Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование профессиональных пенсионных систем на современном этапе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Собрание законодательства Российской Федерации. 20052(ч.1). Ст. 4920- 2003. № 1.Ст. 13. Далее — Закон о трудовых пенсиях пенсионного страхования. Установление пенсионного обеспечения до достижения общеустановленного пенсионного возраста ряду категорий граждан выполняет функцию охраны здоровья. В тех случаях, когда конституционное право граждан на безопасные и здоровые условия труда не может быть… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПО СТАРОСТИ В СВЯЗИ С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА И ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ
    • 1. 1. Развитие законодательства о пенсионном обеспечении по старости в связи с вредными и тяжелыми условиями труда и за выслугу лет в 1920−30 гг
    • 1. 2. Законодательство о пенсионном обеспечении в связи с особыми условиями труда послевоенного периода
    • 1. 3. Льготное пенсионное обеспечение по старости и за выслугу лет, установленное Законом СССР «О государственных пенсиях» от 14 июля 1956 г
    • 1. 4. Законодательство 90-х гг. о льготном пенсионном обеспечении и пенсионном обеспечении за выслугу лет
  • ГЛАВА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СВЯЗИ С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА И ОСОБЫМ ХАРАКТЕРОМ РАБОТЫ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ «О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
    • 2. 1. Сохранение ранее приобретенных прав
      • 2. 1. 1. Страховой стаж
      • 2. 1. 2. Специальный страховой стаж. Понятие и содержание
        • 2. 1. 2. 1. Отдельные виды деятельности, засчитываемые в специальный страховой стаж
        • 2. 1. 2. 2. Исчисление специального страхового стажа
        • 2. 1. 2. 3. Установление тождества профессий, должностей и организаций (структурных подразделений)
        • 2. 1. 2. 4. Суммирование работ с различными условиями труда
        • 2. 1. 2. 5. Порядок подтверждения специального страхового стажа
      • 2. 1. 3. Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лиц, работающих во вредных условиях труда после 01.01.2003 г
    • 2. 2. Исчисление размера пенсии
  • ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПЕНСИОННЫХ СИСТЕМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • 3. 1. Формирование института профессионального пенсионного страхования в праве социального обеспечения
    • 3. 2. Оценка права на профессиональную пенсию по условиям труда
    • 3. 3. Финансовая основа профессиональной пенсионной системы. Процедура создания профессиональной пенсионной системы
    • 3. 4. Застрахованные лица в системе отношений по профессиональному пенсионному страхованию
    • 3. 5. Понятие профессиональной пенсионной системы
    • 3. 6. Зарубежный опыт деятельности профессиональных пенсионных систем

Формирование профессиональных пенсионных систем на современном этапе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Проводимая в Российской Федерации пенсионная реформа включает и реформу системы пенсионного обеспечения в связи с особыми условиями труда и особым характером работы. Необходимость преобразований в этой сфере была осознана как учеными, так и практиками еще в 70-х-8 0-х годах, когда круг обеспечиваемых стал непомерно возрастать, а существующие основания пенсионирования не учитывали реальное состояние условий труда на производстве. В 90-х годах внимание к проблеме так называемых льготных пенсий и пенсий за выслугу лет вновь было привлечено, при этом акцент сделан на финансовой или страховой составляющей проблемы — широкое распространение льготных пенсий связывалось с отсутствием отдельного источника финансирования этих пенсионных прав и приводило, как отмечалось в обосновании проекта Федерального закона «Об обязательных профессиональных пенсионных системах», к «снижению общего уровня пенсионного обеспечения и использованию средств пенсионной системы на компенсацию неблагоприятных условий труда». Создание профессиональных пенсионных систем, обеспеченных дополнительным страховым взносом на их финансирование, а именно в этом видится итог преобразований, синхронизируется с налоговой реформой, в ходе которой должно произойти снижение ставок существующих налогов, в том числе единого социального налога, во избежание возрастания налогового бремени на предприятия. Профессиональные пенсионные системы должны охватить в первую очередь лиц, занятых на рабочих местах с вредными и тяжелыми (особо вредными и особо тяжелыми) условиями труда.

Несовпадение экономических интересов предполагаемых субъектов профессионального пенсионного страхования — работодателей, работников, внебюджетных фондов стало очевидной причиной того, что Закон «Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации» не был принят. В этой связи особую актуальность приобретает анализ теоретических основ профессионального пенсионного страхования, исследование механизма формирования профессиональных пенсионных систем, разработка предложений по совершенствованию законодательства в этой области.

Цели и задачи исследования. В ходе формирования профессиональных пенсионных систем в Российской Федерации возникают отношения, регулирование которых осуществляется такими отраслями права, как гражданское, финансовое, трудовое и право социального обеспечения. В предмет исследования включены наиболее важные, по мнению диссертанта, проблемы, относящиеся к предмету права социального обеспечения, решение которых является значимым как с теоретических позиций, так и с точки зрения правоприменения.

Целью настоящего исследования является анализ действующей системы пенсионного обеспечения в связи с особыми условиями труда и особым характером работы, определение направлений реформирования данной системы в процессе перехода к обязательному профессиональному пенсионному страхованию, места института профессионального пенсионного страхования в общей системе российского права и выработка рекомендаций по совершенствованию правового регулирования отношений по пенсионному обеспечению лиц, занятых в указанных условиях.

Для достижения поставленных целей исследование призвано решить следующие задачи:

1. Выявить основную функцию пенсионной системы в связи с особыми условиями труда и особым характером работы.

