Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Язык как средство социализации личности школьника в современном информационно-гуманитарном образовательном пространстве: На основе Технологии продуктивного успеха

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Леонтьевым были проведены фундаментальные исследования в раскрытии сущностных характеристик деятельности человека в социо-, этно-, психолингвистическом планах, создана теория речевой деятельности, обосновывающая необходимость «изучать не столько язык, сколько говорящего человека», понимая это изучение как комплексную, пограничную проблему совокупности наук, «где языкознание отражает тенденцию… Читать ещё >

Содержание

  • Проблема социализации личности школьника при
  • ГЛАВА 1. обучении русскому языку в условиях современной социокультурной ситуации
    • 1. Язык как основное средство социализации личности в информационном обществе
    • 2. Технология продуктивного успеха как технология социализации личности школьника на основе действенного владения языком. 44″
    • 3. Организационно-педагогические условия реализации Технологии продуктивного успеха
  • выводы
  • глава 2. Экспериментальное исследование организационно-педагогических условий реализации Технологии продуктивного успеха
    • 1. Интегрированный гуманитарный курс «Уроки словесности — уроки Успеха» как механизм реализации Технологии продуктивного успеха
    • 2. Дидактическое обеспечение Технологии продуктивного успеха: учебно-методический комплекс нового поколения по русскому языку
    • 3. Экспериментальное обучение на основе комплексного использования организационно-педагогических условий реализации Технологии продуктивного успеха и его результаты
  • выводы

Язык как средство социализации личности школьника в современном информационно-гуманитарном образовательном пространстве: На основе Технологии продуктивного успеха (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Динамичные преобразования, которыми отмечен конец XX столетия затронули все сферы общественной жизни, включая и систему образования. Общество ставит перед образованием задачу подготовки каждого гражданина к самостоятельной деятельности, быстрой адаптации в активно развивающейся социокультурной ситуации при стремительной смене информационных потоков. Первостепенное значение при этом приобретают проблемы взаимодействия между людьми, и язык как основа этого взаимодействия становится базой формирования «человека информационного», «человека сетевого», в конечном итоге — нового человека новой эры.

Новый социальный заказ актуализирует проблему социализации личности школьника на основе действенного владения языком. В решении задачи формирования интеллектуально развитой высоконравственной, вооруженной высокими технологиями личности, большую роль призвано сыграть гуманитарное филологическое образование. Лингвистическое образование как важная составная часть филологического образования есть наивысшее проявление гуманизации образования и истинной социализации личности школьника, так как язык является основным условием существования человека в сообществе с другими людьми.

Работа посвящена анализу организационно-педагогических условий осуществления процесса эффективной социализации личности школьника в современном информационном обществе при обучении русскому языку и отражает круг проблем современной лингводидактики с учетом того, что ее центральным понятием становится понятие «языковой личности» (Ю.Н. Караулов), формирование которой определено в работе как цель и стратегия обучения языкам. При этом, в соответствии с такой чертой современной лингвистики, как ее полипарадигматизм (Е.С. Кубрякова), в диссертационном исследовании широко реализуются междисплинарные связи, что во многом предопределено уже самой теорией языковой личности, базирующейся на единстве философского, психологического, литературоведческого, лингвистического, культурологического, социологического подходов.

В свете идей данного исследования основой формирования языковой личности является культурологический подход, под которым мы понимаем не только диалог с этническими культурами, но и приобщение личности к культуре общечеловеческой, а в ее составляющих — профессиональной, экологической, информационной и др. Причем, «уровень обученности» в плане истинной социализации языковой личности, с нашей точки зрения, определяется не только усвоением знаний, умений и навыков. Наряду с практическим владением языком и знанием лингвистической теории (лингвистическая и языковая компетенция) необходимо формировать коммуникативную компетенцию, под которой мы понимаем владение правилами речевого поведения и социокультурного общения, и компетенцию культурологическую, когда осознание национально-культурного компонента языковых единиц разных уровней и овладение культурой народа-носителя языка происходит параллельно с овладением культурой жизнедеятельности, информационной культурой (в том числе системой подачи и обработки знаний на новейших носителях информации).

Такого комплексного исследования проблемы до настоящего времени не проводилось, что определило актуальность исследования. О насущной потребности в разработке комплексного подхода к обучению русскому языку свидетельствует анализ современного состояния филологического образования, представленный в «Концепции образовательной области „Филология“ в 12-летней школе», разработанной авторским коллективом под руководством Н. М. Шанского.

Анализ выявил в качестве основных такие проблемы филологического образования, как «переориентация „знаниецентристской“ системы преподавания на „культуросообразную“, <.> пересмотр методики преподавания, выработка единых подходов к предметам филологического цикла: коммуникативно-деятельностного, функционального, текстоориентированного, этнокультуроведческого,<.> использование новых, в том числе компьютерных, технологий» [Русский язык в школе, № 2,2000, с. 5].

Обозначены также негативные тенденции в преподавании дисциплин филологического цикла в современной школе: «доминирующим остается правописно-орфографическая направленность обучения русскому языку, недостаточное внимание уделяется развитию речевой культуры учащихся, <.> изучение русского языка в средней школе зачастую ведется в отрыве от изучения литературы и мировой художественной культурыотсутствует связь в обучении родному и иностранным языкам, <.> используемые в настоящее время методы преподавания языков и литературы в общеобразовательных учреждениях еще недостаточно ориентированы на развитие творческих способностей учащихся и их самостоятельную деятельность по приобретению и использованию знаний, <.> в учебном процессе недостаточно используются современные компьютерные технологии» [там же с. 4]. При этом как одну из основных целей филологического образования авторы Концепции определяют «развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности», подчеркивая «социальную значимость языка», его неразрывную связь «со всеми науками и профессиями», что также свидетельствует о назревшей необходимости разработки проблемы социализации личности школьника на основе комплексного филологического образования с применением средств новейших информационных технологий.

Таким образом, актуальность исследования определена тем, что направление — социализация личности в условиях современного информационного общества и формирования региональных образовательных культурных и языковых пространств — соответствует установке на информатизацию общества в целом и активизацию международных и межнациональных контактов и языковых взаимодействий, связанных со стремительным вхождением нашей страны в мировое сообщество.

Проблема «язык как средство социализации личности» в лингвистике и в лингводидактике четко не сформулирована, однако следует отметать, что еще А.А.

Леонтьевым были проведены фундаментальные исследования в раскрытии сущностных характеристик деятельности человека в социо-, этно-, психолингвистическом планах, создана теория речевой деятельности, обосновывающая необходимость «изучать не столько язык, сколько говорящего человека», понимая это изучение как комплексную, пограничную проблему совокупности наук, «где языкознание отражает тенденцию проникновения „за“ язык. в ходе междисциплинарного исследования» [Леонтьев, 1969, с. З]. Предпосылками для теоретической разработки проблемы явились также исследования И. А. Бодуэна де Куртене как теоретика речевого поведенияЛ.С. Выготского, рассматривающего язык как психологическое орудие социальной деятельности человека [Выготский, 1996]- Р. А. Будагова, изложившего общие вопросы теории языка в его связи с человеком, мышлением, обществом, техническим прогрессом [Будагов, 1976]- П. Я. Гальперина, раскрывшего в теории «умственных действий» механизм присвоения ребенком общественно-исторического опыта [Гальперин, 1981]- А. Р. Лурии, детально исследовавшего регулирующую функцию речи [Лурия, 1976]- Л. М. Васильева, аргументированно доказавшего, что для современного языкознания характерен комплексный, интегральный подход к изучению языка, требующий одновременного применения собственно лингвистических и экстралингвистических методов [Васильев, 1997, 1998]. — а также социолингвистические исследования Л. П. Крысина, Н. Б. Мечковской и экспериментальные изыскания социолингвистов ФРГ (X. Яхнов) и Франции (А. Валлон).

В постановке проблемы исследования мы шли непосредственно от запросов практики в связи с конкретными проявлениями педагогической неэффективности традиционной методики обучения русскому языку, что потребовало выхода за пределы полученных знаний:

— назрела необходимость разработки новой концепции школьного предмета «Русский язык» с учетом положительного опыта традиционной системы обучения и на основе современных достижений психолого-педагогической науки, лингвистики, лингводидактики, когнитивной лингвистики, лингвокульторологии и других наук [Саяхова, 1997];

— существует остро выраженная потребность во внедрении в систему школьного образования возможностей развивающегося процесса информатизации общества [Леднев, 1990; Монахов, 1993; Шанский, 2000].

Однако отсутствие, с одной стороны, концептуально-теоретического и учебно-методического обеспечения в данных областях, а в области информатизации образования, кроме того, отсутствие углубленных исследований путей внедрения средств новейших информационных технологий (НИТ) в практику современной школы, и, с другой стороны, активное и во многом стихийное применение средств НИТ и мультимедиа порождают определенные противоречия. Это противоречия между социальным заказом на формирование социализированной личности, владеющей новейшими информационными технологиями, и научной, методической и технологической необеспеченностью процесса подготовки такой личности (в частности при обучении русскому языку). Представленный в работе анализ дидактического (учебно-методический комплекс по русскому языку) и технологического (Технология продуктивного успеха) обеспечения новых подходов к обучению языку является попыткой разрешить в какой-то мере отмеченные противоречия.

Актуальность проблемы, ее научная и практическая значимость, недостаточная теоретическая и методическая разработанность обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Язык как средство социализации личности школьника в современном информационно-гуманитарном образовательном пространстве» (на основе Технологии продуктивного успеха).

Цель исследования — определить и научно обосновать организационно-педагогические условия осуществления процесса эффективной социализации личности школьника при обучении действенному владению языком на основе Технологии продуктивного успеха.

Объект исследования — образовательный процесс в средней школе.

Предмет исследования — школьный предмет «Русский язык» как основа социализации личности школьника.

Гипотеза исследования — русский язык как школьный предмет станет основой социализации личности современного ученика, если:

• строить образовательный процесс на основополагающей базе русского языка как ценностного объединения информационной и коммуникативной культуркак средства обогащения и развития языковой личности в плане формирования общеучебных умений и навыковформирования ценностных социально значимых ориентиров, направленности на самостоятельную творческую деятельность и выработку нравственной жизненной позиции;

• технологизировать процесс социализаци личности школьника сообразно с идеями информационного общества и гуманистической педагогики на новой психолого-педагогической, лингводидактической, личностно-ориентированной, деятельностной основе с использованием обширных межпредметных связей при общем культурологическом подходе: этнолингвокультурология, информационная культура и культура жизнедеятельности;

• работать с обучаемыми по учебникам, созданным в соответствии с подходом к языку как информационному коду, знаковой системе, языковой способности человека, дару слова, феномену культуры (М.С. Коган), социальной памяти народов (Э.Сепир), «ориентиру в природе и в социуме» (В.В Морковкин), национальному достоянию, механизму «присвоения этнических стереотипов» (А.А.Уфимцева) и «врастания ребенка в цивилизацию» (А.Н. Леонтьев), а также на принципиальных основах «диалога языков и культур» (В.В. Воробьев, В. Г. Костомаров, Ю. Е. Прохоров, Е. И. Пассов, Л. Г. Саяхова, Т. Н. Чернявская и др.).

В соответствии с поставленной целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:

1. Изучить проблему осуществления социализации личности школьника на основе действенного владения языком в условиях современного информационно-гуманитарного общества в теории и практике образования;

2. Теоретически аргументировать и экспериментально проверить такие педагогические условия реализации Технология продуктивного успеха, как 1) создание единого образовательного и филологического пространства на основе школьного курса «Уроки словесности — уроки успеха» с интеграцией в него основ информационной культуры и культуры жизнедеятельности- 2) реализация общедидактических и индивидуально-ориентированных требований к формированию лингвокомуникативной и культурологической компетенции в учебно-методическом комплексе нового поколения по русскому языку;

3. Разработать и реализовать Целевую республиканскую программу осуществления социализации личности в условиях непрерывного информационно-гуманитарного регионального образования;

4. В рамках реализации Программы апробировать и ввести в практику школ РБ учебно-методический комплекс нового поколения по русскому языку.

Методологическую основу исследования составляют важнейшие философские положения о сознании и познании и о роли в этих процессах языка как философской категории, которая, являясь формой существования и выражения мышления (сознания), по природе своей явление социальное, выполняющее, как знаковая система, когнитивную и информационно-коммуникативную функцию в процессе человеческой деятельностиа также философское осмысление проблем личности и общества, деятельностной и творческой сущности личности и многофакторном характере ее развитиясоциализации личности как проявлении закона диалектического синтеза свободы и необходимости, об особой роли в социализации личности поведения, саморегуляции и самовоспитания.

Методологическими основами лингводидактической составляющей исследования явились идеи антропологической лингвистики, психолингвистики [Будагов 1976; Гальперин, 1977; Караулов, 1987; Красных, 1996]- идеи функционально-коммуникативной лингвистики [Галямова, 1998; Кузнецова, 1980; Пассов, 1993; Формановская, 1986]- идеи когнитивной лингвистики [Демьянков, 1994; Кубрякова, 1996; Скребцова, 2000]- теория речевой деятельности [Габдулхаков, 1999; Закирьянов, 1993; Леонтьев, 1969; Прохоров,.

1997]- теория текста [Гальперин, 1981; Дридзе, 1994; Лотман, 1996; Шахнарович, 1995]- идеи лингвокультурологии [Вежбицкая, 1997; Верещагин, 1987; Воробьев, 1993; Коган, 1996; Костомаров, 1994; Маслов, 1997; Пассов, 1998; Саяхова, 1995]- идеи педагогической риторики как науки об управлении мыслеречевой деятельностью [Юнина, 1995]- междисциплинарный подход к языку [Васильев, 1998; Крысин, 1989; Кубрякова, 1994; Мечковская, 1994].

Методологическими основаниями исследования являются также теория развивающего и гуманистического образования, теория создания и использования средств обучения, концепции информатизации образования, дистанционного обучения и непрерывного образования. Работа в целом основывается на теории личностно-ориентированного образования, которая ставит в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечивает комфортные, бесконфликтные, здоровьеи психосберегающие условия ее развития, реализацию ее природных потенциалов.

Организация, этапы исследования и экспериментальная база. Исследование осуществлялось в течение 1995 — 2000 гг. и проходило в три этапа:

1) экспериментально-аналитический (анализ проблемы в теории и практике образования, создание экспериментальных структур, проведение констатирующего эксперимента);

2) опытно-экспериментальный (внедрение Технологии продуктивного успеха, уточнение организационно-педагогических условий ее реализации, разработка УМК нового поколения по русскому языку, проведение формирующего эксперимента с организацией медико-психологической базы эксперимента);

3) контрольно-обобщающий (анализ результатов опытно-экспериментальной работы).

На каждом этапе применялись методы, отвечающие целям и задачам данного этапа: наблюдение, систематизация, анализ основных направлений развития педагогических системфункционально-коммуникативные и системно-структурные методы изучения языкового материала как основы содержания учебниковпедагогический эксперимент, опытное преподавание по новым вариантам учебников с применением средств автоматизациипсихолого-педагогические методы диагностики и определения путей усвоения знаний и формирования учебных действий, а также воспитательного, личностно-формирующего воздействия учебных пособий нового типаведение Дневника эксперимента, медико-психологический мониторинг по уровню заболеваемости, утомляемости, тревожности, контроль за соблюдением норм СанПиН 2.2.2.54 296- математическая обработка и теоретический анализ экспериментальных данных, педагогическая интерпретация результатов исследования с применением методов шкалирования, ранжирования и др.

На констатирующем и формирующем этапах исследованием было охвачено 540 педагогов общеобразовательных и инновационных школ РБ (из них 483 учителя русского языка), 32 заместителя директоров общеобразовательных учреждений по научно-методической работе, учащиеся гуманитарных классов автоматизированного обучения экспериментальной площадки «Школа Гармонии». Экспериментальная работа проводилась в общеобразовательных школах №№ 35, 44, 126, 21, политологической гимназии № 1, Башкирской гимназии № 144 г. Уфы, СШ № 4 Алыиеевского, Шемякской СШ Уфимского районов РБ, женской гимназии № 1 г. Нефтекамска.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В современных условиях активно формирующегося информационно-гуманитарного пространства основным средством социализации личности школьника (самореализации в социуме) становится язык как ядро межличностного и социокультурного взаимодействия.

2. Эффективность осуществления процесса социализации личности в средней школе обеспечивается технологизацией этого процесса на основополагающей базе школьного предмета «Русский язык» с соблюдением и реализацией следующих педагогических условий:

• создание единого образовательного и филологического пространства на основе гуманитарных полипредметных школьных курсов в процессе интегрированного изучения гуманитарных предметов: русского языка, литературы (словесности), этики, эстетики, риторики, мировой художественной культуры, гуманитарной информатики и др. в едином информационном комплексе с помощью средств автоматизации процесса обучения;

• реализация общедидактических и индивидуально-ориентированных требований лингвокоммуникативной и культурологической компетенции на основе учебно-методического комплекса нового поколения по русскому языку, представляющего собой творческий синтез программ, учебников и авторизованных учебно-методических пособий, имеющих в своей основе систему развивающих тетрадей для написания образовательных решений в ходе выполнения деятельностных проектов.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в следующем:

• уточнено понятие «социализации личности школьника в условиях современного информационно-гуманитарного пространства» ;

• определены организационно-педагогические условия осуществления процесса социализации личности школьника на основе действенного владения языком;

• разработана концепция УМК нового поколения по русскому языку, отличительные особенности которого заключаются в совершенно новом образе языка как предмета изучения и средства обучения, ориентированность на формирование у школьников потребности в творчестве на основе интеграции языка и литературы (словесность) и информационной культуры (гуманитарная информатика) с применением высоких технологий в качестве инструмента обработки, презентации и хранения информации в виде творческого продукта;

• в контексте Технологии продуктивного успеха разработаны основы новой аспектно-деятельностной образовательной парадигмы и соответствующих ей аспектно-деятельностного метода (АДМ) и субъектно-градиентной методики мотивировки (СГМ) самообразования, самовоспитания, саморазвития.

Практическое значение работы:

• внедрена научно обоснованная и экспериментально проверенная технология осуществления социализации личности школьника — «Технология продуктивного успеха», позволяющая обеспечивать подготовленность школьника к настоящей и будущей жизни в условиях современного информационного общества;

• разработана и реализована Целевая республиканская программа «Социализация личности в системе непрерывного информационно-гуманитарного регионального образования» ;

• создан, апробирован и внедрен в практику школ РБ учебно-методический комплекс нового поколения по русскому языку (5 класс);

• разработаны рекомендации по проведению диагностических исследований эффективности процесса социализации личности школьника посредством обучения действенному владению языком.

• Исследование носит теоретико-прикладной характер, в разработках представлены конечные результаты исследования в их нормативной, непосредственно применяемой на практике форме.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись:

• в процессе работы автора исследования в качестве учителя русского языка, литературы, риторики, гуманитарной информатики, информационных технологий (1976;2000 гг.) — методиста школьного Информационно-методического центра (1995 г.) — заместителя директора Научно-информационно-методического центра (НИМЦ) при Управлении народного образования (ГУНО) администрации г. Уфы по науке (1997 г.) — директора Центра информатизации образования БИРО — Башкирского института развития образования (1999 г.) — заместителя директора Автоматизированного центра дополнительного образования «Школа Гармонии» по учебно-методической работе (2000 г.);

• посредством публикации результатов исследования в научно-методической печати и на сайтах Интернет;

• в ходе участия на ежегодных межвузовских, городских, республиканских, российских и международных научно-практических конференциях;

• в процессе руководства экспериментальными площадками и экспериментальными структурами от школьного до республиканского уровня;

• посредством отчетов о результатах опытно-экспериментальной работы на заседаниях педагогических, ученых и экспертных советов разного уровня;

• через руководство Службой инновационного консалтинга (на городском уровне — постоянно действующий семинар «Инноватика образования», на республиканском уровне — дистанционно-контактный методологический семинар «Информационная культура»);

• в ходе чтения лекций, проведения занятий и открытых мероприятий на курсах повышения квалификации учителей русского языка и литературы школ г. Уфы и Республики Башкортостан, учителей информатики школ РБ, заместителей директоров школ по учебно-методической и научно-методической работе г. Уфы и РБ, заведующих методических кабинетов городов и районов РБ, школьных психологов г. Уфы;

• при участии в работе ВНИК (ов) и авторских коллективов по разработке «Программы развития образования Республики Башкортостан на 1999;2003 гг.», Целевой республиканской программы «Социализация личности.» (1998 г.), Программы создания системы дистанционного обучения в Башкирском институте развития образования (1999 г.), а также Программ компьютеризации (1999 г.) и информатизации образования РБ (2000 г.).

Анализ результатов экспериментального обучения по авторской Технологии продуктивного успеха на базе УМК с автоматизированными приложениями был сделан на Уфимской городской научно-практической конференции «Столичное образование. Инноватика: опыт, проблемы, перспективы» (издание БашГУ, 1999) в работах зам. дир. НИМЦ Кузбековой Р. А. (Некоторые итоги работы городской экспериментальной площадки № 1 «Школа Гармонии», -с. 24), ассистента кафедры психологии БГПИ Шафиковой Г. Р. (Психосберегающие технологии успешного обучения на примере городской экспериментальной площадки № 1 «Школа Гармонии» .-с.28), профессора БашГУ Саяховой Л. Г. (Научно-исследовательская и издательская работа в школах города Уфы.-с.76), доцента Башгоспеуниверситета Ягафаровой Г. А. (О работе первой городской экспериментальной площадки «Школа Гармонии» (анализ инновации — с.81), учителя-экспериментатора Ладыжниковой Н. В. (Интегральные формы обучения. На примере городской экспериментальной площадки «Школа Гармонии» — с. 177).

Основные направления эксперимента представлены в сборнике «Инновационные преобразования в столичных школах: опыт становления, перспективы развития» (издание БашГУ, 1999) в работах директоров школ Валеева И. Г. (Башкирский центр образования «Диалог языков и культур». — с. 98) и Харитонюк Л. Ф. (Основные направления инновационной работы в средней школе № 21. — с. 15).

Технология продуктивного успеха как технология республиканского уровня представлена в ежегодном бюллетене «Инноватика образования в республике Башкортостан» (см. Ф. Х. Кидрасов, Л. Г. Саяхова. Инноватика образования в системе образования Республики Башкортостан. /Издание БИРО, -Уфа, 1999 — с. 7) и в выпуске ж. «Народное образование», посвященном системе образования Республики Башкортостан (см. М. Назарова. Технология успеха: от «Школы Гармонии» к социализации личности. /Москва, 2000, № 2 — с. 146 — 149).

Отчеты о результатах опытно-экспериментальной работы обсуэдались:

• на заседаниях Экспертного совета НИМЦ при ГУНО администрации г. Уфы (от 03.10.97,17.04.98);

• на Коллегии Министерства народного образования РБ (от 18.06.98);

• на заседании Учебно-методического совета MHO РБ (от 05.04.99).

По результатам опытно-экспериментальной работы были утверждены и рекомендованы к использованию в школах г. Уфы и РБ: Целевая республиканская программа «Социализация личности в системе непрерывного информационно-гуманитарного регионального образования» (Решение Коллегии MHO РБ № 5 от 18 июня 1998 г.), учебно-методический комплекс по русскому языку для 5 класса, учебник Л. Г. Саяховой «Слово», с авторизованными приложениями Назаровой М. Д. «Тетрадь Успеха», «Русский язык в модулях-алгоритмах» (Решение УМС от 05.04.99), а также авторская педагогическая система «Школа Гармонии» и инновационная образовательная технология — Технология продуктивного успеха (акты внедрения в школах Первой городской экспериментальной площадки). Различные аспекты работы внесены:

• в план мероприятий по Целевой республиканской программе «Социализация личности в системе непрерывного информационно-гуманитарного регионального образования», приказом по MHO РБ (№ 747 от 18.09.98) создан координационный совет по реализации Программы (создан, апробирован и внедряется в школах РБ учебно-методический комплекс по русскому языку нового поколения «Слово», Уфа, 1998);

• в Программу компьютеризации и информатизации сферы образования РБ (создание в образовательных учреждениях РБ медиацентров и медиатек на основе разработанного и апробированного автором исследования нормативно-правового сопровождения, Уфа, 1999);

• в Программу создания системы дистанционного обучения в Башкирском институте развития образования (создание дистанционного курса для учителей русского языка и литературы РБ «Лингвокультурология», Уфа, 2000);

• в план экспериментально-методической работы БИРО (Экспериментальная работа в Женской гимназии № 1 г. Нефтекамска, Раевской средней школе № 4 Альшеевского р-на РБ, авторские семинары по УМК нового поколения для учителей русского языка и литературы РБ);

• в план научно-эксперимпентально-методической работы НИМЦ при ГУНО (Опытно-экспериментальная работа на базе лицея № 21, Башкирской гимназии № 144 г. Уфы, авторские семинары по УМК нового поколения для учителей русского языка и литературы г. Уфы).

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются использованием комплексной методики экспериментального исследованияадекватностью изучаемого явления целям и задачам исследованиямасштабностью экспериментальной работы, воспроизводимостью результатов исследования и их репрезентативностьюколичественным и качественным анализом полученных в ходе исследования данных.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений, среди которых экспериментальные учебные планы, программы, учебно-методическое пособие «Тетрадь успеха», Целевая республиканская программа «Социализация личности в системе непрерывного информационно-гуманитарного регионального образования» и др.

Выводы по второй главе:

1. Разработанный нами интегрированный курс «Уроки словесности — уроки Успеха» имеет целью выйти за рамки самодостаточной функциональной лингвистики и воспользоваться языком-речью как средством целостного культурно-исторического образования школьников.

2. В качестве первооснов — узловых точек интегрированного курса, его структурной базы мы определили Слово в его формах, связях и превращениях.

3. Экспериментальный курс «Уроки словесности — уроки успеха» является организационно-педагогическим условием и механизмом реализации Технологии продуктивного успеха, направленной на обеспечение эффективной социализации языковой личности в средней школе. При этом обнаруживается вполне определенная аналогия с тремя уровнями организации языковой личности Караулова. Следуя характеристике ТПУ как технологии, имеющей в своей основе направленность на формирование «прагматикона» как мотиваци-онного (высшего) уровня развития языковой личности, мы, соответственно, ориентируем содержание экспериментального курса «Уроки словесностиуроки успеха» преимущественно на формирование мотивационного уровня. Это предполагает, прежде всего, обучение созданию различных текстов в ходе работы над деятельностными проектами. При этом возникает дефицит средств ассоциативно-вербального уровня (лексикона) и актуализация (необходимость) тезаурусного отражения действительности как структуры когнитивного уровня. Таким образом, направленность ТПУ, реализуемая в экспериментальном курсе, на приоритетное формирование мотивационного уровня, позволяет формировать и эффективно социализировать языковую личность, минуя уровень лексикона, который формируется косвенно в аспекте работы над деятельностным проектом и уровень тезауруса или уровень организации знаний о мире, формирование которого также не требует специальных педагогических и методических мероприятий, т.к. когнитивная деятельность регулируется учащимися самостоятельно как востребованная, запрошенная, актуализованная в процессе личностной лингвокреативной деятельности.

4. Такие содержательные и технологические позиции требуют применения основ системной интеграции в подходах к образованию, организации этого процесса как процесса самообразования, самовоспитания и саморазвития, что становится реально возможным при использовании в качестве ведущих таких организационно-педагогических условий, как авторизованное творчество и игровая деятельность в ходе выполнения социально направленного и имеющего личный жизненный смысл деятельностного проекта. При этом важнейшим организационно-методическим условием мы считаем образование школьников на базе методически преемственного межпредметного, междисциплинарного учебно-методического комплекса по русскому языку, составляющего основу концептуального и технологического единства. В нашем случае это учебно-методический комплекс нового поколения коммуникативно-культурологической направленности, который включает в себя учебник русского языка «Слово», учебные пособия и учебные материалы, состоящие из авторизованных тетрадей с автоматизированными дидактическими приложениями для контактно-дистанционного обучения.

5. Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют об эффективности и обоснованности применения разработанных нами организационно-педагогических условий, направленных на оптимальную социализацию личности учащегося. Основной этап педагогического экспериментаформирующий — проходил в естественных условиях функционирования учреждений образования. В качестве экспериментальных были созданы гуманитарные классы автоматизированного обучения на базе школ №№ 126, 21 и Башкирской гимназии № 144 Кировского района г. Уфы. Проведенный нулевой диагностический срез в 1997 году по основным критериям и показателям социализации личности в данных учреждениях образования показал одинаковый (средний) уровень ее осуществления.

Формирующий эксперимент был направлен на апробацию и реализацию разработанной Технологии продуктивного успеха, ее дальнейшую конкретизацию, доведение до уровня практического использования на основе специального учебно-методического обеспечения.

В процессе опытно-экспериментальной работы была апробирована программа экспериментального гуманитарного интегрированного школьного курса «Уроки словесности — уроки успеха», что позволило создать единое образовательное и филологическое пространство.

Все поставленные задачи экспериментальной работы реализовывались при использовании Технологии продуктивного успеха как технологии осуществления социализации личности школьника в условиях современного информационно-гуманитарного пространства на основе действенного владения языком. Экспериментальное обучение русскому языку проводилось по учебно-методическому комплексу нового поколения, что позволило значительно повысить уровень успешности в обучении не только русскому языку (за два года обучения качество знания повысилось на 60%), но и по другим предметам школьного цикла (уровень качества знаний составил в среднем 75%). Экспериментальное обучение русскому языку по программе интегрированного курса «Уроки словесности — уроки успеха», с использованием соответствующего курсу УМК нового поколения с автоматизированными приложениями на основе ТПУ позволило обеспечить:

1) более плавный и менее безболезненный переход к изменению социальных ролей школьников путем формирования готовности к вхождению в социум на основе действенного владения языком;

2) сокращение сроков адаптации выпускников школы к условиям современного информационно-гуманитарного пространства посредством диалога языков и культур: этнолингвокультурологии, информационной культуры, культуры жизнедеятельности;

3) развитие творческого потенциала и способностей детей на основе успешного образования учащихся в школе, гарантией которого является интегрированный школьный курс «Уроки словесности — уроки Успеха», направленный на формирование языковой личности.

Заключение

.

Решение проблемы настоящего исследования позволило реально и успешно в условиях средней школы формировать высокую образовательную и культурологическую компетентность принципиально нового типа личности, настойчиво запрашиваемого современностью: творческой, активной, самостоятельной в приобретении знаний и их применении, владеющей высокими технологиями, обладающей активной коммуникативной позицией на основе действенного владения языком как основным средством вписывания человека в систему бытия и, следовательно, средством социального самоопределения и самореализации.

Проведенное исследование на основе масштабного эксперимента позволило достичь поставленной цели — определить и научно обосновать педагогические условия осуществления процесса эффективной социализации личности школьника. Решены также поставленные в соответствии с целью задачи исследования.

Результаты проведенного исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу и позволили сделать следующие выводы:

1. Изучение важнейших теоретических работ по педагогике, психологии, лингводидактике, культурологии, социолингвистике и др., анализ состояния преподавания русского языка и уровня социализации личности школьника в практике современной школы позволили утверждать, что вопросы формирования языковой личности и определение путей ее оптимальной социализации являются приоритетными в научно-методических исследованиях и актуальными в образовательной практике;

2. Выполненное исследование носит теоретико-прикладной характер и направлено на решение проблем социализации в современной школе.

3. Проведенный анализ состояния практики преподавания русского языка в средней школе, результаты опытно-экспериментальной работы показывают, что осуществление социализации личности в образовательном процессе находится на достаточно низком уровне и нуждается в изменении подходов к изучению русского языка, в пересмотре содержания и целевых ориентиров самого предмета «Русский язык», изменении стратегической цели обучения русскому языку как формированию языковой личности;

4. Рассмотренные нами концептуальные положения современной лингводидактики и разработанные в соответствии с ними основы Технологии продуктивного успеха позволили выявить сущность дидактических подходов, направленных на достижение стратегической цели, а полученные в ходе эксперимента результаты подтвердили значимость педагогических условий, основанных на системной интеграции, авторизованном творчестве и широком применении игровой деятельности в учебном процессе: разработанный нами интегрированный гуманитарный курс способствует развитию у учащихся в условиях единого образовательного и филологического пространства коммуникативной и культурологической компетенции на основе адекватного применения компьютерных технологий.

5. Методические подходы, способствующие эффективному овладению учениками компьютерными технологиями, базируются на введении в образовательный процесс проблемных ситуаций, связанных с выполнением деятельностных проектов, что обеспечивает интегративные связи с различными учебными дисциплинами и является механизмом самообразования, самовоспитания, саморазвития, а значит и самореализации (социализации) личности школьника и выпускника в условиях современного общества.

6. Экспериментальная апробация такого педагогического условия, как использование в обучении УМК нового поколения по русскому языку, позволила отметить у учащихся положительную динамику мотивационных процессов к обучению: предлагаемые методические и технологические подходы, воплощенные в УМК с автоматизированными приложениями, способствуют тому, что учащиеся экспериментальных классов более активно берутся за решение задач исследовательского характера, включающих большие объемы творческих процедур и текстовых преобразований. Значительно возросший общий уровень качества знаний и высокий уровень готовности к вхождению в социум на основе действенного владения языком в интеграции с современными информационными технологиями учащихся экспериментальных классов по сравнению с контрольными, а также возросший уровень общекультурных навыков в экспериментальных классах дают основание утверждать, что выдвинутая гипотеза получила экспериментальное доказательство, цель достигнута, поставленные в исследовании задачи решены и можно рекомендовать использование методических и технологических подходов, предлагаемых в диссертационном исследовании, при подготовке учащихся образовательных учреждений гуманитарного профиля разного уровня и общеобразовательных школ.

Вместе с тем, разработанная нами технология социализации личности, выявленные педагогические условия ее реализации, созданный и внедренный в обучающую школьную практику УМК нового поколения с автоматизированными приложениями для контактного и дистанционного обучения открывают возможности для продолжения исследований в рассматриваемой проблемной области. Дальнейшими направлениями научной работы, связанными с темой нашего исследования, могут быть: подготовка квалифицированных педагогических кадров, разработка соответствующих минимумов и стандартов. В специальном исследовании нуждаются основы, принципы, методы и технологии дистанционного обучения школьников и подготовки педагогов (тьюторов) для осуществления процесса дистанционного обучения. Целесообразно также в дальнейших исследованиях такого плана досконально изучить влияние компьютерного обучения школьников на продуктивность решения задач гуманитарной направленности. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает проблема разработки экспертных систем дистанционного и контактного обучения.

В связи с этим основополагающая задача дальнейшего исследования состоит в том, чтобы, используя найденные в данной работе теоретические подходы к проблеме, опираясь на разработанный понятийный аппарат, его основные идеи и выводы, более углубленно изучить структуру процесса формирования языковой личности, реализуемую на практике как процесс ее социализации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Г. Теория и практика преподавания русского языка как иностранного с помощью компьютерных технологий. /Дисс.докт.пед. наук.1. М., 1996.
  2. О.М. Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. //Русский язык в школе. — 2000, — № 2.1. С.103−105.
  3. Л.Л. Социолингвистика: актуальные проблемы. Социолингвистические проблемы в разных республиках мира: Материалы международной конференции. —М.: Наука, 1996 — С. 480.
  4. Л.Л. Языковая ситуация в Республике Башкортостан: социолингвистический аспект. /Дис. док. фил. наук. 1999 — 338с.
  5. Ю.Н. Координация и интеграция гуманитарных предметов в школе.1. Самара, 1993.
  6. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. —М.: Институт ПО Министерства образования России, 1995.
  7. С.А., Давыдов А. Л., Матвеева Н. В. Гуманитарная информатика в начальном обучении. //Информатика и образование. — 1997. — № 3. — С.96−106.
  8. П.Богданова Т. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка — М.: Роспедагентство, 1994.
  9. Е.Д. Негативные стереотипы учебного опыта и возможности их преодоления /Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников. Психолого-педагогический аспект: Сб. науч. тр. /Под ред. Е. Д. Божович. — М.: Новая школа, 1995. — 50.
  10. Е.Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы. //Вопросы психологии. — 1997. — № 1, — С. 37.
  11. О.Н. Возможности применения, компьютера на уроках гуманитарного цикла. //Регинформ-99, Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Региональные проблемы информатизации образования». (Часть И). — Пермь, 1999,—С.103.
  12. Р.А. Человек и его язык. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.
  13. М.Н. Интеграция содержания, образования — М.: Педагогика, 1993. —С.141−152.
  14. В.А. Технологии работы учителя-мастера. —Рига, 1995.
  15. Я.А., Галкина А. И. О сертификации компьютерных учебных программ. /Информатизация базового гуманитарного образования в высшей школе. Тез. докл. Межвузовской науч.-метод. Конференции. —М.: НИИВО, 1995. — С.55−57.
  16. И.Г. Башкирский центр образования «Диалог языков и культур». /Инновационные преобразования в столичных школах: опыт становления, перспективы развития" —Уфа: БашГУ, 1999. — С.98.
  17. . А. От действия к мысли. — М., 1956.
  18. JI.M. Типы языкового знант и их отношение к знанию неязыковому. Исследования по семантике. Семантика языковых единиц разных уровней. /Межвузовск. научн. сб. Башкирск. ун-т, —Уфа, 1988. — С.3−13.
  19. JI.M. Методы современной лингвистики /Изд-е Башкирск. ун-та. — Уфа, 1997.
  20. JI.M. Общие проблемы лингвистики. Внешние связи языка. /Издание Башкирского университета. —Уфа, 1998.
  21. Г. Б., Юнина Е. А. Риторика в школе (5−9 кл.). — Пермь: ПОИПКРО, 1998.
  22. Т.В. Компьютер как средство интенсификации процесса обучения РКИ. (на нач. этапе). /Дисс. в виде научного доклада на соискание ученой степени канд. пед.наук. —М., 1994.
  23. А. Язык. Культура. Познание. /Пер. с англ. — М., 1997. — 411с.
  24. Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура. — М., 1987.
  25. Л .Г. Использование деловых игр в преподавании русского языка как иностранного. — М.: изд-во МГУ, 1987. — 107с.
  26. В.В. Лингвокультурологические принципы презентации учебного материала (Проблемы концентризма). Учебное пособие по спецкурсу. — М.: ИРЯ им. А. С. Пушкина, 1993.
  27. В.В. Лингвокультурология (теория и методы): Монография. —М.: Изд-во РУДН, 1997.
  28. И.В. Система визуальных компонентов в учебнике русского языка для иностранцев. /Кандид, дис. —М., 1986.
  29. Л.С. Мышление и речь. — М. — Л., 1996. — 416 с.
  30. Л.М. Инокультурный текст как основа формирования лингвокультурологической компетенции обучаемых. /Диссертация на соискание ученой степени кандидата пед.наук. —Уфа, 1999. — 224с.
  31. В.Ф. Современная языковая коммуникация и технология развития речевой деятельности в условиях билингвизма. /Под ред. д.п.н. проф. Шакировой Л. З. //Монография (пособие для слушателей курсов ИПК) — Казань, 1999. — 207с.
  32. Н.Ш., Саяхова Л. Г. Общаемся на русском языке. Учебный коммуникационный словарь. — Уфа: Китап, 1998. — 207 с.
  33. И.Р. Текст как объект лингвистического исследования.— М., 1981.
  34. Т.М., Кузеев Р. Г. Язык. Этнос и культура как экзистенциальные факторы человечества //Язык и культура. — Уфа, — 1995. — С.50−58.
  35. Г. В., Кильдибекова Т. А. Когнитивные аспекты лексической системы языка. /Издание Башкирского университета. —Уфа, 1998.
  36. Т.А. Языковая игра: стереотип и творчество'. Монография /Урал, гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 1996.
  37. В.В. Системные основания образовательной технологии. — М.: Знание, 1995
  38. В. О различии строения человеческих языков и его влияние на духовное развитие человечества. //Избр. труды по языкознанию. —М., 1 984 337с.
  39. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М.: Педагогика, 1986.
  40. В.В., Репкин В. В. Организация развивающего обучения в 5−9 классах средней школы. Рекомендации для учителей, руководителей школ и органов управления образованием. — М., 1997.
  41. В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода //Вопросы языкознания. — 1994, — N 4.— С. 17−33.
  42. Е.А. Лучшие психологические тесты /Пер. с англ. — Харьков, 1994.—320 с.
  43. Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. —М., 1984 —341с.
  44. О.Н., Мтиль А. В. Социальная идентификация и адаптация личности. //Социологические исследования, — 1995, — № 6. — С.46.
  45. Н.И. Речь как проведение информации. — М.: Наука, 1982.
  46. А.П., Павлюк Н. А. Язык и компьютер. — М.: Просвещение, 1989.
  47. К.З. Специфика изучения русского языка в старших (10 11) классах. //Учитель Башкортостана —1996, —№ 9.— С.35−38.
  48. К.З., Саяхова Л. Г., Альмухаметов Р. В. и др. Методика преподавания русского языка в 5 9 классах башкирских школ. /Под редакцией Закирьянова К. З. — Уфа: Китап, 1996.
  49. В.А. Язык и знание //Вопросы философии, —1982, —№ 1. — С.71−80.
  50. И.А. Психология, обучения неродному языку. — М.: Рус. яз., 1989. — 219 с.
  51. Д.Д. Учебная книга — источник становления, личности школьника. //Педагогика. —1995,—№ 1.— С. 78.
  52. Игры обучение, тренинг, досуг. Книга 5. Педагогические игры. /Под редакцией Петрусинского В. В., — М, 1994.
  53. P.P. Социально-философский анализ феномена игры. /Дисс. на соискание ученой степени канд. пед.наук. —Уфа, 1998.
  54. Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. — М.: Московский психолого-социальный институт, изд-во «Флинта», 1998.
  55. Ю.Н. Русский язык и языковая, личность. —М.: Наука 1987. — С.216.
  56. Кидрасов Ф. Х, Саяхова Л. Г. Инноватика системе образования Республики Башкортостан: опыт, проблемы, перспективы. /Инноватика образования в Республике Башкортостан. /Ежегодный бюллетень. Выпуск 1 1998. — С.7.
  57. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. —М.: Знание, 1989. — 80 с. (Новое в жизни, науке, технике. /Сер. «Педагогика и психология" — № 6).
  58. Л.П. Феномен языковой личности в свете лингводидактики. //Язык, сознание, коммуникация: Выпуск I. — М., 1997. — С. 25−31.
  59. М.С. Философия культуры. — СПб., 1996. — 415 с.
  60. В.А. Лингводидактическое тестирование. — М.: Высшая школа, 1989. —С.7,31.
  61. В.Л. Компьютер как средство руководства деятельности учащихся. //Регинформ-99, Материалы Всероссийской научно-практической конференции „Региональные проблемы информатизации образования“. (Часть II). — Пермь, 1999 — С. 121.
  62. Братислава, 1999. — С. 224.
  63. Д.В. Использование ресурсов интернет в качестве источника учебной информации. //Регинформ-99, Материалы Всероссийской научно-практической конференции „Региональные проблемы информатизации образования“. (Часть II). — Пермь, 1999. — С.37.
  64. Г. В. Объективная картина мира в познании и языке. — М., 1990.— 104 с.
  65. Компьютерные телекоммуникации школе. /Под ред. Полат Е. С. — М.: ВЛАДОС, 1995.
  66. В.Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. —М.: Педагогика-Пресс, 1994. — 247с.
  67. Г. В. Языковая личность носителя элитарной речевой культуры. /Автореферат дис. на соискание уч.ст. д-ра фил. наук. — Саратов, 1999. — 53с.
  68. В. В., Гудков Д. Б., Багаева Д. В. О tempora, о mores! Новые структуры русской когнитивной базы. //Лингвостилистические и лингводи-дактические проблемы коммуникации. — М., 1996. — С.107−120.
  69. В.В. Некоторые аспекты психолингвистики текста. //Лингвостилистические и лингводидактические проблемы коммуникации.1. М., 1996. — С.25—44.
  70. В.В. О чем не говорит „человек говорящий“? (К вопросу о некоторых лингвокогнитивных аспектах коммуникации). //Лингвокогнитивные проблемы межкультурной коммуникации. — М., 1997. — С.81−91.
  71. В.В. Виртуальная, реальность или реальная виртуальность. — М.: Изд-во МГУ, 1998/
  72. О.Н. Дидактические игры как средство формирования целостных знаний школьников об объекте изучения /Автореф. дисс. канд-пед.наук. — СПб., 1995.
  73. Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. — М.: Наука, 1989. — 188 с.
  74. Е.С., Демьянков В. З. и др. Краткий словарь когнитивных терминов. /Под общей редакцией Кубряковой Е. С. — М., 1996.
  75. Р.А. Некоторые итоги работы городской экспериментальной площадки № 1 „Школа Гармонии“. /Столичное образование. Инноватика: опыт, проблемы, перспективы. /Материалы Уфимской городской научно-практической конференции, — Уфа: БашГУ, 1999. — С.24.
  76. Л.М. Воспитание гражданственных и нравственных позиций школьников в процессе работы по стилистике русского языка. —Методические рекомендации для студентов-практикантов и учителей- —Куйбышев: КГПИ, 1980.
  77. Л.М. Сотрудничество и толерантность как условие гуманизации образования. В кн.: Гуманизация образования на базе диалога культур. (Новые технологии обучения). /Под ред. Л. М. Кузнецовой. Межвузовский сборник научных трудов. —Самара, 1997.
  78. A.M. Диалог культур как принцип и способ обучения студентов профессиональному речевому поведению. /Автореферат дис. к.п.н. — Н. Новгород, 1996.—21с.
  79. Т.А. О культуре устного ответа. Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку: (Сб. статей из опыта работы). Пособие для учителя /Сост. В. И. Капинос, Т. А. Костяева. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1986. — С.43−52.
  80. Т.А., Зельманова Л. М. Практическая методика русского языка: 5 кл.: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1992. — 288 с.
  81. B.C. Содержание общего среднего образования: Проблемы структуры.—М., 1990.
  82. А.А. Язык, речь, речевая деятельность. — М.: Просвещение, 1969.
  83. А.А. Педагогика здравого смысла. //"Школа 2000.». Концепции и программы непрерывных курсов для общеобразовательной школы. Вып. 1. —М., 1997.
  84. В.А. Формула человека. — М., 1992.
  85. Ю.М. Внутри мысленных миров: человек текст — семиосфера -история — М.: Языки русской культуры, 1996. — 447 с.
  86. А.Р. Язык и сознание. М., изд. МГУ, 1976.
  87. А.П. Взаимодействия языков в двуязычном коммуникативном пространстве (социальные аспекты). /Дис. док. фил. наук. — Уфа, 1998 — 36 с.
  88. В.Н. Интеграция в системе образования. Учебное пособие. — СПб., 1999, —86 с.
  89. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. Книга для учителя. —М.: Просвещение — 1990. — 191 с.
  90. В.В. Введение в лингвокулътурологию //Учебное пособие. — М., 1997. —207 с.
  91. Методика преподавания русского языка /Под. ред. М. Т. Баранова. —М.: Просвещение, 1990. — 362 с.
  92. Н.Б. Социальная лингвистика: Пособие для. студентов гуманит. вузов и учащихся лицеев. — М.: АО «Аспект Пресс», 1994. -— 207 с.
  93. Н.Н., Фролов И. Т. Высокое соприкосновение. Общество, человек и природа в век микроэлектроники, информатики и биотехнологии. //Вопросы философии. — 1984. — № 9. — С.24.
  94. В.М. Как создать школьный учебник нового поколения. //Педагогика. — 1997, — № 1.
  95. В.В. Язык как проводник и носитель знания. //Русский язык за рубежом, — 1997, -№ 1−2. — С.45.
  96. С.В., Назарова М. Д. Уроки Помогайки. ПЭВМ деловые применения. — Уфа: Ватан, 1996. — 106 с.
  97. М.Д. В сотрудничестве с компьютером. //Учитель Башкортостана, — 1994, — № 4. — С.41.
  98. М.Д. «Школа Гармонии». /Проблемы и перспективы организации экспериментальной работы в системе образования. Материалы Уфимской городской научно-практической конференции —Уфа, Изд-е Башкирск. ун-та, 1996. — С.39.
  99. М.Д. В поисках перспективы. //Учитель Башкортостана, — 1996, —№ 6. —С.9.
  100. М.Д. Технология Успеха. /Столичное образование. Инноватика- опыт, проблемы, перспективы. Материалы Уфимской городской научно-практической конференции, — Уфа: Издание БашГУ, 1999 — С. 171.
  101. М.Д., Назаров С. В. Тетрадь Успеха. Авторизованное учебное посодие по русскому языку (5−9 кл.). — Уфа: Школа Гармонии, 1999. —136 с.
  102. М.Д. Уроки Помогайки. Русский язык в модулях-алгоритмах (5 т.). — Уфа: Школа Гармонии, 1999. — 40 с.
  103. М.Д. Технология успеха: от «Школы Гармонии» к социализации личности //Народное образование — М., — 2000, — № 6. — С. 146.
  104. А.И. Семантика текста и ее формализация. —М., 1983.
  105. Пак Н. И. Региональная образовательная система открытых электронных учебников и тестов. //Регинформ-99, Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Региональные проблемы информатизации образования». (Часть И). — Пермь, 1999 — С. 217.
  106. .Д. Научно-техническая революция и личность. Социально-психологические проблемы. — М.: Политиздат, 1978, — С. 240.
  107. Е.И. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе Пособие для учителя. — М.: Просвещение 1993.
  108. Е.И. Коммуникативное иноязычное образование, концепция развития индивидуальности в диалоге культур. — Липецк, 1998.
  109. Л.М. Теоретические основы конструирования содержания школьного образования. /Автореф. дисс. д-ра пед. наук. — М., 1995.
  110. Р.Г. Информационные измерения, языка. — Ленинград: Наука, 1968.
  111. И.В. Школьная видеостудия, компьютеры и мультипликация. //IX Международная конференция-выставка «Информационные технологии в образовании»: Сборник трудов участников конференции. — М.: МИФИ, 1999 — С. 253.
  112. В.И. Язык как деятельность. Опыт интерпретации концепции В. Гумбольдта. — М.: Наука, 1982. — 224 с.
  113. В.И. Картина мира в жизнедеятельности человека. //Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. /Отв. ред. Ю. А. Серебренников. —М., 1988. — С.8−69.
  114. А.А. Мысль и язык. —Киев, 1993. — 191 с.
  115. Ю.Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев. —М.: изд-во Икар, 1996.— 216 с.
  116. А.И. Философия компьютерной революции. — М., 1991.
  117. Реализация идей развивающего обучения Л. В. Занкова в основной школе (5−9 классы). Сборник материалов. — М., 1996.
  118. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. — М., 1994.
  119. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. — М.: ВЛАДОС, 1996. — 529 с.
  120. Ю.В. Техника, культура, язык. —М.: Просвещение, 1993.
  121. Руденко-Моргун О. И. Комьпютерный языковой курс как учебное пособие нового типа. /Дисс. в виде научного доклада на соискание ученой степени канд. пед.наук. —М., 1994.
  122. Русский язык для делового общения. /Под ред. Месеняшиной Л. А. — Челябинск: Челябинский гос. ун-т, 1996. — С.203
  123. Л.Г. Методика преподавания русского языка в национальной школе. (Курс лекций). — Уфа, 1985.
  124. Л.Г. Научно-исследовательская и издательская работа в школах города Уфы. /Столичное образование. Инноватика- опыт, проблемы, перспективы. Материалы Уфимской городской научно-практической конференции. — Уфа, 1999. — С.76.
  125. Л.Г. Основы учебников русского и родного языка: общее и специфическое //Исследование по семантике. Сопоставительно-типологический аспект: Межвузовский научный сборник. —Уфа, 1993. — С.128−138.
  126. Л.Г. Концепция школьного предмета «Русский язык». /Учитель Башкортостана, 1997, — № 10.
  127. Л.Г. Слово. Учебник по русскому языку для 5 класса. —Уфа: Китап, 1999. —280с.
  128. Л.Г., Назарова М. Д. Концепция УМК нового поколения по русскому языку //Инноватика образования. Материалы научно-практической конференции. /БИРО, — Уфа, 2000. — С.21−26.
  129. Г. К. Опыт системного исследования педагогических технологий. /Школьные технологии. — 1997 — № 1 — С. 11.
  130. Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. /Перевод с англ. и предисловие А. Е. Кибрика. — М.: УНИВЕРС, 1993. — 655 с.
  131. С.А. Дидактические основы построения интегрированных курсов /Автореф. дисс. канд.пед.наук. — СПб., 1992 — С. 18.
  132. .А., Кубрякова Е. С., Постовалов В. И. а и др. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира — М., 1988. — 216с.
  133. Т.Г. Американская школа лингвистики /Послесл. Н. Л. Сухачева. — СПб., 2000 — 204 с.
  134. Служба инновационного консалтинга. Занятие 9-е (практическое) «Школа Гармонии». /Материалы постоянно-действующего очно-заочного семинара для заместителей директоров школы по научно-методической работе. — Уфа, апрель 1998, Бюллетень № 5 НИМЦ при ГУНО.
  135. Н. Социология: перевод с английского. —М.: Феникс, 1994, — С. 126,
  136. С.Н. Некоторые тенденции развития междисциплинарных процессов в современной науке. //Вопросы философии. — 1985, — № 3. — С.74−84.
  137. Г. А., Шошников К. Ф. Феномен персональной ЭВМ: методологический аспект. //Вопросы философии — 1986, — № 6. — С.42−53.
  138. Э.В. Культура и личность, —Л., 1972.
  139. Э.С., Мухина И. А. Педагогические мастерские: Франция -Россия. — М.: Новая школа, 1997.
  140. В.М. Язык как системно-структурное образование. —М., 1977.
  141. Ю.А., Тарасов Е. Ф., Уфимцева Н. В. «Культурный знак» Л.С. Выготского и гипотеза Сепира-Уорфа. //Национально-культурная специфика речевого общения народов СССР. /Отв ред. Е. Ф. Тарасов. — М.: Наука, 1982. —С. 5−12.
  142. Е.Ф. Проблемы теории речевого общения. Научный доклад по опубликованным трудам, представленным к защите дис. на соискание ученой степени д-ра филол. наук. — М., 1992. 55с.
  143. Е.Ф. Межкультурное общение новая онтология анализа языкового сознания. //Этнокультурная специфика языкового сознания. /Отв. ред. Н. В. Уфимцева. — М.: Российская Академия наук, Институт языкознания, 1996. —С. 7−22.
  144. Д., Раджасингам J1. Что такое виртуальное обучение. Образование в информационном обществе. — М.: Информатика и образование, 1999.
  145. O.K. Основные психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. //Вопросы психологи —1986, —№ 5.
  146. .Г. Социология. Общий курс. — М.: Прометей, 1994, — С. 229.
  147. P.M. Этническая социализация. /Международная НПК 28 ноября 1996, — Уфа.
  148. В.И. Концептосфера внутреннего мира человека в русском языке: Функционально-когнитивный словарь. /Из-ние Башкирского ун-та. —Уфа, 1998. — С.232.
  149. А. Ю. ЭВМ на пути в школу. //Информатика и образование — 1986, —№ 1, —С.13−18.
  150. А.А. Слово в лексико-семантической системе языка. —М.: Наука, 1968. —272с.
  151. Федеральная целевая программа «Русский язык». Утверждена постановлением Правительства РФ от 23 июля 1996 г.
  152. Е.В. Гуманитарная информатика. //Информатика и образование — 1996, — № 1. — С.51−57.
  153. Н.И. О коммуникативно-семантических группах и интенциональной семантике их единиц. //Языковое общение его единицы. — Калинин, 1986. С.24−32.
  154. Ф., Баннестер Д. Новый метод исследования личности. — М., 1987.
  155. Н.Н., Халаджан М. Н. Методологические основы новой авторизованной школы. //Школьные технологии — 1999, — № 3. — С.20.
  156. Л.Ф. Основные направления инновационной работы в средней школе № 21. /Инновационные преобразования в столичных школах: опыт становления, перспективы развития. —Уфа: БашГУ, 1999. — С. 155.
  157. С.А. Информационные технологии в Европе, (по материалам конгресса ЮНЕСКО). /Сб. «Материалы конференции» /Тез. докладов пленарных заседаний VII Международной конференции-выставки «ИТ в образовании». —М.: МИФИ, 1998. — С.48.
  158. Ю.М., Семенова Е. Ю. Эффективность компьютерного обучения. — М., 1991.
  159. Целевая республиканская программа «Социализация личности в системе непрерывного информационно-гуманитарного регионального пространства». Утверждена решением Коллегии 18.06.98. — Уфа, 1998.
  160. В.Ю. Риторика и самоуправление. — Пермь: ЗУУНЦ, 1998.
  161. В.И. Оптимизация образовательного прогресса средствами ЭВМ. //Регинформ-99, Материалы Всероссийской научно-практической конфер енции «Региональные проблемы информатизации образования». (Часть II). — Пермь, 1999 —С.235.
  162. Л.З. Основы методики преподавания русского языка в IV X классах татарской школы. /Под ред. Н. М. Шанского. Изд. 3, перераб. и доп. —Казань: Магариф, 1999. — 359 с.
  163. В.М. Лингвокулътурная ситуация и исследование текста.— М., 1997.—180 с.
  164. Т.И. Активизация, учения школьников. — М.: Педагогика, 1982.
  165. Н.М. Содержание и структура школьного предмета русский язык для нерусских. //Шанский Н. М. Русское языкознание и лингводидакти-ка: Сб. статей. —М.: Русский язык, 1995. — С.209−215.
  166. Э.А. Менталитет личности: философско-этический анализ. /Автореф. дисс. к.ф.н. — Уфа, 1998.
  167. Г. Р. «Творческое развитие в Центре „Школа Гармонии“, /Система непрерывного образования: школа-педучилище-педвуз. Материалымежвузовской научно-практической конференции Уфа, БГПИ, 1998.— С. 87.
  168. A.M. Языковая личность и языковая способность //Язык -система. Язык текст. Язык — способность. /К 60-летию чл-кор РАН Ю. Н. Караулова. — М., 1995. — С.213−223.
  169. Ю.А. Лекции по этике: Учебное пособие — М.: МИРОС, 1994. — 136 с.
  170. Е.И. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: Пособие для школьных психологов. М.: ИНТОР, 1995. — 48 с.
  171. Л.В. Языковая система и речевая деятельность. — Л., 1974. — 428 с.
  172. В.В. Педагогическая технология'. Учебное пособие. Ч. 1. — Ярославль: ЯрГПУ, 1997.
  173. Е.А. Педагогическая риторика: Учебное пособие. —Пермь: ПОИПКРО, 1995.
  174. Е.А. Риторическая культура и ее современные проблемы. /Автореферат дис. д.ф.н. —Екатеринбург, 1998. —31с.
  175. О.Н. Контроль за качеством грамматических знаний в игре. /Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников. Психолого-педагогический аспект: Сб. науч. тр. /Под ред. Е. Д. Божович. — М.: Новая школа, 1995. —75с.
  176. Е.С. К описанию русской языковой картины мира. //Русский язык за рубежом. —1996, — № 1−2-3. — С.47.
  177. X. Развитие и проблемы социолингвистики в ФРГ. (Языковое владение, аспекты) /Социально-лингвистические исследования, —М.: Наука, 1976. —С.218−230.
  178. Bennett F. Computers as tutor: solving the crisis in education. Faben, Inc., June 1999.
  179. Boyd G.M. Educating for & with values immanent in the emergent levels of socio-cybersystemic being». — Concordia Univercity, Montreal, CANADA, 1997.
  180. , G.M. «The Identification of Levels of Action Through the Use of Stratified Computer Communications Media- The THOUGHTACTORIUM». //SYSTEMICA Vol. 13. -in Press. 1997.
  181. Inglehart R. Culture shift in advanced industrial society. —Princeton: Princeton University Press, 1990. — P.68.
  182. Lindberg L.E., Bai G.H. Feedback Learning as strategy of DSS Design IIThe Second International Conference on Systems Science and System Engineering, Beijing, China, 1998.
  183. Mathews W.M. Monster or Messiah? The computer’s Impact on Society. /Jackson, 1981.
  184. Uvarov A., Young D. A New Generation Science Curriculum and Communication //Distance Learning and New Technologies in Education. Proceedings of ICDED'94, — Moscow, 1994. —P. 193−194.
Заполнить форму текущей работой