Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование системы управления компанией с использованием циклов обратной связи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для реализации цели в работе были решены следующие задачи: исследована методологическая база теории систем и связь законов функционирования экономической системы с законами функционирования системного окружения, построена и исследована теоретико-прикладная модель компании как полной экономической системывыявлены объективные общесистемные закономерности для определения недостатков используемой… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЕЙ
    • 1. 1. Системный подход как методологическая основа управления компанией
    • 1. 2. Основные этапы цикла управления
    • 1. 3. Стержень экономической системы: обратная связь
  • ГЛАВА 2. МОДИФИКАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОДХОДА К
  • ПОСТРОЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЕЙ
    • 2. 1. Методический подход к построению системы управления компанией на основе интеграции бюджетирования и сбалансированной системы показателей
    • 2. 2. Использование циклов обратных связей в поцессе построения системы управления компанией
    • 2. 3. Совершенствование методического подхода к построению системы управления компанией
  • ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПОСТРОЕНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЕЙ
    • 3. 1. Построение системы бюджетного управления в группе компаний
    • 3. 2. Применение типового алгоритма составления основного бюджета
    • 3. 3. Расширение возможностей системы управления компанией

Совершенствование системы управления компанией с использованием циклов обратной связи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В промышленно-развитых странах используется большое количество разнообразных форм в области организации управления промышленными компаниями, а также теоретических и методологических положений, развиваемых в этой связи. Во многом это следствие противоречивости процессов совершенствования организации и управления, их стихийности и неравномерности, наличия труднопреодолимых барьеров на пути распространения управленческих нововведений. Вместе с тем в этом разнообразии отражается и приспособляемость форм управления компаниями к изменению внутренних и внешних условий их функционирования, действию объективных закономерностей формирования систем управления большими компаниями.

Аналогичная ситуация, хотя и с некоторым вполне объяснимым опозданием, складывается и в нашей стране. Это обусловлено тем, что за последние несколько лет российский бизнес совершает путь развития, который на Западе занял несколько веков.

В последнее десятилетие в нашей стране немало компаний предпринимало попытки по внедрению бюджетирования. Но зачастую это лишь дань моде, так как некоторые компании недовольны данной системой, считая, что бюджетирование неэффективно и ресурсоемко.

По исследованиям Центра международного бизнеса и регионального развития Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, в большинстве российских компаний, бюджетирование (там, где оно есть) применяется в лучшем случае для того, чтобы контролировать отдельные показатели [136]. Чаще всего, например, размеры дебиторской и кредиторской задолженности, или для того чтобы установить уровни затрат отдельных структурных подразделений. Но никак не для того, чтобы управлять активами компании, добиваться роста капитализации или надежно определять инвестиционную привлекательность отдельных направлений хозяйственной деятельности. Другими словами, назначение бюджетирования в наших компаниях неоправданно сужается.

Конечно, бюджетирование, как способ детального учета и оптимизации затрат в управлении, разработан достаточно давно и уже успел устареть в промышленно-развитых странах, где применяется в течение последних пятидесяти лет фактически на всех предприятиях. Это обусловлено распространенным мнением, что бюджетирование — это инструмент оперативного планирования, который необходим только для финансовых менеджеров. При этом совершенно упускаются из виду интересы стратегического уровня корпоративного управления, хотя именно владельцы компании и топ-менеджмент получают наибольшую пользу от его внедрения. Поэтому внедрять бюджетирование в его базовом, изначальном виде, это применять устаревшую технологию управления. Но и отказываться от системы бюджетирования ошибочно, поскольку сама схема бюджетирования еще далеко не исчерпала своих возможностей.

Не обязательно, на наш взгляд, действовать так радикально, как предлагают некоторые западные эксперты. Например, консультанты по управлению Хоуп Дж., Фрейзер Р., Робин Ф. в своей книге по управленческому учету приводят ряд аргументов в пользу разрушения системы бюджетирования и искоренения самой идеологии бюджетного мышления [113]. Во многих зарубежных и российских источниках уже рассматриваются способы повышения эффективности существующей системы бюджетирования, с использованием для этих целей, в частности, сбалансированной системы показателей.

