Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Становление и развертывание пространственной структуры традиционной мечети Ирана: Михраб. 
Айван. Купол

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Прослежено, что куполообразные жилища, а по последним данным святилища, существовали уже в палеолите. В неолите купольные покрытия сплетались из тростника по гнутому деревянному каркасу. Позднее они обмазывались глиной, еще позднее выкладывались из сырцового кирпича. Отмечено, что во многих архаических традициях купол соотносится с небосводом. Купола выложенные из камня, засвидетельствованы… Читать ещё >

Содержание

  • Актуальность исследования, объект и предмет, цель и задачи, границы исследования, рабочая гипотеза, научная новизна и научная значимость
  • ГЛАВА I.
  • СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ КУПОЛЬНОЙ МЕЧЕТИ ИРАНА
    • 1. Иранская традиция в ряду основных типов мечетей ислама
    • 2. Чахартаг — иранская традиция четырехстолпия
      • 2. 1. Четырехстолпие — важнейшая часть структуры традиционного иранского дворца
      • 2. 2. Основные тенденции в развитии чахар — тага
      • 2. 3. Ключевая роль чахар — тага в процессе становления структуры иранской мечети
  • — Чахар — таг — ядро, от которого развертывается пространственная структура иранской мечети
  • — Чахар-таг как ключевой элемент постепенного преобразования традиционной арабской мечети в иранскую мечеть
  • Выводы по главе I
  • ГЛАВА. Н СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НЕКОТОРЫХ ВАЖНЕЙШИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ МЕЧЕТИ ИРАНА: МИХРАБ. АЙВ АН. КУПОЛ
    • 1. МИХРАБ
      • 1. 1. Архаическая традиция молитвенной ниши и становление михраба
      • 1. 2. Значение михраба и его назначение и религиозный смысл
  • — значение михраба в арабо-персидской культуре
  • — назначение и религиозный смысл михраба
  • — алтарь в христианской церкви, его сходство и различие с михрабом в мечети
    • 1. 3. Михраб в пространственной структуре мечети Ирана
    • 1. 4. Развитие структуры михраба
  • — развитие структуры михраба V
  • — развитие формы центральной арки михраба '
    • 1. 5. Строительные материальш и декорирование михрабов
  • — орнамент в украшении михраба
  • — декорирование михрабов ганчевыми материалами в настоящее время михрабы из каменя =
  • кирпичный михраб деревянные михраб
  • — михраб, облицованный изразцами
    • 1. 6. Михраб вне религиозных сооружений
  • Выводы
    • 2. АЙВАН
    • 2. 1. Айван как традиционная форма в архитектуре Ирана
    • 2. 2. Айван как пространственная структура 103'
    • 2. 3. Вертикальное развертывание фасада айвана
    • 2. 4. Горизонтальное развертывание фасада айвана
    • 2. 5. Пространственное развертывание внутренней структуры айвана
    • 2. 6. Декор типа мугарнас как один из специфических вариантов становления сталактитового свода
    • 2. 7. Становление и развитие сталактитового свода айвана 4. «
  • Выводы
    • 3. КУПОЛ
    • 3. 1. Вводные замечания
    • 3. 2. Архаическая традиция купольных зданий и иранская традиция купольного здания — чахар — таг
  • — архаическая традиция купольных зданий
  • — Иранская традиция купольного здания — чахар-таг
  • — сакральный смысл купола
    • 3. 3. Развитие купола Иранской мечети
    • 3. 4. Становление и развитие двойного купола Иранской мечети
  • — разновидности внутренней оболочки двойного купола
  • Выводы по главе П

Становление и развертывание пространственной структуры традиционной мечети Ирана: Михраб. Айван. Купол (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Возведение мечетей — мусульманских культовых зданий — на территории современного Ирана имеет длительную историю. С начала проникновения в Персию и стабилизации на её обширных пространствах ислама как доминирующей религии в течение многих веков складывалась своеобразная региональная иранская (персидская) архитектурная традиция строительства этих культовых зданий, которая занимает отдельное место среди выделяемых в истории архитектуры аналогичных локальных традиций, или архитектурных школ, — сирийско-египетской, индийской, магрибской, османской и других (с их подразделениями).

Следует обратить внимание на особенность архитектурной традиции сооружения исламских культовых построек. С одной стороны, это наличие единых, универсальных для ислама подходов к планировке и возведению различных зданий: мечетей, мавзолеев, медресе, ханака. Эти формы проникают в гражданские и в жилые постройки — дворцы, караван-сараи, водохранилища и другие типы зданий. С другой стороны, на эти общепринятые для ислама приёмы накладывается местная, локальная строительная традиция, формирующая местный, своеобразный архитектурный тип, благодаря которому мы можем выделять и различать региональные традиции возведения мусульманских религиозных построек. Среди них, естественно, одно из ведущих место занимают мечети. Иранскую архитектурную традицию характеризует становление и развитие айванной мечети, прежде всего купольной.

В работах по архитектуре иранской мечети основное внимание, как правило, уделяется анализу композиционно-планировочных параметров отдельных памятников и/или описанию их декоративного оформления, раскрытию приёмов художественного построения орнаментов и других изобразительных средств, воздействующих на сознание молящегося мусульманина.

Актуальность, состоит в том, что в ней впервые рассмотрен и проанализирован процесс становления и развертывания пространственной структуры основных смыслообразующих архитектурных форм мусульманской культовой постройки — иранской мечети: михраба, айвана и купола, начиная с первых мечетей, восходящих к доисламским культовым зданиям на территории Персии.

Состояние вопроса и научный контекст исследования. Опубликованные исследования, в которых уделено внимание архитектуре мечетей Ирана, охватывают в основном исторические, культурологические, религиоведческие, искусствоведческие и ремесленно-технологические аспекты. В ряде работ предложены различные варианты композиционного анализа. Вопросы пространственной организации и системного формообразования в искусствоведческой литературе затрагиваются, как правило, лишь частично, попутно и по отдельным темам, чаще всего описательно или в качестве подтверждения тех или иных исторических или культурологических позиций автора.

В настоящем диссертационном исследовании предпринята попытка собственно архитектурного анализа. Из всех возможным вариантов рассмотрение темы выбрана линия пространственной организации, аспект становления и развития важнейших для мечети, смыслообразующих архитектурных форм: михраба, айвана, купола. t.

