Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Суфизм в культуре народов Северо-Восточного Кавказа: идейно-философская эволюция

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность диссертационной работы. Тема суфизма в системе культуры народов Северо-Восточного Кавказа (Дагестана, Чечни и Ингушетии) продолжает оставаться малоизученной в историко-философском и культурологическом ракурсах. Недостаточно раскрыты идейные основания этого сложного мозаичного феномена мусульманской культуры, оказывающего влияние на этнокультурные особенности региона. Должной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Суфийская культура на Северо-Восточном Кавказе
    • 1. 1. Идейно-философские основания и нравственно-гуманистическое содержание суфизма
    • 1. 2. Основные этапы становления учения накшбандийа в культуре народов Дагестана и Чечни
    • 1. 3. Религиозно-философское содержание местных арабо-графических текстов, отражающих учение накшбандийа
  • Глава 2. Эволюция учения кадирийа на СевероВосточном Кавказе
    • 2. 1. Социокультурные предпосылки появления и распространения тариката кадирийа в традиционной культуре чеченцев и ингушей
    • 2. 2. Духовно-нравственное содержание арабо-графических текстов кадирийа
    • 2. 3. Сегментация суфийских братств на Северо-Восточном Кавказе: эволюция учений и ритуальных практик

Суфизм в культуре народов Северо-Восточного Кавказа: идейно-философская эволюция (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность диссертационной работы. Тема суфизма в системе культуры народов Северо-Восточного Кавказа (Дагестана, Чечни и Ингушетии) продолжает оставаться малоизученной в историко-философском и культурологическом ракурсах. Недостаточно раскрыты идейные основания этого сложного мозаичного феномена мусульманской культуры, оказывающего влияние на этнокультурные особенности региона. Должной историко-философской и культурологической интерпретации не подверглись арабо-графические тексты местных авторов, переведенные на русский и чеченский языки, отражающие суфийское учение. Слабо раскрыты причины появления и распространения в данном регионе тариката накшбандийа как основополагающего мистико-философского направления суфизма, трансформировавшегося в региональных социокультурных условиях в мюридизм, составивший идейную основу имамата Шамиля.

Требуют системного анализа социокультурные предпосылки распространения и эволюции тариката кадирийа в Чечне и Ингушетии, а также его идейно-философское содержание.

Современные духовные, религиозно-политические процессы на СевероВосточном Кавказе сложно понять без изучения идейно-философских оснований и ритуальной практики суфизма, что во многом определяет особенности бытования ислама и его культуры.

Составной частью культуры суфизма на Северном Кавказе являются арабо-графические тексты, отражающие его идейные, догматические положения, оказывающие влияние на формирование нравственных ценностей и мировоззренческих установок.

Суфийские персоналии (шейхи и устазы) на Северном Кавказе, их образы жизни, учения, несмотря на более чем многовековую давность, прочно сохраняются в духовной культуре народов. Их имена, духовно-нравственные высказывания часто воспроизводятся в религиозном дискурсе, ритуалах и песнопениях (назмах). Их деяния и места захоронений — зиярты окутаны мистической таинственностью. Учения шейхов и устазов занимают важное место в религиозном мировоззрении народов Северо-Восточного Кавказа. Суфийский ислам — достаточно укорененная духовно-нравственная традиция аварцев, кумыков, лакцев, даргинцев, лезгин, чеченцев, ингушей.

В начале 20-х годов XIX века в Дагестане появляется и распространяется накшбандийа, прошедший здесь ряд эволюционных этапов, каждый из которых раскрывается в содержательной части диссертации. В конце 50-х годов XIX века в Чечне появляется новый тарикат кадирийа, отличающийся от накшбандийа как по идейной, так и политической, практической направленности. Он также проходит соответствующую духовную и религиозно-политическую трансформацию, получившую название зикризм. В конце XIX века кадирийа в Чечне сегментизируется, дробится на более мелкие группы, зикристские вирды. В ходе эволюции он приобретает автономную, религиозно-политическую самостоятельность.

Традиционные суфийские группы (накшбандийского и кадирийского тарикатов) на Северо-Восточном Кавказе, почитающих своих основателей, не остались в прошлом, они существовали в XX веке и существуют сегодня, оказывая духовное и политическое влияние на этнические культуры, поведение верующих. Анализ истории появления, идейного и практического функционирования этих групп позволяет лучше понять их современные взаимоотношения, роль в общественной жизни, значимость для социокультурной, в том числе и духовной реальности, складывающейся в регионе.

Традиционный ислам, составляющий важную часть региональной культуры народов Северного Кавказа, сегодня позиционирует себя в качестве противника идей и практики ваххабизма. Тщательное изучение идейно-философских оснований и ритуальных особенностей суфийского ислама необходимо не только для научно-познавательных целей, но и для выработки адекватных мер противодействия религиозному радикализму и экстремизму.

Степень разработанности проблемы. Значительное внимание исследованию общих проблем суфизма, формирования и эволюции его идейных основ и ритуальных особенностей, воздействия на духовную и социокультурную жизнь народов уделено в работах отечественных ученых: М. А. Абдуллаева, А. В. Авксентьева, В. X. Акаева, А. А. Баранец, М. И. Билалова, Е. Э. Бертельса, Т. К. Ибрагима, А. А. Игнатенко, Г. М. Керимова, А. В. Крымина, А. Д. Кныша, К. Мамадова, В. В. Орлова, Ю. Г. Петраша, И. П. Петрушевского, А. В. Смирнова, М. Т. Степанянц, Е. А. Фроловой, И. М. Фильштинского, А. А. Хисматулина, Г. Шайхмухамбетовой1 и др.

1 См.: Абдуллаев М. А. Арабо-мусульманская научная и философская мысль в досоветском Дагестане // Ислам и исламская культура в Дагестане. — М., 2001; Авксентьев А. В. Ислам на Северном Кавказе. — Ставрополь, 1984; Акаев В. X. Место суфизма в исламе // Россия и мусульманский мир / Бюллетень реферативно-аналитической информации ИВ РАН. № 9. — М., 2000; Он же. Суфизм в контексте арабо-мусульманской культуры. Дисс. док-pa филос. наук. — Ростов-на-Дону: РГУ, 2004; Баранец А. А. Мистика в христианской и мусульманской культурах: компаративистский подход. Автореф. док-pa филос. наук. — Ростов-на-Дону: РГУ, 2000; Билалов М. И. Философия суфизма о человеческом познании // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. — 2001. — № 3- Бертельс Е. Э. Суфизм и суфийская литература // Бертельс Е. Э. Избр. труды. Т. III. -М., 1965; Ибрагим Т. К. Философские концепции суфизма // Классический ислам: традиционные науки и философия. — М., 1988; Игнатенко А. А. Зеркало ислама.- М., 2004; Керимов Г. М. Газали и суфизм. — Баку, 1980; Крымин А. В. Тарикат // Кавказский сборник. Т. I (33). — М., 2004; Кныш А. Д. Суфизм // Историографические очерки. — М., 1991; Он же. Мусульманский мистицизм: краткая история. — СПб., 2004; Мамадов Курбан. Этическая доктрина суфизма. — Душанбе, 1987; Орлов В. В. Суфийские братства в общественно-политической жизни исламского мира (50−90-е годы) // Ислам и политика. — М., 2001; Петраш Ю. Г. Социально-мировоззренческая.

В произведениях крупнейших мыслителей арабо-мусульманской философии Абу Хамида ал-Газали и Ибн Араби2, переведенных на русский язык, раскрыты духовно-нравственные, мистико-философские, социальные аспекты суфизма, которые оказали значительное влияние не только на идейное и культурное развитие мусульманского мира, но и на средневековую западную духовную культуру.

