Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Театр кукол как феномен советской культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Материалы диссертационного исследования обсуждались на занятиях по специальности, на заседаниях кафедры теории и истории культур Костромского государственного университета (2010;2012 гг.), апробировались в докладах и тезисах на международных, региональных и межвузовских научных конференциях:"" Деды отшедшие, деды священнослужители" (преподавание основ православия, светской этики и вопросы… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Театр кукол в России: историко-культурный аспект
    • 1. 1. Культурфилософское содержание и функции театра кукол
    • 1. 2. Русский театр кукол как основа для формирования советского театра кукол
    • 1. 3. Феноменология театра кукол в СССР в аспекте периодизации
  • ГЛАВА 2. Костромской театр кукол в локусе советской культуры: генезис, периодизация, репертуар
    • 2. 1. История Костромского театра кукол в 1936—1945 гг.: реконструкция, репертуар, креативная роль творческой личности
    • 2. 2. Репертуарная политика и художественная деятельность
  • Костромского театра кукол в 1945—1969-е годы
    • 2. 3. Костромской театр кукол в 1970 — 1990 гг.: проблема самоидентификации

Театр кукол как феномен советской культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В российской истории культуры искусство театра кукол занимает особое место. Культура русской провинции, в которой получил развитие театр кукол, заслуживает пристального внимания как феномен, обладающий специфическими чертами и особенностями. С одной стороны, этот феномен формировали ориентированность на тенденции, идущие из столицы, с другой — это яркая индивидуальность, нецентростремительное саморазвитие и создание своего локального культурного кода. Театр кукол, являясь неотъемлемой частью культурного пространства в России вообще, в провинции имеет свои, только ему присущие особенности. Сочетание общего и индивидуального в творчестве Костромского театра кукол позволяет рассматривать его как особое проявление феномена русского театра кукол и культуры в целом.

Данное исследование направлено на анализ деятельности Костромского театра кукол — одного из старейших среди провинциальных театров — в контексте российской культуры, на определение его места и функций в жизни общества, выявление причин большой популярности театра кукол во второй половине XX в.

Общая исследовательская установка обусловила тему диссертации. Настоящая работа посвящена осмыслению истории театра кукол в российской провинции, анализу специфики драматургии. Автор реконструирует историю Костромского театра кукол: творческий состав, репертуар, роль Костромского театра кукол в жизни общества, место в культурном пространстве края, дает характеристику деятельности творческой интеллигенции, работавшей в театре кукол и с театром кукол.

Актуальность исследования определяется обращением к постижению советской эпохи как специфического культурного явления. В настоящее время эта эпоха традиционно и не без оснований подвергается критике. з.

Однако не все так однозначно, о чем свидетельствует история театра кукол, чье искусство активно развивалось именно в советское время. Причина, с одной стороны, заключается в том, что «ни один вид искусства не отмечен такой экспансией в самые разные сферы человеческой жизни, как театр"1. С другой — кукла водима, ею играют, ее заставляют делать то, что нужно кукловоду, — идеальная модель диктаторского режима. Специфику приближающегося нового времени чутко уловил Е. Б. Вахтангов, когда в спектакле 1915 года «Потоп» (Студенческая студия) соединил два планажизненный и театральный: рядом с главными героями действуют марионетки, носящие те же имена. В результате вымысел становится реальностью. Подобного рода подмена оказалась органичной советской культуре, что делает актуальным выявление средств ее реализации.

Изучение истории костромского театра кукол в XX веке и определение его места в провинциальной культуре России, главное исследовательское намерение, определяет актуальность историко-культурной проблематики, положенной в основу данной диссертации.

История советского театра кукол разделяет типичную для отечественной культуры дифференциацию столица — провинция, что делает актуальной проблему реконструкции истории Костромского театра кукол и позволяет выявить, обладает ли провинциальный театр особыми характеристиками по сравнению со столичными, каков профессиональный уровень такого театра, какие социокультурные функции он выполняет, как соотносится с традициями русской культуры. В это же проблемное поле входит изучение провинциального театра кукол в аспекте его своеобразия.

Степень научной разработанности проблемы.

Искусство театра кукол является составной частью общекультурного процесса в провинциальной России. В этой связи в данный раздел проблемы уместно включить наиболее значимые для решения поставленных в.

