Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Дидактические основы построения и организации системы самостоятельных работ, направленной на развитие творческих способностей учащихся: На материале курса физики 7-8 классов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На втором этапе исследования (1997 — 1998 г. г.) на основе анализа достижений психологической и педагогической наук были определены дидактические основы построения системы самостоятельных работ, ориентированной на развитие творческих способностей учащихся, выявлены педагогические условия развития творческих способностей в процессе обучения физике, проведена классификация самостоятельных работ… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Психолого-дидактический анализ творческой деятельности
    • 1. 1. Понятия «творчество» и «творческая деятельность» в современной науке
    • 1. 2. Качества творческой личности и творческие способности
      • 1. 2. 1. Историческое развитие представлений о способностях
      • 1. 2. 2. Творческие способности и качества творческой личности
  • Л- ' '
    • 1. 3. Развитие творческих способностей в учебной деятельности
      • 1. 3. 1. Подходы к определению учебной творческой деятельности в современной дидактике
      • 1. 3. 2. Проблема развития творческих способностей в дидактике и частных методиках
      • 1. 3. 3. Состояние проблемы развития творческих способностей в практике школьного обучения
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. Дидактические основы построения системы самостоятельных работ, направленной на развитие творческих способностей учащихся
    • 2. 1. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения и принципы ее классификации
      • 2. 1. 1. Понятие самостоятельной работы в дидактике
      • 2. 1. 2. Принципы классификации самостоятельных работ в дидактике
      • 2. 1. 3. Классификация самостоятельных работ по роли в развитии творческих способностей учащихся
    • 2. 2. Дидактические основы построения системы самостоятельных работ, направленной на развитие творческих способностей учащихся
    • 2. 3. Методика использования самостоятельных работ, направленных на развитие творческих способностей учащихся в процессе обуче
      • 2. 3. 1. Использование системы самостоятельных работ на различных этапах обучения
      • 2. 3. 2. Особенности организации и управления самостоятельной работой, направленной на развитие творческих способностей учащихся
  • Выводы по 2 главе
  • Глава 3. Организация, методика проведения и результаты педагогического эксперимента
    • 3. 1. Задачи, организация и методика проведения педагогического эксперимента
    • 3. 2. Результаты дидактического эксперимента по развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения физике
  • Выводы по 3 главе

Дидактические основы построения и организации системы самостоятельных работ, направленной на развитие творческих способностей учащихся: На материале курса физики 7-8 классов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В отличие от первоначальных успехов в развитии человечества: использования огня, изобретения колеса, паруса, спонтанно достигнутых в ходе непосредственной практической деятельности, современные общественные отношения предполагают сознательную творческую активность как основной и определяющий фактор совершенствования производства и всей общественной жизни.

Усложнение производственной деятельности требует от человека не % только наличия квалификации, но и заинтересованности, творческого отношения к труду. Следовательно, в современных условиях формирование творческой личности — одна из важнейших задач системы образования.

Данная задача будет выполняться при наличии педагогических технологий, обеспечивающих не только сообщение учащимся системы научных знаний, но и развитие их творческих способностей, формирование творческой личности.

Проблема творчества волновала людей на протяжении всего развития человечества, но теория творчества как наука была создана лишь в XX веке работами философов В. С. Библера, Н. К. Вахтомина, С.С. Гольден-трихта, Б. М. Кедрова, А. С. Майданова, А. Т. Шумилина (19- 32- 88- 114- * 115- 231−233). В работах данных авторов раскрывается сущность понятий творчество" и «творческая деятельность», выделены признаки творчества, его специфические черты, структура и механизмы творческой деятельности.

Психологию творческой деятельности и продуктивного мышления исследовали А. В. Брушлинский, М. Вертгеймер, К. Дункер, Л. С. Выгодский, В. А. Крутецкий, А. Н. Леонтьев, А. Н. Лук, В. А. Моляко, Я. А. Пономарев, В. Н. Пушкин, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, О. К. 4 Тихомиров, и др. (26- 27- 42- 43- 97- 105- 111- 112- 150−152- 157- 172- 188;

193). В трудах данных авторов раскрыт психологический механизм творчества, построены психологические модели творческого процесса, определены творческие способности и качества творческой личности, раскрыты вопросы организации и управления творческой деятельностью.

Психологические проблемы творческой деятельности в учебном процессе рассматривали Д. Б. Богоявленская, В. В. Давыдов, 3. И. Калмыкова, В. А. Крутецкий, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев (22- 23- 59- 60- 85- 96- 124- 151). Ими установлено, что самостоятельная деятельность учащихся является необходимым условием формирования творческой личности.

Дидактические и методические исследования В. И. Андреева, Ю. К. Бабанского, В. И. Загвязинского, И. Я. Лернера, М. И. Махмутова, В. Оконя, П. И. Пидкасистого, В. Г. Разумовского М. Н. Скаткина, А. В. Усовой (3- 4- 14- 107- 108- 125- 135- 161- 181- 204) определили педагогические условия развития творческих способностей учащихся, выявили приемы и методы организации учебной творческой деятельности.

Различные предметы в связи с особенностями учебного материала обладают неодинаковыми возможностями для организации учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей. Физика как учебный предмет представляет широкие возможности для развития творческих способностей учащихся как в силу самого содержания курса физики, так и в силу особенностей его построения. Во-первых, это обширность физических знаний, позволяющих не только объяснять большинство явлений, окружающих человека, но и предсказывать их. В процессе обучения идет обогащение психики запасом конкретных представлений об окружающих предметах и явлениях, знакомство не только с абстрактными словами-символами, но и с конкретными предметами.

Во-вторых, цикличность процесса научного познания в области физики позволяет построить учебный процесс в соответствии с логикой научного познания. Учитель, раскрывая структуру и содержание циклов познания (факты — модель — следствия — эксперимент), «ведет» ученика путем первооткрывателя. На этом пути ученик под руководством учителя рассуждает, делает выводы, выдвигает гипотезы, находит проблемы и методы их решения, анализирует не только открытия, но и заблуждения ученых, а так же то, как они выходили из тупиков. На уроках возможно не только накопление знаний, но и чувственного опыта, который может быть использован для самостоятельного творческого «открытия» учащимися определенных закономерностей. Особенности построения курса позволяют знакомить учащихся с методами науки, а это одно из важнейших условий развития творческих способностей.

В-третьих, физические знания являются фундаментом, на котором строится весь научно-технический прогресс. Школьный курс физики позволяет не только сформировать систему физических знаний, но и показать, как они используются на практике, включить школьников в процесс создания новых приборов, установок, механизмов.

