Социально-экономические механизмы регулирования внешней трудовой миграции
Разработка и реализация комплекса мер по научно-методическому и информационно-статистическому обеспечению внешней трудовой миграции. Создание единой базы данных по всем категориям трудящихся-мигрантов. Персонифицированный учет и контроль иммиграционных и эмиграционных потоков. Составление бюллетеней о состоянии миграции, прогнозах развития миграционной обстановкиформирование механизма привлечения… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- Глава 1. Теоретико-методологические основы управления международной трудовой миграцией
- 1. 1. Особенности понятийного аппарата и классификации внешней трудовой миграции
- 1. 2. Системы учета и проблемы сопоставимости данных по межгосударственной трудовой миграции
- 1. 3. Причинно-факторный механизм миграции
- 1. 4. Методологические основы разработки миграционной политики
Социально-экономические механизмы регулирования внешней трудовой миграции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. В последние годы международная трудовая миграция приобрела особую значимость и претерпела значительные изменения. В современном мире ее разнонаправленные потоки существенным образом влияют на развитие ситуации на мировом, международном (региональном) и национальных рынках труда.
В СССР, правопреемницей которого стала Россия, выезд граждан Советского Союза для работы за границей носил очень ограниченный, избирательный, строго элитарный характер. Для массовых профессий такие возможности практически отсутствовали. Трудовая деятельность иностранцев на территории страны регулировалась соответствующими международными соглашениями, предполагающими жесткий административный контроль. Нормативно-правовой базы и институционального обеспечения свободной трудовой миграции не существовало.
Политические и экономические трансформации последнего десятилетия создали условия для включения национальной экономики в мировое хозяйство и превращения России из закрытой страны с незначительным внешним миграционным оборотом в активного участника международного трудового обмена.
В общей системе международных экономических отношений российский экспорт и импорт рабочей силы стали играть все более возрастающую роль, их соотношение в 1990;е годы составляло 1:5, что свидетельствует о большой значимости импорта трудовых ресурсов для экономики России и вызывает необходимость управления этими процессами.
В период реформирования экономики в сторону рынка основной задачей стало достижение Россией экономического роста, демократического развития общества, введение новых регуляторов социальных процессов. Однако политика открытого общества, помимо либерализации и позитивных демократических перемен принесла с собой и ряд проблем в области миграции. Самыми злободневными социальными явлениями негативного характера стали нелегальная миграция и незаконная занятость, торговля людьми с целью их эксплуатации в дальнейшем.
В настоящее время система методов государственного управления международной трудовой миграцией населения нуждается в серьезной доработке, поскольку существующая не обеспечивает достижения задекларированных целей миграционной политики. Так, процессы привлечения иностранной рабочей силы зачастую сопровождаются не только незаконным трудоустройством иностранцев в России, но и грубыми нарушениями их трудовых и социальных прав. Сложившаяся в 1990;е гг. практика в сфере временного трудоустройства российских граждан за границей также выявила настоятельную необходимость государственного регулирования этих процессов в целях защиты прав и законных интересов российских трудящихся-мигрантов, недопущения их дискриминации. Трудовая миграция должна служить целям социально-экономического развития России, ее интеграции в мировую экономику.
Современная миграционная стратегия России в решающей степени обусловливается негативной демографической ситуацией. Согласно прогнозам после 2005 г. в стране начнется стремительная убыль трудоспособного населения, которая будет достигать примерно 1 млн. человек в год. Труд станет одним из самых дефицитных, если не самым дефицитным ресурсом в России1.
Для стабилизации численности и состава рабочей силы в России необходима активная миграционная политика, направленная на привлечение иностранных работников в трудоспособном возрасте, в первую очередь из стран СНГ, как наиболее адаптированных к российским условиям. Трудовая миграция должна служить целям социально-экономического развития России, ее интеграции в мировую экономику.
1 Миграционная стратегия//Управление миграционными процессами. Уч. пособие/ Под. ред. Каламанова В.А.-М.: ГУУ, 2003. -С.72.
В этих условиях основой для политики в данной сфере могли бы служить знания об основных закономерностях международной трудовой миграции, эффективных механизмах регулирования миграционных процессов в различных странах мира, адаптации их к российским условиям приобретает особую значимость. Учитывая большую заинтересованность России в привлечении иностранных работников в экономику страны, основное внимание в диссертационном исследовании уделено изучению этого направления и возможности его совершенствования с целью оптимизации государственного управления внешней трудовой миграцией в нашей стране.
Степень изученности проблемы. Вновь возникшие в начале 1990;х гг. и видоизменяющиеся традиционные миграционные проблемы инициировали новый виток теоретических исследований. В начале 1990;х годов сложился ряд профессиональных научных коллективов, специализирующихся на изучении современных миграционных явлений в Институтах РАН: Народнохозяйственного прогнозированияСоциально-экономических проблем народонаселенияМеждународных экономических и политических исследований.
