Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Инструментарий нивелирования угроз экономической безопасности России в условиях интеграции в мировое хозяйство

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следует отметить, что Российская Федерация на сегодняшний момент переживает сложный исторический период, характеризующийся активным вовлечением страны в международные интеграционные процессы, которые оказывают существенное влияние на ее экономическую безопасность. Россия сталкивается со стремлением развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать ситуацию в России… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические аспекты обеспечения экономической безопасности в условиях усиления интеграционных процессов
    • 1. 1. Развитие интеграционных процессов как тенденция эволюции современного хозяйства
    • 1. 2. Специфика обеспечения экономической безопасности в условиях интеграции
  • Глава 2. Экономическая безопасность России в условиях интеграции: особенности обеспечения
    • 2. 1. Экономическая безопасность современной России: оценка современного состояния
    • 2. 2. Усиление угроз экономической безопасности в условиях интеграции
  • Глава 3. Направления нивелирования угроз экономической безопасности России в условиях усиления интеграционных процессов
    • 3. 1. Превентивный механизм нивелирования угроз экономической безопасности. / о
    • 3. 2. Международный опыт обеспечения экономической безопасности в условиях интеграции. ц д

Инструментарий нивелирования угроз экономической безопасности России в условиях интеграции в мировое хозяйство (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

.

Экономическая безопасность национальной экономики в современном мире определяется множеством факторов эндогенного и экзогенного характера. Активное развитие интеграционных процессов влечет за собой резкое расширение и усложнение экономических взаимосвязей между государствами, субъектами хозяйственной деятельности и между людьми, что выражается в расширении планетарного информационного пространства, мирового рынка капиталов, товаров, рабочей силы и услуг. Однако интеграционные процессы влекут за собой не только новые перспективы, но и приводят к возникновению новых угроз экономической безопасности для национального государства.

Следует отметить, что Российская Федерация на сегодняшний момент переживает сложный исторический период, характеризующийся активным вовлечением страны в международные интеграционные процессы, которые оказывают существенное влияние на ее экономическую безопасность. Россия сталкивается со стремлением развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать ситуацию в России и государствах-участниках Содружества Независимых Государств в своих экономических и политических интересах, не позволяя им занимать свои ниши в глобальной экономике. Например, по данным Минэкономразвития России отмечается, что на сегодняшний день 22 государства применяют 93 ограничительные меры против российских товаров: 40 антидемпинговых мер (пошлин и расследований), 8 специальных защитных мер и 45 мер нетарифного (административного) регулирования импорта. Такие меры применяют Австралия, Аргентина, Индия, Индонезия, Киргизия, Китай, Мексика, Перу, Азербайджан, Армения, Молдова (исключая Приднестровье), Туркменистан, Узбекистан, США, Таиланд, Турция, Украина, Филиппины, Южная Корея и Евросоюз. А наибольшее количество таких мер введено в Евросоюзе, США, Украине1. Так же в процессе интеграции увеличивается угроза оттока научных кадров за счет упрощения.

1 http://www.rg.ru/2010/06/01/torgovlya.html выезда за границу, что существенным образом подрывает интеллектуальный потенциал страны.

Согласно выступлению Президента РФ В. В. Путина на расширенном заседании Государственного совета России «О стратегии развития России до 2020 года» перед российской экономикой поставлены амбициозные задачи, как во внутренней, так и во внешней деятельности, обусловленные развитием инновационной составляющей и уходом экономики от сырьевой направленности. Отметим, что для выполнения поставленных задач, по мнению большинства ученых, без интеграции экономики в международное сообщество будет невозможной реализация национальных интересов вследствие превращения мировой экономической системы в совокупность мощных интеграционных систем, активно взаимодействующих друг с другом. Однако успешность решения данных задач будет определяться во многом следующим фактом — сможет ли Россия нивелировать как имеющиеся, так и возникающие угрозы экономической безопасности.

Таким образом, инструментарий нивелирования системы угроз экономической безопасности России в условиях интеграции в мировое хозяйство требует формирования соответствующего организационно-экономического инструментария, а также разработки адекватного механизма совершенствования экономической политики государства в сфере обеспечения экономической безопасности, что и обусловило выбор темы диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. В экономической науке проблеме обеспечения экономической безопасности национального хозяйства посвящено значительное число работ.

Теоретические и прикладные аспекты обеспечения экономической безопасности анализируются в трудах как зарубежных (Ж. Аттали, Дж. Багхвати, 3. Бзежинский, А. Гринспен, Дж. Итвел, X. Келлер, Г. Киссинджер, Л. Клайн, В. В. Леонтьев, Дж. Сорос, Дж. Стиглиц,.

2 По данным официального сайта правительства РФ Ьйр://правительство.рф.

Дэн Сяопин, С. Фишер и др.), так и отечественных исследователей (Л.И. Абалкин, Е. Ф. Авдокушин, П. М. Алампиев, C.B. Андреев, В. Н. Анищенко, А. Ю. Архипов, О. Т. Богомолов, Ю. А. Борко, A.C. Булатов, О. В. Буторин, В. А. Виноградов, A.B. Возжеников, В. Ф. Гапоненко, С. Ю. Глазьев, JIM. Глухарев, О. В. Голосов, А. Е. Городецкий, И. М. Гриненко, В. И. Давыдов,.

