Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие промышленных комплексов с учетом экономической безопасности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблемы управления организационно-экономическим развитием промышленности становятся все более сложными, значимыми и во многом предопределяют поступательное развитие системы жизнедеятельности населения региона, его дальнейший социальный прогресс. Как показывает практика, их решение невозможно без обеспечения рациональной организации производства, на основе сочетания отраслевого и территориального… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ
    • 1. 1. Развитие территориальных производственных комплексов с учетом формирования региональной промышленной политики
    • 1. 2. Стратегия развития территориальных производственных комплексов: опыт и проблемы
    • 1. 3. Структурные составляющие территориальных производственных комплексов и система регулирования их взаимодействием
  • ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОМЫШЛЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
    • 2. 1. Особенности формирования экономической безопасности в стратегии социально-экономического развитию региона
    • 2. 2. Механизм формирования экономической безопасности развития территорий — муниципальных районов
    • 23. Региональное регулирование в системе обеспечения жизнедеятельности хозяйственных комплексов
    • 2. 4-, Стратегия развития производственных комплексов региона с учетом обеспечения экономической безопасности
  • ГЛАВА 3. ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ В УСЛОВИЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
    • 3. 1. Социально-экономическая безопасность региона в условиях реализации промышленной политики
    • 3. 2. Ресурсы и факторы развития хозяйственных комплексов в системе региональных производственных комплексов
    • 3. 3. Структура стратегического потенциала регионального муниципального комплекса и оценка эффективности его развития

Развитие промышленных комплексов с учетом экономической безопасности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Решение задачи удвоения ВВП требует срочного перехода от политики выравнивания социально-экономического развития территорий к политике поляризованного развития, к определению и поддержке регионов — «локомотивов роста». Именно, формирование «локомотивов роста», как опорного каркаса региона, по Концепции Стратегия, социально-экономического развития регионов Минрегион-развития РФ, возможно на основе развития территорально-производственных комплексов. Через такой ускоренный рост отдельных регионов прошли практически все страны, пережившие экономический и социальный подъем. Концентрация усилий в рамках этих регионов позволяет получить эффект масштаба и агломерации. Регион можно считать «локомотивом», если в нем: а) наблюдается устойчивая тенденция к росту грузопотокаб) сформирована важнейшая стратегическая инициатива для страны и регионав) имеется высокий научно-технический, интеллектуальный и социально-экономический потенциалв) осуществляется весомый вклад в прирост ВВПг) существует стратегическое партнерство’власти, гражданского общества и бизнесад) учитываются факторы экономические и национальной безопасности.

Новая каркасная структура пространственной организации страны должна обеспечивать наиболее эффективную интеграцию в глобальный рынок (сосредотачивая на своей территории центры управления потоками товаров, финансов, информации и людей и формируя центры инноваций), способствовать ускоренному социально-экономическому развитию региона за счет формирования территориально — производственных комплексов, обеспечивать производственно-технологическую и социально-культурную инфраструктурную связанность для доступа территорий и их населения к источникам роста путем реализации социально-экономических проектов.

Такие локомотивы регионов могут поддерживаться за счет: а) формирования узлов инфраструктур (транспортных, строительства системы коммуникаций, повышающих мобильность населенияб) придания особого экономического статуса и правового режима территориямв) поддержки пилотных социально-экономических проектов и имеющих государственное значение культурных инициатив регионовг) формирования системы межбюджетных региональных отношений.

Формирование эффективной системы управления организационно-экономическим" развитием территориальных промышленных комплексов, обеспечивающей координацию и регулирование хозяйственных пропорций и связей их отдельных элементов и подсистем имеет стратегическую значимость для системы территориального планирования, управления и совершенствования хозяйственного механизма экономики региона.

Проблемы управления организационно-экономическим развитием промышленности становятся все более сложными, значимыми и во многом предопределяют поступательное развитие системы жизнедеятельности населения региона, его дальнейший социальный прогресс. Как показывает практика, их решение невозможно без обеспечения рациональной организации производства, на основе сочетания отраслевого и территориального подходов, что предопределяет необходимость исследования этих проблем. В настоящее время пока не выработано единого понимания системы управления организационно-экономическим развитием региональных комплексов. В силу того, что на региональном уровне было ликвидировано отраслевое управление, а его функции были рассредоточены между различными управленческими структурами, поэтому сегодня отсутствует четкое распределение сфер деятельности и координация действий по управлению развитием промышленности. При этом пространственный аспект, рассматривающий территориальную привязку промышленных активов, остается в специфических рыночных условиях отечественной экономики слабо изученным.