Крупнейшим в России центром изучения международной миграции, осуществляющим с 1998 года выпуск научной серии «Международная миграция населения: Россия и современный мир», стала кафедра народонаселения МГУ им. М. В. Ломоносова.
Теоретическими вопросами анализа процесса миграции рабочей силы занимались российские экономисты, демографы и социологи, в частности, Б. Д. Бреев, Г. С. Вечканов, Г. С. Витковская, В. А. Ионцев, И. В Ивахнюк., Ж. А. Зайончковская, Т. И. Заславская, В. М. Кабузан, А. Н. Каменский, Л. В. Макарова, М. Г. Мдинарадзе, В. М. Моисеенко, В. И. Переведенцев, Л. Л. Рыбаковский, Н. М. Токарская, А. В. Топилин, Б. С. Хорев, В. Н. Чапек, Л. С. Чижова и др.
Значительный вклад в разработку проблемы территориальных межстрановых перемещений рабочей силы внесли такие зарубежные авторы как Р. Харрис, А. Льюис, К. Кайндбергер, Е. Ли, П. Стокер, М. Тодаро, И. Лаури, Саймон и др.
Общетеоретические вопросы занятости рабочей силы освещены в работах Н. А. Волгина, А. Е. Котляра, Л. А. Костина, Ю. Г. Олегова, Б. В. Ракитского, А. И. Щербакова и др.
Вопросы влияния миграции на формирование и функционирование рынка труда и проблемы использования иностранной рабочей силы рассматриваются в работах Е. С. Красинца, А. Н. Каменского, Е. В. Тюрюкановой, И. В. Ивахнюк и др.
Изучением государственного регулирования миграционных процессов занимаются Е. В. Балацкий, Т. М. Регент и др.
Некоторые аспекты влияния миграционных процессов на экономику России анализируются Костаковым В. Г., Г. В. Морозовой, Н. М. Бариновой, В. В. Трубиным, и др.
В 1999 году вышла в свет фундаментальная работа А. Н. Каменского, в которой рассматриваются проблемы трудовой миграции. В этой монографии обобщен мировой опыт привлечения и использования иностранной рабочей силы, проанализированы экономические и правовые механизмы регулирования международного трудового обмена.
Анализ проведенных исследований выявил, что несмотря на большой вклад ученых в разработку проблем миграции и занятости населения на рубеже ХХ-ХХ1 вв., существует ряд дискуссионных вопросов. Кроме того, существующие в этой области наработки, часто остаются невостребованными, либо не своевременно востребованными, а практические действия государственных структур прямо противоречат декларациям. Вместе с тем, стремительные изменения самих процессов миграции требуют оперативного реагирования и активизации управленческих решений со стороны государства. Отсюда усиливается потребность в их непрерывном мониторинге, т.к. эффективная миграционная политика должна в первую очередь основываться на знаниях. Несоответствие форм и методов регулирования процессов внешней трудовой миграции современным реалиям определило выбор данной темы.
Целью диссертационного исследования является выявление современных тенденций трудовой миграции, анализ профессионального статуса трудящихся мигрантов, обоснование необходимости и возможности цивилизованного трудоустройства иностранных граждан в РФ в условиях перехода России к рыночной экономике. Разработка методических подходов к государственному регулированию трудовой миграции, в том числе по стимулированию привлечения и использования мигрантов с высоким профессиональным уровнем подготовки и ограничению притока неквалифированной рабочей силы, а также рекомендаций с целью повышения эффективности системы государственного управления трудовой миграцией. В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи: уточнение понятийного аппарата и определение причинно-факторного механизма трудовой миграциианализ основных систем сбора данных по межгосударственной трудовой миграцииисследование современной ситуации, тенденций и закономерностей развития международной трудовой миграцииизучение основных подходов к формированию государственной миграционной политики, выявление наиболее эффективных методов управления международной трудовой миграцией развитыми странами мира и возможности их применения в Россииобоснование методических подходов к государственному стимулированию привлечения и использования высококвалифицированных кадровопределение возможных методологических подходов к адаптации мирового и отечественного опыта в решении текущих проблем в РФ.
Основная идея работы состоит в том, что межгосударственная трудовая миграция может осуществляться успешно только при условии применения системного и динамичного механизма интеграции усилий всех заинтересованных сторон: государственных органов, научных организаций, самостоятельных предприятий самого различного профиля, политических кругов, СМИ, представителей этнических общин, всей широкой общественности. Отдельные государства с этой проблемой не справятся.
Объектом исследования является современное состояние международной трудовой миграции.
Предметом исследования выступают закономерности и тенденции международной трудовой миграции, а также механизм формирования социально-экономических условий для их эффективного государственного регулирования РФ.