Большая работа над проблемой развития творческих способностей учащихся ведется в методике преподавания физики. Еще в конце прошлого века известный русский физик и педагог Н. А. Умов обращал внимание учителей на то, что в задачу преподавания физики входит, кроме передачи полезных сведений, формирование навыка к объяснению новой формы явления с помощью ранее открытых закономерностей.

Большое значение развитию творческих способностей как составной части проблемы развития мышления учащихся в процессе обучения придавали известные советские методисты И. И. Соколов, П. А. Знаменский, Е. Н. Горячкин, С. И. Иванов.

В современной методике преподавания физики работа над данной проблемой ведется в нескольких направлениях. В работах В. И. Андреева, З. А. Вологодской, Л. А. Казанцевой, Р. И. Малафеева, В. Г. Разумовского, А. В. Усовой В.А.Черкасова (3−6- 116−119- 161- 204- 205- 206- 208−209) рассматриваются общеметодические вопросы развития творческих способностей учащихся, формирования познавательной активности и творческой самостоятельности.

В исследованиях В. А. Войцеховского, В. Е. Казеноса, Р. И. Малафеева, В. Г. Разумовского, Ю. С. Столярова, В. А. Тайницкого и других методистов (37- 117- 182- 162) раскрыты вопросы формирования у учащихся творческих способностей в процессе технического творчества.

А. В. Усова совместно с Н. М. Беляковой, В. А. Беликовым, А. А. Бобровым (207) разработали методику формирования обобщенных познавательных умений.

Различные виды экспериментально — исследовательской деятельности изучены в работах А. И. Гурьева, Н. Ф. Искандерова, М. Г. Ковтунович, С. С. Мошкова, Т. Н. Шамало (82- 91- 130- 228).

Влияние творческих, познавательных, проблемных задач на развитие личности учащихся, вопросы теории и практики решения творческих задач рассматривают в своих работах 3. А. Вологодская, С. Б. Гнездина, Н. Н. Грязева, Р. И. Малафеев, С. Ф. Покровский, В. Г. Разумовский, Н. Н. Тулькибаева, М. Е. Тульчинский, А. В. Усова (48- 55- 148- 149- 159- 196- 198- 199- 208- 209).

Большинство исследователей сходятся во мнении о том, что для формирования творческой личности и развития творческих способностей необходимо вовлечение школьников в поисковую, творческую учебную деятельность и предлагают разнообразные приемы организации творческой самостоятельной деятельности. Однако одного признания необходимости организации самостоятельных работ учащихся творческого характера недостаточно. Использование отдельных приемов, средств обучения, видов самостоятельных работ только частично решает проблему развития творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. Необходимо построение системы самостоятельных работ, направленной на формирование творческой личности и развитие творческих способностей. Данная система позволила бы не только обучать физике, но и вовлекать учащихся в творческую деятельность, развивать у них творческие способности.

К сожалению, в настоящее время, в практике школьного обучения развитие творческих способностей учащихся, чаще всего не планируется, данный процесс идет стихийно, роль развитых творческих способностей в познавательной деятельности учащихся недооценивается. К этому выводу нас привели результаты анкетирования учителей физики и анализ учебных пособий по физике, наиболее часто используемых в процессе обучения.

Таким образом, имеет место противоречие между необходимостью развития творческих способностей учащихся в процессе обучения физике — с одной стороны, и состоянием проблемы развития творческих способностей в практике школьного обучения — с другой стороны.

Выделенное противоречие позволило нам сформулировать проблему исследования: изучение возможностей школьного курса физики 78 классов для развития творческих способностей учащихся и разработка системы самостоятельных работ, способствующей целенаправленному развитию творческих способностей учащихся.

Все вышесказанное позволило сформулировать тему нашего исследования: «Дидактические основы построения и организации системы самостоятельных работ, направленной на развитие творческих способностей учащихся (на материале курса физики 7−8 классов)». Актуальность данной темы обусловлена:

1. Ролью, которую играют творческие способности в жизнедеятельности человека.

2. Недостаточной разработанностью проблемы развития творческих способностей учащихся в теории и практике обучения физике.

3. Необходимостью создания системы самостоятельных работ, направленной на развитие творческих способностей учащихся.

4. Необходимостью проведения исследования, предметом которого явилась бы методика использования данной системы в качестве средства формирования творческой личности.

Выбор курса физики 7−8 классов обусловлен тем, что именно на первом этапе обучения происходит начальное знакомство с физическими явлениями, законами, теориями, закладываются основы формирования понятий, формируются обобщенные познавательные умения. Несмотря на элементарность данного курса физики, он включает в себя очень богатый материал: основные идеи науки, экспериментальные данные, сведения о новейших достижениях техники, исторические данные. Именно на начальном этапе обучения физике, в подростковом возрасте учащиеся проявляют повышенный интерес ко всему необычному, новому, что составляет благоприятную основу для развития творческих способностей.

Цель нашего исследования: разработка системы самостоятельных работ по курсу физики 7−8 классов, направленной на развитие творческих способностей учащихся, формирование творческой личности и выявление условий эффективной реализации данной системы.

Объектом исследования является процесс развития творческих способностей учащихся при обучении физике в 7−8 классах и деятельность учителя по организации данного процесса.

Предметом исследования выступают содержание и формы организации учебной самостоятельной деятельности, направленной на развитие творческих способностей учащихся, формирование творческой личности и методика ее организации в учебном процессе по физике.

В основу работы положена гипотеза: процессы организации учебно-познавательной деятельности и развития творческих способностей учащихся при обучении физике в 7−8 классах будут проходить успешнее, если организовать их на основе целенаправленного использования системы самостоятельных работ, включающей в себя все виды самостоятельной учебной деятельности на репродуктивном (вооружение учащихся знаниями и приемами познавательной деятельности), частично-поисковом.

• (развитие отдельных способностей, необходимых для творческой деятельности) и творческом (развитие всего комплекса творческих способностей) уровнях.

В соответствии с целями и гипотезой определены задачи исследования:

1. Выполнить анализ теоретико — методологических и психологических исследований по проблеме развития творческих способностей.

2. Изучить состояние исследуемой проблемы в педагогической науке и практике школьного обучения.

3. Провести классификацию самостоятельных работ по роли в развитии творческих способностей учащихся, определить их место в учебном процессе по физике в 7−8 классах.

4. Разработать систему самостоятельных работ, направленную на развитие творческих способностей учащихся по курсу физики 7−8 классов.

5. Выявить условия эффективного использования в учебном процессе данной системы.

6. Осуществить экспериментальную проверку эффективности разработанной системы и методики ее реализации в процессе обучения.

7. Осуществить внедрение методической системы в учебный процесс по физике.

