Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование стабилизационного механизма функционирования продовольственного рынка региона: На примере Республики Адыгея

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Осуществление успешной коммерческой деятельности на рынке невозможно без внедрения в практику принципов маркетинга. Для этого разработан комплекс мер, способствующих реализации продукции путем исследования рынка, стимулирования объемов продаж, экономического воздействия на производителя и потребителя продукции. В современной экономике страны маркетинг должен функционировать и работать в двух… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Агропромышленный комплекс как субъект и объект маркетинговых исследований
    • 1. 1. Оценка производственного потенциала агропромышленного комплекса
    • 1. 2. Каналы реализации продукции агропромышленного производства

    Глава II. Маркетинговый анализ базы и динамики развития агропромышленного комплекса Республики Адыгея. 49 11.1. Анализ производственной и перерабатывающей сфер агропромышленного комплекса Республики Адыгея.

    II. 2. Структуризация продовольственных каналов доведения сельскохозяйственной продукции в рамках ценового коридора.

    И.З. Динамика влияния системных факторов на функционирование продовольственного рынка Республики Адыгея.

    Глава III. Государственный стабилизационный инструментарий регулирования продовольственного рынка и продовольственной безопасности Республики Адыгея. 115 Ш. 1. Направления государственного регулирования рынка продукции агропромышленного комплекса Республики Адыгея. 115 Ш. 2. Стимулирующая функция государства в оптимизации продовольственных потоков региона.

Совершенствование стабилизационного механизма функционирования продовольственного рынка региона: На примере Республики Адыгея (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Свыше десяти лет идет осуществление социально-экономических преобразований в агропромышленном комплексе. В ходе аграрной реформы в этом секторе экономики радикально изменены организационно-экономические, финансовые и правовые условия производства, осуществлен переход от планово-распределительной системы к рыночно-ориентированной. На селе сложилась многоукладная экономика. Сельскохозяйственные товаропроизводители получили право самостоятельного выбора организационно-правовой формы хозяйствования, планирования своей производственно-финансовой деятельности, распоряжаться произведенной продукцией и доходами, устанавливать цены на реализуемую продукцию. Возросла их ответственность за результаты хозяйственной деятельности.

Вместе с тем, происходящие в аграрной сфере перемены совпали с глубоким кризисом всей экономики страны. Инфляция, огромный дефицит бюджета, резкое удорожание кредитных ресурсов, неплатежи негативно сказались на всех отраслях агропромышленного комплекса. Сельское хозяйство, кроме того, попало в жесткие тиски ценового диспаритета, потеряло устоявшиеся каналы сбыта своей продукции и приобретения материально-технических ресурсов. На результатах агропромышленного производства отрицательно сказалась и низкая покупательная способность населения.

Вследствие неэквивалентности товарообмена между сельским хозяйством и другими отраслями резко ухудшилось финансовое положение товаропроизводителей агропромышленного комплекса. К тому же, сельское хозяйство лишилось прежних объемов государственной поддержки. Уменьшились объемы работ по повышению плодородия почв и мелиорации земель. Сократилось количество научных исследований в агропромышленном комплексе, замедлилось внедрение перспективных технологий. В сельском хозяйстве практически свернута инвестиционная деятельность. Разрушается социальная сфера села, растет явная и скрытая безработица. Эти и другие явления, как отражение происходящих изменений, стали одной из главных причин нарастания негативных процессов в агропромышленном комплексе и резкого спада агропромышленного производства.

В этих условиях эффективным механизмом стабилизации функционирования рынка продукции АПК страны, в целом, и региона, в частности, должно стать широкое использование маркетинга, позволяющего определить путь и степень достижения поставленной цели в процессе развития и формирования рыночной экономики. Маркетинг «как процесс осознания проблем потребителей и регулирования рыночной деятельности» начинается с проведения маркетинговых исследований, направленных на изучение потребности, состояния и динамики спроса и конъюнктуры рынка и создание условий для удовлетворения требований продовольственного рынка.

Проведение маркетинговых исследований позволяет создать экономический механизм воздействия на производство, который обеспечит его развитие в оптимальном объеме, при наилучшем использовании ресурсного потенциала и получить прибыль, а также воздействовать на потребителя с целью стимулирования его покупательского спроса.

Исследование современного состояния и развития продовольственного рынка региона, изучение и оценка общественных потребностей, конкурентоспособности, платежеспособного спроса, уровня цен на продукцию АПК Республики Адыгея представляется весьма актуальным.

Поэтому сегодня принципиально важным является использование системы маркетинговых исследований, как действенного инструмента рыночного механизма регулирования рынка продукции АПК на федеральном и региональном уровнях.

Степень разработанности проблемы. Исследование проблем формирования и развития отечественного рынка продукции агропромышленного комплекса стало одним из приоритетных исследований таких российских экономистов как: В. Боев, Н. Кетова, Н. Коваленко, М. Козлов, В. Овчинников, А. Серков, А. Тарасов.

Маркетинговые исследования рынка, изменения спроса и предложения, факторы, влияющие на сбыт продукции, рассматривали такие зарубежные классики как: Ф. Котлер, К. Макконнелл, М. Мескон и другие, а также отечественные экономисты: В. Маркова, Е. Попов, В. Хруцкий и другие.

Теоретические и практические аспекты необходимости государственного регулирования аграрной экономики, обеспечения национальной продовольственной безопасности рассматриваются в работах А. Гордеева, Е. Жоголева, В. Зволинского, С. Кисилева, В. Милосердова, В. Назаренко, Г. Шмелева и других.

