и занятость //Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 1997. № 3. С. 137−140.
  67. .В. Основы профессиональной психодиагностики. М. 1984.
  68. Культурные миры молодых россиян: три жизненные ситуации. М. 2000.
  69. Г. Ф. Проблема молодежи в новых экономических условиях. //Социальные проблемы молодежи в условиях перехода крыночной экономике и пути их решения. (Тезисы докладов научно-практической конференции). Уфа. 1993.
  70. Ю.Н., Эйдельман Я. Л. Мотивация экономической деятельности в условиях российской реформы. М. 1996.7 7. Левитов Н. Д. Профессиональная ориентация и школа. М. 1925.
  71. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. 1977.
  72. Д.А. Индивидуальный стиль и индивидуальные стили — взгляд из 1990-х. М. 1998.8 0. Лещинская Г. Молодежный рынок труда. //Экономист. 1996.№ 8.
  73. В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи). //Социологические исследования. 1998. № 5.
  74. В.Т. Молодежь о времени и о себе //Педагогика. 1998. № 4.
  75. В.В. Социологические аспекты технологии оценки квалификации, образования и карьеры стратегического руководителя. Саратов. 1995.8 4. Лясников Н. Как помочь молодежи выбрать профессию //Человек и труд 2001. № 7.
  76. B.C., Литвинцева А. З. Жизненные притязания ранней юности и стратегии их реализации: 90-е и 80-е гг. М. 1993.
  77. З.М., Калинникова И. О. Социальный менеджмент. М.:ЮНИТИ. 2002.
  78. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М. 1954−1981.
  79. В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М. 1985.8 9. Митев П. Социология лицом к лицу с проблемами молодежи. София. 1983.
  80. П.Э. Теоретические предпосылки стандартизации социологических переменных в исследовании молодежи //Проблемы молодежи. Информационное приложение 10. София. 1977.
  81. Г., Чистяков И. Социальные аспекты рынка труда //Общество и экономика. 1999. № 9.
  82. Г., Чистяков И. Стратегия молодежи на рынке труда //Социологические исследования. 2000. № 7.
  83. H.H. Информационное общество: возможности и реальность // Политические исследования. 1993. № 3.
  84. Е.Ф. Труд как объект и предмет исследований общей социологии //Социологические исследования. 2001. № 7.
  85. Молодежь в условиях социально-экономических реформ. (Материалы международной научно-практической конференции). Вып. 1. 1995.
  86. Молодежь и демократизация советского общества: социологический анализ. /Под ред. С. А. Шавеля, О. Т. Манаева. Мн. 1990.
  87. Молодежь и научно-технический прогресс /B.JI. Абушенко, Е. М. Бабосов, Е. А. Борковская и др.- Под ред. Е. М. Бабосова. Мн. 1989.
  88. Молодежь и труд. /Под общ. ред. В. А. Ядова. М. 1970.
  89. Молодежь России: социальное развитие /С.Н. Быкова, Т. Е. Березкина. М. 1992.
  90. Молодежь России: тенденции, перспективы. /Под ред. И. М. Ильинского, A.B. Шаронова. М. 1993.
  91. Молодежь, ее интересы, стремления, идеалы. /Под общ. ред. JI.H. Когана. М. 1969.
  92. Молодежь: цифры и факты: Ин-т соц.-экон. проблем. СПб. 1992.
  93. В.В., Скробов А. П. Противоречивость социализации и воспитания молодежи в условиях реформ //Социально политический журнал. 1998. № 1.
  94. М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии /Пер. с франц. М. 1996.
  95. К.Т. Время выбора: Молодежь и общество в поискахальтернативы. М. 1991.
  96. Начало пути: поколение со средним образованием /Отв. ред. М. Х. Титма. М. 1989.
  97. Некоторые актуальные проблемы современной буржуазной социологии. М. 1983.
  98. В.В., Фетисов Э. Н. Социальные проблемы подготовки ¦Ч молодежи к труду. М. 1984.
  99. Новые социальные движения и социокультурные эксперименты. Вып. 1,2. М. 1991.