2. Обосновать применение дифференциации в правовом регулировании пенсионного обеспечения граждан по таким основаниям как условия труда и характер труда.

3. Оценить необходимость реформирования системы льготного пенсионного обеспечения и обозначить основные направления реформирования.

4. Рассмотреть проблему сохранения пенсионных прав в связи с принятием Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» .

5. Исследовать, насколько право работника на назначение пенсии по старости до достижения общеустановленного пенсионного возраста и обязанность страхователя1 по созданию профессиональной пенсионной системы зависят от состояния условий труда.

6. Установить место профессиональной пенсионной системы в пенсионной системе России.

7. Разработать понятие профессиональной пенсионной системы.

8. Определить отраслевую принадлежность норм, регулирующих отношения по профессиональному пенсионному страхованию.

9. Выработать предложения по совершенствованию правового регулирования отношений по досрочному пенсионному обеспечению.

Ю.Изучить опыт зарубежных стран по созданию профессиональных пенсионных систем.

Методологической основой работы послужили общенаучные и частнонаучные методы исследования: диалектический, исторический, сравнительно-правовой, системный подход и другие методы научного познания.

Теоретической основой исследования стали труды ученых в области общей теории права — С. С. Алексеева, А. В. Малько, М. Н. Марченко, Н. И. Матузовав области права социального обеспечения — Е. Г. Азаровой, B.C. Андреева, Е. И. Астрахана, В. А. Ачаркана, К. С. Батыгина, J1.B. Забелина, M. J1. Захарова, Т. В. Иванкиной, Р. И. Ивановой, Е. Е. Мачульской, В. А. Тарасовой, Э. Г. Тучковой, М. Ю. Федоровой, В. Ш. Шайхатдиновав области гигиены труда — Э. И. Денисова, Н. Ф. Измерова, Н. Н. Молодкиной, а также В. Д. Ройка и др.

Эмпирическую базу исследования составили акты Международной

1 Здесь и далее под страхователем понимается работодатель, применяющий труд работников определенных профессий, должностей, занятых в определенных производствах, как правило, связанных с воздействием неблагоприятных факторов производственной среды или особым характером труда организации труда, законодательство о социальном обеспечении зарубежных стран, нормативные правовые акты Российской Федерации, города Москвы как субъекта Российской Федерации, правоприменительная практика.

Научная новизна работы определяется тем, что она представляет собой первое комплексное научное исследование проблем правового регулирования отношений по пенсионному обеспечению лиц, занятых во вредных условиях труда и на работах с особым характером труда, на современном этапе. Особенности правового регулирования пенсионного обеспечения рабочих и служащих на работах с вредными и тяжелыми условиями труда были исследованы А. И. Некрасовым в 1985 г., однако проводимая пенсионная реформа коренным образом меняет отношения в этой области, что обусловливает и новые подходы к исследованию указанной проблемы. Вопрос формирования профессиональных пенсионных систем, как одно из направлений пенсионной реформы, затрагивался в диссертационных исследованиях Т. К. Мироновой, М. Г. Седельниковой, И. П. Чикиревой, П.А. Орлова-Карба (экономический аспект) в связи с проблемами пенсионного обеспечения за выслугу лет работников гражданской авиации и пенсионного страхования3. В работе В. А. Долотова «Развитие системы досрочного пенсионного обеспечения в Российской Федерации» названная проблема рассмотрена с экономической точки зрения4.

Наиболее существенные положения, отражающие научную новизну диссертационного исследования, содержатся в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. Установление права на пенсионное обеспечение до достижения общеустановленного пенсионного возраста должно выполнять функцию

2 Некрасов А. И. Особенности правового регулирования пенсионного обеспечения рабочих и служащих на работах с вредными и тяжелыми условиями труда. Автореф. дис. канд. юрид. наук М&bdquo- 1985

Миронова Т. К. Правовое регулирование обязательного пенсионного страхования в России и перспектива его развития. Дис.. канд. юрид. наук. М., 1997. Седельникова М. Г. Правовое регулирование пенсионного страхования в Российской Федерации. Дисканд. юрид. наук. Омск., 2000; Чикирева И. П. Пенсии за выслугу лет в связи с работой в Гражданской авиации. Дис. .канд. юрид. наук. М., 1996; Орлов-Карба П.А.

Введение

накопительных механизмов в систему обязательного пенсионного страхования. Дис. .канд. экон. наук. М., 2002

4 Долотов В. А. Развитие системы досрочного пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Автореф. дис.канд. эк.наук. М., 2003 своевременного вывода из процесса производства лиц, занятых на работах, где существует риск профессионального старения5.

2. Дифференциация в правовом регулировании пенсионного обеспечения по таким основаниям как условия труда и характер труда направлена на защиту конституционных прав граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, и на охрану здоровья. Пенсионное обеспечение до достижения общеустановленного пенсионного возраста предоставляется с целью компенсации риска утраты профессиональной трудоспособности и преждевременного профессионального старения вследствие длительной работы во вредных и тяжелых условиях труда, работы с особым характером труда, в определенных профессиях, должностях, организациях, производствах, отраслях народного хозяйства.

3. Вектором реформы системы льготного пенсионного обеспечения должно стать оздоровление условий труда и сокращение рабочих мест с вредными условиями труда, поскольку система пенсионного обеспечения, сложившаяся за полвека, этому не способствовала. Такие задачи реформы, как снижение нагрузки на бюджет Пенсионного фонда России и сокращение списков профессий, должностей, работ и производств, работа в которых дает право на льготы в пенсионном обеспечении, должны быть подчинены этой главной цели.