На широкой источниковедческой базе эти и другие вопросы, в частности, взаимоотношение ислама и суфизма, мистико-психологические, интеллектуальные, организационно-политические особенности суфизма получили освещение в трудах зарубежных исследователей: И. Гольдциера, JI. Массиньона, Р. А. Николсона, Джавада Нурбахша, Ф. Роузенталя, Дж. Тримингэма, Сейид X. Насра, Хазрат Инайят Хана, Идриса Шаха, Аннемари Шиммель, К. Эрнста3 и др. сущность идеи святости в исламе и его проявления в современных условиях (регион Средней Азии). Автореф. Дисс. док-pa филос. наук. — Киев, 1990; Петрушевского И. П. Ислам в Иране в VII—XV вв.еках. — ЛГУ, 1966; Смирнов А. В. Великий шейх суфизма. -М., 1993; Степанянц М. Т. Философские аспекты суфизма. — М., 1989; Она же. Восточная философия. — М., 2001; Фролова Е. А. История средневековой арабо-исламской философии. — М., 1995; Она же. Арабо-мусульманская философская мысль и проблемы культуры // Арабо-мусульманская философия в системе мировой культуры. -М., 1983; Филынтинский И. М. Концепция единства религиозного опыта у арабских суфиев // Суфизм в контексте мусульманской культуры. — М., 1989; Хисматулин А. А. Суфийская ритуальная практика (на примере братства накшбандийа). — СПб, 1996; Он же. Суфизм. — СПб., 2003; Шайхмухамбетова Г. О проблемах историографии средневековой арабской философии // Средневековая арабская философия: Проблемы и решения. — М., 1998; и др.

2 Ал-Газали Абу Хамид. Воскрешение наук о вере. — М., 1980; Ибн Араби. Геммы мудрости // Великий шейх суфизма. — М., 1993; Ибн Араби. Наставления ищущему Бога // Средневековая арабская философия: Проблемы и решения. — М., 1998.

3 См.: Гольдциер И. Лекции об исламе. — Изд-е «Брокгауз-Ефронъ», 1812- Массиньон Л. Тасаввуф // Вестник Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН. — 2006. -№ 4 (8) — Nicholson R. A. The mystics of islam. — London, 1914; Hacp X. Сейид. Суфизм в ретроспективе // История современной зарубежной философии: компаративистский подход. — СПб., 1997; Нурбахш Джавад. Рай суфиев. — М., 1995; Он же. Психология суфизма. — М., 2004; Роузентал Франц. Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе. — М., 1978; Тримингэм Дж. Суфийские ордены в исламе. — М., 1989; Хазрат Инайят Хан.

Введение

в суфизм. — М., 2003; Шах Идрис. Суфизм. — М., 1994; Он же. Путь суфиев. — М., 1996; Шиммель Аннемари. Мир исламского мистицизма. — М., 2000; Эрнст Карл. Суфизм. — М., 2003; и др.

В общетеоретические и конкретно-региональные аспекты проявления суфийского ислама, а также его противоречивое взаимодействие с исламским радикализмом, рассмотрены в исследованиях отечественных специалистов: М. А. Абдуллаева, А. Г. Агаева, В. X. Акаева, А. К. Аликберова, С. Е. Бережного, М. В. Вагабова, В. Ю. Гадаева, И. П. Добаева, А. Зелькиной, М. М. Керимова, С. А. Ляушевой, М. Г. Магомадова, Д. В. Макарова, 3. Д. Мугадиева, М. М. Мустафинова, Ш. Ю. Пашаевой, Н. И. Покровского, Г. М. Садыки, Н. А. Смирного, К. М. Ханбабаева, С. Ц. Умарова, В. Н. Шевелева, А. Д. Яндарова, С.-У. Г. Яхиева4 и др. рассмотрены социальные, политические и духовные.

4 Абдуллаев М. А. Суфизм и его разновидности на Северо-Восточном Кавказе. -Махачкала, 2000: Агаев А. Г. Магомед Ярагский. Мусульманский философ: поборник веры, свободы, нравственности. — Махачкала, 1995; Акаев В. X. Шейх Кунта-Хаджи: жизнь и учение. — Грозный, 1994; Он же. Суфизм и ваххабизм на Северном Кавказе / Институт этнологии и антропологии РАН. — М., 1999; Он же. Суфийская культура на Северном Кавказе // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24−28 мая 2005 г.). Т. 4. — М., 2005; Аликберов А. К. Эпоха классического ислама на Кавказе: Абу бакр ад-Дарбанди и его суфийская энциклопедия «Райхан ал-хакаик» (XI-XII вв.). — М., 2003; Бережной С. Е. Исламский фундаментализм на Юге России. — Росто-на-Дону, 2004; Добаев И. П. Исламский радикализм: соицалыю-философский анализ. — Ростов-на-Дону, 2002; Он же. Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика. — Ростов-на-Дону, 2003; Вагабов М. В. Религиозная ситуация в Дагестане: взаимопонимание и противоречия // Религиозный фактор в жизни современного дагестанского общества: Материалы Республиканской научно-практической конференции (27 октября 2000 г.). -Махачкала, 2002; Гадаев В. Ю. За частоколом мюридизма. — Грозный, 1987; Зелькина А. О роли накшбандии в Кавказской освободительной войне // Газимухаммед и начальный этап антифеодальной и антиколониальной борьбы народов Дагестане и Чечни. Материалы международной научной конференции 13−14 октября 1993 г. -Махачкала, 1997; Керимова М. М. Ислам в системе народной культуры вайнахов. Автореф.дисс. канд. филос. наук. — Махачкала: ДГУ, 1999; Ляушева С. А., Яхиев С.-У. Г. Суфизм: философские аспекты исламского мистицизма // Известия вузов. СевероКавказский регион. Общественные науки. — 1999. — № 4- Они же. Философские аспекты суфизма // Азия и Африка сегодня. — 2000. — № 4- Магомадов М. Г. Социальная и религиозно-философская мысль Чечни в начале XX века. Автореф. дисс. канд. филос. наук. — М.: МГУ, 2003; Макаров Д. В. Официальный и неофициальный ислам в Дагестане. — М., 2000; Мугадиев 3. Д. Северокавказский мюридизм: история и современность // Дисс. на соискание учен, степени канд. филос. наук. — Махачкала, 1989; Мустафинов М. М. Зикризм и его социальная сущность. — Грозный, 1977; Пашаевой Ш. Ю. Кавказский мюридизм в Дагестане и Чечне: возникновение, становление и развитие (1821−1835). Автореф. дисс.канд. историч. наук. — Махачкала, 2001; Покровского Н. И. Кавказская война и имамат Шамиля. — М., 2001; Садыки Г. М. особенности появления и распространения суфизма. При этом установлена эволюция накшбандийа-халидийа, роль суфийских персоналий в духовной жизни мусульман Северо-Восточного Кавказа, раскрыта идеология мюридизма в народно-освободительной борьбе горцев, рассмотрены социокультурные особенности появления кадирийского тариката, сегментация его на вирдовые братства и их роль в политических и духовных процессах.

В осуществленных исследованиях в недостаточной мере отражены история появления и распространения тарикатов накшбандийа и кадирийа, выявлены их идейно-философские основания, организационные и ритуальные особенности.

Отмечая важность, полученных результатов исследования, диссертант считает, что проблема становления и развития суфийских течений в Дагестане, Чечне и Ингушетии, а также их идейная взаимосвязь, местные ритуальные особенности не получили системного исследования.

Обращение к истории становления и развития суфийской мысли на Северо-Восточном Кавказе, рассмотрение ее динамики в условиях освободительной борьбы кавказских горцев, а позже и установления русского владычества — расширяет исследовательский и познавательный горизонт, дает ключ к пониманию современных духовных, религиозных.

