Система высшего профессионального образования
Цели и задачи профессионального образования должны разработать целевую программу по образовательной информационной среде, которая повысит качество образования в использовании информационных технологий и представит все условия для получения образования различных уровней ступеней. Качество целей и задач профессионального образования делают его особо важным в культурном и экономическом пространстве… Читать ещё >
Система высшего профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Контрольная работа
Система высшего профессионального образования
- 1. Основные задачи системы высшего профессионального образования
- 2. Ступени высшего профессионального образования
- 3. Высшие учебные заведения: виды и особенности
- Список использованных источников
1. Основные задачи системы высшего профессионального образования
Система образования и образовательные технологии предназначена для подготовки граждан к жизни и деятельности в открытом демократическом обществе с динамичной рыночной экономикой, что делает их одной из основных движущих сил обновления экономики страны.
Главная задача образования — научить самостоятельно анализировать и мыслить. Умение правильно воспринимать и поддерживать знания способствует их наилучшему практическому применению.
ГОС ВПО (Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования) предназначен для обеспечения:
— качества высшего профессионального образования, соответствующего уровню задач образовательной системы (России);
— целостности высшего образования, основывающейся на единстве многоплановых представлений об окружающем мире, гармоничном сочетании гуманитарной и естественнонаучной компонент научного знания;
— развития у выпускников творческого научного мышления, стремления к самообразованию и самосовершенствованию;
— единства образовательного пространства Российской Федерации с учетом федеральных и региональных особенностей развития;
— объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования;
— признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании.
Цели и задачи профессионального образования должны разработать целевую программу по образовательной информационной среде, которая повысит качество образования в использовании информационных технологий и представит все условия для получения образования различных уровней ступеней. Качество целей и задач профессионального образования делают его особо важным в культурном и экономическом пространстве. Оно должно опираться на использование полученной информации. В связи с контролем качества образования, должна быть предусмотрена четырех уровневая система аттестации, для того что бы полученная информация была объективной, а качество образования повысило эффективность. В современные тенденции развития целей и задач профессионального образования входят инновационные процессы, которые имеют большое значение в реформировании экономики, разрабатываются новые технологии по инновационным инфраструктурам включающие: региональные информационно-аналитические центры; центры по развитию научно-технического предпринимательства и многое другое.
Целью и задачей профессионального образования являются направления научно-инновационной деятельности в разработке учебных приборов и оборудования нового поколения для того чтобы велась работа по прогнозированию возможных состояний системы образования, его отдельных уровней и групп учебных заведений в зависимости от динамики экономики и социальных процессов развития общества. Целями и задачами профессионального образования в развитии международного сотрудничества является создание целостной системы связи в области образования, это разработка целевых программ и участие в международных проектах. Такое широко развитое образование получило сотрудничество с Российской Федерацией за счет вовлечения в него российских образовательных учреждений и стоит заметить высших учебных заведений. Цели и задачи профессионального образования являются одной из составных частей научно-технического сообщества на основе прямых соглашений между образовательными учреждениями России и сторон ближнего, дальнего зарубежья. В данный момент в международных формах обмена образованием принимают участие иностранные школьники, студенты, аспиранты и научно-педагогические работники. Российская система образования развивается в области международной деятельности по вопросам интеграции российского образования и по распространению русского языка в зарубежных странах. Для формирования образовательного пространства необходимо создать обмен информацией для сотрудничества в области лицензирования образовательных учреждений.
Для понимания вышесказанного, еще раз подчеркнем традиционные задачи высшего образования:
— формирование научных идей;
— подготовка наиболее квалифицированных кадров во всех областях жизни общества носителями этих идей;
— формирование в ходе обучения в этих школах моральных ценностей.
В результате решения этих задач общество насыщается специалистами с высокими профессиональными и моральными данными и из лучших выпускников вузов формируется элита общества. Эти задачи решаются одновременно. Ключевую роль в успешном решении этих задач играет высокая квалификация, моральный облик и научный авторитет профессоров.
2. Ступени высшего профессионального образования
Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с изм. и доп. от 10 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 25 июня, 24 декабря 2002 г., 10 января, 5 апреля, 7 июля, 23 декабря 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 21 апреля, 31 декабря 2005 г., 6, 18 июля 2006 г.)
Извлечения. Статья 6.
1. Основные образовательные программы высшего профессионального образования могут быть реализованы непрерывно и по ступеням.