Методологической основой нашего исследования являются системный подход, теория деятельности, теория развития познавательных процессов и способностей, труды классиков психологии и педагогики по проблеме развития творческих способностей учащихся и формирования творческой личности.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

1. Анализ философской, психологической, педагогической и методической литературы, имеющей отношение к исследуемой проблеме, с целью определения актуальности выбранной темы и методологических основ исследования.

2. Наблюдение и анализ деятельности учителей физики и учащихся на учебных занятиях.

3. Моделирование учебного процесса по физике с использованием системы самостоятельных работ, направленной на развитие творческих способностей и формирование творческой личности.

4. Педагогический эксперимент в различных его формах по выявлению эффективности предлагаемой системы.

5. Методы поэлементного и пооперационного анализа с целью выявления влияния самостоятельной творческой деятельности на развитие творческих способностей.

6. Методы математической статистики, применяемые для обработки результатов эксперимента и оценки их достоверности.

Исследование проводилось в период с 1995 по 2000 год и включало в себя три этапа.

Первый этап исследования (1995; 1997 г. г.) включал в себя знакомство с теорией творчества, теорией деятельности с целью определения общей методологической базы исследованияанализ философской, психологической, дидактической литературы по вопросам развития творческих способностей и формирования творческой деятельности с целью выявления состояния исследуемой проблемыбыли определены цель, объект, предмет исследования, сформулированы его гипотеза и задачи, разработан план исследования.

Практический аспект исследования состоял в разработке программы и проведении педагогического наблюдения с целью изучения состояния проблемы развития творческих способностей и формирования творческой личности в практике школьного обучения и готовности учащихся 7−8 классов к деятельности по развитию творческих способностей. Данное исследование проводилось в школах Советского района г. Челябинска. Констатирующий эксперимент проводился в школе № 17 г. Челябинска.

На втором этапе исследования (1997 — 1998 г. г.) на основе анализа достижений психологической и педагогической наук были определены дидактические основы построения системы самостоятельных работ, ориентированной на развитие творческих способностей учащихся, выявлены педагогические условия развития творческих способностей в процессе обучения физике, проведена классификация самостоятельных работ по роли в развитии творческих способностей. На этой основе была разработана система самостоятельных работ по курсу физики 7−8 классов, направленная на развитие творческих способностей, и начата ее апробация в школе № 110г. Челябинска.

На третьем этапе исследования (1998;2000 г. г.) в школах № 17 и № 75 г. Челябинска проведен обучающий эксперимент, в ходе которого осуществлялась проверка эффективности предлагаемой методики развития творческих способностей учащихся. Проведен анализ, обобщение и систематизация полученных данных, оценка достоверности полученных экспериментальных результатов, закончена работа по оформлению диссертации. Проведено внедрение результатов исследования в практику обучения физике.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

— уточнены понятия «учебная творческая деятельность» и «творческие способности»;

— обоснована принципиальная возможность целенаправленной деятельности учителя по развитию творческих способностей учащихся на начальном этапе обучения физике;

— уточнены структура, содержание и особенности творческой деятельности школьников;

— выявлена структура творческих способностей, определены способности, необходимые для реализации каждого этапа творческой деятельности;

— выявлены возможности различных видов самостоятельной работы и каждого этапа обучения в развитии творческих способностей учащихся;

— разработаны принципы построения системы самостоятельных работ, направленной на развитие творческих способностей учащихся, сформулированы требования к содержанию данной системы, критерии отбора заданий для данной системыразработана методика развития творческих способностей посредством организации самостоятельной учебной деятельности школьниковПрактическая значимость исследования состоит в том, что:

— разработана система самостоятельных работ по курсу физики 7−8 классов, направленная на развитие творческих способностей учащихся;

— разработаны методические рекомендации для учителей школ по применению предлагаемой системы самостоятельных работ;

— результаты исследования внедрены в практику школьного обучения;

— реализация в учебном процессе разработанной методики оказывает положительное влияние на развитие творческих способностей учащихся и качество знаний по предмету.

На защиту выносится:

1. Положение о том, что эффективное и планомерное развитие творческих способностей учащихся возможно в процессе обучения физике при использовании специально сконструированной системы самостоятельных работ, включающей в себя все виды самостоятельной учебной деятельности: на репродуктивном, частично-поисковом и творческом уровнях.

2. Разработанная автором система самостоятельных работ по курсу физики 7−8 классов, направленная на развитие творческих способностей учащихся.

3. Разработанная автором методика организации самостоятельной учебной деятельности, направленной на развитие творческих способностей учащихся.

Апробация результатов исследования осуществлялась через:

— обсуждения на заседаниях кафедры МПФ 4111У;

— работу с методическим объединением учителей физики Советского района г. Челябинска;

— курсы повышения квалификации учителей физики при Челябинском институте повышения квалификации работников образования, выступление на методической конференции учителей Советского района г. Челябинска (май 1999 г.);

— выступления на научно-методических семинарах при кафедре методики преподавания физики Челябинского государственного педагогического университета;

— выступления на конференциях по итогам научно-исследовательской работы преподавателей и аспирантов ЧГПУ в 1997, 1998, 1999,2000 г. г.;

— выступление на 2-й научно-методической конференции ЧГПУ (1998 г.);

— выступления на конференциях: «Научное общество учащихся: история и современность, традиции и новации» (1999 г.), «Великий русский педагог К. Д. Ушинский и современные проблемы обновления образования» (1999 г.);

— выступления на международной научно-практической конференции «Стандартизация образования в современной средней и высшей школе» (Челябинск, 1997 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Методология, теория и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов» (Челябинск, 1998, 1999, 2000 г).

Выводы по 3 главе.

Все этапы педагогического эксперимента проводились в строго контролируемых условиях. Повторяемость результатов пробного и обучающего эксперимента, достаточно большой объем выборки, применение непараметрических методов математической статистики для обработки результатов эксперимента позволяют нам сделать следующие выводы:

1. Проведенный педагогический эксперимент показал возможность развития творческих способностей учащихся 7−8 классов в процессе обучения физике. Результаты эксперимента подтвердили выдвинутую гипотезу о положительном влиянии предлагаемой нами системы самостоятельных работ на развитие творческих способностей. Все показатели, по которым оценивался уровень развития творческих способностей учащихся, оказывались в экспериментальных классах выше, чем в контрольных, что, по нашему мнению, является следствием разработанной нами системы самостоятельных работ, направленной на развитие творческих способностей, и методики ее применения. Применение методов математической статистики подтвердило наши предположения.

2. В процессе применения предлагаемой нами системы самостоятельных работ отмечалось также повышение интереса учащихся к изучению физики, самостоятельной творческой деятельности.

В ходе педагогического эксперимента данная система самостоятельных работ была апробирована, скорректирована с учетом требований школьной практики, и внедрена в процесс обучения физике в ряде школ.

