Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методика психо-коррекционных занятий

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Чтение и воспроизведение сказки. Вначале читается сказка, затем педагог предлагает «поиграть» в сказку. Детям можно предложить маски и предметы, необходимые для действия: платок, чашка, шишка и т. п. Действие происходит без предварительной подготовки, экспромтом. Преимущества такого вида театрализованной игры в том, что она не требует дополнительной подготовки, учит детей живо реагировать… Читать ещё >

Методика психо-коррекционных занятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На втором этапе в ДОУ № 270 г. Волгограда проводился формирующий эксперимент по непосредственному развитию эмпатии у дошкольников.

Целью педагогического эксперимента являлось изучение эффективности влияния разработанной нами методики на эмоциональную сферу ребенка.

Разработанная нами методика развития эмпатии у дошкольников включала следующие направления деятельности:

  • — игры, направленные на постижение эмоционального мира другого;
  • — игры, направленные на развитие сочувствия, сопереживания;
  • — беседы, направленные на формирование гуманного отношения детей друг другу;
  • — сказкотерапия;
  • — арттерапия;
  • — психогимнастика.

Первый шаг в коррекционной программе — формирование у детей умения распознавать свои эмоции, овладеть и управлять ими.

Чтобы дети осознали свои эмоциональные состояния (радость, печаль, гнев, обиду т. д.), необходимо научить их распознавать, называть, сравнивать и видеть эти эмоции не только в себе, но и в других людях. Т. е. у них необходимо выработать чувство эмпатии.

Остановимся подробно на играх, направленных на понимание другого человека и развивающие внимание к невербальным формам общения. Ориентируясь на мимику, жесты, позу партнеров, ребенок лучше представляет и свое невербальное поведение. Как уже отмечалось выше, сверстники для дошкольника служат своеобразным зеркалом, в котором он прежде всего видит себя.

Известные литературные персонажи помогают ребенку понять состояние другого человека, активнее использовать язык общения, адекватно действовать в социальных ситуациях.

Игры позволяют детям вжиться в роль сказочных героев, наделить их определенными эмоциями, жестами, характерными движениями, позами.

Игра «Маски» (понимание мимики) Действующие лица: маски и «зеркала».

Материал: маски, изображающие разные эмоциональные состояния.

Содержание: Дети располагаются по кругу. Ведущий показывает маски, изображающие разные эмоциональные состояния: грусть, радость, удивление, страдание, страх. Дети мимикой воспроизводят эти состояния. После этого маски передаются по кругу.

Инструкция: «Сегодня я подготовила для вас разные маски. Посмотрите на них. Какая эта маска? Веселая или грустная? А эта? Я надену маску и посмотрю на вас, а вы будете моими зеркалами. Если на мне грустная маска, то и вы сделайте свои лица грустными. Вам тоже грустно. Вот сколько много получается зеркал! А теперь мы будем действовать без слов. Я надеваю маску, а вы мои зеркала. Теперь маска на лице у Маши, и вы превращаетесь в Машины зеркала. Маска переходит к Ване…».

Затем маски убирают.

Инструкция: «Злой Карабас-Барабас! Какое у него выражение лица? Покажите. А у Колобка, который весело катится по дорожке? Вы превратились в Царевну Несмеяну! в хитрого Кота Базилио! в Буратино!».

Другой вариант игры: дети делятся на две группы. Ведущий по очереди присоединяется к каждой из групп. Первая группа договаривается, какого героя они показывают, вторая отгадывает. Потом группы меняются.

Инструкция: «Попробуйте угадать, у кого из сказочных героев такое выражение лица. Как вы догадались?».

Вопросы для беседы.

  • 1. Какая маска вам больше нравится?
  • 2. Какого героя вы хотите показать еще раз?
  • 3. Какое выражение лица вам приятно видеть у своего друга, мамы, воспитателя? Покажите.
  • 4. А какое выражение вашего лица приятно для других людей?

Покажите.

Игра «Свет мой, зеркальце, скажи»

Действующие лица: Карлсон, дети и их «зеркала».

Материал: атрибут для роли Карлсона.

Содержание: Дети разбиваются на пары, становятся друг напротив друга. Ведущий произносит предложение, которое дети должны сопровождать определенной мимикой. Таким образом, достигается двойной эффект: ребенок с помощью мимики изображает эмоциональное состояние сам и видит то же состояние на лице партнера. Затем взрослый произносит короткие фразы, которые все дети сопровождают мимикой, без комментариев.

Инструкция: «А теперь покажите рот до ушей, брови на переносице, брови на лоб полезли, губы трубочкой. Наша игра называется «Разговор без слов». Значит, вам говорить нельзя! Можно только показывать мимикой, выражением лица. У вас есть зеркало — лицо вашего друга. Оно показывает то же самое, что и ваше лицо. Смотритесь в него!