2. В Российской Федерации устанавливаются следующие ступени высшего профессионального образования:
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр»;
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации «дипломированный специалист»;
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «магистр».
1. Образование лиц, не завершивших обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования, но успешно прошедших промежуточную аттестацию (не менее чем за два года обучения), признается неполным высшим профессиональным образованием и подтверждается выдачей дипломов установленного образца.
Лицам, не завершившим освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования, выдаются академические справки установленного образца.
1. Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования составляют:
для получения квалификации (степени) «бакалавр» не менее чем четыре года;
для получения квалификации «дипломированный специалист» не менее чем пять лет, за исключением случаев, предусмотренных соответствующими государственными образовательными стандартами;
для получения квалификации (степени) «магистр» не менее чем шесть лет.
1. Лица, получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании определенной ступени, имеют право в соответствии с полученным направлением подготовки (специальностью) продолжить обучение по образовательной программе высшего профессионального образования следующей ступени.
2. Получение впервые образования по образовательным программам высшего профессионального образования различных ступеней не рассматривается как получение второго высшего профессионального образования.
3. Освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующей ступени в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, является основанием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему. Для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, основанием для занятия ими указанных должностей является первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура), подтверждаемая удостоверениями установленного образца.
Квалификация «бакалавр» при поступлении на работу дает гражданину право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование.
Диплом бакалавра — это диплом, подтверждающий успешное освоение второй ступени высшего профессионального образования.
Первой ступенью высшего профессионального образования является неполное высшее образование, которое должно осуществляться высшим учебным заведением по основным профессиональным образовательным программам не менее двух лет. После завершения обучения по данному уровню высшего профессионального образования студент может продолжить высшее образование (обычно это подразумевается по умолчанию) или, по желанию, без итоговой аттестации получить диплом о неполном высшем образовании. Объем и содержание неполного высшего образования отражаются в приложении к диплому.
Следует отметить, что редкий работодатель придаст серьезное значение факту получения вами неполного высшего образования.
«Бакалавр» должен изучить не только общеобразовательные, но и общепрофессиональные дисциплины, а также специальные дисциплины и практику, имеющую профессиональное значение. Изучение программы завершается итоговой аттестацией с присвоением выпускнику квалификации «бакалавр» и выдачей диплома.
Квалификация «бакалавр» дает полное право претендовать на должность, для которой квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего профессионального образования.
В действительности руководитель задумается о том стоит ли брать «недоученного» специалиста. Основания для отказа в приеме на работу всегда можно найти. Конечно, гораздо лучше принять дипломированного специалиста или магистра, которые прошли полный курс обучения в вузе.
Освоение третьего уровня высшего профессионального образования может осуществляться по основным профессиональным образовательным программам двух типов, по завершении которых выдается диплом специалиста или диплом магистра.
Основная программа, которая состоит из программы обучения бакалавра по соответствующему направлению и не менее двухлетней специализированной подготовки, включая практику, предполагающую научно-исследовательскую и (или) научно педагогическую деятельность выпускника. Общий нормативный срок обучения должен составлять не менее шести лет. Освоение программы завершается итоговой аттестацией, включая выпускную работу (проект), с присвоением выпускнику квалификации «магистр».
Основная профессиональная образовательная программа, включающая освоение гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин общенаучного характера, общепрофессиональные дисциплины, а также теоретическую и практическую подготовку по специальности и специализации, предполагающую различные виды профессиональной деятельности выпускника. Общий нормативный срок обучения должен составлять не менее пяти лет. Данная программа завершается итоговой аттестацией, включая дипломную работу (проект), с присвоением выпускнику квалификации специалиста — «инженер», «учитель», «экономист» и т. п.
3. Высшие учебные заведения: виды и особенности
Высшее образование — это образование, получаемое в процессе обучения в высших учебных заведениях, а также на специальных курсах. Институт, университет, академия — высшие учебные заведения, которые реализуют образовательные программы высшего профессионального образования, а также образовательные программы послевузовского профессионального образования. Экстернат — самостоятельное изучение обучающимися дисциплин согласно основной образовательной программе высшего профессионального образования по избранному направлению подготовки (специальности) с последующей текущей и итоговой аттестацией в высшем учебном заведении.
Ступени высшего профессионального образования — бакалавр, дипломированный специалист и магистр. Прошедшим итоговую аттестацию присваивается соответствующая квалификация.