Теоретической и методологической основой исследования служат разработки, положения и выводы ведущих отечественных и зарубежных экономистов, демографов, социологов, занимающихся изучением миграционных процессов. В процессе работы над диссертационным исследованием изучены документы международных организаций (ООН, MOT, MOM), межправительственные соглашения, Указы Президента РФ, законодательные акты и Постановления Правительства РФ, нормативные документы, касающиеся процессов миграции и использования иностранной рабочей акты, данные государственной статистики, материалы Федеральной миграционной службы и ее региональных служб, оперативные материалы комитетов экономики субъектов федерации, региональных центров занятости населения, текущая информация зарубежной, отечественной печати и системы Интернет по международной трудовой миграции. В работе также используются результаты авторского обследования, проведенного в июле 2003 г. в г. Москве.
Основные методы исследования. В работе использовались соответствующие ее замыслу целевой, структурный, оптимизационный, поведенческий и ситуационный подходы, методы сравнительного, эмпирического и качественно-количественного анализа.
Научная новизна исследования. Среди наиболее существенных результатов, обладающих разной степенью новизны укажем следующие:
— выявлены современные особенности теоретико-методологических основ регулирования межгосударственной трудовой миграции населения, а также уточнены фундаментальные понятия управленческой науки, рассмотренные в конкретных социально-экономических ситуациях по странам мира, определен алгоритм разработки миграционной политики;
— исследованы особенности, тенденции и закономерности миграции рабочей силы, а также факторы, способствующие формированию международных центров притяжения трудящихся-мигрантов;
— определены роль и место РФ в общемировых трендах трудовой миграции населения на современном этапе, а также вектор их дальнейшего развития;
— определены основные методы государственного регулирования международной трудовой миграцией в развитых странах мира;
— предложен комплекс социально-экономических и политических мероприятий для совершенствования трудомиграционного обмена РФ с другими государствами.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы представляют собой теоретическую основу регулирования процессов межгосударственной трудовой миграции. Полученные данные об участии РФ в обмене трудовыми ресурсами с другими странами могут быть использованы при разработке миграционной политики России, включены в общий курс политологии, политэкономии, социальной психологии, выступать основой в подготовке спецкурсов по социально-трудовым отношениям мигрантов в принимающем обществе.
Результаты эмпирического исследования могут являться основой создания практических рекомендаций трудящимся-мигрантам и работникам, участвующим в процессе обеспечения межгосударственной трудовой миграциимогут учитываться при профессиональном и индивидуальном консультировании трудящихся-мигрантов и населения.
Апробация результатов исследования. Полученные результаты и основные положения диссертационного исследования обсуждались на заседании кафедр «Управления миграционными процессами» и «Управления персоналом», деловых совещанияхКомиссии по международному трудовому обмену Правительства Москвы, докладывались на международных научно-практических конференциях «Демографическое развитие и его социально-экономические последствия (ноябрь 2001 г. Москва, РАН и ИМЭИ), «Миграция, общественные и межкультурные аспекты устойчивого развития» (март 2004 г., Москва, ГУУ), на общероссийской научной конференции «Современные проблемы миграции в России» (ноябрь 2003 г., Москва — Руза, РАСЫ и МГСУ) — обсуждались в ходе работы круглого стола на Международном правозащитном кинофестивале «Сталкер» (Москва, декабрь 2002 г., Центральный Дом Кинематографистов.), на семинаре МОТ «Роль частных рекрутинговых компаний в международной трудовой миграции в России» (Москва, сентябрь 2003 г., г-ца «Националь»), на семинаре-совещании ФМС МВД РФ «Международный трудовой обмен и занятость» (г. Москва, УМЦ «Болшево», февраль 2003 г.). Основные положения диссертационного исследования использовались при разработке программы спецкурса «Трудовая миграция» для студентов ИУМП и успешно реализуются в учебном процессе ГУУ. По теме исследования опубликовано 4 научных работы общим объемом 5,4 пл. В настоящее время еще одна работа по исследуемой проблеме находится в публикации. Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, иллюстрирована таблицами.
Выводы и предложения к 3 главе.
Россия сегодня является крупным локальным центром притяжения трудовой миграции. Страна декларирует свою заинтересованность в приеме мигрантов. Допуск в страну иностранной рабочей силы экономически оправдан и целесообразен, он вносит элементы гибкости в использовании трудовых ресурсов, выгодные как для работодателей, так и для мигрантов, и экономики в целом. Кроме того, трудовая миграция, а именно ее социальная составляющая, выступает связующим звеном между общественной сущностью человека и окружающей действительностью и носит много функциональный характер. Во-первых, она является необходимым условием и одновременно средством оптимизации человека с природной и социальной средой. Во-вторых, она способствует развитию человека и совершенствованию окружающей среды. В-третьих, через миграцию во многом реализуется социальная сущность человека.
Российский рынок труда уже длительный период времени пополняется работниками из конкретных стран-поставщиков. В нем сложились довольно четкие сегменты, привлекательные для иностранных рабочих.
Функционирование национального рынка труда России и стран СНГ в течение 1990;х годов характеризуется следующими общими чертами: снижением занятости экономически активного населения, высоким уровнем безработицы, особенно в ее скрытой форме, увеличением напряженности на рынках трудаизменением структуры занятости населения, ростом занятости в негосударственном секторе экономикинизкой территориальной, социальной и профессиональной мобильностью трудовых ресурсов, приводящей к застойнойбезработице, социальной напряженностиотрывом системы подготовки и переподготовки кадров от требований рынков труданесогласованностью законодательно-нормативной базы в сфере социально-трудовых отношений.
Анализ показывает, что трудовая миграция (как в легальнойтак и в нелегальной форме) стала неотъемлемой частью экономики России и стран СНГ. Она амортизирует инфляцию, компенсирует падение доходовпозволяя значительной части населения избежать обнищания в условиях роста безработицы. Благодаря этим миграциям был спасен потребительский рынок на постсоветском пространстве. Трудовые миграции сформировали, по существу, альтернативную сферу занятости, они поддерживают интенсивные коммуникации между новыми странами Содружества.
Важным условием обеспечения свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы является разработка единых подходов к формированию общего рынка труда и регулирования миграции рабочей силы. Под формированием общего рынка труда понимается система согласованных мер по воспроизводству, распределению, обмену и совместному использованию рабочей силы в странах Содружества, направленных на повышение эффективности труда и отдачи совокупного трудового и интеллектуального потенциалов. Эти меры призваны обеспечить увеличение занятости населения, снижение безработицы, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, предоставление социальных гарантий гражданам в области труда, медицинского страхования, получение профессионального образования, соблюдение ряда других социальных стандартов и нормативов.
Однако государственная политика занятости в масштабах и формах, соответствующих рыночной экономике, пока не сформировалась. В настоящее время происходит очень серьезный и важный выбор между различными моделями государственной миграционной политики. Ее отсутствие — это тоже вариант выбора и тоже политика. Но эта политика позволяет продолжаться хаосу в различных областях, в том числе в сфере формирования трудовых ресурсов и сдерживания экономического роста страны. Эта политика и дальше будет возводить стену между государством и мигрантами, которые не имея законной возможности легализоваться, платить налоги, рассчитывать на социальную поддержку и защиту общества, получат ее у теневой экономики и криминальных структур. Такая политика создает благодатную почву для коррупции и беззакония. Важнейшей задачей для миграционной политики РФ остается проблема обеспечения цивилизованного въезда и выезда трудящихся — мигрантов.
Существенным недостатком миграционного регулирования является отсутствие увязки между внутренними и внешними миграционными потоками.
Одной из главных причин неурегулированности многих миграционных проблем является ведомственная раздробленность в данной сфере. Огромное число учреждений, решающих отдельные вопросы внешней миграции, порой не взаимодействуют друг с другом, так как лишены объективного объединяющего начала в виде государственной политики в этой области и головного ведомства координатора.
Регулирование всех миграционных потоков на равноправных началах должно быть сосредоточено в рамках одного ведомства и обеспечивать решение триединой задачи: выполнение РФ международных обязательств, реализацию прав человека и защиту национальных интересов государства, в том числе обеспечение его безопасности.
Представляется, что если решение данных проблем будет найдено, то это позволит создать организационную базу для эффективного встраивания трудовой миграции в общую политику занятости. Для этого в рамках концепции и комплексной законодательной базы приоритетными направлениями действий на рынке труда России в области регулирования трудовой миграции на современном этапе должны стать: четкое распределение и долгосрочное закрепление функций государственных органов в компетенцию которых входят вопросы, касающиеся регулирования внешней трудовой миграцииусиление координации и взаимодействия между ними;
— проведение политики, ориентированной на привлечение иностранной рабочей силы, прежде всего из стран СНГ, наиболее адаптированной к жизни в Россиидифференцированной интеграции в международный рынок труда, не в ущерб собственным экономическим и военно-политическим интересам;
— создание системы информирования населения по вопросам внешней трудовой миграции. Формирование в общественном сознании россиян понимания важности и роли легальной внешней трудовой миграции в деле скорейшей адаптации трудового и интеллектуального потенциала России к требованиям международного рынка труда, способствующих увеличению числа предпринимателей в регионах, притока инвестиций, привлечения и использования новых технологий, поступления валютных переводов семьям трудящихся-мигрантов и т. д.;
— усиление ответственности за соблюдение установленного порядка использования иностранной рабочей силы, с введением дифференцированных уровней штрафных санкций: от предупредительного до запретительного. Разработка перспективных методов экономического и административного регулирования процессов привлечения иностранной рабочей силы;
— четкая регламентация деятельности посреднических организаций и тесное сотрудничество государственных органов с теми из них, которые положительно зарекомендовали себявведение порядка медицинского освидетельствования мигрантов и мониторинга санитарно-эпидемиологической обстановки в связи с пребыванием мигрантов;
— координация действий министерства труда и образования в организации системы подготовки и переподготовки различных категорий специалистов в том числе сферы внешней занятости, работающих в коммерческих, общественных и государственных структурах, во избежание подготовки не нужных специалистов одним министерством, и оплаты пособий по безработице другим министерством;
— совершенствование системы лицензирования. Проведение страхования ответственности российских юридических лиц, имеющих лицензии на право осуществления деятельности, связанной с трудоустройством граждан РФ за границей и иностранных граждан в РФ.