Заключение

.

В процессе выполнения поставленных задач получены следующие результаты:

1. Выполнен анализ теоретико — методологических и психолого — педагогических работ по проблеме развития творческих способностей учащихся, в результате которого сформировался понятийный аппарат исследования, выбрана базовая модель творческого процесса, определены структура творческих способностей и способы их развитияпроанализированы существующие подходы к организации творческой деятельности в процессе обучения и развитию творческих способностей учащихся.

2. Изучено состояние проблемы развития творческих способностей в практике школьного обучения.

3. Определены педагогические условия развития творческих способностей в процессе обучения и уровни развития творческих способностей учащихся.

4. Проведена классификация самостоятельных работ по роли в развитии творческих способностей учащихся, определено место различных видов самостоятельных работ в учебном процессе по физике.

5. Определены принципы построения системы самостоятельных работ, направленной на развитие творческих способностей учащихся, и критерии отбора заданий для данной системы.

6. Разработана система самостоятельных работ, направленная на развитие творческих способностей учащихся, по курсу физики 7−8 классов.

7. Определены роль и возможности каждого из этапов обучения в процессе развития творческих способностей учащихся.

8. Выявлены особенности организации и принципы руководства самостоятельной работой, направленной на развитие творческих способностей учащихся.

9. Проведена экспериментальная проверка эффективности реализации разработанной методики развития творческих способностей учащихся.

10. Осуществлено внедрение предлагаемой нами методики в учебный процесс по физике школ № 12,17,75,110 г. Челябинска. Обобщая результаты проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Творчество является формой качественного развития общества. Творчество школьников в учебном процессе выступает как механизм развития и саморазвития личности.

2. Творческие способности являются необходимым условием творческой деятельности и представляют собой синтез свойств и особенностей личности, обуславливающих ее результативность. Соотнося выделенные исследователями творческие способности с этапами творческой деятельности, можно сделать вывод, что на каждом этапе творческой деятельности особое значение приобретают различные виды способностей.

3 Развитие всего комплекса творческих способностей учащихся происходит в процессе учебной творческой деятельности. Развитие отдельных способностей, необходимых для творческой деятельности, возможно при организации частично-поисковых работ.

Развитие творческих способностей учащихся возможно на всех этапах обучения и включает в себя: Формирование у учащихся знаний и умений, необходимых для вовлечения их в творческую учебную деятельность.

Развитие отдельных способностей, необходимых для творческой деятельности.

Вовлечение учащихся в учебную творческую деятельность, в которой и происходит развитие всего комплекса творческих способностей.

4. В осуществлении деятельности по развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения физике необходима реализация системного подхода, который заключается в создании системы самостоятельных работ. В данной системе творческая учебно — познавательная деятельность является высшим уровнем учебной деятельности, возникающим после освоения репродуктивного и поискового уровней.

5. Управление творческой учебно-познавательной деятельностью учащихся осуществляется нами с использованием различных подходов, таких как: алгоритмизация творческого процесса, и создание условий, благоприятствующих творческой деятельности.

