Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия деятельности детских оздоровительно-образовательных лагерей в современных условиях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В-четвертых, ввиду исчезновения пионерского лагеря как всеобъемлющей формы организации отдыха детей и подростков активизируется опытно-экспериментальная работа, создаются новые нетрадиционные модели жизнеобеспечения и жизнедеятельности оздоровительных лагерей, изменяется их экономический и правовой статус. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (1992, 1996) внешкольные… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Детские лагеря: состояние, проблемы, решения
    • 1. Ретроспективный анализ теории и практики деятельности детских лагерей
    • 2. Сущность понятия «детский оздоровительнообразовательный лагерь»
    • 3. Структурно-функциональная модель деятельности детского оздоровительно-образовательного лагеря
  • Глава II. Содержание и методика опытно-экспериментальной работы
    • 1. Программирование деятельности оздоровительнообразовательных лагерей
    • 2. Организация опытно-экспериментальной работы
    • 3. Педагогические условия эффективной работы оздоровительно-образовательных лагерей

Педагогические условия деятельности детских оздоровительно-образовательных лагерей в современных условиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Выявление педагогических условий эффективной деятельности детских оздоровительно-образовательных лагерей в современных условиях обусловлено рядом обстоятельств. у/' Во-первых, изменение характера социально-экономических отношений в отечественном социуме диктует необходимость поиска новых путей развития систем образования, воспитания, оздоровления, досуговой деятельности детей. В этом ряду достаточно рельефно просматривается неизбежность определения принципиально новых подходов к системе организации свободного времени детей в период школьных каникул. В Российской Федерации живет свыше 40 млн. детей в возрасте до 18 лет, что составляет около четверти населения страны, поэтому проблема развития различных форм отдыха детей и подростков остается значимой для государства и общества.

Во-вторых, кризис системы организации детского досуга и отдыха распространяется на всю инфраструктуру ресурсного обеспечения лагерей, на содержание их деятельности. Растет потребность в обеспечении условий для использования каникулярного времени в интересах физического, интеллектуального, эмоционального, духовного, нравственного развития личности каждого ребенка.

В-третьих, анализ запросов детей, подростков и их родителей о формах отдыха в каникулярный период свидетельствует о резком падении престижа пионерских лагерей.

В-четвертых, ввиду исчезновения пионерского лагеря как всеобъемлющей формы организации отдыха детей и подростков активизируется опытно-экспериментальная работа, создаются новые нетрадиционные модели жизнеобеспечения и жизнедеятельности оздоровительных лагерей, изменяется их экономический и правовой статус. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (1992, 1996) внешкольные учреждения, к которым относились и пионерские лагеря, были преобразованы в учреждения дополнительного образования детей.,.:

Переход лагерей в качественно новое состояние явился важным этапом в их развитии потребовав пересмотра функций, задач, обновления содержания образовательно-воспитательной деятельности, разработки программ и методик реализации целей дополнительного образования.

Степень разработанности проблемы и теоретическая база исследования. На протяжении длительного периода в психолого-педагогической литературе обсуждаются различные аспекты внешкольного воспитания детей и подростков. У истоков становления и развития деятельности детских лагерей в России стояли такие известные педагоги, как К. К. Крупская, А. В. Луначарский, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий.

Теоретические и методические основы деятельности внешкольных учреждений рассматривали М. Б. Коваль, Т.Е.Коннико-ва, В. В. Лебединский, К. Д. Радина. Б. Е. Ширвиндт и др.'.

Наиболее полно сущность деятельности пионерских лагерей раскрыта в исследованиях Ю. В. Буракова, К. Н. Волкова, О. С. Газмана, Г. С. Голиневич, Л. С. Ждановой, Л. К. Кленевской,.

Е.М.Рыбинского, К. Н. Травинина, С. А. Шмакова.

Большинство исследований было посвящено отдельным направлениям воспитания в условиях пионерского лагеря (З.А. Абдулин, Г. Адылова, М. И. Журавлев, А. В. Мудрик, С.И.Панчен-ко, JI.В.Рогаленкова, А. Г. Трофимюк и др.). В них рассмотрены вопросы истории, развития и типологии пионерских лагерей, формирования детских коллективов, преимуществ и особенностей различных форм, методов работы, общения, формирования взаимоотношений, педагогического руководства и др.

Вопросы оздоровления детей и лечебной педагогики в лагерях анализировались в трудах А. А. Дубровского.

Однако большинство перечисленных работ выполнено в советский период развития нашего государства, когда существовала жестко централизованная программа деятельности пи онерских лагерей, определяющая цели и задачи этой деятельности, соответствующие методы и формы работыбыли созданы определенные экономические возможности реализации этой программы. Об этом свидетельствуют постановления партии и правительства, а также решения ЦК ВЛКСМ и ВПО им. В. И. Ленина (1945, 1973, 1978, 1990).

Новые экономические условия развития нашего государства, реформируемые системы образования и воспитания, принятый Закон «Об образовании», разрабатываемые государствен ные стандарты общего образования выявили ряд противоречий между:

— развивающейся системой новых форм и моделей детских лагерей и неразработанностью структуры, функций, содержания деятельности этих учреждений;

— растушими потребностями детей, подростков и их родителей в дополнительных образовательных программах v услугах и возможностями их удовлетворения в детских лагерях;

— новыми видами и типами детских лагерей и недостаточной разработанностью их сущности.

Выявленные противоречия помогли обозначить проблему: как в современных условиях сделать деятельность детских ла герей эффективной, отвечающей потребностям и интересам каж дого отдыхающего ребенка?

