Экономический рост: сущность, тенденции, проблемы.
Экономический рост в Республике Беларусь
Политика налогов. Эта связь исследована в теории наиболее полно. Налоги не являются нейтральными, искажение поведения, вызванное введением налога, выливается в потери эффективности, и чем выше уровень налогообложения, тем выше такие потери. На рост влияет, тем не менее, не сам уровень налогообложения, а темп его изменения. Другая связь в экзогенных теориях роста лежит в налогообложении накопления… Читать ещё >
Экономический рост: сущность, тенденции, проблемы. Экономический рост в Республике Беларусь (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЦИИ ПРОФСОЮЗОВ БЕЛАРУСИ.
«МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «МИТСО».
Кафедра мировой экономики и финансов.
КУРСОВАЯ РАБОТА.
по дисциплине: «Макроэкономика».
на тему: «Экономический рост: сущность, тенденции, проблемы. Экономический рост в Республике Беларусь».
Теория экономического роста является одним из наиболее сложных разделов экономической науки, посвященной исследованию рыночного хозяйства. Как определить вклад каждого из факторов производства в процесс увеличения общественного продукта? Как измерить качественное совершенствование труда, капитала и земли, т. е. какие показатели, могут отразить эти изменения? Особое значение анализ экономического роста имеет в последние десятилетия. Возвышение потребностей, исчерпание традиционных ресурсов, увеличение численности населения обуславливают решение двуединой задачи: экономического роста и эффективности экономики. Сам по себе экономический рост противоречив. Так, можно добиться увеличения производства и потребления, материальных благ за счет ухудшения их качества, за счет экономии на очистных сооружениях и ухудшения условий жизни. Добиться временного роста производства можно и за счет хищнической эксплуатации ресурсов. Такой рост или неустойчив или вообще нежелателен. Поэтому экономический рост имеет смысл тогда, когда он сочетается с социальной стабильностью и социальным оптимизмом. Такой рост предполагает достижение ряда сбалансированных целей: увеличения продолжительности жизни, снижения заболеваемости и травматизма; повышения уровня образования и культуры; более полного удовлетворения потребностей и рационализации потребления; социальной стабильности и уверенности в своем будущем; преодоления нищеты и резких различий в уровне жизни; достижения максимальной занятости; защиты окружающей среды и повышения экологической безопасности; снижения преступности.
Характер и динамика экономического развития страны являются предметом самого пристального внимания экономистов и политиков. От того, какие процессы происходят в динамике и уровне развития, какие при этом происходят структурные изменения в национальной экономике, зависит очень многое в жизни страны и ее перспективах.
Эта тема является актуальной, так как в настоящее время экономический рост (его содержание, факторы, на него влияющие) стал наиболее обсуждаемой темой в Белоруссии. И это объяснимо, ведь ситуация меняется буквально на глазах. Впервые за годы реформ наша страна еще в начале 2008 переживала устойчивый экономический рост. Сейчас рост сменился мировым кризисом, который, по прогнозам некоторых ученых-экономистов, еще может продлиться не менее 3 лет.
Данная тема выбрана для изучения, так как экономический рост является одной из наиболее важных характеристик экономической жизни любой страны мира. Как известно, экономика развивается циклически, то есть за экономическим спадом всегда следует подъем. Поэтому важно понять суть и причины экономического роста, чтобы лучше разобраться в экономике своей страны и экономике как таковой.
Объектом исследования является Республика Беларусь Предметом исследования является экономический рост.
Целью данной работы является изучение экономического роста, его темпов и факторов, а также выявление проблем экономического роста в Республики Беларусь. В соответствии с поставленной целью в работе выделены следующие задачи:
Определение экономического роста;
Дать оценку различным факторам экономического роста;
Объяснение типов экономического роста;
Обозначить проблемы экономического роста в Беларуси.
Для написания курсовой работы были использованы методы научного исследования, такие как диалектический, системный анализ, синтез и исторический метод, сравнительного анализа, графический и группировки данных.
При написании работы использовались учебные пособия, учебно-методические материалы, нормативно-правовые документы по исследуемой проблеме.
1. Понятие, типы и факторы экономического роста.
1.1 Сущность экономического роста.
Экономический рост — это реальное приращение объема национального производства в результате увеличения количества используемых факторов производства или совершенствования техники и технологии [1, c. 45].
Увеличение темпов экономического роста приводит к повышению уровня доходов населения, снижению безработицы, увеличению доходов бюджета. Поэтому содействие увеличению темпов экономического роста является одной из основных задач экономической политики государства, чему способствуют различные теории экономического роста, в той или иной мере применяемые экономистами на практике. Экономический рост служит основой решения большинства социально-экономических проблем, является главным фактором цивилизационного прогресса и результатом развития науки и техники. Параметры экономического роста и их динамика широко используется для характеристики развития национальных хозяйств, в государственном регулировании экономики.
Сам по себе экономический рост противоречив. Объем производства может быть увеличен за счет ухудшения качества продукции (или выпуска в принципе невостребованной продукции), за счет экономии на экологических сооружениях (как следствие, на ухудшении качества жизни) и т. п. Такой рост (в масштабах человечества или отдельно взятой страны) сам по себе лишен смысла.