Теоретическую основу настоящего исследования составили труды по общей теории и истории архитектуры: М. В. Алпатов, Р. Арнхейм, Н. И. Брунов, Б. Р. Виппер, В. Л. Глазычев, H. JL Павлов [29], А Вахдати, Р. Джордан, Э. Кунель, Н. И. Смолина [36], Р. С. Спаерс, Т. Х. Стародуб [38], X. Стирлин, Сэр Б. Флечер, А. Христенсен, А. Чойсы, Ш. М. Шукуровпо истории цивилизации: С. С. Аверинцев, А. Грабар, А. Е. Бертельс, В. Г. Луконин, А. Мец, С. Н. Наср, Э.Б. ТейлорМ. Бистани-Паризи, Дж. Бойер-насс, X. Брадлей, Д. Вильбер, Л. А. Майер, М. Мухаммади, Р. Мустауфи, М.

Парвизи, Табо-Табои, Г. Фарнкрофт, Г. Френкфорт, Р. Хиршман,? —.

Э. Диц, в частности, работы по типологии жилища и культовых сооружений: О. Аль-Асамех, B.JI. Воронина, М. И. Джандиери и Г. И. Лежава, В. Карцев, Б. ЛогашеваВ. Бассам, П. Бозормехр, О. Грабар, Дехудо, Ф. Йуф, М. Кияни, М. Масохиб, А. Мохамед, Г. Гаем, К. Мемориан, М. Майоми, Муйин, Я. И. Мыппсовский, Ц. КаталинА.Х. Гурани и С. М. Стерн, А. Папандопуло, В. Смит, Э. Эсинисследования по гражданской истории интересующего нас региона: В. В. Бартольд, Л. С. Васильев, И. М. Дьяконов, И. П. Петрушевский, М.А. ДандамаевП. Амье, Р. Фрайработы по изучению и описанию конкретных архитектурных памятников Персии-Ирана и смежных территорий: Л. С. Бретаницкий, М. С. Булатов, Б. В. Веймарн, В. Л. Воронина, С. Н. Григорьян, Б. П. Денике, Б. Н. Засыпкин, В. Н. Карцев, Л. А. Лелеков, Б. А. Лигвинский, И. Лосева и И. М. Дьяконов, Л. Ю. Маньковская, Г. А. Пугаченкова, И. Р. Пичикян, Л. И. Ремпель, Н. И. Смолина [36], Т. Х. Стародуб [37], С. Д. Сулименко, С.Г. Хмельницкий- 3. Бозоргня, В. Дональд, Н. Ардалан, Л. Бахтияр, А. Джавади, А. Замани, Э. Квелл, М. Кияни, К.А. С. Кресвелл, С. Ллойд, К. Мумтаз, М. Мусави, Д. Олекграбер, К. Пирния, А. Поп, М. Роджерс, X. Стирлин, Дж. Сурдель, Э. Херстефельд, Г-А. Хатам, А. Хутт и Л. Хароа также археологические сведения по реконструкции ранних культовых зданий на территории современного Ирана и в других странах. Использовалась литература на русском, персидском, английском и арабском языках.

Цель работы. Выявить тенденции и закономерности становления и развёртывания пространственной структуры традиционной мечети Ирана, её важнейших смыслообразующих архитектурных форм: чахар-тага, айвана, михраба, купола.

Задачи исследования.

1) Проанализировать и обобщить накопленные материалы по истории иранских культовых зданий, начиная с древности. Обозначить предысторию возникновения и становления, основных смыслообразующих архитектурных составляющих мечети: айвана, михраба и купола, и направления их пространственного развертывания.

2) Рассмотреть в аспекте становления и развертывания пространственной структуры образцы характерных мечетей Ирана, возведённых в эпоху становления ислама, определить роль в этом процессе традиционного иранского культового здания — чахар-тага.

3) Выявить основные тенденции, стадии и отдельные общие закономерности становления и пространственного развёртывания: михраб, айван, купол.

Объект исследования. Купольные постройки, возведенные на территории Персии периода Сасанидов, и мечети, сооруженные в Иране, начиная с VII в., их пространственная структура и три основные смыслообразующие архитектурные формы: михраб, айван, купол.

Предмет исследования. Становление и развёртывание пространственной структуры мечети как культового здания исламской архитектуры Ирана. Становление и развертывание важнейших смыслообразующих архитектонических форм купольной мечети Ирана: чахар-таг, михраб, айван, купол.

Границы исследования. Географические границы определяются исторической территорией Древнего Ирана (Персии) и пределами современной Исламской Республики Иран, а также частично смежных государств. Хронология исследования включает период становления ислама, начиная с VII в., и новейшее время. Работа опирается как на археологические данные и реконструкции, так и на современные фиксации культовых архитектурных сооружений (фотографии, зарисовки, планы, описания и пр.).

Границы исследования включают вопросы становления и развертывания пространственной структуры традиционной мечети Ирана.

Методика исследования опирается на достижениях современной архитектурной мысли, представленной в трудах по теории и истории мировой архитектуры, на достижения современной археологии по реконструкции и интерпретации исторических памятников и артефактов, анализ описаний сохранившихся мечетей по результатам их натурного обследованияиспользуются также исследования по теории и истории религии, прежде всего, ислама.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем: 1) обобщен и систематизирован обширный материал по истории возникновения и развития архитектуры мечети на территории Ирана, начиная с древности, а также прослежены пути формирования пространственной структуры мечети- 2) конкретно показана историческая преемственность между постройками доисламской Персии и религиозными постройками ислама, в частности, выявлена роль традиционного иранского здания — чахартага в процессе становления и развертывания пространственной структуры иранской мечети- 3) впервые специально рассмотрен стадиальный процесс становления и пространственного развёртывания главных смыслообразующих архитектурных форм мечети Ирана: михраб, айван, купол.

Положения, выносимые на защиту:

1. На территории Персии-Ирана сложилась последовательная линия (традиция) пространственного развития форм мечети (соответственно, михраба, айвана, купола) как важнейшего культового здания исламав результате чего в ходе становления ислама сформировался особый архитектурный тип мечети, который известен как иранский (купольная мечеть с айваном) и который наблюдается в современной архитектурной практике.