6. При организации самостоятельной деятельности учащихся, направленной на развитие творческих способностей, дает положительный результат сочетание групповой и индивидуальной форм организации учебной работыпри организации групповой работы эффективно использование таких приемов, как мозговой штурм, метод фокальных объектов и метод морфологического анализа.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. — Новосибирск: Наука, 1991.-209 с.
  2. Д.В., Шефер Н. И. О системе творческих лабораторных работ по физике в VII-VIII классах //Физика в шк. 1997. — № 6. — С. 71−72.
  3. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 1988. — 236 с.
  4. В.И. Дидактические условия развития исследовательских способностей старшеклассников (в процессе обучения физике). Дис. .канд. пед. наук- М.: 1972.-254 с.
  5. В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. (В обучении естественным предметам): Дис.. .д-ра пед. наук. Казань, 1983. — 452 с.
  6. В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности: метод, пособие. М.: Высшая школа, 1981. — 240 с.
  7. И.Г. Экспериментальные задачи по физике в 6−7 классах: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1974. — 127 с.
  8. Антология мировой философии: В 4 т. Т 1. 4.1. /ред. Соколов В. В. и др. М.: Мысль, 1969.- 576 с.
  9. Антология мировой философии: В 4 т. Т 2./ред. Соколов В. В. и др. М.: Мысль, 1970. 776с.
  10. Ю.Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т.1. Метафизика. /Ред. В. Ф. Асмус. М.: Мысль, 1975.- 550 с.
  11. П.Артемьева Т. И. Проблемы способностей: личностный аспект // Психологический журнал 1984, — № 3. — С.46 — 54.
  12. Г. С. Самостоятельные работы учащихся по географии СССР.-М.: Просвещение, 1967.- 91 с.
  13. А.К. Развитие изобретательских умений учащихся // Физика в шк.-1997. -№ 6.-С. 40−43.
  14. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  15. Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. М.: Педагогика, 1990. — 184 с.
  16. И.С. Решение экспериментальных задач качественного характера как одно из средств активизации учебно-познавательной деятельности учащихся (на материале курса физики 9 класса): Дис. .канд. пед.наук. -Челябинск: 1997.- 188 с.
  17. Э.В. Проблема образования и воспитания в свете концепции предметной деятельности //Философско психологические проблемы развития образования. — М., 1981. — С. 30 — 45
  18. В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
  19. В.С. Мышление как творчество: Введ. в логику мысл. диалога. -М.: Политиздат, 1975. 399.
  20. М.А. Творчество в науке и технике. Пг., Науч. хим.-техн. изд-во, 1920.- 64 с.
  21. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-н/Д: изд-во РГУ, 1983. — 173 с.
  22. Д.Б. Психофизеологический анализ творчества. В сб. Междисциплинарный подход к исследованию научного творчества./под. ред. Давыдова В.В.- М.: Наука, 1990. С.71−82
  23. Д.Б., Богоявленская М. Е. Творческая работа просто устойчивое словосочетание // Педагогика 1998. — № 3.- С. 36−43.
  24. Д.Н. Формирование приемов умственной работы учащихся как путь развития мышления и активизации учащихся. // Вопросы психологии 1964.-№ 4.- С.43- 49.
  25. Дж. Процесс обучения.- М.: Изд-во АПН РСФСР 1962.-84 с.
  26. А. В. Психология мышления и кибернетика М.: Мысль, 1970.- 195 с.
  27. A.B. Воображение и творчество // Научное творчество./ под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского M.: 1969.-С. 341 — 346.
  28. Л.И. Развитие творческих способностей при обучении общей биологии. Дис. .канд. пед. наук. М.: 1991. — 158 с.
  29. В.К. Самостоятельная работа учащихся: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984. — 64 с.
  30. Буш Г. Я. Методологические основы научного управления изобретательством. Рига: «Лиесма», 1974. — 175 с.
  31. Г. А. Активные способы работы школьников над задачами по физике // Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников. -М., 1995. С. 19−27.
  32. Н.К. Практика мышление — знание: к проблеме творческого мышления. М.: Наука, 1778. — 112 с.
  33. JI.K. Подготовка будущих учителей к формированию творческого потенциала школьников. Дис. .д-ра. пед. наук.- Казань: 1997. -340 с.
  34. . М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987. — 336 с.
  35. И.Л., Кайков И. К. Лестница идей: Основы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в примерах и задачах Новосибирск, 1992. -104 с,
  36. .Г. Развитие творческих интересов учащихся. // Советская педагогика i960.- № 12.-С.35−43.
  37. .Г. Развитие творчества учащихся при конструировании: Из опыта работы. М.: Учпедгиз, 1962. — 156с.
  38. И.П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1982. 136 с.
  39. И.П. Учим творчеству: Опытная работа учителя труда и рисования шк. № 2 г. Реутова Моск. Обл. М.: Педагогика, 1982. — 86 с.
  40. В.Е. Система задач как средство повышения эффективности обучения физике в средней школе: Дис. .канд. пед. наук. М., 1979. — 239 с.
  41. В.Е. Учебные задачи и задания, помогающие овладевать методами познания // Физика в шк. 1994. — № 2.- С. 41−45
  42. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 93с.
  43. Выгодский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. М.: Педагогика, 1983. — Т. З: Проблемы развития психики. — 367 с.
  44. М.Г. Развитие у учащихся 8-летней школы опыта творческой деятельности в процессе выполнения самостоятельных работ.- Дис .канд. пед. наук.- М., 1972.-198 с.
  45. Гельвеций. Сочинения: в 2 т. Т.2. М.: Мысль, 1974.-687 с.
  46. Э.Г., Никитин Е. Д. Проблема творчества и биосфера. // Педагогика-1998.-№ 2.- С.28−32.
  47. П.А., Клещева Е. П., Коробейникова Л. А., Савич Т. З. Методика обучения химии в восьмилетней школе.- М.: Просвещение, 1966.- 346 с.
  48. С.Б. Дидактические основы обучения уч-ся УШ-1Х классов решению творческих задач и проектов с физико-техническим содержанием (на примере классов технологической подготовки). Дис .канд. пед. наук. -Брянск: 1996. -210 с.
  49. Е.Я. О развитии самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения.// Воспитание познавательной активности и самостоятельности учащихся. 4.1. Казань, 1969. — С. 32−50.
  50. М.Я. Развитие творческих способностей учащихся на уроках химии. Дис.. канд. пед. наук.- М.: 1967. 215 с.
  51. С.С., Пьянова Л. А. К вопросу об общей теории творчества //Вестник Московского университета. Сер. «Философия». 1983.-№ 7.- С.59−76.
  52. Н.В. Гений в искусстве и науке. М.: Искуство, 1991. — 432с.
  53. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М. — Педагогика, 1977.- 136 с.
  54. С.О. Гений и творчество. Основы теории и психологии творчества. Ленинград, Издательство П. П. Сойкина, 1924. — 251 с.
  55. Н.Н. Творческие задачи по физике как средство формирования познавательной деятельности учащихся. Дис. .канд. пед. наук.- Челябинск: 1996.- 170 с.
  56. Н.И., Царегородцев Г. И. Биологическая и социальная детерминация способностей //Философские науки 1988.- № 2 — С.23−35.
  57. Л.Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1976.-327 с.
  58. Е.М. Качественные задачи по физике: 7 кл. Учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 1995. — 64 с.
  59. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
