Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление качеством образования в условиях культурологической направленности обучения в школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако в работах названных исследователей рассматриваются проблемы управления образованием преимущественно либо на федеральном уровне, либо на уровне управления отдельным образовательным учреждением. При этом остаются за рамками внимания исследователей особенности управления педагогическим процессом в инновационных условиях. Проблемы, возникающие' в образовательных учреждениях, их новизна… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
    • 1. 1. Культурологические основы современного образования
    • 1. 2. Научно-методическое обеспечение культурологической направленности обучения в школе.'
    • 1. 3. Управление качеством образования как феномен педагогической науки и практики
  • Выводы по 1 главе
  • ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ
    • 2. 1. Принципы проектирования управления качеством образования в условиях реализации культурологической направленности обучения в школе
    • 2. 2. Модель управления качеством образования в условиях реализации культурологической направленности обучения в школе
    • 2. 3. Мониторинг качества образования в условиях культурологической направленности обучения в школе
  • Выводы по 2 главе

Управление качеством образования в условиях культурологической направленности обучения в школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Происходящие сегодня в России глубокие изменения во всех сферах жизнедеятельности затрагивают самые основы школьного образования. Дифференциация и специализация школьных учреждений, многообразие образовательных программ, в том числе авторских, соответствуют появлению новых видов профессиональной деятельности, усложнению социальной 'структуры нашего общества и выделению в ней социальных групп со своими собственными интересами, нередко оказывающих непосредственное влияние (финансовое, идеологическое, политическое и проч.) на обучение и воспитание детей и подростков, наконец, стремлению многих учителей реализовать в своей работе индивидуальный подход, выражающий понимание ценности личности как ребенка, так и самого учителя, получившего большую свободу и самостоятельность в реализации «своих педагогических идей и приемов.

Оборотной стороной этих процессов выступает рассогласование целей, методов, форм обучения, что при отсутствии общепризнанных образовательных стандартов затрудняет возможность перехода из одного образовательного учреждения в другое, а также продолжение образования на более высоких ступенях. Понятный в условиях модернизации и перехода к рыночной экономике поворот школьного образования в сторону усиления профессиональной ориентации учащихся приводит к забвению основой задачи педагогики — развития личности ученика. В этой связи актуальным становится вопрос о методологических ориентирах современного школьного образования, которые должны определить его стратегию и тактику с учетом перспектив развития самого общества.

Реформирование системы образования не сводится к его структурной перестройке, усилению административных методов управления, но и предполагает глубинные преобразования, успешность которых невозможна без методологической рефлексии его оснований. Любая педагогическая теория или образовательный проект всегда строится на основании целого ряда предварительных допущений. Поэтому общеметодологические исследования способствуют выдвижению стратегических задач педагогического познания и образовательной практики. Соотношение элементов системы образования, их иерархия, содержание, значение в жизни общества и отдельного человека определяется исторически обусловленным пониманием сущности, смысла и целей образования, и, в конечном счете, I пониманием сущности человека, смысла его жизни, предназначения в обществе.

Сложность анализа школьного образования связана не столько с присущим современному российскому обществу плюрализмом педагогических идей (это нормальная ситуация для всякого динамически развивающегося общества), сколько с широко распространенными попытками их эклектического сочетания без учета различий аксиоматики, создания образовательных проектов, не связанных с особенностями российской культуры или заимствованных из других культур. Вместе с тем в последние десятилетия в педагогической науке сформировался подход, который позволяет систематизировать, упорядочить все многообразие концепций, идей путем соотнесения их с парадигмами современной культуры общества.

Аналитический обзор исследований образования в контексте культуры показал, что в основе культурологических версий образования лежат соответствующие концепции: деятельностная (Э.С. Балер, В. Е. Давидович, М.С. Каган) — ценностная (А.А. Зворыкин, Г. Г. Карпов) — структуралистская (К. Леви-Строс, Ю.М. Лотман) — диалогическая (М.М. Бахтин, B.C. Библер) и др. Известен ряд культурологических системных моделей, используемых для анализа и решения проблем образовательной ситуации: «генетический код» культуры (Л.С. Выготский) — модель «культурного взаимодействия» (И.А. Ракитов) — четырехэлементная схема «культурного бытия» (А.Г. Берму с) — «функциональная культурно-образовательная» модель (А.Я. Флиер) и др.

Образование не «успевает» за темпом инновационных изменений в производственно-технологической сфере, оно не создает условия для самоопределения своих выпускников в культурных коллизиях глобального масштаба. Для обеспечения восхождения человека к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры, образование должно быть культуросообразным. Это означает, что основным методом его > проектирования и развития должен стать культурологический подход, который предписывает поворот всех компонентов образования к культуре и человеку как ее творцу и субъекту, способному к культурному саморазвитию (Е.В. Бондаревская, И. Е. Видт, Г. М. Гогиберидзе, Н. Б. Крылова, И. А. Колесникова, А. П. Валицкая и др.). Это побуждает исследователей к проектированию оптимальной системы образования, которая должна максимально полно соответствовать складывающемуся новому типу культуры. Однако качество образовательного процесса в учебных заведениях во многом определяется в настоящее время продуктивностью процесса управления им. Имея дело с культуросообразной системой обучения в школе, где главным приоритетом являются личность ученика, учителя и все субъекты образовательного процесса, мы еще больше расширяем число переменных элементов в системе. Такая система требует гибкого управления, так как она становится более сложной, многосоставной и одновременно новационной.