Сбалансированная система показателей (ССП) добавляет системный подход к учету показателей, отражающих цели и эффективность ведения бизнеса в конкретной компании. Целевые показатели ССП образуют иерархию: от стратегических целей к тактическим и оперативным. Эта иерархия задается не только различием в горизонте планирования, не столько уровнем консолидации показателей, а на качественном уровне: стратегия, прежде всего, определяет, какие параметры будут контролироваться и по отношению к каким нормам будет выполняться сравнение этих показателей.

Однако, как показывают исследования, реальные результаты внедрения даже такой, казалось бы, полнофункциональной системы управления компанией оказались более чем скромными. Это, на наш взгляд, обусловлено тем, что стремление извлечь синергию из совокупного влияния множества факторов часто приводит к системным противоречиям, скорейшее выявление которых и является на данном этапе первоочередной задачей.

Недостаточная теоретическая проработанность вышеуказанных проблем и недооценка их значимости в современных условиях хозяйствования обусловили актуальность, цели, задачи и основные направления настоящего диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Проблемам построения эффективной системы управления компанией посвящено большое количество фундаментальных исследований зарубежных и отечественных ученых. Основой для настоящей диссертационной работы послужили три, до определенного времени развивающиеся независимо друг от друга, подхода к построению систем управления: системный подход, бюджетирование и сбалансированная система показателей.

Ведущее место в системных исследованиях занимает общая теория систем, основание которой заложил в 40-х годах XX века Л. Берталанфи, разработав концепцию организма как открытой системы и сформулировав программу построения общей теории систем. Перспективными на нынешнем уровне развития науки представляются попытки построения теоретических моделей отдельных типов системных объектов. Весомый вклад в решение этой задачи внесли: Л. Берталанфи — модель открытой системы, У. Росс Эшби — методы и принципиальные исследования, Р. Акофф — модели организации, И. Клир — способы кибернетического исследования систем, М. Месарович — модели многоуровневых многоцелевых систем.

Интеграция наук в условиях все возрастающей их дифференциации становится тенденцией времени. У этой тенденции прослеживается новый аспект — разработка общего подхода к разнообразным объектам исследований — системный подход, особенностью которого является оптимизация функционирования не отдельных элементов, а всей экономической системы в целом.

Исследованиям системного подхода посвящены работы Р. Холла, С. Оптнера, Д. Бурчфилда, Р. Фейджина, М. Тоды, Э. Шуфорда, Дж. Форрестера, П. Сенге, А. Богданова, Е. Балашова, Н. Белопольского, В. Спицнаделя, Е. Ерохиной, И. Блауберга, В. Садовского, Э. Юдина, Ю. Урманцева и др. [7, 101, 112, 120].

Важный вклад в исследование проблем формирования, функционирования и развития систем управления промышленных предприятий внесли И. Х Ансофф, П. Друкер, М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, Г. Минцберг, Г. Б. Клейнер, Н. Б. Мироносецкий, М. В. Лычагин, В. В. Титов, В. Д. Маркова, Е. А. Соломенникова и др. [5, 33, 74, 75, 47, 48, 61, 104, 67, 110].

Следующим инструментом из набора управленческих технологий управления компанией является бюджетирование. Теоретические и методические вопросы постановки бюджетирования и внедрения его в хозяйственную деятельность компаний за рубежом достаточно широко рассматриваются в работах таких зарубежных ученых, как К. Друри, Дж. Фостера, Джай К. Шима, Ч. Т. Хорнгрена, Д. Хана, Дж.Г.Сигела и др. Однако в связи с наличием ряда национальных особенностей управления, а также системы учета и отчетности, применение зарубежных методик без их адаптации к российским условиям хозяйствования практически невозможно [34, 27, 117].

В отечественной научной литературе, посвященной этой теме, достаточно широко обсуждается проблема разработки и использования на практике бюджетирования, как еще нового для большинства российских компаний подхода к эффективному управлению финансами хозяйствующих субъектов. В частности, здесь можно отметить работы М. Бухалкова, А. Ильина, В. Хруцкого, Е. Стояновой, В. Самочкина и др [98,122].

Третьей управленческой концепцией, которой в последнее время уделяется больше всего внимания, является сбалансированная система показателей (Balanced Scorecard, BSC).

Впервые данная методология была создана во Франции 70 лет назад и носила название tableau de bord (панель управления). В настоящее время 100% французских компаний используют ее в своей деятельности. В современной концепции tableau de bord, это инструмент управления, используемый для «выбора, документирования и интерпретации» объединенных причинно-следственными связями финансовых и нефинансовых показателей. Методология под названием Balanced Scorecard (Сбалансированная Система Показателей) появилась намного позже и в принципе ничего существенного по сравнению с tableau de bord не принесла, но она более известна в нашей стране, поэтому в диссертационной работе будет рассматриваться именно эта методология.