Экономический рост будет иметь смысл только тогда, когда он направлен на максимальное удовлетворение потребностей (населения), когда он сочетается с социальной стабильностью и социальным оптимизмом. Такой рост предполагает достижение сбалансированного ряда «общечеловеческих» целей: реализация всеобщих прав на 1) жизнь — увеличение продолжительности жизни (в т.ч. снижения заболеваемости и травматизма), 2) образование, 3) труд (достижение максимальной занятости), 4) будущее (социальная стабильность); преодоление нищеты, защита окружающей среды (экологическая безопасность), снижение криминальности общества.
Таким образом, можно сделать вывод, что увеличение темпов экономического роста приводит к повышению уровня доходов населения, снижению безработицы, увеличению доходов бюджета. Поэтому содействие увеличению темпов экономического роста является одной из основных задач экономической политики государства.
1.2 Основные типы экономического роста.
Существует два основных типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный. Экстенсивный экономический рост достигается за счет использования большего количества факторов производства (труд, земля, капитал, предпринимательская способность). Здесь прирост производства продукции достигается за счет количественного роста численности и квалификационного состава работников, за счет повышения мощности предприятия, т. е. увеличения количества установленного оборудования. Интенсивный экономический рост связан с повышением отдачи с единицы используемых производственных ресурсов и применением более эффективных факторов производства. Здесь увеличение объема производства обеспечивается за счет применения более совершенной техники, достижений науки, повышения квалификации работников. На практике указанные темпы роста в чистом виде не встречаются. Принято считать, что преимущественно интенсивный рост имеет место в том случае, если более 50% прироста производства достигнуто за счет интенсивных факторов. Если же свыше 50% прироста обеспечено за счет вовлечения в производство новых ресурсов, то говорят о преимущественно экстенсивном росте.
На сегодняшний день все большее распространение получает концепция инновационного экономического роста. Инновационный экономический рост базируется на развитии предпринимательской инициативы в сфере рыночной, научно-технической и организационно-экономической деятельности. Его предпосылками являются современный этап научно-технической революции и глобализация экономики, резко обострившие конкуренцию между фирмами разной национальной принадлежности. Поэтому сегодня ведущие фирмы стали сосредотачивать свою деятельность не на сбыте того, что освоено производством, а на предложении продукции, отвечающей предпочтениям потребителей, а также на создании новых продуктов и активном формировании потребности в них. По своему содержанию инновационный тип роста есть модификация интенсивного роста, поскольку оба они опираются на качественное совершенствование факторов производства. Однако в отличие от последнего, инновационный тип четко сориентирован на меняющиеся запросы потребителей и их активное формирование путем постоянного совершенствования имеющихся и создания новых продуктов на основе достижений НТП.
Наиболее важную роль среди интенсивных факторов роста играет научно-технический прогресс (НТП), который основан на накоплении и расширении знаний, которыми располагает общество; на научных открытиях и изобретениях, которые дают новые знания; на нововведениях, которые служат формой реализации научных открытий и изобретений. Именно научно-технический прогресс обеспечивает совершенствование качества ресурсов.
Итак, существует два основных типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный. При интенсивном типе развития экономический рост достигается более широким использованием НТП, высококвалифицированных рабочих. Экстенсивный путь развития носит застойный характер, фактически нет технического прогресса, морально и физически изнашиваются производственные основные фонды. Сегодня наибольшее распространение получил инновационный экономический рост, который базируется на развитии предпринимательской инициативы в сфере рыночной, научно-технической и организационно-экономической деятельности.
1.3 Факторы экономического роста.
Понятие «фактор» обычно трактуют как источник, движущую силу развития, изменение чего-либо.
Факторы экономического роста — явления и процессы, определяющие темпы, масштабы и качественные характеристики прироста реального объема национального производства.
Экономический рост определяется рядом факторов. В экономической науке широкое распространение получила теория трех факторов производства, родоначальником которой был Ж. Б. Сэй. Суть ее заключается в том, что в создании стоимости продукта принимают участие труд, земля и капитал.
Позднее трактовка производственных факторов получила более глубокое и расширительное толкование. К ним обычно относят:
труд;
землю;
капитал;
предпринимательскую способность;
научно-технический прогресс.
Факторы экономического роста взаимосвязаны и переплетены. Так, труд весьма производителен, если работник использует современное оборудование и материалы под руководством способного предпринимателя в условиях хорошо работающего хозяйственного механизма. Поэтому точно определить долю того или иного фактора экономического роста достаточно сложно. Более того, все эти крупные факторы являются комплексными, состоят из ряда более мелких элементов, вследствие чего факторы можно перегруппировывать.
Так, по внешнеэкономическим и внутриэкономическим элементам можно выделить внешние и внутренние факторы. Существует деление факторов в зависимости от характера роста: на интенсивные и экстенсивные.
К экстенсивным факторам роста относятся:
увеличение объема инвестиции при сохранении существующего уровня технологии;
увеличение числа занятых работников;
рост объемов потребляемого сырья, материалов и других элементов оборотного капитала.
К интенсивным факторам роста относятся:
ускорение научно-технического прогресса (внедрение новой техники, технологий, путем обновления основных фонде и т. д.);
повышение квалификации работников;
улучшение использования основных и оборотных фондов;
повышение эффективности хозяйственной деятельности за счет лучшей ее организации.