В настоящее время управление сводится в основном к регулированию финансово-хозяйственной деятельности промышленных предприятий, при этом стратегическое управление межотраслевыми взаимодействиями и формированием соответствующих организационно-экономических структур практически отсутствует. Необходимость исследования и совершенствования системы управления организационно-экономическим развитием промышленного комплекса обусловлена и рассогласованностью принимаемых решений управленческими структурами, и теми недостатками действующей системы регионального регулирования, которые вызывают усиление организационных, структурных, финансовых, воспроизводственных диспропорций.

Однако, несмотря на значительное число работ и многообразие направлений исследований, отсутствует целостное представление о сути процессов организационно-экономического развития промышленных систем в рыночных условиях российской экономики, позволяющее решать актуальные социально-экономические задачи по оптимизации процессов данного развития, определять стратегически приоритетные направления развития промышленности и осуществлять действенное управление организационно-экономическим развитием промышленного комплекса региона. Мало уделяется внимания изучение особенностей структуры и логики организационно-экономического развития промышленных комплексов, управлению организационно-экономическим развитием промышленности региона на основе современных информационных технологий, управленческих нововведений, а также быстро развивающихся инфраструктурных звеньев его производств, что позволяет формировать механизмы настройки экономической системы и ее эффективного приспособления к внешним изменениям. Недостаточная разработанность указанных проблем, теоретическая и практическая значимость их решения определили выбор темы диссертационного исследования, его цели и задачи.

Экономическая целостность промышленного комплекса как экономического ядра хозяйственных территориальных комплексов является объективной основой развития региона с учетом обеспечения экономической безопасности. Среди всех видов многообразных хозяйственных комплексов в функционировании муниципальной экономики особую роль играет промышленный комплекс. Хозяйственная деятельность промышленных комплексов проявляется в рациональном сочетании различных видов экономической деятельности с учетом их экономической безопасности. Совершенствование управления этими комплексами направлено на развитие системы жизнедеятельности населения территории в условиях рационального сочетания отраслевого и территориального подходов управления производственными системами и их инфраструктурами.

Необходимость исследования и совершенствования системы управления экономическим развитием промышленных комплексов муниципального района обусловлена обеспечением устойчивого их функционирования через оценку экономической безопасности в системе производственных экономических отношений.

Область исследования соответствует требованиям паспорта ВАК специальности — 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами — промышленность): 15.2 — Формирование механизмов устойчивого развития экономики промышленных отраслей, комплексов, предприятий- - 15.5 Гармонизация промышленной и торговой политики с учетом экономической безопасности.

Степень разработанности проблемы. Вопросы организации промышленного развития и территориального размещения производительных сил в целом достаточно хорошо проработаны отечественными и зарубежными учеными. Проблемами оптимального размещения производительных сил, формирования и совершенствования территориально-производственных комплексов (ТПК) посвящены труды академиков Н. Н. Некрасова и Г. А. Гранберга. Особое значение определению комплексов с точки зрения их организации придавал А. А. Богданов. Вопросы исследования различных форм организационно-экономического развития и взаимодействия хозяйствующих субъектов рассмотрены В. Б. Акуловым, Б. З. Мильнером.

Проблемами управления экономикой и региональными промышленными комплексами занимаются Е. Г. Анимица, А. И. Гаврилов, A.JI. Кузнецов, А. К. Осипов и др. Развитие форм организации производства и рыночный механизм связей в промышленности рассмотрены О. И. Боткиным, А. А. Галкиным, В. И. Некрасовым и др. Вопросы развития диагностики и оценки экономической безопасности регионов на основе территориально-отраслевого подхода раскрыты в работах Д. С. Львова, А. И. Татаркина, А. А. Куклина, Е. А. Олейникова, А. Д. Выварец.

Однако, несмотря на многообразие работ и направлений исследований по экономическому развитию промышленных систем в рыночных условиях, отсутствует целостное представление о сути процессов организационно-экономического развития хозяйственных комплексов региона с учетом экономической безопасности, особенно на муниципальном уровне, что позволяет решать актуальные социально-экономические задачи стратегического развития. Мало уделяется внимания-управлению этими процессами на основе современных информационных технологий, управленческих нововведений. Недостаточная научная проработанность указанных проблемих практическая значимость и определили выбор темы исследования.

Объект исследования — промышленные комплексы муниципальных образований в их хозяйственном развитии.

Предмет исследования — организационноэкономические отношения хозяйствующих субъектов промышленного комплекса региона, ориентированные на обеспечение их экономической безопасности.

Целью диссертационного исследования является формирование теоретических положений и практических рекомендаций по оценке развития производственных комплексов муниципальных районов на основе обеспечения их экономической безопасности.