B. Д. Данилов-Данильян, М. Г. Делягин, С. И. Долгов, И. И. Елисеева,.

C.М. Ечмаков, В. В. Журкин, JI.3. Зевин, Р. В. Илюхин, JI.H. Красавин, Н. П. Купрещенко, Д. С. Львов, М. М. Максимова, А. Д. Некипелов, В. П. Федоров, А. Ц. Хатаев, П. А. Цыганков, Г. Н. Шагалов, В. Г. Шемятенков, Ю. В. Шишков, М. А. Эскиндаров, В. М. Юрьев и др.).

Вопросам совершенствования механизма обеспечения внешнеэкономической безопасности посвящены работы А. И. Вольского, Т. Е. Кочергиной, В. П. Оболенского, В. А. Поспелова и др.

Изучению угроз экономической безопасности уделялись в работах российских ученых, среди которых В. А. Богомолов, Г. С. Вечканов, М. Д. Медников, В. К. Сенчагов, В. Л. Тамбовцев, В. И. Ярочкин и др.

Следует отметить, что в работах данных авторов достаточно полно раскрыты многие аспекты угроз экономической безопасности. Однако недостаточно уделено внимание трансформации угроз экономической безопасности в процессе интеграции России в мировое хозяйство.

Целью исследования является совершенствование организационно-экономического инструментария нивелирования угроз экономической безопасности России в условиях интеграции в мировое хозяйство.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

— уточнить специфику влияния интеграционных процессов на экономическую безопасность России;

— раскрыть содержание проявлений воздействия интеграционных процессов на экономическую безопасность;

— выявить характер воздействия угроз экономической безопасности в процессе интеграции в мировое хозяйство;

— проанализировать современное состояние экономической безопасности России;

— разработать инструментарий нивелирования внутренних и внешних угроз экономической безопасности России в условиях интеграции в мировое хозяйство;

— предложить меры обеспечения экономической безопасности на основе зарубежного опыта.

Объектом исследования является система угроз экономической безопасности России в процессе интеграции в мировое хозяйство.

Предметом исследования является инструментарий нивелирования угроз экономической безопасности России в условиях интеграции в мировое хозяйство.

Теоретической и методологической основой исследования стали фундаментальные работы в области обеспечения экономической безопасностиматериалы научных конференций, семинаров. Использовались труды российских и зарубежных ученых, специальная справочная, инструктивная, методическая литература, материалы периодической печати и интернет-ресурсы.

В диссертационном исследовании применялся комплекс общенаучных подходов: аналогия, абстрактно-логический, абстракция, анализ, дедукция, синтез, обобщение, структурно-функциональный, комплексный и системный, так и специфических методов: формализация, монографические, экономико-статистические, моделирование, графические, табличные и другие.

Проведенное исследование основано на комплексном подходе к нивелированию угроз экономической безопасности в условиях интеграции в мировое глобальное хозяйство.

Содержание диссертационного исследования соответствует пункту 12. Экономическая безопасность (12.23. Проблемы интеграции России в мировое хозяйство и ее экономическая безопасность) специальности 08.00.05.

Экономика и управление народным хозяйством Паспорта специальностей ВАК РФ.

Информационной базой исследования послужили: законодательные и нормативные акты Российской Федерации, постановления Правительства РФ, регулирующие отношения в данной сфере, материалы Федеральной службы государственной статистики РФ, а также монографии отечественных и зарубежных авторов по исследуемой теме, статьи, опубликованные в научных изданиях и периодической печати.

Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании необходимости учета интеграционных процессов при разработке превентивного инструментария экономической безопасности и формировании соответствующих направлений.

1. Раскрыта специфика влияния интеграционных процессов на обеспечение экономической безопасности России: в среднесрочном периоде интеграционный процесс является точкой бифуркации, при котором, с одной стороны, процессы интеграции позволят скорректировать политику обеспечения экономической безопасности для достижения долгосрочных целей (увеличение темпов модернизации и диверсификации экономики за счет доступа к международным ресурсам, увеличение притока инвестиций, получение равноправных условий на мировых рынках, укрепление политического и экономического влияния), с другой стороны, не позволят скорректировать политику экономической безопасности за счет воздействия внутренних угроз (увеличение зависимости от продажи энергоносителей, отток капитала, уменьшение кадрового потенциала, неоднозначный образ российской экономики в лице международного сообщества).

2. Раскрыто содержание позитивных и негативных проявлений воздействия интеграционных процессов на экономическую безопасность, систематизированных по уровню влияния на субъекты хозяйственной деятельности и характеру воздействия на них: государство (повышение показателей экономического роста, внедрение передовых технологий, создание совместных предприятийувеличение экспорта невосполнимых ресурсов, скупка перспективных предприятий и их банкротство, увеличение оттока капитала), организация (экономия при организации крупного производства, увеличение рынков сбыта продукции, привлечение к управлению иностранных специалистовувеличение качественной конкуренции со стороны иностранных организаций, увеличение угроз промышленного шпионажа, возрастание вероятности недружественных поглощений со стороны иностранных компаний, захват рынка сбыта иностранными компаниями), личность (расширение образовательных услуг со стороны иностранных государств, рост реальных доходов за счет увеличения, упрощения коммуникационных возможностей с другими государствамирост угроз электронного мошенничества, международного терроризма, неустойчивости личных и семейных доходов за счет влияния международных деструктивных факторов).