Структура системы высшего профессионального образования — это совокупность государственных образовательных стандартов и образовательных программ высшего и послевузовского образования; имеющих лицензии высших учебных заведений и образовательных учреждений соответствующего дополнительного высшего профессионального образования; научных, проектных, производственных, клинических, медико-профилактических, фармацевтических, культурно-просветительских предприятий, учреждений и организаций, ведущих научные исследования и обеспечивающих функционирование и развитие высшего профессионального образования; органов управления высшим профессиональным образованием, а также подведомственных им предприятий, учреждений и организаций; общественных и государственно-общественных объединений: творческих союзов, профессиональных ассоциаций, научных и методических советов и иных объединений.
Заочная форма высшего образования
Это форма образования, или форма самообразования, регулируется и реализуется государством на основе единого национального образовательного стандарта. При этом студенты дважды за учебный год обучаются в аудиториях вуза на установочных сессиях. На них студентам читаются лекции, даются консультации, результаты контрольных работ.
Для студентов-заочников разработаны специальные методические пособия, обучающие и контролирующие материалы. Есть весьма оригинальные методики по управлению процессом самостоятельного обучения — заочники 70% учебного времени занимаются вдали от преподавателя.
Развитие заочного образования рассматривается как мирная революция, способная коренным образом изменить весь процесс обучения и подготовки кадров, ибо именно оно отличается индивидуализацией обучения, доступностью для различных слоев населения, экономической выгодностью, быстротой освоения знаниями, практической деятельностью. Заочное образование первоначально вводилось только для тех, кто не мог регулярно посещать обычные учебные заведения. У заочников, как и у дневников, общий для всех учебный план, общие сроки сдачи контрольных Компьютеризация сближает заочное образование с дистанционным.
Структура высшего образования Российской Федерации
В настоящее время в структуре высшего технического, например, образования России предусмотрены три ступени, как это указано на рисунке
высший профессиональный образование
Первой ступенью является неполное высшее образование, получение которого позволяет продолжить образование на следующих ступенях.
Вторая ступень со сроком обучения не менее 4х лет предусматривает получение академической степени бакалавра наук по избранному направлению. Все получившие степень бакалавра наук могут продолжить образование для получения квалификации или степени, соответствующей третьей ступени.
Третья ступень высшего образования позволяет приобрести квалификацию инженера по избранной специальности или степень магистра наук по направлению.
Получая образование в соответствии с программой магистра, каждый обучающийся имеет право одновременно, выполнив требуемые задания и дипломный проект, получить диплом инженера.
В остальных случаях обучение, с целью получения диплома при наличии диплома об образовании третьей ступени, рассматривается как получение второго высшего образования и может осуществляться на платной основе.
Многовариантность способов получения высшего технического образования требует разработки четких норм и требований к выпускникам и образовательным программам.
Высшее учебное заведение — (сокращенно вуз) это, учебное заведение дающее высшее профессиональное образование.
Различают государственные и частные вузы. Вуз может иметь филиалы и представительства в других населенных пунктах.
Классический статус
На сегодняшний день в России существует три вида высших учебных заведений, соответствующих определенному аккредитационному статусу, в которых можно получить высшее профессиональное образование: институт, академия и университет.
Для статуса «институт» учебному заведению достаточно обучать студентов хотя бы по одной специальности и вести научную работу.
Университет охватывает широкий спектр специальностей из разных областей. Например, технический университет или классический университет. Научно-исследовательская деятельность ведется, как правило, по нескольким направлениям и составляет значимую часть деятельности вуза. Именно университеты в России являются основными центрами развития научных школ и направлений.
Академия отличается от университета более узким спектром специальностей, как правило, для одной отрасли хозяйства. Например, Самарская государственная сельскохозяйственная академия, Самарская государственная академия культуры и искусств. В академии значительное внимание уделяется научно-исследовательской деятельности в профильном направлении.
Разные статусы вузов предполагают совершенно разные образовательные пути и возможности. Один и тот же вуз, особенно если он очень сильный, может обладать несколькими разноплановыми статусами. А от студентов зависит, насколько разумно при получении образования они смогут воспользоваться ресурсами вуза. Нынешняя ситуация на рынке образовательных услуг такова, что на нем действует очень много вузов. Многие из них считаются слабыми, такие ждут плановой проверки и боятся закрытия. Также демографическая ситуация сложилась не лучшим образом: если вуз не наберет первокурсников, он может прекратить свое существование. Поэтому, чтобы уцелеть, вузы желают объединяться во что-то университетоподобное. То есть одновременно с подобным стихийным процессом возникают новые статусы вузов.