2. Иранская традиция архитектурной формы (михраб, айван, купол), зародившаяся в постройках доисламской Персии и соседних стран, получила свое монументальное архитектоническое развитие в процессе становления и пространственного развертывания иранской мечети. Особо важную роль играет иранское традиционное четырехстолпное купольное здание — чахартаг. ю :

3. Становление и пространственное развертывание главных смыслообразующих архитектурных форм мечети Ирана: михраба, айвана, купола происходило под влиянием утверждения ислама (содержания заказа халифата), развития строительных технологий, местных климатических условий, что, в целом, сделало их актуальными и в современной архитектуре Ирана.

Научное и практическое значение результатов исследования заключается в системном представлении истории возникновения и развития иранского типа мечети в качестве одного из направлений, как в рамках исламской архитектуры, так и в истории мировой архитектуры.

Полученные результаты могут быть составной частью вузовского курса истории архитектуры, а также могут служить делу уточнения и дополнения истории возникновения и формирования одного из типов культовых зданий.

Результаты диссертации будут учтены в работах по архитектуре, издаваемых в Иране.

Апробация и внедрение. Ход работы и её промежуточные результаты докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры «Советская и современная зарубежная архитектура» Московского архитектурного института.

По теме диссертации опубликованы 4 статьи, из них: 3 — в изданиях, рекомендованных ВАК, 2 — в академическом журнале «Academia. Архитектура и строительство» (РААСН), 1 — в электронном журнале «Архитектон: известия вузов», 1 — в Трудах Московского архитектурного института (МАРХИ).

Результаты диссертации будут учтены в работах по архитектуре, издаваемых в Иране.

Выводы по главе II.

Глава II «Становление и развитие некоторых важнейших составляющих пространственной структуры мечети Ирана: михраб, айван, купол».

Глава посвящена исследованию становления и пространственного развёртывания основных смыслообразующих архитектурных форм мечети Ирана: михраба, айвана, купола, описание которых дается в трех соответствующих разделах.

Михраб.

Михраб определен, как исходная, смыслообразующая в процессе становления и развития мечети архитектурная форма. Михраб замыкает главную ось мечети. Он дает единую для всех мечетей мира ориентацию на Мекку. К михрабу устремлены взоры молящихся.

Михраб рассмотрен в аспекте развития общекультурной традиции молитвенной ниши.

Выявлено, что тема молитвенной ниши намечается еще в палеолите. В неолите уже в VI тысячелетии до н.э. в Чаттал-Хуйюке и в Хаджиларе молитвенная ниша оформляется как развитая архитектурная форма, доминирующая в пространстве здания. В архаическую эпоху в Древнем Египте и на Ближнем Востоке намечается тенденция перерастания молитвенной ниши в святилище. Перерастание молитвенной ниши в апсиду, выделяющую сакральное пространство здания, обозначается в микенскую эпоху (мегарон). Формирование апсиды как главной сакральной части храма происходит в поздней античности. Тема апсиды как главной сакральной части храма активно развивается в буддийской и христианской традициях. Ислам создает михраб — свою собственную наиболее развернутую и монументальную архитектурную версию молитвенной ниши.

В диссертации прослежены стадии и тенденции пространственного развертывания михраба:

— михраб — плоская молитвенная ниша;

— михраб — цилиндрическая молитвенная ниша, перекрытая конхой;

— развертывание михраба по вертикали и по горизонтали, сопровождающееся усложнением и ярусным построением его внутреннего пространства, постепенным превращением конхи в сталактитовый свод.

На материале малых форм михраба и его изображений выявлено основное (идеальное) направление развития его арки, в процессе которого можно отметить три основные стадии:

— простое скатное покрытиетема трехлопастной арки формируется в ее поле, в орнаменте;

— арка михраба постепенно становится трехлопастной;

— арка михраба продолжает усложняться, становится ярусной многолопастной.

В результате исследования процесса становления и развития михраба определены его общекультурные исторические истоки и ряд закономерностей его пространственного развертывания.

Констатируется, что михраб как молитвенная ниша или её изображение продолжает оставаться важнейшей сакральной частью не только в мечети, но и мусульманском жилом доме, вплоть до самых современных построек.

Айван.

Отмечено, что айван по своей природе восходит к двум источникам:

— к молитвенной нише и к развившемуся от нее михрабу;

— к порталу при входе на территорию святилища или в здание, наделенное сакральным смыслом.

Рассмотрены процессы развёртывания портала айвана по вертикали и по горизонтали, а также процесс развертывания его внутреннего пространства.

При исследовании процесса развертывания портала айвана по вертикали отмечены следующие основные стадии:

— с самого начала портал айвана выделяется из стены или галереи мечети по высоте;

— на портале появляются орнаментальные боковые пилястры;

— орнаментальные боковые пилястры развиваются в рельефные, в ряде случае в них возникают ниши;

— над боковыми пилястрами надстраиваются башенки или колонны, по форме подобные минарету;

— колонны в форме минаретов выделяются из плоскости портала и становятся пристроенными к айвану самостоятельными архитектурными формами.

При исследовании процесса развертывания портала айвана по горизонтали отмечены следующие основные стадии:

— первоначальный однопролетный айван;

— появление по бокам портала двух арочных пристроек, выделенных по высоте из стены или аркады мечети- 188 ~ «' ~~ ~.

— постепенное нарастание высоты боковых пристроек с окончательным заключением все трех пролетов айвана в единый портал;

— появление по бокам трехарочного портала еще двух арочных пристроек, выделенных по высоте из стены или аркады мечети;

— постепенное нарастание высоты боковых пристроек с окончательным заключением всех пяти пролетов айвана в единый портал.

Отмечено, что в поздних мечетях такие трехарочные и пятиарочные порталы трактуются как целостный фасад айвана или всей мечети.

При исследовании процесса развертывания внутреннего пространства айвана отмечены следующие тенденции, которые можно соотнести с определенными стадиями его развития:

— пространство айвана постепенно углубляется, а по вертикали становится ярусным;

— углубление пространства айвана сопровождается появлением на задней стене над дверью зарешеченного оконного проема, а в боковых стенах сначала плоских ниш, затем глубоких ниш и, наконец, проходов в боковые галереи;

— на своде айвана появляется декор типа мугарнас или простейшие (ячеистые) варианты сталактитового свода, которые постепенно перерастают в сложные сталактитовые структуры.