3. Разработана вербальная модель взаимодействия внутренних и внешних угроз экономической безопасности в процессе интеграции России в мировое хозяйство: внутренние угрозы инициируют интенсивное нарастание негативного воздействия внешних угроз на систему экономической безопасности, а внешние угрозы экономической безопасности могут выступать стабилизирующим фактором поддержания существующего уровня экономической безопасности (зависимость от продажи на энергоносители позволяет формировать бюджет страны, способствующий реализовывать политику модернизации экономики по инновационному путиразвивать военный потенциалсоздавать стабилизационный фонд, позволяющий нивелировать угрозы международного кризиса, а также поддерживать оптимальный уровень социально-экономического развития).

4. Предложен превентивный механизм нивелирования внутренних и внешних угроз экономической безопасности России в процессе интеграции в мировое хозяйство, который предполагает: 1) проведение мониторинга внутреннего информационного поля страны и международного информационного поля, направленного на детекцию внутренних и внешних угроз- 2) анализ содержания системы показателей экономической безопасности в выделенной специализированной государственной аналитической службе- 3) наложение полученных данных на прогнозируемое множество сценариев обеспечения экономической безопасности- 4) корректировка инструментария, и позволяет производить государству оперативную корректировку проводимой экономической политики в условиях интеграции в мировое хозяйство.

5. Предложены меры экономической безопасности, сформированные на основе зарубежного опыта в рамках превентивного механизма (определение стратегических отраслей народного хозяйства, необходимых для реализации национальных интересов, способствующих поддержанию необходимого уровня экономической безопасности страны, в которые не допускается иностранный капиталподдержка предприятий, приобретающих иностранные компании или долю в этих компанияхстимулирование, страхование экспорта, заграничной деятельности российских ТНК).

Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что полученные результаты развивают направление обеспечения экономической безопасности в экономике, дополняют его теоретический, методический аппараты, создают возможность исследования современных тенденций интеграционных процессов и их влияние на экономическую безопасность национального хозяйства, содействуют снижению уровня угроз и рисков экономической безопасности в интеграционных процессах.

Представленные теоретические выводы и предложения, а также предложенный в исследовании механизм превентивных мер обеспечения экономической безопасности в интеграционных процессах могут послужить базой для дальнейших теоретических и прикладных разработок в данной области.

Обобщенные автором теоретические положения и выводы могут быть использованы в преподавании курсов экономических дисциплин, в частности «Экономическая безопасность» в вузах РФ.

Практическая значимость исследования заключается в том, что основные положения, выводы и рекомендации могут использоваться как в предпринимательской деятельности при формировании политики долгосрочного развития, так и региональными органами власти при мониторинге состояния экономической безопасности.

Практическую значимость имеют:

— раскрытое содержание позитивных и негативных проявлений воздействия интеграционных процессов на экономическую безопасность страны, систематизированных по уровню и характеру воздействия, что позволит органам власти и коммерческим структурам использовать при разработке направлений обеспечения экономической безопасности;

— разработанный превентивный механизм нивелирования внутренних и внешних угроз экономической безопасности страны при интеграции в мировое хозяйство, который поможет нивелировать угрозы и позволит повысить степень обеспечения экономической безопасности до наступления критических точек.

Апробация работы. Основные положения выполненного диссертационного исследования были обсуждены на кафедре политической экономии и мирового глобального хозяйства Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина. Наиболее актуальные вопросы, рассмотренные в диссертации, докладывались на научно-практических конференциях, нашли отражение в научных публикациях автора.

Результаты выполненной работы апробированы в процессе преподавания дисциплины: «Экономическая безопасность» в ТГУ имени Г. Р. Державина, что подтверждено справкой о внедрении.

Разработанные рекомендации по нивелированию внутренних и внешних угроз были использованы в практической деятельности Администрации Тамбовской области, что подтверждено документально.

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 7 печатных работ общим объемом 4,5 п.л. (авторский объем — 4,5 п.л.), в том числе 3 статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ.

Структура и объем диссертационной работы были определены в соответствии с необходимостью решения поставленных научных задач. Работа построена по проблемно-тематическому принципу и состоит из введения, трех глав, включающих 6 параграфов, заключения, списка литературы.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ В результате проведенного исследования получены следующие выводы: Во-первых, выявлен характер влияния процесса интеграции России в мировое хозяйство на экономическую безопасность национального хозяйства.

Анализируя ситуацию в современном мире, можно говорить, что процесс интеграции является весьма длительным, характеризующимся постепенным слиянием экономик отдельных стран, унификацией и переходом к единому правовому пространству, созданием систем наднациональных органов.

Россия находится в нескольких крупных интеграционных объединениях: Евразийское экономическое сообщество, Содружество независимых государств, Союзное государство России и Белоруссии, Единый таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), Шанхайская организация сотрудничества. С 16 декабря 2011 года Россия стала членом ВТО, но пока не ратифицировала документы. По заявлению главы правительства РФ Д. А. Медведева ратификация соответствующего протокола должна произойти до 23 июня 2012 года, после чего Россия станет полноправным членом этой организации.

В долгосрочном этапе развития российской экономики процессы интеграции будут служить драйвером развития и увеличения темпов диверсификации экономики с уходом от сырьевой направленности. Данное развитие возможно за счет доступа к международной форме разделения труда, увеличения инвестиций в обрабатывающую промышленность, получения доступа к передовым технологиям, получения равноправных условий на мировых ранках. Однако для достижения долгосрочных целей обеспечения экономической безопасности, в краткосрочном и среднесрочном периодах необходимо нивелирование существующих и возникающих угроз экономической безопасности.

