Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование глобальной компетентности будущего учителя начальных классов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важнейшим условием в формировании глобальной компетентности будущего учителя является целостный подход, который предполагает целостное педагогическое воздействие на профессиональное становление учителя. Дисциплины гуманитарного и социально-экономического цикла формируют общую культуру, межличностное отношение между людьми, гуманистическое отношение к окружающему миру. Изучение дисциплин… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
    • 1. 1. Глобализация, глобальное образование и тенденции развития начальной школы
    • 1. 2. Подготовка учителя начальных классов: ретроспективный анализ и современное состояние
    • 1. 3. Содержание и структура глобальной компетентности будущего учителя начальных классов
  • Выводы
  • Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
    • 2. 1. Формирование глобальной компетентности будущего учителя начальных классов в аудиторное время
    • 2. 2. Формирование глобальной компетентности будущего педагога в практической и во внеаудиторной деятельности
    • 2. 3. Организация и результаты опытно-экспериментальной работы
  • Выводы

Формирование глобальной компетентности будущего учителя начальных классов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современное общество и структурные изменения в социально-экономической жизни страны диктуют новые требования к организации образовательного процесса в современной школе, в том числе и на начальном ее этапе. В настоящее время требуются новые теоретико-методологические основания для того, чтобы системно осмыслить личность и деятельность педагога XXI века, объективно оценить его место в российском и мировом обществе, а также выявить степень его готовности к дальнейшему реформированию системы образования. В новом веке постоянно звучат такие понятия как «глобализация» и «глобальное образование», которые приобретают особую значимость в условиях межнационального отношения, где большое внимание уделяется взаимодействию человека в мировом обществе.

Перед учителем начальных классов стоит задача воспитания гражданина России и гражданина мира: гражданин России должен чувствовать свою ответственность перед всем мировым сообществом, гражданин мирароссиянин должен принять на себя ответственность за судьбу страны. Только в этом диалектическом сочетании двух ответственностей может быть обеспечена продуктивная самоактуализация личности, принявшей демократические и гуманистические ценности.

Проблема подготовки учителя к профессионально-педагогической деятельности в начальной школе привлекала и ранее внимание многих исследователей. На разных этапах развития общества она решалась по-разному с учетом потребностей практики. Методологические подходы, практические советы и рекомендации по ее решению мы находим в трудах классиков педагогики А. Дистервега, А. С. Макаренко, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, В.А.Су-хомлинского, К. Д. Ушинского и других авторов.

К базовым вопросам, касающихся общих закономерностей педагогического процесса в высшей школе и технологии обучения и воспитания будущего специалиста обращались О. А. Абдуллина, С. И. Архангельский, П.П.

Блонский, B.C. Гершунский, Н. Д. Никандров, В. А. Сластенин, Н. Ф. Радионова и С. Т. Шацкий.

Вопросы глобализации и необходимости организации глобального образования затронуты в исследованиях Л. Андерсена, И. Ю. Алексашиной, В. С. Кукушина, Л. В. Лескова, В. С. Лысенко, И. М. Синагатуллина, Е. С. Устиновой, Ф. Фокина, Р. Хенви и других авторов.

Вопросы формирования компетентности будущего специалиста и ком-петентностный подход представлены в работах таких ученых как O.A. Атла-сова, В. С. Безрукова, Т. Г. Браже, Ю. В. Варданян, И. А. Зимняя, А. К. Маркова, М. А. Холодная и С. Е. Шишов. Несмотря на весь положительный опыт, который накоплен в стране в плане подготовки учителя начальных классов, сегодня становится очевидным, что традиционная практика подготовки учителя начальной школы не в состоянии удовлетворить возросших потребностей современного общества. У выпускников педагогических учебных заведений недостаточно сформированы направленность на профессиональную деятельность для работы в условиях глобальных перемен, охвативших Россию и другие страны мира. Например, при разработке вопросов подготовки будущего педагога начальных классов не учитываются в должной мере вопросы глобализации и ее влияние на образование, а вопросам формирования у педагогов глобальной компетентности практически не уделяется внимания. Данное обстоятельство ставит перед необходимостью дать реальный анализ объективного положения дел и по-новому взглянуть и оценить требования к подготовке учителя начальных классов, призванному работать в XXI веке. Перед педагогическими вузами стоит задача обеспечения более высокого уровня подготовки учителя начальных классов в современном, глобализирующемся социуме.

Таким образом, актуальность исследования проблемы формирования глобальной компетентности будущего учителя начальных классов к педагогической деятельности в современных условиях обуславливается наличием противоречия между необходимостью педагогизации социальных условий в современном обществе и отсутствием государственных программ эффективного использования процессов глобализации в педагогических целяхнеобходимостью формирования глобальной компетентности у будущих учителей начальных классов и недостаточной разработанностью данного вопроса в педагогической теории и практике.

С учетом этих противоречий был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование глобальной компетентности будущего учителя начальных классов.

Цель исследования — определить и экспериментально проверить педагогические условия формирования глобальной компетентности будущих учителей начальных классов.

Объект исследования — педагогический процесс, направленный на подготовку будущего учителя начальных классов в современных условиях.

Предмет исследования — педагогические условия формирования глобальной компетентности у будущих учителей начальных классов.

В основу исследования положена гипотеза о том, что формирование глобальной компетентности будущего учителя начальных классов будет осуществляться наиболее эффективно, если:

— выявлены сущность и особенности формирования глобальной компетентности;

— разработана и внедрена в образовательный процесс модель формирования глобальной компетентности будущего учителя начальных классов;

— выявлен комплекс педагогических условий, способствующих формированию глобальной компетентности.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать состояние подготовки учителя начальных классов и проблемы формирования глобальной компетентности, в частности, в теории и практике педагогической науки.

2. Выявить педагогические условия, способствующие эффективному формированию глобальной компетентности будущего учителя начальных классов в современных условиях.

3. Апробировать опытно-экспериментальным путем модель формирования глобальной компетентности.

4. Выявить критерии и уровни формирования глобальной компетентности будущего учителя начальных классов.

5. Разработать и экспериментально апробировать программу спецкурса «Формирование глобальной компетентности будущего учителя начальных классов».