1 Прозорова Н. И. Философия театра. СПб.: Центр гуманитарных дисциплин, 2012. С. 11. 4 диссертации вопросов работы, в которых рассматриваются общие вопросы истории русской культуры вообще и истории культуры русской провинции в частности. Это труды отечественных исследователей Н. А. Бердяева, М. С. Кагана, В. Л. Каганского, В. О. Ключевского, А. И. Куприянова, О. Г. Ласунского, Н. К. Пиксанова. При исследовании культурного пространства русской провинции мы опираемся на труды И. А. Едошиной, И. В. Кондакова, Т.С. Злотниковой3.

Первые обращения к проблемам теоретического осмысления специфики театра кукол и его выразительных средств относятся к XIX в. Основополагающим трудом по изучению данных проблем можно считать работу Ш. Маньяна «История театра кукол с древнейших времен до наших дней"4. На рубеже Х1Х-ХХ вв. значимый вклад в исследование этой проблематики внесли теоретические работы известного английского режиссера Э.Г. Крэга5. Они способствовали активизации научно-исследовательского интереса к истории театра кукол среди зарубежных ученых. Так, французский исследователь Э. Мендрон в книге «Марионетки и гиньоли"6 изложил историю искусства играющих кукол в Западной Европе, а итальянский ученый П. Ферриньи, писавший под псевдонимом Йорик, в эссе «История Бураттини» заметил, что данная тема имеет огромный исследовательский потенциал7. Труды европейских предшественников успешно продолжили исследователи XX столетия: Г. Бати, Дж. Спейт, X. Юрковский и др.

2 Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2-х т. М.: Искусство, 1994. Кагановский В. Л. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство: Сб. статей. — М.: [б. и.], 2001. Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций. M.: АСТ, Харвест, 2004.

3 Едошина И. А. Провинция как феномен культуры // Образ России в лит-ре 19−20 вв. — Курск, 2008. С. 216 224- Едошина И. А. Малые города как предмет исследования / Костромская земля: культура малых городов. — Кострома, 2011. С. 5−11- Едошина И. А. Понятие «провинция» в русской культуре: историко-генетический аспект / Русская провинция и театр. — Иваново, 2011. С. 4−13- Кондаков И. В.

Введение

в историю русской культуры: Теоретический очерк. М.: Наука, 1994.

4 Magnin Ch. Histoire des Marionnettes en Europe depuisl’antiquitejusqu’anosjours.Paris, 1852.

5 Крэг Э. Г. Актер и сверхмарионетка// Крэг Г. Воспоминания. Статьи. Письма. М.: Искусство, 1988. С. 212 -233. Крэг Э. Г. Актер театра будущего // Крэг Г. Воспоминания. Статьи. Письма. М.: Искусство, 1988. С. 187 -212.

6 Maindron Е. Marionnettesetgignols. Paris, 1900.

7 Jorick-Storia dell Burattini. Florence, 1902.

Сегодня анализ значимости и места театра кукол в системе культуры отчасти является предметом рассмотрения в исследованиях по теории о культуры (Ю.М. Лотман), философии и теории театра (И.М. Андреева,.

JI.H. Духанина, С. А. Изволина, Т. В. Котович, П. Пави, А. Павленко и др.)9.

Теория и история отечественного театра кукол начинают оформляться в 10−40-е гг. XXв., в общих работах по истории театра (А.Белецкий,.

П. Богатырев, В. Всеволодский-Гернгросс, Н. Евреинов)10. К этому времени можно отнести и появление трудов создателей первых профессиональных школ кукольной игры в России. Был издан труд Е. С. Деммени, посвященный теоретическим основам организации самодельных и школьных кукольных театров11. В книгу Н.Я. Симонович-Ефимовой «Записки петрушечника» вошли собранные воедино работы автора по различным вопросам теории и.

10 творческой практики театра кукол. Особое внимание уделено развитию театра кукол, базирующегося на основах народного театра. C.B. Образцов исследовал специфические стороны театра кукол, описывал методы и приемы работы с куклой.13.

Новым этапом в развитии изучения и составления теории и истории театра кукол становится период 1950;1980;х гг. Бурное развитие новаций, которые, по мнению некоторых теоретиков, ставили под угрозу существование театра кукол как особого вида театрального искусства, вызвало острую дискуссию. Кукольники всего мира вели совместные поиски инновационных систем выразительности, которые учитывали бы специфику театра кукол. Наиболее активно эта работа проходила в рамках.