Автономный вуз
Этот статус получит значительная часть вузов России; он предполагает свободу и право распоряжаться внебюджетными средствами. Руководить такими вузами будет наблюдательный совет, на треть состоящий из представителей самого вуза, а на остальные две трети — из работодателей, чиновников и общественности. Ректора приравняют к наемному управляющему. Идея состоит в том, что на выходе работодатель должен получить специалиста, точно соответствующего требованиям современного предприятия.
Академия
Следует следить за обновляемой информацией от Министерства образования и науки: академиям вот-вот дадут новое определение.
Институт
Так будут называться всего 150 вузов регионального значения. Поскольку, по прогнозам чиновников, в будущем государственное финансирование получат только лучшие вузы, то возможность получить бюджетное образование в институтах остается под вопросом. Хотя говорят, что количество бюджетных мест в вузах всей страны в целом не сократится.
Магистерский университет
Это университет, специализирующийся на подготовке магистров. Первым магистерским университетом в России планирует стать ГУ — Высшая школа экономики.
Научно-образовательный центр
Это всего два вуза — МГУ и СПбГУ. Недавно они получили право разрабатывать собственные учебные программы.
Национально-исследовательский университет
Этот статус придумал еще основатель Стэнфордского университета (США), однако в России о национально-исследовательских университетах заговорили только в 2008 году. Это МГУ, СПбГУ, Федеральный технологический университет на базе МИСиС, Федеральный ядерный университет на базе МИФИ. Сформирован еще не весь список. Ректор МГУ В. Садовничий предполагает, что национально-исследовательскими университетами станут также МГТУ им. Н. Э. Баумана, а еще — политехнический и горный университеты Санкт-Петербурга. В эти вузы рекомендуется поступать тем, кто с первого курса планирует включаться в серьезную научную работу, к концу учебы в вузе хочет стать автором нескольких десятков научных статей, а на протяжении своей карьеры будет вести исследования, имеющие важное значение для России. Это позволит сделать крепкая научная школа (или ряд школ) вуза и его программы, формируемые на научной основе.
Олимпийский университет
Российский международный олимпийский университет (РМОУ) откроется в 2012 году в Сочи. Эта информация, возможно, пригодится нынешним абитуриентам уже для второго высшего образования, если есть планы стать профессионалами в области международного спортивного менеджмента.
Особо ценный объект культурного наследия народов РФ
Этот статус изначально придуман не для вузов, но тем не менее у 10 из них он есть. Три из них — в Москве (МГУ, МГТУ им. Баумана, РГАУ (МСХА им. К. А. Тимирязева), четыре — в Петербурге (СПбГУ, Военно-медицинская академия имени Кирова, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Санкт-Петербургский государственный горный институт имени
Г. В. Плеханова), один — в Казани (университет) и два — в Томске (университет и политехнический университет). Территория таких вузов находится под охраной государства. Здесь стены помогают учиться.
Прикладной бакалавриат
Вводится с предстоящего учебного года на базе средних учебных заведений (см. рубрику «Письменный стол журнала «ВЕСТНИК Абитуриент»). Это вариант для тех, кто, возможно, звезд с неба не хватает, но хочет иметь высшее образование, серьезнуюпрофессию и высокую зарплату. Уже в самой идее такого статуса учебных заведений заложено стремление предложить достойный ответ на запрос промышленных предприятий, которым нужны высококвалифицированные сотрудники. Какие? Нынче в дефиците, скажем, сварщики со знанием современных технологий работы.
Университет
Скоро их будет примерно на 450 меньше. И на вопрос, что такое университет, прозвучит новый ответ — новый, поскольку разрабатываются новые правила, по которым будут разграничены университеты, академии и институты. Тем, кто собирается в какой-либо университет, название которого не приводится на этих страницах, следует рассмотреть вариант, что поступать-то вы будете, может, и в университет, а вот выпускаться — возможно, уже из института.
Федеральный вуз
Таких только два — МГУ и СПбГУ. Они могут не подчиняться госстандартам на образование. Они смогут создавать предприятия, запускать инновационные проекты — а это, если подумать о будущем, уникальные рабочие места. Со временем федеральными станут около 55 вузов, которые получат максимум государственной финансовой поддержки.