По этой теме опубликовано огромное количество материалов, она активно обсуждается на многочисленных семинарах и конференциях. ССП является одним из инструментов конкретизации, представления и реализации стратегии, и была разработана в начале 90-х годов XX века командой исследователей Гарвардской бизнес-школы под управлением Р. Каплана и Д. Нортона [44, 134, 135]. Большинство работ, появившихся в последнее время на тему сбалансированной системы показателей, все же носит скорее теоретический и научный характер. К ним можно отнести Хервига Р. Фридага, Шмидта В., М. де Хаас, А. Кляйнгельда [118]. Практическому внедрению ССП в различных компаниях в основном посвящены издания консалтинговых фирм (например, Horvath&Partners «Внедрение сбалансированной системы показателей») [13].

Изучение научной литературы и публикаций в экономических журналах, посвященных проблемам управления компаниями, показало, что многие специалисты в этой области приходят к выводу о низкой эффективности при использовании вышеперечисленных управленческих инструментов по отдельности. Необходимость совместного использования методик бюджетирования и сбалансированной системы показателей, отмечалась в работах И. Б. Немировского и И. А. Старожуковой [80], а также группы сотрудников консалтинговой компании «Инталев» [30].

Но рассмотренные в них принципы построения системы управления бизнес-системой, на наш взгляд, в большей степени опираются на первый из ключевых моментов, характеризующих любую систему — совокупность взаимосвязанных элементов, объединенных единством цели и функциональной целостностью. При этом такой важный момент как обратная связь, рассматривается в большинстве этих работ, только как функция системы, сравнивающая выходные значения показателей с их критериями, этим как бы замыкая цикл управления. Обратной связи отдается второстепенная роль, хотя на самом деле, обратная связь, хоть и не всегда заметна в процессе функционирования системы управления, но присутствует в ней всегда. Причем роль ее с развитием новых форм управления все больше возрастает. Все сказанное обусловило цель и задачи диссертации.

Цель диссертации — совершенствование методического подхода к повышению эффективности системы управления компанией на основе совместного применения бюджетного управления и сбалансированной системы показателей с использованием контуров обратной связи.

Для реализации цели в работе были решены следующие задачи: исследована методологическая база теории систем и связь законов функционирования экономической системы с законами функционирования системного окружения, построена и исследована теоретико-прикладная модель компании как полной экономической системывыявлены объективные общесистемные закономерности для определения недостатков используемой в настоящее время методики интеграции бюджетного управления и сбалансированной системы показателей в управлении компаниейусовершенствован методический подход к повышению эффективности системы управления компанией на основе использования контуров обратных связей, который апробирован на объекте исследования, и показан эффект от его применения.

Объектом исследования является компания, работающая на конкурентном отраслевом рынке. В качестве объекта практического применения предлагаемого подхода рассматривается компания отраслевого сегмента рынка по изготовлению одежды.

Предметом настоящего исследования являются методические подходы к повышению эффективности управления компанией.

Область исследования — 1.15. «Теоретико-методические основы формирования процесса управления организацией», 1.18. «Системы планирования в управлении организацией» Паспорта номенклатуры специальностей научных работников (экономические науки).

Теоретико-методологической базой исследования послужили труды зарубежных и отечественных специалистов в области общего, функционального и стратегического менеджмента (финансового управления, планирования, бюджетирования, сбалансированной системы показателей, управленческого учета).

Основным методологическим подходом, положенным в основу разработки проблемы, является системный, позволяющий рассматривать компанию в единстве ее составных частей и в неразрывной связи с внешней средой. В ходе исследования применялись общенаучные методы, такие как анализ и синтез, дедукция и индукция, логическое моделирование, сравнительный анализ, а так же методы экономического и статистического анализа.

Научная новизна работы. Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем: построена и исследована теоретико-прикладная модель компании как системы, которая непосредственно базируется на концепции открытых систем, включающая в себя и инструментальные (технические, экономические, формально-организационные), и поведенческие переменныевыявлены причины и факторы методического и организационного характера препятствующие успешному внедрению бюджетирования и сбалансированной системы показателей в современных условиях хозяйствованияпредложены для более эффективного управления компанией новая базисная модель (SCORE) и алгоритм совершенствования системы управления на основе циклов обратных связей.