Поставленная цель потребовала решения ряда взаимосвязанных задач: — выявить условия обеспечения экономической безопасности в системе развития производственного комплекса муниципального районаразработать структурную модель экономической безопасности развития промышленных комплексов регионасформировать структуру взаимодействия хозяйствующих субъектов в экономической деятельности муниципального районаопределить концептуальные подходы к оценке уровня функционирования производственных комплексов с учетом развития их инфраструктуры и обеспечения экономической безопасности промышленной деятельностипредложить методические рекомендации по совершенствованию развития промышленных комплексов региона на муниципальном уровне.

Теоретической и методологической основой исследования послужили теоретические и прикладные работы зарубежных и отечественных ученых по вопросам организации и управления развитием промышленности, обеспечения экономической безопасности. В процессе исследования применялись такие общенаучные методы познания как системный и структурный анализ, метод сравнительной оценки, приемы группировки и обобщения.

Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые акты РФ, данные государственной статистики и аналитические материалы государственных органов и научных центров Российской Федерации и Удмуртской Республики, исследовательские материалы по вопросам экономики в соответствии с тематикой диссертации.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке научно-методических положений и методических рекомендаций обеспечения экономической безопасности производственных комплексов муниципального района и системы управления инфраструктурными изменениями по эффективному функционированию промышленности комплекса.

К числу основных результатов, определяющих научную новизну исследования и выносимых на защиту, относятся следующие: выявлены особенности развития промышленных комплексов на основе совершенствования их инфраструктур;

— уточнены понятия и дана оценка комплексной системы социальноэкономической безопасности промышленных комплексовпредложена организационно-экономическая структура промышленных комплексов муниципального района и форм их взаимодействия с учетом экономической безопасности;

— разработана модель развития промышленных комплексов на основе системы индикаторов оценки их экономической безопасности;

— определены приоритетные направления развития промышленных комплексов, обеспечивающих устойчивое социально-экономическое развитие территорий.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что сформулированные выводы и результаты исследования доведены до уровня конкретных практических рекомендаций, которые могут быть использованы в процессе управления организационно-экономическим развитием территориального промышленного комплекса и разработки программных документов социально-экономического развития региона.

Апробация результатов исследования. Полученные результаты, основные выводы и рекомендации были приняты к использованию в практической деятельности хозяйственных комплексов ряда муниципальных образований Удмуртской Республики. Материалы диссертации были использованы в учебном процессе для преподавания дисциплин «Экономика предприятия», «Государственное регулирование экономики». Достоверность результатов основных положений диссертационного исследования подтверждается их использованием при разработке «Программы развития нефтегазового комплекса Удмуртской Республики на 2004;2008 годы». Основные положения работы были доложены автором и получили положительную оценку на всероссийских и региональных конференциях.

Заключение

.

На основе исследования устойчивости развития промышленного комплекса в муниципальных районах Удмуртской Республики можно сделать вывод о том, что развитие промышленности имеет неустойчивый характер, что позволяет говорить о низкой степени эффективности управления промышленным комплексом. В целом, для повышения устойчивости развития промышленности необходимо создать организационную основу для осуществления намеченных мероприятий, определить наиболее эффективные пути и средства стабилизации ситуации. Повышение степени устойчивости невозможно без определения стратегических целей развития промышленности. Таким образом, должен измениться подход к управлению промышленным комплексом — на с м е н у механизму локализации последствий кризисных явлений должен прийти механизм, предупреждающий негативное развитие событий, позволяющий' осуществлять комплекс мероприятий по стабилизации ситуации, сочетающий интересы предприятий, органов" государственной власти, финансовых структур, органов местного самоуправления’и других субъектов экономической деятельности в промышленности.

Механизмы эффективного управления промышленным комплексом основываются, во-первых, на упорядочении механизма разработки и реализации отраслевых программ в промышленности, что позволит оптимально (с позиции достижения целей развития) распределять ограниченные бюджетные средства на стимулирование инновационной и инвестиционной активности промышленных комплексовво-вторых, на организации взаимодействия различных субъектов экономической деятельности при разработке и реализации промышленной политики, посредством использования методов кооперации, аутсорсинга, кластеризации и различных форм промышленной интеграциивтретьих, в оценке эффективности управления промышленным комплексом региона с целью > принятия решения о мерах, направленных как на повышение устойчивости развития промышленного комплекса, так и на повышение эффективности управления промышленным комплексом региона.

На основе изучения ситуации в экономике, исследования проблем хозяйствующих субъектов, анализа тенденций развития промышленного комплекса Удмуртской Республики определены приоритетные отрасли промышленности, т. е. отрасли, наиболее важные для обеспечения экономической безопасности и социально-экономического развития Удмуртской Республики, развитию которых должно уделяться пристальное внимание и поддержка со стороны органов государственной власти Удмуртской Республики. При этом в зависимости от роли и значения отрасли в развитии региона, а также возможностей влияния на ее развитие со стороны органов государственной власти Удмуртской Республики всеотрасли промышленности разделены на три группы:

Первая группа — отрасли, оказывающие значительное влияние на социально-экономическое развитие республики, являющиеся' отраслями исторической специализации республики, точками экономического роста и обеспечивающие экономическую безопасность республики.