Отдельные аспекты агромаркетинга рассмотрены таким автором как Н. Джозеф, Р. Колз, А. Люкшинов, Ю. Цыпкин.

Изучение научной литературы по рассматриваемой проблеме показало, что вопросы агромаркетинга недостаточно освещены.

Современный этап развития рынка продукции агропромышленного комплекса, формирования социально-экономических отношений между товаропроизводителем и потребителем, неотлаженная система маркетинговых исследований выдвигает множество неразрешенных вопросов, требующих научного подхода, что и предопределило выбор темы диссертационного исследования, его цель и задачи.

Цель и задачи исследования

Целью настоящего исследования является разработка концепции обеспечения условий расширенного воспроизводства аграрной продукции на принципах продовольственной безопасности с учетом финансово-экономических ограничений, позволяющих повысить конечную эффективность на микрои мезоуровняхпрактическая реализация последней в рамках функционирования рыночной экономики, а также разработка методики комплексного учета маркетинговых составляющих аграрного производства региона.

В соответствии со сформулированной целью были поставлены следующие задачи: обосновать теоретические аспекты структурирования реализационных каналов продукции АПК регионаопределить взаимосвязь между сложившейся структурой аграрного производства и существующим объемом производственного потенциала и финансовых ресурсовконкретизировать и уточнить методы оценки влияния денежных доходов потребителей на емкость продовольственного рынкаметодологически обосновать экономические меры государственного регулирования процесса аграрного производства в регионепредложить и разработать к внедрению модельную схему маркетинговых исследований на основе оптимизации ее организационной составляющей.

Предмет и объект диссертационного исследования. Предметом исследования являются организационно-экономические механизмы формирования и развития, а также элементы регулирования продовольственного рынка, обеспечивающие стабилизацию функционирования агропромышленного комплекса Республики Адыгея.

Объект исследования — агропромышленный комплекс региона, как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих структурных элементов.

Тсорстико-мстодологичсская основа исследования. В основе разработки теоретических положений диссертационной работы лежат труды классиков экономической теории и маркетинга по проблемам формирования, развития и функционирования продовольственного рынка, а также отечественных ученых.

Инструментально-методический аппарат исследования основан на маркетинговом подходе к изучению рыночных основ агропромышленного комплекса Республики Адыгея, в рамках которого использованы экономикостатистические, экономико-математические, расчетно-конструктивные и графические методы исследования.

Информационная и эмпирическая база диссертационного исследования представлена материалами статистических сборников Госкомстата Российской Федерации и Республики Адыгея, отчетными данными Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Адыгея, Центра экономической конъюнктуры Российской Федерации, Министерства экономики Республики Адыгея, Торгово-Промышленной Палаты Республики Адыгея, материалами первичной отчетности товаропроизводителей агропромышленного комплекса Республики Адыгея.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Проанализированы факторы, влияющие на эффективность функционирования АПК России и Республики Адыгея в условиях рынка. Как показало исследование, ими являются: размеры посевных площадей и численность поголовья скота, внесение минеральных и органических удобрений, платежеспособность потребителей, техническая оснащенность сельского хозяйства и предприятий, оптимальный выбор каналов реализации продукции, финансовая поддержка на федеральном и региональном уровнях.

2. На основании проведенного структурирования емкости реализационных каналов продукции АПК, предложена концепция смещения акцентов с каналов сложно контролируемых рынков сбыта на регулируемые государством уровне, в которые, по мнению автора, входят: исполнение государственного заказа на закупку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на федеральном и региональном уровнях на конкурсной основе, организация и проведение торгов (конкурсов) на закупку сельскохозяйственной продукции в республиканский фонд, заключение с поставщиками, выигравшими торги, договоров на поставку сельскохозяйственной продукциирегулирование через систему заготовок экономических отношений ресурсообразующей сферы с перерабатывающей промышленностью, торговлей и другими отраслями, закупающими его продукциюоптимизация региональных систем заготовок сельскохозяйственной продукции как инструмент сокращения промежуточных звеньев в процессе реализации продукции АПКповышение контролируемости емкостных каналов реализации через колхозные рынкидостижение рационализации процессов производства и реализации продукции путем расширения сети оптовых рынков и их функциональных возможностей.

3. Развитие и углубление рыночных отношений обусловили исследование маркетинговой составляющей в ресурсообразующей и перерабатывающей сферах АПК, как рыночного инструмента регулирования рынка спроса и предложения производимой продукции. Автору представляется действенным использование следующего экономического инструментария: создание агропромышленных корпораций на федеральном и региональном уровнях, в структуру которых необходимо включить: кредитные и финансово-инвестиционные учреждения, мастерские по ремонту и обслуживанию сельскохозяйственной техники, поставщиков материально-технических средств, оптоворозничные торговые сети, кооперативы по производству сельскохозяйственной продукции и ее хранению, перерабатывающие предприятия. Это позволит достичь снижения затрат на один рубль товарной продукции, что при определенном нормативе прибыли снизит реализационную стоимость, сделав тем самым продукцию более конкурентоспособной на внутреннем рынке, что в конечном итоге повысит продовольственную безопасность государства.

4. Для поддержания процессов стабилизации агропромышленного производства в Республике Адыгея в части финансовой поддержки АПК, необходима эффективная политика, которая позволит определить приоритеты, добиться большей согласованности в деятельности предприятий, разработать и реализовать новые схемы кредитования с учетом использования рыночных механизмов, базирующихся на маркетинговых исследованиях отечественного машиностроения, функционирования машинно-технологических станций и ремонтно-технических предприятий.

5. Для улучшения структуры рынка спроса на продукцию АПК региона необходима реализация государственной политики по уменьшению разрыва между уровнем доходов населения и ростом цен на продовольственные товары.