В среднесрочном периоде предполагается, что за счет развития интеграционных связей и воздействия внутренних угроз в системе экономической безопасности появится точка бифуркации. С одной стороны, для достижения долгосрочных целей обеспечения экономической безопасности в среднесрочном периоде, что будет способствовать развитию экономики, есть все основания.

С другой стороны, несмотря на рост ВВП, российская экономика в ряде отраслей отстает в развитии от развитых стран. Необходимо отметить и суровый российский климат, который существенным образом увеличивает издержки на производство, тем самым снижая привлекательность открытия иностранного «отверточного» производства. В краткосрочном периоде за счет существенной отсталости экономики кардинальных изменений не произойдет, но при этом сохраняется потенциал для ее развития. Стоить заметить, что в отношении российской внешнеэкономической деятельности применяются различные запретительные меры. Данная ситуация говорит о том, что в мире существует нежелание развитых стран принимать российскую продукцию на равных правах. Отсюда вытекают угрозы реализации национальных интересов, как во внешнеэкономической, так и внутриэкономической деятельности, что является угрозой экономической безопасности страны.

Во-вторых, раскрыто содержание проявлений интеграционных процессов на систему экономической безопасности.

В современных условиях безопасность страны тождественна способности государства, его экономического хозяйства выживать в условиях усиления воздействия глобальных внешних факторов, увеличивающих внешние угрозы.

Данными факторами являются: воздействие международной конкуренции и обеспечение конкурентоспособности национальных товаров на внутреннем и внешнем рынкахвоздействие международных финансовых и экономических кризисов и степень устойчивости национальной экономики в отношении к кризисным вызовамуровень интегрированности национальной экономики в региональные и субрегиональные торгово-экономические структуры.

В процессе анализа факторов интеграции можно сделать вывод о том, что уровень влияния факторов интеграции на экономику России заключается в следующем:

• углубление международного разделения труда;

• ориентированность производимой продукции на мировой рынок;

• возрастание международной мобильности капитала;

• усиление конкурентной борьбы как на внутренних, так и на внешних рынках;

• возможность использования международных передовых технологий.

Однако данные факторы в равной степени действуют как на внешние, так и на внутренние угрозы.

Таким образом, раскрыто содержание позитивных и негативных проявлений воздействия интеграционного процесса на систему экономической безопасности, сгруппированных по уровню и степени воздействия на субъекты хозяйственной деятельности страны.

Первый блок — по уровню влияния на субъекты хозяйственной деятельности (государство, организация, личность).

Второй блок — по характеру воздействия на них, раскрывающийся позитивным и негативным воздействием.

В-третьих, выявлено взаимодействие внутренних и внешних угроз экономической безопасности.

На сегодняшний день экономическая модель России носит экспортно-сырьевой характер. Россия по сей день является крупнейшей страной-экспортером сырья. В экспорте России преобладает сырье. В 2008 г. в структуре российского экспорта произошли заметные изменения — на первое место вышло энергетическое сырье, в частности нефть, минеральное топливо, битумные смолы, озокерит. На нефть и нефтепродукты приходится 51% стоимостного объема экспорта. Вторую по величине товарную группу составили цветные металлы (17%), третью — черные металлы (12%). Менее представлены продукты неорганической химии — 6%, драгоценные камни — 4%, морепродукты — 2%, удобрения — 1%, лесоматериалы — 1%, прочие товары -6%. Уровень экспорта технологий и продукции технического характера существенным образом отстает от развитых стран (доля России в мировом объеме торговли гражданской наукоемкой продукцией в течение ряда лет не превышает 0,3−0,5%, в то время как доля США составляет 36%, Японии — 30%, Германии — 17%, Китая — 6%). Так же данная ситуация сопровождается преобладающими закупками российскими предприятиями иностранной техники. Зависимость российской экономики от иностранных технологий носит повсеместный характер, так как уровень износа основных фондов превышает 70%. В области высоких технологий массового потребления у России нет ответа программным продуктам, как Windows, Mac OS X, Android, которые бы составили достойную конкуренцию данным товарам. Так же российский суперкомпьютер «Ломоносов», который занимает 18 место в топе 500 самых мощных компьютеров мира, российской компании «Т-платформ» в большинстве своем использует комплектующие иностранных компаний, таких как Intel, Nvidia. В машиностроении в основном преобладает импорт. Сфера медицинского оборудования характеризуется массовыми закупками импортного оборудования. В пассажирских авиационных перевозках крупными компаниями в основном используются подержанные Боинги и Аэробусы, несмотря на отечественные разработки.

Российская Федерация занимает восьмое место в мире по численности постоянного населения. Однако по уровню соотношения числа населения к территории страны Россия отстает от развитых стран. Данная ситуация констатирует что количество населения в России не достаточно для полного освоения ее территории, размещения производственных мощностей собственными силами. Данная ситуация также сопровождается угрозой заселения территории другими странами на пограничных территориях, например, такими как Китай.

Поэтому выделено, что экспортно-сырьевая направленность экономики, высокая отсталость и зависимость от иностранных технологий, низкий уровень населения к масштабам территории в процессе интеграции России в мировое хозяйство являются явными угрозами обеспечения экономической безопасности.

Выявлено, что процесс интеграции России в мировое хозяйство сопровождается скрытыми факторами, такими как механизмы теневой экономики и коррупция. На сегодняшний день в РФ наблюдается ежегодное увеличение выявленных экономических преступлений, связанных в основном с отмыванием денежных средств и имущества, приобретенных незаконным способом, фактов коррупции в органах государственной власти.

Выявлено что в России коррупция приняла один из самых серьезных видов — властную коррупцию. Данный вид коррупции, как показывает международный опыт, не приводит к развитию экономических отношений и становлению гражданского общества. Это приводит к инвестиционной непривлекательности страны, к неэффективному использованию природных богатств, развитию теневой экономики, а это прямая угроза экономической безопасности страны. Двойственность внешних угроз экономической безопасности России в процессе интеграции заключается в том, что внутренние угрозы существенным образом увеличивают влияние внешних угроз, а внешние влияют в свою очередь на внутренние. Таким образом, происходит мультипликация воздействия угроз экономической безопасности.

Выявлено что, наибольшую опасность для России в интеграционных процессах оказывают внутренние угрозы, а длительное преобладание данных угроз без осуществления эффективной экономической политики делает страну более уязвимой перед внешними угрозами.

Другая сторона двойственности заключается в том, что воздействие некоторых угроз является поддерживающей линией экономической безопасности на современном этапе развития российской экономики.

Однако данные успехи от данной угрозы экономической безопасности, как сильная зависимость от добычи и экспорта сырья, в долгосрочной перспективе не позволят России полноценно интегрироваться в международную экономическую систему на равных правах со статусом индустриальной страны.

В результате полученных данных разработана вербальная модель, характеризующая воздействие внутренних и внешних угроз экономической безопасности в процессе интеграции России в мировое хозяйство, где внутренние угрозы инициируют интенсивное нарастание негативного воздействия внешних угроз на систему экономической безопасности.

В-четвертых, обоснована необходимость оперативного нивелирования внутренних и внешних угроз экономической безопасности с разработкой комплекса мер превентивного характера.

Оперативное нивелирование угроз и принцип превентивности предполагают раннее выявление кризисов и конфликтов, используя внутреннее и внешнее информационные поля экономической системы, их заблаговременное предотвращение при помощи политических, дипломатических, государственно-правовых, гуманитарных и социальных инструментов, с использованием прогнозируемого множества сценариев обеспечения экономической безопасности РФ. В предложенном механизме вводится государственная аналитическая служба обеспечения экономической безопасности, предназначенная для постоянного сбора информации и интерпретации угроз экономической безопасности.

Представленный механизм нивелирования внутренних и внешних угроз экономической безопасности в процессе интеграции экономики России в международное хозяйство позволяет производить государству оперативную корректировку проводимой экономической политики в условиях интеграции в мировое хозяйство на основе сбора и анализа информации о ее результативности от эффекта обратной связи, полученной от институтов гражданского общества.

В-пятых, адаптированы меры международного опыта нивелирования угроз экономической безопасности в процессе интеграции в мировое хозяйство.

Процесс интеграции характеризуется не только увеличением взаимосвязи интегрирующихся экономик, но и увеличением внешнеэкономической деятельности каждой отдельной интегрирующейся страны. Одним из существенных показателей экономической безопасности в процессах интеграции является объем внешнеторговой деятельности, так как происходит либерализация торговли, открываются большие возможности для интегрированных стран.

При изучении вопросов обеспечения экономической безопасности иностранных государств выявлено, что наибольшее внимание вопросам национальной безопасности отводится в следующих странах: КНР, США, некоторые страны Евросоюза Япония.

Заметим, что особенности развития российской экономики и отличие ее рыночной составляющей от иностранных государств не позволяют полностью заимствовать зарубежные модели экономической безопасности. Поэтому, на основании современного состояния экономической безопасности РФ и анализа зарубежного опыта экономической безопасности, разработаны ориентиры обеспечения экономической безопасности РФ в процессе интеграции в мировое хозяйство, отвечающие национально-государственным интересам.

Предложены направления нивелирования угроз экономической безопасности в процессе интеграции России в мировое хозяйство являются:

1. Существенное переосмысление структуры гражданского общества, основанного на культуре, воспитательной и информационной политике государства, развитии национальной идеи Российской Федерации, отвечающей современным вызовам глобального мира, основанной на традиционных ценностях российской духовной культуры, способствующей сплочению и духовному обогащению различных этнических, социальных групп и гармонизации общественных отношений.

2. Опираясь на концепцию национальной безопасности и повышая собственную способность справиться с угрозами и вызовами, необходимо качественное сотрудничество в рамках международных организаций (ООН, ВТО, ШОС и иных международных организаций) посредством двусторонних и многосторонних механизмов.

3. Закрепление и увеличение конкурентного преимущества России на глобальном рынке (на сегодняшний момент Россия занимает убедительные конкурентные позиции на рынке экспорта транспортных услугжелезнодорожный транспорт в России не испытывает конкуренции со стороны иностранных железных дорогмагистральный трубопроводный транспорт России занимает второе место в мире после США).

4. Гармонизация экономико-правовой базы в области инновационной составляющей (охрана прав, коммерциализация и торговля продуктами интеллектуальной собственности).

5. Увеличение составляющей рыночной экономики с параллельным увеличением регулирующей функции государства (повышение эффективности управления собственностью в частном и в государственных секторах).

6. Снижение уровня влияния теневой экономики и коррупции как доминантных внутренних угроз, оказывающих мультипликативный эффект для внешних угроз.