8 Лотман Ю. М. К построению теории взаимодействия культур (семиотический аспект). // Избранные статьи: ВЗт./Т. 1: Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн: Александрия, 1993.С. 110−121.

9 Андреева И. М. Театральность в культуре. Ростов-на-Дону: Южно-Российский гос. ун-т., 2002. Изволина С. А. Театр и философия. — М:[б.и.], 1988. Пави П. Словарь театра. М.: Прогресс, 1991.

10 Белецкий А. Старинный театр в России. М.: Товарищество В. В. Думнова, 1923. Богатырев П. Г. Чешский кукольный театр и русский народный театр. Берлин-Пб.: Опояз, 1923. Всеволодский-Гернгросс В.Н., История русского театра, т. II, М., 1929.

11 Деммени Е. С. За петрушечной ширмой. М.: Л.: ГИЗ, 1930.

12 Симонович-Ефимова Н. Я. Записки петрушечника, М, — Л., 1925.

13 Образцов C.B. Актер с куклой. М.-Л.: Иск-во, 1938. многочисленных Международных симпозиумов, проводимых Международным Союзом деятелей театра кукол — УНИМА. Вместе с этим исследователи вели обширную работу, связанную с историей театра кукол, в результате исторический подход становится преобладающим в современных исследованиях14.

Параллельно шло изучение и обобщение уже написанных трудов в области теоретического осмысления этого вида театрального искусства. Отметим несколько крупных исследований в этой области. Работа М. М. Королева «Искусство театра кукол. Основы теории"15 широко охватывает основные проблемы эстетики театра кукол: сущность, специфики его художественного образа и основных выразительных средств, специфику взаимодействия живого и неживого, жанровую специфику, формы и содержание. И. П. Уварова в своей работе «Вертеп: мистерия Рождества"16 исследует феномен вертепа, его древнейшие корни. В исследовании Н. И. Смирновой «Искусство играющих кукол: смена театральных систем"17 рассматриваются компоненты стилевых форм, диалектика их смены в контексте философских и эстетических концепций, театрального мышления, характерных для различных периодов истории. И. А. Морозоы в своей монографии «Феномен куклы в традиционной и современной культуре"18 рассматривает роль антропоморфных артефактов в жизни людей и в истории человеческой культуры. В книге Е. С. Калмановского «Театр кукол, день сегодняшний"19 исследуется состояние современной теории и ее взаимосвязь.

Авдеев А. Д. Происхождение театра, элементы театра в первобытном обществе. М.-Л.: Искусство, 1959; Голдовский Б. П. Театр кукол в России XVII—XVIII вв. Диссертация на соиск. уч. степени канд. иск-я, М., 1986; Гусев В. Е. Русский фольклорный театр XVIII начала XX века. Л.: ЛГИТМиК, 1980; Коренберг Е. Б. Виды представлений театра кукол: Краткий обзор истории театра кукол. М.: Моск. ин-т культуры. 1977; Образцов C.B. Эстафета искусств. М.: Искусство, 1978; Райтаровская К. Ф. Марионетки в истории русского театра кукол. Авто-реф. канд. иск-я. М, 1988; ХайченкоГ А. Страницы истории советского театра. М.: Искусство, 1983.

15 Королев М. М. Искусство театра кукол. Основы теории. Л.: Иск-во, 1973.

16 Уварова И. П. Вертеп: мистерия Рождества. М.: Прогресс-Традиция, 2012.

17 Смирнова Н. И. Искусство играющих кукол: Смена театральных систем. М.: Искусство, 1983.

18 Морозов И. А. Феномен куклы в традиционной и современной культуре (Кросс-культурное исследование идеологии антропоморфизма). М.: «Индрик», 2011.

19 Калмановский Е. С. Театр кукол, день сегодняшний: Из записок критика. Л.: Иск-во, 1977. с практикой театра кукол. А. И. Василькова в книге «Душа и тело куклы» раскрывает природу кукольной условности и ее взаимодействия с человеком, охватывая сферы театрального, эстрадного, кинематографического и театрального бытования.

Некоторые вопросы специфики театра кукол представлены в работах, имеющих сугубо практический характер: выразительность актерской игры, режиссура (Т.П. Андрианова, М. А. Золотоносов, Е. С. Калмановский,.

Л 1.

Е.И. Кириллова, Г. В. Морзова, H.A. Латышева, Е. В. Сперанский и др.), сценография (В.И. Березкин, Л. И. Борисовская, В. Н. Михайлова, М.А. Френкель) .