Отбор наиболее приемлемой технологии управления, отвечающий целям и задачам культуронаправленного обучения, является важной задачей. При разработке ее теоретических и методологических основ необходимо отталкиваться от широко известных работ по управлению образовательными системами и процессами B.C. Аванесова, С. Д. Коровкина, Ю. К. Конаржевского, B.C. Лазарева, JI.A. Майбороды, М. М. Поташника, А. И. Субетто, Т. И. Шамовой и др., по управлению качеством образования в условиях диверсификации и стандартизации образования B.C. Аванесова, З. Д. Жуковской, Н. Н. Мельниковой, А. И. Субетто, а также в диссертационных работах А. Т. Булгакова, Е. Н. Гребенюк, И. В. Еськовой, И. Н. Зайнулиной, Т. Г. Захариной, Т. П. Нечаевой, М. В. Шаповалова и др.

Однако в работах названных исследователей рассматриваются проблемы управления образованием преимущественно либо на федеральном уровне, либо на уровне управления отдельным образовательным учреждением. При этом остаются за рамками внимания исследователей особенности управления педагогическим процессом в инновационных условиях. Проблемы, возникающие' в образовательных учреждениях, их новизна, сложность свидетельствуют о том, что прежние знания об управлении в образовании, основанные на методологических подходах традиционного школоведения, уже недостаточны, сегодня нужны новые источники, новые концептуальные и технологические модели, способствующие переводу образовательных систем в режим устойчивого инновационного развития.

Выход из своеобразного «управленческого кризиса» возможен не только по пути обновления организационных структур, перераспределения функций и полномочий между различными уровнями управления, введения новых управленческих должностей, переименования органов управления, но он требует отказа от принципов классической теории и перехода к профессиональному управлению, опирающемуся на современную теоретическую базу.

Педагогическая наука пока не может предложить практике всего комплекса теоретических и методических разработок по управлению инновационными процессами в образовании, т.к. в рамках традиционного школоведческого подхода управление имеет другой объект, оно сводится к управлению педагогическим процессом и педагогическим коллективом. Большинство современных исследователей считает такое понимание предмета и проблематики неоправданно суженым (В.Ю. Кричевский, В. С. Лазарев, ММ. Поташник, А. М Моисеев и др.).

В целом, проведенный анализ позволяет сформулировать ряд имеющихся противоречий между:

— возрастанием роли культурологически направленного обучения в школе как основы образования, отвечающего запросам современности, и недостаточным теоретическим исследованием механизмов такого развития;

— необходимостью разработки и реализации современных управленческих технологий в условиях культурологически направленного обучения и их слабым теоретическим обоснованием;

— накопленным в инновационном образовательном пространстве эмпирическим материалом и недостаточной разработанностью в педагогике принципов его теоретического обобщения, осмысления и структурирования;

— междисциплинарным характером современных проблем управления качеством образования и узкопедагогическим подходом к их решению.

Совокупность обозначенных противоречий, позволяет сформулировать основную проблему исследования: каковы теоретико-методологические основы управления качеством образования в условиях культурологической направленности обучения в школе.

Цель исследования: теоретическое обоснование и эмпирическое изучение управления качеством образования в условиях культурологической направленности обучения в школе.

Объект исследования: система управления образовательным процессом в общеобразовательном учреждении.

Предмет исследования: управление качеством образования в условиях культурологической направленности обучения в школе.

Гипотеза исследования: учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе будет более эффективным, если:

— обучение базируется на поликультурном личностно ориентированном образовании гуманистического типа;

— разработано научно-методическое обеспечение культурологической направленности обучения в школе;

— выявлены основные принципы проектирования управления качеством образования в условиях культурологической направленности обучения в школе;

— обоснованы этапы и уровни организации культуросообразной деятельности в образовательном пространстве школы.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1) определить теоретические основы достижения культуросообразности образовательного процесса в школе;

2) разработать научно-методическое обеспечение культурологической, направленности обучения в школе;

3) обосновать принципы проектирования управления качеством образования в условиях реализации культурологической направленности обучения в школе;

4) смоделировать управление качеством образовательного процесса в школе с учетом этапов и уровней организации культуросообразной деятельности в образовательном пространстве школы;

5) разработать мониторинг качества образования в условиях культурологической направленности обучения в школе.

Методологическую основу исследования составил ряд научных подходов: синергетический, системный, личностно-деятельностный, рефлексивный, мотивационный, философская трактовка всеобщей связи и обусловленности явлений и процессов, диалектика управления социальными процессами.

Теоретическую базу исследования составили: концептуальные положения об общих основах организации управления (В.Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, Э.Г. Юдин), в том числе и зарубежных авторов (А. Файоль,.

Ф. Тейлор, К. Хамелинк, JI. Дракер, Д. Риггс, В. Висгер) — программно-целевой подход к управлению образованием как к фактору оптимизации педагогического процесса (М. Альберт, Ю. К. Бабанский, В. Г. Загвязинский,.

A.M. Моисеев, М. М. Поташник, П. И. Третьяков, И. К. Шалаев и др.) — положения концепции управления качеством образования (B.C. Аванесов,.

B.П. Беспалько, И. В. Кузьмина, В. Г. Михайловский, А. И. Субетто, Н.Ф. Талызина) — теории и концепции развития личности в контексте культуры (А.Г. АсмоловМ.М. Бахтин, B.C. Библер, С. В. Кульневич и др.) — антропологическая концепции о культуре как механизме социальной адаптации (М.М. Бахтин, В. П. Зинченко, Н. В. Лопатина, М. К. Мамардашвили, Т. А. Полякова, Н.А. Сляднева).