7. Увеличение финансово-экономического иммунитета страны перед воздействием глобальных факторов интеграционного взаимодействия (регулирование внешних заимствований, ограничение иностранных влияний в стратегические отрасли, валютное регулирование, обеспечение устойчивости отечественных финансовых и фондовых рынков перед лицом опасностей со стороны мирового кризиса).

8. Сокращение межрегиональных различий, увеличение влияния на перспективу развития регионов страны через отраслевые программы экономической и социальной политики федерального правительства (сельское хозяйство, здравоохранение, образование, жилищно-коммунальный сектор).

9. Увеличение конкурентной составляющей между регионами в создании благоприятных условий для проживания и предпринимательства.

10. Нивелирование угрозы утраты кадрового потенциала экономики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Стратегический ответ России на вызовы нового века М.: Экзамен, 2004. 606с.
  2. Л.И. Экономическая безопасность России // Вестн. РАН. Т.67, № 9. 1997.- С. 771−776.
  3. Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994.-№ 12.
  4. Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение//Вопр. экономики. № 12. 1994. С. 183−190.
  5. Е.Ф. Международные экономические отношения: Учеб. пособие.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999 264 с.
  6. Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. М.: Юрисгь, 2001.-368 с.
  7. A.A., Садовничий В. А., Исследование сценариев развития Россия в условиях мирового кризиса. // URL: askarakaev.com/
  8. П.М. Вопросы размещения производства и экономического районирования / Алампиев П. М., Ознобина Н. М., Омаровский А. Г. -М.: ГОСПЛАНИЗДАТ, 1960. 308 с.
  9. П.М. Экономическое районирование СССР. — М.: Госплан-издат, 1959.-264 с.
  10. Аналитический доклад Института социологии РАН. Национальная безопасность России в оценках экспертов 2011 год.
  11. С.В. Охрана труда от «А» до «Я» / С. В. Андреев, О. С. Ефремова. -М.: Альфа-Пресс, 2006. 392 с.
  12. Арин Олег Россия на обочине мира. М.: Линор, 1999. 292 с.
  13. А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 38−39.
  14. А.Ю., Черковец O.B. Внешнеэкономическая деятельность российских регионов. Р н/д: Феникс, 2005 -189 с.
  15. . На пороге нового тысячелетия Электронный ресурс. / Ж. Аттали. Электрон, текстовые дан. М.: Международные отношения, 1993. -Режим доступа: http://strategema.narod.ru/global/attali.htm, свободный.
  16. С. Дискуссионные проблемы концепции национальной экономической безопасности. «Россия XXI», 2001. № 3. С. 26.
  17. Е.Ю. Экономическая безопасность России в условиях экономического кризиса // TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA. С. 86.
  18. В. «Оружие XXIвека» Международная жизнь № 1 2009 с.121
  19. O.A. Понятийно-категориальный аппарат концепции национальной безопасности / Безопасность, 1994. № 3. С. 92−94.
  20. Бжезинский 3. Как строить отношения с Россией // Pro et contra. — 2001. —Т. 6, № ½. —С. 137—152.
  21. С.А. Военно-экономическая составляющая безопасности страны «Вестнике Академии военных наук» № 1. 2009 г.
  22. О. Сложный путь интеграции России в мировую экономику // Мировая экономика и международные отношения. 2003. № 9. С. 3−12.
  23. О.Т. и авт.коллектив. Уроки социально-экономических преобразований в странах Центральной и Восточной Европы. М.: ИМЭПИ РАН, 1996.
  24. В.П., Дембовская O.A., Лебедько Е. М. Экономическая безопасность регионов и преодоление угроз в современных условиях URL:// URL: http://science-bsea.narod.rii/2006/ekonom2006/bykovekonom.htm
  25. Вестник Академии Экономической Безопасности МВД России, 2010 г.
  26. Л.П. Развитие методологии экономической безопасности личности. // Обозреватель, 2004, № 6. С. 18.
  27. Гринспен Алан. Эпоха потрясений. Проблемы и перспективы мировой финансовой системы / Пер. с англ. М.?Юнайтед Пресс, 2010. 550 с.
  28. А. Российская газета 24 сентября 2009 г.
  29. Декларация Шумана / Европа: новое начало. Декларация Шумана 19 501 990. Европа и проблема расширения. Перевод с англ. под. ред. Ю.А. Борко-М.: Право, 1994. 127 с.
  30. Л.П. Дэн Сяопин и реформация китайского социализма. М., 2003.
  31. Дэн Сяопин Строительство социализма с китайской спецификой (статьи и выступления). М.: Изд-во «Наука», 2002.
  32. Европейская интеграция и Большая Гуманистическая Европа. М., 1998. С. 43.
  33. Европейский Союз на пороге XXI века: выбор стратегии развития. М., 2001.
  34. Е.С., Горин В. А. Особенности экономического развития в контексте национальной экономической безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 4 (61). — С. 70−77.
  35. Збигнев Бжезинский. Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы) Перевод О. Ю. Уральской М.: Междунар. отношения, 1998.
  36. Инновационная Россия 2020. Стратегия инновационного развития российской федерации на период до 2020 года). //Минэкономразвития России. М., 2010.