При преобладании экстенсивных факторов роста говорят об экстенсивном типе развития экономики, при преобладании интенсивных факторов роста — об интенсивном типе.
Экономический рост всегда выступает как результат действия экономических и неэкономических факторов. К экономическим факторам относят увеличение количества и совершенствование качества используемых ресурсов, к неэкономическим факторам — военно-политические, географические, климатические, национальные, культурные и пр.
По способу воздействия на процесс экономического роста разграничивают прямые и косвенные факторы. Прямые факторы непосредственно определяют возрастание производственного потенциала национальной экономики. К ним относят изменение количества и повышение качества используемых трудовых, природных и капитальных ресурсов; совершенствование технологии и организации производства; уровень предпринимательской активности населения. Косвенные факторы опосредованно воздействуют на процессы роста, способствуя или, напротив, препятствуя реализации растущего потенциала экономики. К таким факторам относят цены на ресурсы, степень монополизации рынков" характер распределения доходов в обществе, систему налогообложения, кредитно-финансовую систему и объем платежеспособного спроса[7].
Обилие природных, минеральных, топливно-энергетических ресурсов — это весьма позитивный фактор экономического роста. Вместе с тем нередка такая ситуация: страна богата природными ресурсами, а экономика ее слаборазвитая, население бедное. А бывает и иначе.
Республика Беларусь бедна природными ресурсами, но это не означает, что она и в дальнейшем обречена на невысокие темпы экономического роста.
Можно прийти к выводу, что факторы экономического роста взаимосвязаны между собой и переплетены. Для роста экономики потенциально возможными темпами необходимо, чтобы доходы собственников факторов производства росли темпами, равными темпам роста их производительности.
1.4 Понятие государственного регулирования экономического роста.
Государственное регулирование развития экономики — это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма.
Все негативные стороны рыночной экономики могут служить объяснением причин усиления роли государства в экономике. Именно сглаживание, предотвращение отрицательных последствий действия рыночных регуляторов — цель экономической деятельности государства.
Исходя из вышеизложенного, можно определить следующие основные экономические функции государства (правительства):
обеспечение правовой базы функционирования частного бизнеса;
защита конкуренции. Господство монополий наносит вред всему обществу, поэтому антимонопольная деятельность и поддержание конкуренции становятся функциями государства;
перераспределение доходов через систему прогрессивного налогообложения и систему трансфертных платежей (пенсии, пособия, компенсации и т. п.);
финансирование фундаментальной науки и охрана окружающей среды;
изменение структуры производства в целях корректировки распределения ресурсов;
контроль и регулирование уровня занятости, цен, темпов экономического роста;
финансирование производства или непосредственное производство общественных товаров и услуг.
Государственное влияние на экономику осуществляется по двум основным направлениям:
через государственный сектор;
посредством воздействия на функционирование частного сектора экономики с помощью разнообразных экономических инструментов.
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
По объектам воздействия государственное регулирование экономики означает деятельность по регулированию трех взаимосвязанных частей воспроизводственного процесса: регулирование ресурсов, регулирование производства, регулирование финансов.
По уровням региональной иерархии государственное регулирование сосредоточено на двух основных направлениях: федеральном и региональном уровнях.
Общая стратегия государственного регулирования экономики базируется на следующих принципах:
при прочих равных условиях предпочтение следует отдавать рыночным формам организации экономики. На практике это означает, что государство должно финансировать только те социально значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес (изза малой прибыльности);
государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса. Игнорирование этого принципа способно привести к искусственному доминированию государственных предприятий над частными;
государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности;
государственное вмешательство в рыночные процессы более эффективно, если оно имеет рыночную форму;
усиление государственного регулирования осуществляется в целях контроля общехозяйственных кризисов, а также процессов в сфере межгосударственных экономических отношений.
Итак, государственное влияние на экономику осуществляется по двум основным направлениям:
а) через государственный сектор;
б) посредством воздействия на функционирование частного сектора экономики с помощью разнообразных экономических инструментов.
1.5 Методы и цели государственного регулирования экономического роста.
К основным целям государственного регулирования экономики относятся:
минимизация неизбежных негативных последствий рыночных процессов;
создание финансовых, правовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;
обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.
Методы достижения этих целей подразделяются на:
прямые (или дирижистские);
косвенные (или экономические).
Прямые методы государственного регулирования экономики основываются на административно-правовых способах воздействия на деятельность тех или иных субъектов хозяйствования (меры запрета, разрешения, ограничения).
Косвенные регуляторы отличаются от дирижистских методов тем, что они не ограничивают свободу экономического выбора, а наоборот, дают дополнительные стимулы при принятии рыночного решения. Основная область их применения — вся экономическая среда. Косвенные методы регулирования предполагают использование средств и возможностей финансовой и кредитно-денежной систем страны.
Указанные методы взаимосвязаны.
Можно назвать следующие средства (инструменты) государственного регулирования экономики:
административно-правовые инструменты;
финансовая (налоговая) система;
кредитно-денежная система государства;
государственная собственность;
государственный заказ.
Наряду с перечисленными инструментами государственного регулирования экономики, имеющими внутриэкономическую направленность, существует арсенал средств внешнеэкономического регулирования.