Перечисленные противоречия, социальные потребности, недостаточная разработанность и практическая значимость названной проблемы обусловили тему нашего исследования: «Педагогические условия деятельности детских оздоровительно-образовательных лагерей в современных условиях». u Цель исследования — определить педагогические условия, позволяющие детским оздоровительно-образовательным ла герям эффективно функционировать в современных условиях.

Объект исследования — летние лагеря отдыха детей.

Предмет исследования — детский оздоровительно-образовательный лагерь (ДООЛ).

В основу диссертационного исследования была положена следующая гипотеза.

Педагогические условия, влияющие на деятельность детских оздоровительно-образовательных лагерей, будут эффективны, если включают в себя задачи, функции, содержание и методику работы, отраженные в сущности понятия и структурно-функциональной модели деятельности лагеря, а именно:

— ДООЛ представляет собой учреждение дополнительного образования, реализующее оздоровительные (комплекс условий, обеспечивающих профилактику и укрепление здоровья детей) и образовательные (комплекс образовательных услуг, способствующих самоопределению и самореализации детей) программы;

— структурно-функциональная модель деятельности ДООЛ представляет эту деятельность как многоуровневую, полифункциональную, открытую, динамичную педагогическую систему, реализующую социально-адаптивную, рекреативно-восстановительную, компенсаторную, образовательно-развивающую и коммуникативную функции и имеющую оздоровительно-образовательный потенциал, обеспечиваемый тремя уровнями взаимодействия: управленческим, содержательным и технологическим.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой исследования необходимо было решить следующие задачи:

1. Изучить степень разработанности проблемы в педагогической теории и практике.

2. Уточнить сущность понятия «детский оздоровительно-образовательный лагерь» (ДООЛ).

3. Разработать структурно-функциональную модель деятельности ДООЛ.

4. Экспериментально проверить эффективность педагогических условий деятельности ДООЛ.

Теорико-методологической основой исследования явились современная философия и методология образования и воспитания (Л.А.Беляева, Л. П. Буева, В. И. Загвязинский, Б. Т. Лихачев, В. Д. Шадриков, П. Г. Шедровицкий и др.) — психологическая теория личности (Б.Г.Ананьев, А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, З. Ф. Зеер, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский и др.) — теория и практика школьных воспитательных систем (В.А.Кара-ковский, Л. И. Новикова, Н.Л.Селиванова) — теория педагогического образования и становления личности педагога (О.А. Абдуллина, В. Е. Алексеев, Г. Е. Зборовский, К. М. Левитан, А. В. Мудоик, Г. Н. Сериков, Е. В. Ткаченко и др.) — выводы исследователей проблем педагогического управления (Ю.К.Ба-банского, А. С. Белкина, '(О.В.Васильева, Ю. А. Конаржевского, А. Я. Найна, Т. И. Шамовой и др.) — стратегия системных изменений (В.С.Лазарев, М.М.Поташник) — положения о влиянии социальной среды на становление и развитие личности ребенка (В.Г.Бочарова, М. А. Галагузова, Р. С. Димухаметов, В. Д. Семенов, Л.А.Семенов) — выводы из результатов анализа зарубежных источников по вопросам лагерного движения и менеджмента (Арманд и Беверли Болл, Рейнольд Карлсон, Мэри Норт-вэй, Каталин Троттер, Мэри Эдгар и др.).

Методы исследования. В ходе исследования применялись различные теоретические и экспериментальные методы. Теоретические методы были направлены на изучение методологических, дидактических и психологических аспектов проблемы. Был проведен анализ литературных источников, сформулирована концепция исследования и разработана структурно-функциональная модель деятельности ДООЛ.

Экспериментальные методы представлены в работе следующими компонентами: диагностический эксперимент, в ходе которого особое внимание было уделено изучению и обобщению опыта организации деятельности ДООЛ (наблюдение, бесе ды, анкетирование, анализ рабочей документации, результатов деятельности детей и педагогованализ и обобщение опыта работы в детском оздоровительно-образовательном лагере «Искорка») — пробный и контрольный эксперимент, в ходе которого проверялась эффективность разработанной модели деятельности ДООЛ. |.

Выбранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования, которое проводилось в три этапа.

Первый этап (1920;1993) — изучение и анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследованияопределение методологических ос нов и понятийного аппарата исследования.

Второй этап (1993;1996) — анализ практики работы дет ских лагерей отдыха, определение темы исследования и разработка его концептуальных положенийисследование и выявление образовательных функций деятельности ДООЛпостро ение структурно-функциональной модели деятельности ДООЛ.

Третий этап (199S-1S97) — внесение уточнений и допол нений в содержание исследованияопределение, обоснование и экспериментальная апробация педагогических условий эффективной деятельности ДООЛредактирование, оформление диссертации.

Опытно-экспериментальной базой исследования в течение 1990;1997 годов являлись детские оздоровительные лагеря Челябинской области: «Искорка», «Уральская березка», «Голубой огонек», имени Володи Дубинина.

1 Научная новизна исследования заключается в следующем:

— уточнена сущность понятия ДООЛ как учреждения дополнительного образования, реализующего оздоровительно-образовательные программы, представляющие комплекс условий и услуг, обеспечивающих профилактику и укрепление здоровья детей, а также самоопределение и самореализацию ребенка;

— разработана структурно-функциональная модель деятельности ДООЛ, которая представляет эту деятельность как педагогическую систему, обладающую признаками многоуровне-вости, полифункциональности, открытости, динамичности, структурно-состоящую из трех взаимосвязанных блоков: управленческого, содержательного и технологического, — и реализующую себя на основе социально-адаптивной, рекреативно-восстановительной, образовательно-развивающей и коммуникативной функций.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что диссертантом внесен определенный вклад в теорию дополнительного образования, в частности — в содержание, методы и формы дополнительного образования детей в условиях организованного летнего отдыхаопределена сущность понятия «детский оздоровительно-образовательный лагерь» — построена и обоснована модель его деятельностимотивированы ее компоненты, структура и функции.

Практическая значимость работы обусловлена следующим:

— определено содержание деятельности детского оздоровительно-образовательного лагеря как учреждения дополнительного образования;

— разработаны образовательные программы, которые могут быть использованы в работе загородных лагерей, в учреждениях дополнительного образования, при подготовке специалистов по работе с детьми в ее внеклассных и внешкольных формах.

Предложенные диссертантом программы применяются в работе лагерей Челябинской области («Искорка», «Голубой огонек», «Уральская березка», им. Володи Дубинина и др.), а также при подготовке студентов Челябинского государственного педагогического университета к летней педагогической практике. Разработанная автором программа подготовки директоров детских оздоровительных лагерей успешно используется в Учебно-методическом центре профсоюзов Челябинской области.

Обоснованность и достоверность полученных результатов и научных выводов исследования обеспечиваются исходными методологическими и теоретическими положениямиприменением комплекса методов, адекватных природе исследуемого объектассылками на аналогичные выводы других исследованийповторяемостью и воспроизводимостью результатов исследования. В опытно-экспериментальной работе принимало участие.

2320 детей, 90 студентов Челябинского государственного педагогического университета, 85 воспитателей и сотрудников лагерей. >

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования обсуждались и были одобрены на:

— всесоюзных сборах организаторов летнего отдыха детей и подростков («Орленок» — 1988; «Артек» — 1990; «Океан» — 1991; Москва — 1932);

— научно-практических конференциях «Система развития, воспитания, оздоровления детей и подростков в детских оздоровительных учреждениях в современных условиях» (Санкт-Петербург — 19S5- Москва — 1996);

— международном семинаре-практикуме организаторов летнего отдыха детей и подростков горно-металлургической промышленности (Афины — 1996);

— III Научно-практической конференции молодых ученых и специалистов Уральского государственного профессиональ-ногпедагогического университета (Екатеринбург — 1997);

— ежегодных зональных и региональных научно-практических конференциях по летнему отдыху детей (Челябинск -1989;1997). j На защиту выносятся следующие положения:

1. Педагогические условия, положительно влияющие на деятельность детского оздоровительно-образовательного лагеря, отражены в сущности понятия ДООЛ и структурно-функциональной модели его деятельности.

2. Уточнение сущности понятия «детский оздоровительно-образовательный лагерь» заключается в определении его как учреждения дополнительного образования, реализующего оздоровительно-образовательные программы, представляющие комплекс условий и образовательных услуг, обеспечивающих профилактику и укрепление здоровья детей, способствующих их самоопределению и творческой самореализации.

3. Структурно-функциональная модель деятельности детского оздоровительно-образовательного лагеря представляет эту деятельность как многоуровневую, полифункциональную, открытую, динамическую систему, реализующую социально-адап тивную, рекреативно-восстановительную, образовэтельно-вос-питательную и коммуникативную функции и имеющую оздоровительно-образовательный потенциал, обеспечиваемый взаимодействием трех структурных уровней: управленческого, содер жательного и технологического. (.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (226 названий, из них 5 на иностранном языке), поиложе-ния.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В соответствии с целью и задачами исследования нами было изучено и проанализировано состояние проблемы в педагогической теории и практике деятельности детских оздоровительных лагерей.

В основу разработки педагогических условий деятельности детских оздоровительно-образовательных лагерей в современных условиях нами положены фундаментальные идеи системного и личностно-деятельностного подходов. Использование данных подходов позволило выстроить структурно-функциональную модель деятельности детского оздоровительно-образовательного лагеря с учетом требований сегодняшнего уровня раз вития педагогической теории и практики.

Проведенное исследование имеет теоретико прикладной ха рактер.

Выполненная работа подтвердила Еыцвинутую гипотезу и позволила сделать следующие выводы:

1. В ходе исследования была изучена и выявлена степень разработанности проблемы в научно-методической литературе. Исследование показало, что создание системы дополнительного образования детей на основе сети внешкольных учреждений (в т.ч. и детских загородных лагерей), кадрового и программно-методического потенциала, использование традиций и опыта внешкольного воспитания требуют серьезного теоретического осмысления.

2. Уточнена сущность понятия «детский оздоровительно-образовательный лагерь». ДООЛ — это учреждение дополнительного образования, реализующее оздоровительно-образовательные программы, представляющие комплекс условий и образовательных услуг, обеспечивающих профилактику и укрепление здо ровVя петей, а так же способствующих их творческой самореализации.

3. Построена структурно-функциональная модель ДООЛ, представляющая педагогическую систему, признаками которой является многоуровневость, полифункциональность, открытость динамичность, функциями системы: социально-адаптивная, рекреативно-восстановительная, образовательно-развивающая и коммуникативная. Оздоровительно-образовательный потенциал системы обеспечивается тремя уровнями взаимодействия: управ ления (целенаправленное творческое взаимодействие детей и педагогов), содержания (дополнительные оздоровительно-образовательные программы) и технологии (проектирование и реализация совместных активных видов деятельности).

4. На основе теоретических положений выведены и апооби рованы педагогические условия эффективности деятельности ДООЛ: задачи оздоровления и дополнительного образованияфункции: досугово-развивающая, рекреативно-восстановительная, социально-адаптивная, коммуникативнаяуправление, включающее творческое взаимодействие педагогов и детейсодержание, реализующее дополнительные образовательные программыпедагогические технологии, позволяющие реализовать активные формы деятельности для развития творческих способностей детей.

5. На основе теоретических предпосылок разработаны программы «Лесная школа», «Дом друзей», «Тинэйджер-лидер» для трех возрастных групп отдыхающих детей и разработана методика их реализации в условиях ДООЛ. В результате педагогического эксперимента выявлены педагогические условия, эффективно влияющие на деятельность ДООЛ.

6. В работе намечена перспектива развития дальнейших научных исследований по обозначенной проблеме: теоретические и практические аспекты проектирования образовательных программ в условиях детских лагерей, взаимодействие образовательных учреждений в воспитании детей и др.

Таким, образом, результаты исследования позволя: от сделать корректный вывод, что цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.

Показать весь текст

Список литературы

  1. З.Б. Содержание и методы музыкальной работы в пионерском лагере. Автореф. дис.. канд.пед.наук. 1991.- 17 с.
  2. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. -М.: Просвещение, 1990. 140 с.
  3. О.А., Загрязкина Н. Н. Педагогическая практика студентов. -М.: Просвещение, 1989. 174 с.
  4. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. -М.: Мысль, 1991. 229 с.
  5. Г. Физическое воспитание подростков в пионерском лагере. Авторе?., дис.. канд.пед.наук. 1991.- 17 с.
  6. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. -М.: Изд. дом Шалвы Амоношвили, 1995. 496 с.
  7. К. Учителя и инновации: Кн. для учителя: Пер. с македонского. -М.: Просвещение, 1991. 159 с.
  8. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс,з-ео Каз. ун-та, 1996. 568 с.
  9. Г. М. Социальная психология. -М.: Кзд-во МГУ, 1988. 430 с.
  10. .Г. Человек как предмет познания. -Л.:Изд-во ЛГУ, 1968. 340 с.
  11. В.Н. Из опыта методической работы с педагогическим коллективом пионерского лагеря «Искорка» ЧМК //Пионерское лето: Метод. рекомендации о деятельности пио- 121 нерской дружины в лагере. -Челябинск: Челяб.гос.пед.ин-т, 1988. -С 45−50.
  12. В.Н. Использование элементов коммунарской методики в п/л: Опыт работы пионерского лагеря «Искорка» ЧМК. //Лето: Опыт, проблемы, поиск. -Челябинск: Челяб.гос. пед. ин-т, 1990. ч.2. С 3−6.
  13. В.Н., Коваль М. Б., Попова Г. Н. Детский оздоровительный лагерь: Проблемы, поиск, решения (по материалам ДОЛ «Искорка» ЧМК). -М.: РАО, 1992. 42 с. (в соавт.)
  14. В.Н., Бахарев В. В. Экологическая программа в детском оздоровительном лагере: Методическое пособие для студентов по педпрактике. -Челябинск: Челяб.гос.пед.ин-т, 1995. 153 с. (в соавт.).
  15. В.Н., Татаринцев Е. В., Шульгина Т. А. Ты едешь вожатым в лагерь: Методическое пособие для студентов по педпрактике. -Челябинск: Челяб.гос.пед.ун-т, 1995. 96 с. (в соавт.).
  16. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. Психолог, психопедагог, психоисторик. -М.-Воронеж, 1996. 758 с.
  17. В.Г. Человек в управлении обществом. -М.: Политиздат, 1977. 382 с.
  18. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. -М.: Педагогика, 1977. 254 с.
  19. Бабанский (O.K. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1982. 192 с.
  20. З.А. Воспитание познавательных интересов старших подростков в п/лагере. Автореф. дис.. канд.пед.наук. -М.: 1377. 19 с.
  21. B.C. Словарь нового педагогического мышления. -^"тгсинбург, 1292. S3 с.
  22. С.В. Основы превентивной психологии. -М.: Социальное здоровье России, 1993. 198 с.
  23. А.С. Педагогика детства. -Екатеринбург: «Сократ», 1995. 152 с.
  24. А.С. Ситуация успеха. Как её создать? -М.: Просвещение, 1991. 176 с.
  25. Д. А. Основы личностно ориентированной педагогики. -М.-Вооонеж: 1396. 218 с.
  26. Д.А. Учитель: от любви до ненависти. -М.: Народное образование, 1904. 143 с.
  27. JI.A. Философия воспитания как основа педагогической деятельности: Монография. -Екатеринбург:Урал. гос.пед.ин-т, Росс, сб-ние «Социальный педагог», 1993. 126 с.
  28. Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1986. 422 с.
  29. В.П. Слагаемые педагогической технологии -М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  30. Бестужев-Лада И.В. В преддверии Страшного Суда или Избежим ли предреченного в Апокалипсисе? -М.:Физкультура, образование и наука, 1995. 113 с.
  31. Бестужев-Лада И. В. Фкола XXI века: размышления о будущем //Педагогика, 1990, № 8. С 103−113.