Вторая группа — отрасли, не оказывающие значительного влияния на социально-экономическое развитие республики, но являющиеся кризисными и, как следствие, социально значимыми для развития муниципальных образований и республики в целом.

Третья группа — отрасли, устойчиво развивающиеся на основе самофинансирования и не требующие поддержки со стороны органов государственной власти Удмуртской Республики.

В зависимости от того, к какой группе отраслей отнесена та или иная отрасль, предложены конкретные меры государственной поддержки и содействия развитию отрасли.

С целью обеспечения безопасного и устойчивого развития экономики и развития приоритетных отраслей промышленности определены цели, задачи и этапы развития промышленности Удмуртии на период до 2015 года, а также направления развития промышленности Удмуртской Республики:' развитие оборонно-промышленного комплекса России в Удмуртииподготовка предприятий к деятельности в условиях вступления России в ВТОуправление государственной собственностьюсовершенствование менеджмента на предприятияхсовершенствование административных и ассоциативных структуринвестиционная политикаинновационная политикаэкологическая политикаорганизация межрегиональной и внутриреспубликанской кооперации.

Деятельность, направленная-на развитие и стимулирование приоритетных отраслей промышленности, позволит: а) обеспечить ежегодные темпы, экономического роста не менее 10%- б) активизировать инвестиционную и инновационную деятельность в промышленностив) обеспечить адаптацию-промышленных предприятий к условиям, которые сложатся после вступленияРоссии во Всемирную торговую организациюг) обеспечить позитивные структурные сдвиги в промышленности, связанные с увеличением доли продукции перерабатывающих отраслей по сравнению с добывающими и доли высокотехнологичной* и наукоемкой продукции в общем объеме промышленного производствад) обеспечить структурные сдвиги в промышленной занятости в сторону увеличения доли высококвалифицированного и высокооплачиваемого трудае) повысить уровень заработной платы занятых в промышленности.