Несмотря на столь обширный список работ вне поля зрения остается целый ряд вопросов культурологического содержания. В частности, практически не изучены роль, функции театра кукол в провинции по той причине, прежде всего, что не написаны истории этих театров. Не является исключением Костромской областной театр кукол, чьи постановки лишь изредка получали оценку в печатных рецензиях, но эти публикации не позволяют выявить его роль в культуре провинции советской эпохи. Тем не менее, работы последних лет23 отмечают ясно обозначенную связь между театром кукол и национальной культурой, что позволяет предполагать и отражение ментальных особенностей времени.

Объектом диссертационного исследования является театр кукол в России.

20 Василькова А. Н. Душа и тело куклы: Природа условности куклы в искусстве XX века: театр, кино, телевидение. М.: Аграф, 2003.

21 Андрианова Т. П. Тренинг актера в театре кукол. Л.: ЛГИТМиК, 1983. Кириллова Е. И. Речевое обучение актера-кукольника. Л.: ЛГИТМиК, 1989. Сперанский Е. В. Актер театра кукол. М.: ВТО, 1965.

22 Березкин В. И. Искусство сценографии мирового театра. От истоков до начала XX века. М.: Гос. ин-т искусствознания, 1995. Френкель М. А. Пластика сценического пространства (некоторые вопросы теории и практики сценографии). Киев: Мистецгво, 1987.

23 Игламов Р. М. Искусство играющих кукол. /Курчаклыуйнау — житдиэш. — Казань: Тат.кн.изд-во, 2004; Романовский ЕЛ. Искусство театра кукол в контексте национальной культуры. Дисс. на соиск. уч. ст.канд. искусствоведения. Саранск, 2008.

Предмет исследования — история Костромского театра кукол в аспекте его функциональной специфики, связи с традицией, историко-культурной трансформации.

Цель исследования состоит в реконструкции истории Костромского театра кукол в его художественно-эстетических и социокультурных доминантах и выявлении его роли в истории культуры советской провинции.

В соответствии с названной целью были поставлены следующие задачи:

— систематизировать научные представления о театре кукол как специфическом феномене русской культуры в историко-генетическом аспекте;

— выявить сущностные характеристики в развитии российского театра кукол;

— обосновать культурологический подход к периодизации театра кукол в СССР;

— актуализировать социокультурную значимость искусства театра кукол в контексте советской действительности;

— реконструировать историю Костромского театра кукол (основные этапы, репертуар, творческий состав, художественно-эстетические задачи);

— определить социокультурные функции Костромского театра кукол, характерные для каждого из этапов.

Хронологические рамки исследования определяются 1917 — началом.

1990;х гг. XX века, временем формирования и развития советского театра кукол, деятельность которого определялась идеологическими и педагогическими установками. В пределах этого периода нижняя граница в истории Костромского театра кукол уточняется 1936 годом, когда артистами костромского ТЮЗа был показан первый спектакль кукол «Лисичкасестричка», затем эти артисты составили основную труппу Костромского театра кукол в период его организации. Верхняя граница определяется 1991 9 годом — временем распада СССР, ознаменовавшим завершение советского периода в развитии искусства театра кукол.

Территориальные рамки, ввиду широкого распространения искусства театра кукол в столице и провинции, определены территориальной границей СССР и актуализированы в пространстве Костромской области.

Материал исследования. Специфика исследования заключается в воссоздании истории Костромского театра кукол на основе не только объемного, но и впервые систематизированного эмпирического материала на основе следующих источников:

1. Документальные (архивные) источники. Использованы материалы Государственного архива Костромской области (ГАКО), хранящиеся в фонде Р-1481 «Костромской областной театр кукол 1938— 1991 гг.», Ведомственного архива областного театра кукол (ВА КОТК) в объеме более пятисот дел. Это книги приказов, штатное расписание, репертуарные планы, переписка с вышестоящими инстанциями, документы о присвоении наград, материалы заседаний художественного совета и др.

2. Материальные памятники: фотоматериалы, афиши спектаклей, неопубликованные воспоминания актеров, режиссеров, сценографические эскизымагнитофонные записи, перенесенные на бумажные носители.

3. Опубликованные вербальные источники: энциклопедические словари и справочникиработы дореволюционных и современных отечественных и зарубежных исследователей — культурологов, историков, краеведов, театроведовпубликации в региональных периодических изданиях (газеты «Северная правда», «Молодой ленинец»).