  32. .П., Голубева З. И. Диагностика и прогнозирование в деятельности социального педагога. -М.: 1994.- 123
  33. П.П. Избранные педагогические произведения. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 695 с.
  34. С.Б. Взаимосвязь теоретической и практической подготовки студентов к работе с детскими общественными объединениями. Дис.. канд.пед.наук. -С.-Петербург: СПбГУ, 1992. 179 с.
  35. А.А. Личность и общение. Избранные труды. -М.: Педагогика, 1983. -272 с.
  36. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. В подзаг.:Психологическое исследование. -М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  37. Л.И., Конникова Т. Е. Возрастной подход в работе пионерской организации, -м.: Мол. гвардия, 1969. 98 с.
  38. В.Г. Социальная работа и социология педагогики. -М.: РАО, ИРЛ, 1993. 198 с.
  39. Буданова, Г. П. Система воспитания пионерского актива. Автореф. дис.. канд.пед.наук. -М.: 1985. 21 с.
  40. Буева Л. Г). Формирование личности как социально-педагогическая проблема. В кн.: Проблемы теории воспитания. Сб.ст., чЛ. -М.: Педагогика, 1974, С 20−32.
  41. Ю.В. Система воспитательной деятельности круглогодичного п/л. Автореф. дис.. канд.пед.наук. -№.: 1980. 23 с.
  42. В.Н. Воспитание активной позиции подростков в процессе общественно полезной деятельности в п/л. Автореф. дис.. канд.пед.наук. -V.: 1983. 16 с.
  43. Валеология человека. Здоровье любовь — красота.
  44. В 5 томах. Т.1. Валеология и мудрость здоровья. -Санкт-Пеотербург: Изд-во «Петроградский и К «, 1996. 304 с.
  45. Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. -М.: Педагогика, 19S0. 196 с.
  46. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб, пособие для студентов пед.институтов. /Ю.К.Бабанский, В. И. Журавлев, В. К. Розов и др.- Под ред. В. М. Журавлева. -М.: Просвещение, 1988. 239 с.
  47. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. -М.: Изд-во Коек, ун-та, 1990. 228 с.
  48. Вожатому об организации спортивной работы в оздоровительном лагере. /Сост.:М. Ю. Игнатенкова, В. В. Шелегина, В. А. Болотников. -Калуга, 1992. 40 с.
  49. К.Н. Основные педагогические проблемы организации летней работы с детьми в городской школе. Дис.. канд.пед.наук. -М.: 1987. 346 с.
  50. Воспитание в пионерском отряде. /Под ред.Б. Е. Ширвиндта. -М.: Просвещение, 1963. 272 с.
  51. .о. Воспитание и рынок в переходный период. //Педагогика. 1993 т. С.37−40.
  52. Е.З., Хозе С., Иванов В. Ребячий лидер -кто он? //Воспитание школьников. 1991 № 1−2. С. 9−13.
  53. Л.С. Педология подростка //Выготский Л. С Собр.соч.: Т.4. -М.: Педагогика, 1984. 404 с.
  54. О.С. Детский коллектив как субъект и объект воспитания (На материале воспитательной работы со старшеклассниками в условиях летнего лагеря). Дис.. канд.пед.- 125 наук. -М.: 1974. 209 с.
  55. О.С. Развитие и воспитание временного детского коллектива. //Сов.педагогика. 1978 $ 8. С. 37−43.
  56. М.А. Развитие системы подготовки социальных педагогов в Российской Федерации //Социальный педагог: подготовка и деятельность: Сб.ст. -Челябинск: Изд-во Челяб.гос.пед.ин-та, 1994. С. 7−16.
  57. М.А. Теоретические основы формирования творческой личности школьника в процессе политехнической подготовки. Дис.. докт.пед.наук /АПН СССР. -М., 1987.- 328 с.
  58. .Я. Формирование взаимоотношений в кратковременном детском коллективе (На матео. Всерос. пион. лагеря 1Ж ВЛКСМ «Орленок11). Автооеф. дис.. канд.психол.наук. -М.: 1976. 20 с.
  59. JK. Что такое психология: в 2-х т.: Пео. с франи. -Ы.: Мио, 1992. 496 е., ил.
  60. Г. С. Пионерский коллектив воспитатель личности подростка (На матер, работы загородного п/лагеря). Дис.. канд.пед.наук. -М.: 1970. — 195 с.
  61. Н.К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания. -№.: 1989.
  62. Г, укасова A.M. Трудовое воспитание в загородном пионерском лагере. Дис.. канд.пед.наук. -М.: 1958. 394 с
  63. Гуманизация воспитания в современных условиях /Под ред. Газмана О. С. и И. А. Костениука. М.: 1995. — 115 с.
  64. OS. «•:.• .г :сацпя икс: — ' «лая вселенского сознания //Пе дагогика. 1994, 3. С. 13−18.
  65. Детский оздоровительный лагерь (по материалам работы детских оздоровительных лагерей Челябинского металлургического комбината). /Авт.сост. Антонов В. Н. -Челябинск: 1992. 42 с.
  66. П.Н. Некоторые вопросы теории и практики летних лагерей старшеклассников. Автореф. дис.. канд.пед. наук. -Калинин, 1968. 25 с.
  67. Деятельность: теории, методология, проблемы. -М.: Политиздат, 1Р9С. 366 с.
  68. Р.С. Размышления по обновлению содержания образования (воспитательный аспект). -Костанзй, 1994. 19 с.
  69. Л.С. Развитие пионерских лагерей в СССР (1945−1975). Авторе|.дис.канд.пед.наук. -М., 1976. 22с.
  70. П.А. Общественный труд в пионерском лагере. Дис.. канд. пед .наук. -V!., 1963. 19 с.