Теоретический аспект исследования отличается новизной в силу того, что в диссертационной работе дан более полный анализ типов обратных связей, исследованы закономерности их возникновения и поведения, а также их характер воздействия на систему управления компанией в зависимости от рассогласования фактического и планового ее функционирования.

Практическая значимость работы связана с возможностью использования основных положений и выводов проведенного исследования для постановки и совершенствования системы управления компанией. Разработанная автором методика позволяет при минимальных дополнительных затратах повысить эффективность решения задач управления компанией, основанных на совместном использовании системы бюджетирования и сбалансированной системы показателей.

Основные теоретические положения диссертации могут быть использованы в учебных курсах «Управленческий учет и контроль», «Стратегический менеджмент», «Внутрифирменное планирование», «Экономика фирмы» в системе бизнес-образования.

Апробация результатов исследования. Разработанные в ходе диссертационного исследования теоретические положения и методики нашли практическое применение в деятельности компании ЗАО «Сиблегпром», занятой в сфере легкой промышленности (справка от 21.04.2009 г.), а так же при оказании ряда консультационных услуг по организации внедрения системы бюджетирования и сбалансированной системы показателей. Результаты исследования нашли применение в учебном процессе экономического факультета Новосибирского государственного университета (справка от 09.09.2009 г.), используются в курсах: «Экономика фирмы», «Управленческий учет и контроль».

Основные положения и рекомендации диссертации обсуждались на 8-ой Международной научно-технической конференции «Современные проблемы геодезии и оптики» (Новосибирск, 2003 г.), на заседаниях межкафедрального научно-методического семинара экономического факультета Новосибирского государственного университета.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 7 работ общим объемом 4 п.л., из них 3,6 п.л. авторских, включая две статьи (без соавторов) в издании, рекомендованном ВАК для публикации результатов кандидатских диссертаций.

Структура и объем работы. Структура работы продиктована логикой исследования поставленных в диссертационной работе задач. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, включающего 144 источника.

Заключение

.

В результате диссертационного исследования сделаны следующие выводы.

1. Построенная теоретико-прикладная модель компании как системы, базирующаяся как на концепции открытых систем, так и на концепции социальных систем, позволила выявить связи между ее инструментальными (техническими, экономическими, формально-организационными) и поведенческими переменными. Это позволило выявить взаимообусловленность и взаимодополняемость сбалансированной системы показателей и системы бюджетирования при построении системы управления компанией.

2. Взаимообусловленность и взаимодополняемость этих инструментов управления, наряду с построением организационной и финансовой структуры компании, позволяет «замкнуть» цикл управления, увязав стратегическое планирование с выполнением бюджетов. Это позволило придать управлению компании атрибуты, характерные для системы — цикличность, прямые и обратные связи между ее элементами и самое главное, получение новых свойств, при объединении ее элементов, единой целью и функциональной целостностью.

3. В основном, в изученной научной литературе, анализ возникающих в системе управления компанией обратных связей рассматривается только в ракурсе возможности оперативно фиксировать отклонения ключевых показателей от их запланированных значений, чтобы успеть отреагировать на постоянно возникающие отклонения, что существенно сужает область использования понятия обратных связей в управлении компанией. В связи с этим, в диссертационной работе были рассмотрены различные типы обратных связей, закономерности их поведения и влияния на систему управления компанией.

4. Изучение закономерностей поведения обратных связей показало ограниченность рассматриваемого ранее подхода на основе понятий ранних" и «поздних показателей», используемого при составлении сбалансированной системы показателей. Закономерности поведения сложных экономических систем, разнообразие типов обратной связи и многогранность ее поведения, рассмотренные в диссертационной работе, позволяют сделать вывод, о необходимости сдвига в ракурсе рассмотрения используемых в управлении компанией показателей в сторону динамики.

5. Для повышения оперативности реагирования на отклонения ключевых показателей от целевых стратегических значений, возникает острая необходимость перехода от анализа взаимосвязей различных элементов экономической системы в статике к изучению их влияния друг на друга в динамике. Это обусловлено тем, что в современных условиях недостаточно принять правильное решение, а важно принять и реализовать его раньше других. При этом поведение возникающей обратной связи в большинстве случае оказывается закономерным и предсказуемым, то есть и возникающие отклонения ключевых показателей носят не случайный, а закономерный характер. В связи с этим, во главу угла встает вопрос сокращения временного периода между возникновением системной проблемы и начале реагирования системы управления компанией в нужном направлении на причину возникшей проблемы.