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и специальной литературы по теме исследованияизучение) документальных источников, нормативно-правового обеспечения среднего общего образованиясистематизация и обобщение опытаанкетирование, беседа, наблюдениеанализ результатов деятельностимоделирование и проектированиепедагогический экспериментстатистическая обработка результатов, линейное и динамическое программирование. Организация и этапы исследования.

Исследование выполнялось с 2006 по 2009 гг. и включало в себя следующую последовательность этапов.

1 этап (2006;2007 гг.). Выбор, обоснование и теоретическое осмысление проблемы исследования на основе изучения философской, психолого-педагогической, социологической литературы. Разработка концепции и методологического аппарата исследования, определение его этапов, подбор и разработка диагностического инструментария.

2 этап (2007;2008 гг.). Планирование и организация констатирующего эксперимента с целью диагностики уровня реализации культурологической направленности образования в школе и его методического обеспечения.

Определение принципов управления системой научно-методического обеспечения культурологической направленности образования.

3 этап (2008;2009 гг.). Опытно-экспериментальное проектирование управления качеством образования в условиях культурологической направленности обучения в школе. Апробация мониторинговых мероприятий. Анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, формулирование выводов, оформление текста диссертационной работы.

Опытно-экспериментальной базой исследования явилась ГОУ гимназия № 1519 г. Москвы. На разных этапах исследования в нем принимало участие 300 учащихся разных классов и 37 педагогов и административных работников гимназии.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:

— обозначены культурологические основы современного образования, отражающие целостность образовательного процесса в единстве его целевого, содержательного, организационного и технологического компонентов;

— определены принципы проектирования управления качеством образования в условиях реализации культурологической направленности обучения в школе;

— обозначены этапы управления качеством образования в условиях реализации культурологической направленности обучения в школе: аналитико-диагностический, организационно-преобразующий, рефлексивно-обобщающий, — последовательность и содержание деятельности на которых определяется особенностями внутренней и внешней среды образовательного учреждения;

— обоснованы и разработаны основные положения и этапы мониторинга качества образования в условиях реализации культурологической направленности обучения в школе с помощью объектно-ориентированного проектирования;

— выделены уровни управления качеством обучения в условиях его культурологической направленности: стихийный, преобразующий и системный.

Теоретическая значимость определяется тем, что результаты исследования позволяют:

— расширить представления об управленческой деятельности в условиях культурологической направленности общего образования;

— выявить затруднения в реализации модели управления образованием в условиях культурологической направленности и обозначить наиболее эффективные пути управленческой деятельности;

— использовать теоретико-экспериментальный материал при проектировании и реализации научно обоснованного обеспечения управления культуросообразной учебно-воспитательной средой в любом учебном учреждении;

— дополнить общую педагогику и теорию интеграции образования и культуры в контексте модернизации управления качеством образования.

Практическая значимость исследования. Подтверждена эффективность предлагаемого мониторинга качества образования в условиях культурологической направленности общего образования. Разработанные и апробированные направления работы с педагогическим коллективом по совместной выработке целей и задач, основных концептуальных идей реализации культурологической направленности образования в школе подтверждает необходимость распределения управленческих функций как по горизонтали, так и по вертикали. Материалы и результаты исследования могут быть использованы в других учреждениях среднего образования, а также в системе подготовки и повышения квалификации педагогических и управленческих кадров.

Достоверность результатов исследования обусловлена четкостью методологической позицииполнотой и системностью раскрытия предмета исследованиявнутренней непротиворечивостью гипотетических положений и теоретических выводовразнообразием применяемых методов исследования, которые выступали во взаимосвязи и взаимообусловленностиколичественным и качественным анализом промежуточных и конечных результатов исследования, возможностью их широкого использования в образовательной практике.

Положения, выносимые на защиту:

1. Становление личности в новых социокультурных условиях в процессе общеобразовательной подготовки окажется эффективным при ориентации парадигмы образования на поликультурное личностно ориентированное образование гуманистического типа, обеспечивающее необходимые условия для становления личности выпускника как человека культуры.

2. Сложность реализации модели управления качеством образовательного процесса в условиях культурологической направленности заключается в том, что культуросообразность образовательного учреждения не задается искусственно и требует постоянной инновационной деятельности, создающей внутренние условия для системного сотворчества педагогов и учащихся, апробации новых культурных форм организации совместной деятельности.

3. Основными принципами проектирования управления качеством образования в условиях реализации культурологической направленности обучения в школе являются следующие: все элементы учебно-воспитательного процесса (учащиеся, образовательная среда, семья, школьный коллектив, управление, модель школы) являются системными образованиями и подчиняются законам развития системыжизнеспособность системы определяется ее разнообразием (элемент, обладающий наибольшим разнообразием в системе, способен ее контролировать);

— отдельные части системы находятся на различных уровнях взаимодействия;

— состояние, адаптивность и эффективность системы корректируются комплексной обратной связью.

4. Весь цикл управления качеством образования в условиях реализации культурологической направленности обучения в школе возможно разбить на несколько этапов: аналитико-диагностический, организационно-преобразующий, рефлексивно-обобщающий, — последовательность и содержание деятельности на которых определяется особенностями внутренней и внешней среды образовательного учреждения.

5. Выделяются три уровня управления качеством обучения в условиях его культурологической направленности: стихийный (отсутствие концепции культурологической образовательной системы), преобразующий (моделирование нового содержания и образовательных технологий культурологической направленности), системный (культурологическая концепция образования системно выражена в учебно-программных документах, управленческих действиях и решениях администрации и подразделений).