— разработка и реализация комплекса мер по научно-методическому и информационно-статистическому обеспечению внешней трудовой миграции. Создание единой базы данных по всем категориям трудящихся-мигрантов. Персонифицированный учет и контроль иммиграционных и эмиграционных потоков. Составление бюллетеней о состоянии миграции, прогнозах развития миграционной обстановкиформирование механизма привлечения и использования иностранной рабочей силы на предприятиях и учреждениях, подведомственных Министерству обороныразработка стратификации регионов в соответствии с экономическими, демографическими, социальными и геополитическими интересами России: хозяйственно-экономической (выделение регионов, испытывающих дефицит и нехватку рабочей силы) — отраслевой (выявление приоритетных отраслей, в которых труд иностранных работников мог бы дать максимальный экономический эффект) — профессиональной (систематизация наиболее востребованных и незаполненных по отраслям вакансий).
— присоединение к международным конвенциям МОТ, ООН, и Совета Европы, регулирующим статус трудящихся-мигрантов, отвечающих экономическим и социально-политическим интересам России;
— развитие сотрудничества с международными организациями, государствами участниками СНГ по вопросам, связанным с регулированием внешней трудовой миграции.
Заключение
.
Миграция — неотъемлемая характеристика образа жизни современного общества, органическая часть ее экономики. Исследование показало, что в РФ, как и во всем мире, ее развитие протекает крайне противоречиво и иррационально.
Анализ основных сфер занятости иностранных работников в регионах России свидетельствует о том, что национальный рынок труда структурируется так же, как и в большинстве других стран-импортеров рабочей силы. Существующее в развитом мире глобальное разделение труда, в котором использование труда мигрантов является практически условием выживания экономики формируется и в нашей стране.
Процесс разделения сфер занятости происходит на основе этнической и гендерной сегрегации работников по сферам/отраслям и территориям.
Другой важный тренд — массовое распространение неофициальных отношений как при трудоустройстве, так и в процессе трудовой деятельности. Это означает, что работодатели ориентируются на прием иностранных работников и работу вне правового поля, что обеспечивает им определенную гибкость, дешевую рабочую силу, отсутствие социальных расходов, уход от налогов. В экономическом смысле такая тенденция означает, что имеет место не просто случайный найм случайного работника, создается и воспроизводится определенный порядок, обеспечивающий найм именно мигрантов.
Неэффективность господствующей модели международной политики выражается в огромном размахе нелегальной миграции, состоящей из дешевой и бесправной рабочей силы. Нелегальная миграция превратилась в имманентную черту современного миграционного режима, воспроизводящегося на протяжении второй половины XX — начале XXI вв.
Современный миграционный режим имеет глубокие корни и по сути способствует тому глобальному экономическому порядку, который сегодня господствует в мире. Вызовы, рожденные нелегальной миграцией, носят глобальный характер, и ответы на них должны вырабатываться государствами на основе взаимовыгодного сотрудничества.
Печатные источники.
Конвенции Международной организации труда (МОТ).
1. О дискриминации в области труда и занятости- № 111,1958 г.
2. О минимальном возрасте приема на работу- № 138, 1973 г.
3. О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда- № 182,1999 г.
4. О частных агентствах занятости- № 181,1997 г.
5. О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении работникам-мигрантам равенства возможностей и обращения- № 143, 1975 г.
6. О работниках-мигрантах- № 97,1949 г.
Федеральные законы РФ.
1. О занятости населения в РФ. От 24.04.1996 г. № Зб-ФЗ.
2. О правовом положении иностранных граждан в РФ. От 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.
3. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ».
Указы Президента РФ.
1. «О привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы» от 16 декабря 1993 г. № 2146.
2. «О дополнительных мерах по упорядочению привлечения и использования в РФ иностранной рабочей силы» от 29 апреля 1994 г. № 847.
3. «О мерах по введению иммиграционного контроля» от 16 декабря 1993 г. № 2145.
4. «О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики» от 23 февраля 2002 г. № 232.
5. «О представительствах Министерства по делам Федерации за рубежом» от 24 февраля 2001 г. № 236.
6. О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики. От 23 февраля 2002 г. № 232. 7.
Постановления Правительства РФ.
1. Концепция действий на рынке труда на 2003;2005 годы. От 6 мая 2003 г. № 568-р.
2. Об утверждении перечня объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу. От 11 октября 2002 г. № 755.
3. О порядке выдачи иностранным грахщанам и лицам без гражданства разрешения на работу. От 30 декабря 2002 г. № 941.
4. Об утверждении правил расходования средств федерального бюджета на мероприятия по депортации, либо административному выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы РФ при невозможности установления приглашающей стороны. От 24 октября 2002 г. № 769.
5. «Об утверждении Положения о пунктах пропуска через Государственную границу РФ» от 19 января 1998 г. № 60.
Ведомственные нормативные акты.