Шейх и муршид Мухаммед ал-Яраги // Газимухаммед и начальный этап антифеодальной и антиколониальной борьбы народов Дагестана и Чечни. Материалы международной научной конференции 13−14 октября 1993 г. — Махачкала, 1997: Смирнов Н. А. Мюридизм на Кавказе. — М., 1963; Ханбабаева К. М. Суфизм в Дагестане // Ислам и политика на Северном Кавказе. — Ростов н/Д: Изд-во СКНЦВШ, 2001; Умаров С. Ц. Эволюция основных течений ислама в Чечено-Ингушетии. -Грозный, 1985; Шевелев В. Н. Противостояние ваххабизма и суфизма на Северном Кавказе: социокультурное пространство осмысления // Кавказский регион пути стабилизации Доклады международной научной конференции. — Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2004: Яндаров А. Д. Суфизм и идеология национально-освободительного движения. — Алма-Ата, 1975; Яхиев С.-У. Г. Суфизм на Северном Кавказе: история и современность. Автореф. дисс.канд. филос. наук. — М.: МГУ, 1996. процессов, протекающих в этом регионе, что позволяет принимать адекватные социально-политические решения.

К объекту диссертационной работы относится суфизм как религиозно-философское и мистическое учение в мусульманской культуре, в том числе и в культуре мусульманских народов Северо-Восточного Кавказа.

Предмет исследования — изучение места и роли суфизма в культуре народов Северо-Восточного Кавказа и его идейно-философские и ритуальные проявления, обусловленные социально-экономическими, политическими и религиозно-культурными факторами.

Цель исследования состоит в том, чтобы выявить эволюционный путь учения суфизма на Северо-Восточном Кавказе, его идейно-философские и ритуально-практические изменения, а также степень воздействия на мировоззрение мусульманского населения.

Достижение поставленной цели диссертационной работы предполагает решение следующих взаимосвязанных задач: раскрыть идейно-философские основания, нравственно-гуманистическое содержание суфизма;

— выявить основные этапы эволюции учения накшбандийа в культуре народов Дагестана и Чечни;

— раскрыть религиозно-философское содержание местных арабо-графических текстов, отражающих учение накшбандийа;

— эксплицировать социокультурные предпосылки распространения тариката кадирийа в традиционной культуре чеченцев и ингушей;

— осуществить теоретический анализ содержания арабо-графических текстов кадирийа;

— раскрыть особенности сегментации тариката кадирийа на СевероВосточном Кавказе и эволюционные изменения идей и культовой практики суфийских братств.

Теоретико-методологическую основу исследования составили историко-философские методы, раскрывающие развитие культуры и общественной мысли. Важная роль при этом отводится принципу преемственности культур, в том числе и религиозной. В ходе исследования применяется системно-интегративный метод, позволяющий выстроить модель целостного бытия культуры, при этом осмысливается структура, архитектоника и механизмы функционирования суфизма как субкультуры мусульманской культуры. Знание общих подходов позволяет понять конкретные процессы проявления суфийского учения на СевероВосточном Кавказе, являющегося вариацией инвариантного, в нашем случае модификацией общих тенденций суфизма в мусульманском мире.

В ходе изучения многообразной литературы, посвященной суфийской культуре, диссертант приобрел собственные методологические предпочтения, которые проявляются при интерпретации тех или иных фактов, событий региональной социокультурной реальности.

Анализ объекта и предмета исследования осуществлен на основе применения теоретико-методологических подходов таких известных отечественных востоковедов и философов, как В. В. Бартольда, С. Н. Григорьяна, И. Ю. Крачковского, В. В. Соколова, А. В. Сагадеева, М. Т. Степанянц, А. В. Смирнова, И. М. Филыптинского, Е. А. Фроловой, А. А. Хисматулина, В. К. Чалояна, Г. Б. Шаймухамбетовой и др. Учитывая широкий исследовательский опыт этих авторов, сосредоточено внимание на проблемах становления и развития идейно-философского содержания суфизма и его практики на Северо-Восточном Кавказе.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что суфизм рассматривается в динамике, при этом выделяются его идейно-философские основания, основные этапы распространения и развития на Северо-Восточном Кавказе. Выявлены существенные трансформации, происшедшие с учением северокавказского суфизма, составляющие его предметные задачи. Основные пункты новизны:

1. Раскрыты идейно-философские основания и нравственно-гуманистическое содержание суфизма.

2. Выявлены основные этапы эволюции суфийского учения накшбандийа в этнических культурах народов Дагестана и Чечни. Рассмотрены разновекторность мистического и политического составляющих в суфизме, их содержательные особенности, различия, основанные на социокультурных изменениях в мусульманском обществе, а также его влияние на духовный мир верующих.

4. Проанализированы основные положения учения тариката накшбандийа, отраженные в местных арабо-графических текстах — «Асар» Мухаммада Ярагского, «Адабуль-Марзия» Джамал-Эддина Казикумухского и «Книга воспоминаний» Абдурахмана из Газикумуха.

5. Осуществлен теоретический анализ содержания арабо-графических текстов кадирийа — «Нохчийн а, 1арбийн, а маттахь Иласхана-юьртарчу Хьажин жайна» («Книга хаджи из Иласхан-юрта на чеченском и арабском языках»), «Поучения достойного шейха и совершенного устаза Кунта-Хаджи чеченского». При этом уточнен целый ряд новых положений религиозно-философского учения чеченского суфия Кунта-Хаджи Кишиева, оставившего глубокий след в духовной культуре чеченцев и ингушей.

6. Установлены социокультурные причины, приведшие к сегментации накшбандийского и кадирийского тарикатов на СевероВосточном Кавказе, а также — эволюционные изменения в идейно-философской и практической деятельности суфийских братств в данном регионе.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Суфизм как феномен мусульманской культуры, религиозно-философское учение основан на базисных положениях ислама, которым придается мистико-иррациональный, пантеистическо-рациональный характер. Анализ различных учений суфизма, в том числе таких его основных направлений как накшбандийа и кадирийа, получившие распространение на Северо-Восточном Кавказе и приобретшие здесь духовно-культурные и социальные особенности, позволяет более основательно раскрыть диалектику общего и особенного в развитии суфизма.

2. В эволюции суфизма прослеживаются разновекторные ориентации, связанные с разными подходами к социальному бытию, пониманию отношения человека к Богу. Они выражены в отходе от социальной действительности, или в протесте, что проявляется через подчеркнутый аскетизм и мистицизм. С другой стороны, ориентации выражены в социально-политической активности, даже в политической борьбе, опирающейся на идеологию газавата (священной войны). Подобные процессы заметны во всех странах, где происходили антифеодальные и антиколониальные выступления, активными участниками которых являлись суфийские братства.

3. Каждое основополагающее суфийское направление в ходе своего исторического развития претерпевает различные трансформации, проходит соответствующие эволюционные этапы. Подобная динамика характерна и для тариката накшбандийа, который в истоках своих являлся учением, социально пассивным, мирным, мистическим. Но со временем он приобретает активный политический характер, превращается в радикалистскую религиозную систему. На Северном Кавказе он трансформировался в мюридизм, составивший идейно-политическую основу имамата Шамиля, основанного на специфическом понимании газавата, ориентирующего верующих на борьбу против неверныхзавоевателей. Такая радикалистская психологическая и культурная установка ставила горцев в жесткое противостояние, не допуская мирное развитие ситуации в регионе.

4. В духовной культуре народов Северо-Восточного Кавказа важное место занимают арабо-графические тексты, написанные известными дагестанскими алимами. В текстах, принадлежащих суфийским шейхам Мухаммаду Ярагскому, Джамаледдину Казикумухскому, а также Абурахману Газикумухи, изложены история появления и распространения накшбандийа в Дагестане, отдельные события периода Кавказской войны, идейно-философские положения, которые раскрыты в диссертационном исследовании.

5. Кадирийский тарикат как в прошлом, так и сегодня занимает важное место в этнических культурах чеченцев и ингушей, которые продолжают выполнять соответствующие ритуальные обряды, предписываемые данным учением. В самосознании верующих присутствуют различные высказывания шейха Кунта-Хаджи, распространивший данный тарикат, которыми многие его сторонники руководствуются в своих духовно-нравственных поступках.

На основе анализа арабо-графического текстов («Книга хаджи из Иласхан-юрта на чеченском и арабском языках»), составленного и изданного местным арабистом М. Асхабовым, «Поучения достойного шейха и совершенного устаза Кунта-Хаджи чеченского» раскрыты основные религиозно-философские и нравственные идеи Кунта-Хаджи, призывающие верующих к милосердию, взаимной помощи, преодолению греховных наклонностей.

6. Эволюционные изменения в идеологии и практике суфийских братств на Северном Кавказе связаны с сегментацией суфизма и образованием вирдовых братств во главе с новыми лидерами, продолжавшими проповедовать идеи накшбандийа и кадирийа в новых социально-политических условиях. Этому способствовали окончательное утверждение царизма в крае, преследование в царское и советское время суфийских групп. Такая ситуация вынуждало их функционировать в условиях подполья, но сохраняя свое влияние на религиозно-культурную жизнь народов.

Теоретическое и практическое значение исследования.

Выявление эволюции идеологии и практики суфизма на Северном Кавказе в XIX веке в рамках историко-философского дискурса имеет познавательное и культурное значение для народов региона, придерживающихся традиционных мусульманских ценностей. Осуществленный анализ позволяет установить широкую взаимосвязь социально-культурных предпосылок и особенностей религиозно-политической и духовно-культурной ситуации, складывающейся в условиях завоевательной политики царизма, что расширяет исследовательский горизонт изучения особенностей суфизма на Северном Кавказе.

Практическое значение осуществленного исследования состоит в том, что его результаты позволяют понять историю становления суфизма в регионе, его идейные основания, а также особенности деятельности суфийских братств в современных условиях, что очень важно для практических целей, — использования возможностей традиционного ислама в организации противодействия радикалистским и экстремистским установкам и практике.

Апробация исследования. Полученные результаты исследования апробированы в ходе чтения спецкурсов студентам исторического факультета Чеченского государственного университета, на научных конференциях преподавателей вузов Чеченской Республики, на Всероссийском научном семинаре «Мусульманские духовные структуры» (7 декабря 2006 года, г. Ростов-на-Дону), а также в работе Всероссийской научно-теоретической конференции «Изучение культурного наследия народов России — актуальная задача» (8 декабря 2006 года, Дагестанский научный центр РАН, г. Махачкала).

По теме диссертации опубликованы 6 статей.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, использованных источников и литературы. Объем диссертации -165 страниц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе исследования идейно-философской эволюции суфизма, получившего распространение в системе культуры народов СевероВосточного Кавказа (Дагестана, Чечни и Ингушетии), диссертант значительное внимание уделил рассмотрению идейно-философских оснований и нравственно-гуманистического содержания суфизма. Для этих целей рассмотрены исторические аспекты появления и распространения в мусульманской культуре суфизма, на основе сопоставления различных определений выявлено его духовно-философское, нравственно-гуманистическое содержание. К этим содержательным компонентам относятся: вера в Бога, аскетизм, покой и щедрость души, безмятежность, мистицизм, любовь, пантеизм. С точки зрения суфизма спасение человека состоит в постижении «Истины» (Бога), но это возможно в том случае, если он совершает длительный путь очищения от пороков путем богоугодных поступков и приобретает духовно-нравственные качества.

Суфийское учение в ходе своего становления заняло прочное место в мусульманской культуре, оно оказывает существенное влияние на формирование религиозно-философского мировоззрения мусульман и даже немусульман. И в этот заключается его интегративная функция.

В диссертации раскрыты основные этапы становления учения накшбандийа в культуре народов Дагестана и Чечни. При этом рассмотрены исторические, религиозно-политические причины появления и распространения тариката накшбандийа-халидийа в начале 20-х годов XIX века в Дагестане, в своей основе являющегося аскетико-мистическим феноменом в мусульманской культуре. Начальный этап функционирования учения накшбандийа в Дагестане связан с деятельностью Мухаммада Ярагского, известного представителя мусульманского духовенства региона.

Второй этап функционирования этого учения связан с социальными и военно-политическими факторами. Это — классовое расслоение в Дагестане, феодализация дагестанского общества, приведшая к углублению внутренних имущественных противоречий, конфликтов, а также колониальная политика царизма и сопротивление кавказских горцев, сопровождавшегося радикализацией ислама.

В этот период М. Ярагский в своих проповедях обращается к газавату, что привело к резкой радикализации ислама, бытующего среди народов Северо-Восточного Кавказа. Таким образом, учение накшбандийа в Дагестане приобретает выраженный религиозно-политический характер, что особо проявилась в движении мюридизма, возглавленного Газимухаммадом и продолженного Шамилем. Как известно оба они были посвящены в тарикат накшбандийа, идеи этого учения они понимали и даже адаптировали к политической, социальной реальности региона.

Третий этап эволюции накшбандийа на Северо-Восточном Кавказе сопряжен с созданием Шамилем теократического государства — имамата. В ходе его организации, создания его политической структуры были использованы организационные принципы функционирования суфийских орденов, а также арабского халифата.

Суфийская культура на Северо-Восточном Кавказе проявляется через арабо-графические тексты, принадлежащие местным мусульманским теологам. В диссертации широко использованы такие тексты как «Райхан ал-хакаик ва-бустан ад-дакаик» Мухаммада ад-Дербенди, «Асар» Мухаммада Ярагского, «Адабуль-Марзия» Джамал-Эддина Казикумухского, «Книга воспоминаний» Абдурахмана Газикумухского (сына Джамал-Эддина Казикумухского), в которых изложены основы учений накшбандийа в их местной, региональной интерпретации.

Суфизм на Северо-Восточном Кавказе после поражения Шамиля и упадка накшбандийа получил развитие в учении кадирийа, появившегося в.

Чечне и распространившегося в Дагестане и Ингушетии, что связано с деятельностью чеченского суфия Кунта-Хаджи Кишиева. Социокультурные предпосылки его появления и распространения сопряжены с такими факторами. Антиколониальное движение Шамиля терпело поражение, уставшие от войны горцы более не воспринимали идеи мюридизма, а также идеи газавата, требующего борьбы до победного конца. Появление Кунта-Хаджи с новым учением, призывающим к терпению, прекращению кровопролития, переходу к мирной жизни, духовно-нравственному совершенству было позитивно воспринято горцами. Именно поэтому число сторонников учения кадирийа за короткий промежуток времени в Чечне, Дагестане и Ингушетии достиг пределов 6 тысяч человек.

На основе анализа арабо-графического текста «Учение хаджи из Илсхан-юрта», составленного и изданного местным арабистом М. Асхабовым, раскрыты основные религиозные нравственно-философские идеи Кунта-Хаджи Кишиева, имеющие гуманистическую ценность, призывающие верующих к милосердию, взаимной помощи, преодолению греховных наклонностей, духовному совершенствованию верующих. Раскрыта идейная и практическая эволюция тариката кадирийа, выявлены причины сегментации суфийских братств на Северном Кавказе (образование вирдовых групп), связанные с преследованиями власти, подавлением возмущений горцев, стремлением их лидеров создать свои духовно-религиозные системы, что часто приводило к межвирдовым столкновениям.