Таким образом, развитие приоритетных отраслей промышленности позволит обеспечить стабильные темпы1 роста объемов промышленного производства, соответствующие удвоению промышленного производства республики, оптимизацию структуры промышленного производства в сторону увеличения производства продукции высокой добавленной стоимости с внедрением новейших технологий, производительную занятость, т. е. развитие приоритетных отраслей промышленности направлено на обеспечение экономической безопасности республики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М.: Издательство «Ось-89», 2000. 48 с.
  2. Конституция Удмуртской Республики. Принята Постановлением Верховного Совета УР от 07.12.1994 года. М.: Перспектива, 2003. 52 с.
  3. Гражданский кодекс РФ. Часть первая и вторая. М.: Издательство «Спарк», 1998. 436с.
  4. Налоговый кодекс. Принят Государственной Думой и действует с внесенными изменениями с 01.01.2006 г. // СПС КонсультантПлюс.
  5. О безопасности: Закон РФ от 05.03.1992 № 246/6−1. // СПС Консультант Плюс.
  6. О Государственной стратегии экономической безопасности Российской-Федерации (Основных положениях) :Указ Президента Российской Федерации, от 29.04.96 г. № 608. // СПС КонсультантПлюс.
  7. О государственной инвестиционной политике Удмуртской Республики: Закон Удмуртской Республики от 5 марта 2003 года N 7-РЗ // Консультант Плюс.
  8. О приоритетах развития промышленности УР на период до 2015 года: Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 06.09.04 г. // Консультант плюс.
  9. Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. N 12. С. 62 65.'
  10. А.Н. Системное познание мира. М.: Политиздат, 1985.
  11. Т.Н. Методика и инструментарий для мониторинга экономической безопасности региона//Вопросы статистики. 2001. № 2.
  12. У. Методы регионального анализа: Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1996.
  13. .Х. Промышленная политика и экономика. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2000. — 103 с.
  14. Р. Планирование будущего корпорации. М.: Прогресс, 1985.
  15. Р., Эмери Ф. О целеустремленных систёмах. М.: Сов. Радио, 1974.-272 с.
  16. .Х. Промышленная политика и экономика. — М.: ЗАО «Изд-во Экономика», 2000. 103 с.
  17. Г. Предприятие будущего. Структуры, методы и- стиль руководства. М. Международные отношения, 1997. — 416 с.
  18. Н.М. Моделирование сложных систем. Киев: Наукова думка, 1968. — 87 с.
  19. Е.Г., Сурнина Н. М., Лысенко А. Г. Региональный имущественный комплекс: методология и практика.- Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экономического ун-та, 2000.- 271 с.
  20. Е.Г., Иваницкий В. П., Пешина Э. В. В поисках новой парадигмы регионального развития. Екатеринбург: УрО РАН, 2005. — 106 с.
  21. В. Российские регионы как субъекты, промышленной политики // Российский экономический журнал. № 7−8. 2006. -
  22. И. Новая корпоративная стратегия. СПб: Питер Ком, 1999. -416 с.
  23. А.А., Давыдова Н. С. Приоритеты развития промышленности Удмуртской Республики // Компас промышленной реструктуризации, № 6(7) сентябрь, 2003 г. С. 13−15.
  24. В.Н. Факторное прогнозирование развития промышленного региона и промышленная политика. М., 2002. 71 с.
  25. А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 98−110.
  26. Г. В. Обеспечение рационального государственного управления. М.: Наука, 1990. — 196 с.
  27. Аутсорсинг: создание высокоэффективных и конкурентоспособных организаций: Учебное пособие/ Под ред. Проф. Б. А. Аникина. М.: ИНФРА-М, 2003.- 187 с.
  28. А.А. и др. Согласованное управление активными производственными системами. М.: Наука, 1986. — 247 с.
  29. К. А., Бендиков М. А., Фролов И. Э., Хрусталев Е. Ю. Наукоемкий сектор экономики России: состояние и особенности развития. — М.: ЦЭМИ РАН, 2001. — 120 с.
  30. М.К. и др. Территориально-производственные комплексы: прогнозирование процесса формирования—Новосибирск: Наука, 1990. -330с.
  31. В.З. Некоторые модели оптимального планирования, основанные на схеме межотраслевого баланса. М.: ЮНИТИ. 1967. 523 с.
  32. Л.Г. Организационный дизайн: Современные' концепции управления: Учеб. Пособие. М.: Дело, 2003. — 400 с.
  33. Э. Интеллектуальный капитал / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2001. —288 с
  34. П.Г., Гуров А. И., Крылов А. А. и др. Теневая* экономика. М.: ВЛАДОС, 1991.-243 с.
  35. Бурков-В. Экономические механизмы развития. М.: МФТИ, Л 997. -56 с.
  36. Е., Головацкая Н., Лазуренко С. Макроаспекты экономической безопасности // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 25−35.
  37. А.А. Муниципальное и управление: Курс лекций. Изд. 4-е, перераб. и доп. Н. Новгород: Изд. Гладкова О. В., 2004. — 454 с.
  38. Е.Н. Экономическая безопасность Российской Федерации. Издание Государственной Думы, 1997. 15 с.
  39. Влияние энергетического фактора на экономическую безопасность регионов России /Л.Л. Богатырев и др. Екатеринбург: УрГУ, 1998. — 288 с.