6. Для того чтобы начать решение возникшей проблемы в кратчайшие сроки, когда она начинает проявляться еще только на уровне симптомов, автором диссертационной работы предлагается для повышения чувствительности системы управления использовать показатели «уровня» и показатели «потока». Анализ закономерностей взаимного влияния показателей, относящихся к различным видам, позволил значительно повысить эффективность системы управления. Причем, как показало практическое использование данного метода, что при повышении эффективности системы управления компанией, построенной на интеграции сбалансированной системы показателей и системы бюджетирования, с использованием предложенной в диссертационной работе модификации метода, дополнительные затраты на сбор информации ничтожно малы.

Данные эмпирических исследований и теоретические выводы дают основу для повышения эффективности системы управления компанией на усовершенствованной основе, позволяя по-новому взглянуть на, казалось бы, уже достаточно изученные инструменты управления, открывая новые горизонты их использования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.П. Творчество: системный подход, законы развития, принятие решений. Сер. Информатизация России на пороге XXI века. — М.: СИНТЕГ, 1998.-312 с.
  2. Р.Л. Планирование в больших экономических системах.- М.: Советское радио, 1972. — 224 с.
  3. Р.Л. Системы, организации и междисциплинарные исследования //Системные исследования. Ежегодник, 1969. -М.: 1969.— с. 143−164.
  4. М.М. Планирование деятельности фирмы. М.: Финансы и статистика, 1998. -248 с.
  5. И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 1999. — 416 с.
  6. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989. — 519 с.
  7. И.В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Системный подход в современной науке // Проблемы методологии системного исследования. — М.: Мысль, 1970 г. — с. 7−48.
  8. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973 г.
  9. У. Менеджмент в организации. М.: ИНФРА-М, 1997.
  10. М. Тв. Бизнес-вычисления: практика расчета основных показателей. М.: Издательство «Омега — Л», 2007.
  11. X. Менеджмент в подразделениях фирмы (предпринимательство и координация в децентрализованной компании). — М.: ИНФРА-М, 1996.-288 с.
  12. Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. -М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2001. 308 с.
  13. Внедрение сбалансированной системы показателей./ НогуаЙг & Раг1пег8-Пер. с нем. -М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 478 с.
  14. Внутрифирменное планирование: проблемы совершенствования / Под ред. В. В. Титова, В. Д. Марковой. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2000. — 212 с.
  15. О.Н. Бюджетирование и финансовый контроль в коммерческих предприятиях. — М.: Финансы и статистика, 2005.
  16. В.Н., Денисов A.A. Основы теории систем и системного анализа. СПб.: СПБГТУ, 1997. — 510 с.
  17. Н.Д. Управленческий учет издержек производства: теория и практика. — М.: Финансы и статистика, 2002.
  18. Генри Р.Нив. Организация как система: принципы построения устойчивого бизнеса Эдварда Деминга. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
  19. Гибкое развитие предприятия: Эффективность и бюджетирование. — М.: Дело, 2002.-376 с.
  20. В.А., Реинжиниринг: бизнес-процессы или зоны ответственности? // Корпоративный менеджмент, 2002.
  21. В.В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала.- М: МНИИПУ, 1996. 488 с.
  22. В.В. Проблемы совершенствования управления нововведениями на промышленных предприятиях Западных стран. — М.: ЭКОС, 1986.-53 с.
  23. А.Р. Финансовые потоки и организация финансовых служб предприятий, региональных администраций и банков. М.: Анкил, 2000.
  24. А.П., Коробович Г. Ю. Проблемы формирования стратегии фирмы в свете теории трансакционных издержек. // Экономическая наука современной России, 2004. -№ 3. с. 32−48.
  25. Кл. Проектирование промышленных предприятий: принципы, методы, практика. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