Особое внимание уделено исследованию процесса становления и развития сталактитового свода. Здесь выявлены две основные линии.

Первая линия имеет своим началом иранский декор типа мугарнас. В этой линии намечены основные стадии развития:

— появление на своде айвана плоского декора типа мугарнас;

— перерастание плоского декора в рельефный;

— перерастание рельефного декора типа мугарнас в сталактитовый свод.

Вторая линия имеет своим началом ячеистый рельеф на своде айвана. В ней отмечены следующие основные стадии развития:

— появление на своде айвана рельефного декора в виде ячеистой структуры;

— перерастание рельефной ячеистой структуры в ячеистый сталактитовый свод;

— усложнение сталактитового свода и развитие его в многоярусную структуру;

— укрупнение структуры сталактитового свода, постепенное приобретение ею монументального характера.

Купол.

Купол в пространственной структуре мечети выступает как вертикальная доминанта, представляющая во внешний мир ее ядро — наиболее сакральное пространство.

Прослежено, что куполообразные жилища, а по последним данным святилища, существовали уже в палеолите. В неолите купольные покрытия сплетались из тростника по гнутому деревянному каркасу. Позднее они обмазывались глиной, еще позднее выкладывались из сырцового кирпича. Отмечено, что во многих архаических традициях купол соотносится с небосводом. Купола выложенные из камня, засвидетельствованы в микенскую эпоху. Решающим шагом в становлении большого купольного храма стал римский Пантеон. Вместе с тем отмечается, что купол, как таковой, скорее всего восходит к ближневосточной традиции. По такой версии, видимо, не случайно строителем римского Пантеона был избран Аполлодор из Дамаска, а строителями константинопольской Софии — Исидор из Милета и Анфимий из Тралл. С приходом христианства купольные храмы получили широкое распространение, в первую очередь, на Ближнем Востоке. Замечено, что традиционные историки архитектуры ислама склонны относить традицию куполов мечетей (а также михрабов) к заимствованию от восточнохристианских храмов.

Иран задолго до прихода Ислама выработал свою собственную традицию центрического четырехстолпного купольного сакрального здания — 190 ' ' ~ ~ чахартаг. С учетом определенных допущений можно утверждать, что в иранской традиции именно чахартаг стал главной основой для развития купола иранской мечети.

В развитии купола иранской мечети выявлена определенная тенденция, которая характеризуется следующими признаками:

— профиль традиционного купола чахартага близок к циркульному;

— по мере развития купольных мечетей купол поднимается на барабанвысота барабана нарастает и, со временем, он становится ярусным;

— абрис купола, по мере его вознесения на барабан, развивается от циркульного к килевидному и далее — к луковичному;

— внутри купола на квадратном основании простые угловые перемычки сначала заменяются тромпами, а затем перерастают в сталактитовые структуры;

— сталактитовые структуры тромпов усложняются, становятся многоярусными и постепенно распространяются на поверхность самого купола;

— на относительно поздней стадии развития в куполе появляются световые проемы, а затем и световой фонарь;

С приходом эпохи расцвета строительства купольных мечетей возникает и развивается иранская традиция двойных куполов. При этом внутренний купол сохраняет традиционную для Ирана высоту подкупольного пространства мечети, а внешний постепенно поднимается на все большую высоту. В этом процессе отмечены следующие основные тенденции:

— «расслоение» купола начинается в его верхней точке, наружный купол постепенно отделяется от внутреннего, расстояние между ними нарастает;

— наружный купол поднимается на барабан, высота барабана нарастает;

— абрис наружного купола развивается от циркульного к килевидному и далее к луковичному;

— внутренний купол сохраняет определенную высоту внутреннего пространства мечети и относительно плоский профиль;

— тромпы внутреннего купола от простых угловых перемычек развиваются в сталактитовые структуры;

— сталактитовые структуры тромпов постепенно распространяются на поверхность внутреннего купола;

— структура внутреннего купола усложняется и становится ярусной;

— в некоторых случаях появляется еще один (третий) внутренний купол.

В результате исследования процесса становления и развития важнейших смыслообразующих архитектурных форм мечетей Ирана: михраба, айвана и купола выявлен ряд закономерностей их пространственного развертывания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. В результате диссертационного исследования выявлен ряд особенностей возникновения и развития архитектуры мечети на территории Ирана начиная с древности, а также прослежены пути формирования пространственной структуры мечети.

2. Определена важная роль в этом процессе традиционного иранского четырехстолпного купольного сакрального здания — чахар-тага.

Выявлены две основные ветви этого процесса:

— развертывание пространственной структуры мечети от приспособленного для функций мечети здания чахар-тага;

— встраивание чахар-тага в традиционную для раннего ислама структуру мечети с двором и многоколонным молитвенным залом — шабестаном;

Установлено, что в обеих рассмотренных ветвях становления и развития структуры иранской мечети чахар-таг играет роль центрального ядра, обозначающего главное сакрального пространство, от которого организуется структура мечети.

Таким образом, на конкретных • образцах наглядно раскрыта композиционная роль чахар-тага в становлении и развертывании пространственной структуры традиционной мечети Ирана, ее преемственность от доисламских культовых построек.

3. Детальное рассмотрение процесса становления и развития важнейших смыслообразующих архитектурных форм мечетей Ирана: михраба, айвана, купола позволило в каяодом отдельном случае определить основные направления и наметить стадии или этапы их пространственного развертывания.

В итоге, можно сформулировать общие закономерности пространственного развертывания михраба, айвана, купола мечетей Ирана.

Процесс формообразования проходит через определенные стадии:

— от простой архитектурной формы к геометрическому и орнаментальному декорированию ее поверхности;

— от плоского геометрического декора к рельефному;

Определенная общность закономерностей в процессе формообразовании михраба, айвана, купола, очевидно, объясняется общностью их сакрального назначения и, как следствие, определенной общностью в построении их пространственной структуры.