Теоретико-методологическую основу исследования составляют философские труды по проблемам образования (М.М.Бахтин, Б. С. Гершунский, В. И. Загвязинский, В. С. Ильин, М.К. Мамардашвили) — исследования по вопросам глобализации и глобального образования (Л.В.Лесков, В. С. Лысенко, И. М. Синагатуллин, и другие) — концепция модернизации российского образования на период до 2010 годаобщая теория обучения (O.A. Абдуллина, И. Я. Лернер, В. А. Сластенин и другие) — работы по организации и проведению педагогической практики (О.А.Абдуллина, И. Н. Банкуров, Л. Т. Кикнадзе, Т. С. Трофимова, А.С.Чернышев) — исследования общих закономерностей учебно-воспитательного процесса и эффективных технологий обучения и воспитания студентов (С.И.Архангельский, В. И. Загвязинский, В.А. Сластенин).

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:

— теоретический и сравнительно-сопоставительный анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы по проблеме;

— изучение и обобщение передового педагогического опыта и учебной программной документации в вузе и школе;

— педагогическое моделирование и конструирование учебно-воспитательной деятельности будущих учителей начальных классов;

— наблюдение, беседа, анкетирование и тестирование;

— организация опытно-экспериментальной работы по формированию глобальной компетентности будущих учителей начальных классов.

Экспериментальная база исследования: Педагогический эксперимент проводился на факультете педагогики детства Бирской государственной социально-педагогической академии. Отдельные положения диссертации апробировались в Башкирском государственном педагогическом университете и Благовещенском педагогическом колледже.

Исследование проводилось в три этапа (с 2001 по 2006 гг.)

На первом этапе (2001 -2002гг.) были осуществлены выбор и теоретическое осмысление темы, объекта и предмета исследованиясформулированы цель и задачибыло осуществлено методологическое обоснование и выдвинута рабочая гипотеза. На этом же этапе изучалась и анализировалась научная и учебно-методическая литература, а также была разработана программа опытно-экспериментальной проверки теоретической концепции исследования.

На втором этапе (2003;2004гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа, на основе которой уточнялась рабочая гипотеза, а также обрабатывались и проверялись научно-педагогические технологии образовательного процесса.

На третьем этапе (2005;2006гг.) анализировались, обобщались и оформлялись результаты проведенного исследования с использованием методов статистической обработки экспериментальных данных, была доказана достоверность выдвинутой гипотезы. Исследование было оформлено в форме диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— обоснована и уточнена сущность глобальной компетентности будущего учителя начальных классов;

— разработана модель формирования глобальной компетентности будущего учителя начальных классов;

— выявлены и определены педагогические условия формирования глобальной компетентности будущего учителя начальных классов.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе:

— конкретизировано понятие «глобальная компетентность» и расширены научные представления о содержании глобальной компетентности будущего учителя начальных классов;

— углублены общетеоретические положения, определяющие особенности и специфику формирования глобальной компетентности будущего учителя;

— определены критерии и уровневые показатели сформированности глобальной компетентности будущего учителя начальных классов.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов для научного обеспечения процесса формирования глобальной компетентности будущего учителя начальных классов. Разработанный специальный курс «Формирование глобальной компетентности будущего учителя начальных классов» может быть использован в высших и средних педагогических учебных заведениях.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается анализом философской и психолого-педагогической литературы по обозначенной проблемеприменением необходимых теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету исследованиярезультатами внедрения в учебный процесс высшей школы спецкурса, разработанного на основе выдвинутых в диссертации теоретических положенийстатистической обработкой эмпирических данных.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Глобальная компетентность как системное образование, состоящее из взаимосвязанных внутренними и внешними факторами и причинами мо-тивационно-ценностного, когнитивного и операционного блоков, которые соответственно олицетворяют: мотивационно — ценностное отношение личности (личностные качества, определяющие позицию и профессиональнопедагогическую направленность педагога как субъекта деятельности) — знания, обеспечивающие осознанность педагогической деятельности, и комплекс умений, апробированные в действии и освоенные личностью как наиболее эффективные.

2. Педагогические условия, способствующие успешному формированию глобальной компетентности (взаимосвязь содержания мотивационно-ценностного, когнитивного и операционного блоковразработка и реализации модели формирования глобальной компетентности, адекватной реальной ситуации и современному уровню развитияиспользование разнообразных форм и методов в практической и внеаудиторной деятельности будущего педагога).

3. Модель формирования глобальной компетентности будущего учителя начальных классов, позволяющая рассматривать подготовку студентов как целостный педагогический процесс.

Апробация и внедрение результатов. Основные теоретические и практические положения отражены в публикациях автора. Ход исследования и его результаты обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры педагогики и методики начального образования Бирской государственной социально-педагогической академии, на научно-практических конференциях регионального (Бирск, 2002; с. Балтачево, Башкортостан, 2005) — всероссийского (Екатеринбург, 2003; Уфа, 2004) — международного (Пенза, 2004; 2005, Саратов, 2004; Москва, 2006) уровней.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

127 Выводы

В вышеизложенной части исследования были представлены тактические и стратегические вопросы формирования глобальной компетентности будущего учителя начальных классов. Разработанная модель, которая позволяет рассмотреть процесс формирования глобальной компетентности будущего учителя начальных классов, позволила сформулировать требования к образовательно-воспитательному процессу в вузе, определить направление, организационные формы и методы подготовки будущих учителей.

Важнейшим условием в формировании глобальной компетентности будущего учителя является целостный подход, который предполагает целостное педагогическое воздействие на профессиональное становление учителя. Дисциплины гуманитарного и социально-экономического цикла формируют общую культуру, межличностное отношение между людьми, гуманистическое отношение к окружающему миру. Изучение дисциплин гуманитарного и социально-экономического блока предполагает формирование готовности будущего учителя к взаимодействию с представителями других культур, основанную на знаниях и опыте, полученных в реальной жизни и на учебных занятиях, к изучению различных культур с целью комфортного существования в полиэтнической среде, преодоления узости кругозора, постижения взаимовлияния народов. Это подразумевает направленность всех теоретических и практических циклов учебных дисциплин, специального курса, внеаудиторных мероприятий и педагогической практики. Каждая из этих подсистем вносит свою долю в ходе подготовки будущего учителя в педагогическом вузе.