  26. Ф., Келли Дж. Преобразование организации. М.: Дело, 2000. —376 с.
  27. В.И. Операционное и финансовое планирование в корпорации (методы и модели). М.: Наука, 2006. — 334 с.
  28. К. Шим, Джойл Г. Сигел, Основы коммерческого бюджетирования / Пер. с англ. СПб.: Азбука, 2001 г. — 496 с.
  29. Джозеф О’Коннор, Ян Мак-Дермотт. Искусство системного мышления. К.: София, 2001. -304 с.
  30. К.Т., Канискин H.A., Лычагин М. В. Управление крупным машиностроительным объединением в кризисных условиях. — Новосибирск: НГТУ, 2002. 172 с.
  31. Е., Карабанов Б., Боровков П., Глухов Е., Бреслов Е. Бюджетирование шаг за шагом. — СПб., Питер, 2006. — 448 с.
  32. Р. Моделирование с помощью НЛП. СПб.: Питер, 2001. — 288с.
  33. П. Менеджмент: стратегия и тактика. — С-Пб.: Питер, 1999.560с.
  34. П. Управление нацеленное на результаты М.: Технологическая школа бизнеса, 1994. — 285 с.
  35. К. Управленческий и производственный учет. — М: ЮНИТИ -ДАНА, 2003. 1071 с.
  36. А.П., Комаров В. Ф. Бюджетное управление предприятием. -М.: Дело, 2007. 432 с.
  37. Л.И. Организационные структуры управления промышленными корпорациями США. М.: Наука, 1983. — 330 с.
  38. B.C. Бизнес-системы постиндустриального общества. // Менеджмент в России и за рубежом, 1999. № 5.
  39. О.Н., Королевская В. И., Хохлов С. Н. Системный подход к управлению. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 62 с.
  40. И., Центры стоимости. //Управление компанией, 2005.9.
  41. Измерение результативности компании (2-е изд.) М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
  42. Измерение результативности компании. М.: Баланс Бизнес Букс, 2006.
  43. С., Хорьков Н., Управление децентрализацией на предприятии.// Проблемы теории и практики управления, 2000. № 4.
  44. P.C., Нортон Д. П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. — 320с.
  45. Р., Нортон Д. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей. —М.: Олимпик-Бизнес, 2005. — 416 с.
  46. А.Е. Бюджет инструмент управления. М.: Техносфера РИЦ, 2005.
  47. А.Е. 100% практического бюджетирования. Книга 8. Технология постановки бюджетирования в компании. М.: Техносфера РИЦ, 2007.
  48. Г. Б. От теории предприятия к теории стратегического управления. // Российский журнал менеджмента, 2003. № 10. — с. 47−69.
  49. Г. Б. Стратегия предприятия. — М.: Издательство «Дело» АНХ, 2008. —568 с.
  50. Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. — М.: Советское радио, 1990.
  51. И. Системная стратегия организационных изменений в развивающейся корпорации // Проблемы теории и практика управления, 2005. — № 3. —с. 88—95.
  52. Корпоративное управление. —М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
  53. А.И., Мусин М. М. Матрицы влияния. Теория и практика экономического управления. —М.: «Лето», 2003.
  54. H.A., Кузнецова С. А., Маркова В. Д. и др. Проблемы формирования российской инновационной системы и развитияконкурентоспособности предприятий/ Под ред. В. В. Титова. — Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2009. — 280 с.
  55. Курс для высшего управленческого персонала. — М.: Экономика, 1970.
  56. П.В. Организационный инжиниринг: технологии реинжиниринга бизнеса. — Ростов-на-Дону, Феникс, 2003.
  57. Э., Саммерс Лачс К. Стратегический синергизм. — С-Пб.: Питер, 2004. —416 с.
  58. Э.Х. Инфодинамика, обобщенная энтропия и негэнтропия. Таллин, 1998 г.
  59. М.В. Финансовая экономика: Курс лекций для магистрантов: учеб. пособие для вузов. — Новосибирск: Издательство СО РАН, 2005. — 344 с.
  60. М.В., Мироносецкий Н. Б. Моделирование финансовой деятельности предприятия. —Новосибирск: Наука, 1986. — 295 с.
  61. М.В., Махалина О. М. Производственный менеджмент. — М.: ПРИОР, 1998. — 384 с.
  62. A.C., Мухин В. И. Исследование систем управления. — М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. — 400 с.
  63. М.В. Управление компромиссами как фактор конкурентоспособности компании. // Менеджмент в России и за рубежом, 2003.4.
  64. А.Н., Мардас O.A. Организационный менеджмент. — СПб, Питер, 2003.
  65. Марк Грэм Браун. Сбалансированная система показателей: на маршруте внедрения. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
  66. В.Д. Стратегическое управление фирмой: основные понятия / Под ред. В. В. Титова, В. Д. Марковой. — Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2003.с. 18—24.
  67. В.Д. Внутрифирменное планирование. — Новосибирск: Экор-книга, 2004. — 320 с.
  68. В.Д., Кравченко H.A. Бизнес-планирование. — Новосибирск: ЭКОР, 1994. — 152 с.
  69. В.Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. — М.: ИНФРА-М- Новосибирск: Сибирское соглашение, 2003. — 288 с.
  70. Дж.Д., Пети Дж.В. VBM — управление, основанное на стоимости. — М.: Баланс Бизнес Букс, 2006.
  71. Масааки Имаи, Дж.Лайкер. Модели менеджмента ведущих корпораций. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
  72. Н.П. Управление развитием организации. — М.: Центр экономики и маркетинга, 2002. — 304 с.
  73. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. — М.: «Дело ЛТД», 1994. — 702 с.
  74. МинцбергГ., Куинн Г., Гошал С. Стратегический процесс (концепции, проблемы, решения). — С-Пб: Питер, 2001. — 236 с.
  75. Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Д. Школы стратегий. — С-Пб: Питер, 2000. — 336 с.
  76. Л.Б., Ташбаев Ы. Э. Системный анализ в логистике. — М.: Экзамен, 2004. — 480 с.
  77. A.B. Менеджмент: стратегия, структура, персонал. — М.: Высшая школа экономики, 1997.
  78. Р., Карренбауэр М. Производственный учет. — М.: ФБК-Пресс, 1996.
  79. И.В., Старожукова И. А. Бюджетирование. От стратегии до бюджета пошаговое руководство.— М.: ООО «И.Д. Вильяме», 2006.—512с.
  80. Нивен Пол Р. Сбалансированная система показателей для государственных и неприбыльных организаций. —М.: Баланс Бизнес Букс, 2005.
  81. Новые тенденции в управлении. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
  82. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний). —М: Прогресс, 1986. — 352 с.
  83. М. Конкуренция. — М: Издательский Дом «Вильяме», 2000. —495 с.
  84. Практика бюджетирования на предприятиях России. Тронин Ю. Н., Маслеченков Ю. С. и др. // Практическое пособие, Издательство «Банковский деловой центр», 2004.
  85. Е.А. Влияние различных типов диверсификации на стратегию развития и конкурентные преимущества компании. // Вестник НГУ, 2007. — том 7, выпуск 2. — с. 53—62.
  86. Е.А. Совершенствование управления компанией с помощью сбалансированной системы показателей на основе бюджетирования. // Вестник НГУ, 2008. — том 8, выпуск 3. — с. 74—80.
  87. Е.А. Управление затратами на предприятии. // Сборник материалов 8-ой Международной научно-технической конференции «Современные проблемы геодезии и оптики» 2003 г., часть 4, СГГА, Новосибирск.
  88. Е.А., Сироткина Н.Е.Учет и анализ затрат и запасов в торговле. //"Активизация изучения учетных проблем" под ред. д.э.н., профессора М. В. Лычагина, д.э.н. профессора Л. А. Сипко, Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, СибУПК 2005. — с. 113—120.
  89. Р. Эффективное бюджетирование бизнеса. Пошаговое руководство бизнеса. —М.: Интернет-Трейдинг, 2005.
  90. Кл. Стратегическое бизнес планирование: Динамическая система повышения эффективности и обеспечения конкурентного преимущества. —М.: Баланс Бизнес Букс, 2005.
  91. С., Вестерфилд Р., Джордан Б. Основы корпоративных финансов.
  92. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000.
  93. Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. — М.: Радио и связь, 1993.—254 с.
  94. Т., Керне К. Аналитическое планирование. Организация систем.
  95. М.: Радио и связь, 1991. — 224 с.
  96. В.Н. Гибкое развитие предприятия: анализ и планирование.1. М.: Дело, 2000. — 376 с.
  97. В.Дж. Управление производством. — М.: БИНОМ, 1999. —927 с.
  98. Е.А., Гурин В. В., Прищенко Е. А. Экономика фирмы.
  99. Новосибирск, 2008. — 122 с.
  100. В.Н. Основы системного анализа. — СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2000 г. — 326 с.
  101. Теория организации: Антология. — М.: Академический проспект: Гаудеамус. 2005. — 960 с.
  102. Ф. У. Менеджмент. — М.: Контроллинг, 1992. — 137 с.
  103. В.В. Оптимизация управления промышленной корпорацией: вопросы методологии и моделирования Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2007.256 с.
  104. В.В., Межов И. С., Солодилов A.A. Производственный менеджмент: основные принципы и инструменты организационного развития. — Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2007. — 276 с.
  105. Об.Уильямсон О. И. Исследование стратегий фирм: возможности и концепции механизмов управления и концепции компетенций. // Российский журнал менеджмента, 2003. — № 2 — с. 79—114.
  106. К. Ключевые показатели менеджмента. Как анализировать, сравнивать и контролировать данные, определяющие стоимость компании: Пер. с англ. —М.: Дело, 2000. — 360 с.
  107. P.A. Понятийный аппарат по менеджменту. — М.: Дека, 1997.
  108. A.B., Лекомцев П. А. Управление по KPI в многоуровневых компаниях. // Менеджмент сегодня, 2005. — № 2.
  109. Финансово-промышленные группы: системы управления / Титов В. В., Толстов В. К., Маркова В. Д., Николаев Д. П., Соломенникова Е. А. — Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 1998. — 240 с.
  110. Финансы и бюджетирование для нефинансовых менеджеров. — М.: Баланс Бизнес Букс, 2005.
  111. Дж. Основы кибернетики предприятия. Индустриальная динамика. — М.: Прогресс, 1971. —424 с.
  112. ИЗ. Фрейзер Р., Хоуп Дж., Робин Ф. Бюджетирование: каким мы его знаем. Управление за рамками бюджетов. — М.: Вершина, 2005.
  113. М.А., Цуглевич В. Н. Специфика холдинговых объединений в условиях реформируемой экономики России // Экономика и технологии. — М.: Российская экономическая академия, 2000.
  114. Г. Р. Издержки обращения: учет, анализ, контроль. — М.: Экзамен, 2004.
  115. Г. Р. Управление затратами: Планирование. Учет. Контроль. Анализ издержек обращения. — М.: Экзамен, 2004.
  116. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контролинга. — М.: Финансы и статистика, 1997. — 800с.
  117. Хервиг Р. Фридаг, Шмидт В. Сбалансированная система показателей.
  118. М.: Омега-Л, 2007 г. — 267 с.
  119. Д. Матрица аутсорсинга. // Стратегии менеджмента, 2005.11.
  120. Р.Х. Организации: структуры, процессы, результаты. — С-Пб: Питер, 2001. —512 с.
  121. В.Е., Сизова Т. В., Гамаюнов В. В. Внутрифирменное бюджетирование. Настольная книга по постановке финансового планирования.
  122. М.: Финансы и статистика, 2005. — 400с.
  123. В.Е., Хруцкий Р. В. Система бюджетирования. Семь шагов по эффективной постановке бюджетирования. — М.: Финансы и статистика, 2007. —176 с.
  124. Ф. Ли, Финнерти Дж.И. Финансы корпорации: теория, методы и практика. Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 2000. —м686 с.
  125. A.B., Рубинштейн Т. Б. Корпорации. Корпоративное управление. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. — 478 с.
  126. A.B. Моделирование бизнес-процессов. Основные понятия. Теория. Методы. —М.: Весть-Метатехнология, 2000. — 205 с.
  127. П.В., Чередникова Л. Е., Петухов C.B. Менеджмент: управление организационными системами. — М: Омега-Л, 2006. — 406 с.
  128. А.Д., Ионова А. Ф. Финансы предприятий: менеджмент и анализ. — М.: ИНФА-М, 2004. — 538 с.
  129. В.И. Новый подход к управлению. — М.: Экономика, 1990.351 с.
  130. К.В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России. —М.: Финансы и статистика, 2004.
  131. Эдварде Деминг. Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
  132. У.У. Панели индикаторов как инструмент управления: ключевые показатели эффективности, мониторинг деятельности, оценка результатов- Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 396 с.
  133. У. Р. Введение в кибернетику. — М.: Мысль, 1969. — 432 с.
  134. Botta V. Balanced Controlling // IS-Report 3/2001.S. 16—19.
  135. Kaplan R.S., Norton D.P. Balanced Scorecard. Stuttgart, 1997.
Заполнить форму текущей работой