В качестве вербальных источников использовались драматургические тексты сказок, пьес советских авторов.

Методология — исследования, обеспечивая междисциплинарный характер работы, включает следующие позиции:

— историко-типологический метод, с помощью которого исследовались структурные системы русской и советской культур, что позволило выявить типологические сходства и отличия (Н.Я. Данилевский, Н. С. Арсеньев, М. С. Каган, И. В. Кондаков, М.М. Громыко);

— историко-генетический метод, давший возможность исследовать феномен театра кукол в качестве продукта общества в историческом развитии, а также определить его социальные функции (К. Гирц, JI.A. Уайт, М. Бродель,.

A. Вебер, Ю. М. Давыдов, Б.С. Ерасов);

— культурно-исторический метод базируется на выявлении роли культуры русской провинции (H.A. Бердяев, Н. К. Пиксанов, П.А. Критский) в процессе формирования специфических особенностей театра кукол (И.А. Едошина);

— сравнительно-исторический метод, который позволил установить закономерности, обусловившие своеобразие и сходство театра кукол в столице и в провинции (A.JI. Крёбер, Э.С. Маркарьян);

— метод исторической реконструкции, (П.Г. Богатырев, В. Н. Топоров,.

B.М. Межуев, Н.И. Смирнова) благодаря которому были выявлены основные этапы в развитии Костромского театра кукол;

— аксиологический метод способствовал выявлению форм политического воздействия на культуру в СССР (В.Н. Ильин, Д. С. Лихачев, А. И. Арнольдов, Ю. М. Лотман, H.A. Хренов, Е. М. Бабосов, A.C. Ахиезер), Костромской театр кукол в том числе.

Привлечение широкого спектра теоретических исследований для изучения исследуемого объекта потребовало обращения к культурологическим принципам анализа, позволяющим реализовать синтетический подход к сбору теоретического материала, постановке проблемы и способам ее решения (Х.Г. Гадамер, X. Зедельмайр).

Для выявления индивидуальных качеств деятелей Костромского театра кукол, оказавших влияние на его развитие, использовался биографический метод и метод устной истории.

Театральное явление рассматривается в контексте культуры провинции как ее аутентичное отражение.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что: в отличие от зарубежных театров кукол, формировавшихся под влиянием религиозных и эстетических потребностей, в России театр кукол изначально развивался под влиянием политических процессов, происходивших в государстве, общественных настроений с ними связанных, и находился с ними в тесном взаимодействии, что определило его спецификутеатр кукол в советской провинции — типичное явление культуры, обладающее специфическими, но разного художественного достоинства 1 характеристиками — выполняет в первую очередь идеологическую и воспитательную функции в обществев истории Костромского театра кукол в советскую эпоху выделяются четыре периода, каждый из которых маркирован своими особенностями, что сформировало его творческую стилистикуКостромской театр кукол в советскую эпоху сыграл значительную роль в культурном просвещенииэволюция костромского театра кукол является отражением общих процессов в истории советской культуры.

Научная новизна диссертации состоит в том, что.

— впервые представлена история Костромского областного театра кукол как целостный феномен провинциальной культуры в советскую эпоху, определены этапы в развитии, выявлена его роль в социокультурной жизни региона;

— введен в научный оборот корпус эмпирического материала, связанный с деятельностью Костромского областного театра кукол с 1936 по.

1991 годы, что позволило реконструировать его историю, выявить особенности в развитии, описать формы творческой деятельности;

— проведенное исследование позволяет выявлять типологические особенности театра кукол в культуре провинции.

Теоретическая значимость исследования.

1. Поставлена и решена проблема комплексного культурологического исследования театра кукол в провинции как феномена советской культуры.

2. На примере реконструкции истории Костромского театра кукол выявлены основные функции такого типа театров в культуре советской эпохи, которые определяются как идеологическая, воспитательная, эстетическая.

3. Показаны возможности метода реконструкции художественных и исторических процессов при исследовании советского театра кукол в провинции;

4. Расширены рамки историко-функционального подхода к изучению феноменов провинциальной культуры.

Практическая значимость работы состоит в следующем:

— созданы условия для экстраполяции разработанного исследовательского подхода при комплексном культурологическом изучении истории театра кукол в провинции;

— материалы данного диссертационного исследования могут использоваться в образовательном процессе при подготовке специальных курсов по истории культуры;

— теоретические обобщения и значительный по объему эмпирический материал могут быть востребованы при написании научных текстов.