  60. В.В. Формирование творческого мышления школьников в процессе учебной деятельности //Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности. Уфа: Башкирский пединститут, 1995. — С.5 — 12.
  61. Н.Г. Обучение истории в старших классах средней школы. Познавательная активность учащихся и эффективность обучения. М.: Просвещение, 1966. — 438 с.
  62. М.Д. Как использовать обобщенные планы на первой ступени обучения // Физика в шк. 1993. — № 6. — С. 42- 43.
  63. Ч. Воспоминания о развитии моего ума и характера: Автобиогр.:Дневник работы и жизни. М.: Изд-во АН СССР, 1957. — 251 с.
  64. Дерзкие формулы творчества /Сост. А. Б. Селюцкий. Петрозаводск, Карелия, 1987. — 269 с.
  65. Диалектика и теория творчества./под ред. С. С. Голдентрихта и А. М. Коршунова. М.: изд — во МГУ, 1987. — 260 с.
  66. Диалектическое противоречие. М.: Политиздат, 1979 — 343 с.
  67. А.М. Проблемная концепция научного поиска. Автореф дис. д -ра филос. наук.- М.:1993. — 32с.
  68. Ю.П. Дидактика физики: исследовательско-конструкторский подход: Учебное пособие/ Омск. гос. ун-т. Омск, 1995. 96 с.
  69. К. Психология продуктивного (творческого) мышления. // Психология мышления. М.: 1965. с. 86 — 220.
  70. М.Е., Орлов В. Б. Личность обучающегося и ее развитие: Учеб. пособие. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 1997. — 158 с.
  71. .П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения. -М.: «Известия АПН РСФСР» .Вып. 115, 1961. С.24−32
  72. .П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М.: Учпедгиз, 1961.-239 с.
  73. И.К. Система познавательных задач по учебному предмету //Советская педагогика. 1981. — № 9. — С.49−55.
  74. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. 160 с.
  75. В.И. Развитие творческих способностей учащихся на основе самостоятельного проблемного анализа учебного материала // Проблемы способностей в советской психологии. М.: НИИОП, 1984. -С.129−134.
  76. В.А. Задачи опыты по физике: Пособие для учителей физики сред. шк. — 2-е изд. — JL: Учпедгиз, Ленингр. отд-ние, 1955. — 188 с.
  77. .Л., Зусман A.B. Изобретатель пришел на урок. Кишинев: Лу-мина, 1989.-255 с.
  78. .Л., Зусман A.B. Месяц под звездами фантазии: Школа развития творческого воображения. Кишинев: Лумина, 1988.-271 с.
  79. Л.А. Активизация подсознательной деятельности учащихся при изучении физики. М.: Просвещение, 1983.-160 с.
  80. В.Ф. Труд и развитие личности школьника. М.: Просвещение, 1987. — 189 с.
  81. Э.В. Школа должна учить мыслить //Народное образование. -1964.- № 1-С. 18−22.
  82. Н.Ф. Экспериментальные задачи как средство формирования знаний о физическом явлении и развития логического мышления в курсе физики основной школы (7−8 классы): Дис. .канд. пед. наук. Челябинск: 1993.- 194 с.
  83. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968. — 288 с.
  84. И.Н. Урок в советской школе. М.: Учпедгиз, 1956. — 351 с.
  85. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Просвещение, 1981.-200с.
  86. З.И. Психологические принципы развивающего обучения. -М.: Знание, 1979.-48 с.
  87. И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1983.- 168 с.
  88. .М. О творчестве в науке и технике. М.: Молодая гвардия, 1987.-192 с.
  89. А.Г. Психология личности. Л.: Ид-во ЛГТТИ им. Герцена, 1963. -264 с.
  90. А.Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. Т.2 Способности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960 -304 с.
  91. М.Г. Стимулирование домашней экспериментально-исследовательской деятельности учащихся по физике: Дис. .канд. пед. наук. Челябинск, 1994. — 234 с.
  92. В.И., Копалова Л. Г. Социальная детерминация развития способностей личности. В кн. Формирование творческих способностей-Свердловск: изд-во СИПИ, 1990.- С.8−24.
  93. И.С. Методика организации групповых форм работы учащихся на уроках физики. Дис.. канд. пед. наук. Курган, 1996. — 198 с.
  94. .И. Учение процесс творческий: Кн. для учителя: Из опыта работы.-2-изд., доп. и испр.- М. Просвещение, 1989.- 158 с.
  95. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: Пособие для школьных психологов. М.: ИНТОР, 1995, — 48 с.
  96. В.А. Психология математических способностей школьников. -М., Просвещение, 1968.- 432 с.
  97. В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. уч-щ. М.: Просвещение, 1980. — 352 с.
  98. Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. -М: наука, 1970.-231 с.
  99. Ю.Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М.: Педагогика, 1971. 111 с.
  100. Ю.Н., Сухобская Г. С. Развитие творческого мышления у школьников. Л.: Б.и., 1967. — 36 с.
  101. В.Н. Физические парадоксы и софизмы: Пособие для учащихся -М.: Просвещение, 1978. 176 с.
  102. В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. М.: Наука, 1979. — 126 с.
  103. И.Я. Не уроком единым: Развитие интереса к физике. М.: Просвещение, 1991.-221 с.
  104. Н. Д. Детская и педагогическая психология: Учеб. пособие для пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1964. — 478 с.
  105. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  106. А.Н. О формировании способностей //Вопросы психологии-1960.- № 3.- С.10−19.
  107. И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982. — 191 с.
  108. И.Я. О новом учебном предмете в школе. // Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1991.- С.39−43
  109. И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей.// Научное творчество. /Под ред.С. Р. Микулинского, М.ГЛрошевского. М.: Наука, 1969. — С.413−418.
  110. A.C. Экспериментальные задачи физико-технического содержания как средство прикладной направленности школьного курса физики: Дис.. к.п.н. -М: 1986. 178 с.
  111. Лук А. Н Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. — 144 с.
  112. Лук А. Н. Психология творчества. М: Наука, 1978.- 127 с. ПЗ. Ляудис В. А. Психологические предпосылки проектирования моделей инновационного обучения в школе //Инновационное обучение: стратегия и практика. — М., 1994. — С.13−32.
  113. A.C. Процесс научного творчества. Философско-методологический анализ. М.: Наука, 1983. — 206 с.
  114. A.C. процесс научного творчества: Филос.- методол. анализ. -М.: Наука, 1983.-207 с.
  115. Р.И. Проблемное обучение физике в средней школе.: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993.-188 с.
  116. Р.И. Развитие творческих способностей учащихся при изучении физики в восьмилетней школе.- Дис. .канд. пед. наук.- М.: 1966. 428 с.
  117. Р.И. Система творческих лабораторных работ по физике в VII-VIII классах //Физика в шк. 1993. — № 2. — С.47−51.- № 3. — С. 41−47.
  118. Р.И. Творческие задания по физике в VI VIII классах. Пособие для учителей. — М., Просвещение, 1971.- 88 с.
  119. И.И. Рационально использовать самостоятельную работу учащихся. // Народное образование, 1966. № 10. — С. 2−16.
  120. К. Критика политической экономии // К. Маркс, Ф. Энгельс соч. 2-е изд. — Т.46. ч. I — 559 с.
  121. К., Энгельс Ф. Из ранних сочинений. М.:1956. 614 с.
  122. К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 42: Январь 1844-февраль 1848 М.: Политиздат, 1974. — 535 с.
  123. A.M. Концепция творческой одаренности// Вопросы психологии. 1989.- № 6.- С.23−33.
  124. М.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975. — 368 с.
  125. Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека: Кн. для учителя: М.: Просвещение, 1989.-160 с.
  126. H.A. Мышление в процессе обучения //Исследование мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. — С.349−387.
  127. P.M. О самостоятельной работе учащихся в процессе обучения. М., Учпедгиз, 1940. — 96 с.
  128. В.А. Психология творческой деятельности. Киев: общество «Знание» УССР, 1978.- 44 с.
  129. С.С. Экспериментальные задачи по физике в средней школе: Пособие для учителей. Л.: Учпедгиз. Ленингр. Отд-ние, 1955. — 204 с.
  130. Н.С. Умственный труд, его сущность и некоторые тенденции развития. Свердловск, Среднее-ур. кн. изд-во, 1972. — 202 с.
  131. О.Ю. Олимпиады по физике как средство развития интереса к предмету и творчества учащихся. Дис.. канд. пед. наук.- М.: 1985.241 с.
  132. Н.Т. Содержание и методика сравнительного изучения эффективности отдельных методов обучения в школе. // Сравнительная эффективность отдельных методов обучения в школе. М.: Просвещение, 1969.-С.61−82.
  133. Одаренные дети: Пер. с англ./ Общ. Ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. -М.: Прогресс, 1991.-376 с.
  134. В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1968.-208 с.
  135. П.А. О психолого-педагогических требованиях к творческой задаче по химии // Химия в шк. 1997. — № 6. — С. 20−25.
  136. Г. В. Педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. Автореф. дис.. .канд. пед. наук.- М.: 1998. 16 с.
  137. В.Ф. Школа учит мыслить. М.: Просвещение, 1987. — 208 с.
  138. Памятники мировой эстетической мысли т. 1. М.: Изд-во Акад. Художеств СССР, 1962.-314 с.
  139. Т.С. Воспитание самостоятельности школьников в учебной работе.- М.: Учпедгиз, 1960. 83 с.
  140. A.B. Способности и труд. М., Знание, 1966. — 74 с.
  141. A.B., Родина H.A. Физика: Учеб. для 7 кл. сред. шк. М.: Просвещение, 1989. — 175 с.
  142. A.B., Родина H.A. Физика: Учеб. для 8 кл сред. шк. М.: Просвещение, 1989. — 191 с.
  143. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. (Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества). М.: Педагогика, 1972. — 184 с.
  144. К.К. Система психологии и теория отражения. М.: Наука, 1982.-309 с.
  145. К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. — 312 с.
  146. Д. Как решать задачу. М.: Просвещение 1959. — 207 с.
  147. С.Ф. Наблюдай и исследуй сам. М.: Просвещение, 1966.144 с.
  148. С.Ф. Опыты и наблюдения в домашних заданиях по физике: пособие для учителей. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. — 415 с.
  149. Я.А. Фазы творческого процесса. // Исследование проблем психологии творчества. /Отв. Редактор Я. А. Пономарев. М.: Наука, 1983. -336 с.
  150. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976−279с.
  151. Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. — 303 с.
  152. Практикум по методике решения физических задач: Учеб. пособие для физ.-мат. фак. пед. ин-тов/ Богдан В. И., Бондарь В. А., Кульбицкий Д. И., Яновленко В .Я. М.: Выс.шк., 1983. — 272 с.
  153. Л.Я., Лозовенко C.B. Изучение нового материала темы как решение цепочки познавательных задач //Физика в шк. 1995. — № 4. — С.25−29.
  154. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная /Отв. ред. Я. А. Пономарев: АН СССР, Ин-т психологии, -M.: Наука, 1990.-222 с.
  155. Г. В. Познавательная активность человека. М.: Политиздат, 1985.-96 с.
  156. В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. — М.: Политиздат, 1967. — 272 с.
  157. Н.Ф. Развитие творческих способностей учащихся в процессе опытнической работы. Пособие для учителей сельской школы. М.: Просвещение, 1976- 141 с.
  158. В.Г. Творческие задачи по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1966. — 155 с.
  159. В.Г. Обучение и научное познание // Педагогика. 1997. -№ 1.-С. 7−13.
  160. В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. -М.: Просвещение, 1975.-272 с.
  161. В.Г. Развитие технического творчества учащихся. М.: Учпедгиз, 1961.- 147 с
  162. В.Г., Рабоджийска Р. К. Обучение школьников и развитие их способностей// Физика в шк. 1994. — № 2. — С.52−56
  163. С.Ф. сравнительный анализ эффективности различных форм организации самостоятельной работы учащихся: Дис.. канд. пед. наук. Челябинск: 1985.- 190 с.
  164. А.З. Сущность творческого мышления учащихся. // Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности. Уфа: Башкирский пединститут, 1995. — С. 12−23
  165. А.З. Формирование творческого мышления школьников в процессе учебной деятельности: Учеб. пособие по спецкурсу / Башк. гос. пед. ин-т Уфа: Изд-во БГПИ 1988. — 168 с.
  166. Е.А., Зинченко В. П., Вергилес Н. Ю. Исследование перцептивных действий в связи с проблемой инсайта // Вопросы психологии. 1968. — № 4. — С. 37−51.
  167. Е.И. Развитие способностей исследователя. М.: Наука, 1969. 229 с.
  168. З.Н. О развитии творческих способностей на факультативных занятиях по физико-техническому моделированию // Физика в школе.1975.-№ 1.-С. 43−45.
  169. А.И. Фантазия и творчество. //Вопросы философии — 1966.-№ 9.-С.115 — 116.
  170. С.Л. Основы общей психологии в 2-х т. Т.1 М.: Педагогика, 1989.-488 с.
  171. С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во АН СССР, 1958.-147 с.
  172. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.-426 с.
  173. А.И. Основные подходы к разработке концепции одаренности. // Педагогика- 1998 .- № 3. С. 24−29.
  174. Самостоятельная работа учащихся по физике: 7−8 кл. общеобразоват. учреждений: дидакт. материал / Н. А. Родина, Е. М. Гутник, И. Г. Кириллова. -М.: Просвещение, 1997. 127 с.
  175. Г. И. Познавательная самостоятельность будущего учителя //Педагогика. 1995. — № 4. — С.63−66.
  176. .А. О самостоятельных работах учащихся, предшествующих изучению ими нового материала. //Обучать и воспитывать активно, творчески. Благовещенск, 1967.- С. 47- 73.
  177. И.Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности // Вопр. психологии. 1983. — № 2.- С. 35−42.
  178. С.Н. Определение творчества как методологическая проблема // Творчество как предмет философского исследования. Киев: 1989. секция 1: Социально — философские аспекты творчества.-С.12−13.
  179. A.B. Научное прогнозирование на уроках физики //Физика в шк. 1995. — № 3. — С. 35−38.
  180. М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. Материал к научной конференции по дидактике.(11−13 мая 1965.). М.: Научно-исслед. институт общего и политехнического образования АПН РСФСР, 1965.- С. 94−112.
  181. Р.Б. Воспитание активности и самостоятельности учащихся в учении. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 55 с.
  182. И.В. Развитие умения решать задачи как основное звено в подготовке учащихся к выступлениям на физических олимпиадах. Дис.. канд. пед. наук. Челябинск: 1996. — 202 с.
  183. Ю.С. Техническое творчество учащихся: логика и структура //Советская педагогика. 1981. — № 9. — С. 25−31.
  184. Ю.С., Ревский Б. В. Патент на творчество. М.: Мол. гвардия, 1979.- 191 с.
  185. В.П. Организация процесса обучения в школе. М, Просвещение, 1964. — 280 с.
  186. О.И. Ценностный аспект творчества //Вопросы философии. -1981.- № 6. С. 124−130.
