Введение.
Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Рассмотреть различные точки зрения на изучаемый нами вопрос и определить основные понятия: общее недоразвитие речи, уровни и причины ОНР, фонематическое восприятие, фонематический слух. Также определены методы исследования: анализ и синтез психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, эксперимент и метод математической обработки результатов. Изучить состояние проблемы развития… Читать ещё >
Введение. Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речи, в том числе и с общим недоразвитием речи.
Изучением общего недоразвития речи занимались Л. Ф. Спирова [22], Н. А. Никашина, Г. А. Каше, А. В. Ястребова, Т. Б. Филичева [25], Г. В. Чиркина [25], Т. В. Туманова [23], С. Н. Сазонова и многие другие. Ими уделялось большое значение своеобразию фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи. Фонематический слух — это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова.
Одним из основных условий беспроблемного вхождения детей в школьное обучение и эффективного освоения навыков чтения и письма служит определенный уровень развития фонематических процессов. К моменту поступления в первый класс у ребенка должны быть сформированы направленность внимания на звуковую сторону речи и практические навыки дифференциации фонем родного языка.
Актуальность проведения нашего исследования обусловлена возрастающим количеством детей, имеющим нарушение фонематического восприятия и поиском новых путей преодоления стоящих перед ними трудностей.
Цель исследования: теоретически изучить и практически определить особенности фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
В соответствии с целью данной работы были определены следующие задачи исследования:
- 1) изучить состояние проблемы развития (формирования) фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в современной логопедии;
- 2) рассмотреть различные точки зрения на изучаемый нами вопрос и определить основные понятия: общее недоразвитие речи, уровни и причины ОНР, фонематическое восприятие, фонематический слух.
- 3) изучить особенности развития фонематического восприятия у детей с ОНР III уровня;
- 4) отобрать диагностический инструментарий для изучения состояния фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня;
- 5) экспериментальным путем выявить состояние фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня;
- 6) на основе полученных данных создать методику работы по коррекции фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня;
- 3) разработать методы и приемы по развитию фонематического восприятия
- 4) проверить эффективность работы над фонематическим восприятием в процессе
Объект исследования: фонематическое восприятие детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования: особенности развития фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Также определены методы исследования: анализ и синтез психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, эксперимент и метод математической обработки результатов.
Методологическую базу исследования составили:
Исследования детской речи в онтогенезе Н. Х. Швачкина, Р. Е. Левиной; учения об этиологии нарушения речи Л. С. Выготского, А. Е. Лурия и др.; исследования форм речевой патологии Р. Е. Левиной и др. исследователями.
Кроме этого в написании своей работы мы опирались на труды таких ученых психологов, педагогов и логопедов, как Гвоздев А. Н., Эльконина Д. Б., В. И. Бельтюков, Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Фомичева М. Ф. и др.
База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ ЦРР Д/С № 426 Курчатовского района города Челябинск.
. Контингент испытуемых представлен детьми старшей группы с логопедическим диагнозом «общее недоразвитие речи третьего уровня» в количестве 8 человек.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении были поставлены цели и задачи исследования.
В первой главе был проведен анализ научно-теоретической основы изучаемой проблемы, раскрыто понятие фонематическое восприятие, дана психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР и особенности фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Во второй главе описано экспериментальное исследование и его результаты.
В третьей главе раскрыто направление и содержание логопедической работы по формированию грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, результат и анализ контрольного эксперимента.
В заключении сделаны выводы по данным главам.