Я Карлсон! Я буду говорить, а вы показывайте мне мимикой, сообщайте, что вы чувствуете. Чтобы мне было понятно! К вам пришел Карлсон. Обрадуйтесь, какая приятная встреча!

Карлсон сразу вынужден уйти; Огорчитесь: как плохо, что мы расстались!

Теперь успокойтесь: все будет хорошо!

Вы обидели Карлсона! Попросите у него прощения.

Ваш друг внезапно исчез! Удивитесь: не может быть!

Вдруг вы слышите резкий звук. Испугайтесь!".

Вопросы для беседы.

  • 1. Когда вы радуетесь? огорчаетесь? удивляетесь? пугаетесь?
  • 2. Когда вы дома или в детском саду делаете рот до ушей, а когда сурово сдвигаете брови на переносице?

Рассмотрим игры, направленные на развитие эмпатии, сопереживания.

Игра «Сотворение чуда».

Дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка» (карандаш, веточка или любой другой предмет). Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могу тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?». Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке», — или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место).

Эта игра учит дошкольников эмпатии, умению понять чувства другого, посочувствовать ему.

Игра «Скульптор»

Эта игра помогает найти взаимопонимание, проявить терпимость (толерантность), к партнеру.

Действующие лица: скульпторы и дети, выступающие в роли глины.

Содержание: Дети разбиваются на пары. Один из них скульптор, а другой — глина (затем они меняются ролями). Участники действуют молча. Задача скульптора — сделать статую, придумать и воплотить образ, чтобы он был понятен другим, узнаваем. Задача глины — оставаться на всем протяжении сеанса пассивной, позволить скульптору воплотить свою идею, понять замысел скульптора. Глина сидит или стоит. Скульптор двигает руками глину в соответствии с задуманным образом. Так появляются фигуры футболиста, воина, феи, Золушки, драчуна.

В качестве глины могут выступать двое детей.

Инструкция скульпторам:

«Мы с вами очутились в творческой мастерской. Вы скульпторы. Сейчас вы будете лепить из глины скульптуры так, чтобы они были понятны другим, узнаваемы. Подумайте, кого бы вы хотели вылепить, но никому не говорите. В конце игры мы сделаем выставку ваших скульптур».

Инструкция детям, выступающим в роли глины:

«Вы сейчас побудете глиной. Глина влажная, мягкая, податливая, она полностью подчиняется рукам скульптора. Попробуйте угадать, какую скульптуру создаст из вас скульптор».

В конце игры можно организовать выставку скульптур.

Вопросы для беседы Вопрос к скульптору: что вы делали, чтобы вашу скульптуру можно было узнать?

Вопрос к глине: просто ли подчиняться воле скульптора, или хотелось сделать что-то по-своему?

Игра «Ледоход».

Игра, направленная на сплочение детей Действующие лица: две группы детей, берега и льдинки, веточки.

Содержание: Дети становятся в два ряда — это берега. Ряды могут быть самой разной формы. Вторая группа изображает льдинки, ветки, т. е. все, что плывет по реке. Дети первой группы помогают льдинкам и разным предметам проплыть по реке. Некоторые предметы задерживают, чтобы пропустить другие. Несколько детей могут изобразить плывущее дерево или даже целый дом.

Инструкция: «Пожалуйста, разделитесь на две группы. Первая группа будет рекой. У реки два берега. Встаньте в два ряда. Вторая группа будет льдинками на воде, веточками».

Инструкция детям, исполняющим роли льдинок:

«Вы плывете по реке сталкиваетесь, наскакиваете друг на друга. Придумайте сами, кем или чем бы вам хотелось стать».

Инструкция детям, исполняющим роли берегов:

«Берега! Помогайте льдинкам и веточкам плыть. Регулируйте ледоход!».

Помимо игр, направленных на развитие эмпатии, были использованы элементы арттерапии.

На арт-терапевтических занятиях создаются условия, когда каждый ребенок может говорить с помощью средств искусства и художественной деятельности о самом сокровенном, самом важном чувстве. При этом специальная подготовка, талант и художественное достоинство работ значения не имеют. Важен непосредственно процесс творчества, а также особенности внутреннего мира ребенка.

Детям могут предлагаться следующие варианты занятий:

  • 1. Выполнить рисунок на тему: «Мое настроение сейчас» (с этого задания можно начинать каждое занятие).
  • 2. Ребенок рисует эмоцию, какую захочет. После выполнения задания дети обсуждают, какое настроение пытался передать автор.
  • 3. Каждый ребенок вытягивает карточку с той или иной эмоцией, которую он должен изобразить.
  • 4. Дети рисуют ту эмоцию, с которой познакомились на данном занятии (например, страх, удивление и пр.). Во время обсуждения выбирают рисунки, наиболее ярко отражающие данную эмоцию.