Об эволюционных изменениях в идеологии и практике суфийских братств на Северном Кавказе в 80−90-х годах XIX века свидетельствует процесс сегментации суфизма и образование накшбандийских и кадирийских институтов (вирдовых братств) в Чечне, что сопряжено с факторами утверждения царизма на Северном Кавказе, окончательным поражением сопротивления движения Шамиля и подавлением последующих восстаний горцев, преследованиями зикристских групп. В связи с этим их духовная деятельность приобрела закрытый характер. В этот период ими были сформулированы свои уставные, организационные и идейно-политические положения, позволяющие им адаптироваться в условиях наличия царской власти.

В эволюции регионального суфизма прослеживаются разновекторные ориентации, связанные с разными подходами к пониманию социокультурного бытия и отношения человека к Богу. Они выражены в отходе от социальной действительности, или в протесте, что проявляется через подчеркнутый аскетизм и мистицизм. Это, с одной стороны, а, с другой, в социально-политической активности, даже в политической борьбе, которая опиралась на идеологию газавата (священной войны). Подобные процессы заметны во всех странах, где происходили антифеодальные и антиколониальные выступления. Это имело место во многих мусульманских странах, где существовали суфийские братства.

Каждое суфийское братство, основанное на принципах основополагающего тариката, в ходе своего исторического развития претерпевает различные трансформации. В итоге он видоизменяется, часто приобретает противоположные черты. Подобная динамика характерна и для тариката накшбандийа, который в истоках своих являлся учением мирным, мистическим, социально пассивным. Но со временем он приобретает активный политический характер, превращается в радикалистскую религиозную систему, что подтверждается в различных мусульманских странах.

Если кадирийские (зикристские группы) находились в условиях подполья, то накшбандийские группы адаптировались к царской власти и эволюционировали от первоначально враждебного отношения к сотрудничеству.