Федеральный университет
Их придумал президент Медведев — и новостные агентства уже назвали их новыми видами учебных заведений. Идея такова: на один федеральный округ — по одному федеральному университету.
А каждый университет «склеивается» из классического университета и, скажем, технического. Сибирский федеральный университет в Красноярске создан путем объединения четырех вузов, Южный в Ростове объединил в себе два. Это реальные вузы, они уже есть, туда можно поступать. На очереди — создание Дальневосточного госуниверситета во Владивостоке. А еще такие университеты хотели бы создать у себя Воронеж, Екатеринбург, Казань и Калининград. Ожидается, что в 2015 году программы обучения получат международную аккредитацию, а дипломы выпускников — международное признание.
В Российской Федерации существуют следующие основные виды высших учебных заведений: институты, академии, университеты. Различия между этими видами вузов указаны в статье 9 Федерального Закона о высшем и послевузовском профессиональном образовании.
Разъясняющие комментарии к этой статье сведены в таблицу:
Университеты | Академии | Институты | |
Реализуют подготовку по широкому спектру специальностей | Реализуют подготовку специалистов в определенных областях, прежде всего, научных и научно-педагогических | Реализуют подготовку специалистов-практиков в определенных областях | |
Проводят фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук | Выполняют фундаментальные и прикладные исследования, однако в определенной области науки или культуры | Проводят фундаментальные и (ИЛИ) прикладные научные исследования | |
Являются ведущими научными и методическими центрами в областях своей деятельности | В области своей деятельности академия должна являться ведущим научным и методическим центром | Не являются ведущими научными и методическими центрами | |
Список использованных источников
1. Бердашкевич А. П. Российская наука: состояние и перспективы /А.П.
2. Шкатулла В. Образовательное законодательство: состояние и перспективы. — Высшее образование в России, 2004, № 4, с.3−7.
3. Шахнина И. З. Организация и перспективы развития на XXI в. системы высшего образования за рубежом. -Казань: ЮГУ, 2000. с. 21.
4. Чанбарисов Ш. Х. Формирование Российской университетской системы. — М.: Высшая школа, 2000.255с.
5. Зaкoн Рoccийcкoй Федерaции «Oб oбрaзoвaнии» в редaкции федерaльнoгo зaкoнa oт 12 июля 1995 № 12 фз
6. Пocтaнoвление прaвительcтвa Рoccийcкoй Федерaции oт 27-мaя 2002 г. № 352 «Рефoрмирoвaние cиcтемы вoеннoгo oбрaзoвaния в Рoccийcкoй Федерaции нa периoд дo 2010 гoдa»
7. Пугачёва Н. Б. Приоритетные задачи высшего профессионального образования в современной теории и практике // Социосфера. 2011. № 1. — C. 42−46
8. Укaз президентa Рoccийcкoй Федерaции oт 16-cентября 1999 г. № 1237 «Пoлoжения o пoрядке прoхoждения вoеннoй cлужбы»
9. Федерaльный зaкoн Рoccийcкoй Федерaции «O cтaтуcе вoеннocлужaщих» oт 6 мaртa 1998 г. ФЗ № 76 cт.19 «прaвa нa oбрaзoвaние и прaвa в oблacти культуры»
10. Зaкoн Рoccийcкoй Федерaции «Oб oбрaзoвaнии» oт 10-июля 1992 г. ФЗ № 3266−1 cтaтья 5 «Гocудaрcтвенные гaрaнтии прaв грaждaн Рoccийcкoй Федерaции в oблacти oбрaзoвaния»
11. Федерaльный зaкoн Рoccийcкoй Федерaции oт 06.03.1998 г. ФЗ № 53 «O вoинcкoй oбязaннocти и вoеннoй cлужбе» пoдпункт «б» — «г» пунктa 1, пoдпункт «a» пунктa 2 и пункт 3 cтaтьи 51
12. Пocтaнoвления Прaвительcтвo Рoccийcкoй Федерaции oт 18.06.1999 г. № 650 «Oб утверждении типoвoгo пoлoжении o вoеннoм oбрaзoвaтельнoм учреждении выcшегo прoфеccиoнaльнoгo oбрaзoвaния»
13. Кoнcтитуция Рoccийcкoй Федерaции cт.43 п.1−3 принятo вcенaрoдным гoлocoвaнием oт 12.12.1993 г.
Бердашкевич // Социс. — 2006. — № 15. — С. 10−15.