Практически все рычаги воздействия на процесс воспроизводства внутри страны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи: изменение учетной ставки, налогообложения; новые льготы и субсидии на инвестиции в основной капитал и др.
Таким образом, основные цели государственного регулирования экономики: минимизация неизбежных негативных последствий рыночных процессов; создание финансовых, правовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики; обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.
2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.
2.1 Пути и направления экономического роста.
Главной целью социально-экономического развития Республики Беларусь является поддержание стабильных темпов экономического роста и повышение на этой основе благосостояния населения страны. Это обуславливает исключительное положение данного показателя в системе прогнозирования и государственного регулирования социально-экономического развития республики и определяет актуальность исследований, посвященных выявлению закономерностей формирования конечного потребления, изучению механизма его влияния на макроэкономику, количественной оценке степени воздействия потребительских расходов институциональных единиц на темпы роста ВВП, что позволяет более аргументировано обосновывать на перспективу динамику основных макроэкономических показателей, пропорций и имеет важное значение для выработки мер государственной политики, направленных на стимулирование экономического роста в стране.
Наиболее простое определение и исчисление экономического роста связано с крупнейшим показателем национальных счетов - ВВП (или ВНП) в реальном, то есть очищенном от инфляции, выражении.
Валовый внутренний продукт (ВВП) — это общая стоимость или сумма рыночных цен всех конечных товаров и услуг, произведённых в данной стране в течение года.
В январе-феврале 2012 г. объем валового внутреннего продукта составил в текущих ценах 68,2 трлн. рублей и увеличился по сравнению с январем-февралем 2011 г. в сопоставимых ценах на 3%. Прогнозом на 2012 год в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23 декабря 2011 г. № 590 предусмотрен его рост на 5−5,5%.
Таблица 2.1 — Динамика производства валового внутреннего продукта.
В текущих ценах, млрд. руб. | В % к соответствующему периоду предыдущего года. | |||
индекс физического объема. | индекс-дефлятор | |||
2011 г. Январь Январь-Февраль. I квартал. II квартал. III квартал. IV квартал Январь-декабрь. 2012 г. Январь Январь-Февраль. | 12 874,9. 26 169,9. 42 259,0. 58 271,1. 78 704,0. 95 048,0. 274 282,1. 34 327,4. 68 206,2. | 109,9. 110,1. 110,9. 111,4. 101,9. 100,0. 105,3. 103,6. 103,0. | 121,5. 121,6. 121,7. 137,8. 159,0. 203,8. 158,4. 257,9. 253.0. | |
Существует три способа исчисления ВВП: 1) по добавленной стоимости (производственный метод); 2) по расходам (метод конечного использования); 3) по доходам (распределительный метод).
При расчете ВВП первым методом суммируется стоимость, добавленная на каждой стадии производства конечного продукта. Добавленная стоимость — это разность между валовым выпуском произведенной продукции и суммой, уплаченной за приобретенное сырье, материалы и т. п. (т.е. за промежуточную продукцию).
Таблица 2.2 — Валовой внутренний продукт и валовая добавленная стоимость по основным видам экономической деятельности.
I квартал 2012 г. | Справочно январь-февраль 2011 г. | ||||
млрд. руб. | в % к ВВП. | млрд. руб. | в % к ВВП. | ||
Валовый внутренний продукт в том числе: сфера производства из нее: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство горнодобывающая промышленность обрабатывающая промышленность производство и распределение электроэнергии, газа и воды строительство сфера услуг из нее: торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования транспорт и связь чистые налоги на продукты. | 105 581,1. 49 176,8. 4 036,9. 1 332,3. 34 702,0. 3 353,1. 5 689,2. 45 469,4. 14 158,8. 8 360,9. 10 934,9. | 46,6. 3,8. 1,3. 32,9. 3,2. 5,4. 43,1. 13,4. 7,9. 10,3. | 42 259,0. 17 207,9. 1 436,5. 452,0. 10 719,1. 1 380,. 3 194,0. 20 486,0. 6 321,0. 2 237,7. 4 565,1. | 40,7. 3,4. 1,1. 25,3. 3,3. 7,5. 48,5. 15,0. 8,6. 10,8. | |
Рисунок 2.1 — Удельный вес валового регионального продукта областей и г. Минска в валовом внутреннем продукте в I квартале 2012 г. (в текущих ценах, в процентах) Валовой национальный продукт (ВНП) — это общая стоимость или сумма рыночных цен всех конечных товаров и услуг, произведённых факторами производства данной страны, как на её территории, так и за её пределами.
Темпы экономического роста вычисляются в темпах прироста реального ВВП или ВНП в процентном выражении и обычно подсчитываются за год. Однако, в зависимости от характера исследования, этот показатель можно рассчитать за месяц, квартал, десятилетие, то есть за какой угодно целесообразный период времени [5, с. 174].
Чтобы показатель валового продукта мог служить действительно объективным показателем экономического роста и, значит, улучшения условий для повышения благосостояния граждан страны, необходимо соблюдать два условия его использования:
1) экономический рост надо оценивать на основе изменения реального, а не номинального объёма валового продукта. Это означает, что данные о том, как растёт объём валового продукта надо очищать от влияния инфляции;
2) экономический рост лучше оценивать на основе изменения не общей, а удельной величины валового продукта на душу населения страны. Смысл этого состоит в том, что величина валового продукта (после корректировки на инфляцию) делится на число жителей страны [6, с. 189].