4. Буквальное толкование Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-Ф36 свидетельствует о том, что им не предусмотрено не только сохранение пенсионных прав, но и стажа, дающего право на досрочный выход на трудовую пенсию.

5. Профессиональная пенсионная система как правовая категория характеризуется следующими признаками: а) обязательный (принудительный) характер профессионального

5 Здесь под профессиональным старением автор понимает как невозможность выполнять работу по своей профессии, так и обусловленное воздействием факторов производственной среды преждевременное старениеувеличение биологического возраста человека по сравнению с календарным.

6 Собрание законодательства Российской Федерации. 20052(ч.1). Ст. 4920- 2003. № 1.Ст. 13. Далее — Закон о трудовых пенсиях пенсионного страхования. Установление пенсионного обеспечения до достижения общеустановленного пенсионного возраста ряду категорий граждан выполняет функцию охраны здоровья. В тех случаях, когда конституционное право граждан на безопасные и здоровые условия труда не может быть реализовано непосредственно в процессе труда, сопряженного с воздействием неблагоприятных факторов производственной среды, или труд имеет особый характер (в том числе, связан с повышенной психоэмоциональной нагрузкой), государство принимает на себя обязательство по предоставлению указанным лицам досрочного пенсионного обеспечения. Использование инструментов гражданско-правового регулирования, в частности, заключение с пенсионным фондом договора о создании профессиональной пенсионной системы, не может изменить природу обязательств, которые связывают государство и лиц, занятых в указанных условиях трудаб) профессиональная пенсионная система не является элементом общей пенсионной системы, а является дополнительной к той ее подсистеме, которая охватывает наемных и некоторых других работников, за которых уплачиваются пенсионные страховые взносы. При этом функционирование данной дополнительной системы, гарантирующей предоставление пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста, для каждого получателя пенсии заканчивается по достижении указанного возраста, поскольку с этого момента данное лицо становится субъектом уже общей пенсионной системыв) это специальная пенсионная система, распространяющаяся на определенный в законе круг лиц, занятых на работах в особых условиях труда и с особым характером трудаг) по своей экономической природе это система накопительная с установленным законом размером страховых взносов.

Таким образом, профессиональная пенсионная система — это обязательная, построенная на накопительных принципах, дополнительная система пенсионного обеспечения лиц, занятых определенной профессиональной деятельностью, связанной, как правило, с вредным, тяжелым и опасным характером работы, целью которой является обеспечение пенсиями до достижения общеустановленного пенсионного возраста, независимо от степени ограничения способности к трудовой деятельности в связи с риском утраты профессиональной трудоспособности или преждевременного профессионального старения.

6. При установлении обязанности работодателей по профессиональному пенсионному страхованию работников, законодатель должен учитывать, что на современном этапе в ряде производств объективно невозможно улучшение условий труда (подземные и другие работы) или изменение характера труда (летный состав гражданской авиации и др.). Поскольку необходимость для общества данных видов труда очевидна, расходы страхователя на финансирование профессиональной пенсионной системы должны компенсироваться ему установлением налоговых льгот. Страховщиком в этом случае выступает Пенсионный фонд России.,

При обязательном профессиональном пенсионном страховании работников, занятых на рабочих местах, где улучшение условий труда возможно, в качестве страховщика, по согласованию с трудовым коллективом, может выступать негосударственный пенсионный фонд, а размер страховых взносов может определяться в договоре о создании профессиональной пенсионной системы.

Отношения по назначению и выплате профессиональных пенсий могут регулироваться как нормами права социального обеспечения, если страховщиком выступает Пенсионный фонд России, так и нормами гражданского права, если страхование осуществляется с участием негосударственных пенсионных фондов.

7. При формировании системы профессионального пенсионного страхования должен быть осуществлен переход от назначения пенсий на основе Списков производств, профессий, должностей, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, к установлению объективной взаимосвязи между понижением пенсионного возраста и условиями труда на конкретном рабочем месте в соответствии с гигиеническими критериями оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса7 и показателями состояния здоровья.

8. Правовое регулирование профессионального пенсионного страхования осуществляется нормами, имеющими различную отраслевую принадлежность, в связи с чем система таких норм может рассматриваться как межотраслевое комплексное правовое образование. Нормы этого образования регулируют отношения по 1) созданию профессиональной пенсионной системы на основе договора между страхователем (работодателем) и пенсионным фондом (эти отношения входят в предмет гражданского права) — 2) накоплению в пенсионных фондах (как государственном, так и негосударственных) денежных средств, предназначенных для выплаты пенсий лицам, занятым определенной профессиональной деятельностью, как правило, связанной с вредным, тяжелым и опасным характером работы (данные отношения входят в предмет финансового права) — 3) пенсионному обеспечению указанных лиц до достижения пенсионного возраста, установленного Законом о трудовых пенсиях (такие отношения входят в предмет права социального обеспечения) — 4) управлению и организации деятельности профессиональной пенсионной системы (это предмет административного права).

9. При решении вопросов пенсионного обеспечения на основе локального регулирования может быть использован опыт западных стран в части определения круга застрахованных лиц у конкретного страхователя и выбора страховщика.