  100. В.В. Личность и социальные ценности. Социология в СССР. /Под ред. Г. В. Осипова. М. 1966.
  101. В.В. Ювенология: становление науки о молодежи. * Красноярск. 1997.
  102. В. Профессиональная направленность личности и ее формирование в школьные годы. Новосибирск. 1987.
  103. Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем //Американская социологическая мысль. Тексты /Под ред. В. И. Добренькова. М. 1994.
  104. Т. Система современных обществ. (Пер. с англ.). М., 1997.
  105. Р. Чтобы демократия сработала. М. 1996.
  106. Н.Е. Одиннадцать заповедей функционализма Р. Мертона. //Социологические исследования. 1992. № 2.
  107. А. Современный труд: социальные ориентиры //Человеческие ресурсы. 1998. № 1.
  108. В., Кондартьева О. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи //Социологические исследования. 1999. № 9.
  109. Профессиональная ориентация и обучение /Редкол. Н. П. Воронин. Ярославль. 1988.
  110. Профориентация молодёжи. М.: Высшая школа. 1978.
  111. E.H. Выбирайте профессию. М. 1991.
  112. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности //Под ред. Г. С. Никифорова. СПб. 1991.
  113. .В., Борисенкова П. А. Студенты в начале и в конце XX в. Опыт сравнительной характеристики //Социологические исследования. 2001. № 7.
  114. В.В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. М. 1996.
  115. Рачков В. В поисках теоретических истоков //Свободная мысль. 1994. № 1.
  116. П.Н. Некоторые вопросы теории и практики исследований молодежного движения в капиталистических странах //Социологические исследования. 1980. № 2.
  117. О.Г. Социальный механизм формирования ценностных ориентаций молодежи современной России. Дис. на соиск. ученой степени канд. соц. наук. Саратов. 2000.
  118. Российская социологическая энциклопедия. /Под ред. Г. В. Осипова. 1998.
  119. Россия: вызовы времени и пути реформирования. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 1997 г. /Под ред. Г. В. Осипова и др. М. 1999.
  120. Российский статистический ежегодник. 2000. М. 2001.
  121. А.Т. Формирование профессиональной пригодности. М. 1984.
  122. П. А. Мотивы поведения деятельности. М. 1988.
  123. М.Н., Рубина Л. Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. М. 1988.
  124. A.A. Социальные ценности и нормы. Киев. 1976.
  125. .А. Молодежь и становление новой России //Социологические исследования. 1998. № 5.
  126. H.A. О проблемах трудоустройства молодых специалистов //Человеческие ресурсы. 1998. № 1.14 0. Саймон Г. Науки об искусственном. М. 1972.
  127. Самосознание европейской культуры XX века. М. 1991.
  128. Т.П. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.
  129. B.C. Американские учения о социально-политических процессах в современном мире //Социально-политические науки. 1990. № 11.
  130. В., Мещеркина Е. Биографический метод в социологии: история, методология и практика. М.: Институт социологии РАН. 1994.
  131. Социальная траектория реформируемой России: исследования Новосибирской Экономико-социологической школы /Отв. ред. Т. И. Калугина. Новосибирск: Наука. 1999.
  132. Социологические теории и социальные изменения в современном мире. М. 1989.
  133. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. /Под ред. Г. В. Осипова. М.1998.
  134. Социология. Энциклопедия. Мн. 2003.
  135. Социология в России. /Под ред. В. А. Ядова. М. 1998.
  136. Социология молодежи. /Отв. ред. В. Т. Лисовский. СПб., 1996.
  137. Н.К. Профессиональная ориентация учащихся. Мн.: Университетское. 1993.
  138. Социологический словарь. /Под ред. Н. Аберкромби, С. Хил, Б. С. Тернер. М. 1999.
  139. И.А. Ценностные ориентации как предмет социологического исследования: Учеб.пос. /Ин-т молодежи. М. 1996.
  140. Дж. Структура социологической теории. М. 1985.
  141. М.Х. Выбор профессии как социальная проблема (на материалах конкретных исследований в ЭССР). /М.Х. Титма. М. 1975.