  37. Калабеков И. Г. Российские реформы в цифрах и фактах. (Издание второе, переработанное и дополненное). М.: РУСАКИ, 2010. — 498 с.
  38. Конституция Российской Федерации.
  39. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
  40. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 // СЗ РФ. 2000 г. № 2.ст. 170.
  41. Концепция Национальной безопасности. Указ Президента РФ от 10.01. 2000 г. № 24.
  42. А.К. Преступления в сфере экономической деятельности и против интересов службы в коммерческих и иных организациях / Под ред. А. К. Коротков Ф.О. Завидов И. Я. Попов // Право и экономика. 2000. N 7. С.56−64.
  43. Э.М., Беляев A.A. Управление экономической безопасностью общества Менеджмент в России и за рубежом № 6/2001.
  44. C.B. Концептуальные основы национальной и международной безопасности / Учебно-методическое пособие. М.: Государственный университет — Высшая Школа Экономики, 2007. — 307с.
  45. Г. М. Интеграционные объединения мира / Г. М. Костюнина, H.H. Ливенцев // Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / под ред. A.C. Булатова и H.H. Ливенцева. -М., Магистр, 2008.-С. 164−187.
  46. Г. М. Интеграционные объединения мира / Г. М. Костюнина, H.H. Ливенцев // Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / под ред. A.C. Булатова и H.H. Ливенцева. -М., Магистр, 2008.-С. 164−187.
  47. И.Н. Внешнеэкономические аспекты информационной безопасности России в условиях глобализации. Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. экон. наук. М.2009.
  48. Н.П. Экономическая безопасность: Учебное пособие. -М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2005. 227 с.
  49. Н.П. Экономическая безопасность: Учебное пособие. -М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2005. 227с.
  50. ВВ. Экономические эссе. Теории, исследования, факты и политика Текст. / В. В. Леонтев Москва, 2003 — 159 с.
  51. Мировая экономика: экономика зарубежных стран: Учебник для студентов экономических специальностей вузов / Авдокушин Е. Ф., Бойченко А. В., Железова Ю. Ф., под ред. Колесова В. П. М.: Флинта, 2000 480с.
  52. Н. «Жак Аттали: как напишем историю будущего?» Интернет-издание фонда ветеранов внешней разведки http://www.intellectual.org.ua/Globaliz64.htm.
  53. С.И. Плюсы присоединения России к ВТО / Вестник тихоокеанского государственного экономического университета Номер 4, 2005
  54. Национальные инновационные системы в России и ЕС. М.: ЦИПРАН РАН, 2006.
  55. А.А. Экономическая и информационная безопасность: Справочник / М.: Издательство «Экзамен», 2005. 576 с.
  56. Одинцов ААЭкономическая и информационная безопасность
  57. Отчет по глобальной конкурентоспособности стран 2011−2012 Всемирного экономического форума.
  58. Официальный сайт Information Security URL: http://www.itsec.ru/newstext.php?newsid=75 237.
  59. Официальный сайт URL: www.gks.ru.
  60. Официальный сайт межрегиональной общественной организации «Комитет по борьбе с коррупцией» URL: http://www.com-cor.ru/ru/kireev-pro-obrasheniya-grazhdan.
  61. Официальный сайт Министерства финансов РФ URL: http://www.minfin.ru/
  62. Официальный сайт Министерства экономического развития URL: http://www.minfin.ru/
  63. Официальный сайт правительства РФ URL: Ьйр://правительство.рф.
  64. Официальный сайт таможенной службы РФ: URL: http://www.customs.ru/
  65. В. Японские взгляды на экономическую безопасность // Проблемы Дальнего Востока. 1997, № 1−2.
  66. В. Конституционные и законодательные основы экономической безопасности. // В. Паньков. РИСК, 2004, № 4. — С.29.
  67. Э. Экономическая безопасность: мирохозяйственный и внутренний аспект // Внешнеэкономические связи. 1992. Вып. 8. С. 5−18.
  68. H.H. Основы экономической безопасности. М.: СГУ, 2001.
  69. Д.Е. Экономическая безопасность России в современном мире: валютно-финансовый аспект: дис.. канд. экон. наук: 08.00.14/ Плисецкий Дмитрий Евгеньевич.- М., 2004.- 204 с.
  70. По данным официального сайта Центрального разведывательного управления США URL: https://www.cia.gov/
  71. По данным сайта Совета безопасности РФ URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/15/98.html.
  72. .А. Государственное управление экономическими и социальными процессами, 2010.
  73. К.В. Россия и ВТО. Правда и вымыслы. М.: ИМО, 2006. -С.112.
  74. С.М. Будет ли Россия мировым интеллектуальным центром? //Независимая газета. 22.01.2010.
  75. Романова 3. Латинская интеграция, но новом витке развития. МЭ и МО, 2005, № 10, С. 88.
  76. Т.Д. Экономическая безопасность национального хозяйства: теория, методология, воспроизводство: Автореферат дис. док. эконом, наук. Воронеж, 2003. — С. 22.
  77. Россия в цифрах. 2003: Крат. стат. сб./Госкомстат России. -М., 2003.
  78. В. Безопасность — лозунги, теория и политическая практика// Свободная мысль. 1991, № 17. С. 31 -41.
  79. В.К. Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной безопасности России. // Вопросы экономики. № 8. 2001. С. 74.
  80. В.К. Экономическая безопасность России. Общий курс: Учебник 2009 год.
  81. A.M. Выгодно ли России вступление в ВТО? // Российская общественно-политическая газета Санкт-Петербурге № 125 — 2004 год.
  82. Современная экономика России: справочные и аналитические материалы / Н. Буркова, Н. Воловик, С. Жаворонков- науч. ред. Е. Т. Гайдар. М.: Проспект, 2010.
  83. Дж. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности. М.: ИНФРА -М, 1999. 262 с.
  84. Дж. О глобализации. М.: ЗАО «Издательство „Рудомино“, 2002. 183 с.
  85. Социальная и социально-экономическая ситуация в России (анализ и прогноз). М., 1995. — С. 82−83.
  86. Стенографический отчёт о заседании Совета по противодействию коррупции. 6 апреля 2010 года. // http://www.kremlin.ru.
  87. О. А. Развитие механизмов регулирования теневой экономики в России. Дисс.. на соиск. учен. степ, д.э.н. по спец. 08.00.01. Тамбов, 2007.
  88. Дж.Ю. Глобализация: тревожные тенденции / Дж. Стиглиц, -М&bdquo- 2003.
  89. Дж.Ю. Экономика государственного сектора. / Пер. с англ. -М.:Изд-во МГУ- ИНФРА-М, 1997.
  90. М.В. Экономическая безопасность регионов как основа безопасности страны. 2009. № 4 (33).
  91. В.Н., Сумароков Н. В. Расширение ЕС и внешнеэкономические связи России. М.- „ФиС“, 2006.
  92. В. Объект экономической безопасности России //"Вопросы экономики» № 12.1994 год.
  93. Торгово-промышленные ведомости. Издание Торговой промышленной палаты РФ «Инновационная Россия уповает на бизнес» URL: littp://www.tpp-inform.ru/economybusiness/l 563 .html.
  94. В. Европа: экономика, общество и государство. 1914 1980 / Пер. с нем. JI.A. Овчинцевой- Под науч. ред. Ю. А. Петрова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 368 с. — ISBN 5−691−281−1.
  95. А. Российская экономика в 2000—2001 гг.. // Вопросы статистики. 2000.№ 12. С. 54−60.
  96. Ф., Гедди К. Сибирское бремя. Просчеты советского планирования и будущее России / Пер. с англ. М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2007. 328с.
  97. A.B., Терский М. В. Мировая экономика. Часть 1. (конспект лекций).
  98. В.В. Экономическая безопасность хозяйствующих субъектов: Организационные и криминологические аспекты / В. В. Шлыков. -Рязань: Пресса, 2000. С. 221.
  99. Экономика. Учебник / под ред. A.C. Булатова. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристь, 1999. — 894 с.
  100. Экономическая безопасность России // Социально-политический журнал. 1997. № 5.
  101. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В. К. Сенчагова. М.: Дело, 2005.
  102. Экономическая безопасность: Производство Финансы — Банки. // Под. Ред. В. К. Сенчагова. — М.: «Финстатинформ», 1998. — С. 46−51.
  103. Population Reference Bureau, 2006 World Population Data Sheet- WDI, July 2006.
  104. Population Reference Bureau, 2006 World Population Data Sheet- WDI, July 2006.
  105. UNCTAD, Hand book of Statistics 2008- WTO, Statistics Database, 2010.
  106. UNCTAD, Handbook of Statistics 2010.
  107. Eurostat, External andintra-EU trade a statistical year book, 2009.
  108. IMF, World Economic Outlook Database, April 2010.
  109. Ocepek A. Economic Security and the European Dream Электронный ресурс./ Anthony Louis Ocepek. Marquette University. — URL: http://www.anselm.edu/Documents/NlT[OP/Global0/o20Topics/2010/Ocepekpaper.pdf.
  110. URL: http://gisap.eu/ru/analiz-opyta-stran-evropeiskogo-soyuza-v-sfere-obespecheniya-natsionalnoi-ekonomicheskoi-bezopasnost.
  111. URL: http://gisap.eu/ru/analiz-opyta-stran-evropeiskogo-soyuza-v-sfere-obespecheniya-natsionalnoi-ekonomicheskoi-bezopasnost.
  112. URL: http://knigi-uchebniki.com/ekonomika-mirovaya/223-vneshnie-faktoryi.html.
  113. URL: http://kommersant.org.ua/booko078page26.html.
  114. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki.
  115. URL: http://science-bsea.narod.ru/2006/ekonom2006/ byko vekonom. htm.
  116. URL: http://www.census.gov/compendia/statab/.
  117. URL: http://www.jourclub.ni/3/l06/.
  118. URL: http://www.macro-econom.ru/economs-831-l.html.
  119. URL: http://www.naukaxxi.ru/gosudarstvennaya-strategiya-ekonomicheskoy-bezopasnosti-rf/
  120. URL: http://www.nsbural.ru/Documents/Detail/9990.
  121. URL: http://www.ra-national.ru/7page4ndex-raiting.
  122. URL: http://www.rbcdaily.ru/2009/07/08/focus/422 101.
  123. URL: http://www.rg.ru/2012/05/22/vto-site.html.
  124. URL: http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=222&dno=35 162.126. URL: http://www.vedomosti.ru/fmance/news/1 600 538/chistyjottokkapitalaizrfvik sostavil35 lmlrdcb.
  125. URL: http://www.ereport.ru/articles/ecunions/wblocs.htm.
  126. URL: http ://www. iteconomic. com/osno vny e-teoreticheskie-koncepcii-shkoly-mezhdunarodnoj-ekonomicheskoj-integracii-mei.aspx.
  127. URL: http://www.rg.ru/2010/06/01/torgovlya.html.
  128. URL: http://onxi.net/7pageid-33
  129. URL: www.chelt.ru/2002/3−02/gref3.html
  130. URL: www.wto.ru/chto.asp?f=soglash&t=8
Заполнить форму текущей работой