Теоретическое и практическое значение исследования заключается в

7 Гигиенические критерии оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса: Руководство.- М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 2002 том, что полученные научные выводы и предложения могут быть использованы в процессе совершенствования законодательства, регулирующего отношения по пенсионному обеспечению, в правоприменительной деятельности, в науке права социального обеспечения, в учебном курсе по праву социального обеспечения.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации изложены в опубликованных работах, докладывались на научно-практических конференциях и заседаниях кафедры трудового права и права социального обеспечения Московской государственной юридической академии и применяются автором в практической деятельности в качестве начальника отдела льготного пенсионного обеспечения Управления государственных пенсий и пособий Департамента социальной защиты населения города Москвы.

Структура диссертации определяется целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и нормативных актов.

Заключение

В диссертации предпринята попытка исследования институтов пенсионного обеспечения по старости в связи с особыми условиями труда, досрочного пенсионного обеспечения по старости и межотраслевого комплексного правового образования «обеспечение по профессиональному пенсионному страхованию», а также зарубежного опыта деятельности профессиональных пенсионных систем. Это позволило сформулировать понятие специального страхового стажа, признаки и определение профессиональной пенсионной системыобосновать необходимость перехода от системы государственного льготного пенсионного обеспечения к системе обязательного профессионального пенсионного страхования, где в основе определения права на профессиональную пенсию будут не Списки производств и профессий, а объективные данные об условиях труда на рабочем местеобозначить цели этой реформы.

В исследовании доказывается, что финансирование профессиональных пенсионных систем должно осуществляться за счет дополнительных страховых взносов. Размер этих взносов должен определяться дифференцированно для мужчин и женщин, а также в зависимости от времени начала работы во вредных условиях труда (в начале или в конце трудовой деятельности).

Рассмотрение проблемы сохранения пенсионных прав на досрочное пенсионное обеспечение потребовало анализа содержания страхового стажа и специального страхового стажа в сравнении с общим трудовым и специальным трудовым стажем. При этом обосновывается, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости определяется наличием стажа, исчисленного по правилам, действовавшим в период работы (иной деятельности).

Кроме того, выработаны конкретные предложения по совершенствованию действующего законодательства, в частности,

1) дополнению перечня социальных страховых рисков такими как «преждевременное профессиональное старение в связи с длительной работой во вредных и тяжелых условиях труда» и «утрата профессиональной трудоспособности, вызванная длительным выполнением определенных видов работ»;

2) разъяснёнию понятия «тождества» профессии (должности, организации, структурного подразделения);

3) расширению полномочий органов, осуществляющих пенсионное обеспечение в части установления соответствия Спискам наименований профессий, должностей, учреждений, в которых протекала работа.

4) введению дополнительных расчетных величин для исчисления размера пенсии в соответствии с Законом о трудовых пенсиях («Т1», «Т2», «ПК1»);

5) отмене п. 3 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях и распространению будущего законодательства об обязательных профессиональных пенсионных системах на лицвпервые принятых на работы с вредными условиями труда после его вступления в силу.