  71. М.И. Проблемы воспитательной деятельности пионерской организации в период летних каникул. Автореф. дис.. канд.пед.наук. -?/., 1990. 21 с.
  72. В.И. Педагогическое предвидение. -М.: Знание, 1984. 80 с.
  73. Заио-Бек Е.С., Казакова Е. И. Педагогические ориентиры успеха. (Актуальные проблемы развития образовательного процесса). -Санкт-Петербург, 1995. 64 с.
  74. Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога: Учебное пособие. -Свердловск, УрГУ, 1988. 120 с.
  75. И.П. Коллектив и личность, -Л.: Изд-во ЛГУ, 1971, 300 с.
  76. Л.П. Творческие комплексные игры как средство сплочения пионерского коллектива (п/л.). Автореф. дис.. канд.пед.наук. -М., 1977. 17 с.
  77. Г. М. Педагогические проблемы формирования у старшеклассников организаторских качеств. Дис.. канд. пед.наук. -М., 1972. 248 с.
  78. Играйте вместе с нами. Игры, конкурсы для организаторов досуга и педагогов учреждений дополнительного образования. -Самара, 1993. 24 с.
  79. Игроблокнот /Сост. И. В. Бодрых, Т. А. Рязанова, В. И. Бугаева, A.M.Цурыков. -ВПЛ «Артек» им. Ленина, 1990. 70 с.
  80. В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. 168 с.
  81. М.З., Смирнов Б. А. Социология воспитания. -М.: ИМПиЗ, 1996. 114 с.
  82. К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. -М.: Педагогика, 1991. 240 с.
  83. Инструктивные материалы в помощь работникам профсоюзных организаций и пионерских лагерей. Сборник. -М.: Профиздат, 1974. 296 с.
  84. Инструктивно-методические рекомендации по организации воспитательной работы с юными ленинцами в загородных пионерских лагерях. /Науч. руководитель Иоголевич А. З. -Челябинск, 1986. -67 с.- 128
  85. В.А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание . Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. -М.: Новая школа, 1996.- 160 с.
  86. И.И. Содержание познавательной деятельности детей в массовом пионерском лагере на основе краеведения. Автореф. дис.. канд.пед.наук. -Томск, 1969. 19 с.
  87. Л.К. Особенности формирования детского коллектива в пионерском лагере (на опыте работы Всесоюзного ордена Трудового Красного Знамени п/л «Артек» им. В.И.Ленина) Автореф. дис.. канд.пед.наук. -М., 1974. 31 с.
  88. М.Б. Педагогика внешкольного учреждения. -Оренбург, 1993. 98 с.
  89. Кон И. С. Ребенок и общество. -М.: Наука, 1988.- 358 с.
  90. Концептуальные основы обновления системы организованного летнего отдыха детей. //Вестник образования. 1992 № 4.
  91. Концепция социализации личности в детской организации /Под ред. Рожкова М. И. -М., 1990.
  92. Ю.А. Технология педагогического анализа учебно-воспитательного пооцесса. -М.: «Пед.поиск», 1997.- 78 с.
  93. Королев &.Q. Системный подход ь еогможности его применения в педагогике // Проблемы теории воспитания. Сб.статей. 4.1. -М.: Педагогика, 1977. — 148 с.
  94. В.М. Введение в общую теорию развития личности. -№.: Высшая школа, 1991. 122 с.- 129
  95. Краткий русско-английский и англо-русский толковый словарь по педагогике и образованию. /Авт. В. С. Безрукова, З. А. Галагузова, Б. М. Игошев, Д. М. Комский и др. -Екатеринбург, 1993. 96 с.
  96. Н.К. О жизни в лагерях (письмо пионерам). Пед.соч.: в 10-ти т., -У., 1959, т. У, C.5S3−595.
  97. Н.К. О пионерских лагерях и прогулках. Пед соч.: в 10-ти т., -М., 1959, т. У, с.252−253.
  98. Н.К. Педагогические сочинения в 10-ти т., -М.: АПН РСФСР, 1954.
  99. Н.В. Системный подход в педагогическом исследовании //Методология педагогических исследований /Под ред. А. И. Пискулова. -М., 1980. С.82−117.
  100. В.В. Наука в системе культуры. -Псков, 1994. 136 с.
  101. В.В. Методика планирования работы в пионерском лагере. -№.: Рот., ВКШ при ПК ВЛКСМ, 1973. 27 с
  102. Е.А. Готовясь работать с подростками. -М.: МПГУ, 1993. 152 с.
  103. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. -М.: Высш.шк., 1991. 224 с.
  104. Лето в пионерском лагере. /Сост. Рябова Г. С., Ло-паткова Я.В., Касимова Т. А. -Загорск, 1991. 29 с.
  105. А.А., Рыбинский Е. М. Положение детей в России (социальный портрет). -М.: Дом, 1993. 218 с.
  106. .Т. Философия воспитания. -М.: Прометей, 1995. 282 с.
  107. Р.А. Педагогические основы деятельности- 130 детских общественных объединений в современных условиях. -Челябинск, Челяб.гос.пед.ун-т, 1996. 138 с.
  108. Лишин 0. Воспитание личности в условиях социально' го кризиса. /Народное образование, 1993 № 5.
  109. Логический словарь: ДЕФОРТ /Под ред. А. А. Ивина,
  110. B.Н.Переверзева, В. В. Петрова. -№.: Мысль, 1994. 268 с.
  111. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -№.: Наука, 1984. 444 с.
  112. А.С. Педагогические сочинения в 6-ти т.1956.
  113. Г. А., Фрадкин Ф.А. Воспитательная система
  114. C.Т.Шацкого. -М.: Прометей, 1993.