Характер и динамика экономического развития страны являются предметом самого пристального внимания экономистов и политиков. От того, какие процессы происходят в динамике и уровне развития, какие при этом происходят структурные изменения в национальной экономике, зависит очень многое в жизни страны и ее перспективах. К сожалению, четкого количественного показателя, позволяющего оценить экономический рост, не существует. Свое выражение экономический рост находит в увеличении потенциального и реального валового национального продукта (ВНП) в возрастании экономической мощи нации, страны, региона.
Номинальных ВНП — ВНП, оцененных в настоящих рыночных ценах.
Реальный ВНП — номинальный ВНП за вычетом прироста в результате инфляции.
Потенциальный ВНП — наиболее высокий реальных ВНП при стабильном уровне инфляции и естественном уровне занятости.
Рост производственных сил можно измерить двумя взаимосвязанными показателями: ростом за определенный период времени реального ВНП (или ростом ВНП на душу населения). В связи с этим статистическими показателями, отражающими экономический рост, являются:
коэффициент роста ВНП = ВНП0 / ВНП1, где ВНП0 — базовый показатель, ВНП1 — показатель текущего периода;
темп роста ВНП = «Коэффициент роста» * 100% (принимается темп роста равен темпу прироста).
Не следует путать экономический рост и экономическое развитие: экономическое развитие — процесс изменения экономики в целом, переход экономики из одного состояния в другое с течением времени.
Измерение экономического роста с помощью ВНП имеет определенные недостатки. Так, быстрый или, наоборот, отрицательный экономический рост (снижение ВНП) не всегда говорит о быстром экономическом развитии (деградации). Т.к. структурные изменения в экономике (на определенном этапе развития) могут привести к относительному снижению ВНП, однако это снижение не является индикатором стагнации в экономики.
Тем не менее, при всех недостатках экономический рост (ВНП) остается наиболее употребляемым критерием экономического развития. Экономический рост может измеряться как в физическом выражении, так и в стоимостном. Первый способ более надежен, но не универсален (при расчете темпов экономического роста трудно вывести общий показатель). Второй способ употребляется чаще, однако, не всегда возможно до конца учесть эффект инфляции. В статистике ряда стран макроэкономический рост измеряют на базе роста производства наиболее важных для экономики товаров, используя при этом их доли в общем объеме производства.
Изучение доходов населения в нашей стране осуществляется на основе выборочного обследования около 6000 домохозяйств, из которых 33% находятся в сельской местности, 67 — в городах, в том числе в Минске — 16, больших городах — 28, малых городах — 23%. Домохозяйство в современных условиях рассматривается как важнейший источник, снабжающий фирмы и государство трудовыми, материальными, природными и финансовыми ресурсами. Средства, полученные от их использования, представляют собой доходы домохозяйств, которые расходуются ими для удовлетворения материальных и духовных потребностей. Данные, характеризующие основные показатели доходов населения приведены в таблице.
Таблица 2.3 — Основные показатели доходов населения.
I квартал 2012 г. | В % к. I кварталу 2011 г. | Март 2012 г. в % к. | Справочно. I квартал 2011 г. в % к I кварталу 2012 г. | |||
марту 2011 г. | февралю 2012 г. | |||||
Денежные доходы населения, млрд.руб. | 60 847, 5. | 204,4. | x. | x. | 135,7. | |
Денежные доходы в расчете на душу населения, тыс. руб. в месяц. | 2 143,5. | 204,7. | x. | x. | 136,0. | |
Реальные располагаемые денежные доходы. | x. | 98,6. | x. | x. | 119,2. | |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата, тыс.руб. | 3 006,1. | 205,5. | 205,5. | 106,6. | 140,8. | |
Реальная заработная плата. | x. | 98,8. | 99,5. | 105,0. | 125,2. | |
Средний размер назначенных пенсий, тыс.руб. | 1 120,0. | 191,2. | 206,3. | 100,0. | 125,0. | |
Реальный размер назначенных пенсий. | x. | 91,9. | 99,9. | 98,5. | 111,1. | |
В I квартале 2012 г. общий объем денежных доходов населения составил 60,8 трлн. рублей и по сравнению с I кварталом 2011 г. увеличился в 2 раза при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период в 2,1 раза. Реальные располагаемые денежные доходы (денежные доходы за вычетом налогов, сборов и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги) в I квартале 2012 г. по сравнению с I кварталом 2011 г. снизились на 1,4% при прогнозе роста на 2012 год на 3−3,5%.
В свою очередь реальные располагаемые денежные доходы (денежные доходы за вычетом налогов, сборов и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги) снизились на 1,4% и составили 98,6%.
Рисунок 2.2 — Динамика реальных располагаемых денежных доходов населения (в процентах к соответствующему периоду предыдущего года) Таким образом, основными целями бюджетно-налоговой политики государства должно являться обеспечение финансовой и социальной стабильности, создание макроэкономических условий для устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни населения с учетом решения экологических проблем. Для их достижения необходимо продолжить налоговую реформу, одной из приоритетных задач которой является создание налоговой системы, благоприятной для экономической деятельности; повысить эффективность бюджетных расходов при общем сокращении объемов перераспределяемых государством ресурсов; добиться сбалансированности и бездефицитности бюджета; создать эффективную систему управления государственными финансами. Важно обеспечить единое правовое поле и создание равных условий налогообложения для субъектов хозяйствования на территории Республики Беларусь. Реформирование налоговой системы будет направлено на снижение налоговой нагрузки на экономику, а также на достижение следующих целей:
3. Совершенствование государственного регулирования Экономического роста в Республике Беларусь.