Личный вклад автора работы.

1. Введен в научный оборот значительный корпус документального материала, в том числе ранее не используемые пласты документального наследия: материалы Государственного архива Костромской области, Ведомственного архива Костромского театра кукол, личных архивов.

2. Собран значительный эмпирический материал, на основе которого реконструирована история Костромского областного театра кукол в советское время.

3. Выявлен специфический и в то же время репрезентативный пласт костромской культуры, проецируемый на аналогичные феномены в других регионах.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности.

Работа соответствует специальности 24.00.01 «Теория и история культуры» и выполнена в соответствии со следующими пунктами паспорта специальности ВАК: 1.11 — взаимоотношение универсального и локального в культурном развитии- 1.16 — традиции и механизмы культурного наследования- 1.18 — культура и общество- 1.29 — культурная политика общества, национальные и региональные аспекты культурной политики- 2.5 — история культуры и история культурологии.

Положения, выносимые на защиту.

1. История возникновения и развития театра кукол в России обусловлены, с одной стороны, народным сознанием в имманентных ему формах репрезентации (скоморошество, Ивашка-дурак, Петрушка), с другой — преследованием со стороны власти и Церкви, которые вынужденно обращались к тем же «кукольным» формам, наполняя их иным содержанием (вертеп, марионетки и др.), в итоге адаптированным народной культурой под удовлетворение эстетических, религиозных и политических потребностей народа.

2. Государственная ангажированность театра кукол в советскую эпоху определяется развитием театра кукол в России, где он вызревал как форма народного самосознания и одновременно отношения к власти. Эта социальная функция театра кукол будет активно использоваться в советскую эпоху.

3. Культурологический подход к истории театра кукол советского времени позволяет содержательно уточнить периоды в его развитии: поиск активных художественных форм, адекватных вызовам времени (1917 — 1930) — адаптация идеологического модуля как части советской культуры (1930 — 1941) — наполнение агитационных форм содержанием, отражающим специфику народного сознания (1941 — 1945) — возвращение в репертуар народных сказок, что обеспечило расцвет искусства театра кукол в советской культуре (1945 — 1969)-эксперимент как ответная реакция на эпоху застоя в советской культуре: обретения («метафизический» театр Вальховского) и утраты (кукла перестала быть главным героем), что привело к кризисным явлениям (1970 -1991).

4. История развития Костромского театра кукол хронологически и содержательно вписывается в обозначенные этапы в развитии советского театра кукол. Здесь проявилась характерная особенность советского времени, требовавшая от искусства, культуры в целом не столько индивидуального, сколько стандартного, трафаретного, не выходящего за рамки партийных инструкций. Общая «обезличенность» нарушалась появлением ярких творческих личностей (режиссеры А. Г. Скрипниченко, A.B. Горелов, В. А. Бредис, художники JI.K. Мазурова, В.И. Лебедева), которые инициировали поиск новых художественных форм и средств выразительности.

5. Кризис искусства театра кукол в СССР 1970 — 1990;х гг. практически не затронул Костромской театр кукол благодаря вынужденной активизации гастрольной деятельности, постановке спектаклей по мотивам русских сказок, по пьесам местных авторов, в текстах которых сохранялись традиционные ценности русской культуры, сохранению главенствующей роли куклы в спектакле. Апробация результатов исследования.

Материалы диссертационного исследования обсуждались на занятиях по специальности, на заседаниях кафедры теории и истории культур Костромского государственного университета (2010;2012 гг.), апробировались в докладах и тезисах на международных, региональных и межвузовских научных конференциях:"" Деды отшедшие, деды священнослужители" (преподавание основ православия, светской этики и вопросы культуры)" (Кострома, апрель 2010) — «От Ипатьевского монастыря к Ипатьевскому дому: смысл и уроки истории» (Кострома, июль 2010) — «Рождение культурологии в России» (Шуя, март 2011) — «Романовские чтения» (Кострома, март 2011) — «Костромская земля: памятники культуры малых городов» (Кострома, апрель 2011) — «Русская провинция и театр» (Иваново, октябрь 2011) — «Литература на рубеже веков» (Кострома, ноябрь 2012) — «Женские мотивы и образы в культуре русской провинции» (Кострома, март 2012) — «А мне глаголати неленостно.» (Кострома, апрель 2012) — «Культура земли Костромской: традиции и современность» (Кострома, апрель 2012) — «Сапоговские штудии. Современное гуманитарное знание в России» (Кострома, ноябрь 2012).