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры педагогики и психологии УРАО. Основные положения исследования были изложены в ряде статей, тезисов, выступлений на научных конференциях различного уровня: II международной научно-практической конференции «Актуальные социально-психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве XXI века» (Кисловодск, 2007) — IV Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы профессионализма педагогических и руководящих кадров» (Тверь, 2007) — X Юбилейной международной научно-практической конференции «Инновационные технологии в образовательном процессе» (Краснодар, 2008) — Международной научно-практической конференции «Социально-экономическое развитие современного общества в условиях реформ» (Саратов, 2008) — XVII Международной научно-методической конференции «Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании» (Пенза, 2009) — V Всероссийской научно-практической конференции «Философия отечественного образования: история и современность» (Пенза, 2009).

По материалам исследования опубликовано 9 работ. Результаты исследования внедрены в практику образовательного процесса ГОУ гимназии № 1519 г. Москвы.

Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, а также приложения. Объем текста составляет 172 страницы и содержит 1 таблицу и 15 рисунков.

Список литературы

включает 174 источника.

1. Если результаты контроля yjk > 0,7, то осуществляется переход кпредъявлению ИД у.+и, I > к, уровень сложности и трудности которой не меньше к. Уровень 1 должен быть равен к, либо (к -1). Возможен переход к углубленному изучению ИД, т. е. к ijkx.

2. Отдельные части системы находятся на различных уровнях взаимодействия.

3. Все элементы учебно-воспитательного процесса (учащиеся, образовательная среда, семья, школьный коллектив, управление, модель школы) являются системными образованиями и подчиняются законам развития системы.

4. Жизнеспособность системы определяется ее разнообразием. Элемент, обладающий наибольшим разнообразием в системе, способен ее контролировать.

5. Отдельные части системы находятся на различных уровнях взаимодействия.

6. Абрамовских Н. В. Педагогический мониторинг в образовательном процессе дошкольного учреждения Текст. / Н. В. Абрамовских // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. — № 3. — С. 18−21.

7. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х тт. / Под ред. А. А. Бодалева. Текст. / Б. Г. Ананьев. М.: Педагогика, 1980. — Т. 2. — 287 с.

8. Андреев А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа Текст. / А. Л. Андреев // Педагогика. 2005. — № 4. — С.19−27.

9. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров: Психолог. Психопедагог. Психоисторик. Текст. / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «Модэк», 1996. — 768 с.

10. Аткинсон Р.

Введение

в математическую теорию обучения: Пер. с англ. Текст. / Р. Аткинсон, Г. Бауэр, 3. Кротес. М.: Мир, 1969.

11. Афанасьев В. В. Управленческая проблема как объект педагогических исследований Текст. / В. В. Афанасьев, П. И. Пидкасистый // Педагогика. 2001. — № 5. — С. 12−17.

12. Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление. Текст. / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1981. — 432 с.

13. Афанасьев Ю. Н. Может ли образование быть негуманитарным? Текст. / Ю. Н. Афанасьев // Вопросы философии. 2000. № 7. -С.37−42/.

14. Бабанский Ю. К. Личностный фактор оптимизации обучения Текст. / Ю. К. Бабанский // Вопросы психологии. 1984. — № 1. — С. 51−57.

15. Баллер 3. А. Культура. Творчество. Человек. Текст. / З. А. Баллер, Н. С. Злобин. М.: Молодая гвардия, 1970. — 185с.

16. Бездухов В. П. Гуманистическая направленность учителя. Текст. / В. П. Бездухов. Самара — СПб, 1997. — 172 с.

17. Безрукова В. С. Педагогика профессионально-технического образования: теоретические основы. Текст. / B.C. Безрукова. -Свердловск, СИПИ, 1989. 82 с.

18. Белкин А. С. Педагогический мониторинг образовательного процесса. Выпуск 3. Текст. / А. С. Белкин, В. Д. Жаворонков, С. Н. Силина. Шадринск: Изд-во ШГПИ. — 1998. — 47 с.

19. Беляева А. П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. Текст. / А. П. Беляева. СПб, 1997.-227с.

20. Берулава М. Н. Интеграция содержания образования. Текст. / М. Н. Берулава. М.: Педагогика, Бийск, изд-во БГПИ, 1993. -172с.

21. Беспалько В. П. Мониторинг качества обучения средство управления образованием Текст. / В. П. Беспалько // Мир образования. — 1996. — № 2. — С. 31−38.

22. Беспалько В. П. Образование и обучение с помощью компьютера (педагогика третьего тысячелетия). Текст. / В. П. Беспалько. М.: Изд-во Московского психолого-социального института. — Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002.

23. Библер В. С. От наукоучения к логике культуры. Текст. / B.C. Библер. — М.: Наука, 1991. — 213с.

24. Богданов А. А. Всеобщая организация науки (тектология). В 3-х т. Текст. / А. А. Богданов. М.: Политиздат, 1989;1991.

25. Бондаревская Е. В. Воспитание как возрождение культуры, человека и нравственности. Текст. / Е. В. Бондаревская. Ростов-на-Дону, 1991.

26. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно ориентированного образования. Текст. / Е. В. Бондаревская. -Ростов, Изд-во РГПУ, 2000. 352 с.

27. Бордовский Г. А. Управление качеством образовательного процесса: Монография. Текст. / Г. А. Бордовский, А. А. Нестеров, С. Ю. Трапицын. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. — 359 с.

28. Борисова JI. Н. Управление научно-методической работой лицея. // Профессиональное образование. Текст. / JI.H. Борисова. 2004. -№ 8. — С.12−13.

29. Буланова-Топоркова М. В. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. / Под общей ред. B.C. Кукушина. Текст. / М.В. Буланова-Топоркова, А. В. Духавнева, B.C. Кукушкин и др. -Ростов н/Д: МарТ, 2002. -320 с.

30. Булкин А. П. Социокультурная динамика образования. Текст. / А. П. Булкин. Дубна: «Фениксч-», 2005. — 208 с.

31. Бушинский В. И. Управление в технологиях дистанционного обучения. Текст. / В. И. Бушинский, С. В. Новиков, С. А. Смолин. // Право и образование. № 1. — 2001. — С.92−95.

32. Валицкая А. П. Философские основания современной парадигмы образования. Текст. / А. П. Валицкая // Педагогика. 1997. № 3. -С.15−19.

33. Васильев Ю. В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. Текст. / Ю. В. Васильев. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.

34. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстныйподход. Текст. / А. А. Вербицкий. -М.: Высшая школа, 1991.

35. Вершловский С. Г. Проблемы гуманизации школьного образования Текст. / С. Г. Вершловский // Гуманизация образования: теория. Практика / Под ред. В. Г. Воронцовой. Спб: АППО, 1994. — С. 514.

36. Ветров Ю. П. Образовательная стратегия: вопросы и проблемы Текст. / Ю. П. Ветров // Высшее образование в России. 2001. -№ 3. — С. 14−17.

37. Виленский В. Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе. Текст. / В. Я. Виленский, П. И. Образцов, А. И. Уман. М.: Пед. об-во России, 2005. — 192 с.

38. Виханский О. С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. Текст. / О. С. Виханский, А. И. Наумов. М.: Гардрика, 1996.

39. Воробьев Г. Г. Школа будущего начинается сегодня: Книга для учителя. Текст. / Г. Г. Воробьев. М.: Просвещение, 1991. — 239 с.

40. Газман О. С. Базовая культура и самоопределение личности Текст. / О. С. Газман // Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы. Сб. научн. трудов под ред. О. С. Газмана. М.: АПН СССР. — 1989. — 124 с.

41. Галатенко Н. А. Определение целей по учебным дисциплинам в системе интенсивного обучения. Текст. / Н. А. Галатенко, И. И. Ильясов.-М. 1998.

42. Гершунский Б. С. Философско-методологические основанияразвития образования в России. Текст. / Б. С. Гершунский. М.: Просвещение, 1993. — 195 с.

43. Гершунский Б. С. Методологические проблемы стандартизации в образовании Текст. / Б. С. Гершунский, В. М. Березовский // Педагогика. 1993. — № 1. — С. 27−32.

44. Гессен С. И. Основы педагогики.

Введение

в прикладную философию Текст. / С. И. Гессен /Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. -М.: Школа-Пресс, 1995. 448с.

45. Гладких В. Г. Целеполагание в деятельности директора школы. Текст. / В. Г. Гладких. Автореф. дис.канд. пед. наук. — М&bdquo- 1991.-18 с.

46. Гличев А. В. Основы управления качеством продукции. Текст. / А. В. Гличев. М., 1991.

47. Гнецинский В. И. Образовательный стандарт проблема, теоретической педагогики Текст. / В. И. Гинецинский // Педагогика. — 1999. — № 8. — С. 12−15.

48. Горшков В. А. Методологические аспекты дидактики (системный анализ). Текст. / В. А. Горшков, Е. Н. Шиянов, Л. И. Сербина и др. -Ставрополь, 1997. 175 с.

49. Гуляев Д. И. Внешние и внутренние факторы развития образовательного учреждения. Текст. / Д. И. Гуляев // Профессиональное образование. -2005. № 1. — С.21−22.

50. Гусинский Э. Н. Образование личности. Пособие для преподавателей Текст. / Э. Н. Гусинский. М.: Интерпракс, 1994. — 136 с.

51. Давыдович В. Е. Сущность культуры. Текст. / В. Е. Давыдович. -Ростов, изд-во РГУ, 1977. 264с.

52. Данилюк А. Я. Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании. Текст. / А. Я. Данилюк. Педагогика, 1998. — № 2. -С.8−15.

53. Данькин А. А. Проектирование информационной структуры вуза. Текст. / А. А. Данькин // Педагогическая информатика. 2001. -№ 2. — С. 25−26.

54. Довжко Ф. Е. Научные основы современных реформ в начальном профессиональном образовании. Текст. / Ф. Е. Довжко. М.: Издательский центр АПО, 2000. — 144с.

55. Дракер П. Ф. Управление, нацеленное на результаты. Текст. / П. Ф. Дракер. М., 1994. — 128 с.

56. Дьяконова В. Н. Ценностные основы управления образовательными учреждениями: Дисс.канд.пед.н. Текст. / В. Н. Дьяконова. СПб, 2005.

57. Ерасов Б. С. Социальная культурология: пособие для студентов. Текст. / Б. С. Ерасов. 2-е изд. — М.: Академия, 1996. — 591 с.

58. Жаворонков В. Д. Мониторинг образовательного процесса как. педагогическая проблема. Текст. / В. Д. Жаворонков, Е. В. Коротаев. Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 1999. — 93 с.

59. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб.пособие. Текст. / В. И. Загвязинский. М.: Издательский центр «Академия», 2001.-192 с.

60. Запесоцкий А. Образование: философия, культурология, политика. Текст. / А. Запесоцкий. М.: Наука.-2002.-456 с.

61. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Текст. / И. А. Зимняя. Ростов-н/Д.: Феникс, 1997. — 480 с.

62. Змеев С. И. Андрагогика: становление и пути развития Текст. / С. И. Змеев. // Педагогика. 1995. — № 2. — С. 64−67.

63. Зорина JL Я. Единство двух культур в содержании непрерывного образования Текст. / Л. Я. Зорина // Педагогика. 1998. — № 5. -С.22−28.

64. Зорина Л. Я. Программа учебник — учитель. Текст. / Л. Я. Зорина. — М.: Знание, 1989. — 80 с.

65. Игропуло И. Ф. Управление инновационными процессами в образовательном учреждении: методология, теория, технология. Текст. / И. Ф. Игропуло. М.: Народное образование, 2003. — 312с.

66. Ильин Г. JI. Философия образования (идея непрерывности). Текст. / Г. Л. Ильин. М.: «Вузовская книга», 2002. — 224 с.

67. Ильина Т. А. Структурно-системный подход в организации обучения: В 3 т. Текст. / Т. А. Ильина. М.: Педагогика, 1971.

68. Ильинский И. М. Молодежь в современном Российском обществе Текст. / И. М. Ильинский // Будущие хозяева России. М., 2001. -С. 12.

69. Имакаев В. Р. Особенности моделирования в педагогическом проектировании (на материале становления инновационных школ в Пермской области). Текст. / В. Р. Имакаев. М.: автореф. дис. канд. пед. наук. 1997. — 20 с.

70. Инновационное обучение: стратегия и практика. Материалы первого научно-практического семинара психологов и организаторов школьного образования /Под ред. В. Я. Ляудис. — М., 1994. — 203 с.

71. Инновационные процессы в образовании. Сб. научн. трудов. -Тюмень, 1990. 98 с.

72. Институциональная оценка: стратегия качества // Alma mater. -1996.-№ 1.

73. Интенсификация теоретического обучения в профтехучилищах. -М.: Высш. шк. 1990. — 125 с.

74. Каган В. И. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе (Единая методическая система института: теория и практика). Текст. / В. И. Каган, И. А. Сычеников. М.: Высшая школа, 1987. — 143 с.

75. Каган М. С. Проблемы исторической типологии культуры. Текст. / М. С. Каган. М.: ГЛБ, 1983. — 25 с.

76. Карташов П. И. Внедрение рекомендаций педагогической науки в практику: организационно-управленческий аспект. Текст. / П. И. Карташов. М.: Педагогика, 1984. — 128 с.

77. Кафаров В. В. Основы автоматизированного проектирования химических производств Текст. / В. В. Кафаров, В. Н. Ветохин. -М.: Наука, 1987. 623 с.

78. Кларин М. В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. Текст. / М. В. Кларин. М.: Наука, 1997. — 223 с.

79. Клиланд Д. Системный анализ и целевое управление. Текст. / Д. Клиланд, В. Кинг. М., Мысль, 1974.

80. Кожинов В. Россия как цивилизация и культура Текст. / В. Кожинов // Наш современник. 2000. — № 5. — С. 194−211.

81. Колесников А. А. Менеджмент качества в образовательных учреждениях, Часть 2. Оценка систем менеджмента качества. Текст. / А. А. Кожинов, С. А. Степанов, А. Ю. Щербаков. СПб: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2000.

82. Конаржевский Ю. А. Менеджмент и внутришкольное управление. Текст. / Ю. А. Конаржевский. М.: Педагогический поиск. — 1999. — 224 с.

83. Контроль качества и оценка в образовании: Материалы международной конференции. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. — 158 с.

84. Королева Л. В. Управление качеством общего и начального профессионального образования на муниципальном уровне: Дисс.канд.пед.н. Текст. / Л.В. Королева-Тольятти, 1999.

85. Краевский В. В. Содержание образования: вперед к прошлому. Текст. / В. В. Краевский. М.: Педагогическое общество России, 2001.-215 с.

86. Кривобоков И. А. Социальный мониторинг (теоретикометодологическое обоснование, статистический анализ): Дисс.канд. философ, наук. Текст. / И. А. Кривобоков. М., 1994. -116 с.

87. Крылова Н. Б. Культурология образования Текст. / Н. Б. Крылова. // Новые ценности образования. Вып. 10. М., 2000. — 272 с.

88. Крылова Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста: Метод, пособие. Текст. / Н. Б. Крылова. М.: Высш. шк., 1990. -142 с.

89. Кузьмина Н. В. Профессионализм педагогической деятельности. Текст. / Н. В. Кузьмина, А. А. Реан. С.-Пб., 1993.

90. Культура // Новейший философский словарь. Сост. А. А. Грицанов. -Мн.: 1998. С. 344.

91. Культура, культурология и образование. Материалы круглого стола. // Вопросы философии. 1997. — № 2. — С. 3−56.

92. Культурология. Учебное пособие для студентов вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 576 с.

93. Кунц Г. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций. Текст. / Г. Кунц, С. О' Доннел. М., 1994.

94. Куприянов Б. Мониторинг деятельности классных руководителей Текст. / Б. Куприянов // Директор школы. № 7. — 2007. — С.25−33.

95. Лазарев В. С. Как разработать программу развития школы. Текст. / B.C. Лазарев, М. М. Поташник. М., 1993.

96. Легенький Г. И. Педагогический процесс как целостная динамическая система. Текст. /Г.И. Легенький. -Харьков. 1979.

97. Леднев В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд., перераб. Текст. / B.C. Леднев. М.: Высш. шк., 1991.-224 с.

98. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. Текст. / А. Н. Леонтьев. М., 1983. Т. 1.

99. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. Текст. / И. Я. Лернер. М., Педагогика, 1981.