3.1 Основные направления государственного регулирования экономического роста.
экономический рост государственный регулирование Рассмотрим основные направления совершенствования государственного регулирования экономического роста в Республике Беларусь.
1. Фискальная политика и долгосрочный экономический рост.
Исходя из основных факторов долгосрочного экономического роста: эффективность использования существующих ресурсов и технологий, накопление ресурсов во времени, технологический прогресс — логично рассмотреть, как фискальная политика, включающая налоговую политику, политику расходов и общую бюджетную политику, воздействует на основные факторы роста.
Фискальная политика оказывает влияние на рост выпуска в долгосрочном периоде. Она включает следующие компоненты:
Политика налогов. Эта связь исследована в теории наиболее полно. Налоги не являются нейтральными, искажение поведения, вызванное введением налога, выливается в потери эффективности, и чем выше уровень налогообложения, тем выше такие потери. На рост влияет, тем не менее, не сам уровень налогообложения, а темп его изменения. Другая связь в экзогенных теориях роста лежит в налогообложении накопления факторов производства (особенно капитала). При этом связь отражает лишь аспект статики: уровень налога влияет на уровень выпуска. По-другому дела обстоят в эндогенных теориях роста. Подоходный налог снижает отдачу от сбережений (после уплаты налога), снижая тем самым стимулы для накопления физического капитала. Но эффект этот неочевиден, поскольку неочевидно влияние этого налога на остальные факторы, сотрудничающие с физическим капиталом, например человеческий капитал (предполагая, что эти другие факторы не попадают под налогообложение). В одном случае, предположим, производство человеческого капитала требует только человеческий капитал. Тогда эффект подавления роста налогом на физический капитал полностью вытиснится возросшим накоплением человеческого капитала. По аналогии, предположим, что в производстве человеческого капитала требуется и человеческий, и физический капитал. В этом случае, поскольку вытеснение частично, эффект налога на рост будет негативным. Иными словами, степень влияния на экономический рост налоговой политики зависит от существующих производственных технологий [10, с.141−142]. Следовательно, правительству следует сосредоточить применение механизмов регулирования на стимуляции развития технологии, базой которой всегда являлась сфера НИОКР, которая получает от государства слабую поддержку. По сравнению с развитыми странами, именно в этой области белорусскому правительству следует принимать самые срочные действия.
Большое значение имеет структура налогообложения. При одном и том же уровне налогов переключение налогообложения с доходов на потребление делает более привлекательными сбережения и вызывает бум накопления капитала. Среди других эффектов структуры налогов на экономический рост высокие импортные (экспортные) налоги ограничивают возможности экономики погашать и/или развивать новые технологии, ухудшая перспективы роста.
Предоставление налоговых льгот сомнительно улучшает рост, за исключением целевых льгот. Но даже в случае целевых льгот неизбежно возникают проблемы с политэкономическими издержками, поскольку любые льготы поощряют иждивенческое поведение, коррупцию и создание групп специальных интересов.
Политика расходов. Любой уровень государственных расходов предполагает поглощение реальных ресурсов, которые в противном случае могли бы быть доступными частному сектору. Чистый эффект вытеснения зависит от относительной предельной производительности государственного и частного секторов. Поскольку общепризнанно, что частный сектор (за исключением внешних эффектов и производства общественных благ) более производителен, то чем выше уровень госрасходов, тем выше неэффективность и ниже уровень выпуска. Для влияния на рост имеет значение темп изменения уровня госрасходов.
Другой природой характеризуются эффекты, объясняемые структурой госрасходов. Традиционное деление на государственное потребление и государственные инвестиции не очень помогает. Более точная классификация — это производительные (поддерживающие рост) госрасходы и непроизводительные (сдерживающие рост) госрасходы. Особенно это деление важно в динамическом контексте:
финансирование госпрограмм снижает ресурсы для частных сбережений;
степень, в какой госрасходы повышают частную производительность, стимулирует частные сбережения;
чем меньше степень замещаемости/дополняемости госрасходов и частных расходов, тем меньше влияние на частные сбережения.
В целом, эти эффекты создают немонотонную зависимость госрасходов и роста выпуска. Вначале — рост и того и другого, затем с ростом госрасходов выпуск снижается, и вновь растет.
Неоднократно подтверждавшаяся зависимость между госрасходами на образование и темпом роста интерпретируется как:
улучшение человеческого капитала;
повышение способности страны к поглощению из-за рубежа и изобретением новых технологий.
Бюджетная политика. Результаты эмпирических исследований показывают негативную связь между ростом и госдефицитом. Если предположить, что финансирование дефицита деньгами невозможно, то в условиях динамической эффективности (если процентная ставка выше темпа роста, или, иначе говоря, не происходит перенакопления капитала) правительство должно быть платежеспособным для проведения программ, то есть все виды задолженности правительства должны постоянно устраняться и у правительства должны быть накоплены в приведенном к настоящему времени профициты бюджета.