Важнейшими компонентами в формировании глобальной компетентности будущего учителя начальных классов является формирование у них мотивационно-ценностного отношения, теоретических знаний и практических умений. Без систематической, интенсивной практики эту задачу не решить. В ходе педагогической практики у студентов углубляются знания, формируются профессиональные умения и навыки, развивается активность, самостоятельность, творческие способности. Выполнение заданий, полученных студентами в ходе экспериментальной работы, стимулировало активность и самостоятельность студентов, предполагало изучение личностного и делового общения детского коллектива, наблюдение и анализ фрагментов уроков и внеклассных мероприятий, разработку и самостоятельное проведение детских праздников.

Целенаправленная опытно-экспериментальная работа, способствующая формированию глобальной компетентности будущего учителя начальных классов в современных условиях, подтвердила эффективность комплекса организационно-педагогических требований как реального фактора формирования глобальной компетентности. Успешному формированию студентами глобальной компетентности способствовало определение форм организации работы со студентами: аудиторные и внеаудиторные занятия, педагогическая практикавнедрение теоретического и практического материала по проблемам глобализации, глобального образования в содержании дисциплин гуманитарно-личностного и психолого-педагогического циклов, разработанного автором спецкурса «Формирование глобальной компетентности будущего учителя начальных классов». Основная цель спецкурса заключалась в том, чтобы сформировать у будущего педагога знания о понятии «глобализация», познакомить с особенностями глобального образования, с формами и методами формирования глобальной компетентности у учащихся начальной школы.

Наши предположения и рабочая гипотеза подтвердились в ходе экспериментальной подготовки, которая была направлена на процесс формирования глобальной компетентности в рамках учебного процесса и в ходе педагогической практики. В экспериментальной группе была зафиксирована устойчивая динамика в плане их личностного развития и сформированности глобальной компетентности. Изучение эффективности разработанной системы по формированию глобальной компетентности будущих учителей начальных классов позволило утвердиться во мнении о том, что она дает существенные положительные результаты.

Заключение

Данное исследование посвящено теоретическим и практическим вопросам формирования глобальной компетентности. В качестве ведущей идеи выступает непрерывное гуманитарно-личностное и профессиональное развитие учителя начальных классов. Гуманитарно-личностное развитие подразумевает формирование положительного отношения и направленности личности на педагогическую деятельность в начальной школе, формирование у будущего учителя должной гуманитарной культуры, умений реализации культурологической функции в режиме гуманитаризации школьного, в том числе и начального образования. Гуманитаризация отечественного образования призвана помочь осуществить в характере мышления человека столь необходимый поворот от фрагментарного к целостному восприятию мира в широком культурном контексте. Одним из возможных путей реализации этой задачи может стать глобальное образование, главной задачей которого является формирование творческой личности, способной принимать взвешенные решения, предвидеть их возможные последствия, чувствовать ответственность за настоящее и будущее миракоторое также предполагает развитие способности взглянуть на явление в различных ракурсах, т. е. увидеть их глазами других людей, что приводит к осознанию единства человеческих потребностей и устремлений различий во взглядах на жизнь, присущих индивидуумам или группам людей. Глобальное образование направлено на решение тех проблем и вопросов, которые выходят за пределы национальных границ, выявляет взаимосвязь различных систем: экологической, культурной, экономической, политической и технологической.

Школа, прежде всего начальная, должна стать важнейшим фактором гуманизации социокультурных отношений, формирования новых жизненных установок личности в эпоху глобальных перемен. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, все более мощной движущей силой экономического роста страны, повышения эффективности и конкурентноспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны и мира в целом.

Важным направлением нашего исследования является использование целостного подхода к формированию глобальной компетентности будущих учителей начальных классов. Гармоничная личность может формироваться только в целостном педагогическом процессе, так же как и поставленные обществом перед начальной школой задачи может решать только такой учитель, в котором развито системное видение педагогического процесса как целостной категории и готовность к ее реализации. Целостный подход в нашем исследовании предполагает целостность всего процесса подготовки учителя начальной школы с его разнообразными подсистемами и компонентами на всех уровнях иерархии, комплексный учет внутреннего содержания и сущности профессиональной подготовки, структуры и функционирования системы, охватывающей всю социально-педагогическую категорию непрерывного становления учителя начальной школы.

Главными тенденциями подготовки к педагогическому труду в современном мировом сообществе можно считать: ориентацию на высшее образование как непременное условие приобретения профессии учителяусложнение и усиление психолого-педагогической подготовкиразнообразие специализации в программах обучениясовершенствование системы повышения квалификации педагогических кадров. Современное общество остро нуждается в компетентных людях, способных проявлять высокую адаптивность и готовых к решению новых задач и адекватному восприятию прогрессивных нововведений, заинтересованных в повышении эффективности деятельности, планирующих будущее и готовых брать на себя ответственность. Нужны специалисты, которые способны принять новые концепции развития, предусматривающие активное взаимодействие членов общества. Для общества важно, чтобы его компетентные граждане могли влиять на систему управления, и чтобы подобные установки заняли подобающее место в общественном сознании.

Компетентность учителя приобретает в последние годы все большую актуальность в связи с тем, что постоянно трансформируется социальный опыт, реконструируется сфера образовательных услуг, появляются всевозможные разновидности инновационных школ, авторских педагогических систем, во главу угла становится педагогическое проектирование и техноло-гизация образовательных процессов, возрастает уровень запросов социума к специалисту.