100. Майоров А. Н. Информационное обеспечение управленческой деятельности в системе образования Текст. / А. Н. Майоров. // Школьные технологии. 2000. — № 2. — С. 69−77.

101. Майоров А. Н. Мониторинг в системе информационного обеспечения управления образованием: Дисс. д-ра пед.н. Текст. /A.Н. Майоров. СПб, 2003. — 381 с.

102. Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. Логико-методологический анализ. Текст. / Э. С. Маркарян. М.: Мысль, 1983.-284 с.

103. Матрос Д. Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. Изд-е 2. Текст. / Д. Ш. Матрос, Д. М. Полев, Н. Н. Мельникова. -М.: Педагогическое общество России, 2001. 128 с.

104. Матросов В. Л. Интенсивные педагогические и информационные технологии. Организация управления обучением. Текст. / В. Л. Матросов, В. А. Трайнев, И. В. Трайнев. -М.: Прометей, 2000.

105. Межуев В. М. Актуальные проблемы теории культуры. Текст. /B.М. Межуев. М.: Политиздат, 1983. — 360 с.

106. Менеджмент в управлении школой / Под ред. Т. И. Шамовой. М.: Педагогика, 1992.

107. Михеев В. И. Моделирование и методы теории изменений в педагогике. Текст. / В. И. Михеев. М.: Высшая школа, 1987. — 200 с.

108. Монахов В. М. Педагогическое проектирование современный инструментарий дидактических исследований Текст. / В. М. Монахов // Школьные технологии. 2001. № 5. С.75−89.

109. Назаретян А. П. Синергетика в гуманитарном знании: предварительные итоги Текст. / А. П. Назатерян // Общественные науки и современность. 1994. № 6.

110. Найн А. Я. Инновации в образовании. Текст. / А. Я. Найн. -Челябинск, 1995.

111. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Народное образование. 2000. — № 2. — С. 14−18.

112. Нейматов Я. М. Образование в 21 веке: тенденции и прогнозы. Текст. / Я. М. Нейматов. М.: Алгоритм, 2002. — 480 с.

113. Никандров Н. Д. Проблема ценностей в подготовке учителя Текст. / Н. Д. Никандров //Магистр. 1994. — № 6. — С. 41−43.

114. Новаков Н. Мониторинг образовательного качества Текст. / Н. Новаков, Ю. Попов, В. Подлеснов и др. // Высшее образование в России. 2003. — № 6. — С. 15−25.

115. Новик И. Б. Системный стиль мышления: особенности познания и управления в сложных системах. Текст. / И. Б. Новик. М.: Знание, 1986.-64 с.

116. Новиков А. М. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). Текст. / A.M. Новиков, Д. А. Новиков. М. «Эгвес», 2004. — 120 с.

117. Новиков С. В. Модели управления для технологий обучения Текст. / С. В. Новиков, В. И. Бушинский, С. А. Смолин //ИзвестияТульского филиала СГИ. Серия «Дистанционное образование». Выпуск1. Проблемы дистанционное обучения. Тула, 2000. с.10−24.

118. Новые ценности образования: культуросообразная школа. Научно-методический сборник. № 11. 2002. 193 с.

119. Норенков И. П. Основы автоматизированного проектирования Текст. / И. П. Норенков. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2000. — 360 с.

120. Об образовании. Закон Российской Федерации // Бюллетень Государственного комитета РФ по высшему образованию. М.: Московский лицей, 1996, № 2.

121. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие. / Под ред. С. А. Смирнова. М.: Издат. центр «Академия», 1999. — 512 с.

122. Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида / Под ред. А. П. Тряпицыной. Спб, 1995. — 171 с.

123. Педагогический мониторинг качества образования / Под ред. В. И. Андреева. Казань, 1999. — 168 с.

124. Педагогический энциклопедический словарь / Гл.ред. Б.М. Бид-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 528 с.

125. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. Текст. / А. В. Петровский. М.: Просвещение, 1982. — 69 с.

126. Пидкасистый П. И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. Текст. / П. И. Пидкасистый. М. Педагогическое общество России, 2005. — 144 с.

127. Подрейко А. М. Синергетический подход к управлению образовательной деятельностью Текст. / A.M. Подрейко // Народное образование. 2003. — № 2. — С. 100−104.

128. Полат Е. С. Новые педагогические информационные технологии в системе образования. Текст. / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина и др. -М.: Академия, 2001. 272 с.

129. Поляков В. А. Научно-методическое обеспечение развития российского образования Текст. / В. А. Поляков, A.JI. Кузнецов. //Педагогика. 2004. — № 5. — С.3−12.

130. Постников П. Г. Научно-методическое обеспечение образовательных стратегий и практик. Текст. / П. Г. Постников // Педагогика. 2005. — № 8. — С.38−44.

131. Поташник М., М. Управление развитием образовательного учреждения Текст. / М. М. Поташник // Педагогика. 1995. — 32. -С. 20−21.

132. Поташник М. М. Диссертации по управлению образованием: состояние, проблемы, современные требования. Текст. / М. М. Поташник, A.M. Моисеев. М.: Новая школа, 1998. — 176 с.

133. Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения. Материалы научно-практической конференции. М.: ИПИ, 1997. -105 с.

134. Психология и педагогика. Учебное пособие / Под ред. А. А. Бодалева, В. Н. Жукова, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 585 с.

135. Рейльян Я. Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. Текст. /Я.Р. Рейльян. М.: Финансы и статистика, 1989. — 206 с.

136. Рекомендации по организации управленческой деятельности администрации школы: / Сост. Е. М. Муравьева, А. Е. Богаявленская.-М:Цетр «Педагогический поиск», 2000.