Значение устойчивости политики для роста двояко. Если текущая политика несостоятельна, то либо должны быть пересмотрены (налоговый и/или расходный) режимы, либо должно возобновить финансирование деньгами. Первое приводит к неопределенности режима и замедлению роста. Финансирование деньгами ведет к инфляции, ставя вопросы о возможном влиянии инфляции на рост. Влияние инфляции на рост и в экзогенных, и в эндогенных моделях роста зависит от спецификации моделей. Эмпирически установлено, что существует устойчивая отрицательная корреляция между высокой инфляцией и экономическим ростом. Соответственно, государству следует продолжать антиинфляционную политику.
Для Беларуси ключевой вопрос сегодня — не только сохранение, но и динамичное развитие образования. Прежде образование рассматривалось в качестве придатка государственной экономики, и не случайно его называли «кузницей кадров». Сегодня если мы создаем многоукладную экономику, то речь следует вести и о многоукладности в системе образования, что предлагает множественность организационных, финансовых форм и систем подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Такой подход обуславливается не только рыночной идеологией, но и объективными причинами:
сложностью экономической ситуации и снижением государственных расходов на образование;
разрушением накопленного ранее материально-технического потенциала в сфере образования, его износ;
низкими ставками заработной платы профессорско-преподавательского состава, что вызывает отток высокопрофессиональных кадров из сферы образования в другие сферы национального хозяйства и за рубеж;
непрестижностью труда педагогов высшей школы и, как результат этого, отсутствием притока молодых кадров в сферу образования.
3.2 Перспективы экономического роста в Республике Беларусь.
Чтобы понять ситуацию в Беларуси, надо оценить глубину снижения ВВП, которая ожидала страну в результате отказа от продажи валюты Нацбанком на бирже, осуществленному в марте 2011 года. Экономика лишилась валютной поддержки, уравновешивающей эмиссию, и через несколько месяцев началась жесткая посадка экономики.
По данным Национального статистического комитета РБ, во II квартале 2011 года ВВП Беларуси еще вырос на 11,4% по отношению к аналогичному периоду 2010 года, но в III квартале рост составил уже всего 1,7%.
Это означает, что уже в сентябре (в последнем месяце III квартала) изменение ВВП в годовом выражении, по-видимому, было отрицательным. В октябре падение ВВП продолжилось, причем еще более быстрыми темпами. На это указывает то, что средняя заработная плата населения в реальном выражении в октябре сократилась на 5,2% по сравнению с сентябрем. Этот процесс в последние два месяца 2011 года почти завершился, и цены пришли в примерное соответствие с платежеспособностью населения.
В I квартале 2012 года экономика Беларуси достигла дна, и снижение ВВП в месячном выражении приостановилось. Но падение ВВП в годовом выражении может продолжиться, так как в I квартале 2011 ВВП быстро рос, стимулированный увеличение средней зарплаты в стране примерно до $ 500 и резким ростом дефицита внешней торговли страны, которой Нацбанк тогда еще оплачивал. То есть база для сравнения очень высока, поэтому и падение I квартале 2012 года окажется значительным.
В результате снижение ВВП в начале 2012 года, судя по текущей его динамике, может оказаться на уровне около 10% в годовом выражении. Это и есть дно, от которого экономика Беларуси будет отталкиваться.
Повысить ВВП Беларуси можно за счет денежной эмиссии, однако, как отмечалось выше, в отсутствие продажи валюты Нацбанком на бирже, эффект этой меры будет крайне низким. Так, несмотря на колоссальные вливания рублей и повышение зарплат в выборном 2010 году, в I квартале 2011 года ВВП Беларуси вырос всего на 10,9%.
То есть вливание даже десятков триллионов рублей в нынешних условиях обеспечит дополнительный рост ВВП на пару-тройку процентов, так как данная эмиссия приведет к перераспределению ВВП, а не его подъему.
Конечно, положительным фактором для ВВП Беларуси является снижение цены газа, поставляемого в Беларусь из России в 2012 году. Это обеспечит Беларуси экономию в размере около $ 2 млрд за год. Кроме того, некоторый прирост ВВП обеспечит и начало работ по строительству белорусской АЭС.
Однако этого, по-видимому, будет недостаточно для перевода динамики ВВП в 2012 году из отрицательной в положительную область (в годовом выражении). Снижение цены газа только стабилизирует экономику Беларуси на том низком уровне, на который она сейчас опускается. Действительно, в настоящее время ВВП отчасти поддерживается тем, что население тратит свои валютные резервы — в среднем $ 230 млн в месяц ($ 3 млрд в годовом выражении).
Эти деньги тратятся, в основном, на приобретение товаров, так как рублевые депозиты в банках за данный период выросли на намного, то есть идут на повышение ВВП. Но валютные ресурсы населения не безграничны, и, по-видимому, в течение нескольких месяцев будут исчерпаны. То есть, в текущем году население продаст банкам (на чистой основе) около $ 1 млрд, да и в следующем вряд ли намного больше.
То есть через несколько месяцев белорусская экономика, скорее всего, потеряет приток валюты населения в таком размере, который имеет сейчас, и экономия на цене газа как раз только компенсирует эту потерю.