1. О введении в действие миграционных карт. Приказ Министра внутренних дел РФ № 1095,Министрества иностранных дел РФ № 16 531, Министерства транспорта РФ № 143, Министерства путей сообщения РФ № 49, Государственного таможенного комитета РФ № 1189, Федеральной пограничной службы РФ № 692 — от 11 ноября 2002 г.
2. Об утверждении Положения о представительствах МВД РФ по делам миграции за рубежом от 2 декабря 2002 г № 1183.
Список литературы
- Арутюнян Ю.В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. (1998) Этносоциология. М., 1998.2.. Анализ миграционных процессов и прогноз до 2005 года // Общество и экономика. 1994. — № 9−10. — С.94−99.
- Брук С.И., Кабузан В. М. Миграционные процессы в России и СССР. М., 1998
- Билсбрроу Р., Хьюго Г., Обераи А., ЗлотникХ. и др. Статистика международной миграции: Рекомендации по совершенствованию систем сбора данных. М., 1999
- Балацкий Е.В. Внешняя трудовая миграция// Вестник РАН.1994., т.64. № 10.
- Балацкий Е.В. Государственное регулирование импорта рабочей силы// Мировая экономика и международные отношения. 1994., № 7. С. 136−146.
- Баринова Н.М. Трудовая миграция на дальнем Востоке// Экономист. 1997., № 3. С 73−79.
- Бёнинг В.Р. Занятость иностранных трудящихся. Пособие по вопросам политики и процедур, представляющих особый интерес для стран со средними и низкими доходами.- М: МАРЛЕНА.-1996.- 90 с.
- Билсборроу Р., Хьюго Г., Обераи А., Злотник X. Статистика международной миграции. Рекомендации по совершенствованию систем сбора данных.- М., 1999.
- Ю.Введение в демографию под ред. В. А, Ионцева. A.A. Сагградова. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, М., 2002.
- Вишневский А.Г., Зайончковская Ж. А. Волны миграции: новая ситуация// Свободная мысль. М., 1992 № 12. С. 4−16.
- Вишневский А.Г. Население России 2001. девятый ежегодный демографический доклад. М., 2002
- Воробьева О.Д. Проблемы и противоречия современной миграционной политики России.// Проблемы прогнозирования.-М.,-2002.-С 114−128
- Внешнеэкономический бизнесе России. Справочник//Под. ред. И. П. Фоминского.-М., 1997.
- Гендель Л., Соколов А. Компас беженца и вынужденного переселенца. М., 1998 Гельбрас В. Г. Китайская реальность России. М.: ИД «Муравей», М., 2001.
- Глушенко Г. Государственная политика в области трудовой миграции//Внешняя торговля. 1995, № 1., С. 33−36.
- Госкомстат. Численность и миграция населения Российской Федерации в 1999 году (Статистический бюллетень). М.: Госкомстат России.
- Э.Госкомстат (2001). Российский статистический ежегодник 2000.М.: Госкомстат России.
- Доржиева Т.Г. Трудовая иммиграция в приграничных регионах России и ее социально-экономические последствия: Автореф. дис. канд. эк. наук- М., 2003. 26 с.
- ЗЗ.Зубкова Н. Легальные иммигранты благо для Европы, но все большее число европейцев с этим не согласно.// М., Иностранец № 17. 21.05.2002.34.3а рубеж по трудовому контракту.- М: Институт молодежи, фирма «ОСТ», 1992−104с.
- Зб.Ионцев В. А. Нелегальная иммиграция, сб. № 9. М., 2002
- Зб.Ионцев В. А. Статистика и учет миграции населения, сб. № 8. М., 2001.
- Ионцев В.А. Международная миграция населения: теория и история изучения.- М.,-1999.- С 72.
- Ионцев В.А. Международная миграция населения: закономерности, проблемы, перспективы: автореф. дис. д-ра экон. Наук.-М., 1999.-48с.
- Ионцев В.А. Мировые миграции и рынок труда.// Программа курса: экономическая и социальная политика. М: ТВИС, — 2001- С 249−254.
- Ивахнюк И.В. Опыт государственного регулирования международной трудовой миграции (на примере Турции)// Международная миграция населения: Россия и современный мир" выпуск 2. М.: Диалог МГУ., 1999.
- Ионцев В.А. Мировые миграции. М.: Знание., 1992.
- Ионцев В.А., Каменский А., Ким Ионг Иль. Иностранные рабочие в России// Человек и труд.-1995., № 12. С 49−51.
- Ионцев В. Плюсы и минусы трудовой миграции // Экономика и жизнь. -1997.-№ 7.-С. 27.
- Иммиграционная политика западных стран: Альтернативы для России / Под ред. Г. Витковской- MOM. Московская, исслед. программа по миграции. М.: Гендальф, 2002.-264 с.
- Исторический опыт регулирования миграции населения в России/Л.Л. Рыбаковский, А. Г. Гришанова, Н. И. Кожевникова, Н.В. Тарасова- под ред. Л. Л. Рыбаковского, Институт социально-политических исследований РАН. Мм 1994.