  40. Вопросы формирования промышленной политики России на современном этапе. Сб. науч. тр./ М.: ОАЗТ «Эпикон», 1999. 207 с.
  41. А.И. Региональная экономика и управление: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 239 с.
  42. A.JI. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город. Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2001. 224 с.
  43. С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: ВлаДар, 1995.-310 с.
  44. Е.А. Реформирование промышленности: основы теории и практика. СПб: Судостроение, 2001. — 380 с.
  45. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебное пособие. 2-е изд. М.: Дело, 2002. — 280 с.
  46. С.И. Как выйти на устойчивое экономическое развитие. — Смоленск, Изд-во «Смядынь», 2002. 208 с.
  47. О.Г. Региональная экономическая диагностика. — СПб, 1992.
  48. В.В. Формирование хозяйственного механизма промышленных предприятий России: диссертация на соискание ученой степени к.э.н. М. 2002. — 192 с.
  49. А.В. Обеспечение устойчивости и безопасности экономики* региона в современных условиях. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.э.н. по спец. 08.00.05. Москва, 2002. 18с.
  50. Ю.А. Экономический потенциал территории. СПб: Питер, 1997.-237 с.
  51. В. Реструктуризация производственных систем в машиностроении. СПб.: СПбГ и ЭУ, 2002.
  52. К.И., Георгадзе Е. Й. Вопросы оценки экономической безопасности // Вопросы статистики. 2002. № 2. С. 46 52.
  53. B.C. Экономическая безопасность России. М.: Юрист, 1997.
  54. Закон Удмуртской Республики «О республиканских целевых программах» № 167−1 (в ред. От 18.09.2002) // «Известия УР», № 131, 24.09.02
  55. Закон Удмуртской Республики «О государственной промышленной политике» от 17.11.1998 г., № 704−1 //Известия УР, № 34, 10.03. 1999 г.
  56. Занг В.-Б. Синергетическая экономика: Пер. с англ.- М.: Мир, 1999.
  57. Т.И. Инновационно-реформаторский потенциал России: роль гражданского общества // Сб. докладов на Межд. Экон. конференции «Человек. Общество. Окружающая среда». -Екатеринбург, 2001. С.49−57.
  58. С.А. Система стратегического управления структурными изменениями в промышленности. Автореферат диссертации на< соискание ученой степени к.э.н., Пермь, 2002. 34 с.
  59. В.Н., Гузов Ю. Н., Безденежных Т. И. Технология муниципального управления: Учеб. Пос. -М.: Финансы и статистика, 2005. -396 с.
  60. К.Х. Экономическая безопасность: стратегия возрождения России. М.: Российский Союз предприятий безопасности, 1996. с 254.
  61. Е.П. Современный мир на пути к устойчивому развитию: экологический фактор. М.: ИМЭиПИ РАН, 2000. — 186 с.
  62. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. — 320 с.
  63. . Деловая стратегия: Пер. с англ. М.: Экономика, 1991.
  64. Г. Б. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. -М.: Экономика, 1997.
  65. М.И. Стратегическое управление корпорациями. СПб.: КультИнформПресс, 2002.
  66. Ковалев В В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. 2-е изд., перераб. и, доп. М.: Финансы: и статистика, 2000. — 512 с.
  67. Конкурентоспособность регионов: теоретико-прикладные аспекты. М.: ТЕИС, 2003-
  68. Концепция «Промышленная система и промышленная политика Удмуртской Республики» (утверждена Постановлением Правительства УР от 10 марта 1998 г. № 148).
  69. Е.А. Организационный механизм трансформации экономических систем. Проблемы теории и практики. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экономического ун-та, 2002.- 418 с.
  70. Э.Н. Пропорции и приоритеты в развитии АПК.- М.: Экономика, 1983.-231 с.
  71. А.Л. Социальные стратегии, предприятия. Ижевск: Издтво ИжГТУ, 2000.
  72. . Л. Синергетический менеджмент в машиностроении. -Набережные Челны: Издательство Камского государственного политехнического института, 2003. — 400 с.
  73. Ю. И др. Концепция финансовой безопасности (общегосударственный и региональный аспект) // Экономист. 1998. № 3. С. 55−64.
  74. Д.С. Экономика развития. М.: Экзамен, 2002. 512 с.
  75. Львов Д- Развитие экономики России и задачи экономической науки // Маркетинг, 1999. № 1.
  76. И.И., Шапиро В. Д. и др. Реструктуризация предприятий и компаний. / Справочное пособие / Под. Ред. И. И. Мазура.- М.: Высшая школа, 2000. 587 с.
  77. Макаров B. JL Справочник экономического инструментария. М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2003. -208 с.
  78. Макроэкономика (основы экономической политики). /Под ред. М. К. Бункина, В. А. Семенов. М.: АО «ДИС», 1996. 298 с.
  79. Н.Д. Региональное прогнозирование и региональное развитие России. М.: Наука, 1995.
  80. В.Е. Системное корпоративное управление М.: Сирин, 2003
  81. В. Проблемы экономической безопасности России // Вопросы экономики. 1997. № 3. С. 111- 127.
  82. Методика оценки эффективности использования государственных средств: монография / А. К. Осипов, В. Н. Аникин и др. —Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2006. 276 с.
  83. В.Ю. Теория взаимодействия экономических субъектов. -М.: Вузовская книга, 1999. 96 с.
  84. .З., Кочетков А. В., Левчук Д. Г. Управление территориально производственными комплексами и программами их создания. М.: Наука, 1995.-232 с.
  85. Т.В. и др. Региональный экономический рост: тенденции и проблемы. — Пермь: ПТУ, 2006. — 382 с.
  86. В.Д. Методология систем. М.: Экономика, 1999.
  87. Моделирование устойчивого развития как условие повышения экономической безопасности территории /А.И. Татаркин, Д. С. Львов, А. А. Куклин и др. Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 1999. — 276с.
  88. А.В. Теория и практика формирования саморазвивающейся организации. Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2001.
  89. А.Г. Производственные комплексы: перестройка структуры управления. — М.: Экономика. 1998. 120 с.
  90. Некрасов В. И'., Орлова Н. Ю. Институционализация здорового образа жизни в системе формирования оздоровительного менеджмента // Наука Удмуртии. 2006, № 3. С.35−44.
  91. В.И. Организационное развитие и управление. Ижевск: УдГУ, 1995.- 165 с.
  92. Орлова Н. Ю-, Некрасов В. И. Региональные особенности экономической безопасности хозяйственных комплексов. Екатеринбург — Ижевск: Издательство института экономики УрО РАН. 2007. 128с.
  93. Орлова1 Н.Ю. // Участие общественности в, процессе принятия экологически важных решений в условиях демилитаризации России. Green Cross Russia Воткинск. 2001. — 16 с.
  94. Н.Ю. Социологическая интерпретация деятельности экологических движений в условиях демилитаризации // Сб. IV Междун. научно-практ. конференции «Экология и жизнь». Пенза, 2001. С.52−54.
  95. Н.Ю. Особенности инновационного процесса в условиях демилитаризации // Сб. Всероссийской научно-практической конференции «Инновационное развитие регионов». Пенза, 2001. С.148−150.
  96. Н.Ю. Особенности самосохранительной культуры в период социальной трансформации // Вестник Ижевского государственного технического университета. Ижевск, 2003, № 4. -С.56−58.
  97. Н.Ю. Особенности мотивационных моделей оздоровительных процессов в условиях трансформирующегося общества 7/ Вестник Ижевского гос. технического университета- 2007, № 2. С.57−63.
  98. Е.В. Производственное предпринимательство в России: оценка эффективности. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2002. 189 с.
  99. Ю.М. Основы теории хозяйственного механизма. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 386 с.
  100. А.К. Экономика региона: механизм- комплексного^ развития. Екатеринбург. Изд-во ИЭ УрО РАН, 1996. 234 с.
  101. Основы предпринимательской деятельности- /Под ред. В1М. Власовой: М: Финансы и статистика, 1996.-465 с.
  102. Н.А., Головина А. Н. Методология распределения компетенций по уровням управления жизнедеятельности общества: Препринт. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2001. — 96 с.
  103. Проблемы, развития и сбалансированности экономических систем Под ред. Е-Я. Балашова. -Казань:Изд-во КГУ, 1990- 111с:
  104. Программа социально-экономического развития-. Удмуртской Республики на 2005−2009 годы (Закон УР № 47-РЗ от 23.09.05 г.)
  105. Развитие экономики регионов: Учеб. Пособие:* /Под ред. Н. И. Каширских, И. Д. Тургель и др. Екатеринбург, Изд. УрАГС, 2002. — 444 с.
  106. .А., Лобко A.F. Программно-¦ целевое планирование и управление: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2002. — 428 с.
  107. .А. Государственное управление экономическими и* социальными* процессами. М.: ИНФРА-М', 2005. 425с.118- Регионы России. Социально-экономические показатели. 2002: Стат. Сб./Росстат. М., 2004. 966 е.- 2006. — 982с.- 2007. — 981 с.
  108. Республиканская целевая программа «Развитие: текстильной- и легкой промышленности Удмуртской Республики/ на: 2004−2010 — годы» (Постановление Госсовета УР от 18.05. 2004 № 229- 111).
  109. Реструктуризация предприятий и компаний: Справ. Пос. / Под ред. И. И. Мазура — Ml: Высшая школа, 2000. 587 с.
  110. Реформирование предприятий: типовая программа- методические рекомендации, опыт реструктуризации. Сб. документов. М.: Изд-во центр «Акционер», 1998.- 151 с. .
  111. Романова Л: А. Экономика региона: самостоятельность и государственное регулирование. — Пермь, 1994.
  112. А.А., Кравченко Т.П- Формирование и механизмы реализации государственной промышленной политики на региональном уровне. Орел: Изд-во ОРАГС, 2001. — 176 с.
  113. О.А., Ткаченко И. Н. Устойчивое промышленное развитие: условия и факторы//Известия УрГЭУ. № 2. 1999-
  114. С.Ю. Формирование механизмов устойчивого роста промышленных комплексов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.э.н. Краснодар, 2002. — 13 с.
  115. В.А. Некоторые аспекты экономической безопасности России // Международный бизнес России, 1995. № 9. С. 44 52.
  116. М.Е. Вопросы теории и методы изучения территориально-производственных комплексов. Уч. пособие. — Свердловск: Изд-во СГПИ, 1990.-87 с.
  117. Н.И. и др. Региональная экономика. М.: ИНФРА-М, 2002.
  118. Г. Б., Челнов М. Б. Энергетическая безопасность. Термины и определения / / ИСЭМ СО РАН: Препр. № 4, Иркутск, 1999. 31 с.
