Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Орнаментальный и цветочный декор русского фарфора последней трети XVIII века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ф Быть может не случайно канун Революции и первое послереволюционное десятилетие характеризовались своеобразным пиком собирательского интереса к фарфору. В оригинальной поэтической форме настроение ценителей камерного «фарфорового» искусства передал Г. Иванов в своём рассказе «Фарфор». Его события разворачиваются на фоне революционного Петрограда 1917 года: «Сознаюсь, я до сих пор неравнодушен… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I.
  • Художественная ситуация в России в 1770-х годах
  • Глава II.
  • Античные орнаментальные мотивы в отечественном фарфоре
    • 1. Гротески и арабески
    • 2. Растительный орнамент
    • 3. Геометрический орнамент
    • 4. Мотив камеи и имитация цветного камня
  • Глава III.
  • Цветочные композиции в русском фарфоре. От копирования «чужого» к своеобразию «своего»
    • 1. Формирование цветочного декора в русском фарфоре
    • 2. Цветочный декор ординарной посуды
    • 3. Стиль «Ботаника» в русском фарфоре
    • 4. «Ситцевый» декор
  • Глава IV.
  • Барочно-рокайльная стилистика и отдельные атрибуты в орнаментальных композициях русского фарфора последней трети XVIII века
    • 1. «Немецкие» и «французские» ленты, ламбрекены
    • 2. Силуэтный декор
    • 3. «Ювелирный» декор
    • 4. Монограммы (вензеля), геральдические украшения
    • 5. Имитация фактуры древесины, обманки

Орнаментальный и цветочный декор русского фарфора последней трети XVIII века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Предлагаемая диссертация посвящена орнаментальному и цветочному декору русского фарфора последней трети XVIII в., периоду его расцвета в эпоху раннего и зрелого классицизма.

Русский фарфор XVIII века с орнаментальной и цветочной росписью, наделённый своеобразием и не уступающий по художественным достоинствам западным образцам представляет собой целостное в художественном отношении явление, без всестороннего внимательного и полного изучения которого, осмысление развития отечественного фарфорового производства ® будет далеко не полным. Русский художественный фарфор всегда был явлением самобытным, что характерно и для рассматриваемого периода. Включённость русского искусства в контекст европейской культуры, оригинальность и неповторимость вариаций ставят отечественный фарфор XVIII века в ряд лучших памятников своего времени, наряду с изделиями Севрского, Берлинского, Венского, Майсенского заводов.

Объектом исследования данной работы стали фарфоровые произведения последней трети XVIII века двух известных на тот период производств — Императорского завода и завода Ф. Я. Гарднера. В ряде случаев, ® для сравнения были рассмотрены образцы фарфора Корецкой мануфактуры на Волыни, которая была основана в 1784 г. князем Ю. Чарторыйским (в исследуемый период времени эти земли входили в состав Российской империи). Продукция других заводов, известных по архивным материалам: Волкова в Севске, Бахметьева в Никольском, Фишера близ Гатчины, Гаттенбер-гера в Калужской губернии, а также Гусева и Шкурина, фактически не сохранилась. Как было отмечено исследователем отечественных фарфоровых мануфактур В. А. Поповым: «Почти полное отсутствие изделий частных фарфоровых заводов XVIII века, кроме завода Гарднера, можно объяснить Л экономической, да и технической их слабостью, а главное, относительной.

Ф кратковременностью их производства, не оставившего сколько-нибудь значительного количества изделий" {196, с. 5).

Сложение в отечественном искусствоведении общей картины развития искусства фарфора требует изучения частных проблем. Этому способствует и стойкий интерес к антиквариату, обозначившийся в последние годы. Проблематика настоящей работы отвечает этим тенденциям, обращена к фарфору последней трети XVIII века, раритетному и ценному по художественным качествам. В работе исследуется орнаментальный и цветочный декор, его стилистические особенности, технические приёмы исполнения, а также тематический круг сюжетов, связанный с такими композициями, что ® является первой попыткой исследования ведущего декоративного направления в фарфоре данного периода.

Цель работы заключалась в выявлении стилевого и декоративного своеобразия фарфора с цветочным и орнаментальным декором, в его атрибуции и введении в научный оборот новых памятников. Задачи исследования состояли:

1) в определении предпосылок сложения специфических особенностей русского фарфора последней трети XVIII века в связи с общими стилевыми процессами эпохи классицизма- ® 2) в атрибуции и введении в научный оборот возможно большего числа произведений, выявлении разнообразия типов их росписи, систематизации видов живописного декора;

3) в выявлении черт своеобразия художественной росписи фарфора Императорского завода и завода Гарднера.

Метод исследования определялся характером темы и спецификой поставленных задач, требовавших комплексного многоаспектного подхода, включавшего выявление и классификацию различных видов росписи фарфоровых произведений исследуемого периода, составление иллюстративно-Ф го ряда, соотнесение систематизированных типов декора с сохранившимися историческими сведениями о заказах на изготовление, или о приобретении тех или иных предметов историческими лицами. В целях наибольшей убедительности изложения основных проблем работы, был использован сравнительно-типологический анализ художественно-стилевых и технологических особенностей образцов Императорского фарфорового завода и завода Ф. Гарднера, как главных центров изготовления фарфора в России в XVIII веке.

Хронологические границы исследования — 1770−1800 г. определены единством стилевых проявлений фарфора с орнаментальным и цветочным декором. Эти годы совпадают с периодом серьёзных стилевых преобразований в русском искусстве, а исторически связаны с царствованием Екатерины II и Павла I. Рассматриваемый отрезок времени явился завершающим в сложении отечественного светского искусства. Реформы Петра I, давшие импульс этому процессу и направленные на быструю интеграцию с Европой, приводят к таким интересным явлениям в русском искусстве, как соседство нескольких стилей — барокко, рококо, классицизм, спаянных со щедрым влиянием народных традиций, синтеза западного и российского начал в эстетических установках. Красочное многообразие интерьера раннего классицизма, а также полихромная гамма «цветущего классицизма» павловского времени благоприятствовали распространению необычайно разнообразного орнаментального и цветочного декора. Чистота проявления стиля (классицизм), развитие сентиментальных настроений в обществе придали ему необычайное очарование.

Расцвет декоративно-прикладного искусства в этот период был обусловлен рядом объективных причин. В царствование Екатерины II, под её щедрым покровительством активно выделяется дворянство. Сперва указ Петра III о вольности дворянства (1762), по которому дворянам предоставлялись особые льготы — освобождение от государственной службы, получение в полное владение больших поместий с приписанными к ним людьми, а затем, в 1785 году подтверждение Екатериной II этих привилегий и предоставление ряда новых льгот, привели к тому, что многие дворяне, оставив государственную службу, разъехались по своим вотчинам и занялись преимущественно сельским хозяйством и строительством усадеб. «Образ жизни вельмож двора императрицы Екатерины II теперь принадлежит к области вымысла, к романам и повестям! — писал Ф. Булгарин, — Кто не видел, как жили русские вельможи, тот не поверит! Я уже застал это сияние на закате, и видел последние его лучи. В коренном же вельможе было соединение всех утончённостей, всех общежительных качеств, весь блеск ума и остроумия, всё благородство манер века Людовика XVI и вся вольность нравов эпохи Людовика XVвся щедрость и пышность польских магнатов, и всё хлебосольство, радушие и благодетельность старинных русских бояр. Цель жизни состояла в том, чтоб наслаждаться жизнью и доставлять наслаждения, как можно большему числу людей, не имеющих к тому собственных средств, и чтоб среди наслаждений делать как возможно более добра, и своей силой поддерживать дарования и заслугу» (55, с. 91). В ходе этих лет быстро возводятся дворцы, дома, родовые поместья. Коренным образом меняется быт дворянского сословия — помимо уюта и комфорта, он соответствует новым эстетическим запросам, а по пышности и размаху зачастую превосходит европейский. Фарфор, будучи моден и очень популярен, занимает важное место в формировании нового образа жизни, оставаясь, при этом дорогостоящим «искусством для избранных — прекрасной безделушкой, забавой для немногих» (56, с. 49). Достойно украшая интерьер, свидетельствуя о благополучии хозяев, или являясь выражением чувств в драгоценном подарке, он ярко выделяется в общем строе декоративно-прикладного искусства последней трети XVIII века.

Историографию данной темы можно рассматривать со второй половины XIX века, когда впервые возник интерес к отечественному «фарфоровому наследию». Один из известных литераторов своего времени, Д. В. Григорович, в 1860—1880-е гг. вел работу по составлению каталогов крупных дворцовых и музейных коллекций. Он впервые предпринял попытку описания и атрибуции фарфора, в том числе русского производства. Однако, как отмечал ещё П. Вейнер, его труды «сверх явных неточностей в описаниях страдали ещё крайней категоричностью определений, не сопровожденных никакими объяснениями» {40, с. 77). В данный момент их можно рассматривать как интересные документы истории, но не руководство к изучению русского фарфора.

На рубеже XIX—XX вв.еков интерес к старинному или, как его называли тогда, «стильному» русскому фарфору XVIII века проявился с особой силой в связи с выраженным вниманием русской публики к «галантному» столетию. Благодаря исследовательской и выставочной практике таких объединений как «Мир Искусства», широкой издательской деятельности разнообразных исторических обществ, а также растущему интересу любителей и ценителей к отечественной культуре, русский восемнадцатый век открылся для широкого зрителя.

Отдельные факты, касающиеся производства и бытования фарфора в России в XVIII веке, были приведены в статьях, посвящённых петербургским и московским дворцовым, усадебным и частным коллекциям, а также ряду собраний других городов Российской империи (например, Львова). Они публиковались в таких журналах как «Художественные сокровища России», «Аполлон», «Столица и усадьба», «Старые годы», выходили и отдельными, часто прекрасно оформленными изданиями. Именно в этот период времени в печати появляются имена Н. Ротштейна, П. Вейнера, Н. Врангеля, С. Тройницкого, А. Трофимова (А. Трубникова), А. Бенуа.

На страницах «Старых годов» Н. Ротштейн опубликовал заметку «Забытое искусство (Русский фарфор)», в которой остро поставил вопрос о необходимости создания публичного общественного музея русского фарфора, а также важности внимательного изучения и вдумчивого собирательства предметов этой области русского искусства: «Нельзя же ждать, чтобы всё погибло, исчезло, было разбито, было вывезено заграницу и тогда. тогда собирать с огромным трудом и малой производительностью отдельные, не дающие общей картины, быть может и очень редкие, случайные предметы».

207, с. 121). Н. Ротштейн привлёк внимание читателей также и к иностранному фарфору, преподносившемуся русскому царствующему дому в качестве дипломатических даров в статье «Сервиз ордена св. Андрея Первозванного Мейсенского завода» (208). В своих горячих публикациях, призванных возбудить интерес у широкой публики к истории отечественного фарфорового производства, автор перечислил ряд изданий, которые могли к тому времени служить источниками информации для собирателей и исследователей. Их было совсем немного — это «Каталог русского фарфора коллекции Н. А. Лукутина» (119), архивные изыскания А. Селиванова «Фарфор и фаянс Российской Империи» (226) и монументальный труд «Императорский фарфоровый завод. 1744−1904» (100).

Последнее издание было фактически первой специальной работой по русскому фарфору. Важно отметить, что самостоятельный, серьёзный труд «Императорский фарфоровый завод. 1744−1904» не потерял своей актуальности и в наши дни. Издание было подготовлено такими выдающимися специалистами как С. А Розанов, Н. М. Спилиоти, А. Н. Бенуа при участии барона Н. Б. фон Вольфа, последнего управляющего ИФЗ. Сотрудник и один из учредителей альманаха «Старые годы», П. Вейнер от души приветствовал появление этой книги. «Текст весьма интересен, — писал он, — из него мы узнаём имена всех сошедших со сцены деятелей положивших свой труд во славу завода, начиная с устроителя его барона И. А. Черкасова, первых мастеров — авантюриста Гунгера и беззаботного труженика Виноградовазнакомимся с тяжёлыми условиями работы на первых порах и позднейшими изменениями и усовершенствованиями производства и управленияслышим беспристрастную критику некоторых произведений и эпохвидим культурные задачи, которые имел в виду завод. Наконец, мы находим в этом труде полное указание марок, которыми помечался Императорский фарфорэто большая услуга коллекционерам» (38, с. 70). Именно труд «Императорский фарфоровый завод», который был фактически ровесником появления в свет.

Ф альманаха «Старые годы» (он стал издаваться с января 1907 г.), во многом послужил толчком к началу многочисленных публикаций о русском фарфоре.

Среди первых на призыв редакции «Старых годов», откликнулся А. Селиванов. В 1909 году, в июньском номере он опубликовал свою статью «Из области русской художественной керамики», в которой справедливо заметил: «Вообще знакомство с русскими марками (пусть простят мне мою нескромность) началось лишь с появления в свет моего труда о фарфоре („Фарфор и фаянс Российской Империи“. Владимир, губ. 1903;1906). А до того времени у нас не было вовсе руководства по этому предмету» (225, с. ® 292). Указанный труд А. Селиванова, изданный в трёх частях, с приложением марок русского фарфора не утратил своего значения и по сей день и является большой библиографической редкостью.

Одним из самых известных авторов альманаха «Старые годы», писавших о фарфоре, был С. Н. Тройницкий. Он впервые осуществил попытку научного описания и каталогизации богатейшей фарфоровой коллекции Императорского Эрмитажа. В 1910;х годах одна за другой на страницах «Старых годов» появляются его иллюстрированные публикации «Галерея фарфора Императорского Эрмитажа» (249), а также обзоры собраний фар®фора Е. П. и М. С. Олив (257) и княгини Шаховской (253).

Во многом актуальность этих материалов для своего времени была связана с началом активного собирательства, которым были отмечены как представители знатных аристократических фамилий — великий князь Николай Николаевич, князья Долгорукий и Юсупов (их собрания включали ещё старый, «родовой» фарфор предков), так и неофиты: А. П. Бахрушин, П. И. Щукин (Москва), С. Э. и В. Я. Евдокимовы, И. А. Бибиков, И. Ф. Гейне и т. д. (С.-Петербург). Именно к ним, собирателям и коллекционерам, были обращены небольшие по объёму книги С. Ф. Двинянинова (70) и И. В. Лазаревского (145).

Ф Быть может не случайно канун Революции и первое послереволюционное десятилетие характеризовались своеобразным пиком собирательского интереса к фарфору. В оригинальной поэтической форме настроение ценителей камерного «фарфорового» искусства передал Г. Иванов в своём рассказе «Фарфор». Его события разворачиваются на фоне революционного Петрограда 1917 года: «Сознаюсь, я до сих пор неравнодушен к этим затейливым вещицам, олицетворяющим блаженную праздность, изящное ничегонеделание, раззолоченный и разукрашенный сон ума и души. И в то же время, когда я любуюсь ими, меня немного мутит. В художественном фарфоре — дан какой-то предел и изощрённости и ограниченности человека. Как мо®ре, на которое вылито масло, успокаиваются бури искусства, затихают раздиравшие его страсти. Всё восхитительно мельчает, изысканно глупеет, засыпает волшебно-кукольным сном. Мука становится сентиментальной грустью, счастье превращается в удовольствие, прекрасное делается красивым, безусловное — условным, величественное — грациозным. И, утончившись до предела, искусство готово умереть от упоительной анемии, очаровательного вырождения, прелестного размягчения мозга. Это и есть фарфор» (95. Т. 3, с. 434).

В послереволюционный период многие специалисты «старой школы», ^ известные по своим публикациям, например, в «Старых годах» продолжили свою научную деятельность. В начале 1920;х гг. выходит ежемесячный журнал «Среди коллекционеров» — своеобразный островок «Старого мира», уходящей дореволюционной русской культуры. В это время появляется несколько интересных публикаций С. Н. Тройницкого: «Путеводитель по Отделению фарфора (ГЭ)» (252), «Фарфор и быт» (254), «Фарфор. Общий очерк» (255), «Европейский фарфор» (256). Исследовательские труды С. Н. Тройницкого легли в основу его диссертации на соискание учёной степени доктора искусствоведения «Европейский художественный фарфор XVIII © века» (251). В 1924 г. под редакцией Э. Ф. Голлербаха и М. В. Фармаковско.

Ф го выходит работа «Русский художественный фарфор» (270). Ряд работ предвоенных лет, таких как Б. Эмме «Путеводитель по выставке фарфора» (296), М. Л. Егорова-Котлубай «Русский фарфор с неизвестными марками» (85) и др. были связаны с проблематикой музейного изучения и описания национализированных коллекций дворцов и усадеб.

В основном, тем же задачам следовали и первые монографические труды по фарфору, которые стали выходить в послевоенные годы. Среди них необходимо выделить работы А. Б. Салтыкова, посвященные керамике, её технологии, художественным особенностям, истории. Неутомимая деятельность Салтыкова позволяла ему объединять глубокие научные знания с ® практическими. Период 1940;1950;е гг. был наиболее плодотворным в его исследовательской и практической деятельности. Учёным были объединены в фундаментальные монографии его научные работы, доклады, сообщения, сделанные в ГИМ. В 1949 г. публикуется его работа «Первый русский керамический завод» (о заводе А. К. Гребенщикова Москве), в 1952 г. — книга «Русская керамика», пособие по определению памятников материальной культуры начала XVIII—XX вв., «Майолика Гжели» (221). К концу 1950;х гг. подготовлен альбом «Русская народная керамика», увидевший свет уже после смерти учёного, чуть позже вышла в свет книга «Избранные труды» © (220). Работы А. Б. Салтыкова являются настольными не только для каждого музейного работника, но и для художников-прикладников, коллекционеров, антикваров.

В советский период времени в исследованиях, посвящённых фарфоровому производству, в основном, прослеживалась история возникновения, существования и развития разных заводов. Так, формирование отечественного фарфорового производства детально исследует Д. М. Лихачёва в статье «К истории зарождения частных фарфоровых фабрик в России» (149), А. Л. Бадурова в работе «Развитие частной фарфоровой промышленности в Пе-^ тербургской губернии в конце XVIII — первой половине XIX вв.» (12), В. А.

Попов в книге «Русский фарфор. Частные заводы» (196). Редкой моногра фической работой тех лет стал труд Н. В. Чёрного «Фарфор Вербилок» (257), посвященный первому частному фарфоровому производству — заводу Ф. Я. Гарднера. Книга ценна интересными архивными сведениями, которые были выявлены автором.

Искусство фарфора преимущественно представлялось в изданиях альбомного типа: «Русский фарфор. Искусство первого в России фарфорового завода» (А. К. Лансере- 147), «Русский фарфор в Эрмитаже» (Л. Никифорова- 178), «Русская керамика и стекло XVIII—XIX вв.еков. Собрание Государственного Исторического музея» (Т. И. Дулькина, Н. А. Ашарина- 77).

В связи с 250-летием Ломоносовского фарфорового завода выходят альбомы «Русский фарфор» (Г. Д. Агаркова, Т. Л. Астраханцева, Н. С. Петрова- 1), «250 лет Ломоносовскому фарфоровому заводу в Санкт-Пербурге. 1744−1994» (Г. Д. Агаркова, Н. С. Петрова- 2). К этой дате была приурочена крупная выставка в ГТГ с изданием научного каталога «Русский фарфор. 250 лет истории» (214), составителями которого стали сотрудники ведущих музеев страны: Л. В. Андреева, Т. А. Мозжухина, М. А. Бубчикова, И. В. Горбатова, О. А. Соснина, Н. В. Сиповская и др.

Работы Н. В. Сиповской заслуживают отдельного упоминания. Наиболее пристальное внимание в своих исследованиях она уделяет культуре ® XVIII века и месте фарфора в ней. Этой теме посвящена её диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения «Искусство и быт в культуре фарфора. К вопросу о художественных взглядах в России второй половины XVIII столетия» (230), а также статья «Фарфор в русской культуре екатерининского времени» (231). В этих работах, а также в ряде публикаций, посвященных проблеме фарфора в культуре XVIII века, автор демонстрирует широкую эрудицию, и порой неординарную точку зрения на хрестоматийно известные произведения. Н. В. Сиповская — одна из немногих исследователей, чьей точности в констатации исторических фактов, научной пунктуальности можно доверять. Она свободно владеет литературными источниками, использует массу архивных изысканий — многие из них ценны своей новизной, впервые опубликованы, являются большой библиографической редкостью, малоизвестны или трудно доступны. Таковы её статьи «Фарфор Императорского завода последней четверти XVIII века. К проблеме рокайльных традиций в классицизме (232), «Фарфор как объект коллекционирования в России XVIII века» (233), «Обеды «к случаю»: настольные украшения XVIII века» (237), «Фарфоровые кабинеты XVIII века» (234). Одним из достоинств научных работ Н. В. Сиповской, хотя и не всегда бесспорных, является рассмотрение искусства фарфора под углом взаимодействия разных культур (русской и европейской), что разбивает привычную узость и определённую закрытость точки зрения на русское фарфоровое производство как на исключительно замкнутое, самобытное и даже «крепостное» творчество русских мастеров. В своих исследованиях она продолжает и развивает идеи С. Н. Тройницкого, которые очевидно в силу сложившейся политической ситуации в 1930;1940 гг. не могли быть полностью высказаны и развиты. Эти черты отличают как публикации Н. В. Сиповской в журнале «Пинакотека», главным редактором которого она является, так и материалы других авторов, представленные в нём. Из журнальных публикаций отметим её запоминающиеся статьи: «Орденские сервизы» (228), «Царственная молочница» (235). На страницах журнала «Пинакотека» регулярно публикуются как работы современных ведущих специалистов по фарфору, так и статьи других авторов, посвященные разнообразным видам декоративно-прикладного искусства, а также в целом русской культуре XVIII—XIX вв.еков.

В данной работе использовались труды отечественных исследователей, являющихся крупными специалистами в области теории искусства XVIII века. В их числе хотелось бы упомянуть труды Н. Н. Коваленской, О. С. Евангуловой, Т. В. Ильиной, И. А. Прониной, И. В. Рязанцева, В. С. Тур-чина. Без их работ осмысление культурных процессов этой эпохи было бы далеко не полным.

Ф В разделе литературы по декоративно-прикладному искусству исследуемого периода, необходимо выделить книги А. М. Кучумова и Н. Ю. Бирюковой — авторов многочисленных работ, посвящённых русскому и западноевропейскому прикладному искусству в собраниях Павловского дворца-музея и Эрмитажа.

На сегодняшний момент художественный и иллюстративный материал по русскому фарфору последней трети XVIII века достаточно полно представлен в изданиях по истории усадеб и музеев, их коллекциям, в каталогах тематических выставок, таких как «Фарфор. Табакерки. Живопись. Из коллекции И. Эзраха в собрании Петергофа» (272), «Павловск. Императорский ® дворец. Страницы истории» (185), «Павловск. Золотой век русской культуры.

176). Ряд прекрасно оформленных работ, посвящённых отечественным музейным собраниям, были опубликованы за рубежом, например двухтомное издание «Pavlovsk. The Collections» и «Pavlovsk. The Palace and the Park» (321, 322).

Из свежих публикаций необходимо назвать художественный альбом «Русский фарфор XVIII—XIX вв.еков. Завод Гарднера», составленный на основе богатейшего собрания фарфора Русского музея (213). Это издание оказалось чрезвычайно ценным подспорьем в работе, так как запасники Русского © музея практически не доступны, а выставки фарфора из фондов музея очень редки. Многие вещи в этом интересном и прекрасно изданном альбоме опубликованы впервые, иллюстрации снабжены приложением с комментариями с цветным воспроизведением марок предметов. Однако вызывают сожаление допущенные досадные неточности в атрибуции ряда произведений.

Тема данного исследования непосредственно связана с орнаментом. Это вызвало необходимость ознакомления с работами Т. Соколовой «Орнамент — почерк эпохи» (242), С. Алексеева «Архитектурный орнамент» (4), Ф статьями Т. Н. Косоуровой, A. JI. Раковой и др. которые посвящены орнаментальному наследию эпохи. Большую помощь в работе оказали труд «Орнамент всех времён и стилей (на осн. издания Расине 1873−1876 гг.) (184), а также сохранившиеся и опубликованные эскизы росписей севрского фарфора XVIII—XIX вв. «Documents Anciens de la Manufacture Nationale de Porce-laine de Sevres» (307) и «Les Cartons de la Manufacture Nationale de Sevres. Epoques Louis XVI et Empire» (314).

Последнее десятилетие XX века характеризовалось повышенным интересом к отечественному фарфоровому производству и, как следствие, возобновлением музейного и частного собирательства и коллекционирования русского фарфора. В связи с этим актуализировалась справочная литература, посвящённая маркировке отечественной фарфоровой продукции. Из последних публикаций следует отметить «Марки российского фарфора. 1744−1917» Р. Р. Мусиной (172) и «Марки русского фарфора, фаянса, майолики» Т. Д. Карякиной (117).

К настоящему моменту имеется многочисленная литература по технологии керамического производства и составах сырья. К наиболее ранним и интересным принадлежит работа Селезнева В. И. «Производство и украшение глиняных изделий в настоящем и прошлом (керамика). Для техников, художников и любителей керамики» (224). Полезным в работе оказался исчерпывающий труд специалистов по фарфору Майсенского завода М. Милдс и Р. Лаушке «Роспись фарфора» (163).

Из зарубежных изданий, посвященных исследуемой теме, необходимо отметить хорошо иллюстрированные каталоги выставок русского фарфора за рубежом, а также изданные в разное время каталоги зарубежных собраний русского фарфора. Среди них в первую очередь оказалась полезной работа Хейкки Хювонена «Russian Porcelain. Collection Vera Saarela. The National Museum of Finland» (310). Автор книги — один из известных финских исследователей, долгие годы занимавшийся русским фарфором. Его труды отличаются детальной разработкой, глубоким знанием предмета, и на сегодняшний момент, представляют собой очень интересный опыт изучения зарубежными учёными русского декоративно-прикладного искусства. В этом ряду можно поставить материал французского исследователя Мориса Ба-рюша «Русский фарфор XVIII века в собрании галереи Popoff & Cie (Париж)» (13). В статье представлены ранее никогда не публиковавшиеся русские фарфоровые произведения XVIII века с подробными аннотациями и комментариями автора.

Историография данной темы показывает, что вопросы частного характера не стали пока предметом пристального изучения специалистов. Назревшая необходимость в изучении этих проблем позволила выделить тему, не освещенную под названным углом зрения. В работе была впервые проанализирована стилистика орнамента отечественных фарфоровых изделий последней трети XVIII века, систематизированы виды, выявлены особенности орнаментального и цветочного декора, своеобразие живописных приёмов, характерных для конкретных заводов. В научный оборот введены неизвестные ранее фарфоровые произведения Императорского завода и завода Гарднера.

Материалы и источники состояли в следующем:

1) В ходе сбора материала были изучены коллекции фарфора в собраниях Государственного Эрмитажа, Государственного музея керамики «Усадьба Кусково XVIII века», Государственного Исторического музея, дворцов-музеев Санкт-Петербурга, Царского села, Павловска, Гатчины, музеев декоративно-прикладного искусства при Московском государственном художественно-промышленном университете им. С. Г. Строганова и Государственной Художественно-промышленной академии (Санкт-Петербург) в экспозициях, а в отдельных случаях в фондах музеев.

2) Не менее важным источником для изучения русского фарфора XVIII века явились частные коллекции Москвы и Петербурга, а также антикварные магазины и салоны в столицах и других городах России и Украины.

3) Из специальной литературы были взяты необходимые материалы, которые оказались недоступны в реальности, например фарфор зарубежных коллекций, труднодоступных запасников отечественных музеев, а также зафиксированные в дореволюционных и довоенных собраниях предметы.

4) Большую помощь в работе оказала международная компьютерная сеть Internet, благодаря которой была получена информация о русском фарфоре, находящемся в отечественных и зарубежных музейных и частных собраниях.

5) В процессе работы использовалась орнаментальная и архитектурная графика таких известных декораторов своего времени как Ш.-Л. Кле-риссо, Ч. Камерон и др. Это чертежи и эскизы декоративного убранства парадных интерьеров (в том числе орнаментальные композиции, предназначавшиеся для росписей стен, плафонов потолков, а также эскизы отдельных произведений прикладного искусства).

6) Широко использовались иллюстративные материалы по истории орнамента. В ходе работы были просмотрены отечественные и зарубежные специальные издания по декоративному оформлению интерьера и отдельных произведений прикладного искусства XVIII века, таких как художественное серебро, стекло, ткани и вышивка, резной камень и т. д.

Результаты исследования могут быть использованы при написании общих трудов по истории русского фарфора и декоративного искусства в целом, в курсах лекций для различных учебных заведений. Предложенный в диссертации метод работы с неопознанными и немаркированными фарфоровыми произведениями второй половины XVIII века может быть использован в музейной практике при атрибуционной работе, выставочной деятельности, создании каталогов, составлении учебных справочных пособий. Результаты работы должны стать серьёзным подспорьем для коллекционеров, а также для всех современных художников декоративно-прикладного искусства, создающих орнаментальные и живописные композиции.

Структура работы определена поставленными в ней задачами. Диссертация состоит из введения, четырёх глав и заключения. Она включает подробные примечания к тексту и список использованной литературы. Дис.

Проведённые систематизация и анализ орнаментального и цветочно го декора позволили исследовать одно из самых характерных явлений в ис кусстве фарфора последней трети XVIII века. Была воссоздана объективная картина его развития, отмечены сложные и многообразные процессы, в ко торых запечатлелась рафинированная аристократическая культура эпохи, и в тоже время отразились черты национального своеобразия. Проделанная работа помогла выявить ряд устойчивых и своеобразных признаков фарфора с цветочной росписью Императорского завода и завода Гарднера, таких как укрупнённость, выразительность элементов декора, от сутствие суховатой дробности, свойственной западноевропейским образцам этого периода. Русский фарфор последней трети XVIII века, не отличаясь излишней деталировкой и «бисерностью» орнаментации, производит уди вительно гармоничное впечатление благодаря ясному композиционному со отношению элементов декора, соответствующих форме предметов и под чёркивающих драгоценность фарфорового материала. Неповторимость цветочных вариаций, нежный колорит отличают произведения Император Q ского заводаповышенная красочность, декоративность свойственны гард неровской росписи, в которой проступают черты народного миропонимания и искусства. Своеобразие живописного убранства русского фарфора последней трети XVIII в. заключается в органичном синтезе антикизированных орна ментов, упорядоченных и рациональных, и разнообразных полихромных флоральных мотивов и атрибутов, связанных с распространением сентимен тальных настроений в обществе. Увлечение простотой и естественностью повлекло за собой поэтизацию «чувствительных» пасторальных идиллий на лоне природы, обусловившую популярность таких лёгких и грациозных ти пов декора как «рассыпные цветочки», «ситчики», увитые лентами цветоч-0 0 ные корзины, пучки трав и колосьев, гирлянды и т. д. Оба типа орнамента ции (строгой антикизированной и полихромной флоральной) сформировали равноправную «двуполюсность» декора, где «женскому» началу соответст вовал орнамент в виде лент, бантов, узорных тканей, символических изо бражений мирного и сельского труда, а «мужская» линия прослеживалась в аллегорических композициях, в использовании мотивов военных атрибутов, трофеев, геральдических элементов и строгого орнамента, заимствованного из античности. Исследуемый период характеризуется сложением «универсальных» типов орнаментации — появились определённые «формулы» декора, которые широко использовались в декоративном искусстве этого времени, но тем не обесценивали его, К ним можно отнести арабески, вариации акантового за витка, мотивы камей, силуэты, вензеля, заключённые в овальные медальоны и без них и т. д. Поиски универсальных образов и «формул» приводили к условности изобразительного языка, что прослеживается в компилятивном соединении отдельных элементов. Так, в одном произведении могут соче таться сценки «шинуазри» с греческим акантом, цветочные полихромные бордюры с цепочками меандра и геральдическими элементами. В тоже вре мя существовали универсальные «формулы» стилистического соответствия элементов декора. Если орнаментальному рисунку антикизированного ара беска больше подходил «камейный» медальон, то композицию из гирлянд, прихотливых лент с бантом часто дополнял гармонировавший с ним ме дальон с вензелем или выразительным профилем владельца — его силуэтом. Искусство отечественного фарфора XVIII века, хотя и предназнача лось для состоятельных слоев общества, создавалось по большей части ру ками простых русских умельцев и работников из народа. «Россия из всех государств — страна наименее аристократическая» — писал Д. Завалишин, — аристократия здесь «не имела самобытной силы» в отличие от националь ® ной многовековой культуры {90, с. 131). В особенности черты национально 0 ГО своеобразия проступили в период расширения фарфорового производст ва, в изделиях завода Гарднера, рассчитанных на широкий сбыт, а также в ординарной посуде Императорского завода. Для тиражной гарднеровской продукции было характерным повторение определённых композиций и мо тивов (своего рода стандартов), которым была свойственна народная «кре пость», компактность композиций, построенных «по чутью», повышенная орнаментальность и даже «цветастость». Массовый выпуск требовал скоро сти нанесения рисунка — отсюда появлялась лёгкость исполнения росписи. В конце исследуемого периода в орнаментации изделий Император ского завода, особое внимание уделялось качеству декора, что выразилось в «многодельности» росписи, в сложных техниках, сочетающих цветное кры тьё и виртуозно исполненные орнаментальные элементы, в соединении цве точных и орнаментальных мотивов, использовании рельефного золочения («возвышенного золота»). Важно отметить, что в середине 1790-х гг. в фар форовых произведениях Императорского завода живописный медальон с миниатюрой, следуя модным европейским течениям в оформлении фарфора и в первую очередь новациям Венской мануфактуры, начинает обособлять ся от окружающего его орнамента, превращаясь в подобие самостоятельной картины. Пейзажный медальон мог иметь форму не только круга или овала, но и прямоугольника, отчего впечатление статичности и «картинности» усиливалось ещё больше. Однако от орнаментальной росписи и её господ ствующего положения в это время ни в коем случае не отказываются. К ор наментальному декору исследуемого периода точно подходит определение Р. Декарта, оказавшего огромное влияние на формирование эстетики клас сицизма: «Красота состоит не в той или иной отдельной черте, а в такой со размерности и гармонии всех черт, что ни одна из них не может быть выде лена особо, иначе остальные окажутся несовершенными как ей несоответст вующие» (199, с. 50). Один из эффектных приёмов оформления фарфоровых 0 произведений Императорского завода конца XVIII века — объединение в один орнаментальный ансамбль графичных поясков геометризированного 0 античного декора, пластичных завитков аканта и цветочных полихромных бордюров, которые часто выполнялись на цветных или золочёных фонах или по цветному крытью, и окружали живописный пейзажный медальон. В целом, в убранстве произведений павловской поры могли эффектно соче таться практически все виды росписи, и орнаментальной и изобразительной. Однако необходимо сказать, что несмотря на нарядную полихромность рус ского фарфорового декора 1790-х гг., при активном использовании цветного крытья и золочения, внутренняя поверхность чашки и наружная блюдца.

(тарелки) почти всегда оставались белыми (единичные примеры вызолоче ны изнутри и снаружи). Гладкие ровные поверхности фарфора этого перио да (строгие вертикали чашек стаканчиком, прямолинейно очерченные ли нии блюдец, да и в целом почти всех моделей посудных форм) способству ют акцентированию внимания на живописных композициях и исключитель, но богатой по фактуре и цвету орнаментальной росписи. Принципиальной чертой, отличающей буквально все фарфоровые произведения исследуемого периода, остаётся уважительное отношение к белизне фарфора. В конце 1790-х гг. роскошная отделка фарфоровых произведений на чинает «гасить» природные уникальные свойства фарфора, белизна скрыва ется пышной декорировкой, позолотой, и хотя чувство меры в павловских вещах обязательно присутствует — именно в этот период уже угадываются предпосылки постепенного упадка вкуса в орнаментации фарфора, с оче видностью выявившегося в XIX столетии. Стоит отметить, что именно в роскошно орнаментированных фарфоровых произведениях 1790-х гг. столь очевидно начало проявляться «отодвигание утилитарной функции фарфора на задний план», получившее свое логическое развитие в XIX веке, и в ито ге нивелировавшее саму фарфоровую основу в угоду пышной, но несколько удручающей репрезентативной живописи. Крайние формы такого подхода к декорации выразились в том, что тарелки стали оправлять в настоящие де ® ревянные золочёные рамы и вешать на стену в качестве картин. В большей 0 степени такой «метод живописи, а не керамической росписи» (186, с. 41) проявился на рубеже веков в так называемых «пейзажных тарелках» и та релках с росписями на сюжеты известных картин (в особенности европей ского производства). В русских произведениях павловского времени, в ко торых это разделение уже наметилось (в екатерининскую эпоху оно ещё было завуалировано), присутствует определённая мера — роспись ещё под чиняется логике предметной формы и изначально утилитарному назначе нию изделий. На рубеже веков в росписи фарфоровых изделий появляется опреде лённая сухость, механичность деталировки, являющиеся данью нарастаю щему и удешевляющемуся производству. Начинают активнее использовать ся трафареты, лекала и чертёжные инструменты. Изобретённый в Англии способ печати на фарфоре, получает широкое распространение в Европе в первой четверти XIX века. В это же время презентационный и помпезный стиль Ампир приходит на смену грациозным орнаментам «цветущего клас сицизма». Фарфор начинают покрывать обильной позолотой (часто имити рующей бронзу), густыми и насыщенными красками: бордово-красной, оранжевой, глубокой зеленой и т. д., которые часто скрывают природные уникальные качества фарфоровой массы, её белизну и прозрачность. Орна менты усложняются, однако при всём разнообразии и роскоши приобретают некоторую безжизненность, в них уже нет той рукотворности, непосредст венности рисунка, присущих орнаментам XVIII века. В заключение хочется привести слова П. Вяземского, писавшего ко гда-то о «былом» XVIII веке. Они верно подходят предмету данного иссле дования: «Мы нынче смотрим свысока на эти игрушки старых детей старого временино игрушки ифушкам рознь, а если на игрушке есть отпечаток мысли и художества, то следует хранить её в музее, как хранят мельчайшие утвари и безделки, выгребаемые из-под помпейских развалин. По этим без 0 0 делкам судят об исторической и общественной обстановке того времени» {58, с. 95).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Д., Астраханцева Т. Л., Петрова Н. С. Русский фарфор. — М., 1993.
  2. Г., Петрова Н. 250 лет Ломоносовскому фарфоровому заводу в Санкт-Петербурге. 1744−1994. СПб., 1994.
  3. Акунова J1. Ф., Приблуда С. 3. Материаловедение и технология производства художественных керамических изделий. М., 1979.
  4. С. Архитектурный орнамент. М., 1954.
  5. Аониды, или собрание разных, новых стихотворений. Кн. III. М., 1799.
  6. Т. Б., Кудрявцева Т. В. Дальневосточный фарфор в России: XVIII-начало XIX века / Государственный Эрмитаж: Каталог выставки. -СПб., 1994.
  7. Ю. В. Геральдика: Лекции, читанные в Московском Археологическом институте в 1907—1908 году.-М., 2001.
  8. Е. В. Старинные узорные ткани России XVI-начала XX веков. -М., 1999.
  9. Архитектор Екатерины Великой Ш.-Л. Клериссо. Рисунки из собрания ГЭ: Каталог выставки. СПб., 1997.
  10. Т. Три века Гжели // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. 2003. — № 6(8).
  11. Н. А. Русское стекло XVII-начала XX века. М., 1998.
  12. А. Л. Развитие частной фарфоровой промышленности Петербургской губернии в конце XVIII-первой половине XIX вв. // Из истории русской керамики и стекла XVII—XIX вв.еков. Сборник трудов Государственного Исторического музея. Выпуск 62. — М., 1986.
  13. М. Русский фарфор XVIII века в собрании галереи Popoff & Cie (Париж) // Пинакотека. 2002. — № 13 -14.
  14. М. А. Д. И. Виноградов создатель русского фарфора. — М.-Л., 1950.
  15. А. Собрание Ф. Ф. Утемана в С.-Петербурге // Старые годы. -1908.-Апрель.
  16. Н. JI. Фарфор парижских мануфактур в собрании Музея-усадьбы «Архангельское» // Частное коллекционирование в России: Материалы научной конференции «Випперовские чтения-1994». Вып. XXVII.-М., 1995.
  17. Н. JI. «Фарфоровый каталог» галереи Н. Б. Юсупова // «Учёная прихоть»: Коллекция князя Николая Борисовича Юсупова. В 2-х т. М., 2001.
  18. Н. Западноевропейские набивные ткани 16−17 века: Собрание Государственного Эрмитажа. М., 1973.
  19. Н. Ю. Западноевропейское прикладное искусство XVII—XVIII вв.еков. Л., 1972.
  20. Н. Ю. К вопросу о тенденции развития западноевропейского прикладного искусства XIX века // Прикладное искусство Западной Европы и России: Сборник научных трудов ГЭ. Л., 1983.
  21. Н. Ю. Прикладное искусство Франции XVII—XVIII вв.еков: Развитие и стиль. СПб., 2002.
  22. Н. Ю. Французская фарфоровая пластика XVIII века. Л., 1962.
  23. И. С. Натюрмортная графика Ф. Толстого // Проблемы русского и советского натюрморта. М., 1989.
  24. И. С. Русские обманки XVIII века // Проблемы русского и советского натюрморта. М., 1989.
  25. Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. Прага, 1988.
  26. Борисов (Ильин) И. В. Родовые гербы России. М., 1997.
  27. В. П. Искусство и философия: Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи. Калининград, 1999.
  28. А. Г. История Екатерины Второй. М. 2002.
  29. Я. В. У истоков русского жанра: XVIII век. М., 1990.
  30. Е. Старый русский фаянс. М., 1973.
  31. М. А. Русский фарфор пушкинской эпохи: Из собрания Государственного Исторического музея. — М., 1997.
  32. М. Русская тема в немецком фарфоре 1770−1815 // Пинакотека.-2000.-№ 10−11.
  33. М. Фарфор в русской культуре XVIII—XX вв.еков: Комментарий к выставке // Декоративное Искусство СССР. — 1987. № 12.
  34. JI. И., Розанцева С. А., Якимчук Н. А. Архангельское. М., 1983.
  35. Ф. Воспоминания. — М., 2001.
  36. К. Мейсенская фарфоровая пластика XVIII века в собрании Эрмитажа: Каталог. — Л., 1977.
  37. Г. В., Лепская Л. А., Червяков А. Ф. Останкино: Театр-дворец. — М., 1994.
  38. П. П. Библиографические листки: Императорский фарфоровый завод (1744−1904). Издание Управления Императорскими Заводами. СПб., 1907 // Старые годы. 1907. — Февраль.
  39. П. П. Собрание Хитрово // Старые годы. 1912. — Декабрь.
  40. П. П. Убранство Гатчинского дворца // Старые годы. — 1914. -Июль-Сентябрь.
  41. Г. Основные понятия истории искусств: Проблема эволюции стиля в новом искусстве. М., 2002.
  42. А. П., Горохов В. А. Вертоград: Садово-парковое искусство России (от истоков до начала XX века). М., 1996.
  43. В. Старый Львов // Старые годы. 1915. — Апрель-Май.
  44. Я. Э. Севрский фарфор из собрания П. Б. Юсупова в Эрмитаже // «Учёная прихоть»: Коллекция князя Николая Борисовича Юсупова. В 2-х т.-М., 2001.
  45. Г. В. Государственный герб России: 500 лет. СПб., 1997.
  46. Г., Кальницкая Е., Петров М. Мальтийский орден в России. -СПб., 1998.
  47. Винкельман И.-И. Избранные произведения и письма. — М., 1996. (Репринтное воспроизведение издания 1935 г.).
  48. Винкельман И.-И. История искусства древности. Л., 1933.
  49. В. Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. Т. 1−4. СПб., 2000−2001.
  50. В. Г. Стили в искусстве: Словарь (архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура). Словарь имён. В 3-х т. СПб., 1995−1998.
  51. Д., Елисеева О., Олейников Д. История России в мелкий горошек.-М., 1998.
  52. Волшебный мир гротеска: Гротески в прикладном искусстве Западной Европы XVI—XVII вв.еков из собрания Эрмитажа. СПб., 2000.
  53. М. Г. Гавриил Игнатьевич Козлов: Жизнь и творчество. Л., 1982.
  54. Н. Н. Портретная выставка в Таврическом дворце (вступительная статья и комментарии Н. Окуренковой) // Пинакотека. 1997. — № 2.
  55. Н. Н. Свойства века: Статьи по истории русского искусства. — СПб., 2001.
  56. Н. Н. Старые усадьбы. СПб., 2000.
  57. П. Старая записная книжка. М., 2000.
  58. А. Русский Ампир: Архитектура, декоративно-прикладное искусство и убранство интерьера первой трети XIX века. — Москва-Париж, 2000.
  59. Гатчина при Павле Петровиче, цесаревиче и императоре. СПб., 1995.
  60. Гербовник АнисимаТитовичаКнязева 1785 г.-СПб., 1912.
  61. Гербовник дворянский родов Царства Польского. — СПб., 1910
  62. Гербовник дворянских родов Царства Польского. — Варшава, 1853.
  63. Т. К. Зелёный мир старого Петербурга. — СПб., 2003.
  64. С. Художественные впечатления короля Станислава-Августа о своём пребывании в С.-Петербурге в 1797 году // Старые годы. — 1908 — Октябрь.
  65. Ф. Иллюстративная история материальной культуры: Одежда, оружие, предметы труда и домашнего обихода от древних до новых времён. -М, 2001.
  66. Н. Записки о моей жизни. М., 2002.
  67. А. Пять принцесс: Дочери императора Павла I. Биографические хроники. М., 2001.
  68. Е. Р. Записки. Письма сестёр М. и К. Вильмот из России. М., 1987.
  69. С. Подробное описание редких монет, марок фарфора, старинных вещей. Казань, 1913.
  70. Двор Императрицы Екатерины II, её сотрудники и приближённые, 189 силуэтов. В 2-х т. СПб., 1899.
  71. Дворянские роды Российской империи. Т. 1−2. — СПб., 1993−1995.73. Делиль Ж. Сады. Л., 1988.
  72. Д. Салоны. В 2-х т. М., 1989.
  73. Е. В. Русское стекло XVIII века: Собрание Государственного музея керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». М., 1985.
  74. Е. В. Русское стекло конца XVIII-начала XIX века // Русский классицизм второй половины XVIII-начала XIX века. — М., 1994.
  75. Т. И., Ашарина Н. А. Русская керамика и стекло XVIII—XIX вв.еков. Собрание Государственного Исторического музея. М., 1978.
  76. Т. И. Гжель: Тонкий фаянс. М., 2000.
  77. В. А. Русские награды XVIII-начала XX века. М., 1997.
  78. JI. А. Цвет в ансамблях классицизма // Искусство ансамбля: Художественный предмет интерьер — архитектура — среда. — М., 1988.
  79. П. Справочник коллекционера антиквариата: Периодизация по детали. М., 2002.
  80. А. Трактаты. Дневники. Письма. — СПб., 2000.
  81. О. С. Научные занятия в художественной оправе русской усадьбы // Русское искусство Нового времени: Сборник статей. Вып. 5. -М., 1999.
  82. О. С. Художественная «Вселенная» русской усадьбы. М., 2003.
  83. Егорова-Котлубай М. Л. Русский фарфор и фаянс с неизвестными марками.-Л., 1935.
  84. Екатерина Великая: Русская культура второй половины XVIII века. Каталог выставки. СПб., 1993.
  85. И. Золотой век бумажных обоев // Пинакотека. 1998. -№ 4.
  86. Жак-Доминик Рашетт. 1744−1809. Каталог выставки. СПб., 1999.
  87. Жизнь и приключения Андрея Болотова описанные самим им для своих потомков. В 3-х т. М.-Л., 1931.
  88. Д. Воспоминания. М., 2003.
  89. А. Т. Болотова. 1737−1796. В 2-х т.-Тула, 1988.
  90. Записки императрицы Екатерины Второй. СПб., 1907.
  91. Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России. В 2-х т. М., 1990.
  92. Н. Ф. Цветы в легендах и преданиях: Репринт, изд. -Минск, 1994.
  93. Г. В. Собрание сочинений. В 3-х т. М., 1993.
  94. Д. Д. Искусство в русской усадьбе // Русская усадьба: Сборник Общества изучения русской усадьбы. Вып. 4 (20). — М., 1998.
  95. О. А., Лопатин В. С., Писаренко К. А. Загадки русской истории: Восемнадцатый век. — М. 2000.
  96. О. Граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский в Москве. -М., 2002.
  97. Т. В. Русское искусство XVIII века. М., 1999.
  98. Императорский фарфоровый завод. 1744−1904. СПб., 1907.
  99. Императрица Мария Фёдоровна: Павловск. СПб., 2000.
  100. Историко-бытовой отдел Русского музея: Старинная усадьба. Русский фарфор.-Л., 1924.
  101. История русского искусства. Т. 7. М., 1961.
  102. Ю. Глиптика в Англии: взгляд из России // С берегов Темзы на берега Невы: Шедевры из собрания британского искусства в Эрмитаже. -СПб., 1997.
  103. Ю. О. Влияние глиптики на английскую художественную промышленность второй половины XVIII века // Прикладное искусство Западной Европы и России: Сборник научных трудов ГЭ. Л., 1983.
  104. Ю. О., Неверов О. Я. Геммы // «Учёная прихоть»: Коллекция князя Николая Борисовича Юсупова. В 2-х т. М., 2001.
  105. Н. «Достопамятные вещи» российских монархов // Наше Наследие. 2000. — № 54. — 2001. — № 57.
  106. Н. И. Коллекция фарфора // Западноевропейское прикладное искусство XVI—XVIII вв.еков в собрании Эрмитажа. СПб., 1996.
  107. Н. И. Произведения Людвигсбургской мануфактуры XVIII-начала XIX века в собрании Павловского дворца-музея // ПКНО'77. М., 1978.
  108. Н. И. Сервиз с камеями: История создания и бытования // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология: Ежегодник 1994. -М., 1996.
  109. И. «Всю прелесть ты видишь природы.»: Пейзаж в русском фарфоре // Декоративное искусство СССР. 1986. — № 7.
  110. Д. История моей жизни. М., 1990.
  111. Камер-фурьерские журналы за 1770−1790 гг.
  112. Т. Веджвуд // Декоративное искусство. 1980. — № 9.
  113. Т. Д. Английская керамика в собрании Государственного музея керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». Б. м.: Внешторгиздат, б. г.
  114. Т. Марки русского фарфора, фаянса и майолики. СПб., 1998.
  115. Кастри де, герцог. Маркиза де Помпадур. М., 1998.
  116. Каталог русского фарфора коллекции Н. А. Лукутина. М., 1901.
  117. Н. Н. Фарфор и его изготовление. М.-Л., 1927.
  118. Е. С. Вазы Петербургского Императорского завода второй половины XVIII века в интерьере пригородных дворцов Павловска и Гатчины // Павловские чтения: Сборник материалов научных конференций 1996−1997 гг.-СПб., 1998.
  119. Э. К. Фарфор. Л., 1940.
  120. Р. М. Русский костюм и быт XVIII—XIX вв.еков. М., 2002.
  121. Г. С. Древний Рим — История и повседневность: Очерки. — М., 1986.
  122. Н. История русского искусства XVIII века. М., 1962.
  123. Н. Н. Из истории классического искусства: Избранные труды.-М., 1988.
  124. А. Мемуары: Поход Наполеона в Россию. М., 2002.
  125. Г. Н. «Императорский музеум» в Зимнем дворце // Зимний дворец: Очерки жизни императорской резиденции. — Т. 1. — СПб., 2000.
  126. Кон-Винер. История стилей изобразительных искусств. М., 1998.
  127. М. Архитектурная графика // С берегов Темзы на берега Невы: Шедевры из собрания британского искусства в Эрмитаже. — СПб., 1997.
  128. Т. Н. Французские художники-орнаменталисты эпохи неоклассицизма и декоративная вышивка Франции второй половины XVIII века // Западноевропейское искусство XVIII века: Сборник статей ГЭ. — Л., 1987.
  129. Т. Н., Волчкова Т. Н. Коллекция тканей и вышивок // Западноевропейское прикладное искусство XVI—XVIII вв.еков в собрании Эрмитажа. СПб., 1996.
  130. А. Достопамятный год моей жизни: Воспоминания. М., 2001.
  131. М. Н., Вестфален Э. X. Китайский фарфор. Л., 1947.
  132. Э. Сервиз «Флора Данника» // Фарфоровый сервиз датских королей «Флора Данника»: Каталог выставки. — Копенгаген, 1995.
  133. Э. Культурные связи между Британией и Россией в XVIII столетии // С берегов Темзы на берега Невы: Шедевры из собрания британского искусства в Эрмитаже. — СПб., 1997.
  134. Ю. Валерии, или Письма Густава де Линара Эрнесту де Г. -М., 2000.
  135. А. Н. История фаянса. Берлин, 1923.
  136. А. Н. Итальянская майолика XV—XVIII вв.еков: Собрание Государственного Эрмитажа. М., 1976.
  137. Т. В. Приёмы в Зимнем дворце // Зимний дворец: Очерки жизни императорской резиденции. — Т. 1. — СПб., 2000.
  138. Т. В. Русский императорский фарфор. СПб., 2003.
  139. Т. Императорский фарфоровый завод // Сезоны: Хроника российской художественной жизни. М., 1995.
  140. А. М. Русское декоративно-прикладное искусство в собрании Павловского дворца-музея. Л., 1981.
  141. В. О знаточестве и методике атрибуций: Конспект курса лекций, прочитанных на отделении истории искусства МГУ им. М. В. Ломоносова (1972−1975) // Искусствознание. 1998. -№ 1/98.
  142. И. Среди коллекционеров. М., 1999.
  143. А. Б. Русская геральдика. М., 1990.
  144. А. К. Русский фарфор: Искусство первого в России фарфорового завода. Л., 1968.
  145. Н. А., Зернов Б. А., Воронихина Л. Н. Искусство XVIII века: Исторические очерки. М., 1966.
  146. Д. М. К истории зарождения частных фарфоровых фабрик в России // Сборник трудов НИИХП, № 6. М., 1972.
  147. В., Скальский Ю. И ваши дни благословенны.: Из истории российской керамики.-М., 2001.
  148. Ю. М. Очерки по истории русской культуры // Из истории русской культуры. Т. IV (XVIII-начало XIX века). М., 2000.
  149. В. К., Типольт Н. А. Русская геральдика: Руководство к составлению и описанию гербов. Петроград, 1915.
  150. В. О геральдическом художестве в России // Старые годы.- 1911. Февраль.
  151. Л. Шедевры керамики Веджвуда при дворе Екатерины II и их исторические судьбы // С берегов Темзы на берега Невы: Шедевры из собрания британского искусства в Эрмитаже. — СПб., 1997.
  152. Н. Собрание князей Л. М. и Е. Л. Кочубей // Старые годы.- 1912.-Январь.
  153. В. Шинуазери, или грёзы о Китае // Книга Путешествий. — М., 2000.
  154. Е. Н. Психология элиты российского дворянства последней трети XVIII века. М., 1999.
  155. К. Т. Венский фарфор. Будапешт, 1975.
  156. Д. История керамики и фарфора. В 2-х т. Симферополь, 1997.
  157. С. Павловск: Жизнь русского дворца. СПб., 1990.
  158. Мемуары графини Головиной. Записки князя Голицына. М., 2000.
  159. Мерсье JI.-C. Картины Парижа. М., 1995.
  160. М., Лаушке Р. Роспись фарфора. М., 1971.
  161. Мир русской усадьбы: Каталог.-М., 1995.
  162. Ф. де. Путешествие по Российской Империи. М., 2001.
  163. Г. А., Тарасова Л. А. Сады Северной Семирамиды // Зимний дворец: Очерки жизни императорской резиденции. Т. 1. — СПб., 2000.
  164. Мифологический словарь. М., 1991.
  165. Михайловский замок: Замысел и воплощение. СПб., 2000.
  166. Т. А., Сиповская Н. В. Русский фарфор: Из собрания Музея керамики «Кусково». Б. м., б. г.
  167. Монументально-декоративное и декоративно-прикладное искусство: Труды научной конференции Академии художеств СССР по монумен-тально-дкеоративному и декоративно-прикладному искусству, состоявшейся в Москве 21−24 февраля 1951 г. — М., 1951.
  168. Р. Р. Марки российского фарфора: 1744−1917. -М., 1995.
  169. Н. И. Казакевич. Западноевропейский фарфор из коллекции Татищева и Голицынского музея // Прикладное искусство Западной Европы и России: Сборник научных трудов ГЭ. СПб., 1999.
  170. Незабываемая Россия: Русские и Россия глазами британцев: XVII—XIX вв.ек. -М., 1997.
  171. И. С. Ватто и его произведения в Эрмитаже. Л., 1964.
  172. Э. Д. Фарфор, стекло // Павловск: Золотой век русской культуры. СПб., 1998.
  173. Jl. Р. Родина Русского фарфора. Л., 1979.
  174. Л. Русский фарфор в Эрмитаже. Л., 1973.
  175. Т. Скандинавские фарфоровые и керамические мануфактуры XVIII-начала XX века // «Страна живительной прохлады.»: Искусство стран Северной Европы XVIII-начала XX века из собраний музеев России: Каталог. -М., 2001.
  176. Т. Фарфор и фаянс из собрания Петергофа. — СПб., 1998.
  177. Общий гербовник Дворянских Родов Российской Империи, начатый в 1797 году.
  178. Э. Марджори Меривезер Пост открывает русское искусство // Пинакотека. 1999. — № 8−9.
  179. А. Аптекарская посуда Времени Петра Великого // Старые годы. 1908. — Февраль.
  180. Орнамент всех времён и стилей (на осн. издания Ш. А. Расине 18 731 876 гг.). -М., 1997.-Кн. II.
  181. Павловск. Императорский дворец: Страницы истории. СПб., 1997.
  182. В. А. О видописи на берлинском фарфоре первой половины XIX века // Прикладное искусство Западной Европы и России: Материалы и исследования: Сб. научных трудов ГЭ. Л., 1983.
  183. Пахомова-Герес В. Фарфоровый гимн Семирамиде Севера // Пинакотека. 2000. — № 10−11.
  184. А. М.Павел I.-M., 1999.
  185. Н. «Веков азартная игра.». Новый год, новый век.: Быт, традиции, обряды. М., 2000.
  186. Ф. С. Украинский художественный фарфор: Конец XVIII-начало XX столетия. — Киев, 1985.
  187. А. Г. Обманки XVIII века // Декоративно-прикладное искусство России и Западной Европы конца XVII—XIX вв.еков: Сборник научных трудов ГЭ. Л., 1986.
  188. Под знаком орла: Искусство ампира. — СПб., 1999.
  189. Н. М., Фролов А. И. Коллекционеры старой Москвы: Биографический словарь. М., 1997.
  190. Н. М., Фролов А. И. Приятнейшая тень. М., 1997.
  191. С. Мемуары. М., 1995.
  192. В. А. Русский фарфор: Частные заводы. Л., 1980.
  193. И. Роковой подарок из императорского фарфора // Рублёв.2001.-№ 3.
  194. Придворная охота. М., 2002.
  195. И. А. Декоративное искусство в Академии художеств: Из истории русской художественной школы XVIII-первой половины XIX века. -М., 1983.
  196. М. И. Забытое прошлое окрестностей Петербурга. СПб., 2002.
  197. М. И. Старый Петербург. М., 2000.
  198. А. Л. Жан Берен и судьбы гротеска // Западноевропейское искусство XVIII века: Сборник статей ГЭ. Л., 1987.
  199. Рассказы бабушки: Из воспоминаний пяти поколений, записанные и собранные её внуком Д. Благово. Л., 1989.
  200. А. Чёрная роза. М., 1978.
  201. В. В. Среди художников. -М., 1994.
  202. Россия-Франция. Век Просвещения. Русско-французские культурные связи в 18 столетии: Каталог выставки. Л., 1987.
  203. Н. Забытое искусство (Русский фарфор) // Старые годы. — 1908. Февраль.
  204. Н. Сервиз ордена св. Андрея Первозванного Мейсенского завода // Старые годы. 1912. — Май.
  205. Д. Принципы китайской живописи. М., 1989.
  206. Русская поэзия XVIII века. М., 1972.
  207. Русская проза XVIII века. М., 1971.
  208. Русский XVIII век в частных собраниях // Пинакотека. 1997. — № 2.
  209. Русский фарфор XVIII—XIX вв.еков. Завод Гарднера. СПб., 2003.
  210. Русский фарфор. 250 лет истории. М., 1995.
  211. Русское декоративное искусство. Т. 2. — М., 1962−1965.
  212. Русское народное искусство на второй Всероссийской выставке в Петрограде в 1913 году. Петроград, 1914.
  213. Руссо Ж.-Ж. Исповедь. М., 2002.
  214. И. В. Барокко в России XVIII-начала XIX века (воплощение стиля) // Стиль Образ — Время: Сборник статей. — М., 1991.
  215. JI. Ю. Русские коллекционеры западноевропейской живописи 1780-х годов. Вкус и стиль // Частное коллекционирование в России: Материалы научной конференции «Випперовские чтения 1994». Вып. XXVII.-М., 1995.
  216. А. Б. Избранные труды. М., 1962.
  217. А. Б. Майолика Гжели. М., 1956.
  218. Р. И. Русский фарфор в собрании Гатчинского дворца. -СПб., 2000.
  219. В. И. Производство и украшение глиняных изделий в настоящем и прошлом (керамика): Для техников, художников и любителей керамики. СПб., 1894.
  220. А. Из области русской художественной керамики // Старые годы. 1909. — Июнь.
  221. А. Фарфор и фаянс Российской империи. Владимир, 1903.
  222. Н. Несовременная коллекция русского парижанина // Пинакотека. 1999.-№ 8−9.
  223. Н. В. Орденские сервизы // Пинакотека. 1998. — № 5.
  224. Н. В. Праздник в русской культуре XVIII века // Развлекательная культура России XVIII—XIX вв.: Очерки истории и теории. -СПб., 2000.
  225. Н. В. Искусство и быт в культуре фарфора: К вопросу о художественных взглядах в России второй половины XVIII столетия: Дисс. на соиск. уч. степени канд. искусствознания. — М. 1992.
  226. Н. В. Фарфор в русской культуре екатерининского времени // Вопросы искусствознания. 1994. -№ 2−3.
  227. Н. В. Фарфор Императорского завода последней четверти XVIII века: К проблеме рокайльных традиций в классицизме // Русский классицизм второй половины XVIII-начала XIX века. М., 1994.
  228. Н. В. Фарфор как объект коллекционирования в России XVIII века // Частное коллекционирование в России: Материалы научной конференции «Випперовские чтения-1994». Вып. XXVII. — М., 1995.
  229. Н. В. Фарфоровые кабинеты XVIII века // Архидом. № 2 (6).
  230. Н. В. Царственная молочница // Пинакотека. — 1997. № 2.
  231. Н. Екатерина Великая и Москва // Пинакотека. 1997. — № 2.
  232. Н. В. Обеды «к случаю»: настольные украшения XVIII века // Развлекательная культура России XVIII—XIX вв.: Очерки истории и теории. СПб., 2000.
  233. . Маскароны Петербурга. СПб., 2000.
  234. Н. Н. Очерки по истории украшения тканей. M.-JL, 1934.
  235. Н. А. Российская государственная символика: история и современность. М., 2002.
  236. Собрание Евдокимовых: Каталог художественных предметов и редкостей XVI, XVII, XVIII и XIX веков. СПб., 1898.
  237. Т. Орнамент почерк эпохи. — JL, 1972.
  238. Р. С. Предметы из сервизов Нимфенбурга и Парижа // Сообщения ГЭ. Вып. XXXI. — Л., 1970.
  239. Р. Фарфор заводов Тюрингии XVIII-начала XIX века в Эрмитаже: Каталог. — Л., 1975.
  240. Н. К. Очерки по истории интерьера: Древний мир. Средние века. -М., 1999.
  241. К. А. Фарфор из собрания К. А. Сомова. СПб., 1913.
  242. Л. Сентиментальное путешествие. СПб., 1999.
  243. . Л. Записки. Псков, 1998.
  244. С. Галерея фарфора Императорского Эрмитажа // Старые годы. -1911.- Май-Октябрь 1914. — Июнь.
  245. С. Медальные табакерки времени императрицы Екатерины II // Старые годы. 1915. — Апрель-Май.
  246. С. Н. Европейский художественный фарфор XVIII века: Дисс. на соиск. учён, степени доктора искусствоведения. — Б. м., 1947.
  247. С. Н. Путеводитель по Отделению фарфора. Петроград, 1921.
  248. С. Н. Собрание княгини Шаховской // Старые годы. -1914.-Июнь.
  249. С. Н. Фарфор и быт. Л., 1924.
  250. С. Н. Фарфор: Общий очерк. Л., 1927.
  251. С. Н. Европейский фарфор. Л., 1928.
  252. С. Фарфор. Собрание Е. П. и М. С. Олив // Старые годы.1912.
  253. А. (Трофимов А.). От Императорского музея к Блошиному рынку.-М., 1999.
  254. А. Картины Гюбера Робера в России // Старые годы.1913.-Январь.
  255. А. Материалы для истории царских собраний: Шарль Луи Клериссо // Старые годы. 1913. — Июль-Сентябрь.
  256. В. С. Александр I и неоклассицизм в России: Стиль империи или империя как стиль. — М., 2001.
  257. В. С. Проблемы русского искусства второй половины XVIII-начала XIX века в контексте изучения западноевропейского неоклассицизма // Русский классицизм второй половины XVIII-начала XIX века. -М., 1994.
  258. В. С. Цветы знаки любомудрия и чувств // XVIII век: Ассамблея искусств. Взаимодействие искусств в русской культуре XVIII века: Сб. Статей. — М., 2000.
  259. С. В. Пейзажный жанр в интерьере XVIII-начала XIX века // XVIII век: Ассамблея искусств. Взаимодействие искусств в русской культуре XVIII века: Сб. Статей. М., 2000.
  260. И. Н. Декоративная роспись в русском народном искусстве конца XVII-XVIII столетий // Декоративно-прикладное искусство России и Западной Европы конца XVII—XIX вв.еков: Сборник научных трудов ГЭ. -Л., 1986.
  261. И. Н., Фёдорова В. И. Детские годы великого князя Павла Петровича // Зимний дворец: Очерки жизни императорской резиденции. — Т. 1.-СПб., 2000.
  262. Фарфор в России XVIII—XIX вв.еков: Завод Гарднера. СПб., 2003.
  263. Фарфор в русской усадьбе XVIII века. Из собрания Останкинского дворца-музея: Каталог выставки. — М., 1990.
  264. Фарфор и фаянс Российской империи. М., 1993.
  265. Фарфор и фаянс: Указатель марок. М., 1993. (Переиздание Э. Гол-лербаха 1924 г.).
  266. Фарфор из собрания Государственного Исторического музея. — Б. м.: Внешторгиздат, б. г.
  267. Фарфор. Табакерки. Живопись: Коллекция И. М. Эзраха в собрании Петергофа. СПб., 1998.
  268. Фёдоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж XVIII-начала XX века. М., 1986.
  269. Филострат (Старший и Младший). Картины. Каллистрат. Статуи. Л., 1936.
  270. Т., Аттербери П. Антиквариат: Серебро и фарфор. М., 2000.
  271. Д. Фридрих Великий. М., 2003.
  272. М. Об искусстве и знаточестве. СПб., 2001.
  273. С. В. «Готический вкус» в русской художественной культуре XVIII века. М., 1999.
  274. Хёйзинга Й. Homo Ludens: Статьи по истории культуры. М., 1997.
  275. К. Немецкие предприниматели как мост между Россией и Западной Европой // Немцы в общественной и культурной жизни Москвы XVI-начала XX века: Материалы Международной научной конференции (15−16 февраля 1999 г.).-М., 1999.
  276. Д. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.
  277. Н. А., Соколов К. Б. Художественная жизнь императорской России: Субкультуры, картины мира, ментальность. СПб., 2001.
  278. А. Нимфенбургский фарфор из собрания Боймля // Пинакотека.-2000.-№ 10−11.
  279. О. «Как любопытный скиф.»: Русский портрет и мемуаристика второй половины XVIII века. — М., 1990.
  280. А. Мемуары. М., 1998.
  281. П. П. Рассуждение о свободных художествах с описанием некоторых произведений российских художников. М., 1997.
  282. Н. В. Фарфор Вербилок: Из истории русского и советского фарфора. М., 1970.
  283. И. Б. Пять императриц. СПб., 2002.
  284. И. М., Семёнов В. Б. Завод «Русские самоцветы». Свердловск, 1976.
  285. Р. Культурные истоки Французской революции. М., 2001.
  286. Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.
  287. Шереметевы в судьбе России: Воспоминания. Дневники. Письма. -М., 2001.
  288. Н. Император Павел первый. — М., 1996.
  289. Е. С. Император Павел I: Жизнь и царствование. — СПб., 1907.
  290. Эмблемы и символы.-М., 1995.
  291. . Путеводитель по выставке фарфора: Русский музей. Л., 1937.
  292. Юсуповский дворец. Дворянские особняки: История рода, усадьбы и коллекции. — СПб., 1999.
  293. Ф. Я. Краткий очерк развития фарфорового производства в России и объяснение коллекции показывающей состав и свойство фарфора в зависимости от материалов. — М., 1882.
  294. Braunova A. Kouzlo keramiky a porcelanu. Praha, 1985.
  295. Bacci M. Porcellane Europee. Milano, 1984.
  296. Browne C. Silk Designs of the Eighteenth Century. London, 1996.
  297. D. 18,h-century Wedgwood: A Guide for Collectors & Connoisseurs. -London, 1980.
  298. Christie’s. European Ceramics. New York, 25th, 26th October 1994.
  299. Cliff S. The English Archive of Design and Decoration. London, 1998.
  300. CliffS. The French Archive of Design and Decoration. London, 1999.
  301. Deutshes porzellan des 18. Jahrhunderts. Geshirr und ziergerat. Museum fur Kunsthandwerk Frankfurt am Main. Frankfurt am Main, 1983.
  302. Documents Anciens de la Manufacture Nationale de Porcelaine de Sevres. Epoque Empire. Paris. Б. r.
  303. Enlin Y. Chinese Porcelain Decoration in the 17th and 18th Centuries. -Leipzig, 1987.
  304. Form und Dekor. Leipzig, 1986.
  305. Hyvonen H. Russian Porcelain. Collection Vera Saarela. The National Museum of Finland. Helsinki, 1982.
  306. Imperial Ostereier, Samml. Eremitage. Ausstellung (1995- Salzburg). Katalog: Residenz Salzburg, Messe fur Kunst und Antiquitaten, 8.4.-17.4.1995.-Wien, 1995.
  307. Jones O. The Grammar of Ornament. Paris, 2001.
  308. La porcelaine Francaise du XVIIIe siecle dans les musees du Nord-Pas-de-Calais. Lille, 1986.
  309. Les Cartons de la Manufacture Nationale de Sevres. Epoques Louis XVI et Empire. Paris. Б. r.
  310. Meister P.-W., Reber. La porcelaine europeen du XVIIIe siecle. Paris, 1980.
  311. Menzhausen I., Karpinski J. Alt-Meissner Porzellan in Dresden. Berlin, 1988.
  312. Morley-Fletcher H. Techniques of the world’s great masters of Pottery and Ceramics. Oxford, 1984.
  313. Neoclassicism and Romanticism: Architecture, Sculpture, Painting, Drawings 1750−1848. GmbH. 2000.
  314. Paques Imperiales Imperial Easter: Les ceufs en porcelaine de 1'Ermitage de Saint-Petersbourg. Exposition (1996−1997- Geneve). Catalog: Mussee Ari-ana Geneve, 18.9.1996−13.1.1997 / Introd.: M. B. Piotrovski- Aut.: Т. V. Kou-driavtseva. — Geneve, 1996.
  315. Parissien S. Regency Style. London, 1992.
  316. Pavlovsk. The Collections. Paris, 1993.
  317. Pavlovsk. The Palace and the Park. Paris, 1993.
  318. Plinval de Guillebon R. Faience et porcelaine de Paris XVIIIe-XIXe siecles. -Paris, 1995.
  319. Plinval de Guillebon R. La porcelaine a Paris sous le consulat et l’Empire: Fabrication, commerce, etude topographique des immeubles ayant abrite des manufactures de porcelaine. Geneve, 1985.
  320. Plinval de Guillebon R. Porcelaine de Paris, 1770−1850. Fribourg, 1972.
  321. Sandon J. Antique Porcelain. Suffolk, 1997.
  322. Scherf H. Thuringer Porzellan unter besonderer Berucksichtigung der Er-zeugnisse des 18. und fruhen 19. Jahrhunderts. Leipzig, 1980.
  323. Schneider N. Still Life. GmbH., 1994.
  324. Sotheby’s. English and Continental Ceramics. New York, 11th October 1995.
  325. Sotheby’s. Fine European Ceramics & Glass. London, 15th April 1997.
  326. Sotheby’s. Icons, Russian Pictures and Works of Art. London, 15th June 1995.
  327. Sotheby’s. Icons, Russian Pictures and Works of Art. London, 15th December 1993.
  328. Splendors of Versailles. Mississippi, 1998.
  329. The Hermitage English Art sixteenth to nineteenth Century. Paintings, Sculpture, Prints and Drawings Minor Arts. Leningrad-London, 1979.
  330. Walcha O. Meissner Porzellan. Dresden., 1973.
  331. Watkins S. Gane Austen’s Town and Country Style. N. Y., 1991.
Заполнить форму текущей работой