На наш взгляд, требуют дальнейшего изучения проблемы степени риска утраты профессиональной трудоспособности педагогическими и медицинскими работникамиопределения продолжительности стажа работы во вредных условиях труда, безопасного для здоровья работника («безопасного стажа») и возможности продолжения профессиональной деятельности лицами, выработавшими этот «безопасный стаж" — обоснования дифференцированного (по отраслям, профессиям и т. д.) установления продолжительности стажа работы, дающего право на профессиональную пенсию.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М., 1993
  2. Кодекс законов о труде Российской Федерации. М., 1998
  3. Закон СССР от 15.05.90 г. «О пенсионном обеспечении граждан в СССР». М., Политиздат, 1990.
  4. Закон РФ от 03.09.93 г. «О размерах пенсий, назначенных в связи с подземной работой, работой с вредными условиями труда и в горячих цехах» «Российская газета», N 193, 15.10.1993
  5. Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской
  6. Далее употребляется сокращение СЗ РФ
  7. Федерации» от 08.05.94 г. № З-ФЗ (в ред. Федерального закона от 05.07.1999 № 133-Ф3)//С3 РФ.1999, № 28, Ст. 3466−2001, № 7, Ст. 614, № 32, Ст. 3317−2002, № 28, Ст. 2785, № 30, Ст. 3033- 2003, № 2, Ст. 160−2003, № 27, (ч.1) Ст. 2700
  8. Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 г. (с изм. от 31.12.2002 г.) //СЗ РФ. 1996. № 14. Ст. 1401- 2001. № 44. Ст. 4149- 2003. № 1.Ст. 13
  9. Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.1998 г. (с изм. от 10.01.2003 г.) // СЗ РФ. 1998. № 19. Ст. 2071- 2001. № 7. Ст. 623- 2002. № 12.Ст.1093. 2003. № 2., Ст. 166
  10. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.99 г. (с изм. от 23.12.2003 г.) // СЗ РФ.1999. № 29. Ст. 3686- 2003, № 1, Ст. 5, № 52 (ч.1). Ст. 5037
  11. Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17.07.99 г. № 181-ФЗ (с изм. от 10.01.2003 г.) // СЗ РФ 1999, № 29, Ст. 3702, СЗ РФ, 2002, № 21, Ст. 1916, СЗ РФ 2003, № 2, Ст. 167
  12. Федеральный закон «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» от 02.01.2000 г. № 37-Ф3// СЗ РФ.2000, № 2, Ст. 158−2001, № 52 (1ч.), Ст. 4924−2002, № 46, Ст. 453
  13. Федеральный закон «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» от 30.05.2001 г. № 70-ФЗ //СЗ РФ.2001, № 23, Ст. 2288. 2002, № 30, Ст. 3033, 2003, № 27, Ст. 2700 (ч. 1))
  14. Федеральный закон «О дополнительном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» от 27.11.2001 г. № 155-ФЗ (с изм. от 12.03.2002 г.)//СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. 4561. 2002. № 11. Ст. 1017
  15. Федеральный закон «Об обязательном- пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. (с изм. от 23.12.2003 г.)//СЗ РФ. 2001, № 51, Ст. 4832- 2002, № 22, Ст. 2026- 2003, № 1, Ст. 13. № 52 (ч.1). Ст. 5037
  16. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. (с изменениями от 25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003) // СЗ РФ. 2001. № 52, Ст.4920- 2002, № 30, Ст. 3033- 2003, № 1, Ст. 13
  17. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. (с изм. от 27.04.2004 г.) // СЗ РФ. 2002, № 1, Ст. 3- № 30, Ст. 303-.2003, № 27 (ч.1), Ст. 2700
  18. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 г. (с изм. от 30.06.03 г.) //СЗ РФ. 2002, № 46, Ст. 4532- 2003, № 27 (ч. 1), Ст. 2700
  19. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 20.12.2002 г. № 175-ФЗ //СЗ РФ.2002, № 51, Ст. 4982- 2003, № 26, Ст. 2572- № 26, Ст. 2573
  20. Федеральный закон «О выборах президента Российской Федерации» от 10.01.2003 г. № 19-ФЗ //СЗ РФ.2003, № 2, Ст. 171
  21. Постановление Совета Министров РСФСР от 02.10.91 г. № 517 «О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет"// Практика применения пенсионного законодательства. Часть 2. /ЦБНТИ Минсоцзащиты России, 1996, Вып.1.С.398
  22. Программа пенсионной реформы в Российской Федерации. Одобрена постановлением Правительства РФ от 20.05.98 г. № 463.// Российская газета, 26. 05.1998
  23. Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденные постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. № 555// СЗ РФ. 2002. № 31. Ст. 3110
  24. Постановление Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках"// СЗ РФ, 21.04.2003, № 16, ст. 1539.
  25. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.04.2003 г. № 239 «О внесении изменений в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. № 537"// Российская газета. № 82 (3196). 29.04.2003
  26. Указ Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004 г. № 314 // Российская газета № 48 (3425). 11.03.2004 г.
  27. Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14.03.97 г. № 12 «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда» // Бюллетень Минтруда РФ. 1997. № 5, Ст. 97
  28. Разъяснение Минтруда России от 17.10.2003 г. № 4 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30
  29. Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»», утвержденное постановлением Минтруда России от 17.10.2003 г. № 70 (зарегистрировано в министерстве юстиции Российской Федерации 27.11.2003 г. № 5284)//Российская газета, 19.12.2003 г.
  30. Положение о выплате полевого довольствия работникам геологоразведочных и топографо-геодезических предприятий и организаций РФ, утвержденное постановлением Минтруда России от 15.07.94 г. № 56//Пенсия. 1999. — № 8
  31. Постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской: Федерации» от 29.01.2004 г.//Российская газета, № 19 (3996), 04.02.2004 г.