- Красинец Б.С. Международная миграция населения в России в условиях перехода к рынку.- М., Наука, 1997,192с.
- Каменский А.Н. Проблемы международного трудового обмена и Россия.М., 1999.
- Красинец Е.С., Кубишин Е. С., Тюрюканова Е. В. Нелегальная миграция в Россию. М.: ACADEMIA., 2000.
- Куценко Т.И. Особенности регулирования привлечения и использования иностранных работников на московском рынке труда.// Современные проблемы миграции в России. Материалы общероссийской научной конференции (11−13 ноября 2003 г.).- М., 2003.-С. 98−100.167с.
- Кириллова Е. Временная рабочая сила из бывших республик СССР в России.// Мир России. № 4. с. 35.
- Линдерт П. Экономика мирохозяйственных связей. Глава 23: Международные перемещения трудовых ресурсов. М.: Прогресс, 1992
- Мкртчян Н. Источники информации о миграции в России// В серии Миграция населения. Выпуск 1.: Теория и практика исследования. М., 2001. Миграция населения.
- Московская городская программа регулирования миграции на 20 022 004 годы.- М., 2001.- 66 с.
- Миграция в СНГ и Балтии: через различия проблем к общему информационному пространству. Материалы конференции 8−9 сентября 2000 г, Санкт-Петербург./ Под ре. Г. Витковской, Ж. Зайончковской М.: Адамантъ, 2001.- 296 с.
- Макаров В.А. О роли социального сектора в переходной экономике России. Цикл публичных лекций «Академики РАН-студентам ГУУ», — М., 2004 30 с. С. 25−29.
- Малева Т. Российский рынок труда и политика занятости: парадигмы и парадоксы //Государственная корпоративная политика занятости/ Под ред.Т.Малевой. Московский центр Карнеги.- М., 1998.
- Миграция населения. Вып. первый. Теория и практика исследования /под ред. О.Воробьевой. М., 2001.- 176 с.
- Миграция населения. Выпуск второй. Трудовая миграция в России /под ред. О.Воробьевой. М., 2001.- 191 с.
- Миграция населения. Выпуск третий. Международная миграция /под ред. О.Воробьевой. М., 2001.- 112 с.
- Миграция населения. Выпуск четвертый. Система иммиграционного контроля./ под ред. О.Воробьевой.- М., 2001.-160 с.
- Миграция населения. Выпуск пятый. Стадии миграционного процесса /под ред. О.Воробьевой. М., 2001.-160 с.
- Миграция населения. Выпуск шестой. Миграционная политика /под ред. О.Воробьевой. М., 2001.-176 с.
- Миграция и рынки труда в постсоветской России. Научные доклады. Вып. 25/ под ред. Г. Витковской.- М.', 1998.- 177 с.бЭ.Миграционная политика России: два взгляда, два контекста. Информационная серия: открытый форум MOM. Вып.2 -М.,-2001.- 12с.
- Моисеенко В.М., Переведенцев В. И., Воронина H.H. Московский регион: миграция и миграционная политика. Вып.З.- М., -1999.-60с.
- Московская городская программа регулирования миграции на 2002−2004гг.-М., — 2001.-66с.
- Направление трудящихся в зарубежные страны. Пособие для стран с низкими и средними доходами. МОТ (Женева).- Тбилиси: MOM, 1997.
- Народонаселение. Энциклопедический словарь М., 1994.
- Население России 2000. Восьмой ежегодный демографический доклад/ под. ред. А. Г. Вишневского. М: Книжный дом «Университет», 2001.
- Население России 2001. Девятый ежегодный демографический доклад/ под ред. А. Г. Вишневского.- М: Книжный дом «Университет», 2000.
- Незаконная миграция в России/Юткрытый форум MOM. Вып.1.-М., 2001.
- Нелегалы в столице. Москва с раскосыми глазами// Известия, 23 января 2002.790 практике законодательного регулирования миграционных процессов//Совет Всеобщей конфедерации профессиональных союзов.-М., 1992.
- Права человека: Изложение фактов. № 24: Права трудящихся мигрантов//Всемирная кампания за права человека.-Женева, 1997.
- Программа регулирования миграции в Москве на 2000−2001 годы. -М., 2000.-76 с.
- Переведенцев В.И. Миграция населения и демографическое будущее России. Научно-аналитический доклад. М., 2003
- Плетнев Э.П. Международная миграция рабочей силы. М: Наука., 1962.
- Правовое регулирование миграционных процессов в Российской Федерации. М., 2002.-272с.
- Переведенцев В. И. Миграция населения СНГ: опыт прогноза, Полис., 1993 № 2. С. 69−79.
- Рыбаковский Л.Л. Исторический опыт регулирования миграции населения в России.- М., ИСПИ РАН., 1994
- Рыбаковский Л.Л. Миграция населения (вопросы теории).-М., 2003.239 с.