4. В результате проведенного исследования среди всего многообразия возможных направлений изучения процесса становления и развития мечетей Ирана намечено особое научное направление — анализ закономерностей процесса пространственного развертывания мечети в целом и ее отдельных важнейших, смыслообразующих архитектурных форм: михраба, айвана, купола.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. «Всеобщая история искусств». М., Искусство, 1948 1955.
  2. Р. «Динамика архитектурных форм». М., 1984.
  3. А. " Златообильные Микены", /пер. О. П. Цыбенко: М.,"Наука", 1991, Глава «Религия и культ».
  4. М. С. «Геометрическая гармонизация в архитектуре Средней Азии». IX XV веков: Историко-теоретическое исследование. — М.: Наука, 1978.
  5. Л. С. «История Востока». Т. 1- 2: М., Высшая школа, 1993.
  6. . В. «Искусство арабских стран и Ирана VII—XVII вв.еков». М.: Искусство, 1974.
  7. . Р. «Искусство Древней Греции», М.," Наука", 1972.
  8. В.Л. «Народное Жилище арабских стран». М., 1972.
  9. В. Л. Доисламские культовые сооружения Средней Азии // Советская археология: М., 1960.
  10. Е. В. «Архитектура Византии и стран Балканского полуострова» Харьков., 2007.
  11. ВЛ. «Эволюция творчества в архитектуре». М., 1986.
  12. В.Л. «Зарождение зодчества». М., 1983, С. 32.
  13. С. Н. «Из истории философии Средней Азии и Ирана VII XII вв». М., 1960. -Лисицкий Эль. Искусство и пангеометрия // Проблемы образного мышления и дизайн.
  14. Т. А. «Иран во время правления первых Ахеменидов (Иран дар дауран-и нухустин падишахан-и Хахаманиши)». / Пер. Рухи Арбаб. Тегеран: Интишарат-и «илми ва фарханги, 1352/1973.
  15. Дитриш Хоуф. „Купола в исламской архитектуре“. Тегеран17. „Декоративный двойной купол в исламских исторических памятниках Ирана//Искусство“. серия 11. номер 131. шахривар 1352 г. (1973г.), С.43−53.
  16. Заринкуб Абдулхусейн. „Мечеть//Галерея исламского искусства“, серия 3, номер 30, фарвардин 1344 г. (1965г.), С. 3−5 .
  17. И., Дьяконов М. Искусство Древнего Ирана (с середины I тысячелетия до н.э.) /Реферат, См. 179
  18. В. Н. „Зодчество Афганистана“. JI. 1986.
  19. Л. В. „Энциклопедический словарь“. Своды и их декор: М., 1938: его лее. Тектоники конструкция центрических здании: М., 17 С.
  20. . А. Среднеазиатский центрический мавзолей.'Проблема генезиса //
  21. Этнография и археология Средней Азии: М., 1979.
  22. С. „Археология Месопотамии“. М., Наука, 1984.
  23. В. Г. „Культура Сасанидского Ирана“,(Тамадлун-и Иран-и Сасани) /Пер. Аиайат Аллах Риза. Тегеран: Ннтишарат-и 'илми ва фарханги, 1350/1971.
  24. Л. Ю. „Типологические основы зодчества Средней Азии (IX нач. XXв.)“. Ташкент., 1980.
  25. М. „Египетские храмы“. М., 2006.
  26. Я.И. „Жилища разных элох“. М., 1975.
  27. Павлов Геннадий. „Супрун Анатолий. Геодезические купола“, проектирование на современном уровне. // САПР и графика. — 2006. — N 3. — С. 26−28.
  28. Н. Л. „Алтарь . Ступа. Храм“. М., 2001.
  29. Н. Л. „Храм ипет Сут и пространственное мышление зодчих Древнего Египта“. Автореферат на соискание ученой степени кандидата архитектуры. М., 1982.
  30. И. Р. „Культура Бактрии. Ахеменидский и эллинистический периоды“. М., „Наука“, 1994.
  31. Г. А. Пути развития архитектуры Южного Туркменистана поры рабовладения и феодализма// Труды ЮТАКЭ. М., 1958. — Т. 6.
  32. Г. А. Мастера среднеазиатской архитектуры IX XVII вв. // Искусство зодчих Узбекистана. — Ташкент, 1965. Вып. ГО.
  33. Г. А. „Зодчество Центральной Азии XV в“. Ташкент., Изд-во лит. и иск. им. Г. Гуляма, 1976. -115 с.
  34. Л. И. „Архитектурный орнамент Узбекистана“. История развития и теория построения / Под. ред. Г. А. Пугаченковой. Ташкент: Гослитиздат Уз ССР, 1961. -606 с.
  35. И. Н. „Традиции симметрии в архитектуре“. М., 1990.
  36. Стародуб-Еникеева. Т. „Сокровища исламской архитектуры“. М., 2004.
  37. Т. X. „Эволюция типов средневековой исламской архитектуры“. Диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения, М: 2006
  38. Т. X. » Мечеть. Термин и архитектурный тип". Вестн. Моск. УН-ТА. Сер.13. Востоковедение. 2006. № 4
  39. Т. X. " Рибат и Ханака: Термин и архитектурный тип". Международныйежегодник 2002 2003. Санкт — Петербург., 2004. .
  40. С. Д., Сергиенко В. И. Башенная Форма в сооружения и Северного Кавказа // Архитектурное наследство, М., 1996. -№ 41.
  41. Э. Б. М., 1978. -№ 17.
  42. Фрай Ричард Н. Наследие древнего Ирана (Мирас-и бастани-йи Иран) / Пер. Мас’уд Раджабнийа. Тегеран: Интишарат-и 'илми ва фарханги. 1344/1965.
  43. С. Г. Пештак и михраб // Известия Акад. Наук Тадж. ССР. -Душанбе, 1968. № 2
  44. Хоуф Дитриш. «Купола в исламской архитектуре». Тегеран