Таким образом, если по итогам 2012 года Беларусь выйдет на нулевой прирост ВВП, это будет очень хорошо. А обеспечить рост ВВП может, похоже, только чудо.
Улучшить результат можно, пожалуй, только возобновив продажу валюты из резервов на поддержку курса белорусского рубля.
Важнейшими социально-экономическими составляющими устойчивого развития являются:
— повышение уровня и качества жизни населения;
— борьба с бедностью;
— изменение структуры потребления и производства;
— охрана и укрепление здоровья;
— улучшение демографической ситуации;
— противодействие криминализации жизни общества.
Так, для обеспечения достойного уровня жизни всех слоев и групп населения необходимо:
— создание условий для общего роста денежных доходов населения, повышения их реального содержания;
— поэтапное приближение государственных минимальных социально-трудовых гарантий к бюджету прожиточного минимума, а в перспективе — к минимальному потребительскому бюджету;
— совершенствование структуры доходов населения, повышение роли оплаты труда как важнейшего стимула трудовой активности работников и основного источника денежных доходов населения;
— совершенствование механизмов распределения доходов через систему налогообложения, социального страхования;
— снижение уровня малообеспеченности населения;
— повышение уровня социальной защищенности нетрудоспособных граждан.
Заключение.
В ходе написания курсовой работы можно сделать следующий вывод: увеличение темпов экономического роста приводит к повышению уровня доходов населения, снижению безработицы, увеличению доходов бюджета. Поэтому содействие увеличению темпов экономического роста является одной из основных задач экономической политики государства.
Также существует два основных типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный. При интенсивном типе развития экономический рост достигается более широким использованием НТП, высококвалифицированных рабочих. Экстенсивный путь развития носит застойный характер, фактически нет технического прогресса, морально и физически изнашиваются производственные основные фонды. Сегодня наибольшее распространение получил инновационный экономический рост, который базируется на развитии предпринимательской инициативы в сфере рыночной, научно-технической и организационно-экономической деятельности. Для роста экономики потенциально возможными темпами необходимо, чтобы доходы собственников факторов производства росли темпами, равными темпам роста их производительности.
Государственное влияние на экономику осуществляется по двум основным направлениям: через государственный сектор и посредством воздействия на функционирование частного сектора экономики с помощью разнообразных экономических инструментов. Основные цели государственного регулирования экономики: минимизация неизбежных негативных последствий рыночных процессов; создание финансовых, правовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики; обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым. Основными целями бюджетно-налоговой политики государства должно являться обеспечение финансовой и социальной стабильности, создание макроэкономических условий для устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни населения.
На сегодняшний день в Республики Беларусь разработана и действует программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 — 2015 годы, которая охватывает все основные направления народного хозяйства и направлена на стабильное развитие экономики нашего государства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
1. Экономическая теория: курс интенсив. подгот. / И. В. Новикова; под ред. И. В. Новиковой, Ю. М. Ясинского. - 4-е изд. — Минск: Тетра Системс, 2011. - 400 с.
2. Сущность и темпы экономического роста// Macro — Econom [Электронный ресурс]. - Минск, 2012. - Режим доступа: http://www.macro-econom.ru/econom-126.html.- Дата доступа: 26.03.2012.
3. Валовый внутренний продукт// Национальный статистический комитет Республики Беларусь (официальный сайт) [Электронный ресурс]. -Минск, 2012. Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/doclad/20123/04.pdf. - Дата доступа: 20.04.2012.
4. Доходы и расходы населения// Национальный статистический комитет Республики Беларусь (официальный сайт) [Электронный ресурс]. -Минск, 2012. Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/doclad/15.pdf. — Дата доступа: 20.04.2012.
5. Лахин Ю. В. Макроэкономика: практический курс, учебное пособие.-Мн.: Светоч, 2003. — 372 с.
6. Ивашковский С. Н. Макроэкономика: учебное пособие.- М.: Дело, 2002. - 472 с.
7. Красниковой Е. В. Макроэкономика: учебное пособие. — М.:ТЕИС, 2003 — 254 с.
8. Типы и факторы экономического роста // Современная экономическая [Электронный ресурс]. — Минск, 2012. — Режим доступа: http://modern-econ.ru/makro/rost-razvitie/tipy.html. — Дата доступа: 27.03.2012.
9. Национальный статистический комитет Республики Беларусь (официальный сайт) [Электронный ресурс]. — Минск, 2012. — Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/pressrel/gdp_rgdp.php. — Дата доступа: 26.03.2012.
10. Белорусский бизнес [Электронный ресурс]. — 2012. Режим доступа: http://bel.biz/news/42 232.html. — Дата доступа: 05.04.2012.
11. Адамович Т. И. Современная политическая экономия: учебное пособие / Т. И. Адамович, С. А. Бородич, П. С. Лемещенко и др. — Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2005. — 472 с.
12. Иохин В. Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ: учебное пособие — М.: ИНФРА-М, 2004. — 512 с.
13. Козырев В. М. Основы современной экономики: учебник — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2005. — 432 с.
14. Лемешевский И. М. Макроэкономика: учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. — Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004. — 576 с.
15. Е. И. Лавров, Е. А. Капогузов. Экономический рост: теории и проблемы: учебное пособие. — Омск: Изд-во ОмГУ, 2006. — 214 с.