  119. Г. Н. История экономической мысли двадцатого столетия. Курс лекций. М.: Изд-во РАГС, 2002. — 296 с.
  120. Социально-экономическое положение Удмуртской Республики в январе- декабре 2000 года. Статбюллетень, № 6 (5615): Удмуртия, 2001.
  121. Социально-экономическое положение Удмуртской Республики в январе- декабре 2001 года. Статбюллетень, № 9 (5905): Удмуртия, 2002.
  122. Социально-экономическое положение Удмуртской Республики в январе- декабре 2002 года. Статбюллетень, № 16 (6237): Удмуртия, 2003.
  123. Социально-экономическое положение Удмуртской Республики в январе- декабре 2003 года. Статбюллетень, № 10 (6513): Удмуртия, 2004.
  124. Социально-экономическое положение Удмуртской Республики в январе- декабре 2004 года. Статбюллетень, № 12 (6695): Удмуртия, 2005.
  125. Социально-экономическое положение Удмуртской Республики в январе- декабре 2005 года. Статбюллетень, № 17 (6766): Удмуртия, 2006.
  126. Социально-экономическое положение Удмуртской Республики в январе- декабре 2006 года. Статбюллетень, № 21 (6912): Удмуртия, 2007.
  127. Социально-экономический потенциал региона: проблемы оценки, использования и управления. / Под ред. Чл.-корр. РАН А. И. Татаркина. -Екатеринбург: УрО РАН, 1997. 380 с.
  128. Н.М. Пространственная экономика: проблемы теории, методологии и практики / Науч. ред. E.F. Анимица. Екатеринбург: Изд-во? УрГЭУ, 2003. — 281 с.
  129. в.Л. Объект экономической безопасности // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 45 53.
  130. Тамбовцев В: Л: Экономическая безопасность хозяйственных систем: структура, проблемы. // Вестник МГУ. Серия 6 «Экономика». 1995. № 3. С.ЗЗ.
  131. А.И. и другие. Экономическая безопасность региона: единство теории, методологии исследования, 1 и практики-, — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1997. 240 с.
  132. А.И., Львов- Д.С., Куклин А. А. и др. Моделирование: устойчивого развития как основа повышения экономической- безопасности территории. Екатеринбург: Изд-во ИЭ УрО РАН, 1999-
  133. Ткаченко- И. Н. Корпоративное управление: учеб. пособие:. -Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2001.. '
  134. Т.Н. Формирование устойчивой системы экономического и социального’партнерства в. регионе: Автореферат диссертации’на соискание ученой степени к.э.н. Ижевск, 2002.
  135. Торгово-промышленная палата- Российской Федерации в рабочих материалах «О задаче разработки промышленной политики в России». — -Москва, 2005.
  136. В.Н. Реформирование и реструктуризация предприятий. Методика и опыт.-М.ПРИОР-М, 2001.
  137. Удмуртия в цифрах, 2006 год (статистический, сборник), № 232' (6456), Удмуртия, 2007.
  138. Управление муниципальным имуществом: Учебное пособие для преподавателя. М.: АНХ, 2007. — 944 с.
  139. К. Ключевые, показатели менеджмента. Как анализировать, сравнивать и контролировать данные, определяющие стоимость компании: пер. с англ. —М-: Дело, 2000.
  140. Н.П. Сбалансированный рост экономики. М.: Экономика, 1990.
  141. А.Х. Правовое обеспечение экономической безопасности и проблемы борьбы с организованной преступностью (региональный аспект). М.: Инфра-М, 1998.- 123 с.
  142. И.А. Корпоративное управление: вопросы интеграции. М.: Альпина, 2000.
  143. Хэй Д. Теория организации промышленности: пер. с англ. /Д.Хэй, Д. Моррис. СПб: Экономическая школа, 1999.
  144. М.И. Региональное управление в условиях перехода к рыночной экономике. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. 195 с.
  145. Р.А. Регион: экономические методы управления.. -Новосибирск: Наука, 1991.
  146. И.А. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, процента и циклы конъюнктуры). -М.: Прогресс, 1982.
  147. Экономическая безопасность региона: единство теории, методологии исследования и практики / А. И. Татаркин, А. А. Куклин, О. А. Романова, В. Н. Чуканов, В. И. Яковлев, А. А. Козицын. Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 1997.-240 с.
  148. Экономика, основанная на знаниях: Уч. пос. /Под ред. A.JI. Гапоненко. М.: РАГС. — 2006 -352 с.
  149. Экономические парадоксы или парадоксальная экономика?!/ Под ред. А. А. Куклина, А. Н. Дегтярева. М.: Экономика, 2005. — 586 с.
  150. Энергоинвестиционная привлекательность регионов /Под ред. Акад. РАН А. И. Татаркина, к.э.н. А. А. Козицына Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2007. — 333 с.
  151. Эффективный экономический рост: теория и практика. Учебное пособие /Под ред. Т. В. Чечелевой. М.: Изд-во «Экзамен», 2003. — 320 с.
  152. А.Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие. 2-е изд., доп. — М.: ГНОМ-ПРЕСС, 1998. — 384 с.
  153. International Competitiveness in Electronics. Office of Technology Assessment. Congress of the U.S. Washington. 1983. P 80.
  154. Simmons С / Economic Development and Economic History // Development Studies and Colonial Policy / Ed. By B. Sygham, S. Simmons L., 1987, p. 8.
Заполнить форму текущей работой