  32. Решение Верховного суда Российской Федерации от 29.06.1997 г. по жалобе Любаевой В. М. и Антоновой JI.О. на пункт 5 разъяснений Минтруда России № 5 // Пенсия. 1997. — № 10
  33. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, от 26.06.2002 г. № 2924−111 ГД «О проекте Федерального закона № 183 353−3 «Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации»»
  34. Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденное приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04.10.91 г. № 190
  35. Письмо Минтруда России от 15.06.95 г. № 1079-ВЯ // Списки № 1 и 2производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. М.: «Гелва». С. 402
  36. Письмо Минтруда России от 25.05.93 г. № 937-ВК // Указ. изд. С. 40 691 .Информационное письмо Минтруда России и Пенсионного фонда России от 04.11.2002 г. № 7392-ЮЛ/ЛЧ-25−25/10 067 // Пенсия. 2002. — № 11
  37. Письмо Минтруда России от 17.10.98 г. № 810−14/Пенсия. 1998. — № 3
  38. Письмо Пенсионного фонда РФ от 05.01.2003 г. № АК-25−23/79
  39. Письмо Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда России от 16.01.2001 г. № 238−16
  40. Инструктивное письмо Департамента морского транспорта и Совета профсоюза работников водного транспорта РФ от 27.07.92 г. № СМ-39/1223
  41. Письмо Комитета социальной защиты населения Москвы и Отделения Пенсионного фонда России по г. Москве от 15−10.03.99 № 04−63и/ 173 094
  42. Тезисы о социальном страховании, утвержденные ЦК РКП (б) 04.09.22 г. //"Вопросы страхования», 1922 г. № 1. С. 6
  43. Постановление СССС от, 05.01.28 г. о пенсионном обеспечении по старости работников текстильной промышленности.// Известия народного комиссариата труда СССР, 1928, № 3
  44. Постановление ЦИК и Совнаркома СССР от 15.05.29 «Об обеспечении в порядке социального страхования по случаю старости"// СЗ СССР, 1929, № 32. Ст.289
  45. Постановление ЦИК и СНК СССР от 25.09.29 г. о пенсионном обеспечении за выслугу лет медицинских работников// СЗ СССР. 1929 № 63
  46. Положение «О пенсиях и пособиях по социальному страхованию», утвержденное постановлением ЦИК и СНК СССР 13.02.1930 г.// Кац P.P. Материальное обеспечение при инвалидности, старости, за выслугу лет и по случаю потери кормильца. М., 1948. С.210
  47. Постановление СССС от 15.05.30 г. № 179 о временном понижении для работниц текстильной промышленности возраста, необходимого для получения пенсии по старости// Вопросы страхования, 1930 г., № 16
  48. Постановлением СССС от 29.02.1932 г. № 47 «Об улучшении пенсионного обеспечения по инвалидности, по случаю потери кормильца и по старости"// Кац Р. Р. Указ. раб. С. 226
  49. Постановление Совета Министров СССР от 17.10.47 г. № 3579 «О преимуществах и льготах для горных и буровых рабочих, горных и буровых мастеров, руководящих и инженерно-технических работников министерства геологии"// Кац P.P. Указ. раб. С.344
  50. Постановление Совета Министров СССР от 10.12.47 г. № 3972 «О пенсиях, льготах и преимуществах для рабочих, руководящих и инженерно-технических работников горной промышленности и основных цехов предприятий черной металлургии"//Кац P.P. Указ. раб. С. 346
  51. Сборник приказов и инструктивных писем министерства социального обеспечения РСФСР по повышенным пенсиям за выслугу лет: учителям, врачам, зоотехникам, работникам ГВФ и МТС. М., 1953
  52. Сборник приказов и инструктивных писем МСО РСФСР по повышенным пенсиям работникам черной и цветной металлургии, золотоплатиновой промышленности, М, 1953.
  53. Сборник приказов и инструктивных писем МСО РСФСР по повышенным пенсиям работникам лесной и бумажной промышленности, заводов полиграфических красок, лицам, работающим в Магаданской области, и работникам МТС. М., 1954.
  54. В. А. Смирнова Г. Б. Комментарий к Положению о порядке назначения и выплаты государственных пенсий. М.: Юрид.лит., 1977
  55. Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"// СП СССР. 1960.№ 1.Ст.2
  56. Перечень работ, которые дают право на получение пенсии по старости в повышенных максимальных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 13.06.1977 г.// СП СССР, 1977, № 20, ст. 124
  57. Постановление Совета Министров СССР от 11.09.79 г. № 862 «Об утверждении перечня категорий работников, имеющих право на получение в период работы пенсии по старости"// СП СССР, 1979, № 24, Ст. 154
  58. Кац Р. Р. Материальное обеспечение при инвалидности, старости, за выслугу лет и по случаю потери кормильца. М., МСО РСФСР, 1948.
  59. Социальное обеспечение в СССР. Сборник официальных материалов. М., Издательство ВЦСПС Профиздат, 1960
  60. Социальное обеспечение в СССР: Сборник нормативных актов. --М.:Юрид.лит., 1986.С. 213
  61. Международные договоры и акты Международной организации труда
  62. Конвенция МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (1952) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда МОТ /Международное Бюро Труда. Женева, 1991. Т. 1. С. 1055
  63. Рекомендации МОТ № 67 «Об обеспечении дохода» (1944) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда МОТ /Международное Бюро Труда. Женева, 1991. Т. 1 С. 591
  64. Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.92 г. // Буянова М. О. и другие. Учебное пособие. М., Нолидж, 1997. С.95
  65. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10.02.1995 г. // Пенсия. 1996. — № 1. С. 34−35
  66. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16.05.97 г. // Пенсия. 2002. -№ 9. С. 48−49
  67. Е.Г. Новое в законодательстве о пенсионном обеспечении. М., Юридлит., 1993.
  68. С.С. Общая теория права. В двух томах. Т. 2. — М.:Юрид.лит., 1982.
  69. B.C. Право социального обеспечения в СССР. Учебник. М.: Юридлит., 1974.