  115. Методические матеоиалы в помощь организаторам лет него отдыха детей и подростков. /Сост. Антонов В. Н., Никитин А. Ю., Попова Г. Н. -М., 1990. -41 с.
  116. Методические рекомендации по осуществлению непрерывной пед. практики студентов историко-педагогического факультета (воспитательная работа). /Ред.Иоголевич А. З. -Челя бинск, 1982.-112 с.
  117. М.Р. Условия эффективного применения педагогических технологий детской организации «Н-4». Дис.. канд.пед.наук. -М.: Ин-т молодежи, 1995. 259 с.
  118. А.В. Педагогические проблемы свободного об шения старшеклассников. Автореф. дис.. канд.пед.наук. -М., 1970. 25 с.
  119. А.Я., Гостев А. Г. Какой быть новой педагогике?: Учебное пособие. -Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1993 212 с.
  120. И.Н. Продуктивность социально-психологической компетентности организатора детского движения. Лис.. канд.психологич.наук. -М.: Ин-т молодежи, 1992. 237 с.
  121. Новое в воспитательной работе школы. /Сост. Буркова. -М., 1991. 111 с.
  122. Новые ценности образования. Тезаурус для учителей и школьных психологов. /Ред.-сост. Н. Б. Крылова. -М., 1995.- 115 с.
  123. Организация летнего отдыха школьников. /Сост.Новикова Т. В. -Красноярск, 1991. 73 с.
  124. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. -М.: Просвещение, 1991.
  125. С.И. Педагогические основы профессиональной подготовки отрядных вожатых п/лагерей круглогодичного типа. Автореф. дис.. канд.пед.наук. -М., 1989. 21 с.
  126. Песня серебряных горнов. /Сост.В.Гринберг. -М.: Молодая гвардия, 1976. 174 с.
  127. В.А. Личность в психологии. -РнД, 1996.- 512 с.
  128. В.А. Психология неадаптивной активности. /РОУ. -М.: ТОО «Горбунок», 1992. 224 с.
  129. П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. -М., 1996. 269 с.
  130. К. Дети в пионерском лагере. Трудовая деятельность- соревнования и состязания- игры. -М.: Профиздат, 1989. 142 с.
  131. B.W. Научно-педагогическая информация. Словарь-справочник. -М.: Новая школа, 1995. 256 с.
  132. Понятийно-терминологический словарь. Для педагогов дополнительного образования. /Сост. В. В. Белова, М. Б. Коваль. -М.-Оренбург, 1996. 22 с.
  133. Понятийный аппарат педагогики и образования. Вып. 1. /Отв.ред. Е. Е. Ткаченко. -Екатеринбург, 1995. 224 с.
  134. Права ребенка. Сборник основных международных документов. -М.: Дом, 1992. 93 с.
  135. Проблемы теории воспитания. 4.1. /Под ред. Л.П.Бу-евой, Л. И. Новиковой, Г. Н. Филонова. -М.:Педагогика, 1974.- 260 с.
  136. Программа летней педпрактики в загородных пионерских лагерях студентов III курса. /Литвак Р.А., Антонов В. Н. -Челябинск, 1992. 10 с.
  137. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Кружки пионерских и профильных лагерей. /Ред.-сост. Коваль М. Б. -М.: Просвещение, 1988. 208 с.
  138. К.Д. Особенности формирования коллектива в пионерских лагерях. Ученые записки. Т.156. -JI.:Изд-во ЛГУ, 1958. 349 с.
  139. Ребенок в зазеркалье лета: Инновационные формы, содержание и концептуальные проекты летнего отдыха детей. /МО РФ ВНИК «Лето" — под оед. Г. П. Будановой, С. Ю. Степанова.- 133 -М., 1991−1992. 180 с.
  140. Л.В. Экологическое воспитание подростков в п/л. Автореф. дис.. канд.пед.наук. -М., 1989. 16с.
  141. P.M. Развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ориентации личности. -М., 1996. 144 с.
  142. Роль и место «Орленка» в развитии личности современного подростка //Проблемы летнего отдыха детей: Научно-практическая конференция: Сб. тез. докл. и сообщ./ВДЦ «Орленок». -Туапсе, 1995. 138 с.
  143. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. /Гл.ред. В. В. Давыдов. Большая Российская энциклопедия, 1993. Т.1. 608 с.
  144. С.Л. Бытие и сознание. -М.: АПН СССР, 1957. 328 с.
  145. С.Л. Основы общей психологии. -М.: Педагогика, 1987.
  146. Е. Все лучшее детям. -М.: Мол. гвардия, 1980. — 173 с.
  147. Л.Г. Развитие самодеятельности старших подростков в школьных клубных объединениях по интересам. Автореф. дис.. канд.пед.наук. -М., 1991. 17 с.
  148. Салют «Орленок» или путешествие в педагогику боевой, звонкой, многокрасочной пионерской жизни. /Авт.-сост. В.Яковлев. -М.: Мол. гвардия, 1987. 159 с.
  149. Н.Ш. Деятельность пионерской организации по формированию социально-экологической ответственности подростков. Автореф. дис.. канд.пед.наук. -М., 1991. 16 с.
  150. Сборник инструктивных материалов для организаторов летнего оздоровительного отдыха детей и подростков. /Авт.-сост. Антонов В. Н. -Челябинск: УМЦ профсоюзов, 1996.41. 143 с.
  151. Сборник инструктивных материалов для организаторов летнего оздоровительного отдыха детей и подростков. /Авт.-сост. Антонов В. Н. -Челябинск: УМЦ профсоюзов, 1996.42. 11? с.
  152. Сборник инструктивных материалов для организаторов летнего оздоровительного отдыха детей и подростков. /Авт.-сост. Антонов В. Н. -Челябинск: УМ! профсоюзов, 1996.43. 69 с.