6. На основании проведенного исследования автором обоснована целевая направленность поддержки стабилизационных процессов в АПК через полную информатизацию всех звеньев, задействованных в производстве и реализации продукции агропромышленного комплекса. Согласно концепции автора, создание информационного центра при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Адыгея, а также определения присущих каждой из составляющих характерных функциональных особенностей, с учетом прямых и обратных информационных потоков, позволит сконцентрировать финансовые и другие виды экономической поддержки и управление производством. Последние должны способствовать повышению продовольственной безопасности государства и региона, в частности.

Научная новизна диссертационного исследования. Научная новизна диссертационного исследования состоит в обосновании конкретных подходов к регулированию аграрного рынка республики на основании маркетинговых исследований, обеспечивающих стабилизацию и эффективное функционирование АПК региона. Основные положения и выводы, содержащие элементы научной новизны, состоят в следующем:

1. Произведено структурирование емкости реализационных каналов продукции АПК Российской Федерации, в целом, и Республики Адыгея, в частности.

2. Предложена модифицированная в условиях регионального АПК модель расчета индекса Джинни, выступающего инструментом анализа структуры рынка спроса региона.

3. Разработана структура оптимизации агропромышленной корпорации, позволяющая сконцентрировать федеральные и региональные финансовые потоки на приоритетных направлениях развития и функционирования рынка продукции АПК, сконцентрировав особое внимание на потребительской кооперации.

4. Уточнен и конкретизирован применимый к региональным особенностям подход к маркетинговым исследованиям предприятий АПК региона на базе концентрации информационно-экономических потоков в рамках создания единой информационно-консультационной службы при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Адыгея.

5. Уточнена система взаимосвязей государственных инструментов регулирования АПК, адекватно потенциалу продовольственного рынка региона.

Теоретическая и практическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в возможности использования методических рекомендаций, обеспечивающих стимулирование развития наиболее адекватных форм маркетингового анализа АПК региона в рамках концепции продовольственной безопасности. Предложенный инструмешарий позволяет вести комплексную оценку эффективности вырабатываемых аграрных программ по совершенствованию экономического механизма функционирования АПК. Конкретные предложения, содержащиеся в работе, позволяют региональным и местным органам государственного управления принимать целенаправленные меры по сохранению и укреплению экономических, технологических и финансовых предпосылок перехода регионального ЛПК к устойчивому развитию в рамках расширенного воспроизводственного цикла. Методы расчетов, дополненные экономико-математическими моделями, позволяют определить наиболее эффективную отраслевую структуру инвестиций в АПК региона с непосредственной увязкой их с финансовыми ограничениями. Содержащиеся в работе теоретические положения и методологические разработки, касающиеся подходов к государственному регулированию сбалансированности рынка спроса и рынка предложения продукции АПК региона, могут быть использованы в качестве базы для научного обоснования моделей регулирования в агромаркетингс, при разработке региональных программ социально-экономического развития на перспективу. Материалы диссертации используются в учебном процессе Майкопского государственного технологического института.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования докладывались и обсуждались на научных семинарах кафедры «Исследования систем управления» Майкопского государственного технологического института (1999 — 2001 гг.), а также в ходе Научно-практической конференции Майкопского государственного технологического института (1999;2001 гг.).

Публикации результатов исследования.

По теме диссертации опубликовано 4 работы общим объемом 1,5 печатных листа.

Структура диссертации.

Работа состоит из введения, 7 параграфов, объединенных в три главы, заключения, библиографии и приложений.

Заключение

.

За годы аграрной реформы, в ходе которой осуществлялся переход на рыночные механизмы хозяйствования, агропромышленный комплекс РА оказался в состоянии глубокого кризиса.

Данные исследований и анализов функционирования и взаимодействия АПК РА и маркетинговой составляющей, как основы взаимосвязи сфер, позволили выявить направления государственного регулирования рынка спроса и предложения продукции АПК на пути перехода и стабилизации рыночных отношений и динамики рынка, не противоречащей канонам продовольственной безопасности государства.

Оценивая экономическую эффективность сельскохозяйственного производства РА, следует констатировать, что сельское хозяйство является слабым звеном экономики региона.

Негативная ситуация, сложившаяся в сельском хозяйстве, характеризуется снижением платежеспособного спроса населения на продукты питания, обусловленного диспаритетом цен на средства производства и продукцию АПК, сокращением поддержки со стороны государства, резким ослаблением производственного потенциала АПК., снижением уровня жизни населения.

Для снижения спада сельхозпроизводства в РА, по мнению автора, следует предпринять следующие меры:

— добиться самообеспечения по тем продуктам питания, которые могут производится в достаточном количестве в республике;

— решить проблему диспаритета цен между продукцией сельского хозяйства и других отраслей экономики;

— ограничить цены на энергоносители;

— усилить государственное регулирование, направленное на защиту отечественных сельхозпроизводителей, оградив их от негативного воздействия рынка;

— создать системы регулирования АПК;

— увеличить потребительский спрос на продовольственные товары за счет решения задач по преодолению спада уровня жизни, что предполагало бы и выравнивание структуры потребляемых продуктов питания.

Формирование продовольственного рынка предполагает применение эффективных форм реализации продукции.

Проблема реализации в современных условиях не имеет однозначного решения и требует комплексного подхода, включающего гарантии, стимулы и правовую защиту для производителей продовольствия, создание централизованной маркетинговой службы по сбыту продукции.