  187. Н.Ф. Природа индивидуальных отличий. М.: Изд-во МГУ, 1991.-191 с.
  188. Творческая деятельность учащихся на уроках биологии. Из опыта работы учителя Н. К. Товпенец./Сост. В. А. Бухвалов. Даугавпилс, изд. ДНИ им Я. Э. Калнберзина, 1989. — 103 с.
  189. .М. Психология индивидуальных различий //Избр.тр.:В 2 т.Т.1 М.: Педагогика, 1985.-329 с.
  190. Техническое творчество учащихся /Под ред. Ю. С. Столярова, Д. М. Комского. М.: Просвещение, 1989.-223 с.
  191. H.A. Методика формирования опыта творческой деятельности учащихся на практических занятиях по химии. Дис.. канд. пед. наук.- М.: 1994.- 198 с.
  192. O.K. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1984. 272 с.
  193. Д.А., Любавская P.A. Эвристический подход при изучении физики //Физика в шк. 1998. — № 2. — С. 51−55.
  194. А.П. Педагогические основы творческой учебно-познавательной деятельности школьников. Дис. .д-ра .пед. наук.- Л.: 1991. -396 с.
  195. H.H., Большакова З. М. К понятию творческой задачи // Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов: Тез. докл. Челябинск, 1995. — ч.1. — С.43−45
  196. H.H., Пронина И. Н. Диагностика достижений учащихся (методологический и дидактический аспекты)/ Под ред. Н. Н. Тулькибаевой. -Челябинск: Изд-во ЧГГГУ «Факел», 1997 г. 76 с.
  197. М.Е. Занимательные задачи-парадоксы и софизмы по физике. -М.: Просвещение, 1971. 160 с.
  198. М.Е. Качественные задачи по физике в 6−7-х классах: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1976.-127 с.
  199. Е.Е. Природа и диагностика творческих способностей. Методические рекомендации для психологов и педагогов. -Спб: Изд-во научно-методического центра творческой педагогики, 1992. 34 с.
  200. Управление творческим мышлением и воображением: метод. Разработка по курсу «Общая психология» / Магнитогорск, пед. ин-т- Сост. М. В. Мусийчук.- Магнитогорск: 1992.-35 с.
  201. Урок в восьмилетней школе. / Под ред. .М. А. Данилова. М.: Просвещение, 1966.-247 с.
  202. Урок физики в современной школе: Творч. поиск учителей: Кн. для учителя /Сост. Э.М.Браверман- Под ред. В. Г. Разумовского. М.: Просвещение, 1993. -288 с.
  203. A.B. Педагогические условия развития творческих способностей учащихся. Издание второе. Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел» 1997.- 16 с.
  204. A.B. Влияние системы самостоятельных работ на формирование у учащихся научных понятий (на материале курса физики первой ступени). Дис. д-ра. пед. наук. -Д., 1970 Т.2.-523 с.
  205. A.B. Развитие у учащихся в процессе обучения физике интереса к познавательному труду.//Физика в шк. 1963.4. — С. 45−49.
  206. A.B. Формирование у учащихся общих учебно-познавательных умений в процессе изучения предметов естественного цикла. Челябинск, ЧГПУ, 1997.-34 с.
  207. A.B., Вологодская З. А. Тетрадь по физике. 7 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1997. — 95 с.
  208. A.B., Вологодская З. А. Тетрадь по физике. 8 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1997. — 95 с.
  209. A.B., Вологодская З. А. Дидиктический материал по физике 6−7 классы. М.: Просвещение 1983.- 127 с.
  210. А.В., Тулькибаева H.H. Практикум по решению физических задач: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. М.: Просвещение, 1992. — 208 с.
  211. Ученые записки ЛГПИ им. А. А. Герцена, т.52. Вопросы педагогики./ Под ред. Проф. Е. Я. Голанта.- Кыштым, 1944.-218 с.
  212. В.П. Творчество в системе образования. Магнитогорск, изд-во «Прометей» МГПУ, 1995. — 218 с.
  213. И.Т. Самостоятельная работа учащихся на уроках. (Из опыта работы Харьковской школы).- Киев, изд-во «Рад. школа», 1960.-88 с.
  214. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. — 560 с.
  215. И.Г. Избранные сочинения в 4-х т. Т.1 М., 1916.- 434 с.
  216. Е.И. Содержание и структура самостоятельных работ, ориентированных на формирование и развитие познавательного интереса учащихся в обучении математике.//Наука и школа. 1998. — № 5. — С. 18−22.
  217. Л.М., Турецкий E.H. Как научиться решать задачи: Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1984. — 175 с.
  218. . Л. М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. М.: Педагогика, 1977. — 207 с.
  219. В.Д. Познавательные задачи по физике. Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1990.- 150 с.
  220. Н.Ф. Теория и практика развития конструкторской мобильности школьников: Автореф. Дис. .д-ра. пед. наук, — Челябинск, 1995. 48 с.
  221. В.А. Дидактические основы построения системы упражнений: Учеб. пособие. -Челябинск: Челяб. ГПИ, 1978. 91 с.
  222. В.А. Оптимизация методов и приемов обучения в общеобразовательной средней школе. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1985. -200 с.
  223. Н.А., Чибизова Н. А. Творческая деятельность как средство развития личности учащихся. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1995. — 105 с.
  224. М.В. Роль и место творческих задач при изучении элементов математического анализа: Автореф. Дис. .канд. пед. наук.- М., 1993. 19 с.
  225. В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Логос, 1996. — 319 с.
  226. В.Д., Черемошкина Л. В. Мнемонические способности: развитие и диагностика. М.: Педагогика, 1990. — 176 с.
  227. Т.Н. Учебный эксперимент в формировании физических понятий. М.: просвещение, 1986. — 96 с.
  228. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. -208 с.
  229. В.С. Педагогика творчества учащихся. М.: Знание, 1988. -80 с.
  230. А. Т. Проблемы теории творчества: Моногр. М.: Высш. шк., 1989.-143 с.
  231. А.Т. Проблемы структуры содержания и процесса познания. -М., издательство Московского университета, 1969. 165 с.
  232. А.Т. Талант и творчество //Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность. Свердловск: СИПИ, 1990.-С.40−54.
  233. П.К. Теория творчества. «Образование», СПб, 1910.-205 с.
  234. А.Ф. Психология решения задач.: Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1972. — 216 с.
  235. И. С. Принцип активности в педагогической психологии // Вопросы психологии 1989. — № 6. С. 5 — 14
  236. П.М. Процесс творческой работы изобретателя. М.-Л.:Изд-во Ц. С. Всесоюзного об-ва изобретателей, 1934. — 135с.
  237. Яковлев A. J1. Программно-целевой подход к формированию творческих способностей младших школьников в учебной и спортивной деятельности. Автореф. Дис. .канд. пед. наук. — Казань, 1987. — 18 с.
  238. Creativity in education revisited: Reflection in aid of progression /Slabbert Johannes A.// Creative Behav.- 1994. 28 № 1. — P.60−69.
  239. Gordon W.JJ. Synectics: the development of creative capacity. New York, 1961.- 180p.
  240. Carpenter R. Creativity: its nature and nurture. «Education», vol.82,1962,No.7
  241. Carroll J.B. Human. Cognitive abilities. Cambridge, Camb. Univ. Press. 1993.
  242. Renzulli J. S The enrichment triad model: A guide for developing defensible programs for the gifted and talented. Wethersfield СТД977. P 18
  243. Torrance E.P. Developing creativity instructional materials according the so-siodrama model. The Creative Childand Adult Quartery. 1979. V. 4
  244. Welsh G.S. Perspectives in study of creativity .//Journal of creative behavior. Buffalo (No 9) 1973. Vol, 7 № 4 P. 231−246.
Заполнить форму текущей работой