- Регент Т.М. Миграция в России: проблемы государственного управления.- М: Изд-во ИСЭПН, 1999- 303с.
- Регент Т.М. Миграция в России: проблемы государственного управления. М., 1999.
- Самородов А. Обзор двусторонних договоров трудовой миграции и других норм найма иностранной рабочей силы в некоторых странах организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). МОТ (Женева).
- Сборник законодательных актов государств СНГ и Балтии по вопросам миграции, гражданства, и связанным с ними аспектами. MOM. 453 с.
- Сезонная работа за рубежом'99: Пер. с англ./ ред.-составители Д. Вудворт, Г. Российская М., Внешторгиздат — М, 1999.- 271 с.
- ЭЗ.Сороченко В. В. Совершенствование системы государственного управления трудовой миграцией на современном этапе развития Российской Федерации: Автореф. дис. канд. эк. наук.- М. 2002.- 24 с.
- Современные проблемы Миграции в России. Материалы общероссийской научной конференции (11−13 ноября 2003г).- М., 2003.-167с.
- Социально-экономическое положение России. Статистический сборник. М.: Госкомстат., 2001.
- Староверов O.B. Миграция: объединение микро и макро подходов//Экономика и математические методы, № 3. С. 426−435.
- Стокер Питер. Работа иностранцев: обзор международной миграции рабочей силы. М., 1996.
- Тенденции в области миграции в странах Восточной Европы и Центральной Азии: обзор за 2001−2002 годы, — MOMJ, 2002.- 219 с.
- Топилин A.B. СНГ: демографический потенциал, миграция-рынок труда. «Экон- информ»., М., 2002.- 294с.
- Топилин A.B. Миграционный обмен и занятость населения в СНГ.-М, 2001.- 68с.
- Тюрюканова Е.В. Мигранты на неформальном рынке труда в Москве// Миграция и внутренняя безопасность. Аспекты взаимодействия. Сборник материалов IX Международного семинара по актуальным проблемам миграции, 23−24 июня 2003 г. М., 2003.- С.87−89. с 143.
- Тюрюканова Е.В., Анишина В., Полетаев Д., Шамков С.Принудительный труд в современной России. Нерегулируемая миграция и торговля людьми. МОТ.- М.: Права человека, 2004.-117с.
- Тюрюканова Е.В., Малышева М. М. Женщина. Миграция. Государство.- М: Academia, 2001 -240с.
- Трубин В.В. Миграция и рынок труда в России// Общество и экономика.1995., № 2 С.32−50.
- Трудоустройство за рубежом. Сборник.- М: Минтруда РФ, фирма «ОСТ», 1993.- 192с.
- Трудовая миграция в России и проблемы толерантности. Информационная серия: открытый форум МОМ. Вып.6 -М.,-2003.- 16с.
- Ушкалов И.Г., Малаха И. А. «Утечка умов»: масштаб, причины, последствия.- М: Эдиториал УРСС, 1999.-176 с.
- Управление миграционными процессами. Учебное пособие./ отв.ред.
- В .А. Каламанов -М., 2003.-223C.
- Федеральная миграционная служба. Информационно-статистический сборник. № 1. М.: ФМС МВД РФ.
- Федеральная миграционная программа, М., 1996 г.113.
- Федеральная миграционная программа, М. 1997 г.
- Философский энциклопедический словарь, М., 1997 г.
- Характеристика социального положения в Европе 2000 г. Европейская Комиссия, Генеральный директорат по вопросам занятости и социальной защиты, Евростат, Люксембург, 2000 г.
- Чупров А.И. История политичексой экономии. Ученые труды. Ч.З., Вып.1.М., 1911.
- Шереги Ф.Э., Дмитриев Н. М., Арефьев А. Л. Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов (социологический анализ).- М.: Центр социального прогнозировнаия. 2002. С. 60.
- Юридический справочник мигранта.- М., 2002.- 318с.
- Appleyard, Regional Т. International migration: Challenge for the Nineties. Geneva., 1911/
- Borjias G. Heaven’s Door. Immigration Policy and American Economy. Princeton, New Jersey., 1999.
- International Migration, 1996.
- International Migration, 1997.
- Van De Kaa, Dirk J. European Migration at the end of History// European Review, Vol. 36, N 1. Pp. 87−108., 1993.
- Labour Migration in Denmark, Luxemburg, Netherlands, France: Regulation and Procedures./ United Nation Conference on Trade and Development. Geneva, 29−31 July 2003.
- Migration and Population Change. N.-Y., 1 993 127. The Economist, 1 993 128. The Economist, 1994
- The International Migration Review, 1 993 130.
- The International Migration Review, 1994
- The International Migration Review, 1996−1998
- Passaris C. Immigration and the Evolution of Economic Theory. International migration. 1989. Vol. 27, Issue 4.
- UN Demographic Yearbook., UN, New York., 1978
- Zlotnik, Hania (1998) International Migration: An Overview//Population and Development Review, Vol. 24, N 3. Pp.429−468., 1965−96.