Требуется также создание системы регулирования продовольственного рынка и современной структуры сбыта сельскохозяйственной продукции, которые должны играть важную роль в повышении доходности товаропроизводителей агропромышленного комплекса и в формировании национального рынка продовольствия, устранении экономических и административных ограничений межрегионального оборота сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

Развитие рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия должно происходить за счет предоставления товаропроизводителям, работающим в сфере агропромышленного производства, гарантий возможности свободной реализации производимой ими продукции. Стимулировать формирование рыночной системы сбыта и реализации продукции, сырья и продовольствия следует органам государственной власти.

В случаях нарушения баланса производства и потребления, а также невозможности реализации на рынке отдельных видов продукции, государство будет выступать гарантом их сбыта.

Падение платежеспособного спроса сельских товаропроизводителей поставило предприятия тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, в критическое положение. Заводы, производящие технику для села, простаивают, выводят мощности, теряют квалифицированные кадры, сворачивают научно-исследовательские работы. Нарастает отставание технического уровня отечественных машин от лучших зарубежных образцов.

Решение изложенных проблем требует проведения тщательно выверенной государственной политики на федеральном и региональном уровне в части финансовой поддержки АПК и отечественного сельхозмашиностроения, определения приоритетов, большей согласованности в деятельности предприятий агропромышленного комплекса и сельхозмашиностроения, в разработке и реализации новых схем кредитования этих предприятий с учетом использования рыночных механизмов, базирующихся на маркетинговых исследованиях.

Эффективность ценовых и финансово-кредитных отношений во многом определяется тем, насколько положительны соотношения реального спроса и предложения на рынке сельскохозяйственной продукции и услуг, каков рост реальной доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, что является базовой составляющей в маркетинговом исследовании АПК на федеральном и региональном уровне.

В целях стабилизации продовольственного рынка автор предлагает следующие меры ценового регулирования: ввести минимальные гарантированные закупочные цены на стратегическое сельскохозяйственное сырье, обязательное для производителей и покупателей, независимо от форм собственности на уровне, обеспечивающем товаропроизводителям высокую рентабельность производства и его расширение: ограничения по издержкам, формирующим себестоимость важнейших продуктов питанияввести нормативные торговые наценки для предприятий оптовой, розничной торговли, в частности, реализации продуктов первой необходимости: систему гарантированных цен при закупке продукции для государственных и социальных нуждосуществить ценовое регулирование материально-технических средств, поставляемых для производства продуктов питания.

Основным направлением регулирования продовольственного рынка страны, по мнению автора, является совершенствование кредитно-финансовой системы, ценовое регулирование, развитие инфраструктуры создание организационно-экономического механизма регулирования рынка.

У сельского хозяйства, по сравнению с другими отраслями, больше адаптационных рыночных возможностей, многие виды продовольствия имеют неэластичный спрос при изменении рыночных цен и доходов населения, поскольку являются предметами первой необходимости.

Часть продовольственного рынка, связанная с производством и реализацией продукции повседневного спроса, не подвержена сильным колебаниям даже при снижении уровня доходов населения или при росте розничных цен. В потреблении продуктов различными группами населения происходят активные структурные изменения путем замещения одних видов продукции другими в зависимости от соотношения цен, что позволяет поддерживать относительное равновесие на продовольственном рынке и несколько снижает риски для производителей.

Целью развития аграрного сектора экономики в долгосрочной перспективе является формирование устойчивого и эффективного агропромышленного производства, обеспечивающего насыщение рынка доступными для всех групп населения качественными продуктами, продовольственную безопасность страны при выравнивании доходов и других социальных параметров сельхозпроизводителей с соответствующими показателями в целом по экономике страны. Для достижения этой цели необходимо укрепление и реформирование основного рычага поддержки агропромышленного комплекса — эффективной специализированной финансово-кредитной системы, соответствующей условиям рынка и конкуренции, влияющей на ценовые соотношения с/х продукции.

Для предприятий АПК кредитная политика на современном этапе должна включать: льготное кредитование, предусматривающее увеличение доли долгосрочных кредитов, снижение процентных ставок, развитие залоговых операцийкредитование производителей напрямую из государственных источников через механизм залоговых операцийипотечный кредит в коммерческой системе банковсоздание системы крестьянских кооперативных учреждений, функционирующих целиком под контролем аграриев.

Специфика и различные природно-экономические условия воспроизводства в сельском хозяйстве обуславливают повышение роли государственного регулирования агропромышленного производства. В первую очередь, это относится к созданию благоприятных условий для нормального функционирования агропромышленного комплекса за счет ассигнований, выделяемых из федерального бюджета, возможности которого весьма ограничены, вследствие чего основную долю следует внести региону, исходя из возможностей бюджета.

Вмешательство государства мотивируется стратегическим значением продовольствия, как товара. Способность обеспечить население продовольствием по приемлемым ценам необходима для социальной стабильности и укрепления позиций государственной власти внутри страны и на международном уровне, поэтому государство могло бы в определенной мере поступиться экономической эффективностью ради продовольственной независимости, самообеспечения продуктами питания.

Государственное регулирование рыночных отношений отнюдь не сводится к регламентации торговых отношений субъектов рынка. Оно косвенно регулирует процессы в научно-производственной, инновационной и других сферах, в корневой основе которых развертываются кооперационные процессы. Рынок не может сам все решитьпока не заработают конкурентные механизмы, государство обязано брать на себя ряд регулирующих функций и обеспечивать хозяйственный порядок в стране.

Осуществление успешной коммерческой деятельности на рынке невозможно без внедрения в практику принципов маркетинга. Для этого разработан комплекс мер, способствующих реализации продукции путем исследования рынка, стимулирования объемов продаж, экономического воздействия на производителя и потребителя продукции. В современной экономике страны маркетинг должен функционировать и работать в двух аспектах — па макрои микроуровнях. Деятельность в системе управления товарными рынками сельскохозяйственной продукции должна строится на вертикальной взаимосвязанной системе прямых и обратных связей маркетинговых служб предприятий и государственных служб районного, областного и федерального уровней. По горизонтали маркетинговые службы находятся между товаропроизводителями, другими рыночными субъектами территории и органами управления соответствующего уровня.

Неэффективность функционирования основных маркетинговых систем является одной из причин значительных потерь сельскохозяйственного сырья и продовольствия.

Для стабилизации развития АПК России необходимы проекты совершенствования существующих систем сбыта продукции, маркетинговой инфраструктуры в целом.

Образование инфраструктуры рынка необходимо проводить, начиная с организации служб, позволяющих развивать производствоследует создать сеть филиалов по сбору и обработке информации о состоянии агрорынка, по поиску партнеров по производству и сбыту продукции, по изучению рыночной конъюнктуры, функционирующих по четырем основным направлениям:

— организация маркетинга производства и сбыта машин и оборудования;

— организация информационно-консультативного обслуживания на коммерческих началах, базой которых могут стать организованные при торговых палатах, продовольственных биржах отделы, центры, аккумулирующие у себя потоки информационного материала, с целью углубленного анализа рынка, являющегося основой планирования и прогнозирования динамики продовольственного рынка;

— некоммерческий маркетинг, основной целью которого является изменение внешней среды производства и сбыта продукции;

— максимальное функционирование прокьюремента, как базы потенциальной экономии в сфере сбыта АПК.

Целью маркетинговых исследований в сфере АПК является обеспечение эффективной, оптимально складывающейся рыночной ориентации производственно-сбытовой деятельности агропромышленного комплекса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Законы, указы и другие нормативные документы
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. 4.1. от 30.11.1994 № 51 -ФЗ//Закон. -1995. -№ 2.
  3. Закон Российской Федерации «О сельскохозяйственной кооперации» от 15.11.1995. № 193-Ф3 // Российская газета. 1995. 16 декабря.
  4. Конституция Российской Федерации Н Российская газета. 1993. — 25 декабря.
  5. Постановление Правительства Российской Федерации «Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1997 году» от 26.02.1997 № 224 // Российская газета. 1997. — 13 августа.
  6. Постановление правительства Республики Адыгея «О создании условий для развития личных подсобных хозяйств» от 11.01.99. № 7.
  7. Постановление Правительства Республики Адыгея «О ставках и порядке выплаты дотаций за продукцию животноводства и прудовую рыбу, поставляемые на перерабатывающие предприятия Республики Адыгея в 1999 году» от 11.01.99 № 11.
  8. Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» от 29.12.1991. № 86 // Правительственный вестник. 1992. — январь (№ 2).
  9. Указ Президента Российской Федерации «О регулировании земельныхотношений и развитии аграрной реформы в России» от 27.10. 1993. № 1767 // Приватизация и реорганизация сельскохозяйственных предприятий в России: Сборник приложений. М., 1995.
  10. Указ Президента Республики Адыгея «О дальнейшем реформировании агропромышленного комплекса Республики Адыгея и привлечении в сферу мелкотоварного производства сельскохозяйственной продукции личных подсобных хозяйств.
  11. Монографии, брошюры, учебно-методические пособия и статьи
  12. П.Аверьянов Н., Беспахотный Г. Направления дальнейшего реформирования АПК Российской Федерации, // Международный экономический журнал- 1999. № 1.
  13. Аграрная экономика и политика: история и современность. М., 1996. — 708 с.
  14. Агропромышленный комплекс в России в 1997 г. // АПК: Экономика, управление. 1998. -№ 5.
  15. E.II. Тернистый путь российского фермера // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1996. -№ 8.
  16. А.М., Лукинов М. П. Создание сети продовольственных рынков России. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1996. — № 9.
  17. А., Вермель Д. Продовольственное самообеспечение страны: состояния и перспективы. // АПК: Экономика, управление. 1997. -№ 11.
  18. Р. Современная техническая база ключевой вопрос развития сельского хозяйства // Экономика сельского хозяйства перерабатывающих предприятий. — 2001 — № 1.
  19. Н. и др. Государственное регулирование экономики. М.:1. ООО «Мисанта», 1996.
  20. А., Нестеренко А. Экономика. М., — 1998.
  21. В. Великая сельскохозяйственная держава // Наука и жизнь. -1998. № 4.
  22. Г. В. Государственное регулирование агропромышленного производства //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1997. — № 12.
  23. Г. Механизмы стабилизации и развития АПК. // Экономика сельского хозяйства России. 1999. — № 2.
  24. В.Р., Серков А. Ф., Романов А. Е. Основные результаты аграрной реформы // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1996. — № 4
  25. В.Р., Романов А. Е., Серков А. Ф. Формирование рынка сельскохозяйственной продукции. Продовольствия и материально-технических ресурсов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих отраслей. 1997. — № 2.
  26. А. Структурная политика и инвестиционная деятельность АПК // АПК: Экономика, управление. 1997. — № 7.
  27. Е.Н. Продовольственная безопасность России (проблемы и перспективы). М.: Экономика, 1997. — 350 с.
  28. Н., Назаренко А. Ценовой паритет в сельском хозяйстве // АПК: Экономика, управление. -1994. № 8.
  29. Н., Назаренко А. Цены, паритет, инфляция, // Экономика сельского хозяйства России. 1999. — № 1.
  30. Н., Назаренко А. Цены, паритет, инфляция, // Экономика сельского хозяйства России. 1999. — № 7.
  31. В., Кетова Н. и др. Основы региональной экономики. Уч. пособие. М. — Ростов на Дону, 2000.
  32. Варианты реорганизации сельскохозяйственных предприятий / Под ред. И. Дуэль. М.: Энциклопедия российских деревень, 1997.
  33. А.П. Социальной сфере села первоочередное внимание. // Экономика сельского хозяйства России. — 2000. — № 1.
  34. А. Финансово-политический аспект регулирования внутреннего рынка АПК // АПК: Экономика, управление. 2000. — № 1.
  35. Е. Маркетинг: Словарь. -М., 1994.
  36. М., Демачева Н. Изменение отраслевой, видовой и территориальной структуры основных фондов. Госкомстат России. // Вопросы статистики. М., 2000. — № 12.
  37. М. Актуальные проблемы аграрного развития России на современном этапе // Международный сельскохозяйственный журнал. -2000.-№ 12.
  38. А. Обеспечение продовольственной безопасности России -задача стратегическая // АПК: Экономика, управление. 1998. — № 8.
  39. А.В. Антикризисная программа для сельского хозяйства, // Достижения науки и техники АПК. 1999. — № 9.
  40. Е.В. Система основных социально-экономических индикаторов уровня жизни в регионе // Вопросы статистики. 1999. -№ 4.
  41. С.И. Предпринимательство в АПК. М.: Колос, 1997. — 5 с.
  42. Государственное регулирование экономики / Под ред. 11.Б. Антоновой. Мн.: 000 «Мисанта», 1996.
  43. С.И., Дроздова Т.А, Совершенствование организации крестьянских (фермерских) хозяйств. // Известия ТСХА. Вып. 2. -Изд-во МСХА, 1999.
  44. P.P. Новый этап аграрного кризиса: содержание и последствия //Российский экономический журнал. 1998. — № 6.
  45. А., Решетилова Н., Цьшкин Ю. Экономический потенциал при эффективной земельной реформе в России // АПК: Экономика, управление. 1998. — № 3.
  46. В. Импортная «ловушка» // Продовольственный рынок1. России. -2001. № 2.
  47. П.И. Эффективность реформ в сельском хозяйстве // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -1996. № 8.
  48. В. Предпринимательство как движущая сила развития рынка продовольствия // Маркетинг М. 2000. — № 8.
  49. О. Структурные изменения в аграрном секторе России // АПК: Экономика, управление. 1997. — № 2.
  50. Е. Приоритеты аграрной политики России // АПК: Экономика, управление. 1998. — № 3.
  51. В., Родионова Н. Зарубежный опыт и проблемы развития АПК России // Международный сельскохозяйственный журнал. 1996. -№ 1.
  52. Е. О мерах преодоления кризисной ситуации в АПК // АПК: Экономика, управление. 1995. — № 9.53.3волинский В. Опыт государственной поддержки агропромышленного комплекса во Франции // АПК: Экономика, управление. 1994. -№ 11.
  53. А.П. Использование производственного потенциала сельского хозяйства в России в условиях формирования многоукладной экономики рыночных отношений. М., 1995.
  54. А.П. Динамика структуры сельского хозяйства России в условиях перехода к многоукладной экономике и рыночным отношениям. // Известия ТСХА. Вып. 1. МСХА, 1999.
  55. В.П. Принципы финансирования агропромышленного комплекса // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1998. — № 1.
  56. В., Овчинников В. и др. Основы экономической теории и практики рыночных реформ в России. М., 1997.
  57. М.П. Финансовые проблемы сельского хозяйства, // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1996. — № 2.
  58. Э., Бекер М., Нельсон А. Эффективное сельское хозяйствование. М.: «Агропромиздат», 1991.
  59. Н. Региональный маркетинг: стратегии и технологии. Региональные стратегии и технологии экономического развития. Ростов на Дону: Изд. Центр «МарТ», 1999.
  60. С.В. Государственное регулирование сельского хозяйства в условиях переходной экономики. М.: Институт экономики РАН. 1994.
  61. З.А. Налоговое регулирование стимулирования инвестиционных вложений // Сельское хозяйство региона в переходной экономике: теория, практика: Доклады. Сообщения. Тезисы. Вып. 1. — Ростов н/Д: ВНИИЭиН, ЦОГ1 «Коралл-Микро», 1998.
  62. Н.Я. Экономика сельского хозяйства с основами аграрных рынков: Курс лекций. М.: Тандем, 1998. — 447 с.
  63. М.П. Пути оздоровления аграрного сектора экономики России. // Вопросы экономики. -1999. № 4.
  64. P.JI., Джозеф Н. У. Маркетинг сельскохозяйственной продукции. -М.: «Колос», 2ООО. 509 с.
  65. Ю.А. Концептуальные подходы к преодолению кризиса в аг-росервисе // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1996. — № 3.
  66. А. Обеспечение приоритетности в развитии АПК России, // Достижения науки и техники. 1999. — № 8
  67. Н. Итоги и основные направления агроинженерных исследований по научному обеспечению АПК // Техника в сельском хозяйстве. М., — 2000. — № 4.
  68. Ф. Маркетинг, менеджмент. Анализ планирования, внедрение, контроль. С-Петербург: «Питер», 1998. 896 с.
  69. А. Социальной сфере села первоочередное внимание // Экономика сельского хозяйства России. — 2000. — № 1.
  70. Э. Экономические риски в агропромышленном комплексе // АПК: Экономика, управление. 1999. — № 7. — 3−14 с.
  71. В.В. Агропромышленный комплекс Северного Кавказа // АПК: Экономика, управление. 1997. — № 7.
  72. С. Проблемы углубление реформ в региональном АПК // АПК: Экономика, управление. 1997. — № 10.
  73. О.Д., Масленникова О. А. Продовольственный рынок России: проблемы и решения // Пищевая промышленность. 2001. -№ 2
  74. Н. Рынок промышленных средств производства для сельского хозяйства // АПК: Экономика, управление. 1998. — № 6.
  75. Е. Рационально использовать землю // Экономика сельского хозяйства России. 1996. — № 9.
  76. Д.С. Путь в XXI век. Современные проблемы России. М.: Экономика, 1999. 450 с. 70-Макин Г. Оптовые продовольственные рынки: современное состояние и перспективы развития // АПК: Экономика, управление. -1997. — № 10.
  77. Г. Межрегиональные связи и продовольственный рынок // АПК: Экономика, управление. 1998. — № 2.
  78. К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. T.l. М.: Изд-во «Республика», 1992.
  79. К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2.т.: Пер. с англ. — Т.2. — М.: Издательство «Республика». 1992.
  80. Маркетинговый анализ базы и динамики развития АПК Республики Адыгея. Майкоп: Изд-во «Дебют», 2000. — 1 п.л.
  81. В. Маркетинг услуг. М.: Финансы и статистика, 1996.
  82. В. Стабилизировать агропроизводство // АПК: Экономика, управление. 1998. — № 6.
  83. В. Российская модель и зарубежный опыт земельныхреформ // Международный сельскохозяйственный журнал. 1995. -№ 2.
  84. В. Продовольственная безопасность России, // Международный сельскохозяйственный журнал. 1997. -№ 10.
  85. М.Л., Маслова И. Б. Финансы в сельском хозяйстве. М.: Финансы, 1999. — 100 с.
  86. В.Д. К вопросу о сотрудничестве с Канадой в области сельского хозяйства, // Достижения науки и техники АПК. 1999. -№ 7.
  87. В. Сельское хозяйство России и мировой продовольственный рынок // Международный сельскохозяйственный журнал. 1996. — № 1.
  88. В., Шмелев Г. Государственная политика в аграрной сфере // Вопросы экономики. 1996. — № 9.
  89. И.Н., Ашалян Л. Н. Основные признаки малых предприятий пищевой промышленности, // Хранение и переработка сельхозсырья. -1999. -№ 11.
  90. В.Н. Рынок и проблемы хозяйствования // Международный сельскохозяйственный журнал. 1992. — № 6.
  91. А., Огарков С. Иностранные инвестиции в агропромышленный комплекс России // АПК: Экономика, управление. 1997.-№ 6.
  92. А. Инвестиционная политика и воспрроизводство основных фондов в системах производства // АПК: Экономика, управление.1998. № 11.
  93. Основы экономической теории и практики рыночных реформ в России. / Под ред. М. М. Загорулько, О. В. Иншакова, В. Н. Овчинникова и др. М.: «Логос», 1997.
  94. И .Я., Чужинов П. И. Экономика сельского хозяйства. Алма-Ата: «Кайнар», 1998.
  95. А. Методы анализа рисков инвестиционных проектов // Аграрная наука. 1999. — № 9.99. .Попов А. Н. Опыт объединения аграрников Европы // Достижения науки и техники АПК. 1999. -№ 11.
  96. Е. Продвижение товаров и услуг: Уч. пособие М.: Финансы и статистика, 1999.
  97. .И. Развитие сельскохозяйственной кооперации в условиях многоукладной экономики аграрного сектора России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1996. -№ 10.
  98. Н., Любимов В. Государственное регулирование агропромышленного комплекса // АПК: Экономика, управление.1999. № 7. — 22−24 с.
  99. Г. Агропромышленному комплексу России — надежное научное обеспечение // АПК: Экономика, управление. 1997. — № 4.
  100. Г. О неотложных мерах по стабилизации и развитию агропромышленного производства. // АПК: Экономика, управление.1999. № 5.
  101. В. Результаты и перспективы аграрной реформы // АПК: Экономика, управление. 1997. — № 3.
  102. В.И. Методологические основы реструктуризации финансовой системы России на рубеже XX XXI вв. И Вестник московского университета. Серия 6. Экономика. — 1999. — № 5.
  103. Л. Совершенствование кредитования организаций // АПК: Экономика, управление. 1998. — № 9.
  104. Рыночные отношения в агропромышленном производстве России. Мн.: ЗАО «Армш-а-Маркетинг», 1997.
  105. Е., Типенко Н., Чернявский А. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения // Вопросы экономики. 2000. — № 1.
  106. С., Сазонова Д. Производственно-экономическая результативность деятельности крестьянских хозяйств // АПК: Экономика, управление. 1997. — № 3.
  107. В. Формы собственности и виды хозяйствования в условиях реформы // АПК: Экономика, управление. 1998. — № 1.
  108. И., Гайдукова А. Целевые инвестиционные программы в АПК. // Пищевая промышленность. 1999. — № 10.
  109. А.Ф. Итоги и перспективы формирования сельскохозяйственного рынка // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1996- -№ 10.
  110. Е. Особенности государственной поддержки аграрного сектора в России // Вопросы экономики. 1996. — № 7.
  111. Е., Янбых Р. Кредитование сельского хозяйства России: состояние и перспективы // Вопросы экономики. 1996. — № 8.
  112. В., Попов И. Стратегия аграрных преобразований // АПК: -2000. -№ 12.
  113. А. Богатство народов. М., 1962.
  114. Е., Кочетков Л. Экономическая роль правительства игосударственное регулирование сельского хозяйства в США // Международный сельскохозяйственный журнал. 1995. — № 2.
  115. Счастливцева J1.B., Губанова Н. В. Ценовая ситуация на аграрном рынке России и ее государственное регулирование // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1998. -№ 5.
  116. Тамбиев А, Кетова Н. Роль регионального маркетинга в обосновании и реализации рыночной стратегии республики. Ростов на Дону: изд. Центр «МарТ», 1997
  117. А., Маскутова JT. Крестьянская кооперация на Юге России // Экономика сельского хозяйства России. 1997. — № 1.
  118. А. Формирование региональных рынков сельскохозяйственной продукции // АПК: Экономика, управление. -1998. -№ 4.
  119. Теоретическая экономика, (политэкономия). / Под ред. Г. П. Журавлевой, Н. Н. Мильчаковой. М., — 1996.
  120. А. Агропромышленный комплекс стран СНГ в годы реформ // АПК: Экономика, управление. 1997. — № 6.
  121. А. Реалии аграрной реформы в России // АПК: Экономика, управление. 1998. — № 7.
  122. А. Проблемы формирования аграрного рынка СНГ // АПК: Экономика, управление. 1998. — № 4.
  123. В.А. Пути совершенствования региональной структуры управления АГОС // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1996. — № 12.
  124. А. Развивать отношения лизинга // АПК: Экономика, управление. 1998. — № 8.
  125. М. Сельское хозяйство и продовольствие в экономике развитых стран. СПб.: «Экономическая школа», 1995.
  126. В. Информационная служба АПК на региональном уровне //
  127. АПК: Экономика, управление. 1998. — № 12.
  128. И.Г. Аграрная реформа и проблемы развития кооперации в АПК России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1996. -№ 10.
  129. М. Лизинг: игра стоит свеч. // Экономика и жизнь. 1998. -№ 26. — июнь.
  130. Н., Радугин Н. Черный передел // АПК: Экономика, управление. 1998. — № 6.
  131. В. Стабилизировать работу агропромышленного комплекса в России // АПК: Экономика, управление. 1997. — № 4.
  132. Л.И. Возможные пути реформирования денежного кредитования АПК // Аграрная экономика и политика: история и современность. М.: Аграрный институт, 1996.
  133. Л.И. Политика цен, торговли и государственной поддержки АПК // Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятии. 1996. — № 1.
  134. Ю. Проблемы продовольственной безопасности И Международный сельскохозяйственный журнал. — 2001. № 1.
  135. В., Корнеева И. Современный маркетинг: настольная киша по исследованию рынка. Уч. пособие. М.: Финансы и статистика, 1999.
  136. Ю.А., Люкишков А. Н. Агромаркетинг: Уч. пособие. — Колос, 1999. 308 с.
  137. А.В. Записки о современном состоянии сельского хозяйства СССР по сравнению с его довоенным положением и положением сельского хозяйства капиталистических стран // АПК: Экономика, управление. 1998. — № 7.
  138. А.Е. Агропромышленная корпорация орган хозяйственного управления специализированными предприятиями // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 1996. -№ 5.
  139. В. Развитию техники для продовольствия России — государственную поддержку // Техника и оборудование для села. М., -2000.-№ 10.
  140. Е. Государственная поддержка и регулирование агропромышленного производства // АПК: Экономика, управление.1998. № 7.
  141. А., Лексин В. Стереотипы и реалии бюджетного федерализма // Вопросы экономики. 2000. — № 1.
  142. А.В. О состоянии материально-технической базы аграрного сектора России // Экономика сельского хозяйства России.1999. -№ 12.
  143. А. Проблемы вывода агропромышленного комплекса из кризиса. М., -1998. — 4 с.
  144. Шутьков А.0. О необходимости корректировки экономической политики в АПК Российской Федерации, // Международный сельскохозяйственный журнал. -15−19 с.
  145. В. По пути реальных преобразований // АПК: Экономика, управление. 1998. — № 4.
  146. В. Курсом стабилизации агропромышленного производства // АПК: Экономика, управление. 1996. — № 5.
  147. Экономика: Учебник / Под ред. доц. Булатова 2-е изд., нерераб. И доп. М.: Издательство «Бек», 1997.
  148. М. Регулирование аграрного сектора России // АПК: Экономика, управление. 1998. — № 3.
  149. Д. Региональная аграрная политика в современных условиях // АПК: Экономика, управление. -1998. № 10.
  150. A.M. О финансово-промышленных группах в аграрной сфере // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1998. — № 1.
  151. Н.М. Планирование и ценообразование на предприятиях перерабатывающей промышленности в условиях кризиса, // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2000.
  152. РТ. Сельскохозяйственный кредит на кооперативной основе: международный опыт и текущее состояние в России // Аграрная экономика и политика: история и современность. М.: Аграрный институт, 1996.
  153. Формы хозяйствования Какая техника предпочтительнее Причины предпочтения (%)
  154. Заруб. Отеч. Цена Многофункцион-сть Эксплуатац. расходы Другие причины
  155. Заруб. Отеч. Заруб. Отеч. Заруб. Отеч.1. АО 11 39 8 43 37 9 43 3 1. ООО 8 21 2 14 18 16 1 29 1. ООТ 14 26 3 29 14 16 3 36
  156. Фермерские хозяйства 12 24 1 28 18 6 2 38
  157. Личные хозяйства 14 29 44 21 4 1 40
  158. Составлено автором по результатам опроса проведенного в ноябре 2000 г. в хозяйствах РА
Заполнить форму текущей работой