  142. Н.Е. Зависимость взглядов и поведения от ценностных ориентаций. //Куда идет Россия? М. 1994.
  143. Д.Л., Пристли Д. Социология. Львов. 1998.
  144. Тоффлер 0. Проблемы власти на пороге XXI века //Свободная мысль, 1992.
  145. . Социология. Общий курс. М., 1994.
  146. .Т. О парадоксах общественного сознания. // Социологические исследования. 1995. № 11.
  147. А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии. М. 1998.
  148. В.Н., Шумак O.A. Экономика и социология труда. Обнинск: ИАТЭ. 1998.
  149. .Ц. История одного поколения. (Социально-демографический очерк). М. 1968.
  150. Ф.Р. От поколения к поколению: социальная подвижность. М. 1989.
  151. Ф.Р., Чупров В. И. Социальные проблемы молодежи //Рабочая книга социолога. М. 1983.
  152. В. Человек в поисках смысла. М. 1990. 17 3. Фролов С. Социология. М. 1994.
  153. И. Человек играющий: В тени завтрашнего дня. М. 1992.
  154. X. Мотивация и деятельность. Т. 1: Пер. с нем. М. 1986.17 6. Хозин Г. С. Глобальные проблемы современности. Критика буржуазных концепций. М. 1982.
  155. Г. С. Иллюзии и реальность: футорологические этюды А. Тоффлера // Мировая экономика и международные отношения. 1976.
  156. Ф.С. Марксизм-ленинизм и проблема преемственности поколений //Социологические исследования. 1977. № 3.
  157. И.В. Эмпирическая социология: Метод, пос. Тольятти. 1998.
  158. Ю.А. Социальные детерминанты профессиональной ориентации учащейся молодежи Юга России. Дис. на соиск. ученой степени канд. соц. наук. Ростов- на- Дону. 1998.
  159. Человек и его работа (социологическое исследование). /Под ред. А. Г. Здравомыслова и др. М.:Мысль, 1967.
  160. Человек как объект социологического исследования /Под ред. Л. И. Спиридонова, Я. И. Гилинского. Л. 1977.
  161. Человек и современный мир. М.: ИНФРА. 2002.
  162. Г. А., Шубкин В. Н. Молодежь вступает в жизнь. М. 1985.18 6. Четвертый международный социологический конгресс. М. 1960.
  163. H.H. и др. Учителю труда о профессиональной ориентации учащихся /H.H. Чистяков, Т. А. Буянова, Н. Э. Касаткина. М. 1982.
  164. П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М. 1981.
  165. В.Д. Деятельность и способности. М. 1994.
  166. В.Д. Проблемы системогинеза профессиональной деятельности. М. 1982.
  167. Р. Теория рационального выбора: универсальное средство или экономический империализм? //Вопросы экономики. № 7. 1997.
  168. В.В. Молодежь: концептуализация понятия ВКН. Молодежь в условиях социально-экономических реформ. СПб. 1995.
  169. Ф.Э., Харчева В. Г., Сериков В. В. Социология образования: Прикладной аспект. М. 1997.
  170. Л.И. Социально-правовые вопросы профориентации молодежи / Л. И. Шишкина. Л. 1976.
  171. П. Социология социальных изменений. /Пер. с англ. под ред. проф. В. А. Ядова. М. 1996.
  172. П. Много социологий для одного мира //Социологические исследования. 1991. № 2.
  173. В.Н. Социологические опыты. М. 1970.
  174. А., Мкртчан Г. Проблемы молодежного рынка труда //Общество и экономика. 2001. № 10.
  175. И.И. Жизненные стратегии подростков //Социологические исследования. 1999. № 7.
  176. Я. Элементарные понятия социологии. М. 1969.
  177. Энциклопедический социологический словарь /Общ. ред. Г. В. Осипова. М. 1995.
  178. В. В. Школа и профессиональное самоопределение учащихся. Киев. 1983.
  179. JI.B., Магун B.C. Родительская семья и ее влияние на жизненные притязания и стратегии юношей и девушек. М. 1998.
Заполнить форму текущей работой