  70. B.C. Право социального обеспечения в СССР. М., 1987.
  71. Е.Б., Чернышев С. Д. Льготные пенсии в Российской Федерации. Документы и комментарии, М., Экономика и жизнь, 1994.
  72. B.C. Пенсионное право России. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс»», 2003.
  73. Е.И. Развитие законодательства о пенсиях рабочим и служащим. Исторический очерк. (1917−1970). М.: Юридлит., 1971.
  74. В.А. Пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения. М., 1960.
  75. В.А. Государственные пенсии. М., 1967.
  76. В.А. Основные проблемы социального обеспечения // Труды ВЮЗИ. Том 50. Правовые проблемы регулирования труда в свете решений ХХУ Съезда КПСС. М., 1977. С. 30−38
  77. К.С. Советское социальное страхование. М.: Профиздат, 1985
  78. Я.И. Трудовой стаж и его юридическое значение в стимулировании эффективности и качества труда. Харьков. 1978.
  79. М.О., Кондратьева З. А., Кобзева С. И. Право социального обеспечения. Учебник. М., ТК Велби, 2004 .
  80. С.Н., Гонтмахер Е. Ш. и др. Пенсионная реформа в России: причины, содержание, перспективы. /Под ред. Дмитриева М. Э. СПб.- Норма, 1998
  81. Вопросы трудового права в свете решений XXIУ Съезда КПСС (под ред. Александрова Н.Г.)// Экономическая политика КПСС, труд и право.М., 1973.
  82. К. Н. Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учеб.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.
  83. Л.Я. Трудовой стаж рабочих и служащих., М., 1958.
  84. А.Н. Основные принципы советского права социального обеспечения. М., 1984.20.3абелин Л. В. Теоретические основы социального страхования. М., 1926
  85. М.Л. Советское пенсионное право. М.: Юрид.лит., 1974.22.3ахаров М.Л., Савостьянова В. Б., Тучкова Э. Г. Комментарий к новому пенсионному законодательству. М., 2002
  86. М.Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. Учебник. М., 2004.
  87. Р.И. Правоотношения по социальному обеспечению в СССР. М, 1986.
  88. Р. И. Тарасова В.А. Предмет и метод советского права социального обеспечения. М., 1983.
  89. Г. Кац Р. Пенсии работникам основных отраслей народного хозяйства. М.: Юрид.лит., 1949.
  90. В.В., Никитинский В. И. Трудовой стаж рабочих и служащих. М., «Госюриздат», 1957.
  91. Комментарий к Трудовому Кодексу РФ//Под ред. К. Н. Гусова. М.: «ТК Велби», 2002,
  92. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации// Под ред. Ю. П. Орловского. М., 2002
  93. Н.И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник.- М.: Юристь, 2002.31 .Мачульская Е. Е. Негосударственные формы социального обеспечения в зарубежных странах. М., 1995.
  94. Е.Е. Право социального обеспечения. Перспективы развития. М., 2000.
  95. Е. Е. Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения. Учебное пособие. М., «Книжный мир», 2000.
  96. Н.Т. Трудовой стаж в социальном обеспечении рабочих (служащих) и членов колхоза. Калинин, 1980.
  97. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах, //под ред. М. Н. Марченко Т. 2. М., 2002.
  98. Зб.Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999.
  99. Право социального обеспечения. Учебник под ред. Гусова К. Н. М.: ПБОЮЛ Грачев С. М., 2001.
  100. Пенсионная реформа в России: оценка специалистов/Под ред. Баскакова В. Н., Орлова А. С. М., 1999.
  101. Профессиональный риск для здоровья работников. (Руководство)/ под ред. ИзмероваН.Ф. и Денисова Э. И. М., Тровант, 2003.
  102. В.Д. Профессиональные риски: оценка и управление. М.: Анкил, 2004.
  103. Г. С. Расширение сферы действия трудового права и дифференциации его норм.: Монография М.: МГИУ, 2003.
  104. Советское трудовое право. «Юриздат», 1946
  105. В.А. Юридические факты в области пенсионного обеспечения. М., 1974.
  106. Трудовое и социальное право зарубежных стран: основные институты. Сравнительно-правовое исследование./ Под ред. Э. Б. Френкель. М., Юристъ, 2002.
  107. Э.Г., Захаров М. Л. Социальное обеспечение и обслуживание пенсионеров. М., 1988.
  108. Э.Г. Трудовой стаж в социальном обеспечении. М., ВЮЗИ, 1980.
  109. М.Ю. Социальное страхование как организационно-правовая форма социальной защиты населения: Монография. Омск., 2000.
  110. Ю.Ю. Пенсионное страхование. Учебное пособие. М., 2001.
  111. В. Ш. Теоретические проблемы советского права социального обеспечения. Свердловск. 19 861. Статьи
  112. С.А., Белякин В. Г., Кукушкина И. В. Реформа системы пенсий по старости в связи с особыми условиями труда/ Пенсия. 2000. — № 4. С. 11−15
  113. С. А. Воронин Ю.В., Чижик Л. И. Конвертация сприменением стажа на отдельных видах работ (практический комментарий к пункту 5 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»)// Пенсия.- 2002. -№ 3. С. 53−58
  114. Е.Б. Особенности назначения пенсий в связи с особыми условиями труда./Социальное обеспечение. 1994. — № 6, 7
  115. В.Г. Минтруд разъясняет.// Социальный мир. 2004. — № 1 (85). С. 6−7
  116. В.Г. Пенсия плавсоставу/ Пенсия. 2000. — № 2. С.40
  117. В.Г. Пенсии лесозаготовителям //Пенсия. 1999. — № 6 (33)
  118. А., Ревцов А., Донец А., Основные проблемы создания профессиональных пенсионных систем и методы их решения.// Пенсия. 1999.- № 2 С. 62−66, № 3 С. 58−63, № 5 С.49−52.
  119. А. А. Ревцов А.В. Проблемы и перспективы формирования профессиональных пенсионных систем// Пенсионные деньги. 2004. — № 1 (6). С. 47−54
  120. В.З. О1 роли трудового стажа в праве социального обеспечения.// ХХУ Съезд КПСС и развитие науки трудового права и права социального обеспечения. М., 1978. С. 126−127
  121. В.А. Досрочные пенсии и профессиональное пенсионное обеспечение// Пенсия. 2003. — № 3. С.58−64