Структура диссертации: Поставленные цели и задачи определили структуру диссертационного исследования. Его содержание изложено на 160 страницах. Работа состоит из введения, двух глав и шести параграфов, заключения, библиографического списка, включающего 308 наименования, и двух приложений.

Заключение

.

Искусство театра кукол является органичной частью мировой культуры, отечественной культуры в частности. Истоки формирования отечественного театра кукол уходят в глубокую древность. Археологические находки датируют появление первых театральных кукол в России XV веком. Однако свое развитие кукольный театр получил лишь в период Смуты в петрушечных представлениях, высмеивающих власть, церковь и социальное неравенство в стране. К началу XX века искусство театра кукол в стране прошло большой путь развития, перестав быть «подлым искусством» для развлечения толпы.

Развитие театра кукол в советское время, как, впрочем, искусства этого времени в целом, обусловила государственная идеология. Однако специфическая — детская — аудитория дала возможность использовать народную сказку в качестве неиссякаемого источника ценностей бытия. Именно обращение к сказке определило особый путь в развитии отечественного театра кукол в XX веке.

На основе исторических фактов, выявленных функций и особенностей формирования советского театра кукол нами были выделены пять периодов в его развитии: поиск активных художественных форм (1917;1930) — адаптация идеологического модуля как части советской культуры (1930;1941) — наполнение агитационных форм содержанием, отражающим специфику народного сознания (1941;1945) — возвращение в репертуар народных сказок.

1945;1969) — эксперимент как ответная реакция на эпоху застоя в советской культуре (1970;1991). В сумме эти периоды свидетельствуют, что театр кукол в СССР развивался неровно, напрямую был связан не только с решением эстетических, но идеологических задач. Видимо, по этой причине, получив в 70−90-е годы прошлого века относительную самостоятельность, театр кукол в СССР пережил глубокий кризис. Этого кризиса избежал.

Костромской театр кукол по причине, в первую очередь, укорененности в традиции. Хотя этот же кризис породил феномен театра кукол В. А. Вальховского.

Изучение истории Костромского театра кукол в контексте развития искусства театра кукол в СССР, реконструкция его истории позволяют видеть в нем черты типового театра, мало чем отличающегося от других. Эта типичность Костромского театра кукол дает возможность использовать теоретический и практический материал (архивные данные, материалы периодической печати, воспоминания введенные в научный оборот), методологию, предложенные диссертантом, в процессе исследования аналогичных феноменов культуры.

С другой стороны, Костромской театр кукол для области явился важной частью его культуры: приобщает молодое поколение к системе ценностей, к искусству, способствует формированию эстетического вкуса. В силу определенной консервативности театр кукол прочитывает народные сказки в традиционной эстетике, которых давно уже не знают электронные носители. Потому в театре кукол можно видеть источник самоидентификации, особенно в нравственном аспекте.

Костромской театр кукол имел ряд проблем, из которых, может быть, самая главная — не слишком высокий художественный уровень выпускаемых спектаклей. Причин здесь несколько: и текучесть кадров, и средний профессиональный уровень актеров и режиссеров. Творческий рост осуществлялся в процессе практической деятельности и наставничества со стороны одаренных коллег (А.Г. Скрипниченко, A.B. Горелов, В.А. Бредис). Так, работа по повышению исполнительского мастерства актеров, проводимая главным режиссером А. Г. Скрипниченко, способствовала значительному подъему театра. Свидетельством творческого роста театра является факт того, что с 1952 года театр занимает 8 место среди 123 кукольных театров страны, но данный показатель относителен, так как в другие годы театр находился в середине рейтингового списка. Стремительное увеличение числа выпускаемых и показанных спектаклей являлось следствием плановой политики, проводимой в государстве.

Анализ получения Костромским театром кукол наград и дипломов всесоюзного и областного уровней позволяет прийти к выводу, что в большинстве случаев они приходятся на юбилейные годы деятельности театра, а потому вряд ли могут свидетельствовать о подлинном состоянии профессионализма.

Реконструкция истории Костромского театра кукол в советский период позволяет видеть в нем целостный феномен в культурной жизни Костромской области, в содержании которого запечатлелась историческая судьба искусства театра кукол в СССР.