В диссертационном исследовании на основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыта сущность глобальной компетентности, сформулировано определение ключевого понятия. На наш взгляд, глобальная компетентность — это системное образование, состоящее из взаимосвязанных внутренними и внешними факторами и причинами мотивационно-ценностного, когнитивного и операционного блоков, которые олицетворяют: мотивационно — ценностное отношение личности (личностные качества, определяющие позицию и профессионально-педагогическую направленность педагога как субъекта деятельности) — знания, обеспечивающие осознанность педагогической деятельности, и комплекс умений, апробированные в действии и освоенные личностью как наиболее эффективные. В структуре глобальной компетентности были выделены три основных блока: мотивацион-но-ценностный, операционный, когнитивный, которые взаимосвязаны: формирование мотивационного отношения невозможно только на одних эмоциях, необходим известный запас профессиональных знаний и умений. И наоборот, лишь тогда личность сможет эффективно применять профессиональные умения, если у нее выработано положительное отношение на педагогическую деятельность в условиях глобализации. На каждом этапе становления учителя формируется и укрепляется мотивационный потенциал его личности, элементы различных компонентов компетентности, расширяется профессионально-педагогический и общеобразовательный кругозор. Мотивационно-ценностный блок включает следующие наиболее значимые качества: готовность будущего учителя изучать различные культуры с целью комфортного существования в полиэтнической среде, преодоление узости кругозора, постижения взаимовлияния народовготовность и информированность о значительных последних достижениях в области психологии, педагогики, методики и других наукосознание личностью педагогической деятельности как важнейшего фактора духовного, экономического и гуманитарного прогресса всего мирового общества.

В содержание когнитивного блока входят следующие обобщенные знания: знание основ гуманизации содержания школьного образования, представляющей в отечественном и мировом опыте один из главных принципов организации образования на всех подсистемах иерархиизнание основ профессионально-педагогической деятельности с детьми разных национальностей.

Операционный блок включает профессиональные умения: умение изучать и интерпретировать этнические культуры, языки, историю, географию, искусство региона, России и других народов и странумение определять общекультурный и общеобразовательный уровень отдельного школьника и коллектива, учащихся в целомумения развивать у школьников межкультурную компетенцию.

В ходе нашего исследования разработана и внедрена в учебный процесс педагогического вуза модель, направленная на формирование глобальной компетентности у будущего учителя начальных классов. В модели отражены содержание и структура глобальной компетентности, определены формы организации работы со студентами: аудиторные и внеаудиторные занятия, педагогическая практика, также определены уровни глобальной компетентности, разработан специальный курс «Формирование глобальной компетентности будущего учителя начальных классов».

В качестве ведущих педагогических условий, способствующих успешному формированию глобальной компетентности выступают: взаимосвязь содержания мотивационно-ценностного, когнитивного и операционного блоковразработка и реализации модели формирования глобальной компетентности, адекватной реальной ситуации и современному уровню развитияиспользование разнообразных форм и методов в практической и внеаудиторной деятельности будущего педагога.

Опытно-экспериментальная подготовка будущего учителя начальных классов для работы в современных условиях:

— доказала эффективность применения форм и методов формирования глобальной компетентности;

— подтвердила правомерность гипотезы исследования;

— дала возможность по-новому взглянуть на определенный ряд вопросов, касающихся высшего педагогического образования;

— позволила проследить за процессом формирования глобальной компетентности будущего учителя в экспериментальных и контрольных группах. Зафиксированная в исследовании положительная динамика развития составляющих указанной компетентности у будущих учителей свидетельствует об эффективности теоретической разработки и практики их реализации.

В экспериментальной группе была зафиксирована устойчивая динамика продвижения будущего учителя в плане их гуманитарно-личностного и профессионального развития. На всех этапах отмечался рост глобальной компетентности. Обработка результатов эксперимента показывает, что гипотеза нашего исследования подтверждается с достаточно высокой степенью вероятности и доказывает внутреннюю ее непротиворечивость.

Кроме того, полученные результаты указывают на эффективность данной модели и на правильность определенных содержания форм и методов данной подготовки, а также внутреннюю непротиворечивость системы критериев, определяющих глобальную компетентность будущего учителя начальных классов.

Таким образом, поставленные нами задачи в рамках данного исследования выполнены полностью. Результаты исследования позволяют сделать вывод о справедливости первоначально принятой гипотезы и достижения поставленной цели исследования.