Рисунки могут быть как сюжетные (нарисуй Бармалея, от которого сбежали все игрушки; нарисуй случай из твоей жизни, когда ты очень удивился), так и абстрактные, когда настроение передается через цвет, характер линий (плавные или угловатые, размашистые или мелкие, широкие или тонкие), композицию различных элементов.

Было замечено, что некоторые дети особенно возбудимы, эмоционально неуравновешенны, неспокойны. С этой целью мы использовали упражнения на снятие эмоционального напряжения.

" Ласковый ветерок". Упражнение на снятие эмоционального напряжения. Сядем на стульчики. «К нам в комнату залетел ласковый ветерок. Закроем глазки. Ветерок коснулся вашего личика. Погладьте его: лобик, щечки, носик, шею. Погладьте ласково волосики, руки, ноги, животик. Какой приятный ветерок! Откроем глазки. До свидания, ветерок, прилетай к нам еще» .

Другим средством развития эмпатии у дошкольников является сказкотерапия.

Все дети любят сказки. Сказки расширяют детский кругозор и познания, дают понять, что кроме реального существует волшебный мир разнообразных приключений. Именно через сказки, не подверженные влиянию современной цивилизации, ребёнок получает представления о человеке, его проблемах и способах решения этих проблем. Даже если герои сказок очень неправдоподобны, истинные сказки несут в себе огромный жизнеутверждающий смысл.

Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В не все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. это происходит не потому, что ребенок хороший по своей природе, а потому, что положение этого героя среди других — более привлекательно. Таким образом, считает Б. Бетельхейм, сказка прививает добро, а не только поддерживает его в ребенке.

Для развития эмпатии были использованы следующие приемы сказкотерапии.

Показ спектакля. Дети — активные зрители. В ролях могут быть воспитатели, родители. В условиях детского сада можно предложить кукольный спектакль, не требующий особой подготовки и проведения. Роли можно раздать перед спектаклем, делать ширму не обязательно. На примере героев спектакля, которые ведут оживленную беседу и побуждают к этому зрителей, дети вступают в диалог, разрешают моральные проблемы, выражают свои эмоции и чувства. Сюжетом для такого спектакля служат замечательные русские народные сказки: «Репка», «Колобок», «Теремок», «Лиса и журавль», «Заячья избушка» и др. На этих и других сказках дети учатся взаимной поддержке, сочувствию, дружбе, взаимопомощи.

Чтение и воспроизведение сказки. Вначале читается сказка, затем педагог предлагает «поиграть» в сказку. Детям можно предложить маски и предметы, необходимые для действия: платок, чашка, шишка и т. п. Действие происходит без предварительной подготовки, экспромтом. Преимущества такого вида театрализованной игры в том, что она не требует дополнительной подготовки, учит детей живо реагировать на ситуацию, принимать решение. Так, например, детям была прочитана сказка «Волк и собака», в которой хозяин выгоняет собаку из дома, потому что она стала слишком старой. В процессе разыгрывания сказки симпатии детей были на стороне собаки, которая честно служила хозяину.

Настольный театр. Педагог рассказывает и показывает детям сказку и предлагает детям воспроизвести ее, как бы поиграть в нее. Вначале педагог может управлять одной куклой, затем предложить детям самостоятельно рассказать сказку. Не беда, если роли забыты, на помощь детям должно прийти воображение.

Рассказывание сказки по очереди. Начинает взрослый: «Жили-были Лисичка сестричка и Серый волк. Однажды пошли они на рыбалку, рыбки половить. Вдруг видят — а вода то замерзла. Что делать?». Дальше сказку можно предложить продолжить ребенку. Не обязательно придерживаться сюжет знакомой сказки, главное ставить детей перед моральным выбором. Прежде всего процесс этот должен увлечь ребенка. Иногда стоит прерывать малыша на интересном месте, чтобы предложить неожиданный поворот событий.

Помимо сказкотерапии в развитии эмпатии у дошкольников были использованы беседы. Можно рекомендовать проведение следующих бесед: «Моя семья», «Мои друзья», «Уроки вежливости», «Когда мы помогаем», «Когда другу грустно», «Почему мы ссоримся», «Как научиться мириться».

Конспект занятия в старшей группе на тему: «Ребята, давайте жить дружно!» дан в приложении.

Таким образом, использование психо-коррекционных занятий с играми и упражнениями, элементами сказкотерапии, арттерапии способствовало формированию у детей дошкольного возраста эмпатии, сочувствия, сопереживания.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой