Становление и развертывание пространственной структуры традиционной мечети Ирана: Михраб.
Айван. Купол
Прослежено, что куполообразные жилища, а по последним данным святилища, существовали уже в палеолите. В неолите купольные покрытия сплетались из тростника по гнутому деревянному каркасу. Позднее они обмазывались глиной, еще позднее выкладывались из сырцового кирпича. Отмечено, что во многих архаических традициях купол соотносится с небосводом. Купола выложенные из камня, засвидетельствованы… Читать ещё >
Содержание
- Актуальность исследования, объект и предмет, цель и задачи, границы исследования, рабочая гипотеза, научная новизна и научная значимость
- ГЛАВА I.
- СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ КУПОЛЬНОЙ МЕЧЕТИ ИРАНА
- 1. Иранская традиция в ряду основных типов мечетей ислама
- 2. Чахартаг — иранская традиция четырехстолпия
- 2. 1. Четырехстолпие — важнейшая часть структуры традиционного иранского дворца
- 2. 2. Основные тенденции в развитии чахар — тага
- 2. 3. Ключевая роль чахар — тага в процессе становления структуры иранской мечети
- 1. МИХРАБ
- 1. 1. Архаическая традиция молитвенной ниши и становление михраба
- 1. 2. Значение михраба и его назначение и религиозный смысл
- 1. 3. Михраб в пространственной структуре мечети Ирана
- 1. 4. Развитие структуры михраба
- 1. 5. Строительные материальш и декорирование михрабов
- 1. 6. Михраб вне религиозных сооружений
- 2. АЙВАН
- 2. 1. Айван как традиционная форма в архитектуре Ирана
- 2. 2. Айван как пространственная структура 103'
- 2. 3. Вертикальное развертывание фасада айвана
- 2. 4. Горизонтальное развертывание фасада айвана
- 2. 5. Пространственное развертывание внутренней структуры айвана
- 2. 6. Декор типа мугарнас как один из специфических вариантов становления сталактитового свода
- 2. 7. Становление и развитие сталактитового свода айвана 4. «
- 3. КУПОЛ
- 3. 1. Вводные замечания
- 3. 2. Архаическая традиция купольных зданий и иранская традиция купольного здания — чахар — таг
- 3. 3. Развитие купола Иранской мечети
- 3. 4. Становление и развитие двойного купола Иранской мечети
Становление и развертывание пространственной структуры традиционной мечети Ирана: Михраб. Айван. Купол (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Возведение мечетей — мусульманских культовых зданий — на территории современного Ирана имеет длительную историю. С начала проникновения в Персию и стабилизации на её обширных пространствах ислама как доминирующей религии в течение многих веков складывалась своеобразная региональная иранская (персидская) архитектурная традиция строительства этих культовых зданий, которая занимает отдельное место среди выделяемых в истории архитектуры аналогичных локальных традиций, или архитектурных школ, — сирийско-египетской, индийской, магрибской, османской и других (с их подразделениями).
Следует обратить внимание на особенность архитектурной традиции сооружения исламских культовых построек. С одной стороны, это наличие единых, универсальных для ислама подходов к планировке и возведению различных зданий: мечетей, мавзолеев, медресе, ханака. Эти формы проникают в гражданские и в жилые постройки — дворцы, караван-сараи, водохранилища и другие типы зданий. С другой стороны, на эти общепринятые для ислама приёмы накладывается местная, локальная строительная традиция, формирующая местный, своеобразный архитектурный тип, благодаря которому мы можем выделять и различать региональные традиции возведения мусульманских религиозных построек. Среди них, естественно, одно из ведущих место занимают мечети. Иранскую архитектурную традицию характеризует становление и развитие айванной мечети, прежде всего купольной.
В работах по архитектуре иранской мечети основное внимание, как правило, уделяется анализу композиционно-планировочных параметров отдельных памятников и/или описанию их декоративного оформления, раскрытию приёмов художественного построения орнаментов и других изобразительных средств, воздействующих на сознание молящегося мусульманина.
Актуальность, состоит в том, что в ней впервые рассмотрен и проанализирован процесс становления и развертывания пространственной структуры основных смыслообразующих архитектурных форм мусульманской культовой постройки — иранской мечети: михраба, айвана и купола, начиная с первых мечетей, восходящих к доисламским культовым зданиям на территории Персии.
Состояние вопроса и научный контекст исследования. Опубликованные исследования, в которых уделено внимание архитектуре мечетей Ирана, охватывают в основном исторические, культурологические, религиоведческие, искусствоведческие и ремесленно-технологические аспекты. В ряде работ предложены различные варианты композиционного анализа. Вопросы пространственной организации и системного формообразования в искусствоведческой литературе затрагиваются, как правило, лишь частично, попутно и по отдельным темам, чаще всего описательно или в качестве подтверждения тех или иных исторических или культурологических позиций автора.
В настоящем диссертационном исследовании предпринята попытка собственно архитектурного анализа. Из всех возможным вариантов рассмотрение темы выбрана линия пространственной организации, аспект становления и развития важнейших для мечети, смыслообразующих архитектурных форм: михраба, айвана, купола. t.
Теоретическую основу настоящего исследования составили труды по общей теории и истории архитектуры: М. В. Алпатов, Р. Арнхейм, Н. И. Брунов, Б. Р. Виппер, В. Л. Глазычев, H. JL Павлов [29], А Вахдати, Р. Джордан, Э. Кунель, Н. И. Смолина [36], Р. С. Спаерс, Т. Х. Стародуб [38], X. Стирлин, Сэр Б. Флечер, А. Христенсен, А. Чойсы, Ш. М. Шукуровпо истории цивилизации: С. С. Аверинцев, А. Грабар, А. Е. Бертельс, В. Г. Луконин, А. Мец, С. Н. Наср, Э.Б. ТейлорМ. Бистани-Паризи, Дж. Бойер-насс, X. Брадлей, Д. Вильбер, Л. А. Майер, М. Мухаммади, Р. Мустауфи, М.
Парвизи, Табо-Табои, Г. Фарнкрофт, Г. Френкфорт, Р. Хиршман,? —.
Э. Диц, в частности, работы по типологии жилища и культовых сооружений: О. Аль-Асамех, B.JI. Воронина, М. И. Джандиери и Г. И. Лежава, В. Карцев, Б. ЛогашеваВ. Бассам, П. Бозормехр, О. Грабар, Дехудо, Ф. Йуф, М. Кияни, М. Масохиб, А. Мохамед, Г. Гаем, К. Мемориан, М. Майоми, Муйин, Я. И. Мыппсовский, Ц. КаталинА.Х. Гурани и С. М. Стерн, А. Папандопуло, В. Смит, Э. Эсинисследования по гражданской истории интересующего нас региона: В. В. Бартольд, Л. С. Васильев, И. М. Дьяконов, И. П. Петрушевский, М.А. ДандамаевП. Амье, Р. Фрайработы по изучению и описанию конкретных архитектурных памятников Персии-Ирана и смежных территорий: Л. С. Бретаницкий, М. С. Булатов, Б. В. Веймарн, В. Л. Воронина, С. Н. Григорьян, Б. П. Денике, Б. Н. Засыпкин, В. Н. Карцев, Л. А. Лелеков, Б. А. Лигвинский, И. Лосева и И. М. Дьяконов, Л. Ю. Маньковская, Г. А. Пугаченкова, И. Р. Пичикян, Л. И. Ремпель, Н. И. Смолина [36], Т. Х. Стародуб [37], С. Д. Сулименко, С.Г. Хмельницкий- 3. Бозоргня, В. Дональд, Н. Ардалан, Л. Бахтияр, А. Джавади, А. Замани, Э. Квелл, М. Кияни, К.А. С. Кресвелл, С. Ллойд, К. Мумтаз, М. Мусави, Д. Олекграбер, К. Пирния, А. Поп, М. Роджерс, X. Стирлин, Дж. Сурдель, Э. Херстефельд, Г-А. Хатам, А. Хутт и Л. Хароа также археологические сведения по реконструкции ранних культовых зданий на территории современного Ирана и в других странах. Использовалась литература на русском, персидском, английском и арабском языках.
Цель работы. Выявить тенденции и закономерности становления и развёртывания пространственной структуры традиционной мечети Ирана, её важнейших смыслообразующих архитектурных форм: чахар-тага, айвана, михраба, купола.
Задачи исследования.
1) Проанализировать и обобщить накопленные материалы по истории иранских культовых зданий, начиная с древности. Обозначить предысторию возникновения и становления, основных смыслообразующих архитектурных составляющих мечети: айвана, михраба и купола, и направления их пространственного развертывания.
2) Рассмотреть в аспекте становления и развертывания пространственной структуры образцы характерных мечетей Ирана, возведённых в эпоху становления ислама, определить роль в этом процессе традиционного иранского культового здания — чахар-тага.
3) Выявить основные тенденции, стадии и отдельные общие закономерности становления и пространственного развёртывания: михраб, айван, купол.
Объект исследования. Купольные постройки, возведенные на территории Персии периода Сасанидов, и мечети, сооруженные в Иране, начиная с VII в., их пространственная структура и три основные смыслообразующие архитектурные формы: михраб, айван, купол.
Предмет исследования. Становление и развёртывание пространственной структуры мечети как культового здания исламской архитектуры Ирана. Становление и развертывание важнейших смыслообразующих архитектонических форм купольной мечети Ирана: чахар-таг, михраб, айван, купол.
Границы исследования. Географические границы определяются исторической территорией Древнего Ирана (Персии) и пределами современной Исламской Республики Иран, а также частично смежных государств. Хронология исследования включает период становления ислама, начиная с VII в., и новейшее время. Работа опирается как на археологические данные и реконструкции, так и на современные фиксации культовых архитектурных сооружений (фотографии, зарисовки, планы, описания и пр.).
Границы исследования включают вопросы становления и развертывания пространственной структуры традиционной мечети Ирана.
Методика исследования опирается на достижениях современной архитектурной мысли, представленной в трудах по теории и истории мировой архитектуры, на достижения современной археологии по реконструкции и интерпретации исторических памятников и артефактов, анализ описаний сохранившихся мечетей по результатам их натурного обследованияиспользуются также исследования по теории и истории религии, прежде всего, ислама.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем: 1) обобщен и систематизирован обширный материал по истории возникновения и развития архитектуры мечети на территории Ирана, начиная с древности, а также прослежены пути формирования пространственной структуры мечети- 2) конкретно показана историческая преемственность между постройками доисламской Персии и религиозными постройками ислама, в частности, выявлена роль традиционного иранского здания — чахартага в процессе становления и развертывания пространственной структуры иранской мечети- 3) впервые специально рассмотрен стадиальный процесс становления и пространственного развёртывания главных смыслообразующих архитектурных форм мечети Ирана: михраб, айван, купол.
Положения, выносимые на защиту:
1. На территории Персии-Ирана сложилась последовательная линия (традиция) пространственного развития форм мечети (соответственно, михраба, айвана, купола) как важнейшего культового здания исламав результате чего в ходе становления ислама сформировался особый архитектурный тип мечети, который известен как иранский (купольная мечеть с айваном) и который наблюдается в современной архитектурной практике.
2. Иранская традиция архитектурной формы (михраб, айван, купол), зародившаяся в постройках доисламской Персии и соседних стран, получила свое монументальное архитектоническое развитие в процессе становления и пространственного развертывания иранской мечети. Особо важную роль играет иранское традиционное четырехстолпное купольное здание — чахартаг. ю :
3. Становление и пространственное развертывание главных смыслообразующих архитектурных форм мечети Ирана: михраба, айвана, купола происходило под влиянием утверждения ислама (содержания заказа халифата), развития строительных технологий, местных климатических условий, что, в целом, сделало их актуальными и в современной архитектуре Ирана.
Научное и практическое значение результатов исследования заключается в системном представлении истории возникновения и развития иранского типа мечети в качестве одного из направлений, как в рамках исламской архитектуры, так и в истории мировой архитектуры.
Полученные результаты могут быть составной частью вузовского курса истории архитектуры, а также могут служить делу уточнения и дополнения истории возникновения и формирования одного из типов культовых зданий.
Результаты диссертации будут учтены в работах по архитектуре, издаваемых в Иране.
Апробация и внедрение. Ход работы и её промежуточные результаты докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры «Советская и современная зарубежная архитектура» Московского архитектурного института.
По теме диссертации опубликованы 4 статьи, из них: 3 — в изданиях, рекомендованных ВАК, 2 — в академическом журнале «Academia. Архитектура и строительство» (РААСН), 1 — в электронном журнале «Архитектон: известия вузов», 1 — в Трудах Московского архитектурного института (МАРХИ).
Результаты диссертации будут учтены в работах по архитектуре, издаваемых в Иране.
Выводы по главе II.
Глава II «Становление и развитие некоторых важнейших составляющих пространственной структуры мечети Ирана: михраб, айван, купол».
Глава посвящена исследованию становления и пространственного развёртывания основных смыслообразующих архитектурных форм мечети Ирана: михраба, айвана, купола, описание которых дается в трех соответствующих разделах.
Михраб.
Михраб определен, как исходная, смыслообразующая в процессе становления и развития мечети архитектурная форма. Михраб замыкает главную ось мечети. Он дает единую для всех мечетей мира ориентацию на Мекку. К михрабу устремлены взоры молящихся.
Михраб рассмотрен в аспекте развития общекультурной традиции молитвенной ниши.
Выявлено, что тема молитвенной ниши намечается еще в палеолите. В неолите уже в VI тысячелетии до н.э. в Чаттал-Хуйюке и в Хаджиларе молитвенная ниша оформляется как развитая архитектурная форма, доминирующая в пространстве здания. В архаическую эпоху в Древнем Египте и на Ближнем Востоке намечается тенденция перерастания молитвенной ниши в святилище. Перерастание молитвенной ниши в апсиду, выделяющую сакральное пространство здания, обозначается в микенскую эпоху (мегарон). Формирование апсиды как главной сакральной части храма происходит в поздней античности. Тема апсиды как главной сакральной части храма активно развивается в буддийской и христианской традициях. Ислам создает михраб — свою собственную наиболее развернутую и монументальную архитектурную версию молитвенной ниши.
В диссертации прослежены стадии и тенденции пространственного развертывания михраба:
— михраб — плоская молитвенная ниша;
— михраб — цилиндрическая молитвенная ниша, перекрытая конхой;
— развертывание михраба по вертикали и по горизонтали, сопровождающееся усложнением и ярусным построением его внутреннего пространства, постепенным превращением конхи в сталактитовый свод.
На материале малых форм михраба и его изображений выявлено основное (идеальное) направление развития его арки, в процессе которого можно отметить три основные стадии:
— простое скатное покрытиетема трехлопастной арки формируется в ее поле, в орнаменте;
— арка михраба постепенно становится трехлопастной;
— арка михраба продолжает усложняться, становится ярусной многолопастной.
В результате исследования процесса становления и развития михраба определены его общекультурные исторические истоки и ряд закономерностей его пространственного развертывания.
Констатируется, что михраб как молитвенная ниша или её изображение продолжает оставаться важнейшей сакральной частью не только в мечети, но и мусульманском жилом доме, вплоть до самых современных построек.
Айван.
Отмечено, что айван по своей природе восходит к двум источникам:
— к молитвенной нише и к развившемуся от нее михрабу;
— к порталу при входе на территорию святилища или в здание, наделенное сакральным смыслом.
Рассмотрены процессы развёртывания портала айвана по вертикали и по горизонтали, а также процесс развертывания его внутреннего пространства.
При исследовании процесса развертывания портала айвана по вертикали отмечены следующие основные стадии:
— с самого начала портал айвана выделяется из стены или галереи мечети по высоте;
— на портале появляются орнаментальные боковые пилястры;
— орнаментальные боковые пилястры развиваются в рельефные, в ряде случае в них возникают ниши;
— над боковыми пилястрами надстраиваются башенки или колонны, по форме подобные минарету;
— колонны в форме минаретов выделяются из плоскости портала и становятся пристроенными к айвану самостоятельными архитектурными формами.
При исследовании процесса развертывания портала айвана по горизонтали отмечены следующие основные стадии:
— первоначальный однопролетный айван;
— появление по бокам портала двух арочных пристроек, выделенных по высоте из стены или аркады мечети- 188 ~ «' ~~ ~.
— постепенное нарастание высоты боковых пристроек с окончательным заключением все трех пролетов айвана в единый портал;
— появление по бокам трехарочного портала еще двух арочных пристроек, выделенных по высоте из стены или аркады мечети;
— постепенное нарастание высоты боковых пристроек с окончательным заключением всех пяти пролетов айвана в единый портал.
Отмечено, что в поздних мечетях такие трехарочные и пятиарочные порталы трактуются как целостный фасад айвана или всей мечети.
При исследовании процесса развертывания внутреннего пространства айвана отмечены следующие тенденции, которые можно соотнести с определенными стадиями его развития:
— пространство айвана постепенно углубляется, а по вертикали становится ярусным;
— углубление пространства айвана сопровождается появлением на задней стене над дверью зарешеченного оконного проема, а в боковых стенах сначала плоских ниш, затем глубоких ниш и, наконец, проходов в боковые галереи;
— на своде айвана появляется декор типа мугарнас или простейшие (ячеистые) варианты сталактитового свода, которые постепенно перерастают в сложные сталактитовые структуры.
Особое внимание уделено исследованию процесса становления и развития сталактитового свода. Здесь выявлены две основные линии.
Первая линия имеет своим началом иранский декор типа мугарнас. В этой линии намечены основные стадии развития:
— появление на своде айвана плоского декора типа мугарнас;
— перерастание плоского декора в рельефный;
— перерастание рельефного декора типа мугарнас в сталактитовый свод.
Вторая линия имеет своим началом ячеистый рельеф на своде айвана. В ней отмечены следующие основные стадии развития:
— появление на своде айвана рельефного декора в виде ячеистой структуры;
— перерастание рельефной ячеистой структуры в ячеистый сталактитовый свод;
— усложнение сталактитового свода и развитие его в многоярусную структуру;
— укрупнение структуры сталактитового свода, постепенное приобретение ею монументального характера.
Купол.
Купол в пространственной структуре мечети выступает как вертикальная доминанта, представляющая во внешний мир ее ядро — наиболее сакральное пространство.
Прослежено, что куполообразные жилища, а по последним данным святилища, существовали уже в палеолите. В неолите купольные покрытия сплетались из тростника по гнутому деревянному каркасу. Позднее они обмазывались глиной, еще позднее выкладывались из сырцового кирпича. Отмечено, что во многих архаических традициях купол соотносится с небосводом. Купола выложенные из камня, засвидетельствованы в микенскую эпоху. Решающим шагом в становлении большого купольного храма стал римский Пантеон. Вместе с тем отмечается, что купол, как таковой, скорее всего восходит к ближневосточной традиции. По такой версии, видимо, не случайно строителем римского Пантеона был избран Аполлодор из Дамаска, а строителями константинопольской Софии — Исидор из Милета и Анфимий из Тралл. С приходом христианства купольные храмы получили широкое распространение, в первую очередь, на Ближнем Востоке. Замечено, что традиционные историки архитектуры ислама склонны относить традицию куполов мечетей (а также михрабов) к заимствованию от восточнохристианских храмов.
Иран задолго до прихода Ислама выработал свою собственную традицию центрического четырехстолпного купольного сакрального здания — 190 ' ' ~ ~ чахартаг. С учетом определенных допущений можно утверждать, что в иранской традиции именно чахартаг стал главной основой для развития купола иранской мечети.
В развитии купола иранской мечети выявлена определенная тенденция, которая характеризуется следующими признаками:
— профиль традиционного купола чахартага близок к циркульному;
— по мере развития купольных мечетей купол поднимается на барабанвысота барабана нарастает и, со временем, он становится ярусным;
— абрис купола, по мере его вознесения на барабан, развивается от циркульного к килевидному и далее — к луковичному;
— внутри купола на квадратном основании простые угловые перемычки сначала заменяются тромпами, а затем перерастают в сталактитовые структуры;
— сталактитовые структуры тромпов усложняются, становятся многоярусными и постепенно распространяются на поверхность самого купола;
— на относительно поздней стадии развития в куполе появляются световые проемы, а затем и световой фонарь;
С приходом эпохи расцвета строительства купольных мечетей возникает и развивается иранская традиция двойных куполов. При этом внутренний купол сохраняет традиционную для Ирана высоту подкупольного пространства мечети, а внешний постепенно поднимается на все большую высоту. В этом процессе отмечены следующие основные тенденции:
— «расслоение» купола начинается в его верхней точке, наружный купол постепенно отделяется от внутреннего, расстояние между ними нарастает;
— наружный купол поднимается на барабан, высота барабана нарастает;
— абрис наружного купола развивается от циркульного к килевидному и далее к луковичному;
— внутренний купол сохраняет определенную высоту внутреннего пространства мечети и относительно плоский профиль;
— тромпы внутреннего купола от простых угловых перемычек развиваются в сталактитовые структуры;
— сталактитовые структуры тромпов постепенно распространяются на поверхность внутреннего купола;
— структура внутреннего купола усложняется и становится ярусной;
— в некоторых случаях появляется еще один (третий) внутренний купол.
В результате исследования процесса становления и развития важнейших смыслообразующих архитектурных форм мечетей Ирана: михраба, айвана и купола выявлен ряд закономерностей их пространственного развертывания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
1. В результате диссертационного исследования выявлен ряд особенностей возникновения и развития архитектуры мечети на территории Ирана начиная с древности, а также прослежены пути формирования пространственной структуры мечети.
2. Определена важная роль в этом процессе традиционного иранского четырехстолпного купольного сакрального здания — чахар-тага.
Выявлены две основные ветви этого процесса:
— развертывание пространственной структуры мечети от приспособленного для функций мечети здания чахар-тага;
— встраивание чахар-тага в традиционную для раннего ислама структуру мечети с двором и многоколонным молитвенным залом — шабестаном;
Установлено, что в обеих рассмотренных ветвях становления и развития структуры иранской мечети чахар-таг играет роль центрального ядра, обозначающего главное сакрального пространство, от которого организуется структура мечети.
Таким образом, на конкретных • образцах наглядно раскрыта композиционная роль чахар-тага в становлении и развертывании пространственной структуры традиционной мечети Ирана, ее преемственность от доисламских культовых построек.
3. Детальное рассмотрение процесса становления и развития важнейших смыслообразующих архитектурных форм мечетей Ирана: михраба, айвана, купола позволило в каяодом отдельном случае определить основные направления и наметить стадии или этапы их пространственного развертывания.
В итоге, можно сформулировать общие закономерности пространственного развертывания михраба, айвана, купола мечетей Ирана.
Процесс формообразования проходит через определенные стадии:
— от простой архитектурной формы к геометрическому и орнаментальному декорированию ее поверхности;
— от плоского геометрического декора к рельефному;
Определенная общность закономерностей в процессе формообразовании михраба, айвана, купола, очевидно, объясняется общностью их сакрального назначения и, как следствие, определенной общностью в построении их пространственной структуры.
4. В результате проведенного исследования среди всего многообразия возможных направлений изучения процесса становления и развития мечетей Ирана намечено особое научное направление — анализ закономерностей процесса пространственного развертывания мечети в целом и ее отдельных важнейших, смыслообразующих архитектурных форм: михраба, айвана, купола.
Список литературы
- Алпатов М. «Всеобщая история искусств». М., Искусство, 1948 1955.
- Арнхейм Р. «Динамика архитектурных форм». М., 1984.
- Бартонек А. " Златообильные Микены", /пер. О. П. Цыбенко: М.,"Наука", 1991, Глава «Религия и культ».
- Булатов М. С. «Геометрическая гармонизация в архитектуре Средней Азии». IX XV веков: Историко-теоретическое исследование. — М.: Наука, 1978.
- Васильев Л. С. «История Востока». Т. 1- 2: М., Высшая школа, 1993.
- Веймарн Б. В. «Искусство арабских стран и Ирана VII—XVII вв.еков». М.: Искусство, 1974.
- Виппер Б. Р. «Искусство Древней Греции», М.," Наука", 1972.
- Воронина В.Л. «Народное Жилище арабских стран». М., 1972.
- Воронина В. Л. Доисламские культовые сооружения Средней Азии // Советская археология: М., 1960.
- Вовк Е. В. «Архитектура Византии и стран Балканского полуострова» Харьков., 2007.
- Глазычев ВЛ. «Эволюция творчества в архитектуре». М., 1986.
- Глазычев В.Л. «Зарождение зодчества». М., 1983, С. 32.
- Григорян С. Н. «Из истории философии Средней Азии и Ирана VII XII вв». М., 1960. -Лисицкий Эль. Искусство и пангеометрия // Проблемы образного мышления и дизайн.
- Дандалшев Т. А. «Иран во время правления первых Ахеменидов (Иран дар дауран-и нухустин падишахан-и Хахаманиши)». / Пер. Рухи Арбаб. Тегеран: Интишарат-и «илми ва фарханги, 1352/1973.
- Дитриш Хоуф. „Купола в исламской архитектуре“. Тегеран17. „Декоративный двойной купол в исламских исторических памятниках Ирана//Искусство“. серия 11. номер 131. шахривар 1352 г. (1973г.), С.43−53.
- Заринкуб Абдулхусейн. „Мечеть//Галерея исламского искусства“, серия 3, номер 30, фарвардин 1344 г. (1965г.), С. 3−5 .
- Лосева И., Дьяконов М. Искусство Древнего Ирана (с середины I тысячелетия до н.э.) /Реферат, См. 179
- Карцев В. Н. „Зодчество Афганистана“. JI. 1986.
- Кузнецов Л. В. „Энциклопедический словарь“. Своды и их декор: М., 1938: его лее. Тектоники конструкция центрических здании: М., 17 С.
- Литвинский Б. А. Среднеазиатский центрический мавзолей.'Проблема генезиса //
- Этнография и археология Средней Азии: М., 1979.
- Ллойд С. „Археология Месопотамии“. М., Наука, 1984.
- Луконин В. Г. „Культура Сасанидского Ирана“,(Тамадлун-и Иран-и Сасани) /Пер. Аиайат Аллах Риза. Тегеран: Ннтишарат-и 'илми ва фарханги, 1350/1971.
- Маньковская Л. Ю. „Типологические основы зодчества Средней Азии (IX нач. XXв.)“. Ташкент., 1980.
- Мергарет М. „Египетские храмы“. М., 2006.
- Мышковский Я.И. „Жилища разных элох“. М., 1975.
- Павлов Геннадий. „Супрун Анатолий. Геодезические купола“, проектирование на современном уровне. // САПР и графика. — 2006. — N 3. — С. 26−28.
- Павлов Н. Л. „Алтарь . Ступа. Храм“. М., 2001.
- Павлов Н. Л. „Храм ипет Сут и пространственное мышление зодчих Древнего Египта“. Автореферат на соискание ученой степени кандидата архитектуры. М., 1982.
- Пичикян И. Р. „Культура Бактрии. Ахеменидский и эллинистический периоды“. М., „Наука“, 1994.
- Пугаченкова Г. А. Пути развития архитектуры Южного Туркменистана поры рабовладения и феодализма// Труды ЮТАКЭ. М., 1958. — Т. 6.
- Пугаченкова Г. А. Мастера среднеазиатской архитектуры IX XVII вв. // Искусство зодчих Узбекистана. — Ташкент, 1965. Вып. ГО.
- Пугаченкова Г. А. „Зодчество Центральной Азии XV в“. Ташкент., Изд-во лит. и иск. им. Г. Гуляма, 1976. -115 с.
- Ремпель Л. И. „Архитектурный орнамент Узбекистана“. История развития и теория построения / Под. ред. Г. А. Пугаченковой. Ташкент: Гослитиздат Уз ССР, 1961. -606 с.
- Смолина И. Н. „Традиции симметрии в архитектуре“. М., 1990.
- Стародуб-Еникеева. Т. „Сокровища исламской архитектуры“. М., 2004.
- Стародуб Т. X. „Эволюция типов средневековой исламской архитектуры“. Диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения, М: 2006
- Стародуб Т. X. » Мечеть. Термин и архитектурный тип". Вестн. Моск. УН-ТА. Сер.13. Востоковедение. 2006. № 4
- Стародуб Т. X. " Рибат и Ханака: Термин и архитектурный тип". Международныйежегодник 2002 2003. Санкт — Петербург., 2004. .
- Сулименко С. Д., Сергиенко В. И. Башенная Форма в сооружения и Северного Кавказа // Архитектурное наследство, М., 1996. -№ 41.
- Тейлор Э. Б. М., 1978. -№ 17.
- Фрай Ричард Н. Наследие древнего Ирана (Мирас-и бастани-йи Иран) / Пер. Мас’уд Раджабнийа. Тегеран: Интишарат-и 'илми ва фарханги. 1344/1965.
- Хмельницкий С. Г. Пештак и михраб // Известия Акад. Наук Тадж. ССР. -Душанбе, 1968. № 2
- Хоуф Дитриш. «Купола в исламской архитектуре». Тегеран
- Шукуров Ш. М. Образ храма-М.:Прогресс-Традиция, 2002.-496 с.
- История архитектуры и градостроительства Ирана (Тарих-и ми* мари ва шахрсази-йи Иран): В 4 т. // Сб. статей конгресса по Арг-и Баму. Б. м., б. г. 48. «Жилище народов Средней Азии и Казахстана». М. 1982. б), на западноевропейских языках
- Antony Hutt and Leonard Harrau. «Islamic Architecture — IRAN». Scorpion publication Limited, 1977. C. 25.
- Ардалан H, Бахтияар JI. The Sense of Unity: «The Sufi Tradition in Persian Architecture». 1978, Нашр-еХак. London 1975/Тегеран., 1380.
- Bastani Parizi, M. L. «Ensemble de Gani Ali Khan a Kerman in Memorial Volume of Congress VI of Iranian Art and Archaeology». Тегеран., 1976.
- Creswell К. A. C. «Early Muslim Architecture». Part I. Umayyads (622−750). Oxford: Clarendon Press, 1932- 2nd rev. ed. 1969. — 1,1−372 p- 1,2−684 p.
- Creswell, К. A. C. A Short Account of Early Muslim Architecture. Harmondsworth: Penguin Books, 1958- reprint — Beirut, 1968. — xiv, 330 p.
- Creswell, К. A. C. «The Origin of the Persian Double Dome in The Burlington Mgazine». XXIV (1913 -14).
- Christensen A. L. «Empire des Sassanides». Copenhague, 1907.
- David Stronach and Micael Roaf. Excavation At Tepe Nush-I Jan, part 1, IRAN, p. p 2 111.1973.
- Demus O. Byzantine Mosaic decoration. Aspects of Monumental Art in Byzantium. — London: Western printing services Ltd, 1947. 97 p.
- Esin, Emel. Turk Kubbesi (Gok Turklerden selcuklu lar, Kadar), Selcuklu Arastirmalari Dergisi 111. Ankara., 1971.
- Erdmann, K. «Das anatolische Karavansaray». 3 vols.(Berlin 1961, Istanbul, 1976).
- Erdmann, К «Das iranische Feuerheiligtum». In: Forschungen und Fortschritte (Berlin), 17. Jg., Nr. 25−26, 1941, pp. 277−278
- Ernst J. Grube, James Dickie, Oleg Grabar, Eleanor Sims, Ronald Lewcock. «Architectureof the Islamic World. Its History and Social Meaning». 1932 r. C. 38.
- Fankfort Henry. «Art and Architecture of the Acient Orient». 1959.
- Fletcher Sir Banister, «А History Architecture». Butterwrthe., 1989.
- Footnote 3, p. 552- Pope, A. U- «Persian Architecture». 1965, p. 64, fig. 54.
- Godard, A. «Iraian Art», translate into Persian by Dr. Habibi, Iran., 1958.
- Godard A. «L'Art de la Perse Ancienne». P., 1932.
- Godard A. «L'Ateshkah d’Isfahan», Athar-ё Iran: Annates du Service Archeologique de I’Iran 2, 1937.
- Grabar, O. «The Formation of Islamic art». London., 1973
- Ghirshman, R. «Tchoga Zanbil». Bad II- Paris, 1968,48, Abb. 16.
- Ghirshman, R. «Bichapour». Vol. П, 1956, PI. 2-
- Ghirshman R. «L'Iran des Porigines a I Islam». P., 1951.
- Ghirshman R. «Parthes et Sassanides». P., 1961.
- Grabar, O. «The Islamic Dome, Some Considerations,» Journal of the Society of Architectural Historians XXII (1963), pp. 191−98.
- Grabar, O. «Sarvistan,» Forschungen Zur Kunst Asiens (Istanbul, 1970), pp. 1−8.
- Gray, B. «La Peinture Persane». Geneve. Shira., 1961.
- Gullini, G. «Architectura Iranica degli Achemenidi ai Sassanid». «IL palazza» di Kub -1 Kwagia, Seistan. Rome, 1964
- Gullini, G. «Architecture Iranica dagli Achemenidi ai Sassanid». 1964,310, Tavola VI.
- Gruenwedel, A. «Bericht ueber archaeologische Arbeiten in Idikutschari und Umgebung». 1905, p.73.
- Hatam Gh. «Islamic Architecture of Iran (Period Seljuk)». Tehran., 2000 -С. 11. 73.
- Herztefeld .E. «IRAN in the Ancient East». Tehran., Imperiad 1970.
- Herzfeld, E. Damascus: Studies in Architecture, П. // Ars Islamica. Vols.: IX (1942) p. 153- X (1943)-p. 13−70- Х1-ХП (1946) -p. 1−71 — XIU-XIV (1948)-p. 118−38.
- Herzfeld, E. «Archaeological History of Iran». 1935, p. 89- Idem- Iran in the Ancient East, 1941, p. 301.
- Hillenbrand, R. Hillenbrand, R. The Pir1 Mausoleum at Takistan // Iran. Vol. X, London, 1972. C. 56.
- Hillenbrand, R. «Islamic architecture: form, function, and meaning». Cairo: The American University in Cairo Press, 2000 первое издание: Edinburgh: Edinburgh University Press, 1994., Пер. Tehran 1986 C. 83.
- Hill, D and Grbar, O. «Islamic Architecture and its decoration». Published by Faber and Faber- London, 1967 and Tehran 1996.
- Hoag, J. D. «Architectural art in islamic countries». 1976. C. 56.
- Hourani, A. H. and Stern, S. M., eds. «The Islamic City „(Oxford, 1970).
- Huff, D. „Archaeology Anzeiger“. 1975, p. 158- Bier, L.- Sarvistan- 1968, p. 1.
- Huff, D. „Qaleh Dukhtar bei Firuzabad, Archaologische Millebungen aus Iran“. N.F. 4, 1971, 127 ff.
- Huff, D. „Archaeology MitteiL aus Iran“. 11,1978, p. 117.
- Huff, D. „An Archaeological Survey in the Area of Firuzabad, Fars“. in 1972- Proceedings of the 2nd Annual Symposium on Archaeological Research in Iran- Teheran, 1973, (1974), p. 155.
- Huff, D. „Sasanian“ Cahar Taqs in Fars- Proceedings of the 3rd Annual Symposium on
- Archaeological Research in Iran- Tehran, 1974 (1975), p. 243.
- Huff, D. „diqleh daughter bei Firozabad. Archajljisch mihelungen aus Iran“, n.f., 1971,
- Jahn, K. (ed.) Geschish Gazan Han’s aus dem Ta’rihi — mubaraki-i-Gazani des Rasid al
- Din. — (Persian text), London, 1940, p. 208.
- Jordan R. Furneau. A. „Concise History of Western Architecture“.
- Kent R. G. „Old Persian“. N. Y.: American Oriental Society, 1953.
- Kiani M. Y. „Iranian Architecture (Islamic Period)“. Tehran., 2000 .C. 19.
- Kleiss, W. „Archaeology. MitteiL aus IranN. S“. 6,1973, p. 163. .
- Kleiss, W. Bastam/Rusa-I Uru. Tur, Beschreibung der urartaischen und mittelalterlichen Ruinen- 1977,19 f., Abb. 6.
- Kleiss, W. „Archaologische Mittrilungen aus Iran“. 18, 1985, 173 ff.
- Mayer, L. A. „Islamic Architects and their Works (Geneva, 1956)“. Islamic Woodcarvers and their Works (Geneva, 1958), Islamic Metalworkers and their Work (Geneva, 1959).
- Nasr S. N. „An introduction to Islamic cosmological doctrines“. Cambridge, 1964.
- Nasr S. N. „Science and civilization in Islam“. Cambridge, 1968.
- Naumann R. and D. Huff, „Boston Shenassi va Honar-e Iran“. 9−10, 1972, 24- Huff, D.- A
- General Study on Urbanization and Urban Planninging Iran- in M. Y. Kiani (ed.), 1986/1365, p. 176
- Oelmann, F. „Archaeology Anzeiger“. 1921, p. 273.
- Fapadopoulo, A. <
- Par Henri Stierlin. „Architecture de Isalm“. office du livre Suisse, 1979.
- Pope, A. U. „Persian Architecture“, London: Thames & Hudson, 1965 London, Oxf. Univ. Press, 1969- Tehran: Soroush Press, 1976. 374 p.
- Reuther, О. „А Survey of Persian Art" — in AU. Pope (ed.), Vol. 1, 1938, p. 493-
- Schlumberger D. et aL „Surkh Kotal enBactriane“. Vols I and 11,1983, p. 38. pi/36 ff.
- Schroder, E. „Architecture of Islamic IRAN The Seljur Period (Asurvey of Persian Art)“.
- Vol. 11. London andNew York: 1938.
- Sir Banister Fletcher’s, A History of Architecture, 1989, p, p,29−32.
- Soste, P. „Monuments Modernes de la Perse“. 1867. Blunt, W.- Isfahan: Pearl of Persia-1966,181, Abb. 84
- Sourdel, J. „Mosquee et madrasa in Cahiers de civilization medieval“. 13 (1970).
- Spiers, R.S. „The of Architecture“. London., 1926.
- Stierlin, H. „Architecture of the World“. Japan, Bendikt taschen German.
- Sterlin, H. Oditions Signna, IRAN of the Master Builders, 1971.
- Sterlin, H. „Encyclopedia of Wold Architecture“. McMilllan Press, 1983
- Stronach, D. andRoaf, M.- Iran- 16,1978, p. 1.
- Stronach, D. „TepeNush-I Jan“. IRAN- Bd. 13, 1975,187 f.
- Smit, W. „Stevenson, the art and Architecture of Aneient Egypet“. 1958.
- Spuler, В „Iran in Fruh-Islamischer Zeit“. 1952, p. 190.
- Survey of Persian Art: By Arthure Upham, Pope, Tahyo.
- Scbippmann, К Die iranischen Feuerheiligtuemer- 1971- Huff, D.- Studia Iranica- 11, 1982, p. 197- Boucharlat, R- De I’ldus aux Balkans, Recueil Jean Deshayes- 1985, p. 46.
- Schlumberger D. et al- „Surkh Kotal en Bactriane“. Vols. I and П, 1983, p. 38. PI. 36 ff.
- See for ex. the so-called Ayadana near Shush, Dieulafoy, M.- L’Acropole de Suse- 1893, p. 411, and the so-called Fratadara Temple at Takht-i Djamshid, Schmidt, E.F.- Persepolis- Vol. I, 1953, p. 56.
- See footnotes 16,17 and Siroux, M- „Athar-е Iran“. 3, 1938, p. 135.
- Vanden Berghe, L. Iranica Antiqua- 1, 1961, p. 161- 5, 1965, p. 128- 12, 1977, p. 175- Huff, D- Archaeology Mitteilaus Iran N.S.-3,1970, p. 239.
- Watzinger С., Wulzinger К. „Damaskus. Die islamische Stadb>. Berlin- Leipzig: Theodor Wiegand, 1924.
- Wilber, D. „The arcliitecture of Islamic Iran“. The И Khanid Prirod (Princenton, 1955).
- Willber, D. N „The Architecture of Islamic IRAN, The И Khanid Period“. Princenton, 1955, p. 43.
- Wilber D. N. „Persian Gardens and Garden Pavilions“. Theran., 1969.
- Master pieces of Iranian Architecture: By printed by Offset Press Inc., Tehran, IRAN
- Monneret de Villard, U- Bulletin of the American Institute for Persian Art and
- Archaeology- 4,1936, p. 175.
- For Isfahan see Siroux, M- Iranica Antiqua- 5, 1965, p.39.
- See footnotes 16,17 and Siroux, M: Athar -e Iran -3, 1938, p. 135.
- Official website of Dr. Hawass.
- The Genius of civilization. (Source of renaissance). Oxford, 1978. б), на Персидском языке / Пер. с Европейских языков на Персидский
- Ардалан Н., Бахтияар Л. “ Хесе вахдат (Чувство единства)“. Пер. Шарох Н. Тегеран 1380 г. (2001 г.).
- Бозургниа 3. „Мемарие Иран дар доре ислам (Архитектура Ирана в период от Ислама)“. Тегеран., 1382 г. (2003 г.) С. 58
- Бозургния 3. „Мемаран-е Иран аз агаз-е дореи-е ислами та паяне дореи-е Каджар (Иранские архитекторы с начала исламской эпохи до конца эпохи Каджаров)“. Тегеран., 1385 г. (2006 г.) С. 65
- Буркхарт Т. „Рухе хонар-е ислами (Дух исламского искусства)“. Пер. Наср X. Тегеран С. 2
- Грубе А, Грабер А, Симез А, Как Р. Л, Джонз Д, Беридж Г. П. „Мемари-е джахане ислам тарих ва мафхоме ан (Архитектура исламского мира, история и ее общественное значение)“. Пер. Ажанд Я, Тегеран., 1380 г. (2000 г.) С. 39
- Дитриш X. „Гомбадха дар мемари-е ислами (Купола в исламской архитектуре)“. Тегеран., 1354 г. (1975 г.)