Выполненное исследование дает основание считать, что разработанные в нем теоретические основы формирования глобальной компетентности будущего учителя начальных классов открывают новое направление научно-педагогических исследований, в русле которого необходимо решить целый ряд проблем. В более детальном исследовании нуждается проблема влияния социально-культурных, этнонациональных условий на процесс развития будущего учителя начальных классовразвитие глобальной компетентности у учащихся средних и старших классов. Направления новых исследований могут также стать проблемы развития глобальной компетентности личности в непедагогических профессиональных учебных заведениях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Анализ уровня подготовки учителей и студентов педвузов и задачи его совершенствования // Советская педагогика. — 1979. — № 9. -С.96−102.
  2. O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1984.-208с.
  3. Абульханова-Славская O.A. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-334с.
  4. Абульханова-Славская O.A. Диалектика человеческой жизни. М., 1977. -124 с.
  5. И.Ю. Глобальное образование: идеи, концепции, перспективы. -СПб, 1995.-144с.
  6. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. /Сост. П. А. Лебедев. -М.: Педагогика, 1987. 558с.
  7. Антология педагогической мысли России второй половины XIX в. и начала XX в. /Сост. П. А. Лебедев — М.: Педагогика, 1990. — 603 с.
  8. Антология по истории педагогики в России (первая половина XX века) / Сост. A.B. Овчинников и др. М.: Академия, — 2000. — 384 с.
  9. P.M. Теория и практика совершенствования подготовки педагогических кадров //Учитель Башкирии. 1991. — № 6. — С. 36−39.
  10. Ю.Асадуллин P.M., Хамитов Э. Ш., Хазиев B.C. Профессиональная педагогическая подготовка в переломные периоды развития общества. Уфа: Китап, 2001.-264 с.
  11. П.Ахренов А. и др. Потенциал интенсивного, инновационного развития. Роль образования как важнейшая функция государства на рубеже XXI века // Учитель. 1999. — № 6. — С. 29−35.
  12. Т.В. Внеучебная деятельность студентов педвуза в системе их подготовки к воспитательной работе в школе: Автореф. дисс.. кан. пед. наук. Киев, 1982. — С. 11.
  13. Г. С. Особенности культуры глубинного общения педагога //Гносеологические и мировоззренческие проблемы. М.:ИФАН, 1987— С. 13−57.
  14. З.И. Интеграция России в мировое образовательное пространство // Педагогика. 1996. — № 3. — С. 98−102.
  15. И.Г. Некоторые теоретико-методологические проблемы формирования личности. М.: Изд-во «Прометей» МГПИ им. В. И. Ленина, 1989. -62с.
  16. Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. — М.: Педагогика, 1989.-205с.
  17. М.Н. Гуманизация образования: проблемы и перспективы. -Бийск: НИЦ БиГПИ, 1995. 31 с.
  18. В.П. Слагаемые педагогической технологии. -М.: Педагогика, 1989.-192с.
  19. B.C. Культура. Диалог культур: Опыт определения // Вопросы философии. 1989. — № 6. — С. 31−42.
  20. Н. Контрасты глобализации // Диалог. 2001. — № 3. — С. 3−25.
  21. М.В. Очерки истории отечественного образования XIX—XX вв.еков. М.: Изд-во Московского культурологического лицея, 2002. — 94с.
  22. Г. А. Совершенствование системы профессиональной подготовки студентов. Калининград: Кн. Изд-во, 1985. — 264с.
  23. В.А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. — № 10. — С. 8−14.
  24. А. Культура и образование // Дидакт. 2001. -№ 5— С. 14−18.
  25. В.П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки // Педагогика. 2004. — № 1. — С. 3−10.
  26. Т.Г. Из опыта развития общей культуры учителя // Педагогика. -1992.-№ 2.-С. 71−74.
  27. Н.Г. Подготовка учителя, нужного детям и обществу // Начальная школа. 1995. — № 6. — С. 4−5.
  28. В. Психологическая культура и образование в XXI веке // Высшее образование в России. 2000. — № 3. — С. 8−13.
  29. А.П. Глобализация: сущность и современные проблемы// Социально гуманитарные знания. — 2002. — № 3. — С. 3−18.
  30. И. Мир, в который мы вступаем:2000−2050 // Россия и современный мир. 2001. -№ 1. — С. 64−75.
  31. И.А. Политическая глобалистика: Учебное пособие для вузов. -М.: Логос, 2003.-360с.
  32. З.И. Педагогическая практика важнейшее звено в системе подготовки учителей // Советская педагогика. — 1982. — № 7. — С. 63−67.
  33. Л.Д. Педагогические условия формирования информационно-функциональной компетентности учащихся 5−9 классов сельской общеобразовательной школы: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Уфа, 2004. -с. 22.
  34. С. Г. Педагог эпохи перемен, или как решаются сегодня проблемы профессиональной деятельности учителя. М.: Сентябрь, 2002. -159с.
  35. Н.Х. Очерки об общем образовании и системе образования в России. М.: Учпедгиз, 1959. — 320 с.
  36. М.Я. Образовательное пространство как педагогическая категория // Педагогическое образование и наука. 2002. — № 3. — С. 8−12.
  37. H.A., Войнов A.B. Особенности формирования информационной компетентности студентов вуза // Инновации в образовании. 2004. — № 4. -С. 111−118.
  38. Г. Н. Мы обозначены единым словом «человек». Образование и национальное согласие // Народное образование. 1997. — № 5. — С. 78−82.
  39. Г. Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов средних и высших педагогических заведений. М.: Академия, 1999. -168с.
  40. Н.Е., Суханцев В. К., Иванова Т. В. О педагогической культуре будущего учителя // Педагогика. 1992. — № 1−2. — С. 66−70.
  41. .Л. Западноевропейское образовательное пространство XXI века: прогностические модели // Педагогика. 1994. — № 2. — С. 103−112.
  42. .Л. Мировое образовательное пространство на рубеже XX и XXI вв.// Педагогика. 2002. -№ 10. — С. 3−14.
  43. .Л. Развитие образования в современном мире // Педагогика. -1995.-№ 6.-С. 107−113.
  44. В.В. Глобализация, федерализм и региональное развитие // Социологические исследования. 2002. — № 2. — С.34−43.
  45. Г. И. Образование как социокультурный феномен. М.:МПГУ: Уфа: БГПУ, 2000- 148 с.
  46. А.И. Интегральные процессы в области образования: анализ мировых тенденций // Социально гуманитарные знания. — 2002. — № 5. -С. 72−85.
  47. З.Т., Синагатуллин И. М. Формирование глобальной компетентности у учащихся начальной школы // Школа. Вуз. Наука: Материалы конференции аспирантов и студентов. Бирск: БирГПИ, 2002. — с.61−63.