В диссертационном исследовании хронологические рамки периода деятельности театра кукол определены до 1991 года. Исследование феномена театра кукол фиксировано данным культурно-историческим периодом ввиду малой изученности истории современного театра кукол. Однако в дальнейшем целесообразно обратиться к изучению искусства театра кукол в постсоветский период, что позволит проследить его дальнейшую судьбу в культурно-историческом аспекте.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Архив Музея ГАЦТК. Ф-28. Ед. xp.l. JI. 4−5 И Голдовский Б. П. История драматургии театра кукол. М.: Галерея Марины Чижовой, 2007. С. 203.
  2. Большая Советская Энциклопедия URL.: http://bse.sci-lib.com/ (дата обращения 12.10.2010)
  3. Богородская О, Котлова Т. Справочник: История и теория культуры, 1998 г. URL: http://terme.ru/dictionary/192/word/teatr (дата обращения 18.11.2011).
  4. Ведомственный архив костромского областного театра кукол (далее ВА КОТК). Д. 1.5. ВА КОТК. Д. 2.6. В, А КОТК. Д. 3.7. ВА КОТК. Д. 4.8. ВА КОТК. Д. 5.9. ВА КОТК. Д. 6.
  5. А.И., Поняева Л. П., Попова U.M. Латинское наследие в русском языке: словарь-справочник. М.: Флинта, Наука, 2002. 432 с.
  6. Государственный архив Костромской области (далее ГАКО). Ф. Р-1481. Оп. 1. Д. 4.
  7. ГАКО. Ф. Р-1481. Оп. 2. Д. 2.
  8. ГАКО. Ф. Р-1481. Оп. 2. Д. 4.
  9. ГАКО. Ф. Р-1481. Оп. 2. Д. 7.
  10. ГАКО. Ф. Р-1481. Оп. 2. Д. 8.
  11. ГАКО. Ф. Р-1481. Оп. 2. Д. 9.
  12. ГАКО. Ф. Р-1481. Оп. 2. Д. 11.
  13. ГАКО Ф. Р-1481. Оп. 2. Д. 12.
  14. ГАКО. Ф. Р-1481. Оп. 2. Д. 13.
  15. ГАКО. Ф. Р-148 .Оп. 2. д. 15.
  16. ГАКО. Ф. Р-148. Оп. 2. д. 18.
  17. ГАКО. Ф. Р-148. Оп. 2. д. 19.
  18. ГАКО. Ф. Р-148 .Оп. 2. д. 20.
  19. ГАКО. Ф. Р-148 .Оп. 2. д. 21.
  20. ГАКО. Ф. Р-148. Оп. 2. д. 23.
  21. ГАКО. Ф. Р-148 .Оп. 2. д. 26.
  22. ГАКО. Ф. Р-148 .Оп. 2. д. 31.
  23. ГАКО. Ф. Р-148 .Оп. 2. д. 36.
  24. ГАКО. Ф. Р-148 .Оп. 2. д. 37.
  25. ГАКО. Ф. Р-148 .Оп. 2. д. 38.
  26. ГАКО. Ф. Р-148 .Оп. 2. д. 39.
  27. ГАКО. Ф. Р-148 .Оп. 2. д. 41 а.
  28. ГАКО. Ф. Р-148 .Оп. 2. д. 42.
  29. ГАКО. Ф. Р-148 .Оп. 2. д. 43.
  30. ГАКО. Ф. Р-148 .Оп. 2. д. 44.
  31. ГАКО. Ф. Р-148. Оп. 2. д. 46.
  32. ГАКО. Ф. Р-148 .Оп. 2. д. 50.
  33. ГАКО. Ф. Р-148 .Оп. 2. д. 50 а.
  34. ГАКО. Ф. Р-148 .Оп. 2. д. 51.
  35. ГАКО. Ф. Р-148 .Оп. 2. д. 52.
  36. ГАКО. Ф. Р-148 .Оп. 2. д. 53.
  37. ГАКО. Ф. Р-148 .Оп. 2. д. 54.
  38. ГАКО. Ф. Р-148 .Оп. 2. д. 54 а.
  39. ГАКО. Ф. Р-148. Оп. 2. д. 54 б.
  40. ГАКО. Ф. Р-148. Оп. 2. д. 55.
  41. ГАКО. Ф. Р-148. Оп. 2. д. 56.
  42. ГАКО. Ф. Р-148 .Оп. 2. д. 58.
  43. ГАКО. Ф. Р-148. Оп. 2. д. 59.49.
Заполнить форму текущей работой