  153. В.Л. Педагогика среды. -Екатеринбург:УрГУ 1993. 63 с.
  154. В.П. Диагностика личности и профессиональ ного мастерства преподавателя: Учебн. пособие для студентов педвузов, учителей, слушателей ФПК. -М.:Междунар.пед.акад. 1995. 192 с.
  155. Система воспитательной деятельности пионерской организации. /Под ред. Ширвиндта Б. Е. Педагогика, 1978. 176 с.
  156. Е.Н. Детское движение в современном обществе: Учеб.пособ. -Ростов н/Д: Рн/ДГПУ, 1993. 118 с.
  157. Социальная педагогика: Экспресс-учебник. /Под ред Р. А. Литвак. -Челябинск, 1994.
  158. В.Б. Исследование влияния различных дви гательных режимов в пионерских лагеря/ и* физическое развитие и работоспособность детей школьного возраста. Автореф.- 135 дис.. канд.пед.наук. -Тарту, 1967. 20 с.
  159. А.П. Трудовое воспитание в загородном пионерском лагере в связи с задачами политехнической подготовки школьников. Автореф. дис.. канд.пед.наук. -М., 1958. 13 с.
  160. А. Детское движение на современном этапе. -М.: Ин-т молодежи, 1991. 170 с.
  161. В.А. Мудрая власть коллектива. -М.: Мол. гвардия, 1975. 239 с.
  162. Такие же девчонки, такие же мальчишки. /Сост. Прокопьева Е. Ю. ВПЛ «Океан», 1991. 18 с.
  163. Тебе, боец педагогического отряда. Выпуск 11. /Сост. Г. П. Помарина. -Калуга, 1991. 97 с.
  164. Теория и методика комсомольской и пионерской рабо ты в школе. /Под ред. В. В. Лебединского. -М.: Просвещение, 1976. 431 с.
  165. Е.П., Шамова Т. И. Инновационные подхо ды в образовательных системах. -М.: Новая школа, 1996. 21 с.
  166. К.Н. Развитие и воспитание временного детского коллектива (на материалах загородных п/л.). Дис.. канд.пед.наук. -Л., 1970. 342 с.
  167. П.И. Практика управления современной современной школой (опыт педагогического менеджмента). -М.: МПГУ, 1995. 202 с.
  168. А.Г. Индивидуальный подход в воспитатель ной работе с пионерами в лагере. Автореф. дис.. канд. пед наук. -М., 1987. 17 с.
  169. А.Н. Нравственное воспитание подростков в разновозрастном коллективе школьного лагеря труда и отдыха. Автореф. дис.. канд.пед.наук. -М., 1978. 23 с.
  170. Д.Н. Основные положения теории установки. -М.: Педагогика, 1961. 358 с.
  171. Философский словарь /Под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. Политиздат, 1987. 590 с.
  172. Филоссфско-психологические проблемы развития образования /Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Интор, 1994.
  173. Философский энциклопедический словарь. -М.: И. ЧФРА-М, 1997. 576 с.
  174. Л.М., Кулагина И. Ю. Учителю о психологии. -М.: Просвещение, 1991. 306 с.
  175. О.Г., Поташник М. М., Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный процесс: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений /Под ред. Поташника м.м. -.V.: Новая школа, 1994. 64 с.
  176. И.В. Маленький принц Земли. Программа формирования экологической культуры детей и подростков. -М., 1995. 21 с.
  177. С., Щеглова С. Кто они, подростки девяностых. -М., 1990.
  178. Е.И., Рожков М. И. Детские организации: il’ar в будущее. //Воспитание школьников. 1993 № 2. 0.29−31.
  179. В.Д. Философия образования и образовательные политики. 1993. 181 с.
  180. С.Т. Избранные педагогические произведения -У.: Учпедгиз, 1958. 430 с.
  181. Р. Истина и наука. -М.: МЦВП, 1992. 96
  182. Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики. -М., 19Э4. 19 с.
  183. Н.Е. Новое в воспитательной работе школы. -М.: РАО ИРЛ, 1991. 111 с.
  184. Н.Е. Собранье пестрых дел: Методический материал для работы с детьми, -iv!.: Новая школа, 1994. 96 187. !'1едровицкий П. Г. Очерки по философии образования. -М., 1993. 153 с.
  185. Г., Розин В., Алексеев Н., Непомнящая Н. Педагогика и логика. -М., 1993. 415 с.
  186. Энциклопедический социологический словарь. /Общ. ред. акад. РАН Осипова Г. В. -М.: РАН, 1995. 939 с.
  187. Е.А. !Зкола для всех: Адаптивная модель: (Теоретические основы и практическая реализация). -№.: Новая школа, 1996. 352 с.
  188. Т.Ф. Проблема духовного воспитания. //Педа гогика. 1995 $ 2. С.40−48.
  189. American Camping Association. Camp Standards With Interpretation for the Accreditation of Organized Camps. Martisville, IN: American Camping Association. 1984.p.9.
  190. Basic Camp Management. Revised 3rd Edition Armand & Beverly Ball. An Introduction to Camp Administration. American Camping Association 1993.- 221 p.
  191. Edgar, Mary S. «Lasting Legacies for Campers» Spread a Little Sunshine Huntsville, Ontario: Camp Iawingo. p 216.
  192. Carlson, Reynold. The Values og Camping Martinsville, IN: American Camping Association, 1975. p.4.
  193. Trotter, Kathelttn M. «Getting Out of the 90-day Mentality». Camping Magfzint 61:7, May, 1989, pp 28−29.1. JLfO
Заполнить форму текущей работой