  48. .С. Готово ли современное образование ответить на вызовы XXI века? // Педагогика. 2001. — № 10. — С. 3−12.
  49. .С. Образование как религия третьего тысячелетия: гармония знания и веры. -М.: Педагогическое общество России, 2001. 127с.
  50. .С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования // Педагогика. 2002. — № 7. — С. 3−12.
  51. .С. Философия образования для XXI века М.: Педагогическое общество России, 2002 — 512с.
  52. Глобализация и Россия (круглый стол) // Мировая экономика и международные отношения. 2002. — № 9. — С. 3−25.
  53. Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. — 260с.
  54. В.П. Культура языка и языковая политика // Русская речь. -1990.-№ 1.-С. 70−76.
  55. П.Н. Вопросы воспитания и обучения. М., 1949. -136с.
  56. Давыдов Ю. С, Гранкин А. Ю. Болонский процесс и реализация национально-регионального компонента образования // Мир образования — образование в мире. 2004. — № 2. — С. 50−58.
  57. А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? // Народное образование. 2004. — № 4. — С. 136−137.
  58. Двенадцати летняя школа. Проблемы и перспективы развития общего среднего образования / Под ред. B.C. Ледиева, Ю. И. Дика, A.B. Хуторского. М.:ИОСО, РАО, 1999. — 264 с.
  59. . Образование: сокрытое сокровище. UNESCO, 1996. -78с.
  60. А.Н. История педагогики. М.: Владос, 1999. — 431 с.
  61. А.Н. Развитие образования в современном мире. М.: Владос, 1999.-200 с.
  62. А.Н. Сравнительная педагогика. М.: Владос, 1998. — 176 с.
  63. А. Избранные педагогические сочинения. М, 1956. — 421 с.
  64. А.Е., Львов М. Р. Квалификационные требования к учителю начальных классов // Независимый психолого-педагогический журнал «Магистр». Октябрь, 1992. — С. 56−61.
  65. В.А. Функциональная грамотность в изменяющемся мире // Мир образования образование в мире. — 2003. — № 2. — С. 57−58.
  66. Ефимов В. Ф, Ушанкина Л. В. Активизация деятельности студентов на лекциях и практических занятиях // Начальная школа. 1993. — № 9. -С. 53−57.
  67. Г. Е. Из истории просвещения в дореволюционной России: Очерки. М.: Педагогика, 1978. — 160с.
  68. Н.И. Теоретико-методические аспекты подготовки и защиты кандидатских диссертаций по педагогическим наукам: методические рекомендации в помощь аспиранту и соискателю ученой степени. Екатеринбург: Урал. гос. пед. институт, 1995. — 34 с.
  69. И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловое вопросы /Экологич. образов-е: концепции и технологии: Сб. науч. тр. под ред. С. Н. Глазачева. Волгоград: Перемена, 1996. — С. 72−81.
  70. И.А. Ключевые компетенции -новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. -2003. -№ 5. -С.34−42.
  71. А. Постсоветизм и образование // Народное образование. 2002.- № 9. С. 56−60.
  72. В.П. О целях и ценностях образования // Педагогика. 1997. -№ 5.-С. 3−17
  73. И.П. Краткая профессиограмма учителя начальных классов средней общеобразовательной школы. Л., 1976. — 96 с.
  74. И.Н. О тенденциях развития современного образования // Инновации в образовании. 2004. — № 3. — С. 5−23.
  75. В.Л. Глобализация: иллюзии и реальность // Свободная мысль- XXI. 2000. — № 1. — С. 26−36.
  76. А.Д. Техносфера в контексте глобализации // Социально-гуманитарные знания. 2002. — № 1. — С. 246−256.
  77. История педагогики и образования / Под ред. А. И. Пискунова. М.: Сфера, 2001.-510с.
  78. Н. ЮНЕСКО: глобализация и этика // Дополнительное образование. 2002. — № 2. — С. 7−10.
  79. Р.В. Подготовка учителя широкого профиля для начальной школы // Начальная школа. 2001. — № 12. — С. 66−68.
  80. P.B. Подготовка учителя широкого профиля для начальной школы: Монография. Стерлитамак, 2002. — 232с.
  81. Кан Калик В. А. Гибкие модели учебного процесса // Вестник высшей школы. — 1989,-№ 4.-С. 9−11.
  82. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педа-гогика, 1990. — 144с.
  83. В.Г., Миронов В. Б. Образование, воспитание, культура в истории цивилизаций. -М.: Владос, 1998. 519 с.
  84. JI.H. Глобализация и национальные интересы // Международная жизнь.-2000.-№ 1.-С. 87−95.
  85. M.JI. «Черная культура» и светлый человек // Педагогика. 2001. -№ 3.-С. 97−101.
  86. Т.В. Готовим педагогов нового поколения // Мир образования -образование в мире. -2002. -№ 1. С. 154−164.
  87. В.А., Шубина H.JI. Высшее образование России в зеркале Бо-лонского процесса: СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — 429 с.
  88. К. Информационная глобализация общества и гуманитарная революция // Aima mater. 2002. — № 8. — С. 3−9.
  89. Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1955. — 651 с.
  90. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. проф. В. А. Козырева, проф. Н. Ф. Радионовой и проф. А. П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Гер цена, 2005. -392с.
  91. Т.С. Что такое глобализация? // Преподавание истории в школе.-2001.-№ 5.-С. 13−16.
  92. JI.B. Внеаудиторная работа по педагогике в педагогическом институте. Киев, Одесса: Выща.шк., 1988. — 157 с.
  93. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Инновации в образовании. 2002. — № 3. — С. 4−19.
  94. Краткая философская энциклопедия. М.: Изд. группа «Прогресс». -«Энциклопедия», 1994. -576с.
  95. Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000.-269с.
  96. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М.: Высшая школа, 1990. — 140с.
  97. В.Б. Противоречивый феномен (взгляд на глобализацию) //Современная Европа. 2002. — № 4. — С. 28−38.
  98. М.Н. Образование в условиях поликультурной и полиэтнической России // Педагогика. 1999. — № 6. — С. 3−11.
  99. М.Н. Учительские семинарии России и их место в подготовке учителей начальной школы. Курган, 1970. — 102с.
  100. Н.В. Основы вузовской педагогики. JL: Изд-во ЛГУ, 1972. -305с.
  101. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. -М., 1990−176с.
  102. ЮЗ.Кукушин B.C. Общие основы педагогики. Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ», 2002. — 224с.
  103. С. Б. Глобальные проблемы современности: В двух частях. -СПб., 1993.-175с.
  104. Г. А. Компетенции в профессиональной подготовке студентов вуза: Монография. Челябинск, 2004. -186с.
  105. И.Р. Формирование профессионально-педагогической компетентности будущего учителя музыки: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Ижевск, 2004. — 20с.
  106. A.A. Концепция обучения предметам языкового цикла. -М., 1989.