  45. Ш. М. Образ храма-М.:Прогресс-Традиция, 2002.-496 с.
  46. История архитектуры и градостроительства Ирана (Тарих-и ми* мари ва шахрсази-йи Иран): В 4 т. // Сб. статей конгресса по Арг-и Баму. Б. м., б. г. 48. «Жилище народов Средней Азии и Казахстана». М. 1982. б), на западноевропейских языках
  47. Antony Hutt and Leonard Harrau. «Islamic Architecture — IRAN». Scorpion publication Limited, 1977. C. 25.
  48. Ардалан H, Бахтияар JI. The Sense of Unity: «The Sufi Tradition in Persian Architecture». 1978, Нашр-еХак. London 1975/Тегеран., 1380.
  49. Bastani Parizi, M. L. «Ensemble de Gani Ali Khan a Kerman in Memorial Volume of Congress VI of Iranian Art and Archaeology». Тегеран., 1976.
  50. Creswell К. A. C. «Early Muslim Architecture». Part I. Umayyads (622−750). Oxford: Clarendon Press, 1932- 2nd rev. ed. 1969. — 1,1−372 p- 1,2−684 p.
  51. Creswell, К. A. C. A Short Account of Early Muslim Architecture. Harmondsworth: Penguin Books, 1958- reprint — Beirut, 1968. — xiv, 330 p.
  52. Creswell, К. A. C. «The Origin of the Persian Double Dome in The Burlington Mgazine». XXIV (1913 -14).
  53. A. L. «Empire des Sassanides». Copenhague, 1907.
  54. David Stronach and Micael Roaf. Excavation At Tepe Nush-I Jan, part 1, IRAN, p. p 2 111.1973.
  55. Demus O. Byzantine Mosaic decoration. Aspects of Monumental Art in Byzantium. — London: Western printing services Ltd, 1947. 97 p.
  56. Esin, Emel. Turk Kubbesi (Gok Turklerden selcuklu lar, Kadar), Selcuklu Arastirmalari Dergisi 111. Ankara., 1971.
  57. , K. «Das anatolische Karavansaray». 3 vols.(Berlin 1961, Istanbul, 1976).
  58. Erdmann, К «Das iranische Feuerheiligtum». In: Forschungen und Fortschritte (Berlin), 17. Jg., Nr. 25−26, 1941, pp. 277−278
  59. Ernst J. Grube, James Dickie, Oleg Grabar, Eleanor Sims, Ronald Lewcock. «Architectureof the Islamic World. Its History and Social Meaning». 1932 r. C. 38.
  60. Fankfort Henry. «Art and Architecture of the Acient Orient». 1959.
  61. Fletcher Sir Banister, «А History Architecture». Butterwrthe., 1989.
  62. Footnote 3, p. 552- Pope, A. U- «Persian Architecture». 1965, p. 64, fig. 54.
  63. , A. «Iraian Art», translate into Persian by Dr. Habibi, Iran., 1958.
  64. A. «L'Art de la Perse Ancienne». P., 1932.
  65. A. «L'Ateshkah d’Isfahan», Athar-ё Iran: Annates du Service Archeologique de I’Iran 2, 1937.
  66. , O. «The Formation of Islamic art». London., 1973
  67. , R. «Tchoga Zanbil». Bad II- Paris, 1968,48, Abb. 16.
  68. , R. «Bichapour». Vol. П, 1956, PI. 2-
  69. R. «L'Iran des Porigines a I Islam». P., 1951.
  70. R. «Parthes et Sassanides». P., 1961.
  71. , O. «The Islamic Dome, Some Considerations,» Journal of the Society of Architectural Historians XXII (1963), pp. 191−98.
  72. , O. «Sarvistan,» Forschungen Zur Kunst Asiens (Istanbul, 1970), pp. 1−8.
  73. Gray, B. «La Peinture Persane». Geneve. Shira., 1961.
  74. , G. «Architectura Iranica degli Achemenidi ai Sassanid». «IL palazza» di Kub -1 Kwagia, Seistan. Rome, 1964
  75. , G. «Architecture Iranica dagli Achemenidi ai Sassanid». 1964,310, Tavola VI.
  76. , A. «Bericht ueber archaeologische Arbeiten in Idikutschari und Umgebung». 1905, p.73.
  77. Gh. «Islamic Architecture of Iran (Period Seljuk)». Tehran., 2000 -С. 11. 73.
  78. Herztefeld .E. «IRAN in the Ancient East». Tehran., Imperiad 1970.
  79. Herzfeld, E. Damascus: Studies in Architecture, П. // Ars Islamica. Vols.: IX (1942) p. 153- X (1943)-p. 13−70- Х1-ХП (1946) -p. 1−71 — XIU-XIV (1948)-p. 118−38.
  80. , E. «Archaeological History of Iran». 1935, p. 89- Idem- Iran in the Ancient East, 1941, p. 301.
  81. Hillenbrand, R. Hillenbrand, R. The Pir1 Mausoleum at Takistan // Iran. Vol. X, London, 1972. C. 56.
  82. , R. «Islamic architecture: form, function, and meaning». Cairo: The American University in Cairo Press, 2000 первое издание: Edinburgh: Edinburgh University Press, 1994., Пер. Tehran 1986 C. 83.
  83. Hill, D and Grbar, O. «Islamic Architecture and its decoration». Published by Faber and Faber- London, 1967 and Tehran 1996.
  84. , J. D. «Architectural art in islamic countries». 1976. C. 56.
  85. Hourani, A. H. and Stern, S. M., eds. «The Islamic City „(Oxford, 1970).
  86. , D. „Archaeology Anzeiger“. 1975, p. 158- Bier, L.- Sarvistan- 1968, p. 1.
  87. , D. „Qaleh Dukhtar bei Firuzabad, Archaologische Millebungen aus Iran“. N.F. 4, 1971, 127 ff.
  88. , D. „Archaeology MitteiL aus Iran“. 11,1978, p. 117.
  89. , D. „An Archaeological Survey in the Area of Firuzabad, Fars“. in 1972- Proceedings of the 2nd Annual Symposium on Archaeological Research in Iran- Teheran, 1973, (1974), p. 155.