- Жуде Т. “ Пажухеши дар мореде фарш (Научное исследование об иранском ковре)». Исфахан., 1380 г. (2001 г.) С. 6. 42
- Замани А. «Гомбад до пошеши дар асар-е тарихи-е ислами-е Иран (Двойной купол в исламских исторических памятниках Ирана)», серия 11. номер 131. Тегеран., 1352 г. (1973 г.)-С. 43−53.
- Замани А. «Гомбад до пошеши дар асар-е Иран (Двойной купол в исламских памятниках Ирана)». Тегеран. 1354 г. (1975 г.) С. 45
- Замани А. " Мемари-е Иран дар доре Сасани, Мадаэн (Иранская архитектура в Сасанидский период, Мадаэн)". № 14.165.166. Тегеран., 1355 г. (1976г.) С. 24−41.
- Замани А. «Гомбад до Пошеши (Двойной купол)». № 131. Тегеран., 1354 г. (1975 г.) -С. 43−53.
- Заринкоб А." Меджед, галери-е хонарха-е ислами (Мечеть, галерея исламских искусств)". № 3, Тегеран., (1965 г.)-С. 3.5
- Ирфан М." Селселе моталеати пирамоне мемари-е мечеть (Системно-научное исследование об архитектуре мечети)". Мемари-е масаджид, том 1, Тегеран., 1383 г. (2004 г.)-279 С.
- Ирфан М." Селселе моталеати пирамоне мемари-е мечеть (Системно-научное исследование об архитектуре мечети)". Мемари-е масаджид, том 2, Тегеран., 1385 г. (2006 г.) С. 275
- Кабаргозари-е Мехр Mehr News (Информационное агентство Мехр). Тегеран., 1386 г. (2007 г.).
- Кияни М." Мемари-е Иран дорей ислами (Иранская архитектура в эпоху ислама) «. Тегеран., 1379 г. (2000 г.) С. 1. 14. 67. 57.
- Кришман Р. „Хонар-е Ирани Ашкани ва Сасани (Иранское искусство — Парфия и Сасаниды)“. Пер. Фарахваши Б, Тегеран., 1370 г.(1991 г.).
- Мойн М. » Фарханг-е Парсии (Персидский словарь)". Тегеран., 1371 г. (1996 г.) С. 3900−3901
- Мустафави М. Т. «Нигах-и ба хунар-и ми’мари-йи Иран (Взгляд на архитектуру Ирана)». Тегеран., 1346 г. (1967 г.).
- Мухаммеди М. «Фарханг-и Иран пиш аз ислам (Культура Ирана до ислама)». Тегеран., 1377 г. (1998 г.).
- Насри Б. «Айване мозаик Чуган (Мозаичный айван Чуган)». Тегеран., 1381 г. (2003 г.).
- Нубахар Р. " Ирфан-е ислами (исламская мистика)". Тегеран., 1384 г. (2005 г.).
- Ншрие месджид, (Публикация: Мечеть), № 36. Тегеран., 1384 г. (2005 г.) С. 58.
- Педрам М. «Байн ал-нахрайн ваИран (Междуречье и Иран)». Тегеран., 1368 г. (1989 г.).
- Пириия М. «Сабкшенаси-е мемари-е Иран (Стили архитектуры Ирана)». Тегеран., 1384 г. (2005 г.) С. 6. 23. 45. 57. 66.76. 98
- Поп А. А. «Шахкар-е хонар-е Иран (Шедевры искусства Ирана)». Пер. Ханлари П, Тегеран., 1338 г. (1959 г.).
- Поп А. А. «Назари бе Хонар-е Иран (Взгляд на искусство Ирана)». № 27. Тегеран., 1344 г. (1964г.)-С. 2. 5. 88
- Саджади А. " Сейр-е тахавол-е михраб дар мемари-е ислами-е Иран аз агаз-е хамле могол (Возникновение и историческое развитие михраба в архитектуре Ирана с начала до нашествия Монголов)". Тегеран., 1375 г. (1996 г.) С. 46
- Саджади А. «Тахавол-е михраб дар мемари-е ислами-е Иран (Развитие михраба в исламской архитектуре Ирана)». Тегеран., 1378 г. (1999 г.) С. 54
- Сами А."Мемари-е Иран дар ахде Сасаний, Мадаэн (Иранская архитектура в эпоху Сасанидов, Мадаэн)". № 166. Тегеран.
- Тагизаде М. " Месджид, калбаде мосалат дар моджтамае ислами (Архитектура мечети)". Том 2. Тегеран., 1384 г. (2005 г.) С. 132
- Хатам Г. " Мемари-е ислами Иран дар дореи-е Салджоги (исламская архитектура Ирана в эпоху Сельджуков)". Тегеран., 1379 г. (2000 г.) 251С.
- Хашем Р. " Айне мехр (Обычный мехр)". Тегеран., 1385 г.(2006 г.).
- Хелен Бранд А. «Мемари-е ислами (Исламская архитектура)». Пер. Ехтесам И, Тегеран., 1379 г. (1999 г.) С. 54. 69. 83.134. 153.
- Хелен Бранд А. «Мемари-е ислами Шекл, Каркард, Мани (Исламская архитектура — форма, Функция, значение)». Пер. Айатуллазаде Ширази Б, Тегеран., 1380 г. (2001г.)-С. 45
- Хоак Ж, Ханри М." Сабк шенаси-е хонар-е мемари дар сарзаминха-е ислами (Стили архитектурного искусства в исламских странах)". Тегеран., 1368 г. (1989 г.) С. 56. 204
- W.P.Campbell & William Piyce. кирпич. Архитектурная история: От истоков создания до наших дней190. http://architecture. artyx. ru191. http:/'/www. architecture, artyx. ru192. http://www.egypt-info.ru193. http://www.ntrust.ru