Осуществленное исследование эволюции учения суфизма на СевероВосточном Кавказе основано на изучении не только соответствующей литературы по данной проблеме, что всегда обязательно для исследователя, но и использованием целого комплекса архивных документов, дореволюционных источников, а также на изучении переводов арабо-графических текстов, принадлежащих местным мусульманским богословам. Такой подход позволил диссертанту шире и глубже раскрыть поставленную цель и решить вытекающие из нее задачи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абу Хамид ал-Газали. Воскрешение наук о вере. М., 1980.
  2. Авиценна (Абу Али ибн Сина). Книга знания: Сочинения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.
  3. В. X. Суфизм в контексте арабо-мусульманской культуры. Диссерт. док-pa философ, наук. Ростов-на-Дону, 2005. — 390 с.
  4. Акты Кавказской археографической комиссии. Т. 1. Тифлис, 1866.
  5. Акты Кавказской археографической комиссии. Т. 2. Тифлис, 1868.
  6. Акты Кавказской археографической комиссии. Т. У1. Ч. 2. Тифлис,
  7. Алкадари Гасан-Эфенди. Асари-Дагестан. Махачкала, 1994.
  8. А. А. Мистика в христианской и мусульманской культурах: компаративистский подход. Автореф. док-pa филос. наук. Ростов-на-Дону: РГУ, 2000.
  9. Ю.Беннигсен Александр. Народное движение на Кавказе в XYIII в. // «Священная война» шейха Мансура (1785−1791 гг.). Малоизвестный период и соперничество в русско-турецких отношениях. Махачкала, без года изд.
  10. Боденштедт Фридрих. Народы Кавказа и их освободительные войны против русских / Библиотека фонда Шамиля. Махачкала, 1996.
  11. Большая Советская Энциклопедия. Т. 61. M.-JI., 1934. — С. 540.
  12. Броневский Семен. Новейшие географические и истороические известия о Кавказе. М., 1823. — 465 с.
  13. И.Волконский Н. А. Война на восточном Кавказе с 1824 по 1834 г. в связи с мюридизмом // Кавказский сборник. Т. X. Тифлис, 1886.
  14. В. Ю. За частоколом мюридизма. Грозный, 1987.
  15. Газимухаммад и начальный этап антифеодальной и антиколониальной борьбы народов Дагестан и Чечни. Материалы Международной научной конференции 13−14 октября 1993 г. -Махачкала, 1997. 240 с.
  16. Гаджи-Али. Сказание очевидца о Шамиле // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. VII. Тифлис, 1873.
  17. Государственный архив Калужской области. Ф. 785. О. 1. Д. 315. Л. 16.
  18. Государственный архив Российской Федерации. Департамент полиции. 5-е производство. № 635. Часть. 2. JI. 1.
  19. Г. А. Переселение горцев. Материалы по истории горских народов. Ростов-Дон, 1925. — 2002 с.
  20. Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20−50 гг. XIX века. Сборник документов. Махачкала, 1959. — 783 с.
  21. Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. Т. 1.-СП6., 1871.-640 с.
  22. А. П. Ермолова. 1798 1826 гг. — М.: Высш. шк., 1991.-463 с.
  23. Записки штабс-капитана генштаба Пружановского «О начале и развитии мюридизма или духовной мусульманской войны в
  24. Дагестане и Чечне с 1823 по 1843 год» / Рукописный фонд Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН. Ф. 1. О. 1. J1.
  25. А.П. Учение «зикр» и его последователи в Чечне и Аргунском округе // ССКГ. Выпуск 2. Тифлис, 1869.
  26. Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Вып. 1. М., 1998.
  27. Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991. — 315 с.
  28. История Дагестана с древнейших времен до XX века / Ин-т истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН. М.: Наука, 2005. — 627 с.
  29. История народов Северного Кавказа. Конец XVIII века 1917 год. -М., 1988. -659 с.
  30. Исторические связи народов Дагестана и Чечни. Научно-практическая конфренеция. Тезисы докладов. Махачкала, 2006. -108 с.
  31. Кавказская война: Спорные вопросы и новые подходы. Тезисы докладов Международной научной конфренции / Институт истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, Институт российской истории. Махачкала, 1998 — 124 с.
  32. Кавказский сборник. Т. X. Тифлис, 1886. — 608 с.
  33. Казикумухский Джемаледдин. Адабуль-Марзия. Учение о тарикате // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. II. Тифлис, 1869.
  34. Канцелярия начальника Терской области // Центральный государственный архив Северной Осетии-Алании. Ф. 12. О. 6. Д. 1236.
  35. П.И. Восстание в Чечне и Дагестане в 1877—1878 гг.. -СПб, 1912.-95 с.
  36. Коран. Первод И. Ю. Крачковского. М., 1990. — 400 с.
  37. У. Чеченской племя // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 6. Тифлис, 1872.
  38. Ф. И. Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Выпуск 1. Нальчик: Изд. центр «Эль-Фа», 2002. — 344 с.
  39. Ф. И. Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Выпуск 2. Нальчик: Изд. центр «Эль-Фа», 2002. — 318 с.
  40. М. Г. Социальная и религиозно-философская мысль Чечни в начале XX века. Дисс.-я канд. филос. наук. М.: МГУ, 2003. -180 с.
  41. М. Мюридическая секта на Кавказе // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Выпуск 24. -Тифлис, 1898.
  42. Е. Чеченцы. Историко-географический статико-экономический очерк // Терский сборник. Вып. III. Кн. II. -Владикавказ, 1893.
  43. Мухаммед Тахир аль-Карахи. Блеск дагестанских шашек в неокторых битвах Шамиля. Ч. 2. Махачкала, 1990. — 126 с.
  44. Нурбахш Джавад. Рай суфиев. М., 1995. — 112 с.
  45. М. Кавказ с 1841 по 1866 год. СПб., 2003.
  46. Очерки истории Чечено-Ингушской АССР. Т. 1. Грозный, 1967.
  47. А. Д. Мюридизм и народно-освободительное движение адыгов Северо-Западного Кавказа (1829−1864). Автореф. дисс. насоиск. уч. ст. канд. ист. наук. М.: Институт российской истории, 1994.-25 с.
  48. Ш. Ю. Кавказский мюридизм в Дагеатане и Чечне: возникновение, становление, развитие (1821−1838). Автреф. дисс. канд. ист. наук. Махачкала, 2002. — 24 с.
  49. Письма Шамиля. Махачкала: ДНЦ РАН, 1997. — 294 с.
  50. Позднев Петр. Дервиши в мусульманском мире. Оренбург, 1886.
  51. В.А. Кавказская война: в 5 т.- Т. 5: Время Паскевича. -Ставрополь, 1994. 400 с.
  52. Поучения достойного шейха и совершенного устаза Кунта-Хаджи Чечеснкого.// Вестник МГУ. Серия 132. Востоковедение. 2001. -№ 4.-С. 99−112.
  53. А. Кодкс Шамиля // Военный сборник. Т. XXIII. СПб, 1862.
  54. А. Записки о Шамиле. М., 1989. — 176 с.
  55. А. Мюридизм и газават по объяснению Шамиля. -Мхачкала, 1996. 96 с.
  56. Русско-дагестанские отношения в XVIII конце XIX вв. — М.: Наука, 1988.-С. 264−265.
  57. Русское Слово. -1912.-17 апреля.
  58. С. М. Культ святых и сособеннотси его проявления в исламе. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Махачкала, 1997. — 24 с.
  59. Сборник сведений о кавказских горцах. Выпуск И. Тифлис, 1869.
  60. Тахир Мухаммед. Три имама. Махачкала, 1990. — 100 с.
  61. Терский сборник. Вып. №. Кн. 2. Владикавказ, 1893.
  62. Утверждение русского владычества на Кавказе. Том III. Тифлис, 1904. -534 с.
  63. Челеби Эвлия. Книга путешествий. Ч. 2. М., 1979.
  64. А. Д. Суфизм и идеология национально-освободительного движения. Алма-Ата, 1975.
  65. Яхиев С.-У. Г. Суфизм на Северном Кавказе: история и современность. Автореф. дисс.канд. филос. наук.-М.: МГУ, 1995.
  66. Шах Идрис. Суфизм. -М.: Клышников, Комаров и К0,1994.-446 с.
  67. С. С. Историческая записка об управлении Кавказом. В 2 т. Т. 1.-Тифлис, 1907.1. Монографии
  68. М. А. Из истории философской и общественно-политической мысли Дагестана. Махачкала: МРИП «ЮПИТЕР», 1993.-352 с.
  69. М. А. Суфизм и его разновидности на Северо-Восточном Кавказе. Махачкала: Изд. дом «Новый день», 2000. — 248 с.
  70. А. В. Ислам на Северном Кавказе. Ставрополь. — 1984. -288 с.
  71. А. Мемуары. Frankfurt/Main. Посев, 1983.
  72. А. Г. Философия совести. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1995. -336 с.
  73. А. Магомед Ярагский. Махачкала, 1996.
  74. Т. М., Дадаев Ю. У., Омаров X. А. Восстания дагестанцев и чеченцев в послешамилевскую эпоху и имамат 1877 года. -Махачкала, 2001.-280 с.
  75. В. X. Шейх Кунта-Хаджи: жизнь и учение / НИИ Гуманитарных наук. Грозный, 1994. — 128 с.
  76. В. X. Ислам: социокультурная реальность на Северном Кавказе. Ростов-на-Дону, 2004. — 248 с.
  77. В. X., Вок Г. Б., Керимов М. М. Ислам в Чечне (традиции и современность) / Чеченский государственный университета,
  78. Независимый гуманитарный институту Чеченской Республики, Чеченское отделение Философского общества России. Грозный, 2006. — 82 с.
  79. А. К. Эпоха классического ислама на Кавказе: Абу Бакр ад-Дарбанди и его суфийская энциклопедия «Райхан ал-хакаик» (XI-XII вв.) М.: Вост. лит., 2003. — 848 с.
  80. Ш. Б. Шейх Мансур. Грозный: Книга, 1991. — 288 с.
  81. М. А. Россия и ислам. Т. II. М., 2002.
  82. М. М., Дегоев В. В. Кавказская война. М.: Росет, 1994. — 592 с.
  83. Боденштедт Фридрих. Народы Кавказа и их освободительные войны против русских. Махачкала, 1996. — 40 с.
  84. Блиев Марк. Россия и горцы Большого Кавказа. На пути к цивилизации. М., 2004.
  85. С. К. Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля.-М.-Л., 1939.
  86. JI. С. История религий Вотсока (религиозно-культурные традиции и общество). М.: Высшая школа, 1983. — 368 с.
  87. Гайнутдин Равиль, муфтий. Ислам в современной России. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. — 320 с.
  88. М. Шамиль Мусульманское сопротивление царизму. Завоевание Чечни и Дагестан. М.: КРОН-ПРЕС, 1998. — 512 с.
  89. Ш. А. Северный Кавказ в период «проконсульства» А.П. Ермолова (1816−1827). Монография. Нальчик: Эль-Фа, 2003. — 384 с.
  90. Ш. А. Россия и Чечня в первой четверти XIX века. Монография. Нальчик, 2003. — 448 с.
  91. Ш. Северный Кавказ в политике России в начале XIX века (1801−1815 годы). Монография. Нальчик: Эль-Фа, 2004.-489 с.
  92. М. М. Национально-освободительная и классовая борьба народов Дагестан в 60−70-е годы XIX века. Махачкала, 1997.
  93. М. М. Дагестан в истории Кавказа и России (проблемы, поиски и этюды). Махачкала, 2004. — 608 с.
  94. Н. П. Экономическое развитие в Чечено-Ингушети в пореформенный период (1861−1900 гг.) Грозный, 1963.
  95. Н. П. Классовая и антиклассовая борьба крестьян Чечено-Ингушетии на рубеже XIX—XX вв.еков. Грозный, 1977.
  96. А. А. Велики моралисты. М., 1995. — 351 с.
  97. П.С. Культурология. М., 2000. — 290 с.
  98. В. В. Имам Шамиль: пророк, властитель, воин. М.: SPSL- «Русская панорама», 2001. — 374 с.
  99. В. В. Большая игра на Кавказе: история и современность. М., 2003.
  100. В. В. Большая игра на Кавказе: история и современность. М.: SPSL — «Русская панорама», 2003. — 512 с.
  101. В. А. Исламский мистицизм и его влияние на население. СПб.: СПбГУ, 1995. — 77 с.
  102. М. Д. Шейх Али Митаев: патриот, миротворец, политик. М., 2005. — 192 с.
  103. А. А. Зеркало ислама. М., 2004.
  104. Исаев С.-А. А. Народные восстания в Чечне в 60−70-х гг. XIX века. М., 1999.- 154 с.
  105. Казем-Бек М. Мюридизм и Шамиль. Махачкала, 1990.
  106. Кандур Мухадин. Мюридизм. История Кавказских войн (1819−1859).-Нальчик, 1996.-310 с.
  107. П. И. Восстание в Чечне и Дагестане в 1877—1878 гг..-СПб, 1912.-95 с.
  108. И. Ю. Ислам в Южной Азии: мечом и молитвой. СПб.: «Азбука-классика" — «Петербургское востоковедение», 2005. — 256 с.
  109. JI. Н. Славный Бейбулат. Грозный: Чеч.-Ингуш. Изд.-полиграф, объедин. «Книга», 1991. — 176 с.
  110. Р. М. Россия и Дагестан. Махачкала, 1987.
  111. Р. М. Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля. Махачкала, 1991. — 134 с.
  112. А. Исламская альтернатива и исламский проект. -М.: Изд-во «Весь Мир», 2006. 221 с.
  113. Т. Т. Восстание горцев в Чечне в 1877 г. Грозный, 1968.
  114. И. П. Ислам в Иране в УН-ХУ веках. JL, 1966.
  115. Н. И. Кавказские войны и имамат Шамиля. М., 2000.
  116. С. М. Ислам как идеологическая система. М.: Вост. лит., 2004.-471 с.
  117. X. X., Рамазанов А. X. Ярагский Мухаммад -идейный вождь освободительной борьбы народов Кавказа. -Махачкала, 1996.
  118. М. А. Ислам классический. СПб, 2003. — 224 с.
  119. А. Мюридизм и газават по объяснению Шамиля. -Махачкала, 1996.
  120. А. В. Ибн-Сина (Авиценна). 2-е изд. — М., 1985.
  121. А. В. Великий шейх суфизма (опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби). М., 1993.
  122. Н. А. Политика России на Кавказе в XVI—XIX вв.. -М., 1958.
  123. Н. А. Мюридизм на Кавказе. М., 1963. — 244 с.
  124. В. В. Средневековая философия. М., 1979.
  125. М. Т. Философские аспекты суфизма. М., 1989.
  126. М. Т. Мусульманские концепии в философии и политике (XIX XX вв.). — М.: Наука, 1989. — 248 с.
  127. М. Т. Мир Востока: Философия: Прошлое, настоящее, будущее / Ин-т философии. М.: Вост. лит., 2005. — 375 с.
  128. Сурдель Доменик. Ислам. М., 2004.
  129. А. X. Духовные башни ингушского народа: Сб. ст. и материалов о народе. Культуре. Саратов, 1997. — 296 с.
  130. Дж. С. Суфийские ордены в исламе, М.: Наука, 1989.-328 с.
  131. М. Религия. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. — 320 с.
  132. Е. А. История средневековой арабо-исламской философии / Институт философии РАН. М., 1995.
  133. А. А. Суфийская ритуальная практика (на примере братства накшбендийа). Санкт-Петербург, 1996.
  134. А. А. Суфизм. СПб., 2003. — 224 с.
  135. Цаликов Ахмед. Избранное. Владикавказ, 2002.
  136. С. Ц. Эволюция основных течений ислама в Чечено-Ингушетии. Грозный, 1985. — 32 с.
  137. Г. Б. Арабоязычная философия средневековья и классическая традиция (начальный период). М., 1979.- 152 с.
  138. Шиммель Аннемари. Мир исламского мистицизма. М., 2000.
  139. А. Р. Ислам в средневековом Дагестане. -Махачкала, 1969.
  140. А. Р. Эпиграфические памятники Дагестана. М., 1984.
  141. А. Р., Тагирова Н. А., Гаджиева Д. X. Арабская рукописная книга в Дагестане. Махачкала: ГУП «Даг. Кн. Изд-во», 2001.-256 с.
  142. В. Карл. Суфизм. М., 2002. — 320 с.
  143. А. Д. Суфизм и идеология национально-освободительного движения. Алма-Ата, 1975. — 176 с.
  144. Nicholson R. A. The mystics of islam. London, 1914.1. Сборники и статьи
  145. В. X. Суфийская культура на Северном Кавказе // Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 2428 мая 2005 г.): В 5 т. Т. 4. М.: Современные тетради, 2005. — С. 626.
  146. В. X. Ислам в Чечне: традиции и современность // Чеченская Республика и чеченцы: история и современность: материалы Всероссийской научной конференции. Москва, 19−20 апреля 2005 года. -М.: Наука, 2006. С. 88−101.
  147. В. X. Религиозно-нравственные воззрения шейха Кунта-Хаджи Кишиева // Из истории ислама в Чечено-Ингушеитии / НИИ Гуманитарных наук Чеченской Республики. Грозный, 1992. — С. 45−52.
  148. В. X., Абдуллаева Э. С. Синкретический характер духовной культуры чеченцев // Исторические связи народов Дагестана и Чечни. Научно-практическая конфренеция. Тезисы докладов. Махачкала, 2006. — С. 16−18.
  149. В. X. Религиозно-нравственное учение чеченского суфия Кунта-Хаджи Кишиева // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 1995.- № 3.
  150. В. X. Имам Алибек-Хаджи Зандакский // Грозненский рабочий. 1998. — 1−7 января.
  151. В. X. Суфизм и ваххабизм на Северном Кавказе / Издание Института этнологии и антропологии РАН. М., 1999. — 28 с.
  152. В. X. Чеченский суфий Бамат-Гирей-Хаджи: жизнь и духовный путь // Известия высших учебных заведений. СевероКавказский регион. Общественные науки. 2003. — № 3. — С. 33−39.
  153. В. X. Дени Арсанов (шейх, патриот, дипломат) // Вайнах. 2003. — № 1.-С. 39−45.
  154. В. X., Акаева К. В. Социокультурные и этнопсихологические особенности чеченского этноса // Мир этноса: процессы самоорганизации социальных и этнических систем. -Нальчик, 2005.-С. 166−174.
  155. В., Солтамурадов М. Религиозно-политический характер восстания 1877 года в Дагестане и Чечне // Вайнах. 2005. — С. 5860.
  156. В. X. Идеи ненасилия на Северном Кавказе // Идея ненасилия в XXI веке / Сб. научных докладов к Международному симпозиуму-диалогу светских и религиозных ученых «Идея ненасилия и ее пределы» (Пермь, 24 025 мая 2006 г.) Пермь, 2006. -С. 215−221.
  157. А. Г. Очерк горских народов правового крыла Кавказской линии // Русские авторы о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. Т. 2. Нальчик, 2001.
  158. Ш. Б. Об истоках антифеодального движения горцев в Чечне в конце ХУШ в. // Статьи и материалы по истории Чечено-Ингушетии. Т. IX, вып. III. Грозный, 1974.
  159. М. Шамиль об истоках кавказского мюридизма // Восток. 1995.-№ 5.-С. 49−56.
  160. М. К вопросу о характере движения мюридизма и Шамиля // Большевик. 1950 — № 13.
  161. М. И. Философия суфизма о человеческом познании // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2001. — № 3.
  162. М. В. Религиозная ситуация в Дагестане: взаимопонимание и противоречия // Религиозный фактор в жизни современного дагестанского общества: Материалы Республиканской научно-практической конференции (27 октября 2000 г.). -Махачкала, 2002.
  163. Н. Н., Виноградов В. Б. Лозунг чистоты ислама и народная культура (на примере Чечни первой половины XIX в.) // Кавказский сборник. Т. 1 (33). М.: НП ИД «Русская панорама», 2004.-С. 130−136.
  164. В. Б., Межидов Д. Д., Успаев Г. И. Религиозные верования в дореволюционной Чечено-Ингушетии. Грозный, 1981.
  165. Гапуров Шахрудин. Методы колониальной политики царизма в Чечне в первой половине XIX века // Чечня и Россия: общества и государства. -М.: «Полинформ-Талбури», 1999. С. 113−127.
  166. А. Суфийские братства на Северном Кавказе: основные этапы развития // Вестник МГУ. Востоковедение. 1997. -№ 4.-С. 28−36.
  167. А. М. Из чеченского религиозного поэтического наследия: назмы духовные песнопения в обрядовой практике суфиев // Вестник МГУ. Востоковедение. — 1998. — № 4. — С. 75−83.
  168. В. В. Кавказ в составе России: формирование имперской идентичности (первая половина XIX века) // Кавказский сборник. Т. 1 (33). М.: НП ИД «Русская панорама», 2004. — С. 2847.
  169. Г. А. Из истории совместных антиколониальных выступлений дагестанцев и чеченцев в первой полвине 20-х годов XIX в. // Исторические связи народов Дагестана и Чечни. Научно-практическая конфренеция. Тезисы докладов. Махачкала, 2006. -С. 58−59.
  170. Г. В. Основные проблемы региональной культуры // Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 2428 мая 2005 г.): В 5 т. Т. 4. М.: Современные тетради, 2005. — С. 631−632.
  171. Г. В. Культура // Глобалистика: Энциклопедия. М.: ОАО Изд-во «Радуга», 2003. — С. 493−496.
  172. Зелькина Анна. Ислам в Чечне до российского завоевания // Чечня и Россия: общества и государства. М.: «Полинформ-Талбури», 1999.-С. 40−62.
  173. Зелькина Анна. Браство накшбандийа на Северном Кавказе. Еретическая секта или поборник «истинного ислама»? // Вестник Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН. 2006. — 1 (5).-С. 46−57.
  174. Ибрагимова 3. X. Кунта-Хаджи // Вопросы истории. 2005. — № 12.-С. 127−134.
  175. Икбал Мухаммад. Суфизм и концепция «совершенного человека» // История современной зарубежной философии: компаративистский подход. СПб., 1997. — С. 136−142.
  176. Н. М. Роль ислама в освободительном движении горцев в 20−50-х гг. XIX в. // Исторические связи народов Дагестана и Чечни. Научно-практическая конфренеция. Тезисы докладов. -Махачкала, 2006. С. 75−77.
  177. А. Д. Учение Ибн Араби в поздней мусульманской традиции // Суфизм в контексте мусульманской культуры. М.: Наука. Главн. ред. восточн. лит-ры, 1989. — С. 6−19.
  178. А. В. Тарикат // Кавказский сборник. Т. 1 (33). М.: НП ИД «Русская панорама», 2004. — С. 137−148.
  179. А. Е. Низами и его соврменники. Баку: Изд-во «Элм», 1981.-488 с.
  180. Культурология: Учебное пособие для студентов вфысших учебных заведений / Под научн. ред. проф. Г. В. Драча. Изд. 8-е. -Ростов н/Д: Феникс, 2005. 576 с.
  181. Кухарчук Александр. Барятинский // Родина. 2000. — № 1 -2.
  182. С. А., Яхиев С.-У. Г. Суфизм: философские аспекты исламского мистицизма // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 1999. — № 4.
  183. С. А., Яхиев С.-У. Г. Философские аспекты суфизма // Азия и Африка сегодня. 2000. — № 4.
  184. Р. М. У истоков имамата // Газимухаммед и начальный этап антифеодальной и антиколониальной борьбы народов Дагестана и Чечни. Материалы Международной научной конференции 13−14 октября 1993 г. Махачкала, 1997.-С. 18−25.
  185. Д. В. Официальный и неофициальный ислам в Дагестане. М., 2000.
  186. Т. Т. Восстание горцев в Чечне в 1877 г. Грозный, 1968.-42 с.
  187. Мугадиев 3. Д. Северокавказский мюридизм: история и современность. Автореф. дисс. на соискание учен, степени канд. филос. наук. Махачкала, 1989.
  188. М. Зикризм и его социальная сущность. -Грозный, 1971. -34 с.
  189. Наср Сейид Хосейн. Суфизм в ретроспективе // История современной зарубежной философии: компаративистски подход. -СПб., 1997.-С. 143−149.
  190. Нунуев С.-Х. М. Об особенностях ислама в Чечне // Чеченская Республика и чеченцы: история и современность: материалы Всероссийской научной конференции. Москва, 19−20 апреля 2005 года. М.: Наука, 2006. — С. 531−534.
  191. Олейников Дмитрий. Большая Кавказская война // Родина. Спецвыпуск. 2000. — № 1−2. — С. 50−57.
  192. В. В. Суфийские братства в общественно-политической жизни исламского мира (50-е 90-е годы) // Ислам и политика (взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в Центральной Азии). — М., 2001.
  193. Н. И. Мюридизм у власти // Историк-марксист. -1934.-№ 2.
  194. Родина. Спецвыпуск. 2000. — № 1 -2.
  195. Г. М. Шейх и Муршид Мухаммед ал-Яраги // Газимухаммад и начальный этап антифеодальной и антиколониальной борьбы народов Дагестан и Чечни. Материалы Международной научной конференции 13−14 октября 1993 г. -Махачкала, 1997. С. 58−65.
  196. Саидов М.-С. Рукопись Абубакра Мухаммада, сына ал-Фараджа ад-Дербенди «Райхан хакаик ва бустан ад-дакаик (Базилик сад истин и сад тонкостей)» // Рукописная и печатная книга в Дагестане. Состав. А. А. Исаев. Махачкала, 1991.
  197. Саракаев Ибрагим-Бек. По трущобам Чечни. Владикавказ: Электро-Типография А. Г. Габисова, 1913. — 35 с.
  198. А. Бухарский шейх Баха-уд-Дин // Суфии: Собрание притч и афоризмов. М., 2002.
  199. .В. Социальный характер движения имама Мансура // Известия 2-го Северокавказского педагогического института. -Ордженикидзе, 1932.
  200. Суфийская мудрость / Сост. В. В. Лавский. Мн.: ИП «Лотаць», 1998.-398 с.
  201. Суфии: Собрание притч и афоризмов. М., 2002. — 640 с.
  202. Тахо-Годи А. А. Восстание Чечни и Дагестан в 1877 года // Советский Дагестан. 1999. — № 1−2.
  203. В. Н. Ибн Сина. М., 1969. — 127 с.
  204. А. В. Возникновение мюридистского движения на Кавазе и его социальные корни // История СССР. 1960. — № 5.
  205. Е. А. История средневековой арабо-исламской философии. М., 1995.
  206. Е. А. Опыт осмысления индивидуальности в арабо-исламской религиозно-философской мысли // Историко-философский ежегодник, 1995.-М., 1996.
  207. К. Суфизм и борьба горцев И Кавказская война: Спорные вопросы и новые подходы. Тезисы докладов Международной научной конфренции / Институт истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, Институт российской истории. -Махачкала, 1998.-С. 55−58.
  208. К. М. Тарикаты в Дагестане // Алимы и ученые против ваххабизма. Махачкала, 2001. — С. 121−129.
  209. А. А. Суфизм. М., 2003.
  210. Чечня и чеченцы в материалах XIX в. Сост. Я. 3. Ахмадов, И. Б. Мунаев. Элиста, 1990. — 108 с.
  211. Чеченская Республика и чеченцы: история и современность: материалы Всероссийской научной конференции. Москва, 19−20 апреля 2005 года. М.: Наука, 2006. — 575 с.
  212. Г. О проблемах историографии средневековой арабской философии // Средневековая арабская философия: Проблемы и решения. М., 1998.
  213. Яковлев Лео. Суфии, кто они? // Суфии: собрание притч и афоризмов. М., 2002.
  214. Hodgson G. The Venture of islam: Conscience and History in World Civilization. V. 2. The Expansion of islam in the Middle Periods. Chicago & London, 1974.
  215. Lemercier-Quelgujay Chantal. Sufi Asiaan Survey. Vol. 2. -Oxford, 1983. № 4. P. 6.
Заполнить форму текущей работой