  107. Ю8.Лиферов А. П. Становление мирового образовательного пространства: сущность, тенденции, проблемы. Теория и практика образования // Завуч. 1998. — № 6. — С. 123−131.
  108. .Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, 1992. — 528с.
  109. В. Концепция глобального образования // Народное образование. 1993. — № 7/8. — С. 3−6.
  110. Ш. Лысенко В. Концепция глобального образования // Народное образование. 1993. -№ 9/10. — С. 3−7.
  111. В.В. и др. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы. Научные сообщения // Педагогика. — 1999. — № 4. -С. 3−10.
  112. A.C. Педагогические сочинения: В 6 т. М.: Педагогика, 1984. -Т.4. — С. 268−281.
  113. А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. 1996. — № 6. — С. 55−63.
  114. С. Ф. Формирование организаторских умений будущего учителя в процессе внеаудиторной воспитательной работы: Дисс.. канд. пед. наук. Иркутск, 1991. — 211 с.
  115. Мацуура Коитиро. Глобализация это также культурный процесс // Международная жизнь. — 2000. — № 8/9. — С. 27−32.
  116. Методические рекомендации по определению педагогических знаний и умений преподавателей сферы производства при повышении квалификации / Сост. Т. П. Василенко, В. Ф. Кочуров. Л, 1982. — 32 с.
  117. Н.И. О моделях педагогической подготовки /Педагогическое образование для XXI века: материалы международной научно-практической конференции 13−16 апреля МПГУ им. В. И. Ленина. -М.Д994.-С. 84−93.
  118. А. Дилеммы глобализации. Социумы и цивилизации: иллюзии и риски // Вопросы философии. 2002. — № 9. — С. 178−181.
  119. Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта, 1998.-200с.
  120. Р.И. К вопросу о профессиограмме учителя начальной школы// Профессиональная ориентация и консультация молодежи. Киев, 1966.-С. 16−21.
  121. А.И. Формирование профессиональной готовности учителя к реализации целостного педагогического процесса: Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1992. — 32 с.
  122. А.И., Мищенко Л. И., Шиянов E.H. Теоретико-методологические основы формирования содержания педагогического образования. -М.:МПГУ им. В. И. Ленина, 1991. 382с.
  123. В.А. Новые теоретические концепции развития образования // Мир образования образование в мире. — 2004. — № 2. — С. 39−50.
  124. В.А. СНГ: информационное взаимодействие в образовании в контексте глобализации // Социально-гуманитарные знания. 2002. -№ 4.-С. 176−190.
  125. Народное образование в России: исторический альманах. М.: Народное образование, 2000. — 400с.
  126. Население и глобализация / Под ред. Н. М. Римашевской, В.Ф. Галецко-го, А. А. Овсянникова и др. М.: Наука, 2002. — 322 с.
  127. Н. Образование на рубеже тысячелетий: вечное и преходящее //Народное образование. -2001. -№ 2. С. 178−182.
  128. Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. М.: Мирос, 1997.- 144 с.
  129. Н.Д. Философия образования XXI века. М.: «Центр Диа-лект+», 1997.-250с.
  130. А.Г. Глобальный социально-политический конфликт (психолого-политический подход) // Вопросы философии. 2002. — № 5. -С. 38−48.
  131. Образ человека в зеркале гуманизма. / Авт. сост. Н. В. Ревякина, О. Ф. Кудрявцев. — М.: Изд-во УРАО, 1999. — 399с.
  132. Образование в конце XX века // Вопросы философии. 1992. — № 9. -С. 3−21.
  133. Образование и XXI век: Информационные и коммуникативные технологии. -М.: Наука, 1999. 191 с.
  134. Образовательные технологии (из опыта развития глобального мышления учащихся) / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Е. Б. Спасской. СПб.: КАРО, 2001.- 152с.
  135. A.B. Начальное образование в дореволюционной России (18 611 917). М.: Просвещение, 1982. — 208с.
  136. Н. Развитие и воспитание личности // Педагогика. 1998. — № 3. -С. 124−125.
  137. В. Глобализация и/или глобализаторство // Новый мир. 2001. -№ 1. — С. 178−183.
  138. Е.М. Управление профориентацией в общеобразовательной школе. Владивосток, 1990. — 176с.
  139. Ф.Г. Педагогическое образование в России. М.: Педагогика, 1979.-215с.
  140. Педагогический словарь / Под ред. И. А. Каирова и др. М.: Изд-во Академии педагогических наук, — т.1, 1960. — 774 с.
  141. Педагогическое образование России: Сб. нормативных документов. -М.: МО РФ, 1996. 460с.
  142. В. Возможен ли гуманистический подход к глобализации? // Международная жизнь. 2001. — № 5. — С. 10−16.
  143. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. — 24с.
  144. В.Н. Оценка качества научно-педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1987. 144с.
  145. Г. Х. Идеи глобализации и Россия // Экономика и управление.2002.-№ 2. -С. 54−58.
  146. А.Ф. Прогностическая компетентность преподавателей и обучаемых // Педагогика. 2005. — № 5. — С. 71−78.
  147. Программа педагогической практики студентов очного факультета педагогики и методики начального образования. Бирск, 1999. — 26 с.
  148. B.C. О содержании и организации педагогической практики в условиях модернизации системы подготовки учителя начальной школы // Начальная школа. 2003. — № 9. — С. 104−108.
  149. А. Заглядывая в будущее: Наука XXI века: глобальные трансформации и российская перспектива // Наука и жизнь. 1998. — № 12. -С. 2−8.
  150. И.А. Глобальные проблемы человечества. М., 1993. — 87 с.
  151. А. Новый вызов? // Высшее образование в России. 2002. -№ 1. — С. 112−115.
  152. И.О. О философии глобального образования // Философия образования для XXI века / Под ред. H.H. Пахомова и Ю. Б. Тупталова. -М., 1992.
  153. H.H. О возможности реализации двухступенчатой методи-ко-филологической подготовки учителя начальных классов // Начальная школа.-2000,-№ 2.-С. 7−11.
  154. Г. Компетентности и их классификация // Народное образование. 2004. — № 4. — 138−144.
  155. И.М. Влияние глобализации на образование в России// Международный журнал реформирования образования. 2003. — № 4. -С. 307−316.
  156. И.М. Новый миллениум: роль и место иностранного языка в поликультурном социуме// Иностранные языки в школе. 2002. — № 1. -С. 32−37.
  157. И.М. Роль глобализации и языка (языков) международного общения в решении актуальных вопросов нового времени // Иностранные языки в школе. 2003. — № 6. — С. 8−13.
  158. Л.Ю., Хузиахметов А. Н. Младший школьник, его развитие и воспитание / Под общ. ред. докт. пед. наук, проф. А. Н. Хузиахметова. -Казань, 1998.-212с.
  159. В.А. Перестройка педагогического образования в СССР//Перспективы. 1990. — № 2. — С. 137−149.