  122. П. Дульман. Труд. Стаж. Май. // Российская газета. 27.04.2004 г. 14.3адорожный В.Н., Федотов М. С. Профессиональная пенсионная система предприятия.// Пенсия. 2000. — № 4, (43). С. 60−63- № 5 (44), С. 56−58
  123. М.М. Профсистемы под вопросом.//Социальная защита/ Профессиональные и льготные пенсии. 2003. — № 4(44).С. 32−34
  124. М.М. Роль социального партнерства в формировании системы обязательных профессиональных пенсий// Баскаков В. Н., Орлов А. С. Пенсионная реформа в России: оценка специалистов. М., 1999
  125. А.В., Кривова Т. И., Павлухин JI.B., Эльтерман JI.E. К вопросу о доплатах за работу во вредных условиях.// Гигиена труда и профессиональные заболевания. 1990. — № 10. С. 6−9
  126. Е. К. Яненко Е.А. Состояние условий труда: тендерный аспект//Актуарий. 2002. — № 5. С. 2
  127. М.И. Пенсионное страхование как составная часть системыгосударственного социального страхования.// Баскаков В. Н., Орлов А. С. Пенсионная реформа в России: оценка специалистов. М., 1999
  128. Е.Н., Кандор И. С., Розанов Л. С. К вопросу о принципах классификации работ по степени тяжести, вредности и опасности. // Гигиена труда. 1972.- №З.С. 4−12
  129. Г. Трудная работа с пенсионной льготой.// Домашний адвокат. -2002.-№ 24. С. 14−18
  130. Т.К. Профессиональное пенсионное страхование// Дело и право. 1996. — № 4. С. 54−57
  131. B.C. Некоторые вопросы развития системы льготного пенсионного обеспечения//Пенсия. 1997. — № 9 (12). С.30−35
  132. Н.Н., Роик В.Д.,. Корбакова А. И., Радионова Г. К., Чернышев С. Д. Принципы и модель построения критериев для обоснования права на досрочную пенсию в связи с особыми условиями труда// Пенсия. -1998.-№ 7(22). С. 59−66
  133. Рабинович-Захарин С.Л. К вопросу о дифференциации советского трудового права.// Вопросы советского гражданского и трудового права. М., 1952.
  134. В.Д. Трудности становления системы. Ваше право. 2001. — № 38. С. 4
  135. В.Д. Реформа досрочных пенсий: мифы и реальность.// Человек и труд. -2001.-№ II. С. 23−27
  136. Социальное страхование и социальная защита. Доклад Генерального директора. Международная конференция труда, 80-я сессия, 1993 г.//Международное бюро труда. Женева. 1993
  137. Г. А., Денисов Э. И., Овакимов В. Г., Сыромятников Ю. П. Стажевая динамика специфических и неспецифических нарушений при шумо-вибрационном воздействии на организм ткачей.//Гигиена труда и профессиональные заболевания. -1979. № 11. С. 28−31
  138. В.А. Содержание субъективного права на пенсию// Труды ВЮЗИ. Том 50. Правовые проблемы регулирования труда в свете решений ХХУ Съезда КПСС. М., 1977. С.296−300
  139. Э.Г. Социальное обеспечение в России на рубеже третьего тысячелетия и теоретические проблемы права социального обеспечения.// Государство и право на рубеже веков. Материалы Всероссийской конференции.1. М., 2001. С. 153−173
  140. С.Д. Проблемы льготного пенсионного обеспечения в Российской Федерации.//Вестник Пенсионного фонда Российской Федерации. -2001.-№ 3. С. 144
  141. С.Д. Пенсионная реформа в России: от льготных пенсий к профессиональным пенсионным системам// Вестник государственного социального страхования. 2002. — № 10. С.22−29
  142. Т.В. Профессиональные пенсии в системе пенсионного обеспечения (опыт развитых стран)// Труд за рубежом. 2003. — № 2. С. 106−123
  143. Диссертации. Авторефераты диссертаций.
  144. Д.В. Коллизии в праве социального обеспечения. Автореф. дис.канд. юрид.наук. Томск, 2003
  145. Ф.И. Психологические факторы сохранения адаптированности к профессии у лиц пенсионного возраста (на примере учителя). Автореф.дис.канд.психол.наук. СПб., 2002
  146. Д.Г. Страховой стаж и его юридическое значение в праве социального обеспечения. Автореф. дис.канд. юрид.наук. М., 2001
  147. С.А. Правовые вопросы охраны труда. Дис. доктора юрид. наук. М., 1982
  148. В.А. Развитие системы досрочного пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Автореф. дис.канд. экон.наук. М., 2003
  149. С.Г. Переход к накопительной пенсионной системе. Дис. доктора экон.наук. М., 2002
  150. Т.В. Проблемы правового регулирования распределения общественных фондов потребления. Дис. доктора.юрид.наук, Л., 1986
  151. С.М. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве (правовые вопросы). Автореф.дис.канд.юрид.наук. Спб, 2003.
  152. А.А. Пенсионный фонд Российской Федерации как субъект пенсионных правоотношений. Автореф.дис.канд. юрид. наук. М., 2002.
  153. Ю.Миронова Т. К. Правовое регулирование обязательного пенсионного страхования в России и перспективы его развития. Автореф. дис.канд. юрид.наук. М., 1997 .
  154. П.Молодкина Н. Н. Гигиенические и медико-биологические критерии профессионального риска в медицине труда. Дис. доктора мед. наук, РАМН. НИИ медицины труда, 2000
  155. А.И. Особенности правового регулирования пенсионного обеспечения рабочих и служащих на работах с вредными и тяжелыми условиями труда. Автореф. дис. канд. юрид.наук. М., 1985
  156. Орлов-Карба П. А. Введение накопительных механизмов в систему обязательного пенсионного страхования. Дис. .канд.экон.наук. М., 2002
  157. Д.И. Метод права социального обеспечения. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2002.
  158. В.Д. Социальная защита работника в процессе труда (проблемы теории и практики). Дис. доктора экон.наук.М., 1994
  159. B.C. Развитие советского законодательства о пенсионном обеспечении. Автореф. дис.канд. юрид. наук, М., 1967 г.
  160. И.П. Пенсии за выслугу лет в связи с работой в Гражданской авиации. Автореф. дис.канд. юрид.наук. М., 1996
Заполнить форму текущей работой