  90. Huff, D. „Sasanian“ Cahar Taqs in Fars- Proceedings of the 3rd Annual Symposium on
  91. Archaeological Research in Iran- Tehran, 1974 (1975), p. 243.
  92. , D. „diqleh daughter bei Firozabad. Archajljisch mihelungen aus Iran“, n.f., 1971,
  93. Jahn, K. (ed.) Geschish Gazan Han’s aus dem Ta’rihi — mubaraki-i-Gazani des Rasid al
  94. Din. — (Persian text), London, 1940, p. 208.
  95. Jordan R. Furneau. A. „Concise History of Western Architecture“.
  96. R. G. „Old Persian“. N. Y.: American Oriental Society, 1953.
  97. M. Y. „Iranian Architecture (Islamic Period)“. Tehran., 2000 .C. 19.
  98. , W. „Archaeology. MitteiL aus IranN. S“. 6,1973, p. 163. .
  99. Kleiss, W. Bastam/Rusa-I Uru. Tur, Beschreibung der urartaischen und mittelalterlichen Ruinen- 1977,19 f., Abb. 6.
  100. , W. „Archaologische Mittrilungen aus Iran“. 18, 1985, 173 ff.
  101. , L. A. „Islamic Architects and their Works (Geneva, 1956)“. Islamic Woodcarvers and their Works (Geneva, 1958), Islamic Metalworkers and their Work (Geneva, 1959).
  102. S. N. „An introduction to Islamic cosmological doctrines“. Cambridge, 1964.
  103. S. N. „Science and civilization in Islam“. Cambridge, 1968.
  104. Naumann R. and D. Huff, „Boston Shenassi va Honar-e Iran“. 9−10, 1972, 24- Huff, D.- A
  105. General Study on Urbanization and Urban Planninging Iran- in M. Y. Kiani (ed.), 1986/1365, p. 176
  106. , F. „Archaeology Anzeiger“. 1921, p. 273.
  107. Fapadopoulo, A. <
  108. Par Henri Stierlin. „Architecture de Isalm“. office du livre Suisse, 1979.
  109. , A. U. „Persian Architecture“, London: Thames & Hudson, 1965 London, Oxf. Univ. Press, 1969- Tehran: Soroush Press, 1976. 374 p.
  110. , О. „А Survey of Persian Art" — in AU. Pope (ed.), Vol. 1, 1938, p. 493-
  111. Schlumberger D. et aL „Surkh Kotal enBactriane“. Vols I and 11,1983, p. 38. pi/36 ff.
  112. , E. „Architecture of Islamic IRAN The Seljur Period (Asurvey of Persian Art)“.
  113. Vol. 11. London andNew York: 1938.
  114. Sir Banister Fletcher’s, A History of Architecture, 1989, p, p,29−32.
  115. , P. „Monuments Modernes de la Perse“. 1867. Blunt, W.- Isfahan: Pearl of Persia-1966,181, Abb. 84
  116. , J. „Mosquee et madrasa in Cahiers de civilization medieval“. 13 (1970).
  117. , R.S. „The of Architecture“. London., 1926.
  118. , H. „Architecture of the World“. Japan, Bendikt taschen German.
  119. Sterlin, H. Oditions Signna, IRAN of the Master Builders, 1971.
  120. , H. „Encyclopedia of Wold Architecture“. McMilllan Press, 1983
  121. Stronach, D. andRoaf, M.- Iran- 16,1978, p. 1.
  122. , D. „TepeNush-I Jan“. IRAN- Bd. 13, 1975,187 f.
  123. , W. „Stevenson, the art and Architecture of Aneient Egypet“. 1958.
  124. Spuler, В „Iran in Fruh-Islamischer Zeit“. 1952, p. 190.
  125. Survey of Persian Art: By Arthure Upham, Pope, Tahyo.
  126. Scbippmann, К Die iranischen Feuerheiligtuemer- 1971- Huff, D.- Studia Iranica- 11, 1982, p. 197- Boucharlat, R- De I’ldus aux Balkans, Recueil Jean Deshayes- 1985, p. 46.
  127. Schlumberger D. et al- „Surkh Kotal en Bactriane“. Vols. I and П, 1983, p. 38. PI. 36 ff.
  128. See for ex. the so-called Ayadana near Shush, Dieulafoy, M.- L’Acropole de Suse- 1893, p. 411, and the so-called Fratadara Temple at Takht-i Djamshid, Schmidt, E.F.- Persepolis- Vol. I, 1953, p. 56.
  129. See footnotes 16,17 and Siroux, M- „Athar-е Iran“. 3, 1938, p. 135.
  130. Vanden Berghe, L. Iranica Antiqua- 1, 1961, p. 161- 5, 1965, p. 128- 12, 1977, p. 175- Huff, D- Archaeology Mitteilaus Iran N.S.-3,1970, p. 239.
  131. С., Wulzinger К. „Damaskus. Die islamische Stadb>. Berlin- Leipzig: Theodor Wiegand, 1924.
  132. , D. „The arcliitecture of Islamic Iran“. The И Khanid Prirod (Princenton, 1955).
  133. Willber, D. N „The Architecture of Islamic IRAN, The И Khanid Period“. Princenton, 1955, p. 43.
  134. D. N. „Persian Gardens and Garden Pavilions“. Theran., 1969.
  135. Master pieces of Iranian Architecture: By printed by Offset Press Inc., Tehran, IRAN
  136. Monneret de Villard, U- Bulletin of the American Institute for Persian Art and
  137. Archaeology- 4,1936, p. 175.
  138. For Isfahan see Siroux, M- Iranica Antiqua- 5, 1965, p.39.
  139. See footnotes 16,17 and Siroux, M: Athar -e Iran -3, 1938, p. 135.
  140. Official website of Dr. Hawass.
  141. The Genius of civilization. (Source of renaissance). Oxford, 1978. б), на Персидском языке / Пер. с Европейских языков на Персидский
  142. Н., Бахтияар Л. “ Хесе вахдат (Чувство единства)“. Пер. Шарох Н. Тегеран 1380 г. (2001 г.).
  143. Бозургниа 3. „Мемарие Иран дар доре ислам (Архитектура Ирана в период от Ислама)“. Тегеран., 1382 г. (2003 г.) С. 58
  144. Бозургния 3. „Мемаран-е Иран аз агаз-е дореи-е ислами та паяне дореи-е Каджар (Иранские архитекторы с начала исламской эпохи до конца эпохи Каджаров)“. Тегеран., 1385 г. (2006 г.) С. 65
  145. Т. „Рухе хонар-е ислами (Дух исламского искусства)“. Пер. Наср X. Тегеран С. 2
  146. Грубе А, Грабер А, Симез А, Как Р. Л, Джонз Д, Беридж Г. П. „Мемари-е джахане ислам тарих ва мафхоме ан (Архитектура исламского мира, история и ее общественное значение)“. Пер. Ажанд Я, Тегеран., 1380 г. (2000 г.) С. 39
  147. X. „Гомбадха дар мемари-е ислами (Купола в исламской архитектуре)“. Тегеран., 1354 г. (1975 г.)
  148. Т. “ Пажухеши дар мореде фарш (Научное исследование об иранском ковре)». Исфахан., 1380 г. (2001 г.) С. 6. 42
  149. А. «Гомбад до пошеши дар асар-е тарихи-е ислами-е Иран (Двойной купол в исламских исторических памятниках Ирана)», серия 11. номер 131. Тегеран., 1352 г. (1973 г.)-С. 43−53.
  150. А. «Гомбад до пошеши дар асар-е Иран (Двойной купол в исламских памятниках Ирана)». Тегеран. 1354 г. (1975 г.) С. 45
  151. А. " Мемари-е Иран дар доре Сасани, Мадаэн (Иранская архитектура в Сасанидский период, Мадаэн)". № 14.165.166. Тегеран., 1355 г. (1976г.) С. 24−41.
  152. А. «Гомбад до Пошеши (Двойной купол)». № 131. Тегеран., 1354 г. (1975 г.) -С. 43−53.
  153. Заринкоб А." Меджед, галери-е хонарха-е ислами (Мечеть, галерея исламских искусств)". № 3, Тегеран., (1965 г.)-С. 3.5
  154. Ирфан М." Селселе моталеати пирамоне мемари-е мечеть (Системно-научное исследование об архитектуре мечети)". Мемари-е масаджид, том 1, Тегеран., 1383 г. (2004 г.)-279 С.
  155. Ирфан М." Селселе моталеати пирамоне мемари-е мечеть (Системно-научное исследование об архитектуре мечети)". Мемари-е масаджид, том 2, Тегеран., 1385 г. (2006 г.) С. 275
  156. Кабаргозари-е Мехр Mehr News (Информационное агентство Мехр). Тегеран., 1386 г. (2007 г.).
  157. Кияни М." Мемари-е Иран дорей ислами (Иранская архитектура в эпоху ислама) «. Тегеран., 1379 г. (2000 г.) С. 1. 14. 67. 57.
  158. Р. „Хонар-е Ирани Ашкани ва Сасани (Иранское искусство — Парфия и Сасаниды)“. Пер. Фарахваши Б, Тегеран., 1370 г.(1991 г.).
  159. М. » Фарханг-е Парсии (Персидский словарь)". Тегеран., 1371 г. (1996 г.) С. 3900−3901
  160. М. Т. «Нигах-и ба хунар-и ми’мари-йи Иран (Взгляд на архитектуру Ирана)». Тегеран., 1346 г. (1967 г.).
  161. М. «Фарханг-и Иран пиш аз ислам (Культура Ирана до ислама)». Тегеран., 1377 г. (1998 г.).
  162. . «Айване мозаик Чуган (Мозаичный айван Чуган)». Тегеран., 1381 г. (2003 г.).
  163. Р. " Ирфан-е ислами (исламская мистика)". Тегеран., 1384 г. (2005 г.).
  164. Ншрие месджид, (Публикация: Мечеть), № 36. Тегеран., 1384 г. (2005 г.) С. 58.
  165. М. «Байн ал-нахрайн ваИран (Междуречье и Иран)». Тегеран., 1368 г. (1989 г.).
  166. М. «Сабкшенаси-е мемари-е Иран (Стили архитектуры Ирана)». Тегеран., 1384 г. (2005 г.) С. 6. 23. 45. 57. 66.76. 98
  167. Поп А. А. «Шахкар-е хонар-е Иран (Шедевры искусства Ирана)». Пер. Ханлари П, Тегеран., 1338 г. (1959 г.).
  168. Поп А. А. «Назари бе Хонар-е Иран (Взгляд на искусство Ирана)». № 27. Тегеран., 1344 г. (1964г.)-С. 2. 5. 88
  169. А. " Сейр-е тахавол-е михраб дар мемари-е ислами-е Иран аз агаз-е хамле могол (Возникновение и историческое развитие михраба в архитектуре Ирана с начала до нашествия Монголов)". Тегеран., 1375 г. (1996 г.) С. 46
  170. А. «Тахавол-е михраб дар мемари-е ислами-е Иран (Развитие михраба в исламской архитектуре Ирана)». Тегеран., 1378 г. (1999 г.) С. 54
  171. Сами А."Мемари-е Иран дар ахде Сасаний, Мадаэн (Иранская архитектура в эпоху Сасанидов, Мадаэн)". № 166. Тегеран.
  172. М. " Месджид, калбаде мосалат дар моджтамае ислами (Архитектура мечети)". Том 2. Тегеран., 1384 г. (2005 г.) С. 132
  173. Г. " Мемари-е ислами Иран дар дореи-е Салджоги (исламская архитектура Ирана в эпоху Сельджуков)". Тегеран., 1379 г. (2000 г.) 251С.
  174. Р. " Айне мехр (Обычный мехр)". Тегеран., 1385 г.(2006 г.).
  175. Хелен Бранд А. «Мемари-е ислами (Исламская архитектура)». Пер. Ехтесам И, Тегеран., 1379 г. (1999 г.) С. 54. 69. 83.134. 153.
  176. Хелен Бранд А. «Мемари-е ислами Шекл, Каркард, Мани (Исламская архитектура — форма, Функция, значение)». Пер. Айатуллазаде Ширази Б, Тегеран., 1380 г. (2001г.)-С. 45
  177. Хоак Ж, Ханри М." Сабк шенаси-е хонар-е мемари дар сарзаминха-е ислами (Стили архитектурного искусства в исламских странах)". Тегеран., 1368 г. (1989 г.) С. 56. 204
  178. W.P.Campbell & William Piyce. кирпич. Архитектурная история: От истоков создания до наших дней190. http://architecture. artyx. ru191. http:/'/www. architecture, artyx. ru192. http://www.egypt-info.ru193. http://www.ntrust.ru
Заполнить форму текущей работой