  160. H.H. На переломе: российское учительство накануне и в дни революции 1917 года. СПб.: Наука, 1994. — 410 с.
  161. Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. Л., 1977. — 136с.
  162. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 1600с.
  163. Э. Образование путь к культуре мира и толерантности // Народное образование. — 2002. -№ 2. — С. 111−118.
  164. Л.Ф. Педагогический эксперимент / Ученые записки кафедры педагогики и психологии. Курск, 1968. — С. 70−92.
  165. Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. М.: Российское пед. агентство, 1997. — 34с.
  166. М.И. Профессиональные способности педагога. М.: «Флинта», 1998.-364с.
  167. Т.В. Внеучебная деятельность студентов педвуза как фактор формирования их профессиональной самостоятельности: Дис.канд. пед. наук. Киев, 1988. — 187с.
  168. Л.П. Двухступенчатая подготовка учителей начальных классов в Москве // Начальная школа. 2000. — № 2. — С. 4−6.
  169. И. Глобализация образования место и роль России// Наш современник. — 2001. — № 4. — С. 226−240.
  170. И. Кризис духа кризис образования // Мир образования. -1997.-№ 3.-С. 13−15.
  171. В.А. Как воспитать настоящего человека: Изб. пед. соч.: В Зт. -М.: Педагогика, 1979. Т. 1. — С. 286−302.
  172. A.A. Поликультурное образование. M.: МИРОС, 2001. -190 с.
  173. В. Образование как феномен культуры // Aima mater. 1996. -№ 1. — С. 28−30.
  174. М.Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе // Педагогика. 1999. — № 2. — С. 30−35.
  175. Н.Ф. и др. Пути разработки профиля специалиста / Н. Ф. Талызиной. Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1987. — 173 с.
  176. Ф.Ш. Образование третьего тысячелетия // Образование в современной школе. 2000. — № 8. — С. 47−56.
  177. П.П. Формирование педагогической компетентности специалиста социокультурной сферы // Педагогика. 2003. — № 1. — С. 74−81.
  178. Технология 2000: теория и практика преподавания технологии в школе. -М, 2000.-307 с.
  179. H.A., Белокур Н. Ф. Формирование воспитательных умений будущего учителя в процессе вузовской общепедагогической подготовки: Пособие к спецкурсу. Челябинск, 1986. — 67с.
  180. Ш. Тураев В. А. Глобальные вызовы человечеству: Учебное пособие. М.: Логос, 2002. — 192с.
  181. Х.Г. Учитель и культура: Проблемы подготовки педагогических кадров // Педагогика. 1998. — № 1.С. — 66−72.
  182. П.Ю. Из опыта экологического обучения младших школьников //Начальная школа. 2001. — № 4. — С. 96−100.
  183. К.Д. Избранные педагогические сочинения. М, 1945. — 561 с.
  184. К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Пед. соч.: 6 т./ Сост. С. Ф. Егоров. -М.: Педагогика, 1989. -528с.
  185. Г. Н. Педагогические взгляды Башкирских просветителей и писателей. Пермь, 1974. — 196с.
  186. А.П. Глобалистика: Начало науки о современном мире. М.: аспект Пресс, 2002. — 224с.
  187. Г. Н. О культуре межнационального общения //Педагогика. -1999.-№ 2.-С. 119−121.
  188. Философская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. — Т.5, 1970. — 740 с.
  189. Формирование модели деятельности специалистов с высшим образованием / Под ред. Е. Э. Смирновой. Томск, 1984. — 76с.
  190. Формирование профессиональной культуры учителя: учебное пособие / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Прометей, 1993. — 178с.
  191. Формирование профессиональной направленности студентов педагогических вузов / Под ред. Э. А. Гришина и др. Владимир, 1976. — 134 с.
  192. JI.M. Педагогический опыт глазами психолога. М.: Педагогика, 1997.-224с.
  193. А. Мир на рубеже столетий // Культура. 2002. — 14−20 марта (№ 11).-С. 4.
  194. Дж., Вершиловский С. Г. Ценностные ориентации советских и американских учителей // Педагогика. 1992. — № 3−4. — С. 102−106.
  195. Г. Р. Формирование иноязычной компетентности научных работников на факультете квалификации (на примере обучения английскому языку): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Уфа, 2002. — С. 19.
  196. И.Ф. Теория нравственного воспитания (историческая и современная проблематика и основные педагогические идеи). Минск: БГУД972. — 364 с.
  197. М.А. Психология интеллекта. Томск. — М., 1992. — 345 с.
  198. A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно -ориентированной парадигмы образования // Народное образование. -2003.-№ 2.-С. 58−64.
  199. Ценностный мир современного студенчества. М.: НИИВСД992. — 40 с.
  200. Е.А. Формирование организаторских умений будущего учителя в процессе внеаудиторной воспитательной работы: Дис. канд. пед. наук. Иркутск, 1991. — 211 с.
  201. A.A. Формирование правовой компетентности старших школьников: Автореф. дис.канд. пед. наук. Оренбург, 2000. — 22с.
  202. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. -М., 1996. 264 с.
  203. И.П., Ямпольский В.З, Чудинов В. Н., Агранович Б. Л., Пак Л. В. Модели управления учебным процессом. Томск: Изд-во Томск, унта, 1992. — 180 с.
  204. Чучин-Русов А. Е. Образование и культура // Педагогика. 1998. — № 1. -С. 9−18.
  205. З.О. Профессионально-педагогическая подготовка учителя в университете. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1991. — 128 с.
  206. С. Е., Агапов И. Г. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? // Стандарты и мониторинг в образовании. -2002.-№ 2.-С. 4−11.
  207. А.И. О методологии и методике изучения психологии труда и личности учителя // Психология труда и личности учителя. Вып. I. -Л., 1976.
  208. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1967. — 266с.
  209. Эстетическое воспитание / Под ред. В. И. Толстых. М.: Высш. школа, 1979. — 384с.
  210. Sinagatullin I.M. Ten sins challenging education in the contemporary global era: A philosophical essay //International Journal of Educational Reform. -2004. V. 13. — №.4. — P.416−430.
  211. Sinagatullin I.M. The impact of globalization on Russian education// International Journal of Educational Reform. 2003. — V.12. — №.4. — P.307−316.
  212. Singh P. and Doherty C. Global cultural glows and pedagogic dilemmas: Teaching in the global university contact zone// TESOL Quarterly. 2004. -V.38. -№. 1. -P.9−42.
  213. Stehr R.M. The social and political control of knowledge in modern societies // International Social Science Journal. 2003. — №. 178. — P. 643−657.
Заполнить форму текущей работой