137. Рубцов В. В. Развитие образовательной среды региона. Текст. / В. В. Рубцов. -М.: 1997.

138. Рубинштейн М. М. История педагогических идей в ее основных чертах. Текст. / М. М. Рубинштейн. М., 1916. — 268 с.

139. Руденко В. Н. Культурологические основания целостности содержания высшего образования. Текст. / В. Н. Руденко // Педагогика. 2004. — № 1. — С.42−48.

140. Руденко В. Н. Цивилизационно-культурологическая парадигма развития университетского образования. Текст. / В. Н. Руденко, О. В. Гукаленко // Педагогика. 2003. № 6. — С.32−39.

141. Семушина JI. Г. Информация и контроль в руководстве учебным заведением Текст. / Л. Г. Семушина // Среднее профессиональное образование. 1976. — № 7. — С.'43−44.

142. Силина С. Н. Профессиографический мониторинг становления специалиста в образовательном процессе педагогического вуза: Дисс. д-ра пед.н. Текст. / С. Н. Силина. Екатеринбург, 2002. -503 с.

143. Сластенин В. А. Педагогика: инновационная деятельность. Текст. / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. М.: Магистр, 1997. — 308 с.

144. Словарь понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании / Полонский В. М. М., 1995.

145. Словарь-справочник «Внутришкольное управление» / Под ред. A.M. Моисеева. М., 1998.

146. Соколовская Ю. Б. Педагогические аспекты формирования нравственно-патриотических качеств у старших школьников: Дисс.. канд. пед. наук. Текст. / Ю. Б. Соколовская. Саратов, 2001. -130 с.

147. Столяренко JI. Д. Психология и педагогика для технических вузов Текст. / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. Ростов н/Д.: «Феникс». — 2001. — 512 с.

148. Стриозе А. Л. Молодежь в переходном обществе: социально-философский аспект Текст. / А. Л. Стриозе // Молодежь и социальное управление. Волгоград: Перемена, 1995.

149. Субетто А. И. Онтология и феноменология педагогического мастерства. Текст. / А. И. Субетто. Тольятти: Изд-во фонда «Развитие через образование», 1999. — 208 с.

150. Субетто А. И. Социогенетика. Текст. / А. И. Субетто. М.: ИЦ проблем качества подготовки специалистов, 1994. — 168 с.

151. Таланов В. Образование и культура толерантности. Текст. / В. Таланов // Высшее образование в России. № 3. — 2001. — С. 150 152.

152. Твардовская Н. Ю. Качество образования в современной парадигме развития общества Текст. / Н. Ю. Твардовская / Качество образования в современной школе: сборник научных статей / Под ред. А. П. Тряпицыной. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — 82 с.

153. Теоретические основы автоматизированных систем обучения. Научно-методические материалы / Под ред. В. В. Мачулина. М.: Министерство обороны СССР, 1989.

154. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы/ М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.

155. Трубина И. И. Системный мониторинг качества образования как информационная основа управления общеобразовательным учреждением: Дисс. канд.пед.н. Текст. / И. И. Трубина. М., 2005.-241 с.

156. Тюлю Г. М. Управление системой качества образования в школе Текст. / Г. М. Тюлю // Завуч. № 8. — 2002.

157. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М. М. Поташника. -М.: Педагогическое общество России, 2000. -448 с.

158. Фейнберг Е. JI. Две культуры: интуиция и логика в искусстве и науке. Текст. /Е.Л. Фейнберг. -М.: 1992.

159. Философия образования: состояние, проблемы и перспективы // Вопросы философии. 1995. — № 11. — С. 45−47.

160. Формирование гуманизма у детей и учащейся молодежи: Тезисы докладов и сообщений на областной научно-практической конференции. Курган: Изд-во КГПИ, 1990. — 158 с.

161. Хижняк О. С. Управление качеством образования как педагогическая проблема Текст. / О. С. Хижняк, P.M. Феденева, В. Г. Рындак. // Завуч. № 5. — 2001.

162. Царькова Е. А. Компетентность в контексте модернизации профобразования. Текст. / Е. А. Царькова //Профессиональное образование. 2005. № 7. — С.5−7.

163. Ценностный мир современной молодежи: на пути к мировой интеграции. -М.: Социум, 1994.

164. Шадриков В. Д. Проблемы системного анализа профессиональной деятельности. Текст. / В. Д. Шадриков. М.: Наука, 1982. — 164 с.

165. Шамова Т. И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе Текст. / Т. П. Шамова, Т. М. Давыденко. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.11.

166. Шамова Т. П. Системный подход к управлению качеством образования в школе. Текст. / Т. П. Шамова, Н. А. Шарай. // Завуч. -№ 8. 2002.

167. Шаповалов В. К. Этнокультурная направленность содержания общего среднего образования в России. Текст. / В. К. Шаповалов. -М, 2002. 228 с.

168. Шишов С. Е. Школа: мониторинг качества образования. Текст. / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 320 с.

169. Штоф В. А. Роль моделей в познании. Текст. / В. А. Штоф. JL: Изд-во ЛГУ, 1963. 128 с.

170. Юрин В. Система автоматизированной конструкторско-технологической подготовки производства в качестве средства обучения Текст. / В. Юрин, В. Злыгарев // Высшее образование в России. 1996. — № 1. — С. 97−100.

171. Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. Текст. / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996.-96 с.

172. Planning the quality of education. The collection and use of data for informed decision-making. Edited by K.N.Rass and L. Mahlek, UNESCO, Pergamon Press, 1990, c. 6.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой